Открытый урок по баяну в музыкальной школе. Учительские университеты

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Ученик 3 класса Мамайко Никита

Преподаватель Андриянова Татьяна Вячеславовна

Тема урока: « Основные этапы работы над музыкальным произведением»

Цель урока: Систематезировать методы и способы работы актуальные при разборе, разучивание и окончательном художественном оформление пьес. Заострить внимание учащегося на важности каждого этапа изучения музыкального произведения.

Задачи:

Обучающая: Уметь самостоятельно делать грамотный анализ нотного текста.

Развивающая: Правильно подбирать методы работы для воплощения технических и художественных задач.

Воспитательная: Воспитание архитектонического чувства - умение охватить композицию произведения и определить место и роль каждого элемента в стройном целом.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ:

Музыкально-образовательная: Объяснения основных этапов работы над произведением.

Исполнительство: Исполнение произведений.

Восприятие: Показ учителя, аудио и видео материал.

Творчество: Умение самостоятельно делать анализ и подбор методов работы для воплощения технических трудностей и передачи художественного замысла (на основе легкой пьесы).

Начальный этап : Общее представление о произведении.

Выявление основных трудностей.

Эмоциональное восприятие его в целом.

Рассказ о композиторе, эпохе, стиле, манере исполнения, характере, сюжете, об основном темпе, форме, структуре, композиции.

Второй этап: Более глубокое изучения произведения, отбор средств выражения и овладения ими. Детальная работа над пьесой по частям, отрывкам, целиком.

Третий этап: Целостное и законченное исполнительское воплощение замысла пьесы, основанное на глубоком и детальном предварительном его изучении.

Четвертый этап: Достижение эстрадной готовности пьесы, т.е. мастерское ее исполнение на концерте или экзамене(много раз).

ХОД УРОКА

C - Dur терциями (аппликатура с большим пальцем)

| - 4 звука на мех.

|| - октава на мех.

Играя гамму мы преследуем цель в ускорении темпа через увеличение длительностей. Также играя гамму, мы ведём звук к Q , т.е. через темп показывая движение звука на crescendo и diminuendo .Здесь учитель слышит и видит, как ученик владеет движением меха, как осуществляет смену меха. Ученик умело распределяет звук на crescendo и diminuendo . Ярко показывает Q точку.

Гамма исполняется штрихами legato, staccato, 2 legato, 2 staccato.

Исполняет ученик C - Dur дуолями, триолями, квартолями (на один бас лев.руки приходится ll , lll , llll в правой руке, т.е. делается акцент после двух, трех и четырех звуков.)

Выполняет игру || в 2 октавы на мех. Здесь цель у ученика на одном нюансе удержать силу ведения меха и распределить силой звука 2 октавы на мех.

Далее ученик исполняет длинное арпеджио с применением большого пальца. Также старается сделать фразировку (движение звука к Q (Т)). Ученик справился с этим заданием.

Аккорды исполняет в 3 октавы, выполняет > (рывок мехом) на сильную долю. Смену меха производит через три аккорда, т.е. через октаву.

Работа над произведением, прежде всего приобщает ученика к миру прекрасного и раскрытию его творческой индивидуальности.

Цель работы-яркое, содержательное, технически совершенное исполнение.

«Полька» - танец живой, быстрый, размер 2/4, среднеевропейский. Жанр танцевальной музыки. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.

Польки писал И. Штраус I и его сын И. Штраус II . Много полек встречается в творчестве чешских композиторов – Б. Сметаны, А. Дворжака.

Название от чешского слова puilka , означает «половинный шаг», ритм польки требует быстроты переступания с ноги на ногу. Из-за созвучности польку путают с польским танцем, но это не так.

В России полька появилась в 1845 году. Тогда этот танец был моден во Франции, его привёз из Парижа танцовщик императорской группы Петербурга Ник Осипович Гольц. Полька бывает разных видов.

А. Деварьдье «Полька» - тональность D - dur простая трёхчастная форма (3 часть – повторение первой).

Технические трудности – исполнение триоли, чёткое исполнение Staccato , группировка длительностей ||| . Выполнение акцентов и замедление темпа.

Цельно, эмоционально-художественное восприятие – лёгкий, бодрый характер, быстрый темп.

