Основные направления творчества тютчева. Тютчев о поэте и поэзии

Творчество Федора Ивановича Тютчева сильно своей философской составляющей. Оно благотворно повлияло на становление русской поэзии. Работы Тютчева принадлежат к лучшим созданиям русского духа. Всё написанное поэтом Тютчевым носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, самобытного, грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства.

Начало поэтической деятельности
Сборник, состоящий из трёхсот стихотворений, треть из которых — переводные, ряд писем, да несколько статей – это творческий багаж Тютчева. Века проходят, а работы автора остаются востребованными и любимыми читателями.

Творческая судьба Ф.И.Тютчева была необычной. Довольно рано поэт начинает печатать свои стихотворения, но они долго остаются незамеченными. В девятнадцатом веке считалось, что его лирические монологи, внушённые картинами природы, были прекрасны. Но русская публика находила описания природы и в «Евгении Онегине», автор которого отзывался при этом на всё, что волновало современных читателей.

Так, бурный 1825 год вызвал у Тютчева два любопытных стихотворения. В одном, обращаясь к декабристам, он замечал:

«О жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить.
Едва, дымясь, она сверкнула,
На вековой громаде льдов;
Зима железная дохнула —
И не осталось и следов».

В другом стихотворении он говорит о том, как «грустно идти навстречу солнцу и движенью за новым племенем плести», как для него «пронзительны и дики сей шум, движенье, говор, крики младого пламенного дня».

«Ночь, ночь, о, где твои покровы,
Твой тихий сумрак и роса?..»

Это писалось в то время, как Пушкин с ободряющим словом привета обращался «во глубину сибирских руд» и восклицал: «Да здравствует солнце, да скроется тьма».

Пройдут годы и только тогда современники разглядят несравненную словесную живопись Тютчева.

В 1836 году А.С.Пушкин основал новый журнал «Современник». С третьего тома в «Современнике» начали появляться стихотворения, в которых было столько оригинальности мысли и прелести изложения, что, казалось, только сам же издатель журнала мог быть их автором. Но под ними весьма чётко выставлены были буквы: «Ф.Т». Носили они одно общее название: «Стихотворения, присланные из Германии» (Тютчев тогда жил в Германии). Они и были из Германии, но не подлежало никакому сомнению, что автором их был русский: все они написаны были чистым и прекрасным языком и многие носили на себе живой отпечаток русского ума, русской души.

С 1841 года это имя уже не встречалось в «Современнике», в других журналах оно тоже не появлялось, и, можно сказать, с того времени оно вовсе исчезло из русской литературы. Между тем, стихотворения господина Ф.Т. принадлежали к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии.

Лишь в 1850 году фортуна улыбнулась — в журнале «Современник» Н.А.Некрасов лестно отозвался о русском поэте Тютчеве, и о нём заговорили в полный голос.

Одухотворение природы в поэзии Тютчева
«Ночная душа» Тютчева ищет тишины. Когда ночь спускается на землю и всё принимает хаотически неясные формы, его музу в «пророческих тревожат боги снах». «Ночь» и «хаос» постоянно упоминаются в стихотворениях Тютчева 20-30-х годов девятнадцатого века. Его «душа хотела б быть звездой», но только невидимой для «сонного земного мира» и горела бы она «в эфире чистом и незримом». В стихотворении «Лебедь» поэт говорит, что его не прельщает гордый полёт орла навстречу солнцу.

«Но нет завиднее удела,
О лебедь чистый, твоего!
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией божество.
Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон,
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен».
.
И здесь та же картина ночной красоты. Война 1829 года, взятие Варшавы нашли негромкий отклик в душе Тютчева.

«Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою?»,

Так спрашивает себя поэт. В мраморно-холодном и прекрасном стихотворении «Silentium» (в переводе с латинского «Молчание») Тютчев повторяет слово «молчи».

«Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои!
Пускай в душевной глубине
И всходят и зайдут оне
Как звезды ясные в ночи:
Любуйся ими - и молчи».

У многих поэтов мы находим указания на эти муки слова, бессильного полно и правдиво выразить мысль, так чтобы «мысль изреченная» не была ложью и не «возмущала ключей» нравственного чувства. Молчание не могло быть спасением от этого состояния. Тютчев молчал только о тех мыслях, которые навевались «буйной годиной» современности, но с тем большим «пристрастьем» отдавался он впечатлением ночной и правдивой природы. Созерцая южное небо, вспоминая о родном севере, он вырывается из-под власти окружающих его красот природы, доходит до любви ко всей Вселенной. При взгляде на коршуна, высоко взвивавшегося к небу, поэту становится обидно, что человек, «царь земли, прирос к земле».

