Переяславская рада в 1654 г постановила. Переяславская Рада: как было принято решение о присоединении к России

(продолжение)

Торжественное посольство боярина Бутурлина на Украину. – Переяславская рада 8 января 1654 года и присяга на подданство. – Отклоненное послом требование взаимной присяги. – Награды Бутурлину и его товарищам.

9 октября 1653 года, после богослужения в Успенском соборе и целования царской руки, из Москвы выехали на Украину названные выше великие и полномочные послы. При сем боярин Бутурлин наименован был наместником Тверским, а окольничий Алферьев наместником Муромским. Их сопровождала большая свита: кроме духовенства, она заключала до 50 человек стольников, стряпчих, жильцов, дворян, подьячих и переводчиков и 200 стрельцов приказа (полку) Артамона Матвеева . При стрельцах находился и сам их голова, т. е. Матвеев.

Послы снабжены были соответственными грамотами и подробными наказами, а для раздачи гетману, всей старшине Запорожского войска и высшему духовенству они везли с собой богатую соболиную казну. Дорогой их нагнал гонец с приказом: в Путивле подождать назначенные для гетмана булаву, знамя, ферязь и шапку горлатную. Прибыв в Путивль 1 ноября послы, согласно наказу, послали в Чигирин подьячего проведать, где находится гетман. Последний, как известно, находился в Жванецком походе, и великим послам, подобно Стрешневу и Бредихину, довольно долго пришлось ожидать его возвращения. Послы, впрочем, не теряли времени даром, а всеми способами усердно собирали вести о положении дел на Украине, о действиях гетмана, о поляках, крымцах и т. п.; пересылались также со Стрешневым и обо всем отправляли донесения в Москву. Между прочим, донесли, что в Миргород пришло распоряжение от, Хмельницкого строить большой дом для его жены, для чего до 500 подвод свозят из разных городов разобранные панские хоромы; а другой двор там же строят для писаря Выговского .

3 декабря в Путивль приехал из обоза под Жванцем кальницкий полковник Федоренко с казацкою свитою, привез листы от гетмана послам и предложил проводить их в Переяслав, туда приглашал гетман, а не в Чигирин потому, что этот город мал и скуден хлебом и кормом, по причине саранчи и засухи. Послы отпустили Федоренка назад, а сами оставались в Путивле, все еще ожидая из Москвы гетманских регалий и дальнейших распоряжений. Получив все это, только 20 ноября посольство двинулось из Путивля за рубеж. Тут с первого казацкого городка Корыбутова начались торжественные встречи, по гетманскому распоряжению. За десять верст от городка посольство встретил сын Федоренка с сотней казаков под знаменем и говорил приветствие. В Николаевском храме городка служили ехавшие с послами московские духовные лица; причем благовещенский дьякон Алексей «кликал многолетье» государю, государыне и благоверным царевнам; на правом клиросе «пели многолетие» священники и дьяконы монастырей Чудова и Саввы Сторожевского, а на левом местный священник с причетниками. Собравшееся в церковь население молилось и плакало от радости, «что Господь Бог велел им быть под государевою рукою». Затем подобные встречи и молебствия происходили и далее. В Красном навстречу, кроме казаков со знаменем, вышли также священники в ризах со крестами, иконами и святой водой при колокольном звоне и пушечной пальбе. Далее следовали городок Ивоница, полковой город Прилуки (где встречал полковник Воронченко), местечки Галица, Быково, Барышевка и пр. Во время своего торжественного шествия послы постоянно обменивались гонцами и грамотами с Хмельницким и Выговским.

31 декабря посольство достигло Переяслава. За пять верст его встретил переяславский полковник Павел Тетеря с сотниками, атаманами и 600 казаками при звуках труб и литавр. Сошед с коня, полковник обратился к боярину Бутурлину и другим послам с приветствием, которое указывало на его знакомство с риторикой и начиналось словами: «Благоверный благоверного и благочестивый благочестивого государя царя и великого князя Алексея Михайловича , всея Руси самодержца и многих государств государя и обладателя, его государского величия великий боярине и прочие господне! С радостию ваше благополучное приемлем пришествие» и т. д. У городовых ворот ожидало население с женами и детьми и городское духовенство со крестами и образами. Когда послы и их свита приложились к образам и окропились св. водою, протопоп Григорий также говорил им приветственное слово, которое закончил так: «Радующежеся внийдите в богоспасаемый град сей, советуйте мирная, благая и полезная всему христианству, яко да вашим благоустроением под его царского пресветлого величества тихо осеняющими крилы почиет и наше Малыя России православие». Отсюда посольство вместе с крестным ходом пешее двинулось в соборный Успенский храм, куда внесли и московский образ Спаса, отпущенный царем на Украину с послами. В соборе совершено молебствие о здравии царя, царицы и царевен. Из собора послы при пушечной пальбе в сопровождении казачества отправились на отведенное им подворье.

Гетман в то время пребывал в Чигирине и пока не ехал в Переяслав по причине трудной переправы через Днепр, по которому шли ледяные икры, и река еще не стала. 6 января в день Крещенья от Переделана был крестный ход на реку Трубеж, на Иордан; вместе с переяславским духовенством тут служили и московские, именно: архимандрит казанского Преображенского монастыря Прохор, рождественский протопоп Андреян, Саввы Старожевского поп Иона и дьяконы, Перед вечером в этот день прибыл гетман, а на следующий день и писарь Выговский. По призыву гетмана в Переяслав съехались многие полковники и сотники. Вечером 7-го числа Хмельницкий приехал на посольское подворье с Выговским и полковником Тетерею. Боярин Бутурлин с товарищи сообщил ему милостивое государево решение или указ на его челобитье (о подданстве), и условился с ним, чтобы на завтра гетман объявил указ о съезжем дворе и затем совершилась бы присяга на верность государю.

Так и было все исполнено.

Поутру 8 января сначала происходила у гетмана тайная рада из полковников и всей войсковой наличной старшины, которая тут подтвердила свое согласие на московское подданство. Затем долгое время на городской площади били в барабан, пока во множестве собрались казаки и прочие жители Переяслава на всенародную раду. Раздвинули толпу, устроили просторный круг для войска и старшины. Посреди круга стоял гетман под бунчуком, а около него судьи, есаулы, писарь и полковники. Войсковой есаул велел всем молчать. Когда водворилась тишина, гетман обратился к народу с речью.

«Панове полковники, ясаулы, сотники и все войско Запорожское И вси православные христиане! – начал он. – Ведомо вам всем, как нас Бог освободил из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного, что уже шесть лет живем без государя в нашей земле в беспрестанных бранях и кровопролитиях с гонители и враги нашими, хотящими искоренить Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей; что уже вельми нам всем докучило, и видим, что нельзя нам жити более без царя. Для того ныне собрали есми раду явную всему народу, чтоб есте себе с нами обрали государя из четырех которого вы хощете». Затем последовало указание на Турецкого султана, Крымского хана, Польского короля и Московского царя. Первые два басурмане и враги христиан; третий действует заодно с польскими панами, которые жестоко утесняют православный Русский народ. Остается единоверный благочестивый царь восточный, «Кроме его высокие царские руки, – закончил гетман, – благотишайшего пристанища не обращен, а будем кто с нами не согласует, теперь куцы хочет вольная дорога».

На эту речь весь народ возопил: «Волим под царя восточного, православного!»

Полковник Тетеря, обходя круг, на все стороны спрашивал: «Все ли так соизволяете?»

«Вси», – единодушно отозвался народ.

«Буди тако», – молвил, гетман. – «Да Господь Бог нас укрепит под его царскою крепкою рукою».

«Боже утверди, Боже укрепи, чтоб есми вовеки вси едино были!» – повторял народ.

Переяславская рада 1654 г. Картина М. Хмелько, 1951

Хмельницкий со старшиной отправился на съезжий двор, где его ожидал боярин Бутурлин с товарищи. Боярин объявил о государевой грамоте к гетману и всему войску Запорожскому и вручил ему эту грамоту. Гетман поцеловал ее, распечатал, и, отдав писарю Выговскому, велел читать вслух. После прочтения гетман и полковники выразили свою радость и свою готовность служить, прямить и головы складывать за государя. Спросив их царским именем о здоровье, Бутурлин обратился к гетману с речью, в которой изложил вкратце о постоянно возобновлявшемся челобитье его царскому величеству принять Запорожское войско под его высокую руку, о тщетных попытках царя помирить казаков с поляками и удержать сих последних от гонения на православную веру, о совершившемся согласии царя на челобитье. Закончил боярин призывом к верной службе государю и обещанием царской милости войску и обороны от врагов.

Со съезжего двора гетман и царские послы поехали в карете к соборному Успенскому храму. Здесь уже ожидали их московские духовные лица с архимандритом Прохором и местное духовенство с протопопом Григорием, которое встретило их на паперти со крестами и кадилами. В церкви духовенство, облачась в ризы, хотело начать чтение присяги по чиновной книге, присланной из Москвы. Но тут возникло некоторое затруднение или, точнее, произошло первое столкновение самодержавного московского строя с польскими понятиями и обычаями, которым не осталась чужда и Малорусская украйна.

