Отличие нестандартного урока от стандартного. Восемь идей нестандартных уроков

Нестандартные формы нестандартных уроков

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при вс ѐ м многообразии – урок оста ѐ тся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным. Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими, совершенствовать их? В связи с постановкой таких вопросов и возникло понятие «нетрадиционные формы обучения». Пришло время отойти от общепринятых норм, искать свои методы и приёмы.

Традиционный , предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного обсуждения и осмысления языкового материала или литературных произведений, не представляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.

Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель как верный друг и добрый наставник прежде всего должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько формально к приобретению знаний будет относиться ребёнок.

Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым неожиданностям, уготованным ей судьбой. Современный урок по ФГОС – это:

профессиональная и методическая подготовка учителя; целеполагание и мотивация учения;

системно-деятельностный подход; современные средства обучения;

выбор оптимальных средств обучения;

создание условий для саморазвития;

анализ каждого учебного занятия.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся. В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:

Уроки изучения нового учебного материала;

Уроки совершенствования знаний, умений и навыков;

Уроки обобщения и систематизации;

Комбинированные уроки;

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание.

Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.

Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских. При подготовке и проведении нетрадиционных уроков в школе следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при следующих условиях:

нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения; хорошее владение учителем методикой проведения нетрадиционных уроков; умелое сочетание нетрадиционных и традиционных форм работы; владение способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока; включение нестандартных уроков в систему своей работы.

Цели нестандартных уроков:

ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей; научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру; воспитывать читателя и «через» читательские качества и с их помощью формировать всесторонне развитую личность.

Принципы деятельности:

активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся; дифференцированный подход к изучению предмета; повышение интереса к изучаемому материалу; развитие творческих способностей учащихся.

Творческие принципы методики нестандартных уроков заключаются в следующем:

1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.

3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

6. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам способностям и склонностям.

7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого.

Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.).

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-фантазия.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут.

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: урок - лекция, урок-зачет.

Успешность проведения оригинальных уроков зависит от ряда действий учителей и учащихся.

    Проводиться тщательная подготовка таких уроков: даются предварительные задания, объясняется построение урока. Роль и задачи каждого ученика, готовятся наглядные пособия: карты, дидактический материал.

    Придумывается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и в отдельных учащихся, характера и способностей учащихся, получивших конкретное задание, последовательность операций и т. д.

Особое внимание уделяется активизации всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в том или ином виде в актуальную работу. Ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Как например, на уроке-исследовании, где учебная задача подвергается рассмотрению (изучению) в устной форме.

Учитель организует многоэтапную творческую деятельность школьников через поиск путем постановки серий проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций.

Подготовительный этап: за две недели учащимся предлагается план по избранной теме с указанием вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы. Преподаватель определяет возможные формы работы на уроке (общую, групповую, индивидуальную), вид самостоятельной работы учащихся (план, тезисы, конспект, реферат).

Главное в уроке – это совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте.

В самостоятельной работе по предложенной теме учащиеся используют памятку «Как готовиться к уроку-исследованию»:

    Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы; сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.

    Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение.

    Составьте план (тезисы) выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление.

Ход урока:

    Определение преподавателем целей урока.

    Вступительное слово (лекция) преподавателя (постановка проблемы, направление поиска исследования и т.д.).

    Выступление учащихся (развернутый ответ, доклад, реферат).

    Вопросы к выступающему (учитель, ученики).

    Ответы на вопросы, выступление оппонентов.

    Дискуссионное обсуждение проблемного вопроса.

Заключительное слово учителя.

Ещё один необычный урок - урок-семинар.

В условиях школы семинар – один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства.

По своим педагогическим возможностям уроки-семинары много богаче по своим возможностям для активизации самостоятельной деятельности учащихся, чем урок-лекция, обычный урок со всеми его дидактическими видами и возможностями, хотя и находятся в прямой зависимости от содержания первоосновы научных знаний, методов обучения на предыдущих уроках. Если уроки не глубоки по содержанию, не закладывают научной основы, то проведение семинаров практически становится невозможным.

Организация урока-семинара:

1. Заслушивание реферата, доклада.

2. Вопросы участникам семинара.

3. Выступление учащихся.

4. Необходимые пояснения преподавателя по ходу занятия.

5. Заключительное слово автора реферата.

6. Заключительное слово учителя, проводившего семинар-урок.

7. Оценочные суждения учащихся, преподавателей.

Внешне вмешательство учителя должно быть не слишком активным, он не должен подавлять учащихся своими знаниями и авторитетом.

В заключительном слове учитель вносит поправки, уточнения, оценивает самостоятельную работу учащихся, подчеркивает основные приемы, способы, средства подготовки школьников к семинару.