Нужно понять, полюбить всю природу, найти в ней смысл, обожествить её.

«Не то, что мните вы, природа —
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык».

Даже губительные силы природы не отталкивают поэта. Своё стихотворение « Mal’aria» он начинает строками:

«Люблю сей божий гнев, люблю сие, незримо
Во всем разлитое, таинственное зло…»

Стихотворение «Сумерки» выражает сознание близости поэта к замирающей природе:

«Час тоски невыразимой!
Все во мне – и я во всем…»

Поэт обращается к «тихому, сонному» сумраку, зовёт его «вглубь своей души»:

«Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай».

Поэт всюду говорит о природе, как о чём-то живом. У него «зима на весну ворчит», а «та ей в глаза хохочет»; весенние воды «бегут и будят сонный берег», природа сквозь сон улыбается весне; весенний гром «резвится и играет»; гроза «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит»; «ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста» и т.п. («Весна», «Весенние воды», «Ещё земли печален вид», «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь», «Песок сыпучий по колени»).

Высшие проявления человеческого духа поэт не выделяет из всех других явлений природы.

«Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной».

Развитие той же мысли мы находим в замечательном стихотворении «Колумб»:

«Так связан, соединён от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества.
Скажи заветное он слово -
И миром новым естество
Всегда откликнуться готово
На голос родственный его».

В этом пункте мировоззрение Тютчева соприкасалось с мировоззрением Гёте, и недаром так близки были отношения обоих поэтов, познакомившихся во время заграничной жизни Тютчева.

Пейзажная лирика Тютчева родом из тех четырёх времен года, что дарит нам природа. В поэзии Федора Ивановича нет разделяющей грани между человеком и природой, они – одной стихии.

Любовная лирика Тютчева не замыкается сама на себя, хотя во многом автобиографична. Она гораздо шире, общечеловечнее. Любовная лирика Тютчева – образец нежности и проникновенности.

«Еще стремлюсь к тебе душой -
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…»

Творчество Тютчева преисполнено глубокого философского смысла. Его лирические размышления, как правило, не отвлечённые, они тесно связаны с реалиями жизни.

Приоткрыть занавес перед секретами мироздания, по мнению лирика, невозможно, но это может произойти для человека, находящегося на грани дня и ночи:

«Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир…»
«Цицерон»

Большое ли творческое наследие надо оставить после себя, что стать великим? На примере судьбы Ф.И.Тютчева, можно сказать: «Нет». Достаточно написать несколько гениальных творений – и потомки не забудут о вас.

Адаптация текста: Ирис Ревю

Тютчев - один из выдающихся поэтов девятнадцатого века. Его поэзия - воплощение патриотизма и большой искренней любви к Родине. Жизнь и творчество Тютчева - это народное достояние России, гордость славянской земли и неотъемлемая часть истории государства.

Начало жизни поэта

Жизнь Фёдора Тютчева началась в 5 декабря 1803 года. Будущий поэт родился в родовой усадьбе под названием Овстуг. Фёдор Иванович начал получать домашнее образование, изучал латынь и древнеримскую поэзию. В свои двенадцать лет мальчик уже переводил оды Горация. В 1817 Тютчев посещал лекции Московского университета (на отделении Словесности).

Аттестат об окончании молодой человек получил в 1821 году. Тогда же он и поступил на службу в его отправили в Мюнхен. В вернулся только в 1844 году.

Периодизация творческих периодов

Первый период творчества Федора Ивановича Тютчева длится с 1810-х по 1820-е годы. В это время юный поэт пишет свои первые стихи, которые по стилистике напоминают поэзию восемнадцатого века.

Второй период берет начало во второй половине 1820-х годов и длится по 1840-е. Стихотворение под названием «Проблеск» носит уже оригинальный тютчевский характер, который сочетает в себе русскую одическую поэзию восемнадцатого столетия и традиционный европейский романтизм.

Третий период охватывает 1850-е - 1870-е годы. Он характеризуется созданием ряда политических стихотворений и гражданских трактатов.

