Освоение Сибири. Культурное развитие сибири в эпоху екатерины ii

До разгрома Европейской части Орды, т. е. ханств и казачьих республик Центральной России, Причерноморья, Прикаспия и Северного Кавказа, никакой открытой военной экспансии Российской империи - бывшей Московии - на восток, в Заволжье и быть не могло. По военной реформе Алексея Михайловича среди 9 разрядов (т. е. нынешних военных округов) за Волгой не было ни одного . Сибирский Приказ Московии имел функции департамента современного МИДа, т. е. за Волгой располагалось иностранное государство - Сибирское «Царство» - по сути, конфедерация отдельных «вольных казачьих» и «татарских» Орд, так и обозначенных на зарубежных картах до середины XVIII в. С 1644 по 1775 г. эти Орды частично находились в вассальной зависимости от Московии или от другой части бывшей Великой Орды - Манчжурии и обозначались на всех зарубежных картах того времени под общим названием Великая Тартария.

Сибирская губерния Петра I с центром в г. Си(н)бирске, основанном в 1648 г. как пограничная крепость, не имела подразделений, а ее восточными границами романовская история называет Синбирскую и Закамскую черты (т. е. границы «Казанского ханства»), причем пограничным городом была казацкая Белатырь на слиянии рек Уфы и Белой - именно так назывался казаками этот город, основанный в 1587 г., и именно так он обозначен на французской карте 1692 г. Ныне это - Уфа, официальное название которой появилось после разгрома войск Сибирского Царства Суворовым в 1775–1777 г. вместе с массовым переименованием других городов, которое было необходимо Екатерине II для написания «нужной» истории. Саратов (1590 г.) и Пенза (1663 г.), Оренбург и Орск (с 1742 г.), Павлодар (1752 г.) и т. п. до 1777 г. были фактически не городами, а крепостями-форпостами будущих завоеваний (вспомните грибоедовское: «К тетке! В глушь, в Саратов !»).

Примечательно, что в 1780 г. Синбирск был переименован в Симбирск . Почему же такое переименование было необходимо? Разница вроде бы небольшая, однако следует учесть, что в XVIII в. перед интервокальным «б» был носовой гласный. Сибирск, например, по-немецки произносился «Зинбирск», поэтому он и обозначался на немецких картах как Sinbirsk , аналогично, например, английскому Mensen , обозначавшему г. Мезень . Так что и Синбирск, и Симбирск - это носовое произношение слова Сибирск, как и просторечные э(н)тот, инци(н)дент, компе(н)тентный и пр.

Здесь стоит подробнее остановиться на древнейшей этимологии самого слова Сибирь, которую можно проследить, следуя методу Э. Бенвениста (см. статью «„Древнее“ и средневековое население Европы и его правители».) Это слово, вероятнее всего, произошло от общего индоевропейского (и праславянского) корня ххръ (с носовым гласным), который присутствует, в частности, в словах хер, курень и царь . Этот корень является расширением корня хх со значениями «свой», «род», откуда, после диссимиляции начального палатального х и нынешние русские кон , начать, чадо, свой, сам и т. д., а также угро-финские коми, саамы и суоми . При параллельной диссимиляции не только начального х , но и носового гласного, образовались фонетические варианты къмъръ и съмъръ , а при дальнейшем придании взрывного характера сонорному «м» развились варианты интервокального м - мв - мб - б : 1) с начальным к : самоназвание кельтов кимры (кельт. cymry «товарищи», кстати, в Удмуртии есть местечко Селты , обозначающее родину кельтов , а в Западной Сибири - г. Тара, историческая прародина шотландцев), кимвры («германское племя»), киммерийцы («фракийское племя»), кхмеры (в Юго-Восточной Азии), «древние» шумеры , греческие химеры , названия городов Кимры (Тверская обл.), Киммерик (якобы расположенный в древности на Керченском проливе, а, скорее всего, нынешний Темрюк на п-ове Тамань), Кембридж и т. д.; 2) с начальным с : город Самара и прежнее название Ханты-Мансийска - Самаро , р. Самара приток Волги и р. Самара приток Днепра, г. Самар канд, ассирийская царица Семира мида (Шаммур -амат, она же, возможно, и легендарная обская Золотая Баба), г. Самбор Львовской, и Чемер овцы Хмельницкой областей Украины и т. д. Поэтому и Сибирь , и Самара означало одно и то же, а именно: «Царство», т. е. Великая Орда от Дальнего Востока до Исландии. И японские самураи - это военная знать Самары , т. е. Сибири, т. е. Царства-Орды, равно как и их главнокомандующий - сёгун - это тот же каган, хан и т. п. Белорусское сябры , южнорусское шабры - это первоначально название соседей-сибиряков . (Тот же смысл имеет и самоназвание коренного населения нынешней Самарии в Израиле - сабры . Иудеоправославная земля «Галич » и иудеомусульманская земля «Самара » - это прототипы библейских Галилеи и Самарии , составляющих Израиль, т. е. весь некатолический мир , в отличие от иудеокатолической Западной Европы, прототипа библейской Иудеи. Этим они отличаются от более ранних , языческих названий городов Евразии: угро-финского легендарного Туле и реальных гг. Тула, Талдом, Талды -курган, французских Туля, Тулузы и Тулона , испанского Толедо и пр., название которых происходят от корня тъл «вместилище», ср. тело, притулиться, толпа, тыл, втулка, толстый и пр.)

Другое название столицы Сибири - Искер восходит к тому же корню ххр , что и слово Сибирь, и означает «старый, заслуженный», как и аскер, аскар, оскар , и название поселка Эсхар около Харькова (бывшей Шарухани, т. е. Царь-Хани). И японская сакура означает «царская», и чеченская Ичкерия . Да и английский эсквайр (англ. esquire , т. е. «царский слуга») от того же корня, а не якобы от позднелатинского scutarius «щитоносец». Это обозначение принадлежности к старой Ордынской гвардии, в отличие от янычар-юнкеров, т. е. «молодого войска» (ср. по-русски юная кара ). Заслуженные полководцы и раньше селились возле столиц, и сейчас этот обычай сохранился в наших генеральских поселках.

Все это - наследие Великой Орды, как, по большому счету, и бывший СССР, и нынешние Россия, Китай, Индия, США, Бразилия, да и все прочие государства Евразии, Африки и Америки, исключая, разве что, Австралию. Сибирь же как мать цивилизации останется навечно, т. е. по-итальянски, по-испански и по-португальски sempre .

Почему же все-таки Ордынской «Организации Объединенных Наций» пришел конец? Глобальной причиной политических изменений, как и всегда, является экономика, а именно: появление в середине XV в. капитала и бурное развитие в XVI в. капиталистических отношений, которых не было в Орде, и которые послужили движущей силой ее распада. Традиционная концепция развития цивилизации - от первобытно-общинного строя через рабовладельчество и феодализм к капитализму принципиально неверна : и первобытно-общинные, и рабовладельческие, и феодальные отношения существовали с самого начала эпохи неолита - производительной деятельности человека разумного и существуют до сих пор. Их объединяет одно общее основное экономическое понятие - труд. И только с достижением такого уровня производительных сил, когда появился прибавочный продукт, возникло понятие капитал .

Допетровские романовы сначала занялись не развитием капиталистических отношений по английскому образцу, а укреплением своей династии путем насаждения бурбоновского абсолютизма, уничтожением свободного («черносошного») крестьянства путем раздачи земель своим дворянам-приспешникам и закрепощением крестьян. В 1649 г. Алексей Михайлович с уже послушным ему Собором приняли «Соборное Уложение», в котором как раз окончательно и отменялись старые ордынские принципы «соборности» (казачий круг = курултай = дума), «веротерпимости» и какая-либо свобода крестьянина-производителя.

Для укрепления своей власти романовы остро нуждались в деньгах на содержание наемного войска. Но когда, пользуясь своим монопольным правом назначать цены, они в 4 раза повысили цену на важнейший стратегический продукт - соль, то тут же последовала резкая антимонопольная реакция, которая вошла в историю под названием «соляной бунт». Бунт подавили, цены не снизили, но экономика неумолима: объем контрабанды соли с юга по Муравскому шляху немедленно возрос.

Сибирское же «Царство» в 1631 г. основывает крупнейшую в то время в мире Ирбитскую ежегодную ярмарку (г. Ирбит Свердловской обл. при впадении р. Ирбит в Туру), действовавшую до 1930 г., а по товарообороту занимавшую первое место в России вплоть до 1817 г., когда только открылась Нижегородская ярмарка. Через Ирбитскую ярмарку, в частности, поступал не только в Московию, но и во всю Европу весь китайский и индийский чай до начала XVIII в. Это в художественных фильмах внедрение нового напитка - кофе - объясняется прихотью Петра I следовать европейской моде. А дело-то в том, что в это время китайский чай в России оказался дороже бразильского кофе именно из-за монопольных цен Ирбитской ярмарки. И Петр I ничего не мог поделать с «непокорной» Сибирью военным путем.

