Перл харбор начало. Как это было: Пёрл-Харбор Редкие фотографии японской атаки на американскую базу

"Никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную… посему тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, если суть клирики, повелеваем извергать из священного чина, если же миряне, отлучать от общения церковного”.

(VI Вселенский Собор, правило 62).

13 правило Гангрского Собора гласит: "Аще некая жена, ради мнимаго подвижничества, применит одеяние, и, вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою”. То есть осуждению отцов Собора подпадают те женщины, которые носят мужскую одежду "ради мнимого подвижничества”.

"13-е правило Гангрского Собора не оставило безнаказанными тех женщин, которые ради мнимого подвижничества вместо свойственной женщинам одежды одеваются в мужскую одежду, но подвергает сих анафеме. Ибо кийждо, - говорит (Апостол Павел, 1Кор.7:20), - в звании, в нем же призван бысть, в том да пребывает.

А мы знаем некоторых (женщин), принявших сей вид ради истинного подвижничества, а не по лицемерию, которые совершили подвижнические подвиги и достигли высоты добродетели”, - говорит Матфей Властарь. Эти преподобные жены не осуждаются и 62 правилом Трулльского Собора, запрещающим, "как неприличные для христиан, языческие празднества, игры и ряженья, оставшиеся из времен язычества”.

Старец схиархимандрит ХРИСТОФОР. Женщины влезли в мужскую одежду, и старая и малая стали брюки носить. Все они, - батюшка как-то так выражался, - ну, с ума посходили. Это, говорил, очень плохо, очень плохо, нельзя этого делать, женщина должна быть женственной, в юбочке или платьице. Это - смертный грех, нельзя этого делать.

СТАРЕЦ ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ о внешнем виде. Нынешние женщины одеваются или в мини-юбки или в брюки! Выбирают одно из двух! В то время как в Ветхом Завете об этом сказано совершенно ясно и ещё с какими подробностями! «Мужчине непозволительно одеваться в женское платье, а женщине - в мужское». Это закон. Но и помимо закона, одевать на себя одежду противоположного пола - непристойно. Мужчин, которые надевают юбки, гораздо меньше, чем женщин, которые носят брюки

Старец протоиерей НИКОЛАЙ ГУРЬЯНОВ в юродивой форме обличал женщин, которые носили брюки, даже если (как это и сейчас часто бывает с паломниками на святых местах) они одевали поверх брюк юбки, - таких женщин он называл мужскими именами, часто называл женщину именем ее мужа с ее собственным отчеством.

Печально, но факт: в подавляющем большинстве наши женщины уже давно перестали носить одежду, которая испокон веков считалась свойственной их полу. Женщины в брюках сегодня все чаще появляются даже в православных храмах. Брюки разного покроя и длины - вот что предпочитают носить в наши дни представительницы прекрасного пола. Появились даже так называемые «женские брюки».

Говоря о правиле, я, конечно, имею в виду не нравственную норму, а сложившуюся жизненную практику. Сегодня мы живем в обществе, которое не очень-то считается с традиционной моралью. Но позволительно будет напомнить, что Господь дал нам четкие установления относительно мужской и женской одежды. Это и есть истинное правило, которому должен следовать каждый. Нравственные нормы, данные Богом, вечны и неизменны.

Обратимся к Священному Писанию. В книге Второзаконие читаем: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это» (Втор. 22, 5) . Так сказал Господь израильскому народу через пророка Моисея. Слова предельно ясные, не нуждающиеся в комментариях и не допускающие различных толкований. Это норма, заповеданная Самим Богом. Наша трагедия в том, что Священное Писание уже почти сто лет не изучается в общеобразовательных школах России. Выросло несколько поколений русских людей, не знающих, что своим внешним видом и поведением они нарушают Закон Божий.

Книга Второзаконие написана в эпоху Ветхого Завета. Посмотрим, как трактует вопрос об одежде мужчин и женщин новозаветная, христианская Церковь. «Определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду, мужам свойственную». Таково решение Шестого Вселенского Собора, состоявшегося в 680-681 годах от Рождества Христова (см. 62-е правило). Как видим, христиане восприняли однозначно негативное отношение к смешению одежд, выраженное в Ветхом Завете. Примечательно, что Шестой Вселенский Собор не только четко обозначил свою позицию в этом вопросе, но и ввел санкции против тех, кто дерзнет нарушить его предписание. За ношение одежд, свойственных другому полу, мирян полагается отлучать от церковного общения. Это правило никем не отменялось.

Некоторые женщины, когда их начинают критиковать за ношение брюк, взывают: «Оставьте нам хотя бы этот маленький грех!» Но беда в том, что малый грех тянет за собой больший. Сначала женские брюки, потом однополые браки, а затем дети восстают на родителей и убивают их. Грех из поколения в поколение возрастает. Если дети видят, что их близкие допускают нарушения, хотя и малые, то они считают возможным позволить себе еще большие отклонения. Сейчас уже нередко случается, что дети бьют матерей, видя в них мужское начало и источник греха. А женщины при этом не понимают, что происходит.

Кстати, по поводу так называемых «малых грехов» монах Глинской пустыни Петр (Лешенко) писал: «Случается и доброму человеку впасть в какой-либо порок. По своему самолюбию он или не замечает или думает: «Это небольшой грех, другие о нем не знают». Найдется благоразумный и, сожалея обличить порочного, укажет ему на стыд и срам пред людьми и грех пред Богом; что, творя грех, он многих соблазняет и доводит до того же греха осуждения, и потому виновен не только за свои грехи, но и за грехи ближних своих».

Вплоть до начала ХХ века в христианских странах господствовало резко отрицательное отношение к женщинам, одевавшимся в мужскую одежду. Это находило отражение и в законодательстве. В 1801 году Наполеон специальным указом запретил женщинам носить брюки.

Но с падением веры в Европе расшатывались и нравственные устои. Набирало силу движение феминисток, которые стремились во всем быть похожими на мужчин и в первую очередь внешним видом. В 1909 году указ Наполеона о запрете на ношение брюк женщинами был отменен.

Однако еще очень долго появление женщин в общественных местах в мужской одежде считалось предосудительным. В 1931 году, например, мэр Парижа потребовал, чтобы немецкая актриса Марлен Дитрих немедленно покинула город, поскольку она разгуливала по улицам в мужской одежде. Вплоть до конца 70-х годов женщин в брюках на Западе не пускали в учреждения и рестораны.


Кризис общественной нравственности пришел и в Россию.
Феминистские идеи нашли питательную среду в нашей стране, где после долгих лет богоборчества ослаблен иммунитет к разрушительным влияниям на души людей. Демагогические призывы творцов «нового мира» к борьбе за «раскрепощение женщин» принесли ядовитые плоды.

Женщины начали забывать о своем истинном предназначении, о том, что их обязанность - быть образцами скромности и кротости, верными женами и любящими матерями, хранительницами семейного очага, учить детей вере, благочестию, нравственной чистоте.

Средства пропаганды годами внушали мысль о стирании граней между женскими и мужскими профессиями. Сменяли один другой крикливые лозунги: «Женщины - на трактор!», «Женщины - к станку!», «Женщины - на стройку!» Эти громогласные призывы находили отклик. На киноэкранах, на страницах журналов и газет замелькали лихие девушки и женщины в комбинезонах, с отбойными молотками и гаечными ключами в руках. Так велико было желание строительниц «нового мира» во всем сравняться с мужчинами. Не в тех ли злополучных временах нужно искать психологические корни нынешней женской моды на мужскую одежду в России?

