Открытый урок по баяну. Занятие по классу баяна на тему "работа с произведением"

с учащейся 3 класса
Тема: Развитие навыков работы над полифоническим произведением
в классе аккордеона.
Тип урока: комбинированный.
Цель: формировать навыки работы над полифоническим произведением,
развивать умение слышать полифоническую ткань.
Задачи:
Образовательные: формировать, углублять и обобщать знания учащейся о
жанре полифонии, ее типах на примерах пройденного и нового материала.
Развивающие: развивать навык исполнения двухголосной полифонической
ткани, умение слышать сочетание голосов, их выразительные особенности,
применять различные штрихи для выделения голосов в общем звучании.
Воспитательные: воспитывать интерес к полифонической музыке,
внимание, целеустремленность и настойчивость в овладении приемами и
навыками исполнения произведений многоголосного склада.
Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук учащейся,
установка инструмента.
Форма урока: индивидуальная.
Методы: игра на инструменте (индивидуальная и ансамблевая), беседа,
наблюдение, контроль, самоконтроль, накопление знаний, демонстрация
аудиоматериала.
Оборудование: 2 аккордеона, пюпитр, стол, стулья, нотная литература,
музыкальный центр.
Используемая литература:
1. В.Лушников «Школа игры на аккордеоне», 1988г.
2. Б.Калмыков, Г.Фридкин «Сольфеджио» часть 2, двухголосие.
3. И.С.Бах ХТК, 2 том.
Репертуарный план урока:
1.
Гаммы ре мажор, си минор; игра в октаву, аккордов трех­ и
четырехзвучно.
2. Г.Перселл «Ария».
3. «Ивушка» р.н.п.
4. Б.Любарский «Песня».
5. И.С.Бах Фуга соль­диез минор, ХТК, 2 том.

6. Л.Бетховен «Шуточный канон».
Структура урока:
1. Организационный этап:
­ приветствие, психологический настрой, сообщение темы урока, целей и
задач.
­ практический настрой: игра гамм, упражнений.
2. Теоретический этап:
­ беседа с учащейся о жанре полифонии, опираясь на приобретенные ранее
знания: понятия «полифония», «подголосочная полифония», «канон»,
«имитация», «фуга».
3. Практический этап:
­ исполнение полифонических пьес, разученных ранее;
­ работа над новым произведением: интонирование темы, выделение
голосов в общей полифонической ткани;
­ слушание в записи Фуги соль­диез минор из 2 тома ХТК Баха, следя по
нотному тексту.
4. Заключительный этап:
­ рефлексия;
­ домашнее задание;
­ оценка работы учащейся.

Ход урока.
Этапы урока
Содержание урока
Примечания
Организационный
.
Постановка целей
и задач урока.
Активизация
внимания.
Полифония – это
1. Учитель: Здравствуй, Жумагуль!
Сегодня наш урок будет полностью
посвящен одному из сложных, но в то
же время красивому и интересному
жанру ПОЛИФОНИИ. Что такое
«полифония»?
Ученица:
«многоголосие».
Учитель:
Самое сложное в
полифонических
исполнении
произведений – это умение слышать
каждый голос, вести и развивать их
мелодическую линию в общем
многоголосии. Эти навыки мы и будем
развивать на различных примерах
полифонической музыки.

2. Учитель: Прежде чем приступить
к решению такой сложной задачи,
надо подготовить свой аппарат к
работе.
Работа с гаммами Ре мажор и Си
минор (игра в унисон, в октаву,
аккорды по 3 и 4 звука, арпеджио).
Учитель: Что ты знаешь о
полифонии? Когда этот жанр был
наиболее
Какие
композиторы сочиняли музыку в
полифоническом стиле?
Ответ ученицы.
популярным?
Проследить за
правильной
посадкой,
положением
инструмента,
рук.
В беседе
опираться на
знания
учащейся,
полученные на
уроках
Подготовка
рабочего аппарата.
Теоретический.
Получение и
углубление знаний
для выполнения
намеченной
работы.

