Определенный тип соответствия между двумя глагольными основами. Понятие классов глагола

Из всех указанных обстоятельств проистекает важ­ное следствие, состоящее в том, что, зная основу, на­ходящуюся перед окончанием типа -а, нельзя быть уве­ренным, что знаешь основу того же глагола перед окон­чанием типа -/; и наоборот, знание основы перед оконча­нием типа -I не означает знания основы перед оконча­нием типа -а. Основу перед окончанием типа -а принято называть основой настоящего времени, а основу перед окончанием типа - основой инфинитива или основой прошедшего времени. Разумеется, названия эти обу­словлены тем, что обычным представителем «-оконча­ния являются окончания настоящего времени, а обыч­ными представителями I- окончания - окончания про­шедшего времени и инфинитива.

Различие в основах настоящего времени и инфини­тива потребовало введения в русскую (и шире - сла­вянскую) грамматику понятия класс глагола. Под классом глагола принято понимать определен­ный тип соответствия между двумя осно­вами. Если говорят, что некий глагол принадлежит к классу х, то это означает, что известно, как оканчи­вается основа инфинитива и основа настоящего време­ни. Если дана любая из двух основ глагола и указан его класс, тем самым сообщена и другая основа. Если же дана любая из двух основ, а класс глагола не указан, то вторая основа остается практически неизвестной.

Если основа инфинитива оканчивается на гласный, тогда в основе настоящего времени может быть либо усечение этого гласного, либо наращение какого-то согласного. Если основа инфинитива оканчивается на согласный, то основа настоящего времени, видимо, «устроена» так же. Однако совсем не обязательно, чтобы конечные согласные основ инфинитива и настоя­щего времени совпадали: вести - веду, мести - мету. Особо сложным случаем является тот, когда инфинитив оканчивается на -чь: мочь - могу, печь - пеку. Если даже известна основа настоящего времени, которая может оканчиваться только на согласный, то основа инфинитива абсолютно неясна. Ведь она может пред­ставлять собой и усеченную основу настоящего вре­мени: жив-у и жи-ть, и ту же основу с наращением: люб-ит и люби-ть. Таким образом, можно сделать вы­вод, что основа инфинитива более информативна, чем основа настоящего времени, которая никак не прогно­зирует инфинитивную основу. Основа инфинитива на согласный, кроме случаев типа мести, печь, однозначно определяет основу настоящего времени: нести - несу, везти - везу. Основа инфинитива на гласный оставляет вопрос об основе настоящего времени неясным.



Строго говоря, существуют и такие глагольные лек­семы, у которых выделяются более чем две разные осно­вы - настоящего времени и инфинитива. Например, глаголы исчезнуть, меркнуть, сохнуть в прошедшем вре­мени могут иметь основу, отличную от основы инфинити­ва: исчез, исчезла; мерк, меркла; сох, сохла. Часто встре­чающимися являются различия между основой настоя­щего времени в 1-м лице и других лицах: кошу - косят, люблю - любят, вожу - возят, кручу - крутят, бере­гу - бережёт.

§ 86. КЛАССЫ ГЛАГОЛОВ

Согласно классификации А. А. Зализняка ", русские глаголы за малым исключением (напомним, что и здесь имеется в виду письменная форма языка) можно под­разделить на 16 основных классов (табл. 32).

Таблица 32

Окончание
Клас­сы гла­го­лов инфинитива 1-го и 3-го лица настоя­щего вре­мени (несов. вид) или будуще­го времени (сов. вид) Примеры
I -ать -ять -еть -аю, -ает -яю, -яет -ею, -еет делать - делаю, делает терять - теряю, теряет жалеть - жалею, жалеет
II -овать -евать -ую, -ует -ую, -ует -юю, -юёт рисовать - рисую, рисует тушевать - тушую, тушует клевать - клюю, клюёт
III -путь -ну, -нёт гнуть - гну, гнёт
IV -ить -у/-ю, -ит строить - строю, строит множить - множу, множит

