Основные характеристики воображения. Дифференциальные характеристики воображения

Воображение особый психический процесс, свойственный только человеку. Воображение выражается в воссоздании и преобразовании представлений, в создании новых образов, никогда не бывших в восприятии, в конструировании новых связей и отношений, отсутствующих в действительности. В этом смысле воображение может быть отнесено к интеллектуальным познавательным процессам.Воображение также обеспечивает предвидение будущих результатов активности, возможных изменений в окружающем мире и в себе, позволяет построить программу поведения, поэтому оно может быть отнесено к интегративным процессам. Воображение пронизывает всю психическую деятельность человека: преобразует перцептивные образы, представления, мыслительные понятия, тесно взаимосвязано с памятью. Отличие воображения от мышления заключается в том, что мышление открывает реальные внутренние связи действительности, а воображение строит новые связи, создает гипотезы о возможных отношениях, выходя за пределы наличной ситуации.

Классификации видов воображения

1. По степени намеренности и сознательности:

· пассивное воображение характеризуется тем, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах (галлюцинации), в полудрёмном состоянии, во сне. Преднамеренное пассивное воображение создаёт образы (грёзы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в реальность;

· активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя определенные образы. Активное воображение может настолько захватывать человека, что он утрачивает связь со своим временем, полностью «вживается» в создаваемый им образ. Например, во время работы над романом «Мадам Бовари» Г. Флобер, описывая отравление своей героини, почувствовал во рту вкус мышьяка.

2. По решаемым задачам:

· репродуктивное (воссоздающее) воображение – воспроизведение имеющихся образов или создание новых связей известных образов, сохраненных в памяти. При использовании репродуктивного воображения ставится задача воспроизвести реальность в таком виде, какова она есть, и, хотя здесь также присутствует элемент фантазии, этот вид воображения больше напоминает восприятие или память.

· продуктивное (творческое) воображение – создание новых образов в процессе творческой деятельности человека. При использовании продуктивного воображения ставится задача преобразовать действительность.


3. По характеру образов (С.Л. Рубинштейн):

· конкретное воображение оперирует образами единичными, обременёнными множеством деталей, вещными;

· абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщённости, образами-схемами, символами.

Функции воображения:

· функция целеполагания – будущий результат деятельности создается в воображении, он существует только в сознании субъекта и направляет его активность на получение желаемого;

· представление действительности в образах , а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена;

· регулирование эмоциональных состояний. При помощи воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряжённость. Данная жизненно важная функция особенно подчёркивается и разрабатывается в психоанализе;

· произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека , в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями;

· формирование внутреннего плана действий – способности выполнять действия в сознательном, идеальном плане, манипулируя образами;

· планирование и программирование деятельности , составление программ, оценка их правильности, процесса реализации;

· функция проникновения во внутренний мир другого человека – на основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого в данный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным приобщение к его внутреннему миру; эта функция служит основой для понимания и межличностной коммуникации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путём человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для регуляции.

Выделяют основные способы создания образов воображения : комбинирование (агглютинация), акцентирование, типизация, схематизация, гиперболизация.

Комбинирование – сочетание данных в опыте элементов в новых вариантах. Продукты человеческой деятельности, созданные путём комбинирования: мобильный телефон, карандаш с закреплённым ластиком, пудреница с зеркальцем, троллейбус – соединение свойств трамвая и автомобиля и т. п.

Частным случаем комбинирования является агглютинация (от лат. aglutinare – склеивание) – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей объектов . Например, сказочный образ кентавра – получеловека, полуконя; избушка на курьих ножках, русалочка и т. п.

Акцентирование (заострение) – намеренное усиление в объекте определённых качеств, которые оказываются доминирующими на фоне остальных. Примером выступает рисование карикатур, дружеских шаржей.

Гиперболизация увеличение или уменьшение объекта и его частей. Создать новый образ можно путём преувеличения (или преуменьшения ) характеристик объекта. Этот приём широко используется в сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой и совершают подвиги. Примером являются следующие образы: Мальчик с пальчик, Дюймовочка, великаны Гаргантюа и Пантагрюэль.

