Основные понятия и отрасли прикладной психологии. Практическая психология: книги

Первая использует строгий язык академической и фундаментальной науки и предназначена для профессиональных психологов. Фактически она представляет собой внедрение достижений научной психологии в различные сферы человеческой деятельности. В то время как вторая направлена на широкие слои населения и в своей работе балансирует между научными и бытовыми (ненаучными, а порой и антинаучными) подходами и воззрениями.

В психологии с начала ее развития как экспериментальной дисциплины во второй половине XIX века всегда были определенные проблемы между исследованиями и прикладными аспектами их применения. В свое время Вильгельм Вундт, основатель первой психологической лаборатории, очень потешался с некоторых своих учеников, когда они взялись за проведение первых тестов. Но со временем развитие науки и практики привело к совершенствованию прикладных методов.

Интерпретация и вмешательство: две общих задачи прикладной психологии

Сегодня прикладная психология во всем мире является основной составляющей образования дипломированных психологов (в западной традиции ее как правило изучают во втором периоде обучения, после получения степени бакалавра).

Развитие прикладной психологии

Задачи прикладной психологической практики определили три основных направления ее развития: тестовую диагностику, психологию труда и клиническую психологию.

В 1884 г. Фр. Гальтон, известный кузен Ч. Дарвина, на Лондонской выставке по охране здоровья устроил первую антропометрическую лабораторию, в которой проводились телесные и физиологические измерения у всех желающих для определения их индивидуальных способностей. Гальтон назвал эти измерения тестами и стал, таким образом, не только автором термина, но и родоначальником тестовой психодиагностики, из которой впоследствии выделились другие направления.

В начале XX века условия труда и профессиональной пригодности работников швейцарской часовой и шоколадной промышленностей исследовал Эдуард Клапаред. В США психологию труда по многим направлениям развивали Г.С. Холл, Дж. Мак-Кин Кэттелл, Г. Мюнстерберг и В.Д. Скотт. Вскоре из нее выделилось еще три направления: индустриальная и профессиональная психология, а также психология общения.

Ученики Вундта, Э. Крепелин и Л. Витмер, на рубеже XIX-XX веков обосновали в своих трудах клиническую психологию. При этом Витмер в Филадельфии достиг больших успехов, чем Крепелин в Мюнхене. С этих основ и развилась сегодняшняя крупнейшая отрасль практического применения психологии сначала в США, а затем в Европе.

Формы и задачи прикладного применения психологии

Задачи, стоящие перед прикладной психологией сегодня, очень разные. Важнейшие из них:

  • психологическая диагностика с помощью тестов, экспертиза различных способностей или нарушений;
  • исследование привычек и структуры потребностей населения;
  • прогнозирование и планирование на основе процессов развития общества;
  • консультирование и психотерапия отдельных лиц и групп;
  • экспериментальные исследования основ прикладного применения, разработки и апробации проектов и реформ.

Формы прикладного применения по Ф. Дорш (1963) можно обобщенно определить двумя сферами деятельности с плавными переходами между ними: интерпретацией и вмешательством.

Интерпретацию следует понимать как определение и объяснение психологических фактов. В частности это могут быть: описания деятельности, анализ производительности, определение рисков, характеристика ситуаций, толкование убеждений, отображение хода процессов во времени, социальные данные, определение ответственности и др.

Вмешательство охватывает широкие разновидности психологического поведения: поддержка, консультирование, информирование, мотивация, внушение, изменение, помощь и др.

Именно вмешательство на практике позволяет психологам раскрыть все богатство научных идей.

Области прикладной психологии

Прикладная психология охватывает три основные области: клиническую психологию, прикладную организационную психологию и прикладную социальную психологию.

В клинической психологии выделяют:

  • расстройства (личности, поведения и т.д.);
  • формы психотерапии (существует около 140 направлений);
  • этиологию (учение о причинах расстройств);
  • эпидемиологию (признаки распространения расстройств);
  • индикацию (мероприятия терапии);
  • профилактику (меры);
  • симптоматологию (формы проявления расстройств);
  • исследование мотивации терапии.

