Особенности внимания у детей с сдвг. Синдром дефицита внимания у детей — описание, причины, способы коррекции

Как правило, симптомы СДВГ люди из окружения ребенка замечают в тот момент, когда он начинает учиться в школе , то есть примерно в 7 лет. Однако, симптомы, характерные для этого заболевания, появляются гораздо раньше.

Некоторые источники сообщают о том, что их можно наблюдать с рождения ребенка. Однако, в первый период жизни диагноз не может быть поставлен из-за невозможности оценки расстройств во всех группах и выполнении всех диагностических исследований.

Кто обычно страдает от СДВГ

СДВГ страдают около 5% детей в младшем школьном возрасте, и предполагается, что этот показатель может быть ещё выше. Это наиболее распространенное расстройство развития и встречается независимо от культуры.

По разным данным, в 2-4 раза чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. Появляется рано, в основном в течение первых пяти лет жизни ребенка, хотя, как правило, трудно выявить начальный момент возникновения симптомов.

Дети с СДВГ не могут найти себе места!

Часто родители обращаются за помощью, когда становится ясно, что характерные черты гиперактивности мешают ребенку учебу в школе .

По этой причине многие дети в возрасте семи лет попадают к специалисту, хотя интервью проведенное с родителями, часто показывает, что симптомы синдром дефицита внимания с гиперактивностью были заметны и ранее.

Гиперактивность при СДВГ

  • СДВГ с доминирующими признаками импульсивности и гиперактивности;
  • СДВГ с преобладанием нарушений внимания;
  • Смешанный подтип (наиболее распространен).

То, какой симптомы являются доминирующими в известной мере зависит от пола и возраста. Это следует из многолетних наблюдений, которые, привели к следующим выводам:

  • у мальчиков чаще наблюдается смешанный подтип, в то время как у девочек, как правило, доминируют симптомы, связанные с нарушениями внимания;
  • с возрастом картина болезни, а, следовательно, и тип доминирующих симптомов, меняется. Подсчитано, что примерно у 30% людей, которым был поставлен диагноз СДВГ в детстве, в период полового созревания симптомы вовсе исчезают, а у большинства гиперактивность и импульсивность уступает место нарушениям внимания.

Дополнительные критерии СДВГ

Нужно помнить, что само наличие нескольких симптомов, соответствующих перечисленным выше, недостаточно для постановки определенного диагноза.

Некоторые системы классификации сообщают, что для диагноза необходимо, например, подтверждение 6 симптомов группы гиперактивности и 6 из группы расстройств внимания. Кроме того, должны быть еще и выполнены дополнительные условия. Они были собраны в группу дополнительных диагностических критериев.

К ним относятся:

  • проявление симптомов в возрасте до 7 лет;
  • симптомы должны наблюдаться, по крайней мере, в двух местах, то есть, например, и дома, и в школе;
  • проблемы должны приводить к страданиям или нарушения социального функционирования;
  • симптомы не могут быть частью любого другого нарушения, что означает, что у ребенок не должно быть диагностировано других нарушений поведения.

Поведенческие симптомы СДВГ

Поведенческие симптомы СДВГ – это повторяющееся агрессивное поведение , мятежность и антиобщественность поступков. Диагностические критерии предполагают сохранение симптомов в течение не менее 12 месяцев.

На практике, поведенческие симптомы принимают форму несоблюдения правил, использование ненормативной лексики, вспышек гнева, попадания в конфликты. Острая форма нарушения поведения включает в себя беспричинную ложь, любодеяния, кражи, стремление к побегу из дома, издевательства над другими, поджоги.

Сосуществование СДВГ и расстройств поведения оценивается на уровне 50-80%, а в случае серьезных нарушений поведения – в несколько процентов. С одной стороны, импульсивность и неумение предвидеть последствия своих действий, а с другой – трудности в установлении социальных контактов. Дети с СДВГ часто бунтуют и ведут себя агрессивно.

Дополнительным фактором риска является легкость попадания в «плохую компанию», которые нередко является единственной средой где может прижиться молодой человек с гиперактивностью. Как и в случае других осложнений СДВГ, необходима профилактика. Единственный шанс избежать сложного и рискованного поведения ребенка – своевременно назначенная терапия.

На что обратить внимание в поведении ребенка

Уже в раннем детстве у ребенка могут возникать определенные признаки, являющиеся предвестниками развития СДВГ:

  • учащенная речь или задержка развития речи;
  • колики;
  • неумение учиться на своих ошибках;
  • значительно увеличенное время выполнения обычных повседневных действий;
  • чрезмерная подвижность в момент начала прямохождения;
  • частые травмы, вызванные подвижностью ребенка.

Нужно иметь в виду, что перечисленные симптомы могут наблюдаться при многих других заболеваниях, не следует, поэтому, в случае их возникновения думать сразу о СДВГ. можно разделить на следующие этапы:

  • Этап 1 : Беседа с родителями, во время которой врач пытается определить возможные факторы риска, связанные с периодом внутриутробного развития плода. Задаваемые вопросы должны касаться также развития ребенка, его отношения с другими людьми в окружающей среде, а также возможные проблемы, возникающие в повседневной жизни.
  • Этап 2 : Разговор с учителем ребенка. Он направлена на сбор информации о его поведении в школе, об отношениях со сверстниками, возможных проблемах обучения. Важно, чтобы учитель знал ребенка дольше, чем полгода.
  • Этап 3 : Наблюдение ребенка. Это сложный этап исследования из-за нестабильности симптомов СДВГ и их изменчивость в зависимости от среды, в которой ребенок находится.
  • Этап 4 : Разговор с ребенком. Важно помнить, что он должен быть проведен во время отсутствия родителей, чтобы посмотреть, как ведет себя ребенок без их надзора.
  • Этап 5 : Диагностические тесты и анкеты, содержащие вопросы для родителей и учителей.
  • Этап 6 : Психологические тесты для оценки интеллекта, мелкой моторики, речи и способность к решению проблем. Они имеют определенное значение для исключения других заболеваний, имеющих симптомы СДВГ.
  • Этап 7 : Педиатрические и неврологические исследования. Важно, чтобы в ходе этих исследований были проверены зрение и слух.
  • Этап 8 : Кроме того, можно провести еще электронное измерение частоты и скорости движения глазных яблок для оценки гиперактивности или компьютерный тест постоянного внимания для оценки нарушения концентрации внимания. Однако, эти методы используются не регулярно и не везде доступны.

Что это?

Специалисты называют термином «СДВГ» неврологическое расстройство поведения, которое начинается уже в раннем детстве и проявляется в виде проблем с концентрацией внимания, повышенной активностью и импульсивностью. Синдром гиперактивности - это где возбуждение всегда преобладает над торможением.


Причины

Ученые педагоги и медики предполагают, что появление симптомов СДВГ зависит от влияния разных факторов. Так, биологические факторы делятся на пренатальный и постнатальный период.

Причинами возникновения органических поражений могут быть:

  • употребление в большом количестве в период беременности алкоголя и курения;
  • токсикозы и иммунная несовместимость;
  • преждевременные, затяжные роды, угроза выкидыша и попытка прервать беременность;
  • последствие наркоза и кесарево сечения;
  • обвитие пуповиной или неправильное предлежание плода;
  • стрессы и психологические травмы мамы во время беременности, нежелание иметь ребенка;
  • любые заболевания ребенка в период младенчества, сопровождающиеся высокой температурой, тоже могут влиять на формирования и развитие головного мозга;
  • неблагоприятное психосоциальное окружение и наследственная предрасположенность;
  • эмоциональные расстройства, повышенная тревожность, травмы.

Есть еще и социальные причины - это особенности воспитания в семье или педагогическая запущенность - воспитание по типу «кумир семьи».


На появление СДВГ влияет много социальных факторов, как самого ребенка, так и матери будущего малыша

Признаки

Как же определить родителям, есть ли гиперактивность у их ребенка. Думаю, на начальном этапе определения это сделать очень просто. Достаточно отметить те симптомы, которые присутствуют у вашего ребёнка на протяжении определенного времени.

Признаки невнимательности:

  • не любит шумные помещения;
  • ему трудно концентрировать внимание;
  • он отвлекается от выполнения задания, реагирует на внешние стимулы;
  • с большим удовольствием хватается за дело, но часто переходит от одного незавершённого действия к другому;
  • плохо слышит и не воспринимает инструкции;
  • испытывает трудности в самоорганизации, часто теряет свои вещи в садике или дома.


Гиперактивные дети отличаются особой невнимательностью

Признаки гиперактивности:

  • залезает на стол, тумбы, шкафы, на улице на деревья, заборы;
  • чаще бегает, крутится и вертится на месте;
  • во время занятий ходит по комнате;
  • наблюдаются беспокойные движения рук и ног, как бы подергивание;
  • если что-нибудь делает, то с шумом и криком;
  • ему постоянно нужно, что то делать (играть, мастерить и рисовать) не умеет отдыхать.


