От каких особенностей зависит профессиональная деятельность. Научная электронная библиотека

§ 1. Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда

Творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека называют деятельностью. Обобщив виды деятельности, свойственные всем людям, назовем основные: общение, игра, учение и труд. Труд человека может быть профессиональным и непрофессиональным (хобби, увлечения). Профессиональную деятельность мржно рассматривать как составляющую часть трудовой, основной деятельности человека.

Профессиональная деятельность - это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе.

П
Основные функции профессиональной деятельности


рофессиональная деятельность выполняет определенные функции, основными из которых являются следующие:

Материальных и духовных благ

Получение средств для жизни человека и общества

Содействие общему и профессиональному развитию личности и окружающих

Преобразование окружающей среды

Профессиональная деятельность всегда преследует определенную цель и предусматривает решение конкретных задач.

Цель профессиональной деятельности - это предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельность.

Задачи профессиональной деятельности - это этапы достижения цели.

Например, целью педагогической деятельности является обеспечение для молодежи определенного уровня образования (общего, начального профессионального, среднеспециального, высшего). Задачами педагогической деятельности являются: обучение, воспитание и разностороннее развитие личности.

Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей особенностями (окружение, обстановка, условия отдыха и работы, объект и предмет труда).

Успешное овладение профессиональной деятельностью прежде всего зависит от понимания ее содержания. Для этого необходимо получить знания по данной профессии и определенный опыт. Ошибочно считать профессиональной деятельностью временное занятие без предварительной теоретической и практической подготовки. Так, например, разве можем мы сказать, что человек, ремонтирующий свой автомобиль или электропроводку, занимается профессиональной деятельностью? Конечно же, нет. Не владея рациональными приемами, навыками, умениями и знаниями, он может не только не устранить неисправность, но и усугубить ее, хотя иногда возможно и обратное. Но любой из нас согласится, что работа будет выполнена лучше по всем критериям (надежность, быстрота, качество), если за нее возьмется человек, знающий это дело и работающий в этой сфере (электрик, автомеханик).

Профессиональная деятельность появилась с возникновением товарно-денежных отношений в результате обмена товарами и услугами. До этого (при господстве натурального хозяйства) производимый продукт шел только на удовлетворение потребностей производителя. Это происходило из-за того, что не было разделения труда и люди выполняли различную работу. Каждый умел делать всё «понемногу», а в результате «как следует» не умел делать ничего. Это противоречие и привело к постепенному разделению груда, развитию профессиональной деятельности.

В профессиональной деятельности идет постоянное преодоление противоречия между будущим и настоящим, делаемым и желаемым, идеальным и реальным.

Существуют специалисты, которые руководствуются в своей работе социально ценными мотивами. Ими движет противоречие между идеалом своей профессиональной деятельности и собственными приближениями к этому идеалу. Есть и такие люди, которые действуют в режиме исполнения определенных профессиональных норм и предписаний. Первые изменяют свою личность в соответствии с профессиональным идеалом, вторые в основном тренируют профессиональные навыки.

Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранному им поприщу. Кроме того, в любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.

Профессиональная деятельность тесно связана с технологической культурой, так как преобразовательная активность составляет основу любого вида труда. Поэтому чем выше уровень технологической культуры, тем более успешной будет профессиональная деятельность.

Профессиональная деятельность явилась следствием исторического процесса разделения и специализации труда людей.

Разделение труда - специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов трудовой деятельности, ее дифференциация по социальным функциям.

В далекой древности главным распределителем труда была природа. Географические и климатические условия определяли характер занятий для племен и их отдельных членов (растить хлеб, охотиться на диких зверей, пасти прирученных животных и т.д.). Первоначальное распределение труда базировалось в основном на биологических особенностях членов коллектива (мужской и женский труд).

В период разложения первобытнообщинного строя сначала происходит отделение скотоводства от земледелия, затем обособляются ремесло, торговля. На заре рабовладельческого строя умственный труд отделился от физического, и в результате одни люди стали выполнять интеллектуальную, творческую и управленческую деятельность, заниматься искусством, тогда как надолго других достался изнурительный, лишенный всякого творческого содержания физический труд. Таким образом, на смену естественному отбору пришло разделение труда между людьми по их социальному положению.

Следующим этапом разделения труда стала мануфактура. Сначала были ремесленники-универсалы, которые самостоятельно выполняли все операции по изготовлению изделий (посуды, орудий, одежды и т.д.). Затем ремесла стали дифференцироваться на целый ряд частичных операций, строго согласованных друг с другом. На место ремесленника-универсала приходит «частный рабочий», выполняющий только одну операцию, но зато более производительно. Произошла специализация труда.

Специализация труда - форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта.

Специализация труда представляет собой необходимый момент трудовой деятельности и обусловлена тем, что в процессе труда человек имеет дело с разными предметами, использует различные орудия и приемы труда, в соответствии с чем его трудовая деятельность приобретает специфические особенности.

Специализация выступает как средство развития производительных сил и способствует росту производительности труда.

Развитие крупной машинной индустрии означало превращение работника из основной фигуры производства в придаток машины. Разделение и специализация труда привели к «разделению» самого человека, расчленению его жизнедеятельности, т. е. к выделению в качестве самостоятельных, пожизненно закрепленных за человеком функций тех сторон деятельности, которые только в единстве составляют ее содержание. В результате этого каждый индивид замыкается в сфере узкоспециализированной деятельности и становится «частичным» человеком.

В условиях научно-технической революции под влиянием комплексной механизации и автоматизации производственных процессов осуществляется перемена труда, требующая от работника овладения несколькими профессиями (специальностями). Перемена труда постепенно вытесняет разделение труда.

Форма разделения труда характеризует способ организации процесса профессиональной деятельности людей.

В настоящее время существуют следующие формы разделения труда:



Умственный труд - труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия.

Физический труд - труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои физические усилия.

Отраслевая специализация - это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.) и нематериального производства (наука, образование, торговля, медицина и др.).

Предметная специализация - это разделение предприятий по выпускаемой однородной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др.).

Подетальная специализация - производство отдельных частей и деталей готового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.)

Стадийная (технологическая) специализация - выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т.д.).

Функциональная специализация - специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве (инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т.д.).

Профессиональная специализация - дифференциация работников по профессии или специальности (токарь, бухгалтер, экономист и др.).

Квалификационная специализация - создание подразделений работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряда, класса, категории).

Специализация труда в различных отраслях экономики имеет свою специфику. Например, в сельскохозяйственном производстве существуют следующие формы специализации:


  • зональная, когда в отдельных зонах и регионах преобладают какие-либо определенные отрасли производства;

  • межхозяйственная - создание отдельных хозяйств (животноводческих, полеводческих и т.п.);
внутрихозяйственная - среди бригад, отделений, ферм, звеньев;

Внутриотраслевая - разделение отраслей сельскохозяйственного производства на более специализированные предприятия.

Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Для характеристики такого разнообразия используется термин полиморфизма типов и видов деятельности. Причем он настолько выражен, что разновидности деятельности не могут быть упорядочены и систематизированы на базе какого-либо од* ного параметра - основания классификации. Сколько-нибудь полная систематизация видов деятельности и, следовательно, их классификация требует использования сразу нескольких оснований - критериев выделения видов и типов деятельности. По отношению к категории деятельности должен быть применен общенаучный принцип дополнительности, согласно которому система, особенно сложная, требует нескольких взаимодополняющих описаний и интерпретаций. Рассмотрим некоторые из них.

Традиционно принято считать, что основным и психологически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, игровую и учебную. Трудовая деятельность отличается от двух дру-! гих типов тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, создание так называемых потребительных стоимостей. Для игровой и учебной деятельности этот результат является не общественно, а индивидуально значимым; не продуктивным, а репродуктивным. Он состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и пр. Освоение общественного опыта происходит не только в процессе учения, хотя именно здесь оно выражено наиболее явно, ярко и полно, составляет суть этой деятельности. В игровой деятельности в не меньшей степени развертывается тот же самый процесс освоения социального опыта, но он представлен здесь в иных формах и процессах. Следует отметить также, что наиболее ярким специфическим признаком игровой деятельности является то, что, в отличие от учения и труда, главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

Указанные виды деятельности сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием ведущего вида деятельности для каждого основного возрастного этапа. Ведущая,

это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение информирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития.

Столь же фундаментальным и общим является разделение деятельности на индивидуальную и совместную. Совместная деятельность реализуется, в отличие от индивидуальной, коллективным субъектом, т. е. двумя или более людьми, имеющими общую цель. Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются: пространственное и временное соприсутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников на тех или иных задачах, наличие управляющего (организующего) компонента - либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразделяется на подтипы: например, на непосредственно-совместную - «деятельность вместе» и опосредованно-совместную - «деятельность рядом».

Наиболее традиционная и простая классификация видов деятельности - по их предметной сфере, т. е. по профессиональной принадлежности- В результате выделяются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специальности внутри этих профессий.

Производной от предыдущей, но значительно более обобщенной является классификация профессий, согласно которой выделяют пять основных типов профессиональной деятельности. Это профессии следующих типов: человек - техника, человек - человек, человек - природа, человек - знак, человек - художественный образ.

Предельно общим является дихотомическое разделение видов деятельности на внешнюю и внутреннюю. При этом под внешними понимают все виды, типы и процессы деятельности, которые сопровождаются эксплицированными, т. е. объективированными, проявлениями ее исполнительских компонентов - движениями, действиями, экспрессией, коммуникациями и пр. Внутренняя деятельность развертывается в интрапсихическом плане, а в качестве ее синонима часто используется термин «психическая деятельность», что, однако, не вполне корректно. Между внешней и внутренней деятельностью существует генетическая связь, поскольку вторая формируется в процессе онтогене- за на основе первой посредством механизма ингвриорииа- цин. Интериоризация в самом общем виде может быть определена как формирование структур и процессов психики на основе усвоения структур и способов внещией социально- опосредованной деятельности.

Деятельность также принято разделять на исполнительскую и управленческую (организационную). Первая характеризуется тем, что субъект труда непосредственно воздействует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же (управленческая) обычно не предусматривает такого прямого воздействия, однако обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархичность их соподчинения. Управленческая деятельность обозначается также понятием метадеятельности - деятельности по организации других деятельностей.

С практической точки зрения целесообразно дифференцировать деятельность в зависимости от условий ее выполнения. По данному основанию различают деятельность в комфортных, нормальных, допустимых, параэкстремаль- ных и экстремальных условиях. В зависимости от изменения условий существенно меняется так называемая психофизиологическая цена деятельности, ее напряженность, а также результативные параметры.

В прикладном отношении важным является разделение деятельности на непосредственную и опосредованную (дистанционную), В первом случае субъект труда непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает информацию о его состоянии. Во втором случае нет ни того, ни другого: информация о предмете труда предоставляется человеку через опосредствующие звенья - чаще всего в знаковом виде на табло, пультах, индикационных устройствах. Свои воздействия на предмет труда человек также осуществляет не прямо, а путем определенных органов управления. Наиболее характерный пример опосредованных, дистанционных видов деятельности-деятельность

операторского типа.

Традиционно использующимся, но уже в значительной степени устаревшим и весьма условным является разделение деятельности на умственную (интеллектуальную) и Фи шческую. Суть этого разделения понятна, отметим лишь, что, наряду С двумя указанными, существует множество та- ких разновидностей деятельности, которые одновременно включают и физический, и интеллектуальный компоненты, хотя и в разной пропорции.

Существуют и иные способы систематизации видов деятельности. Это, например, ее разделение на творческие и репродуктивные (рутинные) виды; дифференциация на так называемую инициативную (добровольную) и навязанную (принудительную) деятельность; разделение деятельности по характеру итогового продукта - парциальная (частичная) и полная деятельность.

Важным следствием принципа множественности описаний и классификаций видов деятельности является то, что любая отдельно взятая деятельность может и должна быть охарактеризована набором, точнее симптомокомплексом, ведущих параметров, каждый из которых конкретизирует по отношению к ней то или иное основание классификации. Например, деятельность руководителя - это одновременно и трудовая, и управленческая, и интеллектуальная, и опосредованная, и преимущественно индивидуальная деятельность.

Во всех них сохраняется общая психологическая структура деятельности (инвариантная структура деятельности - ее психологическая архитектоника). Вместе с тем, мера выраженности отдельных компонентов этой структуры, их вес и функциональная роль в процессе деятельности, а также формы и способы соорганизации отдельных компонентов значимо различаются в зависимости от того или иного вида, типа деятельности. В силу этого для правильного и полного представления о психологическом содержании и структуре трудовой деятельности рассмотрим основные варианты указанных различий и те закономерности, которым они подчиняются.

Проблема систематики типов и видов деятельности в целом и вопрос о классификации профессий в частности очень сложны и запутанны, например, существующее сегодня использование терминов вид и тип деятельности (см., например, выделение игрового, учебного и трудового видов деятельности как основных, хотя в действительности каждый

ИЗ НИХ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ

стей и уже поэтому является не видом, а типом). Под видом деятельности следует понимать конкретную профессиональную (или внепрофессиональную) деятельность, характеризующуюся спецификой предмета, условий, содержания и требовании к ней. Ряд сходных в том или ином отношении видов объединяется в типы, например, совместная деятельность - это именно тип (а не вид) деятельности, поскольку она имеет общий специфицирующий признак (наличие не одного, а нескольких соорганизованвых субъектов), но в то же время включает огромное количество конкретных разновидностей.