Хмельницкий вдруг изъявил желание, чтобы московские послы именем своего государя учинили присягу не нарушать вольностей войска Запорожского, соблюдать все его состояния с их земельными имуществами и не выдавать его польскому королю. Боярин Бутурлин с товарищи ответили, что в Московском государстве подданные чинят присягу своему государю, а не наоборот, а затем обнадеживали, что царь пожалует гетмана и войско Запорожское, вольностей у них не отнимет и какими маетностями кто владел, тем велит владеть по-прежнему.

Гетман сказал, что он поговорит о том с полковниками, и пошел на двор к Павлу Тетере. Там происходило совещание, а послы и духовенство стояли в церкви и ждали. Старшина прислала Тетерю и еще миргородского полковника Сахновича, которые повторили ту же просьбу; а Бутурлин повторил тот же свой ответ, говоря: «николи того не повелось, чтобы подданным давать присягу за своего государя, а дают присягу подданные государю». Полковники указали на польских королей, которые присягают своим подданным. Послы возразили, что «того в образец ставить непристойно, потому что те короли неверные и не самодержцы», и убеждали полковников «таких непристойных речей не говорить». Полковники попробовали сослаться на казаков, которые будто бы требуют присяги. Бутурлин напомнил, что великий государь принял их под свою высокую руку по их же челобитью ради православной веры, и советовал таких людей от непристойных слов унимать. Московский боярин-дипломат при сем искусно заметил, что государь вероятно пожалует войско Запорожское еще большими милостями и льготами, чем сами польские короли. Полковники ушли; вскоре гетман и вся старшина воротились и объявили, что они во всем полагаются на милость государя и «веру (присягу), по евангельской заповеди, великому государю вседушно учинить готовы».

После того архимандрит Прохор привел к присяге гетмана и старшину по чиновной книге. По окончании ее благовещенский дьякон Алексей (вероятно, обладавший хорошим голосом) кликал государю многолетие. Многие из предстоявшего народа проливали слезы радости. Гетман с послами поехал в карете на съезжий двор, куда полковники и прочие люди пошли пешком. Там гетману вручили от царя знамя, булаву, ферязь, шапку и соболи; вручение каждой из этих вещей боярин Бутурлин, согласно своему наказу, сопровождал соответственным словом. Например, отдавая шапку, он говорил: «Главе твоей, от Бога высоким умом вразумленной и промысл благоугодный о православия защищении смышляющей, сию шапку пресветлое царское величество в покрытие дарует, да Бог здраву главу твою соблюдая, всяцем разумом ко благу воинства преславного строению вразумляет» и т. д. За гетманом роздано было «государево жалованье» (соболи и другие подарки) Выговскому, полковникам, есаулам и обозничему. Хмельницкий со старшиной возвращался к себе на двор пеший в пожалованных ему ферязи и шапке с булавою в руке, а перед ним несли развернутое знамя.

На следующий день архимандрит с освященным собором в том же храме приводили к присяге сотников, полковых есаулов и писарей, простых казаков и мещан. Затем послы вытребовали от гетмана роспись городам и местам, которыми владеет войско Запорожское, для того, чтобы в большие города ехать самим для отобрания присяги, а в иные послать стольников и дворян. В происходивших затем беседах гетмана с послами он высказывал пожелания, которые просил довести до государя. А именно: во-первых, чтобы всякий оставался в своем чину, шляхтич шляхтичем, казак казаком, а мещанин мещанином, а по смерти его маетность не отнимать у жены и детей, как то делали поляки, которые эти маетности отбирали на себя; во-вторых, учинить войско Запорожское в 60.000 человек, да хотя бы и больше того, тем лучше, потому что «жалованья они у царского величества на тех казаков не просят». Послы обнадежили гетмана царским согласием на эти пожелания. Все же имения королевские, панские, католических церквей и монастырей условлено было отобрать на государя.

Писарь Выговский продолжал усердствовать; уверял, что и в литовских городах, узнав о совершившемся в Малой России, многие поспешат также перейти под высокую царскую руку, и вызвался написать о том в Могилев к знакомому ему православному шляхтичу, а последний с могилевцами будет писать в другие города. Однако это усердие не помешало ему 12 января вместе с полковниками придти к послам и просить у них по образцу польскому письменного обязательства в том, что вольности, права и маетности казацкие не будут нарушены. Это будто бы нужно было полковникам, приехав в свои полки, показать людям, а иначе в городах будет сомнение, когда стольники и дворяне начнут отбирать присягу. Послы конечно отклонили и эту просьбу, назвав ее «делом нестаточным». Местные православные шляхтичи также явились к послам с просьбой оставить за ними разные уряды, которые они сами себе понаписали. Эта просьба также была устранена и названа «непристойною». Гетман простился с послами и уехал в Чигирин.

Сеунщиком, т. е. вестником, к государю с отписками послов отправился стрелецкий голова Артамон Матвеев.

Послы разослали стольников, стряпчих и дворян в города всех 17 малороссийских полков для отобрания присяги; а сами 14 числа отправились в Киев, куда и прибыли через два дня. За десять верст от города еще до переправы через Днепр послов встречали киевские сотники с знаменами и более тысячи казаков. А не доезжая городского валу версты полторы от Золотых ворот, они были встречены киевскими игумнами и настоятелями, выехавшими в возках и санях с митрополитом Сильвестром, черниговским епископом Зосимою и печерским архимандритом Иосифом во главе. Митрополит, как известно, совсем не радовался перемене польского подданства на московское, но должен был скрывать свои чувства. Вышед из возка, он сказал приветственное слово: в его лице, – говорил Сильвестр, – приветствуют послов Владимир Святой , Андрей Первозванный, Антоний , Феодосий и печерские подвижники . Затем поехали в Софийский собор , у которого их встретили все соборные, монастырские и приходские священники в ризах, со крестами, образами, хоругвями и святой водой. В соборе митрополит отслужил молебен о здравии царя и его семейства, а архидиакон провозглашал им многолетие. После чего боярин В. В. Бутурлин обратился с словом к митрополиту. Упомянув о прошлых неоднократных челобитьях государю гетмана и всего войска Запорожского, относительно принятия их под государеву высокую руку, он сказал, что митрополит никогда в этих челобитьях не участвовал и «царской милости себе не поискал»; а потому боярин просил, «чтобы митрополит им объявил, для какие меры великому государю он не бил челом и не писывал?» Сильвестр отозвался неведением о сих челобитных. Бутурлин именем государя спросил митрополита, епископа, архимандритов и весь освященный собор «о спасенном пребывании», т. е. о здоровье; духовные власти благодарили за эту государеву милость.

На другой день послы приводили к присяге киевских казаков и мещан. Но тщетно посылали они стольников и подьячих с требованием к присяге митрополичьих и печерских служилых шляхтичей, дворовых и мещан. Сильвестр Коссов и Иосиф Тризна отговаривались тем, что то люди вольные, служат по найму, никаких маетностей за ними нет, а потому присягать им не нужно. Целые два дня эти духовные власти упорствовали; но настойчивость московских послов взяла верх; требуемые люди были присланы и приведены к присяге. Чтобы на всякий случай сохранить за собой расположение польского правительства, митрополит завел с ним тайные сношения и указывал на то, что должен был покориться силе.

Покончив с присягой в Киеве, послы отправились в Нежин. Здесь, за 5 верст от города, встречали их полковник Золотаренко и протопоп Максим; последний говорил приветствие, потом в Троицком соборе служил молебен; а на следующий день, 24 января, происходила присяга. То же повторилось в Чернигове, где молебен служил в Спасском соборе его протопоп Григорий. Отправив князя Данила Несвицкого приводить к присяге города и местечки Черниговского полка, В.В. Бутурлин с товарищи 30 января приехал опять в Нежин, и здесь ожидал государева указа о своем возвращении в Москву. Он продолжал тщательно собирать отовсюду вести о том, что делалось на Украине, в Польше и обо всем посылать донесение государю; переписывался с гетманом, а также с князем Федором Семеновичем Куракиным, который был назначен воеводой в Киев, и вместе с товарищами, своими в Путивле поджидал прихода ратных людей.

