Personal details логарифмическая функция. Большая энциклопедия нефти и газа

Приведены основные свойства логарифма, график логарифма, область определения, множество значений, основные формулы, возрастание и убывание. Рассмотрено нахождение производной логарифма. А также интеграл, разложение в степенной ряд и представление посредством комплексных чисел.

Определение логарифма

Логарифм с основанием a - это функция y(x) = log a x , обратная к показательной функции с основанием a: x(y) = a y .

Десятичный логарифм - это логарифм по основанию числа 10 : lg x ≡ log 10 x .

Натуральный логарифм - это логарифм по основанию числа e : ln x ≡ log e x .

2,718281828459045... ;
.

График логарифма получается из графика показательной функции зеркальным отражением относительно прямой y = x . Слева изображены графики функции y(x) = log a x для четырех значений основания логарифма : a = 2 , a = 8 , a = 1/2 и a = 1/8 . На графике видно, что при a > 1 логарифм монотонно возрастает. С увеличением x рост существенно замедляется. При 0 < a < 1 логарифм монотонно убывает.

Свойства логарифма

Область определения, множество значений, возрастание, убывание

Логарифм является монотонной функцией, поэтому экстремумов не имеет. Основные свойства логарифма представлены в таблице.

Область определения 0 < x < + ∞ 0 < x < + ∞
Область значений - ∞ < y < + ∞ - ∞ < y < + ∞
Монотонность монотонно возрастает монотонно убывает
Нули, y = 0 x = 1 x = 1
Точки пересечения с осью ординат, x = 0 нет нет
+ ∞ - ∞
- ∞ + ∞

Частные значения


Логарифм по основанию 10 называется десятичным логарифмом и обозначается так:

Логарифм по основанию e называется натуральным логарифмом :

Основные формулы логарифмов

Свойства логарифма, вытекающие из определения обратной функции:

Основное свойство логарифмов и его следствия

Формула замены основания

Логарифмирование - это математическая операция взятия логарифма. При логарифмировании, произведения сомножителей преобразуются в суммы членов.

Потенцирование - это математическая операция обратная логарифмированию. При потенцировании заданное основание возводится в степень выражения, над которым выполняется потенцирование. При этом суммы членов преобразуются в произведения сомножителей.

Доказательство основных формул логарифмов

Формулы, связанные с логарифмами вытекают из формул для показательных функций и из определения обратной функции.

Рассмотрим свойство показательной функции
.
Тогда
.
Применим свойство показательной функции
:
.

Докажем формулу замены основания.
;
.
Полагая c = b , имеем:

Обратная функция

Обратной для логарифма по основанию a является показательная функция с показателем степени a .

Если , то

Если , то

Производная логарифма

Производная логарифма от модуля x :
.
Производная n-го порядка:
.
Вывод формул > > >

Для нахождения производной логарифма, его нужно привести к основанию e .
;
.

Интеграл

Интеграл от логарифма вычисляется интегрированием по частям : .
Итак,

Выражения через комплексные числа

Рассмотрим функцию комплексного числа z :
.
Выразим комплексное число z через модуль r и аргумент φ :
.
Тогда, используя свойства логарифма, имеем:
.
Или

Однако, аргумент φ определен не однозначно. Если положить
, где n - целое,
то будет одним и тем же числом при различных n .

Поэтому логарифм, как функция от комплексного переменного, является не однозначной функцией.

Разложение в степенной ряд

При имеет место разложение:

Использованная литература:
И.Н. Бронштейн, К.А. Семендяев, Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов, «Лань», 2009.

«Логарифмическая функция, её свойства и график».


