Первый император византии. Византийский император Юстиниан I Великий

Величие Римской империи после кризиса III века сильно пошатнулось. Тогда и появились предпосылки для раскола империи на Западную и Восточную. Последним императором, возглавлявшим всю территорию страны, был Флавий Феодосий Август (379-395 гг. правления). Он умер в почтенном возрасте естественной смертью, оставив после себя двух престолонаследников - сыновей Аркадия и Гонория. По наставлению отца, старший брат Аркадий возглавил западную часть - "первый Рим", а младший, Гонорий - восточную, "второй Рим", который позже был переименован в Византийскую империю.

Процесс становления Византийской империи

Официальное на Западную и Восточную произошло в 395 году, неофициально - государство раскололось задолго до этого. В то время, как запад погибал от междоусобиц, гражданских войн, набегов варваров на границы, восточная часть страны продолжала развивать культуру и жить в авторитарном политическом режиме, подчиняясь своим императорам Византии - василевсам. Простые люди, крестьяне, сенаторы называли императора Византии "василевс", этот термин быстро прижился и стал постоянно употребляться в обиходе народа.

Христианство в культурном развитии государства и укреплении власти императоров занимало далеко не последнюю роль.

После падения Первого Рима в 476 году осталась только восточная часть государства, которая и стала В качестве столицы был основан великий город Константинополь.

Обязанности василевса

Императоры Византии должны были исполнять такие обязанности:

  • командовать армией;
  • принимать законы;
  • выбирать и назначать кадров на государственные должности;
  • управлять административным аппаратом империи;
  • вершить правосудие;
  • проводить мудрую и выгодную государству внутреннюю и внешнюю политику для поддержания статуса лидера на мировой арене.

Выборы на пост императора

Процесс становления нового человека на пост василевса происходил осознанно с участием большого количества людей. Для выборов созывались собрания, в которых участвовали и голосовали сенаторы, военнослужащие и народ. По подсчетам голосов, набравший большее число сторонников избирался правителем.

Право баллотироваться имел даже крестьянин, в этом выражались зачатки демократии. Императоры Византии, выходцы из крестьян, тоже существуют: Юстиниан, Василий I, Роман I. Одними из самых выдающихся первых императоров Византийского государства считаются Юстиниан и Константин. Они были христианами, распространяли вероисповедание и использовали религию для насаждения своей власти, контроля народа, проведения реформ во внутренней и внешней политике.

Правление Константина I

Один из главнокомандующих, избранный на пост императора Византии, Константин I, благодаря мудрому правлению, вывел государство на одну из лидирующих мировых позиций. Константин I правил в период c 306-337 гг., в то время, когда еще не было окончательного раскола Римской империи.

Константин знаменит в первую очередь тем, что закрепил христианство в качестве единственной государственной религии. Также во время его правления был построен первый в империи Вселенский собор.

В честь верующего христианского государя Византийской империи была названа столица государства — Константинополь.

Правление Юстиниана I

Великий император Византии Юстиниан правил в период с 482-565 гг. Мозаика с его изображением украшает церковь Сан-Виталле в городе Равенне, увековечивая память о правителе.

В сохранившихся документах, датированных VI веком, по словам византийского писателя Прокопия Кесарийского, который занимал должность секретаря великого полководца Велизария, Юстиниан известен как мудрый и великодушный правитель. Он проводил судебные реформы для развития страны, поощрял распространение христианской религии на территории государства, составил кодекс гражданских законов, и, в целом, хорошо заботился о своем народе.

Но еще император был жестоким врагом для людей, посмевших пойти против его воли: мятежников, повстанцев, еретиков. Он контролировал насаждение христианства на захваченных во время его правления землях. Так, с его мудрой политикой Римская империя вернула территорию Италии, Северной Африки, частично Испании. Как и Константин I, Юстиниан использовал религию для укрепления собственной власти. Проповедование любого другого вероисповедания, кроме христианства, на захваченных землях жестоко наказывалось законом.

Кроме того, на территории Римской империи по его инициативе было поручено построить церкви, храмы, монастыри, проповедовавшие и несшие в народ христианство. Экономическая и политическая мощь государства существенно выросла благодаря многочисленным выгодным связям и сделкам, заключенным императором.

Такие императоры Византии, как Константин I и Юстиниан I, зарекомендовали себя как мудрые, великодушные правители, которые к тому же успешно распространяли христианство на территории империи для укрепления собственной власти и сплочения народа.

Достаточно ознакомиться с чередой императоров - армян по происхождению на троне византийской Империи, чтобы узреть огромный пласт государственно-административной, правовой и военной армянской культуры, скреплявшей воедино разноплеменные и разноязыкие народы.

