Олимпиадные задания по истории 6. Задания для школьного этапа олимпиады по истории (6 класс)

II муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории учебного года, 6 класс

Максимальное количество баллов – 38.

Выполните тестовые задания

Выберите один правильный ответ.

А1. Укажите, к какому периоду относится заселение славянами Восточно-Европейской равнины (1 балл):

А) I-II вв.; Б) III-V вв.; В) VI-VIII вв.; Г) IX-X вв.

А2. Одной из причин принятия христианства на Руси стало (1 балл):

А) начало раздробления русских земель;

Б) народные восстания;

В) необходимость укрепления власти киевского князя;

Г) призвание новгородцами варяжских князей.

А3. Какое из перечисленных событий относится к XII в. (1 балл)?

А) битва на Калке;

Б) объединение Киева и Новгорода под властью Олега;

В) разгром Хазарского каганата князем Святославом;

Г) написание «Повести временных лет».

А4. Ханская грамота, дающая право русским князьям властвовать в своих княжествах в период ордынского владычества на Руси, называлась (1 балл):

А) ярлык; Б) выход; В) численник; г) баскак.

А5. С нашествием Батыя на Русь связано следующее событие (1 балл):

А) битва на Чудском озере;

Б) разорение Рязани;

В) стояние на реке Угре;

Г) Невская битва.

А6. Прочтите отрывок из летописи и укажите имя князя, о котором идет речь в документе (1 балл).

«Заложил ˂…˃ великий город (городские стены) Киев, у того же города Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, Премудрости Божьей.

Он любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил её иконами бесценными, и золотом, и серебром, и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время».

А) князь Олег;

Б) Владимир Святославович;

В) Ярослав Мудрый;

Г) Мстислав Великий.

А7. Укажите одно из последствий ордынского владычества на Руси (1 балл):

А) начало политической раздробленности на Руси;

Б) утрата многих ремесел;

В) полное истребление православного духовенства;

Г) окончательное закрепощение крестьян.

А8. Республиканская форма правления в начале XII в. сложилась в (1 балл):

А) Новгороде; Б) Владимире; В) Киеве; Г) Москве.

Выберите несколько правильных ответов:

А9. Укажите соседей восточных славян (2 балла):

А) финно-угры;

Б) франки;

В) хазары;

Д) вестготты.

А10. Выберите из списка и укажите произведения культуры, относящиеся к XII - XIII вв (2 балла):

А) «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона;

Б) Десятинная церковь в Киеве;

В) «Поучение детям» Владимира Мономаха;

Г) храм Покрова на Нерли;

Д) Софийский собор в Киеве.

Б1. «Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны, - напишите «нет»: (За каждое правильное утверждение – 1 балл)

А. В 980 г. Владимир Святославович провел первую религиозную реформу. ____________

Б. Картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных разноцветных камешков называются фресками. __________________

В. Московский князь Дмитрий Иванович Донской был внуком Ивана Калиты. __________

Г. В Невской битве князь Александр сражался со шведами. __________________________

Б2. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности букв в таблице (Без ошибок – 2 балла, 1 ошибка – 1 балл):

А. Ледовое побоище

Б. Крещение Руси

В. Куликовская битва

Г. Сражение на Калке

Д. Любечский съезд князей

Б3. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее подчеркните и дайте краткое обоснование (что объединяет остальные понятия или имена?).

За каждый правильный ответ 2 балла (лишнее слово и обоснование)

А. Поляне, древляне, рядовичи, дреговичи, полочане. _____________________________________________________________________________

Б. Ярило, Перун, Стрибог, Велес, Синеус.

_____________________________________________________________________________

Б4. Установите соответствие между описанием ювелирной техники Древней Руси и её названием: (За каждое правильное соответствие – 1 балл):

Орнамент на изделие напаивается в виде мелких золотых или серебряных шариков

На металлический фон напаивается узор из золотой или серебряной проволоки

Изделие подвергается обжигу, после чего на поверхности металла проступает серый или черный рисунок

Перегородчатая эмаль

Узор образуется тонкими металлическими перегородками и заполняется эмалью

Б5. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. (По 2 балла)

А. 1223 г., 1240 г., 1242 г., 1380 г., _____________________________________________________________________________

Б. Посадник, тысяцкий, архиепископ , князь _____________________________________________________________________________

В. Закуп, холоп, рядович _____________________________________________________________________________

Анализ исторической ситуации.

