Особенности начального образования в японии. Образование в Японии: краткая характеристика основных ступеней

2012 Экономика №2(18)

И.А. Петиненко, А.А. Ткач

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЯПОНИИ: ЧТО ВЕДЕТ ЭТУ СТРАНУ

К УСПЕХУ?

Исследуются все ступени образовательной системы Японии, начиная с дошкольного и заканчивая последипломным образованием. Выявляются особенности воспитания детей в учебных заведениях, показываются этапы формирования характерных японских черт - трудолюбия, усердия, умения работать в команде, понимания своего места, стремления работать на фирму, а не на себя, приверженности к строгой иерархии и т. д.

Ключевые слова: образование, система образования, Япония, образование в Японии.

Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретают изучение и анализ развития образования за рубежом.

Исходя из этого целью данной научной работы являлось изучение особенностей современной системы образования Японии.

Структура образования в Японии включает в себя (рис. 1): необязательную ступень - детский сад; школьное образование, которое делится на младшую, среднюю и старшую школы - особенностью является то, что после средней школы можно уйти в различные спецшколы и технологические колледжи; и высшее образование, подразделяющееся на университеты и неуниверситетский сектор .

Рассмотрим подробнее каждую из ступеней образования.

Дошкольное образование. В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей - обычно с четырехлетнего возраста.

Все детские сады в Японии частные. Среди них особое место занимают так называемые элитные сады, находящиеся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а оттуда без экзаменов поступает в университет. В Японии существует достаточно острая конкуренция в сфере образования: университетский диплом является гарантией получения престижной, хорошо оплачиваемой работы - в министерстве или в какой-нибудь известной фирме. А это, в свою очередь, залог карьерного роста и материального благополучия. Поэтому попасть в садик при престижном университете очень сложно. Родители платят за поступление ребенка огромные деньги, а сам малыш, чтобы быть принятым, должен пройти достаточно сложное тестирование.

Рис. 1. Система образования в Японии

Японские воспитатели, обучая детей взаимодействию, объединяют их в маленькие группы (хан), что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания. Эти группы формируются не по способностям, а в соответствии с тем, что может сделать их деятельность эффективной. Каждый год группы создаются заново. Постоянная смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в конкретной группе, не исключена возможность, что он приобретет себе приятелей среди других детей .

Воспитание маленьких детей в Японии сразу окунает их в острую конкурентную борьбу за лучшее будущее, оно не всегда благоприятствует развитию творческих способностей человека, но умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии, воспитывает физически и психически здорового человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим.

Школьное образование. Школа в Японии делится на три ступени:

1. Начальная школа (1-6-е классы) - сёгакко.

2. Средняя школа (7-9-е классы) - тюгакко.

3. Старшая школа (10-12-е классы) - котогакко.

Начальная и средняя школы в Японии обязательны для всех и бесплатны. Старшая школа не обязательна, но около 95% процентов продолжают учебу по окончании средней школы. 48% закончивших учебу в старшей школе поступают в колледж (обучение в течение 2 лет) или в университет (обучение в течение 4 лет) .

Обучение в старшей школе и в университете платно всегда, но в государственных учреждениях оно дешевле. Существуют также платные частные начальные и средние школы. Во всех платных учреждениях можно учиться бесплатно или получить большую скидку, если выиграть конкурс стипендий.

В начальной школе дети изучают японский язык, математику, естествознание (физику, химию, биологию), обществоведение (этику, историю, этикет), музыку, изобразительное искусство, физкультуру и домашнее хозяйство.

В средней школе к перечню предметов добавляются английский язык и несколько специальных предметов по выбору. Состав этих предметов зависит от школы.

Программа старших школ немногим более разнообразна, чем программа средних и начальных школ, но ученикам предоставляется больше возможностей для специализации в той или иной области познаний.

Помимо собственно школы, большинство учеников посещают платные подготовительные курсы дзюку, в которых им помогают лучше подготовиться к сдаче школьных экзаменов. Занятия в дзюку обычно проходят вечером, два-три раза в неделю. «Дзюку» в переводе - «школа мастерства», но правильнее было бы сказать - «репетиторская школа». Там специально нанятые учителя еще раз объясняют детям то, что уже было сказано в школе днем, добавляя к этим знаниям новые, которыми можно блеснуть на экзамене. И если раньше учеба в дзюку требовалась для поступления лишь в самые лучшие университеты и школы, то теперь необходима и для зачисления в рядовые.

Дзюку посещает одна шестая часть младших школьников, половина средних и почти все старшие. Годовой доход всех дзюку составляет немыслимую сумму в триллион иен, сопоставимую с расходами страны на военные нужды. Подобной системы в мире нет .

Главная проблема японских школ - это выматывающие экзамены, каждый из которых занимает несколько часов упорного труда и гораздо больше времени в процессе подготовки к нему. Время от времени они становятся причиной самоубийств школьников .

Учащиеся средней и старшей школ сдают экзамены в конце каждого триместра и в середине первого и второго триместров. Обычно экзамены проходят в форме письменных тестов. Оценки за экзамены ставят по процентной системе. Высшая оценка - 100 баллов.

Переход из средней школы в старшую осуществляется по результатам экзаменов. Сначала на основании его школьной успеваемости учащийся получает список старших школ, в которые у него есть шансы поступить. Затем он сдает переходной экзамен, и на основании его результатов и предыдущей успеваемости решается вопрос о том, в какую старшую школу поступит ученик.

