Орден иезуитов определение. Продукты иезуитского образования

Основателем ордена иезуитов был испанский дворянин Игнатий Лойола . Его биографами являются иезуиты, Лойола родился в 1491 году. Он был из родовитых, но небогатых дворян. Явившись тринадцатым ребенком в семье, он стал обузою для родителей, и те отдали его отставному королевскому казначею Хуану Веласко, который, по-видимому, был крестным отцом маленького Игнатия. Благодаря сохранившимся связям при дворе, Веласко имел возможность поместить мальчика в свиту Фердинанда III. Праздная жизнь среди богатых придворных, множество красавиц, окружавших величественную Изабеллу Кастильскую, чтение рыцарских романов сформировали молодого Игнатия по общей мерке. Это был молодой человек, находчивый болтун, поклонник женщин, вина и особенно военной славы, для который впечатлительный и самолюбивый юноша был готов пожертвовать всем. Утомясь бездействием при дворе, он поступил в военную службу. В царствование Фердинанда III военные действия почти не прекращались, а потому Игнатий был доволен, попав в свою среду. Подробных сведений о его службе не имеется. Известно только, что безумной храбростью Игнатий обратил на себя внимание покровителя - герцога и пользовался славою блестящего офицера. В январе 1516 года скончался Фердинанд III и на престол вступил его внук Карлос I, впоследствии объявленный императором Карлом V. В 1520 году Карл V решился начать войну против Франции.

Испанские войска двинулись из Кастилии в Капитонии, быстро покорили южную Наварру. Крепость важнейшего города Наварры, Памплун, защищал от французов тридцатилетний Лойола. В бою его тяжело ранило в обе ноги. Пощаженный противником, он был с переломами отправлен на излечение домой, и вскоре с ужасом узнал, что одна кость срастается криво. Это несчастье оказалось невыносимым, потому что не оставляло надежд на возвращение к военной жизни. Призванные хирурги нашли необходимым сломать кость, чтобы срастание шло успешнее. Легко вообразить, как мучительна была операция при тогдашнем уровне хирургии; однако Лойола выдержал все. Кость сломали, и она срослась опять, но когда лубки сняли вторично, возле колена обнаружили выдававшийся кусок кости, который мешал ходить. Больной настоял, чтобы этот кусок отпилили. Когда оказалось, что, благодаря ранам, одна нога стала короче другой, то Лойола, надеясь их сравнять, согласился, чтобы ему вытягивали ноги особенным воротом. Новая пытка стоила предыдущих, но изуродованная нога осталась короткой на всю жизнь.

Эту любопытную историю приводят все церковные биографы Лойолы, чтобы показать силу его выдержки, воли и попытаться тем самым найти истоки фанатического упорства, с каким он впоследствии преодолевал препятствия, возникшие с самого начала перед иезуитским орденом. Отказать Лойоле в признании таких качеств, действительно, нельзя - это была волевая натура.

Прошло время острых страданий и тяжелых операций, но больной не мог покидать постели, ожидая окончательного выздоровления. Ясность мыслей и жажда деятельности вернулись, но приходилось спокойно лежать. Тогда Лойола накинулся на чтение и потребовал рыцарских романов. Чья-то рука, может быть матери, потрясенной болезнью сына, подала ему жития святых и жизнеописание Иисуса Христа. Вскоре чтение его заинтересовало. Биографы-иезуиты рассказывают, что в сознании Лойолы под влиянием этого чтения совершился внезапный перелом - он пришел к уверенности в своем сверхъестественном призвании стать спасителем церкви. Но как бы то ни было, скорее мысль о возможности прославиться на духовном поприще заставила Лойолу отказаться от всего прошлого и начать новую жизнь во славу Господа Бога, Иисуса Христа и Пресвятой Девы Марии, рыцарем которой он решился объявить себя.

Приняв твердое намерение начать новую жизнь, Игнатий Лойола в марте 1522 года тайком покинул родительский дом. Свои новые планы он начал осуществлять так, как подсказывали “жития” и рыцарские романы: переночевал в часовне богородицы, которую избрал своей покровительницей, оставил оружие, затем сменил офицерский мундир на лохмотья, стал нищенствовать и расположился в пещере недалеко от Манресы. Именно в ней он написал книгу “Духовные упражнения”, которую иезуиты сделали одним из главнейших своих практических руководств. В это время, по словам иезуитских биографов, у него были сверхъестественные “озарения” и “видения”.

В феврале 1523 года Лойола, объявив своим друзьям - о своем намерении отправиться на поклонение гробу Господню в Иерусалим и затем обратить в христианство всех сарацин-мусульман, покинул Манресу.

В Иерусалим он прибыл в сентябре 1523 года. Там находилось представительство ордена францисканцев. Когда Лойола явился туда познакомиться, его подняли на смех. Францисканцы попытались объяснить, что затея его бессмысленна - что его не смогут выслушать, что содержание его будущих проповедей сомнительно с католической точки зрения. Вполне вероятно, что францисканцы были к тому же недовольны появлением этого красноречивого конкурента. Как бы то ни было, напуганный и растерявшийся Лойола пустился в обратное плавание.

Нисколько непоколебимый годом неудач, Игнатий Лойола понял, что с его скудными познаниями не достигнуть цели и, вернувшись в Барселону, прежде всего засел за латынь, о которой имел самое туманное представление, тогда как на этом языке средневековой учености были написаны богословские и богослужебные книги. Параллельно с учением Лойола стал приводить в исполнение свой другой план - вербовки сотоварищей; мало того, он не оставил старой привычки исправлять согрешивших поучениями и проповедями, подавая пример строгим образом жизни. В городе скоро заговорили о суровом проповеднике нравственности, и вокруг него стал образовываться кружок ревностных последователей. Лойола выбрал себе четырех учеников и этим положил основу духовному товариществу. Молодые дворяне не переставали зубрить латинскую грамматику. Через два года, не окончив курсов, они отправились в Алкалу, чтобы поступить в университет.

Лойола поступил на курсы в университет и повел тот же образ жизни, какой он вел в столице Каталонии. Вокруг него стали собираться кающиеся, о нем заговорили по городу. Здесь Лойола был арестован “святейшей” инквизицией: на него донесли как на еретика - настолько странное впечатление производили его речи даже в Испании, видавшей всякие образцы проповеднического рвения. Однако все обошлось благополучно - у него не оказалось за душой ничего, кроме фанатизма, слепой преданности папе и тщеславия.

В Саламанке, куда Лойола отправился после того, как ученики отреклись от него чтобы получить обучение, произошло то же самое. Записавшись на университетские курсы, Лойола вел тот строгий образ жизни, что в Алкале. После ареста Лойолы была рассмотрена его книга “Духовные упражнения”, в которой не было найдено ничего противохристианского в духе католицизма, к тому же книгу оценили как неумело написанную.

В январе 1528 года Лойола прибыл в Париж. Как совершил он свое путешествие, что случилось с ним дорогою, остается неизвестным, хотя ко времени своего появления в Париже он во многих отношениях изменился. Оставаясь прежним ревнителем своеобразно понимаемого христианства и нравственности, Лойола практически поумнел, перестал подвергать себя публичному осмеянию. Только в Париже и смог Лойола по-настоящему увидеть трудное положение церкви. Это были годы подъема антифеодальных и реформационных движений. В Париже печатались сочинения против протестантов, проникали сюда также протестантские книги против католицизма и папства; один богословский диспут сменялся другим.

