Отколе, умная, бредешь ты голова? Фигуры речи, строение предложений. " в книгах

Гипербола - средство художественного изображения, основанное на явном преувеличении.
Литота - средство художественного изображения, основанное на явном преуменьшении.
Гротеск - предельное преувеличение придающее образу фантастический характер. (Градоначальник с фаршированной головой).
Ирония - осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. (Откуда, умная, бредёшь ты, голова?)
МетонИмия - вид трОпа , в котором сближаются слова по смежности, обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. ("Экий ты бестолковый, братец," - сказала телефонная трубка.).
Олицетворение - такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать. (О чём ты воешь, ветер ночной?).
ПерифрАз(а) - один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изображательность речи. (Царь зверей (вместо лев)).
СинЕкдоха - вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого, целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым. ("Все флаги в гости будут к нам". "Швед, русский колет, рубит, режет.")
Сравнение - приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. (Лёд, окрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит.)
Эпитет - характеризует предмет, подчёркивает его качества, свойства, создаёт образ и выражен прилагательным.
("Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком").
Анафора или единоначатие - повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, страф. (Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид.)
АнтитЕза - стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов. ("Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, Матушка Русь!").
Градация - (постепенность) - стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости. ("Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым".)
Метафора - скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по средству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.
("Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда".)
Инверсия - перестановка слов; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи.
("Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням".)
Лексический повтор - намеренное повторение в тексте одного и того же слова.
("Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить,
В красной гвардии служить -
Буйну голову сложить!").
ОксЮморон - сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом, т.е. сочетание слов с противоположным значением (острая глупость).
(Мёртвые души; живой труп; живительная эвтаназия; бесконечный тупик; обыкновенное чудо; мужественная женщина; женственный мальчик).
Парцеляция - (разделение, расчленение на части) - стилистический приём расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже на отдельные слова с целью придания речи интонационной экспрессии путём её отрывистого произнесения.
("Но шла Россия. Шёл литейщик, пахарь,
Боец, подвижник. Тяжко, трудно шёл.
Неодолимо шёл! К социализму!"

"Но горы близко,
И снег на них. Мы время проведём
У печки. В Имеретии. Зимою.
Как в Переделкине, как под Москвою".)

Параллелизм - художественное средство, когда описание природы подчёркивает настроение героя, ход сюжета.
("Положи меня, как печать, на сердце твоё
И как перстень на руке твоей."
"Летел сокол по небу,
Гулял молодец по свету."
"Шесть он зернышек находит,
Семь семян он поднимает".)

Эллипс - (выпадение, опущение) - стилистическая фигура, пропуск структурно-необходимого элемента высказывания, обычно легко восстанавливаемого в данном контексте. ("Не тут-то (было) . Море не горит.")

Риторический вопрос, восклицание, обращения - приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие. ("А вы, надменные потолки, известной подлостью прославленных отцов...").

Аллитерация - приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков.
("Ш ип ен ье п ен истых бокал ов
И п унш а пл амень г ол убой...")

Ассонанс - приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков.
("Скучна мне о ттепель:
во нь, грязь, весно й я бо лен...")

Паронимы - близкие по звучанию, но различные по значению слова.
(Геройский - героический;
двойной - двойственный;
действительный - действенный).

Экспрессивная разговорная лексика - слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.
(Грязнуля, крикун, бородач, хвастун, нед отёпа).

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.
(кривить душой - лицемерить;
бить баклуши - бездельничать;
на скорую руку - быстро).

Речь. Анализ средств выразительности.

Необходимо отличать тропы (изобразительно-выразительные средства литературы), основанные на переносном значении слов и фигуры речи, основанные на синтаксическом строении предложения.

Лексические средства.

Обычно в рецензии задания В8 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом.

синонимы (контекстные, языковые) – близкие по смыслу слова скоро – вскорости – на днях – не сегодня-завтра, в недалеком будущем
антонимы (контекстные, языковые) – противоположные по смыслу слова они никогда не говорили друг другу ты, а всегда вы.
фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову на краю света (= «далеко»), зуб на зуб не попадает (= «замерз»)
архаизмы – устаревшие слова дружина, губерния, очи
диалектизм – лексика, распространенная на определенной территории курень, гутарить
книжная,

разговорная лексика

дерзновенный, сподвижник;

коррозия, менеджмент;

просадить деньги, глубинка

Тропы.

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

Виды тропов и примеры к ним в таблице:

метафора – перенос значения слова по сходству мертвая тишина
олицетворение – уподобление какого-либо предмета или явления живому существу отговорила роща золотая
сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто , сравнительную степень прилагательного) яркий, как солнце
метонимия – замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей) Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах)
синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль)
перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)
эпитет – использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность Куда ты скачешь, гордый конь?
аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь
гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого в сто сорок солнц закат пылал
литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка
ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Фигуры речи, строение предложений.

