Коллектив – это группа людей (детей или взрослых), являющихся частью общества, объединенная общей целью и совместной деятельностью, направленной на её достижение.
Формирование коллектива – это сложный и довольно длительный процесс. Условно его можно подразделить на четыре стадии. В основу деления процесса развития коллектива по стадиям берётся отношение воспитанников к педагогическим требованиям.
На первой стадии классный руководитель (учитель) имеет дело с классом, который пока не может быть назван коллективом. Ростки коллективизма могут сложиться лишь в результате большой, напряженной работы классного руководителя. На этой стадии дисциплина и порядок в классе или школе соблюдаются на основе требований классных руководителей.
Вторая стадия начинается тогда, когда создан актив класса, и он включается в работу, активно поддерживая требования классного руководителя (учителя).
На третьей стадии требования к личности предъявляет весь коллектив. Каждый член коллектива предъявляет требования прежде всего к себе, а затем к другим. А.С.Макаренко считал такое умение предъявлять требования к себе «высшим этапом формирования коллектива».
Такое деление процесса формирования коллектива на отдельные стадии является условным, но оно помогает любому классному руководителю с определенной меркой подойти к уровню развития коллектива и наметить правильную методику работы с ним в зависимости от стадии развития коллектива.
Классный руководитель при всех обстоятельствах выступает в качестве организатора детского коллектива. Эта его функция особенно ярко проявляется в работе с младшими школьниками. Связи и отношения, возникающие в коллективах начальных классов, являются непрочными, младшие школьники имеют незначительный опыт коллективной жизни, у них слабо развиты организаторские умения. В то же время, именно в начальных классах у детей наиболее интенсивно формируются отношения к людям, к коллективу. Этим объясняется особое значение учителя начальных классов как организатора коллектива детей.
Пути формирования ученического коллектива на первой стадии
Его развития.
Приступая к формированию коллектива, классный руководитель прежде всего должен знать, каким путем он может решить эту задачу на каждой стадии развития детского коллектива.
На первой стадии развития коллектива классный руководитель не может опереться ни на общественное мнение, ни на общественный долг детей. Каждый ученик стремится показать себя.
Главная особенность младших школьников на этом этапе – острое осознание своего «Я», развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать этот объект-субъект в его связях с окружающим миром. Главными задачами классного руководителя на этом этапе формирования коллектива являются:
ü формирование образа «Я – школьник», «Я – ученик», «Я могу…»;
ü усвоение норм поведения в школе;
ü приспособление к новым условиям умственного труда, режиму дня, незнакомым людям;
ü организация межличностного знакомства учащихся в классе.
На этой стадии характер требований классного руководителя должен быть самым категоричным. Не следует заискивать перед детьми. Однако это не значит, что на первой стадии учитель только требует. Он использует все средства влияния на детей. Отношение классного руководителя к ребёнку (замечания, оценка, отчитывание, похвала и пр.) – пример отношения к нему его одноклассников и, в конечном счете, положение первоклассника в ученическом коллективе. От отношения учителя к ученикам на данном этапе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения «учитель – ученик».
Систематическое наблюдение за детьми позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого ребёнка, выявить его умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, степень инициативности или стереотипности, силу эгоистических проявлений и, в соответствии с этим, наметить приёмы индивидуального подхода. Ребят, которые чаще других бывают инициаторами, организаторами игр, полезно натолкнуть на необходимость проявлять нетерпимое отношение к нарушителям дисциплины. Дети замкнутые, молчаливые требуют особого внимания и заботы со стороны взрослых, т.к. они долгое время не могут вступить в контакт со сверстниками. Главное в работе с такими детьми – теплый, ласковый тон классного руководителя, его заботливое, внимательное отношение, крайне осторожное, постепенное сближение ребёнка со сверстниками.
Встречаются дети вспыльчивые, неуравновешенные, для них характерна быстрая возбудимость, недисциплинированность, постоянные конфликты с товарищами. Как же у этих ребят воспитывать выдержку, умение подчинить свои желания интересам коллектива, чувство ответственности перед коллективом за порученное дело? Только в индивидуальном подходе, в поощрении со стороны взрослых. В каждом ребёнке есть что-то своё, особенное и это надо выявить и дать ему развиться, опираясь на лучшие черты характера, интересы и способности. Выявление, развитие и совершенствование возможностей каждого ребёнка способствует организации дружного коллектива, члены которого успешно овладевают нормами коллективных взаимоотношений. Дети учатся поступаться своими желаниями, подчиняться требованиям товарищей и, в то же время, отстаивать свою правоту, защищать свои справедливые интересы; учатся считаться с правами других, согласовывать свои действия с окружающими, радоваться общим успехам.
На этой же стадии наряду с педагогическим требованием может быть использовано и соревнование. Оно также пока будет опираться на стремление детей показать классному руководителю, на что они способны. Важно постепенно на этой основе формировать у детей чувство чести коллектива, чувство ответственности перед коллективом и его органами.
Если педагогическое требование довольно ярко выступает на первой стадии формирования коллектива, то не менее важным является также педагогический контроль. Предъявил определённые требования – проверь, как они выполняются учащимися, доведи до их сведения свои решения по результатам проверки – таково общее правило в работе с коллективом на первой стадии его развития.
Надо, чтобы уже на первой стадии формирования коллектива педагогические требования не оставались чисто внешними, а постепенно превращались во внутреннюю потребность ученика, в требования к самому себе, к своему поведению.
