Организация командования ВМС и сил Тихоокеанского и Атлантического флота США.

С мест докладывают, что из Средиземного моря странным образом исчезли корабли Шестого флота ВМС США! Автор со знанием дела рассказывает об организационной структуре флота США http://maximus67.livejournal.com/893587.html , но в конце делает вывод не только не вытекающий из описанных организационных принципов, но и впрямую им противоречащий: «Какие бы события не разворачивались на Ближнем Востоке – побережье Сирии, находится под постоянным контролем со стороны ВМФ России. Этот раунд мы выиграли – американские корабли покинули Средиземное море. Будем надеяться, что скоро в район подойдут моряки-североморцы и наш ВМФ сможет провести по-настоящему грандиозные Учения в Средиземном море»…

Почему вывод ошибочен? Первое заблуждение состоит в том, что автор всерьез полагает, что американские и российские корабли ПРОТИВОСТОЯТ друг другу. Это, конечно же, не так по целому ряду причин, начиная от политических, экономических и наконец военным: ударные силы нашей группировки несопоставимы с силой не только объединенной американско-европейской группировки, но даже в отдельности – американской. Чтобы не быть неправильно понятым, уточню, наши силы там ничтожны и не имеют ни малейшего шанса в прямом противостоянии. Второе заблуждение вытекает из первого. Раз наши противостоят там американцам, а американцы покинули район, то следовательно мы победили:) Естественно, это не так! А как?

А ответ лежит на самом видном месте, причем сам же автор очень доходчиво объяснил все. Дело в том, что американский флот и российский – это немного разные понятия. Например, корабль КСФ (Северного флота) выполняя задачи в районе экватора, все равно будет кораблем Северного флота. У американцев не так. Упрощенно: мир поделен на зоны оперативной ответственности, вот эта ЗОНА и является флотом. Т.е. любой корабль ВМС США придя для выполнения задачи в зону ответственности 6-го флота становится кораблем 6-го флота. Честно говоря, я это считаю гораздо более правильным. Если упростить, то в нашем понимании флот – это просто укрупненное обозначение порта приписки корабля. А в американском, флот это объединение кораблей для выполнения боевых задач.

Так как можно трактовать приход наших кораблей и уход американских? Только двумя способами:

1. Смена караула. Американские моряки уходят на отдых, а наши выполняют поставленные перед 6-м флотом задачи, фактически вливаясь в американский флот, который изначально заточен так, чтобы управлять ВСЕМИ кораблями в зоне ответственности. Естественно, т.к. корабли российские, то управление не может осуществляться напрямую, но тем не менее задачи будут поставлены так, чтобы действовать в интересах 6-го флота. Делается это естественно на политическом уровне, например МИД РФ изначально согласовал стратегию действий, Минобороны поставлена задача, МО РФ ставит задачу Главному Штабу ВМФ, а тот уже непосредственно группировке кораблей.

2. Есть дела и поважнее:) У американцев появились дела поважнее и присутствие российских кораблей никого не беспокоит, т.к. по политическим причинам наши корабли ничем кроме сжигания мазута для демонстрации флага не занимаются.

Истина, думаю где-то посередине… Но уж никак не в том, что американцы кого-то там «испугались». Современное развитие ВМС США попросту не дает им возможности кого-то пугаться на море. Они сами кого-хочешь напугают… Наш флот представляет угрозу для США только в связи с тем, что является флотом страны, обладающей ядерным оружием. Но, повторюсь, причин для ожидания ядерного апокалипсиса в данном случае нет. Мы там - союзники. Вся конфронтационная риторика направлена только на внутреннее потребление. Я считаю, что это делается напрасно.

Одним словом, с уважением относясь к патриотическим чувствам, тем не менее все-таки хочется, чтоб люди не выдавали желаемое за действительное.

Про 6-й флот США

Любой авианосец обычно на протяжении многих лет имеет неизменный список кораблей своего эскорта и четкий состав авиакрыла с постоянными эскадрильями, которые порой десятилетиями приписаны к данному авианосцу. И никак иначе. Например, авианосец «Абрахам Линкольн» совместнос ракетным крейсером «Кейп Сент Джордж», четырьмя Иджис-эсминцами («Стеррет», «Хэсли», «Момсен» и «Шоуп»), и рядом вспомогательных кораблей и фрегатов, образуют «боевую авианосную группу №9».