И Лойола пришел к мысли, что настало время для “подвижничества” совсем особого, что нужен орден еще небывалый, который стал бы надежнейшей опорой пап в борьбе с врагами католической церкви. Понадобилось несколько лет, пока Лойола обдумал этот замысел, завербовал группу последователей и собрал сумму денег, нужную для начала.

15 августа 1534 года Лойола и шестеро его приверженцев собрались в одной из парижских церквей и принесли монашеские обеты, прибавив к ним новый обет беспрекословного повиновения папе. Этот день, собственно, и следовало бы считать первым в истории ордена иезуитов .

На римском престоле в это время был Павел III. Он не был склонен увеличивать число духовных орденов и ссылался на то, что уже имеется достаточно орденов и что вообще устройство новых орденов запрещено курией. Папа, разумеется, одобрял фанатическое рвение последователей Лойолы, которые к тому времени уже успели отличиться в словесной борьбе с протестантизмом. Павел еще долго колебался, и орден иезуитов был официально утвержден лишь 27 сентября 1540 года.

В планах Лойолы Павел III увидел возможность исполнить свое давнишнее желание - создать нечто вроде отряда папских янычар, которые безоговорочно служили бы своему повелителю в борьбе с ересями и с церковниками, требовавшими ограничить власть пап. Он считал важным то, что Лойола с товарищами отдавали себя в его полнейшее распоряжение, и не упустил указать это в учредительной булле, где подчеркнул, что они “посвятили свою жизнь на вечное служение… Христу, нам и преемникам нашим - римским первосвященникам”.

Именно поэтому, решившись утвердить новый орден, названный “Обществом Иисуса”, Павел III заспешил и даже не стал дожидаться, пока будет окончательно написан устав. Лойола только начал составлять устав почти через год. Надо было писать по-латыни, но так как он не смог выучиться официальному языку католической церкви, то сочинял по-испански, а другие переводили на латынь.

Своеобразие иезуитского ордена сразу бросалось в глаза. Старые ордена имели свои монастыри - у иезуитов их не было. Прочие монахи обязательно носили рясы - иезуит мог ходить и в светской одежде, если этого требовали интересы церкви; он мог даже скрывать свою принадлежность к ордену. Но главное различие заключалось не в этих внешних чертах.

Старые ордена тоже стремились укрепить пошатнувшийся престиж католической церкви. В свое время папы пытались прикрыть сребролюбие, чревоугодие и разврат церковной верхушки грубыми рясами монахов нищенствующих орденов и строгостью монастырских уставов. И все-таки охватившее церковь разложение нагляднее всего проявилось именно в монастырях. Ко времени Лойолы они повсеместно стяжали недобрую славу как безжалостные эксплуататоры крестьян, оплоты дикого мракобесия.

О том, как хорошо понял Лойола новые требования папства, свидетельствуют многие документы, написанные им самим или при его участии. Прежде всего это орденский устав, затем еще раньше написанная Лойолой книга “Духовные упражнения” и им же законченные в 1555 году “Конституции” ордена. Уже эти три основных документа являются убедительным доказательством остроты дворянского классового чутья Лойолы и его сподвижников.

31 июля 1556 года глава ордена, создавший грандиозный по своему значению институт, скончался. Следующим генералом стал бывший соратник Лойолы Лайнес.

Случайность, изменившая историю

Основатель будущего ордена — молодой баскский дворянин Игнатий де Лойола. Он мечтал о рыцарских подвигах и прекрасной даме. Кровь кипела в его жилах, и он, как и его славные предки, считал своим долгом защищать Испанию и крестить неверных. В 1521 году он даже не подозревал, что будет делать это всю свою оставшуюся жизнь не мечом, а крестом.

Основатель Ордена иезуитов мечтал стать рыцарем

1521 год изменил его судьбу до неузнаваемости. Во время обороны одного из замков Наварры от французов храбрый Лойола был ранен в ногу. Кость раздробило. Даже после двух операций и тренировок на специально изготовленном приспособлении, которые причиняли невыносимую боль, одна нога Игнатия оставалась короче другой. О карьере рыцаря можно было забыть. В замке, где он остановился, чтобы восстановиться после ранения, не было ни одного рыцарского романа, и Лойоле пришлось читать церковные книги. На отчаявшегося дворянина сошло озарение: он продолжит дело Франциска и Бенедикта, увековечив свое имя благочестием и смирением.

После нескольких лет строжайших изнурительных постов, самобичеваний и семичасовых молений Лойола стал походить больше на побирающегося старца, чем на молодого дворянина знатного происхождения. Он собрал вокруг себя единомышленников, и в 1534 году в соборе Сен-Дени они отслужили первую мессу будущих иезуитов. Желая отправиться в Иерусалим крестить неверных, они обратились к Папе Римскому с просьбой об учреждении их особого ордена. Так, в 1540 году началась официальная история Общества Иисуса.

Просветители католической церкви

В отличие от других монашеских орденов, иезуиты не стали запираться в своих кельях, предпочитая странствующие проповеди и постоянное взаимодействие с церковью и паствой. Меньше чем за 50 лет они стали одной из самых влиятельных организаций Европы XVI века. Последователям Игнатия де Лойолы содействовали представители правящих династий: например, они снискали благосклонность дочери императора Карла V — Хуаны Австрийской.


Они проповедовали аскезу и благочестие, брали на попечение сирот и людей, больных чумой и сифилисом, эпидемия которого настигла Венецию в XVI веке. На деньги ордена устраивали масштабные католические карнавалы и организовывали сеть образовательных учреждений по всей Европе. Во Франции в иезуитских коллегиумах обучалось более 40 тысяч студентов, в числе которых были Декарт, Монтескье и Мольер. Бедным ученикам разрешалось учиться бесплатно. Такие коллегиумы были не только центрами распространения идей иезуитов, но и значимым прорывом в истории европейского образования в целом. Считается, что современная педагогика до сих пор не смогла превзойти систему воспитания и обучения иезуитов.

Лозунг иезуитов — «труп в руках хозяина», то есть Папы

Иезуиты также сопровождали карательные экспедиции в колониальную Латинскую Америку, где они применяли свой излюбленный прием убеждения: они запугивали туземцев изображениями ада. Миссионерство в Латинской Америки было выгодно не только католической церкви, но и кошельку ордена: многие иезуиты не чуждались участвовать в грабеже сокровищ языческих храмов индейцев.


Успех ордена раздражал многих современников. Главным лозунгом иезуитов еще при жизни Игнатия де Лойолы стал «труп в руках хозяина», то есть Папы. Члены ордена были готовы пойти на все, чтобы защитить интересы своего хозяина, и это пугало противников католической церкви.

Враги окружают

В разгар Реформации, в 1572 году, Общество Иисуса постановило своей главной задачей истребить ересь протестантов. Последователей Мартина Лютера и Жана Кальвина они считали «порождением чумы». Противники иезуитов платили им теми же любезностями: Лойолу они называли отпрыском дьявола, которого тот родил от досады на Лютера.

