Особенности русского сентиментализма и его значение. Трагизм решения любовной темы в рассказе А

Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно сравнить ни с чем: душа человека летает, она свободна и полна восторгом. Влюбленный готов обнять весь мир, свернуть горы, в нем открываются силы, о которых он и не подозревал.
Куприну принадлежат замечательные произведения о любви. Это рассказы «Суламифь», «Гранатовый браслет», «Леночка», «Сентиментальный роман», «Фиалки». Тема любви присутствует почти в каждом произведении писателя, отражая одну из ее форм.
Куприн воспевает любовь как чудо, в его произведениях отношение к женщине как к богине. Это было присуще русской культуре и литературе XIX – начала XX века. представляет любовь как некую силу, которая полностью охватывает и поглощает человека. Но она в то же время дарует людям огромную радость. Влюбленный готов на все ради любви, не хочет потерять ее, какой бы она ни была, и благодарит Бога за этот бесценный дар.
Писатель показывает, что происходит с людьми, в душе которых вспыхивает чистое и светлое чувство, но живут они в обществе, где царят пошлые, лицемерные, извращенные понятия и духовное рабство.
История любви мелкого чиновника контрольной палаты Желткова не оставляет читателя равнодушным. С первого взгляда он влюбляется в девушку, которую видит в ложе цирка. Он понимает, что эта девушка из высшего общества, но для любви нет сословных границ. Огромное чувство Желткова необъяснимо и невозможно в данном обществе, но юноша уверен, что с этой минуты его жизнь принадлежит его избраннице.
Куприн повествует о неземной любви, способной полностью изменить человека. Желтков находит самые восторженные слова, думая о своей возлюбленной. Он считает, что «нет на свете ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее» и нежнее ее. Герой узнает, что девушку зовут Верой Николаевной. Вскоре она выходит замуж за князя Шеина, богатого и спокойного человека. Не имея возможности сблизиться, Желтков иногда посылает княгине Вере пылкие письма, на которые она не обращает внимания. Со временем отношения с мужем превращаются в ровные дружеские, но страсти в них нет.
Из-за сословных предрассудков любовь Желткова остается безответной и безнадежной. Теперь он посылает Вере поздравительные открытки по праздникам, не переставая ее безумно любить. Однажды в день рождения Вера получает от Желткова подарок – гранатовый браслет, когда-то принадлежавший его матери. Это единственная ценная вещь, которой владеет юноша. В записке он просит не обижаться на его дерзость и принять подарок.
Вера Николаевна все рассказывает мужу, но в ее душе уже возникают мысли о том, что у нее может быть своя тайна. Женщина удивлена упорством этого тайного поклонника, который уже семь лет постоянно напоминает о себе. Она начинает догадываться, что в ее жизни нет великой любви, способной на жертвы и свершения. Но в обществе люди обходятся без любви, более того, сильные проявления чувств считаются неприличными и презираются. Своими письмами и подарками Желтков позорит порядочную замужнюю женщину. Окружающие издеваются над чувствами молодого человека как над чем-то недостойным.
Оскорбленные вмешательством в их личную жизнь, брат и муж Веры находят Желткова и требуют прекратить напоминать о себе. Желтков смеется: они хотят, чтобы он перестал любить Веру, а любовь отнять невозможно. Герой Куприна предпочитает покончить собой, поскольку любовь стала для него всей жизнью. Он умирает счастливым, выполнив волю любимой женщины оставить ее в покое. Желтков хочет, чтобы Вера была счастлива, чтобы ложь и клевета не коснулись ее светлого образа.
Потрясенная Вера Николаевна впервые видит Желткова в гробу со спокойной улыбкой на лице. Она окончательно понимает, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Соната Бетховена, которую в письме просит послушать Желтков, помогает Вере понять душу этого человека. Свое предсмертное письмо к ней он заканчивает словами: «Да святится имя Твое!»
Куприн идеализирует любовь, считает ее сильнее смерти. Такая сильная, настоящая любовь, по словам генерала Аносова, «бывает раз в тысячу лет». В рассказе писатель показал простого, «маленького», но великого человека, каким его сделало чудо любви.

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Еще в конце XVIII века в русской литературе на смену господствовавшему направлению классицизма возникло новое течение, получившее название сентиментализма, которое происходило от французского слова sens, означавшего чувство.

Сентиментализм как художественное течение, порожденное процессом борьбы с абсолютизмом, появилось во второй половине XVIII" века в ряде западноевропейских стран, прежде всего в Англии (поэзия Д. Томсона, проза Л. Стерна и Ричардсона), затем во Франции (творчество Ж.-Ж. Руссо) и Германии (раннее творчество И. В. Гете, Ф. Шиллера). Возникший на основе новых социально-экономических отношений сентиментализм был чужд прославлению государственности и классовой ограниченности, присущих классицизму. В противовес последнему он выдвинул на первый план вопросы личной жизни, культ искренних чистых чувств и природы. Пустой светской жизни, развращенным нравам высшего общества сентименталисты противопоставляли идиллию деревенской жизни, бескорыстную дружбу, трогательную любовь у семейного очага, на лоне природы. Эти чувства нашли отражение в многочисленных «Путешествиях», которые вошли в моду после романа Стерна «Сентиментальное путешествие», давшего название этому литературному направлению. В России одним из первых произведений такого рода было знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева (1790). Отдал дань этой моде и Карамзин, опубликовавший в 1798 году «Письма русского путешественника», следом за ними появились «Путешествие по Крыму и Бессарабии» П. Сумарокова (1800), «Путешествие в полуденную Россию» .В. Измайлова и «Другое путешествие в Малороссию» Шаликова (1804). Популярность этого жанра объяснялась тем, что автор мог здесь свободно излагать мысли, которые порождали новые города, встречи, пейзажи. Размышления эти отличались большей частью повышенной чувствительностью и морализмом.

Но, кроме такой «лирической» направленности, сентиментализм обладал и определенным социальным заказом. Возникнув в эпоху Просвещения, с присущим ей интересом к личности и духовному миру человека, причем обыкновенного, «маленького» человека, сентиментализм воспринял и некоторые черты идеологии «третьего сословия», тем более что в этот период в русской литературе появляются и представители этого сословия -- писатели-разночинцы. Так, сентиментализм приносит в русскую литературу новое представление о чести, это уже не древность рода, а высокие моральные достоинства человека. В одной из повестей «поселянин» замечает, что доброе имя может быть только у человека с чистой совестью. «Для „маленького” человека -- как героя, так и писателя-разночинца, пришедшего в литературу, проблема чести приобретает особое значение; ему нелегко отстоять свое достоинство в обществе, где так сильны сословные предрассудки».3 Характерно для сентиментализма и утверждение духовного равенства людей, независимо от их положения в обществе. Н. С. Смирнов, бывший беглый крепостной, потом солдат, автор сентиментальной повести «Зара» предпослал ей эпиграф из Библии: «И у меня сердце есть, яко же у вас». сентиментализм карамзин повесть

Наиболее полное выражение русский сентиментализм нашел в творчестве Карамзина. Его «Бедную Лизу», «Записки путешественника», «Юлию» и ряд других повестей отличают все черты, характерные для этого течения. Подобно классику французского сентиментализма Ж.-Ж. Руссо, в творениях которого Карамзина, по собственному его признанию, привлекали «искры страстного человеколюбия» и «сладкая чувствительность», его произведения насыщены гуманными настроениями. Карамзин вызывал сочувствие читателей к своим героям, взволнованно передавая их переживания. Герои Карамзина -- люди нравственные, одаренные большой чувствительностью, самоотверженные, для которых привязанность важнее житейского благополучия. Так, героиня повести Карамзина «Наталья, дочь боярская» сопровождает мужа на войну, чтобы не расставаться с любимым. Любовь для нее выше опасности или даже смерти. Алоиз из повести «Сиерра-Морена» лишает себя жизни, не в силах перенести измену невесты. В традициях сентиментализма духовная жизнь персонажей литературных произведений Карамзина протекает на фоне природы, явления которой (гроза, буря или ласковое солнце) как аккомпанемент сопровождают переживания людей.