В задании В8 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

эпифора – повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг за другом Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ?
градация – построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или наоборот пришел, увидел, победил
анафора – повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом Железная правда – живой на зависть,

Железный пестик, и железная завязь.

каламбур – игра слов Шел дождь и два студента.
риторическое восклицание (вопрос , обращение ) – восклицательное, вопросительное предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресата Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений молодым везде у нас дорога,

старикам везде у нас почет

многосоюзие – повтор избыточного союза И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

бессоюзие – построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари…

эллипсис - пропуск подразумеваемого слова я за свечкой – свечка в печку
инверсия – непрямой порядок слов Изумительный наш народ.
антитеза – противопоставление (часто выражается через союзы А, НО, ОДНАКО или антонимы Где стол был яств, там гроб стоит
оксюморон – соединение двух противоречащих понятий живой труп, пожар льда
цитирование – передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов. Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»
вопросно -ответная форма изложения – текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению
ряды однородных членов предложения – перечисление однородных понятий Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта.
парцелляция – предложение, которое расчленено на интонационно-смысловые речевые единицы. Я видел солнце. Над головой.

Помни!

При выполнении задания В8 следует помнить, что вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д.

Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе изменений значения слова, вторая – строение предложения.

Разбор задания.

(1) Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2) Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

(3) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4) Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5) Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7) Вопрос только размеров и времени.

(8) Человечество, по-моему, – это своеобразная болезнь планеты. (9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зеленую шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) – и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое болезненное пятно. (12) Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

(13) К сожалению, столь ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14) С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

(15) Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16) Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

(По В. Солоухину)

«В первых двух предложениях использован такой троп, как ________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведет себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество – это болезнь планеты». ______ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте _________ (предложения 8, 13, 14) подчеркивает, что все сказанное автору далеко не безразлично. Употребленный в 15-м предложении ________ «оригинальная» придает рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».

Список терминов:

  1. эпитет
  2. литота
  3. вводные слова и вставные конструкции
  4. ирония
  5. развернутая метафора
  6. парцелляция
  7. вопросно-ответная форма изложения
  8. диалектизм
  9. однородные члены предложения

Делим список терминов на две группы: первая – эпитет, литота, ирония, развернутая метафора, диалектизм; вторая – вводные слова и вставные конструкции, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, однородные члены предложения.

Выполнение задание лучше начинать с пропусков, которые не вызывают трудности. Например, пропуск № 2. Так как в качестве примера представлено целое предложение, скорее всего подразумевается какое-либо синтаксическое средство. В предложении «снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли» используются ряды однородных членов предложения: глаголы снуют, размножаются, делают дело, деепричастия выедая, истощая, отравляя и существительные реки, океаны, атмосферу. В то же время глагол «передают» в рецензии указывает на то, что на месте пропуска должно стоять слово во множественном числе. В списке во множественном числе стоят вводные слова и вставные конструкции и однородные членные предложения. Внимательное прочтение предложения показывает, что вводные слова, т.е. те конструкции, которые тематически с текстом не связаны и могут быть изъяты из текста без потери смысла, отсутствуют. Таким образом, на месте пропуска № 2 необходимо вставить вариант 9) однородные члены предложения.

В пропуске № 3 указаны номера предложений, значит термин снова относится к строению предложений. Парцелляцию сразу можно «отбросить», так как авторы должны указать два или три подряд идущих предложения. Вопросно-ответная форма тоже является неправильным вариантом, так как предложения 8, 13, 14 не содержат вопроса. Остаются вводные слова и вставные конструкции. Находим их в предложениях: по-моему, к сожалению, с одной стороны, с другой стороны.

На месте последнего пропуска необходимо подставить термин мужского рода, так как с ним в рецензии должно согласовываться прилагательное «употребленный», и он должен быть из первой группы, так как в качестве примера дано только одно слово «оригинальная» . Термины мужского рода – эпитет и диалектизм. Последний явно не подходит, так как это слово вполне понятно. Обращаясь к тексту, находим, с чем сочетается слово: «оригинальная болезнь» . Здесь явно прилагательное употреблено в переносном смысле, поэтому перед нами – эпитет.

Остается заполнить только первый пропуск, который является самым сложным. В рецензии сказано, что это – троп, и он используется в двух предложениях, где переосмысляется образ земли и нас, людей, как образ космического тела и космонавтов. Это явно не ирония, так как в тексте нет ни капли насмешки, и не литота, а скорее даже наоборот, автор намеренно преувеличивает масштабы катастрофы. Таким образом, остается единственно возможный вариант – метафора, перенос свойств с одного предмета или явления на другой на основе наших ассоциаций. Развернутая – потому, что из текста нельзя вычленить отдельное словосочетание.

Ответ: 5, 9, 3, 1.

Потренируйся.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

(6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7)Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8)Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

(11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24)Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.

(32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (ЗЗ)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.