В ночь на 1 февраля в Нежин приехал Артамон Матвеев с царской грамотой, которая приказывала Бутурлину с товарищи ехать в Москву. Того. же числа они отправились. Их ожидал самый милостивый прием за успешное исполнение «государева дела». В Калугу послан им навстречу стольник А.И. Головин, чтобы от имени государя спросить о здоровье и сказать похвальное слово. Особенная похвала воздавалась им за то, что они с достоинством и твердостью отклонили настояние гетмана и старшины о присяге на соблюдение казацких вольностей. Награждены они были щедрою рукою. Боярин В.В. Бутурлин получил дворчество с путем, золотную атласную шубу на соболях, золоченый серебряный кубок с кровлею, четыре сорока соболей и 150 рублей придачи к его окладу, который был в 450 руб. (А в путь ему назначена половина доходов с некоторых Ярославских рыбных слобод и кружечных дворов и судных пошлин, другая половина шла на государя). Окольничему Ив. В. Алферьеву пожалованы такая же шуба, два сорока соболей и 70 рублей денежной придачи к окладу (к 300 р.); а думному дьяку Лар. Лопухину шуба, кубок, два сорока соболей и некоторая прибавка к окладу (к 250 р.). «Соболи все по 100 руб. сорок», т. е. сравнительно высокой цены. Награды эти объявил им думный дьяк Алмаз Иванов за царским столом на Святой неделе, в конце марта. С таким торжественным объявлением очевидно медлили, пока были приведены к концу щекотливые переговоры с гетманским посольством о правах Малороссийского народа.

Меж тем 5 февраля царица Марья Ильинична родила сына и наследника Алексея. Это событие тотчас послужило средством соединить в общей радости и Великую, и Малую Русь. В последнюю был отправлен стольник Палтов с известительными грамотами и с милостивым царским словом, именно в Чигирин и в Киев. Гетман отвечал поздравительным посланием, низшее и высшее киевское духовенство, т. е. митрополит и Печерский архимандрит, совершили благодарственные молебствия с возглашением обычного многолетия царю, царице, новорожденному царевичу и царевнам .

По мере того как после Смуты в России было восстановлено хозяйство, укреплены государственные учреждения на местах и в центре, страна начала переходить от пассивной оборонительной внешней политики к активным действиям за пределами своих границ. И действия эти были в основном успешными.

Как известно, со времен Ивана III Московская Русь стала высказывать претензии на обладание православными землями, входившими некогда в Киевскую Русь. Жители этих западных и южных древнерусских земель и в XVII в. именовали себя русскими. В тоже время, с XIV в. шел процесс складывания самостоятельных белорусской и украинской народностей, формировались их самостоятельные языки, культура, обычаи, национальный характер. В XIII-XIV вв. белорусские и украинские земли вошли в состав Великого княжества Литовского, а с образованием по Люблинской унии 1569 г. Речи Посполитой бывшая Западная и Южная Русь вошли в это единое польско-литовское государство.

К XVII в. украинское и белорусское население стало чувствовать на себе возрастающее тройное давление: национальное, социальное и религиозное. Вся совокупность прав и привилегий была у католического польского и литовского шляхетства (дворянства), и особенно у крупных землевладельцев аристократов - магнатов. Суровое польское крепостное право стало распространяться на украинские и белорусские земли с появлением там поместий польских панов. Польский закон позволял панам даже убивать своих крепостных холопов. Католичество в Речи Посполитой было основной религией, православный «русский народ», как и протестанты, подвергались гонениям и принуждению к переходу в католицизм.

Естественно, что в таких условиях зародилась национально-религиозная оппозиция «русского народа» польско-литовскому господству. Российские претензии и помощь Москвы постоянно подпитывали силы недовольных.

ЗАПОРОЖЦЫ. ЗА ВЕРУ И ВОЛЮ

Сами же они обладали значительной вооруженной силой. Это было запорожское казачество, живущее на южных, опасных близостью к татарам, окраинах. Столица запорожского войска - Запорожская Сечь, служила постоянным центром, где находилась казацкая вольница, готовая к набегам на татар, турок и на самих поляков. Хотя казаки, записанные в королевский список - реестр, считались на службе у короля Речи Посполитой и получали за то жалованье деньгами, хлебом, порохом и оружием, они часто восставали, когда считали, что их права ущемлены. Тем более с ростом крепостничества на Украине к Днепру, за пороги, бежали крестьяне и холопы. Нереестровое казачество за счет них росло. Эти новые запорожцы жили, нанимаясь к зажиточным казакам, занимались ловлей рыбы, охотой, но, как и голутвенные казаки Дона, нереестровое запорожское казачество чаще промышляло военными набегами.

В 1630 г. Речь Посполитая вдруг осознала, что от этой вольной пограничной стражи слишком много опасности, и пыталась держать казаков в узде. На границе с казачьими землями построили крепость Кодак, поместили туда немецкий наемный гарнизон. Целью гарнизона было препятствовать проникновению беглых в Запорожье и сдерживать активность самих запорожцев, стремящихся на север.

Крепость мало помогла. Ее вскоре уничтожили вместе с гарнизоном восставшие нереестровые казаки во главе с атаманом Иваном Сулимой. А за 5 лет до этого отгремело восстание казаков Тараса Федоровича. Бунтовали казаки под предводительством Павлюка и Острянина в 1637-1638 гг. Все эти выступления были подавлены, но подавлены с трудом.

Власти Речи Посполитой уничтожили выборность верховного запорожского атамана - гетмана, а также выборность прочих высоких казачьих должностей. Теперь король назначал запорожских вождей. Десять лет стояла тишина. Это была обманчивая тишина - та, что обычно наступает перед бурей.

Буря грянула в 1648 г., когда очередное восстание запорожцев выплеснулось за пределы запорожской казачьей области, охватило всю Украину и превратилось в национально-освободительную войну, знаменем которой стала защита православия.

Возглавил борьбу Богдан Хмельницкий. Он происходил из украинских шляхтичей. Когда-то Богдан занимал второй по значимости в запорожском войске пост войскового писаря. Поляки лишили Хмельницкого этого поста. Богдан имел все основания ненавидеть панов: один польский шляхтич дотла сжег его поместье и засек до смерти 10-летнего сына.

Войско Богдана двинулось за пределы Сечи. В мае 1648 г. оно дважды в битвах у урочища Желтые Воды и у Корсуни разгромило коронную армию Речи Посполитой. Весть о победах привлекла к Хмельницкому повстанцев со всей Украины. У него возникла массовая народно-казацкая армия. Союзником Хмельницкого выступил крымский хан. После битв у Пилявец (сентябрь 1648) и у Зборова (август 1649) король вынужден был поставить вопрос об автономии части украинских земель. Богдан не очень хотел идти на эти переговоры, но хан, получивший от поляков подарки, настаивал, угрожая встать на сторону Речи Посполитой.

По Зборовскому договору, число реестровых казаков увеличивалось почти в 4 раза (до 40 тыс. человек). Хмельницкий управлял Запорожьем и Восточной Украиной.

Но Богдан тогда уже грезил о великом украинском княжестве, включавшем все южнорусские земли. Беглые крестьяне, не попавшие в новый реестр, не желали возвращаться в крепостную неволю. Они жаждали биться с панами за веру и волю. Старшина и православные украинские шляхтичи не прочь были совсем вытеснить польских и литовских помещиков с украинских земель, они не хотели ограничиваться только уравниванием в правах с католическим шляхетством.

В итоге началась новая война украинцев с польскими войсками. Шла она не так успешно, как первая. В решающем сражении под Берестечком (в июне 1651) опять подвел союзник украинцев - крымский хан. Когда уже казалось, что народная армия вот-вот победит, он насильно увез с поля битвы Хмельницкого и отвел свою конницу. Белоцерковский мир, заключенный в сентябре 1651 г., сократил территорию, на которую распространялось гетманское управление; реестр казаков был снижен до 20 тыс. человек.

Ясно, что этот мир был только передышкой. В Польше раздавались голоса, требовавшие покончить с запорожскими разбойниками окончательно. Богдан и старшина понимали, что для продолжения борьбы нужен надежный союзник. Хмельницкий не раз посылал гонцов к царю Алексею Михайловичу, которого звал не иначе, как «великий царь восточный», с просьбой взять восставшие территории под свою руку. В Москве медлили, потому что еще свежа была в памяти катастрофа под Смоленском, а принятие такого решения означало непременную новую войну с Речью Посполитой.

В 1653 г. настал решительный момент. Украинцы опять воевали с панами. Крымский хан опять им изменил в самый решающий момент битвы у Жванца (1653). За огромную сумму хан перешел на сторону Речи Посполитой. Без поддержки России выиграть войну с панами и крымцами войска Хмельницкого не имели шансов.

В Москве собрали Земский собор. 1 октября 1653 г. он принял решение о присоединении Украины к России. 8 января 1654 г. Украинская рада в г. Переяславле также одобрила воссоединение Московской и Южной (или как тогда говорили Малой) России.

