Ослепительная маскировка кораблей. История камуфляжа Dazzle — от картин кубистов до военных крейсеров и принтов на одежде

Когда в начале ХХ века художники-авангардисты Жорж Брак и Пабло Пикассо эпатировали публику новым направлением в живописи — кубизмом, они никак не предполагали, что менее чем через десять лет у них появятся многочисленные последователи в… военно-морских ведомствах. А в роли холста будут использоваться стальные борта боевых кораблей.

Французский лёгкий крейсер «Gloire» — то ли зебра, то ли тельняшка в заплатах…

До тех пор, пока дистанция морского боя не превышала дальности пистолетного выстрела, никакого смысла в маскировочной окраске кораблей не было. Наоборот, обилие позолоты и ярких красок создавало важный психологический настрой у сражавшихся экипажей, особенно если им предстояла абордажная схватка. Поэтому вплоть до конца ХIХ века крейсера и броненосцы выглядели нарядно и торжественно: чёрный или белый корпус с золотыми украшениями, белые надстройки, жёлтые трубы… В виде эксперимента время от времени применялась и менее заметная серая окраска, но её долго считали нецелесообразной. Например, по словам британского адмирала графа Корк-и-Орери, во флоте «Владычицы морей» тёмно-серый цвет считался траурным. Впервые в него был выкрашен английский броненосец «Monarch», когда ему в 1869 году выпала миссия доставить в Нью-Йорк тело скончавшегося англо-американского филантропа Пибоди. Лишь в начале ХХ века серая или серо-зелёная окраска кораблей начинает приобретать популярность. Первыми полностью отказались от помпезных чёрно-бело-жёлтых цветов флоты Австро-Венгрии и Японии. В сентябре 1903 года в «серо-оливковый» (близкий с современному хаки) цвет была перекрашена и находившаяся в Порт-Артуре русская Тихоокеанская эскадра. Опыт Русско-японской войны показал, что реальная дальность артиллерийского боя на море значительно выше, чем предполагали адмиралы, и затрудняющая прицеливание маскировочная окраска отныне становится весьма актуальной. Практически все страны перекрашивают свои военные корабли в разные оттенки серого цвета.

Английский броненосец «Victoria», окрашенный в так называемые «викторианские» цвета, литография художника Вильяма Митчелла. И корабль, и его окраска получили названия в честь королевы Виктории — именно при ней британский флот достиг вершины своего могущества.

Любопытно, что во время Русско-японской войны русские миноносцы Владивостокского отряда получили пятнистую окраску «в тон побережья». Кто автор этой идеи, неизвестно. Но факт остаётся фактом: впервые классический камуфляж, делающий корабль малозаметным на фоне берега и одновременно искажающий его силуэт, был применён именно в Российском флоте.

Опыты с «покровительственной» окраской кораблей вплоть до начала Первой мировой войны проводились во многих странах, но моряки как правило относились к ним скептически. Что неудивительно: условия видимости на море постоянно меняются, и создать универсальную окраску, чтобы та была эффективна при разной погоде и днём, и ночью, просто невозможно. На фоне горизонта корабль, да ещё дымящий, всегда представляет собой контрастную цель, и цвет, в который он выкрашен, на его обнаружение никак не влияет.

Однако с началом Первой мировой войны адмиралы, прежде всего британские, столкнулись с проблемой, которую они явно недооценили. Речь идёт о немецких подводных лодках, наносивших флотам Антанты весьма ощутимые потери. И вот тут-то и возникла идея применить для кораблей окраску, которая бы затруднила выполнение торпедной атаки. Дело в том, что торпеда, в отличие от артиллерийского снаряда, движется довольно медленно, и командиру субмарины, атакующей движущееся судно, приходится стрелять на упреждение, в точку, находящуюся далеко впереди. Говоря профессиональным языком, командиру приходится рассчитывать «торпедный треугольник». А тут очень важно правильно определить скорость движения цели и её курс. Поэтому теперь окраска корабля должна была не уменьшить его заметность, а исказить его внешний вид, затруднив определение параметров его движения.

Первым предложил раскрашивать корабли «наподобие зебры» английский профессор зоологии Грэхем Керр (Graham Kerr). В письме, отправленном Уинстону Черчиллю (в то время Первому лорду Адмиралтейства) в сентябре 1914 года, Керр писал: «Сплошная однородная окраска делает объект заметным. Нанесение резко контрастирующих пятен окраски создаёт впечатление излома поверхности». Идея показалась слишком экстравагантной, и от неё просто отмахнулись. Вспомнили о необычном предложении только через полгода — всё возрастающие потери британского флота от кайзеровских субмарин требовали принятия экстренных мер. Весной 1915 года Адмиралтейство распорядилось начать эксперименты с «искажающей» окраской, получившей официальное название «dazzle camouflage ».