Продолжение табл. 32

Клас­сы гла­го­лов Окончание Примеры
инфинитива 1-го и 3-го лица настоя­щего вре­мени (иесов. вид) или будуще­го времени (сов. вид)
V -ать -ять -еть -у/-ю, -ит слышать - слышу, слышит выстоять - выстою, выстоит видеть - вижу, видит
VI -ать -у/-ю, -ет скакать - скачу, скачет сеять - сею, сеет
VII -зти/-зть -сти/сть -зу, -зёт -су, -сёт, -ду, -дёт -ту, -тёт -сту, -стёт -бу, -бёт грызть - грызу, грызёт пасти - пасу, пасёт вести - веду, ведёт мести - мету, метёт расти - расту, растёт грести - гребу, гребёт
VIII -чь -гу, -жёт -ку, -чёт беречь - берегу, бережёт течь - теку, течёт
IX -ереть -ру, -рёт тереть - тру, трёт
X -олоть -ороть -олю, -олет -орю, -орет колоть - колю, колет пороть - порю, порет
XI -ить -ью. -ьёт шить - шью, шьёт
XII -ыть -уть -ить -ою, -оет -ую, -ует -ию, -иёт ныть - ною, ноет дуть - дую, дует гнить - гнию, гниёт
ХШ -овать -аю, -аёт продавать - продаю, продаёт
XIV -ать!-ять -ну, -нет -му, -мёт -иму, -имет жать - жну, жнёт жать - жму, жмёт отнять - отниму, отнимет
XV -ть -ну -нет одеть - одену, оденет
XVI -ть -еу, -вёт жить - живу, живёт


Существенно обратить внимание на то обстоятельст­во, что во всех 16 классах (в «Словаре» они называются типами спряжения) реализован описанный выше принцип - необходимость завершить основу настояще­го времени согласным. В III - VI, IX и X классах это осуществляется за счет «отбрасывания» конечного глас­ного основы инфинитива, в I, II, VIII, XI - XIV клас­сах - за счет прибавления к основе согласных /, задне­нёбных, носовых или в. При этом в основе настоящего времени также может происходить замена конечного согласного основы инфинитива (IV - VI классы) или неконечных гласных (XI, XII, XIV классы).

Глаголы, имеющие в 3-м лице единственного числа настоящего-будущего времени окончание -ет, принадле­жат к I спряжению; глаголы, имеющие в той же форме окончание -иг, - ко II спряжению. В процессе препода­вания русского языка основное внимание обращается на разграничение глаголов I и II спряжений с безудар­ными окончаниями: правильное определение типа спря­жения глагола необходимо для обучения правописанию глагольных форм. Однако для тех, кто изучает русский язык как неродной, недостаточно деления на два типа спряжения, так как учащийся, зная инфинитив, совсем не обязательно знает, как выглядит форма настоящего времени. Иными словами, неизвестно не только правило написания безударного окончания, но самый характер преобразования основы инфинитива («отбрасывание» конечного гласного либо наращение конечного соглас­ного и какого именно; отсутствие или наличие чередо­вания и какого именно). Поэтому знакомство с клас­сами глаголов совершенно необходимо при изучении русского языка как неродного.

§ 87. ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ УДАРЕНИЯ

А. А. Зализняк показал, что в качестве основных схем ударения в глаголе выступают три для форм настоящего времени и образованных от основы настоя­щего времени форм повелительного наклонения и три - для форм прошедшего времени, т. е. для форм, основа которых обычно совпадает с основой инфинитива. В этих схемах ударение обозначается не с точностью до места в словоформе, а характеризуется как падающее либо на основу, либо на окончание. При этом считается, что ударение инфинитива известно. Если сказано, что ударение падает на основу, то это значит, что оно падает на тот же слог, что и в инфинитиве. Если число слогов в рассматриваемой словоформе меньше, чем в инфини­тиве, то ударение падает на последний слог основы: ри­совать, рисовал, но рисую, рисуй, рисует; получить, получил, но получит, получим, хотя и получу, получй.