Под сентиментализмом понимают то направление литературы, развившееся в конце XVIII-м века и окрасившее собою начало XIX-го, которое отличалось культом человеческого сердца, чувства, простоты, естественности, особенным вниманием к внутреннему миру, живой любовью к природе. В противоположность классицизму, который поклонялся разуму, и только разуму, и который вследствие этого в своей эстетике все строил на строго-логических началах, на тщательно обдуманной системе (теория поэзии Буало), сентиментализм предоставляет художнику свободу чувства, воображения и выражения и не требует от него безукоризненной правильности в архитектонике литературных созданий. Сентиментализм - протест против сухой рассудочности, которая характеризовала эпоху Просвещения; он ценит в человеке не то, что ему дала культура, а то, что он принес с собою в глубинах своей натуры. И если классицизм (или, как его у нас, в России, чаще называют - ложно-классицизм) интересовался исключительно представителями высших социальных кругов, царственными вождями, сферой двора и всяческой аристократии, то сентиментализм гораздо демократичнее и, признавая принципиальную равноценность всех людей, опускается в долины будничного быта, - в ту среду мещан, буржуазии, среднего класса, которая в то время как раз выдвинулась и в чисто-экономическом отношении, стала - особенно в Англии - играть выдающуюся роль на исторической сцене.

Для сентименталиста интересен всякий, поскольку во всяком теплится, светит и греет интимная жизнь; и не надо особенных событий, бурной и яркой действенности, для того, чтобы сподобиться попасть в литературу: нет, она оказывается гостеприимной и по отношению к самым обыкновенным обывателям, к самой неэффектной биографии, она живописует медлительное прохождение заурядных дней, мирные заводи семейственности, тихий ручеек повседневных забот. Сентиментальная литература никуда не торопится; ее излюбленною формой служит "длинный, нравоучительный и чинный" роман (в стиле знаменитых произведений Ричардсона: "Памела", "Кларисса Гарлоу", "Сэр Чарльз Грандисон"); герои и героини ведут дневники, пишут друг другу бесконечные письма, предаются сердечным излияниям. Именно в связи с этим сентименталисты стяжали себе заслугу в области психологического анализа: они перенесли центр тяжести из внешнего во внутреннее; собственно говоря, как раз в этом и заключается главный смысл самого термина "сентиментальный": все направление получило свое имя от сочинения Даниэля Стерна "Сентиментальное путешествие", т. - е. такое описание путешествия, которое сосредоточивается на впечатлениях путешественника, не столько на том, что он встречает, сколько на том, что он переживает.

Сентиментализм тихие лучи свои направляет не на объекты реальности, а на воспринимающий их субъект. Во главу угла ставит он чувствующего человека и не только не стыдится чувствительности, но, наоборот, возвеличивает ее, как высшую ценность и достоинство духа. Конечно, это имело свою оборотную сторону, поскольку лелеемая чувствительность переходила должные границы, делалась приторной и слащавой, отрывалась от мужественной воли и разума; но в самую суть, в самый принцип сентиментализма не входит обязательно то, чтобы чувство так преувеличивалось и принимало незаконно-самодовлеющий характер. Правда, на практике многие из исповедников этой школы страдали подобным расширением сердца. Как бы то ни было, сентиментализм умел быть трогательным, задевал нежные струны души, вызывал слезы, и в среду читателей и, по преимуществу читательниц, вносил несомненную мягкость, умиление, доброту. Бесспорно, что сентиментализм, это - филантропизм, это - школа человеколюбия; бесспорно, что, например, в русской литературе к "Бедным людям" Достоевского линия преемственности идет от "Бедной Лизы" Карамзина, который является у нас наиболее примечательным представителем сентиментализма (в особенности, как автор повестей и "Писем русского путешественника"). Естественно, что писатели-сентименталисты, чутко прислушиваясь, так сказать, к биению человеческого сердца, должны были, среди других чувств, составляющих содержание его внутренней жизни, особенно воспринять гамму скорбных настроений - печаль, грусть, разочарование, тоску. Вот отчего колорит многих сентиментальных произведений - меланхолия. Сладостными струями ее питались чувствительные души. Типичным образцом в этом смысле может служить переведенная Жуковским с английского языка элегия Грея "Сельское кладбище"; и надо сказать, что на кладбище, в унылую обстановку смерти, крестов и памятников, писатель-сентименталист вообще любил водить своего читателя - вослед английскому поэту Юнгу, автору "Ночей". Понятно и то, что исконный источник страдания, несчастная любовь, тоже давал сентиментализму любезную возможность обильно черпать из своих вод-слез. Знаменитый роман Гете "Страдания молодого Вертера" исполнен этой влаги сердца.

Типичной чертой сентиментализма служит и морализм. Именно о сентиментальных романах говорит Пушкин: "и при конце последней части всегда наказан был порок, добру достойный был венок". В расплывчатой мечтательности своей писатели данного направления склонны были непременно усматривать в мире некий нравственный порядок. Они поучали, они насаждали "чувства добрые". Вообще, идиллизация и идеализация вещей, хотя бы и прикрываемых траурной дымкой печали, - существенная примета сентиментализма. И эти идиллизацию и идеализацию он больше всего распространяет на природу. Здесь сказалось влияние Жан Жака Руссо с его отрицанием культуры и превознесением природы. Если Буало требовал, чтобы главным местом действия в литературных произведениях служили город и двор, то сентименталисты нередко переселяли своих героев, а с ними - и своих читателей, в деревню, на первобытное лоно природы, в рамки патриархальной безискусственности.

В сентиментальных романах природа принимает непосредственное участие в сердечных драмах, в перипетиях любви; на описания природы расточается много восторженных красок, и со слезами на глазах целуют землю, любуются лунным светом, умиляются птичками и цветами. В общем, надо в сентиментализме тщательно отличать его искажения от его здорового ядра, которое заключается в преклонении перед естественностью и простотой и в признании высших прав человеческого сердца. Для ознакомления с сентиментализмом важна книга Александра Н. Веселовского "В.А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения".

Таким образом, русский сентиментализм ввел в литературу -- а через нее и в жизнь -- новые моральные и эстетические понятия, которые горячо были восприняты многими читателями, но, к сожалению, расходились с жизнью. Читатели, воспитанные на идеалах сентиментализма, провозглашавших человеческие чувства высшей ценностью, с горечью обнаруживали, что мерилом отношения к людям по-прежнему оставались знатность, богатство, положение в обществе. Однако зачатки этой новой этики, высказанные в начале века в таких, казалось бы, наивных творениях писателей-сентименталистов, со временем разовьются в общественном сознании и будут способствовать его демократизации. Кроме этого, сентиментализм обогатил русскую литературу языковыми преобразованиями. Особенно значительна в этом отношении была роль Карамзина. Однако предложенные им принципы формирования русского литературного языка вызвали яростную критику со стороны консервативных литераторов и послужили поводом для возникновения так называемых «споров о языке», захвативших русских литераторов в начале XIX века.


_____________________________________________________________________________

Действие рассказа разворачивается в начале ХХ века на черноморском побережье. Княгиня Вера Николаевна отмечает свои именины на даче. К ней съезжаются гости- большей частью родственники. В самый разгар застолья Вере Николаевне передают сверток, в котором она обнаруживает гранатовый браслет грубой работы и записку, подписанную инициалами Г.С.Ж.

Вера Николаевна узнает почерк человека, до замужества преследующего ее дерзкими и полными обожания письмами. Она показывает письмо мужу, вскоре новость об очередном письме Г.С.Ж. становится известной всем гостям. Муж Веры Николаевны, Василий Львович, и её брат, Николай Николаевич, принимают решение найти Г.С.Ж. и пресечь его переписку с княгиней Верой.

Вечером Вера Николаевна и ее сестра Анна провожают своего названного дедушку, генерала Аносова, до экипажа. Генерал Аносов спрашивает внучку об истории с Г.С.Ж.. Та без утайки все рассказывает. Аносов сожалеет о том, что на свете нет настоящей, бескорыстной любви. Во всяком случае, он ни разу такой не видел. Он рассказывает Вере о двух подобных чувствах, закончившихся печально для влюбленных. Но может быть, этот Г.С.Ж. и есть та самая настоящая Верина любовь? Княгиня Вера провожает Аносова до экипажа и с неприятным чувством возвращается домой.

Через некоторое время Шеин и Мирза-Булат-Тугановский наносят визит Г.С.Ж., оказавшемуся мелким чиновником Желтковым. Придя в его скромное жилище, они встречают человека лет 30, растерянного и нервного. Николай Николаевич начинает требовать Желткова прекратить всякое общение с Верой Николаевной, угрожать ему полицией. Вначале Желтков слушает его внимательно и признает за собой все, что вменяется ему в вину, но когда начинаются угрозы, Желтков просто перестает замечать Булат-Тугановского и дальнейшее объяснение происходит между Желтковым и Шеиным. Хозяин объясняет гостям, что не в силах разлюбить Веру Николаевну, и только она властна им распоряжаться. Он звонит княгине, она не желает говорить с ним.. Желтков возвращается к гостям, обещает больше не доставлять беспокойств семье Шеиных и просит только дозволения написать последнее письмо Вере Николаевне. Шеин соглашается.