музыкальной
литературы,
специальности.
Анализ голосов
попросить
сделать
ученицу.
каноны,
Учитель: Полифоническая музыка
проявляется в различных формах и
жанрах: это могут быть старинные
танцы (менуэт, сарабанда, аллеманда,
куранта, жига и др.), обработки
народных песен с подголосочной
полифонией,
инвенции,
фугетты и фуги с имитационным
способом развития. Фуга – это
наивысшая форма имитационной
полифонии.
1.Исполнение «Арии» Г.Перселла.
Обратить внимание: верхний голос
отличается мелодической гибкостью,
более разнообразным ритмом, нижний
исполняется нон легато, линия его
сдержанная, степенная.
2. «Ивушка» р.н.п.
Учитель: Полифония встречается не
только в творчестве композиторов, но
и в народной музыке. В народе
бытовала следующая традиция
исполнения песен: начинал песню
запевала, затем ее подхватывал хор,
исполняющий подголосок к основной
теме. Такая форма получила название
подголосочной полифонии.
Исполнение
«Ивушка»
ансамблем: ученик – «запевала»,
учитель – «хор». Для создания более
яркого музыкального
образа
используются различные регистры
аккордеона.
песни
3. Б.Любарский «Песня».
Учитель: «Песня» Любарского, над
которой мы работаем, по своему
складу близка народной. Сколько в
ней голосов? (два). В песне мы можем
выделить два куплета.
В каком
куплете ты видишь признаки
Практический.
Повторение ранее
изученного
материала,
выразительное
исполнение.
Развитие навыков
ансамблевой игры,
умения слушать
общее звучание.
Работа над новым
материалом,
развитие навыка
игры канонической
имитации.

полифонии? (во втором). Тема
проходит в двух голосах в форме
канона, т.е. второй голос ведет ту же
мелодию, но с запозданием на два
такта.
Работа над интонированием и
фразировкой темы в каждом голосе
отдельно,
выработка навыков
исполнения канона,
сохраняя
выразительность каждого голоса.

Умение
4. И.С.Бах «Фуга соль­диез минор»,
2 том ХТК (аудиозапись).
Учитель:

исполнять
полифонические
произведения
расширяет возможности исполнителя
в плане владения инструментом,
разнообразия репертуара. Но умение
слушать полифоническую музыку – не
менее ценное качество для музыканта.
Для этого обратимся к сложной
форме полифонии – фуге. Постарайся
услышать основную тему в каждом
голосе, попытайся проследить по
нотному тексту.
Слушание Фуги в записи (баян),
следя по нотному тексту.
Учитель: Сколько голосов ты
услышала? (три).
Формирование
навыка слушания
полифонии,
вычленяя на слух
проведения
основной темы,
умения
ориентироваться в
нотном тексте.
Закрепление
навыка игры
каноном.
Заключительны
й.
1. Рефлексия.
5. Л.Бетховен «Шуточный канон».
Исполнение в ансамбле с учителем:
каждый играет свой голос, при этом
слушая общую полифоническую
ткань.
Учитель: После такой насыщенной
работы над различными формами
полифонии, какие ощущения, чувства,
эмоции у тебя вызывает этот жанр?
Изменилось ли твое отношение к
нему? Как?
«Песня»
Любарского – умение

Конспект открытого урока по специальности баян на тему «Работа над художественным образом произведения на примере Б.Н.П. «Перепёлочка», «Полюшко-поле» Л. Книппера.

Голещихина Марина Александровна. Преподаватель по классу баян, МБОУ ДОД «Тасеевская детская музыкальная школа»

Описание работы: Развитие у ученика художественного образа при игре на инструменте музыкальных произведений – одна из самых важных задач для педагога-музыканта. При работе над художественным образом музыкального произведения, основной задачей педагога является развить ряд способностей у ученика способствующих его «увлечённости» при игре. К ним относятся – творческое воображение и творческое внимание. Воспитание творческого воображения имеет целью развитие его ясности, гибкости, инициативности. Способность ясно, рельефно представить себе художественный образ, характерна не только для исполнителей, но и для писателей, композиторов, художников. Предлагаю вашему вниманию конспект урока по специальности баян на тему «Работа над художественным образом произведения». В данном конспекте представлены формы и методы работы на уроках специальности с учащимися младших классов ДМШ по раскрытию художественного образа произведения на примере разнохарактерных пьес.


Назначение: Данный конспект урока может быть полезен преподавателям специальности (баян, аккордеон) музыкальных школ и школ искусств. Данный материал рассчитан на учащихся 1-2 классов ДМШ.