Преподаватель должен в своем заключительном слове отметить не только положительное, но и недостатки реферата, доклада, выступлений, еще важнее учителю сделать обобщения, неопровержимость научно-технических и практических выводов, подтвержденных примерами из рефератов, докладов, выступлений. Это расширяет познавательный интерес к занятиям.

Ценность методики заключается в том, что нестандартные уро ки делают занятия более запоминающимися, эмоциональными;способствуют глубокому и последовательному усвоению материала; благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей; развивают логическое мышление; творческие способности учащихся; проявляют интерес к предмету, любознательность; организуют связь с другими видами искусства.

Вместе с тем нужно заметить, в выборе формы нестандартных уроков нужна мера и мера. Если все уроки делать нестандартными, если отказаться от традиционного урока, то общая картина будет неблагоприятной, ученики привыкнут к таким необычным способам работы, теряют интерес, и успеваемость заметно понижается.

Место нестандартных уроков определяется учителем в зависимости от конкретных условий, содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя. В свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности

Целью нетрадиционных уроков является отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики - закона об активности обучения.

Нетрадиционные формы обучения предполагают:

  • · использование коллективных форм работы;
  • · привитие интереса к предмету;
  • · развитие умений и навыков самостоятельной работы;
  • · активизацию деятельности учащихся;
  • · использование средств слуховой и зрительной наглядности;
  • · адаптация материала к возрастным особенностям учащихся;
  • · при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
  • · более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
  • · активизацию психических процессов: внимания, запоминания, восприятия, мышления;
  • · становление новых отношений между учителем и учениками.

Классификация нетрадиционных форм урока

Урок был, есть и в образном будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Все попытки найти эквивалент уроку, заменить его другими формами организации учебных занятий ни в России, ни за рубежом успеха не имели. Однако, это не значит, что урок - нечто застывшее и нерушимое.

Поиски новых форм организации урока, подготовка и проведение таких уроков требует много сил, энергии, времени.

Одной из эффективных форм нетрадиционных форм обучения является семинарские занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы.

Семинар - это:

  • - вид ученических занятий, обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных сообщений или докладов;
  • - форма ученического процесса, построенная на самостоятельном изучении учащихся по заданию руководителя отдельных вопросов, проблемы тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения.

Семинар-исследование - форма, смысл которой заключается в приобретении и частичной реализации знаний с привлечением в этот процесс компонентов научного исследования. Термин исследование означает «подвергнуть научному рассмотрению в целях познания, выявления чего-либо; изучить, изучать ».

Семинар - исследование включает три этапа и часто выходит за временные и содержательные рамки одного двух уроков:

  • 1 этап. Подготовительная работа:
    • - постановка задачи;
    • - формулирование исходной проблемы;
    • - планирование семинара;
  • 2 этап. Обсуждение темы семинара:
    • - реализация функций семинара (познавательно-исследовательская, воспитательная, практическая, методическая).
  • 3 этап. Заключительный - ориентирующий:
    • - оценка семинара и участников;
    • - определение степени завершённости изучение темы;
    • - вычисление вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию.

Семинар - исследование может в каких-то аспектах усиливаться или ослабляться, меняться. При внесении на занятие элементов исследования в значительной мере повышает интерес учащихся к истории, заставляет их больше рассуждать, видеть закономерности развития, ценить исторический опыт, более целенаправленно искать ответы на сложные жизненные вопросы.

Также в современной школе практикуется такой вид семинарского занятия как «Круглый стол ».

Выражение «за круглым столом» рассматривается как встреча, совещание:

  • - «на равных правах, условиях»;
  • - формы публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определённом порядке;
  • - «совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников»;

Термин позволяет вычислить три его составляющих:

  • 1) неразрешённый вопрос;
  • 2) равномерное участие представителей всех заинтересованных сторон;
  • 3) выработка приемлемых для всех участников предложений, рекомендации по обсуждаемому вопросу.

Его отличительной особенностью является сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности. Одни группы работают над поставленными вопросами, другие группы выполняют практические задания: составить кроссворд, лото, игру, составить план. В конце урока учащиеся рассказывают о результатах работы.

«Круглый стол» - это семинарное занятие, в основу которого преднамеренно заложено несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение, которых подводит к приемлемым для всех участников позициям или решениям.

В последнее время все чаще используется такая нетрадиционная форма организации урока, как «Мозговой штурм ».

«Мозговой штурм» на занятиях - это метод семинара, содержащий целенаправленную ориентировку учащихся на восприятие и комментированное решение сложного вопроса на основе максимального умственного напряжения участника занятий; целесообразное, активное обдумывание и обсуждение вопроса.