Данное произведение находится на I этапе работы. Сделав устный анализ, определив технические трудности, преступаем ко II этапу. Учитель проигрывает произведение целиком, обращая внимание на основные выразительные способности. Вместе с учеником делаем разбор с инструментом. Грамотный, музыкально-осмысленный разбор – это основа для дальнейшей работы. Особое внимание требует метроритмическая тонкость исполнения. Сначала педагог проигрывает мелодию по нотам, потом ученик прислушивается к ритмическому рисунку мелодии. Далее глядя в ноты ученик называет длительности, прохлопывает ритмический рисунок. У ученика создаётся связь: слышу-вижу-ощущаю-передаю.

При разборе звучание «по возможности» должно быть содержательным, музыкальным. Ученик должен вслушиваться в музыку, понимать её хотя бы в общих чертах.

Сразу нужно обращать внимание на фразировку, иначе игра будет лишена всякого смысла.

По мере возможности выполнять штрихи. На этом этапе про темп говорить не приходится, об динамических нюансах, агогике. Но точное прочтение нотного текста,то есть звуковысотная точность и метроритмическое прочтение нотных знаков, применение штрихов, элементарная осмысленность фразировки, слушание гармоничной основы – обязательны при разборе любых произведений.

Анализ авторского текста следует проводить, используя следующие методические приемы: счет вслух, простукивание ритмического рисунка каждого голоса, сольфеджирование с игрой на инструменте. Игра вне ритма с названием каждого пальца, Проигрывание мелодии одним пальцем левой рукой вне ритма. Технические средства музыкального исполнения это штрихи, динамика, звук, мех и темп.

«Вдоль да по речке» - русская народная песня. Слова и музыка народные. Период состоящий из 2х предложений. Вариация второго предложения на основе темы. Народные черты – вариационность. Каждая фраза начинается по новому (добавляется нюанс, характер меняется, штрихи).

Эта пьеса у нас перешла на 2й этап работы, т.е. техническая отделка. Доработка аппликатуры (там, где необходимо). Звук – основное средство выразительности. Н. Метнер сказал: «Всё должно выходить и рождаться из тишины… Слушать, слушать и слушать. Втягивать звуки слухом из тишины».

Сделав разбор, изучив аппликатуру, перешли к работе над звуком.

Работая над пьесой, ученик разобрал её по фазам, определил Q в каждой фразе и Q всей пьесы. Выполняя работу по звукоизвлечению и смене меха, ученик не прерывает мелодическую линию и не теряет силу ведения меха при его смене. Выполняет штрихи: 1 фраза portamento и staccato , 2 фраза legato . Во 2 предложении были небольшие технические трудности в вариации (вариация построена по звукам арпеджио). Педагог предлагает ученику поиграть данную фразу изменив ритмический рисунок и штрихи ||||. Штрих legato заменили на 2 legato 2 staccato .

Работая над фразировкой, ученик старался правильно распределить crescendo и diminuendo на данный отрезок мелодии, стремился к Q и показывал её.

Ученик исполняет эту пьесу в нужном заданном темпе. Выучил хорошо наизусть.

В. Беньяминов Этюд a moll . Размер 4/4. Простая 2х частная форма (во 2й части повторяется мотив темы 1 части).

Этюд – от французского слова etude – «Изучение». Инструментальная пьеса, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Этюды бывают не только упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность. На этот уровень этюд как жанр вывел Ф. Шопен.

Работая над этюдом ученик сделал тщательный устный анализ (размер, тональность, форма, аппликатура, фразировочные лиги, фразы, темповые отклонения, штрихи и т.д.) – 1 этап.

На втором этапе мы с учеником отработали фразировку, т.е. движение звука к Q и показ её. Всё это неразрывно связанно с меховедением. При этом ученик слушал и следил за смещением меха, не терял силу ведения меха перед Q в каждой фразе. Правильно подобранная аппликатура дала положительный результат, т.к. рука ребёнка при штрихе Legato шла плавно, мягко, как бы лаская кнопки инструмента. Небольшие трудности были при исполнении staccato . Но поиграв эти такты в медленном темпе (соблюдая нюансы) у ученика получился этот пассаж. Ребёнок постоянно себя слушает и понимает что делать.

Немного дольше работы было с мехом, распределяя силы на Р и С при соблюдении фразировки. Важно было, чтобы ученик понял, что перед Q сила движения меха не меняется. Это удалось ему путём прослушивания произведения, которое играл педагог. Путём тактильных прикосновений педагога к баяну ученика. Педагог помогал вести инструмент ученика.