И в смысле развития культуры Сибирь XVIII в. отнюдь не уступала Московии, а кое в чем и опережала ее. Например, история русского театра начинается не с любительской труппы Ф. Волкова в Ярославле в 1750 г., и не с открытия Императорского театра в Петербурге в 1756 г., а с постройки постоянно действующего театра в г. Тобольске , столице Сибири в 1705 г., т. е. на полвека раньше , чем в Европейской части России! Этот трехъярусный (!) деревянный театр, построенный старыми сибиряками, и о котором не знали в Петербурге при Петре I, прослужил без перерыва 290 лет почти до конца XX в., когда он был сожжен «новыми русскими». Когда же при Анне Иоанновне в 1732 г. была установлена «правильная почта» между Петербургом и Тобольском, то выяснилось, что в Тобольске театр (и по репертуару, и по архитектуре зала) не уступает Венскому, а в Петербурге и близко ничего подобного нет. Потому стали искать самородков в Москве, а нашли, в конце концов - в Ярославле, поскольку там знали о Тобольском театре от очевидцев из-за Волги. А Петр I, так приветствовавший европейские новшества, о Тобольском театре почему-то не знал… Примечательно, что даже в конце XVIII в. будущий Российский император Павел I на императорском балу в Вене лихо отплясывал самый модный в то время европейский танец - татарскую (!) кадриль

Зато экономическая экспансия Московии на Восток в XVII–XVIII вв. проводилась медленно, но верно - путем скупки и занятия явочным путем земель под заводы и горные разработки. Крупным экономическим изъяном России Петра I было отсутствие собственного золота и серебра. Горное узаконение Петра I от 2 ноября 1700 г. предписывало «на Москве и в других городах сыскивать золотых и серебряных и медных руд». 10 декабря 1719 г. была опубликована «Горная привилегия» Берг-Коллегии: «соизволяется всем и каждому дается воля, какого б чина и достоинства он не был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях - искать, копать, плавить, варить и чистить всякие металлы: сиречь - злато, серебро, медь…» (курсив мой. Прим. Авт. )

Петр I был человеком ума практического - и «золотая лихорадка» началась, да так, что уже в 1721 г. одна из больших золотых медалей в честь Ништадского мира была отчеканена «из злата домашнего» - это было первое старательское золото Нерчинского рудника. При общем закабалении народа, «золотая лихорадка» давала надежду не только на свободу, но и на зажиточность. Люди из крепостной Московии бросились в Сибирское Царство - за 50 лет до начала освоения «Дикого Запада» в Америке. В Сибирь в то время не ссылали, а засылали . А вот когда рудные места были захвачены, заводчикам было дано разрешение закрепощать любого «вольного старателя», т. е. не имеющего «московской прописки».

Таким явочным порядком строились заводы и рудники, охраняемые частной стражей строгановых, демидовых, ремезовых и пр. Так постепенно Сибирское «Царство» попадало в полную экономическую зависимость от европейской России. При этом иногда подкупом, а иногда и прямой ликвидацией местной знати (югорских и тюркских князей и казацких атаманов) или заменой их на пророссийских «воевод» теперь уже не Москва, а Петербург ставили под свой контроль земли на Восток от Волги, и, прежде всего, земли до Каменного (иначе Земного) Пояса, т. е. Урала.

Перенеся столицу из Москвы на Запад Петр прорубил не абсолютно географически ненужное «окно в Европу», а окно из Западной Европы на Восток - и не в Москву, а в богатейшую Сибирь , тем самым и экономически, и политически привлекая сибирскую знать, традиционно враждебно настроенную к московским боярам. Его политика «кнута и пряника» в сочетании с привлечением воинствующей церкви для насильственного крещения «инородцев» понемногу продвигала его форпосты в Башкирию и на территорию Казахского ханства (оно же «древний» Тюркский каганат .)

Официальная история «добровольного» присоединения к Российской империи Младшего и Среднего жузов (родовых территорий) Казахстана весьма темна и сомнительна. По одним данным Младший жуз присоединился к Российской империи в 1731 г., а Средний «присоединялся» целых три года в 1740–1743 гг., по другим данным оба жуза присоединились в 1732 г. О «добровольно-принудительном» характере присоединении свидетельствует дотла разрушенная столица ханства г. Манас у озера Зайсан, еще существовавшая на карте Британской Энциклопедии, изданной в 1771 г. (на этом месте теперь г. Зайсан). Да и Старший (главный) жуз Казахстана не случайно сопротивлялся романовым до 1869 г., объединившись с ханами Хивы, а потом Коканда для защиты от агрессии. В частности, в 1716–1717 г. войсками хивинского хана был полностью уничтожен направленный Петром I в Среднюю Азию 6000-ный экспедиционный корпус князя А. Бековича-Черкасского.

Реальная история этого «добровольного присоединения» связана с деятельностью известного дипломата И. И. Неплюева, бывшего Российским резидентом в Стамбуле в 1721–1734 гг. Усилиями Неплюева, в частности, был подготовлен уже упомянутый раздел Персии между Петром I и султаном Ахматом III. В 1730 г. он был непосредственным участником янычарского переворота, приведшего к власти Махмуда I. Однако Махмуд I, как известно, отказался признать Анну Иоанновну императрицей. Неплюев, чувствуя, что его карьера висит на волоске, стал убеждать Анну Иоанновну, что султан упрямится из-за персидских приобретений Петра. Он писал Анне Иоанновне, что «тамошний климат вреден для российских солдат», поэтому предлагал вернуть Персии все захваченное ранее побережье Каспийского моря в обмен на невмешательство Персии в среднеазиатскую экспансию России, что и было сделано по Рештскому миру 1732 г.

Одновременно Неплюев договорился о совместных действиях с дружественным Ойратским ханом, который был вассалом Срединной (Китайской) Империи династии Цин, пришедшей к власти в Китае еще в 1644 г. вместо старой Ордынской династии при поддержке романовской Московии. После этой договоренности русские войска в 1731 г. двинулись на юго-восток и фактически оккупировали часть Казахстана, а ойратские войска стали терзать Казахское ханство с тыла. В этих условиях султан Младшего жуза (Западного Казахстана) Абулхайр был вынужден признать себя вассалом Российской империи. К 1740 г. под угрозой уничтожения уже оказались Средний и Старший жузы. В 1735 г. была основана крепость Оренбург, и тот же Неплюев стал наместником вновь образованной Оренбургской губернии с полномочиями карт-бланш. В 1743 г. Средний жуз сдался России, а Старший ушел под покровительство хана Коканда. Здесь была впоследствии основана новая столица Старшего Жуза - Ак-Мечеть (1820–1869 гг).

Примечательно, что этот город, переименованный после покорения в 1869 г. Старшего жуза в Петровск, при Советской власти получил свое выразительное нынешнее название - Кзыл-Орда ! Воистину неисповедимы пути господни - действительно в 1925 г. уже существовала Красная Орда , т. е. СССР.

В целом романовское «освоение» Средней Азии как две капли воды похоже на «освоение» американцами индейского Дикого Запада, точно так же, как гражданская война между Севером и Югом в Америке во многом копирует екатерининское освоение Дикого Поля, т. е. Черноземной зоны России.

Сразу после завоевания Центральной России, Российская империя начала завоевывать Сибирь с юга: первый екатерининский город Сибири - Барнаул (1771 г.). Завоевательная политика Екатерины II и до этого не могла не тревожить Сибирь. Когда к 1772 г. крестьяне и казачество Центральной и Южной России почувствовало не вкус пряника в виде освобождения от крепостного права, обещанного «Великой, премудрой матерью Отечества» Екатериной в 1767 г. на открытии «Уложенной Комиссии», а жестокость военного кнута, люди потянулись за Волгу, в Сибирь. Ситуацию в европейской России дополнительно обострила и вспышка чумы 1771 г.

В 1773 г. началась крупнейшая гражданская война XVIII в., вошедшая в историю как «восстание Пугачева». По сути, в ней воевали две части прежней Руси-Орды: набирающая мощь европейская монархическая империя романовых и слабеющая азиатская ордынская федерация Сибири. Официальные документы об этой войне существуют, но до сих пор остаются за семью печатями. Также закрытыми остаются французские и британские архивы, касающиеся семилетней войны 1756–1763 гг. и войны за независимость США 1775–1783 гг. Уже одно это обстоятельство косвенно свидетельствует о справедливости высказанной сначала Г. Носовским и А. Фоменко, а затем развитой Г. Каспаровым концепции рассмотрения «Пугачевской войны» в контексте глобального передела мира и окончательного уничтожения Великой Орды.

В эту концепцию вписывается и борьба за бывшие ордынские колонии между английским и французским блоками в Семилетней войне, и военная колонизация Сибири после поражения армии Пугачева, и стремительная колонизация индейских территорий Дикого Запада в Северной Америке. Иными словами, промышленно развитые части бывшей Великой Орды превращали более слаборазвитые в свои придатки-колонии. И здесь в силу объективных географических причин совпали интересы монархической Российской империи и республиканских САСШ. Англия и Франция объективно были заинтересованы в колонизации Африки, в том числе, и за счет Османской империи, поэтому в первой русско-турецкой войне второй половины XVIII в. они были на стороне Росссийской империи. Старый ордынский Царь-Град потерпел поражение и не мог помочь отрезанной от него ордынской Сибири.

Сибирь была обречена на поражение и по внешним, и по внутренним причинам. Несмотря на то, что три четверти промышленных предприятий обеих частей России, относящихся, выражаясь современным языком, к сфере военно-промышленного комплекса, находились на территории Сибири, принадлежали они промышленникам Российской империи. Военно-промышленная машина ордынской Сибири работала на ее врага - имперскую Россию. Поэтому, когда население Сибири, воодушевленное освободительным манифестом Пугачева, захватило практически все оружейные заводы на Урале, то вместо немедленного увеличения производства вооружения и боеприпасов, восставшие стали разрушать заводы и рудники. Образованная Пугачевым Военная Коллегия просто не успела сразу взять под контроль военную промышленность.