Исходя из данной концепции, каждый из шести американских флотов постоянно имеет в своем составе (т.е. - в зоне своей ответственности) одну или несколько авианосных ударных группировок, амфибийных групп или дивизионов эсминцев, из которых и формируется корабельный состав флота. Корабли приходят и уходят, но их количество всегда остается неизменным.
Атомный авианосец «Дуайт Эйзенхауэр» - сгусток боевой материи массой 100 тысяч тонн; непобедимый монстр, способный разить врага на расстоянии в тысячу километров и обследовать за сутки всю поверхность Средиземного моря. Два реактора «Вестингауз», неограниченная автономность по запасам топлива.

Главный аргумент убойной машины - 70...80 самолетов различного назначения, способных высыпать на головы врагов 1900 тонн боезапаса из необъятных погребов супер-авианосца. Самое современное оборудование, радары и суперкомпьютеры, завод по опреснению забортной воды, катапульты, элеваторы боеприпасов, аэрофинишеры и самолетоподъемники, тяжелое бронирование, уникальные системы пожаротушения, гигантские хранилища и холодильные камеры, почти шесть тысяч человек экипажа.

Универсальный десантный вертолетоносец-док «Иводзима». Огромная баржа, сравнимая по водоизмещению и возможностям с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». На борту «Иводзимы» - тридцать летательных аппаратов: самолеты-штурмовики с вертикальным взлетом, тяжелые транспортные вертолеты и конвертопланы, эскадрилья ударных винтокрылых машин. Внизу под полетной палубой скрыты жилые помещения, рассчитанные на размещение 2000 морских пехотинцев. Еще ниже - палубы для перевозки бронетехники. А на уровне ватерлинии - заполняемая водой док-камера, в которой стоят три готовых десантных корабля на воздушной подушке.

Для обеспечения эффективного управления и координации действий сил ВМС и Корпуса морской пехоты имеется специализированный штабной корабль, предельно насыщенный приемно-передающей аппаратурой, с оборудованными комнатами для брифингов и совещаний, комфортными адмиральскими каютами и постами управления войсками. На борту имеется оборудование для приема вертолета. Внешне «Маунт Уитни» отличается плоской просторной палубой, которая буквально усеяна кожухами антенных устройств. В принципе, «Маунт Уитни» трудноотличим от гражданских научно-исследовательских судов или кораблей для связи с космическими аппаратами. Единственное, что выдает, что выдает в нем военных корабль - установленные на носу и в корме шестиствольные автоматические зенитки «Фаланкс».

Кстати, о базах, - Шестой флот располагает в Средиземном море значительным количеством пунктов материально-технического обслуживания. Среди них - объекты в Италии: помимо уже упомянутой ВМБ Гаэта, на побережье этой страны расположена крупная ВМБ Неаполь с береговым высокозащищенным командным пунктом и передовой пункт базирования Ла-Маддалена (база атомных подлодок на о. Сардиния). Кроме того, Шестой флот может использовать итальянские ВМБ Специя, Таранто, Бриндизи, Аугуста (крупный пункт снабжения ГСМ). На побережье Испании расположен еще один крупный объект - ВМБ Рота, используется совместно с ВМС Испании. Также, для размещения базовой патрульной и противолодочной авиации, американский флот может использовать многочисленные авиабазы на территории европейских стран (например, АБ Сигонелла на о. Сицилия).

Сказ о том как 6-й флот США из Средиземного моря сбежал February 9th, 2013

Сказ о том как «ржавый» ракетный крейсер и «древний как мамонт» сторожевик выгнали из Средиземного моря 6-й флот США

После выхода ГРКР «Москва» из Севастополя и прохода им проливов Босфор и Дарданеллы в начале ноября минувшего 2012 года, по дипломатическим каналам одной из стран Латинской Америки представителям США была передана информация, что на борт ракетного крейсера перед походом были погружены несколько противокорабельных ракет со специальной боевой частью. Якобы, эту информацию послу этой страны на Украине сообщил один из офицеров МО Украины со ссылкой на свои источники в штабе Черноморского флота.



Сложно сказать, было это в действительности или это была утечка информации, сознательно допущенная российскими спецслужбами, но американцы к ней отнеслись серьёзно. Тем более ракетный крейсер «Москва», не смотря на озвученные в российских СМИ планы несения антипиратской вахты в Аденском заливе, не торопился покидать Средиземное море.

