Патологическая физиология как наука. Предмет, задачи и методы патофизиологии

Патофизиология прошла сложный путь становления. Развитие патофизиологии, научной и практической ме­дицины - тесно взаимозависимые процессы. Именно это определило зарождение патофизиологии в прошлом (когда её обозначали как «общая патология») и суще­ственно влияет на её развитие в настоящее время.

Менялись название и место патофизиологии в системе подготовки врачей и в медицинской науке, но всегда сохранялась и сохраняется потребность в ней как в ин­тегрирующей и аналитической научной специальности и учебной дисциплине. Обусловлено это тем, что имен­но патофизиологи занимаются выявлением, описанием и объяснением причин, условий, конкретных и общих механизмов возникновения, развития, а также исходов болезней и болезненных состояний. На основе этих зна­ний разрабатываются и обосновываются принципы и методы их диагностики, терапии и профилактики.

В настоящее время термин «патофизиология » применяют для обозначения раздела медицины и биологии, изучающего и описывающего конкретные механизмы и об­щие закономерности возникновения, развития и завершения болезней и патологи­ческих процессов; формулирующего принципы и методы их диагностики, лечения и профилактики; разрабатывающего общее учение о болезни и больном человеке.

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ — РАЗДЕЛ МЕДИЦИНЫ И БИОЛОГИИ,

  • изучает и описывает конкретные причины, механизмы и общие закономерности возникновения, развития и завершения болезней, патологических процессов, состояний и реакций;
  • формулирует принципы и методы их выявления (диагностики), лечения и профилактики;
  • разрабатывает учение о болезни и больном организме, а также теоретические положения медицины и биологии.

Предмет (объект) изучения патофизиологии

не однороден и включает три ком­понента: «болезнь», «типовой патологический процесс» и «типовая форма патоло­гии». Все компоненты предмета «патофизиология» (и как науки, и как учебной дис­циплины) изучаются и описываются с позиций этиологии и патогенеза заболе­ваний или патологических процессов, их проявлений и механизмов развития, принципов их диагностики, лечения и профилактики.

Задачи .

Патофизиология разрабатывает проблемы этиологии и патогенеза заболева­ний, механизмов их проявлений, формулирует принципы диагностики, лече­ния и профилактики болезней.

Этиология .

Патофизиология выясняет, описывает и объясняет причины и условия возник­новения болезней, болезненных состояний и патологических процессов. Зна­ние этих факторов позволяет ответить на вопрос «почему возникает?»

Патогенез .

Патофизиология исследует, описывает и объясняет механизмы развития бо­лезней и патологических процессов, механизмы их проявлений. Это даёт воз­можность ответить на вопрос «как развивается?» болезнь или патологический процесс.

Диагностика .

Патофизиология формулирует и обосновывает принципы и методы выявления (диагностики) болезней и патологических процессов. В основе решения этой задачи лежит знание механизмов возникновения, развития и завершения бо­лезней и патологических процессов. Это позволяет научно обосновать рацио­нальную схему диагностического поиска у каждого конкретного пациента, т.е. ответить на вопрос «как выявить?» болезнь или патологический процесс.

Лечение и профилактика .

Патофизиология формулирует и аргументирует принципы и методы лечения, а также профилактики болезней и патологических процессов, т.е. отвечает на вопрос «как лечить и предупредить?» болезнь.

Методы .

В патофизиологии, как в науке, так и в учебной дисциплине, применяются следующие классы методов: моделирования, теоретического анализа, клини­ческого исследования, а также методы других медико-биологических дисцип­лин (биохимические, морфологические, биофизические, статистические и др.). Все названные классы методов позволяют получить объективную информацию об этиологии, патогенезе и проявлениях болезней и патологических процессов у каждого конкретного пациента, а также в условиях эксперимента.

Разделы.

Патофизиология включает три основных раздела: общую нозологию, учение о типовых патологических процессах и учение о типовых формах патологии тка­ней, органов и их физиологических систем.

Общую нозологию и учение о типовых патологических процессах обозначают как «общая патофизиология», а учение о типовых формах патологии тканей, органов и их систем, а также отдельных нозологических форм - «частная па­тофизиология».

Вопросы лекции 1. 2. 3. 4. 5. Термин и определение понятия патофизиологии Предмет патофизиологии Методы патофизиологии Виды и этапы эксперимента Значение патофизиологии для теории и практики медицины 6. Место патофизиологии в системе медицинских знаний 7. Структура патофизиологии как учебной дисциплины

Патофизиология или патологическая физиология – названия одной и той же науки, синонимы, первый из которых предпочтительнее, поскольку в нем нет двойного упоминания корня logos. Термин происходит от греческих корней рathos (болезнь, страдание), рhisis (природа) и logos (наука, учение) и дословно означает «наука о природе больного организма» . Первоначально называлась патологическая физиология. Термин ввел Галлиот (L. Galliot) в 1918 году. С этого времени ПФ стала считаться самостоятельной наукой, отделившись от общей патологии. Окончательно термин патологическая физиология утвердил Виктор Васильевич Пашутин (1878).