Хорошие ученики попадают в престижные старшие школы, плохие - в захудалые школы для тех, кто не намерен получить высшее образование. Такие школы делают уклон в домоводство, сельское хозяйство и т.д. Карьерных

перспектив их выпускники не имеют. Те, кто не захотел поступить в старшую школу, могут поступить в пятилетние «технологические колледжи» - проф-технические училища. Однако поступление в них не так уж и просто - в лучших из них большой конкурс, так как квалифицированные рабочие в Японии высоко ценятся. Некоторые технические колледжи принадлежат крупным фирмам, и их выпускники сразу же устраиваются на работу.

Высшее образование. Система высшего образования включает в себя следующие основные четыре вида образовательных учреждений:

1) университеты полного цикла (4 года) и ускоренного цикла (2 года);

2) профессиональные колледжи;

3) школы специальной подготовки (технологические институты);

4) школы последипломного обучения (магистратуры).

Пожалуй, главное отличительное свойство системы высшего образования Японии - его иерархичность. Жесткие иерархии (часто «непересекающиеся», т. е. существующие автономно и независимо друг от друга) пронизывают и университетский, и неуниверситетский ее секторы.

Неуниверситетский сектор - это, по сути, «вузы второго сорта», выполняющие скорее социальные, чем образовательные функции. Юридически младшие колледжи с двух- или трехлетним курсом обучения считаются полноправными вузами, но фактическая подготовка и престиж их дипломов не соответствуют уровню высшей школы .

Технологические колледжи ведут подготовку среднетехнических кадров на базе обязательной девятилетней школы и по многим параметрам соответствуют нашим техникумам.

В сущности, единственными полноценными вузами, чьи выпускники не испытывают дискриминации и котируются на рынке труда, являются университеты полного цикла. Иерархия этих вузов включает в себя следующие ступени:

1. Несколько самых престижных частных университетов, таких как Нихон, Васэда, Кейо или Университет Токай. Их выпускники составляют высший класс японского менеджмента и политики. Попасть в подобный университет без соответствующей подготовки и рекомендаций практически невозможно, но их диплом дает стопроцентную гарантию успешного трудоустройства вне зависимости от оценок, а зачастую и специальности.

2. Государственные университеты, занимающие первые места в рейтингах (Токийский технологический институт или Государственный университет Иокогамы). Плата за обучение здесь значительно ниже, но конкурс исключительно высок.

3. Прочие государственные университеты, чаще всего учрежденные префектурами и органами местного самоуправления. Низкая плата за обучение и умеренный конкурс.

4. Небольшие частные университеты. При высокой плате за обучение -невысокий конкурс, непрестижный диплом и негарантированное трудоустройство.

Магистратуры и аспирантуры в Японии объединены в школы последипломного обучения, находящиеся при университетах и обладающие относительной автономией. Любопытно, что основные научные ресурсы в Японии

были задействованы именно для преподавания в государственных магистратурах, тогда как уровень преподавания в бакалавриате оставался сравнительно низким.

Японский бакалавриат ориентирован в основном на «поточный» выпуск квалифицированных специалистов, необходимых для поддержания системы, магистратура же - на выпуск инициативных аналитиков, способных к проектированию ее развития. Технологический скачок в Японии стал возможен во многом за счет такого разделения задач и успешного развития школ последипломного образования.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на то, что система образования Японии относительно молода, она является одной из лучших не только в Тихоокеанском регионе, но и во всем мире. Японцы, синтезировав все последние достижения педагогической науки с особенностями построения японского социума, смогли обеспечить своей стране не только впечатляющие темпы роста экономики, но и достаточно высокий уровень жизни. Они раньше других осознали, что эффективная система образования в стране с высоким уровнем автоматизации является не то что обязательной, она жизненно необходима. Поэтому можно с уверенностью заявить, что львиная доля экономического и социального развития этой страны - это следствие грамотно построенной системы образования.

Литература

1. Муханов В. Образование в Японии [Электронный ресурс] // Образование: все для поступающих. 2008. URL: http://www.edunews.ru/ (дата обращения: 20.03.2011).

2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Гл. IV: Образование в мире: история и современность [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Гумер. 2008. URL: http://www. gu-mer.info/ (дата обращения: 17.02.2011).

3. Салимова К.И. Общеобразовательная школа Японии в XXI в. // Педагогика. 2006. № 8. С. 88-96.

4. Бондаренко А. Японская школа глазами русского // Начальная школа. 2005. № 5. С. 120126.

5. Плаксий С.И. Качественные параметры высшего образования [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. Информационный гуманитарный портал. 2004. URL: http:// www. zpu-journal.ru/ (дата обращения: 21.02.2011).

6. Анализ системы оценки высшего образования в мире [Электронный ресурс] // Информационно-справочный портал поддержки систем управления качеством. 2006. URL: http:// www. quality.edu.ru/ (дата обращения: 10.02.2011).

7. АлферовЮ.С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика. 2008. № 7. С. 73-84.

8. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 176 с.

Япония до конца позднего Средневековья была скрыта от всего мира: ни въехать, ни выехать. Но как только высокие стены пали, мир активно начал изучать эту загадочную страну, в частности, образование в Японии.