Россия в творчестве Тютчева

По возвращении на родину поэт занимает должность старшего цензора в Министерстве иностранных дел. Практически одновременно с этим вступает в кружок Белинского и выступает его активным участником. Стихотворения пока откладываются в ящик, однако выходит целый ряд статей на французском языке. Среди множества трактатов присутствуют и «О цензуре в России», «Папство и римский вопрос». Эти статьи являются главами к книге под названием «Россия и Запад», которую Тютчев писал, вдохновленный революцией 1848-1849 года. Данный трактат содержит в себе образ тысячелетней державы России. Тютчев с большой любовью описывает свою Родину, высказывая мысль о том, что она носит исключительно православный характер. В этой работе также представлена идея о том, что весь мир состоит из революционной Европы и консервативной России.

Поэзия также обретает лозунговый оттенок: «Славянам», «Ватиканская годовщина», «Современное» и другие стихотворения.

Во многих произведениях отражена которая неразрывна с любовью к Родине. Тютчев обладал такою верою в Россию и ее сильных жителей, что даже своей дочери в письмах писал о том, что она может гордиться своим народом и что она будет, безусловно, счастлива хотя бы потому, что родилась русской.

Обращаясь к природе, Федор Иванович воспевает свою Родину, описывает каждую росинку на траве, чтобы читатель проникся такими же нежными чувствами к своей земле.

Поэту всегда удавалось сохранить свободные мысли и чувства, он не покорялся светской морали и игнорировал светские приличия. Творчество Тютчева окутано любовью ко всей России, каждому крестьянину. В стихотворениях он называет ее европейским «ковчегом спасения», а вот царя обвиняет во всех бедах и проигрышах своего великого народа.

Жизнь и творчество Тютчева

Творческий путь Федора Ивановича охватывает более полувека. За это время им было написано множество трактатов, статей, в том числе и на иностранных языках. Триста стихотворений, созданных Тютчевым, помещены в одну книгу.

Исследователи называют поэта поздним романтиком. Творчество Тютчева носит особый характер еще и потому, что долгое время он жил за границей, из-за этого автор чувствовал себя потерянным и отчужденным на протяжении долгих лет.

Некоторые историки и литературные критики условно делят жизнь Федора Ивановича на два этапа: 1820-1840 гг. и 1850-1860 гг.

Первый этап посвящен исследованием собственного «Я», формированию мировоззрения и поиска себя во Вселенной. Второй этап, напротив, - углубленное изучение внутреннего мира одного человека. Главным достижением этого периода критики называют «Денисьевский цикл».

Основная часть лирики Федора Тютчева - стихотворения, которые носят философский, пейзажно-философский характер и, безусловно, любовная тема. К последней относятся и письма поэта к возлюбленным. Творчество Тютчева также включает в себя и гражданско-политическую лирику.

Любовная лирика Тютчева

1850-е годы характеризуются появлением нового конкретного персонажа. Им становится женщина. Любовь в творчестве Тютчева обрела конкретные очертания, больше всего это заметно в таких произведениях, как «Я очи знал», «О, как убийственно мы любим» и «Последняя любовь». Поэт начинает изучать женскую натуру, стремится понять ее сущность и осмысливает ее судьбу. Любимая девушка у Тютчева - это человек, которому присущи возвышенные чувства наряду с гневом и противоречиями. Лирика пронизана болью и муками автора, присутствуют тоска и отчаяние. Тютчев убежден в том, что счастье - самая непрочная вещь на земле.

«Денисьевский цикл»

Этот цикл имеет и другое название - «любовно-трагедийный». Все стихотворения здесь посвящены одной женщине - Елене Александровне Денисьевой. Для поэзии этого цикла характерно осмысление любви как настоящей трагедии человека. Чувства здесь выступают в роли фатальной силы, которая ведет к опустошению и последующей гибели.

Федор Иванович Тютчев не принимал никакого участия в формировании этого цикла, а потому ведутся споры между литературными критиками о том, кому посвящены стихотворения - Елене Денисьевой или жене поэта - Эрнестине.

Неоднократно подчеркивалось сходство любовной лирики «Денисьевского цикла», который носит исповедальный характер, и болезненными чувствами в романах Федора Достоевского. В наши дни сохранилось почти полторы тысячи писем, написанных Федором Ивановичем Тютчевым своей возлюбленной.

Тема природы

Природа в творчестве Тютчева носит переменчивый характер. Она никогда не знает покоя, постоянно меняется и все время пребывает в борьбе противоборствующих сил. Находясь в беспрерывной смене дня и ночи, лета и зимы, она так многогранна. Тютчев не жалеет эпитетов, чтобы описать все ее краски, звуки, запахи. Поэт буквально очеловечивает ее, делая природу такой близкой и родственной каждому человеку. В любом времени года каждый найдет черты, характерные именно для него, в погоде узнает свое настроение.