Темповые отклонения ritenuto , a tempo ученик выполнять умело, вслушивась в своё исполнение

В целом этюд выучен наизусть и переходим к 3 этапу – шлифовке всего произведения, т.е. синтезу того, что было проделано ранее. Исполнение наизусть, осмысленное целостное исполнение – ощущение общей линии развития произведения.

Мелодия во фразе идёт к опорному звуку, а большое построение идёт к своей смысловой вершине, целенаправленное развитие всего произведения. Ученик это знает и чувствует.

Теперь ученик будет выгрываться в произведение, чтобы свободно исполнять его на концертах, понимать, ощущать и чувствуть, что он исполняет.

Играть не бездушно, а с душой.

Чтобы выучить наизусть нужно:

Зрительно воспринимать нотный текст

Отмечать опорные пункты произведения

Умственная работа и вдумчивая игра – залог успешного запоминания произведения наизусть.

«Хорошо запоминается то, что хорошо понятно».

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. А. И. Баева» Северного района Новосибирской области

Название материала: «Применение современных технологий в обучении баянистов» (игра под фонограмму).


Автор данного материала:
Хлопотова Надежда
Александровна,
преподаватель по класса
баяна, аккордеона

с. Северное 2013 г.

Открытый урок с учащимися по классу баяна 3-4 класс.
Тема: Применение современных технологий в обучении баянистов (игра под фонограмму).
Цель: Достижение ритмически, динамически, агогически правильного исполнения произведений под фонограмму.
Задачи:
1) Обучающая: показать процесс обучения игре под фонограмму в нескольких этапах.
2) Развивающая: развитие внимания, музыкального слуха при игре под фонограмму; показать точность в темпе, ритме, штрихе, динамике, агогике.
3) Воспитывающая: воспитание самостоятельности, чувства ответственности, исполнительской дисциплины.
Технические средства: ноутбук, музыкальный центр, CD-диски, USB- носители, метроном.
Наглядные пособия: фото эстрадных исполнителей на баяне, аккордеоне (П. Дранга, дуэт «Баян-mix», аккордеонный дуэт «Иллюзия»).
Музыкальный материал: видеоматериал лучших образцов эстрадной музыки (исполнение под фонограмму).
Тип урока: комбинированный урок
Ход урока:
I Вступление:
1. «Хочу играть как П. Дранга». Показ аудио, видеоматериалов: исполнение на баяне, аккордеоне под фонограмму.
2. Беседа с ребятами.
Метод: информационно-рецептивный

II Новый материал:
1.Три этапа обучения игре под фонограмму:
- этап первый – обучение игре в ансамбле (простые партии)
- этап второй – игра под фонограмму (соло)
-этап третий – игра под фонограмму унисон, игра в ансамбле (сложнее материал)
2. Беседа с ребятами
3. Ритм - главная основа в исполнение под фонограмму

Метод эвристической беседы, проблемный метод, информационно-рецептивный метод.

III Подведение итогов:
1. Беседа «Для чего нужно играть под фонограмму?»

I Вступление
1. « Хочу играть как Дранга»
В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму. Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чём свидетельствуют выступления П. Дранги, дуэта «Баян – mix» и т. д. Это послужило популяризации инструментов. Интерес со стороны детей и родителей объясняется тем, что они приходят в музыкальную школу в класс баяна, аккордеона, чтобы играть «как Дранга».
- Показ видеоматериалов (П. Дранга, дуэт «Баян – mix» , шоу – дуэт « Баян-позитив», дуэт аккордеонистов «Иллюзия»).
2. Беседа с детьми после видео просмотра:
- Почему исполнение под фонограмму звучит ярче, сочнее?
Предполагаемый ответ: Любая пьеса превращается в яркий концертный номер, игра на инструменте в сопровождении собственного эстрадного оркестра.
- Почему исполнение под фонограмму современно?
Предполагаемый ответ: В наше современное время с экранов телевизоров мы слышим, в основном, только эстрадное исполнение, отсюда следует, что слушателю это знакомо и легче воспринимается.
II Новый материал
Процесс обучения игре под фонограмму состоит из нескольких этапов. Сейчас мы рассмотрим каждый этап по отдельности:
Первый этап – обучение игре в ансамбле (репертуар составляют простые песенки, даже на одной ноте).
Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре, в том числе и в игре под фонограмму, считается синхронность звучания, то есть точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участников ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедление, снятия аккорда, окончание произведения. При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, так как нужно точно совпадать с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой.
Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, так как есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом.
Примером вышеизложенного материала могут служить пьесы Р. Бажилина из альбома пьес для начальных классов ДМШ «Учимся играть на аккордеоне» - «Солнечный дождик», «Радуга», «На лужайке», «Солнечный зайчик».
Одним из важных компонентов при игре является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.
Второй этап - игра под фонограмму (соло), репертуар усложняется.
1.Репертуар на этом этапе различен. В последние годы появился подходящий репертуар (Р. Бажилин «Учимся играть на аккордеоне» часть 2; А. Новосёлов «Играем с удовольствием»; Ю. Шадёркин «В современных ритмах»). Такой репертуар несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже не начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте.
Примерный репертуар:
1. Н. Рота Мелодия из к/ф «Крёстный отец»,
2. Р. Бажилин «Зонтики»
3. Р. Лофланд «Адажио»
4. Цветков «Золушка» и мн. др.