Тем временем в начале декабря в Средиземное море вошла авианосная ударная группа ВМС США во главе с атомным авианосцем CVN-69 «Дуайт Эйзенхауэр». АУГ присоединилась к группе десантных кораблей в составе универсального десантного корабля LHD-7 »Иводзима», десантного корабля-дока LSD-44 «Ганстон Холл» и новейшего десантно-вертолётного корабля-дока LPD-21 «Нью-Йорк».

В результате в Восточной части Средиземного моря была сформирована группировка ВМС США, имеющая в своём составе 17 боевых кораблей и вспомогательных судов с общей численностью экипажей около 10000 человек, включая морскую пехоту.

Однако Флагман Черноморского флота, так и не пройдя Суэц и не возвращаясь обратно в Севастополь, о чём опять сообщили российские СМИ, упорно держался вблизи американского соединения на границе радиолокационной видимости. В охранении «Москвы» шёл ветеран Черноморского флота сторожевой корабль «Сметливый», а «глазами и ушами» крейсера был средний разведывательный корабль.

Американцы поняли — «Москва» пришла по их душу и никуда не уйдёт! Одновременно их разведка доложила — одна из многоцелевых АПЛ Северного флота вышла в полигон боевой подготовки, но обратно в расчётное время не вернулась, контакт с лодкой потерян. Предположительно, АПЛ идёт в Средиземное море.

Не желая более искушать судьбу, корабли ВМС США покинули район боевого патрулирования и направились к выходу из Средиземного моря. Когда 17 и 18 декабря в поход вышли отряды кораблей Балтийского и Северного флота, американская эскадра была уже в Атлантике на подходе к Восточному побережью США.

В результате Восточная часть Средиземного моря, примыкающая к побережью Сирии, перешла под контроль ВМФ России. Убедившись в том, что боевые корабли «вероятных друзей» покинули Средиземное море, «Москва» и «Сметливый» ушли на заслуженный отдых в Грецию, чтобы с 24 декабря приступить к сопровождению больших десантных кораблей.

БДК Черноморского, а чуть позже и подошедшие БДК Балтийского флота приступили к перевозке «народно-хозяйственных» грузов из Новороссийска в порты Сирии. Шестёрка больших десантных кораблей, попеременно сменяя друг друга, совершила с ноября 9 парных рейсов, 20 раз проходя Черноморские проливы. Последними сегодня днём проливы Босфор и Дарданеллы прошли большие десантные корабли Балтийского флота »Александр Шабалин» и «Калининград», возвращаясь из Средиземного моря в Новороссийск.

Успешно выполнив поставленные задачи, »Москва» и «Сметливый» вернулись в Севастополь.

Днём раньше в Севастополь вернулся сторожевой корабль «Сметливый»:

П.С.: комментарии читателей сайта warandpeace.ru:

Сказ о том как «ржавый» ракетный крейсер и «древний как мамонт» сторожевик выгнали из Средиземного моря 6-й флот США. Эта история подводит итоги длительной дискуссии о возможностях «Москвы» утопить АУГ США, наглядно показывая, что главное не техника,а люди — 1000 русских моряков готовы выпустить ракеты и утонуть вместе с кораблем, а вот 10000 пиндосов — нет! Дотянулся таки «Варяг» из глубины веков до сознания штатовских вояк,

При всем моем уважении к флоту США, а это действительно самый многочисленный и мощный флот в мире, кишка у его л/с тонка, что данная история и подтверждает. И это, кстати, прекрасно понимает руководство США, отсюда повальное увлечение беспилотными технологиями и автоматизированными системами оружия. Только Великие Войны выигрывали раньше и будут выигрывать и дальше Страны и Народы, а не компьютеры и связь, особенно если есть средства эту связь уничтожить или как минимум нарушить. А у «серьезных» стран такая возможность конечно же есть, что сводит к нулю вероятность начала войны США с любой крупной державой, способной противодействовать ВС США в воздухе, космосе и киберпоространстве.

В среду 7 декабря командующий 6-м флотом ВМС США вице-адмирал Джеймс Фогго заявил, что длительность патрулирования американских боевых кораблей в Черном море может быть увеличена до четырех месяцев: «Это зависит от того, станут ли вызовы в регионе более или менее срочными.

Очевидно, когда действия становятся более интенсивными, вы наблюдаете присутствие дополнительных кораблей».