Тип урока: открытый
Форма работы: индивидуальная
Тема урока
– Работа над художественным образом произведения на примере Б.Н.П. «Перепёлочка», «Полюшко-поле» Л. Книппера
Цель урока: Научиться раскрывать художественный образ произведений.
Задачи:
Образовательная – дать определение понятию «художественный образ произведения»; научить раскрывать замысел произведения.
Воспитательная – воспитывать культуру исполнения произведения.
Развивающая – Развить умение слушать и понимать исполняемое произведение, развить воображение, мышление, память, чувство ритма.

Ход урока
Структура урока состоит из пяти частей:
1 часть – организационная;
2 часть – работа над новым материалом;
3 часть – закрепление изученного материала на уроке;
4 часть – итог урока;
5часть - формулировка домашнего задания.

1 часть – Организационная
Подготовка игрового аппарата:
игра гамм До, Соль Мажор правой рукой разными штрихами: legato, staccato; арпеджио, аккорды правой рукой в медленном темпе;
игра гаммы До мажор левой рукой;
игра гаммы До мажор двумя руками.
анализ домашней работы - устный отчет о проделанной домашней работе: какие задачи были поставлены перед учащимся, что удалось сделать, а что не совсем получилось, почему? Какие сложности встретились при выполнении; проверка домашнего задания – целостное проигрывание пьес двумя руками «Полюшко-поле» Л. Книппера и Б.Н.П. «Перепёлочка» с выполнением раннее поставленных задач:
1.производить смены меха в указанных местах нотного текста;
2.точно выполнять аппликатурные требования – соблюдать выставленные над нотными знаками пальцы;
3.точно выдерживать все длительности;
4.держать единый темп исполнения;
5.добиться безостановочной игры двумя руками, при этом точно соблюдая нотный текст.

2 часть - работа над раскрытием художественного произведения
Постановка цели урока – Для того, чтобы научиться раскрывать замысел произведения, т.е. художественный образ, нужно понять, что это такое, и с помощью каких средств раскрывается замысел произведения. Поэтому цель нашего урока – вывести понятие «художественный образ», и научиться, используя средства музыкальной выразительности, раскрывать его.
Методы работы над пьесой Л. Книппера «Полюшко-поле»
целостное проигрывание пьесы преподавателем;
анализ исполнения: ответы ученика на вопросы педагога:
1.как ты думаешь, о чем это произведение? При диалоге возможно использовать картины, рисунки, помогающие понять смысл произведения.


2.знаешь ли ты слова песни?


3.что помогло понять, о чем это произведение? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
4.Какой темп в этом произведении? Динамика, штрихи, характер аккомпанемента?
5.На сколько частей можно условно разделить пьесу? Что мы представили в первой части, а что во второй? Как в музыке заметно это изменение?


6.Попробуй объяснить, что же такое «художественный образ»?

После ответов ученика на вопросы следует приступить к работе над художественным образом пьесы «Полюшко-поле».
Методы работы
1.детальный показ педагога на инструменте – проигрывание каждой партии отдельно;
2.игра в ансамбле с педагогом;
3.работа над фразировкой: определение кульминации в каждой фразе, графическое изображение динамики в нотах, пропевание мелодии, показ педагога на инструменте; метод игры-сравнения (сравнивается игра педагога и ученика, анализ)
4.работа над ритмом: игра со счётом вслух, прохлопывание ритма каждой партии, работа над трудными ритмическими местами;
5.работа над штрихами – добиться в партии правой руки связной, плавной игры, а в партии левой руки – добиться чёткости аккомпанемента (игра отдельными руками);
6.соединение двух частей: в первой части художественный образ – «идёт пешая колонна», а во второй части – «конница» (созданию такого образа способствует изменение аккомпанемента);
7.работа над единым темпом исполнения – игра под метроном;
8.при возникновении трудностей при соединении следует вернуться к работе отдельными руками уточнить нотный текст, аппликатуру, смену меха.

Методы работы над Б.Н.П. «Перепёлочка» аналогичны методам работы над пьесой Л. Книппера «Полюшко-поле»



3 часть – Закрепление навыков, полученных на уроке
Целостное проигрывание пьес учащимся двумя руками с точным выполнением поставленной задачи – при игре раскрыть художественный образ произведения. Анализ собственного исполнения с указанием положительных и отрицательных сторон при игре пьес.