Если по схеме ударение должно падать на оконча­ние, а оно является нулевым или не содержит гласного, ударение падает на последний слог основы: стою, стойшь, но стой, стойте. В двусложных ударных оконча­ниях ударение - на первом слоге: стойте.

У форм настоящего времени ударение может быть: 1) постоянно на основе: верю, веришь, верим, верите, верят, верь, верьте; 2) постоянно на окончании: беру, берёшь, берёт, берём, берёте, берут, берй, берйте; 3)на окончании в формах 1-го лица единственного числа и повелительного наклонения, на основе - во всех ос­тальных формах: пишу, пйшешь, пйшет, пйшем, пишете, пйшут, пишй, пишйте.

У форм прошедшего времени выделяются те же три основные схемы: 1) постоянное ударение на основе: делать, делал, делала, делало, делали; 2) постоянное ударение на окончании: нестй, нёс, несла, несло, несли; 3) ударение на окончании в форме женского рода, в остальных формах - на основе: быть, был, была, было, были. Большинство русских глаголов в формах прошед­шего времени имеют постоянное ударение на основе. Однако практически встречаются все типы комбинаций схем ударения словоформ настоящего времени и схем ударения словоформ прошедшего времени: боюсь, бойшься, бойтся, бойся, бойтесь (в настоящем времени постоянное ударение на окончании) - боялся, боялась, боялось, боялись (в прошедшем времени постоянное ударение на основе); берегу, бережёшь, береги, берегй- те (в настоящем времени постоянное ударение на окон­чании) - берёг, берегла, берегло, береглй (в прошед­шем времени постоянное ударение на окончании); получу, получишь, получй (в настоящем времени ударе­ние подвижное) - получить, получил, получила, по­лучило, получили (в прошедшем времени постоянное ударение на основе).

§ 88. ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

Допустим, что нам известен инфинитив глагола, его класс, а также то, какую схему ударения имеет этот гла­гол в формах настоящего и прошедшего времени. При этих условиях мы можем образовать любую форму, вхо­
дящую в парадигму данного глагола. (Не следует за­бывать, что число форм не во всех глагольных парадиг­мах одинаково. Как уже отмечалось, оно обычно зави­сит от видовой характеристики глагола, а также от воз­можности иметь залоговое противопоставление внутри парадигмы.) Знание класса глагола позволяет образо­вать от основы инфинитива основу настоящего времени. Знание схемы ударения позволяет определить место ударения в этой основе. Все иные глагольные формы образуются по следующим основным правилам от од­ной из двух указанных акцентуированных основ.

Образование глагольных форм

Глагол.

1. Глагол как часть речи.

2. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола.

3. Инфинитив.

4. Основы глагола.

5. Классы глагола.

Глагол – это часть речи, обозначающая действие и выражающая это значение в формах вида, залога, наклонения, времени, лица и числа (у некоторых глаголов есть формы рода). Чаще всего глаголы выступают в роли простого глагольного сказуемого.

Действие предполагает широкое понимание. Это не только механическое движение: идет, летит, плавает , но и состояния: нездоровится, смеется, спит , это речь и различные звуковые явления: шепчет, шумит, гудит, это проявление и изменение признака: теплеет, увядает, белеет , восприятия, отношения.

Любое действие протекает во времени и совершается каким-либо лицом, поэтому значение времени является характерным признаком любого глагола: поет – н.в., рисовал – п.в., напишет – б.в. и этим глагол отличается от любого имени существительного, обозначающего действие: пение, рисование, чтение, бег, ходьба, полет. Действие, выраженное именем существительным не приписывается в нашем сознании никакому субъекту и осмысляется безотносительно ко времени. Его называют «опредмеченное действие». В этих случаях говорят, что значение действия не выражено в грамматических категориях.