Формирование ученического коллектива - одна из основных задач мастера производственного обучения и классного руководителя каждой учебно-производственной группы. От того, насколько быстро и успешно удастся им превратить группу в сплоченный коллектив, будут зависеть успешность всего обучения, работоспособность как группы, так и самого мастера, других педагогов. Поэтому организацией ученического коллектива группы надо заниматься еще до начала учебного года, в период ее набора приемной комиссией.
Процесс становления ученического коллектива проходит три основные стадии. На первой, начальной стадии, когда еще не определился актив группы, ей полностью руководит мастер, он предъявляет требования, которые определяют жизнь, деятельность, поведение учащихся. Это период активного изучения мастером своих учеников. На второй стадии создается актив группы, поддерживающий требования мастера, который именно активу передает часть своих функций. Третья стадия - это сформированный коллектив, который уже сам предъявляет требования к членам коллектива, проверяет их выполнение.
Непросто бывает сформировать из таких разных и непохожих друг на друга учащихся, пришедших на первый курс, сплоченный дружный коллектив, где каждому было бы интересно, у каждого формировались бы те отношения и нормы поведения, которые выпускник мог бы в последующем использовать в своем рабочем коллективе.
Еще до начала учебного года мастеру необходимо познакомиться с учащимися и поставить перед ними конкретные и четкие задачи, определить те требования, которые они должны соблюдать. В первую очередь, это правила поведения, распорядок дня. Здесь не может быть никаких отступлений. В результате проведения определенной работы у мастера складывается первое впечатление о составе учащихся, формируется представление о возможном активе группы, о том, кто из ребят нуждается в особом внимании и подходе.
Учебно-производственная группа как коллектив представляет собой устойчивую самодеятельную организацию учащихся, объединенную единой целью и совместной общественно полезной деятельностью, обладающую органами коллектива и органически связанную с другими коллективами (учебными, производственными).
Ученический коллектив - не механическое объединение учащихся в учебную группу. Группа может проучиться в училище три года, но так и не стать коллективом. А может стать им уже в первом пол-
Угодий. Формирование ученического коллектива - процесс, требующий времени и определенных усилий со стороны мастера.
Важный и очень ответственный этап формирования коллектива - создание актива группы. Прежде всего подбор старосты, профорга, физорга. Актив - это опора мастера во всех делах по обучению и воспитанию учащихся группы, первый его помощник. Это ядро, основа коллектива группы.
Староста группы (в некоторых училищах командир группы) - первый помощник мастера и классного руководителя в организации производственного обучения и воспитания учащихся, в общественной жизни. В его обязанности входит поддержание учебной дисциплины в группе, контроль за сохранностью учебного инвентаря и оборудования, назначение дежурных по группе, контроль за их работой, извещение учащихся о распоряжениях администрации училища, изменениях расписания, распределение учебников и учебных пособий, учет посещаемости занятий. Староста с мастером готовит и проводит групповые собрания.
Очень важно не ошибиться в определении кандидатур в состав актива группы. Изучая личные дела учащихся, зачисленных в группу, знакомясь с ними лично, мастер уже тогда делает для себя наметки о составе будущего актива. Однако они могут быть не совсем точными, первое впечатление может быть обманчивым. Поэтому опытный мастер обычно в начале рекомендует группе для выборов временного старосту, а затем, когда учащиеся лучше познакомятся друг с другом, решается вопрос об утверждении его в этой должности или выборе другого лица, которого признает и рекомендует группа. Одновременно могут быть проведены выборы и других членов актива (профорга, физорга), а также даны общественные поручения каждому члену группы. Возможны также выборы основного актива и через временные обязанности. Такой подход иногда называют «не от титула, а к титулу».
Формирование группы как коллектива во многом зависит от того, насколько удастся совместить в одном лице «фактических лидеров», пользующихся у учащихся авторитетом и уважением, которым они доверяют, и «формальных». Для правильной жизнедеятельности ученического коллектива очень важно, чтобы лидеры «формальные», т.е. выборные, были лидерами фактическими.
Придавая большое значение фактическому лидерству, следует иметь в виду, что в ряде случаев такое лидерство основывается на превосходстве в физической силе, показной смелости и взрослости, умении сплотить вокруг себя неустойчивую часть группы личными притязаниями, модными увлечениями, волевым подавлением и т.п. Вряд ли такие «лидеры» будут помощниками мастеру. Безусловно, при умелом руководстве, определенной индивидуальной работе и они могут со временем стать вожаками коллектива.
Важно, чтобы учащиеся, входящие в актив, были, прежде всего, хорошими организаторами. Из качеств, характеризующих их как организаторов, можно выделить следующие:
-ш
Организаторское чутье, т.е. находчивость в различных ситуациях, организаторская изобретательность, такт в отношениях с товарищами, практический ум;
Умение, способность увлечь коллектив идеями и «заряжать» энергией, т.е. быть «заводилой»;
Склонность к организаторской деятельности, действенный и
устойчивый интерес к ней, способность брать ответственность на се
бя, доводить начатое дело до конца, т.е. качества, характеризующие
прирожденного организатора.
Определить наиболее подходящие кандидатуры для работы в активе можно, используя социометрическую методику. Мастер может предложить учащимся группы ряд вопросов примерно следующего содержания: «Назови тех, кто не подведет в трудную минуту, на кого можно положиться. Требования кого из учащихся ты выполнил бы без возражения? Кому бы ты поручил организацию субботника, руководство работой в мастерской, на теоретических занятиях? С кем из товарищей ты хотел бы работать рядом? Кого из ребят ты мог бы предложить в судьи?»