Довольно часто учителя проводят уроки-конкурсы. Данная форма организации занятия позволяет: проверить прочность теоретических знаний, практических умений и навыков за весь курс обучения, систематизировать знания учащихся, формировать у учащихся добросовестное отношение к труду, сознательное отношение к выполнению трудовых заданий: воспитывать волю к победе, развивать у учащихся самостоятельность мышления, творческую инициативу, активность.

Наряду с уроками, учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия от латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.

Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают знание, путём выхода и месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственное ознакомление с ними.

Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции:

  • 1) с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.
  • 2) экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью и практикой.
  • 3) экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством.

В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и определяется их содержание.

Экскурсии бывают:

  • - краеведческие: организуются с целью изучения природы и истории родного края.
  • - комплексные экскурсии.

Классификация ученических экскурсий зависит от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Одни из них служат средством изучения нового материала учащихся, другие используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе.

Основная задача экскурсии, изучение нового материала, который состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.

При проведении во время экскурсии закрепления того или иного материала важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы добиться его обстоятельного осмысления. Экскурсии предшествует лекция, в которой раскрывается её проблематика. Перед экскурсией учащиеся получают вопросы по её содержанию. На них они будут отвечать после экскурсии на уроке итогового повторения.

Относительно новой формой урока является урок-дискуссия. Суть дискуссии состоит в том, что в результате исследования вопроса (темы) и выявлении трудности в его решении, учащиеся в ходе спора намечают попытки выхода (благоприятного исхода) по разрешению проблемной ситуации. В то же время учащиеся выявляют предпосылки возникновения данной проблемы, её истоки. Так рождаются проекты - различные гипотезы по её решению. Каждая группа готовит свой вариант решения проблемы, и они обсуждаются в ходе дискуссии.

На современном этапе развития образования учителя истории всё чаще стали проводить уроки - презентации. Презентация - это представление какой-либо информации. Презентация (слайд-фильм) на компьютере представляет собой серию слайдов. Слайды оформляются в едином стиле и содержат информацию, необходимую для иллюстрации во время урока. Грамотное использование презентации усиливает мотивацию учения и эффективность восприятия учащимися информации. Применение презентации наполняет новым содержанием методику преподавания, так как предлагает новые варианты решения педагогических задач и рассматривается как новое дидактическое средство для организации ученического процесса.

Компьютерные презентации можно использовать на различных этапах учебного занятия для достижения своих специфических целей:

  • - при актуализации знаний компьютерную презентацию целесообразно использовать в первую очередь как средство иллюстрации ранее изученного материала, основных определений темы или раздела учебного материала;
  • - при формировании новых знаний компьютерная презентация используется как иллюстрирующее демонстрирующее средство при объяснении нового материала и как средство для самостоятельного изучения учащимися основных определений темы или раздела;
  • - при формировании новых и развитии имеющихся умений - для иллюстрации, демонстрации того, как выполняется то или иное задание учителя;
  • - при обобщении, систематизации и повторении теоретического материала темы, раздела или предшествующего занятия - для выделения наиболее важной учебной информации;
  • - при оценке и контроле знаний учащихся возможно использование мини-презентации, в которой даны задания учителя. Возможна также форма контроля в виде письменного опроса, с иллюстрацией вопросов на экране монитора.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости внедрения в педагогический процесс нетрадиционных форм уроков, так как именно они позволяют сделать учебный процесс действительно привлекательным для учащихся, то есть повысить мотивацию знаний.

НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ

Л.А.Трофимова

МОБУ СОШ № 1 г. Мелеуз

1 Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения.

Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

По определению И.П. Подвласова, нестандартный урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру»

С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся

2 Нестандартные уроки вводятся в педагогический процесс как альтернатива традиционным, следовательно, они позволяют посмотреть на ученика с позиций личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании.

В настоящее время известно огромное число нестандартных уроков. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.

Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1.Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2 Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, урок-зачет, урок-консультация и т.п.

Исходя из практики, считаем, что нестандартные уроки, выполняют несколько функций:

Развивают и поддерживают интерес школьников к учебе, помогают реализовать их склонности и возможности;

Позволяют сочетать различные виды групповой и коллективной учебной работы учащихся;

Развивают творческие способности учащихся;

Способствуют лучшему пониманию и осмыслению изучаемого материала;

Являются хорошим средством от информационной перегрузки.

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Заключение.

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.

Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.

Учитель должен помнить, что не все типы работ на разных этапах обучения знакомы ребятам. Поэтому стоит подробнее говорить о новых видах работы, о целях и задачах, которые ставятся перед учащимися. Приветствовать нестандартные подходы и идеи учащихся.

Нестандартные уроки лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках. Не стоит использовать их постоянно, потому что они хоть и интересны, но в некоторых случаях могут быть менее информативны и полезны.

Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы: использование уроков в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;

также можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль; нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;

эти уроки способствуют развитию умения работать самостоятельно;

в классе меняются отношения между детьми и учителем (мы партнеры);

ребята с удовольствием идут на такие уроки.

Но уроки нетрадиционной формы приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти мне с учениками, определяю, какие уроки целесообразно провести в нетрадиционной форме.

Каким бы многоопытным учитель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными.

Я считаю, что данная тема помогла мне повысить активность детей на уроке, привлечь их внимание.

Список литературы

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 книгах. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002.

Шипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка.

http://www.lessons.irk.ru

http://www.rustrana.ru/print.php?nid=27253

Виды нестандартных уроков

Рассмотрим подробнее особенности организации и проведения наиболее распространенных нестандартных форм уроков.

Урок - игра

В процессе работы над темой сформировалось убеждение, что после изучения каждой темы необходимо проводить итоговое занятие для систематизации у школьников знаний и умений, активизации их мыслительной деятельности и самостоятельности. Чтобы учащимся было интересно заниматься повторением, вводятся в урок новые элементы (например, кроссворды), меняются виды и формы контроля, используется тестирование. Снять напряжение ребенка, дать ему возможность показать свои знания в полной мере позволяет создание игровой ситуации.

В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» . Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

Введение игровых ситуаций создаёт положительный эмоциональный настрой. При использовании игры как формы организации учебно-воспитательного процесса решается ряд задач.

Привлекает учащихся к активному самостоятельному усвоению и закреплению материала;

Выявляет уровень их знаний и умений;

Формирует потребность реализовать свои возможности в практической деятельности.

Масштаб использования игровой деятельности в обучении достаточно велик - от включения в ткань учебного процесса отдельных игровых моментов до организации в игровой форме целого занятия.

Целью игрового обучения является обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность.

Для решения воспитательных задач, формирования духовно - нравственных качеств личности на уроках можно использовать пословицы и поговорки. Бывает так, что, к месту и вовремя приведённые, они вразумляют быстрее, точнее и эффективнее, чем долгое объяснение. Их использование на уроках позволяет воспитывать у школьников уважение к труду, бережливое отношение к своему и чужому времени, нетерпимость к лени, хвастовству, работе спустя рукава, учит гордиться прочно усвоенными знаниями, приобретёнными трудовыми навыками, приучает к взаимопомощи и ответственности. В этой связи следует отметить, что только при полноценном развитии речи учащихся возможно развитие их мышления и воображения, воспитание эмоций. Весь окружающий мир отражается в словарном составе языка. Учебный материал в начальных классах позволяет использовать на занятиях сказки, приводить исторические сведения, пословицы и поговорки, читать стихи, загадывать загадки.

Используются игры и игровые моменты на уроках литературного чтения, русского языка, математики («Аквариум», «Зоопарк», «Магазин», «Прогулки в лес или парк», «почта», «День. Ночь» и т.д.).

В отдельный вид организации игровой деятельности следует отнести

Уроки -ролевые игры

В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и элементам словесно-логического мышления. Систематическое применение ролевых игр в учебном процессе приводит к тому, что игровые интересы стимулируют познавательные, которые впоследствии становятся ведущими в учебной деятельности. Уроки - ролевые игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают повысить интерес к предмету.

Ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя определённые роли (функции) и в обобщённой форме воспроизводят деятельность тех лиц, чьи роли они на себя взяли.

Доказано, что ролевые игры обеспечивают достижение ряда образовательных целей:

Стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения, в общеобразовательном плане, в продолжение изучения темы;

Поддержание и усиление значения ранее полученной информации в другой форме;

Развитие навыков критического мышления и анализа; принятия решений; взаимодействия с другими людьми; коммуникации; конкретных умений (обобщение информации, подготовка выступления и т.д.); готовности к специальной работе в будущем;

Изменение установок социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество); -восприятие интересов других участников ролевой игры;

Саморазвитие или развитие благодаря другим участникам: осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств; оценка преподавателем тех же умений учащихся.

Ролевые игры чаще всего проводятся на уроках литературного чтения и ознакомления окружающего мира. Детям предоставляется возможность перевоплотиться в персонажи литературных героев или «примерить» на себе ту или иную профессию.

Урок - сказка

Известный математик А.И. Маркушевич отмечал, что «человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает мир идеальных стремлений», что «благодаря сказке ребёнок начинает отличать реальное от необычного», что «нельзя развивать, минуя сказку, не только воображение, но и первые навыки критического мышления» .

Можно выделить следующие этапы подготовки к уроку-сказке:

Выбор сюжета сказки;

Разработка хода урока (с чего начать, какое задание дать, в какой форме, -продумать самостоятельную работу учащихся, индивидуальный подход),

Продумывание итога урока, (он может быть проведён в форме «Герой прощается», «Герой хвалит» и т.д.)