Вечером Василий Львович передает жене содержание разговора. Она подавлена. Ей кажется, что Желтков собирается убить себя.

На следующий день Вера Николаевна узнает из газеты о смерти своего тайного обожателя. Весь день ее одолевает беспокойство, ей вспоминаются слова генерала Аносова о настоящей любви. Вечером ей приходит прощальное письмо от Желткова. Он вспоминает об их первой встрече и просит Веру сыграть в его память сонату Бетховена.

Вера Николаевна решается ехать в город и поглядеть на умершего.

На следующий день она без труда находит дом Желткова и, глядя на его тело, понимает, что «главная любовь ее жизни прошла мимо нее». Квартирная хозяйка передает ей записку от Желткова с названием все той же сонаты Бетховена.

Вера Николаевна приезжает домой. Она рада, что в доме нет ни мужа, ни брата. Княгиня просит свою подругу-пианистку сыграть ту сонату в память Желткова. Прижавшись к стволу акации, Вера рыдает. На расспросы подруги она отвечает, что теперь все хорошо, и что он, должно быть, уже простил ее.

===================



    • образ Желткова;

    • образ Веры Николаевны Шеиной;

    • образ Василия Львовича Шеина;

    • образ Анны Николаевны Фриессе;

    • образ Николая Николаевича Мирза-Булат-Тугановский;

    • образ генерала Аносова.
_____________________

Образ Желткова:

…он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти.

…глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившею всю его человеческую жизнь…


Образ Веры Николаевны Шеиной:

Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя и довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…

…что касается Веры- та жадно хотела детей и даже, ей казалось, чем больше, тем лучше, но почему-то они у нее не рождались, и она болезненно и пылко обожала хорошеньких малокровных детей младшей сестры…

Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна.


Образ Василия Львовича Шеина:

Князь Шеин,несмотря на своё видное положение в обществе, а может быть и благодаря ему, едва сводил концы с концами. Огромное родовое имение было почти совсем расстроено его предками, а жить приходилось выше средств: делать приемы, благотворить, хорошо одеваться, держать лошадей и т.д.

…у него (Шеина) была необыкновенная и очень своеобразная способность рассказывать. Он брал в основу рассказа истинный эпизод, где главным действующим лицом являлся кто-нибудь из присутствующих или общих знакомых, но так сгущал краски и при этом говорил с таким серьёзным лицом и таким деловым тоном, что слушатели надрывались от смеха.
Образ Анны Николаевны Фриессе:

…Анна, - наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя… она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа…с надменным выражением в маленьком, чувственном рте…-лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт…в пикантной, задорно-кокетливой мимике. Её грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая крастоа ее сестры.

Она была замужем за очень богатым и очень глупым человеком…мужа она терпеть не могла, но родила от него двух детей…больше она решила не иметь детей и не имела.

Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту…но никогда не изменяла мужу…

Была расточительна, страшно любила азартные игры, танцы, сильные впечатления, острые зрелища…но в то же время отличалась щедрой добротой и глубокой, искренней набожностью, которая заставила ее даже принять тайно католичество.
Образ Николая Николаевича Мирза-Булат-Тугановского:

Холостой брат Веры Николаевны, товарищ прокурора…Николай из скупости (он и в самом деле был скуповат)…


Образ генерала Аносова:

…тучный, высокий, серебряный старец…У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах…какое свойственно мужественным и простым людям, видавшим часто и близко перед своими глазами опасность и смерть.

…этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, о трогательные и глубокие черты…те чисто русские, мужицкие черты… состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечному терпению и поразительной выносливости.

===================


3. Охарактеризуйте систему персонажей рассказа.

Первая пара образов-антиподов- Вера Николаевна и ее сестра Анна, непохожие друг на друга как внешне, так и внутренне, несмотря на родственные узы. Чистоту, цельность образа Веры Куприн противопоставляет многоликой, противоречивой Анне.

Желткову, мещанину, способному испытывать сильнейшее чувство по отношению к Вере Николаевне, противопоставляется Шеин. Василий Львович в общем неплохой человек, но испытывать подобные чувства он не может и, несмотря на свое благородное происхождение, ведет себя, как паяц, когда демонстрирует альбом гостям.

Его сестра, Людмила Дурасова, типичная матрона, любящая светские сплетни- герой-антипод генерала Аносова, философствующего добряка, верящего в настоящую любовь.

Во время сцены визита к Желткову героями-антиподами становятся Булат-Тугановский и Шеин. Николай Николаевич полностью захвачен своей «миссией», не замечая вокруг себя никого. Он разоблачает и угрожает, скатываясь до полного отсутствия вежливости (очевидно, сказывается профессиональная привычка). Перед нами человек черствый и косный, не способный считаться с чувствами других людей.

Совсем не таков Василий Шеин. Он сразу понимает, что за человек перед ним, шестым чувством распознает что-то необычно-трагическое в фигуре Желткова. Князь не в состоянии понять его, но и не может встать на его пути. Читатель сразу понимает, что, несмотря на скабрезные надписи в альбоме, Василий Львович тонко чувствующий человек, способный на сопереживание и понимание.

===================


  1. В чем, на Ваш взгляд, проявляется жанровое своеобразие рассказа?
_____________________
===================

  1. Определите и проанализируйте кульминационную сцену в рассказе.
.

_____________________

На мой взгляд, кульминационной сценой в рассказе является сцена визита Шеина и Булат-Тугановского в дом Желткова. Именно в этот момент происходит развязка, во время разговора Желтковым разрешается проблема его дальнейшего существования. Также именно в этой сцене автор знакомит читателя с настоящим, невыдуманным остряками Желтковым.

Итак, в доме Желткова мы видим сначала «заплеванную лестницу, пахнущую мышами, кошками, керосином». В подъезде так темно, что неразличим даже номер квартиры. Сама квартира Желткова состоит из низкой и широкой комнаты, «похожей на кают-компанию парохода».Для автора при описании дома Желткова очень важна художественная деталь, помогающая глубже раскрыть образ героя. То, что чиновник живет в грязном доме под самой крышей, свидетельствует о его стесненном финансовом положении. Хозяин не стремится привнести уюта в свое жилище: единственное украшение- скатерть на столе. Однако, несмотря на отсутствие средств, человеку характерно окружать себя уютом, чего мы не видим у Желткова. Таким образом перед глазами читателя предстает человек, настолько погруженный в свои личные переживания, в свой внутренний мир, что ему безразлична окружающая реальность.

Сам хозяин квартиры с нежными мягкими волосами, детским подбородком и голубыми глазами более похож на поэта, нежели на мелкого чиновника. Это разительное несоответствие между его внутренним миром и тем, кем он является, усиливается, когда Желтков заговаривает о своей любви.

Хозяин необычайно смущен нежданным визитом. Николай Николаевич пользуется замешательством Желткова, и начинает устраивать тому настоящий допрос(вероятно, сказывается профессиональная привычка). Желтков соглашается на все обвинения с видом человека, которому нечего скрывать и нечего стесняться. Для человека, оказавшегося в подобной ситуации, он ведет себя со всем мыслимым достоинством.

Поведение Шеина разительно отличается от того, как ведет себя Николай Николаевич. Он с первых минут понимает, что здесь «происходит трагедия», которую он не может постигнуть. На Желткова он глядит «не отрываясь, с недоуменным и жадным, серьезным любопытством». В этой сцене проявляются такие качества Шеина, как врожденная чуткость и способность сопереживать. Желтков сразу чувствует, к кому ему следует обратиться. И Василий Львович действительно не может сказать чего-либо против. Желтков, волнуясь и бесконечно прерываясь, открывает свою душу. Автор все время сравнивает Желткова с мертвецом: «губы у него были бледные и не двигались, как у мертвого». Читатель может понять, что с жизнью его связывает только любовь к Вере Николаевне. Желткова ничего более не интересует в жизни. Эта удивительная любовь была смыслом его земного существования, и теперь, когда он понимает, что зашел слишком далеко, но обратного пути уже нет, он превращается в мертвеца. Последняя нить, которая еще держит его- сама княгиня. Но после короткого разговора Желтков понимает, что в его жизни больше нет смысла, ибо его любовь не нужна и самой Вере.

Он возвращается в комнату спокойным. То, на что он не может решиться сам, решила, сама того не ведая, Вера. Ее же желанию он не в силах воспротивиться. Выбор для Желткова сделан, проблема дальнейшего существования его чувства и его самого решена.