Этот опыт и управленческие знания были уделом армянских царских династий и передавались по наследству. В Византийской империи почти не было не-армянских императоров. Остались ли наследники тех великих традиций? Как им удавалось руководить сонмом народов, не прибегая к тирании или репрессиям, и в то же время, защищая империю от внешних врагов?

Фундамент в основание Византийской империи заложил первый ее император Константин Великий, перенесший столицу из Рима в Константинополь, о чьем армянском происхождении свидетельствует армянский историк Никифор Вриенний (см. в конце статьи примечание из кн.

«Исторические записки» М., 2006, с.220).Но почему именно Константин I Великий (285-337 гг.), римский, а затем византийский император, живший 17 веков назад, может быть интересен современному армянскому читателю? Каким образом повлияла эта личность на развитие истории человечества?

Какие деяния обессмертили его имя? Многое из того, что он совершил, кануло в Лету, однако продолжают существовать все современные общественные институты, которые в той или иной степени сформировались при нем.

Так, например, созданная Константином I монархическая форма правления, вопреки утверждениям некоторых историков, не была автократичной. Здесь главным стало правление Закона, а не воля одного человека - императора: Закон был выше самого законодателя. И не автократия, а именно власть Закона породила сильное государство, поэтому созданная Константином I империя просуществовала целое тысячелетие.

Вот его взгляды на управление: «Начав от того Британского моря, – писал Константин в своем законе в пользу христиан, – и от тех пределов, где, по некоторой необходимости, определено заходить солнцу, я при помощи какой-то высочайшей силы гнал перед собой и рассеивал все встречавшиеся ужасы, чтобы воспитываемый под моим влиянием род человеческий призывать на служение священнейшему закону и под руководством Высочайшего Существа возрастить блаженнейшую веру». (Евсевий.Жизнь Константина. II, 8).

Выделим две мысли – воспитание рода человеческого Константин считает важнейшей функцией государственного управления – т.е. государство мыслится как организация, ставящая целью создание условий и возможностей совершенствования рода человеческого.

Заметьте, не экономикой и сельским хозяйством должно оно заниматься, а воспитанием народа. Вторая мысль говорит о сущности этого воспитания – служение священному закону, формирование определенного мировоззрения и веры в его истинность.

Мы видим, что противоречий между христианством и государством не было уже во времена Константина, издавшего «Эдикт о веротерпимости». Возникшие же позже гонения на христиан рассматривались древними авторами именно как заговор против христиан.

Они не видели для Империи никаких причин гнать христиан, кроме ненависти чернокнижников и клеветы иудеев. А тех императоров, которые поддавались действиям заговорщиков, рассматривали как тиранов.

Гонения рассматривалось тогдашними христианами не просто как языческий, но как оккультно-магический переворот. А с точки зрения римской политической теории как тирания, правление беззаконных императоров, которые правили в противоречии с божественным законам, традициями империи и мнением добрых граждан.

С этой позиции все западные, так называемые «демократические государства», отвергшие христианство как несовместное со светской властью, являются тираническими и оккультно-магическими, если не сказать чернокнижными.

Сегодня, когда эта оккультность расцвела на Западе во всей своей красе в виде аморального телевидения и тиранических СМИ, поддерживаемых кучкой обнаглевших финансистов, мы видим правильность оценок римской теории.

Насколько сильно было отвращение к тирании у лучших римлян показывают замечательные слова императора Траяна при вручении им меча префекту преторианцев: «бери этот меч, чтобы пользоваться им для моей защиты, если я буду править хорошо, и против меня, если я буду править плохо» (Дион Кассий. LXVIII, 16, 1).

Вывод, который следует из этой древней теории гласит: государство, которое не занимается нравственным воспитанием населения, можно приравнять к тирании.

Иначе говоря, государству была придана великая религиозная задача, великая цель и подвиг - сохранить в первозданной чистоте «бесценный бисер» истинной веры и передать его населению. Император мыслится, прежде всего, как символ и носитель этой религиозной или воспитательной миссии империи.

Эта установка служила стержнем более чем тысячелетнего после Константина существования Византийской Империи.

Константин I сделал христианство основной религией Европы, и эта своеобразная революция определила развитие всей западной цивилизации с древности до наших дней. Константин понял силу, которой обладала христианская религия: нравственные законы и заповеди христианства стали при нем нормой политической жизни цивилизованного общества.

Византийская монархия, став мощной системой, передавала свои методы и принципы управления другим государствам Европы - различие только в уровне их экономического и политического развития.

В современную эпоху существуют, например, государства с конституционной монархией - Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция, где власть монарха ограничена парламентом и где общество строится на основе закона.