РЕШЕНИЕ ЗЕМСКОГО СОБОРА О ВОССОЕДИНЕНИИ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ

В прошлом во 161-м году мая 25 по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца говорено на соборех о литовском и о черкаском делех. А в нынешнем во 162-м году октября в 1 день великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец указал о том же литовском и о черкаском делех учинити собор, а на соборе быти великому государю святейшему Никону, патриарху московскому и всеа Русии, и митрополитом, и архиепискупом, и епископом, и черным властем, и бояром, и окольничим, и думным людем, и стольником, и стряпчим, и дворяном московским, и дьяком, и дворяном, и детем боярским (выборным) из городов, и гостем, и торговым и всяких чинов людем. И указал государь им объявити литовского короля и панов рад прежние и нынешние неправды, что с их стороны делаютца к нарушенью вечного докончанья, а от короля и от панов рад исправленья в том не бывало. И чтоб те их неправды ево государевым Московского государства всяких чинов людем были ведомы. Также и запорожского гетмана Богдана Хмельницкого присылки объявити, что они бьют челом под государеву высокую руку в подданство. И что ныне король и паны рады при государевых великих послех по договору исправленья не учинили и отпустили их без дела. <…>

Да в прошлых годех присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и все Войско Запорожское посланников своих многижда, что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую веру греческаго закона и на святые божии восточные церкви востали и гонение учинили большое. И их, запорожских черкас, от истинной православной християнской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви божии запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые божии церкви против их стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку. <…>

И выслушав, бояре приговорили: за честь блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и за честь сына его государева, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии, стояти и против польского короля война весть. А терпети больше того нельзя, потому что многие годы в королевских грамотах и в порубежных листех писали их государские имянованъя и титлы мимо вечного докончанья и посольского договору, со многою пропискою.

«БОЖЕ УТВЕРДИ, БОЖЕ УКРЕПИ, ЧТОБ МЫ НАВЕКИ БЫЛИ ЕДИНО!»

«После такого земского приговора, царь послал в Переяславль боярина Бутурлина, окольничего Алферьева и думного дьяка Лопухина принять Украину под высокую руку государя. Послы эти прибыли на место 31 декабря 1653 года. Гостей с достодолжной почестью принял переяславский полковник Павел Тетеря.

1 января прибыл в Переяславль гетман. Съехались все полковники, старшина и множество казаков. 8 января, после предварительного тайного совещания со старшиной, в одиннадцать часов утра, гетман вышел на площадь, где была собрана генеральная рада. Гетман говорил:

«Господа полковники, есаулы, сотники, все войско запорожское! Бог освободил нас из рук врагов нашего восточного православия, хотевших искоренить нас так, чтоб и имя русское не упоминалось в нашей земле. Но нам нельзя более жить без государя. Мы собрали сегодня явную всему народу раду, чтоб вы избрали из четырех государей себе государя. Первый - царь турецкий, который много раз призывал нас под свою власть; второй - хан крымский; третий - король польский, четвертый - православный Великой Руси, царь восточный. Турецкий царь басурман, и сами знаете: какое утеснение терпят братия наша христиане от неверных. Крымский хан тоже басурман. Мы по нужде свели было с ним дружбу и через то приняли нестерпимые беды, пленение и нещадное пролитие христианской крови. Об утеснениях от польских панов и вспоминать не надобно; сами знаете, что они почитали жида и собаку лучше нашего брата-христианина. А православный христианский царь восточный одного с нами греческого благочестия: мы с православием Великой Руси единое тело церкви, имущее главою Иисуса Христа. Этот великий царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной церкви в Малой Руси, не презрел наших шестилетних молений, склонил к нам милостивое свое царское сердце и прислал к нам ближних людей с царской милостью. Возлюбим его с усердием. Кроме царской высокой руки, мы не найдем благотишнейшего пристанища; а буде кто с нами теперь не в совете, тот куда хочет: вольная дорога».

Раздались восклицания:

«Волим под царя восточного! лучше нам умереть в нашей благочестивой вере, нежели доставаться ненавистнику Христову, поганому».

Тогда переяславский полковник начал обходить казаков и спрашивал: - Все ли тако соизволяете? - Все! - отвечали казаки.

«Боже утверди, Боже укрепи, чтоб мы навеки были едино!» Прочитаны были условия нового договора. Смысл его был таков: вся Украина, казацкая земля (приблизительно в границах Зборовского договора, занимавшая нынешние губернии: Полтавскую, Киевскую, Черниговскую, большую часть Волынской и Подольской), присоединялась под именем Малой России к Московскому государству, с правом сохранять особый свой суд, управление, выбор гетмана вольными людьми, право последнего принимать послов и сноситься с иноземными государствами, неприкосновенность прав шляхетского, духовного и мещанского сословий. Дань (налоги) государю должна платиться без вмешательства московских сборщиков. Число реестровых увеличивалось до шестидесяти тысяч, но дозволялось иметь и более охочих казаков».

ВОЙНА С ПОЛЬШЕЙ

Московские войска вступили на территорию Украины и Белоруссии. Последняя также бунтовала против панов, но, не имея казачества, была лишена костяка, вокруг которого можно было бы создать народную армию. Царь Алексей находился при войсках. За 1654 г. москвитяне заняли Смоленск, 33 белорусских города, в том числе и Полоцк, и вторглись в пределы Литвы. На юге успешно действовало русско-украинское войско. Казалось, разгром Речи Посполитой близок. Тем более, что у нее появился еще один враг. Швеция напала на Польшу летом 1655 г. и захватила многие польские земли вместе со столицей Варшавой.

В Речи Посполитой ряд магнатов и часть панов стали считать, что лучше договориться с Московией, может, даже объединиться с ней в личную унию, выбрав на престол Речи Посполитой Алексея Михайловича или его сына царевича Алексея. Так и войну с Русью можно кончить, и одолеть шведского короля Карла X. Эти идеи пришлись по душе в московских верхах, несмотря на протесты Хмельницкого, не желавшего мира с Речью Посполитой ни на каких условиях.

ВОЙНА С ШВЕЦИЕЙ 1656-1658 ГГ.

Ожидая смерти престарелого польского монарха и выборов нового короля, Россия заключила с Польшей перемирие (октябрь 1656) и принялась воевать с Швецией, надеясь вернуть себе выход к Балтике.

Вначале война шла успешно. Русские захватили Дерпт, Динабург, Мариенбург, осадили Ригу. Однако взять Ригу московские полки не смогли. В Польше тем временем восторжествовали противники ориентации на Россию. Они заключили мир со Швецией и объявили войну Московскому царству. Планы унии таким образом оказались похороненными, а Россия стояла перед войной на два фронта, чего она себе позволить не могла. Уже чувствовалась усталость и войск, и народа, задавленного налогами, средства от которых поглощала эта длительная борьба.

России пришлось пойти на уступки Швеции. В 1658 г. заключили перемирие, а в 1661 в Кардиссе - мир. Россия по нему ничего не потеряла из того, что имела перед русско-шведской войной, но ничего и не приобрела. Захваченные прибалтийские крепости москвитяне вернули шведскому королю.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ВОЙНЫ ЗА УКРАИНУ

С переменным успехом пошла война России с Речью Посполитой на Украине. Русские силы были вытеснены из Литвы и Белоруссии. Речь Посполитая контролировала Правобережную часть Украины. А в Москве уже отшумел медный бунт, неспокойно было на казачьем Дону и окраинах.

На Левобережную Украину, где сохранялось гетманское правление, приехало множество московских воевод и приказных людей. Москвичи не очень считались с украинской самобытностью, так как полагали, что Украина уже такая же часть России, как и все другие. Все это огорчало тех, кому совсем не таким виделся союз Украины с «великим восточным царем». Расхождение своих и московских взглядов на отношения Москвы и Украины почувствовал еще Богдан Хмельницкий. Когда гетман выпивал лишнее, он плакал, сердился на «москалей», говорил: «Не того я хотел!» Многие последователи гетмана, в частности сын Богдана - Юрий Хмельницкий, пытались «отложиться» от Москвы. Кто-то из них надеялся на автономию (внутреннее самоуправление) при польском покровительстве (гетман Иван Выговский), кто-то - при крымском или турецком (гетман Иван Брюховецкий), но Московия, опираясь на своих украинских сторонников, крепко держала вновь приобретенные земли. Главным достоинством Москвы в глазах простого украинского народа стало исчезновение с украинской земли, подвластной русскому царю, польских панов и их крепостного права.

ИТОГИ ВОЙНЫ ЗА УКРАИНУ

Война России и Речи Посполитой истощала ресурсы обеих стран. Наконец с поляками вступили в длительные переговоры. Они завершились 30 января 1667 г. Андрусовским перемирием, заключенным на 13,5 лет. Переговоры с русской стороны успешно вел Ордин-Нащокин. Россия получила Смоленск и все украинские земли по левому восточному берегу Днепра. Киев, стоящий на правом берегу Днепра, был отдан России временно, на 2 года. Впрочем, Московское царство Киев в положенный срок не вернуло, а закрепило за собой. Запорожье находилось в совместном управлении Москвы и Речи Посполитой, однако московское влияние было там сильнее.

Переяславская рада 1654 г. (кратко)

В январе 1654 года Запорожское войско и Русское царство провели переговоры, которые историки стали называть Переяславской радой. Данное историческое событие имело огромное значение как для России, так и для Украины.