Герой испытывает в этот момент катарсис.

Этот эпизод является миттельшпилем рассказа. Герой, поставленный перед поистине шекспировским вопросом, сделал свой выбор.


===================

  1. Проанализируйте композиционное своеобразие рассказа.

_____________________


===================

  1. Исследуйте стилистические особенности рассказа.
_____________________

Рассказ Куприна «Гранатовый браслет» пронизан романтикой. Образы и персонажи очень характерны и ярки. Основные стилистические приемы текста- это антитеза (система образов в рассказе, поведение героев, противопоставление обыденности жизни уникальному в своем роде чувству Желткова) и оксюморон (используется при изображении Желткова- несоответствие характера и роли персонажа в рассказе его общественному положению и образу жизни).

Очень интересен прием введения в рассказ «музыкального сопровождения», который особенно усиливает впечатления от прочитанного в конце произведения, в момент, когда Вера слушает игру Женни Рейтер. Мелодия, соединенная со словами автора о любви, которая победила саму смерть, вызывает у читателя очень сильные эмоции.

Куприн очень тщательно прорабатывает образы и характеры героев. Каждый из них по-своему самобытен. В начале рассказа автор приводит достаточно длинные жизнеописания Анны Николаевны и генерала Аносова.

Однако, несмотря на обилие деталей, нельзя не заметить, что все образы рассказа несколько надуманы и не реалистичны. К каждому герою можно поставить клише: Желтков- идеальный влюбленный, Вера Николаевна- верная супруга и добродетельная мать, генерал Аносов- любимый дедушка (причем в более широком смысле, чем в рамках семьи: в городе К., где он служит комендантом, с ним обращаются, как с дедушкой- любят и уважают, добродушно посмеиваются над его старческими причудами).

Поэтому, на мой взгляд, «Гранатовый браслет» нельзя назвать в полной мере реалистическим произведением. Характеры героев, их мотивации и поступки, идеалистическое представление о любви и трагический конец делают произведение близким к сентиментализму. Я считаю, что «Гранатовый браслет» во многом напоминает « Бедную Лизу» Н.Карамзина сюжетной линией, характерами и общим впечатлением.

Эти произведения оставляют после себя легкий налет тоски по прекрасным временам и высоким чувствам.

===================

Анализ проблематики


  1. Раскройте купринское понимание темы любви.
_____________________

Изображение любви в произведениях Куприна можно сравнить с картинами Рафаэля. В своих рассказах он склонен идеализировать любовь. Куприн восторженно принимает любовь как чудо, старается показать читателю ее лучшие стороны. Как правило даже обстоятельства, в которых зарождается чувство, необычны (как, например, в рассказе «Олеся»- в ведьминой хижине в лесной глуши). Образы любящих- это образы красивых внешне и внутренне людей, яркие и характерные.

В понимании Куприна, любовь-это светлое и «однородное» чувство. На протяжении повествования могут меняться обстоятельства, но отношения героев друг к другу не меняются. Чувство любви прекрасно, но статично. Желтков влюбляется в Веру Николаевну с первого взгляда, и чувство его не претерпевает изменений спустя годы. И, судя по тому, что в конце рассказа чувствует Вера, он не перестает любить ее и после смерти. «Да святится имя твое», -поет музыка Вере. Эти слова можно назвать лейтмотивом любовной темы у Куприна. Он возводит чувство любви в культ и поднимает до неземных высот. Хотя, к сожалению, его изображение этого чувства тоже не может быть названо реалистичным.

Основная трагедия любви-это невозможность соединения влюбленных («Гранатовый браслет», «Олеся»). Однако самое характерное то, что проблема эта исходит не изнутри отношений героев, а извне- т.е. им мешают обстоятельства, побороть которые они не в силах, да и не пытаются (социальные различия в «Олесе», «Гранатовом браслете».) У Куприна любовь скорее созерцательная, нежели борющаяся. Я полагаю, что такой взгляд на любовь был бы более оправдан и характерен для писателя-сентименталиста начала ХIХ века, нежели для человека, живущего и творящего в начале века двадцатого.


===================

  1. Охарактеризуйте романтические черты, использованные при создании образа Желткова
_____________________
===================

  1. Традиции Ф.М.Достоевского в трактовке темы «униженных и оскорбленных» в рассказе Куприна.
_____________________

Истоки темы «униженных и оскорбленных» следует искать глубоко в русской литературе. Иначе говоря, это переформулированные социальные темы, которые мы находим еще у Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву».Очень близка к ней тема «маленького человека», освещенная в «Станционном смотрителе» Пушкина и «Шинели» Гоголя.

Тема «униженных и оскорбленных», впервые прозвучавшая в одноименной повести Ф.М.Достоевского, нашла свой отголосок в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет».

А.Куприн очень своеобразно трактует эту тему. Желтков, главный герой рассказа, мелкий чиновничек, еле сводящий концы с концами, самым главным и смелым поступком которого, на первый взгляд, является растрата казенных денег. Казалось бы, перед нами очередной Акакий Акакиевич, маленький «серый» человечек, обреченный влачить жалкое существование до конца дней.

Однако, присмотревшись к Желткову, читатель понимает, что для Куприна этот образ не так однозначен. Я бы даже назвала образ Желткова в рассказе «Гранатовый браслет» амбивалентным. Внешней непримечательности, обыденности героя автор противопоставляет его сильнейшее чувство. Нельзя не брать в расчет, что на подобные чувства способны только сильные персонажи. Это несоответствие было бы довольно странным, если бы Желтков не объяснял его сам: «…случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота у будущем счастии людей- для меня вся жизнь заключается только в Вас...» То есть Желтков для автора при всей своей внешней заурядности- необычайная личность, возможно, не встреть Желтков Веру Николаевну, он смог бы доказать это обществу. Но случилось так, что всю свою энергию он направил во имя служения «прекрасной даме».

У Желткова два лица: одно из них- лицо пошлого чиновника-растратчика он показывает всему миру, другое, настоящее, лик любви и обожания, он оборачивает к Вере Николаевне.

Куприн не случайно выбрал для влюбленного героя именно такой образ. Как известно, чем больше влюблен человек, тем сильнее он может поменяться ради своего возлюбленного. Две крайности одной и той же сущности Желткова доказывают исключительность его чувства. Ведь, будь он светским повесой, читатель был бы менее склонен верить в святость его любви.

Трактовка темы «униженных и оскорбленных» в творчестве Куприна необычайно интересна. Впервые в русской литературе «маленький человек» из жалкого страдальца превращается чуть ли не в святого. При этом автор искусно лавирует между такими полярными понятиями, как смерть во имя любви и казенная растрата в одно и то же время, не опошляя при этом образа главного героя.

Для Куприна проработка этой темы не является самоцелью, основной темой рассказа, но средством художественной выразительности текста.
===================
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ


  1. Тема любви в прозе И.Бунина и А.Куприна.

  2. Особенности изображения образа природы в рассказе «Гранатовый браслет»

  3. Своеобразие конфликта в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет».
А.А. Блок (1880-1921)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЛИРИКА

Работа с текстами


  1. Расположите все программные стихотворения Блока в хронологическом порядке, указывая год написания и цикл, в который они включены.
_____________________
===================

  1. Из программных стихотворений приведите цитаты, иллюстрирующие

    • эволюцию образа Прекрасной Дамы;

    • трактовку темы поэта и поэзии;

    • образ России.
(указывайте цитируемое стихотворение).