Для формирования оптимального психологического климата в коллективе мастеру необходимо выявить микрообъединения среди учащихся, построенные на взаимных симпатиях. Этому могут способствовать ответы на следующие вопросы: «С кем бы хотел жить в одной комнате? Кого ты хотел бы пригласить на день рождения? С кем хотел бы проводить свободное время?»
Отвечая на них, каждый учащийся должен назвать 3-4 человека. На основании полученных ответов составляется таблица, которая отражает структуру взаимоотношений, положение каждого в коллективе, лидерство в различных видах деятельности (вопросы формулируются в зависимости от того, на какую должность, для выполнения какого поручения необходимо подобрать нужную кандидатуру). Таблица составляется для каждой группы вопросов. Лидером в определенном виде деятельности будет учащийся, которого назвало наибольшее количество человек. Для принятия окончательного решения необходимо проанализировать полученные результаты и выяснить, чем объясняется то или иное положение каждого учащегося в коллективе. В этом мастеру помогут и собственные наблюдения за учащимися, и его беседы с ними, а также с инженерно-педагогическими работниками.
Выявив с помощью различных методов возможных кандидатов в актив и для выполнения тех или иных общественных поручений, можно приступить к выборам. Методика их следующая. Кандидатам даются задания, выполнение которых оценивается всем коллективом. Форма оценки может быть различна, самая простая - голосование. Набравшие наибольшее количество голосов считаются победителями конкурса.
Конкурс первый - «Выдумщик». Ведущий дает задание придумать наиболее интересное (полезное) дело. Каждый участник выбирает то, за которое отдает свой голос.
Конкурс второй - «Агитатор». Ведущий дает задание сагитировать ребят участвовать в деле, придуманном кандидатом. Оценивается умение кандидатов агитировать за предложенное дело. Оценивается конкурс аналогично предыдущему.
Конкурс третий - «Организатор». Кандидаты знакомят группу с планом организации предложенного ими дела. Оценивается умение составить план.
Конкурс четвертый - «Люди». Кандидатам предлагается подобрать себе помощников и обосновать свой выбор. Оцениваются умения находить нужных людей для выполнения предложенного дела.
Конкурс пятый - «Программа». Каждому кандидату предлагается продолжить фразу: «Если меня выберут, то я...» Оцениваются новизна, конструктивность и значимость для них программ, предлагаемых кандидатами.
После подсчета набранных по результатам всех конкурсов голосов определяются два набравших наибольшее количество голосов кандидата. На заключительном этапе каждому из них задается по нескольку вопросов, после чего учащиеся делают свой окончательный выбор.
Формируя актив, мастер, классный руководитель не должны превращать их в своих любимчиков, особенно выделять и приближать к себе, делать поблажки, закрывать глаза на недостатки, позволять больше, чем другим. Все это может только повредить формированию коллектива. Учащиеся не любят «любимчиков», «выскочек», подхалимов, быстро разбираются в настоящей сути таких «лидеров». К таким учащимся следует предъявлять высокие требования, направленные на повышение их ответственности. Активисты должны быть «маяками» во всем, чтобы на них равнялись, к их уровню подтягивались все учащиеся.
Важную роль в создании ученического коллектива играет персональное распределение общественных поручений. Определяются они в зависимости от наличия организаторских и коммуникативных способностей учащихся, в результате сбора достаточной информации при условии получения предварительного согласия учащихся выполнять то или иное поручение. Лучше, если мастер согласует свои решения совместно с группой. Надо стремиться к тому, чтобы каждый имел конкретные общественные поручения. Учащиеся быстро привыкают к своим общественным обязанностям. Им нравится, что все они, а не 5-6 человек, как в школе, ведут общественную работу. Появляется чувство ответственности, усиливается сознательное отношение к порученному делу. Ученик понимает, что его общественное поручение - почетный долг, обязанность. Опытные мастера рекомендуют активу группы вести учет общественной работы, который необходим при подведении итогов учебно-воспитательной работы в ней. Важно, чтобы учащиеся периодически отчитывались о выполнении поручений перед собранием группы и получали оценку коллектива.
Назначение и выборы на руководящие должности, распределение общественных поручений - это только начало работы по формирова-
Нию группы как коллектива. Важно уделять индивидуальное внимание каждому учащемуся, вызвать у него интерес к общественной работе, дать добрый совет, помочь реализовать конкретное предложение, подчеркнуть степень участия в каком-то мероприятии, приободрить, подсказать и т.п. Такой индивидуальный подход способствует в последующем активному участию всех в составлении планов воспитательной работы, в подготовке групповых мероприятий, в обсуждении хода и результатов производственного обучения группы, учебы и поведения учащихся.
Наличие работоспособного и деятельного актива - важное условие формирования здорового ученического коллектива. Но актив группы - это еще не коллектив. Формируя именно коллектив группы в целом, мастер стремится выполнить три основные задачи.
Первая задача: добиваться, чтобы коллектив был дружным, тесно спаянным, сплоченным. Мастер внимательно следит, чтобы внутри коллектива не возникали различные группировки, не было отчуждения и разобщенности, тем более вражды и антагонизма. Такие отрицательные проявления возможны в ситуациях, когда организуются ученические бригады и происходит соревнование между ними. Мастер не должен допустить такого состояния, когда интересы бригады преобладают над интересами коллектива в целом.
