Основы глагола в русском языке. Склонение глагола «воровать»

Как уже отмечалось, глагол обладает весьма обширным набором грамматических форм, вследствие чего у него оказывается чрезвычайно развитой система внутриглагольного формообразования. При этом определенные формы глагола образуются от одной из трех формообразующих основ: основы настоящего времени, основы инфинитива и основы прошедшего времени.

1. Основа настоящего (настоящего/будущего) времени. Она определяется путем отделения флексии в форме третьего лица множественного числа глаголов настоящего/будущего времени:

(про)читаj/ут – (про)читаj-

(с)пил’/ат – (с)пил’-

(вы)корм’/ат – (вы)корм’-

От основы настоящего времени образуются:

1) Все личные формы настоящего/будущего времени: (про)читаj/у (про)читаj/эш(ь)… и т. д.

2) Формы повелительного наклонения: (про)читаj/#(те) .

3) Причастия настоящего времени: читаj/ущ/иj – читаj/эм/ыj .

4) Деепричастия несовершенного вида: читаj/а .

При образовании некоторых форм возможны исторические чередования в формообразующей основе:

корм/и/т’ – корм’/ат – кормл’/у м//мл’

печ’ – пек/ут – печ’/ош к//ч’ и т. п.

2. Основа инфинитива. Определяется путем отделения суффикса инфинитива:

(про)чита/т’ – (про)чита-

(с)пили/т’ – (с)пили-

(вы)корми/т’ – (вы)корми-

От основы инфинитива образуются:

1) Формы прошедшего времени: (про)чита/л/а .

2) Причастия прошедшего времени: (про)чита/вш/иj – (про)чита/нн/ыj .

3) Деепричастия совершенного вида: прочита/в (прочт’/а ).

В основах инфинитива на согласный также возможны исторически чередования при образовании некоторых форм: грес/т’и – греб/л/а – греб/ущ’/иj с//б .

3. Основа прошедшего времени. Определяется путем отделения формообразующего суффикса -л- в формах прошедшего времени не мужского рода:

(про)чита/ла – (про)чита-

(с)пили/ли – (с)пили-

(вы)корми/ла – (вы)корми-

Обычно эта основа совпадает с основой инфинитива. В этом случае от них образуются одни и те же глагольные формы. Однако у ряда глаголов она от неё отличается:

основа инфинитива глагола мерзнуть – мерзну/т’ – мерзну- ,

основа прошедшего времени глагола мерзнуть – мерз/ла – мерз- .

Ср. также: пе/чь – пе- и пек/ла – пек- и т. п.

В этом случае формы прошедшего времени, причастия прошедшего времени и деепричастия совершенного вида образуются от основы прошедшего времени: мёрз- - мерз/ла – мёрз/шиj (не «мёрзнувший »).

Таким образом, на практике целесообразно всегда пользоваться только двумя основами – основой настоящего времени и основой прошедшего времени.

В общем виде схему внутриглагольного формообразования можно представить следующим образом (см. схему 3).

Внутриглагольное формообразование

Классы глагола

Классы глагола определяются по соотношению формообразующих основ инфинитива и настоящего/будущего времени. Глаголы, имеющие одинаковое соотношение этих основ, относятся к одному и тому же классу. Различают продуктивные и непродуктивные классы глаголов.

1. Продуктивные классы – это классы, служащие моделью для образования новых глаголов, то есть все новые глаголы (исключая некоторые индивидуально-авторские окказионализмы, которые могут быть самыми необычными) в современном русском языке образуются только по типу одного из продуктивных классов. Существует пять продуктивных классов:

Глаголыпервого продуктивного класса имеют следующее соотношение указанных основ: чита /т’ – читаj /ут .

Второго продуктивного класса: боле /т’ – болеj /ут .

Третьего продуктивного класса: торгова /т’ – торгуj /ут , ноч’эва /т’ – ночуj /ут .

Четвертого продуктивного класса: толкну /т’ – толкн /ут . При этом суффикс -ну- должен сохраняться и в основе прошедшего времени – толкну /ла . Если в основе прошедшего времени этот суффикс отсутствует (мёрзну /т’ – мёрзн /ут – мёрз /ла ), то глагол относится ко второму непродуктивному классу (см. ниже).

Пятого продуктивного класса: води /т’ – вод’ /ат , реши /т’ – реш /ат . При спряжении глаголов этого класса в основах возможны исторические чередования согласных: вож /у – вод’ /иш(ь) ж//д, любл’ /л"у – люб’ /иш(ь) б//бл и т. п.

Глаголы 1 – 4 классов относятся к I спряжению, 5-го класса – ко II спряжению.