Гонец доставил новгород-северскому князю Святославу послание от его союзника – князя суздальского. В послании его приглашали на встречу для переговоров в небольшой город на границе Суздальского княжества: «Приди, ко мне, брате, в Москов».

С1. Укажите имя суздальского князя, который отправил приглашение о встрече с союзником в Москве. – 2 балла.

С2. Укажите век или год, когда произошло описанное событие.- 2 балла

С3. Как называется период русской истории, когда произошло это событие? – 2 балла

Ответы на олимпиадные задания по истории 6 класс.

За каждый правильный ответ один балл.

Всего – 12 баллов.

А – «да»; Б - «нет»; В - «да»; Г - «да». – 4 балла.

Б, Д, Г, А, В. Если нет ошибок - 2 балла, одна ошибка – 1 балл.

А. Рядовичи, остальные, союзы восточных славян.- 2 балла, если только слово – 1 балл

Б. Синеус, остальные языческие боги славян.- 2 балла, если только слово – 1 балл

1Б; 2А; 3Г; 4В. – 4 балла

А. Годы битв русских князей с захватчиками в период раздробленности русских земель – 2 балла

Б. Выборные должности в Новгороде – 2 балла;

В. Зависимое население в Древней Руси - 2 балла

Всего – 20 баллов

С1. – 2 балла

С2. – XII век или 1147 год – 2 балла

С3. – Период феодальной раздробленности – 2 балла.

Всего – 6 баллов.

Максимальное количество баллов – 38 .

Использованная литература:

1. Данилов с древнейших времен до конца XVI в. Учебник для 6 класса. СФЕРЫ. М., «Просвещение», 2011г.

2. ФИПИ. Государственная итоговая аттестация. Тематические и типовые экзаменационные варианты. Под ред. А, М., Национальное образование, 2012 г.

ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ

СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Школьный тур

Задание № 1. Проанализируйте исторический источник и ответьте на вопрос .

В каком городе жил Перикл? Почему этот город он назвал «школой всей Эллады»? Каким образом жители этого города могли проявить себя? (5 баллов)

Задание № 2. Выберите верный ответ (по 1 баллу)

  1. Толчком к Великому переселению народов послужило вторжение из глубин Азии кочевников:

А. вандалов Б. остготов В. вестготов Г. франков Д. гуннов.

А. в 780 г. Б. в 910 г. В. в 800 г. Г. в 810 г.

А. на верхней Б. на самой нижней В. не входили в феодальную лестницу

Б. натуральным хозяйством Г. феодальным общественным строем

А) принятие франками христианства Б) создание Франкской империи В) распад Франкской империи

А) вестготы Б) остготы В) франки Г) норманы

7.Соотнесите понятия и их определения:

3) барщина

Задание № 3.

1. В каком городе находился самый большой и прекрасный храм раннего Средневековья?

(1 балл)

3. Мог ли барон, давший клятву верности герцогу, считаться вассалом короля? (1 балл)

Задание № 4.

Александр Македонский

Ашшурбанапал

Константин

Октавиан Август

Соломон

Хаммурапи

Царевич Гаутама

7. Военный поход в Индию

Цинь Шихуан

Юлий Цезарь

9. Установление империи

Задание № 5.

(8 баллов)

Пророка Мухаммеда.

ОТВЕТЫ

К ОЛИМПИАДЕ ПО ИСТОРИИ

СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Школьный тур

Задание № 1. Проанализируйте исторический источник и ответьте на вопрос.

Выдающийся древнегреческий политик Перикл так сказал о своём городе: «Наше государство является школой всей Эллады, и каждый из нас может с лёгкостью проявить свою личность в самых различных жизненных условиях».

В каком городе жил Перикл? Почему этот город он назвал «школой всей Эллады»? Каким образом жители этого города могли проявить себя? (5 баллов) - Афины

Задание № 2. Выберите верный ответ. (по 1 баллу)

1.Толчком к Великому переселению народов послужило вторжение из глубин Азии кочевников:

А. вандалов Б. остготов В. вестготов Г. франков Д. гуннов.

2. В каком году Карл Великий был провозглашен императором?

А. в 780 г. Б. в 910 г . В. в 800 г. Г. в 810 г.

3. На какой ступени феодальной лестницы находились крестьяне?