Правда, массовое переодевание женщин в брюки произошло у нас лишь в 70-е годы прошлого столетия под влиянием французской моды, когда расширились контакты с Западом. Теперь в мужской одежде ходят не только юные создания или женщины средних лет, но и крошки детсадовского возраста и даже старушки, видимо, тоже не желающие отставать от моды. К ношению брюк наших девочек назойливо приучают разными способами, в том числе и через игру. Не случайно исчезают из продажи куклы в юбочках и платьицах.

Каких только аргументов в свое оправдание не придумывают сторонницы ношения мужской одежды! Один из самых распространенных - необходимость защиты от холода. Но верно подмечено: очень часто именно те, кто рассуждает об «утеплении» при помощи брюк, ходят зимой в ультракоротких куртках и без головных уборов. А в теплое время года не переходят на платья и юбки и продолжают носить брюки. Так что дело, наверное, не в боязни простуды, а совсем в другом - в нежелании идти против течения, против общепринятых стандартов, в боязни отличаться от других, показаться несовременными. Характерно, что о нравственной стороне проблемы защитницы брюк вообще не вспоминают.

Между тем один из самых уважаемых иерархов Русской Православной Церкви архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий справедливо указывает, что вид женщины в брюках, плотно облегающих фигуру, соблазнителен для окружающих. «Это великий грех», - говорит архиепископ Викентий. Женщина, по его словам, «должна бояться соблазнять ближнего своим видом». «Ей, может быть, и приятно ходить в брюках, но если это служит соблазну ближнего, то женщина должна пожертвовать собой, отказаться от своей прихоти», - считает владыка. Архиепископ Викентий призывает женщин оставить «свою страсть к ношению брюк и ходить в той одежде, что разрешена Господом». Вид женщины в приличной одежде нормализует духовное состояние человека.

Вспомним библейское повествование о грехопадении прародителей. Ева, поддавшись наущению диавола, первой вкусила запретный плод и побудила Адама сделать то же самое вслед за ней. Был совершен грех, который привел к разрыву союза, изначально установленного между Богом и человеком. Губительные последствия грехопадения первых людей не ограничились прародителями, они распространились на весь род человеческий. Произошла всемирная катастрофа. А началась она, казалось бы, с малого - с проявления женской слабости, с желания отведать вкусный и приятный для глаз плод, не считаясь с волей Божией. Не просматривается ли тут известная аналогия с современной модой?

Напрасно полагают некоторые, что одежда и духовное состояние личности не связаны друг с другом. Одежда, с одной стороны, отражает внутренний мир человека, а с другой - воздействует на него. Это уже давно подмечено в святоотеческой литературе.

«Когда лукавый наш противоборник не в силах убедить нас, чтобы оставались в мирском смятении и погибели, спешит он убедить, чтобы не предавали себя строгой жизни», - пишет святитель Василий Великий. И призывает: «Не покушайся изменять что-либо в уставах доброй жизни и собственным своим своеволием делать преткновение подвизающимся, а себе самому собирать бремя грехов: не делай сего ни в постели, более мягкой, ни в одеждах, или в обуви, или в другой какой принадлежности…»

Прислушаемся и к словам Глинского старца Порфирия (Левашова): «Костюмы - тоже символы: в них можно видеть постепенный ход и развитие образованности, вкуса и самих страстей; одежда еще в глубокой древности почиталась одним из отличительных признаков нравственных качеств человека ».

Полезно было бы поразмышлять и об эстетической стороне проблемы. Брюки в худшую сторону меняют стиль поведения женщин, делают их манеры угловатыми, резкими, грубоватыми, размашистыми, стимулируют чувство самоуверенности, воинственность, агрессивность. Неужели представительницы прекрасного пола хотят выглядеть именно такими, а не женственными, изящными, грациозными?

Конечно, говоря о прискорбном увлечении современных женщин мужской одеждой, не надо забывать и о других проблемах, связанных с их нравственным обликом. Достаточно горьких слов сказано и написано о том, каким страшным симптомом разложения являются, например, мини-юбки, прозрачные блузки и другие легкомысленные одежды, пришедшие к нам с Запада. Понимают ли носящие их девушки и женщины, что своим видом они вводят в соблазн окружающих и прежде всего детей и подростков? Напомним слова из Священного Писания: «Горе тем, кто соблазнит малых сих…»

Но, увы, в нас ничего нет от Христовой правды, ничего не осталось от первых христиан, кроме названия. Даже те, кто ходит в храм, боятся среди городской толпы свой лоб перекрестить, а слабому полу, как им и положено, носить юбки и платки. Им, бедным, даже невдомёк, что весь ад забит женщинами в брюках.

Исключения пока еще встречаются, но их так немного. А правило везде и всюду остается тем же. Печально, но факт: в подавляющем большинстве наши женщины уже давно перестали носить одежду, которая испокон веков считалась свойственной их полу. Женщины в брюках сегодня все чаще появляются даже в православных храмах. Брюки разного покроя и длины — вот что предпочитают носить в наши дни представительницы прекрасного пола. Появились даже так называемые «женские брюки».

Говоря о правиле, я, конечно, имею в виду не нравственную норму, а сложившуюся жизненную практику. Сегодня мы живем в обществе, которое не очень-то считается с традиционной моралью. Но позволительно будет напомнить, что Господь дал нам четкие установления относительно мужской и женской одежды. Это и есть истинное правило, которому должен следовать каждый. Нравственные нормы, данные Богом, вечны и неизменны.

Обратимся к Священному Писанию. В книге Второзаконие читаем: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это» (Втор. 22, 5). Так сказал Господь израильскому народу через пророка Моисея. Слова предельно ясные, не нуждающиеся в комментариях и не допускающие различных толкований. Это норма, заповеданная Самим Богом. Наша трагедия в том, что Священное Писание уже почти сто лет не изучается в общеобразовательных школах России. Выросло несколько поколений русских людей, не знающих, что своим внешним видом и поведением они нарушают Закон Божий.

Книга Второзаконие написана в эпоху Ветхого Завета. Посмотрим, как трактует вопрос об одежде мужчин и женщин новозаветная, христианская Церковь. «Определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду, мужам свойственную». Таково решение Шестого Вселенского Собора, состоявшегося в 680-681 годах от Рождества Христова (см. 62-е правило). Как видим, христиане восприняли однозначно негативное отношение к смешению одежд, выраженное в Ветхом Завете. Примечательно, что Шестой Вселенский Собор не только четко обозначил свою позицию в этом вопросе, но и ввел санкции против тех, кто дерзнет нарушить его предписание. За ношение одежд, свойственных другому полу, мирян полагается отлучать от церковного общения. Это правило никем не отменялось.

Некоторые женщины, когда их начинают критиковать за ношение брюк, взывают: «Оставьте нам хотя бы этот маленький грех!» Но беда в том, что малый грех тянет за собой больший. Сначала женские брюки, потом однополые браки, а затем дети восстают на родителей и убивают их. Грех из поколения в поколение возрастает. Если дети видят, что их близкие допускают нарушения, хотя и малые, то они считают возможным позволить себе еще большие отклонения. Сейчас уже нередко случается, что дети бьют матерей, видя в них мужское начало и источник греха. А женщины при этом не понимают, что происходит.

Кстати, по поводу так называемых «малых грехов» монах Глинской пустыни Петр (Лешенко) писал: «Случается и доброму человеку впасть в какой-либо порок. По своему самолюбию он или не замечает или думает: «Это небольшой грех, другие о нем не знают». Найдется благоразумный и, сожалея обличить порочного, укажет ему на стыд и срам пред людьми и грех пред Богом; что, творя грех, он многих соблазняет и доводит до того же греха осуждения, и потому виновен не только за свои грехи, но и за грехи ближних своих».
Вплоть до начала ХХ века в христианских странах господствовало резко отрицательное отношение к женщинам, одевавшимся в мужскую одежду. Это находило отражение и в законодательстве. В 1801 году Наполеон специальным указом запретил женщинам носить брюки.

