Первый крестовый поход состоялся при римском папе. Первый крестовый поход

В Клермоне (Южная Франция) собрался большой церковный собор, на котором папа Урбан II возвестил о начале Крестового похода и произнес большую речь перед многочисленными слушателями, собравшимися на Клермонской равнине за городом. «Земля, которую вы населяете, - сказал папа, обращаясь к слушателям, - ...сделалась тесной при вашей многочисленности. Богатствами она не обильна и едва дает хлеб тем, кто ее обрабатывает. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и друг с другом сражаетесь... Теперь же может прекратиться ваша ненависть, смолкнет вражда и задремлет междоусобие. Предпримите путь ко гробу святому, исторгните ту землю у нечестивого народа и подчините ее себе». «Кто здесь горестен,- продолжал папа, - и беден, там будет богат». Прельстив присутствовавших перспективами богатой добычи на Востоке, Урбан II сразу же нашел у них горячий отклик. Наэлектризованные заманчивыми обещаниями слушатели закричали: «Такова Божья воля!» - и бросились нашивать красные кресты на свою одежду. Весть о решении идти на Восток быстро облетела Западную Европу. Участники движения получили наименование крестоносцев. Всем крестоносцам церковь обещала ряд льгот: отсрочку платежей по долгам, охрану семей и имущества, прощение грехов и т.д.

1095-1096 гг. РУКОВОДИТЕЛИ ПЕРВОГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА.

Среди тех, кто возглавлял поход, в первую очередь следует отметить французского епископа Адемара дю Пюи - отважного и благоразумного воина-священника, назначенного папским легатом и часто выступавшего посредником в спорах между несговорчивыми военачальниками; норманнского князя Южной Италии и Сицилии Боэмунда Тарентского (сына Роберта Гвискара); графа Раймунда Тулузского; герцога Лотарингии Готфрида Бульонского; его брата Болдуина; герцога Гуго Вермандуа (брата французского короля); герцога Роберта Нормандского; графа Этьена де Блуа и графа Роберта II Фландрского.

Март 1096 г. КРЕСТОНОСЦЫ ОТПРАВЛЯЮТСЯ В ПУТЬ

Еврейские погромы в Европе сопровождают отъезд первых крестоносцев.

Апрель-октябрь 1096 г. КРЕСТОВЫЙ ПОХОД БЕДНОТЫ.

Толпа безоружных паломников во главе с проповедником Петром Пустынником и обедневшим рыцарем Вальтером Голяком направилась сухопутным путем в Святую Землю. Многие умерли от голода; остальные почти поголовно были перебиты турками еще в Анатолии.

Крестовому походу феодалов предшествовал поход бедноты, который и по составу участников и по своим целям отличался от военно-колонизационного движения феодалов. Поэтому этот поход надо рассматривать как нечто самостоятельное и отдельное.

Крестьяне стремились найти на Востоке избавление от гнета феодальных господ и новые земли для поселения. Они мечтали укрыться от бесконечных феодальных усобиц, разорявших их хозяйство, и спастись от голода и эпидемий, которые в условиях низкого уровня техники и жесточайшей феодальной эксплуатации были обычным явлением в средние века. В этих условиях проповедники Крестового похода встретили живой отклик на свою проповедь со стороны самых широких крестьянских масс. Следуя призыву церкви к Крестовому походу, крестьяне начали в огромном количестве покидать своих сеньоров.

Весною 1096 года неорганизованные отряды крестьянской бедноты тронулись в путь. Подковав быков, как это делают с лошадьми, крестьяне запрягали их в повозки и, поместив туда немудреное свое имущество, вместе с детьми, стариками и женщинами двинулись к Константинополю. Шли они безоружные, не имея ни припасов, ни денег, занимаясь в дороге грабежами и нищенством. Естественно, что население тех стран, по которым двигались эти «крестоносцы», безжалостно истребляло их.

По выражению летописца, бесчисленные, как звезды на небе или песок морской, массы крестьян шли, главным образом, из Северной и Средней Франции и из Западной Германии вверх по Рейну и далее вниз по Дунаю. Крестьяне даже не представляли себе, как далеко находится Иерусалим. При виде каждого крупного города или замка они спрашивали, не Иерусалим ли это, в который они стремятся.

Октябрь 1096 г. РАЗГРОМ "КРЕСТЬЯНСКОГО" КРЕСТОВОГО ПОХОДА .

Сильно поредевшие крестьянские отряды дошли до Константинополя и были спешно переправлены в Малую Азию византийским императором, ожидавшим с Запада вовсе не такой помощи. Там в первом же бою отряды крестьян были наголову разбиты армией сельджуков. Петр Амьенский бросил крестьянские отряды на произвол судьбы и бежал в Константинополь. Подавляющее большинство крестьян было уничтожено, а остальные обращены в рабство. Попытка крестьян бежать от своих феодальных господ и найти на Востоке землю и волю окончилась, таким образом, трагически. Лишь небольшие остатки крестьянских отрядов соединились впоследствии с отрядами рыцарей и приняли участие в сражениях под Антиохией .

1096-1097 гг. СБОР СИЛ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ.

Различные войска двигались к условленному месту сбора - Константинополю - четырьмя основными потоками. Готфрид и Болдуин со своими войсками и другими немецкими армиями следовали долиной Дуная по Венгрии, Сербии и Болгарии, а потом через Балканы; по пути случались стычки с местными силами. Это войско достигло Константинополя первым и на всю зиму встало лагерем под городскими стенами. Епископ Адемар, граф Раймунд и другие шли из Южной Франции через Северную Италию изнурительным маршем вдоль пустынного далматинского побережья, мимо Дураццо (совр. город Дуррес в Албании) и далее на восток, к Константинополю. Гуго, оба Роберта и Этьен с войсками из Англии и Северной Франции перешли через Альпы и направились по Италии на юг. Оставив своих спутников зимовать в Южной Италии, Гуго отплыл в Константинополь, потерпел кораблекрушение, но был спасен византийцами и отправлен в столицу, где фактически стал заложником императора Алексея I Комнина. Следующей весной оба Роберта и Этьен переплыли Адриатику, высадились в Дураццо и направились на восток, к Константинополю. Этим же путем проследовало с Сицилии норманнское войско Боэмунда и Танкреда.

1096-1097 гг. ТРЕНИЯ МЕЖДУ ВИЗАНТИЕЙ И КРЕСТОНОСЦАМИ.

Алексей I надеялся, что на его призыв о помощи откликнутся, в лучшем случае, несколько тысяч наемников - это позволило бы пополнить поредевшие ряды византийского войска. Но базилевс никак не ожидал (и уж точно не был в этом заинтересован), что под стенами его столицы соберется независимая, буйная армия, намного превосходящая численностью 50 тысяч человек. Из-за давних религиозных и политических разногласий между Византией и Западной Европой Алексей I не доверял крестоносцам - особенно ввиду присутствия Боэмунда, с которым базилевс воевал совсем недавно и который проявил себя чрезвычайно опасным противником. К тому же Алексея I, которому надо было только отвоевать у турок потерянные малоазийские владения, не слишком интересовала главная цель крестоносцев - взятие Иерусалима. Крестоносцы же, в свою очередь, доверяли византийцам с их хитроумной дипломатией ничуть не больше. Они не испытывали ни малейшего желания подвизаться в роли пешек и отвоевывать у турок империю для Алексея I. Взаимные подозрения серьезно повлияли на результат этого и последующих Крестовых походов. В первую же зиму, когда крестоносцы стояли лагерем под Константинополем, из-за всеобщей подозрительности постоянно происходили мелкие стычки с византийской гвардией.

Весна 1097 г. СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ АЛЕКСЕЕМ I КОМНИНОМ И КРЕСТОНОСЦАМИ.

Готфрид Бульонский приносит присягу Алексею Комнину и армия крестоносцев проходит через Анатолию.

Сочетая твердость с дипломатичностью, Алексей I сумел избежать серьезных конфликтов. В обмен на обещание помощи он получил от командующих походом клятвы в верности и заверения, что они помогут ему отвоевать у турок Никею (совр. город Изник в Турции) и любые другие бывшие византийские владения. Затем Алексей переправил их через Босфор, тщательно избегая сколь угодно краткого скопления крупных контингентов крестоносцев в стенах своей столицы. Кроме того, он обеспечил их провиантом и сопровождением византийских войск до самого Иерусалима (последнее преследовало и вторую цель: проследить, чтобы по пути крестоносцы не разоряли византийских земель).

Вместе с Алексеем I Комнином и его главными силами крестоносцы осадили Никею. Положение осажденных заметно облегчала доступность воды в Асканиевом озере, мешавшем к тому же замкнуть кольцо блокады. Однако крестоносцы с большим трудом перетащили лодки с моря на озеро и, таким образом, смогли полностью обложить город. Сочетая умелую осаду с искусной дипломатией, Алексей I договорился с никейцами, что город ему сдадут, после чего объединенные силы византийцев и крестоносцев успешно взяли штурмом наружные укрепления. Крестоносцев оскорбило, что базилевс отказался отдать им город на разграбление. Затем двумя параллельными колоннами они продолжили наступление на юго-восток. Единоначалия не было; все решения принимались на военном совете, а посредником и примирителем выступал епископ Адемар дю Пюи.