Вскоре к работам подключился художник Норман Вилкинсон (Norman Wilkinson), предложивший и теоретически обосновавший собственную схему камуфляжной окраски, основанную на модном в то время течении в живописи — кубизме. Как и его коллеги, художники-авангардисты, он старался «раздробить» реальный объект (в данном случае, корабль) на условные плоскости, грани и отдельные геометрические формы. Сочетание ярких полос, многоугольников и плавных кривых делали линкор, эсминец или транспорт похожим на полотно абстракциониста и выглядели крайне необычно. Однако, отойдя от первого шока, моряки «Владычицы морей» вынуждены были признать: определить курсовой угол и даже класс изощрённо раскрашенного судна стало непросто. «Искажающему» камуфляжу была дана путёвка в жизнь, а Вилкинсону достались лавры его изобретателя.

Сэр Норман Вилкинсон (Norman L. Wilkinson, 1878–1971) — английский художник, считающийся на Западе «отцом» военно-морского камуфляжа. В годы Первой мировой войны служил на судах Королевского военно-морского добровольного резерва (Royal Naval Volunteer Reserve), участвовал в патрулированиях и боевых тралениях, получил чин лейтенанта. Теоретически обосновал принцип искажающего экипажа. Позже стал обладателем многочисленных титулов и наград.

Справедливости ради следует заметить, что той же весной 1915 года независимо от англичан очень похожую окраску для кораблей предложил севастопольский художник Юрий Шпажинский. Он тоже создал её под влиянием кубизма — на борта, надстройки и трубы кораблей в определённой последовательности наносились треугольники белого, голубого, тёмно- и светло-серого цвета, вместе образующие ломаные полосы. Первым по такой схеме был окрашен черноморский броненосец «Синоп», за ним последовали эсминцы «Счастливый» и «Громкий». Шпажинский называл изобретённую им окраску «иллюзорной» — по сути это было синонимом слова «искажающей».

Летом 1915 года «иллюзорная» окраска испытывалась и на Балтике. Шпажинский усовершенствовал свою схему, и выделенный для эксперимента крейсер пограничной стражи «Кондор» был покрыт ломаными линиями «небесного» и «водяного» цветов. Кроме того, художник опробовал ещё одно своё изобретение — специальные наделки на мачтах и трубах, призванные исказить силуэт корабля. К сожалению, на официальных испытаниях, состоявшихся 29 июня 1915 года, ожидаемого эффекта вся эта затея не принесла. «Кондор» и лишённый камуфляжа однотипный «Беркут» оказались одинаково видны, а дальномеры на дистанциях от 55 до 65 кабельтовых в обоих случаях давали точные результаты. В результате по рекомендации проводившей испытания комиссии работы по «иллюзорной» окраске были свёрнуты.

И всё же следует признать, что талантливый художник Юрий Ипполитович Шпажинский (между прочим, одна его картина есть в Третьяковской галерее) был первым и в области морской искажающей окраски, и в изобретении деформирующих силуэт наделок — последние появились в Англии не ранее чем через год. Обидно, что его имя практически забыто, а все придуманные им новации ныне приписывают его зарубежным коллегам.

Первый в мире классический авианосец — британский «Argus» в камуфляже, 1918 г.

Пример необычного камуфляжа времён Первой мировой войны — американский линкор «Nebraska»

Искажающая камуфляжная окраска стала массово применяться на флоте в 1917-1918 годах, а её «второе пришествие» приходится на период Второй мировой войны. Многообразие красок и рисунков, наносившихся на бортах кораблей самых разных классов, поражает. Шахматные клетки и волнообразные линии, треугольники и квадраты, бесформенные пятна, штриховка, немыслимые узоры всех цветов радуги… Удивительно, но под весь этот «апофеоз абстракционизма» была подведена теоретическая база. Например, в американском флоте существовала регламентированная, хотя и довольно перегруженная, классификация всех схем камуфляжа. Характер окраски (однотонной или камуфляжной) определялся базовым типом (measure), которому присваивался свой номер — 1, 5, 11, 12 и т.д. Далее шёл номер проекта (design), который стандартизировал рисунок камуфляжа. Последняя буква в обозначении соответствовала классу корабля, к нему относилась схема окраски (например, для авианосцев это была буква А, для линкоров — В). Таким образом, камуфляжная окраска, скажем, авианосца CV-12 «Hornet» имела обозначение «Measure 33 design 3А». Но это ещё не всё. Каждый применяемый оттенок тоже был стандартизован, имел своё название и номер — например, «океанский серый» (ocean gray) 5-0, «туманный серый» (haze gray) 5-Н, «военно-морской голубой» (navy blue) 5-N… Художники-основоположники кубизма не могли и представить, что разработкой рисунков и цвета абстрактных картин будут заниматься научные институты, а исследования их восприятия человеческим глазом лягут в основу закрытых диссертаций!