Бывалина Л.Л., учитель математики МБОУ СОШ с.Киселевка Ульчского района Хабаровского края

Алгебра 10 класс

Тема урока: «Логарифмическая функция, её свойства и график».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:


  • сформировать представление ологарифмической функции, ее основных свойствах;

  • сформировать умение выполнять построение графика логарифмической функции;

  • содействовать развитию умений выявлять свойства логарифмической функции по графику;

  • развитие навыков работы с текстом, умения анализировать информацию, способность ее систематизировать, оценивать, использовать;

  • развитие умений работать в парах, микрогруппах (навыки общения, диалога, принятие совместного решения)
Используемая технология: технология развития критического мышления, технология работы в сотрудничестве

Используемые приемы: верные, неверные утверждения, ИНСЕРТ, кластер, синквейн

Оборудование: презентация PowerPoint, интерактивная доска, раздаточный материал (карточки, текстовый материал, таблицы), листы бумаги в клетку,

Ход урока:

Стадия вызова:

Вступление учителя . Мы работаем над освоением темы «Логарифмы». Что на данный момент мы знаем и умеем?

Ответы учащихся.

Знаем : определение, свойства логарифма, основное логарифмическое тождество, формулы перехода к новому основанию, области применения логарифмов.

Умеем : вычислять логарифмы, решать простейшие логарифмические уравнения, производить преобразования логарифмов.
С каким понятием тесно связано понятие логарифма? (с понятием степени, т.к. логарифм – показатель степени)

Задание учащимся . Используя понятие логарифма, заполните две любые таблицы при

а > 1 и при 0 a (Приложение №1)


х





1

2

4

8

16

х





1

2

4

8

16



-3

-2

-1

0

1

2

3

4



3

2

1

0

-1

-2

-3

-4


х





1

3

9

х





1

3

9



-2

-1

0

1

2



2

1

0

-1

-2

Проверка работы групп.

Что представляют собой представленные выражения? (показательные уравнения, показательные функции)

Задание учащимся . Решите показательные уравнения с помощью выражения переменной х через переменную у .

В результате этой работы получаются формулы:

В полученных выражениях поменяем местами х и у . Что получилось у нас?

Как бы вы назвали эти функции? (логарифмические, так как переменная стоит под знаком логарифма). Как записать эту функцию в общем виде? .

Тема нашего урока «Логарифмическая функция, её свойства и график».

Логарифмическая функция – это функция вида, где а – заданное число, а>0 , а≠1 .

Наша задача – научиться строить и исследовать графики логарифмических функций, применять их свойства.

На столах у вас лежат карточки с вопросами. Все они начинаются со слов «Верите ли вы, что…»

Ответ на вопрос может быть только «да» или «нет». Если «да», то справа от вопроса в первом столбце поставьте знак «+», если «нет», то знак «-». Если сомневаетесь - поставьте знак «?».

Работайте в парах. Время работы 3 минуты. (Приложение №2)


п/п

Вопросы:

А

Б

В

Верите ли вы, что…

1.

Ось Оу является вертикальной асимптотой графика логарифмической функции.

+

2.

Показательная и логарифмическая функции взаимно обратные функции

+

3.

Графики показательной у=а х и логарифмической функций симметричны относительно прямой у = х.

+

4.

Область определения логарифмической функции – вся числовая прямаях (-∞, +∞)

-

5.

Область значений логарифмической функции – промежуток у (0, +∞)

-

6.

Монотонность логарифмической функции зависит от основания логарифма

+

7.

Не каждый график логарифмической функции проходит через точку с координатами (1; 0).

-

8.

Логарифмическая кривая это та же экспонента, только по-другому расположенная в координатной плоскости.

+

9.

Выпуклость логарифмической функции не зависит от основания логарифма.

-

10.

Логарифмическая функция не является ни чётной, ни нечётной.

+

11.

Логарифмическая функция имеет наибольшее значение и не имеет наименьшего значения при а > 1 и наоборот при 0 a

-

Заслушав ответы учащихся, заполняется первый столбец сводной таблицы на доске.
Стадия осмысления содержания (10 мин).

Подводя итоги работы с вопросами таблицы, учитель готовит учеников к мысли, что, отвечая на вопросы, мы пока не знаем, правы мы или нет.

Задание группам . Ответы на вопросы можно найти, изучив текст §4 стр.240-242. Но предлагаю не просто читать текст, а выбрать одну из четырёх ранее полученных функций:,, , , построить её график и выявить по графику свойства логарифмической функции. Каждый член группы это делает в тетради. А затем на большом листе в клетку строят график функции. После завершения работы представитель каждой из групп выступает с защитой своей работы.
Задание группам. Обобщите свойства функции для а > 1 и 0 a (Приложение №3)

Свойства функции у = log a x при a > 1 .

