Островский гроза влияние общества на человека. Аргументы из литературы на тему: «Влияние общества на человека

Островского по праву можно назвать великим русским драматургом. В своих произведениях он впервые показал жизнь и быт купеческого сословия. В пьесе “Гроза” писатель охарактеризовал состояние провинциального общества в России накануне реформ. Драматург рассматривает такие вопросы, как положение женщины в семье, современность “Домостроя”, пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства, взаимоотношения “старого”, угнетающего, и “молодого”, безгласного.
Главная мысль “Грозы” заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют “жестокие нравы”, где царит “Домострой”, где все основано на страхе, обмане и подчинении.
Название “Гроза” можно рассматривать с нескольких позиций. Гроза - это природное явление, а природа в композиции пьесы играет немаловажную роль. Так, она дополняет действие, подчеркивает основную мысль, суть происходящего. Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Просторы Волги подчеркивают мечты Катерины о свободе, картина жестокой природы открывается при описании самоубийства главной героини. Затем природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта. Так, в сцене грозы стихия побуждает Катерину к публичному раскаянию.
Итак, название “Гроза” подчеркивает основную мысль пьесы: просыпающееся в людях чувство собственного достоинства; стремление к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков.
Миру Кабанихи и Дикого приходит конец, потому что в “темном царстве” появился “луч света” - Катерина - женщина, которая не может мириться с гнетущей атмосферой, царящей в семье, з городе. Ее протест выразился в любви к Борису, в самовольном уходе из жизни. Катерина предпочла смерть существованию в мире, где ей все “постыло”. Она- первая молния той грозы, которая разразится скоро в обществе. Тучи над “старым” миром сгущались уже давно. Домострой потерял свое изначальное значение. Кабаниха и Дикой используют его идеи лишь для оправдания своей тирании и самодурства. Они не смогли передать детям истинной веры в незыблемость своих правил жизни. Молодежь живет по законам отцов до тех пор, пока может добиться компромисса путем обмана. Когда же гнет становится невыносимым, когда обман спасает лишь частично, тогда в человеке начинает просыпаться протест, он развивается и способен вырваться в любую минуту наружу.
Самоубийство Катерины разбудило в Тихоне человека. Он увидел, что выход из сложившегося положения всегда есть, и он, самый безвольный из всех персонажей, описанных Островским, всю жизнь беспрекословно подчинявшийся маменьке, обвиняет ее в смерти жены на людях. Если уже Тихон способен заявить о своем протесте, то “темному царству” действительно осталось существовать недолго.
Гроза также является и символом обновления. В природе после грозы воздух свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам придет, вероятно, общество свободы и независимости.
Но гроза происходит не только в природе, но и в душе Катерины. Она совершила грех и раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх перед Кабанихой и страх, что “смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами...” В конце концов, религиозность, боязнь возмез- дня за грех одерживают верх, и Катерина публично признается в содеянном грехе. Ни один из жителей Калинова не может понять ее: у этих людей нет, как у Катерины, богатого духовного мира и высоких нравственных ценностей; они не испытывают угрызений совести, ведь их мораль - лишь бы все “шито д% крыто было”. Однако признание не приносит Катерине облегчения. Пока она верит в любовь Бориса, она способна жить. Но, поняв, что Борис не лучше Тихона, что она все же одна в этом мире, где ей все “постыло”, она не находит другого выхода, как броситься в Волгу. Катерина преступила религиозный закон ради свободы. Гроза и в ее душе заканчивается обновлением. Молодая женщина полностью освободилась от оков калиновского мира и религии.
Таким образом, гроза, происходящая в душе у главной героини, переходит в грозу в самом обществе, и все действие происходит на фоне стихии.
Используя образ грозы, Островский показал, что общество, изжившее себя, основанное на обмане, и старые порядки, лишающие человека возможности проявления самых высоких чувств, обречены на разрушение. Это так же естественно, как очищение природы через грозу. Тем самым Островский выразил надежду на то, что обновление в обществе наступит как можно скорее.