Кратко о главном

В стране Восходящего солнца образование - это одна из первых и главных целей в жизни. Именно оно определяет будущее человека. Система образования в Японии почти не изменилась с 6 века. Хотя после Второй мировой войны на нее оказали сильное влияние британские, французские и, в особенности, американские системы. Учиться жители Японии начинают практически с пеленок. Сначала им родители прививают манеры, правила поведения, учат основам счета и чтения. Дальше ясли, детский сад, младшая, средняя и старшие школы. После них университеты, колледжи или школы специальной профессиональной подготовки.

Учебный год разделен на три семестра:

  • Весенний. С 1 апреля (это и начало учебного года) по середину июля.
  • Летний. С 1 сентября по середину декабря.
  • Зимний. С начала января по конец марта. Учебный год заканчивается в марте.

После каждого семестра ученики сдают промежуточные тесты, а в конце года экзамены. Помимо уроков японцы имеют возможность посещать кружки и участвовать в фестивалях. Теперь подробнее рассмотрим образование в Японии

Дошкольные заведения

Как уже было сказано, этикет и манеры поведения прививают родители. В Японии существуют две разновидности детских садиков:

  • 保育園 (Hoikuen) - государственный центр по уходу за детьми. Эти учреждения рассчитаны для самых маленьких. Согласно правительственному указу, они были созданы специально для поддержки работающих матерей.
  • 幼稚園 (Youchien) - частный детский сад. Такие заведения рассчитаны для детей старшего возраста. Здесь обучают пению, рисованию, чтению и счету. В более дорогих заведениях учат английский язык. Так что в школу они приходят полностью подготовленными.

Стоит отметить, что основная функция детских садов не столько обучение, а социализация. То есть, детей учат взаимодействовать со сверстниками и обществом в целом.

Начальная школа

Образование в Японии в начальной школе начинается с шести лет. Большинство этих заведений - государственные, однако встречаются и частные. В начальной школе преподают японский язык, математику, естествознание, музыку, рисование, физкультуру и труд. С недавнего времени в обязательном порядке ввели обучение английскому языку, который раньше начинали преподавать только в средней школе.

Кружков, как таковых, в начальной школе нет, зато проводятся внеклассные мероприятия, такие как спортивные соревнования или постановка театральных спектаклей. Учащиеся ходят в повседневной одежде. Единственный обязательный элемент экипировки: желтая панама, зонтик и дождевик такого же цвета. Это обязательные атрибуты, когда класс ведут на экскурсию, чтобы не потерять детей в толпе.

Средняя школа

Если перевести на русский счет, то это обучение с 7 по 9 классы. К предметам младшей школы добавляется более углубленное изучение наук. Увеличивается количество уроков с 4 до 7. Появляются клубы по интересам, в которых ученики задействованы до 18.00. Преподавание каждого предмета закреплено за отдельным учителем. В классах учится более 30-ти человек.

Особенности образования в Японии можно проследить в формировании классов. Во-первых, учеников распределяют по уровню знаний. Особенно часто это встречается в частных школах, где считают, что ученики с плохими отметками плохо повлияют на отличников. Во-вторых, с началом каждого семестра учеников распределяют в разные классы, чтобы они учились быстро социализироваться в новом коллективе.

Старшая школа

Обучение в старшей школе не считается обязательным, но те, кто желает поступить в вуз (а на сегодняшний день это 99% учащихся), должны ее окончить. В этих заведениях основное внимание сосредоточено на подготовке учащихся к вступительным экзаменам в университеты. Также ученики принимают активное участие в школьных фестивалях, кружках, посещают экскурсии.

Дзюку

Современное образование в Японии не заканчивается исключительно на школах. Существуют специальные частные школы, предлагающие дополнительные занятия. Их можно разделить на два вида по направлениям обучения:

  • Неакадемические. Учителя обучают разнообразным видам искусства. Есть спортивные секции, также можно научиться чайной церемонии и традиционным настольным японским играм (сеги, го, маджонг).
  • Академические. Ориентированы на изучение разных наук, включая языки.

Эти школы в основном посещают ученики, которые пропустили занятия в школе и не могут усвоить материал. Хотят успешно сдать экзамены или подготовится к вступлению в вуз. Также причиной, по которой ученик может настоять на посещении такой школы, может быть более тесное общение с учителем (в группах около 10-15 человек) или за компанию с друзьями. Стоит отметить, что такие школы дорого стоят, поэтому не все семьи могут их себе позволить. Однако школьник, не посещающий дополнительных занятий, имеет заведомо проигрышное положение в кругу сверстников. Единственное, чем он может это компенсировать - самообучение.

Высшее образование

Высшее образование в Японии в основном получают мужчины. Для женщин, как и столетия назад, отведена роль хранительницы домашнего очага, а не руководительницы компании. Хотя исключения встречаются все чаще. К учреждениям высшего образования относят:

  • Государственные и частные университеты.
  • Колледжи.
  • Школы специальной профессиональной подготовки.
  • Технологические колледжи.
  • Учреждения дальнейшего высшего образования.

В колледжах в основном учатся девушки. Обучение составляет 2 года, и преподают в основном гуманитарные науки. В технологических колледжах изучают отдельные специальности, срок обучения 5 лет. После его окончания студент имеет возможность поступить в университет на 3 курс.

В стране существует 500 университетов, 100 из которых государственные. Чтобы поступить в государственное учреждение необходимо сдать два экзамена: «Общий тест достижений первой ступени» и экзамен в самом университете. Для поступления в частное заведение необходимо сдавать только тест при университете.

Стоимость обучения высокая, колеблется от 500 до 800 тысяч йен в год. Существуют программы, позволяющие получить стипендию. Однако там большой конкурс: на 3 миллиона студентов всего 100 бюджетных мест.