Естественно, в каждой стране свои трудности, свои проблемы - и этнические, и буднично-жизненные, но демократия там, где закон соблюдают все жители, независимо от занимаемого ими положения в обществе, в государстве, где существует уважение к человеку вообще, а не как к представителю какой-либо нации, расы, религии, политической концепции и, наконец, материальной обеспеченности.

Главным Константин I считал защиту маленького человека от сильных мира сего, взамен получая поддержку своему правлению. Это было правление закона, общее повиновение которому обеспечивало не только единство всего народа, но и защиту индивидуальности каждого.

В правительство Константина I входили представители всех сословий и народов, добровольно подчинявшихся общим законам и традициям. Церковь, воплощая опыт и устремления империи, подняла знамя братства, единения, мира и согласия, общего труда для блага всех сограждан - этого успешно добивался Константин Великий.

В прошлое стали отходить соперничество, злоба, ненависть, междоусобные войны*.Особую популярность в народе Константин Великий приобрел с введением в практику оказания помощи бедным, вдовам, детям и разорившимся людям.

Обычай церкви раздавать подарки, не требуя взамен ничего, стал новшеством, направленным на улучшение жизни людей - так было при Константине I . Его политика во всем отличалась новизной и оригинальностью.

Не подавляя общественные институты, он сумел взять под свой контроль не только церковь, но и высший совет империи - сенат, и все крупные движения, и победоносную армию, не знавшую поражений.

Основанный им новый город, названный его современниками Константинополем, превратился в оплот христианства, в его боевой форпост: о него, как о несокрушимую скалу, разбивались все попытки поработить Европу.

Константин Великий первым в истории человечества провозгласил: все люди рождаются свободными и равными. Решение проблемы равенства и прав человека некоторые историки связывают с ее интерпретацией Джоном Локком во «Втором трактате о правлении» (см.:Локк Дж. Соч.: в 3 т. Т. 3. М., 1988. С.263, 317, 390).

Эта мысль отражена и в «Декларации независимости США» (1776), которую К. Маркс назвал «первой декларацией прав человека»; и в политическом манифесте Великой французской революции, названном «Декларация прав человека и гражданина» (1789); и позже, после победы над нацизмом, во «Всеобщей декларации прав человека», принятой в 1948 году Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций.

В истолковании равенства сложилось множество различных - политических, философских, экономических, социальных - концепций, однако пальма первенства принадлежит Константину Великому, который не на словах, а на практике осуществил свою мысль о равенстве всех граждан. «Он искал царство Божие и вел за собой подданных» - этими словами оценил 30-летнее правление Константина Великого епископ Евсевий, биограф императора.

Армяне как доминирующий этнос Византийской империи развили эту управленческую культуру до высочайшего уровня и впоследствии передали ее ряду соседних стран, в том числе Грузии и России. Многие государственно-политические и административно-правовые акты Византии стали основанием Свода законов Российской Империи.

Хотя многие произведения византийской мысли написаны на греческом языке, но не греки были наиболее активной интеллектуальной частью империи. Например, как свидетельствует Прокопий Кесарийский, византийский историк 6 века, греки даже облагались дополнительным налогом как второразрядный народ империи.

Он пишет: логофеты (сборщики налогов) мучили людей многими «видами взысканий, обвиняя одних в том, что они греки, как будто бы было совершенно невозможно, чтобы выходец из Эллады оказался благородным» (Прокопий Кесарийский.

Тайная история, с.396). Существование государства, а особенно империи, зависит от качеств ее основного этноса. Только обладая определенными качествами политической грамотности, военной выучки, административного опыта и незаурядного мужества, могли эти личности, не имевшие «европейского образования», удерживать огромные геополитические пространства, создавая в них справедливый политический порядок и внутреннюю динамику постоянного духовного роста граждан разной национальности.

Где это наследие? Сохранилось ли оно у нынешних армян? Или это уже другое племя, неспособное возродиться к славе своих предков? Отделив Восток Европы от Запада, Константин Великий стал создателем Восточно-Византийской Ойкумены, объединившей Восточную Ев¬ропу и Переднюю Азию (Ближний Восток), и положил начало армяно-греко-славянскому культурно-историческому типу.

Входящие в византийский мир страны и народы, благодаря своему высокому духовному развитию и в силу объективно-исторической значимости, во многом играли ведущую роль в развитии человечества.

Примечание: из Никифора Вриенния

«Итак, Комнин19 не иным каким-нибудь способом достиг царской власти, но путем права, поскольку был кровным родственником дома Комниных и находился в родственной близости с Дуками20.

Взяв себе подругу жизни из рода Дуков, он сочетал оба эти рода воедино и образовал из них как бы одно (родовое) дерево. Притом отличающееся древностью, как говорят, достойно большого уважения. Посему, уважая древний дом Комниных и Дуков и того, кто происходил из него, как, напри¬мер, Алексея Комнина, почитая имеющим большее право на царство, чем кого другого, все охотно избрали его в цари.