В глаголе значение действия выражается в категориях времени, лица, наклонения, залога и вида. По сравнению с другими частями речи глагол имеет самую богатую систему словоформ, так как обладает самым большим набором грамматических категорий – 7. Сравните: у существительных – 3 ГК, у числительных – 1 ГК, у местоимений – 4 ГК,

Многие глагольные формы могут выражать до 6 грамматических значений. Например: Студент пишет лекцию. Глагол пишет выражает:

1) значение несовершенного вида,

2) значение действительного залога,

3) значение изъявительного наклонения,

4) настоящего времени,

Грамматические формы глагола делятся на спрягаемые и неспрягаемые.

Спрягаемые формы выражают значение вида, залога, наклонения, времени, лица и числа. Формы прошедшего времени и сослагательного наклонения обладают значением рода, а не лица. Спрягаемые формы называют также личными, потому что выражают значение лица, и предикативными, так как выполняют функцию ПГС.



К неспрягаемым формам относят инфинитив, причастие и деепричастие. Они имеют только часть глагольных категорий, а именно категории вида, залога, а у причастий – времени. Наряду с общими морфологическими признаками у спрягаемых и неспрягаемых форм можно отметить также

1) семантическую общность люблю – любить, любя, любящий , так как все эти формы называют одно и то же действие ‘отношение говорящего к кому-либо или чему-либо’;

2) синтаксическую общность получаю нагоняй, получать нагоняй, получающий нагоняй, получая нагоняй, все эти формы обладают одинаковой способностью управления.

Итак, на основе общности категориального значения, некоторых морфологических признаков и синтаксических свойств неспрягаемые формы относят к глагольным формам, хотя они могут сочетать в себе признаки прилагательного и наречия.

Инфинитив (неопределенная форма глагола) – это неспрягаемая форма глагола, которая обозначает действие, не указывая на лицо, выполняющее это действие, и безотносительно ко времени. Идея действия выражена в инфинитиве в самом общем виде. Поэтому когда надо просто назвать действие, используют инфинитив.

Исторически инфинитив – это форма Д.п. существительного, перешедшая в систему глагольных форм.

Обобщенное значение действия делает инфинитив начальной формой. Инфинитив обладает только категориями вида и залога.

Показателем инфинитива является грамматический формант – ть, ти, чь . Наиболее распространен формообразующий суффикс –ть , неологизмы оформляются с его помощью: дистанцировать, компьютеризировать, сникерснуть. В небольшой группе инфинитив оформлен при помощи непродуктивного суффикса –ти: трясти, нести, везти, вести, цвести, идти, ползти, грести, брести, расти, пасти, плести, мести. Этот суффикс всегда находится под ударением. Исключения составляют формы с приставкой вы-: выползти, вынести, вывезти.

Инфинитив на –чь встречается в некоторых глаголах: беречь, стеречь, лечь, печь, течь, волочь, настичь . Конечный «ч» включает в себя элементы корня и суффикса. В других формах конечный Ч чередуется с Г или К: беречь/берегу, печь/пеку.

В предложении инфинитив может выполнять функцию любого члена предложения:

1) подлежащего и сказуемого Жить – Родине служить.

2) обстоятельства Я приехал отдохнуть.

3) дополнения Командир приказал нам отступать .

4) определения Приказ отступать пришел в 14 00 .

В отличие от прилагательных и существительных, имеющих одну основу, глагол имеет две формообразующие основы – инфинитива и настоящего времени . От этих основ образуются разные глагольные формы.

Основы настоящего времени выделяются из формы 3 л. мн.ч.: бегут → бег-, рисуют → рисуj-, пишут → пиш-, любят → люб- .

Основы инфинитива получают путем усечения формообразующего суффикса: бежа-ть, рас-ти, писа-ть . Основы настоящего времени и инфинитива не всегда совпадают.

Если инфинитив оканчивается на -чь , то основа инфинитива оканчивается на <г>, <к>, ее лучше выделять из формы прошедшего времени путем отсечения окончания и формообразующего суффикса л -: сберег-ла . Если инфинитив оканчивается на -сти, то в других формах он может чередоваться с [д] и [т]: брести//бредет, плести//плетет .