2. Непродуктивные классы – это классы, которые новыми глаголами не пополняются. К ним относится сравнительно небольшое количество (около 400) издавна существующих и часто употребляемых глаголов. Однако по соотношению формообразующих основ инфинитива и настоящего/будущего времени выделяется значительно большее количество непродуктивных классов, чем продуктивных – до 17. Например: вяза/ т’ – вяж/ ут (не вязаj /ут ) – первый непродуктивный класс, мёрзну /т’ – мёрзн /ут (с основой прошедшего времени – мёрз /ла ) – второй непродуктивный класс, стере /ч’ – стерег /ут – третий непродуктивный класс и т. д.

В русском литературном языке между глаголами продуктивных и непродуктивных классов шла (и продолжает идти) конкурентная борьба, в результате которой в нем (языке) закрепляется глагол какого-то одного (чаще продуктивного) класса. Ср., например: И в детской резвости колеблет твой треножник… (А. С. Пушкин) – первый непродуктивный класси Душевной крепости моей не колебают (Д. И. Фонвизин) – первый продуктивный класс. В этом случае в литературном языке закрепился глагол непродуктивного класса: колеба /т’ – колебл’ /ут (не колебаj /ут ). Однако в просторечии и детской речи под влиянием соответствующих глаголов первого продуктивного класса вполне возможны и употребления колебаj/у – колебаj/эш(ь) и т. д.

Формы лица бывают синтетическими (простыми) и аналитическими (сложными).

В настоящем/будущем времени формы лица синтетические:

Я (про)читаj/у Мы (про)читаj/эм

Ты (про)читаj/эш(ь) Вы (про)читаj/эт’э

Он (она, оно)прочитаj/эт Они (про)читаj/ут

В будущем времени глаголов несовершенного вида формы аналитические:

В прошедшем времени глаголы по лицам не изменяются.

Не все глаголы имеют стандартные (безвариантные, полные и т. п.) парадигмы спряжения. В этом отношении разграничивают.

1. Изобилующие глаголы . Существование продуктивных и непродуктивны классов определяет наличие в современном русском языке параллельных парадигм спряжения одного и того же глагола. Например, глагол мучить/мучать может спрягаться по первому продуктивному классу и одному из непродуктивных классов:

Я муч’/у Мы муч’/им Я муча j/у Мы муча j/эм

Ты муч’/иш(ь) Вы муч’/итэ Ты муча j/эш(ь) Вы муча j/эт’э

Он (она, оно) муч’/ит Они муч’/ат Он (она, оно) муча j/эт Они муча j/ут

Глаголы с параллельными парадигмами спряжения получили название изобилующих.

Благодаря этим глаголам в современном русском языке имеются вариантные личные формы типа: муч/у – мучаj/у, мер’/иш(ь) – меряj/эш(ь), рыщ’/эт – рыскаj/эт и т. п., которые, как правило, чем-то отличаются друг от друга – значением, степенью устарелости, сферой употребления, стилистической окраской. Так, в приведенном выше примере спряжения глагола мучить литературной является 1-я парадигма, 2-я – разговорно-просторечной.

Семантические различия находим у следующих форм: брызгает (‘спрыскивает’) и брызжет (‘разлетается каплями’), двигает (‘перемещает’) и движет (‘руководствуется’), капает (‘падает каплями’) и каплет (‘протекает, просачивается’) и др. Ср., например: И капают горькие слезы... (М. Ю. Лермонтов) – Яд каплет сквозь его кору... (А. С. Пушкин).

По сфере употребления (при тождестве лексического значения) разграничиваются формы: указывает – указует, кличет – кликает, мяукает – мяучет и др. Первые формы относятся к литературной сфере, вторые – к разговорно-просторечной. И т. д.

2. Недостаточные глаголы. В результате исторического развития в современном русском литературном языке появился ряд глаголов, имеющих не все личные формы. Такие глаголы принято называть недостаточными.

Выделяют две группы недостаточных глаголов.

1) Глаголы, которые не имеют формы первого лица единственного числа: бдеть, зиждиться, очутиться, убедить, победить, чудить и другие. В этом случае при необходимости передать соответствующее значение прибегают к описательным оборотам типа: сумею победить, должен убедить и т. п. (Ср. у В. Высоцкого в специальных художественно-выразительных целях: А принцессу мне и даром не надо – Чуду-Юду я и так победю ).

2) Глаголы, у которых первое и второе лицо единственного и множественного числа не употребляется в силу особенностей лексического значения, хотя формально они могут быть образованы: ржаветь, жеребиться, течь, гаснуть и другие. Употребление 1-го и 2-го лица этих глаголов возможно лишь в особых случаях (ятеку – в определенные периоды у женщин), в переносном значении (она простотает от любви к нему ), при олицетворении (в фольклоре и т. п.).

3. Безличные глаголы . Особую группу образуют безличные глаголы, то есть глаголы, не обладающие грамматическими категориями лица и числа и употребляющиеся для обозначения действия, осуществляющегося без участия активного производителя действия. В настоящем времени эти глаголы совпадают с формой 3-го лица единственного числа (смеркается, рассветает, знобит, не спится и т.п.), в прошедшем времени – с формой среднего рода (морозило, вечерело, не здоровилось, не хотелось ).