Подобные суждения адмирал допускал и ранее. То есть представитель Пентагона Джеймс Фогго официально предупреждает Европу о количественном и качественном росте присутствия ВМС США в Черном море, куда американцев никто не приглашал. Негативные последствия вполне предсказуемы.

Большинство европейцев считают, что США не справились с ролью мирового лидера. Согласно конвенции Монтрё, корабли ВМС США могут находиться в акватории Черного моря не более 21 дня.

Вероятно, это не смущают американцев. Пентагон намерен активнее проецировать силу в Европе - вопреки общественному мнению и за пределами международных правовых норм.

Североатлантический альянс готов внести свою лепту в этот опасный процесс. 26-27 октября в Брюсселе министры обороны 28 стран-членов НАТО обсудили усиление присутствия в Черноморском регионе.
Реальность всегда сложнее и жестче, нежели представляют себе вашингтонские и брюссельские стратеги. Будет ли реализовано послание вице-адмирала Джеймса Фогго?

© Flickr/ U. S. Naval Forces Europe-Africa/U.S. 6th Fleet
Военнослужащие на ракетном эсминце Porter (DDG 78) 6-го флота США в Средиземном море

Очертания будущего

6-й (Средиземноморский) флот ВМС США - это шесть оперативных групп, серьезная сила. За исключением штаба, отделов обеспечения и флагманского корабля Mount Whitney, комплектуется кораблями, самолетами и частями морской пехоты, прибывающими в Средиземное море на срок 6 - 8 месяцев.

Корабли приходят и уходят, однако их количественный состав практически не меняется.

Основа 6-го флота - оперативное соединение в составе одного-двух авианосцев, двух ракетных крейсеров, шестнадцати фрегатов и эсминцев. Флот располагает подводными лодками, соединениями десантных кораблей с морской пехотой, а также значительным количеством военно-морских баз, пунктов материально-технического обеспечения (Гаэта, Неаполь, Ла-Маддалена, Специя, Таранто, Бриндизи, Аугуста, Рота) и авиабаз в Испании, Франции, Италии, Греции, Турции и других европейских странах НАТО.

Зона ответственности 6-го флота США - Средиземное и Черное моря, прилегающие воды Атлантики, побережье Африки (Гвинейский залив).

Для эффективного управления на этом широком географическом пространстве действиями ВМС и Корпуса морской пехоты имеется штабной корабль Mount Whitney, предельно насыщенный приемно-передающей и разведывательной аппаратурой.

Атомный авианосец - это 70–80 самолетов различного назначения, 1900 тонн боезапаса (включая ядерное оружие), современное оборудование, радары и суперкомпьютеры, завод по опреснению забортной воды, системы пожаротушения, гигантские хранилища и экипаж в пять тысяч человек.

Американские корабли с боевой информационной системой «Иджис» интегрированы в систему ПРО, и способны ослабить ответный ракетный удар со стороны России.

Как правило, вблизи российского Крыма «патрулируют» эсминцы типа «Арли Берк» с крылатыми ракетами «Томагавк» на борту.

Повторюсь: в рамках конвенции Монтрё корабли 6-го флота могут войти в Черное море строго на три недели (кроме авианосцев, которым нельзя зайти даже на один день). Однако американцы не раз нарушали временные рамки, а российская сторона при этом лишь укоряла партнеров по линии МИД, не применяя военную силу в той или иной форме. Союзники по альянсу и другие причерноморские страны просто закрывали глаза.

Возможно, у вице-адмирала Фогго возникла и окрепла иллюзия полной безнаказанности, даже на случай четырехмесячного пребывания в акватории Черного моря группы кораблей 6-го флота США.


Шестой флот ВМС США

Горячий Джеймс

Идеолог революционных перемен в Черноморском регионе - не первое лицо Пентагона, и все же человек серьезный. Уроженец штата Вирджиния Джеймс Фогго - выпускник Военно-морской академии США 1981 года, имеет степень магистра в области государственного управления Гарвардского университета (США) и диплом исследователя в области обороны (Diplôme d’Etudes Approfondies) Страсбургского университета (Франция). Успешно служил на подводном флоте, на ответственных командных и штабных должностях, а также в качестве специального помощника в Канцелярии заместителя министра обороны. Имеет множество наград.

Возможно, Фогго надеется «обойти Монтрё» посредством туманных рассуждений о «праве на свободное морское судоходство».