Как уже говорилось, маскировочная и искажающая (dazzle) схемы окраски изначально были своими противоположностями. Но для отдельных театров военных действий удалось придумать рисунки камуфляжа, который при определённых условиях выполнял обе функции сразу. Так, итальянцы для окраски своих кораблей часто использовали серо-зелёную гамму: в открытом море такой камуфляж являлся искажающим, а на фоне средиземноморского берега — маскировочным. На актуальность совмещения этих функций сильно повлияло развитие авиации. В годы Второй мировой войны палубы кораблей нередко покрывались хаотически расположенными линиями и геометрическими фигурами. Во время стоянки в базе подобная окраска затрудняла опознавание корабля и одновременно маскировала его под портовые сооружения. В открытом море «противовоздушный» камуфляж не имел особого значения, так как с самолёта корабль обнаруживался прежде всего по кильватерному следу.

Одна из излюбленных «фишек» морской камуфляжной окраски — изображение фальшивых белых бурунов у форштевня и в кормовой части корпуса — таким образом создавалась иллюзия, будто судно идёт с гораздо большей скоростью, чем на самом деле. Часто применялась окраска оконечностей корпуса в цвета, контрастирующие с центральной частью — так скрадывалась длина корабля и затруднялось определение курсового угла. Иногда на борта наносили контрастные силуэты одного-двух небольших судов, обычно идущих в противоположную сторону — при определённых условиях освещённости такой рисунок мог сбить с толку наблюдавшего в перископ подводника.

Во время Великой Отечественной войны камуфляжная окраска широко применялась и в нашем флоте. Схемы окраски в основном были подобны тем, что использовались союзниками, но имелись и некоторые особенности. Так, на Черноморском флоте наряду с обычными масляными красками применялась «серебрянка» — краска на основе алюминиевой пудры. Она способна отражать цвет воды, и покрытые ею участки изменяли оттенок в зависимости от погоды, делая камуфляж более универсальным. Кроме того, несколько черноморских кораблей получили довольно сложный рисунок камуфляжа с «растушёвкой» — плавным переходом от тёмного тона к светлому. Подобные схемы окраски применялись и за рубежом (например, в 1943 году на французском линкоре «Richelieu»), но очень редко.

Эсминец Черноморского флота «Сообразительный» — один из немногих обладателей «градиентной» окраски, в которой тёмные тона плавно переходили в светлые

Насколько эффективным оказался искажающий «боди-арт» кораблей? К сожалению, вразумительного ответа на этот вопрос так никому и не удалось получить. В литературе в качестве пользы от камуфляжа иногда приводят отдельные случаи — например, попытку немецкой подводной лодки потопить черноморский сторожевик «Шторм», когда, несмотря на идеальные условия атаки, все торпеды прошли мимо. «Шторм» имел сложный камуфляж с плавными переходами между цветами, и высказывается мнении, что именно это вызвало ошибку в определении немцами его курсового угла. Впрочем, причины промаха при стрельбе торпедами могли быть и совсем другими…

В годы Второй мировой войны союзники уже довольно широко использовали цветную фотоплёнку. На снимке — канадский эсминец «Restigouche» во всей своей «искажающей» красе…

«Разлинованный» французский крейсер «Gloire» — обладатель очень необычной камуфляжной окраски

Так или иначе, но с развитием радиолокации визуальное обнаружение цели становится далеко не главным, а вместе с этим теряет актуальность и искажающий камуфляж. После Второй мировой войны боевые корабли везде становятся одинаково серыми, лишь слегка отличаясь оттенками. Только в последние полтора-два десятилетия в ряде стран (Финляндии, Швеции, Чили и некоторых других) снова появляются катера и корабли в пятнистой окраске, но это уже скорее дань моде, следствие популярности стиля «милитари» и камуфляжной формы. Искажающая окраска на современных флотах применяется уже не из тактических соображений, а исключительно «для красоты».

Пример современного морского камуфляжа — окраска ракетного корабля на воздушной подушке «Самум» (вверху) и финского ракетного катера «Hanko»

О скором возвращении камуфляжа на улицы журнал FURFUR писал еще в начале прошлого лета. Маскирующий паттерн на проверку оказался довольно универсальным рисунком, по которому успели соскучиться как многие марки в ранге от Carhartt и Herschel до Prada, так и рядовые уличные модники.