Безличные глаголы всегда употребляются в качестве главного члена безличных односоставных предложений для обозначения состояний человека и животных (ему неспится , ср. с личным употреблением он не спит ), а также различных природных явлений (холодает ).

В значении безличных могут употребляться также некоторые личные глаголы. Ср.: ветер дует и от окна дует и т. п.

Определение и содержание категории вида

Категория глагольного вида охватывает определенные грамматические средства выражения различных представлений характера протекания действия во времени (независимо от момента речи). Она свойственна всем формам глагола.

Значения, обозначающие характер протекания действия во времени, называются видовыми значениями. Эти значения позволяют разделить все глаголы русского языка на две группы:

1) Группа глаголов совершенного вида.

2) Группа глаголов несовершенного вида.

Исследователи расходятся в содержательном определении глаголов совершенного и несовершенного видов (законченность действия (совершенный вид) – действие как процесс (несовершенный вид), ограниченность действия внутренним пределом (совершенный вид) – неограниченность действия внутренним пределом (несовершенный вид), указание на целостность действия (совершенный вид) – отсутствие указания на целостность действия (несовершенный вид) и др.). Большинство же современных вузовских учебников при определении общих видовых значений совершенного и несовершенного видов ориентируется на их понимание академиком В. В. Виноградовым, который, давая определение совершенного вида, писал: «В понятии совершенного вида основным признаком является признак предела действия, достижения цели, признак ограничения или устранения представления о длительности действия» . Основное значение несовершенного вида – «обозначение действия в его течении, не стесненном мыслью о пределе процесса в целом» . В связи с этим глаголы совершенного вида обычно определяют как глаголы, обозначающие целостное действие, ограниченное в своем развитии внутренним пределом , при достижении которого оно прекращается. Глаголы несовершенного вида при этом характеризуются негативно, то есть как глаголы, не имеющие признаков совершенного вида.

С формальной точки зрения глаголы совершенного и несовершенного видов различаются по местоименным вопросам, на которые они отвечают: Что сделать (сделал, сделает и т. д.)? – глаголы совершенного вида (прочитать, купил, нарисует ) и Что делать (делал, будет делать и т. д.)? – глаголы несовершенного вида (читать, покупал, будет рисовать ). В практических целях для разграничений глаголов совершенного и несовершенного видов носителям русского языка почти всегда можно пользоваться этими формальными вопросами.

Помимо общего глаголы совершенного и несовершенного видов имеют ряд частных видовых значений: значение результата действия (сшил костюм ), одноактного действия (толкнул ), процесса (долго думал ), повторяющегося действия (каждый день вставал в 7 часов ) и др.

Глаголы совершенного вида часто называют перфективными (от лат. perfectus – совершенный) глаголами, а процесс образования глаголов совершенного вида – перфективацией . Глаголы несовершенного вида называют имперфективными (от лат. imperfectum – незавершенное), а процесс образования глаголов несовершенного вида – имперфективацией .

Видовые пары глаголов

Глаголы, различающиеся только грамматическим значением вида и сохраняющие тождество лексического значения, образуют видовые пары : перечитать – перечитывать, делать – сделать .

Вопрос о том, что считать видовыми парами глаголов, не имеет однозначного решения, так как часто трудно бывает определить, изменяется ли при образовании той или иной видовой пары только собственно грамматическое значение вида, или же в то же время происходит изменение и в лексическом значении глагола. Особая сложность в этом вопросе возникает при образовании видовых пар префиксальным способом типа: читать – про/читать, писать – на/писать и т. п.

Наиболее общий механизм видообразования в русском языке следующий.

Подавляющее большинство бесприставочных глаголов русского языка являются имперфективными, то есть глаголами несовершенного вида (делать, писать, читать и т. д.), от которых в результате перфективации с помощью приставок образуются глаголы совершенного вида: делать с/делать, при/делать, за/делать…, писать – на/писать, под/писать, вы/писать…, читать – про/читать, за/читать, от/читать… . При этом лексическое значение глагола может практически не меняться (делать – с/делать ), может меняться, но не очень значительно (писать – на/писать ), но может и совсем измениться (читать – от/читать ). В первом случае (делать – с/делать ) мы имеем дело с собственно грамматическим явлением образования видовой пары. Приставка с- является здесь чистовидовой (формообразующей) приставкой, а сам процесс образования видовой пары совершенного вида от несовершенного – формообразующим (формообразовательным) процессом. Во втором случае (писать – на/писать ) грамматическое образование видовой пары занимает ведущее положение, но оно осложняется некоторым (пусть весьма незначительным) изменением лексического значения в производном глаголе по сравнению с производящим. Формообразующее (основное) значение приставки на- несколько осложняется словообразующим значением. Поэтому в данном случае необходимо говорить о синкретическом характере приставки, выполняющей формообразующую и словообразующую функции, хотя и со значительным преобладанием первой. То же самое можно сказать и о самом процессе перфективации – это, прежде всего, формообразование с добавлением незначительных моментов словообразования. Практически обратное положение дел находим в третьем случае (читать – от/читать ). Приставка от- здесь, прежде всего, меняет лексическое значение глагола, но в то же время, как и любая приставка, служит и для образования совершенного вида от несовершенного. Таким образом, она также носит синкретический характер, но с преобладанием словообразовательной функции над формообразовательной, то есть перед нами процесс словообразования, с сопутствующим ему формообразованием.