Во время исполнения, перед учеником поставить определенные задачи:
- точность в темпе, ритме
-штрихи должны соответствовать характеру произведения
- динамические оттенки не должны конфликтовать с фонограммой, а должны быть выразительны.

2.После проигранных произведений поговорить с ребятами под какие фонограммы они играли, и как их разделяют:

-фонограммы, которые несут только гармоническую функцию (Кочанте «Belle», Д. Пономарёва «Лим-по-по», Карпов «Дорожная»)
-фонограммы, с элементами темы (П. Оливейра «Мелодия из к/ф «Генералы песчаных карьеров», Цветков «Золушка»)
-фонограммы с контрапунктом («Песня из таинственного сада» из реп. Гр «Secret Garden»)
- фонограммы со второй партией (Р. Бажилин «Зонтики», «После дождя»)
-развитые фонограммы (А. Новосёлов «Петушиная полька»)

Третий этап – обучение игре под фонограмму унисоном или ансамблем (унисон – сложная, интересная и незаслуженно забытая форма обучения на баяне, аккордеоне, когда несколько инструментов играют одну и ту же мелодию).
1.Исполнение под «плюс», на примере пьесы А. Новосёлова «Петушиная полька». Обратить внимание на длинное вступление, точно его просчитать. Выполнить все динамические оттенки, они должны соответствовать динамике в фонограмме.
При игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения.
Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст¸ играть в нужном темпе, с динамическими оттенками штрихами.
В изложении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять, в каком темпе он сможет сыграть, попадать в нужный темп, контролировать свою игру, не допуская расхождения с партнером в ансамбле и с фонограммой.
Примером служит пьеса Е. Дербенко «Веселое настроение», сыгранное в разных темпах

2.Беседа с учащимися:
-в каком темпе были выполнены все требования (штрихи, динамика, агогика, чистота исполнения).
3.Ритмическая основа очень важна при игре под фонограмму, а тем более в ансамбле.
Пример: Произведение Романа Бажилина «Автомобиль».
-проследить, чтобы партия ученика была сыграна ритмически точно, для этого можно использовать речевые слоги, на ритмический рисунок восьмая-четверть-восьмая-четверть:подставить слоги ав-то-мо-биль. Это поможет ребенку сыграть эту синкопу.

III Закрепление. Подведение итогов.
1.Беседа с ребятами: «Для чего нужно играть под фонограмму?»
Предположительный ответ:
Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, дети приобщаются к творческому процессу. Играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения в школе.
Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.
Такой способ исполнения доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений.
Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.
Такой вид работы, расширяет творческие способности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.

Анализ урока:
Результат урока показал, что поставленные цели и задачи достигнуты, так как содержание урока было направленно на достижение правильного исполнение под фонограмму. Задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты.
Для решения поставленных задач использовались следующие приемы и методы работы:
-четкость и ясность поставленных задач перед учащимися
-разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка.
- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации)
-активизация слухового контроля
-развитие мышления (игра в ансамбле)
-подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.
-самоанализ учащимися исполняемых произведений.


Тип урока:
комбинированный.

Цели и задачи урока:

1.Образовательные: сформировать, обобщить и углубить знания учащегося с основами работы над исполнительской техникой.