Вторая задача: добиваться, чтобы коллектив был не только сплоченным, но и гуманистически направленным, со здоровым общественным мнением, с такой атмосферой общения, когда возможны критика и самокритика, высокая требовательность к каждому его члену. Эти качества могут сложиться, если перед коллективом поставлена общественно полезная и в то же время увлекательная цель. Это и выполнение ответственного задания базового предприятия, и подготовка и проведение туристического похода, и шефская помощь общеобразовательной школе, и «поход за культуру труда», и организация выставок лучших работ, и проведение технической конференции, и организация дискотеки и т.п.
Важно, чтобы конкретная цель, которая ставится перед коллективом, воспринималась учащимися не как изолированная и обособленная, а включалась в систему взаимосвязанных и подчиненных друг другу целей. Учащийся должен понимать (а наставник помочь ему в этом), чго за достигнутой ближайшей целью (например, освоить управление станком) стоит более общая задача (приобрести хорошую профессию), которая, в свою очередь, является условием решения еще более общей задачи (стать мастером своего дела). Важно также, чтобы и ближние, и средние, и дальние перспективные задачи принимались учащимися с интересом, который во многом определит успешность их выполнения.
И, наконец, третья задача: сформировать у коллектива умение применять правильные формы воздействия на членов коллектива, проявлять индивидуальный подход, такт, чувство меры, с одной стороны, и высокий уровень требовательности, с другой. В этом огромную роль играет наличие авторитетного для всех учащихся актива группы. Пси-
хологически развитым можно считать ученический коллектив со сложившейся системой отношений, для которых характерны такие качества, как ответственность, коллективизм, сплоченность, контактность, открытость, организованность, информированность.
Ответственность предусматривает единство слова и дела, требовательность к себе и другим, умение объективно оценивать успехи и неудачи группы и каждого учащегося, сознательно подчиняться дисциплине, обязательной для всех, ставить общественные интересы выше личных, направленность всех видов деятельности на достижение общей для группы цели, на решение поставленных группой задач.
Коллективизм включает постоянную заботу учащихся друг о друге, об имидже своей группы, стремление постоянно отстаивать ее интересы, решать все вопросы жизнедеятельности группы - от планирования до подведения итогов вместе, сообща: это умение противостоять тому, что разобщает учащихся группы.
О сплоченности коллектива можно судить по единству мнений учащихся при решении разнообразных вопросов жизнедеятельности.
Коллективные отношения немыслимы без контактивности учащихся группы, под которой имеются в виду хорошие личные, эмоционально благоприятные и дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, внимательные, доброжелательные, уважительные и тактичные отношения друг к другу, поддержка в трудные минуты жизни.
Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими ученическими или иными группами или их представителями, оказывать им при необходимости посильную помощь и поддержку.
Организованность проявляется в умелом взаимодействии учащихся группы друг с другом, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, во взаимодействии. Организованность - это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и устранять недостатки, предупреждать, оперативно разрешать возможные конфликты, умение в любой ситуации находить общий язык. Важный показатель организованности коллектива - готовность его членов при необходимости оперативно и слаженно принимать решения, рационально распределять обязанности и действовать в сложных ситуациях.
Одним из условий успешного развития коллектива является его информированность - хорошее знание учащимися группы друг друга, тех целей, которые стоят перед группой, возможных трудностей на пути их достижения.
Показателем сформированности ученического коллектива является коллективная ответственность, коллективный самоконтроль. А.С. Макаренко подчеркивал важное значение создания в коллективе отношений «ответственной зависимости». Именно в них проявляется ответственность каждого за результаты работы коллектива и ответственность всех за результаты работы каждого. Показателем групповой
Ответственности является добросовестное выполнение учащимися своих обязанностей, своевременное и точное выполнение решений органов самоуправления, стремление выполнить поставленные задачи, готовность отвечать за свои поступки и поступки товарищей, желание представлять свой коллектив в других общностях.
Практика убедительно свидетельствует, что формирование ученического коллектива протекает более успешно, если основано на современных требованиях к организации воспитательного процесса, принципах сотрудничества педагогов и учащихся, деятельностном подходе к воспитанию, использовании коллективного планирования и коллективных творческих дел, методике коллективного творческого воспитания. Ее суть в том, что коллектив создается на основе практического стремления к привлекательным для подростков идеалам, организации их общественно и личностно значимой деятельности, когда позиция педагога - быть старшим товарищем.
Каждое коллективное творческое дело представляет собой систему практических действий на общую пользу и радость, поэтому оно - дело. Каждое дело - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно педагогами и учащимися. Каждое коллективное дело - творческое, потому что без постоянного поиска оптимальных путей и средств решения задач, стоящих перед педагогами и учащимися, выполнение его невозможно (творчески - иначе зачем?). В этом процессе соединяется развитие трех сфер личности нового человека: познавательно-мировоззренческая (научныезнания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевая (высокие чувства, интересы, стремления, потребности), действенная (общественно необходимые умения, навыки, привычки, творческие способности, общественно ценные черты характера).
Коллективные творческие дела предваряет подготовительный этап. На общем собрании учащихся избирается инициативная группа - совет интересных дел, ответственный за подготовку и проведение того или иного дела. На данном этапе проводится своеобразный «аукцион идей» - сбор предложений по организации жизнедеятельности группы на определенный период (учебный год, полугодие, месяц).