Определение. Патофизиология – экспериментальная, интегративная фундаментальная медикобиологическая наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, развития и исхода заболеваний. Предмет патофизиологии – больной человек и жизнедеятельность его организма. Поэтому патофизиологию чаще всего определяют как науку о жизнедеятельности больного организма.

Основные вопросы, на которые отвечает патофизиология: почему возникает болезнь? как развивается (по каким механизмам)? как завершается? Основные задачи, которые решает патофизиология как наука: выяснение причин и механизмов развития болезней; выяснение механизмов резистентности (устойчивости), приспособления и восстановления (выздоровления); разработка на основе этих знаний методов диагностики, профилактики и лечения болезней человека; анализ, синтез и систематизация полученных знаний; развитие на основе патофизиологии относительно нового направления – клинической патофизиологии.

Основным методом патофизиологии является эксперимент. Патофизиология – наука экспериментальная, и это ее главная методическая особенность. Честь преобразования общей патологии из умозрительной науки в экспериментальную принадлежит В. В. Пашутину. В этом - главная заслуга этого выдающегося ученого и человека, и он по праву считается основоположником патофизиологии.

Патофизиологический эксперимент (лат. еxperimentum – проба, опыт) – активное воздействие на живой объект (экспериментальное животное, система органов, орган, ткань) с целью изменения его функционирования и искусственное воспроизведение (моделирование) различных заболеваний или патологических процессов с целью выяснения основных закономерностей их возникновения, развития и исхода.

Методы моделирования: Метод включения – введение в организм различных веществ (гормонов, токсинов, ядов и др.). Например, гормоны щитовидной железы – тиреотоксикоз; возбудитель – инфекционное заболевание; каловая взвесь – каловый перитонит. Метод выключения – удаление или повреждение какого-либо органа. Например, удаление печени – печеночная недостаточность; удаление или повреждение поджелудочной железы аллаксаном, дитизоном – сахарный диабет; кастрация, стерилизация. Метод раздражения – раздражение вагуса – брадикардия; раздражение horda timpani – расширение артериол уха кролика на стороне воздействия. Метод изолированных (переживающих) органов – искусственная изоляция сердца, легких, печени, кишки и др. Метод парабиоза - анатомическое соединение двух животных через кровеносную систему. Например, двухголовая собака. Метод культуры тканей – выделение и культивирование отдельных клеток (крови, опухолевых). Метод сравнительной патологии – изучение одного и того же патологического процесса в эволюционном аспекте, т. е. у представителей разных биологических видов. Например, И. И. Мечников – воспаление.

Виды эксперимента: острый и хронический. Острый опыт – животное погибает (например, изоляция органа, ткани). Хронический – проводят в течение длительного времени на одном объекте (фистулы, вживленные электроды, моделирование язвенной болезни, опухоли, АГ). Этапы эксперимента: 1. Формулировка рабочей гипотезы (по словам Р. Вирхова, гипотеза – мать эксперимента). На основе гипотезы – определение цели эксперимента и его плана. 2. Выбор вида экспериментального животного и методики эксперимента, адекватных цели, и непосредственное выполнение. – инфекционные процессы с трудом воспроизводятся у крыс, а у мышей и кроликов – легко; – аллергические реакции хорошо изучать на морских свинках; – опухоли – на мышах; – неврозы – на собаках; – метаболизм, близкий человеку – у свиней, собак и крыс. 3. Статистическая обработка полученных результатов. 4. Анализ и обобщение (выводы) полученных данных.

Возможности и ограничения экспериментального метода. Возможности довольно широки, поскольку человек разрешил себе в отношении животных то, чего нельзя делать в отношении человека. Р. Вирхов, сравнивая клиническое наблюдение и опыт, характеризовал их как несовершенный и «возможно, совершенный» соответственно. И. П. Павлов считал, что метод патанатомии слишком грубый, а метод клинического наблюдения бессилен проникнуть в сложности явления (болезни).

Ограничения связаны с 3 основными проблемами: 1. анизоморфизм (видовые различия человека и др. видов животных). В связи с этим: – в эксперименте чаще не удается воспроизвести болезнь во всех ее проявлениях, а лишь отдельные симптомы (например, не ГБ, а АГ); – ряд заболеваний вообще не воспроизводятся у животных (корь, скарлатина, бронхиальная астма, шизофрения, рак желудка и др.); – нельзя переносить механически полученные данные на человека; 2. невозможность воспроизведения на животных социальных факторов (отсутствует II сигнальная система), что очень важно для патогенеза ГБ, язвенной болезни, ИБС). 3. деонтологические ограничения (связаны с причинением животным физических страданий). 4. Однако, несмотря на ограничения, эксперимент существенно расширяет возможности медицины и на сегодняшний день остается основным способом получения патофизиологического знания.