По соотношению основ инфинитива и настоящего времени глаголы делятся на несколько классов. Класс – это группа глаголов, имеющих одинаковые основы инфинитива и настоящего времени. Понятие класса связано с особенностями глагольного формообразования. Классы бывают продуктивными и непродуктивными. Выделяют 5 продуктивных классов:

Класс Основа инфинитива Основа н.в. Примеры
1 класс -АJ Броса-ть – бросаj-ут, реша-ть – решаj-ут, чита-ть – читаj-ут, мечта-ть – мечтаj-ут.
2 класс -ЕJ Желтее-ть – желтеj-ут, красне-ть – краснеj-ут, спе-ть – спеj-ут, зре-ть - зреj-ут.
3 класс -ОВА/ЕВА -УJ Ночева-ть – ночуj-ут, механизирова-ть – механизируj-ут, приветствова-ть – приветствуj-ут.
4 класс -НУ Толкун-ть – толкн-ут, двину-ть – двин-ут, мигну-ть – мигн-ут.
5 класс Броси-ть – брос’-ят, люби-ть – люб’-ят, вороши-ть – ворош-ат.

У глаголов 5 класса в форме 1 л. ед.ч. наблюдаются различные исторические чередования: носить/ношу, возить/вожу, ловить/ловлю .

Непродуктивных классов насчитывается до 17.

К ним относится не большая часть глаголов (примерно 400 непроизвольных гл и их образования) Выноградов выделяет 17 непродуктивных классов

1. писать, вязать

4. мокнуть

8. умереть

11. колоть

14. давать

17. живописать

Класс Основа инфинитива Основа н.в. Примеры
До 160 глаголов А/Я На мягкий согласный или шипящий Писа-ть – пиш-ут, иска-ть – ищ-ут, реза-ть – реж-ут. Возможны исторические чередования.
До 35 глаголов А/Я Слыша-ть – слыш-ат, крича-ть – крич-ат, ворча-ть – вроч-ат
До 45 глаголов Е Отсутствие этого суффикса в основе Виде-ть – вид-ят, сиде-ть – сид-ят, лете-ть – лет-ят
До 60 глаголов -НУ Мерзну-ть – мрезн-ут, мокну-ть – мокн-ут. Отличаются от 4 продуктивного класса образованием формы п.в. У непродуктивных глаголов форма п.в. образуется без –ну: мок, сох, мерз.
7 глаголов Суффиксы ть/ти следуют за корнем на З/С Вести, везти, нести, ползти, лезть, трясти, пасти
На –чь Стеречь, печь, мочь, сечь, лечь
-ВА -J Дава-ть – даj-ут, встава-ть – встаj-ут
5 глаголов Бить, вить, лить, шить, пить.

Все глагольные формы образуются от 2-ух глагольных основ: основы инфинитива и основы настоящего времени.

Основа инфинитива находится путем отбрасывания формообразующего суффикса ТИ/ТЬ/ЧЬ. Чаще оканчивается на гласный, поэтому называется вокалической. Чаще всего совпадает с формой прошедшего времени (нес-ти, нёс ).

Основа настоящего времени находится путем отбрасывания окончаний у глаголов в форме 3 л., мн. ч. (они):читают – читай-ут; нес-ут . Чаще всего она оканчивается на согл. и ее называют консонантной.

Глагольные формы, образуемые от

От глагола могут образовываться не все формы, это зависит от переходности и вида глагола.

У неперех. гл. нет страд. прич.

У сов. в. гл. нет наст. вр.

Таким образом, самое благоприятное соотношение признаков имеют глаголы перех., несов. вида.

1. Определите форму глагола, выделите ее показатель.