Каждое коллективное творческое дело состоит из пяти взаимосвязанных этапов:
1. Коллективное планирование, во время которого педагоги и учащиеся вместе определяют конкретное дело, обосновывают его необходимость, анализируют предложения по его проведению, проектируют участие каждого, избирают Совет дела.
2. Коллективная подготовка дела: здесь обсуждаются его проекты, форма проведения, распределяются обязанности между всеми учащимися группы.
3. Проведение коллективного творческого дела, т.е. практическая реализация плана, разработанного при его подготовке.
4. Подведение итогов. На этом этапе учащиеся обмениваюся мнениями о том, что им удалось, а что нет, определяют, почему. Мастер
и классный руководитель отмечают отличившихся учащихся, лучшие бригады.
5. Использование опыта учащихся в процессе учебной и внеучеб-ной деятельности при планировании, подготовке, проведении и обсуждении новых коллективных творческих дел.
Успех мастера в формировании ученического коллектива во многом зависит от его личных качеств, в первую очередь, от умения устанавливать и поддерживать с учащимися правильные взаимоотношения, строить свою работу на принципах сотрудничества, сотворчества.
Основная закономерность развития самоуправления - гармонизация общих целей, содержания деятельности и ценностных ориентации учащихся, позволяющая сделать результаты участия в управлении достоянием каждого. Эта закономерность позволяет обосновать основные требования к развитию ученического самоуправления.
Требования социально значимой доминанты предполагают мобилизацию коллектива вокруг единой цели, сплачивающей
участников совместной деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и ставятся в зависимость от реализации основной цели, стоящей перед коллективом на данном этапе его развития. Каждый коллектив имеет специфическую цель в различный период времени.
В одной и той же школе различные цели могут быть в качестве доминирующих у органов самоуправления школы и класса. Доминирующие цели выступают в качестве «особых звеньев» в организации деятельности учащихся.
Единство и оптимальное сочетание коллективных и личных интересов учащихся предполагает обеспечение непротиворечивости целей всех актуальным целям каждого. Особенно на первом этапе становления ученического самоуправления важно, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятельности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые, не соответствующие их интересам.
Обеспечить включенность учащихся в решение управленческих задач возможно лишь при их позитивном отношении к деятельности. Учащиеся, выступающие в роли лидеров-организаторов, должны учитывать в своей работе оценку, которую им дают товарищи.
Динамичность и вариативность органов самоуправления предусматривает, что их структура должна быть опосредована целями деятельности учащихся; содержание этих целей постоянно меняется в зависимости от стратегических и тактических задач, стоящих перед ученическим коллективом.
Это требование означает необходимость систематического поиска такой организационной структуры, которая сочетает в себе постоянные органы самоуправления, определенные положениями и уставами, и временные органы самоуправления, создаваемые коллективом для решения текущих задач. При этом предусматривается также изменение функций постоянных органов в зависимости от изменений стратегических задач.
Реализация данного требования предполагает состязательность и добровольность в формировании органов самоуправления, педагогическое стимулирование лидерства учащихся.
Интеграция и дифференциация педагогического управления и ученического самоуправления предполагает, что отношения педагогов и учащихся в процессе развития самоуправления строятся на основе сотрудничества. Такое сотрудничество обеспечивается наличием принятых как педагогами, так и учащимися определенных правил (норм) отношений, делегировани-
ем учащимся реальных управленческих отношений, созданием обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия. Это не исключает взаимной требовательности, предъявляемой членами педагогического и ученического коллектива друг к другу.
На организационно-методическом уровне педагоги и учащиеся участвуют в работе органов самоуправления, вырабатывают общую программу действий, информируют друг друга о своей деятельности. Педагогический коллектив помогает работать органам ученического самоуправления, представляет им право обсуждения любых вопросов жизни коллектива, определения основных задач и принятия решений.
На социально-психологическом уровне педагоги и учащиеся устанавливают взаимопонимание, учатся вести диалог, предупреждать и преодолевать конфликты. При этом важно создать такую атмосферу, в которой и педагоги и учащиеся, сопереживая и помогая друг другу, будут ощущать себя членами одного общего коллектива.
Одним из существенных факторов развития ученического самоуправления является подготовка учащихся к организаторской деятельности. В этой подготовке можно выделить три главных структурных компонента.
Первый компонент - информационный. Учащимся в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач. Освоение учащимися организаторских функций может осуществляться как в процессе изучения факультативного курса «Организаторская работа», так и на основе межпредметных связей в процессе преподавания других предметов, а также во внеучебное время.
Второй компонент - операционный. Он включает в себя формирование у учащихся организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях. Это осуществляется во время различных занятий, знакомящих учащихся с методами решения организаторских проблем.
Третьим компонентом (практическим) является управленческая практика, в процессе которой закрепляются приобретенные знания, навыки и умения, осуществляется коррекция управленческих действий.
Еще одним условием развития ученического самоуправления является педагогическое стимулирование лидерства. Важно формировать у детей готовность к проявлению лидерских
качеств, однако проявление психолого-педагогической готовности быть лидером - необходимое, но недостаточное условие обеспечения педагогического стимулирования лидерства. Внутренняя готовность лидера может быть блокирована отсутствием ситуации, позволяющей реализовать эту готовность. Создание педагогами ситуации (внешней и внутренней), стимулирующей проявление лидерского потенциала воспитанников. - своеобразное «поле лидерства», понимаемое как особое интегративное свойство, создаваемое педагогом для стимулирования лидерского потенциала воспитанника.