Всё начиналось с того, что после нескольких попыток Украины дать окончательный отпор полякам Б. Хмельницкий решил попросить помощи у России. Рассмотрев казачью просьбу, Русское царство приняло решение о проведении мирных переговоров в городе Переяславле, для обсуждения всех сторон.

Тридцать первого декабря Василий Бутурлин вместе с российским посольством прибыл в город. Спустя семь дней туда же приехал и Богдан Хмельницкий во главе казаков.

Переговоры велись довольно напряжённо и не один час. В итоге казацкий старшина вместе с гетманом согласились дать присягу московскому царю Алексею Михайловичу. При этом, в тот день присягу принесли лишь около трёхсот человек, включая Богдана Хмельницкого. Однако, условия договора предполагали ответную присягу с российской стороны. Бутурлин же не захотел делать это от имени царя, отвечая «кто я такой, чтобы решать за голову великого государя». Данный часто исключаемый историками факт для многих современных историков довольно важен: ведь он и повлиял позже (спустя два года) на решение России заключить перемирие с Польшей.

После приезда Бутурлина в Россию казаки начали составлять собственные условия на которых они согласны быть подданными России. Так был написан список из одиннадцати пунктов и в марте 1654 года он был отправлен в Москву с Павлом Тетерей и Самойлом Богдановичем (судьями Запорожского войска).

В Москве список был пересмотрен, а сами пункты были дополнены. Так был сформирован Переяславский договор, который долгое время был известен в истории под названием «Мартовские статьи».

В число основных решений Переяславской рады входили:

  • увеличение казачества до шестидесяти тысяч человек;
  • Россия обязывалась осуществлять защиту Украины от Польши и татар;
  • сохранялись все вольности и права Запорожского войска;
  • высшие духовники Украины имели отныне царские привилегии;
  • объединение усилий России и Украины против татар;
  • налоги Украины отходили в московскую казну;
  • Запорожское войско могло контактировать с иными державами при условии одобрения царя по уведомлению;
  • Россия обязывалась содержать крепость Кодак.

Интересные материалы:

Еще в 1650 году патриарх константинопольский Партений ІІ и патриарх иерусалимский грозили Б. Хмельницкому анафемой, если он не примет протекцию православного московского царя. Безвыходное положение Украины в 1653 году не оставляло надежд на мир с Польшей, а турецко — татарский протекторат виделся массам неприемлемым. Поэтому гетман весной- летом 1653 года активизировал дипломатические отношения с царем.

1 октября 1653 г. в Москве на последнем в истории России Земском соборе было принято решение: объявить войну Речи Посполитой под предлогом притеснений православных на землях Украины. Одновременно царь

« изволил… принять гетмана Б. Хмельницкого и все Войско Запорожское с городами и землями…под свою государеву руку.»

На старшинской раде в Переяславе 8- 12 января 1654 года присутствовали 12 полковников, и пять генеральных старшин во главе с гетманом, представители мещанства из Переяслава, Киева и некоторых других городов.

Не прибыли на раду 5 полковников, митрополит Коссов, выразивший недовольство тем, что Б. Хмельницкий не советовался с ним по поводу предстоящего соглашения.

Глава посольства России В. Бутурлин передал гетману грамоту царя, в которой говорилось о взятии Войска Запорожского под опеку монарха с обещанием сохранить все привилегии и защитить от врагов.

Создавалась конфедерация под верховенством России для борьбы с внешним врагом. После присяги на верность, которую дали гетман, полковники и Бутурлин, присягнули около 100 сотников и 184 казака, а мещан Переяслава вынудили дать клятву верности силой. Затем делегация России приводила к присяге население в 177 населенных пунктах, хотя в четырех полках сделать этого не удалось. Неизвестно, присягала ли Запорожская Сечь.

Историками сущность Переяславской Рады оценивается по-разному: как личная уния гетмана и царя, отношения типа «сюзерен-вассал», военно-политический союз, начало присоединения Украины к России и т.д.

Разработанная в 1953 г. идеологически ангажированная формула «воссоединения Украины с Россией» после 1991 года подвергается серьезной критике.

В марте 1654 г. гетманское посольство во главе с генеральным судьей Богдановичем и переяславским полковником П. Тетерей доставили в Москву на утверждение царя «Просительные статьи» из 23 пунктов, а также пять документов о привилегиях казачества, данные ранее королями Речи Посполитой.

Не получив согласия на одобрение всех просительных пунктов, послы гетмана 21 марта подали Алексею Михайловичу общий документ из 11 статей:

1 статья. – Право украинцев избирать старшину из своего круга и через них вносить подати в царскую казну.

2 статья – размеры платы царской власти казаческой старшине.

3 статья — жалование казаческой старшине угодий для пропитания

4 статья — размеры трат казны на казацкую артиллерию

5 статья — право Войска Запорожского иметь дипломатические отношения с другими государствами, кроме Турции и Польши.

6 статья — утверждение имений киевского митрополита.

7 статья — отправления российских войск под Смоленск.

8 статья — отправление российских войск на польскую границу.

9 статья — размеры платы казацкой старшине, о которой не упоминалось в статье второй и рядовым казакам.

10 статья — приказ донскому казачеству не нарушать мира с Крымским ханством, пока оно не станет союзником Войска Запорожского.

11 статья — обеспечение порохом и провиантом казацкий отряд у крепости Кодак и Запорожской Сечи.

На этот раз возражений не последовало.

В целом текст письменного соглашения был продуман недостаточно хорошо, допускал двоякие толкования, выглядел составленным на неопределенное время. С точки зрения формального права, Гетманщина сохраняла широкую автономию в управлении, системе экономических соглашений, судопроизводстве, в собирании налогов и пошлин, прав всех сословий, имела 60- тыс.

реестр. Не была классифицирована форма подданства Войска Запорожского царю, подчиненность православной церкви или ее независимость от Московского патриархата.

В свою очередь царь получал право держать в Киеве 15- тыс.

гарнизон во главе с воеводой, контролировать связи гетмана с Польшей и Турцией, не платить жалование казацкому войску. Стороны по — разному понимали один и тот же договор и перспективы дальнейших взаимоотношений.

Весной 1654 г. московско-украинские отряды вступили на территорию Белоруссии и отвоевали ее большую часть у поляков. К осени боевые операции переместились в Юго-Западную Украину. Но попытки Б. Хмельницкого закрепить за собой белорусскую территорию встретило отпор царя, считавшего эти земли своими.

Военные победы России в боях с Речью Посполитой вызвали беспокойство короля Швеции Карла Густава.

Он поспешил объявить войну Польше. Речь Посполитая разрываемая на части шведами, русскими, украинцами, была на грани развала. Перед гетманом открылись новые дипломатические и военные перспективы. От неизбежного разгрома Польшу спасло Крымское ханство, которое прислало на помощь свои войска. Положение сторон резко изменилось в конце 1655 г., после тяжелых боев под Варшавой войска Польши, Швеции и Бранденбургского курфюрста понесли тяжелые потери.

В январе 1656 г. Швеция и Польши заключили мир. Среагировал на изменение ситуации и царь. С конца 1655 г. наблюдалось сближение России с Польшей, результатом которого стало заключение в ноябре 1656 г.

Виленского мирного договора. Согласны ли украинцы на мир с поляками — о том их не спросили, а присланную делегацию на переговоры не пустили. Когда стало ясно, что царь готов пожертвовать интересами Украины, гетман и казацкие полковники открыто обвинили его в предательстве и нарушении условий Переяславского соглашения.

За этим разочарованием не преминули последовать и другие. Объединенный украинско-трансильванский поход на Польшу закончился грандиозным провалом.

Казачество взбунтовалось, обвинив во всех своих несчастьях Хмельницкого. Неутешительные известия ускорили кончину недомогавшего Хмельницкого.

Мартовские статьи 1654 года (Статьи Богдана Хмельницкого)

Главный итог 1648-1657 гг.- создание автономной по статусу Украинской полудержавы, с территорией, рубежами, населением, органами власти, вооруженными силами, правовыми нормами, признанием ее рядом близлежащих стран де-факто.

Наметился процесс экономической интеграции украинских земель, произошло продвижение общества по пути прокапиталистического развития. Однако такое развитие не устраивало империалистических соседей Украины — Польшу, Россию, Турцию в блоке с Крымским ханством, поэтому они сделали все, чтобы торпедировать благоприятный для украинской государственности исход.

Мартовские статьи Богдана Хмельницкого

Такого же типа были договоры, которые заключал Хмельницкий с Крымом, Турцией. Григор Орлик писал: «Хмельницкой принял опеку московского царя для края и нации всем правилам свободной нации.
Хмельницкий понимал, что для успеха восстания необходима поддержка извне.