Ведь если бы кто захотел по течению времени восходить назад, то нашел бы, что род Дуков есть первая отрасль поколения великого Константина; потому что и тот первый Дука, принадлежавший к числу лиц, вслед за великим Константином оставивших древний Рим и переселившихся в новый, по крови был ближайший его родственник, именно племянник, которого он возвел в сан дуки константинопольского. От него уже и все потомки его стали называться Дуками» (с.220).(Дуки и Комнины – известные армянские рода).

История Стамбула насчитывает около 2.500 лет. В 330 году в Византий (именно так назывался изначально город Стамбул) императором Константином Великим была перенесена столица Римской империи. Константин, принявший христианство способствовал укреплению христианской церкви, фактически занявшей при нем главенствующее положение и становлению Византийской империи, как приемника Римской. За свои деяния причислен к лику равноапостольных святых в православной церкви.

Император Константин Великий получает знамение Креста Божьего

Константин Великий биография

Биография Константина Великого довольно хорошо изучена, благодаря многочисленным сохранившимся свидетельствам. Будущий император родился приблизительно в 272 году на территории современной Сербии. Его отцом был Констанций I Хлор (в последствии, ставший цезарем), а матерью — Елена (дочь простого трактирщика). Она играла очень большую роль, как в жизни своего сына, так и в становлении христианства как государственной религии Византийской империи. Елена, мать Константина Великого, была причислена православной церковью к лику равноапостольных святых за свое паломничество в Святую землю, во время которого было основано множество храмов и обретены части Креста Господня и другие христианские святыни.

Констанций, отец Константина вынужден был развестись с Еленой и жениться на падчерице императора Августа Максимилиана Геркулия Феодоре, от этого брака у Константина появились сводные сестры и братья.

Жизнь Константина Великого (Византийского)

В результате политической борьбы отец Константина Первого Великого, Констанций пришел к власти в статусе цезаря, а затем и полноправного императора западной части Римской империи наравне с императором Галерием, правившим тогда восточной частью. Констанций был уже слаб и стар. Предчувствуя скорую кончину, он пригласил к себе своего сына – Константина. После смерти Констанция, армия западной части империи провозгласила Константина своим императором, что в свою очередь, очень не понравилось Галерию, который официально не признал этого факта.

Константин Великий – первый христианский император

В начале IV века Римская империя представляла собой политически разрозненное государство. У власти, фактически, находились до 5 правителей, именовавших себя как августами (старшими императорами), так и цезарями (младшими императорами).

В 312 году Константин разгромил войска императора Максенция в Риме, в честь чего там была установлена триумфальная арка Константина. В 313 году основной конкурент Константина – император Лициний победил всех своих противников и консолидировал большую часть Римской империи в своих руках. Константину теперь подчинялись Галлия, Италия, Африканские владения и Испания, а Лицинию – вся Азия, Египет и Балканы. В течении последующих 11 лет Константин получил власть на всей территории империи, победив Лициния и 18 сентября 324 года был объявлен единоличным императором.

После того как Константин Первый Великий стал императором, он, в первую очередь изменил административную структуру империи и, как сказали бы в наши дни, усилил вертикаль власти, так как стране, которая пережила 20 лет гражданских войн нужна была стабильность.

Монеты Константина Великого можно найти в довольно хорошем состоянии и сейчас на международных аукционах.

Золотой солид императора Константина, 314 год

Константин Великий и христианство

При своем правлении император Константин Первый Великий, фактически, сделал христианство государственной религией. Он активно руководил воссоединением различных частей церкви, разрешая все внутренние противоречия, в частности собрав в 325 году знаменитый Никейский собор, осудивший ариан и устранивший намечавшийся раскол внутри церкви.

По всей империи активно строились христианские храмы, для их возведения, зачастую разрушались храмы языческие. Церковь была постепенно освобождена от всех налогов и повинностей. Фактически, Константин придал христианству особый статус, что положило бурное развитие этой религии, а Византию сделало – будущим центром православного мира.

Основание Константинополя императором Константином Великим

Империи под руководством вновь провозглашенного императора Константина нужна была новая столица, как по причине внешних угроз, так и по причине снятия проблемы внутренней политической борьбы. В 324 году выбор Константина пал на город Византий, имевший отличное стратегическое положение на берегах пролива Босфор. В этом году начинается активное строительство новой столицы, в нее по приказу императора доставляются различные культурные ценности со всех концов империи. Возводятся дворцы, храмы, ипподром, оборонительные стены. Именно при Константине было заложен знаменитый . 6 мая 330 года император официально перенес столицу в Византий, и назвал его Новым Римом, который почти сразу стал именоваться в его честь Константинополем, так как население города не приняло официальное название.