Важнейшими компонентами поля лидерства являются:
Стиль отношений, складывающийся в группе, морально-психологический климат, в котором проходит жизнедеятельность воспитанников;
Конструирование ситуаций, способствующих максимальному проявлению лидерского потенциала у наибольшего числа воспитанников.
Перечисленные принципы и организационно-педагогические условия позволяют сделать процесс развития самоуправления в коллективах школ непрерывным и существенно влияющим на социальное становление учащихся.
Вопросы для самопроверки
1. Чем отличается коллектив от других групп школьников?
2. Как коллектив воспитывает школьников?
3. Что такое ученическое самоуправление?
4. Каковы критерии развития самоуправления?
5. Какие требования предъявляются к деятельности педагога для развития самоуправления?
Пути формирования коллектива следующие:
- Разносторонняя совместная деятельность учащихся
- Умелое предъявление требований .
- Работа с активом.
Состав ученического самоуправления и актива – это ученики, которые выполняют те или иные общественные поручения (староста, его заместитель, учком, физогр, библиотекарь, ответственные).Большое значение имеет расширение состава актива, его сменяемость и преемственность.
Воспитательная работа с членами ученического самоуправления и активистами:
1. Инструктирование, а также постановка и конкретизация тех задач, в решение которых активисты должны принимать участие (коллективные и индивидуальные беседы, семинары, повседневное общение).
2. Оказание им повседневной практической помощи в работе (в подготовке и проведении ученических собраний, школьных вечеров, организация обмена опытом работы и т.д.).
3. Контроль за ходом их работы, за исполнением даваемых поручений (отчёты активистов).
Если подобная работа приобретает характер системы и проводится содержательно, активисты деятельно поддерживают порядок и дисциплину в школе, оказывают положительное влияние на других учащихся, поднимая развитие коллектива на более высокую ступень.
- Организация перспектив.
Перспектива – практическая цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников.
Перспективы стимулируют деятельность. Макаренко называл перспективы «завтрашней радостью». Он разделил перспективы на три группы:
Ø Близкие – не требуют от коллектива значительных усилий и времени для достижения.
Ø Средние – требуют больших усилий и времени, события несколько отодвинуты во времени.
Ø Дальние – сложные цели, достижение которых требует от всего коллектива много сил и времени.
Обязательное условие прогрессивного движения коллектива – непременная смена перспектив.
- Формирование общественного мнения.
Под общественным мнением понимают ту преобладающую оценку, которая даётся в среде учащихся разным явлениям коллективной жизни. Благодаря общественному мнению в коллективе реализуется принцип А.С.Макаренко «принцип параллельного воздействия»: коллектив выступает как субъект воспитания. В основе данного принципа – требование воздействовать на учащихся через первичный коллектив. Воздействие на отдельного ученика влияет на весь коллектив. На школьников оказывают воздействие, по крайней мере, три силы – непосредственно воспитатель, опосредованно актив и весь коллектив. Принцип применим уже на 2 стадии развития коллектива.
- Становление и развитие традиций.
Традиции – это устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально олицетворяют нормы, обычаи, желания учащихся.
Традиции бывают большие (яркие массовые события) и малые (скромные по масштабам).
В укреплении ученического коллектива немаловажное значение имеют такие яркие и содержательные традиции, как «День встречи первоклассников», «Последний звонок выпускникам школы», «Праздник за честь школы», праздник урожая, осени и т.д. Для воспитания коллектива нужны и будничные традиции - традиции шефства старших классов над младшими, посадка деревьев выпускниками и первоклассниками и др.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32 имени Героя Советского Союза С.Т. Вагина»
«Создание и развитие ученического коллектива
с учётом требований ФГОС»
Классный руководитель: Денисова Юлия Алексеевна
Г.Оренбург, 2016 г
Введение.
Обоснование актуальности.
Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования.
Создание воспитательных систем в общеобразовательных школах является одной из основных задач, поставленных Программой развития воспитания в системе образования, утвержденной Министерством образования Российской Федерации.
Сегодня именно от школы в огромной степени зависит, приобретут ли учащиеся «базовый набор социальных компетенций» - станут ли они полноценными гражданами или же окажутся неприспособленными к жизни в обществе.
Одним из требований ФГОС является создание и развитие школьного ученического коллектива.
В развитии образовательной системы России начинается новый этап. В настоящее время уже опубликован пакет документов ФГОС НОО. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности жить в нём достойно, формирования ценностных отношений личности ребёнка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится очевидной неотложность решения проблем воспитания патриотизма.
Основное предназначение ученического коллектива – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения.
Развитие коллектива даёт возможность ученикам проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, в планировании деятельности коллектива, проявляется самоуправление.
Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. В соответствии с требованиями ФГОС НОО перед нами возникла необходимость внесения изменений, поиска оптимальных путей воспитания младшего школьника, создания условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Гипотеза: основана на предположении о том, что создание и развитие ученического коллектива невозможно без создания ученического самоуправления и будет более эффективным если: основными подходами к построению модели ученического коллектива станут: системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы;
- будет определено содержание деятельности всех участников коллектива;
основными критериями эффективности являются: гуманистичность педагогической деятельности и отношений в школе; наличие профессионального, стабильного и сплоченного педагогического коллектива; уровень воспитанности, духовности и культуры учащихся школы.