Проблематикой произведения в литературоведении называют круг проблем, которые так или иначе затрагиваются в тексте. Это может быть один или несколько аспектов, на которых акцентирует внимание автор. В этой работе речь пойдёт о проблемах «Грозы» Островского. А. Н. Островский получил литературное призвание уже после первой опубликованной пьесы. «Бедность не порок», «Бесприданница», « Доходное место» - эти и многие другие произведения посвящены на социально-бытовым темам, однако вопрос о проблематике пьесы «Гроза» нужно рассмотреть отдельно.

Пьеса была неоднозначно воспринята критиками. Добролюбов видел в Катерине надежду на новую жизнь, Ап. Григорьев подметил намечающийся протест против существующих порядков, а Л. Толстой и вовсе не принял пьесу. Фабула «Грозы», на первый взгляд, достаточно проста: всё основано на любовной коллизии. Катерина тайно встречается с молодым человеком, пока её муж уехал в другой город по делам. Не сумев справиться с муками совести, девушка признаётся в измене, после чего бросается в Волгу. Однако за всем этим житейским, бытовым, кроется куда более масштабные вещи, которые грозятся разрастить до масштабов космоса. «Тёмным царством» Добролюбов называет ту обстановку, которая описана в тексте. Атмосфера лжи и предательства. В Калинове люди настолько привыкли к моральной грязи, что их безропотное согласие лишь усугубляет ситуацию. Страшно становится от осознания того, что это не место сделало людей таким, это люди самостоятельно превратили город в некое скопление пороков. И теперь уже «тёмное царство» начинает влиять на жителей. После детального ознакомления с текстом можно заметить насколько широко разработана проблематика произведения «Гроза». Проблемы в «Грозе» Островского разноплановые, но при этом не имеют иерархии. Каждая отдельно взятая проблема важна сама по себе.

Проблема отцов и детей

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

Проблема самореализации

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

Проблема власти

В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю» - так отвечает Дикой Кулигину.

Проблема любви

В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина - Тихон и Катерина - Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.

Конфликт старого и нового

Речь идёт о сопротивлении патриархального уклада жизни с новым порядком, который предполагает равенство и свободу. Эта тему была очень актуальной. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное рабство отменено в 1861. Социальные противоречия достигали своего апогея. Автор хотел показать к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Подтверждением тому являются финальные слова Тихона. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» В таком мире живые завидуют мёртвым.

Сильней всего это противоречие отразилось на главной героине пьесы. Катерина не может понять, как можно жить во лжи и животном смирении. Девушка задыхалась в той атмосфере, которая создавалась жителями Калинова долгое время. Она честна и чиста, поэтому единственное её желание было так мало и так велико одновременно. Катя просто хотела быть собой, жить так, как её воспитали. Катерина видит, что всё совсем не так, как она представляла себе до замужества. Она даже не может позволить себе искренний порыв - обнять мужа - Кабаниха контролировала и пресекала любые попытки Кати быть искренней. Варвара поддерживает Катю, но не может её понять. Катерина остаётся одна в этом мире обмана и грязи. Девушка не смогла вынести такого давления, она находит спасение в смерти. Смерть освобождает Катю от бремени земной жизни, превращая её душу в нечто лёгкое, способное улететь из «тёмного царства».

Можно сделать вывод о том, что проблемы в драме «Гроза» затронуты значительные и актуальные и по сегодняшний день. Это нерешённые вопросы человеческого бытия, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени.