Константин Великий вручает город Константинополь в дар Богоматери. Фреска собора Святой Софии в Стамбуле

Смерть и причисление Святого Равноапостольного царя Константина к лику святых

Император Константин Великий скончался 22 мая 337 года в на территории современной Турции. Перед самой смертью, он принял крещение. Так получилось, что великий помощник и сподвижник Церкви Христовой, сделавший христианство государственной религией крупнейшей в то время страны в мире, сам был крещен в последние дни своей жизни. Это не помешало ему за все свои деяния, направленные на укрепление могущества христианской церкви быть причисленным к лику святых в ранге равноапостольных — равных самим Апостолам Христа (Святой Равноапостольный царь Константин). Причисление Константина к лику святых произошло уже после разделения церквей на православную и католическую, именно поэтому Римско-католическая церковь не включила его в список своих святых.

Совершенно ясно то, что как сам император Константин Первый Великий, так и его мать Елена внесли огромный вклад в становление Византийской цивилизации, культурными наследниками которой являются целый ряд современных государств.

Воздвижение Креста Господня. Император Константин и мать его Елена

Фильм Константин Великий

В 1961 году в Италии был снят фильм Константин Великий (Costantino il grande итал.). Картина повествует о молодости императора Константина. Действие фильма происходит до знаменитой битвы у Мильвийского моста. Съемки фильма проходили в Италии и Югославии. Режиссер Лелнелло де Феличи (Lionello De Felice), в ролях Корнел Вильде (Cornel Wilde) – Константин, Белинда Ли (Belinda Lee) — Фауста, Массимо Серато (Massimo Serato) – Максентиус. Продолжительность – 120 минут.

Багрянородный родился в 905 году. Он был сыном Льва VI родом из Македонской династии. Его фигура вызывает особенный интерес у историков. Дело в том, что этот правитель на протяжении своего нахождения на троне не столько занимался политикой, сколько посвящал свое время науке и изучению книг. Он был писателем и оставил после себя богатое литературное наследие.

Наследник престола

Единственный сын Льва VI Философа Константин Багрянородный был рожден от его брака с четвертой женой. Из-за этого он по христианским правилам не мог занимать трон. Тем не менее Лев хотел видеть сына императором и поэтому еще при жизни сделал его своим соправителем. С его смертью в 912 году начался В итоге к власти пришел младший брат усопшего Александр. Он отстранил малолетнего Константина от управления делами, а также лишил влияния всех сторонников племянника. Казалось, что новый император твердо взял власть в свои руки. Однако уже в 913 году еще не старый Александр скончался от продолжительной болезни.

Потеря реальной власти

Теперь Константин, наконец, стал императором. Однако ему было всего 8 лет. Из-за этого был учрежден регентский совет, который возглавил патриарх Николай Мистик. всегда отличалась нестабильностью власти, которая передавалась из рук в руки посредством заговоров и военных переворотов. Шаткое положение регентского совета позволило флотоводцу Роману Лакапину встать во главе государства.

В 920 году он объявил себя императором. При этом поначалу новый самодержец заявлял о себе только как о защитнике законного малолетнего императора. Однако Лакапину удалось без особого труда парализовать волю Константина, который вообще не был заинтересован во власти и относился к ней как к обузе.

При Романе Лакапине

Новый правитель не принадлежал к прежде царствовавшей династии, поэтому он решил легитимироваться, женив Константина на своей дочери Елене. Юноша был отстранен от реальной власти. Он посвятил свою молодость науке и чтению книг. В это время Константинополь был одним из мировых центров образования. Здесь хранились тысячи уникальных фолиантов, посвященных различным дисциплинам и культурам. Именно они на всю жизнь увлекли молодого человека.

В это время Роман Лакапин окружил Константина верными себе людьми, которые следили за законным монархом. Поскольку настоящий правитель все больше узурпировал власть, среди аристократии начали появляться заговоры, направленные против него. Почти каждый год выявлялись новые предатели, с которыми расправлялись без особых церемоний. В ход шли любые методы: запугивания, конфискация имущества, пострижение в монахи и, конечно, казни.

Возвращение императорского титула

Константин Багрянородный получил свое прозвище в честь названия зала в императорском дворце, в котором он родился. Этот эпитет подчеркивал его законнорожденность, чего так хотел отец Лев VI.

Константин Багрянородный большую часть своей жизни довольствовался тем, что только присутствовал на формальных церемониях. Он не был обучен управлять армией, поэтому и военная карьера его не интересовала. Вместо этого Константин занимался наукой. Благодаря его трудам современные историки могут составить наиболее полную картину о жизни Византии в X веке.