Образование в Японии, кратко говоря, дорогое удовольствие, но именно от него зависит качество жизни в будущем. Только те японцы, которые окончили высшие учебные заведения, имеют возможность получить высокооплачиваемую работу и занимать руководящие должности.

Языковые школы

Система образования в Японии - культ, ведущий страну к успеху. Если на постсоветском пространстве диплом - это красивая пластиковая корочка, свидетельствующая, что 5 лет человек чем-то занимался, то в стране Восходящего солнца диплом - это пропуск в светлое будущее.

Из-за старения нации высшие учебные заведения принимают иностранных студентов. Каждый гайдзин (иностранец) имеет возможности получить стипендию, если его знания в определенной области высокие. Но для этого необходимо хорошо знать японский язык, поэтому в стране существуют специальные языковые школы для иностранных студентов. Также они предлагают краткосрочные курсы японского языка для туристов.

Учиться в Японии сложно, но весело. Ведь ученики имеют возможность развиваться гармонично, самостоятельно принимать решения и решать собственное будущее. Итак, образование в Японии, интересные факты:

  • В начальной школе ученикам не задают домашнее задание.
  • Начальное и среднее образование обязательное и бесплатное в государственных учреждениях.
  • Чтобы поступить в школу, нужно сдать экзамены, те, кто не смог пройти, могут попытать удачу в следующем году.
  • Школьницам нельзя красить волосы, носить макияж и украшения, кроме наручных часов. За внешним видом учеников в школах тщательно следят. Даже носки могут отобрать, если они не такого цвета, как нужно.
  • В школах нет уборщиков. Начиная с начальной, ученики после окончания занятий сами убирают классы и коридоры.

  • Также за каждой группой учеников класса закреплены свои обязанности. Есть группа, которая отвечает за уборку школьной территории, организацию мероприятий, здравоохранение и т. д.
  • В школах часто меняется состав учащихся, чтобы дети учились быстрее вливаться в коллектив. В высших учебных заведениях группы формируются согласно выбранным предметам для изучения.
  • «Система пожизненного найма». Образование в Японии знаменательно еще и тем, что многие вузы сотрудничают со старшими школами, принимая учеников с хорошими отметками. А над вузами стоят известные компании, которые принимают выпускников на работу. Японец, окончивший вуз, может быть уверен в будущем трудоустройстве и карьерном продвижении. Многие японцы проходят путь от младшего сотрудника до руководителя отдела/филиала и уходят на пенсию с чувством выполненного перед страной долга.
  • Каникулы длятся всего 60 дней в году.
  • В средней и старшей школе учреждена уникальная униформа.
  • Каждый учебный год начинается и заканчивается церемониями, на которых приветствуют новичков и поздравляют выпускников.

Кружки и фестивали

Развитие образования в Японии уходит корнями в глубокую древность. Уже в 6 веке существовала национальная система образования. Японцы всегда были сторонниками раннего и гармоничного развития. Эта традиция сохраняется и сегодня. В средней и старшей школе ученикам предоставляется возможность посещать кружки по интересам. За каждым кружком закреплен свой научный руководитель, но он вмешивается в деятельность клуба только когда предстоят соревнования или творческие конкурсы между школами, что случается достаточно часто.

Во время каникул ученики посещают организованные школой экскурсии. Поездки проводятся не только в пределах страны, но и за ее границами. После поездок каждый класс обязан предоставить стенгазету, в которой подробно изложит все, что было в поездке.

В старшей школе особое внимание уделяется такому мероприятию, как осенний фестиваль. На каждый класс школа выделяет 30 000 йен и закупает футболки. А ученики обязаны придумать мероприятие, которым будут развлекать гостей. Чаще всего в классах организовывают кафетерии, комнаты страха, в актовом зале могут выступать творческие коллективы, спортивные секции устраивают небольшие соревнования.

Японскому школьнику некогда бродить по улицам города в поисках развлечений, их ему достаточно и в школе. Правительство сделало все возможное, чтобы оградить подрастающее поколение от влияния улицы, и эта затея у них отлично получилась. Дети всегда заняты, но они не бездумные роботы - им дано право выбирать. Большинство школьных и университетских мероприятий учащиеся организовывают самостоятельно, без помощи научных руководителей. Они приходят во взрослую жизнь уже полностью подготовленными, в этом и состоит главная особенность образования в Японии.

Образовательный процесс для японских детей начинается с момента поступления в детский сад и плавно и непрерывно перетекает из одной стадии в другую. Особенности школьного образования в Японии заключаются во-первых с непривычной для нас даты начала учебного года в японских школах.

Для японских детей школьное обучение начинается с апреля. Связывают это с началом цветения сакуры. А почему бы и нет, когда природа обновляется и вокруг , возможно и настрой на учебу у детей должен быть выше.

Начало учебного года, приходящего по нашим меркам на конец учебного года (простите за каламбур), для нас непривычен. В России учебный год начинается с 1 сентября, практически во всей Европе дети приступают к обучению в сентябре, в некоторых странах не позднее октября. В Америке так же учебный год в каждом штате имеет свою дату, но в целом образовательный процесс в школах начинается с августа по сентябрь.

Но для Азии начало учебного года март—апрель не удивителен (в Корее учебный год начинается в марте), в Индии ребятишки начинают учиться вообще летом — 1 июня. Это нам летом хочется отдохнуть, искупаться, позагорать — а у них всегда лето. (Это я, конечно, не серьёзно, у каждой страны есть свои причины и аргументы почему, что-то происходит именно в это время, я этот вопрос не изучала).