Прикладная организационная психология охватывает психологию труда, производства, инженерную и профессиональную психологию, а также психологию общения, судебно-медицинскую (в т.ч. и криминальную) и разделы военной психологии.

Прикладная социальная психология включает экономическую психологию (в т.ч. изучения рынка), психологию рекламы, средств массовой информации, экологическую психологию, психологию досуга, общностей (в т. ч. психологию полиции), культуры (в т. ч. психологии мировоззрения), а также, наряду с несколькими менее значительными отраслями, психологию спорта (в т.ч. псих. тренировок).

Современное распределение областей профессиональной деятельности психологов показывает, что клиническая психология занимает лидирующие позиции. В США по стоянию на начало 2000-х годов ею занимаются 41,2% специалистов. Затем следуют частные психологи разных направлений, которые зачастую консультируют не только частных лиц, но и предприятия, предпринимателей, - 18,8%. В правовой системе (в т.ч. в тюрьмах) занято только 1,8% дипломированных психологов.

Активное участие психологов в жизни социума - это отчасти политическое решение власти, которое свидетельствует о том, насколько важной задачей общество считает психологическое благополучие своих членов.

Источники:

  1. Бенеш Г. Психология: справочник. - Киев, Знання-Пресс, 2007

А. К. Болотова, И. В. Макарова
ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям «Психология»
Москва

УДК 159.9

ББК 88.4

Б 79

Рецензенты:


зам. директора Института дошкольного образования

и семейного воспитания РАО,

доктор психол. наук А. Б. Орлов,

профессор кафедры возрастной психологии

МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор психол. наук Л. Ф. Обухова

Болотова А. К., Макарова И. В.

Б 79 Прикладная психология: Учебник для вузов. -* М.:

Аспект Пресс, 2001.– 383 с;

ISBN 5-7567-0150-8.
Учебник представляет собой хорошо организованную методическую базу для

университетской подготовки практических психологов в самых различных областях – от возрастного консультировния и диагностико-коррскционной работы до маркетинга, рекламы и вправления персоналом.

Для студентов психологических и педагогических специальностей

высших учебных заведений.

УДК 159.9

ББК 88.4

ISBN 5-7567-0150-8




«Аспект Пресс», 2001.


Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте

www.aspectpress.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Прикладная психология – это воплощение в реальной практике достижений психологической науки.

Не вызывает сомнения, что оказание психологической помощи поддержки личности является одним из важнейших предназначений прикладной психологии*. Сегодня, в век коллизий и стреми- тельных темпов социальных изменений, практическая психология помогает человеку адаптироваться к социуму, отыскать возможные пути и средства сбережения собственных личностных ресурсов жизнедеятельности, сохранить психическое здоровье.

Это интенсивно развивающаяся область психологии нуждается не только в теоретическом и методическом обеспечении, но и в разработке организационных основ деятельности психологов, в формировании принципов и требований к подготовке и условиям их работы на местах.

Учебник, подготовленный А. К. Болотовой и И. В. Макаровой, представляет собой первую попытку обобщения и систематизации опыта, накопленного в психологической практике у нас и за рубежом. В нем дается широкая панорама многоаспектной проблематики, с которой придется столкнуться в своей работе практическому психологу. Речь идет о таких проблемах, как требования к подготовке практических психологов, профессиональные и этические принципы работы, отбор методического инструментария и рекомендации пользователям, а также вопросы рекламы психологических услуг, мера профессиональной и юридической ответственности, правомочность использования психологических тестов в средствах массовой информации и т.д. Все эти многочисленные проблемы либо вообще не затрагивались раньше в учебной литературе , либо освещались весьма фрагментарно.