Свойства функции у = log a x , при 0 .

Ось Оу является вертикальной асимптотой графика логарифмической функции и в случае, когда a>1 , и в случае, когда 0
График функции у = log a x проходит через точку с координатами (1;0)

Задание группам. Докажите, что показательная и логарифмическая функции взаимно обратны.

Ученики в одной системе координат изображают график логарифмической и показательной функции

Рассмотрим одновременно две функции: показательную у = а х и логарифмическую у = log a х .

На рис.2 схематически изображены графики функций у = а x и у = log a х в случае, когда a>1 .

На рис.3 схематически изображены графики функций у = а x и у = log a х в случае, когда 0
рис.3.

Справедливы следующие утверждения.


  • График функции у = log a х симметричен графику функции у = а x относительно прямой у = х .

  • Множеством значения функции у = а x является множество у>0 , а областью определения функции у = log a х является множество х>0.

  • Ось Ох является горизонтальной асимптотой графика функции у = а x , а ось Оу является вертикальной асимптотой графика функции у = log a х.

  • Функция у = а x возрастает при а>1 и функция у = log a х также возрастает при а>1. Функция у = а x убывает при 0у = log a х также убывает при 0

Поэтому показательная у = а x и логарифмическая у = log a х функции взаимно обратны.
График функции у = log a х называют логарифмической кривой, хотя на самом деле нового названия можно было не придумывать. Ведь это та же экспонента, что служит графиком показательной функции, только по-другому расположенная на координатной плоскости.
Стадия рефлексии . Предварительное подведение итогов.

Вернемся к вопросам, рассмотренным в начале урока, и обсудим полученные результаты . Посмотрим, может быть, наше мнение после работы изменилось.

Учащиеся в группах сопоставляют свои предположения с информацией, полученной в ходе работы с учебником, построения графиков функций и описаний их свойств, вносят в таблицу изменения, делятся мыслями с классом, обсуждают ответы на каждый вопрос.

Стадия вызова. Как вы думаете, в каких случаях, при выполнении каких заданий можно применить свойства логарифмической функции?

Предполагаемые ответы учащихся: решения логарифмических уравнений, неравенств, сравнения числовых выражений, содержащих логарифмы, построения, преобразования и исследования более сложных логарифмических функций.

Стадия осмысления содержания .
Работа на распознавание графиков логарифмических функций, нахождение области определения, определение монотонности функций. (Приложение №4)

1. Найдите область определения функции:

1) у = log 0,3 х 2) у = log 2 (х-1) 3) у = log 3 (3-х)


  1. (0; +∞) б) (1;+∞) в) (-∞; 3) г) (0;1]
2. При каких значениях х имеет смысл функция: 1) у = log 3 х 2 2) у = log 5 (-х) 3) у = lg х│

а) х≠0 б) х>0 в) .


1

2

3

4

5

6

7

1)а, 2)б, 3)в

1)а, 2)в, 3)а

а, в

в

В, С

а)

а)

Чтобы расширить знания по изучаемому вопросу, обучающимся предлагается текст «Применение логарифмической функции в природе и технике». (Приложение №5) Используем технологический прием «Кластер» для сохранения интереса к теме.

«Находит ли эта функция применение в окружающем нас мире?», ответим на этот вопрос после работы над текстом о логарифмической спирали.

Составление кластера «Применение логарифмической функции». Ученики работают в группах, составляя кластеры. Затем происходит защита кластеров, обсуждение их.

Пример кластера.

Применение логарифмической функции


Природа

Рефлексия


  • О чем вы не имели представления до сегодняшнего урока, и что теперь вам стало ясно?

  • Что нового вы узнали о логарифмической функции и ее приложениях?

  • С какими трудностями вы столкнулись при выполнении заданий?

  • Выделите тот вопрос, который для вас оказался менее понятным.