Типизация выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе (тип героя, тип злодея, типичный образ «Героя нашего времени»).

Схематизация сглаживание различий между объектами и выявление черт сходства между ними (схематическое изображение женской и мужской фигур на дверях туалета, схемы в автобусах, на картах и т. д.).

Воображение - особый психический процесс, который выражается в воссоздании и преображении представлений, в создании новых образов, никогда не бывших в восприятии, в конструировании новых связей и отношений, отсутствующих в реальности. В этом отношении воображение может быть отнесено к интеллектуально-познавательным процессам. Воображение обеспечивает предвидение будущих результатов активности, в изменении в окружающим мире и себе, позволяет построить программу поведения и поэтому может быть отнесено к интегративным процессам.

Виды воображения :

1. активное (творческое - самостоятельное создание новых образов, связано с творческой деятельностью; воссоздающее - возникает на основе описаний, чертежей и схем, которые выполнены другими);

2. пассивное (преднамеренное - когда возникновение новых образов связано с наличием определенных намерений вообразить что-то конкретное. Не связано с волей (грезы); непреднамеренное - происходит при ослаблении деятельности сознания (во сне-сновидения). Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности, ее суррогат -пассивное воображение. Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно. Такого рода образы и фантазии преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленные на воплощение их в жизнь называют грёзы. пассивное воображение может возникнуть и не преднамеренно, главным образом при ослаблении сознания, в полудремотном состоянии, при временном бездействии, в состоянии аффекта и т. д. Активное воссоздание воображение имеет в своей основе воссоздание образов, соответствующих описанию. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Фантазия - отражение окружающей реальности в новых неожиданных связях и отношениях.

Механизмы воображения:

1. Агглютинация (склеивание) - соединение различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (образ русалки)

2. Гиперболизация - характеризуется не только преувеличением или преуменьшением предмета или явления (дюймовочка, великан), но и изменение количества частей предмета или их смещение.

3. Схематизация - вывод на план определенных черт и их подчеркивание.

4. Типизация - выявление существенного, повторяющегося в однородных фактах, воплощение этого в конкретных образах.

Имажинативнные типы личности:

1. Мечтатель - с доминантой пассивного воображения.

2. Романтик - с доминантой активного воображения.

3. Прозаик - предпочитает практические дела мечтаниям.

Місце уяви в структурі психічних явищ

Воображение, основываясь на образах восприятия, одновременно является его объективной опорой, особенно в том случае, когда воспринимается предмет или его изображение с неясными очертаниями. Углубление восприятия объекта с помощью воображения в свою очередь зависит от четкости поставленной познавательной задачи.
Между образами памяти и воображения также имеются различные внутренние взаимосвязи и сложные соотношения. Образы памяти – одна из существенных основ воображения. Чем богаче содержание памяти и чем более активно человек может оперировать ее образами, тем более всего это представляет благоприятную психологическую предпосылку развития воображения. Тесно связаны образы воображения и эмоциональной памяти. Вспоминание пережитого активизирует образы воссоздающего воображения; обилие и динамизм этих образов в свою очередь повышают эмоциональность человека.
Внимание является условием регулирования деятельности воображения и повышения его познавательного уровня.
Связь между воображением и мышлением имеет свои особенности. Первое различие касается задач, которые решают эти процессы. Основная задача воображения – преобразование прошлых впечатлений в новые. Задача мышления – познание истины. Мышление для решения своих задач использует мыслительные операции. Воображение имеет свой набор «техник» создания образов, таких как гиперболизация, схематизация и др. В воображении есть ограничения, связанные с объемом образов, которыми мы оперируем. С этой точки зрения возможности мышления безграничны. Однако эти два процесса в реальности находятся в неразрывном единстве. Их взаимосвязь проявляется в том, что в самом безудержном фантазировании неизбежно будут наличествовать элементы мыслительной деятельности, равно как и в самом строгом рассуждении неизбежны элементы фантазии. Достаточно часто определенное умственное построение человека заранее планируется им как результат синтетической деятельности мышления и воображения. К их числу относятся гипотезы. Чтобы из гипотез получить истину надо избавиться от всего фантастического, но при этом нельзя забывать, началом создания гипотезы, как и всего научного поиска, является фантазия ученого. Поэтому можно сказать, что воображение, в определенном смысле, – начало мыслительной деятельности.

