От чего зависит наше поведение? Исследовательская работа на тему "от чего зависит наше поведение".

Школа призвана воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за своё поведение. Условия ускоренного социально-экономического развития страны, повышение интеллектуального и культурного уровня, достижения психолого-педагогической науки обусловливают необходимость воспитания дисциплинированного поведения начиная с 1 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

От чего зависит дисциплинированное поведение ученика на уроке.

Школа призвана воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за своё поведение. Условия ускоренного социально-экономического развития страны, повышение интеллектуального и культурного уровня, достижения психолого-педагогической науки обусловливают необходимость воспитания дисциплинированного поведения начиная с 1 класса.

Воспитание ответственности за своё поведение включает в себя развитие у школьников ценностного отношения к дисциплине и навыка саморегуляции поведения. Школьная дисциплина – это определённый порядок поведения школьников, обусловленный необходимостью успешной организации учебно-воспитательного процесса. Обычно выделяют внешнюю дисциплину и внутреннюю. Внешней дисциплиной называют послушание, повиновение и подчинение, в основе которых лежат внешние положительные и отрицательные санкции – поощрение и наказание. Внутренней дисциплиной называют способность школьника к торможению нежелательных импульсов, саморегуляции, самостоятельному управлению своим поведением. В основе её лежат усвоенные правила и нормы, выступающие как внутренняя потребность, устойчивая предрасположенность личности к дисциплинированному поведению.

Главное условие, обеспечивающее дисциплинированное поведение школьников на уроке, - тщательно разработанный урок. Когда урок хорошо построен, чётко спланированы все его моменты, если все дети заняты делом, они не будут нарушать дисциплину. Это бесспорно и всем известно. Психологический механизм данного явления достаточно прост: саморегуляция поведением становится частью интересной познавательной деятельности. Ребёнок регулирует своё поведение неосознанно: его привлекает ситуация интереса. Поэтому, как только урок становится неинтересным, дисциплинированное поведение исчезает.

Важным фактором, влияющим на дисциплинированное поведение школьников на уроке, выступает стиль отношений между учителем и детьми. Стиль отношений – это определённые содержание и форма отношений, складывающиеся в педагогическом процессе. Обычно выделяют три стиля отношений: авторитарный, демократический и либерально- попустительский. При авторитарном стиле учитель как бы стоит «над классом», он осуществляет единоличное управление поведением школьников.

При демократическом стиле учитель организует совместную с детьми деятельность, по управлению их поведением, он «внутри класса».

При либерально-попустительском стиле отношений учитель не управляет поведением школьников, находится как бы «в стороне от класса».

В реальной действительности учитель, организуя и регулируя дисциплинированное поведение школьников на уроке, использует различные методы управления поведением: убеждения, внушения, требования. При необходимости используются поощрения и наказания. Тем самым учитель вносит в свои отношения с детьми элементы всех стилей: авторитарного, демократического и либерально-попустительского. Использование того или иного стиля отношений зависит, с одной стороны, от профессионального опыта учителя, его личностных особенностей, с другой – от возрастных и индивидуальных особенностей школьников, от своеобразия урока. Однако при всём многообразии оттенков отношений складывающихся между учеником и учителем, признаки того или иного стиля доминируют. Самый распространённый в школьной практике – смешанный авторитарно- демократический стиль. Его носителем обычно является опытный учитель, хорошо владеющий всеми методами управления поведением – убеждением, требованием и внушением.

«Поведение на улице» - 7 – Пользуясь банкоматом и платным телефоном... На улице подальше держитесь от стен и домов. Не принимайте предложения вас от незнакомых водителей. 2 - Не носите с собой крупную сумму денег! 1 – Быть не вызывающе одетым! Держитесь ближе к краю тротуара. Правила безопасного поведения на улице. 6 – азартные игры!

«Правила поведения в школе» - Я - ученик. Классный час «Я – ученик». Цель. Чем вы обычно заняты на перемене? 6. Не бегайте на перемене. 1. Одевайте подходящую в школу одежду. Организовали игровой уголок. Одеваться культурно. 3. Сиди за партой ровно, не вертись. Не драться, не обзываться, не грубить. Правила поведения учащихся в школе.

«Правила поведения учащихся» - Учащиеся приходят в школу за 10-15 минут до начала занятий, чистые и опрятные. 3.1 До начала урока6 следует прибыть к кабинету до звонка, с разрешения учителя войти в кабинет и подготовиться к уроку; 3.2 Во время перерывов (перемен) учащиеся обязаны: - соблюдать дисциплину; Общие правила поведения. Настоящие правила устанавливают нормы поведения учащихся в здании и на территории школы.