  • Какая информация вас заинтересовала?

  • Составьте синквейн «логарифмическая функция»

  • Оцените работу своей группы (Приложение №6 «Лист оценки работы группы»)
Синквейн.

Домашнее задание: § 4 стр.240-243, № 69-75 (четные)

Литература:


  1. Азевич А.И. Двадцать уроков гармонии: Гуманитарно-математический курс. - М. : Школа-Пресс,1998.-160 с.: ил. (Библиотека журнала «Математика в школе». Вып. 7.)

  2. Заир.Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М. Просвещение, 2011. – 223 с.

  3. Колягин Ю.М. Алгебра и начала анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни. – М.: Просвещение, 2010.

  4. Корчагин В.В. ЕГЭ-2009. Математика. Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009.

  5. ЕГЭ-2008. Математика. Тематические тренировочные задания/ Корешкова Т.А. и др.. – М.: Эксмо, 2008

Логарифмическая функция базируется на понятии логарифма и свойства показательной функции , где (основание степени а больше нуля и не равно единице).

Определение:

Логарифмом числа b по основанию а называется такой показатель степени, в которую нужно возвести основание а, чтобы получить число b.

Примеры:

Напомним основное правило : чтобы получить число, стоящее под логарифмом, необходимо основание логарифма возвести в степень - значение логарифма:

Напомним важные особенности и свойства показательной функции.

Рассмотрим первый случай, когда основание степени больше единицы: :

Рис. 1. График показательной функции, основание степени больше единицы

Такая функция монотонно возрастает на всей своей области определения.

Рассмотрим второй случай, когда основание степени меньше единицы :

Рис. 2. График показательной функции, основание степени меньше единицы

Такая функция монотонно убывает на всей своей области определения.

В любом случае, показательная функция монотонна, принимает все положительные значения и, в силу своей монотонности, каждое положительное значение достигает при единственном значении аргумента. То есть, каждое конкретное значение функция достигает при единственном значении аргумента , корнем уравнения и есть логарифм:

По сути, мы получили обратную функцию. Прямая функция - это когда у нас есть независимая переменная х (аргумент), зависимая переменная у (функция), мы задали значение аргумента и по нему получаем значение функции. Обратная функция: пусть независимой переменной будет у, ведь мы уже оговорили, что каждому положительному значению у соответствует единственное значение х, определение функции соблюдается. Тогда х становится зависимой переменной.

Для монотонной прямой функции существует обратная функция . Суть функциональной зависимости не изменится, если мы введем переобозначение:

Получаем:

Но нам привычнее обозначать независимую переменную за х, а зависимую - за у:

Таким образом, мы получили логарифмическую функцию.

Используем общее правило получения обратной функции для конкретной показательной функции .

Заданная функция монотонно возрастает (согласно свойствам показательной функции), значит, существует обратная ей функция. Напоминаем, что для ее получения необходимо выполнить два действия:

Выразить х через у:

Поменять местами х и у:

Итак, получили функцию, обратную заданной: . Как известно, графики прямой и обратной функции симметричны относительно прямой у=х. проиллюстрируем:

Рис. 3. Графики функций и

Данная задача решается аналогично и справедлива для любого основания степени.

Решим задачу при

Заданная функция монотонно убывает, значит, существует обратная ей функция. Получим ее:

Выразить х через у:

Поменять местами х и у:

Итак, получили функцию, обратную заданной: . Как известно, графики прямой и обратной функции симметричны относительно прямой у=х. проиллюстрируем:

Рис. 4. Графики функций и

Заметим, что мы получили логарифмические функции как обратные к показательным.

У прямой и обратной функций есть много общего, но есть и отличия. Рассмотрим это подробнее на примере функций и .

Рис. 5. Графики функций (слева) и (справа)

Свойства прямой (показательной) функции:

Область определения: ;

Область значений: ;

Функция возрастает;

Выпукла вниз.

Свойства обратной (логарифмической) функции:

Область определения: ;

Урок алгебры в 10 классе

Тема: «Логарифмическая функция, её свойства и график»

Цели:

    Образовательная : Ввести понятие логарифмической функции с применением прошлого опыта, дать определение. Изучить основные свойства логарифмической функции. Сформировать умение выполнять построение графика логарифмической функции.