Левую колонну, которую возглавлял Боэмунд, неожиданно атаковала турецкая кавалерийская армия под командованием лично Килидж-Арслана, султана конийских сельджуков.
Пользуясь традиционной тактикой конных лучников, турки (число их, по некоторым сведениям, превышало 50 тысяч человек) нанесли тяжелый урон колонне крестоносцев, которые мало того, что оказались в явном меньшинстве, но еще и никак не могли вступить в ближний бой с неуловимым, подвижным противником. Колонна Боэмунда уже готова была нарушить строй, когда с тыла в левый фланг турок врезалась тяжелая кавалерия второй колонны, возглавляли которую Готфрид Бульонский и Раймунд Тулузский. Килидж-Арслан не сумел обеспечить прикрытия с юга. Турецкое войско оказалось зажато в тиски и потеряло убитыми около 3 тысяч человек; остальные пустились в паническое бегство. Общие потери крестоносцев составили примерно 4 тысячи человек. (Другие источники доводят численность войск Килидж-Арслана до 250 тысяч человек, а потери турок считают достигавшими 30 тысяч человек. Встречаются так-же утверждения, что командовал турками при Дорилее султан Сулейман.)

Битва за Никею
Гравюра Гюстава Доре
Крестоносцы пресекают горы Тавра
Гравюра Гюстава Доре

Июль-ноябрь 1097 г. НАСТУПЛЕНИЕ НА СИРИЮ.

Крестоносцы продолжили наступление и захватили Иконий (совр. город Конья в Турции), столицу Килидж-Арслана. (Тем временем, под их прикрытием и воспользовавшись ослаблением турок, Алексей со своей византийской армией занимали западные провинции Анатолии.) Последовала еще одна битва - у Гераклеи (совр. город Эрегли в турецком вилайете Конья); затем крестоносцы перешли через горы Тавра и направились к Антиохии. Во время этого наступления отряд под командованием Танкреда и Болдуина принял тяжелый бой под Тарсом. После чего Болдуин ответвился от главной колонны, переправился через Евфрат и захватил Эдессу (иначе Бамбика, или Гиераполь; совр. город Мембидж в Сирии), которая стала центром независимого графства.

21 октября 1097 г.-3 июня 1098 г. ОСАДА КРЕСТОНОСЦАМИ АНТИОХИИ (совр. город Антакья в Турции).

Эмир Багасиан умело и энергично наладил оборону города. Вскоре после начала осады турки совершили удачную вылазку, которая привела к тяжелым потерям среди дезорганизованных крестоносцев, и впоследствии часто прибегали к подобного рода тактике. Из Сирии на помощь осажденным дважды являлись турецкие армии, но оба раза были отбиты в сражениях при Харенке (31 декабря 1097 г.; 9 февраля 1098 г.). Какое-то время среди крестоносцев свирепствовал голод, потому что они не позаботились о подвозе провизии, а запасы быстро растаяли. Спасло осаждавших крайне своевременное прибытие небольших английской и пизанской флотилий, которые захватили Лаодикею (совр. город Латакия в Сирии) и Сен-Симеон (совр. город Самандаг в Турции) и доставили провиант. За семь месяцев осады отношения между командующими войсками крестоносцев накалились до предела, особенно между Боэмундом и Раймундом Тулузским. В конце концов - преимущественно благодаря Боэмунду и предательству одного из турецких офицеров - Антиохия была захвачена (3 июня), за исключением цитадели. Еще чуть-чуть, и могло оказаться уже слишком поздно: на подходе, в двух днях пути, находилась, по меньшей мере семидесяти пятитысячная армия мосульского эмира Кирбоги. Этьен де Блуа, чувствуя, что ситуация становится безнадежной, бежал. Несколько дней в городе продолжалась кровавая резня, а через четыре дня к стенам Антиохии прибыла мусульманская армия Кирбоги и в свою очередь осадила город.

Крестоносцы оказались блокированы и отрезаны от своих портов. Багасиан по-прежнему удерживал цитадель. Крестоносцы снова пребывали на грани голода; городское население попало между двух огней. Алексей I, который переходил со своей армией через горы Тавра, чтобы, согласно договоренности, заключенной с крестоносцами, занять Антиохию, встретил Этьена Блуа, и последний уверил базилевса, что крестоносцы обречены. Соответственно, византийская армия отступила в Анатолию. Царившее в городе отчаяние неожиданно рассеялось при обнаружении Святого Копья (того, которое пронзило бок Иисуса при распятии). Мало кто из историков или теологов верит, будто копье было именно тем (собственно, и среди самих крестоносцев еще тогда многие сомневались), но эффект оно возымело воистину чудодейственный. Уверенные в победе крестоносцы предприняли массированную вылазку.

Оголодавшие крестоносцы сумели набрать только 15 тысяч боеспособных воинов (из них менее тысячи конных). Под командованием Боэмунда они на глазах у изумленных мусульман переправились через Оронт. Затем, отражая атаки турок, крестоносцы контратаковали. Зажатые между рекой и близкими горами, мусульмане лишались возможности маневрировать и не могли выстоять против самоотверженных атак крестоносцев. Понеся тяжелые потери, турки обратились в бегство.

Июль-август 1098 г. ЧУМА В АНТИОХИИ.

Одной из жертв эпидемии стал епископ Адемар дю Пюи. После его смерти отношения между командующими походом накалились еще сильнее, особенно между Боэмундом (который твердо вознамерился сохранить контроль над Антиохией) и Раймундом Тулузским (который настаивал, что крестоносцы обязаны вернуть город Византии, согласно данной Алексею клятве).

Январь-июнь 1099 г. НАСТУПЛЕНИЕ НА ИЕРУСАЛИМ.

После долгих споров все крестоносцы, кроме Боэмунда с его норманнами, согласились идти на Иерусалим. (Боэмунд остался в Антиохии, где и основал независимое княжество.) Крестоносцы, численность которых достигала теперь 12 тысяч человек, медленно прошли вдоль морского берега до Яффы (снабжение провиантом осуществлял пизанский флот), а затем отвернули от побережья и двинулись на Иерусалим.

Защищала город сильная армия Фатимидов, намного превосходившая численностью осаждавших. К этому времени практически все крестоносцы признали командующим Готфрида Бульонского; помогали ему Раймунд Тулузский и Танкред. Чтобы полностью блокировать город, войска крестоносцев было недостаточно, а рассчитывать, что осажденных удастся уморить голодом, не приходилось. Несмотря на сильную нехватку воды, крестоносцы стали решительно готовиться к штурму: строить высокую деревянную осадную башню и таран. Осыпаемые с городских укреплений дождем стрел, они подкатили башню к стене, перекинули деревянный мост, и Готфрид повел войска на приступ (часть армии взбиралась на стены по штурмовым лестницам). Судя по всему, это была единственная за всю двухлетнюю кампанию операция, скоординированная от начала и до конца. Пробившись в город, крестоносцы безжалостно перерезали весь гарнизон и население, как арабское, так и еврейское (согласно хроникам, в начавшейся вслед за штурмом резне погибло до 70 тысяч человек). Отказавшийся от королевского титула Готфрид был избран Стражем Иерусалима.

Узнав, что из Египта на освобождение Иерусалима движется пятидесятитысячная армия эмира аль-Афдаля, Готфрид вывел навстречу ей 10 тысяч оставшихся у него крестоносцев. В отличие от турок, чья армия состояла в основном из конных лучников, Фатимиды полагались на комбинацию фанатизма с ударной мощью; сочетание это верой и правдой служило еще на заре ислама. Против тяжеловооруженных и защищенных доспехами крестоносцев армия Фатимидов оказалась бессильна. Готфрид разбил их в пух и прах, причем кульминацией битвы явилась сокрушительная кавалерийская атака.

Кратко о первом крестовом походе 1096-1099 гг. можно сказать, что он стал началом цикла военных кампаний европейцев на Ближнем Востоке. Его участники, ставя целью освобождение Святой земли, обострили отношения между христианами и мусульманами, но одновременно способствовали возрождению международной торговли.

Повод к началу первого похода

В конце XI в. на Ближнем Востоке усилилось исламское влияние. В 1071 г. христиане потерпели серьёзное поражение от мусульман на Востоке Анатолии. Гнев Папы Римского вызвала и весть из Святой земли, что благочестивые паломники-христиане якобы подвергаются издевательствам со стороны «нехристей». Это стало поводом к «вооружённому паломничеству» в Иерусалим и освобождению Гроба Господнего.

Рис. 1. Клермонский собор.

Папа Римский Урбан II на Клермонском церковном соборе в ноябре 1095 года не скупился на слова, ярко описывая все ужасы несчастных христиан в Палестине. Очевидно, что он всё несколько преувеличил. Фактом является то, что мусульманские правители Иерусалима взимали плату «за вход» в город. Христианским паломникам это казалось унизительным. Тем более, что в Иерусалиме действительно разрушались святые места и уничтожались памятники христианства. Положить этому конец - цель первого крестового похода.

Участники похода

В военной кампании участвовали представители всех слоёв населения Европы. Это были:

  • крупные и средние феодалы;
  • мелкие рыцари;
  • крестьяне и городская беднота;
  • ремесленники и торговцы;
  • католическая церковь.

Каждая группа имела свои причины и цели участия в крестовых походах.

Правители и светские феодалы видели в них возможность обогатиться, расширить владения или получить новые, возглавить государства. Купцы и ремесленники считали, что в результате крестовых походов смогут обогатиться за счёт открытия новых торговых путей и рынков сбыта. Крестьяне, городская беднота, мелкие ремесленники стремились обрести свободу, землю или открыть дело. Католическая церковь рассматривала походы как способ распространить влияние на Восток.