Функции, виды, механизмы воображения

Функции воображения:

1. представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;

2. регулирование эмоциональных состояний;

3. произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;

4. формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
5. планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Виды

По степени активности субъекта воображения можно выделить два вида: активное воображение - пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

пассивное - образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, не подчиняются контролю

Активное воображение:
1) воссоздающее воображение (репродуктивное)

Пользуясь им, ставится задача воссоздать представление о чем либо как можно более полно соответствующее его описанию. Хотя здесь также есть элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, нежели творчество. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, знакомимся с ли­тературными героями. Воссоздающее воображение форми­рует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые. Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходи­мо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако быва­ют случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользу­ясь словами, а па основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному во­ображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве.

2) творческое воображение(продуктивное)

В ходе творческого воображения человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность (Основным выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций.) Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выраже­ние то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта - это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта - это воображение, направленное на желаемое будущее
Пассивное воображение:
1) пассивное преднамеренное воображение (или грезы) - создание образов воображения, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, неосуществимые, призрачные, сноподобные.
2) пассивное непреднамеренное воображение создает образы при особых состояниях личности или его организма, когда человек не управляет процессом создания этих образов (сновидения и галлюцинации).
Механизмы воображения:
-агглютинация - создание нового образа из частей других образов
-гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта и его частей
-схематизация - сглаживание различий между объектами и выявление их сходств
-акцентирование - подчеркивание особенностей объектов
-типизация - выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях

Воображение и творчество

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество не просто тесно связано с воображением, оно без него невозможно.
Творчество - это порождение нового, и это требует обычно значительных затрат. Соответственно про людей творческих можно сказать, что они, скорее всего, обладают развитым воображением, мышлением и концентрацией внимания. Творчество возможно во всех сферах жизнедеятельности человека.

Соответственно видам деятельности человека выделяют, например, такие виды творчества:
- изобретательское, - техническое, - научное,
- литературное, - художественное, - артистическое,
- музыкальное, - политическое, - военное и т.д.
Творчество - очень многогранный процесс. На него большое влияние оказывает не только воображение и мышление, но в том числе и эмоции, воля, восприятие.
Постепенно в науке на первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать. Английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии творчества:
1. Подготовка (зарождение идеи).
2. Созревание (концентрация, "стягивание" знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).
3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
4. Проверка.
Г. С. Альтшуллер разработал целую теорию решения творческих задач. Он выделял пять уровней творчества (от легких к сложным):
1. Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решения. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности. Объем творчества здесь - минимален.
2. Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. При этом средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.
3. Задачи третьего уровня еще сложнее, здесь правильное решение скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний.
4. На четвертом уровне совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск решений ведется, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений.
5. На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает многократно, а средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами возможностей сегодняшней науки и даже человеческого разума.

Воображение , или фантазия – это психический процесс, сущность которого состоит в создании новых образов (предметов, явлений и ситуаций) на основе комбинирования и преобразования представлений, имеющихся в памяти.

Воображение, как и речь, свойственно только человеку. Воображение и существует благодаря речи, т.к. речевой знак несет в себе идеальную сторону отражения, а именно: имя вещи, явления. Воображение есть свойство психики реагировать не на предмет, а на имя предмета, развертывая в сознании человека образ самого предмета или их совокупность. Таким образом, воображение является процессом, основывающимся на речи и памяти.

Поэтому чем больше знает человек, чем больше он развит, тем богаче его воображение. С другой стороны, если у человека богатое воображение, но оторвано от реальности, не связано с его практической (научной, художественной, производственной, общественной, житейской) деятельностью, тогда оно становится болезненным. Такое, нездоровое, воображение уводит человека от жизни в вымышленный мир фантазии, основное назначение которого – компенсаторное замещение жизненных неудач придуманными, воображенными иллюзиями.