Появлению этого издания предшествовал ряд опубликованных авторами работ. Особая ценность учебника состоит в том, что авторы сумели раскрыть и содержательно насытить не только основные направления и виды работ практического психолога, но и досконально разработать проект организации и оснащения необходимым инструментарием рабочего места психолога – модель психологического кабинета, который имеет свою специфику и в то же время может быть создан на базе любого учреждения, не требуя для этого специальных площадей, дорогостоящего оборудования и значительных материальных затрат. Знание и учет этих специфических условий работы снимает многие проблемы профессиональной адаптации начинающих практических психологов.

Книга А. К. Болотовой и И. В. Макаровой – первый учебник, в котором представлены в доступной форме и в соответствии с нормами государственного образовательного стандарта организационные основы прикладной психологии , обобщены принципы деятельности практических психологов, дано новое осмысление проблем, областей и методов, перспектив развития практической психологии, отвечающее сегодняшнему состоянию науки. Здесь не только раскрываются современные тенденции и направления прикладного применения психологического знания, но и содержатся сведения, необходимые как для начинающего психолога, так и для опытного преподавателя. Учебник будет полезен специалистам самого широкого профиля, так как знакомство с методами практической психологии будет способствовать формированию управленческой команды, повышению коммуникативной активности личности в различных сферах деятельности.*

*В данном контексте термины «прикладная психология» и «практическая психология» используются как близкие, но не тождественные (см. «Введение в практическую социальную психологию». М., 1994).


Характерной особенностью учебника является четкое изложение процедурных особенностей применения различных психодиагностических методов, которые заданы спецификой объекта исследования. Представленная систематизация методического арсенала, диагностического инструментария, применяемого в прикладной психологии , во всей полноте отражает концептуальные принципы и гуманистическую направленность позиции авторов, обеспечивает цельность книги, придает учебнику определенную дидактическую функцию, когда знания не только систематизируются, но и открывают для изучения новые проблемные области психологии. Все это предопределяет своевременность и целесообразность выхода учебника, его настоятельную необходимость в подготовке будущих психологов-практиков, школьных психологов, работников социальных и кадровых служб.

Доктор психол. наук,

почетный профессор МГУ,

член-корр. РАО

Л. А. Петровская

Введение


Предназначение прикладной психологии – оказать помощь человеку в сложных жизненных ситуациях, будь то подростковые, детско-родительские, супружеские проблемы или жесткий профессиональный отбор и конкуренция в деловом мире . Вместе с тем возможности оказания психологической помощи и поддержки населения получили реальное воплощение лишь несколько десятилетий назад в связи с созданием в нашей стране психологической службы. Психология становится одной из «помогающих» профессий, основная цель которой - помочь человеку адаптиро-ваться в сложных условиях социальной нестабильности, посмотреть на ситуацию с разных сторон, найти альтернативные пути ее решения, возможности изменения.

Следствием социально-экономического развития страны в настоящее время являются растущие потребности в социальной и психологической поддержке населения. Создание развернутой системы психологической службы ставит немало задач: необходимость разработки организационных основ работы психологической службы вообще и практических психологов в частности, обеспечение их методическими материалами, необходимым инструментарием, проектирование специально оснащенного рабочего места.