Несмотря на это, Сибирь не только оказала серьезное сопротивление екатерининским войскам - войска Пугачева перешли в наступление, изолировав крепости Оренбург, Уфа, заняв (а, точнее, отстояв ) часть волжских городов, включая Самару, а затем и Казань в июле 1774 г. Правительственные газеты Российской империи неоднократно сообщали: «Пугачев разбит и бежит». Пушкин, изучая доступные материалы боевых действий 1773–1774 гг., написал об этом так: «Пугачев бежал, но бегство его казалось нашествием». Пугачев контролировал и Среднее Поволжье - Алатырь, Саранск, Пензу, Саратов.

Весь имперский план Екатерины оказался под угрозой. Пришлось прекратить успешно развивающуюся войну с Турцией. Официальная историография пишет, что «Турция при поддержке Англии и Франции сорвала мирные переговоры в 1771 г. после завоевания Российской империей Крыма, что означало конец войны». Это ложь. Никаких серьезных переговоров не было, и конца войне ни в 1771, ни в 1772 г. не предвиделось. Екатерина совершенно не собиралась останавливаться в Крыму, поскольку известен ее генеральный план изгнания турок со всех занятых ими европейских территорий, включая Стамбул, и «воссоздания на них греческой империи», во главе которой она позже мечтала поставить своего второго внука Константина. Англия и Франция до начала войны с Сибирью еще помогали не Османской, а Российской империи в рамках секретных протоколов , заключенных по завершению Семилетней войны: без этих протоколов, в частности, русская балтийская эскадра в 1770 г. не смогла бы беспрепятственно и неожиданно для турок пройти через проливы Эресунн, Каттегат, Скагеррак, Ла-манш и Гибралтар, выйти в Средиземное море, блокировать Дарданеллы и уничтожить турецкую эскадру в Чесменской бухте, а в 1772 г. Российская империя не смогла бы с Австрией и Пруссией разделить Польшу по своему усмотрению .

Воевать на два фронта оказалось невозможно даже после того, как Суворов в 1774 г. разбил османскую Дунайскую армию великого везиря у Козлуджи и открылась прямая дорога на Стамбул, о котором мечтала Екатерина. Вызванный в ставку Суворов предложил временно прервать войну с Турцией, самим пойти на переговоры и всячески их затягивать, пока он с отборными частями, снятыми с турецкого фронта не проведет спецоперацию по ликвидации штаба Пугачева.

Этот план и был осуществлен: маршевые полки Суворова отрезали под Ельцом-Галичем Пугачева (Воротынского? Галицкого? Курбского?) от его основных сил и уничтожили его штаб. Характерно, что в письмах к Вольтеру Екатерина называла Пугачева «маркизом» без кавычек . Это означает, что она признавала в нем иностранного дворянина , ибо титул маркиз во Франции давался инородцам - так же, как титул «барон» в России.

Дальнейшая судьба Пугачева и его ближайших соратников известна. Обезглавленную армию Сибири добивали на Урале еще три года. После этого завоевание Сибири проходило без неутомимого Суворова, который уже маршировал покорять Северный Кавказ и добровольно присоединять Грузию. Только после кавказских успехов Российской империи в 1783 г. Англия и Франция перестроили свою политику в поддержку ослабевшей Турции, поскольку у России открывался путь в Индию и Иран.

В период перемирия с Турцией 1775–1787 гг. Российская империя как раз успела планомерно завоевать практически всю Сибирь, разрезав ее на «дольки» и продвигаясь от опорных пунктов - крепостей в верхнем течении сибирских рек на север. Об этом свидетельствует стремительный рост количества губерний и городов, прежде всего, Урала и Западной Сибири: первым «послепугачевским» городом в 1775 г. стал Уральск, (т. е. переименованный Кош-яицк, существовавший, по крайней мере, с 1584 г., а не какой-то заштатный «Яицкий городок»). Ногайский стольный город Сарайчик был полностью разрушен, а на его месте появился Гурьев. Затем последовали Усть-Сысольск, Глазов, Сарапул (1780 г.) и т. д.

Напротив, г. Вятка существовал под этим своим именем и раньше 1781 г. - так он указан на зарубежных картах и в 1706, и в 1692 г., а не под названием Хлынов (Хлыновский завод), равно как и Пермь (якобы бывшая дер. Егошиха, т. е. Егошихинский завод). Нынешний Верхнеуральск (переименован в 1781 г.) - бывший крупный булгарско-башкирский город Сбакарчик , именно так и указанный на французской карте 1706 г., но названный в «екатерининской редакции» Верхнеяицкой крепостью, якобы основанной только в 1734 г. Стали городами Омск, Семипалатинск и Березово (1782 г.), Челябинск (1787 г.) и т. д. Бывшие «посольства России» - остроги были именно в это время превращены в каторжные тюрьмы.


| |

Традиционно считается, что «освоение» Сибири европейцами («русскими») началось при Иване Грозном. Однако эта «история» с середины XVI и до начала XIX в. шита белыми нитками.

Что нам говорит традиционная история, например, о присоединении Сибири к Московии? До середины XVI в. Московия, в целом, мирно сосуществовала с Сибирским ханством. А затем хан Едигер якобы в 1555 г. добровольно признал вассальную зависимость от Москвы, разорванную затем в 1572 г. его преемником ханом Кучумом. После «покорения Казани» и «присоединения Астрахани» Иван Грозный якобы дает купцам-промышленникам Строгановым «за их особые заслуги» грамоты на владение землями по р. Тобол. На свои деньги Строгановы нанимают шайку разбойников (600, по другим данным 840 «вольных казаков») во главе с Ермаком Тимофеевичем, которые в 1581 г. «проникают» в Сибирское ханство и побеждают хана Кучума, завоевав в 1582 г. его столицу г. Сибирь (17 км. от нынешнего Тобольска), она же Кашлык (т. е. зимовье, ср. также кишлак и, например, англ. castle ). При этом сам Ермак героически погиб в бою в 1585 г. (по другим данным утонул, переплывая Иртыш в железном панцире ). Кучум же после поражения «бежит в Ногайскую Орду», где преспокойно живет, по крайней мере, до 1598 г. (Сам же г. Сибирь прекрасно существовал еще и в XVIII в., в частности, отмечен на французской академической карте 1706 г.).

Вслед за весьма сомнительной историей частной экспедиции Ермака, любая последующая реальная экспедиция гражданских «первопроходцев» в Сибирь в XVII в. в официальной историографии считается «присоединением новых земель к Московскому государству», как будто туда ранее не ступала нога человека. Это «столбление сибирских участков» XVII в. как две капли воды похоже на «освоение» Америки: аборигены (индейцы ли, коренное ли население Сибири) - дикари, поэтому появление «белого человека» (первопроходца, миссионера) на их земле - это уже акт присоединения. «Исторический календарь для школьников - десять веков российской истории» (составители В. А. Алексеев и В. В. Степанов, Донецк, ИКФ «Сталкер», 1996 г.) вообще утверждает, что в 1633 г. (!) к Москве была присоединена вся Сибирь вплоть до Камчатки. На этом «завоевание Сибири» в XVI в. заканчивается, а следующая волна ее освоения начинается в конце XVII в. - после казни Степана Разина в 1671 г. и присоединения Камчатки в 1697 г. (это традиционная дата «присоединения Сибири»). Между тем, известная экспедиция Хабарова в Забайкалье, только основала, как считается, Албазинский (1651 г.) и Нерчинский (1653 г.) остроги. Албазинский острог затем был срыт «по требованию китайцев » в рамках Нерчинского договора 1689 г., однако при этом граница «России» с «Китаем» оставалась до 1858 г. «крайне неопределенной».

Однако на русской карте Евразии, изготовленной, скорее всего, в Сибири около 1710 г. (Петербург уже показан на карте, но столицей еще указана Москва), четко определенная государственная граница между Московией и Сибирью проходит примерно по меридиану Мезень - Пенза .

И на французской карте 1706 г. (издание французской Академии Наук) восточная граница Московии с Сибирью проходит от Белого моря по р. Мезень, далее на юг, пересекая Северные Увалы и Волгу у Нижнего Новгорода, далее вверх по Оке до Касимова (а не вниз по Волге до Астрахани!), от Касимова по меридиану на юг до Богучара на Дону. Слева от Богучара вверх по Дону Московия граничила с казацкими землями, т. е. с Диким Полем , а в промежутке Тула - Калуга с Воротынью . При этом известно, что ни Дикое Поле, ни Воротынь налогов и податей Московии не платили , т. е. были независимы.

Вниз по Дону до впадения Северского Донца проходила граница Сибири и Дикого Поля. Междуречье Дона и Волги и Северный Кавказ занимала Черкассия, а междуречье Дона и Днепра относилось к Крымскому ханству. Расположенные к востоку от меридиана Мезень-Пенза Черкассия, Астраханское царство, Булгарское княжество, Казанское царство, княжества Вятка, Пермь, Зыряния и Югория официально входили в Сибирскую конфедерацию, а не в Московию. Вся территория за Уралом от нынешнего Гурьева до Верхнеуральска и далее к востоку до слияния Зеи и Амура была вообще не зависима ни от Сибири, ни, тем более, от Московии. Столицей этой Независимой Татарии был Сарайчик - нынешний Гурьев, якобы только основанный в 1740 г. Выше него по р. Яик располагалась казацкая крепость Кош-яицк (т. н. «Яицкий городок»).

