Организация преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному образованию. Преемственность формирования универсальных учебных действий

Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках - в момент поступления детей в школу (при переходе из дошкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.

Готовность детей к обучению в школе при переходе от дошкольного к начальному общему образованию необходимо рассматривать как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовности.

Физическая готовность определятся состоянием здоровья, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.

Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность.

Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет:

‒ ориентации на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

‒ четкого представления о планируемых результатах обучения на ступени обучения;

‒ целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе.

В деятельности учителя по формированию УУД должно обратить на себя внимание следующее положение стандарта.

«Начальное образование должно гарантировать «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».

Не секрет, что класс младших школьников не бывает однородным: кто-то пришел в школу бегло читающим, а кто-то не знает даже букв; у одного ученика богатая фантазия и хорошая речь, а другой двух слов связать не может; один легко вступает в общение, другой испытывает большие трудности в этом процессе. Можно ли добиться реализации цели развития всех учащихся при их столь разных возможностях? Реально добиться этой цели можно, если организовать процесс обучения как дифференцированный.

Обсуждение проблемы дифференциации образовательного процесса в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, т. е. индивидуализирования процесса обучения, – «дежурная» педагогическая проблема: она обсуждается столько же, сколько существует наука педагогика. Напомним, что в «Конвенции о правах ребенка» (1989 г.) определяется приоритетность интересов детей перед интересами общества, осуждаются любые формы дискриминации в области воспитания и образования. Специальными статьями "Конвенции" юридически установлено право ребенка "на сохранение своей индивидуальности", на получение определенного уровня воспитания и обучения в соответствии со своими особенностями и возможностями.

Основой дифференциации стал учет сформированности учебной деятельности школьника, знание учителем того, какие ее компоненты у ребенка не развиты, и на этой основе обеспечение восполнения пробелов и устранение возникших трудностей. Естественно, такого рода дифференциация требует специальных методических приемов, учебных заданий, упражнений, которые бы разумно и целесообразно дополняли учебный процесс, не разрушая его целостности. Задания должны быть разноуровневые, позволяющие не затормозить развитие сильных учащихся и помочь слабым преодолеть трудности учения. При этом каждый ученик имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников), т. е. находящуюся в зоне ближайшего развития. Более того, наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся.

Например, первоклассники выбирают по собственному усмотрению задание из рабочей тетради. Одно задание – несложное: нужно по рисункам определить, какие нарисованные предметы старинные, а какие – современные. Другое задание труднее: ученик должен закончить предложения. Представим, что в классе есть три ученика, которые не приступят ко второму заданию или выполнят его неправильно. Но факт участия их в обсуждении, которое ведут успешные дети, даст им возможность понять свои ошибки и устранить их тут же, на уроке.

Наличие разноуровневых заданий решает еще одну «незаметную» проблему начальной школы. Так установилось, что работа учителя многие годы ориентировалась на подравнивание всех под средние показатели. Ориентация процесса образования на средние результаты высвечивает весьма важную проблему средних учеников. Именно эта категория школьников (кстати, самая многочисленная) фактически выпадает из зоны внимания учителя. Каждый из нас наверняка замечал, сколько вокруг нас «средних» – тех, кто выполняет свои обязанности на троечку, не проявляет инициативы, предпочитает больше подчиняться, чем руководить. Такие люди не выдвигают оригинальных идей, их работы отличаются отсутствием творчества.

Психологи утверждают, что способности можно развить, если создать условия, учитывающие возможности ребенка, его пристрастия и интересы. Поэтому малоспособные школьники (вот они, средние!) – это дети, чьи способности еще «спят», не востребованы, не раскрыты. Вот здесь и приходит на выручку педагогу специально продуманная система постепенно усложняющихся заданий, которые дают шанс середняку продвигаться вперед.

Особенность методики дифференцированной работы состоит в том, что она, прежде всего, устраняет причины трудностей в обучении, формирует психические качества, недостаточность развития которых и мешает усвоить учебный материал (например, недостаточный уровень внимания, логического мышления, пространственного восприятия, фонетического слуха и др.)