Ход событий

Дата 1096 - выступление западноевропейских рыцарей на Восток. Направление первый крестовый поход взял на Святую землю. Боевой дух участников Папа Римский Урбан II пытался поддержать тем, что обещал отпустить все грехи - и те, что были совершены в прошлом, и те, что будут совершены в будущем.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Весной 1096 тысячи крестьян, к которым иногда примыкали группы мелких рыцарей и горожан, соединились в отряды и двинулись на Восток. Не дойдя до Никеи в Малой Азии, были разгромлены сельджуками. Рыцарское войско несколькими колоннами двинулось в путь позже, в августе 1096, под руководством Готфрида IV герцога Бульонского.

За годы похода крестоносцы (их так прозвали за кресты, нашитые на плащи) не раз наталкивались на засады, отбивались от разбойников, страдали от жары. В июле 1099 крестоносцы подошли к Иерусалиму. Рыцари-христиане с криками «Так хочет Бог!» ворвались в город и устроили там кровавое побоище.

Рис. 2. Захват Иерусалима крестоносцами.

Результат и последствия похода

Итоги и последствия похода 1096 1099 годов были неоднозначными.
Их можно представить в виде таблицы.

В результате похода на Ближнем Востоке и в Малой Азии возник ряд государств крестоносцев. Просуществовали они недолго. Появились также несколько духовно-рыцарских орденов: тамплиеры, тевтонцы, госпитальеры и другие.

По-настоящему Первый Крестовый поход (1095 - 1099 гг.) вСвятую землю начался 15 августа 1096 г., когда отряды рыцарей и солдат под началом знатных воинов, таких как Раймонд Тулузский, Готфрид Бульонский и Боэмунд Тарентский, по морю и по суше добрались до Константинополя.
Важно помнить, что многие из них имели звучные титулы, но не земельные владения, а посему были полны решимости заполучить их на Востоке.
Среди тех, кто возглавлял поход, также следует отметить французского епископа Адемара дю Пюи — отважного и благоразумного воина-священника, назначенного папским легатом и часто выступавшего посредником в спорах между несговорчивыми военачальниками. 7
Армии воинства креста , маршировавшие на восток, представляли собой пеструю картину, включая в себя представителей всех западноевропейских государств и всех слоев общества, однако не все страны были одинаково хорошо представлены. В Первом Крестовом походе больше всего участвовало жителей Франции, Западной Германии, включая современную территорию Бенилюкса, а также норманнских государств Южной Италии.
Различалась и военная организация. В Северной Франции и в норманнских государствах Южной Италии уже завершился процесс феодализации. В этих государствах феодалы выделились в класс, представляющий собой военную элиту.
Феодализация завершалась во Фландрии и в Южной Франции, однако в Германии военная феодальная элита еше только начинала складываться, а во многих областях Италии задачу вооруженной обороны брало на себя народное ополчение. 2


Византийский Император Алексей не слишком был рад этому «разношерстному» воинству креста , ведь он надеялся на приезд послушных наемников, а не этих независимых, непредсказуемых и, вероятно, опасных «варваров».
Слабое место этого предприятия было в недоверии, очень быстро возникшем между греками и «франками» - имя, которым и греки, и мусульмане называли крестоносцев независимо от их национальности. 1
Благодаря тонкому маневрированию, Алексей уговорил крестоносцев поклясться, что они признают его императором всех ранее принадлежавших Византии земель, которые им удастся отвоевать у сельджуков.Крестоносцев хитростью вынудили сдержать слово при осаде Никеи, но все было быстро забыто, когда начался исторический марш-бросок через Малую Азию, в битве при Дорилее (1097 г.), увенчавшийся первой победой.
Хотя броня рыцарей - крестоносцев была нелегкой ношей, особенно в жарком климате, но она придавала атакующей коннице силу и мощь железного кулака. Правда, легкая кавалерия турок уходила от прямого столкновения, предпочитая кружить и петлять, держа дистанцию и обстреливая крестоносцев из луков.
Но это равновесие было шатким, поскольку стрелы турок могли наносить лишь ограниченный урон, в то время как средикрестоносцев было немало профессиональных арбалетчиков, чье оружие имело гораздо большую дальность и убойную силу.
Следовательно, результат любого столкновения зависел от стратегии, временного фактора, а также строгого единоначалия - вещи, в которой феодальное войско европейцев обычно уступало, поскольку его предводители относились друг к другу с ревностью, арыцарей больше заботила личная слава, чем успех всей армии. 1
С временным фактором первым крестоносцам особенно повезло - они появились, когда во владениях сельджуков не было единства.
После крупной победы турков над византийцами при Манзикерте в 1071 г., сельджуки Рума (Анатолия) еще не успели полностью овладеть Турцией.
Сельджукская Империя, раскинувшаяся на территории Ирака и Ирана, быстро разваливалась. Центральная власть над юго-востоком Турции и Сирией отсутствовала. Здесь спорили между собой несколько турецких, армянских, курдских и арабских правителей, захватывавших друг у друга города и замки.
В пустыне и в долине Евфрата племена арабов-бедуинов сохраняли полную независимость и участвовали в общей войне всех против всех за плодородные земли.
Фатимидский халифат в Египте тоже находился в упадке, хотя это не было так заметно. Фатимиды мечтали о покорении всех исламских земель, но эти мечты были оставлены, когда власть шиитских халифов фактически перешла в руки более реалистичных визирей.
Должность визиря заняло армянское семейство, которое сумело восстановить порядок в Каире, утраченный в ходе нескольких гражданских войн и политических переворотов. Под контроль взяли торговлю на Красном море и порты на сирийском побережье. Палестину фатимиды рассматривали в качестве буфера от грозящей турецкой агрессии.
Эта ситуация возникла лишь однажды, потому тех успехов, каких удалось достичь в ходе Первого Крестового похода , больше достичь не удалось. Более того, последовало усиление мусульман, которое, несмотря на эпизодические неудачи и поражения, завершилось изгнанием крестоносцев из Палестины спустя два столетия...
Первой целью рыцарского войска была Никея (ныне город Изник на северо-западе Турции), некогда место больших церковных соборов, а теперь столица сельджукского султана Кылыч-Арслана (Килидж-Арслана или «Львиная сабля»). Город стоял на восточном берегу Асканского озера, что благоприятствовало развитию торговых отношений с соседями. С другой стороны его защищали горы - естественное препятствие на пути возможных захватчиков. Плодородные окрестности были богаты лесами.
Кроме того, Никея, стены которой по свидетельству Стефана Блуаского охраняло около трёхсот башен, была хорошо укреплена: «… город защищен крепостными стенами, перед которыми были вырыты всегда заполненные водой рвы, которая поступает туда из ручьев и маленьких речушек, представляющие собой значительное препятствие для всех тех, кто намеревался осаждать город. Далее, в городе было многочисленное и воинственное население; толстые стены, высокие башни, находящиеся совсем близко друг от друга, соединённые между собой сильными укреплениями, дали городу славу неприступной крепости.»
Султан Кылыч-Арслан надеялся разгромить франков точно так же, как и крестьянское войско, а потому не воспринял всерьез приближение врага. Но ему суждено было жестоко разочароваться. Его легкая, вооруженная луками и стрелами конница и пехота были побеждены западной кавалерией в открытом бою.
Однако Никея была расположена так, что взять ее без военной поддержки с Асканского озера было невозможно. Отрезать Никею со стороны воды удалось лишь после того, как император Алексей Комнин отправил в помощькрестоносцам флот в сопровождении отряда под командованием военачальников Мануила Вутумита и Татикия.
Мануил Вутумит по приказу Алексея Комнина договорился с осажденными о сдаче города и сохранил эту договоренность в секрете от крестоносцев . Император не доверял предводителям похода и справедливо подозревал, что им будет сложно удержаться от соблазна нарушить данное ему в Константинополе обещание передавать завоеванные города Византии.
19 июня, когда согласно плану императора, Татикий и Мануил вместе с крестоносцами штурмовали стены Никеи, осажденные неожиданно прекратили сопротивление и сдались, пустив в город отряды Мануила Вутумита — со стороны казалось, что победа была одержана только благодаря усилиям византийской армии.
Узнав, что византийцы заняли город и взяли горожан под защиту императора, крестоносцы пришли в негодование, так как рассчитывали разграбить Никею и пополнить тем самым запасы денег и продовольствия. 3
Но падение Никеи подняло боевой дух крестоносцев . Воодушевленный победой Стефан Блуаский писал жене Адели, что рассчитывает через пять недель оказаться у стен Иерусалима.
А основное войско крестоносцев двинулось дальше по раскаленной от солнца земле Анатолии.
1 июля 1097 г. крестоносцы сумели одержать победу над сельджуками на прежней византийской территории неподалеку от Дорилеи (ныне Эскишехир, Турция).