Известная бурная реформаторская и завоевательная деятельность Петра I совершенно не обращена на восток - в Сибирь. И реальное государственное «освоение Сибири» начинается не ранее 1760 г., когда Елизавета Петровна милостиво разрешает помещикам «ссылку крестьян на поселение в Сибирь в зачет рекрутского набора». Этот указ прямо говорит о стимулировании колонизации Сибири и совершенно аналогичен одновременному с ним распоряжению английского короля Георга III, касающемуся колонизации Индии и Канады. При этом, хотя в полном титуле императрицы Елизаветы (по состоянию на 1752 г.) и фигурирует «царица Сибирская», но вся Сибирь еще считается одной (!) губернией.

Само произношение титулов «царь» (фр. czaar ), «царица» - не русское, а иудейское (вместо фонетических вариантов кайсар, кайзер, кесарь или цезарь) и означает «наместник» (см. статью «Древнее и средневековое население Европы и его правители»). Поэтому-то романовы и ввели понятие «царь православный », создав свою церковь в Московии. Поэтому в титуле Елизаветы, как и в титуле Петра I с 1722 г., понятие «императрица» (т. е. повелительница) относилось только к территории изначальной Московии романовых (т. е. «Всея Руси»), а ее наместнические, а отнюдь не владетельные права в Сибири, Казани или Астрахани, признанные султаном , обозначались как «Царица Казанская, Астраханская и Сибирская».

И Екатерина II в своих «Записках», описывающих ее воцарение в 1762 г., называет в числе 10 своих начальных губерний единственную закамскую - Сибирскую. Перечень губерний Екатерины II в 1762 г. представляет особый интерес и по другой причине. Вот что она пишет в 1791 г.: «Вся империя была разделена на следующие губернии: Московская, Нижегородская, Казанская, Астраханская, Сибирская, Белогородская, Новогородская, Архангелогородская, Санктпетербургская, Лифляндская, Выборгская, Киевская; Малую Россию, т. е. Новгород Северский и Чернигов ведал Гетман». В оригинале слово «следующие» зачеркнуто и сверху написано «токмо десять». Если не считать за губернию Малороссию, которой «ведал Гетман», то губерний перечислено 12, а не 10. Даже если учесть, что отдельной Выборгской губернии не было (это часть С-Петербургской), то их оказывается (до собственноручного исправления Екатериной числа) все равно на одну больше , чем в действительности, а именно: в 1762 г. Белгородской губернии, как и при Елизавете, еще не было. Самой южной, Азовской губернии, заявленной в 1708 г. Петром I, также не было, поскольку Азов в это время принадлежал Турции. Белгородская губерния, которую упомянула Екатерина в 1791 г., появилась в составе Российской империи только после 1770 г. !

О том, что граница Московии и Сибири пересекала Волгу под Нижним Новгородом не только в 1706 г. (как показано на академической французской карте), но еще и в 1762 г., свидетельствует сама романовская история: в начале своего правления Екатерина II по примеру Петра I объезжает свои владения , совершая поездку по Волге от Твери до Симбирска (а не до Самары, Саратова или Царицына , не говоря уже об Астрахани!). При этом сопровождающих ее в поездке иностранных послов не пускают даже в Нижний Новгород и под благовидным предлогом отправляют назад. Про Нижний Екатерина пишет, что местоположение выгодное, но сам город ужасен, про посещение Казани в отчете о поездке Екатерины не упоминается, а по поводу Симбирска она пишет, что там «слишком многие дома в закладе ». Этот отрезок путешествия резко контрастирует с описанием «парадного» участка пути: о ликовании народа при встрече с императрицей, например, в Костроме и в Кимрах. В Ярославле Екатерина не только общается с народом, но и «творит суд»: по жалобе купечества отстраняет от работы губернатора, хотя Ярославской губернии как таковой еще не существует. (В Ярославле Екатерина могла уволить только Нижегородского губернатора.) Из этой поездки видно, что взаимотношения Московии с Казанью и Астраханью резко отличались от отношения Московии к подчиненной ей Нижегородской губернии.

Освоение Сибири.

Цели:

Расширение государственных земель и увеличение податного населения

Овладение пушным богатством Сибири - еще одним источником дохода для государства

Поиск руд ценных металлов

Покорители Сибири : казаки, "служилые люди", крестьяне, беглые (гулящие) люди

Русские землепроходцы

Восстания местного населения

Основная их причина - насилие и произвол цар­ских воевод над новыми поданными России

1636,1675-1676-у якутов

1647-1681 -у эвенков

1662 - крупное восстание народов Западной Сибири

Ясак - налог, выплачиваемый местным населением государству.

Освоение Сибири способствовало ускорению социально-экономического развития коренных народов.

Тема: Эпоха дворцовых переворотов.

Екатерина I- 1725-1727гг.

Петр III 1727-1730гг.

Анна Иоанновна 1730-1740гг.

Елизавета Петровна 1741-1761гг.

Петр III 1761-1762гг.

Екатерина II 1762-1796гг.

Спор в борьбе за власть решала гвардия- привилегированный воинский отряд, не связанный с административными учреждениями, происходившие из числа служилого дворянства и иностранцев, приближенных к трону.

Внутренняя политика России в середине XVIII веке.

Самодержавие в своей внутренней политике в сере дине XVIII в. (как впрочем и позже) в целях поддержания своей социальной базы -дворянства – ориентировалось, прежде всего на этот класс.

Облегчение дворянской службы:

1730-е годы -

1) Освобождение дворянства от обязанности начинать службу рядовым солдатом

2) Создание Шляхетского кадетского корпуса

1736 - Установление срока дворянской службы (25 лет)

Усиление крепостного права

1736 - Получение помещиками права определять крепостным меру наказания за побег

30-е годы XVIII в. - Возрастание повинностей крестьян в поль­зу феодалов.

Практиковалась продажа крестьян без земли, прове­дение пыток, разлучение се­мей.

Положение крепостного мало, чем отличалось от положения раба.

Жизнь крепостного крестьянина целиком зависела от нрава его барина.

Дворцовые перевороты представляли собой борьбу различных группировок дворянства за власть, а не смену формы правления. Ре­шающую роль при этом имела дворянская гвардия. Причины: возросшая роль дворянства в управлении государством и политические притязания гвардии.

Непосредственный повод : 1722 –Указ ПетраI о престолонаследии.

Последствия Указа: прерван принцип наследия по старшинству;

Свержение верховной власти не выглядит как покушение на святость;

- увеличение числа претендентов на престол,

- усиление борьбы за власть разных групп.

Поддерживали Екатерину I: А.Д.Меншиков и гвардия, которой Екатерина из собственных средств выделила недоданное за 16 месяцев жалование.

Оппозиция: царевич Петр (сын царевича Алексея), князь Д.М.Голицин. Оппозиция отстаивала принцип "родовитости", что не могло привлечь гвардейцев, в значительной части состоящих из пет­ровских выдвиженцев.

8 февраля 1726 г. в "помощь" Екатерине Первой создан Вер­ховный тайный совет, который оттеснил Сенат (Сенат стал назы­ваться не правительствующий, а высокий); в "Верховный тайный со­вет" входили 7 человек: А.Д.Меншиков, Ф.М.Апраксин, Г.И.Головкин, П.А.Толстой, А.И.Остерман, Д.М.Голицин, Карл Фридрих Голштинский.

Восстановлено деление провинций на уезды.

Сокращен бюрократический аппарат.

Облегчена служба дворян.

Дворянам дано право торговли во всех городах и на ярмарках, за­водить мануфактуры.

Отменено участие армии в сборе подушной подати и квартирова­ние по уездам

Снижение пошлины на ряд товаров.

Ликвидирован Главный магистрат; городовые, губернские маги­страты и ратуши стали возглавляться воеводами.

Преемником был назначен Петр Алексеевич (12-летний) при опекунстве А.Д.Меншикова.

Долгорукие и А.И.Остерман совершили переворот, А.Д.Мень­шиков был сослан в Березов, где умер два года спустя. Невестой Петра объявлена сестра Ивана Долгорукого Екатерина. Двор пере­ехал в Москву, демонстрируя отказ от наследия Петра Первого.

В январе 1730 г., накануне свадьбы и коронации, Петр П просту­дился, заболел оспой и умер.

После его смерти Долгорукие попытались отстоять право на престол "государыни-невесты" с помощью фальшивого завещания, но остальные "верховники" были против усиления Долгоруких.

"Верховников" гораздо больше устраивала дочь брата Петра I Ивана, выданная замуж за герцога Курляндского. Она не была связа­на ни с гвардией, ни с группировками при петербургском дворе; при ней можно было "воли себе прибавить". Ее пригласили на престол, но при условии соблюдения кондиций:

Не входить замуж;

Не назначать наследника престола без согласия восьми членов Тайного совета:

Не объявлять войну;

Не заключать мир;

- не командовать гвардией и армией;

Не жаловать вотчины, чины выше полковника;

Не вводить новые налоги;

Не отнимать у дворян без суда "жизнь, имение и честь". Распределение доходов казны и назначение преемника государю

тоже должно было находиться в руках Верховного тайного совета.

Условия "верховников" вызвали недовольство дворян, в их среде вырабатывается петиция, в которой было выражено требование от­мены-кондиции

- Анна Иоанновна разорвала кондиции и объявила себя самодержицей.