СДВГ также проявляется чрезмерной активностью у детей


Гиперактивность сказывается на неумении сдерживать эмоции

О синдроме СДВГ можно говорить только тогда, когда у вашего ребенка на протяжении очень долгого времени присутствуют почти все вышеперечисленные симптомы.

Умственная деятельность детей с синдромом СДВГ отличается цикличностью. Ребёнок может хорошо активно работать в течение 5-10 минут, затем наступает период, когда мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается, не слышит никого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов снова к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее внимание», отсутствие сосредоточения без дополнительной двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в «сознании».

Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети при помощи двигательной активности активизируют центры равновесия. Например, отклоняются на стуле назад так, что пола не касаются задние ножки. Если их голова будет неподвижна, у них снизится активность.

Как отличить СДВГ от избалованности?

Прежде всего, давайте вспомним, что все дети рождаются с уже заложенным матушкой природой темпераментом. И как он будет проявляться, зависит и от развития малыша, и от воспитания родителей.

Темперамент напрямую зависит от нервных процессов, таких как возбуждение и торможение. На данный момент существует четыре типа темперамента – это сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Главное, что родителям стоит знать, - чистых темпераментов не бывает, просто один из них преобладает в большей степени, чем другие.

Если ваш ребенок бывает подвижен, когда вы разговариваете со знакомыми на улице, или он закатывает истерики в магазине, а вы в это время заняты выбором продуктов, то это нормальный, здоровый, активный ребенок.

А вот о гиперактивности можно говорить только тогда, когда ребенок постоянно бегает, его невозможно отвлечь, в садике и дома поведение одинаковое. То есть иногда симптомы темперамента действительно могут перекликаться с симптомами синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.


СДВГ у детей распознается, как высокая двигательная активность, быстрая возбудимость и чрезмерная эмоциональность

Своим опытом о воспитании детей с СДВГ делятся родители в следующем видео.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  1. смешанный - это сочетание гиперактивности с нарушением внимания - встречается наиболее часто особенно у мальчиков;
  2. невнимательный - преобладает дефицит внимания, чаще встречается у девочек с бурной фантазией;
  3. гиперактивный - доминирует гиперактивность. Может быть последствием как индивидуальных особенностей темперамента детей, так и некоторыми нарушениями ЦНС.


Симптомы у детей разного возраста

Симптомы гиперактивности могут появляться еще до рождения ребенка. Такие дети могут быть очень активными в утробе матери. Чрезмерно подвижный ребенок - явление очень опасное, ведь его активность может спровоцировать обвитие пуповиной, а это чревато гипоксией.


У малышей до 1 года

  1. Очень активная двигательная реакция на разные действия.
  2. Чрезмерная крикливость и гипервозбудимость.
  3. Возможна задержка речевого развития.
  4. Нарушение сна (редко находятся в состоянии расслабления).
  5. Высокая чувствительность к яркому свету либо шуму.
  6. Следует помнить, что капризность малыша в таком возрасте может быть вызвана от неправильного питания, растущих зубов, колик.


У малышей 2-3-х лет

  • Неусидчивость.
  • Нарушения мелкой моторики.
  • Хаотичные движения малыша, а также их избыточность.
  • В этом возрасте признаки СДВГ активизируются.


У дошкольников

  1. Они неспособны сосредоточенно заниматься делом (дослушать сказку, доиграть в игру).
  2. На занятиях путает задания, быстро забывает заданный вопрос.
  3. Тяжело уложить спать.
  4. Непослушание и капризы.
  5. Малыши в 3 года очень упрямы, своенравны, так как этот возраст сопровождается кризисом. Но при СДВГ такие характерные черты усиливаются.


У школьников

  • Отсутствует сохранность внимания на уроках.
  • Отвечает быстро, не задумываясь, перебивает взрослых.
  • Испытывает неуверенность в себе, низкую самооценку.
  • Страхи и тревожность.
  • Неуравновешенность и непредсказуемость, перемены в настроении;
  • Энурез, жалобы на боль в голове.
  • Появляются тики.
  • Не способен длительное время спокойно долго ждать.


К каким специалистам обращаться за помощью?

Чтобы подтвердить такой диагноз, родители должны, прежде всего, обратиться к неврологу. Именно он, собрав весь анамнез, после проведенных обследований и анализов может подтвердить наличие СДВГ.

Детский психолог проводит психологическую диагностику при помощи различных опросников и методик обследования психических функций (памяти, внимания, мышления), а также эмоционального состояния ребенка. Дети данного типа часто бывают перевозбудимы и напряжены.

Если посмотреть их рисунки, то можно увидеть поверхностные образы, отсутствие цветовых решений или наличие резких мазков и нажимов. При воспитании такого малыша следует придерживаться единого стиля воспитания.

Для уточнения диагноза гиперактивному ребенку назначаются дополнительные анализы, так как за подобным синдромом могут скрываться и различные заболевания.


Для установки или опровержения диагноза СДВГ следует обратиться к специалисту

Коррекция и лечение

Реабилитация ребенка с СДВГ включает в себя как индивидуальное сопровождение, так и психолого-педагогическую и медикаментозную коррекцию.

Детский психолог и невролог на первом этапе проводят консультации, индивидуальные обследования, используются БОС-технологии, где ребенка учат правильно дышать.

В коррекции СДВГ должна взаимодействовать вся социальная и родственная среда гиперактивного ребенка: родители, воспитатели и педагоги.


Для лечения СДВГ у детей используются психологические приемы

Медикаментозное лечение является дополнительным, а иногда и основным методом коррекции СДВГ. В медицине детям выписывают ноотропные средства (кортексин, энцефабол), они благотворно влияют на активность головного мозга и эффективны в случаях невнимательности. Если же, наоборот, преобладает гиперактивные симптомы, то тогда применяют препараты, которые содержат гаммааминомаслянную кислоту, пантогам, фенибут, они отвечают за торможение процессов в головном мозге. Необходимо помнить, что все вышеперечисленные лекарства можно принимать только по назначению врача невролога.


Какие-либо медицинские препараты даются ребенку только по назначению врача

Родителям важно следить за питанием ребенка.

  • Обязательным является прием 1000 мг кальция, который необходим для развития растущего организма.
  • Потребность в магнии составляет от 180 мг до 400 мг в сутки. Он содержится в гречке, пшенице, арахисе, картофеле и шпинате.
  • Омега 3 - особый вид жирных кислот, который обеспечивает прохождение импульсов к клеткам сердца, головного мозга, поэтому он тоже важен при лечении СДВГ.

Главное - чтобы в питание малыша еще присутствовали такие витамины, как «холин» и «лецитин» - это защитники и строители нервной системы. Продукты, в которых содержится эти вещества очень полезны (яйца, печень, молоко, рыба).

Очень хороший эффект наблюдается после использование кинезиотерапии - это дыхательные упражнения, растяжки, глазодвигательные упражнения. Полезны будут и своевременные курсы массажа (ШОП) шейного отдела позвоночника, начиная с раннего возраста.

Полезна будет и песочная терапия, работа с глиной, крупой и водой, но эти игры должны проводиться под строгим контролем взрослых. Особенно если ребенок маленький. Сейчас на прилавках детских магазинов можно встретить готовые наборы для таких игр, например «Кинестетический песок», стол для игр с водой и песком. Наилучший результат может быть достигнут, если родители своевременно начнут лечение и коррекцию еще в раннем возрасте, когда симптомы еще только начинают появляться.

Полезные приобретения очень хорошо повлияют на психику ребенка


  • Научитесь соблюдать распорядок дня, для ребенка с СДВГ это очень важно, выполняйте все режимные моменты в одно и тоже время.
  • Создавайте ребенку комфортные условия, где он сможет во благо себе проявлять свою активность. Запишите в спортивные секции, кружки и плаванье. Оберегайте от переутомления, старайтесь, чтобы он высыпался.
  • Запрещая одно, взамен всегда предлагайте альтернативу. Например, дома нельзя играть с мячом, а на улице можно, предложите вместе поиграть.
  • Если есть возможность, родители могут посещать поведенческие программы, которые проводятся в центрах. Там их научат правильно взаимодействовать с детьми, поделятся секретами воспитания и развития таких детей. Также такие занятия проводятся и с детьми, как индивидуально, так и в групповой форме.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию, картинки с изображением действий.
  • Дети очень любят поглаживания, делайте друг другу массаж, рисуйте на спине руками.
  • Слушайте музыку. Давно доказано, что классическая музыка помогает детям сосредоточиться и сконцентрироваться.
  • В. Бетховен "Концерт для фортепиано с оркестром № 5-6" контролирует все части мозга вашего ребенка одновременно, стимулирует речевые навыки, моторность.
  • А. Моцарт: "Симфония № 40 соль минор" тренирует мышцы в ухе, звук активизирует моторные и слуховые функции.
  • Родители в домашнем окружении могут сами корректировать детей при помощи игр, направленных на тренировку одной функции.


Научитесь создать для ребенка с СДВГ комфортные условия


Полезные игры

Игры на внимательность

"Лови - не лови". Эта аналог на всеми любимой игры "Съедобное - несъедобное". То есть один игрок ведущий бросает мяч и произносит слово, например относящееся к животным, а второй участник его ловит или отбрасывает.

