Основные понятия и отрасли прикладной психологии. Фундаментальная и прикладная психология

Прикладная психология сегодня включает самые разнообразные сферы применения. Широкое внедрение психологии в практику закономерно привело к развитию таких областей, как:

    психологическая служба в школе;

    психология управления;

    психология чрезвычайных ситуаций;

    индивидуальное и семейное консультирование;

    профориентация и профотбор.

Психологическая служба в школе

Эта служба давно и успешно развивается во многих странах. Ее исторические корни уходят в начало XX в., когда впервые были поставлены задачи диагностики степеней умственной отсталости, школьной успешности, а также дифференциации нормальных детей и взрослых по степени умственного развития. К. М. Гуревич полагает, что именно с момента создания так называемой шкалы Стэнфорд–Бине началось изучение школьной успешности, в основу которого был положен коэффициент умственного развития [Гуревич и др., 1981]. По мере совершенствования психологической практики этот критерий стал приобретать универсальный характер и получил самое широкое распространение в армии, на производстве, при отборе специалистов разного профиля (Дубровина и др., 1997]. Собственно психологическая служба начинается не с момента выделения и классификации учащихся, а с психолого-педагогического обследования, интерпретации его результатов и прямой психологической помощи учащимся и персоналу школы по вопросам психологии развития. Школьная психологическая служба в США имеет длительную историю и основывается на том, что психолог имеет возможности активного влияния на психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и юношества, обеспечивая их когнитивное, аффективное и социальное развитие [Дубровина и др., 1997].

Психологическая служба в школе – это не только диагностика уровня умственного развития учащихся, но и разработка рекомендаций по психическому развитию ребенка или коррекции этого развития. Процедура диагностико-коррекционной деятельности школьного психолога достаточно сложна и ответственна. Впервые в нашей стране такая процедура была предложена Л. С. Выготским в виде схемы педологического обследования в применении к трудновоспитуемому и ненормальному ребенку [Выготский, 1983]. Такое тщательное, поэтапное описание диагностической работы психолога можно рассматривать как основание для начала функционирования школьной психологической службы в нашей стране. Однако ее деятельность получила резко негативную оценку в советский период, а вышедшее в 1936 г. и тенденциозное постановление о педологии затормозило развитие школьной психологии. Только с конца 60-х годов начался активный поиск форм практического участия психологов в работе школы и образовательных учреждений.

В настоящее время в России профессия практического психолога образования стала реальностью. Кроме того, начался процесс объединения психологов в профессиональные сообщества. Об этом свидетельствует состоявшийся в июне 1994 г. Съезд практических психологов образования, организованный по инициативе Минобразования РФ и Российской академии образования.

Введение практической психологии в систему образования способствовало постановке и решению задач перехода от унифицированного образования к вариативному образованию и от педагогики «знаний, умений и навыков» к педагогике развития, переориентации сознания учителя, от школоцентризма к детоцентризму, формированию культуры обращения к психологу как к междисциплинарному специалисту в образовательных учреждениях, разработке развивающих, коррекционных и компенсаторных программ обучении в дошкольном, общем, дополнительном, начальном профессиональном и специальном образовании, становлению экспертизы и проектирования развивающей среды.

Практическая психология содействовала переориентации образования на индивидуальное развитие личности, изменению обшей образовательной ситуации в России. Логическим следствием этого процесса явилась организация основ службы практической психологии как сферы человековедения.

Служба практической психологии доказала свою эффективность и решении широкого спектра проблем: проектировании развивающего образа жизни личности, составлении психологического портрета индивидуальности, оказании психологической помощи при работе с семьей ребенка, обеспечении психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры,

в том числе в процессе профессиональной адаптации, а также при выявлении причин отклонений в развитии личности, при профилактике и коррекции подобных отклонений. Практический психолог содействует гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях.