Другие методы патофизиологии: Клинические методы исследования (электрофизиологические, биохимические, биофизические). Преимущества: неинвазивные, применимы к человеку. Математическое моделирование болезней человека – создание математическикибернетических моделей болезней. Метод пока мало применим в медицине, поскольку недостаточно знаний, чтобы разложить сложнейшие биологические процессы на математические составляющие. Разработка методологических и философских аспектов патологии как основы общей теории медицины.

Значение для теории: Патофизиология, обладая «эксклюзивным» методом познания (экспериментом), дает все более углубленные знания о механизмах развития болезней, обосновывает методы диагностики, лечения, профилактики. Патофизиология устанавливает общие закономерности развития патологии, дает правильное толкование и обобщает данные, полученные как самой патофизиологией, так и другими медицинскими науками. По словам В. В. Пашутина, патофизиология – философия медицины. Патофизиология является интегративным центром всего медико-биологического образования (обучения). По мнению П. Ф. Литвицкого, патофизиология – система формирования рационального мышления и эффективного действия врача.

Значение для практики. Все методы диагностики, лечения и профилактики, используемые в практической медицине, основаны на знании механизмов развития отдельных симптомов, заболеваний и целых групп заболеваний (т. е. патофизиологии).

Значение для прогноза. Зная механизмы развития заболевания, с одной стороны, и механизмы выздоровления, с другой, можно разработать критерии оценки тяжести заболевания и критерии эффективности защитноприспособительных механизмов у конкретного больного, а сопоставив те и другие, определить прогноз для данного пациента.

Значение для терапии. Патофизиология обосновывает три вида терапии: этиотропное (направлено на причину), патогенетическое (направлено на механизмы развития заболевания), симптоматическое (устраняет отдельные симптомы заболевания). этиотропная терапия возможна тогда, когда причина заболевания известна, и на нее возможно подействовать (антибиотики, противоглистные и др.); симптоматическая терапия облегчает страдания больного, но не излечивает от болезни (обезболивающие средства, жаропонижающие и др.); наибольшее применение имеет патогенетическая терапия, направленная на сами механизмы развития заболевания.

Структура патофизиологии как учебной дисциплины В самом общем виде патофизиология изучает законы (механизмы), по которым болезни возникают (или не возникают), развиваются и заканчиваются. Эти законы можно изучать на разных уровнях интеграции: Самый интегральный уровень – изучение законов возникновения, течения и исхода болезни вообще, болезни как философской категории. Этим занимается I раздел патофизиологии – «Общая патофизиология» . В этом разделе вы будете изучать общее учение о болезни (нозология), учение об этиологии, патогенезе, саногенезе, наследственности, реактивности и умирании. В рамках этих общих закономерностей наблюдается относительно небольшое число более или менее стереотипных сочетаний нарушений, повторяющихся при различных по характеру заболеваниях. Эти стереотипные сочетания – типовые патологические процессы (воспаление, лихорадка, гипоксия, аллергия и др.). Из различных сочетаний различных ТПП складываются отдельные заболевания (калейдоскоп). Изучение ТПП – содержание II раздела патофизиологии – «Типовые патологические процессы» . Наряду с общими закономерностями развития болезней вообще существуют определенные закономерности, характерные для патологии отдельных органов и систем (специфика). Иными словами, существуют типовые формы патологии ССС, системы дыхания, пищеварения и т. д. Суть их составляет содержание III раздела патофизиологии – «Патофизиология органов и систем» , или «Частная патофизиология» .

Предмет и задачи патологической физиологии

Патологическая физиология есть наука, изучающая жизнедеятельность больного организма. Программа медицинского образования построена таким образом, что сначала изучаются предметы, рассматривающие структуру и функции нормального организма (нормальная анатомия, гистология, биохимия, нормальная физиология), затем следуют предметы, задача изучения которых состоит в том, чтобы дать студенту сведения о структуре и функциях больного организма и тем самым подвести его непосредственно к клинике. Такую задачу выполняют патологическая анатомия и патологическая физиология.

Патологическая физиология изучает наиболее общие, основные закономерности возникновения, развития и исхода болезни. В настоящее время насчитывается около тысячи различных нозологических форм болезней. Практический врач стремится отдифференцировать одну болезнь от другой, поставить правильный диагноз и назначить рациональное лечение. Патофизиолог отвлекается от частностей, стараясь найти то общее, что характеризует большие группы болезней или даже болезнь вообще. Конечной целью патологической физиологии является раскрытие законов, по которым развивается болезнь. В связи с. этим патологическая физиология вступает в тесную связь с философией, так как развитие законов болезни мыслимо лишь на основе законов материалистической диалектики.