Вернёмся к Японии: в учебном году — три триместра и первый длится с апреля по 20 июля, затем предоставляются самые длинные летние каникулы и ко второму этапу обучения приступают с 1 сентября, затем с 26 декабря по 6 января зимние каникулы и 7 января наступает последний триместр, который заканчивается 25 марта и вместе с ним заканчивается учебный год. Через неделю ученики вновь приступят к занятиям, но станут старше на один класс.

Как видим каникулы у российских детей значительно длиннее. Но японские дети не перестают учиться во время недолгих каникул, так как им выдают домашнее задание, а часть из них продолжает обучение в специальных школах и на курсах. И родители, и сами школьники знают, что обучение в школе не обеспечит им достаточный уровень знаний, благодаря, которому можно будет в дальнейшем поступить в государственный университет.

Поэтому подавляющее большинство учеников параллельно с обучением в школе посещают частные школы (дзюку ) и подготовительные школы (ёбикоо ). Обучение это происходит после школы и для Японии типично, что в 9 часов вечера улицы и общественный транспорт заполняется учениками с ранцами, которые после окончания дзюку возвращаются домой.

Посещают дети дополнительные образовательные учреждения и в воскресенье, несмотря на то, что суббота у них считается учебной. Такая интенсивность обучения, носящая массовый характер — это ещё одна особенность школьного образования в Японии.

В школах учебники выдают ученикам бесплатно. Все школы работают по единым программам, утверждённым Министерством образования Японии, но элитарные школы имеют право их изменять и корректировать по своему усмотрению, при этом меняя незначительно количество часов либо вводя дополнительные предметы.

Так же особенностью школьного образования в Японии считается, что несмотря на то, что все школы работают по единым программам, тем не менее в Японии нет единых учебников, особенно по предметам, связанным с историей, географией, литературой и др. Так как эти вопросы изучаются с учетом региона проживания учеников. То есть школа углубленно изучает свой край, свою природу, климат, историю развития региона, известных людей, проживавших в этой местности.

В государственных (публичных) школах, наполняемость класса достаточно высокая до 40 человек. Класс как правило разбит на группы по 4-6 человек, в каждой из которой есть свой лидер. Группами ходят в школу, группами общаются вне занятий, ребёнок не бывает один, он всегда в обществе. В школе продолжается активная социализация учеников.

Школы как правило расположено близко с местом проживания учащихся. Школа имеет свою форму, в начальной школе форма не обязательна, но начиная со средней школы сэйфуку (школьная униформа) обязательна. И традиционно для мальчиков предусмотрена форма в военном стиле, а для девочек матроски.

Как говорилось , полное образование для японского школьника не обязательно, достаточно закончить среднюю школу, но тем не менее более 95% детей продолжают своё обучение в старшей школе. И очередная особенность школьного образования в Японии состоит в том, что процент государственных школ реализующих программы старшей школы сокращаются с 99% до 75,7% , на смену государственным приходят частные школы процент, которых увеличивается до 24.

Как и у нас с детьми дома занимаются мамы, но намного интенсивнее и активнее, мама принимает участие в школьной жизни своего чада часто посещая её. Надо иметь ввиду, что как правило не работает или работает неполный день. Со своей стороны японский ребенок (ученик) достаточно дисциплинирован и занятия практически не пропускает. Процент посещаемости занятий детьми составляет — 99,98%. Что кажется фантастическим.

Есть наверное секрет такой высокой посещаемости. Не знаю как в школе, но могу сказать как мотивируют учащегося на посещение занятий: несмотря на то, что за обучение заплачены немалые деньги, в случае, если учащийся приболел ему разрешают не приходить на занятия, НО для того, чтобы затем получить документ об окончании учебного заведения, студенту необходимо пропущенные занятия отработать, то есть прозаниматься дополнительно с преподавателем, но за дополнительную плату и за один день пропуска пришлось дополнительно заплатить по нашим деньгам — 6 000 рублей. После этого подумаешь стоит ли болеть или лучше ходить на занятия. Понятно, что это другая ситуация, но принцип, что найти стимулирующее начало можно всегда.

Японская система образования начинается с детских садов 幼稚園 (ё:чиэн) и 保育園 (хоикуэн) для детей дошкольного возраста, затем следует обязательное 9-летнее образование 義務教育 (гимукёику), которое состоит из начальной 6-летней школы 小学校 (сё:гакко) и средней 3-летней школы 中学校 (тю:гакко). Поступление в начальную школу проводится с 6 лет, что является обязательным для всех детей, достигших такого возраста.

После средней школы школьник может продолжить обучение в школе старшей ступени 高等学校 (ко:тогакко), сокращенно 高校 (ко:ко:), сдав вступительные экзамены. Обучение в старшей школе продолжается 3 года. После окончания школы высшей ступени можно поступить в японские ВУЗы, к которым относятся университеты 大学 (дайгаку) и профессиональные колледжи 専門学校 (сенмон гакко). Каждое из этих образовательных учреждений различается по срокам обучения и содержанию образовательных курсов.

Иностранные студенты могут быть признаны лицами, окончившими общеобразовательную школу высшей ступени, если они обладают знаниями эквивалентными знаниям японских выпускников 高等学校 (ко:то гакко). Последняя ступень не является обязательной, но необходима для поступления в ВУЗы, тогда как для поступления в колледжи достаточно среднего образования.

