Определение готовности к изменениям. Тест: готовы ли вы к изменениям

Вы когда-нибудь пытались начать жизнь с чистого листа? Ваш ответ скорее всего – да. Вы обещали себе измениться, стать лучше, избавиться от вредных привычек и наконец-то полюбить спорт? Только вот обещанием все и закончилось. В чем же причина? Может, вы просто были не готовы к изменениям всерьез и надолго?

Братья Хиз, преподаватели Высшей школы Стэнфорда,известные мыслители и авторы бестселлера «Ловушки мышления» всерьез изучили тему изменений и написали об книгу «Сердце перемен». В ней они приводят тест, который поможет определить, готовы ли вы начать новую жизнь.

Простой тест

Прочтите следующие четыре предложения и отметьте, согласны вы с ними или нет.

  1. Вы - человек определенного склада, и это почти невозможно изменить.
  2. Неважно, какой вы человек, - всегда можно сильно измениться.
  3. Вы способны действовать по-разному, но это вряд ли по-настоящему изменит ключевые элементы вашего «я».
  4. Если понадобится, вы можете фундаментально изменить свою личность.

Если вы согласны с первым и третьим пунктом, то вы - человек с «фиксированным складом ума». А если вам ближе второй и четвертый, вы склонны иметь «установку на рост». Если вам близко и первое, и второе, вы запутались.

Именно склад ума определяет, как легко вы справляетесь с неудачами и насколько настойчиво вы будете пытаться внедрить изменения. Он может даже определить успешность карьеры. Итак, определились с типом склада ума – узнайте, что же вам свойственно.

Люди с фиксированным мировоззрением

Люди с фиксированным мировоззрением полагают, что их способности в своей основе статичны: человек считает себя неплохим оратором, средним менеджером и превосходным организатором. Если у вас фиксированное мировоззрение, вы думаете, что эти навыки можно немного улучшить или ухудшить, но в целом они отражают фундаментальное устройство вашей личности. Таким образом, ваше поведение свидетельствует о врожденных способностях, как вкус первого глотка вина отражает содержимое купленной бутылки.

Человек с фиксированным мировоззрением склонен избегать вызовов, опасаясь, что неудача поставит под сомнение его истинные способности и его начнут считать неудачником (подобно тому как первое впечатление от глотка вина способно заставить отказаться от покупки бутылки). Негативные отзывы таких людей пугают.

Люди с установкой на рост

Напротив, люди с установкой на рост считают, что способности - как мускулы, которые накачиваются упорными тренировками: если поднапрячься, можно научиться лучше писать, водить машину или внимательнее слушать супруга.

Человек с установкой на рост более склонен принимать вызовы, несмотря на риск неудачи. В конце концов, когда вы в спортзале безуспешно пытаетесь взять больший вес и у вас не получается, вы не беспокоитесь о том, что все вокруг начнут высмеивать «прирожденного слабака».

Такие люди ищут «развивающие» задания на работе и спокойно принимают критику в свой адрес, потому что в итоге такая критика делает нас сильнее. Даже если пока я не так хорош, как другие, размышляет «растущий» человек, в долгосрочной перспективе может повториться история с Ахиллесом и черепахой.

Кто вы?

Какой вы человек - фиксированный или растущий? Кэрол Дуэк, профессор психологии Стэнфордского университета, посвятила карьеру изучению этих жизненных установок. Результаты однозначны: если вы хотите полностью реализовать свой потенциал, нужна установка на рост.

Дуэк исследовала, как установки влияют на результативность спортсменов-олимпийцев, музыкантов-виртуозов и обычных бизнесменов. Она доказывает, что установка на рост делает человека успешнее практически во всем. Люди, растущие над собой, рискующие, принимающие критику и смело смотрящие вперед, не могут не продвигаться по жизни и в карьере.

Познакомившись с этими концепциями, вы сразу начинаете замечать, что повсюду царит фиксированное мировоззрение. Посмотрите, как большинство родителей хвалит детей: «Ты такой умный!», «Ты так хорошо играешь в баскетбол!» Это топливо для фиксированного мировоззрения. Комплимент с установкой на рост подчеркивает ценность усилия, а не естественного навыка: «Я тобой горжусь - ты так упорно работаешь над проектом!», «Сразу видно, что ты слушал тренера, - сегодня ты гораздо лучше держал локоть при броске».