Черноморский флот России в своей зоне ответственности внимательно наблюдает за кораблями 6-го флота США. И не случайно в одном из интервью вице-адмирал Джеймс Фогго отметил, что американские корабли в Черном море «в девяти случаях из десяти поджидает российский военный корабль…

Это стратегическое послание, меня это всегда впечатляет. Незамедлительно отправить в море корабли не так просто».

Россия оперативно встречает незваных гостей и над акваторией Черного моря, как это было в сентябре с самолетом-разведчиком США Р-8 Poseidon.

Наблюдая реконструкцию южной части «железного занавеса», Москва не стремится к конфронтации с Западом, и все же для обеспечения национальной безопасности принимает ответные меры.

Черноморский флот пополняется новыми кораблями и только в рамках одной федеральной программы получит до 2020 года более 86 млрд. рублей. С марта 2014 года российские противокорабельные комплексы «Бастион» с противокорабельными ракетами «Оникс» в Крыму держит под прицелом большую часть Черного моря до турецких берегов и всё побережье Украины. Вот в чем «стратегическое послание» России.

Если в Вашингтоне присутствует понимание серьезности российских намерений на Ближнем Востоке, там должны ясно представлять последствия неограниченного присутствия в черноморском регионе, непосредственно у российских границ кораблей 6-го флота США.

Надеясь на силу и ловкость в зоне между компромиссом и конфронтацией, Пентагон последовательно повышает опасность прямого военного столкновения с Россией.

Александр Хроленко, обозреватель МИА «Россия сегодня»

В ходе Второй мировой войны американцы ввели десятки кораблей на Средиземное море, а после войны вообще решили превратить его в собственное озеро. В конце 1946 г. Пентагон сформировал Средиземноморскую эскадру. В июне 1948 г. она была преобразована в 6-й оперативный флот, который с 1950 г. именуется 6-м флотом США. Американские корабли базируются в Испании, Франции, Италии, Греции и Турции. Несколько раз отряды кораблей 6-го флота, в составе которых были крейсера и даже линкоры, заходили в Константинополь.

6-й флот обычно комплектуется кораблями, самолетами и частями морской пехоты Атлантического флота США, прибывающими в Средиземное море на 6-8 месяцев. Флагманский ракетный крейсер находится там 2-3 года.

С середины 1960-х годов основой 6-го флота являлось оперативное соединение в составе двух многоцелевых авианосцев, двух ракетных крейсеров, шестнадцати фрегатов и эсминцев. Из 140-160 базировавшихся на двух авианосцах самолетов около половины способны нести ядерное оружие. 6-й флот также располагает подводными лодками и соединениями десантных кораблей с морской пехотой.

С 1964 г. в испанском порту Рота базировалась американская 16-я эскадра атомных подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами, а сейчас там базируются крейсера и эсминцы, оснащенные системой ПРО «Иджис-3».

Напомню, что 21 февраля 2008 г. ракетой SM-3, входящей в состав «Иджис-3», был разрушен вышедший из строя американский разведывательный спутник весом 5 т на высоте 247 км над поверхностью земли. Таким образом американцы продемонстрировали возможности системы «Иджис» сбивать баллистические ракеты не только на разгонном участке, но и на больших высотах. Вскоре морская и сухопутная (в странах Восточной Европы) американская система ПРО может представлять серьезную угрозу существующим межконтинентальным ракетам России.

В марте 2011 г. в Средиземное море вошел крейсер «Монтерей», оснащенный системой ПРО. А в настоящее время там базируются 4 корабля с системой «Иджис-3».

Каково же сейчас соотношение сил между Черноморским и 6-м американским флотами?

К августу 1991 г. Черноморский флот имел 1300 с лишним соединений, частей и подразделений, 500 самолетов, более 100 кораблей, более 70 тысяч человек личного состава, в том числе 2 тысячи морских пехотинцев, и имел операционную зону, включавшую Черное, Азовское и Средиземное моря и часть Атлантического океана.

Увы, распад СССР и либеральные реформы в РФ привели к уменьшению боевой мощи Черноморского флота более чем на порядок. Ну а передача Украине Крыма сделала Черноморский флот условно боеспособным.

Раздел Черноморского флота привел не к упорядочиванию ситуации в Черном море и Крыму, а к какому-то неустойчивому равновесию или, как говорят физики, к метастабильному состоянию.