Курс патологической физиологии делится на три части. Первая часть – нозология, или общее учение о болезни. При анализе болезни перед врачом встают два вопроса: почему возникла болезнь и каков механизм ее развития: Оба этих вопроса (этиология и патогенез) являются главными в патологической физиологии и рассматриваются в ее первой части. Их решение предполагает анализ сложных взаимосвязей между средой и организмом. Среда рассматривается как источник различных, в том числе и патогенных, воздействий, а организм – как биологическая система с различными уровнями регуляции, с его наследственностью и реактивностью.

Вторая часть – типические патологические процессы – содержит данные о процессах, лежащих в основе многих заболеваний: воспалении, опухоли, лихорадке, гипоксии, типических нарушениях обмена веществ, голодании.

Третья часть – частная патологическая физиология – рассматривает нарушения прежде всего в отдельных органах или системах: кровообращения, дыхания, эндокринной, нервной и т. д. И хотя эта часть называется частной патологической физиологией, здесь опять-таки главными являются общепатологические аспекты. Например, при рассмотрении патологии почек патофизиолог стремится выяснить общие закономерности нарушений их функции, компенсаторные возможности организма.

Связь патологической физиологии с другими медицинскими науками, ее значение для клиники

Патологическая физиология опирается на предшествующие ей науки, в первую очередь, на те сведения, которые дают физиология и биохимия. Особенно много общего у патологической физиологии с нормальной физиологией. Патологическую физиологию иногда называют физиологией больного организма. И та и другая стремятся открыть законы, по которым живет и функционирует организм. Эти законы имеют огромное значение для понимания болезни. Но было бы ошибочно думать, что болезнь есть лишь какая-то иная комбинация нормальных процессов. Патологический процесс вызывает качественно новое состояние организма, что обусловливает и отличие патологической физиологии от нормальной, и основную задачу патологической физиологии: изучение всех многообразных проявлений болезни с тем, чтобы открыть законы, по которым она развивается.

Патологическая физиология теснейшим образом связана с патологической анатомией. Более ста лет тому назад их считали одной наукой. Разделение их обусловлено тем, что со временем только морфологического анализа для понимания динамики патологического процесса стало недостаточно. Функциональные изменения тесно связаны с морфологическими, но между ними далеко не всегда наблюдается строгое соответствие. Это происходит, в частности, потому, что каждый орган обладает компенсаторными возможностями и его функция при измененной структуре может быть не нарушена. Вот почему некоторые вопросы клиники не могли быть разрешены при вскрытии трупа с последующим микроскопическим исследованием секционного материала. Это могло быть возможным только при наблюдении за развитием патологического процесса в живом организме, т. е. в эксперименте. Широкое использование эксперимента и является основным отличием патологической физиологии от патологической анатомии.

Патологическая физиология органично связана с клиническими науками. Конечная цель у них единая. И клинические науки, и патологическая физиология изучают болезнь для того, чтобы ее эффективно предупреждать и лечить больных. Но ближайшие задачи, а также методы и объекты у этих наук разные. Объектом изучения клинических наук является больной человек с конкретными проявлениями болезни. Например, клиника внутренних болезней изучает причины возникновения, симптомы, особенности течения, методы лечения и прогноз таких заболеваний, как хронический гломерулонефрит или системная красная волчанка. Неврологическая клиника в тех же направлениях изучает энцефаломиелит, который развивается, например, после антирабической прививки. Клиника глазных болезней издавна сталкивается с тем, что если травмирован один глаз, то с течением времени может пострадать второй, интактный. Это разные заболевания с различными локализацией, симптомами, прогнозом. И в то же время между ними имеется нечто общее. Оказывается, все они имеют общий иммунологический механизм. В раскрытии этой закономерности большая заслуга принадлежит патологической физиологии.

Еще пример. Клинические дисциплины изучают конкретные формы проявления доброкачественных и злокачественных опухолей. Чтобы поставить диагноз рака желудка, саркомы бедра, миомы матки, надо знать, чем они отличаются друг от друга. Течение и прогноз их различны. Но углубленное изучение этих болезней требует раскрытия того общего, что их объединяет: как нормальная клетка превращается в опухолевую, как меняется ее наследственность, откуда черпает она энергию для своего размножения, какие звенья ее метаболизма наиболее чувствительны к воздействию лекарственных средств и т. д. Эти вопросы относятся к области патологической физиологии.