Помимо множества видов и типов деятельности, существует и еще одна - предельно общая и столь же важная дифференциация всех деятельностей на два основных класса. К первому относятся все виды и типы деятельности, в которых в качестве их непосредственного предмета выступает любая объективная реальность, любой внешний объект, любая вещь или их совокупность. Предметы всех видов деятельности данного класса имеют общую особенность - они лишены одушевленности - субъективности, это именно материальные объекты. Данный класс охватывает огромное количество конкретных видов и типов трудовой деятельности; он наиболее широко представлен в сложившемся разде: леяии труда и одновременно является наиболее традиционным предметом рассмотрения в психологии труда.

Вместе с тем, существует и второй, не менее важный и общий класс. К нему относятся все виды и типы деятельности, непосредственный предмет которых уже не сугубо материальный объект, а одушевленный субъект - человек. В них предметом деятельности является субъект как таковой. Напомним, что именно предмет является основным - конституирующим саму деятельность - ее компонентом, а свойство предметности является важнейшим - атрибутивным свойством деятельности. Таким образом, в данном классе деятельности их предметом выступает столь специфический во всех отношениях объект реальности, каковым является субъект. К такого рода деятельности относится, например, деятельность руководителя, педагога, врача и т. д. Данный класс обозначается понятием субъект-субъектных деятельностей. Включая в себя, так же как и класс субъект-объект- ных деятельностей, огромное количество конкретных видов и типов деятельности, он имеет и общий фундаментальный признак: представленность в качестве предмета деятельности других людей - субъектов (социальных объектов).

Именно субъект-субъектные виды и типы деятельности характеризуются одновременно и наибольшей сложностью, и наибольшей значимостью для общественного разделения труда, и наибольшей перспективностью с точки зрения эволюции форм трудовой деятельности. Они к тому же и значительно богаче содержанием, в особенности психологическим. В связи с этим, необходимо указать на одну из важнейших тенденций, закономерностей развития психологии труда как научной дисциплины. Психология труда, явившись своеобразным ответом на практические запросы общества и экономики, изучала и изучает, в основном, те виды и типы деятельности, которые наиболее представлены в конкретный исторический период развития общества. Изменения в содержании видов и типов деятельности ведут к изменениям проблематики и тематики психологии труда. В силу этого, как на относительно ранних, так и на последующих этапах своего развития психология труда изучала, в основном, субъект-объектные виды и типы деятельности. Однако в настоящее время под влиянием автоматизации, механизации, компьютеризации и других тенденций развития форм деятельности они все более уступают место субъект-субъектным типам. Последние уже сейчас намного превосходят по степени сложности и общественной значимости первые, однако значительно более сложны в плане их изучения, а потому исследованы в существенно меньшей мере. Вместе с тем, без их включения в сферу психологии труда ее развитие уже невозможно. Более того: либо психология труда будет и дальше их игнорировать, постепенно превращаясь в мертвую науку, либо она включит их в свой состав и сделает предметом своего основного внимания. Современная психология труда должна быть психологической дисциплиной, изучающей, прежде всего, субъект-субъектные типы и виды деятельности.

Разделяя субъект-объектные и субъект-субъектные типы деятельности, следует учитывать и определенную условность такой дифференциации. Вреальяости чисто субъект-объект- ные и чисто субъект-субъектные виды это скорее исклю- челие, чем правило. Практически любая реальная деятельность включает элементы обоих этих классов, хотя и с очень разной пропорцией. Например, деятельность руководителя, являясь типичным представителем субъект-субъектного класса, в то же время предполагает и взаимодействие с непосредственным объектом деятельности - управляемой организацией, точнее - с ее операционной системой.

В зависимости от того, к какому из двух основных классов относится та или иная деятельность, значимо варьируют ее основные психологические особенности и даже ее структурно-психологические характеристики.

Особенно ярко эти различия проявляются в наиболее сложных видах деятельности, входящих в каждый из указанных классов, - управленческой и операторской. В силу этого, а также по причине наибольшей практической и общественной значимости указанных типов деятельности отметим их основные специфические особенности.

Психологическая специфика операторской деятельности определяется двумя основными чертами. Во-первых, она организована по дистанционному принципу и носит опосредованный характер. Это означает, что человек (оператор) как субъект труда не взаимодействует непосредственно в процессе труда с объектом своей деятельности. Такое взаимодействие опосредствуется сложными техническими устройствами, а сам оператор может располагаться достаточно далеко от объекта своего труда. Во-первых, сутью этой деятельности является управление некоторым сложным техническим (или каким-либо иным) производственным процессом. Для этого оператор реализует свою главную роль в системе «человек - машина», заключающуюся в регулировании управляемого процесса на основе получения, переработки информации; выработки адекватных решений и воплощении их в исполнительские (командные) действия.

Таким образом, дистанционный (опосредованный) характер труда оператора, а также сама суть его деятельности (управление, регулирование) определяют психологическую специфику операторской деятельности. Она состоит в том, что в данной деятельности на первый план выступают процессы, механизмы и закономерности информационного взаимодействия человека - оператора и технических звеньев управляемой системы. Деятельность оператора во многом Строится именно как такое взаимодействие. Структурно и Содержательно в деятельности оператора доминируют те ее Аспекты, которые обеспечивают процессы информационного взаимодействия оператора и управляемой им системы. Рассмотренные особенности операторской деятельности приводят к тому, что при сохранении в ней инвариантной психологической структуры основных компонентов ее общая структура существенно модифицируется. Она организуется таким образом, чтобы оптимально обеспечить процессы информационного взаимодействия оператора с техническими устройствами. Поэтому и общую структуру данной деятельности обычно представляют в виде определенной, закономерной и инвариантной последовательности этапов информационного взаимодействия оператора и управляемого процесса (схема 3).

Схема 3. Этапы деятельности оператора

Прием информации. Осуществляется восприятие поступающей информации об объектах управления и тех свойствах окружающей среды и системы «человек - машина» (СЧМ) в целом, которые важны для решения задачи, поставленной перед этой системой. Здесь осуществляются такие действия, как обнаружение сигналов, выделение из их совокупности наиболее значимых, их расшифровка и декодирование; в результате у оператора складывается предварительное представление о состоянии управляемого объекта: информация приводится к виду, пригодному для оценки и

принятия решения. 2.