Императрица, благодаря поддержке дворянства и гвардии, разорвала условия верховников ("Кондиции") и освободила себя от данных обещаний;

- началась расправа над верховниками (многие сосланы в Сибирь);

Дворянство и гвардия наделила Анну Иоанновну неограни­ченным самодержавием;

Россией фактически управлял курляндский герцог, Э.Бирон(время правления - "бироновщина");



Вместо Верховного тайного совета был создан Кабинет мини­стров(канцлер Головкин, вице-канцлер Остерман и князь Черкасский);

в стране свирепствовала тайная полиция; ужесточились казни и пытки;

"бироновщина" порождала у людей страх и неуверенность в завтрашнем дне;

Процветало казнокрадство;

происходило засилье немцев во всей государственной систе­ме власти; делами государства, его внешней политикой распоряжался вице-канцлер граф Л. И Остерман;

На ключевых постах иноземцы. "...Они посыпались в Россию точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забра­лись на все доходные места в управлении" (В.О.Ключевский». Арми­ей командовал фельдмаршал Б.-К.Миних; Коллегию иностранных дел возглавлял А.И.Остерман; уральские заводы оказались Шемберга; во главе Академии наук стоял И.Д.Шумахер (сторонник норманн­ской теории), двор и гвардию возглавляли братья Левенвольды;

- проводилась политика в интересах Австрии, а не России; Персии были возвращены прикаспийские области; торговля с Турцией разрешалась только на торговых кораблях; русско-турецкая война 173 5-173 9 гг. привела к возврату Рос­сии Азова, но без укреплений;

в армии безраздельно властвовал Б.Х. Миних;

- насаждалась муштра, палочная дисциплина и воровство;

Немцам были чужды интересы России; "бироновщине" способствовали русские аристократы, которые занимались собственным обогащением (братья Бестужевы-Рюмины, Салтыков, Ушаков)",

Анна Иоанновна проводила политику феодальной реакции; наследником престола Анна Иоанновна объявила сына своей

племянницы Анны Леопольдовны - Ивана Антоновича; регентом при нем - Э.Бирон;

Уже 8 ноября 1740 г. фельдмаршал Миних организовал арест и низ­вержение Бирона, который вскоре будет сослан. Регентшей стала мать Ивана IV - Анна Леопольдовна.

- Царствование Елизаветы Петровны.

25 ноября 1741 г. дочь Петра I Елизавета с помощью гвардии осуществила новый дворцовый переворот:

В крепость были отправлены: Анна Леопольдовна, младенец-государь Иван Антонович, Остерман, Миних и другие;

суд над арестованными вершился без пыток;

провозглашение возвращения к традициям отца, патриотичес­кие лозунги;

правление Елизаветы было достаточно гуманным, не подпи­сала ни одного смертного приговора;

фавориты Елизаветы: Алексей и Кирилл Разумовские, Иван Шувалов;

- в 50-е гг. фактическим руководителем правительства стано­вится Петр Шувалов (реорганизация артиллерии, сокращение пря­мых налогов за счет увеличения косвенных, отмена внутренних та­можен);

В 1755 г. открыт Московский университет, в 1757 г. Академия художеств в Санкт-Петербурге;

Покровительство дворянству - расширение крепостного пра­ва, передача полицейских функций помещику, право ссылать крепо­стных в Сибирь;

вела активную внешнюю политику;

В Европе сложились две противоборствующие коалиции: Австрия, Франция, Россия противПруссии и Англии. Россия приняла участие в Семилетней войне (1756-1762 гг.):

в 1757 г. победа при Гросс-Егерсдорфе, несмотря на пассив­ность командующего Апраксина, приказавшего отступать после по­беды;

В 1758г. русские войска заняли Кенигсберг, генеральное сра­жение у деревни Цорндорф(командовавший русскими войсками Фермер бежал с поля боя, но русские полки дрались отчаянно);

в 1759 г. новый командующий русскими войсками генерал Петр Салтыков разбил прусского короля Фридриха при Кунерсдорфе, но из-за разногласий с австрийцами окончательной победы добить­ся не удалось;

В 1760 г. русские войска на непродолжительное время сумели овладеть столицей Пруссии Берлином, но, в целом, кампания не дала решительных результатов;

В 1761 г. корпус под командованием генерала Румянцева овла­дел крепостью Кольберг.

25 декабря 1761 г. Елизавета Петровна умерла. Император Петр III, поклонник прусского короля Фридриха, вернул Пруссии все, завоеван­ное Россией в этой войне.

-- [ Страница 2 ] --

Исследование изменений в культурной жизни Сибири в правление Екатерины II проводилось с позиций антропоцентристского подхода, который предполагает изучение интересов, потребностей, действий людей, влиянии культуры на их повседневную жизнь. Данный подход использовался при изучении культурных потребностей и культурно-досуговой деятельности сибирского населения. Применение социокультурного подхода позволило уделить внимание изменениям в ценностях, культурных потребностях сибиряков, происходивших под воздействием перемен в обществе.

В диссертации также применялась методология диалога культур. В отношении рассматриваемого нами вопроса имела место ситуация, когда культура Сибири вступала в контакт с господствующей в центральной Россией европейской культурой, при этом сохраняя свою самобытность и воспринимая то лучшее, что накопили культуры других народов.

В основу исследования были положены общенаучные принципы историзма и объективности. Применение первого из них дало возможность рассмотреть объект изучения во всем его многообразии и противоречиях. Принцип объективности позволил осуществить комплексный и критический анализ событий и явлений. Так же при написании диссертации применялись сравнительный, логический, системный методы, позволившие рассмотреть культурное развитие Сибири как единый процесс.

Источниковую базу исследования составили неопубликованные (архивные) документы и опубликованные материалы.

Первую группу источников составили архивные документы. Нами были изучены материалы 11 фондов сибирских архивов: Тобольского филиала Государственного архива Тюменской области (ТФ ГАТО), Архивного агентства администрации Красноярского края (АААКК), Государственного архива Иркутской области (ГАИО). Одним из основных источников для разработки темы настоящего исследования стали материалы, хранящиеся в ТФ ГАТО. Наше внимание привлек фонд Тобольской духовной консистории (Ф. 156), где содержится информация о быте и культуре населения. Именно в Тобольскую духовную консисторию стекались со всей территории Сибири основные указы, рапорты, промемории, уголовные дела, большинство из которых касаются религиозной, культурно-досуговой, бытовой, образовательной сфер сибирской жизни. Это позволило судить о повседневности разных слоев городского и сельского населения: дворян, чиновников, крестьян, инородцев, старообрядцев и др. Фонд Тобольского наместнического правления (Ф. 341), также содержит некоторое количество материалов по изучаемой проблеме. В основном это дела во исполнение официальных указов правительства. В фонде Тобольского приказа общественного призрения (Ф. И-355), заведовавшего школами, общественными заведениями, больницами, содержатся дела о поступлении средств от продажи книг, изданных в Тобольской типографии, сметы на ремонт театра и других общественных заведений города. В фонде содержится подробнейшая информация о школьной реформе и организации процесса обучения в сибирских малых народных училищах. Фонд 661 (Указы тобольской полицмейстерской конторы) содержит указы о благоустройстве Тобольска. В АААКК были изучены материалы фонда городской ратуши (Ф. 122). Интерес представляли протоколы заседаний ратуши, а также дела о взыскании штрафов с крестьян за уклонение от исповеди и причастия. Фонды Тобольской и Иркутской духовных консисторий, хранящиеся в АААКК (Ф. 812, 813), содержат важные для нас материалы о постройке церквей, состоянии в приходах на предмет суеверий. Фонды Туруханского Троицкого и Спасского мужского монастырей (Ф. 594, 258) включают материалы по разным аспектам культуры – летописанию, книгораспространению. В ГАИО нас, прежде всего, интересовал фонд Иркутской духовной консистории (Ф. 50), в котором также содержится информация о быте и культуре сибирского населения.



Важным источником выступили официальные документы. Это, прежде всего, указы Екатерины II в области культуры, положения которых распространялись на территорию Сибири. Кроме того, некоторые сведения о регламентации общественной жизни и контроле над исполнением религиозных норм мы почерпнули в Уставе благочиния (полицейский устав) Екатерины II, изданный в 1782 г.

Значительный пласт материала был взят из опубликованных источников. В первую очередь это информация, содержащаяся в периодических изданиях Сибири 80 – 90-х гг. XVIII в. Изучение материалов журналов «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» и «Библиотека ученая, историческая, экономическая…» позволяет судить о развитии некоторых сторон культурно-досуговой деятельности сибирских жителей, об актуальных в то время вопросах, которые интересовали читателей, и поднимались на страницах изданий.

Интересная информация содержится в записках российских и иностранных подданных, бывавших в Сибири с различными целями. В этих материалах хранятся сведения о повседневном быте, культурном облике сибирских городов и населения. Интересным источником послужили опубликованные письма А.Н. Радищева из Тобольска, адресованные А.Р. Воронцову. В них содержатся любопытные наблюдения и оценки автора, касающиеся сибирского быта и культуры. Из путевых наблюдений иностранных граждан следует выделить записки, Э. Лаксмана, П. Палласа, Шаппа д’Отроша, Августа Коцебу, Иоганна Людвига Вагнера. Интересным источником послужил «Антидот», авторство которого не без оснований приписывают Екатерине II.

Интерес представляли опубликованные документы сибирских архивов, содержащиеся в красноярских изданиях составленных Г.Ф. Быконей, Л.П. Шороховым, Г.Л Рукша. Помимо этого, некоторые опубликованные документы и материалы Государственного архива Алтайского края были взяты из учебного пособия по регионоведению «Культура на Алтае в XVIII – первой половине XIX вв.» 1999 г.