Термин «патофизиология » происходит от двух слов: «патология » и «физиология ». « Патология » в переводе с греческого означает учение о болезни (pathos-болезнь, страдание; logos – учение) , «физиология » -учение о природе организма (physis – природа; logos – учение). Таким образом, «патофизиология» - это наука о жизнедеятельности больного организма.

Патофизиология – это наука, которая изучает общие закономерности возникновения, развития и исхода болезней и патологических процессов.

Ряд важных понятий патофизиологии, такие как стресс, предболезнь,реактивность, резистентность, конституция, диатез - относятся к здоровым индивидам.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) патофизиологию определили как "основу медицинского профессионального интеллекта".

Патофизиология как фундаментальная наука и учебная дисциплина изучает общие закономерности, определяющие возникновение, течение и исход болезни, раскрывает научные основы этиологии, патогенеза и саногенеза. Разнообразие возникающих нарушений жизнедеятельности клеток, органов и систем зависит от силы и качества чрезвычайного раздражителя, условий и реактивности организма. Основоположник отечественной патофизиологии как самостоятельной дисциплины В.В. Пашутин считал, что патофизиология есть философия медицины. Она играет ведущую роль в борьбе с ненаучными концепциями в общей патологии.

Методологической основой предмета является метод диалектического материализма. С диалектико-материалистических позиций патофизиология раскрывает научные основы происхождения заболевания, диагноза и выздоровления (построение теории медицины), разрабатывает модели патологических явлений, принципы (симптоматический, этиологический, патогенетический, саногенетический) экспериментальной терапии.



Методологическими принципами патофизиологии являются принцип биосоциального детерминизма, принципы единства анализа и синтеза, организма и внешней среды, структуры, функции и метаболизма, теории и практики, принцип сравнительной патологии.

Предметом изучения патофизиологии является жизнедеятельность больного организма на молекулярном, клеточном, органном, системном уровнях.

Предмет патофизиологии составляет совокупность знаний, накопленных при изучении:

Сущности болезней;

Причин и условий возникновения болезней;

Механизмов развития болезней;

Типических патологических процессов;

Закономерностей повреждения отдельных органов и систем.

Патофизиология – интегративная наука. Занимая особое место в системе высшего медицинского образования, она обладает широкими теоретическими и методологическими связями с другими дисциплинами.

Прежде всего, патофизиология опирается на науки, изучающие свойства факторов окружающей среды, которые способны вызывать возникновение болезней, а также влиять на течение и исход. К ним относятся физика, химия, биология, микробиология, социология. Эти дисциплины формируют теоретическую базу, необходимую для изучения этиологии.

Кроме того, для изучения патофизиологии необходимо обладать достаточно широким спектром знаний о структуре, функции и обмене веществ организма в условиях нормы . Этой цели служат такие дисциплины, как анатомия, гистология, нормальная физиология, биохимия, генетика.

И, наконец, главное место в системе высшего медицинского образования занимают клинические дисциплины, относительно которых патологическая физиология выступает в роли теоретической основы , поскольку она является краеугольным камнем научного медицинского мировоззрения врача.

Цель патофизиологии как учебной дисциплины заключается в формировании теоретических основ понимания этиологии, патогенеза, клинических проявлений, принципов предотвращения и лечения болезней; получении фундаментальных сведений о сущности болезни и законах её развития; формировании и развитии, в конечном счете, клинического мышления.

Патофизиологический подход к решению задач клинической медицины всё более активно внедряется в самые различные области практической медицины. Во всех направлениях современной медицины используются новейшие методы лабораторной и инструментальной диагностики, анализ которых даёт представление о патогенезе нарушений функций клеток, органов, систем больных. В процессе лечения применяют специальные лекарственные средства, производят лечебные манипуляции. На базе патофизиологической теории формируются принципы и методы этиологической и патогенетической профилактики. Патофизиологические критерии лежат в основе определений и классификаций болезней. Ничто из перечисленного не может осуществляться без знания патофизиологии.

Патофизиология состоит из 2 разделов:

1.Общая патология .

Она включает:

а/ общую нозологию – учение о сущности болезни .

Общая нозология

Формирует основные понятия и категории патологии;

Разрабатывает принципы классификации и номенклатуры болезней;

Изучает социальные аспекты патологии.

б/ общую этиологию учение о причинах и условиях возникновения болезней .

Общая этиология изучает:

Общие свойства болезнетворных факторов;

Значение условий в возникновении болезней;

Принципы этиотропной профилактики и терапии.

в/ общий патогенез учение о механизмах развития болезни . Учение о патогенезе включает:

Механизмы устойчивости организма к действию патогенных факторов;

Общие механизмы развития болезней;

Механизмы выздоровления;

Механизмы умирания;

Принципы патогенетической профилактики и патогенетической терапии.

г/учение о наследственности, конституции и реактивности ;

д/учение о типовых патологических процессах .