Но с падением веры в Европе расшатывались и нравственные устои. Набирало силу движение феминисток, которые стремились во всем быть похожими на мужчин и в первую очередь внешним видом. В 1909 году указ Наполеона о запрете на ношение брюк женщинами был отменен. Однако еще очень долго появление женщин в общественных местах в мужской одежде считалось предосудительным. В 1931 году, например, мэр Парижа потребовал, чтобы немецкая актриса Марлен Дитрих немедленно покинула город, поскольку она разгуливала по улицам в мужской одежде. Вплоть до конца 70-х годов женщин в брюках на Западе не пускали в учреждения и рестораны.

Кризис общественной нравственности пришел и в Россию. Феминистские идеи нашли питательную среду в нашей стране, где после долгих лет богоборчества ослаблен иммунитет к разрушительным влияниям на души людей. Демагогические призывы творцов «нового мира» к борьбе за «раскрепощение женщин» принесли ядовитые плоды. Женщины начали забывать о своем истинном предназначении, о том, что их обязанность — быть образцами скромности и кротости, верными женами и любящими матерями, хранительницами семейного очага, учить детей вере, благочестию, нравственной чистоте. Средства пропаганды годами внушали мысль о стирании граней между женскими и мужскими профессиями. Сменяли один другой крикливые лозунги: «Женщины — на трактор!», «Женщины — к станку!», «Женщины — на стройку!» Эти громогласные призывы находили отклик. На киноэкранах, на страницах журналов и газет замелькали лихие девушки и женщины в комбинезонах, с отбойными молотками и гаечными ключами в руках. Так велико было желание строительниц «нового мира» во всем сравняться с мужчинами. Не в тех ли злополучных временах нужно искать психологические корни нынешней женской моды на мужскую одежду в России?

Правда, массовое переодевание женщин в брюки произошло у нас лишь в 70-е годы прошлого столетия под влиянием французской моды, когда расширились контакты с Западом. Теперь в мужской одежде ходят не только юные создания или женщины средних лет, но и крошки детсадовского возраста и даже старушки, видимо, тоже не желающие отставать от моды. К ношению брюк наших девочек назойливо приучают разными способами, в том числе и через игру. Не случайно исчезают из продажи куклы в юбочках и платьицах.

Каких только аргументов в свое оправдание не придумывают сторонницы ношения мужской одежды! Один из самых распространенных — необходимость защиты от холода. Но верно подмечено: очень часто именно те, кто рассуждает об «утеплении» при помощи брюк, ходят зимой в ультракоротких куртках и без головных уборов. А в теплое время года не переходят на платья и юбки и продолжают носить брюки. Так что дело, наверное, не в боязни простуды, а совсем в другом — в нежелании идти против течения, против общепринятых стандартов, в боязни отличаться от других, показаться несовременными. Характерно, что о нравственной стороне проблемы защитницы брюк вообще не вспоминают.

Между тем один из самых уважаемых иерархов Русской Православной Церкви архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий справедливо указывает, что вид женщины в брюках, плотно облегающих фигуру, соблазнителен для окружающих. «Это великий грех», — говорит архиепископ Викентий. Женщина, по его словам, «должна бояться соблазнять ближнего своим видом». «Ей, может быть, и приятно ходить в брюках, но если это служит соблазну ближнего, то женщина должна пожертвовать собой, отказаться от своей прихоти», — считает владыка. Архиепископ Викентий призывает женщин оставить «свою страсть к ношению брюк и ходить в той одежде, что разрешена Господом». Вид женщины в приличной одежде нормализует духовное состояние человека.

Женщинам, по мнению специалистов, вредно ходить в брюках и с медицинской точки зрения (а некоторые дамы, как ни в чем не бывало, легкомысленно продолжают носить брюки и во время беременности).Постоянное ношение брюк приводит к еще более печальным результатам. Врачи утверждают, что хронический застой крови вызывает инфекционные заболевания и негативно отражается на способности к деторождению. Ношение женщинами мужской одежды плохо отражается и на воспитании детей. По одежде родителей младенец не может отличить, где мама, а где папа.

Вспомним библейское повествование о грехопадении прародителей. Ева, поддавшись наущению диавола, первой вкусила запретный плод и побудила Адама сделать то же самое вслед за ней. Был совершен грех, который привел к разрыву союза, изначально установленного между Богом и человеком. Губительные последствия грехопадения первых людей не ограничились прародителями, они распространились на весь род человеческий. Произошла всемирная катастрофа. А началась она, казалось бы, с малого — с проявления женской слабости, с желания отведать вкусный и приятный для глаз плод, не считаясь с волей Божией. Не просматривается ли тут известная аналогия с современной модой?

Напрасно полагают некоторые, что одежда и духовное состояние личности не связаны друг с другом. Одежда, с одной стороны, отражает внутренний мир человека, а с другой — воздействует на него. Это уже давно подмечено в святоотеческой литературе.
«Когда лукавый наш противоборник не в силах убедить нас, чтобы оставались в мирском смятении и погибели, спешит он убедить, чтобы не предавали себя строгой жизни», — пишет святитель Василий Великий. И призывает: «Не покушайся изменять что-либо в уставах доброй жизни и собственным своим своеволием делать преткновение подвизающимся, а себе самому собирать бремя грехов: не делай сего ни в постели, более мягкой, ни в одеждах, или в обуви, или в другой какой принадлежности…»

Прислушаемся и к словам Глинского старца Порфирия (Левашова): «Костюмы — тоже символы: в них можно видеть постепенный ход и развитие образованности, вкуса и самих страстей; одежда еще в глубокой древности почиталась одним из отличительных признаков нравственных качеств человека».

Полезно было бы поразмышлять и об эстетической стороне проблемы. Брюки в худшую сторону меняют стиль поведения женщин, делают их манеры угловатыми, резкими, грубоватыми, размашистыми, стимулируют чувство самоуверенности, воинственность, агрессивность. Неужели представительницы прекрасного пола хотят выглядеть именно такими, а не женственными, изящными, грациозными?

Конечно, говоря о прискорбном увлечении современных женщин мужской одеждой, не надо забывать и о других проблемах, связанных с их нравственным обликом. Достаточно горьких слов сказано и написано о том, каким страшным симптомом разложения являются, например, мини-юбки, прозрачные блузки и другие легкомысленные одежды, пришедшие к нам с Запада. Понимают ли носящие их девушки и женщины, что своим видом они вводят в соблазн окружающих и прежде всего детей и подростков? Напомним слова из Священного Писания: «Горе тем, кто соблазнит малых сих…»

Грозную опасность для общества представляет увеличение числа курящих и пьющих женщин. По данным статистики, в нашей стране курят около 30 процентов представительниц прекрасного пола, причем около половины из них впервые закурили, когда им не было 18 лет. Что касается женщин, страдающих хроническим алкоголизмом, то их число Научно-исследовательский институт наркологии определяет примерно в 2 миллиона. Однако независимые эксперты приводят другую цифру — 5 миллионов.

Священное Писание говорит нам, что Бог сотворил женщину как помощницу мужчине (Быт. 2, 18).Но, как указывает святой апостол Павел, жена, прельстившись, впала в преступление. Впрочем, продолжает Апостол, женщина спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2, 15). В этих словах Библии ясно очерчено христианское понимание роли женщины. «Две обязанности, — супруги и матери, одинаково важные, ожидают девиц на поприще их жизни», — писал в полном согласии со Священным Писанием старец Глинской пустыни иеромонах Порфирий (Левашов). Все ли наши современницы осознают, какие обязанности на них лежат? А если осознают, исполняют ли их на деле? Может ли быть достойной помощницей мужу, примерной супругой и матерью пьющая и курящая женщина, щеголяющая в безнравственных нарядах?