С тех пор страсть к камуфляжу только окрепла, дизайнеры одежды стали более изобретательными, и на свет стали появляться, с одной стороны, совершенно дикие, с другой - оригинальные рисунки, как составленный из соцветий марихуаны камуфляж японской марки Nitraid или ироничный паттерн с ромашками Марка МакНейри. FURFUR будет больше обращать внимания на эту тему и писать о наиболее интересных примерах из истории камуфляжа. Открывает серию таких материалов один из наиболее ранних камуфляжных паттернов в истории - вдохновленный кубизмом Dazzle.

Что такое Dazzle

Узор под названием Dazzle, который можно по праву называть пионером среди камуфляжных рисунков, был разработан не для того, чтобы замаскировать сам объект, на который он будет нанесен, а чтобы противник не мог на глаз определить размеры, форму, направление и скорость движущейся техники. Чаще всего «сверкающий камуфляж», как его иногда называют, наносили на корабли и самолеты, используя переплетающиеся друг с другом контрастные цвета. Другое его название - Razzle Dazzle - переводится с английского как «суматоха» и довольно четко описывает производимый им эффект.

История появления Dazzle Camo


1. Рекламный плакат корабельной компании Cunard Line, 1918 год. 2. Американский линкор USS California, 1944 год. 3. Принципиальная схема дизайна линкора. 4. Картина «Dazzle-ships in Drydock at Liverpool» английского художника Эдуарда Уодсворта, 1919 год

Dazzle как тип маскировочного рисунка имел смысл только в те времена, когда у военных еще не было мощных радаров, позволяющих легко определить размеры, скорость и расстояние до исследуемого объекта. Сбить с толку зоркого наводчика могла эта специальная раскраска, вызывавшая только лишь сумятицу. Можно сравнить такую тактику с ложными глазами некоторых видов рыб или бабочек - с таким рисунком, да еще и с неблизкого расстояния определить, где нос судна, а где корма, было для противника не такой уж простой задачей.

Изобретателем этого камуфляжа (как и его названия) считается английский художник и иллюстратор Норман Уилкинсон, который во время Первой мировой войны служил на одной из подводных лодок Королевского флота. Тогда германским подлодкам слишком легко удавалось крушить британские крейсеры - главная боевая единица оказалась практически безоружной против подводных лодок. Доходило до того, что за одни сутки немцы могли потопить до восьми британских кораблей. Размышляя над тем, как спрятать от взгляда перископа огромный корабль, Уилкинсон пришел к мысли, что не нужно прятать сам объект, когда можно просто сбивать с толку противника, готовящегося нанести удар.

Стоит заметить, что именно в тот период Первой мировой войны камуфляж начал принимать массовый оборот и стал использоваться войсками всех задействованных в войне сторон. Так, немцы разрисовывали пятнами стальные шлемы своей пехоты, а русские войска украшали разноцветными амебами бронетехнику.

К сведению

Маскировочный рисунок зебры работает по тому же принципу, что и dazzle - сбивает с толку хищника, маскируя направление движения. Несколько таких животных, собравшись в группу, вызывают эффект беспорядочного движения, даже будучи практически неподвижными.

Итогом разработок Уилкинсона и его команды художников стал океанический лайнер HMS Alsatian, который в августе 1917 года был перекрашен в Dazzle после тестирования этого типа камуфляжа на макетах. Эксперимент прошел удачно, и британские войска стали практически повсеместно внедрять эту раскраску для маскировки крупных океанических лайнеров. Уилкинсон, в свою очередь, начал работать еще и с армией США, а после окончания Первой мировой войны стал президентом Королевского института акварелистов (Royal Institute of Painters in Water Colours).


Океанический лайнер HMS Alsatian в камуфляже Dazzle
Еще один известный британский лайнер, разукрашенный в Dazzle во времена Первой мировой войны, - RMS Epmpress of Russia


Во Второй мировой Dazzle использовали все больше американские и немецкие войска, но вместе с тем этот момент считается временем смерти «сверкающей маскировки». К этому моменту уже становились популярными специальные бинокли, радары и другая техника, позволявшая без лишнего труда определять расстояние до объекта, его размеры и траекторию движения. В британской армии в 1942 году на вооружение был принят рисунок Admiralty Intermediate Disruptive Pattern, который представлял собой доработанный художником Питером Скоттом Dazzle - имел более округлые формы элементов и включал в себя больше цветов, например, оттенки синего.


Одноместный американский истребитель P-51 Mustang, разукрашенный в маскировку Dazzle. Использовался в период Второй мировой войны

Сегодня Dazzle практически не используется, а самым распространенным примером его применения остаются австрийские дорожные камеры, фиксирующие скорость передвижения автомобилей: никакой лихач на большой скорости не сможет заметить раскрашенную таким образом камеру. Кроме того, этот рисунок попал на обложку четвертого студийного альбома Orchestral Manoeuvres in the Dark - «Dazzle Ships ».