Человек с установкой на рост не бросает начатое на полпути и не станет ожидать быстрых успехов в новом деле. Не зря говорится: «Тише едешь, дальше будешь». Придерживайтесь установки на рост, только с ней вы сможете добиться прочных изменений надолго.

Современное общество переживает период резких политических и экономических перемен, природных и геополитических катаклизмов, растущей миграции населения. Для жизни человека становятся характерными ситуации потери работы, резко падающие и взлетающие уровни жизни, рвущиеся родственные связи и т.д. Последствия вынужденных изменений образа жизни проявляются в росте негативных психологических проявлений, повышении уровня психоэмоционального напряжения, развитии и широком распространении таких неблагоприятных для здоровья психических состояний, как тревога, неудовлетворенность жизнью, неуверенность в завтрашнем дне, страх перед будущим, агрессивность, депрессия, суицидальные тенденции. Этот психологический фон способствует алкоголизации и наркотизации населения (Н.П. Абаскалова, Ж.Г. Агеева, М. Вайтхед, А.В. Гнездилов, Е.В. Заикина, Г.В. Залевский, В.Н. Ирхин, Г.А. Калачев, O.K. Копина, Т.Д. Марцинковская, Е.А. Суслова и др.) 19.

Учитывая эмпирически устанавливаемое разнообразие людей по параметру трудности (легкости) их вхождения в новый образ жизни, можно полагать, что готовность к изменению является той характеристикой человека, которую необходимо учитывать как при прогнозировании психологических последствий социальных, политических, природных и других катаклизмов, так и при оказании конкретной психологической помощи людям, оказавшимся втянутым в эти процессы. Иными словами, психологическая проблема готовности человека к изменению становится все более значимой по мере того, как все большее число людей начинают испытывать состояние, которое В. Франки (1954) определил словами «потеря уклада всего существования».

К. К. Платонов в соответствии с выдвинутой им концепцией личности, в структуре готовности выделяет кроме моральной готовности, психологическую и профессиональную. Данное понятие он рассматривает как особое психическое состояние, обеспечивающее высокую дееспособность, или как «психическое состояние, занимающее промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности, образуя функциональный уровень, на фоне которого развиваются процессы, необходимые для обеспечения результативности … деятельности . По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, готовность - это настрой личности на определенное поведение, установка на активные действия, приспособление личности для успешных действий в данный момент, обусловленные мотивами и психическими особенностями личности. М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович выделяют заблаговременную, общую, или длительную, готовность и временную, ситуативную (состояние готовности). Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности. Ситуативная готовность -- это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия в данный момент .

По мнению Б.Д. Парыгина (1991) , на пути поисков выхода из кризиса, т.е на пути изменения, одна из ключевых ролей принадлежит феномену психологической готовности. Он отмечает, что в «ситуации замкнутого круга, когда объективные и социально-психологические факторы лишь взаимно порождают друг друга, способность к его разрыву может быть реализована лишь самим человеком. Эта способность находится в прямой зависимости от уровня психологической готовности людей к этому» ).

Рассматривая психологическую готовность как внутреннее функциональное комплексное состояние, направленное на внешнее поведение (деятельность) и обеспечивающее его в настоящий момент, неразрывно, т.е. вне временного континуума, можно выделить основные критерии, являющиеся фокусными точками воздействия для формирования такой готовности и одновременно индикаторами личности, находящейся в активной фазе принятия (готовности), т.е. осуществляющей успешное поведение.

С позиции психологической составляющей науки инноватики применительно к организационным, т.е. к системным и комплексным изменениям, инновационная готовность - важнейшее условие успешности осуществляемого нововведения, в основе которого лежит психологическая готовность к изменениям; совокупность личностных психологических, групповых социально-психологических и организационных социально-экономических факторов, способствующих нововведению .