Выделю еще одно важнейшее положение стандарта второго поколения:

«Стандарт исходит из признания ценностно-нравственного и системообразующего значения образования в социокультурной модернизации современного российского общества, удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности и общества, развитии государства, укреплении его обороны и безопасности, развитии отечественной науки, культуры, экономики и социальной сферы».

Это положение может рассматриваться как одна из стратегических линий перспективного развития российского образования и, безусловно, означает необходимость ориентации сегодняшнего процесса обучения на завтрашний день. Здесь необходимо отметить, какой процесс обучения может считаться актуальным, т. е. соответствующим требованиям общества, государства и достижениям психолого-педагогических наук. Актуальный процесс обучения потому и называется так, что изменяет роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, который не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность.

Поэтому обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление. Такой подход делает личностно значимым процесс учения и формирует у школьника, как говорил психолог А.Н. Леонтьев, «реально действующие мотивы».

Именно это заставило отказаться от ориентировки методики обучения на репродуктивные методы. Основную задачу авторы учебников видели в разработке исследовательских и поисковых учебных задач: проблемных ситуаций, альтернативных вопросов, заданий на моделирование и т. п., способствующих тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса. Это, безусловно, не означает, что снижается руководящая роль педагога, но она скрыта для ученика. Руководство не сводится к предъявлению образца или инструкции, которые нужно запомнить и воспроизводить, а предполагает организацию совместных размышлений, поиска, наблюдений (за объектом природы, языковой единицей, математическим объектом и т. д.) самостоятельных построений алгоритмов и т. п.

Основу предлагаемого подхода к анализу трудностей, возникающих у 6-летних детей в начале систематического обучения, составляет целостный учёт индивидуальной ситуации психического развития ребёнка. Под ситуацией понимается единство отношений ребёнка к взрослому и к предлагаемым со стороны взрослого и задачи т.е. различные типы ситуации, существенно обусловливает поведение ребёнка на уроках.

Учебная ситуация.

Общая ситуация совместимости в школьном обучении «Ребёнок взрослый - задача» - может трансформироваться для ребёнка в социальной роли учителя, т.е. носителя общественного выработанных способов действия, социальных образцов. Ребенок принимает позицию ученика, готов нести новые для себя обязанности, причем, некоторые ограничения, связанные с новой позицией, принимаются охотно, так как соответствуют новой ступени взрослости.

Предлагаемые взрослым учебные задания анализируются по содержанию. Ребенок вступает с ними в учебные отношения, т.е. отношения, направленные на овладение новыми способами действия.

Дети, для которых школьная действительность выступает в роли учебной ситуации - наиболее готовы к школе. Среди них мы выделяем типы предучебный и учебный.

Для детей предучебного типа учебная ситуация выступает в неразрывной связи своих элементов. Эти дети типичные шестилетки, их психическое развитие претерпевает кризис. Они уже готовы решать посильные учебные задания, но лишь в присутствии взрослого-учителя. Дома такие дети отказываются от помощи родителей при подготовке к школе, поскольку родители не могут стать членами учебной ситуации. Эти дети одинаково внимательно относятся ко всем указаниям учителя, будь то содержательное задание или, скажем просьба вымыть доску. Все происходящее в школе для них одинаково значимо. Это в целом благоприятный вариант начального школьного обучения, однако, он таит в себе одну опасность - фиксацию на формальных, несодержательных моментах обучения (превращение в псевдоучебный тип). Если учитель излишне формализует свои отношения с ребенком, уделяя чрезмерное внимание форме выполнения заданий в ущерб раскрытию их смысловой стороны, ребенок в качестве содержания учебной ситуации может выделить для себя именно эти моменты обучения, став нечувствительным к учебному содержанию. Этому могут препятствовать дискурсивная форма проведения уроков, неформальная атмосфера на уроках, положительная качественная оценка работы детей с обязательным объяснением критериев оценки, т.е. создание на уроке подлинной учебной ситуации, а не подмена ее отношениями руководства - подчинения.



Особенностью предучебного типа является то, что включения в работу им необходимо лично к ним обращенное указание учителя.