ПЯТЬ ИЗВЕСТНЫХ КНИГ, ГДЕ МОЖНО БОЛЬШЕ УЗНАТЬ ОБ ИСТОРИИ КАМУФЛЯЖА DAZZLE





Камуфляж Dazzle как элемент одежды современных марок

Благодаря его уникальности, интереснейшей истории и необычном эффекте Dazzle время от времени возвращается в качестве принта повседневной одежды - чаще среди марок, вдохновляющихся военной эстетикой. Особенно такой рисунок ценит известный поклонник и коллекционер Харди Блечман, основатель и идеолог марки Maharishi. В 2008 году он выпустил совместную линейку верхней одежды с американцами Penfield (куда до кучи вошел также спальный мешок), а весной прошлого года Maharishi совместно с английской маркой London Undercover выпустили классические зонты-трости с аналогичным принтом. В список других вещей, вдохновленных этим рисунком, входят также кроссовки марки Adidas, их же совместная работа с блогом Freshness Mag, кеды Supra и даже снегоход марки Summit Sport.







Не верится, что военные корабли могли выглядеть так. Кажется, что их раскрасили клоуны, отставшие от бродячего цирка. Полная асимметрия, полоски и клетки. Неожиданные диагонали и разные яркие цвета. Но без малого 100 лет назад суда маскировали именно таким образом.


Цветных фотографий нет, но сохранились эскизы. Представляете, как судно «War Clover» выглядело в действительности?

Во время Первой Мировой англичане и американцы, да и французы тоже оказались перед серьёзной угрозой немецких подводных лодок, которые с завидным успехом топили корабли союзников.

Все попытки замаскировать суда в море терпели неудачу, поскольку приспособить тот или иной камуфляж к постоянно изменяющимся воде и небу не удавалось. Любое сочетание цветов, скрывавшее в одной ситуации, выдавало с головой в других.

И тогда британский художник и офицер военно-морского флота Норман Уилкинсон(Norman Wilkinson) изобрёл новую схему маскировки, которая была основана на модных направлениях изобразительного искусства того времени, прежде всего - кубизме.

Вместо того, чтобы скрывать судно, пытаясь закрасить его целиком в какие-то сходные с окружающей средой цвета, Вилкинсон предложил раскрашивать корабли абстрактно - «разбивать» корпус неожиданными линиями, создавать иллюзорные плоскости, углы и так далее.

Идея была взята на вооружение. Британцы назвали инновационную технику маскировки «ослепляющей раскраской» («Dazzle Painting»), а американцы - «суматохой» или «кутерьмой» (Razzle Dazzle). И это сработало.

Американское торговое судно USS Mahomet.

Дело в том, что немецкие подводники были вынуждены находить противника визуально и целились не в само судно - оно ведь двигалось - а старались отправить торпеду в то место, где корабль окажется в момент прибытия снаряда. Слишком ранний или поздний пуск естественно означали промах.

Моряки пытаются разглядеть, что это там такое. Где у виднеющегося вдали судна нос, действительно непонятно.

Соответственно, капитану подлодки было необходимо с максимальной точностью определить курс и скорость цели, но по тому, что он видел в перископ, было трудно даже понять, где у этого судна нос, сколько этих носов, и что это вообще такое.

Силуэт просто расплывался. Судно могло казаться меньше, чем на самом деле, частично сливалось с водой, «соединялось» с небом и так далее. Короче говоря – чёрт знает что.

Тип стандартной раскраски корабля за номером 24. Причем это одно и то же судно, только с разных сторон.

Следует отметить, что для разработки дизайна камуфляжа были привлечены настоящие художники. Поначалу почти у каждого судна был собственный отличительный «кубический» окрас, причём нередко рисунки на разных бортах сильно отличались.

В дальнейшем, по ходу войны, были выработаны стандартные типы и виды художественной маскировки, причём абстрактную окраску стали получать не только военные, но и пассажирские суда.

К величайшему сожалению, нет цветных фотографий тогдашних кораблей, а ведь они не были «зебрами» - их маскировали в разные, и порой очень яркие цвета. Говорят, в море конвой из этих «судов-попугаев» выглядел просто ошеломительно.

С окончанием Первой Мировой войны завершилось и массовое использование «ослепляющей живописи» на флоте. На то было несколько причин.

Так, появилась эффективная авиация - с воздуха раскрашенные корабли были очень хорошо заметны. Кроме того, самим морякам никогда особо не нравилась покраска их судов таким «невоенным способом».