Большинство приставочных глаголов совершенного вида, образованных в результате перфективации, способно образовывать с помощью суффиксов (чаще всего -ыва-, -ива-, -ва- ) соответствующие глаголы несовершенного вида: ч’ит/а/т’ от/ч’ит/а/т’ – от/ч’ит/ыва /т’ , ры/т’ – за/ры/т’ – за/ры/ва /т’ . Этот процесс получил название вторичной имперфективации , осуществляемой с помощью суффиксов несовершенного вида. Вторичная имперфективация – это формообразовательный процесс, в результате которого образуются собственно видовые пары глаголов (отчитать – отчитывать, зарыть – зарывать и т. п.).

Однако не все перфективные глаголы, образованные в результате префиксации, способны к вторичной имперфективации: делать – с/делать – ?, писать – на/писать – ? и др.

Наиболее распространенной точкой зрения на рассмотренные процессы является следующая. Видовыми парами необходимо считать лишь такие пары, образованные путем префиксации, которые не способны к вторичной имперфективации (делать – сделать и т. п.), а также все пары, образованные с помощью вторичной имперфективации (отчитать – отчитывать и т. п.).

Видовые пары составляют и соотносительные по значению глаголы с суффиксом -и- (у глаголов совершенного вида) и суффиксом -а- (у глаголов несовершенного вида): заяв’/и/т’ – заявл’/а/т’ (с чередованием в//вл ), реш/и/т’ – реш/а/т’ . Бессуффиксные глаголы совершенного вида и глаголы совершенного вида с суффиксом -а- также образуют видовые пары: спас/т’и – спас/а/т’, вз’/а/т" – вз’/им/а/т’ (с чередованием в корне а//им ).

Немногочисленные видовые пары приставочных глаголов образованы путем передвижения ударения: засы пать – засыпа ть, разре зать – разреза ть и др.

Видовыми парами являются и супплетивные пары глаголов тип: взять – брать, положить – класть, поймать – ловить и некоторые другие.

Глаголы совершенного вида с суффиксом -ну- (стук/ну/т’, ду/ну/т’ и т. д.) и соответствующие глаголы несовершенного вида без суффикса -ну- (стуч’/а/т’, ду/т’ ), хотя и являются глаголами разного вида, видовых пар не образуют, так как относятся к различным способам глагольного действия (см. ниже).


Похожая информация.



Из всех указанных обстоятельств проистекает важное следствие, состоящее в том, что, зная основу, находящуюся перед окончанием типа -а, нельзя быть уверенным, что знаешь основу того же глагола перед окончанием типа и наоборот, знание основы перед окончанием типа -t не означает знания основы перед окончанием типа -а. Основу перед окончанием типа -а принято называть основой настоящего времени, а основу перед окончанием типа -t - основой инфинитива или основой прошедшего времени. Разумеется, названия эти обусловлены тем, что обычным представителем а-окончания являются окончания настоящего времени, а обычными представителями tокончания - окончания прошедшего времени и инфинитива.
Различие в основах настоящего времени и инфинитива потребовало введения в русскую (и шире - славянскую) грамматику понятия класс глагола. Под классом глагола принято понимать определенный тип соответствия между двумя основами. Если говорят, что некий глагол принадлежит к классу х, то это означает, что известно, как оканчивается основа инфинитива и основа настоящего времени. Если дана любая из двух основ глагола и указан его класс, тем самым сообщена и другая основа. Если же дана любая из двух основ, а класс глагола не указан, то вторая основа остается практически неизвестной.
Если основа инфинитива оканчивается на гласный, тогда в основе настоящего времени может быть либо усечение этого гласного, либо наращение какого-то согласного. Если основа инфинитива оканчивается на согласный, то основа настоящего времени, видимо, «устроена» так же. Однако совсем не обязательно, чтобы конечные согласные основ инфинитива и настоящего времени совпадали: вести - веду, мести - мету. Особо сложным случаем является тот, когда инфинитив оканчивается на -чь: мочь - могу, печь - пеку. Если даже известна основа настоящего времени, которая может оканчиваться только на согласный, то основа инфинитива абсолютно неясна. Ведь она может представлять собой и усеченную основу настоящего времени: жив-у и жи-ть, и ту же основу с наращением: люб-ит и люби-ть. Таким образом, можно сделать вывод, что основа инфинитива более информативна, чем основа настоящего времени, которая никак не прогнозирует инфинитивную основу. Основа инфинитива на согласный, кроме случаев типа мести, печь, однозначно определяет основу настоящего времени: нести - несу, везти - везу. Основа инфинитива на гласный оставляет вопрос об основе настоящего времени неясным.
Строго говоря, существуют и такие глагольные лексемы, у которых выделяются более чем две разные основы - настоящего времени и инфинитива. Например, глаголы исчезнуть, меркнуть, сохнуть в прошедшем времени могут иметь основу, отличную от основы инфинитива: исчез, исчезла; мерк, меркла; сох, сохла. Часто встречающимися являются различия между основой настоящего времени в 1-м лице и других лицах: кошу - косят, люблю - любят, вожу - возят, кручу - крутят, берегу - бережёт.