Пользуясь традиционной тактикой конных лучников, турки (число их, по некоторым сведениям, превышало 50 тысяч человек) нанесли тяжелый урон колонне крестоносцев , которые мало того, что оказались в явном меньшинстве, но еще и никак не могли вступить в ближний бой с неуловимым, подвижным противником.
Ситуация была критическая. Но Боэмунд, сражаясь в первых рядах, сумел воодушевить на бой своих людей. 8
Колонна Боэмунда уже готова была нарушить строй, когда с тыла в левый фланг турок врезалась тяжелая кавалерия второй колонны воинов креста , возглавляли которую Готфрид Бульонский и Раймунд Тулузский.
Килидж-Арслан не сумел обеспечить прикрытия с юга. Турецкое войско оказалось зажато в тиски и потеряло убитыми 23 тысячи человек; остальные пустились в паническое бегство.
Общие потери крестоносцев составили примерно 4 тысячи человек. 7
Несколько дальше к юго-востоку войско крестоносцев разделилось, большая часть двинулась на Кесарию (ныне Кайсери, Турция) по направлению к сирийскому городу Антиохия (ныне г. Антакья, Турция).
Антиохия была одним из крупнейших городов в восточной части Средиземноморья. Над ее мощными крепостными стенами возвышалось 450 башен. Крепостная ограда усиливалась рекой, горами, морем и болотом. Во главе гарнизона был известный своей неустрашимостью Багасиан (Багги-Зиян).
Эмир Багасиан умело наладил оборону города. Вскоре после начала осады турки совершили удачную вылазку, которая привела к тяжелым потерям среди дезорганизованных крестоносцев , и впоследствии часто прибегали к подобного рода тактике.
Из Сирии на помощь осажденным дважды являлись турецкие армии, но оба раза были отбиты в сражениях при Харенке (31 декабря 1097г. и 9 февраля 1098 г.). Какое-то время среди крестоносцев свирепствовал голод, потому что они не позаботились о подвозе провизии, а запасы быстро растаяли.
Спасло осаждавших крайне своевременное прибытие небольших английской и пизанской флотилий, которые захватили Лаодикею (совр. город Латакия, Сирия) и Сен-Симеон (совр. город Самандагв, Турция) и доставили провиант.
За семь месяцев осады отношения между командующими войскамикрестоносцев накалились до предела, особенно между Боэмундом Тарентским и Раймундом Тулузским.
В конце концов 3 июня 1098 г. после семимесячной осады - преимущественно благодаря Боэмунду и предательству одного из турецких офицеров - Антиохия была захвачена. 7
Боэмунд Тарентский сумел вступить в тайный сговор с неким Фирузом, который командовал отрядом антиохийцев, оборонявшим участок из трех башен. Он согласился пропустить «сквозь себя» рыцарей в город, но, разумеется, не безвозмездно.
На военном совете Боэмунд Тарентский изложил свой план взятия Антиохии. Но, как и Фируз, тоже не безвозмездно - он потребовал, чтобы Антиохия стала его личным владением.
Прочие участники совета вначале возмутились такой откровенной алчности своего соратника, но Боэмунд их припугнул: войско эмира Кербоги было уже близко.


В ночь на 3 июня 1098 года Боэмунд Тарентский первым поднялся по спущенной сверху кожаной лестнице на крепостную стену. За ним последовали 60 рыцарей его отряда.
Крестоносцы , внезапно ворвавшись в город, устроили там страшную резню, перебив более 10 тысяч горожан. В ночном бою пал и Багги-Зиян. Но его сыну удалось с несколькими тысячами воинов затвориться в городской цитадели, которую христиане взять не смогли. 8
Византийцы и армяне помогли крестоносцам взять город.
5 июня к Антиохии подступило войско эмира Мосула Кербоги. Теперькрестоносцы из осаждавших превратились в осажденных. Скоро в Антиохии начался голод, и с каждой ночью все больше и больше воинов креста спускались по веревкам с крепостных стен и убегали в спасительные горы. Среди таких «веревочных беглецов» были и очень знатные люди, как, напрмер, французский граф Стефан Блуасский.
Все же новоиспеченный владелец Антиохийского княжества во второй раз спас участников Первого крестового похода . Сперва Боэмунд Тарентский установил среди рыцарей самую строгую дисциплину, приказав поджигать дома тех, кто отказывался сражаться. Это была действенная мера.
Едва ли не самым значительным событием Первого крестового похода было чудесное обретение в Антиохии святого копья (>Копья Судьбы), которым, согласно евангельскому мифу, воин Лонгин пронзил ребро Христа.
Апостол Андрей, посещая в видениях провансальского крестьянина Петра Варфоломея, указал ему местонахождение копья. В результате раскопок в храме св. Петра драгоценная реликвия была обнаружена.
Cледует заметить, что мало кто из историков или теологов верит, будто копье> было именно тем (собственно, и среди самих крестоносцев еще тогда многие сомневались), но эффект оно возымело воистину чудодейственный. 7
«Благочестием своего народа, - пишет хронист Раймунд Ажильский, — склонился Господь к тому, чтобы явить нам копье».
Это произошло 14 июня 1098 г., когда, будучи окружены мусульманскими войсками Мосула Кербоги, крестоносцы уже потеряли надежду на благополучный исход затянувшейся осады Антиохии. Господь этим чудом, как полагали современники, послал весть о своей поддержке христианского народа.
И действительно, 28 июня 1098 г. армия атабека Мосула Кербоги была разгромлена воинами креста . 6
28 июня Боэмунд Тарентский повел крестоносцев на вылазку из крепости. Атака на султанское войско, которое при своей многочисленности было ослаблено внутренними раздорами, получилась победной: мосульцы бежали.
Боэмунд Тарентский, теперь князь Антиохийский, одержал над эмиром Кербогой блестящую победу. 8
В июле - августе 1098 г. в Антиохии случилась эпидемия чумы. Одной из жертв эпидемии стал епископ Адемар дю Пюи. После его смерти отношения между командующими походом накалились еще сильнее, особенно между Боэмундом (который твердо вознамерился сохранить контроль над Антиохией) и Раймундом Тулузским (который настаивал, что крестоносцы обязаны вернуть город Византии, согласно данной Алексею клятве).
После продолжительной распри с Раймундом, Антиохией завладел Боэмунд, которому удалось ещё до падения её вынудить у остальных крестоносных вождей согласие на передачу ему этого важного города.
Пока шли споры из-за Антиохии, в войске, недовольном промедлением, произошло волнение, которое заставило князей, прекратив распри, двинуться далее. То же повторялось и потом: в то время, как войско рвалось к Иерусалиму, вожди спорили из-за каждого взятого города. 3
Среди простого парода, призывавшего продолжить крестовый поход , пользовалась популярностью позиция эбионитов (членов еретической христианской секты), чьи проповедники заявляли, что лишения являются условием Спасения.
Они составляли целую группу, которая стала ударным отрядом христианской армии, наводящим ужас на мусульман. Отряд был плохо вооружен, у них не было ни копий, ни щитов, только палки, да еще уверенность в то, что Провидение им поможет. Жестокость эбионитов держала в страхе не только мусульман, но и самихкрестоносцев : эта группа не только убивала мусульман, но иногда после сражения ее члены становились настоящими людоедами и пожирали свои жертвы.
В декабре 1098 г. крестоносцы захватили Маарат-ал-Нуман в Сирии. Чтобы помешать баронам дать волю своей жадности, эбиониты истребили жителей и полностью разрушили город. Таким вот образом они вынудили баронов снова взять путь на Иерусалим... 9
После взятия Антиохии воины креста без особых препятствий продвигались вдоль побережья на юг и по дороге завладели несколькими портовыми городами. Через Бейрут, Сидон, Тир, Аккон они пришли в Хайфу и Яффу, а потом повернули на восток.
В покинутом жителями городе Рамла они оставили римско-католического епископа.
6 июня 1098 г. Танкред, племянник Боэмунда Тарентского, вступил наконец со своим войском в Вифлеем, место рождения Иисуса. С вершины лежащей поблизости горы перед крестоносцами открылась панорама Иерусалима. Они назвали эту гору Монжуа - «гора радости».
Иерусалим был хорошо укрепленным городом, защищала город сильная армия Фатимидов, намного превосходившая численностью осаждавших.
Христиане> и иудеи жили здесь в относительном мире и согласии с мусульманами. Вот уже несколько столетий городом правили мусульмане. Ислам проявлял большую терпимость к другим религиям, правда, мусульманские правители взимали с христиан особые налоги, но никогда не принуждали их перейти в мусульманство.
Однако, узнав о приближении христианского войска, они не раздумывая изгнали из города всех христиан. Мусульмане опасались, как бы те не предали их своим западным единоверцам.
Иерусалим основательно подготовился к осаде, запасов продовольствия было вдоволь. А чтобы оставить без воды неприятеля, все колодцы вокруг города были приведены в негодность. Крестоносцам для штурма города не хватало лестниц, таранов и осадных машин. Пришлось им самим добывать в окрестностях города древесину и строить военную технику. На это ушло много времени.
Ко времени штурма Иерусалима практически все крестоносцы признали командующим Готфрида Бульонского; помогали ему Раймунд Тулузский и Танкред.
Чтобы полностью блокировать город, войска крестоносцев было недостаточно, а рассчитывать, что осажденных удастся уморить голодом, не приходилось. Несмотря на сильную нехватку воды, крестоносцы стали решительно готовиться к штурму: строить высокую деревянную осадную башню и таран.
Осыпаемые с городских укреплений дождем стрел, они подкатили башню к стене, перекинули деревянный мост, и Готфрид повел войска на приступ (часть армии взбиралась на стены по штурмовым лестницам). Судя по всему это была единственная за всю двухлетнюю кампанию операция, скоординированная от начала и до конца. 7
В результате крестоносцам удалось взять Иерусалим. Танкред тотчас занял мечеть аль-Акса, важную мусульманскую святыню.
Взятие Иерусалима стало великим достижением христиан, которое они отметили массовой резней. Если не считать египетского коменданта Иерусалима и его ближайшего окружения, спастись не удалось почти никому, будь то мусульманин или иудей, мужчина, женщина или ребенок.
Согласно хроникам в резне погибло до 70 тысяч человек...
О событиях тех дней летописец пишет так:
«Войдя в город, наши пилигримы гнали и убивали сарацин (так европейцы называли всех мусульман Ближнего Востока) до самого храма Соломонова, скопившись в котором, они дали нам самое жестокое сражение за весь день, так что их кровь текла по всему храму.
Наконец, одолев язычников, наши похватали в храме множество мужчин и женщин и убивали, сколько хотели, а сколько хотели, оставляли в живых. (...)
Крестоносцы быстро рассеялись по всему городу, хватая золото и серебро, коней и мулов, забирая себе дома, полные всякого добра. После этого, совершенно счастливые, рыдая от радости, наши направились к гробу Спасителя нашего Иисуса Христа и загладили свою вину перед Ним». 5
Бессмысленная и жестокая резня в Иерусалиме надолго осталась в памяти мусульман и иудеев.