Поэтому он все больше внимания обращал на внешнюю политику. Первую свою депломатичну победу гетман получил, привлекая к союзу с казаками крымских татар. Но этот союз оказался ненадежным. К тому же он не решил ключевой для Богдана Хмельницкого проблемы взаимоотношений между Украиной и Речью Посполитой.

Сначала гетман еще не был готов к циловитого разрыва. Целью его отношений с Речью Посполитой, гибким представителем которой был большой православный магнат Фадам Кисель, заключалась в том, чтобы получить автономию для украинского козатства, путем превращения его в отдельный и равноправный состояние Речи Посполитой.

Но упрямая нежелание шляхты признать бывших подданных равными себе в политическом отношении исключала возможность достичь этой цели.
По мнению Хмельницкого, удобным кандидатом на роль защитника и покровителя Украины на международной арене был турецкий султан.

Он был достаточно мощным для того, чтобы отражать в поляков желание нападать на Украину, и одновременно слишком отдаленным, чтобы открыто вмешиваться в ее внутренние дела. Следовательно, в 1651 году после учета посольствами Оттоманской Порта формально приняла своими вассалами гетмана и Войско Запорожское на таких же условиях превосходства, которые имели Крым, Молдавия и Валахия. Однако из-за распространенной среди украинском ненависть к «бугорманив» и внутренние изменения в самой атаманскую Порте это соглашение так и осталась неосуществленной.

Значительно более популярным кандидатом на роль попровителя Украины был православный Московский царь. С начала повсстання Хмельницкий уговаривал царя во имя общей для них православной веры прийти на помощь. Но Москва реагировала очень осторожно.

Потерпев тяжелые потери в недавней войне с Польшей, московиты предпочитали подождать. Однако в 1653 году, когда украинцы стали погронзуваты, что предпочтут таманскому варианта, московиты не могли больше медлить с решением. Царь Алексей Михайлович созвал Земский собор, который решил, что ради православной веры и святой церкви Божьей, государю следует принять их под высокую руку. Принимая это решение, московиты также надеялись отобрать некоторые захваченные Польшей земли, использовать Украину как буфер против Оттоманской империи и вообще расширить свое влияние.

и заявил, что лучшим для цьогго есть православный царь. Доволен тем, что выбор пал на православного царя, толпа одобрительно отозвался на речь гетмана. Тогда Батурлин, Хмельницкий и присутствует казацкая старшина вошла в городскую церковь, чтобы скрепить это решение общей присягой.
И неожиданный случай завел дело в тупик. По принятой в Польше традиции Хмельницкий надеялся, что присягать обе стороны, — украинцы поклянется на верность царю, а тот пообещает защищать их от поляков и уважать их права и привилегии.

Но Батурлин отказался присягать от имени своего монарха, в отличие от польского короля — царь есть монархом и соводержавцем и не присягает своим подданным. Раздраженный отказом Батурлина, Хмельницкий гордо вышел из церкви, пригрозив вообще отменить соглашение.

Однако Батурлин упорно стоял на своем. Наконец боясь потерять поддержку царя через, казалось бы, прямехонько формальность, Хмельницкий согласился все таки дать клятву.
Вскоре после того по 117 городах Украины было разослано царских чиновников, перед которыми 127000 людей поклялись на верность царю Алексею Михайловичу.

и его преемникам. Полный драматизмуинцендент в Переяславской церкви осветил отличие политических ценностей и традиций с которыми обе стороны подошли к заключению соглашения. Но несмотря на все эти различия подписания Переяславского соглашения стало поворотным пунктом в истории Украины, России и всиех Восточной Европы. Ранее изолированная и отсталая Московия сделала гигантский шаг вперед на пути превращения в великую державу.

МА́РТОВСКИЕ СТАТЬИ́ 1654

А судьба Украины во всем — хорошем и дурном — неотъемлемо связанной с судьбой России.
Отдельно после всех статей определялась общая плотность казацкого войска (реестр) в 60 000 человек, а также, что украинцы сами между собой разбор сделают: кто будет казак, а кто будет мужик.
þ о принятии Украины в состав российского государства, подтверждающий ответ прав и вольностей ее населения, отпуск из Москвы украинских послов и посылку гетману военной печати;
В этих трйох грамотах было удовлетворено почти все требования, которые содержались в «Просительських статьях», но не вошли в «Мартовские статьи».

В частности было предусмотрено нерушимость «древних прав», сохранения на Украине собственного судоустройства, право казаков самостоятельно выбирать гетмана по давнему обычаю, закрепление за казаками и ии потомками надлежащих ии имений и тому подобное.

«Мартовские статьи» и дополняющие их царские грамоты вместе рассматриваются как договор Украины с Россией. Оригиналы всех указанных документов не сохранились, но содержание их не вызывает сомнения, поскольку до нас дошло ряд переводов, чорнеток, рабочих записей московских чиновников и других источников.

ru | vyz.com.ua/istoriia-ukrainy/item…nitskogo-referat

Мартовские статьи

Евгений Шнкаренко

Украинский-московский договор / Мартовские статьи / 1654 года — историко-юридическая и историческая оценка
# # # # # # # # # # # #

Казацкая делегация привезла в Москву грамоту Б. Хмельницкого к царю и проект договора / статей /, который содержал 23 пункта. По мнению украинского историка и юриста А. Яковлива, в проекте "гарантировалась полнота внутренней автономии государства и устранялось любое вмешательство власти московского царя во внутренние дела Украины".

21 марта было ратифицировано новую редакцию статей, в документе уже оставалось только 11 статей. Эти статьи были подтверждены жалованной грамотой царя от 27 марта 1654

Следовательно, договор / или, как считает Я.

Дашкевич просто статьи согласованы московским царем / 1654 г. между Украиной и Московским государством заключался не по привычной для нашего времени дипломатической моделью межгосударственных договоров, т.е. как единый акт за подписью обеих сторон. Условия договора 1654 г. содержатся в двух разных по форме актах: 11-ти статьях от 21 марта и обобщающей царской жалованной грамоты гетману и войску Запорожскому от 27 марта.

Со стороны Украины договор был изложен в форме "челобитной", а со стороны России — в форме "жалованную", т.е. царских указов. Такая форма документов была в определенной степени данью времени, а по своей сути договор был соглашением двух государств.

По этому договору:

Верховной властью и главой Украинского государства был гетман, который избирался "по выбору Войска Запорожского одживотно" на казацкой раде; царя имели лишь извещать о выборах, а гетман должен был принести присягу царю перед царским посланником в Украине.

Судопроизводство "Подтверждено права и вольности военные, как из веков бывало в Войске Запорожском, которые своими правами судились и вольности свои имели в добрах и судах".

Таким образом, подтверждалась тезис о полной независимости от царского правительства войска Запорожского в сфере судопроизводства.

Фискальная система. Налоги Эта проблема вызвала наибольшие споры.

Москва настаивала, чтобы налоги с Украиной собирали царские чиновники для царской казны. Б. Хмельницкий (соответственно и казацкая делегация) настаивал платить Москве разовую денежную дань за военную помощь.

В результате дискуссий пришли к компромиссу — решено было единовременную денежную дань заменить сбором налогов украинской стороной с передачей их лицам, назначенным царем. Таким образом, фискальные права Украине сохранялись, оставался военный сокровище. Москве не было разрешено собирать налоги, она только принимала часть собранного военным скарбом. Вместе с тем, царское правительство имело платить "жалованную" войску Запорожскому, если использовал его за пределами Украины.

Царские военные гарнизоны в Украине Согласно договору царский воевода с войском (3 тыс.) имели располагаться в Киеве, не вмешиваться во внутренние дела Украины и воздерживаться свой счет.

Не зная, когда Москва начнет боевые действия против Польши, Б. Хмельницкий рассматривал появление военной заставы как демонстрацию перед другими государствами и прежде всего перед Речью Посполитой явного союзника в войне.

Международные отношения.

Переяславская Рада и мартовские статьи 1654 года

Б. Хмельницкий отстаивал требование полной дипломатической самостоятельности Украины, права дипломатических отношений со всеми государствами. Москва наложила некоторые ограничения на эти требования украинской стороны. Украина не должна была иметь активные дипломатические отношения с Турцией и Польшей, а также сообщать о дипломатических сношениях с другими государствами.

Военные и военные вопросы.

Большинство статей договора были посвящены именно военным проблемам (средства удержания генеральной и полковой старшины, военной пушки, армии в 60 тыс. казаков).

Следует добавить, что украинская оригинал договора 1654 года до сих пор не найдено, / во время Руины весь гетманский архив был уничтожен / есть только списки-переводы на русском языке, копия одного из них передана российским Презедент Б.

Среди историков до сих пор не утихают дискуссии по поводу историко-юридической оценки сути украинский-московского договора 1654 г. Спектр толкований этого соглашения чрезвычайно широк, но наиболее распространенными являются пять из них:

— "Уния" (независимые государства, имеющие собственные правительства, но признают власть одного монарха);

— Вассальная зависимость Украины от России;

— Автономия Украины в составе России;

— Военный союз между Украиной и Россией;

— Воссоединение украинского и русского народов.