Еще по теме § 79. ДВЕ ОСНОВЫ В ГЛАГОЛЕ. ПОНЯТИЕ КЛАССА ГЛАГОЛА:

  1. Глагол как часть речи Классы глаголов. Спряжение глаголов
  2. Тематические классы сленговых глаголов, образованных как производные значения глаголов литературного языка
  3. Тематические классы глаголов литературного языка, имеющих производные сленговые значения, и сленговых глаголов

Формы одного и того же глагола в русском языке образуются от двух разных глагольных основ .

Первая основа глагола – это основа инфинитива . Основы инфинитивов выделяются путём отбрасывания суффиксов -ть , -ти и -чь :

нарисова (ть), нес (ти). бере (чь).

От первой основы глагола (например, нарисова -) образуются:

1) формы прошедшего времени изъявительного наклонения:

нарисова-л(-0, -а, -о, -и) ;

2) формы сослагательного наклонения: нарисова-л(-0, -а,-о, -и) бы ;

3) формы причастий прошедшего времени: нарисова-вш(-ий, -ая, -ее, -ие), нарисова-нн(-ый, -ая, -ое, -ые) ;

4) форма деепричастия у глаголов совершенного вида: нарисова-в .

Вторая основа глагола – это основа настоящего (у глаголов несовершенного вида) или будущего (у глаголов совершенного вида) времени .

Вторая основа глаголов определяется путём отбрасывания окончаний -ут (если глагол первого спряжения) или -am (если глагол второго спряжения) у форм третьего лица множественного числа настоящего или будущего времени изъявительного наклонения .

Это значит, что если в инфинитиве глагол отвечает на вопрос что делать? , то вторая основа этого глагола определяется по форме, которая отвечает на вопрос чтоделают? Если же инфинитив отвечает на вопрос что сделать? , то вторая основа глагола определяется по той его форме, которая отвечает на вопрос что сделают?, например:

принести (что сделать?) – (что сделают?) принес -(ут ),

дышать (что делать?) – (что делают?) дыш -(am ),

От второй глагольной основы (например, чита[j] -) образуются:

1) формы настоящего времени (у глаголов несовершенного вида) и будущего времени (у глаголов совершенного вида): чита[j] (-у, -ешь, -ет, -ем. -ете, -ут );

2) формы второго лица повелительного наклонения: читай (-0, -те );

3) у глаголов несовершенного вида формы причастий настоящего времени: чита[j]-ущ (-ий, -ая, -ее, -ие ), чита[j]-ем (-ый, -ая, -ое, -ые );

4) у глаголов несовершенного вида форма деепричастия: чита[j]-а .

Виды звуковых отличий между двумя основами одного глагола

У большинства русских глаголов основы инфинитива и основы настоящего (будущего) времени разные :

бра -ть бер -ут ,

зна -ть зна[j] ут ,

бере -чь берег -ут .

Чаще всего в русском языке встречаются такие типы звуковых соотношений между двумя глагольными основами:

1) основа настоящего (будущего) времени равна основе инфинитива плюс согласный (как правило, [j], реже – другой звук): сдела -ть – сдела[ j] -ут, зелене -ть – зелене[ j] -ут, жи -ть – жив -ут .

Если инфинитив имеет суффикс -чь , то во второй основе появляется -г – или -к -: бере -чь берег -ут , пе -чь пек -ут ;

2) основа настоящего (будущего) времени равна основе инфинитива минус конечный гласный: бели -ть – бел’ -ат, прыгну -ть – прыгн -ут . При этом заднеязычные и свистящие согласные часто чередуются с шипящими: плака -ть – плач -ут, писа -ть – пиш -ут ;

3) основы инфинитива и настоящего (будущего) времени различаются суффиксами: торгова -ть – торгу [j] -ym, организова -ть – организу[ j] -ут ;

4) две основы одного глагола различаются чередующимися звуками:

[и ]/[ej ] (бри ть брею т ), [ы ]/[oj ] (вы ть вою т ), [е ]/[oj ] (пе ть пою т ),

[и ]/[j ] (пи ть пью т ), [а ]/[м ] (жа ть -жм ут ), [а ]/[н ] (мя ть -мн ут ).