Об ответственности женщин хорошо сказал иеромонах Порфирий (Левашов): «Обыкновенно первые начатки воспитания детей взращиваются в недрах семейств; по свойству матерей раскрываются в детях добрые или худые стороны; матери служат для них первообразом».

За поведение и внешний вид замужних женщин отвечают не только они сами, но и их мужья. Святитель Тихон Задонский предупреждает: «Видим в историях, что многия жены своих мужей развратили, и за собою в погибель свели; того ради не должны мужи женам своим послаблять, и что хотят, позволять делать, но стремление безчинных прихотей удерживать, да не подобное постраждут. К Еве приступил змий, и прельстил ее. Ева, прельстившися, Адама прельстила и за собою в погибель свела. Тако и ныне бывает. Тойжде древний змий к жене приступает, и ее прельщает, и чрез жену мужа к беззаконным делам влечет. Муж осторожен буди, и не волю и совет жены исполняй, да не обладает тобою, и поведет куда хощет». Резюмируя эти суждения, схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского»: «Жена более удобопреклонна к искушениям. Муж не должен исполнять прихоти жены».

Пусть никто не заблуждается — нарушение божественных заповедей не останется без наказания. «Путь нечестивых погибнет», — читаем мы в Псалтири и слышим на богослужении в храме (Пс. 1, 6). Наказание рано или поздно настигнет грешника, если он, конечно, не раскается в содеянном зле. «Грех без казни не бывает», — учит великий святитель XIX века Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Наказание ждет не только отдельных грешников, но и целые страны и народы, в среде которых распространяется грех. Свидетельством тому — вся история человечества. Войны, экономические и политические потрясения, стихийные бедствия поражают те общества, в которых воцаряется зло. Да сохранит нас Господь от такой участи!

Расплатой за отход от веры отцов, за отступления от нравственных норм в личной и общественной жизни стала большевистская революция, гражданская война, кровавые репрессии против ни в чем не повинных людей, нападение гитлеровской Германии, унесшие миллионы человеческих жизней.

Подобные катастрофы происходили и в других странах. Падение религиозности и нравов привело в XVIII веке к так называемой «великой» французской революции, которая обернулась неисчислимыми жертвами и резким сокращением численности населения страны. Если до «великой» революции во Франции насчитывалось в три раза больше жителей, чем в Великобритании, то теперь по численности населения Франция уступает последней.

Демографическая катастрофа последних лет в нашей стране является следствием глубокого духовно-нравственного кризиса российского общества, отражением которого служит и рост в несколько десятков раз числа венерических заболеваний. Как не задуматься над причинами такого страшного явления! Господь посылает нам катастрофы и бедствия, чтобы вразумить нас и наставить на путь истинный.

Чем, как не карой Божией за грехи блуда и прелюбодеяния и грозным предостережением является новая страшная болезнь — СПИД, все больше поражающая и наших соотечественников? Темпы распространения СПИДа в России — самые высокие в мире. Около полутора миллионов человек уже инфицированы ВИЧ, и при неблагоприятном развитии событий к 2010 году смертельным вирусом будут заражены, как ожидается, до 10% взрослого населения страны. Такие выводы делают независимые эксперты в России и за рубежом. Эпидемия СПИДа, по мнению специалистов, достигла таких размеров, что представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны. СПИД — не единственное новое заболевание последнего времени. Медики утверждают, что в наши дни в мире возникает в среднем по одной ранее неизвестной болезни в год, а старые заболевания приобретают новые, смертельно опасные формы. При этом вновь появившиеся инфекции распространяются с необыкновенной скоростью.

Во всем мире неуклонно растет количество природных катастроф. За 20 лет, по данным исследователей, оно увеличилось в четыре раза. В результате стихийных бедствий за десять лет в мире в целом погибли 622 тысячи и пострадали 2 миллиарда человек. В России количество природных катастроф в России ежегодно прибавляется более чем на шесть процентов. Ежегодный ущерб от стихийных бедствий составляет в нашей стране до 60 миллиардов рублей. Не следует ли задуматься и о причинах этих явлений?

Для нашего вразумления послан нам и нынешний финансовый и экономический кризис. Идея достижения материального благополучия ценой забвения нравственных норм и безразличия к духовным основам жизни находит в российском обществе немало сторонников. Хотя, казалось бы, драматическая история нашей страны в ХХ веке должна была бы убедить всех и каждого в эфемерности надежд на построение счастливой жизни на земле без Бога, без опоры на вековые традиции народа. Понадобились новые потрясения, чтобы помочь заблудшим избавиться от застарелой иллюзии.

На фоне нынешних экономических катаклизмов разговор об отклонениях от традиций в женской одежде могут посчитать несвоевременным и странным. Но позволительно будет напомнить, что мелочей в деле спасения души не бывает. В старину недаром говорили: «От копеечной свечи Москва сгорела». Любое, даже малейшее нарушение заповедей Божиих отдаляет виновного от Бога, ведет к разрушению личности, подтачивает основы существования отдельных людей, семейств, обществ и пагубно сказывается на загробной участи человека. Будем же во всем слушаться Божиих повелений, чтобы не навлечь на себя гнев Создателя и не оказаться среди тех, о ком сказал Господь: «Отойдите от меня, делающие беззаконие!»

7 декабря 1941 года японские самолёты атаковали американскую военную базу в гавани Пёрл-Харбор и США оказались действующим участником Второй Мировой войны, а в конечном итоге её выгодоприобретателем.

Доклад о потерях после атаки на Пёрл-Харбор министра Нокса констатировал то, что видимо и было задумано с самого начала: «Общий баланс сил на Тихом океане в плане авианосцев, крейсеров, эсминцев и подводных лодок не пострадал. Все они в море и ищут соприкосновения с противником», то есть никакого ощутимого урона японская атака не нанесла. Судьба американского флота, базировавшегося в заливе уже была решена, однако в ноябре 1941 года Рузвельт поинтересовался о предстоящих событиях: «как мы должны подвести их на позицию первого удара, чтобы повреждения не были сильно разрушительными для нас?», о чем сделал в своем дневнике запись министр Стимпсон.

Уже в наше время японский политолог и внук Сигэнори Того, министра иностранных дел в начале 40-х Кадзухико Того, с недоумением отмечает: «… есть непонятные вещи. Например, незадолго до нападения Японии из Перл-Харбора были выведены все три американских авианосца». Действительно по приказу командования флота США Киммель отправил 2 авианосца, 6 крейсеров и 14 эсминцев к островам Мидуэй и Уэйк, то есть из-под удара была выведена наиболее дорогостоящая техника, что окончательно и станет понятно из доклада комиссии.

Чтобы понять, как это случилось необходимо восстановить ход предшествующих событий. Первая попытка 1939 года изменить закон о нейтралитете США, что позволило бы штатам вступить в войну, натолкнулась на противодействие сенатора Ванденберга и так называемого «Национального комитета», в состав которого входили Генри Гувер, Генри Форд и губернатор Лафолетт. «Послевоенные документы и рассекреченные документы Конгресса, а также смерть самого Рузвельта» — по мнению У. Энгдаля: «показывают без всяких сомнений, что президент и его министр обороны Генри Стимсон намеренно подстрекали Японию к войне». В книге Роберта Стиннета «День лжи: правда о федеральном резервном фонде и Перл Харбор» говориться, что администрация Рузвельта спровоцировала атаку японцев, потому что дальнейшие её действия иначе как провокацией и назвать нельзя.