    Развивающая: Выработать умение выделять главное, сравнивать, обобщать. Формировать графическую культуру учащихся.

    Воспитательная: Показать взаимосвязь математики с окружающей действительностью. Формировать навыки общения, диалога, умение работать в коллективе.

Тип урока: Комбинированный

Методы обучения: Частично-поисковый, диалоговый.

Ход урока .

1.Актуализация прошлого опыта:

Учащимся предлагаются устные упражнения с использованием определения логарифма, его свойств, формул перехода к новому основанию, решения простейших логарифмических и показательных уравнений, примеров на нахождение области допустимых значений под логарифмических выражений

Устные упражнения Устная работа.

1) Вычислить, пользуясь определением логарифма: log 2 8; log 4 16;.

2) Вычислить, используя основное логарифмическое тождество:

3) Решите уравнение, используя определение:

4) Выясните, при каких значениях x имеет смысл выражение:

5) Найдите значение выражения, используя свойства логарифмов:

2. Изучение темы. Учащимся предлагается решить показательные уравнения: 2 х =у; () х =у. с помощью выражения переменной х через переменную у. В результате этой работы получаются формулы, которые задают функции, незнакомые учащимся. ,.Вопрос : «Как бы вы назвали эту функции?» учащиеся говорят, что она логарифмическая, так как переменная стоит под знаком логарифма: .

Вопрос . Дайте определение функции. Определение: Функцию, заданную формулой у=log a x называют логарифмической с основанием а (а>0, а 1)

III. Исследование функции y=log a x

Совсем недавно мы ввели понятие логарифма положительного числа по положительному и отличному от 1 основанию а. Для любого положительного числа можно найти логарифм по заданному основанию. Но тогда следует подумать и о функции вида у=log a x, и о ее графике и свойствах. Функцию, заданную формулой у=log a x называют логарифмической с основанием а (а>0, а 1)

Основные свойства логарифмической функции:

1. Областью определения логарифмической функции будет являться все множество положительных действительных чисел. Для краткости его еще обозначают R+. Очевидное свойство, так как каждое положительное число имеет логарифм по основанию а. D (f )=R+

2. Областью значения логарифмической функции будет являться все множество действительных чисел. E (f )= (-∞; +∞)

3 . График логарифмической функции всегда проходит через точку (1;0).

4 . Л логарифмическая функция возраста ет при а >1, и убывает при 0<х<1.

5 . Функция не является четной или нечетной. Логарифмическая функция – функция общего вид а .

6 . Функция не имеет точек максимума и минимума , в области определения непрерывна .

На следующем рисунке представлен график убывающей логарифмической функции - (0

Если построить в одной оси координат показательную и логарифмическую функции с одинаковыми основаниями, то графики этих функций будут симметричны относительно прямой y = x. Данное утверждение показано на следующем рисунке.

Изложенное выше утверждение будет справедливо, как для возрастающих, так и для убывающих логарифмических и показательных функций.

Рассмотрим пример: найти область определения логарифмической функции f(x) = log 8 (4 - 5x).

Исходя из свойств логарифмической функции, областью определения является все множество положительных действительных чисел R+. Тогда заданная функция будет определена для таких х, при которых 4 - 5x>0. Решаем это неравенство и получаем x<0.8. Таким образом, получается, что областью определения функции f(x) = log 8 (4 - 5*x) будет являться промежуток (-∞;0.8)

Графики логарифмической функции в программе GeoGebra


Графики логарифмической функции
1) натуральный логарифм y = ln (x)
2) десятичный логарифм y = lg (x)
3) логарифм по основанию 2 y = ld (x)

V. Закрепление темы

Применяя полученные свойства логарифмической функции решим следующие задания:

1. Найти область определения функции: у=log 8 (4-5x);у= log 0,5 (2х+8);.

3. Схематично построить графики функций:у=log 2 (х+2) -3 у= log 2 (х) +2

Понятие логарифмической функции

Для начала вспомним, что же вообще такое логарифм.