Корабль SS Melita - хоть сейчас в музей Маяковского.

ВМС США, как и англичане, пытались вернуться к«суматохе» вконце Второй Мировой- после того, как уничтожили японскую авиацию. Идействительно защищали «живописью» свои суда от вражеских субмарин (кстати, проводились опыты с танками и джипами)

Однако третьего пришествия не случилось - усовершенствованные радары, сонары и другая техника, в конечном счёте, устранили необходимость в визуальном обнаружении целей.

Пассажирское судно Mauretania. Судя по изображению на рекламном плакате тех лет - яркий был кораблик.

Таким образом, военные корабли быстро перекрасились в свой нынешний, «туманно-серый» цвет, а кубизм вернулся туда, откуда его взял Вилкинсон.

Сейчас в Портсмуте стоит образец подобной маскировки: корабль HMS Monitor M33. Он был построен в 1915 году, хоть и выглядит относительно скромно, повоевал в Первую Мировую и даже в Гражданскую войну (вместе с шестью другими мониторами несколько месяцев поддерживал белые войска в районе Архангельска).

Хотя камуфляж Вилкинсона активно использовался в Первой мировой войне и в меньшей степени - во Второй, его эффективность не была научно доказана. Проверить его действенность недавно решила группа исследователей из Бристольского университета (Великобритания) под руководством специалиста по экспериментальной психологии Ника Скотт-Сэмюэля.

Ключевым пунктом проверки стала именно скорость: если для кораблей этот камуфляж не актуален, то высокомобильные боевые машины, несущие на себе «абстракционистские полотна», и сейчас могут ввести в заблуждение солдат противника.
Дело в том, что наше восприятие скорости зависит от множества разнородных факторов. К примеру, нам кажется, что более крупные объекты движутся медленнее. В экспериментах г-на Скотт-Сэмюэля и коллег добровольцам демонстрировали на экране пары геометрических образов, которые имели различную контрастность и двигались с разной скоростью. Одним из двух элементов всегда являлся типичный представитель текстуры «слепящего» камуфляжа.

Выяснилось, что скорость двух быстродвижущихся контрастных фигур из камуфляжного набора визуально кажется меньше на 7%. Таким образом, вооружённый ручным противотанковым гранатомётом боец может не рассчитать расстояние и промахнуться по бронемашине, раскрашенной по методу Вилкинсона, считают исследователи.

23.02.2014 - 0:17

Что представляет себе рядовой обыватель, услышав словосочетание «боевой корабль»? Наверняка строгие, жесткие обводы мощного корпуса, хищно приподнятые стволы могучих орудий, никаких архитектурных излишеств, все четко, по-морскому слаженно, гармонично и тщательно покрашено от бака до юта в один тон серой «шаровой» краской. Только разве что белый номер выделяется на борту.

Как «закрасить» пароход?

Еще перед началом Первой мировой войны военные корабли всех морских держав примерно так и выглядели. Начавшиеся в 1914 году боевые действия внесли в эту монотонность и слаженность кардинальные изменения.

Необходимость в более тщательной маскировке как гражданских судов, так и военных кораблей появилась в первую очередь в виду необычайной активности немецких подводных лодок. В какой бы цвет не было окрашено судно, в перископ его очертания определялись достаточно четко. Затем просчитывался курс, скорость и… две-три торпеды отправляли корабль на дно.

Как бороться с этой напастью? Появилось множество предложений и эскизов, демонстрирующих возможность закрашивать суда в «природные» цвета. Тут вам и «северная Атлантика», и «средиземноморские волны», и «прибой у берегов Нормандии», и даже окраска под «залив Святого Лаврентия», но… Природа изменчива, а равно и погода, и корабль не стоит на месте, а перемещается, к примеру, из Карибского моря в Северное, и нет никакой возможности сменить камуфляж в процессе путешествия. Да и календарь не остановишь: тот же залив Святого Лаврентия зимой выглядит совсем не так, как летом.

Появлялись даже совсем удивительные предложения окрашивать корабль с одной стороны в «береговой» цвет скал и кустарников, под место его постоянной стоянки, а с другой - в небесно-морской или серо-свинцовый «походный». Подобные «новшества» отвергались сразу. Ведь вражеская подлодка может запросто зайти «не с той стороны» и даже если ее командир будет несказанно удивлен невесть откуда взявшимся «островом», вряд ли он будет так глуп и упустит возможность проверить его торпедой на прочность.

Кутерьма на флоте

И тут, на фоне всех этих многочисленных размытых пятен цвета морской волны ярко выделилось предложение британского военно-морского офицера и по совместительству художника некоего Норманна Вилкинсона.