Человек и природа в творчестве неразрывны, а потому его лирике присуща двухчастная композиция: жизнь природы параллельна жизни человека.

Особенности творчества Тютчева заключаются в том, что поэт не пытается увидеть окружающий мир через фотографии или краски художников, он наделяет его душой и пытается разглядеть в нем живое и разумное существо.

Философские мотивы

Творчество Тютчева носит философский характер. Поэт с ранних лет был убежден в том, что мир заключает в себе некую непостижимую истину. По его мнению, словами невозможно выразить тайны мироздания, текстом нельзя описать таинство вселенной.

Ответы на интересующие его вопросы он ищет, проводя параллели между человеческой жизнью и жизнью природы. Совмещая их в единое целое, Тютчев надеется познать тайну души.

Другие темы творчества Тютчева

Мировосприятие Тютчева имеет еще одну характерную черту: поэт воспринимает мир как двойственную субстанцию. Федор Иванович видит два начала, постоянно борющихся между собой, - демоническое и идеальное. Тютчев убежден, что существование жизни невозможно при отсутствии хотя бы одного из этих начал. Так, в стихотворении «День и ночь» ярко выражена борьба противоположностей. Здесь день наполнен чем-то радостным, жизненным и безгранично счастливым, ночь же - наоборот.

Жизнь основана на борьбе добра и зла, в случае лирики Тютчева - светлого начала и темного. По мнению автора, в этой битве нет победившего и проигравшего. И в этом заключается главная жизненная истина. Подобная борьба происходит и внутри самого человека, всю жизнь он стремится познать истину, которая может таиться как в его светлом начале, так и в темном.

Отсюда можно сделать вывод, что философия Тютчева напрямую связана с глобальными проблемами, автор не видит существования обычного без великого. В каждой микрочастичке он рассматривает тайну мироздания. Федора Ивановича Тютчева открывает всю прелесть окружающего нас мира в качестве божественного космоса.

Урок 2. Тема: Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и мотивы лирики 10 класс

Цель: познакомить учащихся с биографией Ф. И. Тютчева и ее отображением в поэтических произведениях.

Задачи:

    Показать значение творчества Тютчева, выявить основные темы и мотивы лирики.

    Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений, творческие способности учащихся.

    Воспитывать интерес к жизни и творчеству Ф.И. Тютчева, изучению искусства.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

“Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и мотивы лирики” (запись числа и темы урока в тетрадь).

В этом году (в ноябре месяце) исполняется 205 лет со дня рождения Ф.И. Тютчева.

Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть. И.С. Тургенев

для Тютчева жить – значит мыслить. И.С. Аксаков

Посмотрите, какие замечательные слова сказаны о Федоре Ивановиче Тютчеве

(запись одного эпиграфа в тетрадь).

С поэзией Тютчева вы знакомы ещё с начальной школы. Что вы знаете об этом поэте?

Какие стихи учили, читали?

О чём пишет этот поэт?

Итак, это в основном пейзажная лирика поэта. А сегодня на уроке мы не только

познакомимся с биографией поэта, но и прочитаем стихи и поймём, что главное у

Тютчева не изображение природы, а её осмысление, т.е. натурофилософская лирика.

Перед вами предстанет новый для вас Тютчев, т. е. прозвучат стихи о любви, о Родине, философская лирика.

В конце урока мы сделаем вывод:

Каковы основные темы и мотивы лирики Тютчева?

Приготовьте для заполнения хронологическую таблицу “даты – события”.

(Заранее подготовленный ученик читает сообщение “Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева”, остальные учащиеся записывают даты и события с экрана в таблицу).

3. Конспект биографии писателя.

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье среднего достатка. Фёдор Иванович был второй, меньший сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. Отец Иван Николаевич не стремился к служебной карьере, был радушным и добросердечным хозяином-помещиком.

Фёдор Иванович Тютчев и по внешнему виду (он был худ и малого роста), и по внутреннему духовному строю был совершенной противоположностью своему отцу; общего у них было одно благодушие. Зато он чрезвычайно походил на свою мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума.

Дом Тютчевых ничем не выделялся из общего типа московских боярских домов – открытый, гостеприимный, охотно посещаемый многочисленной роднёй и московским светом.

В этом, вполне русском семействе Тютчевых преобладал и почти господствовал французский язык, так что не только все разговоры, но и вся переписка родителей с детьми и детей между собой велась по-французски.