Оценка и переработка информации. Производится сопоставление заданных и текущих (реальных) режимов работы СЧМ, анализ и обобщение информации, выделяются критические объекты и ситуации и на основе заранее известных критериев важности и срочности определяется очередность переработки информации. Оператором могут выполняться такие действия, как запоминание информации.

извлечение ее из памяти, декодирование и пр. Качество выполнения данного этапа во многом зависит от принятых способов кодирования информации и возможностей оператора по ее декодированию. 3.

Принятие решения. Решение о необходимых действиях принимается на основе проведенного анализа и оценки информации, а также на основе других известных сведений о целях и условиях работы системы, возможных способах действия, последствиях правильных и ошибочных действий и т. д. Время принятия решения существенным образом зависит от энтропии (разнообразия) множества альтернатив. 4.

Реализация принятого решения. Осуществляется исполнение принятого решения путем определенных действий или отдачи соответствующих распоряжений. Отдельными действиями являются: перекодирование принятого решения в машинный код, поиск нужного органа управления, манипуляция с ним, контроль правильности исполнения.

Не менее четко и явно выражена психологическая специфика в другом типе деятельности - управленческой, отличительные особенности которой во многом качественно иные, нежели в операторской деятельности. Но операторская и управленческая деятельность, как это ни парадоксально, характеризуются и важными общими особенностями: направлены на управление некоторыми процессами, на решение, прежде всего, организационных задач, на регуляцию. Таким образом, и субъект-объектные, и субъект- субъектные типы деятельности сближаются, сходятся через наиболее сложные, развитые и богатые содержанием их представители.

Вместе с тем, операторская и управленческая деятельность качественно отличаются друг от друга по своему пред- мету, по тем объектам, с которыми взаимодействует субъект труда, по своему материалу. Отсюда - глубокие и множественные различия этих типов деятельности, а также специфика управленческой деятельности в целом.

Управленческая деятельность-это класс видов профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной задачей - необходимостью организаций людей по иерархическому принципу для достижения общих целей. Она характеризуется рядом психологических особен-

ностей* опосредованная, а не прямая, с конечными результатами функционирования той или иной организации. Руководитель обычно не должен сам участвовать в создании конечных результатов;

предмет деятельности - другие люди. Субъект и объект труда являются не только идентичными по своей сложности, но и тождественными по своим основным, прежде всего психологическим, особенностям;

процесс деятельности - организация деятельности других людей, т. е. это «деятельность по организации деятельности» (деятельность второго порядка). Это свойство рассматривается в теории как основное - атрибутивное для управленческой деятельности, поэтому она может быть обозначена как метадеятельность;

содержание деятельности - реализация определенных универсальных управленческих функций (целеполагание, планирование, прогнозирование, мотивирование, принятие решения, контроль и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может в каждом случае меняться, поэтому система инвариантных управленческих функций является еще одной из ее основных характеристик.

Положение о функциональной природе управленческой деятельности является основным в современной психологии управления, именно эта особенность является уникальной и определяющей чертой управленческой деятельности. Поэтому психологическое содержание этой деятельности, ее структуру и организацию принято раскрывать через характеристику системы основных управленческих функций.

С точки зрения современных представлений структура управленческих функций раскрывается следующим образом.

В качестве основы данной структуры используется сочетание трех главных критериев. Они определяются самим содержанием управленческой деятельности и зафиксированы в понятии «основные измерения управленческого труда». Во-первых, измерение, связанное с организацией и регуляцией непосредственно деятельности управления (деятельностно-администра- тизное измерение). Во-вторых, измерение, связанное с воздействием на важнейший, наиболее специфический компонент управленческой деятельности (на других людей, персонал) - кадровое измерение. В-третьих, это измерение, связанное с направленностью управленческой деятельности на организацию самого технологического процесса - производственно- {технологическое измерение. Эти три измерения образуют три вектора управленческой деятельности и задают ее общее пространство (схема 4}. Они же являются и основаниями для выделения трех главных категорий управленческих функций. Кроме того, их реальная взаимосвязанность и комплексность требуют выделения еще одной категорий функций - синтетических, комплексных, и. е. производных от взаимодействия трех оплаченных категорий, функций-

Схема 4. Три измерений управленческой деятельности: ,

1 - производственно-технические функции; 2 - кадровые функции;

3 - организационно-административные функции

Все управленческие функции образуют структуру, включающую четыре основные группы функций:

деятельностно-административные: целеполагание, прогнозирование, планирование, организация исполнения, мотивирование, принятие решений, коммуникация, контроль, коррекция; I

кадровые: управление персоналом, дисциплинарная, воспитательная, арбитражная, психотерапевтическая;

производственно-технологические: оперативного управления, материально-технического обеспечения, иняоваци-1 ьяяая, маркетинговая;

производные (синтетические, комплексные): интеграционная, стратегическая, представительская, экспертно-консультативная, стабилизационная. Одной из важнейших особенностей функций первой труп пы административных - является то, что в своей совокупности они образуют целостный цикл управления, который может реализовываться как в макро-, так и в микромасштабах времени. Этот цикл управления, начинаясь с функции целеполагания и проходя затем через другие функции, завер- пгается контрольно-коррекционной функцией.

Основные управленческие функции второй группы - кадровые в психологии управления принято упорядочивать на основе хронологического критерия, т. е. временя их реализации в процессе организационного функционирования. Они могут быть описаны с различной степенью детализации, однако чаще всего отмечаются следующие направления и этапы управления трудовыми ресурсами: формирование кадровой политики организации; кадровое планирование; разработка профессионально-квалификационных требований к персоналу; набор персонала; отбор персонала; определение системы заработной платы и льгот; организация системы стимулирования; профессиональная адаптация; подбор и расстановка персонала; профессиональная подготовка и переподготовка персонала; оценка персонала; повышение, понижение, перевод, увольнение персонала, подготовка руководящих кадров; управление карьерным продвижением и перемещением.

Необходимость управленческих функций третьей группы - производственно-технологических - связана с тем, что деятельность практически любой организационной системы направлена на создание определенных продуктов, получение социально-значимых ценностей - товаров, услуг и др. Поэтому любая организация включает в качестве своего основного звена так называемую операционную систему, непосредственно направленную на создание итогового продукта деятельности. Регулируя ее, руководитель реализует функцию оперативного управления, а также тесно связанные с ней маркетинговую и инновационную функции.

По своему содержанию производные функции являются Производными от всех остальных групп функций и строятся на основе их объединения. Суть так называемой интеграционной функции состоит в координации всех - частных и общих аспектов, задач, функций управленческой деятельности и придании им, по возможности, более целостного н непроти воречивого характера. Другая - стратегическая - наиболее характерна для руководителей высшего звена и определяется как «управление управлением» (что, в свою очередь, совершенно нетипично для руководителей низшего звена). Осу- ществляя представительскую функцию, руководитель защищает интересы возглавляемой им организации и (или) группы на различных уровнях внутриорганизационной вертикали, а также во взаимодействиях организации с внешним окружением. Кроме того, в эту же группу входят и такие обобщенные функции, как административная и стабилизационная.