Значение воображения для человеческой психики огромно. Оно обусловлено, во-первых, направленностью воображения на удовлетворение очень важных потребностей человека , таких как познание, самоутверждение, потребность в достижениях, в приключениях. Вот почему дети так любят сказки, эти придуманные и передающиеся из поколения в поколение приключения принцев, богатырей, рыцарей, царевен, этот воображаемый мир, населенный добрыми и злыми феями, зверями-друзьями и коварными волшебниками. Ведь ребенку недоступен еще настоящий сложный и огромный мир. Но зато по мере усвоения языка, т.е. овладения словесным знаком, ребенок открывает возможность воображаемой жизни в идеальных, т.е. основанных на слове событиях. Он научается различать добро и зло, смелость и трусость, верность и вероломство. Другими словами, научается жить вначале в виртуальном мире. А затем, получив первоначальную ориентировку в воображении, осваивает и мир реальный.

Во-вторых, воображение – это основа творчества . Ведь человек способен именно вообразить, придумать то, чего никогда не было на практике, и затем реализовать воображаемое в действительности. В сущности, вся человеческая культура и цивилизация есть следствие воплощения в жизнь чаяний и стремлений человечества, вначале появившихся в воображении. Так были созданы бессмертные трагедии Софокла и Шекспира, великие романы Достоевского и Толстого. Так в нашей жизни появились автомобили и самолеты, телевидение и радио, реальностью стали космические путешествия.

В основе воображения лежат представления , т.е. образы предметов и явлений, некогда воспринятые человеком.

Представления менее отчетливы, чем восприятия, они носят более обобщенный характер. Представляя, например, розу, мы вызываем в сознании не один конкретный цветок, а некий обобщенный образ или же сразу множество образов. Это и есть представление.

Представления подвижны, изменчивы. Они делятся по видам анализаторов, как ощущения и восприятия, т.е. представления бывают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, двигательные и т.д.

Кроме того, представления разделяют по той роли, которую в них играют два основных процесса, лежащие в основе воображения: память и речь. По этому признаку разделяют представления памяти и представления фантазии , т.е. те, которые основаны на использовании виртуальных возможностей идеальной стороны речевого знака. Если представления памяти содержат образы воспринятого ранее, то представления фантазии являются производным от побудительной и сигнификативная функция речевого знака. Достаточно сказать кому-то: «представь себе мартышку с мобильником в кабриолете» и этого достаточно, чтоб возникло фантазийное представление, хотя до этих слов в памяти его не было.

Кроме того, представления делятся на единичные и общие . Представление о памятнике княгине Ольге в Киеве – единичное, а представление о книге как таковой – общее.

Представление – это кирпичики, переходная ступень к воображению, в котором они комбинируются и преобразуются, формируя его образный ряд.

И точно так же воображение – важнейшая ступень в формировании и функционировании других высших психических процессов, - венцом которых является сознание.

Физиологические основы воображения

Как и все психические процессы, воображение обусловлено активностью головного мозга, его коры . В ней замыкаются связи при восприятии и закреплении впечатлений от окружающего мира. Когда человек перестает воспринимать предмет, состояние возбуждения в определенных центрах коры остается в виде «следа». Такое «следовое» возбуждение нейронов одного анализатора комбинируется в том или ином сочетании с возбуждением другого анализатора. Образование подобных ассоциативных связей в коре головного мозга человека и есть физиологическая основа воображения. При этом определенную роль играют и подкорковые центры, в частности, гипоталамус . Эта структура нижних отделов головного мозга участвует в построении последовательно сменяемых возбуждений при их взаимопереходах из первой сигнальной системы во вторую и наоборот. Возможность замены непосредственных раздражителей словесными обеспечивает такую аналитико-синтетическую деятельность мозга у человека, которая основывается на оперировании следовыми и непосредственно вызываемыми словесными знаками – тонко дифференцированными раздражителями. Так возникают образы не только прошлого, но и будущего, не только реального и вероятного, но и невероятного и нереального. Опережающим отражением назвал такую формулу психического отражения, обеспечивающего прогнозирование, предвидение (видение наперед) русский ученый П.К. Анохин.

«Многочисленные раздражения словом, - писал И.П.Павлов, - …удалили нас от действительности, и поэтому мы постоянно должны помнить это, чтобы не исказить наши отношения к действительности».