_____________________


===================

_____________________
===================

Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. Уточните свои представления о символизме как литературном направлении. Каким образом символистское мировосприятие Блока преломляется в его лирике?
_____________________
===================

_____________________
===================

  1. Проанализируйте композиционное своеобразие цикла «На поле Куликовом».
_____________________
===================

  1. Найдите в программных стихотворениях христианские символы и определите их роль.
_____________________
===================

Анализ проблематики


  1. Проанализируйте некрасовские и лермонтовские мотивы в лирике Блока.
_____________________
===================

  1. Проследите на примере программных стихотворений усиление реалистического начала в художественном сознании Блока.
_____________________
===================

  1. Проанализируйте конфликт мечты и реальности в лирике Блока.
_____________________
===================
«ДВЕНАДЦАТЬ»

Работа с текстом


_____________________
===================

  1. Приведите цитаты, иллюстрирующие

    • образ Катьки;

    • образ Петьки;

    • образ Андрюхи;

    • образ России.
_____________________
===================


  • метафора;

  • эпитет;

  • гипербола;

  • гротеск;

  • катахреза.
_____________________
===================

  1. Приведите и прокомментируйте примеры, иллюстрирующие:

  • ритмическое своеобразие поэмы;

  • своеобразие рифм;

  • своеобразие инструментовки стиха.
_____________________
===================

Развитие навыков литературоведческого анализа


_____________________
===================

  1. Проанализируйте стилистические особенности поэмы.
_____________________
===================

  1. Проанализируйте систему образов поэмы.
_____________________
===================

Анализ проблематики


  1. Как современники отреагировали на появление поэмы (рассмотрите трактовки И.А. Бунина, Вяч. Иванова, З. Гиппиус)?
_____________________
===================

  1. Как преломились в поэме идеи Достоевского?
_____________________
===================

  1. Как соотносятся образы России и Катьки?
_____________________
===================

  1. Определите ключевую роль любовной интриги в поэме.
_____________________
===================

  1. Как Вы понимаете идейно-художественную функцию образа Христа в поэме? Как этот образ соотносится с евангельской проблематикой?
_____________________
===================

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ


  1. Основные мотивы лирики Блока.

  2. Образ России в поэзии Блока и Некрасова.

  3. Лирический герой поэзии Блока.

С.А. Есенин (1895-1925)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЛИРИКА

Работа с текстами


  1. Расположите все программные стихотворения Есенина в хронологическом порядке, указывая год написания и сборник, в который они включены.
_____________________
===================

  1. Приведите наиболее важные цитаты, характеризующие лирического героя (указывайте цитируемое стихотворение).
_____________________
===================

  1. Приведите наиболее выразительные цитаты, иллюстрирующие

    • своеобразие цветовых эпитетов;

    • образ России;

    • образ любимой.
_____________________
===================

Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. Уточните свои представления об имажинизме как литературном течении. Охарактеризуйте формы проявления поэтики имажинизма в лирике Есенина (уделите особое внимание своеобразию есенинской метафоры).
_____________________
===================

  1. Определите своеобразие хронотопа в лирике Есенина.
_____________________
===================

  1. Проанализируйте любые три программных стихотворения в соответствии со схемой разбора лирического произведения, приведенной в разделе «Принципы анализа литературных произведений».
_____________________
===================

  1. Приведите примеры использования приема олицетворения и определите его художественную функцию.
_____________________
===================

Анализ проблематики


  1. Рассмотрите тему России в лирике Есенина. Сопоставьте есенинскую трактовку темы с блоковской.
_____________________
===================

  1. Рассмотрите природный мир как основу поэтики Есенина, проследите эволюцию образа природного мира.
_____________________
===================

  1. В чем, с Вашей точки зрения, выражается народность творчества Есенина?
_____________________
===================

  1. Сформулируйте и раскройте основные философские мотивы лирики Есенина.
_____________________
===================
«АННА СНЕГИНА»

Работа с текстом


  1. Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение содержания поэмы.
_____________________
===================

  1. Приведите цитаты, иллюстрирующие следующие художественные приемы:

  • метафора;

  • сравнение;

  • эпитет;

  • гипербола;

  • гротеск;

  • ирония.
_____________________
===================

  1. Приведите цитаты, иллюстрирующие наиболее значимые характеристики героев.
_____________________
===================

Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. Проанализируйте композиционное своеобразие поэмы.
_____________________
===================

  1. Рассмотрите письма как одну из форм раскрытия внутреннего мира героев поэмы и как средство анализа происходящих в общественной жизни процессов.
_____________________
===================

  1. Проанализируйте жанровые особенности поэмы как лиро-эпического произведения.
_____________________
===================

  1. Проанализируйте метафоры и метафорические эпитеты как средство раскрытия мироощущения лирического героя.
_____________________
===================

Анализ проблематики


  1. Определите своеобразие есенинской трактовки темы Родины в поэме.
_____________________
===================

  1. Как, на Ваш взгляд, соотносятся автор и герой в поэме?
_____________________
===================

  1. Соотнесите любовную и общественную коллизии в поэме.
_____________________
===================

  1. Как внутренняя раздвоенность лирического героя (сознание необходимости перемен – и неспособность примириться с ними) отразилась в поэме?
_____________________
===================
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

  1. Тема Родины в лирике Блока и Есенина.

  2. Сюжетно-композиционные особенности поэмы Есенина «Анна Снегина».

  3. Русская деревня в изображении Есенина.

Н.М. Карамзин. Жизнь и творчество. Н.М. Карамзин - основоположник отечественного сентиментализма, писатель, поэт, переводчик.

Формирование и развитие русского литературного языка (языковая программа Н.М.Карамзина, спор «архаистов» и «новаторов»)

«Бедная Лиза». Поэтика сентиментальной повести. «Естественный человек» и человек цивилизованный в повести. Сюжет и композиция повести, композиционная роль авторских отступлений, способы показа «внутреннего человека» (Н.М. Карамзин): «психологический жест», речь героев, одушевление природы

Теория литературы. Сентиментализм как литературное направление. Русский сентиментализм, его основные черты, особенности.

А.И. Куприн. Жизнь и судьба. «Гранатовый браслет»

Тема любви. Трагические чувства Желткова. Роль вставных новелл. Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведения. Роль цветовой детали.

Тема для обсуждения. «Маленький» ли человек Желтков?

История литературы. Раздел «Из русской литературы 18 века», «Русская литература 19 века».

Поэты пушкинской поры. Предшественники и современники А.С. Пушкина.

Обзор раздела и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя)

Теория литературы. Романтизм как литературное направление. Элегия, идиллия, баллада, романс как жанры романтической поэзии.

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта. «Памятник» , «Фелица» (фрагменты), «Русские девушки» , «Снигирь» (по выбору учителя)

Многообразие тематики поэзии Державина. Гражданские и философские оды. Новаторство поэта: расширение жанровых рамок, разрушение системы «трёх штилей». Тема поэтического творчества. Анакреонтическая лирика. Цветовые эпитеты в лирической поэзии Державина, пластичность и конкретность образов. Создание романтического характера.

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество поэта. «Светлана»

Жанр баллады в творчестве Жуковского. Русская фольклорная традиция в балладе. Изображение внутреннего мира героев. Психологизм в описании переживаний главной героини. Создание романтического характера.

«Невыразимое» , «Море». Центральные темы и образы лирики Жуковского. Мотив поэтического молчания: как передать словами «невыразимое»? Параллелизм в описании образа моря и человеческой души. Истовое стремление к недостижимому идеалу. Музыкальность лирики Жуковского. Роль звуковых и лексических повторов

К.Н. Батюшков. «Вакханка»,«Мой гений» , «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (по выбору учителя) Жизнь и творчество поэта. Элегии Батюшкова - основной жанр его творчества. Эмоциональное разнообразие переживаний в батюшковских элегиях: грусть, предчувствие близкой смерти, тоска, радость, счастье от упоения жизнью и молодостью. Мотив мечты. Античные образы в стихотворениях поэта, их пластичность. Гармония звучания и содержания.



Античная лирика и поэзия эпохи Возрождения: Тибулл, Торквато Тассо (на выбор - обзор). Образы и мотивы, повлиявшие на поэзию Батюшкова

Е.А. Боратынский. Жизнь и творчество поэта. «Родина» , «Разуверение» , «К чему невольнику мечтания свободы?..» (по выбору учителя)

«Поэзия мысли» Боратынского и её автобиографизм. Тема изгнанничества в лирике. Образ отверженного героя.Тема любви в творчестве Боратынского. Размышления о судьбе как о непреодолимой, высшей силе, довлеющей над человеком. Новеллистичность и психологизм любовной лирики поэта.

«Унылая» элегичность поэзии Боратынского, её «холодная гармония». Утверждение поэзии как спасительной силы в бездуховном обществе, забывшем о красоте и гармонии. «Скромность» музы поэта, надежда найти в потомках единомышленника

А.С. Пушкин. «К Чаадаеву» , «К морю» , «Во глубине сибирских руд…» , «Анчар»

Жизнь и судьба. Тема свободы в лирике А.С. Пушкина.

Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина. Тема свободы. Романтические образы в пушкинской поэзии 20-х гг.

«К ***» , «На холмах Грузии…» , «Я вас любил...»

Своеобразие любовной лирики поэта. Жертвенность и благородство чувств лирического героя. «Биография души» поэта в интимной лирике. Музыкальность стихотворений, их звуковая инструментовка.

«Бесы». Особенности инструментовки стихотворения. Приёмы создания таинственной, мистической атмосферы.