Методики выявления профессиональной направленности личности:

Карьера

Профессиональная деятельность - это что такое? Профессиональная деятельность: сферы, цели, виды, особенности

18 декабря 2014

Профессиональной можно назвать сферу социально ориентированной, предметной деятельности. В зависимости от целевой направленности и системы критериев можно по-разному ограничить предмет этой области.

Что такое профессиональная деятельность?

Выделим только существенные признаки, которые очевидны, и при наличии которых есть смысл называть деятельность профессиональной.

  • Система знаний и опыта. Прежде всего, если речь идет о профессионализме, в основе должна быть осведомленность, некоторые навыки и умения, без совокупности которых невозможно стать профессионалом.
  • Понятийная система. Невозможно соотнести человека с предметной сферой, если он не владеет профессиональным языком.
  • Методология. Умение применить приобретенные знания в действительности.

Подведем итог: профессиональная деятельность - это система знаний, основанная на опыте её применения. Практика является, с одной стороны, результатом развития, а с другой - основой для дальнейшего роста.

Сферы профессиональной деятельности

Для того чтобы классифицировать области специального знания, должны быть заданы строгие критерии отбора. Иначе возникает риск непоследовательности в изучении предмета, который достаточно обширен. Возьмем за основу самые очевидные постулаты.

Можно сказать, что существует труд интеллектуальный и физический. Понятно, что физическая работа, даже самая грубая, требует интеллектуальных ресурсов, но не ограничивается ими.

Сферы профессиональной деятельности:

  • гуманитарная (цель - человек);
  • естественнонаучная (природа);
  • социальная (общество).

Профессиональная деятельность - это производство социально значимого продукта либо услуги в общественных сферах.

Цели и мотивы

Цель - определенное временем и пространством представление о конечном результате работы. Она может быть личная и профессиональная. Интересы могут совпадать, и в этом случае появляется сильная личная мотивация для профессионального развития. Цели профессиональной деятельности - этоважнейший индикатор в определении уровней квалификации специалистов. Если нет понимания назначения и ориентира деятельности, то не имеет смысла говорить о профессионализме. Даже если работа осуществляется в узком поле предметной среды, в этом случае цель ограничена объемами и является этапом для выполнения более глубокой, фундаментальной задачи.

Психология профессиональной деятельности - это наука о закономерностях развития человека в предметной среде, которая придает большое значение постановке цели.

Целью учителя, к примеру, может стать победа его учеников в областной олимпиаде по предмету. Здесь соединяются и личная цель, и профессиональная, которая строго определена предметом обучения и объемом работ. Она оформлена во времени (датой олимпиады) и в пространстве (областной уровень). Цель удовлетворяет амбиции педагога и личные амбиции человека, который делает социально важную работу и получает за это соответствующее вознаграждение.

Кто может называться профессионалом?

Попробуем разобраться с этим вопросом. Тренер, который знает от «А» до «Я» правила и приемы, позволяющие достичь высоких результатов пловцу, но сам не умеет плавать - он профи в своем деле? Вопрос не праздный, часто в жизни видим, как человек учит чему-либо других, не имея личных результатов на практике.

Особенно это стало заметно в эпоху интернета. Великое количество участников виртуального пространства взяли за правило учить массу людей какой-либо сфере, самонадеянно называя себя профессионалами… Новоявленные ораторы, которые пересказывают известные учения, пытаются среди толпы слушателей снискать лавры «гуру». Знакомая картинка?

С другой стороны, рассмотрим человека, имеющего хорошие результаты в предметной среде. Тот, кто производит социально востребованный продукт, знает ремесло. Он не всегда может объяснить, как это делает, изложить теоретически процесс производства, но выдает желаемый результат лучшим образом. Профессионал в своем деле этот человек? Ответ будет положительным.

Поэтому известное выражение «по делам судите» имеет место в данном контексте. Практика в данном случае есть критерий истины.

Виды профессий

Профессиональная деятельность - это область компетенции, которая ограничена сферой применения. Например, социальная сфера предполагает найм специалиста с соответствующим профилем обучения. Каждая из сфер, в свою очередь, включает массу узких направлений, профессий.

Пофессия - это ограниченная стандартами область деятельности, которая предполагает определенный объем, уровень знаний и навыков их практического применения. Существует мировой классификатор профессий, который дает их описание - в нем более девяти тысяч наименований. В России подобный документ содержит семь тысяч названий.

Сферы профессиональной деятельности - это предметные области, в которых работают специалисты. Перечень сфер не является статичным. Из года в год появляются новые области трудовой деятельности и исчезают профессии, которые становятся невостребованными. Это напрямую зависит от развития технических возможностей общества.

Уровни освоения предметной сферы

Профессия - узкая область практического применения знаний, умений и навыков для специалиста.
Профессиональная деятельность - это определенные стадии в развитии специалиста в предметной сфере. Специальность можно получить в образовательных учреждениях разного уровня, в центрах, на курсах, дистанционно и иными способами. Основы профессиональной деятельности подтверждаются сертификатом, в котором указан уровень знаний, полученных за определенное количество учебных часов и подтвержденных результатами проверки в зачетной либо экзаменационной форме. Специальность предполагает наличие достаточного объема знаний для применения на практике, в профессиональной сфере производства.

Специалист, профессионал, эксперт

Часто говорят «знаток в своей области». За этой оценкой стоит признание компетентности человека в той сфере, в которой он практикует деятельность. Когда о человеке говорят «он профессионал», это более чем компетентность. Это уже уровень эксперта. Это не только признание компетенции в своей области, но и умение перешагнуть границы собственного знания, способность дать оценочное суждение о предмете деятельности по сравнению с подобными результатами в других специальных областях деятельности.

Специалист, профессионал, эксперт - это ступени освоения предметной сферы в какой-либо области социально значимой деятельности.

Этический кодекс

Профессионализм - это не только высокий уровень экспертности в своей сфере. Этическая составляющая также является значимым показателем качества специалиста. Особенно это касается гуманитарных, направленных на служение человеку областей профессиональной деятельности.

Этический кодекс - свод правил, следование которым является обязательным условием принадлежности к профессиональной среде. Он содержит нормы в качестве категорических предписаний при исполнении функций специалистом.

Существует ряд профессий, для которых обязательно соблюдение норм этического кодекса. Это сферы профессиональной деятельности, так или иначе влияющие на жизнь конкретного человека. Прежде всего - медицина, юриспруденция, государственная безопасность, образование.