«Правила поведения в природе» - Неживое. Растения. Тема: Впереди лето! Правила поведения на лугу. «Экос» - дом. На летних каникулах подготовь фото- или видеорепортаж о природе. «Логос» – наука. Правила поведения в лесу. Природа. Человек. Смена состава группы. Правила поведения на водоёме. Живое. Экологические связи. Не рви цветы, наслаждайся живой красотой природы; Лекарственные растения собирай в малых количествах; Не лови насекомых;

«Поведение в школе» - Получение заслуженного поощрения. Адаптационные занятия с первоклассниками. 6. Тукачева С.И. Адаптационные занятия с первоклассниками. *Проявление настойчивости как одного из условий успешной учебной деятельности. Дисциплина. *Формирование и закрепление трудолюбия как качества личности. Результат. Наличие мотива.

«Поведение школьника» - Анализ литературы по теме исследования. Заключение. Психологическое воздействие СМИ. Ужастики. Методы исследования: Памятка для подростков «В круговороте СМИ». Проводи больше свободного времени в общении с друзьями, родителями, чтении книг. Боевики. Влияние СМИ на поведение младших школьников. Исследование общественного мнения в компьютерном клубе села.

«Ну что делать – такой вот он у меня уродился!» – с милой улыбкой разводит руками вызванная к директору школы мамаша, чей отпрыск ежедневно избивает хотя бы одного одноклассника – а то и двух-трех… Выражаясь научным языком, здесь мы имеем дело с бытовым преломлением биологизаторского подхода – проще говоря, с убеждением, что поведение человека целиком и полностью зависит от врожденных факторов… Именно в быту о ней чаще всего вспоминают те, кто не может справиться со своими детьми или учениками – очень уж объяснение удобное: против генов ничего не сделаешь! Чаще же эту теорию отвергают с порога: нечего на гены пенять – воспитывать надо лучше, да и самому за собой следить – тогда и с поведением все будет в порядке! А что же говорят ученые?

Скажем прямо: тот, кто ожидает от науки однозначного подхода, будет разочарован. Конечно, есть в нашем поведении вещи, которые в генах закодировать уж никак нельзя, ведь ген отвечает за синтез того или иного белка – никакой белок не определит непосредственно, надеваете ли вы рваные джинсы или строгий костюм, выражаетесь ли в стиле И. Тургенева или пересыпаете речь сленгом… но сам по себе ваш выбор и одежды, и манеры речи зависит от вашей склонности следовать моде и другим проявлениям группового давления, а шире – от склада характера… А склад характера может определяться синтезом белков?

А чем вообще определяется поведение? Если оставить за скобками бессмертную душу (которую по понятным причинам ученые исследовать не могут), то ответ будет однозначным: от построения нейронных контуров в нервной системе. И вот тут гены могут сыграть весьма весомую роль. Скажем, у насекомых существует ген, получивший название for – он имеет два варианта: мухи-дрозофилы с одним из них ищут пропитание активнее, чем с другим. Но он есть и у пчел: у одних он работает активнее – они собирают нектар, у других менее активно – они в ульях заботятся о молоди… Каким образом один ген так по-разному действует у разных насекомых – пока неизвестно, но влияние гена на поведение очевидно…

Иногда удается проследить влияние на поведение конкретных веществ, синтез которых, конечно, обусловлен генетически – но искусственно вводя их в организм даже высших животных, можно менять их поведение. Например, существует такое вещество – окситоцин. Когда в экспериментах подавляли его синтез у крыс, они переставали заботиться о детенышах, когда же его вводили крысам, у которых ни детенышей, ни «судьбоносных встреч» с самцами еще не было, те начинали заботиться о чужих детенышах, которые им обычно безразличны…

Но нас с вами, конечно же, в первую очередь интересует не поведение пчел, или мух или даже крыс, а поведение людей. Но наша физиология не так уж сильно отличается от физиологии других млекопитающих, а у того же окситоцина есть немало других аспектов влияния на поведение – скажем, опыты показали, что его введение в виде капель в нос делает человека более доверчивым, помогает ему лучше распознавать настроение других людей по выражению лиц – и это еще не полный список… представляете, как обрадуются предприниматели: распылите окситоцин в воздухе в банке – и любой, даже самый скептически настроенный посетитель с легкостью согласится, что кредит ему здесь предоставляют на самых выгодных условиях… С другой стороны, прописываем окситоциновые капли в нос «матерям-кукушкам» – и никаких брошенных детей… Разумеется, до такой практики пока далеко… пока!