Поэтому на первых порах учитель должен включать таких детей в работу лично с ними общаться к ним обращенным взглядом, словом жестом.

Внутренняя ситуация предучебного типа характеризуется общим положительным отношением к учению, началом ориентации на содержательные моменты школьно-учебной действительности.

Дети учебного типа в полнее готовы к школе. Такие дети - посткризисные, их развитие определяется учебной деятельностью. Поэтому главным регулятором их поведения является содержание задачи им и определяется отношение к учителям. Ребенок учебного типа может одинаково глубоко анализировать учебное содержание, как в присутствии взрослого, так и самостоятельно. Где бы он не находился в классе или дома-учебное задание выполняется адекватным для него набором действий.

Мотивация этих детей преимущественно учебной или социальная, внутренняя позиция характеризуется сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни. Однако у некоторых детей учебного типа отношение к школьным ритуальным требованиям может быть весьма свободным. Это несколько усложняет их адаптацию к школе. Специальная коррекция в этом случаи обычно не требуется. Учитель должен лишь сдержанно относится к негативным проявлениям, иначе возможно их закрепление.

Дошкольная ситуация.

Игровая ситуация определяется совершенно иными компонентами: ребенок-партнер игра и соответственно неспецифично для школы. Ребенок не принимает позиции ученика не видит во взрослом учителя-носителя социальных образцов. Учебное содержание игнорируется, материал учебных заданий превращается в игровой. Ребенок не вступает в учебные отношения со взрослыми, игнорирует школьные установления, нормы школьного поведения. Поскольку учитель и учебное содержание не могут быть включены в игровую ситуацию, ребенок либо играет с идеальным партнером, либо находит в классе такого же как он - дошкольника.



Дети дошкольного типа совершенно не готовы к обучению в условиях школы обычная организация обучения ими не принимаются. Однако такие дети могут вполне обучаться в игровой форме. Характерным диагностическим признаком этих их отношение к совершенным ошибкам. Сами они своих ошибок не замечают, а если им на них указывают, то не спешат их исправить, говорят, что так (с ошибкой) даже лучше. Дети дошкольного типа осложняют поведение урока: могут встать, пройти по классу, залезть под карту и.т.д. Если ребенок такого типа выявлен при приеме в школу, необходимо разъяснить родителям нецелесообразность его поступления, поскольку он не доиграл в дошкольном детстве. Если особенности ребенка не учитываются по окончании 1-го или 2-го класса понадобится дублирование. Постоянный неуспех может привести к неврозам, формированию компенсаторных механизмов, например, негативистической демонстративности. Если же такой ребенок оказался в школе, задача всех окружающих помочь ему. Неоценимую роль могут сыграть групповые и индивидуальные внеклассные формы работы, дидактические и общеразвивающие игры. Обязательна организация игрового досуга ли во внеурочное время ребенок много и полноценно играет, это поможет бы часть урочного времени проводить содержательно. Со стороны учителей должны быть проявлены сдержанность и терпимость. Задача школьного психолога организовать адекватные формы обучения, чтобы ребенок осваивал программный материал. Если ребенку созданы щадящие условия, то второму классу он вполне может включится в учебную ситуацию.

Елена Донскова
Преемственность в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С. Выготский

Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь . Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В. А. Сухомлинский) .

Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы , а именно : переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение , реализующее основную образовательную программу начального общего образования . Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с недостаточностью целенаправленного формирования таких , как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные , логические.

Стихийность и зачастую непрогнозируемость результатов развития детей со всей остротой ставят задачу целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий , обеспечивающих компетентность «умения учиться» .

Психолого-педагогические условия по организации усвоения системы универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального общего образования .

1. Соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения .

2. Соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов через организацию их межличностного общения .

3. Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности . Проведение занятий с учетом принципа соответствия формы занятий ведущему виду деятельности - игре. Использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу» .

4. Доброжелательное и уважительное отношение педагога к детям (ученикам, воспитанникам) .

5. Для достижения эффективности в обучении дошкольников и младших школьников необходимо формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный.