Своеобразным источником послужили публикации документов в комплексе дореволюционных периодических литературно-краеведческих изданий XIX – начала XX вв.: «Сибирский архив», «Сибирские вопросы», «Литературный сборник», выходивший в издании «Восточно-Сибирского обозрения». В этих публикациях часто печатались короткие зарисовки из культурной и бытовой жизни старинной Сибири.

Совокупность источников позволила проанализировать культурную жизнь Сибири в правление Екатерины II.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые объектом специального исторического исследования стали изменения в культуре сибирского региона во время осуществления политики просвещенного абсолютизма Екатерины II. Для освещения данной темы был использован культурологический подход. В научный оборот введены новые архивные материалы.

Практическая значимость работы. Обобщения и фактический материал диссертации могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории Сибири, в учебных курсах по краеведению, музейной практике.

Структура работы. Диссертация объемом 173 страницы состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний, списка источников и литературы, насчитывающего 119 позиций.

II. Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы, выявляется степень ее изученности, определяются цели и задачи, объект и предмет исследования, его хронологические и территориальные рамки, характеризуется методология, источниковая база, научная новизна и практическая значимость работы. Основные положения данной работы опубликованы в тезисах научных конференций по истории культуры Сибири.

Глава первая «Условия культурного развития в Сибири в правление Екатерины II» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Политика правительства в области культуры» характеризуется сущность политики просвещенного абсолютизма, а также условия ее осуществления в Сибири.

Под просвещенным абсолютизмом понимаются не только политические акции, но и те меры, которые принимались императрицей и были нацелены на совершенствование человеческой личности. Благодаря этим мерам удалось достичь ярких культурных достижений, связанных с распространением идей Просвещения в России во 2-й половине XVIII в.

В отличие от европейской России, состав сибирского населения был иным. В европейской России носителем новой светской культуры являлась дворянская знать. В Сибири же, помимо дворян-чиновников, большую роль в развитии культуры играло богатое купеческое население, служилые люди, а также ссыльнопоселенцы. Это обусловило более демократический, чем в европейской части страны, состав представителей творческих профессий. На культурной жизни Сибири сказывалось отсутствие крепостного права. Это обстоятельство позволило менее строго проводить принцип социального ограничения для поступления в учебные заведения, в получении грамотности, участия в культурной жизни в целом. Русская культура в Сибири испытывала влияние аборигенной культуры, и влияние востока. Даже привнесенная из европейской России новая культура также испытывала данное влияние. Это повлекло за собой формирование местных региональных особенностей в культурной жизни населения.

Таким образом, политические акции правительства в области культуры, связанные с реализацией политики просвещенного абсолютизма распространялась на Сибирский регион без изменений. Социальные и экономические условия региона вполне способствовали внедрению и распространению новой культуры, а своеобразные особенности Сибири придавали характеру культуры особый местный колорит. Однако правление Екатерины II организация заведений культуры – школ, библиотек, театров, была поставлена в зависимость от доходов Приказов общественного призрения, городовых магистратов, и самих жителей, что обусловило их нелегкое материальное положение.

Во втором параграфе «Сибирские города как центры культурного развития» рассматривается та историческая среда, в которой в первую очередь происходили изменения, формирующие новую культуру. Экономическое своеобразие сибирских городов и их различные исторические судьбы обусловливали и оригинальность культурной жизни в Сибири. В связи с этим возникали определенные культурные центры. Городское устройство – архитектурный облик, состояние улиц и общественных заведений – первое, на что обращали внимание приезжие, посещавшие сибирские города. Для городов Сибири в правление Екатерины II был характерен ряд изменений: появление регулярной застройки и ее четкая регламентация, строительство каменных зданий, поскольку пожары были настоящим стихийным бедствием для городов. Однако материальные затруднения, нехватка квалифицированных мастеров часто тормозили сроки застройки. В соответствии с общероссийской тенденцией в Сибири внедрялись классицистические принципы построек наряду с существовавшими зданиями в стиле сибирского барокко, причем в их облике проявлялись не только европейские, но и восточные мотивы. В связи с секуляризацией 1764 г. количество культовых построек не только не сократилось, но все больше увеличивалось, высокая концентрация церквей в некоторых городах Сибири (Тобольске, Иркутске, Енисейске) определила их культурный облик. В большой малонаселенной Сибири был свой центр – населенные пункты по Московско-Сибирскому тракту и купеческие города, такие как Томск, Енисейск. В этих городах гражданские здания и культовые постройки нередко создавались в подражание столичным. Администрация городов стала больше заботиться о благоустройстве, культуре, четкой планировке, однако, принимаемые меры не всегда были действенны. Отдаленность от столицы, да и от европейской части России в целом, малочисленность архитектурных кадров – все это предопределило провинциальный вид некоторых городов. Но характер провинции сыграл свою положительную роль, придавая облику городов Сибири неповторимый колорит и необычность.

В третьем параграфе рассматривается роль церкви в культурном развитии Сибири. Политика государства в отношении церквей и монастырей в правление Екатерины II была довольно жесткой. Постепенно они были поставлены в зависимость от государства и перестали играть ведущую роль в культурном развитии. Этого нельзя сказать о Сибири. После секуляризации 1764 г. количество сибирских монастырей сократилось, хотя численность церквей постоянно росла. Церковь здесь продолжала играть важную роль и влияла не только на культурные процессы, но и на повседневную жизнь сибиряков. Монастыри и церкви в Сибири, помимо обрядовых религиозных функций, имели просветительское значение, являясь центрами образования там, где еще не было светских школ. Идеи Просвещения, неуклонно ведущие к отделению культуры от церкви, несомненно, воздействовали на традиционную культуру Сибири. Мировоззрение сибирского населения основывалось на разных, порой прямо противоположных друг другу явлениях: языческие обряды инородцев соседствовали с современными постулатами просвещения, а православные каноны причудливо сочетались с самыми странными суевериями. Поэтому в культурно-бытовой сфере жизни сибиряков церковь продолжала играть ведущую роль: она преследовала и карала последователей раскольничества (даже не смотря на то, что они были официально реабилитированы правительством), довольно жестко наказывала за уклонение от общепринятых религиозных норм и традиций и даже за склонность населения к светскому времяпровождению. Примечательно, что в этом отношении церковь активно сотрудничала со светскими властями. В маленьких селениях, отдаленных от крупных городов монастыри и церкви исполняли роль образовательных и культурных центров, одной из главных функций которых было книгораспространение, причем не только церковной, но и светской литературы.

С другой стороны, элементы светских традиций активно проникали в церковную среду, влияли на образ жизни сибирского духовенства. Обязывая население строго исполнять все обряды и нормы, само духовенство не отличалось безупречностью поведения и исполнения своих служебных обязанностей. Все это, несомненно, несколько отвращало людей от церкви. Огромные списки людей, уклоняющихся от исполнения церковных обрядов по всей Сибири, красноречиво свидетельствуют об этом. Как и многие люди 2-й половины XVIII в. сибиряки, и в особенности крестьяне, оставались религиозными людьми, однако к церковному институту с его внешней обрядностью уже не испытывали особого пиетета.

Вторая глава «Изменения в содержании культуры в правление Екатерины II» также делится на три параграфа. В первом параграфе рассматриваются изменения в системе образования, произошедшие в Сибири после учреждения главных и малых народных училищ. В течение 1789 – 1790 гг. на территории Сибири было организовано 13 народных училищ. Открытие их было поставлено в зависимость от щедрости городских дум, которые вскоре начали тяготиться их содержанием. В меньшей степени это затронуло Сибирь.

За период с 1786 до конца 1790-х гг. количество учеников сокращалось. В сибирских школах занятия велись крайне не систематично, ученики принимались и отсеивались беспрерывно в течение года, Одной из главных причин этого явилось отсутствие потребности в получении образования, понимания необходимости учиться, и затем применять свои знания в жизни. Школьное образование, как в Западной, так и в Восточной Сибири после екатерининской реформы было построено так же как в других провинциях, а отсутствие крепостного права давало возможность учиться всем категориям населения, поскольку школьная реформа была рассчитана на массового, не имевшего сословных привилегий ученика.

Проблема заключалась в том, что дворянство и чиновничество часто предпочитало школьному обучению частное, заводя гувернеров и учителей для домашнего обучения своих детей. Мещане и купцы не видели смысла во всестороннем образовании, поскольку для их деятельности им вполне хватало умения считать и писать. В сельской местности властям было накладно организовывать учебные заведения, да и крестьянам часто было удобнее скрывать от властей свое умение считать и писать. Родители крестьянских детей предпочитали сами учить своих детей. Таким образом, старые привычки семьи и школы составляли серьезное препятствие на пути распространения екатерининских училищ в провинции.

Еще одна проблема – тяжелое материальное и нравственное положение учителя в русской школе вообще и в сибирской в частности. Положение это являлось неизбежным следствием отношения общества к школе. Должность учителей не была внесена в «Табель о рангах», попадая в учительское звание, большею частью не по своей воле, а по назначению епархиального начальства, преподаватель второй половины XVIII в. не мог продвинуться вверх по социальной лестнице. Также отсутствию интереса к училищам во многом способствовали объективные обстоятельства: неприспособленность школьных помещений, небогатая материальная база для организации учебного процесса, нехватка квалифицированных учителей.