Именно благодаря тому, что воображение тесно связано со второй сигнальной системой , оно может оказывать глубокое и сильное физиологическое влияние на весь организм. Именно на этой связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапии.

Рассмотрим некоторые классические примеры.

Пример первый. Французский писатель Г. Флобер рассказывал, что описывая сцену смерти мадам Бовари, ощущал у себя во рту вкус мышьяка.

Пример второй. У студентов медицинских университетов распространен так называемый «синдром третьекурсника», когда, ознакомившись с симптомами целого ряда заболеваний, выучивая и представляя их, они начинают «обнаруживать» их и у себя.

Пример третий. Если человек только представляет себе движение какой-либо части собственного тела (руки, ноги, головы), но не производит на самом деле этого движения, в мышцах, отвечающих за требуемое движение, формируются нервные импульсы, которые регистрируются и при реальном выполнении движений. Это явление даже получило специальное название «идеомоторный акт », т.е. воображаемое действие.

Идеомоторный акт объясняет, отчего случается то, чего человек боится. Это легко понять из следующего эксперимента: вот спортсмен стоит на тонко сбалансированной площадке. Как только у него возникает представление, что он упадет, центр тяжести тела мгновенно смещается в ту сторону, в какую, по его представлению, он может упасть. Иными словами, всего лишь представление о падении вызывает тут же непроизвольное движение в сторону падения.

Вот почему так важно культивировать в себе образы положительного будущего, тренировать себя на достижение победы или, как минимум, не настраиваться на поражение.

Виды и приемы воображения

Различают следующие основные виды воображения : активное и пассивное .

Активное воображение – это воображение, которое представляет собой создание образов в связи с поставленной целью или возникшей задачей, т.е. позволяет до начала работы представить себе конечный результат. Активное воображение развивается в процессе труда, особенно, когда труд требует самостоятельных усилий, когда отсутствует необходимая информация, когда требуется инициатива и готовность добиться поставленной цели.

Активное воображение может быть воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение – это воображение, образы которого основаны на заданном их описании. Так, воображение литературных героев при чтении книг – это воссоздающее воображение. Изучение географических карт и представление себе той или иной местности, - это воссоздающее воображение. Работа со стереометрическим материалом, изучение чертежей, объемных фигур – также воссоздающее воображение. Оно развивает художественное и пространственное мышление, обогащает образность психики.

Творческое воображение предполагает создание, конструирование новых образов, оригинальных идей, воплощенных в продуктах технической, научной, художественной или другой созидательной деятельности человека. Творческое воображение - драгоценный дар. Оно тесно связано с мышлением, с мыслительными операциями сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения. В творческом воображении ярко проявляется аналитико-синтетический характер мозговых процессов, свойственных этой функции психики.

Творческому воображению свойствен ряд приемов , т.е. устоявшихся способов создания новых образов.

Это агглютинация, аналогия, гиперболизация, акцентирование и типизация.

Агглютинация (от греческого слова «склеивать») – это прием соединения в одно целое частей из различных объектов. Например, образ русалки – туловище женщины и хвост рыбы; кентавр – торс мужчины и туловище быка. Этот же прием используется в технике (самолет-амфибия) и в искусстве (аккордеон - корпус баяна, клавиатура рояля) и т.д.

Аналогия – прием построения образа по принципу подобия. Например, по принципу подобия стрекозы был создан вертолет, по принципу подобия органу ориентировки летучей мыши был создан локатор.

Гиперболизация – прием, с помощью которого преувеличивая или преуменьшая что-то, добиваются максимальной выразительности идеи. Так, образ Гулливера – конечно гиперболизация, как и образ Мальчика-с-пальчика.

Акцентирование – выделение, выпячивание в образе какой-то одной черты. Часто используется в карикатурах, анекдотах, сатире и дружеских шаржах.

Типизация – самый сложный прием творческого воображения. Образы самых знаменитых литературных персонажей – яркий прием типизации. Когда мы говорим Чайльд Гарольд, Фауст, Отелло, Евгений Онегин – это высокого уровня обобщения типизация. Типизация, содержащая в себе целый сгусток человеческой культуры, достоинств и пороков человека своего времени, своей эпохи. И, вместе с тем, - это типизация характера человека – романтического, ревнивого или созерцательного.