С самых первых лет Фёдор Иванович был любимцем и баловнем бабушки Остерман, матери и всех окружающих. Благодаря своим умственным способностям, учился он необыкновенно успешно.

Родители Тютчева ничего не щадили для образования своего сына и на десятом году жизни пригласили к нему воспитателем Семёна Егоровича Раича. Выбор был самый удачный. Человек учёный и вместе вполне литературный, отличный знаток классической древней и иностранной словесности. В доме Тютчевых Семён Егорович пробыл семь лет. Под влиянием учителя будущий поэт рано приобщился к литературному творчеству и скоро стал гордостью учителя. Уже в 14 лет Тютчев перевёл стихами послание Горация к Меценату, которое впервые было опубликовано в 1819 году.

За границей Тютчеву предстояло провести 22 года.

Ученик рассказывает стихотворение “Стояла молча предо мною…”

На пароходе “Николай”, на котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию, случился пожар. Элеонора проявила мужество, спасая своих дочерей. После нервного и физического потрясения жена Тютчева умирает. По семейному преданию “ Тютчев, проведя ночь у гроба жены, поседел от горя”.

Ученик рассказывает стихотворение “Стремился я к тебе душой…”

За границей он жил вне русской языковой стихии, к тому же обе жены поэта были иностранками, знавшими русского языка.

Французский язык был языком его дома, его службы, его круга общения, наконец, его публицистических статей и частной корреспонденции, по-русски писались только стихи.

Как поэт Тютчев сложился к концу 20-х годов. Значительным событием в литературной судьбе Фёдора Ивановича стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском “Современнике” в 1836 году под заголовком “Стихи, присланные из Германии” с подписью “Ф.Т.”.

После этой публикации на Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но читателям имя Тютчева по-прежнему оставалось неизвестным.

В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг (урождённой баронессе Пфеффель).

Перед вами портрет Эрнестины Дернберг.

В минуты великой радости и в пору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Так называл Эрнестину Тютчев. Как-то он застал её сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их из пачек одно за другим, пробегала глазами строки любви и признаний и так же машинально, словно заведённая механическая кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие от времени листки. Так родилось стихотворение “Она сидела на полу…”

Ученик рассказывает стихотворение “Она сидела на полу…”

В 1844 году Тютчев с семьёй навсегда переселился в Россию.

Он жил в Петербурге, имел необыкновенный успех в высшем свете, покоряя всех изысканной беседой, блистательным остроумием. Мало кто знал, что любимец петербургских салонов “под влиянием великих политических и социальных потрясений …являл собою вдохновенного пророка”.

В это время Тютчев почти не писал стихов: осенью 1849 года он приступил к созданию большого историко-философского тракта на французском языке “Россия и запад”. Работа эта осталась незавершённой.

Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева, 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смоленском институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны гражданскими узами и двумя детьми.

4. Основные темы и мотивы лирики. Слово учителя.

Поэзия Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, учёных, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятным. О творчестве Тютчева высказано немало противоположных мнений: им восхищались, его не воспринимали. Каждый должен будет выработать свою точку зрения на его творчество. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.

Судьба Тютчева – поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в сознание читателей поэт вошёл, прежде всего, как певец природы.

Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики. Правильнее называть её пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает Человек в мире и в чём его Судьба.

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихах все четыре времени года.

Ученик рассказывает стихотворение “Фонтан”.

Думы человека о смысле бытия, сосредоточенность личности на себе, трагические страницы жизни и одновременно оптимизм её восприятия – таково содержание большей части поэзии Тютчева.

Трагическое звучание получает тема одиночества современного человека, наиболее глубоко раскрытая в стихотворении с латинским названием “Silentium”.

Ученики рассказывают стихотворения “Silentium”, “Тени сизые смесились…”

Ко времени возвращения Тютчева в Россию завершилось становление политических взглядов писателя, изложенных в трёх статьях – “Россия и Германия”, “Россия и революция”, “Папство и римский вопрос”.

В России он видит великую империю, исповедницу христианской веры в православном её существе. Существенные перемены происходят и в поэтическом творчестве Тютчева: хаос страстей постепенно умиротворяется. В зрелых произведениях намечается выход к православной вере, призванной спасти современную эгоистическую личность от душевного опустошения и саморазрушения.

Одновременно в лирике позднего Тютчева совершается поэтическое открытие народной России.

Таким образом, в структуру своего мироздания Тютчев включает всё: Свет, Хаос, Космос, природу, время, человека, историю, духовную жизнь.