Иезуиты обращали индейцев в христианство, запугивая изображениями ада


Особенно жестокую войну с иезуитами вела Англия при Елизавете I, подозревавшей их в политическом шпионаже. Иезуитов, обвиненных в агитации и попадавших под «антикатолический закон», казнили ужасным образом. Томас Коттэм, признавшийся в шпионаже, был повешен в 1582 году и затем сразу же брошен в чан с кипящей водой. Роберта Сатуэлла четвертовали и выставили его мертвое тело на показ у четырех главных ворот Лондона. Католики-англичане тех времен притворялись протестантами, ходили на службу в кирхи и старались «отвращать слух», когда священник читал проповедь. Однако террор англиканской церкви подстегивал иезуитов бороться еще ожесточеннее. Казненных по повелению английской королевы почитали как мучеников.

Карикатура на Орден иезуитов

Неспокойно было и внутри католической церкви. Успех Ордена иезуитов стал мешать и затмевать другие организации, служившие Папе Римскому. Общество стали изображать как спесивое и корыстное, зачастую обвиняли в насилии над приходившими на исповедь. Кроме того, многих католиков раздражало самонадеянное название ордена — Общество Иисуса, и они добились того, чтобы Папа запретил иезуитам так называться. Враги иезуитов только и ждали подходящего случая, когда те допустят оплошность.

Лойолу называли сыном дьявола, которого тот родил от досады на Лютера

Неосторожные политические игры и изгнание

27 декабря 1594 года. Католический фанатик, сын портного Жан Шатель совершил покушение на короля Франции Генриха IV, бывшего до восшествия на престол протестантом. Промахнувшись, он вместо того, чтобы заколоть короля, срезал кинжалом кусочек его губы. Под пытками Шатель все время ссылался на иезуитов, в школе которых обучался. Это и стало поводом, позволившим противникам Ордена иезуитов обвинить их в государственной измене. Последовали погром в иезуитских квартал Парижа и их изгнание сначала из столицы, а затем и из страны.


Постоянные подозрения во вмешательстве иезуитов в политику не были безосновательными. Хотя верхушка Ордена держала в то время нейтралитет, остальные его члены активно участвовали в политике, защищая интересы Папы. С изгнания иезуитов из Франции начался упадок ордена. Закрывались их многочисленные общины.

В Европе активно развивали антииезуитский миф: членов ордена представляли как завсегдатаев борделей, обвиняли в жестокости и высокой смертности сирот, за которыми они недостаточно хорошо следили. На протяжении XVII и XVIII веков иезуитов, прекрасно владевших знаниями фармацевтики, считали главными отравителями Европы. Монаршие дворы Европы, где деятели эпохи Просвещения стали играть особую роль, объединились в оппозицию против иезуитов, которые, как считалось, были причастны к большинству убийств высочайших особ того времени.

Иезуитов подозревали в государственных изменах и продвижении позиций Папы в ущерб интересам государства. Орден стали называть не иначе, как «солдаты Господа» или «черная гвардия Ватикана». Более того, по Европе поползли слухи о планах иезуитов создать собственное «государство в государстве» и об организации восстаний в колониях. Иезуитов воспринимали как соперников светской власти, и распространению этого суждения активно содействовали просветители.

Примеру Франции спустя столетие последовали Португалия, Испания, Австрия. В 1773 году Папа Римский был вынужден подписать буллу о запрете существования ордена, который служил ему верой и правдой больше 200 лет. Всю ночь в Лиссабоне горели победные огни.

В первой половине XVI века католицизм во многих западноевропейских странах существенно ослаб. Централизованная и подчиненная Римскому Папе католическая церковь, которая претендовала на власть над всем миром, оказалась бессильной перед процессами реформации, в результате которой из традиционной церкви почти одновременно вышли несколько миллионов людей. Позиции католической церкви были подорваны, а то и вовсе уничтожены не только в Германии, но и в Англии, Швейцарии, Шотландии. Но церковный мир сохранял еще достаточно сил, чтобы перейти в контрнаступление. Этот период в истории был назван контрреформацией. Были усилены преследования еретиков и инакомыслящих, реорганизована инквизиция, учрежден Индекс запрещенных книг, мирянам запрещалось читать и обсуждать Священное Писание. Но главным орудием католической реакции в этот период стало “Общество Иисуса” – боевой отряд воинствующей церкви. Нам это общество более знакомо как орден Иезуитов.

Орден иезуитов был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержден папой Павлом III в 1540 году. Членов ордена, начиная со времен протестантской Реформации, называли «пехотинцами Римского папы» частично потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола до того, как стать монахом, был солдатом. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam», что переводится с латыни как «Для большей славы Господа».

Как пишет Wikipedia, Игнатий де Лойола, основатель Общества Иисуса, родился в 1491 году в стране Басков в Испании. Будучи на службе у вице-короля Наварры, во время осады Памплоны в 1521 году, он был ранен и перевезен в замок Лойола, где и обратился, читая книгу «Жизнь Христа». Вылечившись, он покинул замок, решив отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником, но по пути остановился в городе Манреза, в котором по свидетельству историков с ним произошло некое духовное переживание, легшее в основу текста “Духовных упражнений” (книга, по которой до сих пор обучаются будущие иезуиты).

Герб ордена

1523 год Игнатий проводит в Иерусалиме, исследуя пути Иисуса, «Которого он желал все лучше узнавать, Которому стремился подражать и следовать». По возвращении Игнатий учился в Барселоне, потом в городе Алькала. Из-за сложных отношения с инквизицией (он даже просидел несколько дней в тюрьме) Игнатий Лойола покинул Алькалу и отправиться в Саламанку, а затем в Париж, где он учился в Сорбонне. Со временем вокруг будущего «генерала» собралась небольшая группа студентов: Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес, некоторые испанцы. Один за другим они решают под руководством Игнатия выполнить духовные упражнения. На частых встречах, будучи озабоченными состоянием Церкви, идейными движениями, которые были распространены среди парижских студентов, члены образовавшейся группы беседовали о духовном и часто молились вместе.

Две вещи на их взгляд необходимы и неотложны были на тот момент: “знать Иисуса Христа, подражать Ему и следовать за Ним” и “вернуться к подлинной евангельской бедности”. Товарищи составили план, который хотели реализовать сразу же по окончании своей учебы - вместе отправиться в Иерусалим. И решили, что если они не смогут этого сделать, то они пойдут в Рим и предоставят себя в распоряжение папы для «всякой миссии среди верных или неверных».

15 августа 1524 года в часовне Мучеников на Монмартре семеро товарищей запечатлевают свой план личными обетами во время мессы. После этого прошло чуть более десяти лет. В конце 1536 года сотоварищи, которых теперь уже десять, отправляются из Парижа в Венецию, для того чтобы отплыть в святую землю. Но из-за войны с турками корабли туда не ходили. Тогда они, отправившись в Рим, в ноябре 1537 года поступают на службу Церкви для выполнения любой ее миссии. Здесь, перед группой возникла угроза распада - их могли разослать «по всему миру». Поэтому они решают: раз Господь собрал их из столь разных стран и столь различного образа мыслей, то лучше им быть объединенными и связанными в единое «тело».

Основатель ордена Игнатий Лойола

В то время отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным, потому что именно на ордена возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. К тому же Папой здорово опасался того, что иезуиты тоже могут пойти по пути реформации. Папа Павел III дал согласие на организацию ордена очень неохотно и с условием, что число членов новой организации не будет превышать 60 (правда, это ограничение в последствии было снято менее, чем через год). Игнатий Лойола был избран настоятелем ордена.