Все запланировано, открой дверь, ты произвел расчет, Маша звонит, чтобы ты все подготовил, еще увидишься, мост закрыт, долго спим, население в этом заинтересовано, поймите меня правильно, свято хранимые традиции, я совсем замерз, кабы знал заранее, не разговаривай с ним, дверь заперта, развевающийся флаг, ты храним судьбою, скоро вы прилетите, напишите мне, когда приедете, если напишете, я успокоюсь, не увидел бы сам, не поверил бы.

Основа инф. образуется путем отсечения суф. инф., основа н. вр. – отсечения окончания от формы 3 л., мн. ч.

2. Определите у данных глаголов основу инфинитива и о.Н.Вр.

В основах разных форм одного глагола могут обнаруживаться исторические чередования согласных, которые возникли в результате фонетических процессов (под влиянием ст/сл яз.).

Приведите примеры глаголов с данными чередованиями в основах. Сопоставьте о.и, основу 1 л., ед. ч., основу 3 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч. В каких личных формах глагола исторические чередования обнаруживаются.

От основы инф. данных гл. образуйте все возможные формы. Объясните различия в значении и написании глаголов.

прич. пр. вр.

дееприч. сов. в.

сослагат. накл.

обессилить

обессилеть

осиротить

осиротеть

обезлюдить

обезлюдеть

обеднить

обеднеть

обезденежить

обезденежеть

Выделите у глаголов основу н. вр. и о. инф. Определите класс глагола. Образуйте от основ все возможные формы. Объясните, почему та или иная форма не образуется.

Отцвести, отцветать, формироваться, сформировать, сформировываться, выстилать, прыгнуть, колыхаться, выздороветь, нравиться, двигать, блестеть, метать.

Все формы глагола образованы от двух основ:

Основа настоящего времени на согласный (определяется по форме 3 л., мн.ч.)

Основа инфинитива на гласный

От основы настоящего времени образуются:

Личные формы глагола в настоящем и будущем времени

Действительные причастия настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени

Деепричастия несовершенного вида

Глаголы в форме повелительного наклонения

От основы инфинитива образуются:

Прошедшее время глагола

Страдательные причастия прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени

Деепричастия совершенного вида

Сослагательное наклонение глаголов

Классы глаголов:

Можно выделить группы глаголов, объединенные соотношением основы инфинитива и основы настоящего времени. Один из них пополняются в современном языке (продуктивные классы), а другие нет (непродуктивные классы)

5 продуктивных классов:

1. решать – решают (а – ай)

2. белеть – белеют (е – ей)

3. рисовать – рисуют (ова – уй)

4. толкнуть – толкнут (ну – н)

5. строить – строят (и – мягкий согласный) только 2 спряж.

Спряжение:

Спряжение (в одном из значений) – это система окончаний глаголов в ходе их изменения по лицам и числам. Глаголы, в зависимости от системы окончаний, делятся на 2 группы:

1. глаголы 1 спряжения ю, ем, ешь, ете, ет, ют

2. глаголы 2 спряжения ю, им, ишь, ите, ит, ят

В тех случаях, когда окончания ударные, спряжение определяется по личным окончаниям. В безударной позиции выступает в силу следующее правило: к глаголам 2 спр. Относятся глаголы которые оканчиваются на –ить (кроме брить, стелить, шить и др.), а также 11 исключений (гнать, держать, ненавидеть, смотреть, видеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть, дышать, слышать).

3. Неправильные глаголы с точки зрения спряжения – дать, есть (суть)

4. Разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать)

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 39. Глагольные основы, классы глагола, типы спряжения.:

  1. 22. ОСНОВЫ ГЛАГОЛА. ИХ РОЛЬ В ОБРАЗОВАНИИ ГЛАГОЛНЫХ ФОРМ. КЛАССЫ ГЛАГОЛОВ. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.
  2. Способы глагольного действия. Классы русских глаголов. Терминологическое сочетание «способ глагольного действия»
  3. 19 Способы глагольного действия. Их лексико-словообразовательный характер. Продуктивны и непродуктивны классы глаголов.
  4. 27.Глагол как часть речи. Система морфологических категорий глагола. Спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы.