Пассивное воображение – это воображение, подменяющее собой целенаправленные продуктивные действия.

Пассивное воображение бывает преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное пассивное воображение – это образы, которым человек предается, не собираясь воплощать их в жизнь. Прекраснодушные мечтания, грезы – вот еще одно наименование этого вида воображения. Грезы тесно связаны с желаниями человека, с его потребностями, но они даже не предполагают продумывания реальных путей их осуществления. Этот вид воображения таит определенную опасность, а именно опасность ухода в вымышленный мир личных иллюзий, что может невротизировать человека, т.е. вызвать у него нарушения психической деятельности.

Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно . Это происходит при ослаблении контроля сознания, в полудреме, во сне (сновидения), в состоянии аффекта (т.е. стресса, сопровождающегося сильными эмоциями), при психических или соматических заболеваниях (галлюцинации).

В сущности, непреднамеренное пассивное воображение – самый простой вид воображения. Оно типично для детей-дошкольников, поскольку неустойчивость «следовых» возбуждений в коре головного мозга ведет к легкости детского фантазирования и отсутствия критики к возникающим образам.

Особой разновидностью воображения является мечта . Мечта – это социально детерминированный и возникший в воображении образ желаемого будущего .

Мечта – чрезвычайно мощный побудитель человеческой жизни. Она может выступать мотивом , т.е. побудительной причиной деятельности человека. Именно поэтому любой предмет, сделанный умом и усилиями человека можно рассматривать как его овеществленную, осуществленную мечту. Будь это самолет или автомобиль, космический корабль или построенный человеком дом.

Осуществленная мечта – высшее счастье человека. Поэтому процесс воображения имеет прямое отношение и к смыслам жизни людей. Главное, чтобы мечта была направлена на преобразования жизни в соответствии с идеалами и нравственными ценностями человечества.

Воображение и творчество

Воображение – психический процесс, который является предпосылкой и условием такой продуктивной деятельности человека, в которой создается продукт, т.е. идеальный (в образе, в тексте) или вещественный (в виде инструмента, изделия) объект, имеющий личную либо общественную ценность.

Детский рисунок и картина художника, вылепленный из пластилина заяц или скульптура героя, детская авиамодель и реактивный лайнер – все это продукты творчества.

Воображение занимает центральное место, находится в фокусе творческой деятельности. Творчество – одно из высших проявлений человека, собственно человеческое проявление. Ведь животное ничего не создает, кроме сугубо инстинктом диктуемой постройки гнезда или норы. А люди, в отличие от животных, способны к созиданию. Исследование этого созидательного процесса показало, что в нем различаются такие этапы : 1) зарождение идеи (возникновение образа, мечты, замысла в воображении); 2) концентрация, накапливание знаний, требуемых для ее осуществления; 3) сознательная и бессознательная работа психики и, прежде всего, воображения в сочетании с мышлением над поиском вариантов осуществления замысла; 4) озарение и воплощение его в жизнь; 5) проверка сделанного.

Свои особенности есть у творчества научного и литературного, музыкального и художественного, театрального и кинематографического, у творчества изобретателя и творчества педагога.

Но всем этим разновидностям творчества присуща одна общая черта. Это – огромное напряжение всех сил и возникновение особого, присущего ему состояния, которое называется вдохновением.

Вдохновение – это состояние высшего подъема всех творческих сил, при котором все психические процессы, ведомые воображением, соединяются в один нескончаемый созидательный порыв, неумолимо ведущий к решению проблемы, к воплощению замысла, к изготовлению, порождению нового продукта, творцом которого является человек.

В истории человечества прежде всего воображение сыграло культурообразующую роль. Все мировые религии, сущность которых состоит в утверждении и поддержании идеальных образов и образцов поведения, основаны именно на всеобщем принятии воображаемых причин и начал человеческого бытия. Эти воображаемые образцы, эталоны служили, да и сейчас еще иногда служат абсолютным мерилом правильности или неправильности человеческих поступков. Венцом культурообразующих образов воображения являются религиозные представления разных эпох. Эти представления, обладая большой побудительной силой, подвигли многих художников, у которых, как известно, очень развито воображение, к созданию многочисленных художественных полотен, скульптур и других произведений искусства, проектирование храмов – особое направление в архитектуре. Таким образом, воображение стимулирует творчество.