Офицер-художник, серьезно увлекавшийся в то время только входившим в моду кубизмом, предложил не пытаться замаскировать корабли под постоянно меняющийся природный фон, а наоборот: само судно превратить в фон, в своеобразное художественное полотно, на котором в свою очередь изображать совершенно абстрактные линии и геометрические фигуры, после чего раскрашивать полученную картину в самые яркие и неожиданные цвета.

Расчет был прост: скрыть под маскировочной краской весь корабль невозможно, а вот исказить его размеры и форму, сделать так, чтобы противник пусть недолго, но поломал бы голову, что перед ним: большой сухогруз или два маленьких сейнера и вообще, где тут нос, а где корма.

И предложение было принято. Британцы назвали новое направление в маскировке «ослепляющей раскраской», а американцы обозвали новинку «кутерьмой».

К работе по созданию произведений искусства из боевых кораблей были приглашены настоящие художники-кубисты. Вот где мастерам кисти было раздолье! Тысячи квадратных метров стального бронированного «полотна», сотни матросов-помощников, готовых воплотить в жизнь любой, самый фантастический замысел художника.

Правда, военно-морское министерство вскоре прекратило богемное раздолье, были выработаны хоть и сногсшибательные, но довольно стандартные типы раскраски для боевых кораблей и гражданских судов. Но, все равно многие корабли несли на своих бортах необычайно оригинальные картины и, собираясь в конвой, иногда представляли собой не то стаю каких-то фантастических гигантских рыб, не то сборище ярких тропических попугаев.

Самое интересное, что опыты с «попугайской» окраской судов в тот момент дали положительный эффект. С начала введения столь необычайного новшества немецкие подводные лодки, охотясь за транспортами, стали гораздо чаще промахиваться.

К сожалению, с введением в строй морской авиации необходимость в художниках-кубистах пропала. Если в болтающийся над волной перископ определить тип и перемещение весело раскрашенного корабля было достаточно трудно, то с воздуха его силуэт выделялся достаточно четко. Да и командиры - морские «волки» пусть про себя, но все-таки выражали недовольство превращением своего боевого корабля в цирк-шапито. К началу Второй мировой войны визуальный поиск морской цели начал окончательно отходить в прошлое. Его место заняли усовершенствованные локаторы и сонары, и корабли вновь начали покрываться монотонной шаровой краской.

Приключения «морского охотника»

В одну из жарких крымских ночей июля 1941 года советский «охотник за подводными лодками», по причине малых размеров не имевший названия, а только личный номер, вышел из Стрелецкой бухты и взял курс на Феодосию. На море стоял штиль, и катер быстро мчался к своей цели. Ближе к полуночи за кормой охотника раздался негромкий комариный писк, быстро переросший в рев. Проводивший свою «охоту» пилот немецкого бомбардировщика, обнаружив предательски светившуюся в темноте кильватерную струю за кормой охотника, решил не терять шанс и уничтожить пусть маленькую, но все-таки боевую цель. Уже через несколько секунд на катер посыпались бомбы.

Командир охотника аккуратно проделал все, чему его обучали на курсах. Приказ заглушить двигатель и переложить руль на борт был выполнен мгновенно. Струя исчезла, по идее катер должен был теперь раствориться в темноте. Но немец не отставал, бомбы ложились все ближе и ближе, а командир терялся в догадках: что не так? Где ошибка? Думать надо было быстро, ведь для малого охотника достаточно одного более-менее точного попадания, чтобы отправить его со всей командой на дно. Ответ на загадку нашел боцман. Катера этого класса отличались от других боевых кораблей деревянной палубой, которую по морским законам драили с утра до ночи. Теперь эта палуба буквально светилась в темноте, с головой выдавая пилоту бомбардировщика местонахождение катера. Проблему решила морская вода. После нескольких ведер, в темпе вылитых на палубу, дерево моментально потемнело, и уже через минуту гул моторов вражеского самолета сместился в сторону, а вскоре и вовсе затих в ночи.

Это происшествие вынудило многих командиров перекрасить прекрасные деревянные палубы своих охотников в неброские цвета.

Замаскировано в СССР

Возможно, описанный эпизод был первым, пусть и примитивным опытом маскировки советского боевого корабля во время Второй мировой войны. Однако приведенный пример вовсе не значит, что до 1941 года в России вопросами маскировки не занимались в принципе. Существует приказ еще от 25 апреля (7 мая) 1895 года о приведении боевых кораблей к бою, написанный тогда еще контр-адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым. Среди множества пунктов приказа есть и предписывающий тщательно соблюдать маскировку корабля, для чего своевременно необходимо было выкрасить корпус, рангоут и трубы в светло-серый цвет.