Основы глагола

Две основы, от которых посредством формообрааующих суффиксов и окончаний образуются все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения:

1) основа настоящего времени, которая определяется путем отделения окончания 3-го лица множественного числа настоящего или будущего простого времени, например: пиги-ут,-реж-ут, знaj-ym (знают), корм’-am (кормят);

2) основа инфинитива (или прошедшего времени), которая определяется путем отделения суффиксов инфинитива -ть, -ти, -сть, -сти или суффикса прошедшего времени -л, например: писа-ть, реза-тъ, зна-тъ, вез-ти, кла-стъ, гре-сти. У некоторых глаголов основа инфинитива и основа прошедшего грсмени не совпадают; ср. : бере-чъ - берег, берег-ла, грес-ти - греб, греб-ла, сохну-ть - сох, сох-ла,


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "основы глагола" в других словарях:

    основы глагола - 1) Основа инфинитива, при выделении которой необходимо отбросить конечный суффикс ть или ти; 2) основа настоящего или будущего времени, при выделении которой отбрасываются личные окончания глаголов; данная основа проявляется при спряжении… …

    - (эспер. Fundamento de Esperanto; и в эсперанто, и в других языках часто употребляется укороченная форма (la) Fundamento) небольшое сочинение, фиксирующее основные грамматические и лексические характеристики языка эсперанто. «Основы… … Википедия

    схема анализа глагола - 1) выделить словоформу в тексте; 2) часть речи; категориальное значение глагола; 3) начальная форма глагола; вопрос к начальной форме глагола; вопрос к словоформе в тексте; 4) форма глагола (спрягаемая/неспрягаемая); 5) основы глагола: основа… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    § 207-218. ОСНОВЫ СТАРОЙ ОРФОГРАФИИ - § 207. Пишутся твёрдые знаки после всех конечных согласных, кроме «й» и «ь». Например: «плащъ», «врачъ», но: «вещь», «печь». § 208. Пишется буква «и десятеричное» («i») вместо «и» во всех случаях, когда после «и» следует гласная буква: «Россiя»,… … Правила русского правописания

    Глагол в немецком языке это часть речи, обозначающая действие во времени или состояние и играющая синтаксическую роль сказуемого и реже других членов предложения. По грамматическим функциям немецкие глаголы можно разделить на полнозначные… … Википедия

    Запрос «немецкий» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Немецкий язык Самоназвание: Deutsch, deutsche Sprache Страны … Википедия

    Русский язык является флективным. Основным средством словоизменения являются окончания, словообразования приставки и суффиксы. Содержание 1 Части речи 2 Имя существительное … Википедия

    В настоящей статье рассматривается грамматика немецкого языка, а также основные характеристики морфологического строя. Немецкое словообразование, фонетика и лексика в рамках грамматики не рассматриваются. (См. соответствующие статьи: Фонетика… … Википедия

    Герундий одна из имеющихся во многих языках (английский, испанский, французский, латинский и др.) нефинитных (безличных) форм глагола. Отглагольная часть речи (наряду с причастием и деепричастием), выражающая действие как предмет. Отвечает… … Википедия

    Нахская Таксон: ветвь Статус: общепризнана Ареал: центр Северного Кавказа Число носителей: 1 663 573 (по … Википедия

Книги

  • , Кияткина Инна Германовна. Учебное пособие `English: the Basics of Grammar / Английский язык. Основы грамматики` предназначается для детей от 7 лет и взрослых для занятий с ними в качестве познавательно-занимательной…
  • Английский язык. Основы грамматики. Для занятий взрослыми с детьми. Учебное пособие , Кияткина Инна Германовна. Учебное пособие "English: the Basics of Grammar /Английский язык: основы грамматики" предназначается для детей от 7 лет и взрослых для занятий с ними в качестве познавательно-занимательной…