Исключительно нестабильным стало и базирование российского флота в Севастополе.

Все ведущие державы мира издавна содержали свои военно-морские базы на территории других стран. Причем, делалось это как с согласия этих стран, так и без оного. Характерный пример - Гибралтар, где Испания уже 200 лет пытается выставить англичан, и Гуантанамо, откуда кубинцы полвека мечтают изгнать янки. Но во всех случаях эти военно-морские базы представляют собой компактные куски побережья.

Собственно, также и хотели сделать наши военные в 1990-х годах при разделе Черноморского флота. Они хотели получить всю Большую Севастопольскую бухту. Замечу, что в Севастополе 21 бухта, из них шесть такой величины, что в любой из них может разместиться весь флот Украины. Я уж не говорю о том, что Украина получила ВМБ в Одессе, Донузлаве, Феодосии и Керчи.

Россия же кроме Севастополя не имеет ни одной ВМБ на Черном море. В Новороссийске по целому ряду причин возможна лишь временная стоянка боевых кораблей.

Однако украинская сторона настояла на том, чтобы военные объекты обеих сторон в Севастополе напоминали чересполосицу. Я сам почти ежегодно бываю в Севастополе, но до сих пор не могу точно понять, где кончалась территория одного флота и начиналась территория другого флота. То же положение и с причалами, со складами, различными береговыми службами, культурными объектами и т. д.

Сразу же после захвата Киева проамериканской хунтой украинские СМИ запестрели статьями, предсказывающими гибель Черноморского флота. С сарказмом рассматривались варианты, когда Россия будет умолять Соединенные Штаты разрешить ей сохранить Черноморский флот для поддержания престижа и т.д. Увы, авторы этих статей были совершенно правы.

Боевикам-западэнцам даже не потребовалось бы штурмовать военные объекты Черноморского флота. Им достаточно было перекрыть несколько улиц баррикадами и полностью парализовать функционирование российской военно-морской базы. Заранее ясно, что вторжение боевиков не дало бы увести российские корабли без крови. Но даже в случае фантастической удачи - согласия Киева на вывод российских судов в течение недели и даже месяца - вывести удалось бы менее трети кораблей Черноморского флота и до 20% вспомогательных судов.

К примеру, если крейсер «Москва» находился в полной боевой готовности, то второй по величине боевой корабль Черноморского флота БПК «Керчь» своим ходом может выйти лишь через несколько месяцев. То же можно сказать об огромном плавучем госпитале «Енисей» и десятках других судов.

Не стоит забывать о том, что значительная часть экипажей вспомогательных судов Черноморского флота имеют семьи и имущество в Севастополе. Они ненавидят майданщиков, но согласятся ли они бросать всё и уходить из Севастополя? А вообще, куда уходить Российскому флоту? - Некуда!

Не следует забывать и о том, что Киев как при Ющенко, так и при Януковиче своеобразно трактовал соглашение о базировании Черноморского флота в Севастополе. Так, РФ не могла вводить новые корабли в Севастополь, даже взамен сдаваемых на лом. Нельзя было даже проводить модернизацию кораблей или перевооружать их на новые типы оружия.

С 2002 года украинские власти не давали коридоры для испытаний корабельных ракет Черноморского флота: ПКР «Вулкан», «Раструб-Б», ЗУР «Форт», «Шторм» и др.

Россия тратила большие деньги на содержание ракетного полигона ВМФ «Песчаная балка» в районе Феодосии, но с 2002 года, когда украинская зенитная ракета С-200 сбила российский самолет Ту-154, пуски ПКР (не ЗУР!) Украиной запрещены, из-за чего, в частности, задержалось принятие на вооружение ПКР «Уран», который пришлось доводить уже у берегов Кавказа. А вот для своих ВМС, ВВС и ПВО Киев таких ограничений не ставил.

В Севастополь был запрещен вход российским кораблям со спецбоеприпасами на борту. В результате 9-й отдел ЧФ вынужден был перебазироваться из Севастополя на Кавказ.

Зато натовские корабли с середины 1990-х годов стали регулярно заходить в Севастополь. Почти в каждой моей краткосрочной поездке (5-12 дней) я видел натовские корабли в Севастопольской бухте, включая крейсера и эсминцы, оснащенный ракетами «Иджис» и «Томагавк». Замечу, что более полувека США никогда не объявляют о наличии или отсутствии на борту своих кораблей ядерного оружия. Но Киев и не спрашивал никогда. Американцам можно было ввозить в Севастополь ядерное оружие, а русским - нет.