(По Н. Аксёновой)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«Использование рассказчицей для описания вьюги такого лексического средства выразительности, как_____(«страшную метель», «непроглядную тьму»), придаёт изображённой картине выразительную силу, а такие тропы, как _____ («боль кружила меня» в предложении 20) и _____ («водитель визгливо, как женщина, стал кричать» в предложении 15), передают драматизм описанной в тексте ситуации. Такой приём, как_____ (в предложении 34), усиливает эмоциональное воздействие на читателя».

Значение слова БРЕСТИ в Толковом словаре русского языка Ушакова

БРЕСТИ

бреду, бредёшь, прош. брёл, брела; бредший, несов. (ср. Бродить 1).

1. итти с трудом, волоча ноги. Как бедный нищий мимо саду бредет по знойной мостовой... Тютчев. Мы брели по колено в воде.

2. итти; итти тихо, задумчиво (разг.). Откуда, умная, бредешь ты, голова? Крылов. (Крестьянин) тихонько брел домой проселочным путем. Крылов.

Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БРЕСТИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БРЕСТИ в Энциклопедическом словаре:
    , бреду, бредешь; брел, брела; бредший; несов. Идти с трудом или тихо. Старик еле бредет. Б. по …
  • БРЕСТИ
    брести", бреду", бредём, бредёшь, бредёте, бредёт, бреду"т, бредя", брёл, брела", брело", брели", бреди", бреди"те, бреду"щий, бреду"щая, бреду"щее, бреду"щие, бреду"щего, бреду"щей, …
  • БРЕСТИ
    см. бродить, …
  • БРЕСТИ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • БРЕСТИ в Словаре русского языка Лопатина:
  • БРЕСТИ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    брести, бреду, бредёт; прош. брёл, …
  • БРЕСТИ в Орфографическом словаре:
    брест`и, бред`у, бредёт; прош. брёл, …
  • БРЕСТИ в Словаре русского языка Ожегова:
    идти с трудом или тихо Старик еле бредет. Б. по …
  • БРЕСТИ в Словаре Даля:
    см. бродить …
  • БРЕСТИ в Толковом словаре Ефремовой:
    брести несов. неперех. Идти медленно или с …
  • БРЕСТИ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    несов. неперех. Идти медленно или с …
  • БРЕСТИ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    несов. неперех. Идти медленно или с …
  • БРОДИТЬ (БРЕСТИ) в Словаре синонимов Абрамова:
    колобродить, плестись, тащиться, тянуться; бродяжничать, шататься, вертеться, болтаться, маяться, путаться, скитаться, слоняться, шляться, околачиваться, мотаться. Мыкать (мыкаться) по свету. Ср. …
  • РОССИЯ, РАЗД. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО XVI - XVII ВЕКОВ в Краткой биографической энциклопедии:
    Рспехи собирательной деятельности существенно видоизменили политическую роль московских князей, превратив их из удельных вотчинников в представителей национальных интересов великорусской народности. …
  • ЖУКОВСКИЙ в Литературной энциклопедии:
    Василий Андреевич — поэт и переводчик. Незаконный сын помещика Бунина и пленной турчанки, Жуковский получил свою фамилию от обедневшего …
  • ЯМСКАЯ ПОВИННОСТЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    один из видов личных повинностей XVII в. в Московском государстве, установленный преимущественно для удовлетворения казенных интересов. Ямская повинность могла отбываться …
  • БРОДИТЫ в Энциклопедическом словаре:
    , брожу, бродишь; несов. 1. То же, что брести (но обозначает действие, со-вершающееся не в одно время, не за один …
  • ПОТИХОНЬКУ в Энциклопедическом словаре:
    , нареч. (разг.). 1. Медленно, не торопясь. Ехать, брести п. 2. Тихо, негромко. Насвистывать, напевать п. 3. Тайно, скрытно. Л …
  • ЯМСКАЯ ПОВИННОСТЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? один из видов личных повинностей XVII в. в Московском государстве, установленный преимущественно для удовлетворения казенных интересов. Ямская повинность могла …
  • ВЫБРЕСТИ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    вы"брести, вы"бреду, вы"бредем, вы"бредешь, вы"бредете, вы"бредет, вы"бредут, вы"бредя, вы"брел, вы"брела, вы"брело, вы"брели, вы"бреди, вы"бредите, вы"бредший, вы"бредшая, вы"бредшее, вы"бредшие, вы"бредшего, вы"бредшей, …
  • МЧАТЬСЯ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • МЧАТЬСЯ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: торопиться, лететь, нестись Ant: тянуться, ползти (разг.), брести, плестись, …
  • ХОДИТЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    ступать, шагать, шествовать, грясти, брести, двигаться, подвигаться, гулять, разгуливать, прогуливаться, прохаживаться; тащиться, тянуться, плестись, ползти, ковылять, семенить, слоняться, шататься, шляться, …