Такие уроки позволяют разнообразить виды работ, найти каждому ученику занятие по душе. Кроме того, материал таких уроков расширяет кругозор учащихся.

На данных уроках изучение нового материала и закрепление ранее изученного облачено в форму сказочного повествования. Сказочная форма позволяет ввести необычные сказочные ситуации, при разрешении которых дети закрепляют изученный материал или делают открытия, усваивая новые знания. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией, рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное. Симпатии детей на стороне положительных героев. Сказки и через уроки продолжают воспитывать детей. Использование сказочного сюжета придаст уроку творческий и развивающий характер, помогает воспитать у детей трудолюбие, чувство сострадания, развить логическое мышление. Сказочный сюжет позволяет осуществлять плавный переход от одного вида деятельности к другому и обеспечивать формирование основы знаний. Такой вид нетрадиционного урока проводится как по русским народным, так и по авторским сказкам.

Как и в любой сказке, на таком уроке есть положительные герои (учёный, старик-годовик, любой зверёк или птица) и отрицательные (злой холодный ветер, Баба Яга, Карабас - Барабас). В сказке должна быть завязка: проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка, появление героя из сказки в необычном костюме. Далее следует кульминация, развитие сюжета, где обязательны борьба добра и зла, необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по пройденному материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придаёт обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению уровня усвоения материала урока. В конце урока детей можно нацелить на продолжение сказки.

Уроки - путешествия

Урок-путешествие в начальных классах должен быть уроком комбинированного типа. Отдельные этапы урока соединены смысловым содержанием сюжета. Уроки-путешествия в основном рекомендуется использовать на этапе обобщения знаний, умений и навыков по определённой теме. Их возможности при этом не ограничены. Урок-путешествие требует большой предварительной подготовки, специального подбора материала, логической увязки каждого упражнения с идеей урока. В начальных классах приемлемы следующие виды данных уроков:

Урок - путешествие с любимым героем;

Урок - путешествие по сюжету сказки;

Урок заочного путешествия на выбранный объект (лес, фабрика и др.);

Урок - путешествие по выбранному маршруту (по городам-героям, городам области, странам, планетам, сказкам);

Урок - путешествие на определенном транспорте (на автобусе, корабле, ракете, поезде, машине, самолете и т. д.).

На уроках - путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия и воспитываются нравственные качества. Путешествия способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать в нём закономерности. Урок-путешествие в начальных классах должен быть уроком комбинированного типа. Отдельные этапы урока соединены смысловым содержанием сюжета. Их возможности при этом не ограничены. Урок-путешествие требует большой предварительной подготовки, специального подбора материала, логической увязки каждого упражнения с идеей урока. Но эффект такого урока колоссален. Нет ни одного скучающего ребёнка на уроке и нет необходимости напоминать о дисциплине. Этапами данного урока являются остановки по пути следования. Экскурсоводом (инструктором) может быть учитель или заранее подготовленный ученик. Учащимся предлагается маршрутный лист, по которому они определяют направление движения. Затем дети выбирают транспорт, одежду, снаряжение - все, что необходимо для путешествия Урок может быть построен в виде практических заданий, работы с наглядными изобразительными пособиями, бесед и докладов об изучаемых объектах, «встречающихся» на остановках во время путешествия. Остановки учитель планирует заранее. Во время путешествия дети ведут путевые заметки, зарисовки. По окончании путешествия составляется отчет. При составлении уроков-путешествий необходимо менять не только вид транспорта, на котором будет совершаться путешествие, но и маршрут, его содержание.

Уроки - экскурсии

Учебные экскурсии - это форма организации обучения в условиях ландшафта. Характерный признак занятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся.

Экскурсии ставят задачи развития способностей учащихся действовать с познавательных позиций в окружающем их мире, непосредственно воспринимать и изучать жизненные процессы и явления, они помогают формировать эмоциональные качества учащихся: чувства прекрасного, ощущение радости познания, желание быть полезным обществу. В поле, в лесу, на реке школьники находятся в мире природы, учатся понимать её красоту, а потом воспроизводить увиденное и прочувствованное в рисунках, гербариях, стихах, рассказах, поделках.

Во время уроков неоднократно проводились экскурсии на предприятия (почта, столовая, детский сад). Дети знакомились со спецификой профессии, с различными её сторонами. Совершаются экскурсии и на природные объекты, где происходит подбор природного материала, который потребуется детям на последующих уроках ИЗО и технического труда, проводятся наблюдения за сезонными изменениями в природе, за поведением птиц и т.д.