Цель кампании была достигнута, и многие крестоносцы вернулись домой. Оставшиеся продолжали воевать вдоль восточного побережья Средиземноморья, где, в конце концов, были основаны четыре государства крестоносцев :
. Графство Эдесса — первое государство, основанное крестоносцам и на Востоке. Было основано в 1098 году Балдуином I Булонским после завоевания Иерусалима и создания королевства. Просуществовало до 1146 года. Столицей его был город Эдесса;
. Княжество Антиохия — было основано Боэмундом I Тарентским в 1098 году после взятия Антиохии. Княжество просуществовало до 1268 года;
>. Иерусалимское королевство, просуществовало вплоть до падения Акры в 1291 году. В подчинении у королевства находилось несколько вассальных сеньорий, в том числе четыре наиболее крупные: княжество Галилеи, графство Яффы и Аскалона, Трансиордания и сеньория Сидона.
. Графство Триполи — последнее из государств, основанных в ходе Первого крестового похода . Было основано в 1105 году графом Тулузы Раймундом IV. Графство просуществовало до 1289 года. 3
Готфрид Бульонский, именовавший себя «защитником Гроба Господня», был избран первым правителем Иерусалимского королевства. В зените своей славы оно доходило до Акабы на Красном море; кроме того, он стал фактическим правителем и других завоеванных территорий.
Римско-католическая церковь распространяла свое влияние в Святой земле : после смерти Готфрида Даимберт, вновь провозглашенный патриарх Иерусалима, преемник умершего в Антиохии Адемара, в Рождество 1100 г. короновал брата Готфрида Балдуина I, получившего титул короля Иерусалима, и назначил ряд архиепископов и епископов.
Иерусалим был важнейшим государством крестоносцев , и ему подчинялись все ранее или позже основанные ими поселения. Многие крестоносцы и их потомки так и осели на Востоке, поселившись главным образом в городах.
На Востоке существовала древняя городская культура, и пусть даже дома снаружи выглядели старыми и убогими, внутри они зачастую поражали роскошью, удобствами и уютом. Что касается внешнего обустройства, такого, как канализация, уличное освещение или водопровод, все это было куда лучше, чем на родине крестоносцев .
Христианам жилось на Востоке очень вольготно. Они начали одеваться по-восточному: носить тюрбаны, длинные легкие одежды. Довольно быстро привыкли к арабским кушаньям, сдобренным имбирем, перцем и гвоздикой, начали пить вина и фруктовые соки.
Многие пришельцы с Запада стали даже учиться читать и писать, что для мусульман было вполне обычным делом. Заболев, христиане охотно обращались к местным врачам и позволяли лечить себя природными средствами.
Фульхерий Шартрский пишет:
«В прошлом люди Запада, мы стали теперь людьми Востока; человек из Реймса или Шартра стал тирийцем или антиохийцем.
Мы уже забыли места, где явились на свет; их имена уже стали для многих из нас незнакомыми или никогда не слышанными словами. У многих есть теперь собственные дома и слуги, словно бы унаследованные от отцов. (...)
Кто на родине был неимущ, того Бог сделал здесь богачом». 5
Государства крестоносцев никогда не пребывали в безопасности. Даже в период расцвета им не удавалось раздвинуть свои границы до естественного раздела, пустыни, что облегчило бы оборону территорий. Постоянно сохранялась угроза со стороны турок, удерживавших контроль над такими ключевыми городами, как Алеппо и Дамаск.
Даже в своих собственных землях крестоносцы оставались немногочисленным и рассредоточенным классом феодалов, правивших мусульманским населением, чья лояльность была весьма сомнительна.
Крестоносцы вряд ли продержались бы долго без помощи двух специально сформированных военно-монашеских орденов - рыцарей Храма (тамплиеров) и иоаннитов (госпитальеров). Как и монахи, члены орденов давали обет жить в бедности, целомудрии и покорности; в то же время это были воины, обязанные оборонятьСвятую землю и сражаться с «неверными».
В конце 1120-х годов туркам под предводительством Зенги из Мосула удалось добиться определенного единства и остановить продвижение крестоносцев .
В 1144 г. крестоносцы потеряли Эдессу - наиболее удаленное и открытое для нападения государство. Все это подтолкнуло европейцев к началу новой кампании.
Количество воинов, принимавших участие в Первом крестовом походе , дается разными летописцами по-разному, от 100 тысяч человек у Раймона Акуилерского до 600 тысяч у Фульхерия Шартрского.
Оба этих летописца сами принимали участие в кампании.
Письмо, написанное папе после взятия Иерусалима, сообщая о состоянии армии, говорит о 5 тысячах конных воинов и 15 тысячах пехотинцев.
Количество участвовавших в отдельных сражениях могло быть много меньше; в победе крестоносцев в сражении под Антиохией все силы, как утверждается, из-за нехватки лошадей состояли только из 700 кавалеристов. 10
Фантастический успех Первого Крестового похода заставил крестоносцев продолжать войну. Если изначально главной задачей Первого Крестового похода было «освободить» святые места, то еще до конца кампаниикрестоносцы стали все больше и больше осознавать свою миссионерскую задачу.
Едва крестоносцы вошли в Иерусалим, как стали выдвигаться предложения уничтожить исламский мир вообше.
Тем временем мусульмане меняли свое отношение к христианам>. Прежнее безразличие сменилось ненавистью.
Начался джихад, который, в конечном счете, вылился в захватнические планы Оттоманской империи... 2

По-настоящему Первый Крестовый поход (1095 - 1099 гг.) в Святую землю начался 15 августа 1096 г., когда отряды рыцарей и солдат под началом знатных воинов, таких как Раймонд Тулузский, Готфрид Бульонский и Боэмунд Тарентский, по морю и по суше добрались до Константинополя.
Важно помнить, что многие из них имели звучные титулы, но не земельные владения, а посему были полны решимости заполучить их на Востоке.
Среди тех, кто возглавлял поход, также следует отметить французского епископа Адемара дю Пюи - отважного и благоразумного воина-священника, назначенного папским легатом и часто выступавшего посредником в спорах между несговорчивыми военачальниками. 7
Армии воинства креста , маршировавшие на восток, представляли собой пеструю картину, включая в себя представителей всех западноевропейских государств и всех слоев общества, однако не все страны были одинаково хорошо представлены. В Первом Крестовом походе больше всего участвовало жителей Франции, Западной Германии, включая современную территорию Бенилюкса, а также норманнских государств Южной Италии.

Различалась и военная организация. В Северной Франции и в норманнских государствах Южной Италии уже завершился процесс феодализации. В этих государствах феодалы выделились в класс, представляющий собой военную элиту.
Феодализация завершалась во Фландрии и в Южной Франции, однако в Германии военная феодальная элита еше только начинала складываться, а во многих областях Италии задачу вооруженной обороны брало на себя народное ополчение. 2

Византийский Император Алексей не слишком был рад этому «разношерстному» воинству креста , ведь он надеялся на приезд послушных наемников, а не этих независимых, непредсказуемых и, вероятно, опасных «варваров».
Слабое место этого предприятия было в недоверии, очень быстро возникшем между греками и «франками» - имя, которым и греки, и мусульмане называли крестоносцев независимо от их национальности. 1
Благодаря тонкому маневрированию, Алексей уговорил крестоносцев поклясться, что они признают его императором всех ранее принадлежавших Византии земель, которые им удастся отвоевать у сельджуков. Крестоносцев хитростью вынудили сдержать слово при осаде Никеи, но все было быстро забыто, когда начался исторический марш-бросок через Малую Азию, в битве при Дорилее (1097 г.), увенчавшийся первой победой.
Хотя броня рыцарей - крестоносцев была нелегкой ношей, особенно в жарком климате, но она придавала атакующей коннице силу и мощь железного кулака. Правда, легкая кавалерия турок уходила от прямого столкновения, предпочитая кружить и петлять, держа дистанцию и обстреливая крестоносцев из луков.
Но это равновесие было шатким, поскольку стрелы турок могли наносить лишь ограниченный урон, в то время как среди крестоносцев было немало профессиональных арбалетчиков, чье оружие имело гораздо большую дальность и убойную силу.
Следовательно, результат любого столкновения зависел от стратегии, временного фактора, а также строгого единоначалия - вещи, в которой феодальное войско европейцев обычно уступало, поскольку его предводители относились друг к другу с ревностью, а рыцарей больше заботила личная слава, чем успех всей армии. 1
С временным фактором первым крестоносцам особенно повезло - они появились, когда во владениях сельджуков не было единства.
После крупной победы турков над византийцами при Манзикерте в 1071 г., сельджуки Рума (Анатолия) еще не успели полностью овладеть Турцией.
Сельджукская Империя, раскинувшаяся на территории Ирака и Ирана, быстро разваливалась. Центральная власть над юго-востоком Турции и Сирией отсутствовала. Здесь спорили между собой несколько турецких, армянских, курдских и арабских правителей, захватывавших друг у друга города и замки.
В пустыне и в долине Евфрата племена арабов-бедуинов сохраняли полную независимость и участвовали в общей войне всех против всех за плодородные земли.
Фатимидский халифат в Египте тоже находился в упадке, хотя это не было так заметно. Фатимиды мечтали о покорении всех исламских земель, но эти мечты были оставлены, когда власть шиитских халифов фактически перешла в руки более реалистичных визирей.