Каждый визит натовских кораблей в Севастополь вызывал возмущение горожан. Их встречали толпы возмущенных людей с плакатами «Янки - гоу хоум» и куда более обидного содержания.

Я сам видел приход натовских кораблей. По бортам выстроились морпехи в бронежилетах с автоматами наизготовку. Обычно натовские корабли причаливали к стенке Морского пассажирского порта рядом с Графской пристанью. Территория порта огорожена высоким забором, и сотням милиционеров и агентов СБУ удавалось сдержать возмущенную толпу. В ряде случаев, как, например, в ходе Сирийского кризиса, толпа севастопольцев не давала пройти в город американцам. Тогда украинские власти переодевали их в штатское и выпускали небольшими группами под видом служащих пассажирского порта. Но разглядев среди них хотя бы одного негра, народ лез в драку, и милиция заводила «экскурсантов» обратно в порт.

Спору нет, подавляющее большинство жителей не ходили на эти митинги по принципу «плетью обуха не перешибешь». Но вот я, наглядевшись на американский эсминец в пассажирском порту, еду в переполненном городском автобусе. Сильно пьяный парень лет 25 кроет матом американских военных. Старушка начинает урезонивать его, мол, американцы плохие, но не надо матом ругаться. Сразу же половина автобуса ополчается на… бабусю: правильно, мол, парень говорит, и не надо замечание делать.

О «покорении Крыма» весной 2014 года скоро будут написаны увесистые тома. Я же скажу, что не случись это, уже сейчас не было бы Черноморского флота.

Воссоединение Крыма с Россией само по себе во много раз увеличило возможности Черноморского флота. Подобные случаи уже имели место в истории. Так, пока Норвегия оставалась нейтральной, возможности германского флота в Северном море и Атлантике были крайне ограничены. Чтобы заблокировать Германию, англичане и французы с конца сентября 1939 г. планировали оккупировать Норвегию. Причем, в начале апреля 1940 г. союзные войска уже погрузились на транспорты, направлявшиеся в Норвегию. Но тут выяснилось, что немцы уже там.

В результате ситуация в Северном море и Атлантике кардинально изменилась несмотря на то, что флоты союзников по-прежнему в несколько раз были сильнее германского.

С марта 2014 г. российский противокорабельный комплекс «Бастион», оснащенный ракетами «Оникс» с мыса Фиолент держит под прицелом большую часть Черного моря вплоть до турецких берегов и все побережье Украины, включая Одесский порт.

По планам в конце 2014 г. ЧФ пополнят две новые подводные лодки проекта 636.3 «Б-261» «Новороссийск» и «Б-237» «Ростов-на-Дону», и еще четыре такие лодки будут введены в строй в 2015-2017 гг. В это же время планируется ввод в строй и новых фрегатов.

Однако и с введением в строй новых кораблей Черноморский флот по-прежнему будет уступать по тоннажу и по огневой мощи 6-му флоту как минимум на порядок. Но означает ли это, что американцы будут доминировать в Черном море и решатся проводить там какие-либо силовые акции?

На мой взгляд, это невозможно. Начнем с того, что конвенция Монтрё 1936 года запрещает военным кораблям нечерноморских государств находиться в Черном море свыше 21 дня. А суммарный тоннаж таких кораблей не должен превышать 30 тыс. тонн. Причем, на одно государство не должно приходиться более 20 тыс. тонн.

Таким образом, янки могут одновременно держать в Черном море лишь два корабля класса крейсер или эсминец и не более трех недель. Замечу, что Турция, исходя из своих собственных стратегических интересов, будет всеми силами противодействовать любому нарушению конвенции Монтрё.

Соответственно, Конвенция лишает американцев возможности вводить в Черное море авианосцы. Поэтому в феврале-мае 2014 г. американский атомный авианосец «Джордж Буш» околачивался в Эгейском море. При этом Крым и южная часть Украины оказались в радиусе действия его самолетов.

В свою очередь многочисленные аэродромы Крыма позволяют существенно увеличить там авиационную группировку. Например, там срочно восстанавливается большой аэродром в Гвардейском, где до 1991 г. базировалась дальняя морская авиация. Теперь там ожидают Ту-22М3.