А. на верхней Б. на самой нижней В. не входили в феодальную лестницу

4. Устройство общества, при котором основными группами являются сеньоры и крестьяне, а земли находятся в руках сеньоров, называется …

А. средневековой цивилизацией В. аграрной цивилизацией

Б. натуральным хозяйством Г. феодальным общественным строем

5. Верденский договор (843г.) закрепил:

А) принятие франками христианства Б) создание Франкской империи В) распад Франкской империи

6. Какое германское племя в основном заселяло Скандинавский полуостров:

А) вестготы Б) остготы В) франки Г) норманы

7.Соотнесите понятия и их определения: 3 балла

1) оброк А) земли, пожалованные в наследственное владение сеньором своему вассалу

2) феод Б) принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала

3) барщина В) сбор продуктов или денег феодалом с зависимых крестьян

1А, 2А, 3Б

Задание № 3. Ответьте на вопросы (по 1 баллу)

1. В каком городе находился самый большой и прекрасный храм раннего Средневековья? (Париж)

2.Чем отличались варяги от норманнов и викингов? (1 балл)

3. Мог ли барон, давший клятву верности герцогу, считаться вассалом короля? (1 балл) (Нет)

Задание № 4. Соотнесите имя правителя с историческим фактом. (9 баллов)

Александр Македонский -7

1. Организация библиотеки глиняных книг

Ашшурбанапал - 1

2. Создание древнейших законов

Константин - 8

3. Строительство самой длинной стены

Октавиан Август - 6

4. Создание новой религии - буддизма

Соломон - 5

5. Строительство храма бога Яхве в Иерусалиме

Хаммурапи -2

6. Захват единоличной власти в Риме

Царевич Гаутама -4

7. Военный поход в Индию

Цинь Шихуан -3

8. Разрешение христианам открыто молиться

Юлий Цезарь -9

9. Установление империи

Задание № 5. Соотнесите понятия и их значения. Ответ напишите в таблицу.

(8 баллов)

1.Натуральное хозяйство А. Речь на религиозно-нравственную тему.

2. Проповедь Б. эпоха в истории человечества между древним миром и новым временем

3. Средневековье В. Хозяйство, в котором все необходимое производится в данной местности

и расходуется на собственное потребление населения данной местности.

4. Ислам Г. Сложный узор, созданный на основе математического расчета.

5. Фреска Д. Роспись, выполненная на стене или потолке храма по сырой штукатурке.

6. Монастырь Е. Северные германцы, норвежцы, шведы, датчане.

7. Норманны Ж. Религия многих народов Востока, связанная с верой в Аллаха и его

Пророка Мухаммеда.

8. Арабеска З. Местопребывание монахов, комплекс зданий, обнесенных высокой стеной.

Всего баллов 34



Школьный тур олимпиады по истории 6 класс

Задание 1.

В описании владений одного монастыря в X в. сказано, что крестьянин имеет полный надел земли. Он платит за него одну свинью, фунт льна, трёх кур, 18 яиц. Согласно обычаю, в течение недели пасёт в лесу свиней. По три дня в неделю в течение всего года обрабатывает участок господского поля, в жатву убирает урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. Его жена должна ткать холщовую одежду.

Задание 2.

Расположите в хронологической последовательности нижеперечисленные изобретения.

1) Очки
2) Стеклянное зеркало
3) Шахматы
4) Зубная щетка
5) Папирус
6) Вилка
7) Пушка.

Задание 3.

Установите соответствие между старославянским названием месяца и современным названием.

Старославянское название.

1. серпень 2. вересень 3. березозол 4. студень 5. сечень 6. липец 7. травень 8. лютый 9. листопад 10. червень 11. цветень 12. грудень.

Современные названия

А. январь Б. февраль В. март Г. апрель Д. май Е. июнь Ж. июль З. август И. сентябрь К. октябрь Л. ноябрь М. декабрь.

Задание 4.

Внимательно прочитайте фрагмент произведения русской литературы. Определите, из какого произведения взят этот отрывок
«…Пр?жде законъ, ти по томь благод?ть, пр?жде ст?нь, ти по томь истина. Образъ же
закону и благод?ти Агаръ и Сарра, работнаа Агаръ и свободнаа Сарра, работнаа пр?жде, ти
потомь свободнаа, да разум?еть, иже чтеть!…».

Задание 5.

Расставьте перечисленные ниже имена князей в последовательности увеличения срока их правления (от самого маленького к самому большому). Речь идет или о княжении в Киеве или в соответствующем случае в Москве или Владимире.