В 944 году узурпатор Роман Лакапин был свергнут собственными сыновьями. В столице начались беспорядки. Простым жителям не нравился хаос во власти. Все хотели видеть во главе государства законного наследника Константина Багрянородного, а не детей узурпатора. Наконец, сын Льва VI окончательно стал императором. Он оставался им до 959 года, когда неожиданно скончался. Некоторые историки являются сторонниками теории о том, что правителя отравил его сын Роман.

Литературные труды Константина

Главной книгой, которую оставил после себя император Константин Багрянородный, оказался трактат «Об управлении империей». Этот документ был составлен правителем для своих предшественников. надеялся, что его советы по управлению государством помогут будущим самодержцам избегать конфликтов внутри страны. Книга не предназначалась для широкой публики. Ее напечатали уже после падения Византии, когда несколько копий чудом попали в Европу. Название также было дано немецким издателем (Константин VII Багрянородный не давал заглавия секретному трактату).

В своей книге автор детально рассмотрел жизнь и основы государства. В ней 53 главы. Многие из них посвящены народам, населявшим империю или соседствующим с ней. Чужеземная культура всегда была той областью, которой интересовался Константин Багрянородный. О славянах он оставил уникальные очерки, которые больше не встречаются ни в одном источнике той эпохи. Любопытно, что император описал даже визит киевской княгини Ольги в Царьград. Как известно, в Константинополе славянская правительница приняла христианское крещение, когда ее народ еще исповедовал языческую веру.

Кроме того, автор рассмотрел административное и экономическое устройство Древней Руси. В разных главах встречаются описания славянских городов: Новгорода, Смоленска, Вышгорода, Чернигова, а также Киева. Император уделил внимание и другим соседним народам: болгарам, венграм, арабам, хазарам и т. д. Оригинал трактата был написан на греческом языке. Позже книга была переведена на латынь, а после этого - на другие европейские языки. В этом труде смешаны самые разные жанры повествования, которые искусно использовал Константин Багрянородный. «Об управлении империей» - уникальный образец средневековой литературы.

«О церемониях»

Другой важной книгой, написанной императором, стал сборник «О церемониях». В нем самодержец описал все ритуалы, принятые в византийском дворе. Сборник также включает в себя любопытное приложение, посвященное военной тактике. По замыслу Константина, эти заметки должны были стать учебным пособием для будущих правителей огромного государства.

Филантроп и просветитель

Константин не только писал книги, но и покровительствовал разным авторам и учреждениям. Повзрослев, он в первую очередь занялся обработкой огромного литературного массива, который накопила православная Византия. Это были различные жития святых, хранившиеся в библиотеках монастырей. Многие из них существовали в единственном экземпляре, а редкие книги были испорчены от старины и плохих условий хранения.

В этом предприятии императору помогал логофет и магистр Симеон Метафраст. Именно в его обработке до наших времен дошло множество христианских литературных артефактов. Магистр получал от императора деньги, на которые он закупал редкие экземпляры книг, а также содержал канцелярию с большим штатом сотрудников: писарей, библиотекарей и т. д.

Энциклопедия Константина

Император стал вдохновителем и спонсором других подобных просветительских мероприятий. Благодаря ему в Константинополе была издана энциклопедия, состоявшая более чем из пятидесяти томов. Это собрание включало в себя знания из самых разных областей как гуманитарных, так и естественных наук. Главная заслуга энциклопедии эпохи Константина заключалась в кодификации и упорядочивании огромного массива разрозненной информации.

Многие знания были необходимы и для практических целей. Например, Константин профинансировал составление сборника статей, посвященных ведению сельского хозяйства. Знания, изложенные в этих документах, помогали на протяжении нескольких поколений добиваться наибольшего урожая на просторах

Юстиниан I Великий (лат. Flavius Petrus Sabbatius Justinianus) правил Византией с 527 по 565 г. При Юстиниане Великом территория Византии увеличилась почти вдвое. Историки считают, что Юстиниан был одним из величайших монархов поздней античности и раннего средневековья.
Юстиниан родился около 483 г. в крестьянской семье захолустного селения в горной Македонии, близ Скупи . Долгое время господствовало мнение о том, что он был славянского происхождения и носил первоначально имя Управды, эта легенда была очень распространенной среди славян Балканского полуострова.

Юстиниан отличался строгим православием , был реформатором и военным стратегом, совершившим переход от античности к средневековью. Выходец из тёмной массы провинциального крестьянства Юстиниан сумел прочно и твердо усвоить себе две грандиозные идеи: римскую идею всемирной монархии и христианскую идею царства Божия. Объединение обеих идей и проведение их в действие с помощью власти в светском государстве, принявшем эти две идеи в качестве политической доктрины Византийской империи.