До самой смерти, в течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководил Обществом, и составил Конституцию нового института. А первая Конгрегация (монашеская организация, не имеющая статуса монашеского ордена - прим. ред.), которая избрала его преемника, внесла в этот труд последние штрихи и официально его утвердила.

Члены Общества, число которых стремительно росло, были разосланы по всему миру: в взбудораженную различными движениями Реформации христианскую Европу, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправился в Индию, потом в Японию и умер у врат Китая. Нобрег отбыл в Бразилию, прочие - в Конго и Мавританию. Четыре члена Общества начали активно участвовать в Тридентском соборе, который занимался реформой Церкви.

Тридентский собор - девятнадцатый Вселенский собор (по счету Римско-Католической Церкви), открывшийся 13 декабря 1545 году в Тренто (лат. Tridentum) по инициативе Папы Павла III, главным образом в ответ на Реформацию, и закрывшийся там же 4 декабря 1563, в понтификат Пия IV, был самым важным собором в истории Католической Церкви.

На соборе, помимо прочего, произошло подтверждение Никейского символа веры, латинского перевода Библии («Вульгаты»), принятие второканонических книг в Библию и Тридентского катехизиса. Большое место было уделено таинству евхаристии. Всего было принято 16 догматических постановлений, покрывших большую часть католической доктрины.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ОРДЕНА

Сперва внимание иезуитов было обращено на возвращение в лоно католической церкви отпавших от нее лиц. Главными орудиями борьбы были агитационная массовая работа - проповедь, и обработка остальных лиц - исповедь, организация убежищ для сирот, даровых столовых, домов святой Марфы и прочее. Члены ордена набирались по принципу физического, умственного и классового отбора - принимались люди физически здоровые, с хорошими умственными способностями, энергичные и по возможности «хорошего происхождения» с приличным состоянием. Организация была построена на принципах единоначалия и строгого централизма, безусловного повиновения воле старшего и железной дисциплины. Один из историков сравнил построение ордена с кольчугой, сотканной из крепких и гибких колец; которые делают орден неуязвимым и в то же время эластичным.

В 1565 году орден насчитывал 2000 членов, а в 1615 году, когда умер пятый генерал ордена -13112. Иезуиты появляются во Флориде, в Мексике, в Перу, на Мадагаскаре, на Филиппинах, в Тибете. В Парагвае ими было создано государство (с 1610 года), просуществовавшее около 160 лет. Орден активно участвовал в колонизации Азии, Африки и Южной Америки. Для насаждения “истинной веры” иезуиты отважились прийти в Китай. Они ходили в тибетские горные селения, куда едва мог добраться подготовленный альпинист. В Китае иезуиты получили от императора право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

Иезуит - миссионер, 1779.

Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждали против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточенной, что орден едва не прекратил свое существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм (учение подчеркивало испорченную природу человека вследствие первородного греха, необходимость Божественной благодати, а также предопределение), квиетизм (учение провозглашало полную пассивность и спокойствие, подчинение божественной воле, равнодушие к добру и злу, отречение от мира). Тем не менее, XVI и XVII века были эпохой расцвета могущества и богатства ордена; он владел богатыми поместьями, массой мануфактур.

Педагогическая деятельность была выдвинута как одна из главных задач ордена еще ее основателем. Так, в 1616 году насчитывалось 373 иезуитских коллегиума (закрытых учебных заведений), а к 1710 году число их возросло до 612. В XVIII веке в руках иезуитов находилось подавляющее большинство средних и высших учебных заведений Западной Европы. И не удивительно, ведь одним из главных направлений деятельности ордена в сфере образования было создание сети учебных заведений и воспитание юношества из привилегированных или зажиточных слоев в духе преданности католицизму.

В XVII-XVIII веках иезуиты имели репутацию блестящих педагогов и преподавателей, так как аккумулировали достижения педагогики своего времени: классно-урочную систему обучения, использование упражнений, переход от легкого к трудному. В воспитании акцент делался на развитии честолюбия, - говорится в Большой Российской энциклопедии. Поддерживался дух соревновательности: регулярно отмечались лучшие и отстающие, проводились конкурсы и диспуты.

ШЕСТЬ СТУПЕНЕЙ ИЕЗУИТСТВА

1-я ступень: поступить мог любой желающий от 19 лет и в течение двух лет изучать то, чем ему заниматься в дальнейшем

2-я ступень: два года изучались общеобразовательные предметы

3-я ступень: три года изучались философия и естественные науки

4-я ступень: регентство подготовка к тому, чтобы стать преподавателем богословия

5-я ступень: богословие - кандидат готовил себя в иерархи церкви

И на шестои ̆ он входил в посвящение, которое занимало несколько месяцев. Он посвящался в братство, то есть получал некие откровения. Заметим, что любой кандидат учился 14 или 15 лет, чтобы стать иезуитом. Необходимые обеты членам ордена: обет целомудрия, обет бедности и обет послушания.

Из лучших учеников образовывались «магистраты», члены которого носили почетные звания патрициев и сенаторов (по аналогии с Древним Римом), «директоров» (опекунов из старших классов над младшими учениками), а также «академии» (типа школьных кружков), выбирались «ректоры». Учащихся готовили к активной деятельности, поэтому иезуиты отказались от правил средневековой монастырской школы: заботились о здоровье, физическом развитии, питании и отдыхе воспитанников. Важное место отводили светскому воспитанию. Но главным оставалось религиозное воспитание. Развитие индивидуальности личности сочеталось со строгой регламентацией поведения учащихся, подчинения личной воли интересам церкви, внедрению взаимного надзора во время и после занятий, обязательности доносов о проступках товарищей (а вы думали, что это изобрела советская власть? - прим.ред.).

Иезуиты разработали собственную систему морали, названую ими «приспособительной». Она давала широкую возможность произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования в зависимости от обстоятельств, и совершать любой поступок (иногда и криминальный) во имя «высшей цели» - «Для большей славы Господа». Такое служебное значение морали получило отражение в приписываемом иезуитам девизе «Цель оправдывает средства»

Церковь Святейшего Имени Иисуса, главный иезуитский храм в Риме

В 1770 году Орден включал 23000 членов, 669 колледжей и 273 миссии. Однако монархи всех европейских стран были против существования тайной и сильной организации, действующей в интересах католической церкви и никак не подконтрольной их власти. Папа был вынужден распустить орден. Тем не менее, уже в 1814 году римский папа Пий VII восстановил орден иезуитов во всех его правах и привилегиях.

Занимаясь не только теологией, иезуиты основали астрономические и сейсмологические станции в Маниле и Китае, а римский астроном Секки (1818–1878) снискал всемирную славу. Вклад иезуитов в художественную литературу был обширен и разнообразен: особого упоминания заслуживают сочинения английского иезуита Хопкинса (1844–1889). К числу периодических изданий иезуитов относятся «Ла Чивильта каттолика» («La Civilt cattolica», Италия, 1850), «Этюды» («tudes», Франция, 1856), «Штиммен дер Цайт» («Stimmen der Zeit», Германия, 1865), «Манс» («The Month», Англия, 1864), «Расон и Фе» («Razon y Fe», Испания, 1901) и «Америка» («America», США, 1909).