Следует отметить, что этап экстенсивного строительства службы практической психологии образования в России в основном завершен. Можно констатировать, что развитие практической психологии во многом повлияло на подготовку почвы новой философии образования, обусловило переход от традиционной парадигмы «знаний, умений и навыков» к парадигме развивающего образования в контексте создания национальной доктрины образования России на пороге XXI века.

Психология управления Наряду с широким развитием практической психологии в сфере образования не менее значительное место она занимает в управлении. Процесс подбора и расстановки кадров, или кадровый менеджмент, в организациях и на производстве – одна из задач практической психологии. Ее решение требует длительного, компетентного изучения людей, способных выполнять управленческую работу или претендующих на нее. Подбор и расстановка кадров на производстве должны осуществляться в соответствии с психологически выверенным и обоснованным результатами диагностико-психоло-гической экспертизы заключением психолога, свободным от сложившихся стереотипов и установок руководства во избежание эмоциональных оценок и импульсивных суждений. Не менее важна в этом аспекте работа практического психолога, связанная с ротацией кадров в организации или на производстве, в основе которой лежит психологическое соответствие или несоответствие личности динамике усложняющихся требований к профессиональным качествам, уровню знаний и т.д. Практический психолог на производстве при подборе и расстановке кадров должен уметь ориентироваться не на отдельные парциальные характеристики психики, а на черты личности как целостные образования, как ее системные свойства. Чем труднее для освоения профессия, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности. В организации важнейшим принципом решения кадровых вопросов становится принцип компенсации. Реализуя его, психолог может подобрать сотрудников, обладающих разными профессиональными качествами и взаимодополняющими личностными характеристиками. Такой подбор кадров в большей мере будет соответствовать решаемым профессиональным задачам, чем один, пусть даже универсально одаренный руководитель [Филиппов, 1990].

На промышленных предприятиях психологи занимаются разработкой и проведением в жизнь направленных на повышение эффективности производства мероприятий, связанных с изменением психологического климата в группах, бригадах, взаимоотношений на различных уровнях управления, а также принимают активное участие в переговорных процессах. В задачу психологов входит разрешение межличностных конфликтов, консультирование сотрудников по поводу личностных, производственных и семейных проблем.

Психология чрезвычайных ситуаций Особое место занимает практическая психология при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с событиями кризисного или катастрофического характера, затрагивающими общество в целом, отдельные регионы или населеннык пункты. Ключевой проблемой в подобных обстоятельствах нередко выступают психологический стресс, различные неблагоприятные психологические состояния. В связи с этим умение своевременно определить наличие психологических проблем, организовать и провести по необходимости занятия по психологической разгрузке, снятию стресса, профилактике посттравматических стрессовых нарушений должно занимать важное место в деятельности практических психологов. В чрезвычайных ситуациях наиболее распространенной и широко применяемой является групповая техника, называемая пси-хологическим дебрифингом. Дебрифинг – это особым образом органик тайное обсуждение в группе людей, совместно переживших стрессогенное или трагическое событие. Общая цель группового обсуждения – минимизация психологических страданий, уменьшение индивидуального и группового напряжения, мобилизация внутри них резервов личности, усиление групповой поддержки, соли-дности и понимания. Оптимальное время для проведения дебрифинга – не раньше 48 часов после события, когда пройдут особые реакции и уже возможны рефлексия и самоанализ. Главное в работе практического психолога в чрезвычайных ситуациях – оказывать квалифицированную помощь в преодолении долговременных последствий посттравматического стресса.

Индивидуальное и семейное консультирование Наиболее известной широкому кругу потребителей сферой применения практической психологии на сегодняшний день является семейное консультирование. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парарами, добрачное консультирование, решение детско-родительских проблем, совместное консультирование детей и родителей, психологическая помощь семьям в предразводный и послеразводный периоды, индивидуальное консультирование.

Психологическое консультирование осуществляется при непосредственном контакте психолога с людьми и представляет собой индивидуальную беседу, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями, возникающими в межличностных отношениях, с переживанием одиночества и поиском привязанностей, с эмоциональными последствиями супружеских конфликтов.