2. Частная патофизиология .

Рассматривает нарушения в отдельных органах и системах, а также этиологию и патогенез наиболее распространённых нозологических форм.

Задачи патофизиологии

Задачи медицинской науки состоят в обеспечении опережающего развития фундаментальных исследований и повышении эффективности прикладных работ. В этой связи патофизиология призвана решить следующие задачи:

1. Установление сущности болезни.

2. Изучение причин и условий возникновения болезней.

3. Раскрытие механизмов развития болезни и отдельных ее проявлений, механизмов выздоровления и умирания.

4. Изучение основных закономерностей функционирования организма в условиях патологии.

5. Создание экспериментальных моделей патологических процессов.

6. Систематизация и аналитико-синтетическая обработка клинического экспериментального материала.

7. Разработка и внедрение эффективных методов ранней диагностики, мер профилактики, принципов этиопатогенетической терапии.

8. Дальнейшее развитие клинической патофизиологии.

Патофизиология как учебная дисциплина формирует теоретические основы для глубокого понимания этиологии, патогенеза, клинических проявлений, принципов лечения и профилактики болезней. Эта цель определяет особое место патофизиологии в системе подготовки врача любой специализации и требует всеобъемлющей интеграции с биологическими науками (биология, биохимия, анатомия, гистология, физиология и др.), которые формируют фундамент патофизиологии, и клиническими дисциплинами (терапия, хирургия, педиатрия и др.), относительно которых патофизиология выступает в роли теоретической основы.

В последние годы быстро развивается клиническая патофизиология , основанная на широком использовании современных высокоинформативных биофизических, биохимических, электрофизиологических и других методах исследования непосредственно в клинике. Это позволяет проводить безвредные целенаправленные исследования на больных и использовать полученные знания о патологических процессах, происходящих в организме, о характере компенсаторно-приспособительных механизмов, о методах лабораторной и функциональной диагностики для выбора рационального дифференцированного метода лечения.

В настоящее время представляется возможным выделить следующие задачи клинической патофизиологии:

1. Исследование общих и частных закономерностей развития болезней у больного человека. Установление их связи с реактивностью организма, а также влиянием на их реализацию личности врача и содержания терапии.

2. Изучение патогенеза конкретной болезни у конкретного больного с целью повышения эффективности терапии.

3. Формирование патогенетических принципов терапии, адекватных современному уровню представлений о патогенезе.

Методы патофизиологии

В патологической физиологии используются два основных метода:

Метод клинического наблюдения . Он заключается непосредственно в наблюдении течения болезни человека с помощью практически безвредных целенаправленных функционально-диагностических методик (биохимических, иммунологических, электрофизиологических и т. д.). Преимущество этого метода заключается в отсутствии необходимости создания экспериментальной модели. Исследователь наблюдает конкретную болезнь или патологический процесс у постели больного. Однако, данный метод не даёт возможности изучить процессы, происходящие в организме человека в латентную и продромальную стадии. Кроме того, исследователь ограничен в оценке причины и условий развития заболевания. Несмотря на это клиническая, патофизиология является в определённом аспекте вершиной сравнительной патологии, ибо это патология человека. Основной задачей клинической патофизиологии является изучение наиболее общих вопросов этиологии и патогенеза болезней человека.

Эксперимент - основной метод патофизиологии. Эксперимент - это моделирование болезней и патологических процессов на живых объектах. Такими объектами могут служить животные различных видов, отдельные органы, культуры тканей, отдельные клетки и даже субклеточные структуры. .

Эксперимент включает моделирование патологических явлений на различных уровнях организации организма (молекулярном, клеточном, тканевом, органном, системном, организменном), расширяет возможности познания сущности патологического процесса, способствует формированию у врача клинического мышления, умению использовать клинические знания в решении вопросов диагноза, лечения и профилактики различных заболеваний.

Для изучения нарушенных функций используются различные методы исследования:

Экспериментально-патофизиологические (электрофизиологические, биофизические, патохимические, иммунологические),

Клинико-патофизиологические (лабораторные, метод функциональных проб),

Статистические и др.

Эксперименты делятся на острые и хронические . Выбор осуществляется в зависимости от цели исследования. Например, для изучения механизмов возникновения шоковых состояний применяют острый эксперимент, а эксперимент с привитием животному опухоли должен носить хронический характер.

Кроме того, все эксперименты в патофизиологии можно условно разделить на синтетические и аналитические. При моделировании болезни или синдрома исследователь решает синтетическую задачу. Синтетические эксперименты проводятся, как правило, in vivo . При аналитическом эксперименте из болезни, как целостного явления, вычленяется какой-то компонент, механизм, который чаще всего воспроизводится in vitro .