ГОСУДАРСТВО ИЕЗУИТОВ В ПАРАГВАЕ

Издавна население Парагвая составляли индейцы племен гуарани. Миссионерская деятельность была начата среди них доминиканским монахом Лас Казас. Как пишет Игорь Шафаревич в своей работе “Социализм как явление мировой истории”, иезуиты, со свойственным им реалистическим подходом решили сделать принятие христианства практически привлекательным, а для этого попытались защитить обращенных индейцев от их главного бедствия - охотников за рабами, паулистов из штата Сан-Паулу, тогдашнего центра работорговли.

Иезуиты приучили индейцев к оседлой жизни и переселили их в крупные селения, называемые редукциями. Первая редукция была основана в 1609 году. Сначала, по-видимому, существовал план создания великого государства с выходом к Атлантическому океану, но этому помешали набеги паулистов. Начиная с 1640 года иезуиты вооружили индейцев и с боями переселили их в труднодоступный район, ограниченный с одной стороны Андами, а с другой - порогами рек Парана, Ла-Плата и Уругвай. К тому времени вся страна была покрыта сетью редукций. Уже в 1645 году иезуиты Машета и Каталадино получили от испанской короны привилегию, освобождавшую владения общества Иисуса от подчинения испанским колониальным властям и от уплаты десятин местному епископу. Иезуиты добились вскоре права вооружить индейцев огнестрельным оружием и создали из гуарани сильную армию.

Иезуиты настойчиво отклоняли обвинения в том, что создали в Парагвае независимое государство. В действительности некоторые обвинения были преувеличены - например, книга о “парагвайском императоре” с его портретом, или выпущенные якобы им монеты были подделкой врагов иезуитов. Но несомненно, что контролируемая иезуитами область была настолько изолирована от внешнего мира, что вполне могла считаться независимым государством или доминионом Испании.

Иезуиты были единственными европейцами на этой территории. Они добились от испанского правительства закона, по которому ни один европеец не мог без их разрешения проникать на территорию редукций и в любом случае не мог пробыть там больше трех дней. Иезуиты не обучали индейцев испанскому языку, но разработали письменность гуарани и обучали их грамоте. Область иезуитов имела свою армию и вела самостоятельную внешнюю торговлю.

Население государства иезуитов составляло в момент расцвета 150200 тысяч человек. Основной их частью были индейцы, кроме того, около 12 тысяч рабов-негров и 150-300 иезуитов. История этого государства оборвалась в 1767-1768 годах, когда иезуиты были изгнаны из Парагвая в рамках общей, направленной против иезуитов политики испанского кабинета.

Все население было сосредоточено в редукциях. Обычно в редукциях жило две-три тысячи индейцев, в самых малочисленных - около пятисот человек; самая крупная миссия святого Ксавера насчитывала тридцать тысяч жителей. Во главе каждой редукции стояло два патера-иезуита. Как правило, один из них был значительно старше другого. Других европейцев в редукции обычно не бывало. Старший из двух патеров, “исповедник”, в основном посвящал себя культу, младший считался его помощником и руководил хозяйственными делами.

Аллегория роспуска ордена иезуитов в 1773 году как гигантомахии

“Ограниченный ум обращенных индейцев заставлял миссионеров заботиться обо всех их делах, руководить ими как в духовном, так и в светском отношении”, - цитирует в “Истории Парагвая” иезуит Шарлевуа современника парагвайского государства Антонио де Уллоа. Никаких законов не существовало - их заменяли решения патеров. Они выслушивали исповедь, которая для индейцев был обязательной, они же назначали и наказания за все проступки. Наказания были: выговор с глазу на глаз, публичный выговор, порка кнутом, тюремное заключение, изгнание из редукции. Виновный должен был сначала каяться в церкви в одежде еретика, потом подвергался наказанию. Де Уллоа пишет: “Они питали такое большое доверие к своим пастырям, что даже беспричинное наказание считалось ими заслуженным “.

Вся жизнь в редукциях была основана на том, что индейцы не владели почти ничем: ни земля, ни дома, ни сырье или орудия ремесленника не были частной собственностью, да и сами индейцы себе не принадлежали. Все произведенные продукты сдавались на склады, в которых работали индейцы, обученные письму и счету. Часть продуктов раздавалась населению. Ткани делились на равные куски и раздавались поименно. Каждый мужчина получал ежегодно нож и топор.

Большая часть произведенного в редукциях шла на экспорт. Так, при громадных стадах выделывалось большое число шкур. В миссиях были дубильные и башмачные мастерские. Вся их продукция шла на экспорт - индейцам разрешалось ходить только босиком. Внешняя торговля велась очень широко. Редукции вывозили, например, больше местного чая, чем весь остальной Парагвай.

Многих поражали способности, которые индейцы проявляли в ремесле. Шарлевуа пишет, что гуарани “преуспевали как бы инстинктивно в любом ремесле, с которым сталкивались... Например, достаточно было показать им крест, подсвечник, ладанку или дать материал, чтобы они сделали такой же. Можно было с трудом отличить их работу от модели, которую они имели перед собой”.

Ни внутри редукции, ни между редукциями торговли не существовало. Не было и денег. Каждый индеец держал в руках монету один раз в жизни - во время бракосочетания, когда вручал ее в подарок невесте, с тем чтобы монета немедленно после церемонии была возвращена патеру.

Все редукции были построены по одному плану. В центре находилась квадратная площадь, на которой была расположена церковь. Вокруг площади располагались тюрьма, мастерские, склады, арсенал, прядильная мастерская, в которой работали вдовы и провинившиеся женщины, больница, дом для гостей. Остальная часть территории редукции разбивалась на равные квадратные кварталы.

По контрасту с жильем индейцев церкви поражали своей роскошью. Строились они из камня и богато украшались. Церковь в миссии святого Ксавера вмещала 4000-5000 человек, стены ее были отделаны блестящими пластинками слюды, алтари - золотом.

На заре индейцев будил колокол, по которому они должны были вставать и идти на обязательную для всех молитву, а потом на работу. Вечером ложились спать тоже по сигналу. С наступлением темноты по селению патрулировали отряды, составленные из наиболее надежных индейцев. Выходить из дома можно было только по специальному разрешению.

Все индейцы одевались в одинаковые плащи из полученной на складе материи. Только чиновники и офицеры имели отличную от других одежду, но лишь когда отправляли свои общественные обязанности. В остальное время она (как и оружие) хранилась на складе. Браки заключались два раза в год на торжественной церемонии. Выбор жены или мужа находился под контролем патеров.

Дети начинали работать очень рано. “Как только ребенок достигал такого возраста, когда он мог уже работать, его приводили в мастерские и определяли к ремеслу”, - пишет Шарлевуа. Иезуиты были очень обеспокоены тем, что население редукций почти не росло - несмотря на совершенно необычно хорошие для индейцев условия: гарантию от голода и врачебную помощь. Чтобы стимулировать рождаемость, индейцам не разрешали носить длинные волосы (знак мужчины) до рождения ребенка. С этой же целью ночью удары колокола призывали их к исполнению супружеских обязанностей.