5. Обобщения и выводы.

Назовите основные темы и мотивы лирики Тютчева:

  • поэт и поэзия

    духовный кризис современного поколения

    свобода и счастье

    христианские мотивы.

6. Домашнее задание: наизусть 2 стихотворения.

7. Подведение итогов. Выставление оценок.

По-своему удивителен и очень своеобразен Фёдор Иванович Тютчев. Он вписал особые станицы в великую книгу русской поэзии. Певец-философ, умеющий заглянуть в глубины мироздания, в подосновы жизни, человек-романтик, классик русской поэзии — и это всё о нём. Тютчев снискал славу в самом гармоничном роде словесного творчества — лирике.

«Поэзия»
Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном, пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам –
Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре –
И на бунтующее море
Льет примирительный елей.

***
«На камень жизни роковой»
На камень жизни роковой
‎Природою заброшен,
Младенец пылкий и живой
‎Играл - неосторожен,
Но Муза сирого взяла
‎Под свой покров надёжный,
Поэзии разостлала
‎Ковер под ним роскошный.
Как скоро Музы под крылом
‎Его созрели годы -
Поэт, избытком чувств влеком,
‎Предстал во храм Свободы, -
Но мрачных жертв не приносил,
‎Служа её кумиру, -
Он горсть цветов ей посвятил
‎И пламенную лиру.
Ещё другое божество
‎Он чтил в младые лета, -
Амур резвился вкруг него
‎И дани брал с поэта.
Ему на память стрелку дал,
‎И в сладкие досуги
Он ею повесть начертал
‎Орфеевой супруги.
И в мире сем, как в царстве снов,
‎Поэт живёт, мечтая, -
Он так достиг земных венцов
‎И так достигнет рая…
Ум скор и сметлив, верен глаз,
‎Воображенье - быстро…
А спорил в жизни только раз -
‎На диспуте магистра.

***
«Не верь, не верь поэту, дева»
Не верь, не верь поэту, дева;
Его своим ты не зови –
И пуще пламенного гнева
Страшись поэтовой любви!
Его ты сердца не усвоишь
Своей младенческой душой;
Огня палящего не скроешь
Под легкой девственной фатой.
Поэт всесилен, как стихия,
Не властен лишь в себе самом;
Невольно кудри молодые
Он обожжет своим венцом.
Вотще поносит или хвалит
Его бессмысленный народ…
Он не змиею сердце жалит,
Но, как пчела, его сосет.
Твоей святыни не нарушит
Поэта чистая рука,
Но ненароком жизнь задушит
Иль унесет за облака.

***
…Знайте: все слова поэта
Легким роем, жадным света,
У дверей стучатся рая,
Дар бессмертья вымоляя!..

***
«Друг, откройся предо мною»
Друг, откройся предо мною –
Ты не призрак ли какой,
Как выводит их порою
Мозг поэта огневой!..
Нет, не верю: этих щечек,
Этих глазок милый свет,
Этот ангельский роточек –
Не создаст сего поэт.
Василиски и вампиры,
Конь крылат и змий зубаст –
Вот мечты его кумиры, –
Их творить поэт горазд.
Но тебя, твой стан эфирный,
Сих ланит волшебный цвет,
Этот взор лукаво-смирный –
Не создаст сего поэт.
Автор: Ф. Тютчев
***
«Ну как тому судить поэтов дар»
Ну как тому судить поэтов дар,
Об их ошибках, превосходстве,
Кому лицеем был амбар
И кто смышлен лишь в скотоводстве.
Стихи, приписываемые Тютчеву
***
«А. Фету»
1.
Тебе сердечный мой поклон
И мой, каков ни есть, портрет,
И пусть, сочувственный поэт,
Тебе хоть молча скажет он,
Как дорог был мне твой привет,
Как им в душе я умилен.
2.
Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой, –
Они им чуют-слышат воды
И в темной глубине земной…
Великой Матерью любимый,
Стократ завидней твой удел –
Не раз под оболочкой зримой
Ты самое ее узрел…

***
«Живым сочувствием привета..»
Живым сочувствием привета
С недостижимой высоты,
О, не смущай, молю, поэта!
Не искушай его мечты!
Всю жизнь в толпе людей затерян,
Порой доступен их страстям,
Поэт, я знаю, суеверен,
Но редко служит он властям.
Перед кумирами земными
Проходит он, главу склонив,
Или стоит он перед ними
Смущен и гордо-боязлив…
Но если вдруг живое слово
С их уст, сорвавшись, упадет,
И сквозь величия земного
Вся прелесть женщины блеснет,
И человеческим сознаньем
Их всемогущей красоты
Вдруг озарятся, как сияньем,
Изящно-дивные черты, –
О, как в нем сердце пламенеет!
Как он восторжен, умилен!
Пускай любить он не умеет –
Боготворить умеет он!