Этика профессиональной деятельности проявляется в служении своему долгу. Рассмотрим примеры этого социального феномена.

Служение профессии

Такая область знания, как психология профессиональной деятельности, говорит о том, что служение является часто высшей ценностью человека. Подтверждением тому служат многочисленные свидетельства верности долгу. Иногда врач готов найти способ излечения от тяжелого заболевания ценой своей жизни.

Необязательно жертвенный героизм служит мерой профессионального долга. Великий Мечников сделал за свою жизнь в области медицины ряд открытий, благодаря которым открылись перспективы в создании лекарственных препаратов, помогающих людям побеждать смерть. Вся его жизнь является примером этического служения народу.

Писатель Солженицын Александр Исаевич смог в условиях жесточайшей цензуры и кары за свободное выражение гражданской позиции не изменить своим принципам.

Он превратил свой голос в письменное свидетельство эпохи. Благодаря его силе воли, стремлению к свободе, честности и последовательности в гражданской позиции, мир получил литературные шедевры, оплаченные ценой личной свободы.

Произведения «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Один день Ивана Денисовича» дают оценку исторических реалий через взгляд свидетеля той эпохи.

Это живые примеры служения профессии, оставившие человечеству неоценимый результат, социальный эффект которого не поддается оценке.

Будущее - за профессионалами

Для того чтобы понять, в какой профессиональной среде возможно раскрыть свои способности наилучшим образом, важно своевременно осознать свою необходимость для общества. Оценить потребность в своем личном ресурсе и возможностях.
Поэтому выбор профессионального пути - одна из важнейших воспитательных задач системы образования в целом.

В образовательных учреждениях официально введена дисциплина «профессиональное самоопределение учащихся». Предметом её является изучение мира профессий, особенности профессиональной деятельности. Цель дисциплины - помочь учащимся соотнести свои способности с потребностями и запросами общества.

В этом случае человеку открывается смысл жизни, он будет чувствовать востребованность со стороны общества. Соответствующим будет и его социальное вознаграждение. Именно в этой ситуации о человеке говорят «он на своем месте».

Профессиональная деятельность является трудовой деятельностью. Для лучшего ее понимания стоит изучить понятие профессия , имеющее несколько определений:

  • Это конкретная общность граждан, ведущих одинаковый образ жизни и решающих наиболее близкие и знакомые проблемы, поскольку известно, что каждая профессия накладывает своеобразный отпечаток;
  • Это область деятельности и определения каждой личности. Профессиональная деятельность направлена не только на производство конкретного вида товаров или оказание услуг, но и позволяет человеку создать наиболее благоприятные условия для развития и реализовать собственный творческий потенциал;
  • Это некая реальность, формируемая конкретным субъектом труда, непосредственно связанным с ним. Так, понятие профессиональной деятельности раскрывает себя.

Проблема мотивов профессиональной деятельности.

Рассмотрим немного подробнее, какие проблемы могут возникать при мотивации трудовой деятельности. Существует немалое количество классификаций мотивов профессиональной деятельности. В зависимости от человеческих потребностей, которые легли в основу мотивов, можно выделить несколько групп:

  • Материальные потребности направлены на вещи и предметы;
  • Духовные потребности направлены на представления, образы и понятия, в зависимости от существующих интересов;
  • Социальные потребности направлены на потребность в общения и социальном положении.

Социальные мотивы общественного характера накладывают своеобразный отпечаток на все потребности.

Основные понятия и определения.

Специальность представляет определенный комплекс специальной подготовки и практического опыта, умений, знаний и навыков, полученных путем специальной подготовки и необходимые для выполнения конкретного вида деятельности в той или иной профессии (хореограф, религовед, парикмахер, эколог, слесарь и другие). Конкретная специализация работника определяется конкретным видом профессиональной деятельности и разделением труда. Именно по специализации и определяется подготовка кадров, разработка планов и программ, а также разрабатывается и организуется учебный и трудовой процесс. В наши дни представлено огромное множество специальностей и профессий, которые объединены в несколько профессиональных направлений: судостроение, машиностроение, приборостроение; угольная, нефтяная, металлургическая, горнорудная, газовая и химическая промышленность; электротехническая, энергетическая и радиоэлектронная, строительная, лесная и многие другие виды промышленности, коммунальное хозяйство.

Квалификация , в переводе с английского, означает определенную степень проявления качественных достоинств. Это так называемый процесс оценивания качественного уровня, либо предусмотренные уровни подготовки выпускников или переподготовки специалистов в учебных заведениях. Таким образом, квалификация представляет собой определенную степень и вид обучаемости работки в профессиональной сфере, а также наличие умений, знаний и навыков, требуемых для выполнения конкретных видов работ. Она отражается в тарификации, т.е. присвоении тарифного разряда в зависимости от уровня квалификации. По мере присвоения разряда определяется и пригодность каждого сотрудника к выполнению конкретного вида работ в данной сфере. Характеризуется она точностью, сложностью и ответственностью за ее выполнение. Выделяют четыре уровня квалификации каждого сотрудника:

  • Первый – полностью соответствует основному и среднему образованию;
  • Второй – соответствует профессиональному начальному образованию;
  • Третий – соответствует профессиональному среднему образованию;
  • Четвертый – соответствует профессиональному высшему образованию.

Должность является единицей в штатном расписании, указывающей на соответствующую квалификацию работников и их образования. Она определяет непосредственные обязанности и задачи, поставленные перед каждым сотрудником компании. Проще говоря, должность – это служебное место каждого работника, определяющее конкретные полномочия и обязанности. Она характеризует права и обязанности каждого сотрудника, а также ответственность его перед выполняемыми функциями трудовой деятельности. Выступая в качестве первичного элемента управленческой структуры, она отражает правовое расположение каждого сотрудника в компании, наделяя его конкретными компетенцями.

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

современного российского профессионального образования

Актуальность создания словаря обусловлена необходимостью описания процессов обновления понятийно-терминологического аппарата профессионального образования современной России, которые отражают существенные изменения, идущие в самом профессиональном образовании. На всех уровнях образования предполагается внедрение образовательных стандартов, обеспечивающих компетентностный подход, взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений.

Комптентностный подход, как методологическая основа образовательных стандартов нового поколения, создает условия для более эффективного управления качеством профессионального образования и обеспечения соответствия профессиональной подготовки запросам рынка труда. Такой подход подразумевает формулировку целей обучения через компетенции, востребованные в профессиональной деятельности современного работника.