Данный учебник есть результат одной из первых попыток исследования и систематизации опыта, накопленного в области организации службы практических психологов, научно-теоретической, методической и диагностико-коррекционной деятельности как у нас, так и за рубежом. В последнее время во многих странах проводится масштабные исследования по прикладной психологии, появились десятки международных психологических обществ, выпускающих свои журналы по различным актуальным проблемам мировой психологии, организующих регулярные симпозиумы и международные конгрессы. Такого рода исследования, с одной стороны, отражают потребности современного общества в психологическом анализе реальностей жизни и бытия людей, в поиске путей решения их проблем, с другой стороны , они могут составить базу специальных, научных кросскультурных данных для расширения методологических основ практической психологии. В связи с этим важно отметить, что практическая психология за рубежом, например в США, имеет давние и сложившиеся принципы и традиции, но в силу определенных причин не всегда может быть принята за основу и эталон развивающейся и формирующейся только сейчас в нашей стране практической психологии. Принципиальным моментом, не допускающим прямого заимствования в этой области, могут быть расхождения в ментальности и особенностях развития , например, детско-родительских отношений: в русских семьях они характеризуются симбиозом детей и родителей, в то время как этим отношениям в американской и европейской культурах присуща некоторая автономия развития. Следует учитывать и то, что, несмотря на высокую техническую обеспеченность и широкие возможности, представители западных школ практической психологии, по их собственному признанию, испытывают значительные трудности в решении многих актуальных проблем [Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990]. Достижения, свидетельствующие о преимуществах той или иной теоретической позиции или метода, во многих случаях далеко не бесспорны. Считаем уместным об этом упомянуть в связи с примерами некритичного преувеличения успехов западной психологии и чрезмерного увлечения и калькирования, прямого перенесения опыта работы западных коллег, благо сейчас опубликовано достаточное количество книг и учебников по зарубежной психологии.

Естественно предположить, что при существенных отличиях форм психологического воздействия отличается и подготовка соответствующих специалистов. В нашей стране работа по подготовке практических психологов только начата, нет еще выработанных единых принципов и требований, реализация которых является обязательной для специалистов, работающих в области практической психологии.

Специальная подготовка практических психологов должна быть основана на системном длительном обучении на базе комплексной фундаментальной программы, отвечающем принципам Государственного образовательного стандарта. Выполнение такого социального заказа невозможно осуществить без хорошо организованной научно-методической базы, интегрирующей достижения в самых различных областях прикладной психологии – от возрастно-психологического консультирования и диагностико-коррекционной работы до маркетинга, рекламы и психологии управления персоналом. В настоящее время все эти области практической психологии весьма фрагментарно и дисциплинарно раздробленно представлены в целом потоке книг и брошюр «психологизированного» толка, написанных зачастую психологами-дилетантами, не имеющими ничего общего с достижениями фундаментальной психологии и практики. Такое положение дел еще острее обнаруживает недостаток учебной и научной литературы по проблемам прикладной психологии , что во многом тормозит организацию подготовки специалистов в области прикладной психологии. Прикладная психология позволяет начинающему психологу приобретать базовые навыки оказания психологической помощи и поддержки, осваивать методы психопрофилактической, психокоррекционной и психотерапевтической работы.

В предлагаемом учебнике представлены интеграция и обобщение и обширного эмпирического и прикладного материала, анализ накопленного опыта психологической помощи, теоретических и методических основ ее организации, что в какой-то мере поможет восполнить недостаток учебно-методической литературы в области подготовки практических психологов. Это одна из первых попыток систематического изложения основных организационных принципов, задач и направлений деятельности практического психолога, включая необходимый диагностический и методический инструментарий, а также рекомендации по организации рабочего места – кабинета практического психолога и его оснащения.

Цель подготовки настоящего учебника состояла в том, чтобы разработать организационные основы практической психологии, привлечь внимание начинающих практических психологов к проблематике различных областей и направлений прикладной психологии, очертить предмет, обозначить основные принципы работы и ее специфику применительно к социальному заказу и тенденциям общественно-экономического развития страны. Отсюда некоторые особенности изложения материала: его зачастую обзорный характер, ограниченный набор методического инструментария и психодиагностических методик, представленных в их классическом и адаптированном вариантах с соблюдением норм валидности, надежности, статистической достоверности и условий практического использования психодиагностических процедур.