4 часть - Итог урока
Учащийся справился с поставленными перед ним задачами: постарался при игре передать художественный образ произведений, научился самостоятельно анализировать собственное исполнение, находить ошибки, трудности в исполнении и искать пути их преодоления. Учащийся понял, что для того, чтобы произведение звучало, не достаточно точно выучить нотный текст, нужно много внимания уделять работе над динамикой, фразировкой, ритмом, штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности. В дальнейшем планируется и самостоятельная работа учащегося по раскрытию художественного образа произведения.

5 часть – формулировка домашнего задания
Закрепление навыков, полученных на уроке – целостное проигрывание пьес наизусть, с учётом всех замечаний.

Данные методы, использованные при работе над раскрытием художественного образа на примере произведений "Полюшко-поле", "Перепелочка" можно использовать при работе в других произведениях. Такие методы работы над произведением помогают учащимся в дальнейшем самостоятельно работать над раскрытием художественного образа в произведениях.

Методическая разработка открытого урока

по специальности баян с учащимся 1-го класса.

Выполнила: Масленникова Т.В.,

преподаватель по классу баяна, аккордеона МОУ ДОД «Козьмодемьянская детская школа искусств им. А.Я. Эшпая», г.Козьмодемьянск, Республика Марий Эл.

Тема урока: Развитие технических навыков учащихся-баянистов в детской школе искусств.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

    Образовательные: сформировать, обобщить и углубить знания учащегося с основами работы над исполнительской техникой.

    Развивающие: развитие эстетического вкуса, развитие образного мышления, музыкально – исполнительское и идейно – художественное развитие.

    Воспитательные: воспитание у учащегося внимания, целеустремленности и настойчивости в овладении приемами и навыками игры на инструменте, умение анализировать свое выступление.

    Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.

Форма урока: индивидуальная.

Методы: игра на инструменте, беседа, наблюдение, демонстрация видеоматериала, игровые методы.

Реализуемые педагогические технологии: художественные, информационно-компьютерные.

Оборудование: музыкальный инструмент (баян), нотная литература, дидактический материал (карточки), компьютер.

Используемая литература:

1. В. Семенов «Современная школа игры на баяне».

2. Д. Самойлов «Хрестоматия баяниста 1-3 кл.»

3. Ю.Акимов, В.Грачев «Хрестоматия баяниста 1-2кл.»

4. Составление и исполнительская редакция Ф.Бушуева, С Павина «Хрестоматия баяниста 1-2 кл. для детских музыкальных школ».

Репертуарный план урока:

1. Позиционные упражнения.

2. Гамма до мажор, арпеджио, аккорды.

3. Р.н.п. «Василек», р.н.п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».

4. К. Черни «Этюд».

5. Л. Книппер «Полюшко-поле».

6. Оценка за урок, домашнее задание.

Структура урока.

    Организационный момент. Представление ученика и круга задач, стоящих перед ним.

    Основная часть:

Вступительное слово педагога: «Техника, в широком смысле слова - средство передачи художественного содержания произведений. В узком смысле это предельная точность, быстрота пальцев, координация движений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач».

2.1 Игра позиционных упражнений. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.

Педагог: «Баянная техника строится на типовых формулах: гаммы, арпеджио, аккорды».

      Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио, аккорды.

      Проверка домашнего задания .

Проигрывание выученных ранее пьес, указывая на недостатки и достоинства: р.н.п. «Василек», р.н.п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».

Педагог: «Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами».

2.4. К.Черни «Этюд». Преодоление технически сложного места, точная аппликатура, смена меха.

2.5. Проведение физкультминутки. Игра «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувства тепла. Игра с ритмическими карточками. Прохлопывание ритма, изображенного на карточках.

2.5. Л.Книппер «Полюшко – поле». Беседа о жизни и творчестве композитора . Просмотр фотографий композитора на компьютере. Беседа о песне «Полюшко-поле». Это советская песня о героях Красной армии, которая благодаря своей популярности, считается народной. Между тем, песня имеет авторов: муз. Л.Книппер, автор слов – поэт В.М.Гусев. Она была написана в 1933 году. Мелодия легла в основу 4-ой симфонии Л. Книппера «Поэма о бойце - комсомольце», явилась лейтмотивом этого произведения. История создания песни.

2.6 Работа над текстом, характером и аппликатурой.