В связи с этим ЦЕЛЬЮ данного исследования является стремление на основе анализа
литературы изучить теоретические основы создания и развития ученического коллектива в общеобразовательном учреждении с учётом требований ФГОС.
Цель работы конкретизируется в следующих задачах:
Изучение теоретических и методических аспектов по данному вопросу.
Разработать и апробировать модель ученического самоуправления.
Обосновать совокупность критериев оценки эффективности ученического самоуправления.
Объект исследования: 3 «в» класс МОАУ «СОШ №32» .
Методы исследования: В ходе исследования использовались взаимодополняющие друг друга теоретические и эмпирические методы:
Анализ документальных источников.
Социологический (анкетирование, опрос).
Диагностические (тесты) – использовались в качестве определения результативности воспитательного процесса.
Этапы исследования:
Первый этап – подготовительный.
1. Изучение литературы по проблеме.
На этом этапе поставила цель, задачи исследования. На подготовительном этапе составила план своей работы. Посетила библиотеку сети Интернет. Поработала с литературными источниками.
Второй этап – основной.
2. Анализ и обобщение опыта работы.
Он состоял из ряда заданий:
Как развивать ученический коллектив, чтобы работа в нём была продуктивной?
Как сделать так, чтобы результаты работы были наглядно и чётко представлены в классном уголке, чтобы их видели и родители и дети?
Главной целью создания и развития ученического коллектива считаю:
Создание условий для свободного развития личности;
Формирование коллектива единомышленников, уважающих друг друга, всегда готовых прийти на помощь другу, умеющих достойно выйти из конфликтной ситуации;
Воспитание и развитие национальных начал, уважения ко всем нациям;
Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры, сохранения традиции.
Третий этап – заключительный.
Поделилась опытом работы на родительском собрании в 3 «в» классе
Подготовительный этап.
Изучение литературы по проблеме.
«Коллектив» (от лат. collective – собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.
Признаки ученического коллектива:
Сознательный характер объединения людей
Единство общих и личных целей членов коллектива
Чёткая организованная структура взаимоотношений
Наличие органов самоуправления
Интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат
Защищённость каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта
Сплочённость
Коллективная деятельность, единый результат
Межличностные отношения (общее дело)
Методика организации и воспитания ученического коллектива.
Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность;
во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружелюбный и работоспособный коллектив.
Методика, направленная на создание и воспитание сплочённого коллектива.
Воспитание ученического актива;
Организация увлекательных мероприятий в учебной, трудовой, художественно-эстетический и спортивно-оздоровительной деятельности.
Формирование здорового общественного мнения;
Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.
Основной этап.
Анализ и обобщение опыта работы.
Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции « делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека. Теперь, учитывая требования ФГОС, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход.
Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу. Это самопознание, самоопределение, саморегуляция, самореализация.
Наша главная воспитательная задача теперь - создать условия для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым» троечником - он яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации.
Личность, имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью.
Я вот уже девятнадцать лет работаю в школе. Все из них - классный руководитель. За эти годы прошла по многим ступеням работы с классным коллективом, от малышей - первоклассников до выпускников начальной школы - четвероклассников. Перед глазами, будто кадры киноленты: первые уроки, прогулки, праздники. Вот мой первый класс принимают в школу, вот праздник прощания с Азбукой, вот конкурс строя и песни. Праздники, концерты для родителей, конкурсы, экскурсии, постановки спектаклей, саночные походы, музыкально - литературные композиции, классные часы, КВН...-- это далеко не полный перечень наших классных мероприятий. Во всём и всегда я старалась и стараюсь идти по жизни со своими учениками.
Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»
Перед собой я поставила ряд задач:
1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.
2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.
3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.
4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.
Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами.
В самом начале работы с детьми, когда 1-ки приходят ко мне, я знаю о них по рассказам воспитателей и по своим эпизодическим наблюдениям. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я совместно с психологом провела несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам, тестам. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса. Диагностика показала, что коллектива, как такового пока нет, что ребят в школе пока объединяет лишь формальность общего класса.
Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки.
Для достижения положительных результатов были использованы различные формы и методы.
В первые дни все ребята получили общественные поручения.
Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться, поэтому каждую четверть происходит смена общественных поручений (этой системой я пользуюсь в своей практике, она даёт положительные результаты).
Был оформлен классный уголок, т.е. вторым моментом создания коллектива стала работа, которая привела ребят к мысли, что класс - это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих.
В доме - семье есть время не только для веселья и отдыха, но и есть время и для труда. Поэтому на классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом, в классном уголке были отражены успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволило повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывалось понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относился к учёбе или допускал срывы в поведении. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить.
Для сплочения коллектива, в первый месяц учебного года, я провела тренинг «Давайте познакомимся», который запомнился ребятам надолго. Они пели песни, рассказывали о себе, проводили игры.
Цикл бесед в 1 классе был посвящен теме: «Знаем ли мы друг друга». Использовала нетрадиционные формы работы с детьми на классных часах, которые в силу своей игровой специфики способствуют знакомству детей, их сплочённости, развитию позитивного отношения друг к другу. Такие игры, как: «Вот я какой», «Что я люблю делать?», «Все мы чем-то похожи», «Представление имени», и мн. др.