Тест по произведению

Для каждого человека важно общество, в котором он вращается. Разве не сам человек отвечает за свои поступки? Конечно же, сам, но все мы, так или иначе, зависим от тех, кто рядом, как и они от нас. Порой именно окружение диктует нам поступки, потому как срабатывает закон коллективного решения. Как часто в жизни приходится наблюдать изменения в человеческом характере и поведении, как иногда люди быстро меняются в зависимости от своего окружения. Именно поэтому родители всегда заботятся, чтобы ребенок дружил с хорошими людьми. В окружении порядочных воспитанных людей каждый пытается быть не хуже. В дурном обществе человек готов прощать себе не только мелкие недостатки, но и недостойные поступки. Ведь общество этого не осуждает, а порой и поощряет зло. Может, человек никогда бы не обнаружил худшие черты в себе, если бы этому не поспособствовало плохое общество и окружение.


Именно такую ситуацию описал Панас Мирный в своем романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?». Ведь когда Чипка (главный герой романа) подружился с сомнительными людьми - Лушней, Мотней и Крысой, то все хорошее, что в нем было, куда-то исчезло. Вместо этого он стал циничным и злым, начал свои плохие поступки с краж, а потом перешел и к разбою. Писатель рисует яркую картину нравственного падения человека. Автор нам показывает, как пьянствуют в доме Чипки его так называемые товарищи. А сам Чипка при этом не обращает внимания на то, что его товарищи оскорбляют его мать. Он еще и сам на нее кричит. Это был его позорный выбор, ставший для Чипки фатальным. Вскоре он дошел и до убийства. Ничего человеческого не осталось в нем, так как он позволил себе пойти вслед за недостойными людьми.
Конечно же, окружение человека влияет на его характер и на его личность в целом. Но насколько сильным и решающим будет это влияние, зависит уже только от самого человека. У человека должен быть свой внутренний стержень, который поможет ему не сломаться, когда окружающие его люди начнут на него давить. Возможно, ребенку будет трудно и сложнее противостоять влиянию своего окружения. И в таком случае уже взрослые должны помочь ребенку преодолеть негативное влияние и выработать в себе тот спасительный стержень. В отличие от ребенка у взрослого человека всегда есть право выбора. Он сам может выбрать свои цели и свое окружение. Только от него будет зависеть, какой будет его жизнь. У каждого человека только одна жизнь, которую он живет здесь и сейчас. Мы вправе себе выбирать тех друзей, которых мы заслуживаем. И всегда нужно выбирать тех, кто тебя ценит. А не тех, кто тебя недооценивает. Потому как нет смысла выбирать тех, кто не разделяет наших успехов и для которых мы нужны только ради собственного самоутверждения.

Произвол, с одной стороны, и не-Достаток сознания прав своей личности – с другой; вот осно-Вания, на которых держится все безобразие отношений, развивае-Мых в большей части комедии Островского. Н. Л. Добролюбов
Тема конфликта личности и общества в литературе является одной из вечных. На протяжении XIX-XX веков писатели раскрывают эту проблему в своих произведениях, стараясь довести докаждого читателя ее сущность. Так, например, в комедии “Горе от ума” Грибоедова и романе “Отцы и дети” Тургенева описывается противостояние “века минувшего” с “веком нынешним”.
В драме Островского “Гроза” тоже прослеживается конфликт личности и общества. Остановимся на ней поближе.
В этом произведении автор знакомит нас с несколькими слоями общества в городе Калинове.
К первому, к так называемому темному царству, относятся Кабаниха – вдова и Дикой – купец.
Марфа Игнатьевна Кабанова – вдова с двумя детьми: Варварой и Тихоном. Кабаниха во всем опирается на старинные обычаи и пытается привить их молодому поколению. Она груба, ее речь нетороплива и монотонна,