Патофизиологический эксперимент состоит из следующих этапов:

1. Формирование рабочей гипотезы - определяет цель и задачи исследования.

2. Выбор модели и метода, соответствующих поставленным задачам, обеспечение соответствующего контроля.

3. Планирование эксперимента должно обеспечить корректное проведение опыта, исключение посторонних и дополнительных воздействий на модель.

4. Анализ полученных результатов и формулирование выводов. После окончания эксперимента весь цифровой материал подвергается статистической обработке для определения средних величин, их отклонений, достоверности. Формулируются выводы.

Для изучения патологических процессов применяют следующие основные экспериментальные методики.

Метод выключения заключается в удалении какого-либо органа хирургическим путём или выключении его функции различными воздействиями (высокими или низкими температурами, ионизирующим излучением, фармакологическими препаратами, специфическими антителами). Эта методика применяется для моделирования заболеваний эндокринной и нервной систем, изучения компенсаторных и пластических возможностей парных органов.

Метод включения может заключаться в введении в организм каких-либо веществ (гормонов, антигенов, антител, ферментов) для моделирования эндокринологических, иммунологических заболеваний. Кроме того, к этой группе относятся эксперименты с пересадкой органов.

Метод раздражения используется для изменения функциональной активности того или иного органа.

Метод изолированных органов даёт информацию о сущности патологических процессов в каждом конкретном органе или ткани.

Метод парабиоза оздание у двух животных единой системы кровообращения для исследования гуморальных механизмов различных воздействий.

Метод тканевых культур используется для получения информации о сущности патофизиологических процессов, как в целом организме, так и в изолированном органе.

Сравнительно-эволюционный метод изучает, как правило, типические патологические процессы в эволюционном аспекте. Патологический процесс, как мы его наблюдаем у человека и животных, является результатом формирования соответствующих реакций в эволюции животного мира. Такие патологические процессы, как воспаление, лихорадка, возникали и усложнялись в эволюции в связи с усложнением и совершенствованием защитных и приспособительных реакций организмов на меняющиеся условия жизни. Вот почему правильный научный анализ реакций человека на патогенное воздействие требует более полного знания путей и форм их становления. Это возможно только при использовании исторического метода сравнительной патологии

Осуществление эксперимента сопряжено со многими трудностями, которые обусловлены сложностью патологических процессов, невоспроизводимостью ряда патологических процессов, наблюдаемых у человека и др.

В опытах на животных невозможно создать полную модель болезни человека. Организм человека много сложнее самых высокоорганизованных животных и подвергается воздействию социальных факторов. В этой связи возникает необходимость клинической патофизиологии, которая призвана существенно дополнить экспериментальные исследования клиническими, проведенными непосредственно на больных.

И тем не менее, благодаря патофизиологическому эксперименту накоплен материал, составляющий содержание патологической физиологии. Болезни человека слишком сложны, и их механизмы спрятаны слишком глубоко. Раскрыть их трудно и даже невозможно, несмотря на применение самых современных технических средств. Простота опыта на животных является положительным моментом на определённом этапе научного анализа. Не в эксперименте на человеке, кролике, даже не на лягушке, а на прозрачной личинке морской звезды И.И. Мечников наблюдал процесс фагоцитоза.

Патологическая физиология - наука, изучающая жизнедеятельность больного организма человека и животных, т. е, физиологию больного организма. Число болезней человека выражается тысячами различных видов, вариантов, форм. Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, существует около 1000 основных групп и XVII классов большей человека. Изучение отдельных видов болезней составляет предмет частной патологии и клинических дисциплин.

Патологическая физиология изучает наиболее общие закономерности отклонений от нормального течения работы клеток, органов, систем и организма в целом при болезни. Эти наиболее общие^закономерпости выводятся на основании изучения частных результатов исследования отдельных болезней человека и животных. Изучение общих и основных отклонений от нормы в жизнедеятельности клеток, органов, организма в целом оправдывает старое название патологической физиологии - «Общая патология». В настоящее время это направление изложения материала составляет первую и вторую части курса патофизиологии под названием «Общая нозология» и «Типические патологические процессы». Третья часть курса носит название «Патологическая физиология органов и систем».

Она рассматривает наиболее общие и характерные отклонения от нормы в рамках того или иного органа или системы. Соответственно различают патофизиологию основных функций системы крови, кровообращения, дыхания, мочеотделения и т. д.

Основная задача патологической физиологии - научить студентов умению «применять естествознание у постели больного» (С. П. Боткин), т. е. разбираться в механизмах развития болезней и выздоровления, выявлять основные и общие законы деятельности органов и систем у больного человека. Необходимо не только научить будущих врачей владеть экспериментом, но и развить у них врачебное мышление, умение правильно осмысливать наблюдаемые факты и явления на основе философии диалектического материализма. В этом смысле патологическая физиология является наукой теоретической и разбирает философские аспекты медицинской науки.