Все это, конечно, замечательно – но до какой степени может простираться влияние физиологии, нейрохимии на поведение? Ведь у человека над «базисом» нейрохимии «надстроено» много социального… правда, оно, как выяснилось, тоже опирается на фундамент генетически обусловленной нейрохимии. Например, генетически обусловлено такое поведенческое качество, как брезгливость – но, как выяснилось, оно замечательно коррелирует с таким качеством – уже чисто социальным – как степень консерватизма… проще говоря, если человека тошнит при виде неспущенной воды в унитазе – лучше не заводите с ним разговор об однополых браках (рискуете много интересного о себе узнать)…

И все же вывести здесь какие-то однозначные зависимости нельзя. Например, было выявлено сочетание генов, влияющее на склонность искать моральной поддержки у окружающих (то, что в народе называют «плакаться в жилетку»): люди с одним вариантом такого гена делают это чаще, с другим – реже… казалось бы, все ясно – но только до тех пор, пока дело касалось американцев. А вот у корейцев таких психологических различий не выявили – хоть один ген, хоть другой – «в жилетку» плачутся одинаково редко… Может, у корейцев есть какие-то другие гены, которые в любом случае «гасят» действие этого? Нет, все объяснилось гораздо проще: в корейской национальной традиции склонность «плакаться в жилетку» считается дурной чертой характера – в то время как в американском обществе это не осуждается. Есть генетическая предрасположенность к такому поведению – оно развивается, потому что ему не мешают. Там же, где такое поведение не встречает социального одобрения – оно не развивается даже при наличии генетической предрасположенности…

Вот почему то или иное генетически обусловленное качество нервной системы – не есть оправдание неблаговидных поступков и тем более – преступлений. Скажем, ученым давно известен один участок генома человека, носители которого более склонны к агрессии, чем те люди, у которых его нет. Что сделать с этими людьми – с рождения сажать в клетки или даже уничтожать? Или наоборот – прощать им любые поступки, раз уж у них «гены такие»? В действительности никто не делает ни того, ни другого – поскольку этот участок генома называется… внимание… Y-хромосома!

2.1.Что определяет поведение людей?

2.1.1.Индивидуальное поведение

Индивидуальное поведение каждого человека, его характер зависят в наибольшей степени от его социального опыта , от опыта общения с людьми и окружающим миром и в меньшей степени (для людей без врожденных пороков развития) от наследственности.

Формирование этого социального опыта начинается с рождения. Наиболее стойкие черты характера (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый, активный или пассивный) формируются к 3-5 годам. Характер, поведение, привычки могут меняться в течение жизни, но в детстве закладываются наиболее важные черты, определяющие поведение в экстремальных ситуациях, когда не остается времени на раздумье.

Поведение человека зависит от работы мозга как в сфере сознания, так и в сфере бессознательного, где протекают сложные нервные процессы, во многом управляющие поступками человека.

Сфера сознания - это та сфера, где люди воспринимают себя, анализируют факты и принимают решения. Деятельность мозга часто отождествляют с зоной сознания. И в то же время не оценивается огромное число мыслительных процессов, протекающих вне сознания.

Зону бессознательного условно можно разделить на зону подсознания и зону первичной обработки информации. В зоне подсознания концентрируются системы нервных связей, фиксирующие ту информацию, которую человек получал в течение жизни, то, что мы называем памятью. Здесь же расположены многообразные, формирующиеся в течение жизни системы нервных связей, определяющие отношение к людям, к жизни, к труду.

Эти три зоны резко различаются по скорости протекающих в них нервных процессов. Если принять скорость протекания этих процессов в зоне сознания за единицу, то их скорость в зоне подсознания 105-106, а в зоне первичной обработки информации 1012-1014.

Таким образом, основная информация, поступающая в мозг, обрабатывается в зоне бессознательного. В зону сознания - этот Генеральный Штаб мозга поступает лишь самая важная, самая ответственная информация, требующая наиболее сложных и ответственных решений. Но и эта информация подвергается предварительному анализу и оценке в подсознании.

И поэтому сознание никогда не воспринимает внешнюю информацию с точностью объектива фотоаппарата. Оно получает ее первично обработанную в подсознании в соответствии с тем, что зафиксировано в уже упомянутых системах нервных связей. Коль скоро эти системы у каждого индивидуальны, то одни те же ситуации могут быть восприняты различными людьми совершенно по-разному.

2.1.2.Что же заложено в подсознании?

Что представляют собой и как формируются существующие в подсознании системы нервных связей?