«Как звезды ясные в ночи – любуйся ими – и молчи». В своем бессмертном творении «Silentium!» Тютчев формулирует вывод из своих многолетних размышлений и готовит заповедь к потомкам, как нужно понимать красоту, любовь и жизнь в целом. Не анализировать, не пытаться воспроизвести, не копировать – молчи и запоминай момент, когда тебе представляется Прекрасное. И хотя Тютчев говорил о звездах, эти же слова применимы для его стихотворений. Чтобы понять лирику этого необыкновенного русского поэта, нужно немного: любуйся ими – и молчи.

Одна из первых поэтических публикаций появилась в 1836 г. в «Современнике», где А. С. Пушкин напечатал цикл из 24-х его стихотворений за подписью «Ф. Т. ». В следующее десятилетие произошел подъем его творчества.

Настоящий сборник стихотворений вышел только в 1854 году, когда поэтический талант Тютчева был раскрыт и с восторгом принят на Родине, но даже после этого поэт сторонился литературного мира и продолжал записывать строки на случайных салфетках и тетрадях.

Единственным сформированным полноценным циклом исследователи считают стихотворения, посвященные возлюбленной Тютчева, Е. А. Денисьевой. И хотя цикл называется «денисьевским», литературоведы еще спорят, не относятся ли некоторые произведения оттуда посвящениям законной жене Тютчева. В любом случае, этот цикл любовных посланий по душевной глубине, искренности, надрыву и философичности сравнивают со знаменитыми историями Паоло и Франчески, Ромео и Джульетты, Лейле и Маджуне.

Художественный мир

Особенности

Поэтика Тютчева отчасти похожа на пеструю мозаику, и в том ее красота и уникальность. Учитывая, что в 1822 году он уехал в Мюнхен как член русского посольства и прожил за границей 22 года, подавляющее количество его писем, корреспонденции, остроумных заключений были написаны на французском языке. Возможно, именно проживание за рубежом и классическое дворянское воспитание привили Тютчеву некоторый архаизм, глубокую философичность, приверженность к «тяжеловесной» поэзии Державина и Ломоносова. Ю. Н. Тынянов даже считает, что небольшие стихотворения у Тютчева – это отголосок, распад формы оды того же Державина и Ломоносова, и поэтому чувства и композиция в таких «фрагментах» максимально напряжены.

Еще одной яркой чертой поэтики Тютчева можно назвать «дублеты» –одинаковые образы, которые повторяются из стихотворения в стихотворение:

Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон -
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружён.

Получается, мы наблюдаем постоянное перемещение образов по стихотворениям, где каждый раз они открываются с новой стороны, а также «фрагментарность» самой формы поэзии Тютчева. Они объединяют все его творчество в единое целое без возможности рассматривать каждое стихотворение отдельно. Необходимо прочитать как минимум весь сборник, чтобы определить для себя, что все-таки поэт вложил в многогранный образ той же «двойной бездны».

Темы и мотивы

Исследователи выделяют 4 основных темы поэзии Тютчева: гражданскую, философскую, пейзажную и любовную. Однако, как мы уже заметили, образы и приемы переплетаются в каждом стихотворении, и поэтому многие произведения объединяют в себе несколько поэтических тем.

Например, произведение «14-е декабря 1825» – центральное стихотворение гражданкой лирики поэта – посвящено декабристскому восстанию. Здесь явно прослеживаются аллюзии на пушкинское «К Чаадаеву»: «Поносит ваши имена» – «Напишут наши имена», «Как труп в земле схоронена» – «На обломках самовластья» и т. д.

Стихотворение «Над этой темною толпой» также похоже на вольнолюбивую лирику Пушкина, поэт плачет о «растлении душ и пустоте» в государстве в смутные времена:

…Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?

Вообще поэтике Тютчева свойственно настроение гибели, рока, трагического предопределения. Даже любовная лирика, которая, казалось бы, должна в сравнении выступать как более легкий и радостный жанр, пронизана пессимистическим настроением: «О, как убийственно мы любим», «Предопределение», «Последняя любовь». Важно отметить, что глубоким трагизмом насыщены именно последние любовные стихотворения поэта, написанные на смерть любимой женщины, Е. А. Денисьевой, в честь которой и назван цикл любовной поэзии Тютчева – денисьевский. После гибели возлюбленной, по воспоминаниям близких, Тютчев несколько лет оставался безутешным, а Тургенев, навестивший поэта, говорил о безжизненном голосе поэта; его одежда была «промокшею от падавших на неё слёз».