Эффективность процесса консультирования во многом будет зависеть от того, насколько максимально включенным в беседу будет чувствовать себя клиент, насколько ярко и эмоционально он будет переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того чтобы обеспечить такую включенность, психолог-консультант должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, чтобы ему было интересно все, что обсуждается. Только в этом случае возможен взаимный поиск путей решения сложных житейских проблем. Хотя важнейшим показателем эффективности психологического консультирования считается удовлетворенность клиента, ситуация облегчения эмоционального состояния не является прямой целью консультанта: успех во многом зависит от того, как будет выслушивать психолог клиента. Действительной проблемой многих людей является то, что им не с кем поговорить о вещах, вызывающих у них тревогу и беспокойство. То, что консультант внимательно их выслушает, необычайно важно и само по себе может привести к положительным изменениям. И все же позитивным результатом консультативной беседы является готовность клиента принять на себя ответственность за происходящее с ним [Алешина, 1994].

Профориентация и профотбор Прикладная психология вносит весомый вклад в изучение профессиональной деятельности, решая диагностические профориентационные и прогностические задачи, обосновывая соответствие избранной профессии психологическим качествам человека. На основе специфических методов и диагностических процедур, таких как хронометраж, хроноциклография, метод экспертных оценок и др., практические психологи составляют профессиограммы, сопоставляют структуру конкретной профессии с индивидуальными структурами личности для решения задач профотбора и профориентации. Профессиограммы в работе практического психолога в Центрах занятости и Проф-ориентационных центрах позволяют решать задачи профессиональной ориентации личности, осуществить сравнительный анализ индивидуальных качеств личности и профессиональных требований, предъявляемых к избираемой профессиональной деятельности. Такой прогно-анализ поможет предотвратить ошибки в выборе профессии, позволит выбрать наиболее оптимальный алгоритм работы, построить соответствующий график профессионального обучения и предупредить возникновение трудностей в профессиональной адаптации, включая когнитивно-операциональные и эмоциональные компоненты деятельности. Например, для некоторых профессий весьма важным профессиональным качеством является уровень развития сенсомоторной сферы, в том числе таких качеств, как «чувство времени», скорость реакций, концентрация и объем внимания, включая эмоциональную устойчивость личности. Представленная профессиограмма деятельности покати, что специфика освоения этой профессии лежит в координации моторной сферы с сенсорными компонентами, следовательно практический психолог должен разработать такую программу учебно-тренинговых занятий, которые обеспечили бы успешное освоение и формирование сложных двигательных навыков [Запорожец, I960]. При всем многообразии работ практического психолога сфере профориентации и профотбора наибольшее место занимает профессиональное психологическое консультирование, которое имеет свои организационные особенности и отличается отдругих форм консультирования [Климов, 1984].

Раздел психологии, в рамках которого происходит изучение практического применения этой науки. Таким образом, научная практическая психология - это не синоним популярной, житейской, бытовой и уж тем более не паблик "ВКонтакте". Она находит применение на практике - в работе с пациентами и обеспечении социальных сфер.

Терминология

Практическая психология - это наука, которая сосредоточена только в области самой психологии и ее применения на практике. До 19-го века этот раздел назывался опытным, в настоящее время распространен синоним "прикладная". Однако прикладная психология, хотя также занимается вопросами применения дисциплины на практике, ориентирована на смежные ей области деятельности и изучает ее в рамках конкретных сфер: рекламы, образования, спорта и др.

Использовать эпитеты "прикладная" и "практическая" в данном случае в одном и том же смысле некорректно. Практическая психология - это раздел науки, который занимается практикой самой психологии, а что касательно прикладной, практика направлена на смежные области. Кроме того, практическая говорит с обществом на простом языке обывателей, в отличие от сухого, изобилующего терминами изложения прикладной дисциплины.