Стоит обратить внимание на инцидент 12 апреля 2014 г., когда у берегов Румынии российский истребитель-бомбардировщик Су-24 двенадцать раз в течение полутора часов пролетал на высоте 150 метров на расстоянии около километра от американского эсминца «Дональд Кук», оснащенного системой ПРО «Иджис-3». Как известно, американские самолеты регулярно пролетали и пролетают над советскими и российскими кораблями, едва не касаясь верхушек мачт, и о таких рутинных делах в прессе не сообщается, ноты не посылаются.

Казалось бы, пролет старого самолета на расстоянии 1000 метров от эсминца - прекрасная тренировка для комплекса «Иджис» и комплекса ближней самообороны «Вулкан-Фаланкс». Янки должны были радоваться, а не психовать.

Тем не менее, Госдепартамент разразился истеричным заявлением о русской провокации, «непрофессиональных действиях русских летчиков» и т.д. Интересно, что янки не делают акцента о нахождении второго Су-24 в районе инцидента. Как утверждают бабушки на севастопольском центральном рынке, вторая машина была Су-24МП, оснащенная комплексом радиолокационной борьбы «Хибины» КС418Е. После включения оного комплекса все американские системы ПВО и ПРО потеряли цель и временно вышли из строя. Видимо, до янки дошло, что аборигены вполне могут слопать Кука.

На мой взгляд, при учете соотношений сил на Черном море надо учитывать и географический фактор. Наши адмиралы и профессора Военно-морской академии с 1950-х годов зациклились на сражениях 1941-1945 гг. на Тихом океане. Там линкоры и крейсера постоянно становились легкой добычей авианосцев. Но вот боевая служба 1967-1990 гг. на Средиземном море опровергла все положения кабинетных теоретиков.

Наши крейсера пр. 68бис во время слежения за авианосцами находились в боевой готовности № 2 или № 1, что позволяло через 15 секунд после получения приказа открывать по противнику огонь главным калибром. Предполагалось, что за несколько минут интенсивной стрельбы крейсер выведет авианосец из строя. Вспомним, как в ходе Вьетнамской войны американские авианосцы сутками горели из-за случайного взрыва одной маленькой неуправляемой ракеты под крылом собственного штурмовика.

В Средиземном море наши моряки считали оружием первого удара по кораблям не противокорабельные ракеты П-35, а ЗРК «Волна». Почему? У первой время реакции - 5 секунд, у второй - 40 секунд. И когда до супостата от 1 до 8 км, «Волна» куда эффективнее, а П-35 будет добивать уже горящую цель.

Но это все - элементы большой войны. А что бы ни делала Россия на Черном море и Украине, США никогда не решатся начать тотальную термоядерную войну. Локальная же ядерная война не страшна ни США, ни РФ. Так, взрыв 200-500 тактических ядерных боеприпасов в Черном и Средиземном морях оставят в пределах нормы радиационный фон как в Вашингтоне, так и в Москве. Но на локальную войну в Европе никогда не согласятся европейские державы. Так что на Черном море могут возникнуть лишь отдельные конфликтные ситуации.

Так, к примеру, американцы могут зайти в территориальные воды в районе Крыма. В этой ситуации можно обойтись без «Оникса» или «Москита». Достаточно «случайного» навала, а лучше тарана севастопольским буксиром американского крейсера, а корпуса у наших буксиров достаточно крепкие. В конце концов, стоимость буксира раз в 100 ниже стоимости крейсера.

Думаю, американским адмиралам следует хорошо подумать, прежде чем отправлять свои корабли «с дружественными визитами» в украинские порты. На Украине фактически идет гражданская война. Люди в униформе без опознавательных знаков жгут БМП и БТР, сбивают вертолеты. Явится крейсер янки в Одессу и попадет под обстрел крупнокалиберной снайперской винтовки, а лучше - из РПГ или переносного ПТУРСа. Так что почитали бы адмиралы 6-го флота Грибоедова: «Друзья, нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок».

И вот сейчас, 14 мая 2014 г., в Черном море нет ни одного корабля янки. Фрегат «Тейлор» прошел Босфор 12 мая, и сейчас, видимо, уже в Эгейском море. И, между прочим, с 1 января 2014 г. ни один американский корабль не то что не зашел в украинский порт, но даже не приблизился к их территориальным водам. С чего бы?