В диссертационном исследование (Фаерман М.И., 2007) нам удалось систематизировать параметры готовности к изменениям на личностном, групповом и системном (организационном) уровнях:

Личностный уровень (психологическая готовность): определенность, обучаемость, своевременность, реальная активность (действия, поступки, деятельность), психологическая защищенность, стремление к новому, чувствительность, наличие субъективной значимости изменений, когнитивная сложность, склонность к эксперименту, высокая креативность и гибкость мышления; интернальность и др.;

Групповой уровень (социально-психологический): социально-психологическая общность, межличностное взаимодействие и взаимовлияние; общность интересов, мотивов и установок, ценностей и норм, обычаев и привычек; расчлененность групповых ролей; привлекательность группы; престиж члена группы; способность открыто обсуждать, принятие ошибки, способность к конфронтации (по П. Сенге) и др.;

Системный уровень (организационный): инновационность, обучаемая организация, открытость изменениям (мышления, поведения, продукта); проактивность управления и др.

На наш взгляд, существуют и другие подходы к пониманию сущности психологической готовности к изменению. Так, в ряде концепций, в том числе интегративной, чью позицию мы разделяем, готовность встраивается в процесс изменения на личностном, групповом и системном уровнях и представляется в виде одного из элементов цикла или разворачивающихся во времени и психической реальности этапов. В качестве примера такого цикла можно представить этапы креативного ситуативного процесса решения творческих задач (по А. Матвееву,) :

1) Осознание и формулировка проблемы (осознание, что ситуация перестала быть удовлетворяющей).

2) Первичный (ложный) инсайт (первая мысль или проблеск мысли, связанный с возникновение оригинальной идеи; переживается как краткосрочное вдохновение, предвкушение).

3) Поиск вариантов (характеризуется анализом ситуаций и попыткой подобрать подходящее решение).

4) Фрустрация (возникает при тупиковой ситуации поиска; переживается как напряжение, разочарование, раздражение, скука, усталость, апатия).

5) Инкубация (прекращение сознательного поиска решения проблемы при сохранении мотивации к ее решению).

6) Истинный инсайт (момент обнаружения решения; переживается как восторг, эйфория, бурная радость).

7) Разработка (проверка) логического решения логическими средствами, приведение его в форму, доступную пониманию другим.

Готовность к изменениям (психологическая готовность) является сложным комплексным конструктом, возникающим на определенном этапе психологического процесса изменений. И, с позиции интегративного процесса, готовность к изменениям - это категория субъективной психологической реальности, и представляет активацию ресурсной, мотивационной, энергетической сфер психики, не являясь непосредственным механизмом поведенческих паттернов или продуктом волевых усилий. Как раз наоборот, готовность к изменениям является, с одной стороны, последствием или результатом ориентировочного поискового волевого поведения - поведения, ведущего к накоплению ресурсов, расширению мотивационной структуры, энергетическому богатству, и не всегда способствующему из-за своей ограниченности желаемым изменениям. И, с другой стороны, является толчком или причиной осознания и поведения, ведущих к эффективным изменениям в субъективной и объективной реальностях клиента, т.е. к свершениям, достижениям, нововведениям, развитию, свободе, обогащению. Именно несформированная психологическая готовность (ее отсутствие) делает волевое поисковое поведение неэффективным, вызывает внутренние сопротивления изменениям, выдает неверные ошибочные стратегии, поведенческие паттерны. Напротив, сформированная или активная готовность расширяет поведенческие паттерны, расширяет спектр решений, путей достижения, обогащает мотивационную сферу.

Любая программа планируемых изменений требует проведения тщательной оценки готовности человека к изменениям. Двумя важными аспектами готовности к изменениям являются: (1) степень его удовлетворенности существующим состоянием дел и (2) воспринимаемым личным риском при возможном проведении изменений.

Рисунок 1. Психологические аспекты готовности к изменениям по О.С. Виханскому .

На рисунке 1 показана возможная комбинация этих аспектов. Когда человек недоволен существующей ситуацией и чувствует, что мало чем рискует от предлагаемых изменений, готовность к изменениям будет достаточно высокой. И наоборот, когда человек доволен ситуацией и опасается изменений, уровень готовности к изменениям существенно снижается.