Должность визиря заняло армянское семейство, которое сумело восстановить порядок в Каире, утраченный в ходе нескольких гражданских войн и политических переворотов. Под контроль взяли торговлю на Красном море и порты на сирийском побережье. Палестину фатимиды рассматривали в качестве буфера от грозящей турецкой агрессии.
Эта ситуация возникла лишь однажды, потому тех успехов, каких удалось достичь в ходе Первого Крестового похода , больше достичь не удалось. Более того, последовало усиление мусульман, которое, несмотря на эпизодические неудачи и поражения, завершилось изгнанием крестоносцев из Палестины спустя два столетия...
Первой целью рыцарского войска была Никея (ныне город Изник на северо-западе Турции), некогда место больших церковных соборов, а теперь столица сельджукского султана Кылыч-Арслана (Килидж-Арслана или «Львиная сабля»). Город стоял на восточном берегу Асканского озера, что благоприятствовало развитию торговых отношений с соседями. С другой стороны его защищали горы - естественное препятствие на пути возможных захватчиков. Плодородные окрестности были богаты лесами.
Кроме того, Никея, стены которой по свидетельству Стефана Блуаского охраняло около трёхсот башен, была хорошо укреплена: «… город защищен крепостными стенами, перед которыми были вырыты всегда заполненные водой рвы, которая поступает туда из ручьев и маленьких речушек, представляющие собой значительное препятствие для всех тех, кто намеревался осаждать город. Далее, в городе было многочисленное и воинственное население; толстые стены, высокие башни, находящиеся совсем близко друг от друга, соединённые между собой сильными укреплениями, дали городу славу неприступной крепости.»
Султан Кылыч-Арслан надеялся разгромить франков точно так же, как и крестьянское войско, а потому не воспринял всерьез приближение врага. Но ему суждено было жестоко разочароваться. Его легкая, вооруженная луками и стрелами конница и пехота были побеждены западной кавалерией в открытом бою.
Однако Никея была расположена так, что взять ее без военной поддержки с Асканского озера было невозможно. Отрезать Никею со стороны воды удалось лишь после того, как император Алексей Комнин отправил в помощь крестоносцам флот в сопровождении отряда под командованием военачальников Мануила Вутумита и Татикия.
Мануил Вутумит по приказу Алексея Комнина договорился с осажденными о сдаче города и сохранил эту договоренность в секрете от крестоносцев . Император не доверял предводителям похода и справедливо подозревал, что им будет сложно удержаться от соблазна нарушить данное ему в Константинополе обещание передавать завоеванные города Византии.
19 июня, когда согласно плану императора, Татикий и Мануил вместе с крестоносцами штурмовали стены Никеи, осажденные неожиданно прекратили сопротивление и сдались, пустив в город отряды Мануила Вутумита - со стороны казалось, что победа была одержана только благодаря усилиям византийской армии.
Узнав, что византийцы заняли город и взяли горожан под защиту императора, крестоносцы пришли в негодование, так как рассчитывали разграбить Никею и пополнить тем самым запасы денег и продовольствия. 3
Но падение Никеи подняло боевой дух крестоносцев . Воодушевленный победой Стефан Блуаский писал жене Адели, что рассчитывает через пять недель оказаться у стен Иерусалима.
А основное войско крестоносцев двинулось дальше по раскаленной от солнца земле Анатолии.
1 июля 1097 г. крестоносцы сумели одержать победу над сельджуками на прежней византийской территории неподалеку от Дорилеи (ныне Эскишехир, Турция).

Пользуясь традиционной тактикой конных лучников, турки (число их, по некоторым сведениям, превышало 50 тысяч человек) нанесли тяжелый урон колонне крестоносцев , которые мало того, что оказались в явном меньшинстве, но еще и никак не могли вступить в ближний бой с неуловимым, подвижным противником.
Ситуация была критическая. Но Боэмунд, сражаясь в первых рядах, сумел воодушевить на бой своих людей. 8
Колонна Боэмунда уже готова была нарушить строй, когда с тыла в левый фланг турок врезалась тяжелая кавалерия второй колонны воинов креста , возглавляли которую Готфрид Бульонский и Раймунд Тулузский.
Килидж-Арслан не сумел обеспечить прикрытия с юга. Турецкое войско оказалось зажато в тиски и потеряло убитыми 23 тысячи человек; остальные пустились в паническое бегство.
Общие потери крестоносцев составили примерно 4 тысячи человек. 7
Несколько дальше к юго-востоку войско крестоносцев разделилось, большая часть двинулась на Кесарию (ныне Кайсери, Турция) по направлению к сирийскому городу Антиохия (ныне г. Антакья, Турция).
Антиохия была одним из крупнейших городов в восточной части Средиземноморья. Над ее мощными крепостными стенами возвышалось 450 башен. Крепостная ограда усиливалась рекой, горами, морем и болотом. Во главе гарнизона был известный своей неустрашимостью Багасиан (Багги-Зиян).
Эмир Багасиан умело наладил оборону города. Вскоре после начала осады турки совершили удачную вылазку, которая привела к тяжелым потерям среди дезорганизованных крестоносцев , и впоследствии часто прибегали к подобного рода тактике.
Из Сирии на помощь осажденным дважды являлись турецкие армии, но оба раза были отбиты в сражениях при Харенке (31 декабря 1097г. и 9 февраля 1098 г.). Какое-то время среди крестоносцев свирепствовал голод, потому что они не позаботились о подвозе провизии, а запасы быстро растаяли.
Спасло осаждавших крайне своевременное прибытие небольших английской и пизанской флотилий, которые захватили Лаодикею (совр. город Латакия, Сирия) и Сен-Симеон (совр. город Самандагв, Турция) и доставили провиант.
За семь месяцев осады отношения между командующими войсками крестоносцев накалились до предела, особенно между Боэмундом Тарентским и Раймундом Тулузским.
В конце концов 3 июня 1098 г. после семимесячной осады - преимущественно благодаря Боэмунду и предательству одного из турецких офицеров - Антиохия была захвачена. 7
Боэмунд Тарентский сумел вступить в тайный сговор с неким Фирузом, который командовал отрядом антиохийцев, оборонявшим участок из трех башен. Он согласился пропустить «сквозь себя» рыцарей в город, но, разумеется, не безвозмездно.
На военном совете Боэмунд Тарентский изложил свой план взятия Антиохии. Но, как и Фируз, тоже не безвозмездно - он потребовал, чтобы Антиохия стала его личным владением.
Прочие участники совета вначале возмутились такой откровенной алчности своего соратника, но Боэмунд их припугнул: войско эмира Кербоги было уже близко.