Можно еще поиграть «Найди отличие»; «Запрещенное движение»; «Слушай команду».


Игры для снятия эмоционального напряжения

  • "Прикоснись". При помощи игры вы учите ребенка расслабляться, снимать тревожность и развиваете его тактильную чувствительность. Используйте для этого разные предметы и материалы лоскутки ткани, меха, флакончики из стекла и дерева, вата, бумага. Разложите и на столе перед ребенком или сложите в мешочек. Когда он их внимательно рассмотрит, предложите ему с закрытыми глазами попробовать догадаться, какой предмет он взял или к нему прикасается. Интересны также игры «Ласковые лапки»; «Разговор руками».
  • "Торт". Предложите малышу испечь любимое пирожное, поиграйте с его воображением. Пусть ребенок будет тестом, изображайте приготовления теста используя элементы массажа, поглаживание, постукивание. Спрашивайте, какое приготовить, что добавить. Эта веселая игра расслабляет и снимает напряжение.

Сущность гиперактивности.

Гиперактивный (синоним - гипердинамичный)- тип характера отличается повышенным настроением, высокой степенью активности со склонностью разбрасываться, не доводить начатое дело до конца (Чистякова М.И.,1990).

Таких детей называли гиперактивными, гиперкинетическими, страдающими минимальной мозговой дисфункцией.

В последнее время вследствие широкой распространенности синдром дефицита внимания и гиперактивности(СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. Синдрому дефицита внимания и гиперактивности сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присущи:

· слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах;

· низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе;

Гиперактивные дети своим поведением с самого раннего детства как бы бросают вызов окружающему миру. Они не похожи на других детей, их поведение резко выходит за рамки привычного для детей их возраста. Часто они чувствуют себя отверженными, отделёнными от коллектива. Психологическое обследование выявляет у большинства из них повышенную тревожность, беспокойство, а также внутреннюю напряженность, переживание и чувства страха. Такие дети в большей степени, чем другие, подвержены депрессивному настроению, легко расстраиваются из-за неудач.

Внешне независимые, именно они в отличие от «тихих», психически устойчивых детей особенно нуждаются во внимании. Однако отсутствие навыков общения, привычка с вызовом принимать любую помощь приводит к тому, что своим поведением они её отвергают. (Кошелева А.Д. Алексеева Л.С.,1997).

Гиперактивного ребёнка можно сразу выделить из группы других детей по характерной позе, поведению «бойцовского петушка», готового броситься в драку .

Возникновение симптомов гиперактивности относят к началу посещения ребёнка детского сада (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребёнка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Максимальная выраженность проявлений гиперактивности совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей. Три года – начало активного развития внимания, памяти и речи. Форсированное повышение нагрузок в этом возрасте может привести не только к нарушениям поведения в виде упрямства и непослушания, но и к отставанию в нервно – психическом развитии. Возраст 6-7 лет – критический период не только для становления письменной речи, но также произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и других функций нервной высшей деятельности.


Основные признаки гиперактивности и их проявления.

Всеми авторами выделяются ведущие проявления (СДВГ): слабость торможения, двигательная расторможенность, неусидчивость, повышенная возбудимость. Обязательные симптомы: неустойчивость внимания, отвлекаемость, повышенная истощаемость, различной степени выраженности нарушение целенаправленной деятельности. Особенностью мышления гиперактивных детей, является то, что для них надолго, до 6-8 лет, ведущим остается наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы что-то понять, им необходимо потрогать, подвигать. Не видя цели, дети не могут держать в памяти определенную последовательность действий, поскольку она для них внутренне не определена, отсюда хаотичность, отвлечение на другие занятия, неумение работать по образцу. Наглядно-образное, а тем более вербально-логическое мышление у таких детей еще не развито. Деятельность гиперактивных детей нецеленаправленна, маломотивирована и не зависит от ситуации – они подвижны всегда.

Основным симптомом, гиперактивности, является признак «нарушения внимания»: ребёнок не может сконцентрироваться более или менее продолжительное время на каком – либо занятии, его внимание перескакивает с одного предмета на другой. Такие дети, не достигнув результата, часто бросают занятие.

Когда говорят «дефицит внимания», то под этим понимают неспособность сконцентрировать внимание в течение короткого периода времени.

Ребёнок не только не способен завершить выполнение поставленной перед ним задачи, но и небрежен в её выполнении. Такое поведение обычно менее заметно в ситуации «один на один» или в условиях обычного окружения.

Гиперактивность детей характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, всё время бегают, крутятся, пытаются, куда то забраться. Гиперактивность проявляется не просто избыточной двигательной активностью (которая может отмечаться даже во время сна), но даже беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий, требующих усидчивости. Деятельность гиперактивных детей нецеленаправленна, маломотивирована и не зависит от ситуации – они подвижны всегда, хотя к концу дня вследствие общего утомления «сверхактивность» выражается в истериках, беспричинных приступах раздражения, плаксивости.(24).

Так, в детском саду и школе они могут мешать педагогам, отвлекать сверстников и провоцировать их правильное поведение во время занятий. Важно учитывать то, что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми ребёнок обычно не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивности во время консультации специалистом при первой встречи с ребёнком и родителями.

Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностъю мелкой моторики и навыков самообслуживания. Дошкольники и младшие школьники нередко испытывают сложности, когда застёгивают пуговицы и завязывают шнурки, а также при занятиях конструированием, лепкой и рисованием. (Заваденко.Н.Н.,2000. Уэндер. Р.,1997. Шейдер. О.,1998).

Могут отмечаться также нарушения пространственной координации, проявляющиеся в неловкости, неуклюжести. Они как бы не «вписываются» в пространство, натыкаются на углы, часто идут на пролом, не обращая внимания на препятствия.

Чрезвычайно важным для понимания природы гиперактивного поведения и для коррекции его проявлений являются нарушения эмоциональной сферы. Прежде всего, это чрезмерная возбудимость и импульсивность. Ребёнок проявляет повышенную эмоциональную активность, которая выражается в повышенной болтливости. Для детей с гиперактивностью характерна частая смена настроения. Они легко переходят от слёз к смеху, быстро забывают свои неудачи.

Непоследовательность и непредсказуемость в поведении делают гиперактивных детей нежелательными членами детского коллектива. Как правило, у них нарушены отношения, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Кроме нарушений внимания, повышенной двигательной активности и импульсивности для гиперактивных детей характерны чрезмерная болтливость, раздражительность, инфантильное поведение, излишняя капризность. (Кошелева А.Д. Алексеева Л.С.,1997).

Проявление гиперактивности очень многообразны, разными авторами отмечается до 100 особенностей. Приведём частоту встречаемости основных признаков синдрома. На первом месте стоят нарушения внимания – частота проявления составляет от 96 до 100%, затем повышенная двигательная активность – от 80 до 84%, импульсивность – 63 – 84%. В 80 – 90% случаев ребёнку трудно усидеть на месте, он не заканчивает начатое дело, прерывает и вмешивается в разговор взрослых. В 73% случаев для него характерна частая смена деятельности, проблемы с учёбой отмечаются в 80% случаев; имеются затруднения в плане социального развития – в 64% случаев, наблюдается болтливость – в 47%случаев; отмечаются нарушения сна – в 21% случаев.

По выраженности симптомов гиперактивность классифицируют на три группы: лёгкую, среднюю и тяжёлую. При лёгкой форме симптомы выражены в минимальной степени, не наблюдается нарушений в школьной и социальной жизни. При тяжёлой форме заболевания выявляется множество симптомов в значительной степени выраженности, имеются серьёзные учебные трудности, проблемы в социальной жизни. Средняя степень - это симптоматика между лёгкой и тяжёлой формами. Таким образом, гиперактивность - патология психического развития личности ребёнка, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции психологической, медицинской и педагогической. Но это состояние имеет более оптимистичные возможности реабилитации, если она проводится в возрасте 5-10 лет.

Причины и факторы, предшествующие гиперактивности.

Причины и механизмы развития гиперактивности сложны и остаются не достаточно выясненными, несмотря на большое количество исследований. Для объяснения возможных механизмов его развития предложены нейроморфологические, генетические, нейрофизиологические, социально – психологические и другие концепции.

В каждый возрастной период существуют поводы к характерным отклонениям в развитии ребёнка и специфическим нарушениям поведения. Начало и развитие многих отклонений в старшем возрасте подготавливаются в ранние периоды развития. Ввиду этого необходимо рассмотреть эти особенности.

Первый год жизни ребёнка – это возрастной период самого сильного и неудержимого стремления к развитию и одновременно это период самой большой беззащитности. Всю жизнь ребёнок и его развитие в целом зависят от забот взрослых.

Недоношенность представляет собой опасность для его развития и кроет в себе серьёзный риск для будущих отклонений. Источником легкой ранимости психического развития в грудном возрасте является часто нарушаемое эмоциональное равновесие у ребёнка и создание эмоционального не равновесия. Причиной этого считается отсутствие или недостаточность положительных эмоциональных воздействий со стороны взрослых, заботящихся о нём.