«Осень». Авторское настроение и сюжет в лирическом произведении. Размышления о природе творчества. Особенности лексики стихотворения, его композиции. Жанровые особенности отрывка. Новаторство поэта: создание реалистического стиля.



«Пророк» , «Поэту» , «Эхо» , «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, её эволюция. Образ поэта.

«Капитанская дочка». Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Историческая основа повести. Гринёв и Пугачёв, их встречи, «обмен дарами». Тема русского бунта. Проблема жанра: повесть или роман? Понятие об «историческом романе». Роль эпиграфа. Автор и рассказчик. Фольклорные жанры в произведении

Теория литературы. Система характеров в произведении.

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Смерть поэта» , «Кинжал» , «Поэт» , «Пророк»

Драматическая судьба поэта в современном ему мире. Обречённость поэта, его непонятость людьми. Гражданский пафос и элегичность стихотворений. Особенности метафоры.

«Дума»,«Нет, я не Байрон, я другой…» , «Как часто пёстрою толпою окружён…» , «И скучно, и грустно…»

Духовный мир лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова. Философская проблематика и психологизм лирики: Лермонтов и Байрон. Размышления о собственной судьбе и судьбе поколения. Контрастность образов лермонтовской лирики, мир маскарада и мир живых, искренних чувств. Трагическое одиночество лирического героя.

«Когда волнуется желтеющая нива…» , «Молитва»(«В минуту жизни трудную…») , «Из Гёте». Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Мотивы покоя и одиночества. Антитеза как основной художественный приём в лирике М.Ю. Лермонтова.

«Прощай, немытая Россия…» , «Родина». Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость отношения к России.

Главная > Изложение

Модуль 2.

А.И.Куприн (1870-1932)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

«ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

Работа с текстом

    Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение содержания рассказа.

_____________________________________________________________________________

Действие рассказа разворачивается в начале ХХ века на черноморском побережье. Княгиня Вера Николаевна отмечает свои именины на даче. К ней съезжаются гости- большей частью родственники. В самый разгар застолья Вере Николаевне передают сверток, в котором она обнаруживает гранатовый браслет грубой работы и записку, подписанную инициалами Г.С.Ж. Вера Николаевна узнает почерк человека, до замужества преследующего ее дерзкими и полными обожания письмами. Она показывает письмо мужу, вскоре новость об очередном письме Г.С.Ж. становится известной всем гостям. Муж Веры Николаевны, Василий Львович, и её брат, Николай Николаевич, принимают решение найти Г.С.Ж. и пресечь его переписку с княгиней Верой. Вечером Вера Николаевна и ее сестра Анна провожают своего названного дедушку, генерала Аносова, до экипажа. Генерал Аносов спрашивает внучку об истории с Г.С.Ж.. Та без утайки все рассказывает. Аносов сожалеет о том, что на свете нет настоящей, бескорыстной любви. Во всяком случае, он ни разу такой не видел. Он рассказывает Вере о двух подобных чувствах, закончившихся печально для влюбленных. Но может быть, этот Г.С.Ж. и есть та самая настоящая Верина любовь? Княгиня Вера провожает Аносова до экипажа и с неприятным чувством возвращается домой. Через некоторое время Шеин и Мирза-Булат-Тугановский наносят визит Г.С.Ж., оказавшемуся мелким чиновником Желтковым. Придя в его скромное жилище, они встречают человека лет 30, растерянного и нервного. Николай Николаевич начинает требовать Желткова прекратить всякое общение с Верой Николаевной, угрожать ему полицией. Вначале Желтков слушает его внимательно и признает за собой все, что вменяется ему в вину, но когда начинаются угрозы, Желтков просто перестает замечать Булат-Тугановского и дальнейшее объяснение происходит между Желтковым и Шеиным. Хозяин объясняет гостям, что не в силах разлюбить Веру Николаевну, и только она властна им распоряжаться. Он звонит княгине, она не желает говорить с ним.. Желтков возвращается к гостям, обещает больше не доставлять беспокойств семье Шеиных и просит только дозволения написать последнее письмо Вере Николаевне. Шеин соглашается. Вечером Василий Львович передает жене содержание разговора. Она подавлена. Ей кажется, что Желтков собирается убить себя. На следующий день Вера Николаевна узнает из газеты о смерти своего тайного обожателя. Весь день ее одолевает беспокойство, ей вспоминаются слова генерала Аносова о настоящей любви. Вечером ей приходит прощальное письмо от Желткова. Он вспоминает об их первой встрече и просит Веру сыграть в его память сонату Бетховена. Вера Николаевна решается ехать в город и поглядеть на умершего. На следующий день она без труда находит дом Желткова и, глядя на его тело, понимает, что «главная любовь ее жизни прошла мимо нее». Квартирная хозяйка передает ей записку от Желткова с названием все той же сонаты Бетховена. Вера Николаевна приезжает домой. Она рада, что в доме нет ни мужа, ни брата. Княгиня просит свою подругу-пианистку сыграть ту сонату в память Желткова. Прижавшись к стволу акации, Вера рыдает. На расспросы подруги она отвечает, что теперь все хорошо, и что он, должно быть, уже простил ее. ===================

    • образ Желткова;

      образ Веры Николаевны Шеиной;

      образ Василия Львовича Шеина;

      образ Анны Николаевны Фриессе;

      образ Николая Николаевича Мирза-Булат-Тугановский;

      образ генерала Аносова.

_____________________ Образ Желткова: …он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти. …глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившею всю его человеческую жизнь… Образ Веры Николаевны Шеиной: Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя и довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах… …что касается Веры- та жадно хотела детей и даже, ей казалось, чем больше, тем лучше, но почему-то они у нее не рождались, и она болезненно и пылко обожала хорошеньких малокровных детей младшей сестры… Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна. Образ Василия Львовича Шеина: Князь Шеин,несмотря на своё видное положение в обществе, а может быть и благодаря ему, едва сводил концы с концами. Огромное родовое имение было почти совсем расстроено его предками, а жить приходилось выше средств: делать приемы, благотворить, хорошо одеваться, держать лошадей и т.д. …у него (Шеина) была необыкновенная и очень своеобразная способность рассказывать. Он брал в основу рассказа истинный эпизод, где главным действующим лицом являлся кто-нибудь из присутствующих или общих знакомых, но так сгущал краски и при этом говорил с таким серьёзным лицом и таким деловым тоном, что слушатели надрывались от смеха. Образ Анны Николаевны Фриессе: …Анна, - наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя… она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа…с надменным выражением в маленьком, чувственном рте…-лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт…в пикантной, задорно-кокетливой мимике. Её грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая крастоа ее сестры. Она была замужем за очень богатым и очень глупым человеком…мужа она терпеть не могла, но родила от него двух детей…больше она решила не иметь детей и не имела. Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту…но никогда не изменяла мужу… Была расточительна, страшно любила азартные игры, танцы, сильные впечатления, острые зрелища…но в то же время отличалась щедрой добротой и глубокой, искренней набожностью, которая заставила ее даже принять тайно католичество. Образ Николая Николаевича Мирза-Булат-Тугановского: Холостой брат Веры Николаевны, товарищ прокурора…Николай из скупости (он и в самом деле был скуповат)… Образ генерала Аносова: …тучный, высокий, серебряный старец…У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах…какое свойственно мужественным и простым людям, видавшим часто и близко перед своими глазами опасность и смерть. …этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, о трогательные и глубокие черты…те чисто русские, мужицкие черты… состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечному терпению и поразительной выносливости. =================== 3. Охарактеризуйте систему персонажей рассказа. Основной авторский прием построения образов в рассказе « Гранатовый браслет»- контраст, антитеза. Для каждого своего персонажа вообще или определенный момент времени автор находит образ-антипод. Первая пара образов-антиподов- Вера Николаевна и ее сестра Анна, непохожие друг на друга как внешне, так и внутренне, несмотря на родственные узы. Чистоту, цельность образа Веры Куприн противопоставляет многоликой, противоречивой Анне. Желткову, мещанину, способному испытывать сильнейшее чувство по отношению к Вере Николаевне, противопоставляется Шеин. Василий Львович в общем неплохой человек, но испытывать подобные чувства он не может и, несмотря на свое благородное происхождение, ведет себя, как паяц, когда демонстрирует альбом гостям. Его сестра, Людмила Дурасова, типичная матрона, любящая светские сплетни- герой-антипод генерала Аносова, философствующего добряка, верящего в настоящую любовь. Во время сцены визита к Желткову героями-антиподами становятся Булат-Тугановский и Шеин. Николай Николаевич полностью захвачен своей «миссией», не замечая вокруг себя никого. Он разоблачает и угрожает, скатываясь до полного отсутствия вежливости (очевидно, сказывается профессиональная привычка). Перед нами человек черствый и косный, не способный считаться с чувствами других людей. Совсем не таков Василий Шеин. Он сразу понимает, что за человек перед ним, шестым чувством распознает что-то необычно-трагическое в фигуре Желткова. Князь не в состоянии понять его, но и не может встать на его пути. Читатель сразу понимает, что, несмотря на скабрезные надписи в альбоме, Василий Львович тонко чувствующий человек, способный на сопереживание и понимание. Играя таким образом на контрастах, автор создает характерных героев, наиболее понятных и интересных читателю. ===================

    В чем, на Ваш взгляд, проявляется жанровое своеобразие рассказа?