Статус данного учебного издания для высшей школы предопределил структуру и логику его содержания и построения глав. Оно включает три части, в которых изложены основные разделы прикладной психологии. Первая часть раскрывает организационные основы практической психологии, включая проблемы профессиональной этики , рекламы психологических услуг и квалификационные требования, предъявляемые к профессиональной подготовке практического психолога. Вторая часть ориентирована на описание основных направлений и методов диагностики в прикладной психологии. При этом в каждой отдельной главе этой части учебника представлены конкретные предметные области практической психологии, обзор существующих методик и более подробное изложение тех из них, которые составляют исходный методический инструментарий начинающего практического психолога. Предлагаемые к применению методики подробно изложены в определенной последовательности: сначала дается краткое описание диагностируемого конструкта, излагаются цели и задачи данных методик исследования , далее приводятся подробные инструкции, условия и процедуры проведения, тексты личностных опросников или тестов, а затем описываются способы подсчета тестовых показателей, ключи и тестовые нормы. В необходимых случаях даются дополнительные пояснения и возможные интерпретации полученных результатов. Среди представленного психодиагностического инструментария – адаптации таких широко известных методик, как тесты Амтхауэра и Витцлака.

Третья часть представляет собой основные организационные принципы, направления и области деятельности практического психолога в сфере психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции. Обосновывается необходимость теоретического и методического обеспечения консультативной и психотерапевтической практики в работе практического психолога . Учитывая, что значительное число применяемых у нас в стране методов и техник коррекционной и психотерапевтической работы заимствовано из арсенала зарубежной психологии, мы полагаем уместным раскрыть их теоретические истоки, анализ которых поможет их наилучшей адаптации к условиям использования в нашей стране.

В словаре даны определения основных современных психологических понятий и терминов, встречающихся в тексте.

Данный учебник предназначен студентам психологических отделений университетов, будущим педагогам, социальным работникам и рассчитан как на аудиторную, осуществляемую под руководством преподавателя, так и на самостоятельную, внеаудиторную работу.

Философская энциклопедия

Прикладная психология - ветвь психологии, областью исследования которой являются конкретные психологические проблемы (задачи), возникающие в практике жизнедеятельности людей (в профессиональной, образовательной, медицинской области, в личной жизни). Проблемы рождают и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - применение результатов исследования теоретической и экспериментальной психологии в различных областях практической жизни, при проведении испытаний по проверке умственных способностей и способности восприятия в экспериментальной педагогике,… … Профессиональное образование. Словарь

ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - Общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся: (а) применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких образование, промышленность, маркетинг, опрос общественного… … Толковый словарь по психологии

Психология труда раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком… … Википедия

- – это область психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления самых различных психологических механизмов в спортивной деятельности. Содержание 1 История возникновения 2 Задачи сп … Википедия

- (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

Призвана установить наиболее общие закономерности всех видов художественной деятельности, раскрыть механизмы становления личности человека творца, проанализировать различные формы воздействия искусств на человека. Содержание 1 Искусство как… … Википедия

Раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества… … Википедия

Наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Прикладная психология , Рапохин Н.П.. В учебном пособии изложены основные положения современной прикладной научной психологии. Анализируются социально-психологические и этнопсихологические особенности поведения. Дается авторская…
  • Прикладная психология , Вирджиния Н. Квинн. Этот современный американский учебник дает ясное представление о различных школах и направлениях развития психологии, раскрывает основные вопросы общей, специальной, медицинской психологии и…

Прикладная психология - ветвь психологии, областью исследования которой являются конкретные психологические проблемы (задачи), возникающие в практике жизнедеятельности людей (в профессиональной, образовательной, медицинской области, в личной жизни). Проблемы рождают и направления, и характер исследования. Прикладная психология основана на приложении теории к практике, и хотя в ней рождаются новые теоретические идеи, это все-таки сверхзадача, как последование практического применения теории. Эта наука очень нужна школам, детским садам, медицине.

Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся:

педагогическая психология;

медицинская психология;

психология искусства;

психология религии;

психология семьи и др.

Перечень отраслей прикладной психологии продолжает пополняться. Наиболее известными ее составляющими являются педагогическая, клиническая, юридическая, кросс-культурная, политическая, экономическая, военная психологии; а также психологии труда, спорта, религии, старости (геронтопсихология), семьи, и др.