Для определения понятия психологической готовности к переменам были использованы данные эмпирических исследований, направленных на изучение различных сторон ведения бизнеса. Канадскими учеными Ролником, Хезером, Голдом и Халом были получены исследовательские данные показателей индивидуальных черт, выявленных посредством опросника PCRS («Личностного опросника на готовность к переменам »), и определяющие, по их мнению, суть понятия психологической готовности к переменам. Выбор наиболее удачных формулировок перевода утверждений был осуществлен с привлечением двуязычных экспертов, в том числе и специалистов в области психологии. Черты, измеряемые в этом опроснике, особенно важны при рассмотрении стрессовых ситуаций, возникающих в связи с переменами в различном контексте.

Изучение корреляционных взаимосвязей семи шкал методики PCRS со шкалами других методик, было дополнено исследованием внутренней валидности и факторной взаимосвязи шкал. Совокупность приемов позволила выделить в опроснике группы факторов, близких по характеру свойств. Таким образом, помимо показателей по конкретным шкалам и «общей готовности к переменам» (сумма баллов по всем шкалам), были выделены конструкты «страстно-находчивый тип готовности к переменам» (СНГ) и «толерантно-адаптивный тип готовности к переменам» (ТАГ).

Факторный анализ шкал методики показал, что в первый конструкт входят шкалы «страстность», «находчивость», «уверенность», «оптимизм»; во второй: «толерантность к двусмысленности», «адаптивность» и «смелость, предприимчивость». Ядром различий выделяемых конструктов явилась статистически значимая отрицательная взаимосвязь между шкалами «страстность» и «адаптивность» и отрицательное напряжение на полюсах «страстность-находчивость» и «адаптивность-толерантность к двусмысленности». Шкалы «оптимизм» и «смелость, предприимчивость» добавлены в конструкты по степени наибольшей корреляционной близости, хотя и имеют положительные взаимосвязи со шкалами входящими в оба типа конструктов.

Верность принципа выделения конструктов внутри одной методики подтверждается их разнонаправленными связями со шкалами других опросников, и в первую очередь это проявилось в выраженности ориентации на будущее (шкала методики ZTPI).

Таким образом, кратко охарактеризуем типы готовности к переменам: «страстно-находчивый тип» экстравертен и характеризуется нацеленностью на будущее, «толерантно-адаптивный тип» не опирается на будущее, а в своей основе имеет интуитивные механизмы. По нашему мнению, данные типы обогащают и дополняют друг друга, если первый - активный, расширяющий пространство субъекта, то второй - стабилизирующий, поддерживающий целостность и идентичность субъекта. Преобладание одного типа над другим будет определять стиль реагирования на изменения, а так же, как мы предполагаем - преобладание стиля может сигнализировать о характере текущей деятельности. Разные ситуации, уровни развития требуют от личности различных способностей и действий.

Готовность к переменам - важнейшее условие для того, чтобы изменить свою жизнь. Однако определить - даже для самого себя - готов ли к переменам, или нет - бывает довольно сложно. Практически каждый человек, приходящий к психологу или начинающий менять свою жизнь с 1 января, ощущает, что он хочет изменения ситуации, в которой находится.

Однако хотеть перемен и быть готовым к ним - большая разница. Интересно, что мало кто из тех, кто обращается за помощью, готов покинуть зону собственного психологического комфорта. Иными словами, перемены в жизни должны наступить без серьезных потрясений. «Я готов совершать усилия, делать все, что нужно, но только чтобы это не вызывало у меня внутреннего протеста!». Замечали, наверное, такой феномен: мы склонны соглашаться с теми людьми, чья точка зрения ближе к нашей. Не та, которая убедительнее, не с большим количеством фактов, а та, которая ближе к нашему привычному ходу мыслей. И тогда бессмысленными становятся, например, голосования во время дебатов: люди начинают жать на кнопки еще ДО того, как оппоненты изложили свои точки зрения. Здесь невозможны перемены. В таких голосованиях побеждают стереотипы, а не живая мысль.