Перед патологической физиологией стоит также задача вести непримиримую борьбу с идейно чуждыми направлениями в медицине, проникающими к нам из буржуазных стран.

Патологическая физиология занимает промежуточное положение в системе медицинского образования. Как и патологическая анатомия, она связывает биологические дисциплины с дисциплинами клинического профиля. Основой патологической физиологии как науки являются биология, нормальная физиология, биологическая химия. Патологическая физиология опирается также на морфологические дисциплины, так как изучение функции нельзя оторвать ОТ изучения структур клетки, органа и организма в целом.

Тесная связь и единство патологической физиологии с биологией и нормальной физиологией не означают, однако, их тождества, как пытаются доказать некоторые ученые, стоящие на метафизических позициях в понимании Взаимоотношений этих наук. Бесконечное разнообразие возможных нарушений жизнедеятельности клеток, органов, организма в целом не допускает существования «прообраза» всех этих нарушений в здоровом организме. В зависимости от болезнетворной причины, вида заболевшего животного, его реактивности и условий среды, в которой возникает заболевание, в организме создаются самые различные сочетания или комбинации нарушений функций и реактивных изменений в клетках, органах и регулирующих системах. В ходе развития этих процессов создаются, выражаясь языком кибернетики, новые «программы» жизни больного организма. «Программы» эти не предсуществуют, не «заданы» заранее, но возникают вновь в ходе развития каждой болезни. В этих «программах» часть нарушений может быть одной и той же при разных болезнях. Это - общие, неспецифические механизмы развития болезней. Все виды болезней имеют, кроме того, свои специфические механизмы, характерные только для данной группы или вида болезней (лучевая болезнь, инфекции и др.). Однако в пределах определенной группы по мере изучения механизма развития заболевания открываются новые, все более специфические отличия для каждой отдельной болезни. Степень познания специфичности определяет степень раскрытия сущности каждого вида болезни. Таким образом, общая патологическая физиология изучает общие неспецифические механизмы развития болезней или «программы» жизни, создаваемые в больном организме болезнетворной причиной и биологическими видовыми особенностями реактивности заболевшего организма.

Методы патологической физиологии

Основным методом работы патофизиологов является экспериментальный. С помощью этого метода патофизиологи издавна стремились воспроизвести на животных отдельные болезненные нарушения органов и систем, а также получить модели отдельных видов болезней человека. Например. Броун-Секар путем удаления одного или двух надпочечников у собак и других животных пытался получить модель аддисоновой болезни. Модель нарушений секреции желудочного сока при воспалении желудка у собак И. П. Павлов воспроизводил путем повреждения слизистой оболочки желудка ляписом, сулемой и другими раздражителями.

В настоящее время делаются попытки создания моделей многих заболеваний человека (инфекционные болезни, атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, пневмония, нефрит и др.). Следует подчеркнуть, что организм человека как система на много порядков выше и сложнее, чем организм самых высокоорганизованных животных - человекообразных обезьян. Поэтому моделировать болезни человека в полном объеме на животных невозможно. Однако экспериментальные модели отдельных важных звеньев в патогенезе болезней, отдельных симптомов и синдромов представляются вполне доступными. Например, моделируя гипертоническую болезнь (неврогенная, почечная и другие), можно получить лишь подобие одного важного симптома - стойкого повышения кровяного давления (гипертония), но не гипертоническую болезнь человека во всем ее объеме.

Некоторые заболевания человека ввиду их особенной сложности - психические болезни, некоторые виды опухолей (рак желудка) болезни обмена (подагра), аллергические болезни (бронхиальная астма) и др. - пока на животных получить не удается.

При экспериментальном воспроизведении моделей болезни патофизиологи используют любые применяемые в медицине методы: физические, физиологические, химические, морфологические. В последнее время широко применяются иммунологические методы исследования. С их помощью, например, воспроизводят различные повреждения сердца, лёгких, почек и других органов.

Экспериментальный метод применяется патофизиологами в виде острого (вивисекция) или хронического (метод условных рефлексов, метод создания фистул, трансплантации органов, вживления электродов в мозг» прозрачных материалов для наблюдения внутренних полостей и органов и др.)экспериментов.

При необходимости используются также методы исследования изолированных органов, культивирования тканей, отдельных клеток вне организма и др. Важным приемом является сравнительный и эволюционный метод исследования, разработанный И. И. Мечниковым.

В патологической физиологии широко используются также методы клинического наблюдения и исследования больного человека, так как опыты на животных не могут дать достаточной информации о болезнях людей.

При оценке результатов исследований применяются современные математические методы статистической обработки экспериментальных данных и наблюдений.