Уроки - походы

Уроки - походы являются одной из наиболее трудных, но при этом интересных форм урока. Это своеобразный синтез экскурсии, практического занятия с теоретическим материалом. Уроки-походы - это учебный день на маршруте туристского похода. Его основная задача - привить школьникам интерес к различным предметам, обобщить материал и показать связь каждого предмета с жизнью. А разнообразие заданий позволяет всем без исключения ученикам участвовать в конкурсах. Использование уроков-походов позволяет значительно снизить утомляемость школьников, ставит учащихся перед необходимостью участвовать в различных формах коллективной работы (сбор и разбор палатки, разведение костра, приготовление обеда в походных условиях, соблюдение правил поведения на природе и т. д.), способствует совершенствованию знаний, умений, навыков, в том числе - находить практическое применение теоретическим основам наук.

Уроки - соревнования

Данная форма урока позволяет учителю решить несколько задач:

Во-первых, предоставляет возможность применения дифференцированных заданий с учетом сил и возможностей учеников;

Во-вторых, способствует развитию познавательной активности и интереса к предмету.

В-третьих, исключается проблема дисциплины на уроке.

Существенной особенностью данного вида нестандартных уроков является наличие в нём элементов борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования являются преобладающими, а сотрудничества - по мере постановки и решения конкретных задач. Важный педагогический момент такого урока - помочь учащимся осознать, что учиться вместе легче, чем поодиночке.

Применение такого вида урока требует от педагога хорошего знания особенностей своих учеников. Вводя уроки - соревнования, надо всегда помнить, равны ли возможности детей, участвующих в игре, и подбирать им соответствующие по сложности задания.

Урок - соревнование ставит учащихся в условия поиска, побуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми и находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребёнка. В ходе соревнования дети учатся оказывать помощь товарищу, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Можно провести урок в форме соревнования на этапе закрепления знаний по изученной теме. В ходе этой игры может устанавливаться не только командное, но личное первенство. Некоторые учащиеся могут получить большое количество баллов и вывести свою команду вперёд. Таким образом, за один урок имеется возможность оценить знания всех учащихся. При организации таких уроков учитывается уровень подготовленности детей. При проведении соревнований нельзя заострять внимание на неудачах. Итоги подводятся поэтапно, а в финале - общий итог занятия.

Уроки - КВН

Эта форма урока «пришла» с внеклассных занятий и стала популярной. Область ее применения - преимущественно повторение тем и разделов. Использование такого вида урока даёт учителю возможность повторения и закрепления изученного материала, развивает речь, мышление, творческие способности учащихся, позволяет сплотить классный коллектив, создать дружескую атмосферу поддержки и взаимопомощи.

Проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд; разминка, практические задания, поединок капитанов, физкультминутки. Каждая команда в начале урока выбирает название (лучше по теме урока) и капитана команды. Приглашается жюри (родители и др. Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.

Урок - конкурс смотр знаний.

Этот вид урока позволяет решить множество дидактических задач. Он:

Обобщает и систематизирует знания учащихся не только по одной теме, но и по группе тем;

Формирует систему знаний по предмету;

Развивает чувство товарищества, взаимопомощи и т.д.

Подготовка к проведению конкурса - смотра знаний включает в себя следующие этапы:

Определяется тема, по которой должны быть готовы школьники;

Составляется вопросник по теме, который затем предлагается детям для предварительной подготовки;

Оговариваются сроки и форма проведения смотра знаний.

Как правило, класс заранее делится на две команды, в каждой выбирается капитан. Обе команды подбирают для себя название, готовят эмблемы и девиз. Ответы в баллах оценивают члены жюри. Баллы выставляются в зачетную книжку или зачетный лист за каждое выполненное задание: за устные ответы, за работу по карточкам, у доски, за конкурс капитанов и т.д. Затем подводится общий итог по сумме набранных баллов и объявляется команда-победитель смотра конкурса знаний. Сам конкурс - смотр знаний проходит следующим образом: учитель задаёт вопрос, а жюри вызывает команду и члена этой команды, который должен дать полный ответ на поставленный вопрос. Если ответ не полный, то этой команде предоставляется право дополнить ответ своего товарища. В случае затруднения право ответа переходит к другой команде. Ответ оценивается по пятибалльной системе.

Коллективный урок.

Используется при изучении несложного нового материала. Класс делится на группы по 5-6 человек. В одну из групп выбираются наиболее сильные учащиеся. В начале урока каждая группа выполняет проверочное задание по домашней работе (письменные задания по карточкам, перфокартам; устные по ребусам, кроссвордам, учебникам). Учитель в это время работает с группой сильных учеников, объясняет им новую тему, закрепляет материал, даёт инструкции, выполняет схемы, рисунки, таблицы. Подготовленные «учителя» подсаживаются по одному к другим группам и объясняют новую тему одноклассникам. Учащиеся сразу проводят в своих группах закрепление материала, выполняют в классных тетрадях рисунки, схемы. В конце урока учитель проверяет знания школьников либо устно, либо письменно. Оценивается работа «учителей» и их «учеников». Коллективная форма работы сложна для учащихся начальных классов. К подобному уроку детей необходимо готовить постепенно, вводя элементы КСО и на других предметах. Многое зависит от продуманности заданий (инструкций и опорных схем) при объяснении нового материала группе сильных учеников.