С подобной ситуацией сталкиваешься неоднократно. Может прийти клиент, который просит предложить ему варианты действий, а он уже будет выбирать, какой из них ему подходит. Разумеется, что выбран будет тот, который больше всего соответствует привычному опыту , а значит, с большой долей вероятности, отвергнуты будут все «неправильные» (с точки зрения клиента) варианты действий, а психолог/психотерапевт обесценен. Потому что он попытался расшатать зону комфорта. Например, привычная манера поведения - это страдание жалобы и рыдания, что неизменно вызывает сочувствие окружающих. Но вот психолог, например, не спешит сострадать, не торопится утешать, а то и вовсе ввергает в недоумение словами «Ты знаешь, я как-то не очень верю сейчас в твои слезы». Зона комфорта пошатнулась… Как отреагирует клиент? Скорее, обида и гнев на того, кто отказался играть в привычную игру.

«Я не желаю об этом говорить», - еще один сигнал о том, что в зону комфорта происходит вторжение. Казалось бы: ты пришел за изменениями, но отчаянно защищаешь то, что как раз и нужно пересматривать… И постепенно открывается простая истина: очень многие люди приходят не за тем, чтобы что-то изменить, а за тем, чтобы убедиться, что изменить ничего нельзя . Что ни один психолог не сможет справиться с моей проблемой (и это подтверждает мнение о психологах как о шарлатанах). За тем, чтобы усилить свои психологические защиты, заручиться поддержкой психолога в борьбе за правое дело с супругом, детьми, коллегами, а отказ психолога встать под знамена воспринимается как предательство. Ведь не перемены нужны, нужен союзник.

Еще вариант: нужны перемены, но все сделать должен другой. Психолог, супруг, дети. «Я хочу перемен, но эти перемены должны осуществляться другими». Пусть моя жена перестанет меня доставать… Пусть учителя вдруг станут добрыми по отношению к моим детям… Мой ребенок непослушен и не желает никак реагировать на меня? Проблема в ребенке, я же нормальный человек…

Выход за зону комфорта ввергает нас в тревогу и ощущение беспомощности. Именно в этот момент присутствие психолога рядом становится по-настоящему важным и оправданным. Более того, одной из главных задач психолога является способствовать выходу из зоны комфорта , иногда по-настоящему фрустрируя человека. Для этого он здесь, иначе чем отличается психолог от друзей и подруг, задача которых - поддерживать нашу зону, а не испытывать ее на прочность… Это может быть больно и мучительно для клиента… Критерием, позволяющим понять, кто рядом - садист или действительно профессиональный психолог - будет то, затрагивает ли он вашу личность, или нет. «Ты ничего не соображающая дура!» или «Да, похоже, ты причинила много боли родным». И если не торопится. Психолог, с первой же сессии бросающийся взламывать защиты и оборонительные рубежи (и только этим и занимающийся…) скорее может дополнительно травмировать, чем помочь. Нельзя разрушать зону комфорта извне - так как она обеспечивает нам стабильность, опору, надежность и уверенность. Из зоны комфорта можно выйти только самому , а не ворваться снаружи - тогда будет завоевание и разрушение, а не помощь.

А как набраться храбрости и решиться-таки на перемены: уехать в другой город, развестись, познакомиться, сменить работу, пойти на учебу, начать бизнес? Я вспоминаю слова, услышанные однажды на терапевтической группе: «только тогда, когда тебе по-настоящему, до тошноты, до физической рвоты станет плохо в той ситуации, в которой ты находишься - только тогда ты сможешь сделать что-то реальное, чтобы ее изменить». Если просто «дискомфортно» - не стоит обольщаться, это слишком малый стимул, чтобы подвергнуть себя ужасу, охватывающему за пределами привычного мира… Можно раз за разом «стравливать» энергию, не давая дискомфорту дойти до настоящей точки отчаяния. Отчаяние - хороший стимул, надежда - нет, она всегда оставляет лазейки. Сущность надежды, что как-нибудь что-нибудь «устаканится» - удержать от действия. Иногда это полезно, чаще - нет.

Из нетерапевтического разговора в компании у костра…

Я никак не могу подойти и познакомиться с девушкой, которая мне нравится… Хотя она тоже как-то на меня посматривает.

Могу дать совет. Прекрати мастурбировать.

Прекрати мастурбировать - хотя бы недели на две. Тогда будешь сметать все преграды.

Через неделю парень познакомился. Стало просто невозможно.