2.Развивающие: развитие эстетического вкуса, развитие образного мышления, музыкально – исполнительское и идейно – художественное развитие.

3.Воспитательные: воспитание у учащегося внимания, целеустремленности и настойчивости в овладении приемами и навыками игры на инструменте, умение анализировать свое выступление.

4.Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.

Форма урока: индивидуальная.

Методы: игра на инструменте, беседа, наблюдение, демонстрация видеоматериала, игровые методы.

Реализуемые педагогические технологии: художественные, информационно-компьютерные.

Оборудование: музыкальный инструмент (баян), нотная литература, дидактический материал (карточки), компьютер.

Используемая литература:

1. В. Семенов «Современная школа игры на баяне».

2. Д. Самойлов «Хрестоматия баяниста 1-3 кл.»

3. Ю.Акимов, В.Грачев «Хрестоматия баяниста 1-2кл.»

4. Составление и исполнительская редакция Ф.Бушуева, С Павина «Хрестоматия баяниста 1-2 кл. для детских музыкальных школ».

Репертуарный план урока:

1. Позиционные упражнения.

2. Гамма до мажор, арпеджио, аккорды.

3. Р.н.п. «Василек», р.н.п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».

4. К. Черни «Этюд».

5. Л. Книппер «Полюшко-поле».

6. Оценка за урок, домашнее задание.

Структура урока.

1. Организационный момент. Представление ученика и круга задач, стоящих перед ним.

2. Основная часть:

Вступительное слово педагога: «Техника, в широком смысле слова - средство передачи художественного содержания произведений. В узком смысле это предельная точность, быстрота пальцев, координация движений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач».

2.1 Игра позиционных упражнений. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.

Педагог: «Баянная техника строится на типовых формулах: гаммы, арпеджио, аккорды».

2.2. Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио, аккорды.

2.3. Проверка домашнего задания .

Проигрывание выученных ранее пьес, указывая на недостатки и достоинства: р.н.п. «Василек», р.н.п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».

Педагог: «Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами».

2.4. К.Черни «Этюд». Преодоление технически сложного места, точная аппликатура, смена меха.

2.5. Проведение физкультминутки. Игра «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувства тепла. Игра с ритмическими карточками. Прохлопывание ритма, изображенного на карточках.

2.5. Л.Книппер «Полюшко – поле». Беседа о жизни и творчестве композитора . Просмотр фотографий композитора на компьютере. Беседа о песне «Полюшко-поле». Это советская песня о героях Красной армии, которая благодаря своей популярности, считается народной. Между тем, песня имеет авторов: муз. Л.Книппер, автор слов – поэт В.М.Гусев. Она была написана в 1933 году. Мелодия легла в основу 4-ой симфонии Л. Книппера «Поэма о бойце - комсомольце», явилась лейтмотивом этого произведения. История создания песни.

2.6 Работа над текстом, характером и аппликатурой.

Вначале исполняется произведение целиком, чтобы понять какие из наработанных педагогом задач, реализовались. После проигрывания становится ясно, что из-за неправильной смены меха обрывается музыкальная фраза, вследствии чего отсутствует выразительное интонирование.

Работа над ведением меха. В процессе обучения важно научиться сознательно и грамотно определять моменты смены направления меха. На начальном этапе обучения смену движения меха следует делать после снятия пальцев, в нотных сборниках в тексте находятся соответствующие знаки, определяющие точную смену меха, их нужно придерживаться. Каждую фразу педагог просит подводить к моменту кульминации. Чтобы облегчить задачу, ученик играет отдельно каждой рукой, уделяет внимание смене меха. После успешно сделанной работы усложним задачу, играя произведение двумя руками вместе. Педагог просит учащегося самому определить уровень его исполнения и проанализировать. Перед учеником ставится задача: «давай представим, что мы на сцене, попробуй сыграть, как на концерте». Педагог хвалит учащегося за старание, которое было приложено для решения поставленных задач.

3.Подведение итогов, анализ.

4.Домашнее задание.

5. Отметка.

Методическая разработка открытого урока

по специальности баян с учащимся 1-го класса.

Выполнила: Масленникова Т.В.,

преподаватель по классу баяна, аккордеона МОУ ДОД «Козьмодемьянская детская школа искусств им. А.Я. Эшпая», г.Козьмодемьянск, Республика Марий Эл.