Ранний детский возраст – это возраст от 1 до 3 лет. В этом возрасте отношение ребёнка к миру, интерес ко всему, что его окружает, что он видит и слышит, определяются, прежде всего, чувствами, которые они порождают в нём. В этом возрасте ребёнок испытывает глубокую, настоящую необходимость в горячей любви близких людей и это помогает ему легко и быстро привязаться к ним и ко всему, что связано с ними. Наоборот, усвоение даже самых обычных проявлений человека – ходьбы и разговора, очень сильно замедляется, если ребёнок лишен присутствия и тёплого отношения любящих его людей..

Очень часто при наличии некоторых нарушений поведения детей старшего возраста, начало обнаруживают в недостаточном эмоциональном воздействии и неудовлетворённости в раннем возрасте.

Другим поводом может быть перенесение внимания родителей на второго ребёнка.

Ещё одной особенностью возраста, с которой легко можно связать возникшие отклонения в поведении ребёнка, является характерный для этого периода негативизм – противодействие воли взрослого. Ребёнок, который в грудном возрасте находился в полной подчинённости и зависимости от взрослых, на втором и третьем году жизни уже может самостоятельно ходить. Он уже не нуждается в чужой помощи. Вполне естественно, что он испытывает свои силы и хочет проявить себя как самостоятельное существо и делать всё сам.

Ему хочется ходить, действовать, менять всё, а взрослый не позволяет это делать. Создаются конфликты, которые не всегда заметно, иногда очень резко могут нарушить правильный ход развития ребёнка.

Психологи и педагоги Тамбиев А.Э и Медведев С.Д определяют этот период – как начало кризиса в развитии, когда ребёнок переходит к самостоятельности. Любое стремление взрослых подчинить или даже «сломить» упорство ребёнка, как и игнорирование этого проявления, может стать причиной того, что ребёнок или становится необузданным, или же его воля будет сломлена и угнетена.(35).

Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6 лет. Этот возраст характеризуется как период игр. Игра для ребёнка дошкольника является неисчерпаемым источником радости и удовольствия.

При умении наблюдать за игрой ребёнка можно установить и некоторые недостатки в развитии, некоторые нарушения поведения.

Все точки зрения на причину и течение гиперактивности можно объединить в три большие группы: биологические, генетические и социально-психологические.

Сторонники первой группы причин – биологических – считают, что существует достоверная связь заболевания с органическими поражениями головного мозга, возникающими во время беременности и родов, а также в первые годы жизни.

Биологические факторы заболевания по времени их воздействия подразделяют на (пре-)перинатальную и раннюю постнатальную патологию.

К факторам перинатальной патологии могут быть отнесены токсикозы во время беременности, обострения хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания во время беременности, принятие больших доз алкоголя и курение матери во время беременности, травмы в области живота, иммунологическая несовместимость по резус-фактору, попытки прервать беременность или угроза выкидыша. На ещё не родившегося ребёнка влияют также и психосоциальные факторы: стрессы и психотравмы, испытываемые матерью, а также нежелание иметь данного ребёнка .

Любые заболевания в младенчестве, сопровождающиеся высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств, могут отрицательно сказываться на созревании мозга, которое продолжается вплоть до 12 лет. Сотрясения, сильные ушибы и травмы головы могут серьёзно нарушить деятельность мозга в любом возрасте.

Биологические факторы играют решающую роль в первые два года жизни ребёнка. Развитие ребёнка во многом определяется характером его окружения, прежде всего в семье. Большое влияние оказывает психологический микроклимат в семье: ссоры, конфликты, алкоголизм, аморальное поведение родителей отражаются на психике ребёнка. Значение имеют и особенности воспитания – гиперопека, эгоистическое воспитание по типу «кумира семьи» или, наоборот, педагогическая запущенность, как уже говорилось ранее, могут стать причиной развития психопатологии. Не последнюю роль играют бытовые условия проживания и материальная обеспеченность. У детей из семей с высоким социально-экономическим статусом последствия (пре-) и перинатальной патологии исчезают к моменту поступления в школу, тогда как у детей из неблагополучных в этом отношении семей они продолжают сохраняться.

В пользу наследственной природы гиперактивности свидетельствуют результаты генеологическх исследований. С развитием молекулярной генетики наследственная концепция о гиперактивности получила новые подтверждения.

Были обнаружены нарушения нескольких генов, связанных с симптомами заболевания.

Однако поиски определённого гена, вызывающего данное расстройство поведения и внимания, пока не увенчались успехом.

По мнению многих исследователей, важную роль в формировании гиперактивности играют социально-психологические факторы, в том числе внутрисемейные и внесемейные. Влияние биологических факторов, имеет решающее значение в младшем возрасте, но затем возрастает роль социально-психологических факторов, и, прежде всего внутрисемейной ситуации.

Заваденко Н.Н. в своих исследованиях отмечал влияние следующих негативных внутрисемейных факторов 10.

Воспитание в неполных семьях (отсутствие отца, матери или обоих родителей);

Повторный брак у родителей;

Частые конфликты в семье;

Различные подходы к воспитанию ребёнка у родителей;

Низкий уровень образования у матери и/или отца;

Продолжительная разлука с родителями;

Тяжелое длительное заболевание;

Смерть одного из родителей;

Алкоголизм или наркомания у родственников;

Низкая материальная обеспеченность семьи;

Неблагоприятные бытовые условия.

У каждого ребёнка свой собственный путь развития, но наряду с большими индивидуальными различиями, у детей одного и того же возраста есть нечто общее, благодаря которому они похожи друг на друга. Это их возрастные особенности.

Переход от одного возрастного периода в другой часто сопровождается и характеризуется известными кризисными состояниями в развитии, при которых преобладает неустойчивость психики и поведения: ребёнок как бы утрачивает прежний способ отношения к окружающему миру и к самому себе и начинает вырабатывать для себя новый стереотип.

Эмоциональная связь ребёнка с членами семьи нарушается при этом, и, прежде всего с матерью. Учитывая влияния на психику ребёнка внутрисемейных отношений, рассмотрим это подробнее.

Семья даёт ребёнку то, что не может дать ни какой другой социальный институт, - интимно-личностную связь и исходное единство с родными, а потому природа детско-родительских отношений имеет первостепенное значение для психического здоровья детей..

Важнейшая особенность семейного воспитания – его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Из множества составляющих семейного воспитания (таких как эмоциональные стереотипы поведения, супружеские и родительско-детские отношения и т.п.) проблема материнского отношения является ключевой. Рассмотрим влияние материнских отношений подробней.

Материнские отношения и их влияние на возникновение гиперактивности.

Материнское отношение как сложное, системно организованное качество поведения матери является результатом взаимодействия многочисленных мотивационных отношений. Среди них наиболее значимы:

Совокупность ранее сложившихся у матери установок и ценностных ориентации как устойчивых конструктов (основ) сознания, прежде всего в отношении ребёнка;

Особенности сложившейся структуры личности матери или отдельных черт её личности, опосредствующие появление у неё тех или иных установок и ориентации, например рационализм или эгоистичность либо, наоборот, высокая чувствительность, эмпатийность, внушаемость;

Наконец, система мотивационных отношений как результат конкретных способов взаимодействия, которые осуществляются как ситуативный двусторонний контакт, обусловленный актуальным состоянием ребёнка и актуальным состоянием матери и оказывающий влияние на исходные установки матери.

Безусловно, важную роль играет и ряд других факторов, например социокультурное окружение, особенности супружеских отношений, индивидуально-психологические особенности развития ребёнка.

В центре внимания должны быть две группы параметров:

1. Характер действия матери, адресованных ребёнку.

2. Характер эмоциональных переживаний матери, вызванных взаимодействием с ребёнком.

Кошелева А.Д. и Алексеева Л.С. дают определение материнским отношениям – это, прежде всего выраженность эмоциональной взаимосвязи матери и ребёнка и её качественные особенности. И с этой точки зрения выделяют параметры материнских отношений:

Выраженность в поведении матери эмоций, адресованных ребёнку, и их модальностные характеристики (например, поддержка, подавление, отвержение или агрессия);

Эмоциональность матери в целом (неэмоциональна, эмоциональна, но уравновешена, аффективна, конфликтна);

Психологическая дистанция между матерью и ребёнком, прежде всего эмоциональная, потом пространственно-физическая;

Особенности доминирующих действий, обеспечивающих реальное взаимодействие с доминирующими эмоциональными переживаниями (вербальный контакт, тактильный контакт и зрительный, игровое взаимодействие и т.д.);

Способность матери к поддерживанию комфортного состояния ребёнка в условиях стресса (может ли защитить при столкновении с опасностью, агрессивной средой, умеет ли распределять собственные эмоции между ребёнком, средой и другими людьми).

Эти параметры позволяют выделить четыре типа материнского отношения:

I тип – эмоционально поддерживающее и принимающее;

II тип – эмоционально подавляющее;

III тип – эмоционально отвергающее;

IV тип – жёстко агрессивное.