Между тем, сами иезуиты делали все для того, чтобы заглушить у индейцев инициативу и заинтересованность в результате своего труда. В Регламенте 1689 года говорится: “Можно им давать что-либо, чтобы они чувствовали себя довольными, но надо следить, чтобы у них не появилось чувство заинтересованности”. Лишь к концу своего владычества иезуиты пытались (вероятно из экономических соображений) развить частную инициативу, например, раздавали скот в частное владение. Но это уже не привело ни к чему - ни один опыт не удавался.

Иезуиты в Парагвае, как и во всем мире, погубили себя своими успехами - они стали слишком опасны. В частности, в редукциях они создали хорошо вооруженную армию, численностью до 12 тыс. человек, которая была, по-видимому, решающей военной силой в этом районе. Они вмешивались в междоусобные войны, не раз брали штурмом столицу Ассунсион, побеждали португальские войска, освободили Буэнос-Айрес от осады англичан. Во время смуты ими был разбит наместник Парагвая дон Хозе Антекверра. В сражениях участвовало по несколько тысяч гуарани, вооруженных огнестрельным оружием, пеших и конных. Эта армия стала внушать все большие опасения испанскому правительству.

Падению иезуитов много способствовали и широко распространившиеся слухи о колоссальных накопленных ими богатствах. После изгнания иезуитов правительственные чиновники бросились искать спрятанные ими сокровища и обнаружили, что их нет. Большинство индейцев разбежалось из редукций и вернулось к своей прежней религии и бродячей жизни.

Интересна оценка, которую деятельность иезуитов в Парагвае получила у философов-просветителей. Для них иезуиты были врагом No1, но для характеристики их парагвайского государства некоторые из них не находили достаточно высоких слов: “Распространение христианства в Парагвае силами одних только иезуитов является в некотором смысле триумфом человечества”.

ИЕЗУИТЫ В РОССИИ

В 60-х годах XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой. 13 января 1577 года издана булла папы Григория XIII об образовании Греческой коллегии, в которой должны были обучаться воспитанники из восточнославянских земель Речи Посполитой, Ливонии и Московии. В XVI-XVII веках иезуиты основали на территории Речи Посполитой ряд учебных заведений. А в XVI веке иезуиты, действовавшие там же, издали около 350 теологическо-полемических, философских, катехизических, проповеднических сочинений.

Португалец Томаш Перейра, один из первых иезуитов, посетивших Россию (1689 год)

Летом 1684 года в Москву прибыло посольство от императора Священной Римской империи для переговоров о вступлении России в Священную Лигу, - говорится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. В составе посольства находился иезуит Вота, который должен был содействовать организации в Москве иезуитской миссии. В 1684-1689 годах иезуиты развернули в Москве активную деятельность и стали оказывать влияние на фаворита царевны Софьи князя Голицина. В 1689 году после вступления на престол Петра I иезуиты были изгнаны из России. В конце XVII века им вновь было разрешено селиться в Москве, где они основали школу, которую посещали дети ряда вельмож (Голицины, Нарышкины, Апраксины, Долгорукие, Головкины, Мусины-Пушкины, Куракины).

После первого раздела Речи Посполитой иезуиты опять появились в России, так как на территории Беларуси и Украины, вошедших в состав Российской империи, существовали их организации. Под власть России перешли около 20 иезуитских организаций: 4 коллегии (коллегиума) - в Динабурге, Витебске, Полоцке и Орше, 2 резиденции - в Могилеве и Мстиславле и 14 миссий; свыше 200 иезуитов (97 священников, около 50 учеников и 55 коадьюторов). Имущество иезуитов оценивалось в 20 миллионов злотых. Императрица Екатерина II решила оставить иезуитов в России при условии принесения ими присяги императрице.

В 1773 году была издана булла папы Климента XIV о роспуске ордена иезуитов и прекращении его существования. Императрица Екатерина II отказалась признать ее и разрешила иезуитам сохранить свою организацию и владения на территории Российской империи. В конце XVIII века Россия стала единственным государством, где иезуиты получили право деятельности. В 1779 году, несмотря на протесты папы, открыт иезуитский новициат (учебное заведение) в Полоцке.

В 1800 году император Павел I доверил иезуитам просветительскую деятельность в западных губерниях России, поставив их во главе Виленской академии. Любимцем Павла I стал венский иезуит Грубер (с 1802 года генерал ордена иезуитов), который неоднократно беседовал с императором об объединении церквей.

В 1812 году по инициативе Александра I Полоцкая коллегия иезуитов преобразована в академию, получила права университета и руководство всеми иезуитскими школами в Беларуси. В период правления императора Александра I иезуиты развернули широкую миссионерскую деятельность в России. Иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе, Сибири. В 1814-1815 годах обращения в католицизм участились, особенно после официального восстановления ордена в 1814 году, а протесты православного духовенства против деятельности иезуитов в России усилились.

СОВРЕМЕННЫЕ ИЕЗУИТЫ

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру (духовенство как особое сословие Церкви, отличное от мирян). Однако по различным причинам Общество продолжало свое существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы. Много усилий было предпринято Обществом Иезуитов на территории Российской империи, чтобы оно могло дальше существовать и действовать.

Общество было восстановлено в 1814 году. Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в 1856 году отцом Иваном Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них.

В 1903 году иезуитами была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъем в XX веке. Из этих ученых наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден. Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Кстати, на радио Ватикана они работают со времени его основания по сегодняшний день.

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где ее не было. Общество пришло к необходимости видоизменить свой образ деятельности. В 1965 году была созвана 31-я Генеральная Конгрегация, которая избрала нового Генерала, отца Педро Аррупе и задумалась над некоторыми необходимыми изменениями. Через десять лет отец Педро Аррупе решает собрать 32-ю Генеральную Конгрегацию, чтобы более глубоко задуматься о миссии Общества в сегодняшнем мире. Эта Конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», выдвинула и другую задачу - участие Ордена в борьбе за справедливость в мире. И ранее многие члены Общества Иисуса, как бы выходя за привычные пределы своего и без того разностороннего призвания, включались в разные сферы общественной деятельности для установления более справедливого общественного строя и защиты прав человека. Но то, что в прошлом считалось делом отдельных членов, отныне, после официальных декретов Конгрегации, стало церковной миссией Ордена наряду с миссией противостояния атеизму. Поэтому 4-й декрет, принятый этой Конгрегацией, носит название: «Наша миссия сегодня: служение веры и содействие справедливости».

И сегодня, деятельность иезуитов не ограничена каким-то определенным поприщем, хотя приоритет отдается педагогической деятельности на всех уровнях. Помимо этого, они проповедуют, осуществляют руководство духовными учреждениями и приходской жизнью, занимаются миссионерской деятельностью у себя в стране и за рубежом, научными изысканиями, изданием газет, обращенных к широким кругам читателей, и специальных религиозных журналов, деятельностью на телевидении и на радио, а также трудятся в учреждаемых орденом сельскохозяйственных и технических школах. Впервые в истории Церкви религиозный орден соединил в своем служении две миссии: защиту веры и защиту достоинства человека во всех частях света, среди любых народов, независимо от вероисповедания, культуры, политического строя, расовой принадлежности

Загадочная и неоднозначная история иезуитов. Орден, который начинался с десяти человек, в основание которого была положена “евангельская бедность” и “возвращение в лоно церкви отпавших” изменил ход истории. Да, были интриги при дворах, да в ход пускали “Цель оправдывает средства”, и протестанты долгое время были еретиками. Но... они не только выстроили систему образования, создали периодические издания, работали в различных СМИ, они несли, да и несут сейчас христианские ценности. И при этом закладывают их в основание жизни детей. Иезуиты как миссионеры достигли таких мест, куда долго кроме них из христиан никто не добирался. Да, у них была жесткая централизация и полное безусловное подчинение, но у них была идея и цель. Они не боялись изменений, которые происходили вокруг, “общество Иисуса” тогда менялось тоже, изменения во второй половине двадцатого века особенно показывают это.