Продуктивные и непродуктивные классы русских глаголов

По особенностям звуковых соотношений двух основ глаголы делятся на грамматические классы . В разных грамматиках и учебниках выделяется разное количество таких классов, но среди них насчитывают всего пять продуктивных , то есть таких , по образцу которых в современном русском языке образуются новые глаголы .

Соотношение основ в продуктивных классах глаголов

Глаголы первых четырех продуктивных классов относятся к первому спряжению , а глаголы пятого продуктивного класса ко второму спряжению . Это значит, что в формах настоящего и будущего времени изъявительного наклонения глаголы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов и глаголы 5-го класса имеют разные лично-числовые окончания , например:

бегать – бегают – глагол первого продуктивного класса, следовательно, он относится к первому спряжению и имеет в формах настоящего времени такие окончания :

любить – любят – глагол пятого продуктивного класса, поэтому он относится ко второму спряжению и имеет в формах настоящего времени такие окончания :

Те глаголы , у которых наблюдается другое соотношение основ инфинитива и настоящего (будущего) времени, относятся к непродуктивным классам . По образцу непродуктивных классов в современном русском языке новых глаголов не образуется . Например, основа инфинитива у глагола плакать такая же, как у глаголов первого продуктивного класса, но основа настоящего времени у этого глагола имеет другую форму (она не оканчивается на -a[j] ): плака (ть ) – плач (ут ). Это глагол непродуктивного класса.

Из-за сходства с основами инфинитивов продуктивных классов некоторые глаголы непродуктивных классов имеют вариантные формы настоящего (будущего) времени :

Мяукать мяукают и мяучат ; полоскать полоскают и полощут ; брызгать брызгают и брызжут и нек. др.

Следовательно, недостаточно знать только форму инфинитива для того, чтобы правильно образовать все формы глагола: нужно всегда учитывать соотношение двух глагольных основ .

Основные термины

Вопросы

1. Как определить основу инфинитива?

2. Какие формы глагола образуются от основы инфинитива?

3. Как определяется вторая основа глагола?

4. Какие формы образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида?

5. Какие глагольные формы образуются от основ будущего времени глаголов совершенного вида?

6. Как называются группы глаголов, которые выделяются по соотношению двух глагольных основ?

7. Какие классы глаголов относятся к продуктивным?

8. Сколько продуктивных классов имеют русские глаголы?

9. Какие глаголы относятся к первому продуктивному классу?

10. Какое соотношение основ наблюдается у глаголов второго продуктивного класса?

11. Какие глаголы относятся к третьему продуктивному классу?

12. Какие глаголы относятся к четвёртому продуктивному классу?

13. Какое соотношение двух основ имеют глаголы пятого продуктивного класса?

14. К какому типу спряжения относятся глаголы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го продуктивных классов?

15. Какие лично-числовые окончания имеют глаголы первого спряжения в формах настоящего и будущего времени?

16. К какому спряжению относятся глаголы 5-го продуктивного класса?

17. Какие лично-числовые окончания имеют глаголы второго спряжения?

18. Чем отличаются глаголы непродуктивных классов от глаголов продуктивных классов?

19. Почему некоторые глаголы имеют вариантные формы настоящего или будущего времени?

II. ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ РУССКИХ ГЛАГОЛОВ

2. Семантические отличия между однокоренными глаголами совершенного и несовершенного вида.

3. Понятие видовой пары. Видовые пары многозначных глаголов.

4. Способы образования видовых пар в современном русском языке.

5. Одновидовые глаголы и их группы.

6. Двувидовые глаголы, их особенности.

Глагол, как правило, обладает двумя формообразующими основами, которые у большинства глагольных слов последовательно отличаются по своему составу. Основа инфинитива (неопределённой формы глагола) остаётся, если отбросить суффиксы инфинитива –ть и –ти.

Основа настоящего времени получается путём отделения окончаний 3-го л. мн.ч. в форме настоящего (или простого будущего) времени:

См. Табл. 1

См. Табл. 2

Основы непродуктивных групп глаголов на –сть, -зть; -ти.

У глаголов на –чь основа инфинитива восстанавливается по форме прошедшего времени:

При определении основы инфинитива у глаголов на –сти (мести, плести, брести) надо учитывать чередование, которое также объясняется исторически:

В подавляющем большинстве глаголов основа инфинитива совпадает с основой прошедшего времени.

Исключение составляют: 1) глаголы, у которых основа инфинитива оканчивается на –ну, а в основе прош. времени –ну может отсутствовать, напр.: гибну-ть – гиб и гибну-л, блёкну-ть – блёк и блёкну-л; 2) глаголы, у которых основа инфинитива оканчивается на –е или –и, а в основе прошедшего времени эти гласные отсутствуют: тере-ть – тёр, простере-ть – простёр, ошиби-ться – ошиб-ся и др.