Роль семьи, и, прежде всего эмоциональной связи с ребёнка с матерью, в закреплении, а иногда и в возникновении гиперактивности как определённого способа взаимодействия ребёнка с миром чрезвычайна высока. Именно неудовлетворённость ребёнка общением с близкими взрослыми часто является причиной такого поведения, ибо взрослый для дошкольника – центр его эмоциональной жизни: отношений, контактов с другими людьми, привязанностей.

Во многих семьях гиперактивные дети находятся под неослабным контролем матери. Они контролируют, делают много указаний, но менее ласковы к детям, мало поощряют и хвалят их.

В некоторых случаях дети с гиперактивностью могут провоцировать родителей к резко агрессивным реакциям, особенно если сами родители неуравновешенны и неопытны. Гиперактивность у детей может быть выражена из-за недостаточного или неадекватного воспитания, а с другой стороны, ребёнок с гиперактивностью сам создаёт условия, которые становятся причиной трудностей взаимоотношений в семье.

Гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического и эмоционального контакта с матерью. Из-за отсутствия этих важных контактов чаще всего и возникают нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм. А они, в свою очередь, отражаются на умении ребёнка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным, переключатся на другое. Раннее выявление гиперактивности позволяет своевременно проводить профилактические и коррекционные мероприятия.

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей, учебной деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определённого результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия: неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребёнка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

Анализ каждого конкретного случая гиперактивности – это объёмная, в том числе и по времени, работа, требующая определённой организации. Важно соблюдать последовательность этапов изучения:

1) анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, а также имеющихся сведений от врачей, воспитателей, учителей, других заинтересованных в ребёнке лиц (метод получения «независимых характеристик»);

2) беседа с родителями, направленная на сбор сведений о предшествующих этапах развития ребёнка, его здоровье, внутрисемейных ситуациях и отношениях, обстоятельствах социально-бытового плана;

3) информация из других учреждений, включая предшествующие обследования (если они имеются);

4) сведения о состоянии здоровья ребёнка к моменту обследования;

5) наблюдения за ребёнком в домашней, школьной обстановке или в условиях центра;

6) эксперементально-психологическое обследование, совокупный анализ всех полученных материалов с обсуждением различными специалистами.

Важным дополнением к обследованию служат анализ продуктов деятельности ребёнка (рисунки, школьные тетради, поделки, предметы увлечений, игрушки, коллекции и т.п.), а также результаты изучения личности родителей.

В соответствии с общей схемой возрастно-психологического анализа психолог группирует полученные сведения в следующие четыре раздела:

Информация об истории развития гиперактивного ребёнка и состояния его здоровья;

Сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растёт ребёнок (семья, группа д/с, другие учреждения, которые он посещает);

Особенности поведения и деятельности ребёнка (в процессе обследования, в семье, д/с, школе, иных ситуациях);

Дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребёнка.

Полученная информация позволяет психологу-консультанту дать общую оценку развития гиперактивного ребёнка, описать степень его трудностей, оценить степень их сложности и глубины, выделить факторы, связанные с появлением указанных трудностей, определить сферы воздействия с целью устранения или ослабления остроты проблемы. Основываясь на этих сведениях, психолог разрабатывает коррекционную программу или предложения по психотерапии.

Все перечисленные виды и источники информации имеют самостоятельное значение и предполагают специфические средства и методы её получения. К ним можно отнести: наблюдение, беседу, эксперементально-психологические методики и тесты, пробы на совместную деятельность ребёнка и взрослого, обучающие методики, опросники и многие другие. Всем им присущи особенности применения в практике консультирования родителей.

Первая задача, встающая перед практическим психологом, когда он приступает непосредственно к обследованию гиперактивного ребёнка, состоит в установлении хорошего взаимопонимания с ним. Без достаточного интереса и внимательного отношения ребёнка как к ситуации в целом, так и к самому специалисту трудно рассчитывать на получение достоверных результатов. Именно поэтому важно расположить ребёнка к себе, снять у него возможную тревожность, постараться создать настроение, которое поможет ему наиболее полно раскрыть свои возможности. Это начальная стадия процедуры обследования необходима независимо от того, будет ли оно в дальнейшем проводиться с помощью стандартизированных или клинических тестов. (Заваденко Н.Н.,2000).

Обследованию гиперактивного ребёнка следует придавать характер обыкновенной игры или беседы. Ни в коем случае нельзя подчёркивать особое значение процедуры, её необычность. Необходимо дать время ребёнку освоится в новой ситуации, привыкнуть к помещению, рассмотреть вместе с ним всё то, что привлекло его внимание. Важно обращаться к ребёнку по имени, не забыв также сразу назвать себя. Объяснив цель контакта, надо включить его в ситуацию обследования, предложив посмотреть книжки с картинками или несложную, но интересную игрушку. Недопустимо спешить с началом обследования и задавать интересующие специалиста вопросы до того, как гиперактивный ребёнок освоится в непривычной ситуации.

Учитывая трудности установления контакта с гиперактивными детьми, для начала можно прибегнуть к совместной с ребёнком деятельности – рисованию или игре. Избежать некоторых распространённых ошибок при проведении обследования гиперактивных детей помогут следующие рекомендации:

не следует ради обследования отрывать ребёнка от интересной для него деятельности. Даже подчинившись, он не проявит заинтересованности, станет работать торопливо, рассеянно, и в итоге результаты будут искажены;

Обследование обязательно должно проходить в специально оборудованном помещении, тихой светлой комнате, лишенной ярких, необычных предметов, которые отвлекают ребёнка;

Общий темп обследования должен быть приспособлен к индивидуальным особенностям ребёнка, предусматривать быструю смену разнообразных заданий.

Психолог должен точно знать перечень диагностических симптомов гиперактивных детей, который включает в себя, как правило, достаточно большое количество признаков.

Согласно руководству Американской психиатрической ассоциации, опубликованной в четвертом издании « Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям (1994)- диагностика гиперактивности проводится по двум измерениям: нарушение внимания и гиперактивность/ импульсивность.

Диагностические критерии гиперактивности

Измерение Признак
1 .Нарушение внимания. 1. Ребёнок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности. 2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр. 3. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 4. Не может до конца закончить поставленную задачу. 5. Слушает, но кажется, что не слышит. 6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания. 7. Плохо организован. 8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки). 9. Забывчив.
II. Гиперактивность/ Импульсивность. Гиперактивность: 1. Ребёнок суетлив. 2. Не способен усидеть на одном месте. 3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ёрзает на своём месте). 4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. 5. Всегда нацелен на движение. 6. Болтлив. Импульсивность: 1. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос. 2. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 3. В разговоре часто прерывает, мешает (пристаёт) окружающим.

Для подтверждения гиперактивности необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом измерении. При наличии повышенной невнимательности (присутствия шести и более признаков из 1 измерения) и при частичном соответствии критериям гиперактивности и импульсивности используется диагностическая формулировка «синдром дефицита внимания с преобладанием нарушений внимания». При наличии повышенной реактивности и импульсивности (т.е. шести и более признаков из II измерения) и при частичном соответствии критериям нарушений внимания используется диагностическая формулировка «синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности». В случае полного соответствия клинической картины одновременно всем перечисленным в таблице критериям ставится диагноз «сочетанная форма синдрома дефицита внимания».

При диагностике необходимо также обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны:

Появляться до 8 лет;

Наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребёнка (в школе и дома);

Не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и других каких-либо нервно- психических расстройств;

Должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию».

Психолог беседует с родителями и другими членами семьи, наблюдает за ребёнком во время занятий и игр.

В ходе психологического обследования проводится оценка уровня развития когнитивных функций (внимания, памяти, мышления), а также эмоциональных особенностей и двигательной сферы. Обращается внимание на личностные особенности ребёнка. Оценивается степень развития школьных навыков и социальные условия жизни.

При проведении тестирования необходимо иметь в виду, что гиперактивные дети обладают повышенной отвлекаемостью и умственной утомляемостью. Занятия не должны превышать 40-50 минут (с учётом одного перерыва). Обследование может занимать несколько дней.

Однако окончательный «диагноз» ставится лишь после проведения дифференциальной диагностики.

Дифференциальная диагностика гиперактивности затруднена из-за большого числа сочетающихся расстройств и патологических состояний, при которых его симптомы наблюдаются в качестве вторичных проявлений. Среди сочетающихся расстройств при гиперактивности называют трудности в учёбе, поведенческие расстройства, тревожность и депрессию, языковые, коммуникативные, координационные нарушения. (Брязгунов.И.П. Касатикова Е.В.,2001).

Наличие выше перечисленных расстройств в сочетании с гиперактивностью имеют неблагоприятный прогноз и большой процент сохранения во взрослом возрасте.