Позже, выяснилось, что серые «шаровые» оттенки - не панацея от всех бед. Пришлось разрабатывать для каждого возможного театра военных действий свою особую палитру. Но серьезно, так сказать, на государственном уровне, в СССР к этому вопросу подошли только весной 1942 года. Учли опыт союзников - «веселые» цвета отвергли, так как они уже пережили свой век, а вот форму, пресловутый кубизм применяли достаточно широко, правда, уже с учетом возможности налета с воздуха.

Для маскировки судов, поставленных на «долгий» якорь: плавучих госпиталей, доков или кораблей, нуждавшихся в ремонте, одной краской уже было не обойтись. Приходилось прибегать к помощи фальшивых сооружений: надстроек, кустов и деревьев. На палубах некоторых кораблей даже «сажались» огороды и возводились деревенские домишки и сараи. Для камуфляжа широко использовался камыш и побеги кукурузы, а наиболее удачной находкой была… обыкновенная мешковина. Грамотно затянутый в пыльно-серые мешки корабль сверху походил на самую рядовую прибрежную скалу, и только хорошее знание противником местности помогало бы избежать подобного заблуждения.

  • 2693 просмотра

Ослепляющий камуфляж. Атлантика, первая половина ХХ века April 27th, 2013


Крейсер «Глуар» (Gloire), вошедший в состав французских ВМС в 1937 году.

Головокружительно, не правда ли? Такой способ окраски корабля может показаться странным, если не убийственным для корабля и экипажа. Но это лишь на первый взгляд.

В свое время старый добрый Dazzle camouflage буквально сводил с ума командиров немецких подводных лодок. Попробуйте на просторах океана, с хорошим удалением, через несовершенную оптику тех времен идентифицировать цель, направление и скорость ее движения, осадку, и прочие данные, необходимые для успешной торпедной атаки. Вот тут–то и возникали затруднения.

Результат атаки зависит напрямую от оценки обстановки, но если командир порой не мог определить, в каком направлении он движется, и где вообще его нос и корма, эфффективность такой атаки практически нулевая.

Изобретателем этого типа камуфляжа стал британский художник и иллюстратор Норман Уилкинсон, служивший во время Первой мировой войны в подводном флоте. Его идеей было не прятать огромный корабль от взгляда через оптику, а сбивать с толку противника, готовящего торпедную атаку.

Основная цель этого камуфляжа была не столько скрыть совсем объект от неприятеля - котлотурбинные установки легко демаскировались дымом из труб, а усложнить попадание.

Так как дальномеры были оптические, все базировалось на исходных данных (длина, ширина корабля, которые более–менее известны) и углах (тысячные дистанции). Исказить эти данные и были призван этот камуфляж.


Идея пришла из авангардистского ответвления кубизма - вортицизма, модного тогда.


Адепт вортицизма - Уиндем Льюис, и его работа «Workshop».

Первопроходцем в 1917 году стал лайнер HMS Alsatian, на котором после многократных тестов на макетах был испытан новый тип камуфляжа, и затем он был принят на вооружение не только в Британии, но и США, Франции, России.


Эсминец «Счастливый». Российская империя, ПМВ, Черное море.


Камуфляж применяли как на торговых судах, так и военных кораблях.

И не только черно–белый: варианты расцветки варьировалась от зеленого до оранжевого. Один из журналистов, став свидетелем движения конвоя, назвал его «стаей уходящих в море пасхальных яиц».

Дополняли окрас поддельной головной волны под форштевнем, создающей эффект увеличения скорости корабля, точные данные о которой необходимы при расчете движения торпеды. Ложную же головную волну наносили под кормой, вызывающую у командиров лодок оптическую иллюзию удаления судна, в реальности же приближающегося.

К слову, расцветка зебр работает по тому же принципу, а их группа вызывают эффект беспорядочного движения, даже будучи практически неподвижными. Флотские ветераны традиционно пренебрежительно относились к этой раскраске, сравнивая ее с внешностью портовых дам, но моряки быстро оценили его преимущества - ведь атаки немецких подводников все чаще становились безрезультатными.

С началом Второй мировой войны он также нашел себе применение, в том числе в ВВС.


Истребитель P–51 «Mustang».

Правда с началом активного применения радиолокационных средств обнаружения целей он начал понемногу терять актуальность, и корабли были окрашены в привычный туманно–серый шаровый окрас. Но и сегодня Dazzle вновь находит для себя применение. Он прекрасно сочетается с высокотехнологичными системами «кораблей–невидимок».

Кроме того, камуфляж используется на камерах на дорогах Австрии, фиксирующих скорость автомобилей: раскрашенная таким образом камера совершенно незаметна.

Да, а крейсер пережил войну, в отличие от остальных систершипов.
Совпадение? Кто знает?