Воображение наделяет людей, у которых оно развито, особыми чертами. Это, прежде всего – одухотворенность , т.е. способность отвлекаться от сиюминутного, обыденного и видеть образ желаемого будущего. Это затем – романтичность , т.е. склонность пренебрегать жизненным комфортом ради осуществления своей мечты. Это – наблюдательность , т.е. способность глубоко и тонко воспринимать окружающий мир в его нюансах и самых разнообразных проявлениях, отвлекаясь в то же время от несущественного. И, наконец, – креативность. Креативность – это способность человека увидеть новое в привычном, заметить возможное в невозможном и приложить усилия к претворению замысла в жизнь.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение понятию «воображение».

2. Обоснуйте значение воображения для человеческой психики.

3. Укажите, какое психическое образование лежит в основе воображения.

4. Приведите различные основания классификации представлений, а также конкретные примеры.

5. Назовите основные виды воображения и кратко опишите их специфику.

6. Проанализируйте физиологические основы воображения.

7. Объясните психофизиологическую основу идеомоторных актов.

8. Приведите описание приемов активного воображения. Обоснуйте невозможность их использования при ослаблении контроля сознания.

9. Аргументируйте взаимосвязь творчества, креативности и мечты.

10. Обоснуйте культурообразующую роль воображения.

1. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие. – Минск, 1987.

2. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М.: Педагогика, 1979.

3. Розет И.М. Психология фантазии. – Минск: Высшая школа, 1977.

4. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте: Собр. сочинений в 6 томах. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.

5. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. – Тбилиси: Мецниерета, 1982.

6. Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. – М.: Педагогика, 1977.

7. Общая психология / Под ред. В. В. Петровского. = М.: Просвещение, 1986.

8. Введение в психологию / Под общей ред.проф. А. В. Петровского. – М.: Академия, 1996.

9. Альтшулер Г. К. Алгоритм творчества. – М.: Знание, 1989.


Глава 9. Воля

Общая характеристика воли

Воля – это психический процесс, сущность которого состоит в регулировании человеком поведения и деятельности, относящихся к преодолению внутренних и внешних препятствий.

Воля – важный компонент психики человека, обусловленный способностью людей не только реагировать на высшие или внутренние раздражители, а удерживая образ цели, управляя собой с помощью речи, добиваться намеченного результата.

Из всех живых существ воля, как и речь, как и воображение свойственна только человеку, поскольку основывается на высших, идеальных, способах отражения мира и на управлении собственными действиями в противовес тем или иным раздражителям. Воля человека может быть настолько сильна, что преодолевает даже инстинкт самосохранения.

Психологическим проявлением воли является волевое усилие , т.е. обусловленная стремлением к цели активация всех ресурсов организма и психики для преодоления возникших препятствий и трудностей. Волевое усилие переживается как напряжение, вызванное стремлением к совершению требуемых действий.

Понятие воли ввел в систему категорий науки о душе еще Аристотель, чтобы объяснить как человек достигает своих целей, несмотря на то, что само по себе знание того, что надо делать лишено побудительной силы. Специфика воли состоит том, что зачастую волевое усилие направлено не на преодоление внешних препятствий, а на преодоление самого себя, собственной слабости, лени, усталости. По своей психологической природе волевое усилие является действием произвольным, т.е. детерминированным самим человеком. Поэтому у людей различают диапазон воли : на одном полюсе находятся люди с сильной волей, на другом – слабовольные. Первые способны преодолевать огромные трудности, вторые легко пасуют перед ними. Кроме того, есть люди, страдающие нарушением воли.

Как и все психические процессы, воля имеет сложное строение, в котором имеется два аспекта: собственно психологический и физиологический.

Физиологические основы воли

В основе волевого поведения лежат особые принципы работы головного мозга и центральной нервной системы человека.