Круг пользователей словарем:

  • образовательные учреждения профессионального образования; их администрация;
  • региональные органы управления образованием;
  • разработчики профессиональных образовательных программ, создающихся на основе федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и в рамках организации корпоративного обучения; опережающего обучения взрослых;
  • разработчики профессиональных стандартов;
  • региональные службы занятости;
  • реальные и потенциальные зарубежные партнеры российской системы профессионального образования;
  • работодатели;
  • обучающиеся.

Источниками словаря послужили толковые словари, глоссарии, англо-русские словарные издания, вышедшие за последние десять лет, а также словарно-энциклопедическая литература более раннего периода. На основе сравнения трактовок и определений терминов, с методологических позиций компетентностного подхода были даны определения терминов первого выпуска. На содержание словарных статей также повлиял анализ опыта разработки Национальной рамки квалификаций, профессиональных стандартов и образовательных стандартов профессионального образования.

В структуре словаря выделено четыре тематические группы:

Структура профессионального образования

Организация образовательного процесса

Качество профессионального образования

Профессиональное образование и сфера труда

Термин

Определение

Труд, трудовая деятельность (англ: labour ) Целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

См. Профессиональная деятельность, Профессиональная подготовка, Профессия, Специальность.

Профессиональная деятельность Трудовая деятельность, требующая профессионального обучения, осуществляемая в рамках объективно сложившегося разделения труда и приносящая доход.

См. Труд, трудовая деятельность, Профессиональная подготовка, Профессия, Специальность

Вид профессиональной деятельности 1) Определенные методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования

2) Совокупность трудовых функций, требующих обязательной профессиональной подготовки, рассматриваемых в контексте определенной сферы их применения, характеризующейся специфическими объектами, условиями, инструментами, характером и результатами труда

См. Трудовая функция, Профессиональная деятельность, Профессиональная подготовка, Объект профессиональной деятельности, Компетенция, Общая компетенция. Профессиональная компетенция, Основная профессиональная образовательная программа.

Профессия (специальность) (англ: occupation; profession) Общественно признанный относительно устойчивый вид профессиональной деятельности человека, который определен разделением труда в обществе.

Термины «профессия» и «специальность» традиционно используются в русском языке как синонимы, если функции по определенной специальности охватывают всю сферу профессиональной деятельности человека. Однако термин «специальность» может использоваться и в более узком значении – «вид занятий в рамках одной профессии» (инженер-строитель, слесарь-инструментальщик, врач-терапевт)

См. Профессиональная деятельность, Вид профессиональной деятельности

Объект (предмет) профессиональной деятельности Явление, предмет, процесс, на которые направлено воздействие в процессе трудовой деятельности.

Термины «объект» и «предмет профессиональной деятельности» рассматриваются как синонимы в профессиональной деятельности, связанной с материальным производством, следует развести эти понятия в нематериальной сфере, связанной с научными исследованиями, творчеством и т.п. В этом случае понятие предмета уже понятия объекта и связано со свойствами или отношениями объекта, познание которых важно для решения профессиональных задач.

См. Труд, трудовая деятельность, Вид профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности Совокупность видов профессиональной деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в т.ч. средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения

См. Вид профессиональной деятельности, Объект профессиональной деятельности, Трудовая функция, Компетенция.

Трудовая функция Набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда

В разных источниках можно встретить другие определения термина «трудовая функция». В данном выше значении понятие трудовой функции используется в профессиональном стандарте и связано с понятием профессиональной компетенции в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования, т.к. действия, составляющие трудовую функцию в профессиональном стандарте, подразумевают наличие у работника определенных умений и знаний, а также готовность их применять.

См. Труд, трудовая деятельность, Профессиональная деятельность, Профессиональная компетенция.

Квалификация (работника)
(англ: qualification ) 1) Готовность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности

2) Официальное признание (в виде диплома/сертификата) освоения определенного вида профессиональной деятельности

См. Профессиональная деятельность, Профессия (специальность), Компетентность, Трудовая функция, Компетенция, Уровень квалификации, Диплом/сертификат

Диплом/сертификат (англ: diploma / certificate ) Официальный документ, подтверждающий квалификацию работника и дающий право занимать какую-либо должность, заниматься определенной деятельностью;

официальное подтверждение окончания образовательного учреждения профессионального образования (с присвоением соответствующей квалификации) или курсов повышения квалификации;

свидетельство о присвоении ученой степени.

См. Квалификация

Национальная система квалификаций Российской Федерации (англ: National Qualification " s System of Russian Federation ) Национальная система квалификаций Российской Федерации (НСК РФ) представляет собой комплекс взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на российском и международном рынке труда. Основой Национальной системы квалификаций Российской Федерации является Национальная рамка квалификаций. НСК РФ может также включать отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальную систему оценки результатов образования и сертификации, единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

См. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации, Квалификация, Дескриптор квалификационного уровня, Квалификационный уровень

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации

(НРК РФ)

(англ: National Qualification " s Framework of Russian Federation ) Обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России. Используется в качестве инструмента сопряжения сфер труда и образования.

В международной практике - системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. Как правило, различают отраслевые, национальные и международные рамки квалификаций. С помощью рамок квалификаций проводится измерение и взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении.

См. Национальная система квалификаций Российской Федерации, Квалификация, Дескриптор квалификационного уровня, Квалификационный уровень

Дескриптор (квалификационного уровня) (англ: descriptor) Обобщенное описание совокупности требований к компетенциям, характеру умений и знаний работника соответствующего квалификационного уровня НРК РФ. Требования дифференцируются по параметрам сложности деятельности, ответственности и широты полномочий, требующихся в ней.

См. Квалификационный уровень, Национальная рамка квалификаций Российской Федерации

Квалификационный уровень (англ: qualification s level ) Структурная единица/ступень Национальной рамки квалификаций, характеризующаяся совокупностью требований к компетенциям, характеру умений и знаний, предъявляемых к работнику и дифференцируемых по параметрам сложности деятельности, а также ответственности и широты полномочий, требующихся в ней.

См. Дескриптор квалификационного уровня, Национальная рамка квалификаций Российской Федерации.

Уровень квалификации (работника) Степень профессиональной подготовленности работника к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Чем выше уровень профессионального образования работника, тем более общий характер имеет это понятие, сложнее класс решаемых профессиональных задач и шире спектр трудовых функций.

См. Квалификация, Квалификационный уровень, Профессиональное образование, Трудовая функция.

Разряд (аналоги: категория, класс) Порядковое место в тарифно-квалификационной системе России, определяющее уровень квалификации работника.

См. Уровень квалификации, Квалификация.

Профессиональный стандарт (ПС) (англ: professional / occupational standard ) Документ, раскрывающий с позиций объединений работодателей (и/или профессиональных сообществ) содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников.

См. Профессиональная деятельность, Квалификация.