Все многообразие современных отраслей психологии, тем не менее, предполагает сохранение общего предмета исследования - фактов, закономерностей и механизмов психики как особой формы жизнедеятельности. Вместе с тем, прикладная психология развивается, черпая специальные знания из смежных областей иных наук. Для отраслей прикладной психологии - это достижения соответствующих областей знаний (педагогики, юриспруденции, религиоведения и т.д.); для общей психологии - прежде всего, биологии и медицины.

Каждая наука для своего успешного развития и выполнения социально-значимых функций должна опираться на исходные положения, дающие правильное представление об изучаемых явлениях. Такие положения определяются как методология данной науки. Ее следует отличать от совокупности научных методов. Последние представляют собой набор последовательно взаимосвязанных действий, позволяющих получать первичную информацию в одной или сразу нескольких отраслях психологии.

Прикладное направление современной психологии - это обширная и разветвленная сеть психологических отраслей и дисциплин. С большей или меньшей степенью условности их можно объединить в несколько групп:

  • · психологические аспекты ряда гуманитарных наук и их специализированных приложений (политическая, экономическая юридическая, этническая (кросс-культурная) психология и др.);
  • · психологические проблемы разных этапов развития и образования (возрастная психология, сравнительная психология, педагогическая психология и др.);
  • · психология различных видов трудовой деятельности (психология труда, инженерная психология, авиационная и космическая психология и др., психология спорта);
  • · использование психологических закономерностей в профилактике, диагностике и лечении различных заболеваний (психология здоровья, медицинская психология, психотерапия и др.).

Важно обратить внимание, хотя и затруднительно вписать в обозначенные выше группы на психологические особенности поведения в чрезвычайных ситуациях и психологические проблемы взаимодействия с окружающей средой.

«Психологические приложения» ряда гуманитарных наук. Политическая психология - это область психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни общества. Таковыми являются настроения, мнения, чувствования, ценностные ориентации и т.п. Они проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, отдельных людей и воплощаются в конкретные политические действия. Этот прикладной раздел психологии решает проблемы целенаправленной агитации и пропаганды, имиджа политического деятеля, партии, действующей власти; изучает психологические аспекты возникновения, развития и управления социально-политическими процессами.

Экономическая психология изучает вопросы, связанные с групповыми и индивидуальными отношениями, возникающими в процессе распределения товаров и услуг. Специалисты-психологи исследуют проблемы спроса и предложения, психологию рекламы и т.п. Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов.

Юридическая психология, возникшая на стыке психологии и права, занимается приложением психологических знаний к решению правовых вопросов. В юридической психологии выделяют правовую, превентивную, оперативно-розыскную, судебную, криминальную и пенитенциарную (исправительную) психологию. Криминальная и пенитенциарная психология одновременно относятся и к психологии девиантного (отклоняющегося) поведения. В число личностей и групп, чья психология изучается в рамках этой прикладной дисциплины, кроме лиц, преступивших закон, относятся также алкоголики, наркоманы и токсикоманы.

Юридическую психологию следует отнести к одному из старейших направлений прикладной психологии. Ее возникновение специалисты по истории науки связывают с трудом итальянца Чезаре Беккариа, опубликовавшем в 1764 г. труд «О преступлении и наказании». Считается, что эта работа положила начало развитию наук о преступности, в том числе - и юридической психологии.

К первым монографическим работам по юридической психологии относятся вышедшие в 1792 г. книги немецких авторов к. Экартсгаузена и И. Шауманна «О необходимости психологического анализа некоторых уголовно-правовых понятий» и «Мысли о криминальной психологии». В 1806 г. в Московском университете начинает преподаваться курс «Уголовной психологии». Этническая и кросс-культурная психология исследует психологические особенности индивида или группы людей, которые определяются (связаны с) его этнической или культурной принадлежностью. Это направление в последние десятилетия постоянно повышает свою значимость в связи с ростом национального самосознания многих народов мира и их стремлением повысить значимость самобытности на международной арене и в зонах устойчивых межэтнических контактов. Необходимость профилактики и противодействия крайним проявлениями такой самобытности (шовинизм, национальная, религиозная или расовая нетерпимость) делают изучение этнической психологии ныне в нашей стране более чем актуальными.