23 июня 1941 года на стол Рузвельта легла записка помощника президента Гарольда Икеса, указывающая, что «введение эмбарго на экспорт нефти в Японию может быть эффективным способом начала конфликта». Уже на следующий месяц заместитель госсекретаря Дин Ачесон запретил японцам импортировать нефть и нефтепродукты из США. Японский флот по утверждению адмирала Нагано «сжигал в час 400 тонн нефти», получить которую японцы могли, лишь захватив нефтяные ресурсы Индонезии (Голландской Ост-Индии), Филиппин и Малайзии. 20 ноября 1941 года японский посол Номура обратился с предложением мирного урегулирования конфликта, включавшим пункт: «Правительство Соединенных Штатов будет снабжать Японию необходимым количеством нефти».

Кроме того, что США прервали пароходное сообщение с Японией и закрыли Панамский канал для японских судов, 26 июля Рузвельт подписал указ об аресте японских банковских активов на существенную по тем временам сумму 130 миллионов долларов и переходе всех финансовых и торговых операций с Японией под контроль правительства. США игнорировали все последовавшие просьбы политиков страны восходящего солнца о встрече глав обоих стран для урегулирования отношений.

26 ноября 1941 года японскому после в США адмиралу Номуре было вручено письменное требование вывести японские вооруженные силы из Китая, Индонезии и Северной Кореи, расторгнуть тройственный пакт с Германией и Италией, такой ультимативный ответ на предложения Номуры однозначно трактовалось Японией как нежелание США урегулировать разногласия мирным путём.

7 мая 1940 года Тихоокеанский флот получил официальное предписание оставаться в Пёрл-Харборе неопределенное время, возглавлявший его адмирал Дж. Ричардсон в октябре попытался убедить Рузвельта отозвать флот с Гавайских островов, так как там он не оказывает сдерживающего влияния на Японию. «…Я должен заявить вам, что высшие офицеры флота не доверяют гражданскому руководству нашей страны» — подытожил беседу адмирал, на что в свою очередь Рузвельт заметил: «Джо, ты так ничего не понял». В январе 1941 года Дж. Ричардсона был уволен, а его пост занял Хасбенд Киммель (Husband Kimmel), от которого не только последовательно скрывали документы, способные навести на мысль, что целью атаки будет Пёрл-Харбор, но и наоборот демонстрировали те, что создавали ложное впечатление готовящейся атаки на Филиппины.

В книге Уильяма Эндгаля говориться о документах, которые «доказывают, что Рузвельт был полностью осведомлен о планах бомбардировки Перл-Харбора за несколько дней до её начала, вплоть до деталей перемещения японского флота в Тихом океане и точном времени начала операции». Тоже признавал и Черчилль: Рузвельт «полностью был осведомлен о непосредственных целях вражеской операции. В действительности Рузвельт проинструктировал директора Международного Красного Креста приготовиться к многочисленному числу пострадавших в Перл-Харбор, потому что он не имел намерения предотвращать потенциальную атаку или защищаться от неё».

Как минимум точно известно, что 26 ноября, на следующий день после записи военного министра о неизбежной атаке на Перл-Харбор английский премьер-министр сообщил Рузвельту, указав точную дату. Киммелю. Раньше, когда он попытался подготовиться к столкновению с японскими войсками, Белый дом направил уведомление, что тот «усложняет ситуацию», а в конце ноября ему и вовсе указали прекратить проведение разведки против возможного авиаудара. За неделю до трагических событий было решено оставить сектор в направлении 12 часов вне патрулирования, зенитная артиллерия не была приведена в готовность, в соответствии с антисаботажным предупреждением №1 техника, а корабли согнаны в плотные группы, что делало их легкой добычей для атаки с воздуха. Последовавшая событию комиссия армии США резюмировала ситуацию так: «всё было сделано для того, чтобы максимально благоприятствовать атаке с воздуха, и японцы не преминули этим воспользоваться».

Предотвратить нападение на американский флот пытался также полковник О. Садтлер, в силу своей должности знакомый с содержанием японской переписки и нашедший в ней кодированные слова, предупреждающие о готовящемся нападении. Он написал предупреждение всем гарнизонам, включая Пёрл-Харбор от имени начальника штаба генерала Дж. Маршалла, однако его практически высмеяли, несмотря на то, командование из секретной переписки знало о наступательной операции, разработанной в Токио под кодовым названием «Магия» и вполне могло знать, что 7 января 1941 года военно-морской министр Косиро Оикава изучал девятистраничное обоснование налёта на Пёрл-Харбор. 24 сентября 1941 года из поступающих шифровок стало известно, что военно-морская разведка Японии запрашивает квадраты точного расположения кораблей США именно в Пёрл-Харборе.

Относительно расшифрованных японских кодов примечательно, что глава официальной на тот момент разведывательной структуры Управления Специальных Операций Уильям Донован, разместивший свой кабинет в комнате №3603 Рокфеллер-центра был исключён из числа получателей расшифрованных материалов начальником штаба армии генералом Джоржем Маршаллом. Также примечательно, что машину для расшифровки кода получили отдельные штабы подразделений, но группе Перл-Харбор машина для дешифровки не досталась, то есть: в Рокфеллер центре и на самой базе знать о готовящейся провокации не полагалось. Возможно, что Рузвельт «не выглядел удивлённым» в день известия об атаке на Перл-Харбор, как позднее об этом вспоминал Уильям Донован, потому что сам всеми силами её приближал, ибо его беспокоило, по словам главы Управления Специальных Операций только, что публика не поддерживала декларацию о войне.

Шифрованную переписку японского флота спецслужбы США читали со второй половины 20-х годов, тайно перефотографировав шифровальные книги с так называемым «красным кодом». В 1924 году к команде дешифровщиков присоединился будущий глава отдела занимавшегося в штабе радиоперехватом и дешифровкой, капитан Лоуренс Саффорд (Laurance F. Safford), чья позиция во время слушаний по событиям, связанным с Перл-Харбором заставит многих усомниться в официальной версии. С 1932 года Саффорд, используя оборудование IBM, разрабатывал те самые машины для дешифровки, в 1937 году для радиоперехвата по гигантской дуге от Филиппин до Аляски были развёрнуты специальные радиостанции. Усилия более 700 сотрудников под руководством Л. Саффорда и У. Фридмана в августе 1940 года увенчались расшифровкой сложнейшего «розового» или «пурпурного кода», которым шифровалась правительственная дипломатическая переписка Японии.

В курсе успеха дешифровщиков в руководстве США кроме высшего командования были президент Ф. Рузвельт, госсекретарь К. Хэлл, военный министр Г. Стимсон и секретарь военно-морского флота США Ф. Нокс, которые не были ознакомлены только с четырьмя из 227 документов составлявших секретную переписку между Токио и японским посольством в США. Соответственно, вполне вероятно, что им было известно содержание заседания имперского правительства, состоявшееся 6 сентября 1941 года в присутствии императора, на котором говорилось, что если «не будет существенной надежды на достижение соглашения с нашими требованиями посредством вышеупомянутых дипломатических переговоров, мы немедленно примем решение о введении готовности для войны против Соединенных Штатов».

В период между 28 ноября и 6 декабря было перехвачено семь шифровок, подтверждающих, что Япония намерена атаковать Перл-Харбр. Окончательно о неизбежности войны с Японией стало известно за день до атаки на Перл-Харбор, за шесть часов до атаки стало известно её точное время — 7.30, о чем командование армией США решило сообщить на Гавайи не телефонным звонком, а обычной телеграммой, дошедшей до адресата, когда флот уже был потоплен. И уже непосредственно перед атакой два солдата, дежуривших на радаре, заметили японские самолеты, но на звонок в штаб никто не ответил, а через полчаса жена Киммеля стоя в ночной рубашке во дворе своей виллы уже докладывала мужу: «Похоже, они накрыли линкор «Оклахома»!».