Уже во 2 классе ребята участвовали в конкурсе сочинений: «Я хочу рассказать о своём школьном друге». В сочинениях, отвечая на вопрос «За что вы любите общаться со своим другом?», ребята, прежде всего, указывают на душевные качества.
С каким энтузиазмом, азартом готовились ребята к каждому Новогоднему празднику. Все ребята были задействованы: пели, плясали, играли, читали стихи. Все приготовили прекрасные карнавальные костюмы.
Со второго класса стали активными участниками школьных и районных мероприятий. Был проведён цикл бесед, в т. ч. индивидуальных, по правилам дорожного движения, правилам поведения в общественных местах.
На протяжении всего учебного года веду работу в тесном контакте с учителями предметниками, родителями. Встречаюсь с родителями и детьми во внеурочное время, дома.
Многие ребята занимаются в системе дополнительного образования, что способствует развитию их творческих, физических способностей. Определённых успехов учащиеся добились и там.
Занятость моих детей, их постоянные творческие поиски, помогут им заполнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединит их, а мне поможет достичь нужной цели.
Работа по сплочению ученического коллектива, по формированию и развитию духовного мира школьников продолжается и в учебном процессе. На уроках литературы я пытаюсь открыть юному читателю мир прекрасного, развивать его эстетические чувства. Каждое произведение - это урок жизни, помогающее понять, что такое духовность, милосердие, человечность. Я должна убедить ребят в том, что какие бы невзгоды и бури не проносились над родной землёй, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и чёрствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной. Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию.
Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.
Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей.
У нас много планов на будущее. И хочется верить в то, что эти дети будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др.
Заключительный этап.
Поделилась своим опытом работы перед родителями своего класса.
Уголок класса в нашем классе выполнен из потолочной плитки в форме кораблика, в верхней части которого расположены грамоты и благодарности, расписание уроков, график дежурств по дням недели, список класса.
Ученики разбились по желанию на 4 звена: учебное, трудовое, спортивное и редколлегия. Вокруг иллюминатора каждого звена дети располагают звёздочки. Они отображают количество выполненных звеньями дел.
На большом парусе отражены все дела класса. Справа находится «Книга рекордов 3 класса». В ней ученики записывают свои достижения. Рядом с «Книгой рекордов» написан девиз класса. Рядом с девизом висит экран успеваемости, где каждое учебное звено записывает свои четвертные оценки. В центре паруса, запланированные учениками коллективные дела. Их мы обсуждаем на классных часах, потом заносим в уголок.
Например, какие дела запланировали на декабрь:
Всем ребятам выучить стихотворение Деда Мороза;
Нарисовать новогоднюю стенгазету (отв.: редколлегия);
Подготовить и провести классный час «Откуда взялась традиция праздновать Новый Год» (отв.: учебное звено);
Организовать детей и родителей на постройку горки (отв.: трудовое звено)
Но это не значит, что мы живём без проблем. Справа на корпусе корабля дети дают друг другу советы по устранению некоторых недостатков. Рядом расположена рубрика «Наши предложения». Это конвертик, куда ученики помещают свои пожелания.
Слева на корпусе корабля расположилась Доска почёта. На ней размещены фотографии детей. Рядом наклеиваем лист, на котором написано каждое хорошее дело ученика.
Также у нас есть большой стенд «Наша творческая жизнь». На нём мы помещаем лучшие работы, изготовленные на уроках труда.
Это только часть большой работы по созданию и сплочению коллектива. Надеюсь, что мой опыт покажется интересным коллегам.
Предполагаемый результат
Организованный, сплоченный, дружный коллектив класса;
Все учащиеся умеют самостоятельно добывать знания; умеют мыслить, отвечать за свои поступки;
Актив класса – яркие, творческие личности;
Высокий уровень воспитанности учащихся;
Учащиеся любят школу, класс, учителей;
Коммуникативные;
Бережно относятся ко всему, что их окружает;
Уважают взрослых, не обижают младших;
Ведут здоровый образ жизни;
Активные родители, уважающие учителей и живущие рядом и вместе с детьми.
Воспитание и развитие национальных начал, уважения ко всем нациям;
Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры, сохранения традиции.
В ходе работы очень многое вспомнила.
В конечном счёте, моя позиция такова - мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни становится «Закон протянутой руки, души распахнутой».
Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.
Эту работу продолжу и на следующий год.
Вывод.
Таким образом, развитие ученического коллектива является частью школьной жизни.
Коллектив – специфическая организация деятельности, целью которой является саморазвитие личности. Ребёнок самоорганизуется, самоопределяется и одновременно кому-то подчиняется, кем-то направляется, даже если не ощущает этого. Значит, каждое подразделение, каждый элемент целого является одновременно и подчиненным, и самостоятельным звеном управления.
Важно, чтобы коллектив выполнял все функции, ему свойственные. А без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.
Коллектив - необходимый компонент современного воспитания.
Его цель в современных условиях - адаптация детей к не прерывно изменяющимся жизненным условиям.
Самоуправление в коллективе способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности
школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.
Коллектив способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.
Формирует готовность участвовать в различных проектах.
Список литературы.
Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения: Феникс, 2006.-288с.
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М: Академия», 2001.- 216с.
Прутченков А.С. Организация и развитие ученического коллектива в общеобразовательном учреждении. Учебно-методическое пособие. – М.: - 250 с.
Учительские сайты сети Интернет
Приложение.