Обычно родители не знают, что делать с ребёнком, и разногласия по этому поводу приводят к новым конфликтам. Вот почему очень важно помочь родителям разобраться в поведении ребёнка, причинах имеющихся у него трудностей, развеять заблуждения, объяснить, на что реально можно надеяться и как правильно вести себя с ребёнком. Добиться исчезновения таких симптомов, как гиперактивность, импульсивность и невнимательность, в короткие сроки (несколько месяцев и даже лет) не представляется возможным. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребёнка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность, не мало важные признаки гиперактивности, могут оставаться у него на долгие годы и даже сохранятся, когда он станет взрослым. Однако и их возможно в значительной степени преодолеть, но при этом от родителей потребуется немало сил, терпения, мудрости.

В воспитании ребёнка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, а с другой – постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить. В сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебаний настроения родителей оказывают на ребёнка с гиперактивностью гораздо более глубокое негативное воздействие, нежели на здоровых детей.

Родителям детей с таким типом поведения нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть чётко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Ребёнка необходимо поощрять за целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалит в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. При этом невозможно требовать от него планомерного выполнения сложных заданий, которые могут оказаться по плечу его здоровым сверстникам. На примере более простых дел нужно учить ребёнка правильно распределять свои силы, не бросаться от одного занятия к другому, на наглядных повседневных примерах показывая, как поэтапно прийти к желаемому результату. В ходе подобных тренировок гиперактивным детям нужны поддержка, поощрения, помощь в том, чтобы не упустить из виду конечной цели.

Простые средства типа распорядка дня, списка необходимых дел, записок с напоминаниями (их можно дополнить, например, весёлыми рисунками, заранее сделанными родителями вместе с ребёнком, отразив в них порядок предстоящих дел) прививают ребёнку навыки планирования и организации собственной деятельности. Не надо скупиться на поощрения и небольшие призы, если ребёнок правильно себя вёл и сумел успешно выполнить новые и более трудные задания. Хорошие отношения, установившиеся между ребёнком и родителям, когда он видит их любовь и испытывает чувство вины за непослушание, способствуют тому, что ребёнок начинает лучше контролировать своё поведение.

Обстановка дома должна быть доброжелательной и спокойной. Насколько это возможно, вокруг ребёнка не должно быть отвлекающих и раздражающих предметов, для него желательна отдельная комната с преобладанием в интерьере спокойной цветовой гаммы. Поведение ребёнка будет более последовательным и уравновешенным, если родители следят за его режимом дня. Лучше, если его жизнь будет строиться по стереотипному распорядку, чтобы ребёнок строго в определённое время питался, делал уроки, играл, выполнял доступную для него работу по дому, смотрел телепередачи и.т.д.

Необходимо оберегать ребёнка от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. В частности, не следует брать его с собой в места, где собирается много людей и куда ему ходить необязательно – на рынки, в большие магазины, рестораны. Во время игр со сверстниками лучше ограничивать ребёнка лишь одним партнёром и избегать беспокойных, шумных приятелей.

Межличностные отношения дошкольников с гиперактивностью.

В современной психологии показана важная роль общения в становлении личности человека. Именно в общении формируется отношение ребенка к окружающим, к деятельности, к самому себе.

Общение как источник эмоционального развития детей зависит от содержания межличностных отношений, эмоциональной близости партнеров.

«Общение – важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека,- писал Б.Ф. Ломов. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей. Этими условиями определяется уровень эмоциональной напряженности, в этих условиях осуществляется и эмоциональная разрядка.

Одна из функций общения состоит в социальном утверждении личности, в утверждении собственного «Я». За последние годы в исследованиях получены данные, свидетельствующие о том, что общение со сверстниками играет важнейшую роль в становлении регуляторных процессов, самооценки.

В разные возрастные периоды у ребенка появляется желание занять определенное положение в семье и среди сверстников. Удается ли занять ребенку удовлетворяющее его положение в значимых для него отношениях, небезразлично для всего дальнейшего развития человека.

Гиперактивные дети часто не понимают причины возникающих у них сложностей во взаимоотношениях со сверстниками. Они упорно пытаются наладить отношения, стремятся к сверстникам. Лезут, дерутся, демонстрируют себя. Поэтому у них постоянно возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе со сверстниками, родителями, педагогами. В детском саду они более разговорчивы, чем их сверстники, и более склонны к началу общения. Но невнимательность гиперактивных детей, часто возникающее желание заняться чем-то другим, приводит к тому, что они оказываются не слишком хорошими партнерами. В результате, они не могут долго играть и успешно общаться со сверстниками.

В коллективе такой ребенок служит источником постоянного шума и беспокойства. Все это приводит к конфликту, он становится отвергнутым в своем коллективе. Сталкиваясь с подобным отношением, гиперактивный ребенок часто сознательно выбирает для себя роль шута, надеясь наладить отношения со сверстниками.

В домашних условиях гиперакивные дети не способны ответственно относится к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям. Большинству таких детей свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах и низкая самооценка.

Оценка гиперактивных детей сверстниками.

Во время общения неизбежно, осознанно и неосознанно оценивается партнер: насколько он интересен, приятен и полезен. На основе таких оценок складываются взаимоотношения между детьми. Образная оценка ребенком своего сверстника складывается на основе реальных отношений с ним, общих действий или присматривания друг к другу.

Маленькими они кажутся забавными проказниками с излюбленным словечком «нет». Но становясь старше, проказник превращается в «проблемного» ребенка, и его выходки уже не вызывают улыбки. Непоседа удостаивается звания «гиперактивный», и его поведение начинает угнетающе действовать на окружающих. Отношения между такими детьми и их родителями с годами становятся натянутыми и враждебными.

Неадекватное поведение, плохие оценки в школе, дерзость и неудержимая активность — не спешите ругать свое чадо и постоянно его одергивать.

Быть может, ребенок страдает синдромом дефицита внимания и отчаянно нуждается в помощи доктора.

Немного истории

Хотя в России, вслед за американскими и европейскими исследователями, диагноз «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) начали ставить всего лишь десятилетие назад, впервые подобные нарушения поведения детей были описаны в 1845 году Генрихом Хоффманом, врачом-психиатром из Германии. С тех пор аналогичной симптоматикой занималось множество исследователей во всем мире, и лишь в 1994 году впервые был предложен и закреплен современный термин заболевания.

Что такое синдром дефицита внимания

Многолетние исследования доказывают, что от 5% до 15% школьников чрезмерно активны и испытывают нешуточные сложности в обучении. Они не могут скоординировать свое внимание на объяснении педагога, им неимоверно трудно сохранять спокойствие и усидеть на месте в течение урока и, как результат, полученные оценки вызывают вполне понятное огорчение родителей. Главными признаками синдрома дефицита внимания являются:

— почти полное отсутствие внимания, неспособность сконцентрировать его в нужный момент;

— неусидчивость и гиперактивность, таких детей считают проблемными и непослушными;

— импульсивность — чересчур быстрая реакция не дает оценить возможные риски или адекватно выполнять поставленные перед ними задачи.

Наиболее подвержены отклонениям в поведении мальчики — среди страдающих этим заболеванием их в 4-9 раз больше, чем девочек. Каждый больной ребенок имеет свои индивидуальные проявления недуга, однако для всех характерной чертой является сложность контроля внимания, активности и сдержанности.

Причины синдрома дефицита внимания у детей

Несмотря на многочисленные исследования, точная причина недуга до сих пор не названа. Но специалисты вполне обоснованно полагают, что факторами возникновения недуга служат:

1. Генетическая предрасположенность.

2. Курение и употребление алкоголя во время беременности.

3. Преждевременные роды.

4. Инфекционные заболевания головного мозга и его травмы в раннем детстве.

Доказано, что недуг развивается при дефиците в головном мозге дофамина и норадреналина, поэтому крайне важно поставить правильный диагноз и пройти курс необходимого лечения.

Как распознать синдром дефицита внимания у детей

К сожалению, российские врачи не всегда могут поставить правильный диагноз. Часто синдромом дефицита внимания называют умственную отсталость или детскую психопатию, а порой диагноз СДВГ ставят даже больным с явными признаками шизофрении. Конечно, трудно распознать данное заболевание, ведь практически все дети в определенном возрасте чересчур активны и не слишком внимательны на уроках. Поэтому для постановки правильного диагноза следует тщательно и подробно проанализировать имеющиеся симптомы.

1. Невнимательность

Ребенок, обладающий нормальным интеллектом, просто не в состоянии сконцентрироваться на задании или объяснении учителя. Необходимость выполнения какого-либо действия в течение продолжительного времени вызывает скуку и потерю интереса. Выполнение обязательных действий откладывается на потом, повседневные обязанности не выполняются, желание выполнить несколько дел одновременно заканчивается полным фиаско. Почти 90% детей, страдающих СДВГ, из-за трудностей с обучением имеют проблемы с усвоением материала и оценками. Им тяжело вникнуть в смысл речи собеседника, они часто теряют свои вещи, а ошибки в контрольных работах делают из-за невнимательности. Таким детям крайне сложно работать самостоятельно, поэтому выполнения домашних заданий они стараются избежать любыми способами.