    Определите и проанализируйте кульминационную сцену в рассказе.

. _____________________ На мой взгляд, кульминационной сценой в рассказе является сцена визита Шеина и Булат-Тугановского в дом Желткова. Именно в этот момент происходит развязка, во время разговора Желтковым разрешается проблема его дальнейшего существования. Также именно в этой сцене автор знакомит читателя с настоящим, невыдуманным остряками Желтковым. Итак, в доме Желткова мы видим сначала «заплеванную лестницу, пахнущую мышами, кошками, керосином». В подъезде так темно, что неразличим даже номер квартиры. Сама квартира Желткова состоит из низкой и широкой комнаты, «похожей на кают-компанию парохода».Для автора при описании дома Желткова очень важна художественная деталь, помогающая глубже раскрыть образ героя. То, что чиновник живет в грязном доме под самой крышей, свидетельствует о его стесненном финансовом положении. Хозяин не стремится привнести уюта в свое жилище: единственное украшение- скатерть на столе. Однако, несмотря на отсутствие средств, человеку характерно окружать себя уютом, чего мы не видим у Желткова. Таким образом перед глазами читателя предстает человек, настолько погруженный в свои личные переживания, в свой внутренний мир, что ему безразлична окружающая реальность. Сам хозяин квартиры с нежными мягкими волосами, детским подбородком и голубыми глазами более похож на поэта, нежели на мелкого чиновника. Это разительное несоответствие между его внутренним миром и тем, кем он является, усиливается, когда Желтков заговаривает о своей любви. Хозяин необычайно смущен нежданным визитом. Николай Николаевич пользуется замешательством Желткова, и начинает устраивать тому настоящий допрос(вероятно, сказывается профессиональная привычка). Желтков соглашается на все обвинения с видом человека, которому нечего скрывать и нечего стесняться. Для человека, оказавшегося в подобной ситуации, он ведет себя со всем мыслимым достоинством. Поведение Шеина разительно отличается от того, как ведет себя Николай Николаевич. Он с первых минут понимает, что здесь «происходит трагедия», которую он не может постигнуть. На Желткова он глядит «не отрываясь, с недоуменным и жадным, серьезным любопытством». В этой сцене проявляются такие качества Шеина, как врожденная чуткость и способность сопереживать. Желтков сразу чувствует, к кому ему следует обратиться. И Василий Львович действительно не может сказать чего-либо против. Желтков, волнуясь и бесконечно прерываясь, открывает свою душу. Автор все время сравнивает Желткова с мертвецом: «губы у него были бледные и не двигались, как у мертвого». Читатель может понять, что с жизнью его связывает только любовь к Вере Николаевне. Желткова ничего более не интересует в жизни. Эта удивительная любовь была смыслом его земного существования, и теперь, когда он понимает, что зашел слишком далеко, но обратного пути уже нет, он превращается в мертвеца. Последняя нить, которая еще держит его- сама княгиня. Но после короткого разговора Желтков понимает, что в его жизни больше нет смысла, ибо его любовь не нужна и самой Вере. Он возвращается в комнату спокойным. То, на что он не может решиться сам, решила, сама того не ведая, Вера. Ее же желанию он не в силах воспротивиться. Выбор для Желткова сделан, проблема дальнейшего существования его чувства и его самого решена. Герой испытывает в этот момент катарсис. Этот эпизод является миттельшпилем рассказа. Герой, поставленный перед поистине шекспировским вопросом, сделал свой выбор. ===================

    Проанализируйте композиционное своеобразие рассказа.

_____________________ ===================
    Исследуйте стилистические особенности рассказа.
_____________________ Рассказ Куприна «Гранатовый браслет» пронизан романтикой. Образы и персонажи очень характерны и ярки. Основные стилистические приемы текста- это антитеза (система образов в рассказе, поведение героев, противопоставление обыденности жизни уникальному в своем роде чувству Желткова) и оксюморон (используется при изображении Желткова- несоответствие характера и роли персонажа в рассказе его общественному положению и образу жизни). Очень интересен прием введения в рассказ «музыкального сопровождения», который особенно усиливает впечатления от прочитанного в конце произведения, в момент, когда Вера слушает игру Женни Рейтер. Мелодия, соединенная со словами автора о любви, которая победила саму смерть, вызывает у читателя очень сильные эмоции. Куприн очень тщательно прорабатывает образы и характеры героев. Каждый из них по-своему самобытен. В начале рассказа автор приводит достаточно длинные жизнеописания Анны Николаевны и генерала Аносова. Однако, несмотря на обилие деталей, нельзя не заметить, что все образы рассказа несколько надуманы и не реалистичны. К каждому герою можно поставить клише: Желтков- идеальный влюбленный, Вера Николаевна- верная супруга и добродетельная мать, генерал Аносов- любимый дедушка (причем в более широком смысле, чем в рамках семьи: в городе К., где он служит комендантом, с ним обращаются, как с дедушкой- любят и уважают, добродушно посмеиваются над его старческими причудами). Поэтому, на мой взгляд, «Гранатовый браслет» нельзя назвать в полной мере реалистическим произведением. Характеры героев, их мотивации и поступки, идеалистическое представление о любви и трагический конец делают произведение близким к сентиментализму. Я считаю, что «Гранатовый браслет» во многом напоминает « Бедную Лизу» Н.Карамзина сюжетной линией, характерами и общим впечатлением. Эти произведения оставляют после себя легкий налет тоски по прекрасным временам и высоким чувствам. ===================

Анализ проблематики

    Раскройте купринское понимание темы любви.

_____________________ Изображение любви в произведениях Куприна можно сравнить с картинами Рафаэля. В своих рассказах он склонен идеализировать любовь. Куприн восторженно принимает любовь как чудо, старается показать читателю ее лучшие стороны. Как правило даже обстоятельства, в которых зарождается чувство, необычны (как, например, в рассказе «Олеся»- в ведьминой хижине в лесной глуши). Образы любящих- это образы красивых внешне и внутренне людей, яркие и характерные. В понимании Куприна, любовь-это светлое и «однородное» чувство. На протяжении повествования могут меняться обстоятельства, но отношения героев друг к другу не меняются. Чувство любви прекрасно, но статично. Желтков влюбляется в Веру Николаевну с первого взгляда, и чувство его не претерпевает изменений спустя годы. И, судя по тому, что в конце рассказа чувствует Вера, он не перестает любить ее и после смерти. «Да святится имя твое», -поет музыка Вере. Эти слова можно назвать лейтмотивом любовной темы у Куприна. Он возводит чувство любви в культ и поднимает до неземных высот. Хотя, к сожалению, его изображение этого чувства тоже не может быть названо реалистичным. Основная трагедия любви-это невозможность соединения влюбленных («Гранатовый браслет», «Олеся»). Однако самое характерное то, что проблема эта исходит не изнутри отношений героев, а извне- т.е. им мешают обстоятельства, побороть которые они не в силах, да и не пытаются (социальные различия в «Олесе», «Гранатовом браслете».) У Куприна любовь скорее созерцательная, нежели борющаяся. Я полагаю, что такой взгляд на любовь был бы более оправдан и характерен для писателя-сентименталиста начала ХIХ века, нежели для человека, живущего и творящего в начале века двадцатого. ===================

    Охарактеризуйте романтические черты, использованные при создании образа Желткова

_____________________ ===================

    Традиции Ф.М.Достоевского в трактовке темы «униженных и оскорбленных» в рассказе Куприна.