Учебный год в Японии, за некоторым исключением, начинается в апреле и заканчивается в марте следующего года. Иностранным студентам рекомендуется учитывать данное расписание при планировании поступления в японский ВУЗ, особенно для сдачи вступительных экзаменов.

Подробно и системе оразования в Японии и возможностях для обучения иностранных студентов в лекции "Образование в Японии: перспективы и возможности"

Университеты полного и ускоренного циклов, аспирантуры

В Японии существуют университеты полного цикла 大学 (дайгаку), срок обучения в которых 4 года, и университеты ускоренного цикла 短期大学 (танки дайгаку) со сроком обучения 2 года. Для обоих типов стандартный срок обучения в аспирантуре 大学大学院 (дайгаку дайгакуин) составляет: в магистратуре 2 года, в докторантуре - 5 лет и 2 года для получения ученой степени по специальности. Существуют государственные, общественные (префектуральные, муниципальные и т.п.) университеты, и частные. Большую часть университетов Японии составляют частные образовательные заведения. В настоящее время в Японии в университеты обоих циклов поступают около половины выпускников школ старшей ступени.

В ВУЗах Японии, независимо от факультета и отделения, наряду с изучением специальных дисциплин, большое внимание уделяется и обязательным предметам, таким как иностранные языки, физкультура, информатика и т.п.

Зачисление иностранных студентов в японские университеты во многих случаях осуществляется на тех же основаниях, что и зачисление японских студентов.

По окончании базового курса обучения в университете полного цикла присваивается степень бакалавра 学士 (гакуси), в университете ускоренного цикла 短期学士 (танки дайгакуси). По окончание университета ускоренного цикла выпускник может поступить в университет полного цикла.

В аспирантуре, в зависимости от системы и факультета, выпускникам присваивается степень "магистр наук" 修士 (сю:си), "доктор наук" 博士 (хакуси) и "ученая степень по специальности" 専門職学位 (сэнмонсёку гакуи).

Профессиональные колледжи 専門学校 (сенмонгакко)

Профессиональные колледжи - это среднетехнические учебные заведения, где студенты приобретают узкопрофильные знания и навыки, необходимые для выбранной профессии. В Японии колледжи относятся к высшим образовательным заведениям. Целью таких заведений является развитие профессиональных навыков, востребованных в современном обществе. В основе образовательного процесса лежат практические занятия.

Стандартный период обучения в колледжах составляет 2 года, иногда 3 года. По окончании обучения присваивается квалификация "Специалист" 専門士 (сэнмонси). После 2х лет обучения в колледже выпускник получает возможность поступить в университет полного цикла на 3й курс, иногда на 2й курс. После окончания такого курса присваивается квалификация "Специалист высшей категории" 高度専門士 (ко:до сэнмонси) и выпускник имеет право продолжить обучение в аспирантуре.

Высшее образование в Японии во многом похоже на образовательные системы других развитых стран Запада. Но неповторимая культура этой страны не могла не наложить отпечаток на данную сферу.

Общая характеристика

Система образования в Японии по праву считается одной из самых старых во всем мире. Она берет свое начало еще в VI-VII веках. Именно тогда система образования в развитых азиатских стран с материка попала на остров.

В основе лежит китайская система образования, которая и на сегодняшний день остается лишь незначительно измененной.

Современная система образования в Японии выглядит следующим образом:

  • дошкольное образование (ясли, детский сад, специальные учебные заведения с коррекционной программой для детей-инвалидов);
  • школьное образование, состоящее из трех ступеней: начальной (сё:гакко), средней (тю:гакко) и старшей (ико:то:гакко) школ;
  • высшее и специальное образование (техникумы, колледжи, вузы).

А вот схема, на которой можно более подробно изучить особенности системы образования в Японии:

Система образования в Японии: интересные факты

В японской школе есть много интересных особенностей, которые отличают ее от отечественной.

Например, нумерация классов тут не как у нас (сквозная). Номера классов присваиваются согласно внутренним правилам. Например, 4-й класс начальной школы, 2-й класс средней школы и пр.

В Японии не существует бесплатной старшей школы и тем более вуза. Однако есть мизерное количество учреждений государственной собственности, в которых можно обучаться по чуть меньшей стоимости.

Бесплатное образование в Японии можно получить только в яслях и детском саду.

Если у нас учебный год разделен на 4 четверти, то в стране восходящего солнца этот год длится 3 триместра: первый длится с 6 апреля по 20 июля, далее идут летние каникулы, второй триместр длится с 1 сентября по 26 декабря, а третий – с 7 января по 25 марта.

Неделя без занятий, которая отделяет третий и первый триместры – это своеобразный переход из одного класса в другой.

Японский учебный год начинается в апреле, так как именно это время является началом весны, когда расцветает сакура.

Учебная неделя длится 6 дней (в редких школах – 5). При этом дважды в месяц учащимся должны предоставлять выходные по субботам.

Школьная программа здесь не определяется государством, а зависит от конкретного учебного заведения. Но основа у всех одна – разработанная государством.

Школьная программа образования

В шестилетнем возрасте ребенка отдают в начальную школу. До начала обучения он должен освоить основы арифметики и владеть техникой чтения катаканы и хироганы.