Потребности . Их условно разделяют на первичные (то без чего жить невозможно) и вторичные, определяющие условия, в которых люди хотели бы жить и работать; на физиологические, духовные и эстетические. Ряд психологов (А.Маслоу) полагают, что полноценное развитие духовных и эстетических потребностей оказывается возможным только при удовлетворении физиологических потребностей. Можно говорить об определенной иерархии (пирамиде) потребностей.

1. На самом низшем уровне находятся первичные физиологические потребности: в пище, воде, кислороде, тепле, продолжении рода.

2. Потребность в физической и психологической защищенности (остаться в живых, избежать побоев и унижения, укрыться в убежище, обеспечить завтрашний день, избежать унизительной зависимости).

3. Потребность в общении и хорошем отношении (общаться с людьми, принадлежать к определенной группе).

4. Потребность в уважении (в одобрении, благодарности, признании).

5. Эстетические и познавательные потребности, потребности в порядке, справедливости, уюте, красоте, симметрии и т.п.

6. Высшие потребности в самореализации и самоуважении.

На поведение людей существенно влияют два фактора: с одной стороны стремление к самоутверждению, самореализации. Каждый человек хотел бы чувствовать себя более значимым, более заметным, более уважаемым. С другой стороны, каждый человек в той или иной мере испытывает неудовлетворенность, недовольство собой ("комплекс неполноценности"). Каждый так или иначе неудовлетворен собой, своими успехами, своим внешним видом, иногда обоснованно, а иногда без всяких оснований. Противоборство этих факторов определяет уровень душевного комфорта людей и существенно влияет на их поведение.

Если существуют разнообразные потребности, то должна складываться и определенная их иерархия (к чему надо стремиться в первую очередь и чего следует избегать). Эти характеристики относительной значимости тех или иных потребностей называют ценности, а их совокупность - системой ценностей или ценностными ориентациями .

Как потребности, так и ценности, формируются при многократных контактах с другими людьми, при неоднократном столкновении с различными ситуациями. В то же время формирование определенных ценностей и жизненных позиций может происходить и достаточно быстро при неожиданных эмоциональных воздействиях.

На формирование потребностей и ценностей в силу этого очень большое влияние оказывают ценности, традиции, нормы поведения семьи и того социального слоя, в котором живет и воспитывается человек, менталитет общества, ближайшего окружения человека. Этим, в частности, объясняется распространенность антропоцентристскогоэкологического сознания и его проявлений.

Поведение человека относится к совокупности физических действий и наблюдаемых эмоций, связанных с отдельными лицами, а также человеческой расы в целом. Некоторые виды поведения изменяются с возрастом. Хотя конкретные черты своей личности и темперамента могут быть неизменными, другие виды поведения будут меняться по мере взросления от рождения до совершеннолетия. На человеческое поведение сильно оказывают влияние социальное взаимодействие и культура, этика, власть, отношения, гипноз, убеждение и принуждение.

В социологии, поведение в целом включает в себя мероприятия, направленные на себя и других людей, и, таким образом, все основные человеческие действия. Поведение в этом общем смысле не следует путать с социальным поведением, которое являет собой более специализированные социальные действия, специально направленные на других людей. Приемлемость поведения в значительной степени зависит от социальных норм и регулируется с помощью различных средств социального контроля. Поведение человека изучается специализированными академическими дисциплинами: психиатрией, психологией, социологией, экономикой и антропологией.

Поведение человека включает в себя способы действий на основе различных факторов, таких, как генетика, социальные нормы, религия и отношение. Социальные нормы также влияют на поведение. В связи с конформистской природой человеческого общества в целом, люди испытывают давление определенных общественных правил. Различные типы поведения считаются либо приемлемыми, либо неприемлемыми в разных обществах и культурах. Мировоззрение человека может быть воспринято через религию и философию этого человека. Оно формирует то, как человек думает, и это, в свою очередь, приводит к различным способам поведения. Отношение может быть определено как степень, в которой человек имеет благоприятную или неблагоприятную оценку своего поведения.

Отношение является по существу отражением поведения в конкретных ситуациях. Таким образом, поведение человека в значительной степени находится под влиянием разнообразных факторов:

  1. Генетика.
  2. Социальные нормы.
  3. Творчество.
  4. Вера и культура.
  5. Отношения.

Отношение выражает благосклонность или немилость к человеку, месту, предмету или событию. Каждый человек имеет различное отношение к различным вещам. Отношение имеет много общего с сознанием, которое тоже очень влияет на поведение человека. Способ поведения человека во многом зависит от того, как он смотрит на ситуацию и чего ожидает от нее. Положительное отношение лучше, чем отрицательное, так как может принести отрицательные эмоции вызвать недовольство собой или болезни.