_____________________

Истоки темы «униженных и оскорбленных» следует искать глубоко в русской литературе. Иначе говоря, это переформулированные социальные темы, которые мы находим еще у Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву».Очень близка к ней тема «маленького человека», освещенная в «Станционном смотрителе» Пушкина и «Шинели» Гоголя. Тема «униженных и оскорбленных», впервые прозвучавшая в одноименной повести Ф.М.Достоевского, нашла свой отголосок в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет». А.Куприн очень своеобразно трактует эту тему. Желтков, главный герой рассказа, мелкий чиновничек, еле сводящий концы с концами, самым главным и смелым поступком которого, на первый взгляд, является растрата казенных денег. Казалось бы, перед нами очередной Акакий Акакиевич, маленький «серый» человечек, обреченный влачить жалкое существование до конца дней. Однако, присмотревшись к Желткову, читатель понимает, что для Куприна этот образ не так однозначен. Я бы даже назвала образ Желткова в рассказе «Гранатовый браслет» амбивалентным. Внешней непримечательности, обыденности героя автор противопоставляет его сильнейшее чувство. Нельзя не брать в расчет, что на подобные чувства способны только сильные персонажи. Это несоответствие было бы довольно странным, если бы Желтков не объяснял его сам: «…случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота у будущем счастии людей- для меня вся жизнь заключается только в Вас...» То есть Желтков для автора при всей своей внешней заурядности- необычайная личность, возможно, не встреть Желтков Веру Николаевну, он смог бы доказать это обществу. Но случилось так, что всю свою энергию он направил во имя служения «прекрасной даме». У Желткова два лица: одно из них- лицо пошлого чиновника-растратчика он показывает всему миру, другое, настоящее, лик любви и обожания, он оборачивает к Вере Николаевне. Куприн не случайно выбрал для влюбленного героя именно такой образ. Как известно, чем больше влюблен человек, тем сильнее он может поменяться ради своего возлюбленного. Две крайности одной и той же сущности Желткова доказывают исключительность его чувства. Ведь, будь он светским повесой, читатель был бы менее склонен верить в святость его любви. Трактовка темы «униженных и оскорбленных» в творчестве Куприна необычайно интересна. Впервые в русской литературе «маленький человек» из жалкого страдальца превращается чуть ли не в святого. При этом автор искусно лавирует между такими полярными понятиями, как смерть во имя любви и казенная растрата в одно и то же время, не опошляя при этом образа главного героя. Для Куприна проработка этой темы не является самоцелью, основной темой рассказа, но средством художественной выразительности текста. ===================

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

    Тема любви в прозе И.Бунина и А.Куприна.

    Особенности изображения образа природы в рассказе «Гранатовый браслет»

    Своеобразие конфликта в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет».

А.А. Блок (1880-1921)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЛИРИКА

Работа с текстами

    Расположите все программные стихотворения Блока в хронологическом порядке, указывая год написания и цикл, в который они включены.

_____________________ ===================

    Из программных стихотворений приведите цитаты, иллюстрирующие

    • эволюцию образа Прекрасной Дамы;

      трактовку темы поэта и поэзии;

      образ России.

(указывайте цитируемое стихотворение).

_____________________ =================== _____________________ ===================

Развитие навыков литературоведческого анализа

    Уточните свои представления о символизме как литературном направлении. Каким образом символистское мировосприятие Блока преломляется в его лирике?

_____________________ =================== _____________________ ===================

    Проанализируйте композиционное своеобразие цикла «На поле Куликовом».

_____________________ ===================

    Найдите в программных стихотворениях христианские символы и определите их роль.

_____________________ ===================

Анализ проблематики

    Проанализируйте некрасовские и лермонтовские мотивы в лирике Блока.

_____________________ ===================

    Проследите на примере программных стихотворений усиление реалистического начала в художественном сознании Блока.

_____________________ ===================

    Проанализируйте конфликт мечты и реальности в лирике Блока.

_____________________ ===================

«ДВЕНАДЦАТЬ»

Работа с текстом

_____________________ ===================

    Приведите цитаты, иллюстрирующие

    • образ Катьки;

      образ Петьки;

      образ Андрюхи;

      образ России.

_____________________ ===================

    метафора;

  • гипербола;

  • катахреза.

_____________________ ===================

    Приведите и прокомментируйте примеры, иллюстрирующие:

    ритмическое своеобразие поэмы;

    своеобразие рифм;

    своеобразие инструментовки стиха.

_____________________ ===================

Развитие навыков литературоведческого анализа

_____________________ ===================

    Проанализируйте стилистические особенности поэмы.

_____________________ ===================

    Проанализируйте систему образов поэмы.

_____________________ ===================

Анализ проблематики

    Как современники отреагировали на появление поэмы (рассмотрите трактовки И.А. Бунина, Вяч. Иванова, З. Гиппиус)?

_____________________ ===================

    Как преломились в поэме идеи Достоевского?

_____________________ ===================

    Как соотносятся образы России и Катьки?

_____________________ ===================

    Определите ключевую роль любовной интриги в поэме.

_____________________ ===================

    Как Вы понимаете идейно-художественную функцию образа Христа в поэме? Как этот образ соотносится с евангельской проблематикой?

_____________________ ===================

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

    Основные мотивы лирики Блока.

    Образ России в поэзии Блока и Некрасова.

    Лирический герой поэзии Блока.

С.А. Есенин (1895-1925)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЛИРИКА

Работа с текстами

    Расположите все программные стихотворения Есенина в хронологическом порядке, указывая год написания и сборник, в который они включены.

_____________________ ===================

    Приведите наиболее важные цитаты, характеризующие лирического героя (указывайте цитируемое стихотворение).

_____________________ ===================

    Приведите наиболее выразительные цитаты, иллюстрирующие

    • своеобразие цветовых эпитетов;

      образ России;

      образ любимой.

_____________________ ===================

Развитие навыков литературоведческого анализа

    Уточните свои представления об имажинизме как литературном течении. Охарактеризуйте формы проявления поэтики имажинизма в лирике Есенина (уделите особое внимание своеобразию есенинской метафоры).

_____________________ ===================

    Определите своеобразие хронотопа в лирике Есенина.

_____________________ ===================

    Проанализируйте любые три программных стихотворения в соответствии со схемой разбора лирического произведения, приведенной в разделе «Принципы анализа литературных произведений».

_____________________ ===================

    Приведите примеры использования приема олицетворения и определите его художественную функцию.

_____________________ ===================

Анализ проблематики

    Рассмотрите тему России в лирике Есенина. Сопоставьте есенинскую трактовку темы с блоковской.

_____________________ ===================

    Рассмотрите природный мир как основу поэтики Есенина, проследите эволюцию образа природного мира.

_____________________ ===================

    В чем, с Вашей точки зрения, выражается народность творчества Есенина?

_____________________ ===================

    Сформулируйте и раскройте основные философские мотивы лирики Есенина.

_____________________ ===================

«АННА СНЕГИНА»

Работа с текстом

    Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение содержания поэмы.

_____________________ ===================

    Приведите цитаты, иллюстрирующие следующие художественные приемы:

    метафора;

    сравнение;

  • гипербола;

_____________________ ===================

    Приведите цитаты, иллюстрирующие наиболее значимые характеристики героев.

_____________________ ===================

Развитие навыков литературоведческого анализа

    Проанализируйте композиционное своеобразие поэмы.

_____________________ ===================

    Рассмотрите письма как одну из форм раскрытия внутреннего мира героев поэмы и как средство анализа происходящих в общественной жизни процессов.

_____________________ ===================

    Проанализируйте жанровые особенности поэмы как лиро-эпического произведения.

_____________________ ===================

    Проанализируйте метафоры и метафорические эпитеты как средство раскрытия мироощущения лирического героя.

_____________________ ===================

Анализ проблематики

    Определите своеобразие есенинской трактовки темы Родины в поэме.

_____________________ =================== _____________________ ===================

    Соотнесите любовную и общественную коллизии в поэме.

_____________________ ===================
  1. Изложение

    Тема любви всегда интересовала творческих людей, не были исключениями и Иван Бунин с Александром Куприным. Теме любви они посвятили не один прекрасный рассказ.

  2. А. И. Куприн (1870-1932) вопросы и задания «гранатовый браслет» Работа с текстом Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение (5)

    Изложение

    Вера Николаевна Шеина со своей семьей временно живет на даче, так как в ее городском доме ремонт. На улице сентябрь, наступают именины Веры Николаевны.

  3. А. И. Куприн (1870-1932) вопросы и задания «гранатовый браслет» Работа с текстом Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение (3)

    Изложение

    У Веры Николаевны Шеиной - именины. Она вынуждена праздновать их на даче, так как в её городской квартире ещё не закончен ремонт. На празднике, помимо супруга именинницы, Василия Львовича Шеина, присутствуют гости: сестра Веры, Анна