Главный из этих принципов – принцип доминанты . Открытый русским физиологом А.А.Ухтомским (1875-1942), этот принцип работы человеческого мозга гласит: в каждый данный момент в мозгу имеется очаг оптимальной возбудимости, который активирует центры мозга, отвечающие за непосредственно осуществляющиеся действия, и в то же время тормозит другие центры.

При волевой активности задействованы, прежде всего, лобные доли, а также теменной участок головного мозга, т.е. двигательные мозговые центры. Информация (возбуждение) пришедшее, например, из зрительного анализатора (внезапно возникшее препятствие на пути) тут же передается в двигательный центр и вызывает его возбуждение. Нейроны, отвечающие за движение, мгновенно активируются и вызывают реакции в мышцах.

Однако здесь может вступить следующий принцип работы головного мозга человека – принцип регуляции нервно-психических процессов второй сигнальной системой , т.е. словом, речью.

Раздражители второй сигнальной системы способны как активизировать, так и затормозить двигательное поведение человека. Именно тормозная функция второй сигнальной системы является решающей в обеспечении волевого действия, т.к. оттормаживает все посторонние возбуждения, помогая удержать в психике образ желаемой цели. Кроме того, слово как второстепенный раздражитель обладает мощным побудительным потенциалом. Достаточно вспомнить военную команду «вперед!».

Еще одним важнейшим принципом работы мозга, относящимся к воле является принцип, который называется «акцептор действия» . Сформированный русским физиологом П.К.Анохиным принцип гласит: на основе прошлого опыта человек предвосхищает будущие воздействия на него и прогнозирует результаты своих действий в изменяющемся мире. Именно образ прогнозируемого результата, именуемый целью, выступает у человека причиной, вызывающей действия. Преобразование образа цели в произвольное действие, направленное на реализацию его, совершается в лобных долях мозга благодаря словесной (второсигнальной) регуляции поведения.

Четвертым принципом физиологического механизма воли является работа ретикулярной формации в виде своеобразного фильтра , отбирающего и пропускающего в кору мозга требующиеся для осуществления данной деятельности импульсы и задерживающего несущественное в данный момент.

Пятый принцип физиологического механизма воли – это роль ретикулярной формации как своеобразного аккумулятора по энергетическому снабжению коры головного мозга. Ретикулярная формация – источник нервно-психической энергии, которая обеспечивает действие доминанты – оптимального очага возбудимости.

Таким образом, физиологические основы воли – весьма сложны, и главный регуляторный их механизм – вторая сигнальная система, которая подчиняет себе всю энергию мозга в направлении удерживаемого образа цели. Побуждает и стимулирует для этого всю психику человека, опираясь на указанные физиологические аспекты деятельности мозга.

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний (т.к. ни в чём другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики). Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в настоящие дни.

Загадочность этого феномена: до сих пор нам почти ничего не известно о механизме воображения, о его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем. Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании, памяти и т.д.

Большое значение воображение имеет в жизни человека, оно влияет на его психические процессы и состояния, и даже на организм. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Виды воображения:

Пассивное воображение: образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека (сновидения, грезы).

Активное воображение: характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение: отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение: ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они - результат нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния.

Грёзы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

Функции воображения:

Представление действительности в образах и наличие возможности пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хота бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций.

Формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Планирование и программирование деятельности - составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И. И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с "документальной" точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.

Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир - фантасмагория, иррациональная образность, за которой - вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Обращение к столь необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктами подсознательной работы творца, скрытой от него самого.

Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В неменьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазий. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга).

Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик. Личностные тесты проективного типа (Тематический апперцептивный тест - ТАТ, тест Роршаха и др.) основаны на механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека.

Общая характеристика воображения. Функции воображения. Виды воображения. Воображение и творчество.

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышления , позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии . Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всего, связан процесс художественного творчества. Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как "спонтанные", независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого.

Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В неменьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

Но есть и другие виды воображения. Это - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты .

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они - результат тех или иных нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т. е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

Функции воображения . Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть "безработным". Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда - наука, литература, искусство, инженерия и др.- развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела.



Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления.

Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик. Личностные тесты проективного типа основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека, кому эти продукты принадлежат.