Еще один шедевр любовной лирики, стихотворение «Я встретил вас, и все былое» посвящено прекрасной Амалии Лерхенфельд, которая в юном возрасте ответила поэту отказом, но на склоне лет посетила старого друга. Любовь здесь уже не представляет источник страданий, теперь это чувство, которое и делает человека живым, не важно, взаимно оно или нет. Поэт просто счастлив лицезреть красоту и наслаждаться прекрасным чувством. Опять же, невозможно не заметить композиционное и смысловое сходство с пушкинским «Я помню чудное мгновение».

Стихотворение «Наш век» традиционно относят к философской лирике, но в нем также сильны мотивы гражданской поэзии:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…

По долгу службы имея возможность наблюдать и сравнивать жизнь в России и за рубежом, а также являясь свидетелем сложного периода существования империи, Тютчев философски анализировал историю, и потому многие философские и гражданские стихотворения близки по пафосу. К этому кругу произведений относится и любимая тема Тютчева — «космос и хаос». Проводя много времени в размышлении о месте и роли хаотического в миропорядке, о балансе дня и ночи, темного и светлого, Тютчев создает такие шедевры как «О чем ты воешь, ветр ночной? » и «Сижу задумчив и один».

Тютчев именовал себя «верным сыном Матери-земли», но это вовсе не отвлеченный образ. Земля в его поэзии отождествлялась с Родиной, и сам поэт признавался, что немецкий пейзаж мог вдохновить его только в том случае, если в ландшафте что-то напоминало родные просторы. Пейзажная лирика Тютчева музыкальна и образна, она наполнена точными и нетипичными эпитетами и сравнениями, чувственными деталями, что позволяет взглянуть на, казалось бы, давно воспетые пейзажи с совершенно другой стороны. «Летний вечер», «Утро в горах», «Снежные горы», «Весенняя гроза», «Море и утес», «Не то, что мните вы, природа» при всем торжестве образной и красочной поэзии являют собой глубокие философские размышления о первоначальности, бесконечности и цикличности мира:

Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества…

Образ лирического героя

Лирический герой Тютчева в основном отражает личность самого поэта, и это наиболее показательно в его любовных стихотворениях. Детали, аллюзии, намеки, скрытые в них, взяты из самой жизни поэта, его интимных переживаний и чувств. Так же, как сам автор, глубоко и трагически переживает эмоциональные потрясения его лирический герой. Он часто страдает от рока, ощущения предопределенности бытия, сверхразумной задачей мира, в котором человек – не просто деталь.

Его герой – мыслитель даже в любви. Он постоянно подвергает анализу даже чувства. Его страсть – это ограненный драгоценный камень, лишенный природного буйства, зато нашедший в огранке законченность.

Идеи Тютчева

Поэзия Тютчева пронизана космическими идеями и философскими теориями. В основе его философской лирики лежит попытка осмысления законов Вселенной, двусоставности мира, определением человеческой сущности как идеального микрокосмоса и так далее. Позже идеи Тютчева войдут в основу русского космизма.

Также он был первооткрывателем в сфере межличностных отношений людей. Пока другие поэты призывали читателей раскрыть свою душу, обнажить чувства и мысли, Тютчев был сторонником молчаливой сдержанности, духовного уединения человека. Только так можно остаться честным в отношении самого себя и не опошлить то, что люди называют внутренним миром.

Поэтический стиль

Во многом эти глубокие философские идеи предопределили и поэтический стиль Тютчева. Как мы выяснили ранее, композиционная особенность произведений Тютчева – это фрагментарность, сжатость, афористичность, наличие повторяющихся образов-дублетов.

Ю. Н. Тынянов утверждал, что творчество поэта являет собой переразложение жанров ораторского искусства и романтических фрагментов, таким образом, представляя собой уникальный сплав художественных средств. Наиболее частыми из них стали развернутые эпитеты и сравнения, метафоры, глубокая образность.

Своеобразные «маленькие оды» Тютчева стали переходным звеном между пушкинской и некрасовской эпохами, благодаря незаурядной личности и таланту поэта ставшие образцом удивительного лирического многообразия и поэтической философии.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!