2. Гиперактивность

О таких детях говорят, что «у них внутри моторчик» — они излишне общительны и непоседливы, им трудно усидеть на одном месте, руки и ноги находятся в постоянном движении, а стремление залезть куда-то побеждает здоровый смысл. Часто болтливые и непоседливые, дети не могут заниматься на досуге спокойными играми, проявляя бесцельную двигательную активность. С возрастом эти симптомы постепенно уменьшаются и сходят на нет, хотя это отнюдь не означает выздоровления.

3. Импульсивность

Очень опасный признак, так как часто приводит к несчастным случаям. Дети с СДВГ беспечны и невнимательны, не способные выслушать указаний к совершению действия. Иногда создается впечатление, что они совершенно не думают перед тем, как сделать что-либо. Не могущие просчитать негативные последствия своих действий, они совершают рискованные и необдуманные поступки — способны выскочить на дорогу с мчащимися автомобилями или злорадно уничтожить чье-то имущество, демонстрируют сверстникам смелость опасными и рискованными действиями.

Отличительная черта поведения таких детей на уроке — стремление ответить на заданный учителем вопрос, не выслушав его до конца. Причем в ответе будет содержаться первая, пришедшая в голову, мысль. Разговаривая с друзьями, они постоянно перебивают других, стремясь высказать свою точку зрения. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания, не способны отказаться от желанной вещи или действия — захотев что-либо, они должны получить это немедленно.

Если рассматривать признаки недуга в разных возрастных группах, можно заметить, что:

— дошкольники непоседливы, беспокойны и непослушны;

— школьники забывчивы, находятся в непрерывном движении, неагрессивны;

— подростки испытывают чувство депрессии и тревоги, преувеличивают жизненные трудности и не способны бороться с ними, склонны совершать действия назло близким или друзьям.

В некоторых случаях синдром дефицита внимания сопровождается враждебностью, умышленным непослушанием, буйством или плаксивостью, отсутствием желания общаться со сверстниками. Иногда сопутствовать заболеванию могут тики — подергивание головы или мышц лица, сопение или неожиданные вскрики. Это пугает окружающих детей, и ребенок может остаться без общения со сверстниками.

Диагноз СДВГ поставлен, что дальше?

Если махнуть рукой на поставленный доктором диагноз и отказаться от лечения в надежде на «перерастет!», можно обречь свое чадо на не совсем успешное будущее. Проявления болезни со временем становятся не столь яркими, однако СДВГ в самостоятельной взрослой жизни будет причиной плохой памяти, неспособности планирования своих действий, низкого уровня профессиональной деятельности. Кроме того, больные с диагнозом синдром дефицита внимания склонны к различным видам зависимости и тяжелым формам депрессии.

Лучшим вариантом лечения СДВГ является комплексный — психологическая коррекция в сочетании с лекарственными препаратами. Порой невыносимое поведение собственного любимого чада заставляет мамочку испытывать чувство вины за неправильное воспитание. Однако важно понимать, что всему виной коварная болезнь, которую можно и нужно победить. Эффективное лечение вернет спокойствие в семью и обеспечит ребенку нормальную полноценную жизнь.

У ребенка синдром дефицита внимания — как вести себя родителям

Порой родители возмущены поставленным диагнозом, не понимая сложности проблемы. Учитывая недостаточную информированность, можно посоветовать таким мамочкам поговорить со специалистами, почитать литературу, чтобы лучше понимать причины и последствия недуга. Победить его возможно только сообща, скоординировав действия докторов и родителей.

От действия мам и пап зависит очень многое, поэтому близким малыша стоит прислушаться к советам опытных специалистов:

1. Болезненная реакция на критику деток, которым поставлен диагноз синдрома дефицита внимания, слишком осложняет им жизнь. Не стоит постоянно ругать малыша за неверные действия и неадекватное поведение. Гораздо полезнее предложить свою помощь в уборке вещей или подготовке к школе, похвалить за проявленное усердие и преодоление трудностей. Очень важно подчеркивать каждое достижение, пусть небольшое, и дарить ребенку уверенность в собственных возможностях.

2. Похвала родителей — очень важный фактор достижения взаимопонимания и спокойствия. Хвалите ребенка по любому доступному поводу — помыл за собой чашку, убрал игрушки, аккуратно написал в тетрадке или помог маме накрыть на стол. Не скупитесь на слова поддержки даже в случае неудачи, ведь и взрослые довольно часто совершают ошибки и мелкие проступки.

3. Снять раздражение или недовольство способны спокойная музыка, настольные игры, теплая ванна.

4. Составленный вместе распорядок дня поможет ребенку обрести спокойствие и уверенность, ему важно понимать свои обязанности и их очередность. Полезно приучать школьника к составлению списка предстоящих дел, учитывая их важность. Для того, чтобы не откладывать на потом начатое занятие, тоже потребуется ненавязчивая помощь родителей.

5. Общение — важная составляющая нормальных отношений в семье и нормализации поведения сорванца. Выслушивая рассказ о проведенном дне, не стоит высказывать резкие замечания по поводу неприятных событий. Позитивно реагируйте на школьные новости, мягко подсказывая более правильный вариант решения каких-либо спорных вопросов. Крайне важно, чтобы ребенок ощущал внимание близких к его проблемам и поступкам, чувствовал любовь и поддержку.

6. Плохие поступки, без которых, увы, не обойтись, должны получать соответствующую оценку. Однако не стоит обобщать и выговаривать за постоянно плохое поведение. Лучше дать понять, что осуждается конкретное действие, и постараться доступно объяснить причину родительского недовольства. Если требуется наказание — помните, что оно должно быть максимально справедливым и соответствовать уровню тяжести совершенного проступка.

7. Если появляется ощущение бесполезности и бессилия, не забывайте, что у вас есть верный и надежный союзник. Доктор в любой момент готов скорректировать действия, подсказать верный и безотказный вариант решения возникшей проблемы.

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания непросто, однако не стоит забывать, что этот диагноз — не приговор. Это всего лишь болезнь, которая поддается лечению и обязательно будет побеждена. Удачи вам и терпения!

За последнее десятилетие увеличилось количество заболеваний, обычно называемых гиперактивностью, а по-научному: синдром дефицита внимания у детей. Как понять: малыш болен или педагогически запущен?

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - медицинский диагноз, определяется как неврологическо-поведенческое расстройство развития. Характеризуется трудностями сосредоточения, чрезмерной двигательной активностью, пренебрежением принятыми общественными нормами, агрессивностью, неспособностью контролировать эмоции.

Первые признаки появляются в дошкольном детстве, однако по утверждению Американской Ассоциации Психиатров, постановка диагноза разрешается только с двенадцатилетнего возраста. Согласно исследованию 2006 года, заболевание имеют 3–5% населения Америки, включая взрослых.

Способ лечения неврологической причины расстройства не найден. У 30% детей с возрастом проходят симптомы, или дети приспосабливаются к ним. В случае неприспособленности наблюдается снижение интеллектуальных способностей и восприятия информации. Существуют методы коррекции поведенческого отклонения.

С 70-х годов прошлого века идут споры относительно реальности этой болезни. Множество общественных деятелей, политиков, врачей и родителей считают её фикцией. Комитет по правам ребёнка ООН подтвердил увеличение случаев ошибочной диагностики и рекомендовал дополнительные исследования методов распознавания СДВГ.

Расстройство делится на 3 типа:

  1. Собственно дефицит внимания (СДВГ - ДВ). Трудности концентрации и запоминания.
  2. Гиперактивность и импульсивность (СДВГ - ГИ, СДВГ - Г). Наблюдаются двигательная расторможенность, неусидчивость, необдуманность поступков.
  3. Смешанный тип (СДВГ - С). Сочетание трёх признаков.

Симптоматика недуга

Часто гиперактивными называют детей, не имеющих этого заболевания. Причина кроется в том, что признаки расстройства в небольшом проявлении присущи детскому возрасту: непоседливость, трудность в концентрации внимания при слабой мотивации, торопливость. А при недостатке воспитания они имеют свойство обостряться. Возможно, это является причиной врачебной или родительской ошибки.

Согласно установленным в 2007 году правилам постановки диагноза СДВГ:

  • Диагностика поведения должна проходить минимум в двух средах пребывания (школа – дом – кружок) ребёнка старшего школьного возраста;
  • Необходимо длительное наблюдение для определения устойчивости симптомов (минимум полгода);
  • Если развитие ребёнка отстаёт от сверстников;
  • Нарушению поведения сопутствуют сложности обучения и общения.

Основные признаки заболевания

Рассеянность:

  • Ребенку трудно удерживать внимание на задании, заниматься деятельностью, требующей долгой концентрации, он легко отвлекается.
  • Часто старается избежать выполнения поручений, связанных с длительным умственным трудом (помощь по хозяйству, школьные домашние задания).
  • Сложно самостоятельно организовать осуществление какой-то деятельности.
  • Часто теряет нужные вещи, рассеян.
  • Не может концентрироваться на деталях.

Импульсивность - недостаточное управление действиями при выполнении инструкции. Важный симптом, сопровождающий дефицит внимания у детей:

  • Быстрая реакция на реализацию задания при игнорировании или недооценке сопутствующих указаний.
  • Неумение предвидеть плохие последствия своих действий или обстановки.
  • Стремление произвести впечатление на окружающих (особенно сверстников) опасными для их здоровья и жизни поступками (частые отравления, травмы).