6. Использование игровой формы занятий , загадок, предложения что-то придумать, предложить самим.

7. Адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.) .

8. Обеспечение выполнения таких учебных действий как : восприятие инструкций; планирование деятельности, умение выполнять задание до конца; оценка действий на основе совместной деятельности - педагог, ученик, воспитанник.

9. Применение заданий, способствующих развитию познавательных функций : внимание; память; мышление.

10. Применение различные формы организации учебной деятельности с целью развития коммуникативных умений, работа парами; работа по подгруппам. Предоставление ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств, сочетание игровой, учебной , продуктивной и других видов деятельности.

11. Активизация любознательности и инициативность детей :

– умение задавать вопросы;

– высказывание собственных суждений;

– умение делать простые практические выводы.

12. Организация условий для партнерского сотрудничества детей и педагогов.

13. Осуществление педагогической пропаганды среди родителей и широкой общественности .

14. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец ) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статических форм активности .

Преемственность в формирования универсальных учебных действий при переходе со ступени дошкольного образования на ступень начального общего образования и их значение для дальнейшего обучения

Универсальные учебные действия

Ступень дошкольного образования (предшкола)

Личностные : - самоопределение, смыслообразование .

Познавательные логические : классификация

Познавательные знаково-символические

Регулятивные :

Выделение и сохранение цели заданной в виде образца - продукта действия ,

Ориентация на образец и правило выполнения действия ,

Коммуникативные : как умение вступать сотрудничество.

Коммуникативные : как общение .

Школа 1 ступени обучения :

Личностные действия : - смыслообразование , смыслоопределение, регулятивные действия .

Познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные.

Коммуникативные (речевые, регулятивные соотносить собственную позицию с позицией партнеров.

Коммуникативные, регулятивные.

Результаты развития универсальных учебных действий

Ступень дошкольного образования (предшкола) :

Формирование внутренней позиции школьника.

Овладение понятием сохранения (на примере дискретного множества) .

Различение символов/знаков и замещаемой предметной действи-тельности .

Умение произвольно регулировать поведение и деятельность : построение предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом .

Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и меж-личностном взаимодействии .

Развитие коммуникации как общения и кооперации со взрослым и сверстником. Развитие планирующей и регулирующей функции речи.

Школа 1 ступени обучения :

Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской идентичности. Формирование рефлексивной адекватной самооценки.

Функционально - структурная сформированность учебной дея-тельности . Развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения .

Формирование внутреннего плана действия .

Развитие рефлексии - осознания учащимся содержания, последовательности и основания действий .

Значение универсальных учебных действий

Для обучения в 1 классе :

Формирование адекватной мотивации учебной деятельности .

Обеспечение предпосылок формирования числа на основе овладения сохранением дискретного множества как условия освоения математики.

Формирование предпосылок успешности овладения чтением (грамотой) и письмом; усвоения математики, родного языка; умения решать математические, лингвистические и другие задачи; понимание условных изображений в любых учебных предметах .

Формирование умения организовывать и выполнять учебную де-ятельность в сотрудничестве с учителем.

Овладение эталонами обобщенных способов действий , научных понятий (в русском языке, математике) и предметной, продуктивной деятельности (в технологии, изобразительном искусстве и др .) .

Развитие учебного

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Таким образом , необходимо обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе , направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования .

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Преемственность программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию Сенаторова Нелли Михайловна,МБОУ СОШ №189Новосибирск Проблема Проблема организациипреемственности обучения затрагиваетвсе звенья существующей образовательной системы.Несмотря на огромные возрастно-психологические различия между обучающимися, переживаемые ими трудности имеют много общего.Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках:поступление детей в школу;переход обучающихся на ступень основного общего образования. Готовность детей к обучению в школе: физическая готовность Готовность детей к обучению в школе: психологическая готовность Трудности перехода на ступень основного общего образования Причины возникновения трудностей Вывод Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких УУД, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.Основание преемственности разных ступеней образовательной системы - ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы УУД Умение учиться Личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться будут сформированы в результате изучения всех без исключения предметов у выпускников на ступени начального общего образования. Связь УУД с содержанием учебных предметов Формирование УУД реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе: изучения системы учебных предметов и дисциплин, метапредметной деятельности,организации форм учебного сотрудничества,решения важных задач жизнедеятельности обучающихся. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД Учебный предмет «Русский язык» Обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка, усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивают развитие знаково-символических действий:Замещения (например, звука буквой),моделирования (например, состава слова путём составления схемы)преобразования модели (видоизменения слова). Учебный предмет «Окружающий мир» Выполняет интегрирующую функцию. Обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе. Создает основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения, формирования российской гражданской идентичности личности. Способствует формированию общепознавательных УУД: овладению начальными формами исследовательской деятельности (включая умение поиска и работы с информацией); формированию действий замещения и моделирования (использование готовых моделей для объяснения явлений, выявления свойств объектов и создания моделей); формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Учебный предмет «Иностранный язык» Обеспечивает развитие коммуникативных действий.Формирует коммуникативную культуру обучающегося.Способствует: общему речевому развитию обучающегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса; развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи; развитию письменной речи; формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважения интересов партнёра; умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме. Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой.Открытие универсальности детской субкультуры.Формирование личностных универсальных действий:гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте; доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам;компетентности в межкультурном диалоге. Учебный предмет «Иностранный язык» Способствует развитию общеучебных познавательных действий.Смысловое чтение:выделение субъекта и предиката текста;понимание смысла текста;умение прогнозировать развитие его сюжета;умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;сочинение оригинального текста на основе плана. Учебный предмет «Иностранный язык» Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, формирования умений и компетентностей, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Спасибо за внимание! Источники информации Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Савинов Евгений СтепановичОсновная образовательная программа Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №189». Начальная школа. https://yandex.ru/images


Приложенные файлы

Обеспечение преемственности формирования УУД у детей при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться»

Д. п. н. Леонид Абрамович Венгер.

Построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.

Введение Федеральных Государственных Требовании (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС)начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Особенностью новых стандартов является формирование и развитие у детей учебной деятельности – умение учиться, без которого в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного обучения.

Слайд (Преемственность планируемых результатов дошкольного и начального общего образования)

Концепция реализации преемственности ФГТ и ФГОС

Интегративные качества

Личностные результаты

Освоение образовательных областей

Изучение предметов школьного цикла

Развитие базовых компетенций

Метапредметные результаты обучения

В стандарте начального общего образования особая роль отводится формированию у школьников метапредметных умений. Фундамент же закладывается именно в дошкольном детстве. Впервые описанные ФГТ и новом образовательном Стандарте начального общего образования метапредметные результаты показывают приоритетные направления в преемственности.

Наша школа взаимодействуем с несколькими детскими садами, сегодня поделюсь опытом сотрудничества с детским садом 15 «Семицветик». клик

Проанализировав предшествующую работу по преемственности с воспитателями подготовительных групп и учителями, выпускающими 4 классы, мы пришли к выводу, что прежде всего необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования.

В связи с этим была разработана программа по формированию ключевых компетенций дошкольников в рамках сотрудничества ДОУ и начальной школы, которая стала частью программы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования. клик

Основанием преемственности становится ориентация на ключевой приоритет непрерывного образования – формирования у детей умения учиться.клик

Целью программы является создание системы непрерывного формирования УУД у детей как условия успешной адаптации к школьной жизни

Задачи программы:

    Создание психолого-педагогических условий, благоприятных для адаптации будущих первоклассников к школьному обучению;

    Проведение мероприятий по совершенствованию содержания образования в рамках преемственности в формировании у детей личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

Социально-личностные компетенции – это совокупность компетенций, способствующих саморазвитию и самореализации личности, её успешной жизнедеятельности в социальном взаимодействии. И мы видим, что они являются ключевыми в формировании УУД

Одним из направлений деятельности в рамках программы стала организация работы центра Пифагорик. Одной из форм работы на базе нашей школы является организация группы гармоничного развития (клик) и занятий в школе будущего первоклассника.(клик)

Основная цель школы будущего первоклассника – обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием, подготовить детей к обучению.