Всего во время атаки погибло 2403 (по данным Н. Яковлева 2897) служащих базы, было уничтожено 188 самолётов, старое судно-мишень «Юта», минный заградитель «Оглала», эсминцы «Кэссин», «Дауне» и «Шоу» и линкор «Аризона», горящий образ которого стал символом разгрома Перл-Харбора. Гибель «Аризоны» принесла наибольшее количество жертв — 47 офицеров и 1056 нижних чинов, однако добавила ряд вопросов. Согласно исследования Нимица «Аризона» была уничтожена пикирующим бомбардировщиком «Val»-234, но он бы не смог поднять 800-кг бомбу, которой якобы был разрушен линкор, торпедных попаданий «Аризона» также не получила. Более того обследование водолазами судна показало, что линкор, считавшийся непреступной крепостью пошел ко дну в результате серии взрывов, произошедших внутри судна. Морской министр Фрэнк Нокс тогда заключил, что бомба угодила в дымовую трубу линкора.

Рузвельт сам назначил состав первой комиссии верховного судьи О. Робертса, которая должна была выяснить обстоятельства трагедии. Её отчёт публиковался множество раз, но ни разу до 1946 года широкой общественности не были представлены 1887 страниц протоколов опросов и более 3000 страниц документов, так как их содержание очевидно противоречило выводам, тем не менее президент поблагодарил О. Робертса «за тщательное и всестороннее расследование», свалившее всю вину на начальника гарнизона Уолтера Шорта и Хасбенда Киммеля, 1 марта отправленного в отставку с обещанием позже предать суду военного трибунала. После судьбоносной трагедии оба работали в сфере военного производства. В 1943 году Киммель запросил материалы военно-морского министерства, но ему под предлогом обеспечения безопасности отказали.

В 1944 году кандидат в президенты Томас Дьюи (Thomas Dewey) был намерен обнародовать историю с японскими шифрами из которой явно следовало, что Рузвельт знал о готовящейся операции, однако председатель Объединенного комитета начальников штабов (Chairman of the Joint Chiefs of Staff) генерал Дж. Маршалл убедил его не раскрывать карты перед японцами во время военных действий. На следующий год сенат рассмотрел законопроект Э. Томаса, предусматривавший 10 лет тюрьмы за разглашение шифрованных материалов, но республиканцы его отклонили, и новой комиссии было представлено более 700 дешифрованных японских документов. Хотя члены комиссии со стороны республиканцев проявляли особое рвение в расследовании, но им было запрещено самостоятельно изучать архивы правительственных ведомств, а документы из личного архива покойного к тому времени президента секретарь Грэс Талли выдавала по собственному усмотрению. Были и другие странности

«Протоколы показаний полны противоречий. Сказанное осенью 1945 года неизменно противоречило показаниям, данным перед предшествовавшими следственными комиссиями. В 1945 году документы либо скрывались, либо исчезли, а память участников событий была «освежена», или они начисто забыли происходившее. Поэтому в ряде случаев на настойчивые вопросы следовал стереотипный ответ: «Не помню». Даже сенаторы, стремившиеся нажить политический капитал на расследовании, устали и перестали углубляться в дело». Н. Яковлев «Пёрл-Харбор, 7 декабря 1941 года — Быль и небыль»

Японская телеграмма от 4 декабря 1941 года, предупреждавшая о начале войны была расшифрована и разослана руководящим деятелям США, но уже в 1944 году комиссия военного министерства констатировала: «Оригинал телеграммы исчез из архива военно-морских сил… Копии находились и в других местах, но теперь они все исчезли... В течение минувшего года были уничтожены журналы радиостанции, в которых было зарегистрировано получение телеграммы. Свидетель армии показал, что эту телеграмму командование армии никогда не получало». Свидетели один за другим стали путаться в своих воспоминаниях. Заведовавший переводом и рассылкой дешифрованных материалов А. Краммер, который слыл абсолютным педантом, везде вставлял любимое словечко «точно!». После обеда у адмирала Старка, он стал неожиданно давать сбивчивые показания. Добились этого не только обедом у вышестоящего командования, но и помещением его в психиатрическое отделение флотского госпиталя Бетесда, откуда, уже согласно относительно современным исследованиям, выпустили в обмен на изменение показаний и под угрозой пожизненного содержания. Глава военно-морской разведки вице-адмирал Теодор Уилкинсон предъявил комиссии 11 радиоперехватов, которых, как показывали Маршалл и другие, не существовало, однако в феврале 1946 года, во время работы последней комиссии, управляемый им автомобиль скатился с парома, что привело к гибели свидетеля.

Также «крепким орешком» оказался создатель дешифровальных машин Лоуренс Саффорд, не зря заслуживший у подчинённых прозвище «безумный гений». В феврале 1944 года он явился к Киммелю, заявив, что обладает доказательствами того, что адмирал «жертва самого грязного заговора в истории флота», что видимо вдохновило адмирала заявить главкому ВМС Э. Кингу 15 ноября 1945 года: «Непосредственно после Пёрл-Харбора я считал, что … должен взять на себя вину за Пёрл-Харбор... Теперь я отказываюсь принять хоть какую-нибудь ответственность за катастрофу в Пёрл-Харборе». К этому моменту прошло уже как минимум девятое расследование, так и не внёсшее ясности в причины, ввязавшие США в мировую войну. Последнее в 1946 году возглавил юрист с показательной фамилией Морган.

Саффорд упорно настаивал, что 4 декабря получив телефонограмму с кодовым словом, означавшим войну, немедленно доложил об этом контр-адмиралу Ноксу. Саффорд был единственным, кто обратился к следственной комиссии флота с указанием на оказываемое давление. Главный советник Ричардсон часами донимал Саффорда, прибегая к юридическим уловкам и доводя его показания до абсурда: «Итак, вы утверждаете, что существовал обширный заговор от Белого дома, через военное и военно-морское министерства, через подразделение Крамера уничтожить эти копии?». На что Саффорд лишь парировал, что главный советник не первый, кто пытается заставить его изменить показания. Ведя переписку с исследователями, он ещё три десятилетия интриговал общественность и больше всех свою жену, от греха подальше спускавшую с лестницы журналистов и сжигавшей все, обнаруженные в доме бумаги, с упоминанием Перл-Харбора, в результате чего Саффорд стал шифровать от неё свои записи.

Даже современные исследователи отмечают, что расследовать природу инцидента, втянувшего Соединённые Штаты в войну крайне затруднительно, так как секретные депеши были изъяты из материалов слушаний Конгресса США, а позже стали доступны лишь в специальных архивах. Один из исследователей, Роберт Стиннетт (Robert Stinnett) считает, что за умышленной провокацией атаки на Пёрл-Харбор стояли президент Рузвельт, государственный секретарь Хэлл, военный министр Стимсон и еще девять человек из военного руководства, которых сам Стимсон перечисляет в своём дневнике. Пользуясь Законом о свободе информации (Freedom of Information Act) Стиннет длительное время собирал уцелевшие от цензуры документы и пришёл к выводу, что основным организатором провокации являлся всё-таки Рузвельт, получивший в октябре 1940 года служебную записку от офицера военно-морской разведки А. Макколама (А. McCollum), содержащую инструкцию из восьми действий, включавших эмбарго, которые гарантированно приводили к войне. Однако по известным причинам официальная версия остаётся другой.

Пёрл-Харбор - военно-морская база США в центральной части Тихого океана на о. Оаху, где находились главные силы американского Тихоокеанского флота. Нападением 7 декабря 1941 года на Пёрл-Харбор Япония развязала войну на Тихом океане. Боевые действия в районе Пёрл-Харбора явились составной частью гавайской операции японских военно-морских сил (операция Пёрл-Харбор - Алеутские острова).