Неужели нам нечему у них поучиться? Именно сейчас, когда в систему образования, в газеты, журналы, телевидение, в кино и литературу проникают “агенты влияния” идей гомосексуализма, вседозволенности и толерантности, когда в американских школах стреляют, а славянские подростки могут запросто поджечь прохожего на “вечном огне”, как это было недавно. И мы ничего не будем делать? Мы не пойдем в школы, не напишем книги, не воспитаем тех, кто бы смог просто быть на своем месте (в школе, в университете, в Голливуде, в парламенте) и делать свое дело, при этом не “прогибаясь под изменчивый мир”?

Журнал IN VICTORY, апрель 2008

Никого из жителей этого красивого города не удивит находка в собственном огороде старинных монет или керамики. Когда-то Мстиславль был центром воеводства в составе Речи Посполитой. В 1640 году здесь были возведены иезуитский костел св. Михаила Архангела, монастырь и коллегиум иезуитов.

Благородное начало

Кто такие иезуиты? Как образовался этот орден, приверженцы которого живут по всему миру поныне? Его история началась с истории испанского идальго дона Игнацио Лопеса де Рекальдо Лойолы (впоследствии известного, как Игнатий Лойола), родившегося в 1491 году. Он был тринадцатым ребенком в семье знатных, но обедневших баскских дворян. Его мать умерла вскоре после родов, и воспитанием мальчика занялась родная тетка, бывшая до замужества придворной дамой королевы Изабеллы. В своей «Автобиографии» Игнатий писал, что «до 26 лет был человеком, предававшимся тщеславию света».

Игнатий избрал карьеру военного и стал блестящим офицером. Казалось, его жизненный путь предопределен, но судьба распорядилась иначе: тридцати лет от роду Лойола получил тяжелое ранение в сражении - один из пушечных снарядов раздробил ему обе ноги. Рана была очень серьезной, Игнатий оказался почти при смерти, и его даже соборовали. Но, на удивление всем, храбрый вояка выжил.

Однако выздоровление шло медленно, и у Лойолы было время поразмышлять.

Вынужденный соблюдать постельный режим, он решил развлечь себя чтением. Но в замке не оказалось ни одного модного в то время рыцарского романа. Удалось найти две книги: «Жизнь Христа» Лудольфа Саксонского и «Жития святых» Иакова Ворагинского.

Тут Игнатий открыл для себя иной мир - мир святых Франциска, Доминика и многих других, где все любили, сражались, страдали и обретали славу, но во имя иного Господина и иной Любви.

Выздоровев, Игнатий исповедовался. Выходя из храма, он увидел нищего, просящего милостыню, отдал ему свою богатую одежду, надев на себя его рубище. Всю следующую ночь он провел на коленях в молитве, решив стать рыцарем Господа и Святой Девы.

Долгий путь

Игнатий начал проповедовать. Но его речи были настолько сумбурны и нескладны, что местные священники, посмеявшись над ним, дали совет - «прежде изучи богословие»!

И уже немолодой Игнатий сел за парту. Не зная даже латыни, он начал учебу в школе, где учились мальчики из богатых семей. Лойола был настолько жаден до знаний, что учителя не смели брать с него плату за обучение.

Чтобы получить образование богослова, Лойола учился 10 долгих лет. В 1532 году он получил звание бакалавра, а через год - магистра богословия. Он ощутил свое предназначение - защищать католическую веру и распространять ее до краев земли. То было время географических открытий. Игнатий решил во что бы то ни стало принести свет веры на вновь открытые земли.

В 1534 году Лойола и шесть его близких друзей собрались вместе, чтобы создать дружину духовных рыцарей. Они принесли обеты бедности и милосердия. Их клятва заканчивалась словами: «Omnia ad maiorem Dei gloriam» - «Все ради вящей славы Божией!» Считается, что именно тогда был основан орден иезуитов или «Общество Иисуса».

С генералом во главе

В 1540 году Папа римский Павел III подтвердил основание нового ордена, и Игнатий Лойола стал его первым генералом. Обратите внимание, именно генералом, как в армии! Все члены ордена были обязаны беспрекословно ему подчиняться.

Главными добродетелями иезуитов считались безусловное повиновение старшим (младший уподоблялся посоху в руках старшего) и полное отречение от собственной воли. Орден отличали жесткая иерархия и почти военная дисциплина. Он был чем-то средним между армией и тайным обществом, поскольку часто цели его содержались в строжайшем секрете.

Члены ордена рекрутировались по принципу физического, умственного и классового отбора - принимались люди здоровые, с хорошими умственными способностями, по возможности хорошего происхождения. Женщины в орден не допускались.

Тайные агенты средневековья

Почему Папа сразу дал новому ордену чрезвычайные привилегии? Почему во главе монахов поставили генерала? За какие заслуги через шестьдесят лет после кончины Лойолу причислили к лику святых? Ведь любая церковь подходит к вынесению подобных решений взвешенно и осторожно.

Здесь кроется одна из главных тайн «Общества Иисуса». Немало исследователей склоняется к мнению, что, разработав проект нового монашеского ордена, де Рекальдо Лойола предложил Папе создать... католическую политическую разведку! Лойола был убежден, что инквизиторы не могли эффективно выполнять свои функции - они были просто грубыми мясниками.

Вот как выглядела структура ордена с точки зрения современных спецслужб. Будучи военной организацией, орден подразделялся на разряды. Первый составляли новиции (послушники). В течение двух лет они проходили суровую школу дисциплины, не допускавшую ни сомнений, ни малейших колебаний при выполнении приказа вышестоящего иезуитского начальника.

Ко второму, более высокому в иезуитской иерархии разряду относились схоластики. В течение пяти лет они изучали общие науки и богословие. Причем далеко не все послушники, а лишь самые способные становились схоластиками и получали весьма хорошее по тем временам образование.

Новиции и схоластики, хотя и являлись членами ордена, могли свободно жить в миру.

Третий разряд составляли коадъюторы, которые принимали монашеские обеты и вели соответствующий образ жизни. В свою очередь, они делились на два разряда. Одни становились духовными коадъюторами, принимали духовный сан и занимались воспитанием юношества, миссионерством и проповедничеством. По линии тайной деятельности в их обязанности входило выведывание всевозможных тайн и распространение нужных иезуитам сведений и слухов.

Кроме духовных, существовали еще и светские коадъюторы, работавшие экономами, поварами, управителями и пр. На первый взгляд кажется странным, что люди, получившие практически университетское образование, столь редкое в Европе в то время, шли в услужение. Но все это объясняется просто: ведь в руках экономов и управляющих со временем оказывались огромные средства, а от поваров-иезуитов зависела жизнь политических деятелей. Так что «Общество Иисуса» могло распоряжаться тем и другим.