Уроки здоровья.

Считается, что здоровье - наше личное дело, и мы не чувствуем вины перед людьми, окружающими нас, за его утрату. А ведь от наших болезней страдают прежде всего наши близкие. Поэтому так необходимо еще в начальной школе научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность, дарованную нам исходя из задачи школы «создать оптимальные здоровьесберегающие условия обучения и воспитания для каждого ребенка». Валеологический подход на таких уроках должен просматриваться и в подборе содержания, и в учете возрастных и психологических особенностей школьников, и в формах преподнесения важной для сохранения здоровья информации.

Кроме специально организованных уроков, на каждом уроке обязательно проводим оздоровительные минутки, обычно в середине урока, когда необходим отдых после напряженной работы. В оздоровительных минутах прежде всего обращаем внимание на коррекцию осанки, умение «держать спину», тренировку дыхательной системы, мышц глаз, обучение навыкам самомассажа, профилактику плоскостопия, нарушений опорно-двигательного аппарата и т.д. Для того, чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволят «размять» тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют это поручение с большим удовольствием.

Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровье сберегающих технологий в школе.

Помимо этого проводятся активные перемены. Они помогают сплотить коллектив, изменить статус детей в коллективе. Такие перемены повышают работоспособность и активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.

Приведем в качестве примера упражнения, психологическое назначение которых - развитие наблюдательности, умения понимать друг друга без слов, умения общаться, сопереживать и помогать друг другу. Итак, существует ещё огромное число мало используемых либо пока еще не апробированных разнообразных нестандартных форм уроков (это дело ближайшего будущего). Но все они имеют общее значение - привлечь внимание учащихся, повысить их работоспособность, увеличить результативность урока.

Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

На таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Главное - огромнейший эффект: ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют знания.

Таким образом, в свете новых требований к школе учителя ищут такие формы, которые наилучшим образом способствовали бы их решению. Это позволяет сделать следующий вывод:

Нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто, однако, должна быть определенная система в их проведении;

Не всегда и не все содержание материала темы или тем может быть представлено в игровой форме, но это можно сделать на отдельном этапе урока;

Данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены, в этом случае возможно привлечение старших школьников, родителей, других педагогов.

Учителю всегда приходиться искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными, а значит, разработка таких уроков развивает творческий потенциал не только школьников, но и самого педагога.

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

7. Местом проведения урока может быть не только учебный кабинет, но и офис фирмы, театр, музей, выставка, лес, поле, цех завода и т.д.

8. На уроке возможно использование внепрограммного материала, углубленное рассмотрение выбранной темы.

9. Для организации и проведения урока возможно привлечение людей разных профессий.

10. Стремиться к созданию эмоционального подъема, ситуации успеха для каждого учащегося с учетом его возрастных, личностных особенностей, способностей и интересов.

11. При подготовке к уроку возможно создание временной инициативной группы из числа учащихся.

12. Необходим самоанализ и взаимный анализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке.

13. При включении средств ИКТ в различные этапы урока необходимо реально оценивать уровень информационно-технологической культуры, как учителя, так и учащихся .


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 153»

Номинация: «Панорама педагогического опыта»

Тема: «Нестандартные формы и методы проведения уроков,
как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

г. Новосибирск — 2013

Нестандартные формы и методы проведения уроков, как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся.

Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной школе, как известно, является урок. Именно на уроках усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. На уроке же закладываются основы формирования каждого учащегося как личности, гражданина, деятельного участника жизни государства.(Слайд 1)
В современных условиях бурного развития начальной школы сложна и многообразна работа учителя. Сколько ему нужно знать и уметь, чтобы учить детей без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, строить уроки так, чтобы каждый ребенок был занят делом, работал с увлечением, чтобы царила атмосфера сотрудничества, и при этом обеспечивалось бы глубокое усвоение учебного материала.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, прием и средств обучения.
(Слайд 2) Традиционные формы:Урок-это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь.
(Слайд 3) Нестандартные формы:Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными?
(Слайд 4) Актуальность проблемы: Особую актуальность эта проблема приобретает в 1- 4 классах. Учеба- труд, и труд не легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто. При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
(Слайд 5) Проблема:Как правило, все дети с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит некоторый промежуток времени и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.
(Слайд 6) Причина проблемы:Дети любопытны. Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается состояние « насыщения »: учащиеся отвлекаются от того, что происходит на занятиях, проявляют так называемое двигательное беспокойство. Поэтому педагогам следует постоянно помнить об «эффекте любопыт-ства»».
(Слайд7) Путь решения проблемы:Нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.
(Слайд 8) Форма повышения познавательного интереса:Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную структуру.
(Слайд9) Наращивание знаний, умений и навыков:Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.
(Слайд 10) Выигрышная форма:В ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы. Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.
(Слайд 11) Виды использования:Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта учителя.(Слайд12)