От каждой основы образуется строго определённый набор форм. От основы инфинитива образуются формы:

1) прошедшего времени и сослагательного (условного) наклонения: учи-л, работа-л, сея-л, вёз, нёс; берёг, мог; учи-л бы, сея-л бы и т.д.;

2) причастий прошедшего времени: учи-вш-ий, работа-вш-ий, сея-вш-ий, вёз-ш-ий, нёс-ш-ий; берёг-ш-ий; отработа-нн-ый, рисова-нн-ый;

3) деепричастий совершенного вида: отучи-в, поработа-в.

От основы настоящего (простого будущего) времени образуются формы:

1) настоящего (будущего простого) времени: работа(j)ют, посе(j)ют;

2) повелительного наклонения: работай, учи;

3) причастий настоящего времени: работа(j)-ющ-ий, пиш-ущ-ий, чита(j)-ем-ый, вед-ом-ый, люб-им-ый;

4) деепричастия несовершенного вида: чита(j)-я, работа(j)-я.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Вопрос 3. Две формообразующие основы глагола.:

  1. 34. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Инфинитив. Основы глагола.
  2. 16. Глагол как часть речи; особенности морфемной структуры и словоизменения глагола. Система лексико-грамматических разрядов и морфологических категорий глагола. Глагол.
  3. 22. Традиционное учение о глагольной основе. Принципы выделение классов глаголов. Ваше отношение к современной классификации типов словоизменения глагола А.А. Зализняка
  4. 36. Категория лица глаголов. Изобилующие и недостаточные глаголы. Безличные глаголы. Употребление личных и безличных форм глаголов.
  5. 21. место глагола в системе частей речи сря. Особенности глагола как части речи. Объем глагольной лексемы. Однозначно ли оценивают исследователи парадигму русского глагола?
  6. 26. Глагол как часть речи, категории и формы глагола. Условия и приемы изучения глагола в начальной школе. Организация внеклассной воспитательной работы. Учитель как субъект педагогической деятельности.

Глагол.

1. Глагол как часть речи.

2. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола.

3. Инфинитив.

4. Основы глагола.

5. Классы глагола.

Глагол – это часть речи, обозначающая действие и выражающая это значение в формах вида, залога, наклонения, времени, лица и числа (у некоторых глаголов есть формы рода). Чаще всего глаголы выступают в роли простого глагольного сказуемого.

Действие предполагает широкое понимание. Это не только механическое движение: идет, летит, плавает , но и состояния: нездоровится, смеется, спит , это речь и различные звуковые явления: шепчет, шумит, гудит, это проявление и изменение признака: теплеет, увядает, белеет , восприятия, отношения.

Любое действие протекает во времени и совершается каким-либо лицом, поэтому значение времени является характерным признаком любого глагола: поет – н.в., рисовал – п.в., напишет – б.в. и этим глагол отличается от любого имени существительного, обозначающего действие: пение, рисование, чтение, бег, ходьба, полет. Действие, выраженное именем существительным не приписывается в нашем сознании никакому субъекту и осмысляется безотносительно ко времени. Его называют «опредмеченное действие». В этих случаях говорят, что значение действия не выражено в грамматических категориях.

В глаголе значение действия выражается в категориях времени, лица, наклонения, залога и вида. По сравнению с другими частями речи глагол имеет самую богатую систему словоформ, так как обладает самым большим набором грамматических категорий – 7. Сравните: у существительных – 3 ГК, у числительных – 1 ГК, у местоимений – 4 ГК,

Многие глагольные формы могут выражать до 6 грамматических значений. Например: Студент пишет лекцию. Глагол пишет выражает:

1) значение несовершенного вида,

2) значение действительного залога,

3) значение изъявительного наклонения,

4) настоящего времени,

Грамматические формы глагола делятся на спрягаемые и неспрягаемые.

Спрягаемые формы выражают значение вида, залога, наклонения, времени, лица и числа. Формы прошедшего времени и сослагательного наклонения обладают значением рода, а не лица. Спрягаемые формы называют также личными, потому что выражают значение лица, и предикативными, так как выполняют функцию ПГС.



К неспрягаемым формам относят инфинитив, причастие и деепричастие. Они имеют только часть глагольных категорий, а именно категории вида, залога, а у причастий – времени. Наряду с общими морфологическими признаками у спрягаемых и неспрягаемых форм можно отметить также

1) семантическую общность люблю – любить, любя, любящий , так как все эти формы называют одно и то же действие ‘отношение говорящего к кому-либо или чему-либо’;

2) синтаксическую общность получаю нагоняй, получать нагоняй, получающий нагоняй, получая нагоняй, все эти формы обладают одинаковой способностью управления.

Итак, на основе общности категориального значения, некоторых морфологических признаков и синтаксических свойств неспрягаемые формы относят к глагольным формам, хотя они могут сочетать в себе признаки прилагательного и наречия.

Инфинитив (неопределенная форма глагола) – это неспрягаемая форма глагола, которая обозначает действие, не указывая на лицо, выполняющее это действие, и безотносительно ко времени. Идея действия выражена в инфинитиве в самом общем виде. Поэтому когда надо просто назвать действие, используют инфинитив.