Замысел этой операции заключался в том, чтобы скрытно подойти и нанести внезапный массированный удар авиацией авиационного объединения по американским кораблям, береговым сооружениям и самолетам в Пёрл-Харборе. Одновременно с действиями авиации планировалось использовать три сверхмалые подводные лодки, доставляемые в район боевых действий на подводных лодках - матках. Они получали задачу проникнуть в бухту Пёрл-Харбор в ночь перед ударом авиации и атаковать торпедами линкоры. (Советская военная энциклопедия. Т.6. М., 1978. С. 295-296.) Для отвлекающего удара двум эсминцам из состава авианосного соединения ставилась задача обстрелять авиабазу на о. Мидуэй.

К 7 декабря в Пёрл-Харборе находились 93 корабля и вспомогательных судна. Среди них 8 линейных кораблей, 8 крейсеров, 29 эсминцев, 5 подводных лодок, 9 минных загородителей и 10 тральщиков военно-морских сил США. Военно-воздушные силы насчитывали 394 самолета, ПВО обеспечивалась 294 зенитными орудиями. Гарнизон базы насчитывал 42 959 человек (там же).

Корабли в гавани и самолеты на аэродроме стояли скученно, являлись удобной мишенью для атаки. Противовоздушная оборона базы не была готова к отражению ударов. Большинство зенитных орудий не было укомплектовано личным составом, боеприпасы находились под замком. (Вторая мировая война. Два взгляда. М., 1995. С. 466.)

Для атаки Пёрл-Харбора японское командование выделило авианосное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо в составе 23 кораблей и 8 танкеров. Соединение состояло из Ударной группы, насчитывавшей шесть авианосцев (1-я, 2-я и 5-я дивизии авианосцев), Группы прикрытия (2-й отряд 3-й дивизии линейных кораблей), двух тяжелых крейсеров (8-я дивизия крейсеров), одного легкого крейсера и девяти эсминцев (1-я эскадра эскадренных миноносцев), Передового отряда в составе трех подводных лодок и Отряда снабжения из восьми танкеров. (Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. Пер. с англ. М., 1958. С. 52.) Авиационная группа соединения насчитывала в общей сложности 353 самолета.

Операцией, которая была тщательно спланирована и подготовлена, руководил командующий объединенным японским флотом адмирал Исороку Ямамото. Особое значение придавалось достижению внезапности нападения. 22 ноября 1941 года оперативное соединение в строжайшей тайне собралось в заливе Хитокаппу (Курильские острова) и отсюда, соблюдая радиомолчание, 26 ноября взяло курс на Пёрл-Харбор. Переход происходил по наиболее протяженному (6300 км) маршруту, отличавшемуся частой штормовой погодой, но наименее посещаемому судами. В целях маскировки был произведен ложный радиообмен, который имитировал нахождение во Внутреннем Японском море всех крупных японских кораблей. (Советская военная энциклопедия. Т.6. С. 295.)

Однако для американского правительства нападение японцев на Пёрл-Харбор было не столь уж неожиданным. Американцы расшифровали японские коды и в течение нескольких месяцев читали все японские сообщения. Предупреждение о неизбежности войны было послано вовремя - 27 ноября 1941 года. Ясное предупреяедение о Пёрл-Харборе американцы получили в последний момент, утром 7 декабря, но указание о необходимости усиления бдительности, посланное по коммерческой линии, дошло до Пёрл-Харбора лишь за 22 минуты до начала нападения японцев, а передано связным только в 10 часов 45 минут, когда все было кончено. (См: История войны на Тихом океане. Т.З. М., 1958. С. 264; Вторая мировая война: Два взгляда. С. 465.)

В предрассветной темноте 7 декабря авианосцы вице-адмирала Нагумо достигли точки подъема самолетов и находились в 200 милях от Пёрл-Харбора. В ночь на 7 декабря 2 японских эсминца обстреляли о. Мидуэй, а у Пёрл-Харбора начали действовать спущенные на воду 5 японских сверхмалых подводных лодок. Две из них были уничтожены американскими патрульными силами.

В 6.00 7 декабря 183 самолета первой волны поднялись с авианосцев и направились к цели. Здесь были 49 штурмовиков - бомбардировщиков типа "97" , каждый из которых нес 800-килограммовую бронебойную бомбу, 40 штурмовиков-торпедоносцев с подвешенной под фюзеляжем торпедой, 51 пикирующий бомбардировщик типа "99" , имевший каждый по 250-килограммовой бомбе. Силы прикрытия состояли из трех групп истребителей, насчитывавших в общей сложности 43 машины. (Футида М., Окумия М., Указ. соч. С. 54.)

Небо над Перл-Харбором было чистым. В 7 часов 55 минут японские самолеты атаковали все крупные корабли и самолеты на аэродроме. В воздухе не было ни одного американского истребителя, а на земле - ни одной орудийной вспышки. В результате японской атаки, длившейся около часа, было потоплено 3 линейных корабля и уничтожено большое число самолетов. Закончив бомбометание, бомбардировщики направились к своим авианосцам. Японцы потеряли 9 самолетов.

Самолеты второй волны (170 машин) поднялись с авианосцев в 7 часов 15 минут. Во второй волне было 54 штурмовика-бомбардировщика типа "97", 80 пикирующих бомбардировщиков "99" и 36 истребигилей, которые прикрывали действия бомбардировщиков. Второй удар японских самолетов встретил более сильное сопротивление американцев. К 8.00 самолеты возвратились на авианосцы. Из всех самолетов, участвовавших в воздушном налете, японцы потеряли 29 (9 истребителей, 15 пикирующих бомбардировщиков и 5 торпедоносцев). Потери в живой силе составили в общей сложности 55 офицеров и рядовых. Кроме того, американцы потопили одну подводную лодку и 5 сверхмалых подводных лодок, действия которых оказались малоэффективными.

В результате удара японской авиадесантной авиации на Пёрл-Харбор стратегическая цель -- воспрепятствовать вмешательству Тихоокеанского флота США в японские операции на юге - была в основном достигнута. 4 американских линкора было потоплено, еще 4 сильно повреждены. 10 других военных кораблей были потоплены или выведены из строя; 349 американских самолетов уничтожены или повреждены; среди убитых или раненых американцев - 3581 военный, 103 гражданских. (Вторя мировая война: Два взгляда. С. 466.)

Победа японцев могла быть еще более значительной. Им не удалось причинить ни малейшего вреда авианосцам противника. Все 4 американских авианосца отсутствовали в Пёрл-Харборе: 3 из них вышли в море, один ремонтировался в Калифорнии. Японцы не сделали попытки уничтожить огромные американские запасы нефти на Гавайях, которые фактически были почти равны всем японским запасам. Японское соединение, за исключением кораблей, вошедших в специально организованное соединение, которое состояло из 2-й дивизии авианосцев, 8-й дивизии крейсеров и 2-х эскадренных миноносцев, направилось во внутреннее Японское море. 23 декабря оно прибыло на якорную стоянку у о. Хасира.

Таким образом, к 10 часам утра 7 декабря американский флот на Тихом океане фактически перестал существовать. Если к началу войны соотношение боевой мощи американского и японского флотов было равно 10:7,5 (История войны на Тихом океане. Т.З. С. 266), то теперь соотношение в крупных кораблях изменилось в пользу японских военно-морских сил. Японцы в первый же день военных действий завоевали господство на море и получили возможность проводить широкие наступательные операции на Филиппинах, в Малайе и в Голландской Индии.

Использованы материалы книги: "Сто великих битв", М. "Вече", 2002

Литература

1. История войны на Тихом океане: В 5-й т. / Под общ. ред. Усами Сейдзиро. - Т.З. - М., 1958.

2. История второй мировой войны. 1939-1945: В 12-й т. / Ред. кол. А.А. Гречко (глав. ред.) - Т.4. - М., 1975.