движения медленны; живые чувства просыпаются в ней только тогда, когда разговор касается порядков старины, которые она яростно защищает. Кабанова является одним из сложных героев. Ее продиктованные требования создаются не из-за прихоти, это лишь старинные устои, которые, по ее мнению, должны выполняться. Так, например, первое же ее появление сопровождается словами: “Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала”.
Кабанова не любит, когда кто-то противостоит ей. Она видит соперницу в Катерине, жене Тихона, и делает все, чтобы осрамить ее: “Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось”.
В отличие от самодурства Кабанихи своеволие Дикого уже ничем не укреплено, никакими правилами не оправдано. Нравственные устои в его душе расшатаны.
Он самый богатый и знатный человек в городе, но этот “воин” сам себе не рад, жертва собственного своеволия: “Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!”
Деньги дают возможность Дикому унижать бедных и материально зависимых от него людей. “Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? – заявляет он Кулигину. – Так знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю”.
Кабаниху и Дикого связывают многие общие черты: невежество, лицемерие^ ханжество. Эти герои любят властвовать, но “границы их владений” не бесконечны. Существуют и те, кто противостоит им: Катерина, Кулигин, Варвара, Кудряш, Борис…Все они одинаково ощущают тиранство Дикого и Кабанихи, но по-разному выражают протест против этой силы.
Одной из таких жертв “темного царства” и является Борис, племянник Дикого, прибывший в Калинов по принуждению. Он отличается от всех, живущих в городе: одежду носит иностранную, “обычаев здешних не знает”. Его широкие взгляды на жизнь тоже другие. Так, например, Борис говорит о Кулигине: “Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе – и счастлив. А мне, видно, так и загубить свою молодость”. Племянник Дикого умен; понимает, что ему здесь ничего не добиться, это его мир. Именно так, я думаю, и объясняется пассивное восприятие зла у Бориса.
Другой жертвой “темного царства” является Варвара – дочь Кабанихи. Эта героиня в драме “Гроза” показана умной, хитрой и веселой. Она привыкла жить в доме Кабановой по своему принципу: “Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”.
Варвара не желает переносить материнского тиранства. Она говорит о ней (“про себя”): “Не уважишь тебя, как же”.
У девушки вольнолюбивая душа, которую невозможно раздавить или растоптать. Безоглядная любовь Варвары к Кудряшу только делает ее сильнее против “темного царства”.
Долгое время влюбленная пара не могла набраться храбрости, чтобы бежать, но поступок Катерины подтолкнул их на решительный шаг.
Я согласна с мнением А. А. Ревякина о том, что уход Варвары и Кудряша является открытым протестом против Калиновского строя: “При всей своей хитрости, приспособляемости и нравственной примитивности Варвара не смогла выдержать домашнего тиранства. Она бежала из дома своей матери”.
Говоря об открытых протестах против “темного царства”, нельзя не упомянуть о Тихоне – муже Катерины.
Кабанов Тихон Иванович – сын Кабанихи. С одной стороны, это добрый, любящий муж, который “уж и прикрикнуть на жену не может”. С другой стороны, он тихий и не может защитить Катерину от напрасной клеветы матери. Тихону тяжел гнет Кабанихи, но он не может противостоять ей, а иногда даже обвиняет во всем свою жену (о матери): “То все приставала: “Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя на женатого”. А теперь поедом ест, проходу не дает – все за тебя (Катерине)”.Тихон любил выпить в компании с Диким, а когда уезжал по делам, отгуливался на весь год. Узнав его лучше, Катерина так и не смогла полюбить мужа.
Сцена признания Катерины в своих поступках – одна из ключевых в драме “Гроза”. В ней полностью раскрывается характер Тихона. И снова, как ни старался Кабанов, не смог защитить жену от матери. “Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!”
В последнем действии, когда Катерина ушла из жизни, Тихон, обреченный на мучения, впервые открыто заявил о протесте против “темного царства”: “Маменька, вы ее погубили!!! Вы, вы, вы…”
В драме “Гроза” Островского “живет” герой, который выше и нравственно одареннее Варвары или Бориса, – Кулигин. Он является наблюдателем и не входит ни в какое из царств. Кулигин – необычный и диковинный человек. Он “мещанин, часовщик – самоучка, отыскивающий перпетуум-мобил”. Кулигин – человек мечтательный, но его фантазии неосуществимы. Этот персонаж не является главным, и все же именно он жалеет Бориса, когда узнает о его прошлом, и Тихона, когда тот рассказывает об измене жены. В конце драмы именно Кулигин нашел тело Катерины со словами: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!” Я думаю, что эти слова являются выводом из множеств его “наблюдений”.
И все же из всех персонажей “Грозы” на первом плане, несомненно, Катерина, “луч света”, как называл ее Добролюбов.
Эта девушка всю жизнь росла среди любви и ласки. Она привыкла к такой обстановке: природа, церковь и свобода. На воле сформировался ее характер: добрая, ласковая, чистая, искренняя, честная, трудолюбивая. Она с детства привыкла ходить в церковь с матерью. И вот ее отдали замуж за неизвестного человека, такую молодую и такую свободную. Катерина оказалась одна среди жестокого мира. Героиня пытается полюбить мужа, но все напрасно. Именно тогда ей встречается человек, не похожий на калиновское общество, – Борис. Она влюбляется в него искренне, и если бы не его глупость, то в конце концов Катерина бы уехала с ним, а не умерла.
И все же я думаю, что Катерина своей смертью не проиграла, а наоборот, победила мир Диких и Кабаних. “Луч света” не погас, а остался светить. Я полагаю, что “Гроза” является одним из доказательств высокого мастерства Островского как художника. Несмотря на всю сложность сюжета, Островский смог реалистически изобразить характеры героев. Даже в таком образе, как Дикой, есть маленькая положительная черта. Он смог признать свои ошибки. И все благодаря таланту Островского.
Конфликт “темного царства” с его “жертвами” в “Грозе” выражен четко и ярко. И “лучом света”, по-моему, была не только Катерина. Каждая из “жертв”: и Варвара, и Кулигин, и Тихон, и Борис – блеснула над “темным царством” хоть немного.
Драма Островского построена таким образом, что противостояние общества и личности находится все время на переднем плане. И поэтому все поступки героев указывают на эту до сих пор существующую проблему.