Поступив в начальную школу, дети изучают математику, японский язык, а также естественные науки. Представляете – химия и физика с младших классов! Кроме того, тут учат этике, истории, этикету, музыке, домашнему хозяйству, изобразительному искусству и физкультуре. В качестве итоговой проверки знаний придется сдать экзамен на знание 1006 государственных символов кандзи (а всего их 1945!!!).

Сдав экзамен, ребенок поступает в среднюю школу, где продолжает изучать все те же науки, что и на предыдущем этапе. Сюда же добавляются изучение английского языка и некоторые предметы на выбор (в зависимости от выбранной школы). Среди всех предметов в средней школе самые сложные – это математика, японский и английский языки.

У старшеклассников такая же программа обучения. Единственное отличие – они могут уделять немного больше времени узкоспециализированным предметам.

Специальное образование Японии

Японское специальное образование строилось по западным моделям. Но здесь получить профессиональное образование крайне трудно, так как узкие специалисты ценятся очень высоко.

Совсем другая история «дзюку» - школы мастерства, или если говорить проще – репетиторские школы. Уже с 7 класса эти школы активно рекламируются среди учащихся, которые выбирают подходящие именно им школы и записываются. Занятия нужно посещать 2-3 раза в неделю по вечерам. Учитель тщательно разбирает материал выбранной дисциплины, а также детально прорабатывает дополнительный материал, чтобы ученики успешно прошли выпускные экзамены в школе.

Несмотря на то что все дзюку платные, почти все школьники посещают такие занятия. Благодаря этому дзюку приносят более триллиона йен – сумма, равная военному бюджету государства.

Экзамены

Как и у нас, экзамены для японских школьников – самое страшное и сложное испытание. Каждый экзамен длится несколько часов. А о сложности можно судить по тому, что учащимся приходится дополнительно готовиться к ним в течение очень долгого времени.

А вот в начальное школе экзаменов нет. Зато в средней и старшей школе их приходится сдавать по 5 раз ежегодно: в конце каждого триместра и в середине первых 2-х триместров.

Срединные экзамены сдаются по следующим дисциплинам:

  • математика,
  • японский язык,
  • английский язык,
  • обществоведение,
  • естественные науки.

После каждого триместра предстоит сдать сложный комплексный экзамен для проверки совершенно всех дисциплин.

В зависимости от полученного результата, будет ясно: перешел ученик в старшую школу или нет. Количество заработанных баллов важно для определения в более престижную школу. При плохих результатах ученика ожидает плохая школа, по окончании которой невозможно будет поступить в университет и вообще иметь какие-либо перспективы в будущей карьере.

Особенности высшего образования в Японии

Всеобщее высшее образование в Японии находится в строгой иерархии. Учиться там очень тяжело, так как повсюду действует дискриминация. Единственные вузы, где учащиеся не испытывают дискриминацию, - это университеты полного цикла обучения (4 года). Впрочем, и там есть своя иерархия:

  1. Престижные частные вузы (Васэда, Нихон Кейо, Токай). Те, кому удастся успешно окончить эти университеты, станут элитой, менеджерами высшего звена, представителями в правительстве. Попасть в эти вузы без должной подготовки и рекомендаций невозможно. Зато диплом оттуда станет пропуском на любую работу независимо от того, какая специализация и на какие оценки вы учились.
  2. Вузы из топа в рейтинге по стране (университет Токио и Йокогамы). Стоимость обучения тут намного ниже. Но поступить туда будет крайне тяжело из-за огромного конкурса.
  3. Остальные университеты. Их организовывают префектуры. Плата за обучение будет невысокой при сравнительно небольшом конкурсе на место.
  4. Небольшие частные вузы. При высокой плате за обучения студенты не получают никаких гарантий на дальнейшее трудоустройство. Да и диплом не считается престижным.

В Японии нет обязательного высшего образования, потому что далеко не все могут позволить себе оплачивать учебу. А ведь в большинстве университетов стоимость обучения будет не по карману 90% населения Японии.

Можно сказать, что все высшее образование платное. По данным статистики, лишь 100 из 3 000 000 студентов могут получить бесплатное образование. При этом цена будет совершенно разной в зависимости от выбранного вуза.

Образование для иностранцев

Огромные суммы и невероятно сложные экзамены подняли уровень образования Японии выше большинства других стран. Вот почему считается очень престижным получить образование именно здесь. Иностранцы пытаются всеми способами это сделать. А таких способа 2:

  1. Получение стандартного высшего образования . Продолжительность обучения – 4-6 лет. Средняя стоимость учебы – 6-9 тысяч долларов США. Чтобы учиться тут, иностранцу придется хорошенько поработать не только над изучением японского языка, но и над вступительными экзаменами.
  2. Ускоренный курс получения образования в вузе . Продолжительность обучения – 2 года. Стоимость гораздо ниже, да и все остальное намного проще. Тут достаточно владеть хотя бы английским языком.

А вот тут можно более подробно ознакомиться с системой образования Японии:

Если иностранец хочет поступить в японский вуз после окончания университета на родине, ему придется поставить апостиль на собственном дипломе. Так как Япония – участник Гаагской конвенции, иностранцу не придется заморачиваться с легализацией (а это намного сложнее), а использовать лишь апостиль.

Всем поступающим иностранцам предоставлены одинаково равные возможности, независимо от страны их пребывания. И если у вас не возникло проблем с поступлением в университет и оплатой, вас будут рады видеть в выбранном университете Японии.

Японские вузы стали активно привлекать молодежь из соседних стран Азии, в особенности из Китая, Тайваня, Кореи. Но это не мешает попытать свое счастье и людям из развитых западных стран, которые хотят приобщиться к великой японской культуре, познать национальную систему управления.