При императоре Юстиниане Византийская империя достигла своего рассвета, после долгого периода упадка, монарх пытался реставрировать империю и вернуть ей былое величие. Считается, что Юстиниан подпадал под влияние сильного характера своей жены Феодоры, которую он торжественно короновал в 527 г.

Историки считают, что главной целью внешней политики Юстиниана было возрождение Римской империи в её прежних границах, империя должна была превратиться в единое христианское государство. Вследствие этого, все войны проводимые императором были направлены на расширение своих территорий, особенно на запад, на территории павшей Западной Римской империи.

Главным полководцем Юстиниана, мечтавшиго о возрождении Римской империи, был Велизарий, ставший полководцем в 30-летнем возрасте.

В 533 году Юстиниан отправил армию Велизария в северную Африку на покорение королевства вандалов. Война с вандалами проходила успешно для Византии и уже в 534 году полководец Юстиниана одержал решительную победу. Как и в африканской кампании, полководец Велизарий держал в византийской армии множество наёмников — диких варваров.

Даже заклятые враги могли помочь Византийской империи - достаточно было им заплатить. Так, гунны составляли значительную часть армии Велизария , которая на 500 кораблях отправилась из Константинополя в Северную Африку. Кавалерия гуннов , служившая наёмниками в византийской армии Велизария, сыграла решающую роль в войне против Вандальского королевства в северной Африке. Во время генерального сражения противники бежали от дикой орды гуннов и скрылись в нумидийской пустыне. Затем полководец Велизарий занял Карфаген.

После присоединения Северной Африки в Византийском Константинополе обратили взоры на Италию, на территории которой существовало королевство остготов. Император Юстиниан Великий решил объявить войну германским королевствам , которые вели между собой постоянные войны и были ослаблены накануне вторжения армии Византии.

Война с остготами шла успешно, и королю остготов пришлось обратиться за помощью к Персии. Юстиниан обезопасил себя на Востоке от удара с тыла, заключив мир с Персией и развернул кампанию для вторжения в Западную Европу.

Первым делом полководец Велизарий занял Сицилию, где он не встретил особого сопротивления. Итальянские города также сдавались один за другим, пока византийцы не подошли к Неаполю.

Belisarius (505-565), Byzantine general under Justinian I, 540 (1830). Belasarius refusing the crown of their kingdom in Italy offered to him by the Goths in 540. Belisarius was a brilliant general who defeated a range of enemies of the Byzantine Empire, virtually doubling its territory in the process. (Photo by Ann Ronan Pictures/Print Collector/Getty Images)

После падения Неаполя папа римский Сильверий предложил Велизарию войти в священный город. Готы покинули Рим , и вскоре Велизарий занял Рим столицу империи. Византийский военачальник Велизарий, однако, понимал, что противник лишь собирается с силами, поэтому сразу же принялся укреплять стены Рима. Последовавшая затем осада Рима готами продолжалась один год и девять дней (537 - 538 гг.). Византийская армия, оборонявшая Рим, не только выдержала атаки готов, но и продолжила своё наступление вглубь Апеннинского полуострова.

Победы Велизария позволили Византийской империи установить контроль над северо-восточной частью Италии. Уже после смерти Велизария был создан экзархат (провинция) со столицей в Равенне . Хотя Рим в дальнейшем был потерян для Византии, так как Рим фактически попал под управление папы, Византия сохраняла владения в Италии вплоть до середины VIII века.

При Юстиниане территория Византийской империи достигла своих самых огромных размеров за все время существования империи. Юстиниану удалось практически полностью восстановить прежние границы Римской империи.

Византийский император Юстиниан захватил всю Италию и практически всё побережье Северной Африки, и юго-восточную часть Испании. Таким образом, территория Византии увеличивается вдвое, но не достигает прежних границ Римской империи.

Уже в 540 году новоперсидское царство Сасанидов расторгло мирный договор с Византией и активно готовилось к войне. Юстиниан оказался в трудном положении, ведь Византия не могла выдержать войны на два фронта.

Внутренняя политика Юстиниана Великого

Кроме активной внешней политики, Юстиниан также вёл разумную внутреннюю политику. При нём была отменена римская система управления государством, которою заменила новая – византийская. Юстиниан активно занялся укреплением государственного аппарата, а также пытался усовершенствовать налогообложение . При императоре были соединены гражданские и военные должности, были предприняты попытки уменьшить коррупцию путём повышения платы чиновникам.

В народе Юстиниана прозвали «бессонным императором», так как он работал и днём и ночью над реформированием государства.

Историки считают, что военные успехи Юстиниана были его главной заслугой, однако внутренняя политика, особенно во второй половине его правления, опустошила государственную казну.