Вначале исполняется произведение целиком, чтобы понять какие из наработанных педагогом задач, реализовались. После проигрывания становится ясно, что из-за неправильной смены меха обрывается музыкальная фраза, вследствии чего отсутствует выразительное интонирование.

Работа над ведением меха. В процессе обучения важно научиться сознательно и грамотно определять моменты смены направления меха. На начальном этапе обучения смену движения меха следует делать после снятия пальцев, в нотных сборниках в тексте находятся соответствующие знаки, определяющие точную смену меха, их нужно придерживаться. Каждую фразу педагог просит подводить к моменту кульминации. Чтобы облегчить задачу, ученик играет отдельно каждой рукой, уделяет внимание смене меха. После успешно сделанной работы усложним задачу, играя произведение двумя руками вместе. Педагог просит учащегося самому определить уровень его исполнения и проанализировать. Перед учеником ставится задача: «давай представим, что мы на сцене, попробуй сыграть, как на концерте». Педагог хвалит учащегося за старание, которое было приложено для решения поставленных задач.

    Подведение итогов, анализ.

    Домашнее задание.

    Отметка.

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Ученик 3 класса Мамайко Никита

Преподаватель Андриянова Татьяна Вячеславовна

Тема урока: « Основные этапы работы над музыкальным произведением»

Цель урока: Систематезировать методы и способы работы актуальные при разборе, разучивание и окончательном художественном оформление пьес. Заострить внимание учащегося на важности каждого этапа изучения музыкального произведения.

Задачи:

Обучающая: Уметь самостоятельно делать грамотный анализ нотного текста.

Развивающая: Правильно подбирать методы работы для воплощения технических и художественных задач.

Воспитательная: Воспитание архитектонического чувства - умение охватить композицию произведения и определить место и роль каждого элемента в стройном целом.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ:

Музыкально-образовательная: Объяснения основных этапов работы над произведением.

Исполнительство: Исполнение произведений.

Восприятие: Показ учителя, аудио и видео материал.

Творчество: Умение самостоятельно делать анализ и подбор методов работы для воплощения технических трудностей и передачи художественного замысла (на основе легкой пьесы).

Начальный этап : Общее представление о произведении.

Выявление основных трудностей.

Эмоциональное восприятие его в целом.

Рассказ о композиторе, эпохе, стиле, манере исполнения, характере, сюжете, об основном темпе, форме, структуре, композиции.

Второй этап: Более глубокое изучения произведения, отбор средств выражения и овладения ими. Детальная работа над пьесой по частям, отрывкам, целиком.

Третий этап: Целостное и законченное исполнительское воплощение замысла пьесы, основанное на глубоком и детальном предварительном его изучении.

Четвертый этап: Достижение эстрадной готовности пьесы, т.е. мастерское ее исполнение на концерте или экзамене(много раз).

ХОД УРОКА

C - Dur терциями (аппликатура с большим пальцем)

| - 4 звука на мех.

|| - октава на мех.

Играя гамму мы преследуем цель в ускорении темпа через увеличение длительностей. Также играя гамму, мы ведём звук к Q , т.е. через темп показывая движение звука на crescendo и diminuendo .Здесь учитель слышит и видит, как ученик владеет движением меха, как осуществляет смену меха. Ученик умело распределяет звук на crescendo и diminuendo . Ярко показывает Q точку.

Гамма исполняется штрихами legato, staccato, 2 legato, 2 staccato.

Исполняет ученик C - Dur дуолями, триолями, квартолями (на один бас лев.руки приходится ll , lll , llll в правой руке, т.е. делается акцент после двух, трех и четырех звуков.)

Выполняет игру || в 2 октавы на мех. Здесь цель у ученика на одном нюансе удержать силу ведения меха и распределить силой звука 2 октавы на мех.

Далее ученик исполняет длинное арпеджио с применением большого пальца. Также старается сделать фразировку (движение звука к Q (Т)). Ученик справился с этим заданием.

Аккорды исполняет в 3 октавы, выполняет > (рывок мехом) на сильную долю. Смену меха производит через три аккорда, т.е. через октаву.

Работа над произведением, прежде всего приобщает ученика к миру прекрасного и раскрытию его творческой индивидуальности.

Цель работы-яркое, содержательное, технически совершенное исполнение.