Исторически инфинитив – это форма Д.п. существительного, перешедшая в систему глагольных форм.

Обобщенное значение действия делает инфинитив начальной формой. Инфинитив обладает только категориями вида и залога.

Показателем инфинитива является грамматический формант – ть, ти, чь . Наиболее распространен формообразующий суффикс –ть , неологизмы оформляются с его помощью: дистанцировать, компьютеризировать, сникерснуть. В небольшой группе инфинитив оформлен при помощи непродуктивного суффикса –ти: трясти, нести, везти, вести, цвести, идти, ползти, грести, брести, расти, пасти, плести, мести. Этот суффикс всегда находится под ударением. Исключения составляют формы с приставкой вы-: выползти, вынести, вывезти.

Инфинитив на –чь встречается в некоторых глаголах: беречь, стеречь, лечь, печь, течь, волочь, настичь . Конечный «ч» включает в себя элементы корня и суффикса. В других формах конечный Ч чередуется с Г или К: беречь/берегу, печь/пеку.

В предложении инфинитив может выполнять функцию любого члена предложения:

1) подлежащего и сказуемого Жить – Родине служить.

2) обстоятельства Я приехал отдохнуть.

3) дополнения Командир приказал нам отступать .

4) определения Приказ отступать пришел в 14 00 .

В отличие от прилагательных и существительных, имеющих одну основу, глагол имеет две формообразующие основы – инфинитива и настоящего времени . От этих основ образуются разные глагольные формы.

Основы настоящего времени выделяются из формы 3 л. мн.ч.: бегут → бег-, рисуют → рисуj-, пишут → пиш-, любят → люб- .

Основы инфинитива получают путем усечения формообразующего суффикса: бежа-ть, рас-ти, писа-ть . Основы настоящего времени и инфинитива не всегда совпадают.

Если инфинитив оканчивается на -чь , то основа инфинитива оканчивается на <г>, <к>, ее лучше выделять из формы прошедшего времени путем отсечения окончания и формообразующего суффикса л -: сберег-ла . Если инфинитив оканчивается на -сти, то в других формах он может чередоваться с [д] и [т]: брести//бредет, плести//плетет .

По соотношению основ инфинитива и настоящего времени глаголы делятся на несколько классов. Класс – это группа глаголов, имеющих одинаковые основы инфинитива и настоящего времени. Понятие класса связано с особенностями глагольного формообразования. Классы бывают продуктивными и непродуктивными. Выделяют 5 продуктивных классов:

Класс Основа инфинитива Основа н.в. Примеры
1 класс -АJ Броса-ть – бросаj-ут, реша-ть – решаj-ут, чита-ть – читаj-ут, мечта-ть – мечтаj-ут.
2 класс -ЕJ Желтее-ть – желтеj-ут, красне-ть – краснеj-ут, спе-ть – спеj-ут, зре-ть - зреj-ут.
3 класс -ОВА/ЕВА -УJ Ночева-ть – ночуj-ут, механизирова-ть – механизируj-ут, приветствова-ть – приветствуj-ут.
4 класс -НУ Толкун-ть – толкн-ут, двину-ть – двин-ут, мигну-ть – мигн-ут.
5 класс Броси-ть – брос’-ят, люби-ть – люб’-ят, вороши-ть – ворош-ат.

У глаголов 5 класса в форме 1 л. ед.ч. наблюдаются различные исторические чередования: носить/ношу, возить/вожу, ловить/ловлю .

Непродуктивных классов насчитывается до 17.

К ним относится не большая часть глаголов (примерно 400 непроизвольных гл и их образования) Выноградов выделяет 17 непродуктивных классов

1. писать, вязать

4. мокнуть

8. умереть

11. колоть

14. давать

17. живописать

Класс Основа инфинитива Основа н.в. Примеры
До 160 глаголов А/Я На мягкий согласный или шипящий Писа-ть – пиш-ут, иска-ть – ищ-ут, реза-ть – реж-ут. Возможны исторические чередования.
До 35 глаголов А/Я Слыша-ть – слыш-ат, крича-ть – крич-ат, ворча-ть – вроч-ат
До 45 глаголов Е Отсутствие этого суффикса в основе Виде-ть – вид-ят, сиде-ть – сид-ят, лете-ть – лет-ят
До 60 глаголов -НУ Мерзну-ть – мрезн-ут, мокну-ть – мокн-ут. Отличаются от 4 продуктивного класса образованием формы п.в. У непродуктивных глаголов форма п.в. образуется без –ну: мок, сох, мерз.
7 глаголов Суффиксы ть/ти следуют за корнем на З/С Вести, везти, нести, ползти, лезть, трясти, пасти
На –чь Стеречь, печь, мочь, сечь, лечь
-ВА -J Дава-ть – даj-ут, встава-ть – встаj-ут
5 глаголов Бить, вить, лить, шить, пить.