Тема урока: Развитие технических навыков учащихся-баянистов в детской школе искусств.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

    Образовательные: сформировать, обобщить и углубить знания учащегося с основами работы над исполнительской техникой.

    Развивающие: развитие эстетического вкуса, развитие образного мышления, музыкально – исполнительское и идейно – художественное развитие.

    Воспитательные: воспитание у учащегося внимания, целеустремленности и настойчивости в овладении приемами и навыками игры на инструменте, умение анализировать свое выступление.

    Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.

Форма урока: индивидуальная.

Методы: игра на инструменте, беседа, наблюдение, демонстрация видеоматериала, игровые методы.

Реализуемые педагогические технологии: художественные, информационно-компьютерные.

Оборудование: музыкальный инструмент (баян), нотная литература, дидактический материал (карточки), компьютер.

Используемая литература:

1. В. Семенов «Современная школа игры на баяне».

2. Д. Самойлов «Хрестоматия баяниста 1-3 кл.»

3. Ю.Акимов, В.Грачев «Хрестоматия баяниста 1-2кл.»

4. Составление и исполнительская редакция Ф.Бушуева, С Павина «Хрестоматия баяниста 1-2 кл. для детских музыкальных школ».

Репертуарный план урока:

1. Позиционные упражнения.

2. Гамма до мажор, арпеджио, аккорды.

3. Р.н.п. «Василек», р.н.п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».

4. К. Черни «Этюд».

5. Л. Книппер «Полюшко-поле».

6. Оценка за урок, домашнее задание.

Структура урока.

    Организационный момент. Представление ученика и круга задач, стоящих перед ним.

    Основная часть:

Вступительное слово педагога: «Техника, в широком смысле слова - средство передачи художественного содержания произведений. В узком смысле это предельная точность, быстрота пальцев, координация движений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач».

2.1 Игра позиционных упражнений. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.

Педагог: «Баянная техника строится на типовых формулах: гаммы, арпеджио, аккорды».

      Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио, аккорды.

      Проверка домашнего задания .

Проигрывание выученных ранее пьес, указывая на недостатки и достоинства: р.н.п. «Василек», р.н.п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».

Педагог: «Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами».

2.4. К.Черни «Этюд». Преодоление технически сложного места, точная аппликатура, смена меха.

2.5. Проведение физкультминутки. Игра «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувства тепла. Игра с ритмическими карточками. Прохлопывание ритма, изображенного на карточках.

2.5. Л.Книппер «Полюшко – поле». Беседа о жизни и творчестве композитора . Просмотр фотографий композитора на компьютере. Беседа о песне «Полюшко-поле». Это советская песня о героях Красной армии, которая благодаря своей популярности, считается народной. Между тем, песня имеет авторов: муз. Л.Книппер, автор слов – поэт В.М.Гусев. Она была написана в 1933 году. Мелодия легла в основу 4-ой симфонии Л. Книппера «Поэма о бойце - комсомольце», явилась лейтмотивом этого произведения. История создания песни.

2.6 Работа над текстом, характером и аппликатурой.

Вначале исполняется произведение целиком, чтобы понять какие из наработанных педагогом задач, реализовались. После проигрывания становится ясно, что из-за неправильной смены меха обрывается музыкальная фраза, вследствии чего отсутствует выразительное интонирование.

Работа над ведением меха. В процессе обучения важно научиться сознательно и грамотно определять моменты смены направления меха. На начальном этапе обучения смену движения меха следует делать после снятия пальцев, в нотных сборниках в тексте находятся соответствующие знаки, определяющие точную смену меха, их нужно придерживаться. Каждую фразу педагог просит подводить к моменту кульминации. Чтобы облегчить задачу, ученик играет отдельно каждой рукой, уделяет внимание смене меха. После успешно сделанной работы усложним задачу, играя произведение двумя руками вместе. Педагог просит учащегося самому определить уровень его исполнения и проанализировать. Перед учеником ставится задача: «давай представим, что мы на сцене, попробуй сыграть, как на концерте». Педагог хвалит учащегося за старание, которое было приложено для решения поставленных задач.

    Подведение итогов, анализ.

    Домашнее задание.

    Отметка.