Интересный подход к трактовке сути договора выразили современные исследователи В.

Смолий и В. Степанков, утверждая, что он "скорее всего, предусматривал создание под верховной властью короны Романовых конфедерации двух государств, направленной против внешнего врага".

Можно согласиться с оценкой известной исследовательницы этой проблемы О. Апанович, что он не был для Украины ни трагедией, ни позором. Совершенно очевидно, что каждая из сторон видела в договоре средство для реализации собственных целей.

Значение договора состоит в следующем:

В международном плане он показал юридическую форму обособления и независимость Казацкой Украины от Речи Посполитой.

2. Договор служил правовым признанием Россией внутренние-ополитичнои суверенности Украинского государства. Формально договор просуществовал до 1658 г., когда И. Выговский, заключив Гадячский договор с Польшей, пытался разорвать отношения с Москвой.

Со стороны России в результате заключения Андрусовского соглашения (1667р.) было вероломно нарушено украинское-московский договор 1654 г.

Кампания 1654-1655 годов

Начало войны в целом было успешным для объединенных русских и казацких сил. На театре военных действий в 1654 году события развивались следующим образом.

15 мая в Вязьму отправились воеводы передового и караульного полка, на следующий день выступили воеводы большого и сторожевого полка, а 18 мая выступил сам царь. 26 мая он приехал в Можайск, откуда через два дня выступил в сторону Смоленска.

4 июня до царя дошла весть о сдаче русским войскам без боя Дорогобужа, 11 июня - о сдаче Невеля, 29 июня - о взятии Полоцка, 2 июля - о сдаче Рославля.

Вскоре предводители шляхты этих поветов были допущены «к руке» Государя и пожалованы званиями полковников и ротмистров «Его Царского Величества».

20 июля получено известие о взятии приступом Мстиславля, в результате которого город сожгли, 24 июля - о взятии войсками Матвея Шереметева городов Дисны и Друи.

2 августа до государя доходит весть о взятии Орши. 9 августа боярин Василий Шереметев дал знать о взятии города Глубокого, а 20 числа - о взятии Озерища. 16 августа неудачей закончился приступ Смоленска. 12 августа в битве под Шкловом «ертоул» князя Юрия Барятинского из полка князя Якова Черкасского принудил к отступлению армию Великого Княжества Литовского под командованием Януша Радзивилла.

20 августа князь А. Н. Трубецкой разбил войско под командованием Великого гетмана Радзивилла в битве на реке Ослик (за селом Шепелевичи, в 15 верстах от города Борисов), в этот же день наказной гетман Иван Золотаренко сообщил о сдаче поляками Гомеля.

В Могилёве горожане отказались впускать войска Януша Радзивилла, заявив, что «мы де все будем битца с Радивилом, пока нам станет, а в Могилев Радивилла не пустим», а 24 августа «могилевцы всех чинов люди встречали честно, со святыми иконами и пустили в город» русские войска и белорусский казачий полк Ю.

Поклонского. 29 августа Золотаренко сообщил о взятии Чечерска и Пропойска. 1 сентября царь получил весть о сдаче поляками Усвята, а 4 сентября о сдаче Шклова.

10 сентября прошли переговоры с поляками о сдаче Смоленска и 23 сентября город сдался. 25 сентября состоялся царский пир с воеводами и сотенными головами Государева полка, к царскому столу была приглашена смоленская шляхта - побежденные, причисленные к победителям 5 октября государь выступил из-под Смоленска в Вязьму, где 16 числа в дороге получил весть о взятии Дубровны.

22 ноября боярин Шереметев дал знать о взятии с боем Витебска. Город оборонялся более двух месяцев и на все запросы о сдаче, отвечал отказом.

С декабря 1654 года началось контрнаступление литовского гетмана Радзивилла на русских. 2 февраля 1655 года Радзивилл c которым было «боевого люду с 20 тысяч, а с обозными людьми будет с 30 тысяч», на самом деле вместе с польским контингентом - не более 15 тысяч осадил Могилёв, который защищал 6-ти тысячный гарнизон.

В январе Богдан Хмельницкий вместе с боярином Василием Шереметевым встретились с польскими и татарскими войсками под Ахматовым.

Здесь русские два дня отбивались от превосходившего их числом противника и отступили к Белой Церкви, где находилось другое русское войско под начальством окольничего Ф. В. Бутурлина.

В марте Золотаренко взял Бобруйск, Казимир (Королевскую Слободу) и Глуск.

9 апреля Радзивилл и Гонсевский предприняли неудачную попытку взять штурмом Могилёв. 1 мая гетманы, после еще одной неудачной атаки, сняли осаду с Могилева и отошли к Березине.

В июне войска черниговского полковника Ивана Поповича взяли Свислочь, «неприятелей в нем всех под меч пустили, а самое место и замок огнем сожгли», а затем и Кейданы. Воевода Матвей Шереметев взял Велиж, а князь Фёдор Хворостинин - Минск. 29 июля войска князя Якова Черкасского и гетмана Золотаренко недалеко от Вильны напали на обоз гетманов Радзивилла и Гонсевского, гетманы потерпели поражение и бежали, а русские вскоре вышли к столице Великого княжества Литовского, Вильно, и 31 июля 1655 года взяли город.

На западном театре военных действий в августе также были взяты города Ковно и Гродно.

В то же время на южном театре военных действий объединенные войска Бутурлина и Хмельницкого в июле месяце выступили в поход и беспрепятственно вошли в Галицию, где нанесли поражение гетману Потоцкому; вскоре русские подошли к Львову, но ничего не сделали городу и вскоре удалились.

В то же время войско под командованием Данилы Выговского привело к присяге польский город Люблин.

В сентябре из Киева на судах отправился в поход князь Дмитрий Волконский. В устье реки Птичь он уничтожил село Багримовичи. Затем, 15 сентября он без боя взял Туров а на следующий день нанёс поражение литовскому войску у города Давыдов. Далее Волконский отправился к городу Столину, которого достиг 20 сентября, где разбил литовское войско, а сам город сжег.

От Столина Волконский отправился к Пинску, где также разбил литовское войско, а город сжег. Далее поплыл на судах вниз по Припяти, где в селе Стахове разбил отряд литовского войска, а жителей городов Кажана и Латвы привел к присяге.

23 октября князья Семён Урусов и Юрий Барятинский вышли с войском из Ковно к Бресту и нанесли поражение посполитому рушению местной шляхты на Белых Песках в 150 верстах от Бреста.

13 ноября они подошли к Бресту, где литовский гетман Певел Сапега вероломно напал на Урусова во время переговоров; Урусов потерпел поражение, отступил от Бреста и стал обозом за рекой, но литовское войско выбило его и оттуда.

Урусов стал в 25 верстах от Бреста, в деревне Верховичах, где вновь произошло сражение, во время которого князь Урусов и второй воевода князь Юрий Барятинский, казалось бы безнадежной и самоубийственной атакой обратили в бегство и разгромили превосходящие силы противника. После этого Урусов и Барятинский отошли к Вильно.

Таким образом, к концу 1655 года вся Западная Русь, кроме Львова, была очищена от польско-литовских войск и боевые действия были перенесены непосредственно на территорию Польши и Литвы.

Летом 1655 в войну вступает Швеция, войска которой захватили Варшаву и Краков.

состоялась битва под Охматовым, которая остановила продвижение польско-татарских войск на Украину.

Битва на Дрожи-поле или Битва под Охматовом - битва между русско-казацким войском под командованием Богдана Хмельницкого и В.

Василия Шереметева и польско-крымским войском под командованием Станислава Потоцкого, Станислава Лянцкоронского и Мехмеда IV Гирея 19-22 января 1655 года во время русско-польской войны 1654-1667.

Битва состоялась под Охматовым, к югу от Белой Церкви, в сильную стужу, отчего и получила название.

Польско-татарские войска имели численное преимущество, поэтому Хмельницкий и Шереметев выбрали оборонительную тактику, построив табор из повозок и укрывшись там, отбивая атаки врага.

Было отбито несколько приступов, но потом лагерь был прорван, казаков и русскую армию спасло появление на поле битвы корпуса Ивана Богуна, который кавалерийской атакой выбил поляков и татар из лагеря и соединился с Хмельницким. В конце концов, русско-казацкое войско вынуждено было отступить к Белой Церкви, где располагалось русское войско воеводы Андрея Бутурлина.

Польско-крымские войска, однако, из-за больших потерь не могли дальше наступать.

Битва, таким образом, остановила продвижение польско-татарских войск на Украину. Отступающие крымские татары грабили сёла и угоняли жителей в рабство. Хмельницкий отослал 10 тысячный корпус под командованием Богуна преследовать татар и тот разбил 40 тысяч татарское войско по дороге в Крым и освободил пленных.