Определение 1

Логарифмом числа $b\in R$ по основанию $a$ ($a>0,\ a\ne 1$) называется число $c$, в которое нужно возвести число $a$, чтобы получить число $b$.

Рассмотрим показательную функцию $f\left(x\right)=a^x$, где $a >1$. Эта функция возрастает, непрерывна и отображает действительную ось на интервал $(0,+\infty)$. Тогда, по теореме о существовании обратной непрерывной функции, у нее в множестве $Y=(0,+\infty)$ существует обратная функция $x=f^{-1}(y)$, которая также непрерывна и возрастает в $Y$ и отображает интервал $(0,+\infty)$ на всю действительную ось. Эту обратную функцию называют логарифмической функцией по основанию $a\ (a >1)$ и обозначается $y={{log}_a x\ }$.

Теперь рассмотрим показательную функцию $f\left(x\right)=a^x$, где $0

Таким образом, мы определили логарифмическую функцию при всех возможных значениях основания $a$. Рассмотрим далее два этих случая отдельно.

1%24"> Функция $y={{log}_a x\ },\ a >1$

Рассмотрим свойства данной функции.

    С осью $Oy$ пересечений нет.

    Функция положительна, при $x\in (1,+\infty)$ и отрицательна, при $x\in (0,1)$

    $y"=\frac{1}{xlna}$;

    Точки минимума и максимума:

    Функция возрастает на всей области определения;

    $y^{""}=-\frac{1}{x^2lna}$;

    \[-\frac{1}{x^2lna}Функция выпукла на всей области определения;

    ${\mathop{lim}_{x\to 0} y\ }=-\infty ,\ {\mathop{lim}_{x\to +\infty } y\ }=+\infty ,\ $;

    График функции (Рис. 1).

Рисунок 1. График функции $y={{log}_a x\ },\ a >1$

Функция $y={{log}_a x\ }, \ 0

Рассмотрим свойства данной функции.

    Область определения -- интервал $(0,+\infty)$;

    Область значения -- все действительные числа;

    Функция не является ни четной, ни нечетной.

    Точки пересечения с осями координат:

    С осью $Oy$ пересечений нет.

    При $y=0$, ${{log}_a x\ }=0,\ x=1.$ Пересечение с осью $Ox$: (1,0).

    Функция положительна, при $x\in (0,1)$ и отрицательна, при $x\in (1,+\infty)$

    $y"=\frac{1}{xlna}$;

    Точки минимума и максимума:

    \[\frac{1}{xlna}=0-корней\ нет\]

    Точек максимума и минимума нет.

    $y^{""}=-\frac{1}{x^2lna}$;

    Промежутки выпуклости и вогнутости:

    \[-\frac{1}{x^2lna}>0\]

    График функции (Рис. 2).

Примеры исследования и построения логарифмических функций

Пример 1

Исследовать и построить график функции $y=2-{{log}_2 x\ }$

    Область определения -- интервал $(0,+\infty)$;

    Область значения -- все действительные числа;

    Функция не является ни четной, ни нечетной.

    Точки пересечения с осями координат:

    С осью $Oy$ пересечений нет.

    При $y=0$, $2-{{log}_2 x\ }=0,\ x=4.$ Пересечение с осью $Ox$: (4,0).

    Функция положительна, при $x\in (0,4)$ и отрицательна, при $x\in (4,+\infty)$

    $y"=-\frac{1}{xln2}$;

    Точки минимума и максимума:

    \[-\frac{1}{xln2}=0-корней\ нет\]

    Точек максимума и минимума нет.

    Функция убывает на всей области определения;

    $y^{""}=\frac{1}{x^2ln2}$;

    Промежутки выпуклости и вогнутости:

    \[\frac{1}{x^2ln2} >0\]

    Функция вогнута на всей области определения;

    ${\mathop{lim}_{x\to 0} y\ }=+\infty ,\ {\mathop{lim}_{x\to +\infty } y\ }=-\infty ,\ $;

Рисунок 3.