Гуцул Елена Анатольевна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МКОУДО "Катав-Ивановская ДШИ"
Населённый пункт: город Катав-Ивановск, Челябинская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Начальный этап обучения в классе баяна"
Дата публикации: 13.10.2016
Раздел: дополнительное образование

Открытый урок преподавателя по классу баяна Гуцул Е.А.

(предмет: специальность)
Учащийся: Кирпиченко Кирилл, возраст 7 лет, класс 1 (7л.о.)
Тема урока:
Постановка и развитие исполнительского аппарата, формирование посадки, освоение клавиатуры инструмента, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности.
Тип урока:
комбинированный.
Цель урока:
Формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте.
Задачи урока:
1. Обучающая: обобщить и углубить теоретические знания учащегося, сформировать навык свободного перемещения правой руки по правой клавиатуре. 2. Развивающая: развитие внимания, музыкального слуха при игре на инструменте, технических навыков исполнительства, творческих способностей. 3. Воспитывающая: привитие интереса и любви к музыкальному искусству. 4. Здоровьесберегающая: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.
Форма урока:
индивидуальная.
Технические средства:
Баян для ученика, баян для педагога, пульт, стол, стулья, ноты.
Репертуарный план урока:
1. Пальчиковые упражнения: развитие независимости пальцев «Теремки», «Братцы»; развитие эластичности мышц «Тяни-толкай», «Заводные машинки» и т.д. 2. Гамма до мажор разными длительностями. 3. Д.п. «Василёк», Шплатова «Бобик», Д.п. «Барабанщик», Д.п. «Дождик» 4. Упражнения для игры двумя руками (аккомпанемент с мажорными аккордами) 5. Р.н.п. «Как под горкой, под горой», Р.н.п. «Барашечки» (отдельно каждой рукой)
Структура урока:
Формирование исполнительского игрового аппарата: преподаватель совместно с учащимся делает пальчиковые упражнения на развитие независимости пальцев, на развитие эластичности мышц, на развитие гибкости пальцев и кисти. Закрепление постановочных навыков. С первых уроков ученик приучается играть, не глядя на клавиатуру. Для облегчения ориентации на правой клавиатуре делаются насечки на клавишах «До» (1ряд), «Фа» (3ряд), «Соль» (2ряд). Перед началом исполнения песенки учащемуся необходимо установить пальцы на клавиши: до – второй палец, ми – третий, фа
– четвертый. Используемая 4-х пальцевая аппликатура предполагает традиционную постановку, закрепляющую за каждым вертикальным рядом определенный палец – «хозяин». Благодаря тому, что первый палец правой руки находится за грифом, постановка правой руки фиксированная и способствует удерживанию руки в определенном положении. Это позволяет ученику лучше чувствовать саму клавишу, обеспечивает устойчивость положения кисти. Но при этом необходимо помнить, что нужно держать открытым отверстие между внутренней частью кисти и грифом, так называемое «окошко». Для закрепления этого навыка проделываем упражнения без звука: вертикальное свободное скольжение всех пальцев по каждому ряду. По окончании упражнения необходимо освободить руку: сброс вниз, небольшие маховые движения кистью. Освоение основ меховедения на примере гаммы до мажор. Педагог обращает внимание на ровность меховедения, качество звукоизвлечения, недопустимость прогиба пальцев, ощущение трех точек опоры, необходимых для контакта с левым полукорпусом, а также наличие точки упора инструмента во внутреннюю часть бедра правой ноги при ведении меха на сжим. Выработка чувства осязательных ощущений, умение находить нужные клавиши и соизмерять мышечные усилия с упругостью клавиш, не допуская чрезмерного давления и прогиба суставов, сохранять контроль над правильным положением правой руки. Ознакомление с новым произведением, используя определённый алгоритм разучивания: 1. Педагог проигрывает новую мелодию. 2. Ученик называет размер новой песни, длительности и прочитывает ноты. 3. Ученик поет (в случае, если песенка со словами) и одновременно прохлопывает ритмический рисунок. 4. Ученик проигрывает песенку со счётом вслух отдельно каждой рукой.
Ход урока:
(подготовительный этап) 1.Вступительное слово преподавателя: представление учащегося, освещение темы урока
.
2. Игра пальчиковых упражнений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач. Учащийся совместно с преподавателем проделывает упражнения на развитие независимости пальцев:
«Теремки»
Ладони сомкнуты перед грудью. Прижав кончики указательных пальцев друг к другу, максимально согнуть эти пальцы так, чтобы они прогнулись в первых суставах. Готов теремок для Михайлы Потапыча! Второй теремок строим для его жены Настасьи Ивановны – сгибаются прижатые друг к другу кончиками вредние пальцы.
Для маленького Мишутки теремок строят безымянные пальчики, а для Машеньки – мизинчики.
«Братцы»
Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.(Засиделись в избушке братцы) Отводим вбок мизинец и задерживаем его в этой позиции 2-3 секунды. Мизинец чуть покачивается, затем возвращается в исходную позицию. (Захотел меньшой прогуляться. Да скучно ему гулять одному. Зовёт он братца вдвоём прогуляться) Вбок отвести два, прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды. Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию. (Да скучно им гулять двоим. Зовут братца втроём прогуляться) Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний, задержать на 2-3 секунды. (Грустно старшим сидеть в избе. Зовут они братцев домой к себе.) Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками. Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется. Затем работает другая рука. Упражнения на развитие эластичности мышц
«Тяни-толкай»
Руки опущены вниз, тыльные стороны ладоней соединены. Указательные пальцы и средние пальцы скрещиваются с теми же пальцами другой руки; кончики их сцепляются. Сцепленные пальцы попеременно двигаются вперёд-назад. При повторении игры сцепляются средние и безымянные пальцы. (Бежит Тяни-Толкай, торопится, а с места не сдвинется.)
«Заводные машинки»