Copyright: Евгений Шнкаренко, 2013
Свидетельство о публикации №213011601673

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Рецензии

Написать рецензию

Военно-политическая обстановка накануне

По состоянию на первую половину семнадцатого века украинские земли принадлежали Польше, Османской Империи, России и Венгрии. При этом под властью первой из них находилась наибольшая часть, занимавшая площадь от Полтавы до Карпат и от Каменца-Подольского до Чернигова. Украинцы пытались избавиться от гнета польской шляхты, в связи с чем в период с 1648 по 1654 год в стране прошла вызволительная война, которую возглавил гетман Богдан Хмельницкий. В это время он заключил несколько союзов и старался поддерживать дипломатические отношения с Московским Царством, Турцией и Крымским ханством. При этом нельзя не отметить, что последнее, даже в ранге союзника Украины, занималось экспансией на ее территорию. Длительная война и постоянные измены «союзников» привели к тому, что под конец войны были опустошены целые регионы страны. В итоге Переяславская рада во многом изменила эту ситуацию.

Подготовка к заключению договорённостей

Богдан Хмельницкий всё больше склонялся к тесным отношениям с Москвой, в связи с чем неоднократно обращался к российскому правителю с предложением о принятии в его подданство Запорожского Войска. В результате всего этого и был подписан Переяславский договор. Данному событию предшествовало принятие на Земском соборе в Москве осенью 1653 года решения о присоединении к российскому государству территорий, расположенных на левом берегу Днепра. Как результат - в украинский город Переяслав было направлено посольство, которое возглавил влиятельный боярин Бутурлин. Сюда же прибыл и сам гетман. 18 января 1654 года им была созвана Переяславская рада, которая выделялась среди прочих военных собраний своей открытостью для народа. Таким образом, в собрании приняли участие не только казаки, но также и купцы, селяне, ремесленники и даже представители православного украинского духовенства. Желающие приезжали со всех частей страны.

Проведение рады

Переяславская рада была открыта обращением Богдана Хмельницкого к собравшемуся народу. В своей речи он в который раз напомнил о тех страданиях и разрушениях, что принесли украинцам постоянные татарские нападения и война с польской шляхтой. Напомнил гетман и о том гнете, который осуществлялся со стороны поляков на протяжении долгих лет. Затем он отметил стремление российского государя к единству двух народов и спросил мнение присутствующих по этому поводу, после чего услышал многочисленные возгласы о согласии. Так, Переяславская рада дала гетману основания направить в Москву свою делегацию, представители которой должны были обсудить условия включения Украины в состав России. Результаты этой поездки были отображены в документе, который вошёл в историю как Статьи Богдана Хмельницкого.

Итоги

После подписания документов с Россией ее представители объехали 177 украинских поселений и городов и приняли у местных жителей присягу об их верности царю. Большинство из них на это согласились, за исключением Полтавского, Уманского, Кропивянского и Брацлавского казацких полков и еще нескольких городов. Переяславская рада 1654 года моментально втянула Россию в войну с Польшей, которая длилась вплоть до заключения в 1667 году Андрусовского перемирия. Согласно нему Речь Посполита отказалась от претензий на Левобережную Украину и признала здесь русскую власть.

План
Введение
1 Исторические предпосылки
2 Решение Земского Собора
3 Подготовка Переяславской рады
4 Генеральный военный совет в Переяславе
5 Последствия Переяславской рады

Список литературы
Переяславская рада

Введение

Древняя история Украины

Переясла́вская рада - собрание представителей запорожского казачества во главе с Богданом Хмельницким, состоявшееся в январе 1654 г. в Переяславе.

1. Исторические предпосылки

Проживавшее в Речи Посполитой русское православное население подвергалось национальному и религиозному гнёту со стороны поляков-католиков. Протест против гнёта выливался в периодически возникающие восстания. В этих условиях Россия выглядела естественным союзником повстанцев. Впервые за помощью к России обратился гетман реестровых казаков Криштоф Косинский, возглавлявший восстание против польской шляхты в 1591-1593 годах. Позже, после отказа Сигизмунда III удовлетворить требования об увеличении реестра, посольство гетмана Петра Сагайдачного во главе с Петром Одинцом просило принять Войско Запорожское в русское подданство.

В 1622 году епископ Исаия Копинский предложил русскому правительству принять православное население Украины в российское подданство.
В 1624 году о том же просил митрополит Иов Борецкий.

В 1648 году вспыхнуло крупное восстание под руководством Богдана Хмельницкого. Восставшие состояли преимущественно из казаков, а также из мещан и крестьян. Ряд одержанных побед над польским войском позволил им заключить с Варшавой Зборовский мирный договор, предоставивший казакам автономию.

Вскоре, однако, война возобновилась на этот раз неудачно для повстанцев, которые потерпели в июне 1651 года тяжёлое поражение под Берестечком. В 1653 году Хмельницкий, видя невозможность победы восстания, обратился к России с просьбой принять Запорожское казачество в её состав.

Осенью 1653 г. Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о принятии в подданство Русского царя Запорожского казачьего Войска, а 23 октября (2 ноября) 1653 г. русское правительство объявило войну Речи Посполитой.

2. Решение Земского Собора

Решение Земского Собора 1653 г.

<…>А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру и на святые божий церкви восстали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю веса Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их принята под свою государскую высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен.

И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору.

А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданных своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.

И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здвржал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных униею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.

И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять…

Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т.
Т.3. Акты Земских соборов. М., Юридическая литература, 1985.

3. Подготовка Переяславской рады

Для ведения переговорного процесса между Русским государством и восставшими казаками в Переяславщину из Москвы 9 (19) октября 1653 г. отправилось большое посольство во главе с боярином В.Бутурлиным. В составе московского посольства также были окольничий И.Алферьев, дьяк Л.Лопухин и представители духовенства.

Местом проведения генерального военного совета был избран г. Переяслав, куда посольство прибыло 31 декабря 1653 г. (10 января 1654 г.). Б.Хмельницкий вместе с генеральной старшиной прибыл 6 (16) января 1654 г.

4. Генеральный военный совет в Переяславе

8 (18) января 1654 г. в Переяславе состоялся старшинский совет запорожского казачества, а со временем - генеральный военный совет. В нём приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и 5 других казацких полков и жители Переяслава. Не было представителей от мещан (кроме Переяслава) и духовенства.

И во второй час того же дня, «собралося великое множество всяких чинов людей, учинили круг пространный про гетмана и про полковников, а потом и сам гетман вышел под бунчуком, а с ним судьи и ясаулы, писарь и все полковники. И стал гетман посреди круга, а ясаул войсковой велел всем молчать». Потом, как все умолкли. Начал речь гетман ко всему народу говорить:

Паны полковники, есаулы, сотники и все Войско Запорожское и вся православнии християне! Ведомо то вам всем, как нас Бог освободил из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей. Что уже велми нам всем докучило, и видим, что нельзя жити нам без царя. Для того ныне собрали есмя Раду, явную всему народу, чтобы есте себе с нами обрали государя из четырех, которого вы хощете. Первый царь есть турский, который многижды через послов своих призывал нас под свою область; вторый - хан крымский; третий - король полский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку приняти может; четвертый есть Православный Великия Росии государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Русии самодержец восточной, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим. Тут которого хотите избирайте! Царь турский есть бусурман: всем вам ведомо, как братия наша, православнии християне, греки беду терпят и в каком суть от безбожных утеснении. Крымский хан тож басурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя. Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от полских панов утеснения, - никому вам сказывать ненадобеть, лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный христианский великий государь царь восточный есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания, едино есмы тело Церкви православием Великой Росии, главу имуще Иисуса Христа. Той великий государь, царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением Православныя Церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет - волная дорога.

Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех тт. Т. 3, М., 1954. С. 373.

К сим словам весь народ возопил: «Волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достати!» Потом полковник переяславской Тетеря, ходячи в кругу, нас на все стороны спрашивал: «Вси ли тако соизволяете?» Рекли весь народ: «Вси единодушно». Потом гетман молвил: «Буди тако! Да Господь Бог наш сукрепит под его царскою крепкою рукою!» А народ по нем, вси единогласно, возопил: «Боже, утверди! Боже укрепи! Чтоб есмы во веки вси едино были!»

После зачтения царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство должно было привести их к присяге. Б. Хмельницкий выразил пожелание, чтобы послы первыми принесли присягу от лица царя. Однако, В. Бутурлин отказался присягать от лица царя, заявив, что царь не присягает своим подданным.

После чего казаки принесли присягу. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка.

После отъезда Бутурлина казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий на каких они хотели бы перейти в подданство московской Руси. В форме прошения («челобития») царю написали список из 11 пунктов (Мартовский статьи), который привезли в Москву в марте 1654 г. Павел Тетеря и войсковой судья Самойло Богданович с товарищами. В Москве послы объявили дополнительные пункты. В результате был рассмотрен договор, включающий 23 статьи.