«Полька» - танец живой, быстрый, размер 2/4, среднеевропейский. Жанр танцевальной музыки. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.

Польки писал И. Штраус I и его сын И. Штраус II . Много полек встречается в творчестве чешских композиторов – Б. Сметаны, А. Дворжака.

Название от чешского слова puilka , означает «половинный шаг», ритм польки требует быстроты переступания с ноги на ногу. Из-за созвучности польку путают с польским танцем, но это не так.

В России полька появилась в 1845 году. Тогда этот танец был моден во Франции, его привёз из Парижа танцовщик императорской группы Петербурга Ник Осипович Гольц. Полька бывает разных видов.

А. Деварьдье «Полька» - тональность D - dur простая трёхчастная форма (3 часть – повторение первой).

Технические трудности – исполнение триоли, чёткое исполнение Staccato , группировка длительностей ||| . Выполнение акцентов и замедление темпа.

Цельно, эмоционально-художественное восприятие – лёгкий, бодрый характер, быстрый темп.

Данное произведение находится на I этапе работы. Сделав устный анализ, определив технические трудности, преступаем ко II этапу. Учитель проигрывает произведение целиком, обращая внимание на основные выразительные способности. Вместе с учеником делаем разбор с инструментом. Грамотный, музыкально-осмысленный разбор – это основа для дальнейшей работы. Особое внимание требует метроритмическая тонкость исполнения. Сначала педагог проигрывает мелодию по нотам, потом ученик прислушивается к ритмическому рисунку мелодии. Далее глядя в ноты ученик называет длительности, прохлопывает ритмический рисунок. У ученика создаётся связь: слышу-вижу-ощущаю-передаю.

При разборе звучание «по возможности» должно быть содержательным, музыкальным. Ученик должен вслушиваться в музыку, понимать её хотя бы в общих чертах.

Сразу нужно обращать внимание на фразировку, иначе игра будет лишена всякого смысла.

По мере возможности выполнять штрихи. На этом этапе про темп говорить не приходится, об динамических нюансах, агогике. Но точное прочтение нотного текста,то есть звуковысотная точность и метроритмическое прочтение нотных знаков, применение штрихов, элементарная осмысленность фразировки, слушание гармоничной основы – обязательны при разборе любых произведений.

Анализ авторского текста следует проводить, используя следующие методические приемы: счет вслух, простукивание ритмического рисунка каждого голоса, сольфеджирование с игрой на инструменте. Игра вне ритма с названием каждого пальца, Проигрывание мелодии одним пальцем левой рукой вне ритма. Технические средства музыкального исполнения это штрихи, динамика, звук, мех и темп.

«Вдоль да по речке» - русская народная песня. Слова и музыка народные. Период состоящий из 2х предложений. Вариация второго предложения на основе темы. Народные черты – вариационность. Каждая фраза начинается по новому (добавляется нюанс, характер меняется, штрихи).

Эта пьеса у нас перешла на 2й этап работы, т.е. техническая отделка. Доработка аппликатуры (там, где необходимо). Звук – основное средство выразительности. Н. Метнер сказал: «Всё должно выходить и рождаться из тишины… Слушать, слушать и слушать. Втягивать звуки слухом из тишины».

Сделав разбор, изучив аппликатуру, перешли к работе над звуком.

Работая над пьесой, ученик разобрал её по фазам, определил Q в каждой фразе и Q всей пьесы. Выполняя работу по звукоизвлечению и смене меха, ученик не прерывает мелодическую линию и не теряет силу ведения меха при его смене. Выполняет штрихи: 1 фраза portamento и staccato , 2 фраза legato . Во 2 предложении были небольшие технические трудности в вариации (вариация построена по звукам арпеджио). Педагог предлагает ученику поиграть данную фразу изменив ритмический рисунок и штрихи ||||. Штрих legato заменили на 2 legato 2 staccato .

Работая над фразировкой, ученик старался правильно распределить crescendo и diminuendo на данный отрезок мелодии, стремился к Q и показывал её.

Ученик исполняет эту пьесу в нужном заданном темпе. Выучил хорошо наизусть.

В. Беньяминов Этюд a moll . Размер 4/4. Простая 2х частная форма (во 2й части повторяется мотив темы 1 части).

Этюд – от французского слова etude – «Изучение». Инструментальная пьеса, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Этюды бывают не только упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность. На этот уровень этюд как жанр вывел Ф. Шопен.