Признаки нетрадиционного урока:
* Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
* Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
* Привлекаются для организации урока люди разных профессий.(Слайд13)

Элементы урока:
* Эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, доски, музыки, использование видео.
* Организация и выполнение творческих заданий.
* Инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
* Обязательное планирование урока заранее.
* Творчество учащихся должно быть направлено на их развитие.

Типы нестандартных форм урока.(Слайд 14)
Урок-праздник: (Слайд15,16,17)
— Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в странах и развивает у школьников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Видеоурок: (Слайд 18,19)
— Активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания.
Интегрированный урок: (Слайд 20,21,22)
— Основными целями интеграции являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, расширение общеобразовательного кругозора учащихся и стремление овладевать знаниями шире обязательных программ. Межпредметная интеграция систематизирует и обобщает учащихся по смежным учебным предметам.
Урок – экскурсия: (Слайд 23,24,25,26)
— Имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.
Урок – эссе (Слайд 27,28,29)
— Современный подход к изучению предмета предполагает не только получение какой-то суммы знаний по теме, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному.Форма урока развивает психические функции учащихся, логическое и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить.
Урок — спектакль: (Слайд 30,31,32)
— Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений на уроках совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.Творческая работа в подготовке к уроку – способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.
Урок – сказка: (Слайд 33,34,35)
— Эти уроки обычно используются при обобщении и систематизации знаний учащихся. На таком уроке присутствуют положительные герои и отрицательные. В сказке должна быть завязка, кульминация и развязка. В качестве завязки используется проблемный вопрос, необычная ситуация.На этапе кульминации, т.е. развития сюжета, где идет борьба добра и зла, вводят необычные новые сведения о героях сказки, споры,шутки, преодоление трудностей. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок – сказка развязкой, победой добра над злом, знаниями над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением.
Урок – концерт: (Слайд 36,37,38,39)
— Содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика. Благодаря пению на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается усталость, активизируется языковая деятельность. Во многих случаях такой урок служит и разрядкой снижающей напряжение и восстанавливает работоспособность учащихся.

Урок – исследование:(Слайд 40,41)
Тема «Имя прилагательное»
Уроки с групповыми формами работы: 2класс и 4 класс (Слайд 42)
Урок – соревнование:(Слайд 43)
Уроки творчества и фантазии:(Слайд 44,45,46,4)
Урок класс технологии во 2 «Б» классе
Урок технологии в 4 классе «Открытка к 8 марта»
Урок технологии в 3 классе
Урок – турнир: (Слайд 47)
Рыцарский турнир 4 класс
Урок –пресс-конференции: (Слайд 48)
Окружающий мир во 2 классе «Связь между живой и неживой природой»
Урок – викторина в 4 классе (Слайд 49)
«Люби и знай свой край родной.»
Урок по окружающему миру в 1 классе «Здоровое питание»(Слайд 50)
Урок взаимоконтроля среди 6-и леток (Слайд 51)
Урок – конкурс: (Слайд 52)
Битва хоров 2класс и 3класс конкурсный урок посвященный 23 февраля
Урок который ведут дети: (Слайд 53)
3 класс окр. мир«Летние работы в сельском хозяйстве»,
4 класс урок изо,
1класс «Комнатные растения»,
2 класс «Главные члены предложений»
Урок – сопоставления во 2 классе по теме «Ударение» (Слайд 54)
Занимательные физминутки:(Слайд 55)
Урок-химических наукпосвященный окончанию учебного 2011-2-12 уч.года(Слайд 56)

ФГОС НОО 2 поколения: (Слайд 57)
— В последние годы интерес к нестандартным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования и требуют создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.
Выводы:(Слайд 58,59,60)
— Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии.
— Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
— Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, чтов конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в различных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

Список используемой литературы:
— Н.В.Бабкина, Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе.// Начальная школа. – 1998. — №4.//
— Н.И.Вьюнов, Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – М.:
Академический проект., 2003., 256с.
— Е.Е.Гугучкина, Нестандартные уроки в начальной школе. – Издательство «Учитель»2000 г.
— С.В.Кульневич, Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Издательство «Учитель» 2005г.