В ночь на 3 июня 1098 года Боэмунд Тарентский первым поднялся по спущенной сверху кожаной лестнице на крепостную стену. За ним последовали 60 рыцарей его отряда.
Крестоносцы , внезапно ворвавшись в город, устроили там страшную резню, перебив более 10 тысяч горожан. В ночном бою пал и Багги-Зиян. Но его сыну удалось с несколькими тысячами воинов затвориться в городской цитадели, которую христиане взять не смогли. 8
Византийцы и армяне помогли крестоносцам взять город.
5 июня к Антиохии подступило войско эмира Мосула Кербоги. Теперь крестоносцы из осаждавших превратились в осажденных. Скоро в Антиохии начался голод, и с каждой ночью все больше и больше воинов креста спускались по веревкам с крепостных стен и убегали в спасительные горы. Среди таких «веревочных беглецов» были и очень знатные люди, как, напрмер, французский граф Стефан Блуасский.
Все же новоиспеченный владелец Антиохийского княжества во второй раз спас участников Первого крестового похода . Сперва Боэмунд Тарентский установил среди рыцарей самую строгую дисциплину, приказав поджигать дома тех, кто отказывался сражаться. Это была действенная мера.
Едва ли не самым значительным событием Первого крестового похода было чудесное обретение в Антиохии святого копья (>Копья Судьбы), которым, согласно евангельскому мифу, воин Лонгин пронзил ребро Христа.
Апостол Андрей, посещая в видениях провансальского крестьянина Петра Варфоломея, указал ему местонахождение копья. В результате раскопок в храме св. Петра драгоценная реликвия была обнаружена.
Cледует заметить, что мало кто из историков или теологов верит, будто копье> было именно тем (собственно, и среди самих крестоносцев еще тогда многие сомневались), но эффект оно возымело воистину чудодейственный. 7
«Благочестием своего народа, - пишет хронист Раймунд Ажильский, - склонился Господь к тому, чтобы явить нам копье».
Это произошло 14 июня 1098 г., когда, будучи окружены мусульманскими войсками Мосула Кербоги, крестоносцы уже потеряли надежду на благополучный исход затянувшейся осады Антиохии. Господь этим чудом, как полагали современники, послал весть о своей поддержке народа.
И действительно, 28 июня 1098 г. армия атабека Мосула Кербоги была разгромлена воинами креста . 6
28 июня Боэмунд Тарентский повел крестоносцев на вылазку из крепости. Атака на султанское войско, которое при своей многочисленности было ослаблено внутренними раздорами, получилась победной: мосульцы бежали.
Боэмунд Тарентский, теперь князь Антиохийский, одержал над эмиром Кербогой блестящую победу. 8
В июле - августе 1098 г. в Антиохии случилась эпидемия чумы. Одной из жертв эпидемии стал епископ Адемар дю Пюи. После его смерти отношения между командующими походом накалились еще сильнее, особенно между Боэмундом (который твердо вознамерился сохранить контроль над Антиохией) и Раймундом Тулузским (который настаивал, что крестоносцы обязаны вернуть город Византии, согласно данной Алексею клятве).
После продолжительной распри с Раймундом, Антиохией завладел Боэмунд, которому удалось ещё до падения её вынудить у остальных крестоносных вождей согласие на передачу ему этого важного города.
Пока шли споры из-за Антиохии, в войске, недовольном промедлением, произошло волнение, которое заставило князей, прекратив распри, двинуться далее. То же повторялось и потом: в то время, как войско рвалось к Иерусалиму, вожди спорили из-за каждого взятого города. 3
Среди простого парода, призывавшего продолжить крестовый поход , пользовалась популярностью позиция эбионитов (членов еретической христианской секты), чьи проповедники заявляли, что лишения являются условием Спасения.
Они составляли целую группу, которая стала ударным отрядом христианской армии, наводящим ужас на мусульман. Отряд был плохо вооружен, у них не было ни копий, ни щитов, только палки, да еще уверенность в то, что Провидение им поможет. Жестокость эбионитов держала в страхе не только мусульман, но и самих крестоносцев : эта группа не только убивала мусульман, но иногда после сражения ее члены становились настоящими людоедами и пожирали свои жертвы.
В декабре 1098 г. крестоносцы захватили Маарат-ал-Нуман в Сирии. Чтобы помешать баронам дать волю своей жадности, эбиониты истребили жителей и полностью разрушили город. Таким вот образом они вынудили баронов снова взять путь на Иерусалим... 9
После взятия Антиохии воины креста без особых препятствий продвигались вдоль побережья на юг и по дороге завладели несколькими портовыми городами. Через Бейрут, Сидон, Тир, Аккон они пришли в Хайфу и Яффу, а потом повернули на восток.
В покинутом жителями городе Рамла они оставили римско-католического епископа.
6 июня 1098 г. Танкред, племянник Боэмунда Тарентского, вступил наконец со своим войском в Вифлеем, место рождения Иисуса. С вершины лежащей поблизости горы перед крестоносцами открылась панорама Иерусалима. Они назвали эту гору Монжуа - «гора радости».
Иерусалим был хорошо укрепленным городом, защищала город сильная армия Фатимидов, намного превосходившая численностью осаждавших.
Христиане> и иудеи жили здесь в относительном мире и согласии с мусульманами. Вот уже несколько столетий городом правили мусульмане. Ислам проявлял большую терпимость к другим религиям, правда, мусульманские правители взимали с христиан особые налоги, но никогда не принуждали их перейти в мусульманство.
Однако, узнав о приближении христианского войска, они не раздумывая изгнали из города всех христиан. Мусульмане опасались, как бы те не предали их своим западным единоверцам.
Иерусалим основательно подготовился к осаде, запасов продовольствия было вдоволь. А чтобы оставить без воды неприятеля, все колодцы вокруг города были приведены в негодность. Крестоносцам для штурма города не хватало лестниц, таранов и осадных машин. Пришлось им самим добывать в окрестностях города древесину и строить военную технику. На это ушло много времени.
Ко времени штурма Иерусалима практически все крестоносцы признали командующим Готфрида Бульонского; помогали ему Раймунд Тулузский и Танкред.
Чтобы полностью блокировать город, войска крестоносцев было недостаточно, а рассчитывать, что осажденных удастся уморить голодом, не приходилось. Несмотря на сильную нехватку воды, крестоносцы стали решительно готовиться к штурму: строить высокую деревянную осадную башню и таран.
Осыпаемые с городских укреплений дождем стрел, они подкатили башню к стене, перекинули деревянный мост, и Готфрид повел войска на приступ (часть армии взбиралась на стены по штурмовым лестницам). Судя по всему это была единственная за всю двухлетнюю кампанию операция, скоординированная от начала и до конца. 7
В результате крестоносцам удалось взять Иерусалим. Танкред тотчас занял мечеть аль-Акса, важную мусульманскую святыню.
Взятие Иерусалима стало великим достижением христиан, которое они отметили массовой резней. Если не считать египетского коменданта Иерусалима и его ближайшего окружения, спастись не удалось почти никому, будь то мусульманин или иудей, мужчина, женщина или ребенок.
Согласно хроникам в резне погибло до 70 тысяч человек...
О событиях тех дней летописец пишет так:
«Войдя в город, наши пилигримы гнали и убивали сарацин (так европейцы называли всех мусульман Ближнего Востока) до самого храма Соломонова, скопившись в котором, они дали нам самое жестокое сражение за весь день, так что их кровь текла по всему храму.
Наконец, одолев язычников, наши похватали в храме множество мужчин и женщин и убивали, сколько хотели, а сколько хотели, оставляли в живых. (...)
Крестоносцы быстро рассеялись по всему городу, хватая золото и серебро, коней и мулов, забирая себе дома, полные всякого добра. После этого, совершенно счастливые, рыдая от радости, наши направились к гробу Спасителя нашего Иисуса Христа и загладили свою вину перед Ним». 5
Бессмысленная и жестокая резня в Иерусалиме надолго осталась в памяти мусульман и иудеев.

Цель кампании была достигнута, и многие крестоносцы вернулись домой. Оставшиеся продолжали воевать вдоль восточного побережья Средиземноморья, где, в конце концов, были основаны четыре государства крестоносцев :
Графство Эдесса - первое государство, основанное крестоносцам и на Востоке. Было основано в 1098 году Балдуином I Булонским после завоевания Иерусалима и создания королевства. Просуществовало до 1146 года. Столицей его был город Эдесса;
Княжество Антиохия - было основано Боэмундом I Тарентским в 1098 году после взятия Антиохии. Княжество просуществовало до 1268 года;
> Иерусалимское королевство, просуществовало вплоть до падения Акры в 1291 году. В подчинении у королевства находилось несколько вассальных сеньорий, в том числе четыре наиболее крупные: княжество Галилеи, графство Яффы и Аскалона, Трансиордания и сеньория Сидона.
Графство Триполи - последнее из государств, основанных в ходе Первого крестового похода . Было основано в 1105 году графом Тулузы Раймундом IV. Графство просуществовало до 1289 года. 3
Готфрид Бульонский, именовавший себя «защитником Гроба Господня», был избран первым правителем Иерусалимского королевства. В зените своей славы оно доходило до Акабы на Красном море; кроме того, он стал фактическим правителем и других завоеванных территорий.
Римско-католическая церковь распространяла свое влияние в Святой земле : после смерти Готфрида Даимберт, вновь провозглашенный патриарх Иерусалима, преемник умершего в Антиохии Адемара, в Рождество 1100 г. короновал брата Готфрида Балдуина I, получившего титул короля Иерусалима, и назначил ряд архиепископов и епископов.
Иерусалим был важнейшим государством крестоносцев , и ему подчинялись все ранее или позже основанные ими поселения. Многие крестоносцы и их потомки так и осели на Востоке, поселившись главным образом в городах.
На Востоке существовала древняя городская культура, и пусть даже дома снаружи выглядели старыми и убогими, внутри они зачастую поражали роскошью, удобствами и уютом. Что касается внешнего обустройства, такого, как канализация, уличное освещение или водопровод, все это было куда лучше, чем на родине крестоносцев .
Христианам жилось на Востоке очень вольготно. Они начали одеваться по-восточному: носить тюрбаны, длинные легкие одежды. Довольно быстро привыкли к арабским кушаньям, сдобренным имбирем, перцем и гвоздикой, начали пить вина и фруктовые соки.
Многие пришельцы с Запада стали даже учиться читать и писать, что для мусульман было вполне обычным делом. Заболев, христиане охотно обращались к местным врачам и позволяли лечить себя природными средствами.
Фульхерий Шартрский пишет:
«В прошлом люди Запада, мы стали теперь людьми Востока; человек из Реймса или Шартра стал тирийцем или антиохийцем.
Мы уже забыли места, где явились на свет; их имена уже стали для многих из нас незнакомыми или никогда не слышанными словами. У многих есть теперь собственные дома и слуги, словно бы унаследованные от отцов. (...)
Кто на родине был неимущ, того Бог сделал здесь богачом». 5
Государства крестоносцев никогда не пребывали в безопасности. Даже в период расцвета им не удавалось раздвинуть свои границы до естественного раздела, пустыни, что облегчило бы оборону территорий. Постоянно сохранялась угроза со стороны турок, удерживавших контроль над такими ключевыми городами, как Алеппо и Дамаск.
Даже в своих собственных землях крестоносцы оставались немногочисленным и рассредоточенным классом феодалов, правивших мусульманским населением, чья лояльность была весьма сомнительна.
Крестоносцы вряд ли продержались бы долго без помощи двух специально сформированных военно-монашеских орденов - рыцарей Храма (тамплиеров) и иоаннитов (госпитальеров). Как и монахи, члены орденов давали обет жить в бедности, целомудрии и покорности; в то же время это были воины, обязанные оборонять Святую землю и сражаться с «неверными».
В конце 1120-х годов туркам под предводительством Зенги из Мосула удалось добиться определенного единства и остановить продвижение крестоносцев .
В 1144 г. крестоносцы потеряли Эдессу - наиболее удаленное и открытое для нападения государство. Все это подтолкнуло европейцев к началу новой кампании.
Количество воинов, принимавших участие в Первом крестовом походе , дается разными летописцами по-разному, от 100 тысяч человек у Раймона Акуилерского до 600 тысяч у Фульхерия Шартрского.
Оба этих летописца сами принимали участие в кампании.
Письмо, написанное папе после взятия Иерусалима, сообщая о состоянии армии, говорит о 5 тысячах конных воинов и 15 тысячах пехотинцев.
Количество участвовавших в отдельных сражениях могло быть много меньше; в победе крестоносцев в сражении под Антиохией все силы, как утверждается, из-за нехватки лошадей состояли только из 700 кавалеристов. 10
Фантастический успех Первого Крестового похода заставил крестоносцев продолжать войну. Если изначально главной задачей Первого Крестового похода было «освободить» святые места, то еще до конца кампании крестоносцы стали все больше и больше осознавать свою миссионерскую задачу.
Едва крестоносцы вошли в Иерусалим, как стали выдвигаться предложения уничтожить исламский мир вообше.
Тем временем мусульмане меняли свое отношение к христианам>. Прежнее безразличие сменилось ненавистью.
Начался джихад, который, в конечном счете, вылился в захватнические планы Оттоманской империи... 2