Самую высшую степень посвящения в ордене представляли так называемые профессы, принимавшие, кроме трех обычных монашеских обетов, еще и четвертый - обет безусловного повиновения Папе. Профессы, как правило, назначались миссионерами в какой-то стране, то есть профессиональными разведчиками-резидентами, руководившими всей агентурной сетью в ней, а то и в целом регионе.

Коллегиумы: лучшее образование века

С самого начала огромное внимание иезуиты уделяли просвещению. Причем образование, которое они предлагали, было бесплатным для всех желающих.

Вскоре орден превратился в фактического монополиста в области просвещения в католических странах. В последующие столетия иезуитами было учреждено 24 университета и около 600 коллегиумов.

В 60-х годах XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой. Иезуитский костел св. Михаила Архангела, коллегиум и монастырь иезуитов был построен в Мстиславле в 1640 году. Это типичные памятники архитектуры барокко. Костел с мощной 3-нефной каменной базиликой и 2-башенным главным фасадом, разделенным на два яруса узким карнизом.

Интерьер этой постройки и ныне впечатляет размахом, массивностью опор, лепкой барочного характера. Известно, что в стенах коллегиума преподавал Винцентий Бучинский, белорусский философ, теолог и критик. Этот человек создал первый в Беларуси литературно-научный журнал «Полоцкий ежемесячник». И оставил богатое рукописное наследие, которое включает труды по истории философии, истории Польши, Беларуси, православия в России.

Шантаж, убийства, отравления...

Как же получилось, что орден, который основали благороднейшие люди, превратился в организацию, которая восстановила против себя все народы, а слово «иезуит» стало означать хитроумного, коварного лжеца, клятвопреступника в черной сутане?

Оказалось, что люди, поставившие перед собой цель покорить мир для Христа, решили, что благая цель оправдывает средства. Известно знаменитое высказывание Игнатия, включенное в составленный им свод правил ордена: «Мы всегда должны помнить, что то, что мы видим белым, является черным, если так говорит Церковь».

Иезуиты всеми способами пытались вернуть Европу под власть церкви. Они устраивали перевороты, свергали неугодных правителей, шли на любые преступления, чтобы распространить свое влияние, и при этом всегда оставались в тени. Они становились исповедниками королей и их первыми советниками - манипулируя монархами, по существу, правили странами.

Нечестие, обман и хитрость иезуитов настолько дискредитировали орден, что его адептов изгнали из всех стран, а люди вспоминали лишь их черные дела.

И это несмотря на то, что в их истории были светлые страницы. Орден посылал миссионеров по всему миру. Страны Африки, Китай, Япония, испанские колонии Южной Америки, индейские племена впервые слышали весть Евангелия из уст иезуитов. Те не гнушались тяжкой работы, шли в непроходимые джунгли, неся местным племенам не только весть Евангелия, но и достижения цивилизации.

Любимцы Екатерины

К 1616 году орден насчитывал уже более восемнадцати тысяч членов - по тем временам огромная армия! - и сумел опутать агентурной сетью многие страны мира.

Грязные интриги, шпионаж, подкупы, отравления и прочие неблаговидные дела иезуитов вызвали возмущение во многих странах. В 1759 году орден изгнали из фанатично верующей католической Португалии, в 1764-м - вторично из Франции, а в 1767-м иезуитов буквально вышвырнули из цитадели католицизма Испании. Наконец, под давлением большинства монархов, Папа Климент XIV буллой от 21 июня 1773 года объявил орден ликвидированным повсеместно.

Общество Иисуса продолжало существовать только в Российской империи, где Екатерина II не дала разрешения на опубликование папской буллы, тайно симпатизируя иезуитам.

В XIX веке орден вновь оказался под ударом - на этот раз из-за волны либеральных и социалистических революций, прокатившейся по Европе. Время от времени их изгоняли то из одной, то из другой страны: из Бельгии, России, Франции, Итальянских государств, Испании, Германии, Португалии и Швейцарии.

Деятельность иезуитов перешла не «нелегальное положение». Впрочем, золотые времена для «Общества Иисуса» уже миновали.

Сегодня

Этот самый большой орден католической церкви разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни. Их работа сосредоточена на образовании и интеллектуальном развитии, прежде всего в колледжах и университетах. Согласно данным 2006 года, они ведут работу в 122 странах мира, служат в 1 536 приходах.

Что же стало с иезуитским костелом св. Михаила Архангела, монастырем и коллегиумом в Мстиславле?

Костел был перестроен в 1730-38 годах, 1842-м приспособлен под Николаевский собор, монастырь под Свято-Никольский монастырь.

В здании коллегиума монастыря ныне расположена школа-­интернат.

Орден иезуитов был основан в 1534 Игнацием Лойолой. На сегодняшний день в его составе находятся 17676 человек. Девиз ордена - «К вящей славе Божией». Глава ордена – Адольфо Николас.

Особенности движения

Построение ордена включает в себя определенные принципы, главными из которых являются: жесткая дисциплина и полное повиновение младших старшим, строгая централизация, а также беспрекословный и абсолютный авторитет главы ордена. Последний избирается на пожизненный срок и носит имя генерала («черного папы»). Единственный, «черный папа» - это папа римский.

Иезуитская мораль приспособленческая, в случае необходимости закон Божий трактуется, основываясь на обстоятельства.

Для достижения наибольшего успеха своей деятельности орден позволил многим иезуитам сохранять свою принадлежность к ордену в тайне и вести обычный светский образ жизни. Такие иезуиты получили от папства множество привилегий (освобождение от некотрых религиозных обрядов и предписаний и т.д.). Благодаря этому данная организация в короткие сроки стала гибкой и прочной и распространила свою деятельность на многочисленные страны. Также подобное положение дел привило слову «иезуит» переносное значение. Так, иезуитом называют человека, ничем не выдающего свои истинные намерения и планы, действующего незаметно и тонко, проникающего в душу человека.

Взлет и крах

Орден иезуитов достиг вершин могущества в конце XVI века, когда число последователей выросло до более чем 10000 человек, что для того времени цифра огромная – примерное население очень большого города. Иезуиты проникали в самые отдаленные части света, неся свое учение. К примеру, иезуит Маттео Риччи получил право проповедовать в Китае от самого императора. Южная Америка и Африка видели солдат «Иисуса Сладчайшего» на своей территории.

В 1614 году более миллиона японцев были христианами (до того как христианство в этой стране подверглось преследованиям). Но в 1773 году наступил крах, причиной которого стала природа движения иезуитов. Церковные дела интересовали их ровно настолько, насколько они помогали в завоевании политического и финансового влияния. Существует мнение о том, что орден проповедовал нестяжательство, однако это не так.

На 1750 год в нем состояло 22787 членов, орден имел 381 резиденцию, 669 коллегий, 176 семинарий и 223 миссии. Руководители ордена вступали в открытые прения с монархами, насаждали свое видение власти. Результат был ужасен – он был распущен, лидер Лоренцо Риччи был заточен в тюрьму, а все имущество секуляризовано в пользу государств, на которых располагались отделения ордена. В 1814 году орден вновь был восстановлен, но прежнего влияния не получил. Его члены занимались больше наукой и исследованиями истории. Сегодня орден переживает не лучшие времена, а о былом влиянии речь даже не идет.