Второй параграф посвящен культурно-досуговой деятельности сибирского населения. Для Сибири 2-й половины XVIII в. принципиально новым было появление книжного, театрального дела, издание литературы и периодики. Все эти процессы происходили и в европейской России, поэтому говорить о том, что Сибирь была оторвана от общероссийских культурных явлений не приходится. Указ «О вольных типографиях» 1783 г дал толчок развитию книгопечатания и периодической печати в Сибири. С появлением типографий в Сибири из ее стен вышло порядка 20 наименований различных изданий, не считая журналов. «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» и «Библиотека ученая» – это единственные журналы, выходящие в провинции в то время, отражающие самые злободневные вопросы. Тем не менее, существовали проблемы с распространением литературы, сложно было найти авторов и подписчиков, население еще не привыкло к подобному виду чтения. Стоимость подписки на издания составляла от 8 до 15 рублей, что было очень дорого для основной массы населения (пуд хлеба стоил 12 копеек).

В правление Екатерины II в Сибири появляются общедоступные публичные библиотеки в крупных городах – Тобольске, Иркутске, Красноярске, а также частные библиотеки в домах наиболее просвещенных сибиряков. С появлением публичных библиотек современная литература стала для сибиряков более доступной. С ростом духовных запросов населения связано появление театра в Сибири. Любительские спектакли очень долгое время были единственной формой театральных представлений (в Омске, Иркутске), затем в 1791 г. Тобольске был создан первый в Сибири профессиональный театр. Репертуар театров отражал тенденции современной для 2-й половины XVIII в. драматургии. Удалось выявить 94 наименования пьес, ставившихся или предназначавшихся к постановке в театре (2 трагедии, 13 драм, 44 комедии, 35 комических опер).

К концу XVIII в. ориентация сибиряков на светские стандарты новой культуры усилились, хотя она пока не проникла вглубь, затронув лишь немного жизнь определенных слоев населения. Основными потребителями светских культурных развлечений были, во-первых, жители крупных сибирских городов, во-вторых, представители верхних сословий – дворянство, чиновники, богатое купечество.

-- [ Страница 1 ] --

На правах рукописи

ХАИТ Надежда Леонидовна

КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СИБИРИ В ЭПОХУ ЕКАТЕРИНЫ II

Специальность 07.00.02. – Отечественная история

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Красноярск – 2007

Работа выполнена на кафедре истории России ГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»

Научный руководитель кандидат исторических наук,

профессор И.А. Прядко

Официальные оппоненты доктор исторических наук,

профессор Г.Ф. Быконя ,

кандидат исторических наук,

доцент А.В. Лонин

Ведущая организация Кемеровский государственный

университет культуры

Защита состоится 9 ноября 2007 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д. 212. 097. 01. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Красноярском государственном педагогическом университете имени В.П. Астафьева по адресу: 660077, Красноярск, ул. Взлетная, 20, Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, исторический факультет, ауд. 2-21.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева.

Ученый секретарь кандидат исторических

диссертационного наук, доцент Л.Э. Мезит

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы . В настоящее время значительно возрос интерес к истории культурного развития, поскольку культура является качественной характеристикой общества. Культура признается одним из важных регуляторов общественной жизни, а также необходимым условием развития личности как субъекта разносторонней социальной деятельности.

Рост интереса к изучению различных аспектов культуры был характерен для всей мировой науки двадцатого столетия, и особенно усилился в последние десятилетия. Это обусловлено тем, что история культуры многонационального российского народа остается у нас малоизученной. Особенно это касается истории региональной культуры, которая является органичной частью общероссийской, но, в то же время, сохраняет свою самобытность. К таким регионам относится и Сибирь, которая долгое время рассматривалась только как «сырьевой придаток» России. Именно поэтому в трудах по истории Сибири преобладают социально-экономический и политический аспекты, тогда как вопросы культурного развития, становления духовности народа остаются практически неизученными. Без познания основных элементов русской культуры невозможно понять социальную историю, культурные взаимосвязи с соседями, становление и распространение новых черт в российском обществе. Поэтому тема, выбранная для диссертационного исследования, представляется актуальной. Актуальность данной темы также объясняется важным значением реализации культурных связей для полноценного существования любой национальной культуры. Восприятие общемировых духовных ценностей важно для дальнейшего успешного развития собственной культуры каждого народа. Культурную жизнь Сибири 2-й половины XVIII в. характеризует не только светскость, возрастание значения человеческой личности, но и расширение межкультурных контактов. Поэтому изучение подобного опыта сегодня в особенности актуально.



Степень изученности проблемы. Выбранная тема никогда не была предметом специального изучения, хотя отдельные ее стороны освещались в разное время. На первом этапе изучения, относящемуся к дореволюционному периоду, исследование культуры Сибири XVIII в. находилось в зачаточном состоянии.

В 40 – 80-е гг. XIX в. вышли в свет работы П.А. Словцова, А.П. Щапова, В.К. Андриевича, П.М Головачева, Н.М. Ядринцева посвященные общим вопросам истории Сибири. В них были сделаны первые попытки дать характеристику уровня общей культуры в Сибири, который, как правило, оценивался авторами весьма низко.

В конце XIX – начале ХХ вв. на страницах периодических изданий Сибири начинают рассматриваться фрагментарно разные аспекты культурного развития, в интересующий нас период. Это публикации С.С. Шашкова, И. Малиновского, В.А. Загорского, В.А. Ватина, в которых по отдельности исследовались некоторые области Сибири, что не позволяло видеть общей картины развития культурной сферы. Минус указанных работ состоит в том, что они были опубликованы без ссылок на архивные источники, которые, несомненно, использовались. Все указанные авторы также отмечали крайне низкий уровень сибирской культуры – поразительное невежество населения, полное отсутствие грамотности, отсутствие почты, книг, журналов, газет. Особенно подчеркивалось, что население Сибири – простые казаки, служилые люди, ссыльные преступники, беглые крепостные, своекорыстные промышленники и торговцы не могли быть проводниками культуры.

Таким образом, отрывочное, фрагментарное изучение сибирской культуры, в том числе культуры екатерининской эпохи, во многом предопределило крайне негативные оценки культурного уровня в Сибири в правление Екатерины II.

Второй этап изучения относится к советской эпохе. В это время появляются работы, в которых делалась попытка проанализировать отдельные области культурного развития, в том числе и в интересующий нас период. Первым крупным исследованием по одному из разделов культуры дореволюционной Сибири явилась работа Н.С. Юрцовского «Очерки по истории просвещения Сибири», опубликованная в 1923 г. в Новониколаевске. Это сводный очерк по истории просвещения в Сибири. В частности автор уделяет внимание организации образования в Сибири во 2-й половине XVIII в., и изменения в ней в связи с проведением школьной реформы Екатерины II. Проанализировав состояние сибирского образования до и после реформы, автор пришел к выводу, что она по своей сути была бесплодной, учрежденные императрицей главные и малые народные училища не выполнили своей задачи по просвещению сибирского общества.

В 1924 г. Д.А. Болдырев-Казарин издал работу, посвященную прикладному искусству русского населения Сибири – крестьянской живописи, орнаменту, резьбе по дереву, скульптуре. Вместе с тем он впервые дал обоснование выделения особого стиля в архитектуре – сибирского барокко.

Одним из значительных в изучении русской культуры дореволюционной Сибири был, безусловно, выход в свет в 1947 г. книги М. К. Азадовского «Очерки литературы и культуры Сибири». Автор этой работы, наряду с характеристикой сибирской литературы, первым из советских исследователей поставил вопрос об общем характере и уровне культурного развития Сибири в сравнении с европейской частью страны и сделал попытку дать общую характеристику культурной жизни края с выделением порайонной специфики (Иркутск, Тобольск), без углубления в детальное рассмотрение отдельных сторон культуры. В целом М.К. Азадовский весьма положительно оценил состояние культуры в XVIII столетии. Главным недостатком работы является отсутствие ссылок на архивные материалы.

Вслед за опубликованием книги М.К. Азадовского в 1940-х - начале 1960-х гг. вышла серия работ, посвященных изучению отдельных сторон культурного прошлого Сибири. Так, история театра в Сибири освещалась в работах П.Г. Маляревского, С.Г. Ландау, Б. Жеребцова. В указанных работах содержится в основном негативные оценки развития театрального дела в Сибири в эпоху просвещения. Первым из советских исследователей к этой теме обратился Б. Жеребцов, который в 1940 г. опубликовал работу «Театр в старой Сибири». И хотя он использовал уже опубликованные ранее материалы, это было первое в советской историографии систематическое исследование в этом направлении. Его исследования по театру были в дальнейшем продолжены С.Г. Ландау и П.Г. Маляревским, чьи работы «Из истории Омского драматического театра» и «Очерк из истории театральной культуры Сибири» увидели свет в 1951 и 1957 гг.. В работах авторов утверждается, что организация театров в сибирских городах буквально насаждалась администрацией, поскольку театр был одним из способов отвлечения внимания населения от острых политических вопросов.

Отдельные вопросы литературного творчества сибиряков, характеристику их читательских интересов и развитие библиотечного дела рассматривались в 1930-60-е гг. В 1965 г. Г. Кунгуров, в отличие от авторов 2-й половины XIX в., дал весьма позитивную оценку деятельности сибирских литераторов в екатерининскую эпоху, и первым проанализировал материалы периодических изданий этого времени.