3. Кампании войны на Тихом океане: Материалы по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединенных Штатов. - М., 1956.

4. Советская военная энциклопедия: В 8-й т. / Гл. ред. комис. Н.В. Огарков (пред.) и др. - М., 1978. - Т.6. - С. 294-295.

5. Что произошло в Перл Харборе. Документы о нападении Японии на Перл Харбор. -М., 1961.

Далее читайте:

Начало Второй мировой войны (хронологическая таблица)

ПЁРЛ-ХАРБОР (Pearl Har-bor, в переводе с англ. Жем-чуж-ная га-вань) - бух-та (за-лив) Ти-хо-го океана на южном по-бе-ре-жье о. Оа-ху в со-ста-ве Га-вай-ских островов (штат Га-вайи, США), при-мер-но в 10 км к за-па-ду от г. Го-но-лу-лу.

Име-ет слож-ную раз-ветв-лён-ную фор-му, раз-де-ле-на дву-мя по-лу-ост-ро-ва-ми и о. Форд на бо-лее мел-кие бух-ты (Уэст-Лох, Мидл-Лох, Ист-Лох), дос-ти-гая в са-мом ши-ро-ком мес-те около 9,5 км. В южной час-ти уз-ким про-ли-вом (ши-ри-на около 400 м) со-об-ща-ет-ся с ти-хо-оке-ан-ским заливом Ма-ма-ла.

Впер-вые описа-на британсокй экс-пе-ди-ци-ей Н. Порт-ло-ка в 1786 году, под-роб-но ис-сле-до-ва-на эк-спе-ди-ци-ей Ч. Мол-де-на в 1824 году. В 1887 году ко-роль Га-вай-ско-го ко-ро-лев-ст-ва Ка-ла-ка-уа I пе-ре-дал ис-клю-чительные пра-ва на ис-поль-зо-ва-ние бух-ты Со-еди-нён-ным Шта-там. В 1908 году Кон-грес-сом США при-ня-то ре-ше-ние о строи-тель-ст-ве в Пёрл-Харборе во-енно-морской ба-зы (от-кры-та в 1911 году). С ию-ля 1941 года ме-сто раз-ме-ще-ния шта-ба Ти-хо-оке-ан-ско-го фло-та США.

7 декабря 1941 года на-па-де-ни-ем на Пёрл-Харбор Япо-ния на-ча-ла вой-ну на Ти-хом океане (см. Ти-хо-оке-ан-ские кам-па-нии 1941-1945 годов). К это-му вре-ме-ни в Пёрл-Харборе на-хо-ди-лись главные си-лы Ти-хо-оке-ан-ско-го фло-та США, в том числе 8 лин-ко-ров, 8 крей-се-ров, 29 эс-мин-цев (все-го бо-лее 160 су-дов). ВВС ба-зы на-счи-ты-ва-ли 394 са-мо-лё-та. Японский план на-па-де-ния на Пёрл-Харбор ак-тив-но раз-ра-ба-ты-вал-ся под руководством адмирале И. Яма-мо-то с 7 января 1941 года, ут-вер-ждён пра-ви-тель-ст-вом Япо-нии и им-пе-ра-то-ром 5 ноября 1941 года. Его главная стра-те-гическая цель со-стоя-ла в том, что-бы ли-к-ви-ди-ро-вать американский флот как пре-гра-ду на пу-ти экс-пан-сии Япо-нии в Юго-Восточной Азии. 26 но-ября японское авиа-нос-ное со-еди-не-ние [ко-мандующий - ви-це-адмирал Т. На-гу-мо; все-го 33 ко-раб-ля, в том числе 2 лин-ко-ра, 6 авиа-нос-цев с 423 са-мо-лё-та-ми, 3 крей-се-ра, 11 эс-мин-цев, 3 ПЛ;] по-ки-ну-ло бух-ту Би-до-кап (Хи-то-кап-пу; о. Иту-руп). Об-щее ру-ко-во-дство Объ-е-ди-нён-ным фло-том осу-ще-ст-в-лял адмирал Яма-мо-то. На рас-све-те 7 декабря (при-хо-ди-лось на вос-кре-се-нье; по то-кий-ско-му вре-ме-ни в ночь на 8 декабря) авиа-нос-ное со-еди-не-ние вы-шло на ру-беж в 275 миль (около 450 км) к се-ве-ру от о. Оа-ху. Кро-ме то-го, близ Пёрл-Харбора бы-ло раз-вёр-нуто свыге 20 японских ПЛ (име-ли на бор-ту 5 сверх-ма-лых ПЛ). Под-ня-тые с японских авиа-нос-цев са-мо-лё-ты дву-мя эше-ло-на-ми ме-нее чем за 2 часа [с 7.50 (по другим дан-ным, 7.55) до 9.45 (по другим дан-ным, 9.30) ме-ст-но-го вре-ме-ни] на-нес-ли ряд по-сле-до-вательных уда-ров по американским ко-раб-лям, аэ-ро-дро-мам и бе-ре-го-вым ба-та-ре-ям. Бое-вая го-тов-ность Пёрл-Харбора ока-за-лась низ-кой (даль-няя воздушная раз-вед-ка и ПВО сла-бо ор-га-ни-зо-ва-ны, ко-раб-ли и са-мо-лё-ты не рас-сре-до-то-че-ны, часть лич-но-го со-ста-ва на-хо-ди-лась на бе-ре-гу и т.д.). В ре-зуль-та-те был по-то-п-лен и по-вре-ж-дён 21 американский ко-рабль [в том числе 8 лин-ко-ров (4 из них по-те-ря-ны без-воз-врат-но), 3 крей-се-ра (1 - без-воз-врат-но), 4 эс-мин-ца (2 - без-воз-врат-но)], унич-то-же-но 188, по-вре-ж-де-но 159 са-мо-лё-тов, по-гиб-ло 2403 человек (в том числе 68 гражданских лиц), ране-но 1178 человек. По-те-ри японского фло-та со-ста-ви-ли 29 са-мо-лё-тов (свыше 70 по-лу-чи-ли по-вре-ж-де-ния), 6 ПЛ (в том числе 5 сверх-ма-лых), 6 ка-те-ров, по-гиб-ло 64 человек (1 по-пал в плен). В свя-зи с ата-кой на Пёрл-Харбор 8 декабря 1941 года США и Ве-ли-ко-бри-та-ния объ-я-ви-ли вой-ну Япо-нии.

На-па-де-ние на Пёрл-Харбор - круп-ней-шая на тот мо-мент опе-ра-ция с ис-поль-зо-ва-ни-ем авиа-нос-цев - при-нес-ло Япо-нии важ-ную по-бе-ду, обес-пе-чи-ло ей на не-ко-то-рое вре-мя сво-бо-ду дей-ст-вий в ак-ва-то-рии Ти-хо-го океана, по-зво-ли-ло в конце 1941 - первой половине 1942 года дос-тичь круп-ных ус-пе-хов в Ма-лайе, на Фи-лип-пи-нах, в Бир-ме, Ни-дерл. Ин-дии, Но-вой Гви-нее и др. Вме-сте с тем ей не уда-лось сло-мить во-енно-морскую мощь США и до-бить-ся стра-те-гического ус-пе-ха в вой-не; при про-ве-де-нии воздушного на-лё-та японским ко-ман-до-ва-ни-ем был до-пу-щен ряд про-счё-тов (не бы-ли под-верг-ну-ты бом-бар-ди-ров-ке су-до-ре-монт-ные мас-тер-ские, то-п-лив-ные за-па-сы), свою роль сыг-рал фак-тор слу-чай-но-сти (американские авиа-нос-цы на-хо-ди-лись в декабре 1941 года вне Пёрл-Харбора и не бы-ли по-вре-ж-де-ны).