Работа в школе будущего первоклассника способствует развитию (клик)

    Любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика; познавательная активность не только выступает необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учебе, произвольность поведения и развития других важных качеств личности ребенка.(слайд)

    Развитие способности ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной. Формирование способностей - обучение ребенка пространственному моделированию, использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.(слайд)

    Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка

    Развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками - является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности - важнейшим направлением социально-личностного развития.

Слайды (дети на перемене)

Как радуются дети, когда в школе будущего первоклассника на переменах между занятиями четвероклассники проводят с ними весёлые физ минутки. Дети подготовительной группы с радостью встречаются со своими повзрослевшими друзьями, обмениваются впечатлениями, свободно общаются с ними.

Важным взаимодействием между детским садом и школой является посещение занятий школы будущего первоклассника воспитателями подготовительных групп. После занятий они имеют возможность совместно с учителями обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, позаимствовать положительный опыт педагогов, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей. Такое сотрудничество вызывает у дошкольников желание пойти в школу и интерес к новому, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах., создаёт атмосферу доброжелательности и способствует успешной адаптации детей к школе.

Ещё одним важным, на наш взгляд, направлением работы между детским садом и школой является организация совместных праздников, выставок, фестивалей, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях. клик

Для ребят детского сада и силами учеников начальной школы организуются совместные акции: Осенняя мастерская «Дары осени», (предлагается всем ребятам из природного материала создать оригинальную поделку, затем организуется выставка, которая сопровождается литературным монтажом – чтением красивых стихов об осени, заканчивается мероприятие составлением совместного осеннего букета из листьев, которые подготовили четвероклассники.

Активное участие ученики начальной школы принимают в концертах для будущих первоклассников (песни, танцы, стихи, сценки на столько всё живо, красочно, задорно и весело, что сами дошколята пускаются в пляс с артистами). Слайд

Любят учащиеся готовить и показывать перед ребятами сказки, переделанные на новый лад. С большим интересом, вниманием, восторгом были встречены ребятами детского сада сказки: «Про курочку рябу» (слайд) «Сказка про умные пирожки и учёные сапоги». В перспективе на этот учебный год постановка совместной сказки ребятами подготовительных групп и учениками 4-х классов с выходом показа в детский садик и школу.

Выходят ребята в садик не только с развлекательной программой, но и познавательной – агитбригада по правилам дорожного движения по теме –«Умей правильно вести себя на улицах родного города»

Такие встречи активизируют любознательность, творчество, развивают положительный интерес дошкольников к школьной жизни, знакомят с образовательным пространством школ. Дети раскрепощаются, раскрываются в совместных мероприятиях, при проведении праздников и утренников. У них появляется желание пойти в школу, стать учениками 1 ого класса. Будущие первоклассники учатся у школьников способам поведения, манерам разговора, свободного общения, а школьники проявляют заботу о младших товарищах А это способствует развитию коммуникативных УУД.клик

Важным направление работы между детским садом и начальной школой является работа с родителями. В детском садике организованы уголки для родителей с советами для будущих первоклассников. Проходят совместные родительские собрания. (клик)

На сайте школы 24 размещён материал, которым можно воспользоваться при подготовки и проведении собраний с родителями будущих первоклассников.

В заключении хочется сказать, что только такая заинтересованность обеих сторон позволяет по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, делает для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.

Положительный результат взаимодействия ощутили наши учителя первых классов.

Дети хорошо усваивают программу, потому что сформированы элементарные навыки учебной деятельности: умение слушать и понимать объяснение учителя; действовать согласно его указаниям, доводить работу до конца. Уровень их подготовки соответствует предъявленным к первоклассникам требованиям, дети благополучно проходят адаптационный период при начале обучения в школе. Самое главное у них появляются мотивы обучения: отношение к учёбе, как к важному общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определённым учебными предметам.

Выиграют от такого взаимодействия все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.(клик)

Спасибо за внимание!