Большое внимание в советскую эпоху уделялось изучению сибирской архитектуры. В 1950 – 1953 гг. с двумя большими монографиями о русском народном зодчестве в Сибири выступил Е.А. Ащепков. Автор рассматривает в основном памятники русской архитектуры Сибири конца XVIII в. и более поздних периодов. Вместе с тем он дает характеристику общей линии смены архитектурных стилей, планировки и застройки городов и деревень, специфических черт развития русского зодчества Сибири.

Вслед за этим появляется ряд работ по истории архитектуры Сибири с конкретным анализом отдельных ее исторических этапов в том или ином районе Сибири, а также о творчестве местных зодчих. Применительно к изучаемому периоду из этих работ можно отметить исследования Б.И. Оглы, посвященного архитектуре Иркутска XVIII – XIX вв. (1958 г.), В.И. Кочедамова (1963 г.), Д.И. Копылова (1975), О.Н. Вилкова (1977 г.) об архитектуре Тобольска и Тюмени.

В 70-е – начале 80-х гг. ХХ в. учеными была подчеркнута важность изучения культуры, как неотъемлемой части исторического развития. В этот период опубликовано множество различных трудов по истории культуры дореволюционной России, в том числе и по изучаемому нами регтону.

Работы Е.К. Ромодановской, вышедшие в свет в середине 1960-х гг. продолжили изучение круга чтения сибиряков. В статье «Новые материалы по истории сибирской литературы XVIII в.», опубликованные в 1965 г. автор приводит образцы сатирических эпиграмм, пьес, имевших распространение в Сибири в правление Екатерины II. Е.К. Ромодановская отмечала, что сибиряки были знакомы с литературой, имевшей распространение в европейской части России.

Вопросы культурного развития нашего региона в правление Екатерины II были обобщены А.Н. Копыловым в одной из глав второго тома 5-томного исследования по истории Сибири под редакцией А.П. Окладникова, вышедшем в Ленинграде в 1968 г. Автор главы рассмотрел вопросы истории образования и русской художественной культуры в комплексе с социально-экономическими и политическими факторами общественного развития.

Из всей совокупности публикаций, посвященных культурному развитию Сибири стоит выделить особо работы А.Н. Копылова. В монографии, «Культура русского населения Сибири XVII – начала XIX вв.», увидевшей свет в 1968 г. подчеркивается, что до революции изучение культуры Сибири XVII-XVIII вв. находилось в зачаточном состоянии. Исследования по отдельным вопросам культуры региона в виде очерков, сообщений и заметок, публиковавшиеся в различных дореволюционных изданиях, касались преимущественно частных вопросов. Автор особо подчеркнул, что в публицистике и литературных произведениях Сибирь по разным причинам часто изображалась как «непроглядная глухомань, край дикости и невежества».

Конечно, в этой и других работах автора содержатся общепринятые оценки, характерные для советской эпохи. Так, А.Н. Копылов отмечал, что царизм душил всякую передовую мысль в России и тормозил развитие народных масс, что особенно ярко проявлялось в Сибири, на которую смотрели как на источник обогащения царской казны и место ссылки политических заключенных и уголовных преступников. В работе «Очерки культурной жизни Сибири XVII – начала XIX в.», вышедшей в Новосибирске в 1974 г. А.Н. Копылов дал обобщающую характеристику разным областям культуры феодальной Сибири. Он отмечал, в частности, что архитектурное творчество, изобразительное и театральное искусство, школьное образование и другие отрасли сибирской культуры формировались под влиянием различных элементов северорусской, центральнорусской и украинской культуры. А.Н. Копылов одним из первых исследователей подчеркивал значение мощного воздействия на сибирскую культуру центра страны.

Получили отражение в литературе исследования проблем культурного развития в сибирской деревне. Это работы М.М. Громыко, вышедшие в Новосибирске в 1970-е гг. и посвященные русскому населению Западной Сибири XVIII в., а также работа В.И. Бочарниковой, изданная в 1973 г., характеризующая политику царизма в отношении школы и церкви в государственной деревне Западной Сибири.

В работе Г.Ф. Быкони, посвященной русскому неподатному населению Восточной Сибири в XVIII – начале XIX в., вышедшей в 1985 г. были опубликованы архивные сведения об организации Народных училищ, развитии библиотечного дела в регионе. Эта работа была продолжена дальнейшим изучением и публикацией архивных источников по истории культуры Красноярска, снабженных подробными комментариями в работе «Город у Красного Яра» (1986 г.).

Ценный материал содержится в серии монографий Н.А. Миненко, увидевших свет в 1980 – начале 90-х гг., посвященных истории русской крестьянской семьи. В них рассматриваются вопросы трудового воспитания, обучения крестьянства, роли церкви в культурной жизни и быту деревни. В работе «История культуры русского крестьянства Сибири» (1986 г.) Н.А. Миненко проанализировала уровень грамотности сибирских крестьян. В частности, она отмечала, что набор в Училища, открывшихся по указу Екатерины II, не был ограничен сословными рамками, а потому случаи зачисления в Училища крестьян имели место, хотя и не в большом объеме.

Таким образом, для второго этапа исследования характерно большое количество публикаций, посвященных разным аспектам культурного развития Сибири. Недостатком этого периода является преобладание экономического фактора в изучении культурного прошлого.

На третьем, современном этапе исследований не только расширяется круг рассматриваемых проблем по истории русской культуры, но и появляются новые концептуальные подходы в исторических исследованиях. Обращение историков к категориальному аппарату общественных и социальных наук, таких как культурология, философия, этнология, историческая психология и антропология, является важнейшим методологическим изменением в исторической науке.

По-прежнему популярной остается проблема изучения сибирской архитектуры. В работах Т.М. Степанской, Н.И. Лебедевой, К.Ю. Шумова, Г.Ф. Быкони, Д.Я. Резуна, Л.М. Дамешека рассматривается история застройки городов Западной и Восточной Сибири: Барнаула, Омска, Иркутска, Енисейска, Красноярска. Авторы выделяли специфику архитектурных сооружений, характерных для разных городских центров Сибири, уделяли внимание культовой и гражданской застройке городов, смене архитектурных стилей в XVIII в.

Современные российские исследователи также занимаются изучением общественного быта, адаптации русского населения в условиях освоения Сибири, традиционного сознания сибиряков (О.Н. Шелегина, А.И. Куприянов, О.Н. Беседина, Б.Е. Андюсев).

Значительное внимание уделяется изучению образовательной сферы. Так, в 1997-2003 гг. вышло два тома Хрестоматии по истории развития школ Тобольской губернии и аннотированный указатель литературы по народному образованию Тюменского края XVIII-XX вв. под редакцией Ю.П. Прибыльского. В 2004 г. в Санкт-Петербурге увидела свет работа И. Черказьяновой посвященная школьному образованию российских немцев и проблеме развития и сохранения немецкой школы в Сибири в XVIII – XX вв. В первой главе данной работы рассматривается становление первых немецких школ в Сибири и роль немецкого духовенства в организации образования сибиряков.

Единственной работой, рассматривающей влияние идей Просвещения на формирование системы образования Западной Сибири во 2-й половине XVIII в. является диссертация Л.В. Нечаевой защищенная в 2004 г. в Тобольске.

Таким образом, отсутствие работ, изучающих культурное развитие Сибири в правление Екатерины II и влияние на него идей Просвещения позволило сформулировать цель работы . Она состоит в исследовании культурного развития Сибирского региона в условиях реализации политики просвещенного абсолютизма. Исходя из цели, ставятся следующие задачи :

  1. Рассмотреть условия развития культуры Сибири в правление Екатерины II.
  2. Раскрыть качественные изменения в образовательной и культурно-досуговой сферах, произошедшие в Сибири в правление Екатерины II.
  3. Выявить степень влияния идей просвещения на элитарную (дворянскую) и массовую (крестьянскую) культуру, показать изменения в соотношении между традиционными и новационными элементами культуры в регионе.
  4. Определить, насколько материальная база культурной сферы способствовала ее развитию.

В качестве объекта исследования выступило культурное развитие Сибири, под которым мы понимаем, прежде всего, два взаимосвязанных пласта культуры, характерных для исследуемого периода: дворянского (или светского) пласта и культуры основной массы населения – (или религиозного, крестьянского).

Предметом изучения стали изменения, произошедшие в культурной сфере под воздействием идей просвещенного абсолютизма и их влияние на различные слои сибирского общества.

Хронологические рамки охватывают период 1762-1796 гг. – правление Екатерины II, время реализации политики просвещенного абсолютизма. Это время перехода от традиционного уклада к новому, европейскому образу жизни, время расцвета культуры Просвещения в России.

Территориальные рамки: В результате реформы местного управления, правительство последовательно в 1782 и 1783 гг. создало в Сибири Тобольское, Иркутское и Колыванское наместничество. Западная Сибирь охватывала два наместничества из трех – Тобольское и часть Колыванского. Восточная Сибирь включала Иркутское наместничество и часть Колыванского. В настоящем исследовании приоритет отдается культуре русского населения, без анализа культурной жизни коренных народов Сибири. Специфика региона заключалась в наличии огромного экономического потенциала, и его периферийности по отношению к европейской части страны, с особыми природно-климатическими и социо-культурными условиями.

Методология исследования . Важным для настоящего исследования является цивилизационный подход, при котором основными структурными элементами цивилизации признаются ментальность, духовность, взаимодействие с другими культурами. В XVIII в. русская жизнь была насильственно перестроена на европейский лад. Этот процесс шел постепенно, захватив сначала лишь верхние слои, но мало – помалу это изменение русской жизни стало распространяться вширь и вглубь.