Проблематика

Теория зачастую опережает практику, из-за чего в науках появляются слабообоснованные предположения и гипотезы. Эти пробелы необходимо чем-то заполнять. В психологии для практических целей и заполнения пробелов используются так называемые метафоры - не подкрепленные, но работающие приемы, являющиеся специфической частью рассматриваемой дисциплины.

Проблема, которая остро ставится перед практической психологией, заключается в том, что запросы реального мира не соответствуют теоретической базе. Из этого выходят основные задачи этой науки.

Основные задачи практической психологии

Основые задачи, с которыми сталкивается практическая психология, продиктованы теоретической базой и условиями реального мира:

  • индивидуальное психологическое консультирование пациентов, чьи расстройства частично или полностью не поддаются лечению;
  • проведение групповых тренингов (в том числе в корпоративной и бизнес-среде);
  • психологическое обеспечение социальных сфер.

Применение

Знания практической психологии передаются по своеобразной цепочке: от психологии адресуются к психотерапевту, а от психотерапевта (или психоаналитика) транслируются его пациенту. Психотерапевтическая работа представляет собой существенную часть практической психологии. Так, индивидульное консультирование клиента всегда связано с уникальными личностными проблемами, не имеющими конкретного решения, основанного на теоретических знаниях. Именно потому врачи проверяют различные методики и их комбинации, пытаясь понять, что именно подходит тому или иному пациенту.

Остальные вопросы могут быть очень узкими - такими, как вопросы личной успешности, распределения времени, психологии бизнеса. Другие, напротив, затрагивают широкие пласты образования или развития личности.

Практическая психология и другие отрасли науки

Чем занимается практическая социальная психология? Сейчас станет понятно. Дело в том, что для решения задач практической психологии приходится сотрудничать с другими областями науки. Так появляются новые прикладные отрасли, получающие свои наименования в зависимости от того, в какой сфере она применяется. Это может быть практическая психология образования, социальная, юридическая, медицинская, спортивная или педагогическая. Все их объединяет особенность в ориентации на академическую исследовательскую область знаний.

Методы практической психологии

Особое место в прикладных отраслях занимают объективно-научные методы, то есть проведения экспериментов, наблюдений и тестов. Методы академической психологии в данном случае считаются непригодными. Исследования психической реальности уступают реальной практике. Во многом это связано с человеческой субъективностью.

Методы практической психологии принято классифицировать на два вида:

  • Индивидуальные - используются при работе психолога с пациентом один на один. В этот раздел включается психоанализ.
  • Групповые - психологические консультации в виде тренингов, образование гештальт-групп и др. виды коррекции в группах.

Кроме того, научные методы зачастую заимствуются из тех отраслей, с которыми эта наука сотрудничает и которые ее образуют. Например, из педагогики позаимствованы методы подкрепления и внушения.

Методика психологической консультации, ввиду сложности и определенной специфики, должна рассматриваться отдельно. В общем случае она включает консультирование и психотерапевтическую работу.

Школы

Следующие школы имеют большое значение для практической психологии:

  • Психоанализ - впервые предложен и введен Зигмундом Фрейдом и используется до сих пор. Основан на выявлении и изучении бессознательных внутренних и иррациональных влечений.
  • Бихевиоризм - направление, по которому основным предметом изучения является не сознание, но поведение пациента. В настоящее время в большинстве своем замещается когнитивной психологией.
  • Когнитивная психология - сосредоточена на познавательных процессах человеческого сознания: памяти, внимании, воображении. Также исследования связаны с изучением логического мышления, принятиями решений и проблемой выбора.
  • Гуманистическая психология - за основу берется, как понятно из названия, гуманизм, то есть любовь к человеку как личности, признание этой уникальной и целостной системы. Исходя из этого, изучаются проявления самоактуализации и развития личности, ее адаптации в обществе, творческого самовыражения и др.

Обучение

Интересующиеся практической психологией могут получить образование по этой специализации. Бакалавров и магистров в соответствующем направлении готовят как государственные, так и частные, высшие учебные заведения. Кроме того, это направление может быть дополнительным к основному профилю обучения. Именно по этому принципу готовит выпускников, например, Кировский институт практической психологии.