Если у вас есть мечта, а она у вас есть наверняка, раз уж вы читаете эту статью, то рано или поздно вы начинаете задаваться вопросом, как ее достичь. Достижение мечты - тема обширная и многогранная, охватить ее в одной статье практически невозможно, на эту тему впору писать монографию! Поэтому в этой статье я затрагиваю лишь один, но, на мой взгляд очень важный, ключевой аспект - готовность к переменам. Для достижения мечты перемены необходимы, более того, они неизбежны. Казалось бы, это должно быть очевидно всем. Однако далеко не всегда происходящие перемены воспринимаются нами как благо. Очень часто мы воспринимаем перемены весьма болезненно.

Для примера приведу характерную жизненную ситуацию. Там где вы работаете слишком маленькая зарплата и вы хотите иметь высокооплачиваемую работу. Думаете об этом постоянно, мысленно представляете насколько улучшится ваша жизнь благодаря более высокой зарплате, какие замечательные вещи вы сможете приобрести и т.д. На деле вы ничего не предпринимаете, вы просто мечтаете, но ваши мечты занимают значительную часть вашей жизни. Проходит время, и вдруг вас увольняют по сокращению штатов, или вы сами вынуждены уйти, например по болезни, или фирма обанкротилась… Вариантов тысячи, но результат - один: вы лишаетесь даже той мизерной финансовой поддержки, которая у вас была!

Большинство людей воспринимает это как серьезную неприятность, даже как катастрофу, кто-то начинает со стенаниями вопрошать «Почему это со мной происходит?!» и «За что мне такое?!». В самом мрачном расположении духа вы открываете газету с объявлениями, заходите в интернет и начинаете искать себе работу. Проходите несколько интервью с работодателями, и вдруг - о чудо! Вы получаете место в компании, где вам платят в два-три раза больше, чем вы получали на предыдущей работе! Все прежние «неприятности» с потерей работы забыты и вы просто летаете от счастья. Знакомая ситуация? И что же это было на самом деле? А было вот что: Высокооплачиваемую работу заказывали? Распишитесь и получите! Вселенная выполнила ваш заказ.)))

Можно было избежать ощущения катастрофы, отрицательных эмоций в этой ситуации? Можно. Для этого достаточно было подойти к происходящему осознанно, с полным пониманием того, что происходит. С осознанием того, что заказ сделан и перемены неизбежны, и вопрос лишь в том, кто эти перемены инициирует - Вселенная либо вы сами. Давайте рассмотрим оба варианта. 1. Вселенная - инициатор перемен. То есть вы ничего не предпринимаете по своей инициативе, просто мечтаете и ждете своего шанса. Трудность здесь в том, что состояние относительного покоя и стабильности, в котором вы пребываете, обманчиво. Оно расслабляет и убаюкивает вашу бдительность, и когда придет ваш шанс, вы можете его элементарно не заметить и пропустить. )))

2. Вы - инициатор перемен. Вы сами начинаете активно действовать, для достижения вашей мечты. И здесь опять возможны два варианта, в зависимости от того, что вас больше стимулирует, откуда приходит стимул - изнутри или снаружи. Это определяется количеством свободной энергии, которой вы обладаете. У одних людей столько этой внутренней энергии, что им достаточно видеть цель впереди и они горы свернут ради ее достижения. Таких людей меньшинство. Практически их единицы. Большинство людей не обладают достаточным количеством свободной энергии, для активных действий им необходим стимул извне. Эдакий надзиратель с палкой, который будет их постоянно подгонять в нужном направлении.

В качестве такого внешнего стимула может выступать учитель в школе или в институте, который проверяет ваши задания, тренер в спортзале, куда вы пришли с намерением сбросить лишний вес. Зная что у вас не хватает внутренней энергии, силы воли, чтобы заниматься самостоятельно, вы вполне осознанно выбираете своего «надзирателя», свой внешний стимул. Чем глобальнее ваша мечта и цель, тем более мощный стимул вы для себя выбираете, вплоть до «сжигания мостов», когда вы сознательно ставите себя в ситуацию, когда пути назад уже нет, и вам ничего не остается как только двигаться вперед, в направлении вашей цели. Например вы сознательно пишите заявление об уходе с работы, которая вас не устраивает, и все ваши дальнейшие действия подгоняет мысль о том, что через месяц, если вы не найдете источник средств к существованию, вам и вашей семье будет элементарно нечего есть. Такие жесткие ситуации, в условиях цейтнота уже не просто стимулируют, но пробуждают ваши скрытые резервы и вы начинаете проявлять чудеса предприимчивости и изобретательности, совершенно не свойственные вам в обычном стабильном течении жизни.)))