Компетенция (англ: competence) Способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

См. Трудовая деятельность, Профессиональная деятельность, Компетентность, Квалификация

Общая компетенция Способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.

В разных источниках возможно встретить разные подходы к классификации компетенций и разные их названия и определения. В частности, как неточный синоним термина «общая компетенция» можно рассматривать термин «общекультурная компетенция».

См. Трудовая деятельность, Профессиональная деятельность, Вид профессиональной деятельности, Компетентность, Квалификационный уровень

Профессиональная компетенция Способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности

См. Трудовая деятельность, Трудовая функция, Профессиональная деятельность, Вид профессиональной деятельности, Компетентность, Квалификация

Компетентность (англ: competency, competence) Наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности.

См. Трудовая деятельность, Профессиональная деятельность, Компетенция, Общая компетенция, Профессиональная компетенция, Квалификация

Федеральный государственный образовательный стандарт Нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации.
Результаты профессионального обучения (подготовки) (англ: learning outcomes , outputs ) 1)Общие и профессиональные компетенции, соответствующие определенному уровню образования и квалификации.

2) Социально и профессионально значимые характеристики качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования.

См. Общая компетенция, Профессиональная компетенция, Уровень квалификации, Профессиональное образование, Профессиональное обучение, Профессиональная подготовка

Контроль результатов обучения (англ: process of quality control ) Процесс сопоставления достигнутых результатов обучения с заданными

в целях обеспечения качества подготовки обучающихся.

См. Результаты обучения (подготовки), Профессиональное образование, Профессиональное обучение, Профессиональная подготовка

Оценка результатов обучения (англ: quality assessment ) Процедура определения соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся и выпускников профессионального образования требованиям потребителей образовательных услуг.

См. Результаты обучения (подготовки), Профессиональное образование, Профессиональное обучение, Профессиональная подготовка

Профессиональное образование (англ: Vocational Education) 1) Организованный процесс овладения определенными видами профессиональной деятельности, обеспечивающий развитие социально и профессионально значимых качеств личности.

2) Результат этого процесса (подготовленность человека к определенному виду профессиональной деятельности, подтвержденная аттестатом или дипломом об окончании соответствующего образовательного учреждения профессионального образования).

См. Вид профессиональной деятельности, Диплом/сертификат

Профессиональное обучение (англ: Vocational Training ) Организованный процесс освоения компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций.

См. Компетенция, Общая компетенция. Профессиональная компетенция, Трудовая функция

Профессиональная подготовка (англ: Vocational Education and Training ) 1) Организация обучения профессиональных кадров. Различные формы получения профессионального образования

2) Ускоренная форма освоения профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций (значение соответствует по смыслу ст. 21 гл. 2 Закона РФ «Об образовании»).

См. Профессиональная компетенция, Трудовая функция, Профессиональное образование, Профессиональное обучение.

Программа профессионального образования (образовательная профессиональная программа) 1) Специально организованный целенаправленный процесс по достижению заданных результатов профессионального образования (обучения, подготовки) определенного уровня и направленности.

2) Комплекс (комплект) документов, определяющих содержание и организацию этого процесса.

Образовательные профессиональные программы делятся на основные и дополнительные.

См. Результаты обучения (подготовки), Профессиональное образование, Профессиональное обучение

Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП)

(в высшем профессиональном образовании синоним – основная образовательная программа)

1) Специально организованный целенаправленный процесс по достижению результатов, заданных федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования с учетом типа и вида образовательного учреждения и потребностей обучающихся.

2) Совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии (ст. 9 Закона РФ «Об образовании»)

Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (ст. 9 закона РФ "Об образовании").

См. Результаты обучения (подготовки), Профессиональное образование

Примерная основная профессиональная образовательная программа Документ рекомендательного характера, на основе которого разрабатывается основная профессиональная образовательная программа образовательного учреждения профессионального образования.

Примерная основная профессиональная образовательная программа разрабатывается на основе федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования по профессии/специальности и соответствует заданной в нем структуре ОПОП.

Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (Ст. 14 закона РФ "Об образовании").

Составными частями примерной основной профессиональной образовательной программы являются примерные программы учебной дисциплины, профессионального модуля. Это д окументы рекомендательного характера, имеющие схожую структуру; на их основе разрабатываются соответствующие программы образовательного учреждения профессионального образования.

См. Учебная дисциплина, Профессиональный модуль, Основная профессиональная образовательная программа, Программа учебной дисциплины, Программа профессионального модуля.

Профессиональный модуль Часть программы профессионального образования (обучения), предусматривающая подготовку обучающихся к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса.

Может быть частью основной профессиональной образовательной программы или самостоятельной программой с обязательной процедурой сертификации квалификации выпускника по ее окончании.

См. Трудовая функция, Основная профессиональная образовательная программа, Квалификация

Программа профессионального модуля Документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации профессионального модуля.

См. Профессиональный модуль, Междисциплинарный курс, Практика

Раздел профессионального модуля Часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций.

Раздел профессионального модуля может состоять:

Из междисциплинарного курса или его части (если практика по модулю проходит концентрированно);

Из междисциплинарного курса или его части в сочетании с практикой (если практика по модулю проходит рассредоточено).

См. Профессиональный модуль, Программа профессионального модуля, Междисциплинарный курс, Практика, Профессиональная компетенция

Междисциплинарный курс Система знаний и умений, отражающая специфику вида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенций при прохождении обучающимися практики в рамках профессионального модуля.

См. Профессиональный модуль, Раздел профессионального модуля, Практика

Практика (производственная) Вид учебных занятий, использующийся для освоения обучающимися компетенций в процессе самостоятельного выполнения определенных видов работ, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в максимально приближенных к ней условиях.

В зависимости от профессиональной направленности производственная практика называется педагогической, сестринской и т.п.

Также существует термин «учебная практика», под которым понимают вид учебных занятий, использующийся для освоения начальных профессиональных умений в условиях учебных мастерских, лабораторий, баз и т.п.

И учебная, и производственная практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).

См. Междисциплинарный курс, Раздел профессионального модуля, Компетенция, Общая компетенция, Профессиональная компетенция, Профессиональная деятельность

Учебная дисциплина Система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки и/или области профессиональной деятельности, и нацеленная на обеспечение реализации основной профессиональной образовательной программы.

См. Основная профессиональная образовательная программа, Область профессиональной деятельности

Программа учебной дисциплины Документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации учебной дисциплины.

См. Учебная дисциплина

Протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГУ ФИРО от 11.12. 2009 № 10; рег. номер рецензии 638 от 15.12. 2009 г

Данный термин также можно отнести к тематической группе «Качество профессионального образования»

Термин также можно отнести к тематической группе « Профессиональное образование и сфера труда»