Профессии

Практическая психология - это раздел знаний, которые применяют представители следующих профессий:

  • врач-психотерапевт;
  • коуч-тренер;
  • психолог-тренер.

И если для первого наличие основного психологического образования - обязательное условие, то, к примеру, коуч может иметь только дополнительное перепрофилирующее. Это яркий пример того, насколько рассматриваемая дисциплина соприкасается с реальным миром и его требованиями - перед коучем ставится задача промотивировать и помочь клиенту достичь цели. Практическая и твердо стоящая на ногах задача. Либо она выполнена, либо нет.

В рамках задача - разобраться непосредственно с проблемами пациента - также ставится точно и ясно.

Практическая психология: книги

Книги в рассматриваемой области относятся к научному и научно-популярному жанру. Зачастую они отвечают на конкретные вопросы: как понять, что чувствуют и думают другие люди; как относиться к себе и людям? Кроме того, есть только учебные издания (Т. В. Гудкевич, "Практическая психология: вступление к специальности"; М. Гулина, "Консультативная психология: учебник") и практические руководства (Д. Райгородский, "Психологическое консультирование"; Н. В. Тарабрина, "Практическое руководство по психологии посттравматического стресса").

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование фундаментальных и прикладных отраслей психологии, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Сущность и задачи возрастной, педагогической, социальной, медицинской, юридической психологии.

    реферат , добавлен 18.12.2011

    Объект современной психологии. Развитие и поддержка психологической науки. Интерес физиков к психологии. Отрасли современной психологии. Основы психологических знаний. Направления практической психологии. Общая психология и социальная психология.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

    Изучение предмета, задач и методов психологии – отрасли психологической науки, изучающей общие закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Отрасли психологии и взаимосвязь с другими науками.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Предмет, задачи, принципы юридической психологии. Историческое формирование зарубежной и отечественной юридической психологии. Современное состояние юридической психологии. Перспективы развития отечественной юридической психологии.

    реферат , добавлен 18.09.2006

    Сущностная характеристика педагогической психологии как самостоятельной науки. Предмет и задачи, значение, структура и принципы педагогической психологии. Использование достижений всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2009

    Отрасли фундаментальной психологии. Психологические проблемы разных этапов развития человека и проблемы образования. Психология различных видов трудовой деятельности. "Психологические приложения" гуманитарных наук и другие ветви прикладной психологии.

    реферат , добавлен 18.04.2011

    Методические особенности преподавания прикладной психологии, формирование психологического мышления. Задачи юридической психологии. Методические особенности преподавания юридической психологии, система вопросов, заданий и задач для практических занятий.

    контрольная работа , добавлен 26.05.2010

По степени приложения научных психологических знаний к тем или иным сферам жизнедеятельности отдельные отрасли психологии принято разделять на фундаментальные и прикладные.

Задачей фундаментальной психологии (от лат. fundare - основывать) является познание универсальных закономерностей развития и функционирования психики, проявляющихся у людей вне зависимости от того, какой деятельностью они занимаются. Это исследовательская деятельность без определенных коммерческих или других прикладных целей, не предполагающая непосредственного использования результатов в системе образования, менеджменте, промышленности, маркетинге, спорте. Поскольку психологические закономерности и явления изучаются в «чистом виде», безотносительно к их возможному использованию, фундаментальные науки иногда называют «чистыми». Фундаментальную науку за то, что она развивается главным образом в университетах и академиях, часто называют еще академической. Важно при этом понимать, что фундаментальные исследования могут проводиться в научных учреждениях, в которых нередко разрабатываются также прикладные технологии. К фундаментальной психологии могут быть отнесены такие отрасли, как общая, социальная и дифференциальная психология.