Другие работы по этой теме:

  1. Драма “Гроза” была написана Островским в 1859 г., когда русское общество жило ожиданием реформ или грозы народных волнений. Пьеса и была воспринята как призыв к...
  2. 1. Жизнь русского патриархального купечества. 2. “Темное царство” и его представители. 3. Молодое поколение в драме. 4. Противоречия между старшим и младшим поколением. А. Н....

В пьесах Островского отразилась, словно в зеркале, вся жизнь русского купечества. Драма «Гроза» показывает читателю достоверную картину трагедии, которую можно считать совершенно обыденным явлением для купеческой среды. Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, сопутствующие подобной трагедии. Один из жителей города, Кулигин, говорит:

  • «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!».

Жестокость настолько тесно вплетена в жизнь города и его обитателей, что никому даже в голову не приходит противиться и негодовать по этому поводу. Все окружающие вынуждены мириться с существующими порядками и нравами. Единственное, что в городе есть светлого, чистого и прекрасного, - это изумительно красивая природа. Не случайно в самом начале произведения отдается дань этой вечной красоте, не зависящей от злобы и жестокости людей. Кулигин говорит о красоте родной природы: «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу».

Волга символизирует собой свободу, а любой человек в городе Калинове зависит от окружающих, от жестоких нравов и чужого мнения, зачастую несправедливого. Именно поэтому в воздухе явно ощущается какая-то духота. В природе такое встречается перед началом грозы.

«Темное царство» старается поработить всех, кто имеет хотя бы малейшие предпосылки к тому, чтобы думать или действовать самостоятельно. Все подчиняются, поэтому такие представители «темного царства», как Кабанова и Дикой, могут беспрепятственно устанавливать свои порядки.