Играющие сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машинки. Ключ - в руках ведущего. Ведущий «заводит» машинки тремя поворотами ключ. Вдох-и машины трогаются с места, со звуком «ж-ж-ж!» Большие пальцы начинают крутиться друг вокруг друга, всё быстрее и быстрее. Пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Такая гимнастика для рук является дополнительным средством для облегчения первичных постановочных навыков, а также помогает заинтересовать ребёнка, развить его творческое мышление, внимание, умение управлять своим телом.

3.Игра на инструменте. Преподаватель обращает внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента, т.к. правильная посадка, постановка баяна и
рук обеспечивает устойчивость инструмента, свободу движений кисти и пальцев.
(контроль в течение урока)
(основной этап) 1. Игра гаммы до мажор. Учащийся проигрывает гамму целыми, половинными и четвертными длительностями со счетом вслух. При игре целыми длительностями смена меха осуществляется через ноту, половинными – через две ноты, четвертями – через четыре ноты. Преподаватель осуществляет контроль за плавным и ровным меховедением, а также обращает внимание на недопустимость прогиба пальцев в первой фаланге. 2. Проигрывание выученных ранее пьес, делая совместный анализ с учащимся недостатков и достоинств: Д.п. «Василёк» (проигрывание с пением, характер спокойный, мягкий) О.Шплатова «Бобик» (проигрывание с пением, характер весёлый, радостный) Д.п. «Барабанщик» (проигрывание с пением, характер бодрый, маршеобразный) Д.п. «Дождик» (проигрывание с пением, характер весёлый, лёгкий) Обсуждение после проигрывания каждой песенки: удалось ли передать характер, соблюдена ли смена меха, аппликатура, пальцевой замах, соблюдена ли правильная посадка. 3. Освоение аккомпанемента с мажорными аккордами. Игра упражнений двумя руками с мажорными аккордами в аккомпанементе. 4. Проведение физкультминутки. «Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-болтай». «Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка. 5. Разучивание новых песенок: Р.н.п. «Как под горкой, под горой» (проигрывание преподавателем со словами, определение характера, размер, чтение нот, проигрывание каждой рукой отдельно); Р.н.п. «Барашечки» (проигрывание преподавателем со словами, определение характера, размер, чтение нот, проигрывание каждой рукой отдельно). (заключительный этап) 1.Отметка 2.Запись домашнего задания.
Анализ урока:
Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне
раскрыты: - четкость и ясность поставленных задач. - разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка. - создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации). - активизация слухового контроля. - подача теоретических понятий в контексте музыкального образа. - самоанализ учащимся исполняемых произведений.  
Используемая литература:
1. О.Шплатова «Первая ступенька» 2. Д.Угринович «Баян, подготовительная группа» 3. В. Стативкин «Школа игры навыборно-готовом баяне». 4. Д. Самойлов. «Школа игры на баяне». 5.Е. Мушкин «Постановка и развитие исполнительского аппарата баяниста»