Для размышления

В современном мире нас окружает множество полезных вещей, возникших благодаря фундаментальным разработкам в области естественных наук, - генетический код человека, достижения генной инженерии, первый ангипсихотик хлор- промазин (аминазин). Так ли обстоит дело в гуманитарных науках и психологии? Классическое понимание связи теории, эксперимента и практики в психологии выразил Б. Ф. Ломов. Он считал, что фундаментальная теория должна верифицироваться (или, по К. Попперу, фальсифицироваться) в эксперименте и снабжать проверенными знаниями практику, а практика, в свою очередь, способна, с одной стороны, проявить ценность теории, а с другой - поставить перед теорией такие вопросы, которые будут стимулировать се развитие. В результате «взаимодействие... теории, эксперимента и практики есть необходимое условие развития всей системы психологических наук» . Представленная цитата отражает понимание важности фундаментальных исследований в развитии прикладных отраслей науки. Вместе с тем реальная проблема нестыковок между психологической практикой и фундаментальной наукой состоит в том, что средствами эксперимента не всегда удается смоделировать соответствующую реальность .

Приведите примеры использования фундаментальных разработок в психологической практике. Как вы думаете, можно ли преодолеть проблему нестыковок между психологической практикой и фундаментальной наукой и, если да, то каким образом?

Непосредственная цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных исследований для решения социальных проблем, удовлетворения профессиональных или общественных потребностей. Критерием успеха в данном случае служит не столько достижение истины, сколько мера удовлетворения социального заказа.

Важно запомнить!

Направление психологии - психологическая школа со специфическими представлениями о предмете и методах психологии.

Отрасль психологии - раздел психологии, дифференцируемый в зависимости от того, в каких условиях и какие аспекты развития и функционирования психики изучаются.

Перцепция (от лат. perceptio - восприятие) - познавательный процесс формирования субъективной картины мира, состоящий в интерпретации и осмыслении полученной информации.

Фундаментальная психология - совокупность отраслей психологии, изучающих без определенных прикладных целей универсальные закономерности развития и функционирования психики.

Прикладная психология - совокупность отраслей психологии, реализующих на практике в интересах клиентов, групп и организаций достижения фундаментальной психологии.

Прикладная психология - воплощение на практике достижений психологической науки. Основная задача прикладной психологии - выработка способов практической помощи и психологической поддержки личности, испытывающей затруднения в решении жизненных проблем, преодолевающей последствия социальных и природных катастроф. Задача состоит также в организации оптимальных условий жизнедеятельности, способствующих наилучшей социально-психологической адаптации и минимизации последствий пережитых психических травм, посттравматических стрессовых нарушений . Прикладная психология ориентирована на организацию взаимодействия профессионалов (психологов, психотерапевтов, социальных работников) с клиентами и заказчиками. Для этого в методический арсенал психологов-практиков вместо свойственных фундаментальным отраслям психологии опросов, наблюдений и экспериментов включают беседы, экспертизы, фокус-группы, консультации, презентации, тренинги. Поскольку некоторые прикладные психологические дисциплины связаны с определенными, иногда узкоспециальными областями человеческой жизни и деятельности, их называют также специальными. Наиболее известны в прикладной психологии следующие ее отрасли: педагогическая, клиническая, юридическая, возрастная, этническая, политическая, экономическая, военная психология, психология труда, спорта, бизнеса, религии, семьи, управления и др. В настоящее время прикладная психология реализуется в следующих видах (направлениях) практической деятельности психологов - психологической диагностике, психологическом консультировании, психотерапии, психологической коррекции, психопрофилактической работе, психологическом просвещении, психологической экспертизе. В рамках каждого из направлений практической деятельности психологов применяются разнообразные способы (формы) психологической помощи - обучающие семинары, тренинги, индивидуальные и групповые беседы, опросы, тестирование, коучинг, лекции, выступления в СМИ (газеты, плакаты, буклеты, памятки, анонсы, телепередачи и др.), разнообразные публикации (пособия, рекомендации, монографии, учебники) и пр.