К числу основных проблем, над которыми работают этнопсихологии, относятся следующие:

  • · «культура и общение» - нормы, роли и правила, регулирующие общение в разных культурах или культурных системах;
  • · «этнические миграции» - социально-психологические проблемы вхождения мигрантов в иные культурные системы и проблемы сосуществования разных культур в одном обществе;
  • · «культура и познавательные процессы» - культурная обусловленность восприятия, памяти, мышления и т.п.
  • · «личность и культура» - культурные особенности личности, национальный характер, формирование представлений о себе в культурном и этническом аспекте.

Психология религии довольна близка по проблематике и способам изучения к этнической психологии. В рамках этого направления исследуются проблемы религиозного сознания, представления и чувства верующих людей. Психологические проблемы разных этапов развития человека и проблемы образования. Возрастная психология (психология развития) изучает общие закономерности развития психических процессов и качеств личности на разных возрастных этапах.

Понятие возрастной психологии в принципе уже понятия психологии развития. Психология развития связана не только с изучением возрастных этапов изменения человеческой психики и определяемых ею качеств личности, но рассматривает разнообразные процессы макро- и микро- психического развития вообще. Поэтому, строго говоря, возрастная психология может быть только частью психологии развития, хотя иногда они используются как синонимы.

Наибольшее внимание в рамках возрастной психологии традиционно уделяется вопросам детского развития. Кроме того, выделяют психологические проблемы следующих возрастных этапов: отрочество, юность, зрелость, старость.

Психология детства базируется на теории, основные положения которой были сформулированы Л.С. Выгодским в 20-30-е гг. XX в. и развиты позже А.Н. Леонтьевым. Суть их состоит в том, что главное влияние на развитие ребенка оказывает окружающая социальная среда, а его биологические особенности (наследственность, физиология и т.п.) являются лишь условиями для больших или меньших «достижений». Отношения с социальной средой меняются с возрастом. Вместе с этим меняется и роль среды в развитии человека.

Педагогическая психология тесно связана с психологией детства, отрочества, юности. Она является разделом прикладной психологии, изучающим закономерности обучения и воспитания человека. Здесь рассматриваются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемы и навыки интеллектуальной деятельности, выявляются психологические механизмы большей или меньшей результативности процесса обучения, а также особенности выстраивания взаимоотношений учащихся между собой, с преподавателями и родителями и ряд других вопросов.

Специальная психология нацелена на познание психологических проблем людей с отклонениями в развитии. К таковым относятся врожденные дефекты мозга (олигофренопсихология), серьезные дефекты слуха (сурдопсихология), слепота или сильно ослабленное зрение (тифлопсихология), психические заболевания (патопсихология).

Сравнительная психология занимается изучением сходного и отличного в психической деятельности человека и животного, проблемой соотношения социального и биологического в поведении человека.

Психология труда, отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. Психология труда начала формироваться на рубеже XIX-XX вв. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и массовых профессий, усложнением требований к человеку.

Важную область психологии труда составило изучение колебаний работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, обоснование оптимального режима труда, при котором производительность и качество работы испытывали бы наименьшие изменения на протяжении рабочего дня, рабочей недели и т.д. Современная психологии труда разрабатывает специальные методики, позволяющие измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. В этой области она тесно связана с физиологией труда. Психология труда накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния на человека условий труда, характера выполняемых операций, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий работы, трудовой мотивации, развития потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда и т.д. Одна из задач психологии труда - рациональное реконструирование профессий, выяснение психологически оптимального сочетания входящих в их состав операций, научное обоснование их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повышения производительности труда. Она координирует свои усилия со специалистами в области механизации и автоматизации. Изучение психологических причин возникновения аварийных ситуаций привело к разработке специальных средств для профессионального отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью особых методов упражнения и тренировки.