Император Юстиниан Великий оставил после себя знаменитый архитектурный памятник, который существует и сегодня – Собор Святой Софии . Это здание считают символом «золотого века» в Византийской империи. Этот собор является вторым по величине христианским храмом в мире и уступает только Собору Святого Павла в Ватикане . Сооружением Собора Святой Софии император Юстиниан добился расположение Папы Римского и всего христианского мира.

Во время правления Юстиниана вспыхнула первая в мире пандемия чумы, которая охватила всю Византийскую империю. Наибольшее количество жертв было зафиксировано в столице империи Константинополе, здесь погибло 40% всего населения. За подсчётами историков, общее число жертв чумы достигло около 30 млн. человек, а возможно и больше.

Достижения Византийской империи при Юстиниане

Наибольшим достижением Юстиниана Великого считается активная внешняя политика, которая расширила территории Византии в два раза, практически вернув все утраченные земли после падения Рима в 476 году.

Вследствие многочисленных войн казна государства истощалась, и это привело к народным бунтам и восстаниям. Однако восстание побудило Юстиниана издать новые законы для граждан всей империи. Император упразднил римское право, отменил устаревшие римские законы и ввёл новые законы. Свод этих законов получил название «Свод гражданского права».

Царствование Юстиниана Великого действительно называли «золотым веком», сам он говорил: «Никогда до времени нашего правления Бог не даровал римлянам таких побед… Возблагодарите небо, жители всего мира: в ваши дни осуществилось великое дело, которого Бог признавал недостойным весь древний мир» Вознаменования величия христианства был построен Собор Святой Софии в Константинополе.

Огромный прорыв произошёл в военном деле. Юстиниану удалось создать самую большую профессиональную наёмную армию того периода. Византийская армия под предводительством Велизария принесла Византийскому императору множество побед и расширила границы Византийской империи. Однако содержание огромной наёмной армии и бесконечные воины истощили государственную казну Византийской империи.

Первую половину правления императора Юстиниана называют «золотым веком Византии», вторая же вызывала только недовольство со стороны народа. Окраины империи охватили восстания мавров и готов. А в 548 году во время второй итальянской кампании Юстиниан Великий уже не мог откликнуться на просьбы Велизария прислать деньги для армии и на оплату наёмникам.

В последний раз полководец Велизарий возглавил войска в 559 году, когда во Фракию вторглось племя котригуров. Полководец одержал победу в бою и мог бы полностью уничтожить нападавших, но Юстиниан в последний момент решил откупиться от беспокойных соседей. Однако самым удивительным стало то, что творца византийской победы даже не позвали на праздничные торжества. После этого эпизода полководец Велизарий окончательно впал в немилость и перестал играть заметную роль при дворе.

В 562 году несколько знатных жителей Константинополя обвинили прославленного полководца Велизария в подготовке заговора против императора Юстиниана. На несколько месяцев Велизарий был лишен своего имущества и положения. Вскоре Юстиниан убедился в невиновности обвиняемого и помирился с ним. Велизарий умер в покое и уединении в 565 году н.э. В тот же год испустил дух император Юстиниан Великий.

Последний конфликт между императором и полководцем послужил источником легенды о нищем, немощном и слепом военачальнике Велизарии, просившем милостыню у стен храма. Таким - попавшим в немилость - его изображает на своей знаменитой картине французский художник Жак Луи Давид.

Всемирное государство, создаваемое волей самодержавного государя - такова была мечта, которую лелеял император Юстиниан с самого начала царствования. Силой оружия возвращал он утерянные старые римские территории, затем давал им общий гражданский закон, обеспечивающий благосостояние жителей, наконец - он утверждал единую христианскую веру, призванную соединить все народы в поклонении единому истинному христианскому Богу. Таковы три незыблемых основания, на которых Юстиниан строил могущество своей империи. Юстиниан Великий верил, что «нет ничего выше и святее императорского величества»; «сами создатели права сказали, что воля монарха имеет силу закона «; «он один способен проводить дни и ночи в труде и бодрствовании, чтобы думать думу о благе народа «.

Юстиниан Великий утверждал, что благодать власти императора, как «помазанника Божьего», стоящего над государством и над церковью, получена им прямо от Бога. Император «равен апостолам» (греч. ίσαπόστολος), Бог помогает ему побеждать врагов, издавать справедливые законы. Войны Юстиниана получили характер крестовых походов — везде, где византийский император будет господином, воссияет православная вера. Его благочестие превращалось в религиозную нетерпимость и воплощалось в жестоких преследованиях за уклонение от признанной им веры. Всякий законодательный акт Юстиниан ставит «под покровительство святой Троицы».