1) Дмитрий Донской
2) Ярослав Мудрый
3) Андрей Боголюбский
4) Мстислав Великий
5) Иван Красный
6) Иван III
7) Святополк Окаянный.

Задание 6.

В описании владений одного монастыря в X в. сказано, что крестьянин Видрад имеет полный надел земли. Он платит за него одну свинью, фунт льна, трёх кур, 18 яиц. Согласно обычаю, в течение недели пасёт в лесу свиней. По три дня в неделю в течение всего года обрабатывает участок господского поля, в жатву убирает урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. Его жена должна ткать холщовую одежду.

Укажите какие из перечисленных повинностей составляют барщину, а какие - оброк?

Задание 7.

В средневековом документе сказано, что Матвей Монморанси за феод, полученный от Парижского епископа, должен отправляться в поход по требованию этого епископа с двумя рыцарями.

Укажите, в каких отношениях находились между собой названные люди?

Задание 8.

Византийский историк VI в. писал: «Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в собственной стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам относятся они ласково и охраняют их в случае надобности. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют.»

О каком народе пишет Византийский историк?

Задание 9.

Этих средневековых разбойников называли поразному: А) варяги; Б) норманны; В) викинги.

Определите, кто из перечисленных народов как их называл.

1) жители Европы 2) Жители Скандинавии 3) славяне.

Задание 10.

Католики называют его – «папа», православные – «патриарх», а мусульмане - ?

Всероссийская олимпиада школьников по истории

Школьный этап

6 класс

2 балла

Задание 1. С какого года принято отсчитывать историю Средних веков? 1.Отметьте правильный ответ.

А) 476 г. до н.э.

Б) 1 г. до н.э.

В) 1 г. н.э.

Г) 476 г. н.э.

2. Какое событие, положившее конец истории Древнего мира, произошло в этот год?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

9 баллов

З

А) Организация библиотеки глиняных книг

Б) Отмена рабства в Афинах

В) Создание новой религии – ислама

Г) Военный поход в Индию

Д) Первый правитель государства франков

Е) Создание единого свода законов для всей Византии

Ж) Захват единоличной власти в Риме

З) Перенос польской столицы в Краков

И) Открытие «Дворцовой академии» в Ахене

адание 2. Распределите имена правителей и их деятельность по колонкам в соответствии с эпохами, в которые они жили, – Древний мир и Средние века.

1. Александр Македонский

2. Муххамед

3. Юлий Цезарь

4. Хаммурапи

5. Солон

6. Болеслав Храбрый

7. Юстиниан

8. Карл Великий

9. Хлодвиг

История Древнего мира

3 балла

Задание 3. В Средневековье считалось, что образованный человек должен изучить определённые науки. Они получили название «Свободные искусства». 1. Сколько их было? ___________________________________________­­­­­­­­­­______

2. Выберите из предложенного списка лишние:

А) риторика

Б) грамматика

В) диалектика

Г) литература

Д) астрономия

Е) музыка

Ж) геометрия

З) арифметика

И) живопись

6 баллов

Задание 4. Составьте грамотное определение из предложенных в правом столбике слов и найдите слово из левого столбика, к которому это определение относится.

Термины

Результаты занесите в таблицу:


5 баллов

Задание 5. В газете появилась заметка следующего содержания: «В Калининградской области ____________ изувечили памятник герою Отечественной войны 1812 года, российскому полководцу Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли. Они решили сдать памятник на металлолом, для чего бросали в него кувалды и другие тяжёлые предметы, из-за чего памятник очень пострадал».

На месте пропущенного слова журналисты употребили название одного из германских народов.

1. Какое слово пропущено?

2. Почему именно его употребляют в подобных ситуациях?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 балла

Задание 6. Какие «ступеньки» пропущены в феодальной лестнице?

1. Восстановите пропущенное: 1________________________; 2____________________________.

2. Мог ли феодал 2, давший клятву верности феодалу 1, считаться вассалом короля? Почему? Какое средневековое правило здесь действует?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

1 2

2 балла

Задание 7. На предложенной мозаике изображён один из величайших и могущественнейших правителей Византии и его жена. Соедините квадратики с буквами так, чтобы получились имена этих исторических деятелей.

Запишите их: ­­1.______________________; 2.___________________________.

Ф

Максимальное количество баллов: 31

Время подготовки ответа: 45 минут