Кабаниха - на редкость отвратительный персонаж, она жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограниченна. Она лицемерна, в ее душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим. Про нее говорят, что она - ханжа, «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и уважения. Впрочем, и уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться просто нельзя.

Кабанова требует, чтобы все ей повиновались. В глубине души она чувствует, насколько непрочной является ее над окружающими. И это заставляет ее еще в большей степени злиться и ненавидеть всех вокруг. Она тоже несчастная жертва «темного царства». Возможно, в молодости она была иной, но существующие порядки привели к тому, что она превратилась в злобное и жестокое существо.

Кабаниха не может понять даже членов своей собственной семьи, среди которых постепенно устанавливаются иные отношения, нежели те, к которым она привыкла. Марфе Игнатьевне трудно понять, что каждый человек - это целый мир, целая Вселенная. И поэтому каждый человек имеет право на собственную жизнь, которая строится по иным принципам, нежели те, которые проповедует она.

Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной женщиной. Она и купец Дикой составляют «цвет» городской знати. Немудрено, что в городе царит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди. Достаточно посмотреть, как купец Дикой относится к окружающим: он присваивал деньги своего племянника, оставшегося сиротой. И он всячески шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле. Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство. Дикой и Кабаниха - одного поля ягоды. Они крайне эгоистичные люди, которые ценят только себя, а окружающих стараются не брать в расчет.

Изначально представляется обладательницей совершенно противоположных качеств, чем те, которые свойственны представителям купеческой среды. Катерина мечтательна и нерасчетлива Несмотря на то что она выросла в такой же купеческой семье, к ней родители относились совершенно иначе. Катерина сама вспоминает с грустью о своем девичестве: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала...». Катерину выдают замуж насильно, как, впрочем, и было принято в купеческом обществе того времени. Она не питает никаких чувств к своему мужу, поэтому сама жизнь в доме Кабановых угнетает ее. Катерина мечтает о свободе, о радости, о настоящей, полной событиями жизни. А ей приходится прозябать в атмосфере всепоглощающей тупости, ханжества и фальши.

Свекровь пытается унизить Катерину, а той только и остается, что терпеть. Катерина нежна и мечтательна, она страдает от отсутствия любви и заботы. Ей скучно, тоскливо и грустно. Она абсолютно несчастна Муж Катерины - безвольный и слабый человек, Катерина его не любит, а он даже не пытается защитить свою жену от злобной и несправедливой свекрови.

К Борису является для Катерины уходом от серости и однообразия повседневной безрадостной жизни. Катерина не может отказаться от своего чувства. Ведь любовь - единственное, что есть у нее чистого, светлого и прекрасного. Катерина - человек открытый и прямодушный, поэтому она не может скрывать свои чувства, приспосабливаясь к царящим в обществе порядкам. Катерина больше не может оставаться в этом городе, снова терпеть унижения свекрови. И она принимает решение уехать с любимым человеком. Но он отказывается: «Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает». Катерина с ужасом понимает, что ей снова придется жить с мужем и терпеть порядки Кабанихи. Душа Катерины не выдерживает. Она решает броситься в Волгу и обрести свободу в смерти.

Катерина расстается с жизнью в тот момент, когда над городом разразилась гроза. в природе радикальным образом меняет атмосферу, пропадает жаркое и удушающее марево. Смерть Катерины явилась для общества той же самой грозой, которая заставила людей иначе взглянуть на собственную жизнь. Теперь даже Муж Катерины понимает, кто виноват в смерти женщины. Он обвиняет в трагедии собственную мать: «Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы...».

Смерть Катерины явилась тем знаком, который заставил очнуться окружающих, открыть глаза, долгое время закрытые пеленой лжи, лицемерия и ханжества. Самодурство, равнодушие и людское безразличие к чужой судьбе губит людей не только физически, но и духовно. Драма носит название «Гроза» потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла - под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » «Гроза» в пьесе Островского как социальное явление . И в закладках появилось готовое сочинение.