Из истории психологии

Примером выявления универсальных закономерностей функционирования психики является знаменитое исследование американского антрополога К. Тенбалла , в котором показана детерминирующая роль среды в формировании перцептивных способностей человека. Обследуя пигмеев экваториальной Африки, выросших в джунглях и никогда не рассматривающих окружающие предметы на большом расстоянии, Тенбалл установил, что способность оценивать правильные размеры удаленных от человека объектов быстро формируется в процессе приобретения жизненного опыта и не развивается тогда, когда условия жизни не «активизируют» эту потребность. В частности, пигмеи в первые часы натурного исследования нс могли правильно оценивать размеры находящихся на большом расстоянии крупных животных, однако достаточно быстро обучались. Благодаря этому и ряду других исследований ученые пришли к выводу, что человеческая психика - вне зависимости от расовых, этнических, социальных и конфессиональных особенностей - использует универсальные перцептивные стратегии, позволяющие организовывать ощущения так, чтобы они обладали конкретным значением и были доступны пониманию. К таким уже известным стратегиям относят механизмы перцепции «фигура-фон», «константность формы», «константность размеров»

Прикладная психология - ориентированная на специалистов-психологов направленная на практику психология. Для прикладной психологии обязательна опора на научную базу и язык научных статей.

Под прикладной психологией понимаются все отрасли академической психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

Прикладная и практическая психология

Практическая психология, в отличие от психологии прикладной, ориентирована на широкий контингент образованного населения и их запросы - как личностного характера, так и делового. Практическая психология опирается не только на научную базу, но и на оправдавшие себя в практике рабочие метафоры, не имеющие научной основы.

Например, метафора Родитель - Взрослый - Ребенок, введенная в практическую психологию Эриком Берном, показала свою огромную пользу в психологическом консультировании и психотерапевтической работе. Однако научной основы у данной метафоры нет, по крайней мере, пока..

Прикладная психология - разделы и отрасли психологии, ориентированные на решение разнообразных практических проблем. К таким разделам относятся педагогическая, экономическая, инженерная психология, психология труда, спорта, управления, авиационная и космическая, военная, медицинская психология, психология чтения и библиотечной работы, творчества, юридическая, психология семьи и быта и др.

В экспериментальной психологии исследователь никогда не задается вопросом, даст ли его работа полезный для практики результат. Он может заниматься любой проблемой, если это ведет к увеличению знаний о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует, и хотя результаты эксперимента могут найти полезное применение, для теоретической психологии это не очень важно. Задачи же, встающие перед прикладной психологией - это постоянный поиск решений практических проблем, возникающих в повседневной жизни людей. Различия между фундаментальной и прикладной психологией могут быть показаны на примерах. В первом случае психолог исследует, как приобретаются новые навыки, почему объемный предмет воспринимается как объемный, хотя его отображение на сетчатке глаза является плоским, или как разные люди оценивают промежутки времени. Анализ этих явлений дает психологу возможность систематизировать факты человеческого поведения. Практический же психолог решает другие проблемы: какими качествами должен обладать водитель такси и как их выявлять, какой длины должна быть строка печатного текста, чтобы читатель меньше утомлялся, какой должна быть панель управления самолета, чтобы показания приборов легко читались и т.п. Практический психолог может проводить исследования на фабрике, выясняя причины текучести кадров, может быть консультантом по профессиональной ориентации в школе, может давать рекомендации военным по приспособлению прицелов к особенностям человеческого зрения.

Прикладная психология использует модели и методы, разработанные теоретической психологией, например, закономерности научения могут быть использованы при написании руководства для продавцов. С другой стороны, прикладная психология получает собственные данные, разрабатывает собственные методы и развивает новые направления в психологии (например, коучинг как один из методов консультирования и активизации потенциала человека, возникший ок. 20 лет назад и разработанный американскими психологами Т. Леонардом и Д.Уитмором).

Прикладная психология - общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

Термин «практическая психология» не является синонимом термина «прикладная психология».