Согласно статистике, в Японии обучаются около 1000 американских студентов.

Для работы с иностранными студентами и на общее благо Японии активно привлекаются исследователи и преподаватели из других стран. И если раньше иностранец не мог занимать руководящих должностей, то с недавнего времени был принят закон, согласно которому иностранный специалист может занимать штатную должность в японских вузах.

А если студент-иностранец плохо владеет японским, он может пройти специально организованный годичный курс японского в международном студенческом институте г. Осака. А в рамках обмена в Японию ежегодно приезжает около 1000 преподавателей английского.

Иностранные студенты и граждане Японии принимаются в местные вузы на одинаковых основаниях. У претендента должно быть удостоверение о прохождении 12-летнего обучения в своей стране. Для иностранцев это часто 11 лет своей школы и 1 курс в колледже/институте/подготовительных курсах, а также в школе японского языка в International Students Institute или Kansai International Students Institute.

Обучаться тут можно и в том случае, если удалось сдать экзамены по программам International Baccalaureate, Abitur и т.д.

Общеобразовательный экзамен для иностранных студентов здесь обязателен. Например, гуманитарии будут проверяться на знания математики, всемирной истории, английского. Студент естественнонаучной специальности будет отвечать на вопросы по физике, химии, математике, биологии и английскому языку.

Но самое главное – прохождение теста по японскому языку. Этот тест проводится самой Ассоциацией международного образования. Сдать его можно в 31 стран мира. Тест состоит из следующих блоков:

  1. Проверка знаний иероглифов и лексики.
  2. Восприятие на слух.
  3. Чтение и проверка знаний в области грамматики.

Есть 4 уровня сложности проведения этого экзамена. Для первого уровня необходимо пройти обучение на протяжении 900 часов и знать при этом 2000 иероглифов. Для второго – 600 часов и 1000 иероглифов. Для третьего – 300 часов и 300 иероглифов. Четвертый – 150 часов и 100 иероглифов.

Если удалось сдать экзамен первого уровня, можно поступать в любой вуз страны (как на бакалавриат, так и для получения магистерской степени). Некоторые вузы принимают и тех, кто сдал экзамен второго уровня. Третий уровень позволяет устроиться на работу в японскую фирму.

Стоимость обучения для иностранцев будет совершенно разной в зависимости от выбранного вуза. Но следует иметь в виду, что самым дорогими считаются специальности, связанные с экономикой, медициной, филологией, педагогикой (до 900 тысяч йен при курсе 1 доллар США=109 йен по курсу на 05.06.2018г.).

Что касается расходов на проживание, то за год студент-иностранец должен быть готов оплатить около 9-12 тысяч йен в зависимости от места нахождения вуза.

Около 80% иностранных студентов обучается в Японии за счет собственных средств. Остальные же получают образования за счет разных стипендий.

К слову, у нас уже есть материал о том, как получить грант и стипендию на обучение за рубежом . Посмотрите, наверняка вы найдете для себя много интересного.

Повышение квалификации

Окончив обучение в вузах, дипломники продолжают учиться в корпорациях, которые примут их на работу. В Японии существует так называемая «система пожизненного найма» - гарантия трудоустройства одного человека в одной компании на протяжении 55-60 лет. При этом работодатель очень тщательно рассматривает кандидатуру. Он обращает внимание на все: рейтинг выпустившего вуза, результаты тестирования, результаты степени общей подготовки и культуры, степень усвоения гуманитарных и технических знаний. Если все это устраивает, претендента приглашают пройти собеседование. При личной встрече будут оцениваться личные качества студента: готовность к компромиссам, коммуникабельность, обязательность, честолюбие, умение встроиться в систему имеющихся отношений и т.д.

Прием на работу осуществляется только 1 раз в год – в апреле! Счастливчику придется пройти обязательный краткий курс обучения до 4-х недель, в ходе которого его познакомят с компанией, производством, структурой, историей развития, традициями, концепцией.

По окончании вводного курса снова начинается учеба. Она может длиться от одного месяца до одного года. Как правило, обучение в основном состоит из практических занятий, которые проводятся разными подразделениями фирмы. Тут также будут читать курс лекций и проводить семинары по системе организации производства, сбыта, труда, специфике деятельности будущих управленцев. Но обычно практических занятий гораздо больше теоретических.

Как только работник минимально освоится с одной специальностью, его переводят на другое место, где заново начинается процесс обучения. Интересно то, что в Японии лучшим способом повышения квалификации работников является вот такая вот периодическая система рабочих мест в течение трудовой деятельности работника. Благодаря этому фирма может взрастить руководителя широкого профиля, который будет прекрасно знать все особенности работы многих подразделений организации.

Но, конечно, чтобы быть менеджером, придется получить и дополнительное академическое образование. Претендент на руководящую должность должен пройти курсы по управлению производством, обслуживанию, сбыту продукции, финансовой деятельности, управлению кадрами и международной торговли.

Все это кажется весьма сложным. Но вместе с тем не стоит забывать, что с таким образованием у вас будет гораздо больше перспектив в профессиональной деятельности. А если подготовка к поступлению в японские вузы вам явно мешает нормально учиться в отечественном университете или школе, не отчаивайтесь. Надежный товарищ в виде сервиса помощи студентам поможет решить любые проблемы в виде хвостов по контрольным, курсовым и т.д.