Гиперактивность:

  • Двигательная расторможенность. Постоянно скачет, ёрзает на стуле, вертится.
  • Ребенку трудно усидеть на одном месте, когда это необходимо. Во время уроков бегает по классу.
  • Громко играет, разговорчив.

Симптомы СДВГ проявляются, начиная со старшего дошкольного возраста. Ребёнок непоседлив, делает много бесцельных движений, бесцеремонно перебивает взрослых. Сложно усадить кроху заниматься подготовкой к школе. Под маминым нажимом усевшись за уроки, постоянно отвлекается.

У детей школьного возраста возникает проблема с усвоением материала вследствие низкой способности к сосредоточению. Успеваемость ниже среднего, сложности во взаимоотношениях со сверстниками. Провести урок в классе, где присутствует ребёнок с дефицитом внимания, трудно. Он постоянно отвлекает других, крутится, перебивает учителя, торопится выполнить задание. Книжки, тетрадки забываются в классе. Несмотря на расторможенное поведение, младшие школьники не проявляют агрессивности.

Подростковый возраст видоизменяет симптомы. Внешняя импульсивность переходит во внутреннюю тревожность, суетливость. Неспособность самостоятельно планировать время и организовать деятельность приводит к безответственности. Слабая успеваемость и проблемы в общении с одноклассниками влияют на самооценку, что приводит к депрессивному состоянию, вспыльчивости. Стремление занять значимое положение среди сверстников может толкать на необдуманный риск, часто заканчивающийся травмами и ушибами.

Если подросток не перерастает заболевание, оно переходит во взрослый возраст. Сохраняются эмоциональная нестабильность, раздражительность. Хроническая непунктуальность, забывчивость, неумение доводить начинания до конца, высокая чувствительность к критике делают из него плохого работника. Низкая самооценка препятствует реализации потенциала. Люди, страдающие этим недугом, нередко находят отдушину в разнообразных зависимостях: алкоголь, наркотики. Если не займётся саморазвитием, рискует оказаться на дне жизни.

Причины патологии

Специалистами пока точно не установлены провоцирующие факторы возникновения СДВГ. Предположительными называют:

  • Генетические предпосылки. Предполагается, что расстройство является врождённым и связано с нарушением работы центральной нервной системы. Именно в этом видят учёные неврологический корень заболевания.
  • Ухудшающаяся экология. Отравление воздуха выхлопными газами, загрязнение воды вредной бытовой химией.
  • Особенности течения беременности. Инфекционные и хронические заболевания матери, употребление алкоголя, курение.
  • Осложнения во время родов: долгие, стремительные, стимулирование родовой деятельности, интоксикация наркозом, обвитие пуповиной плода.
  • Болезни в первый год жизни, сопровождающиеся высокой температурой, и приём сильнодействующих лекарств.

Методы диагностики

Медицинская общественность полвека ведёт споры об эффективных способах распознавания СДВГ. Учёные канадского Университета Макмастера подтвердили, что на сегодняшний день отсутствуют специальные тесты или медицинское оборудование, напрямую диагностирующее СДВГ. К тому же критерии диагностики заболевания менялись за время существования диагноза и отличаются в разных странах.

Американские психиатры используют две шкалы: Коннорса и Йеля-Брауна, предлагающие родителям или преподавателям оценить поведение ребёнка по характерным для расстройства параметрам: невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Однако специалисты, выступающие с критикой методов постановки диагноза, утверждают, что оценка поведения по этим шкалам слишком предвзята, а критерии диагностики настолько расплывчаты, что возможно поставить СДВГ любому здоровому ребёнку с «неудобным» поведением.

Во избежание врачебной ошибки необходима консультация нескольких специалистов, включая педиатра, психолога и детского невропатолога. Потребуются дополнительные медицинские обследования: МРТ головного мозга, допплерография, ЭЭГ, которые будут являться основой постановки психиатром диагноза СДВГ.

Лечение недуга

Для коррекции дефицита внимания у детей необходим комплексный подход, включающий искоренение нейропсихологических и поведенческих проблем. Учитывая особенности и тип СДВГ ребёнка, подбирается личная программа реабилитации. При своевременном обращении к специалисту и проведении лечения возможно уменьшение симптомов СДВГ вплоть до выздоровления.

Медикаментозная терапия

Необходимо отметить, что назначение фармакологической коррекции приемлемо в случае, когда восстановление когнитивных функций невозможно достичь немедикаментозным лечением.

Принятие лекарственных препаратов для улучшения работы мозга у детей с дефицитом внимания — достаточно распространённая практика в США. Медикаменты делятся на несколько групп:

  1. Психостимуляторы (Риталин (метилфенидат), Амфетамин, Дексамфетамин). Оказывают мощное стимулирующее действие на центральную нервную систему: улучшают концентрацию, снижают проявления импульсивности. В США распространено использование Риталина для лечения СДВГ, хотя нет доказательств результативности применения. Многие специалисты считают его спорным, поскольку при долгосрочном принятии Риталин приводит к развитию психозов, параноидальных и шизофренических склонностей (зрительные и слуховые галлюцинации, агрессивность), вызывает привыкание. Австралийское исследование, охватившее 2868 семей и длившееся 20 лет, показало неэффективность лечения СДВГ психостимуляторами. В ряде стран, включая Россию, метилфенидат (Риталин) запрещен.
  2. Антидепрессанты: Имипрамин, Тиоридазин, Дезипрамин. Существенно улучшают внимание, снижают гиперактивность, но дают побочные эффекты на физическое здоровье при долгосрочном применении.
  3. Ноотропные препараты (Ноотропил, Церебролизин, Пирацетам). Нейрометаболические стимуляторы, воздействующие на кору головного мозга и повышающие когнитивные процессы. Считаются малоопасными психофармакологическими препаратами, но могут давать осложнения. Широко используются в государствах постсоветского пространства.

Существенным недостатком медикаментозной терапии СДВГ является краткосрочность результатов лечения: состояние ребёнка улучшается только во время принятия препарата и совершенно не оказывает влияние на выздоровление. Употребление психостимуляторов подростками с дефицитом внимания развивает склонность к принятию наркотических средств.

Нефармакологическая терапия

Лечить СДВГ можно без применения лекарственных препаратов. Существуют два нелекарственных метода коррекции неврологической стороны расстройства:

  1. Нейропсихологический подход. Утверждает, что определённые физические упражнения влияют на работу корковых структур мозга, активизируют, наполняют энергией психические процессы. Основывается на учении А.Р. Лурии о «нейропсихологической петле развития». Данное сопровождение детей с дефицитом внимания помогает формированию самоконтроля, произвольности, повышению эффективности обучения.
  2. Синдромный метод. Восстановление повреждённого при родовых травмах шейного отдела позвоночника, которое нормализует кровоснабжение головного мозга.

Помимо вышеописанных методов лечения, специалисты рекомендуют:

  • Занятия йогой, медитации. Помогают расслабиться, снижается импульсивность, улучшается кровоснабжение всего тела, включая головной мозг.
  • Специальная диета. Исключение сахара, аллергенов, кофеина.

Коррекция поведения при СДВГ состоит из следующих методов:

Когнитивная психотерапия - самое эффективное лечение, использующееся в коррекции душевных расстройств (неврозов, фобий, депрессий). Помогает успешно социализироваться детям с дефицитом внимания, имеющим проблемы в общении со сверстниками. Импульсивность вместе с недостатком умений взаимодействовать приводит к отторжению, усугубляющему изоляцию.

Терапия включает личные и групповые занятия. Тренировки навыков общения помогают развить такие коммуникативные способности: умение строить отношения, решать конфликты, понимать других, контролировать отрицательные эмоции. Для успешного усвоения навыков необходимо посетить минимум 20 занятий группы, состоящей из 6–8 человек. Личная когнитивно-поведенческая терапия избавляет от неэффективных шаблонов действий и мышления. Помогает детям с дефицитом внимания закрепить нужное поведение.

  • Семейная психотерапия. Обязательно должна присутствовать при лечении СДВГ у детей. Проводится со всей семьёй. Родители встречаются со своим чувством вины за «не такого» ребёнка, учатся правильно реагировать в разыгрываемых жизненных обстоятельствах.

При синдроме дефицита внимания у детей лечение должно объединить врачей, родителей и учителей. Наибольшая нагрузка ложится на семью, члены которой должны хорошо владеть информацией касательно особенностей и методов лечения СДВГ, создать дома условия, способствующие выздоровлению ребёнка:

  • Любовь. Проявляйте нежность, заботу. Малышу необходимо чувствовать поддержку близких.

Важно! Чувство жалости – плохой союзник. Не освобождайте школьника от разнообразных домашних дел, подпитывая его статус «особенного». Он начнёт жалеть себя, что отрицательно скажется на динамике лечения.


Совместными усилиями можно скорректировать поведение ребенка, помочь выздоровлению.