А опыт и навыки, приобретаемые вами в результате такой практики «сжигания мостов» это ценный подарок, бонус, который вы получаете в процессе достижения своей цели. Собственно это и есть путь саморазвития, самосовершенствования, роста внутренней силы, где с достижением очередной своей цели вы поднимаетесь на новую ступень. Здесь главное не останавливаться, ибо остановка означает шаг назад. Достигли одной цели - ставьте перед собой следующую. Есть ли этому предел? Честно, не знаю. Но сразу вспоминаются стихи Валерия Варавы: «Пришел твоим желаниям конец? Проверь свой пульс. Должно быть ты мертвец.» )))

Есть такое утверждение, постулат: «Все мечты сбываются». Однако вы легко найдете людей, несогласных с этим утверждением, готовых с пеной у рта доказывать обратное, на основании своего личного опыта. Как вы думаете, почему их мечты не сбылись? Причина того, что мечты не сбываются - в неприятии перемен. Вселенная и сама Жизнь ставит человека в новые условия, инициирует события, приводит нужных людей, создавая цепочку перемен, которые приведут его к реализации его мечты, но человеком владеет страх потери стабильности, страх выйти из зоны комфорта и в результате он ногами и руками отталкивает от себя все, что так или иначе нарушает спокойный и размеренный ход его жизни. Человек может всю жизнь просидеть в ящике своих убеждений и представлений, ревниво охраняя его картонные стены, а на склоне лет, старый и больной, будет с горечью жаловаться на жизнь, которая якобы не предоставила ему шансов для осуществления его мечты…

Если не ошибаюсь, в одной из книг Мирзакарима Норбекова описан такой реальный случай. После развала Советского Союза и с приходом рыночной экономики наука переживала тяжелые времена. Многие научные институты остались без финансирования и в одном из таких институтов в течение многих лет работал научным сотрудником, с ученой степенью наш герой. Несмотря на задержки и без того мизерной зарплаты он продолжал ходить в свой институт, хотя ежедневно в разговорах с семьей и с сослуживцами мечтал о том, чтобы найти денежное место и наконец обрести финансовую стабильность. И вот в один прекрасный день ему позвонил один из его бывших сослуживцев, ныне успешный бизнесмен, который вспомнил о своем товарище и предложил ему высокооплачиваемую работу в своем бизнесе. И что вы думаете? Наш герой отказывается от этого предложения, да еще с возмущением! - мол как это так, я, ученый и пойду в торгаши?! Да никогда в жизни..!

Что нам мешает радоваться переменам? Страх перед неизвестностью. Страх выйти из зоны относительного комфорта и стабильности. У Ричарда Баха в качестве примера такого страха в одной из книг описана такая ситуация. Молодая девушка живет в мегаполисе, снимает крохотную квартирку на 20 этаже небоскреба, каждый день ходит на нелюбимую работу, дышит отравленным выхлопами автомобилей воздухом, что подрывает ее здоровье, вечерами со страхом пробирается к себе домой, так как в этом районе высокий уровень преступности и это продолжается уже несколько лет. Время от времени она позволяет себе помечтать о том, что она живет и работает в маленьком тихом провинциальном городке с чистым воздухом, доброжелательными соседями… Однако эти ее мечты так и остаются мечтами, хотя до реализации их ее отделяет всего один шаг - нужно уволиться с нелюбимой работы и уехать в провинцию. Но переезд на новое незнакомое место означает полную неизвестность, которая страшит ее настолько, что она предпочитает терпеть свое жалкое существование в мегаполисе…

И что же из этого следует? Следует - жить!))) Жить, с постоянной готовностью к переменам, радоваться переменам, приветствовать их, инициировать их самим при каждом удобном случае, каждый день, каждый час, каждое мгновение! Любые перемены происходят для нашего блага, даже если нам поначалу кажется совсем наоборот. Вспомните старую пословицу: «Все что ни делается - все к лучшему» .)))