Работая над этюдом ученик сделал тщательный устный анализ (размер, тональность, форма, аппликатура, фразировочные лиги, фразы, темповые отклонения, штрихи и т.д.) – 1 этап.

На втором этапе мы с учеником отработали фразировку, т.е. движение звука к Q и показ её. Всё это неразрывно связанно с меховедением. При этом ученик слушал и следил за смещением меха, не терял силу ведения меха перед Q в каждой фразе. Правильно подобранная аппликатура дала положительный результат, т.к. рука ребёнка при штрихе Legato шла плавно, мягко, как бы лаская кнопки инструмента. Небольшие трудности были при исполнении staccato . Но поиграв эти такты в медленном темпе (соблюдая нюансы) у ученика получился этот пассаж. Ребёнок постоянно себя слушает и понимает что делать.

Немного дольше работы было с мехом, распределяя силы на Р и С при соблюдении фразировки. Важно было, чтобы ученик понял, что перед Q сила движения меха не меняется. Это удалось ему путём прослушивания произведения, которое играл педагог. Путём тактильных прикосновений педагога к баяну ученика. Педагог помогал вести инструмент ученика.

Темповые отклонения ritenuto , a tempo ученик выполнять умело, вслушивась в своё исполнение

В целом этюд выучен наизусть и переходим к 3 этапу – шлифовке всего произведения, т.е. синтезу того, что было проделано ранее. Исполнение наизусть, осмысленное целостное исполнение – ощущение общей линии развития произведения.

Мелодия во фразе идёт к опорному звуку, а большое построение идёт к своей смысловой вершине, целенаправленное развитие всего произведения. Ученик это знает и чувствует.

Теперь ученик будет выгрываться в произведение, чтобы свободно исполнять его на концертах, понимать, ощущать и чувствуть, что он исполняет.

Играть не бездушно, а с душой.

Чтобы выучить наизусть нужно:

Зрительно воспринимать нотный текст

Отмечать опорные пункты произведения

Умственная работа и вдумчивая игра – залог успешного запоминания произведения наизусть.

«Хорошо запоминается то, что хорошо понятно».

МКОУ ДОД «Детская школа искусств» АЦРМО РК

Открытый урок

по специальности БАЯН

«Работа над художественным образом произведения»

(с учащимся 3 класса Ильченко Кириллом)

Урок провела преподаватель ДШИ

Куликова И.В.

с. Троицкое

План – конспект

открытого урока по специальности БАЯН

преподавателя Куликовой И.В.

Место проведения: МКОУ ДОД «ДШИ» класс №4

Дата проведения: 03.02.2015г.

Тип урока: открытый

Форма работы: индивидуальная

Тема урока: «Работа над художественным образом произведения»

Цель урока: Научиться раскрывать художественный образ произведений

Задачи:

  • Образовательная – дать определение понятию «художественный образ произведения», научиться раскрывать замысел произведения;
  • Воспитательная – воспитывать культуру исполнения произведения;
  • Развивающая – развивать умение слушать и понимать исполняемое произведение, развивать воображение, мышление, память, чувство ритма;
  • Здоровьесберегающая – правильная посадка, положение рук, корпуса, установка инструмента.

План урока.

Структура урока состоит из пяти частей:

1 часть – организационная;

2 часть – работа над новым материалом;

3 часть – закрепление изученного материала на уроке;

4 часть – итог урока;

Оборудование: 2 баяна, пюпитр, стол, стулья, нотная литература, дидактический материал, метроном, планшетный компьютер.

Урок проводится с учеником 3 класса Ильченко Кириллом.

1 часть – Организационная.

  • Игра гамм До, Соль, Фа мажор двумя руками вместе разными штрихами:legato, staccato, арпеджио короткие, аккорды в темпе Moderato;
  • Игра длинных арпеджио правой рукой в темпе Moderato;
  • Анализ домашней работы – устный отчет о проделанной работе6 какие задачи были поставлены перед учащимся, что удалось сделать, а что не получилось и почему? Какие сложности встретились при выполнении; проверка домашнего задания – целостное проигрывание пьес двумя руками вместе «Полюшко-поле»

Л.Книпперв, б.н.п. «Перепелочка», с выполнением поставленных ранее задач:

  • Производить смену меха в указанных местах нотного стана;
  • Точно выполнять аппликатурные требования;
  • Точно выдерживать все длительности;
  • Держать единый темп исполнения;
  • Добиваться безостановочной игры двумя руками, при этом точно соблюдать нотный текст.

2 часть – работа над раскрытием художественного образа произведения.

Постановка цели урока. Для того, чтобы научиться раскрывать замысел произведения, т.е. художественный образ, нужно понять, что это такое, с помощью каких средств раскрывается замысел произведения. Поэтому, цель нашего урока – вывести понятие «художественный образ» и научиться раскрывать его.

Методы работы над пьесой Л.Книппера «Полюшко-поле».

Прослушивание пьесы на планшетном компьютере;

Целостное проигрывание пьесы преподавателем;

Анализ исполнения – ответы ученика на вопросы преподавателя.

Учитель: Как ты думаешь, о чем это произведение? (при диалоге используются картины, рисунки, которые помогают понять смысл произведения).

Ученик: О поле, по которому прошли Красной армии герои.

Учитель: Правильно. А знаешь ли ты слова песни?

Ученик: Знаю, читал. В песне поется о доблестной Красной армии.

Учитель: Что помогло понять, о чем это произведение? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? Какой темп в этом произведении? Динамика, штрихи, характер аккомпанемента? На сколько частей условно можно поделить пьесу? Что мы представили в первой части, а что во второй? Как в музыке заметно это изменение? Попробуй объяснить, что такое «художественный образ»? После обсуждения ответов на вопросы следует приступить к работе над художественным образом пьесы «Полюшко-поле».

Методы работы.

  1. Детальный показ преподавателем на инструменте – проигрывание каждой партии отдельно;
  2. Игра в ансамбле с преподавателем;
  3. Работа над фразировкой, определение кульминации в каждой фразе, графическое изображение динамики в нотах (creshendo. diminuendo), пропевание главной темы, показ преподавателем на инструменте, метод игры – сравнения (сравнивается игра преподавателя и ученика, анализ).
  4. Работа над ритмом, игра со счетом вслух, прохлопывание ритма каждой партии, работа над трудными ритмическими местами;
  5. Работа над штрихами – необходимо добиваться в партии правой руки связной, плавной игры, а в партии левой руки четкости аккомпанемента (игра каждой рукой отдельно);
  6. Соединение двух частей: в первой части «художественный образ – идет пешая колонна2, а во второй части – «конница» (создание такого образа способствует изменение аккомпанемента);
  7. Работа над единым темпом исполнения – работа под метроном;
  8. При возникновении трудностей при соединении следует вернуться к работе отдельными руками, уточнить нотный текст, аппликатуру, смену меха.

Проведение физкультминутки6 руки поднять вверх, хорошо потянуть, расслабить кисти рук, «бросить» вниз. Работа с дидактическим материалом: простучать написанный ритм в карточках.

Методы работы над б.н.п. «Перепелочка» аналогичны методам работы над пьесой Л.Книппера «Полюшко-поле».

3 часть – закрепление навыков, полученных на уроке.

Целостное проигрывание пьес учащимся двумя руками вместе с точным выполнением поставленной задачи – при игре раскрыть художественный образ произведения. Анализ собственного исполнения с указанием положительных и отрицательных сторон при игре пьес.

4 часть – итог урока.

Ученик справился с поставленными перед ним задачами: постарался при игре передать художественный образ произведений, научился самостоятельно анализировать собственное исполнение, находить ошибки, трудности в исполнении и искать пути их преодоления. Ученик понял, что для того, чтобы произведение звучало, не достаточно точно выучить текст, нужно много уделять внимания работе над динамикой, фразировкой, ритмом, штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности. В дальнейшем планируется и самостоятельная работа ученика по раскрытию художественного образа произведений.

5 часть – формулировка домашнего задания.

Закрепление навыков, полученных на уроке – целостное проигрывание пьес наизусть, с учетом всех замечаний.

Данные методы, использованные при работе над раскрытием художественного образа на примере произведений «Полюшко-поле» и «Перепелочка» можно использовать при работе и в других произведениях. Такие методы работы помогают учащимся в дальнейшем самостоятельно работать над раскрытием художественного образа в произведениях.

Домашняя работа.

Отметка.

Присутствовали.