Источники информации:
1. «Крестовые походы » (журнал «Древо познания» № 21/ 2002 г.)
2. военно-исторический альманах «Солдат» №7
3. сайт Википедия
4. «Саладин и сарацины 1071-1291 гг.» (альманах «Новый солдат» №70)
5. Вазоль М. «Крестоносцы »
6. Лучицкая С. «Идея обращения иноверцев в хрониках Первого крестового похода »
7. «Все войны мировой истории» (по Харперской энциклопедии военной истории Дюпюи)
8. Шишов А. «100 великих полководцев средневековья»
9. Тат Ж. «Крестовые походы »
10. Норман А. «Средневековый воин. Вооружение времен Карла Великого и

Крестовые походы Нестеров Вадим

Первый крестовый поход (1096–1099)

Первый крестовый поход

История Первого, самого успешного из Крестовых походов, хорошо известна, поскольку сам поход подробно описан участниками событий в таких, например, документах, как хроника «Деяния франков и прочих иерусалимцев», составленная около 1100 г. неизвестным итало-норманнским рыцарем, или «История франков, которые взяли Иерусалим» провансальского священника Раймунда Ажильского, состоявшего в свите графа Раймунда Тулузского.

В Крестовый поход отправилась не только беднота. Весной 1096 г. в паломничество за море начали собираться рыцари, в намеченный срок начался Первый крестовый поход. Рыцарская армия, дополненная крестьянами, горожанами и представителями духовенства, составляла по разным оценкам от 100 до 300 тысяч человек. Это было хорошо экипированное, профессиональное войско, однако оно не имело общего руководства, маршрута и постоянного состава.

Рыцари двигались четырьмя отрядами:

– самый большой отряд вел герцог Лотарингии Готфрид (Годфруа) IV Бульонский. В его отряде были рыцари из Лотарингии и рейнских земель;

– из норманнских владений в Южной Италии двигался морским путем до Константинополя Боэмунд, князь Тарентский;

– из Южной Франции через Далмацию направился к Константинополю по старинной, построенной еще римлянами дороге Виа Эгнация («Эгнатийская дорога») граф Тулузы Раймунд IV (Раймунд Сен-Жильский). При его войске находился папский легат (посланник) – епископ Адемар де Пюи (Аймар де Монтейль);

– из Северной Франции и Англии вели отряды через Италию герцог Роберт Нормандский (Роберт III Куртгез), граф Роберт II Фландрский, Этьен II де Блуа, граф Блуа и Шартра.

Кроме главных вождей крестоносных отрядов, в войске было немало знатных людей со всей Европы. 6 декабря 1096 г. крестоносное войско прибыло в Константинополь.

Прибытие отрядов «освободителей» в конце 1096 – начале 1097 гг. под стены Константинополя не вызвало радости у византийского императора Алексея I Комнина. Непосредственная угроза со стороны печенегов и турок была к этому времени устранена. Между тем помощь Запада принимала угрожающе широкие размеры.

Добившись с помощью подарков, подкупов, а где и с применением военной силы вассальной присяги (за исключением Раймунда Сен-Жильского) Алексей Комнин весной 1097 г. переправил крестоносную армию через Босфор, откуда они вместе с отрядами византийцев и выступили в поход за Гроб Господень.

Первая битва произошла в мае 1097 г. Это была битва за Никею, которая закончилась победой крестоносцев и Византии и предательством со стороны последней. Византийские части вошли в город, после чего на башнях были подняты византийские флаги. Город отошел Восточной Римской империи, а крестоносцы удовлетворились денежным вознаграждением.

Резня во время штурма Иерусалима в 1099 году. Неизвестный западноевропейский художник XIII в.

Длинный и тяжелый поход через Сирию и Палестину воины Христовы проделали летом 1097 г. Осенью этого года был захвачен город Эдесса, а в следующем было основано первое государство крестоносцев – графство Эдесское. Также в 1098 г. было создано второе государство крестоносцев, княжество Антиохийское, после того как «пилигримы» взяли один из крупнейших и надежно укрепленных городов Средиземноморья – Антиохию.

Самым большим достижением этого похода стал захват Иерусалима, произошедший 15 июля 1099 г. Собранная со всей Европы рать добилась своей главной цели – Гроб Господень и святые земли были освобождены.

Случилось это так. 7 июня 1099 г. крестоносцы достигли Иерусалима. Первая неподготовленная попытка взять город 13 июня провалилась – перед штурмом было объявлено о начале поста, а рассчитывавшие на помощь Всевышнего и уверенные в том, что должно произойти чудо, крестоносцы даже не подготовили лестниц для штурма. Город был покорен лишь через месяц, после того как генуэзские и английские корабли подвезли продовольствие и материалы для постройки осадных орудий.

Святая земля Иерусалима была залита кровью. Около 10 тысяч жителей пали только рядом с главной мечетью. У храма Соломона, по свидетельству автора анонимной итало-норманнской хроники «Деяния франков и прочих иерусалимцев», «была такая бойня, что наши стояли по лодыжки в крови… Наши похватали в храме множество мужчин и женщин и убивали сколько хотели, а сколько хотели оставляли в живых… Крестоносцы рассеялись по всему городу, хватая золото и серебро, коней и мулов, забирая [себе] дома, полные всякого добра» .

Перерыв был сделан для поклонения святым мощам, после чего ограбление города и убийства жителей продолжились. Грабежи и убийства длились два дня. Те немногие из иудеев, кому удалось выжить, были проданы в рабство, некоторым мусульманам удалось бежать в Дамаск.

После захвата крестоносцами Иерусалима в 1099 г. было создано Иерусалимское королевство.

Для удержания Иерусалима требовалось завоевать окрестные территории, что повлекло за собой создание западных колоний в Леванте (их называли Латинским Востоком). Колонии сразу же стали целью турецких набегов, и потому появилась необходимость в военных мерах для их защиты. В частности, в помощь этим поселениям стали возникать военно-монашеские (духовно-рыцарские) ордена.

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Первый крестовый поход 1096 года. Александрия в XI веке - это Ветхий Рим в Египте. Иерусалим = Троя = Илион в XI веке - это Новый Рим Это был поход римских = вавилонских = византийско-французских войск на Иерусалим-Трою - «иудейский Рим» (так называет его, например,

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Первый крестовый поход 1096 года и покорение Балкан и Малой Азии как его главная цель Остановимся на событиях эпохи Первого крестового похода подробнее.Как было отмечено выше, главной целью крестоносцев в XI веке не было, судя по источникам, завоевание Палестины в

автора Монусова Екатерина

«…И город стал для них гробницей…» Крестовый поход бедноты Апрель-октябрь

Из книги История Крестовых походов автора Монусова Екатерина

«Наши гнали и убивали сарацин до самого Храма Соломонова…» Первый крестовый

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Первый крестовый поход феодалов Летом того же года двинулись на Восток армии западноевропейских феодалов. Рыцари хорошо вооружились и запаслись припасами и деньгами, распродав или заложив часть своих владений, которые охотно скупали епископы и аббаты, расширявшие

Из книги Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв. автора Демурже Ален

Первый крестовый поход К моменту, когда участники Первого крестового похода двинулись в путь, территории Восточного Средиземноморья были поделены между тремя державами:- Византийской империей, греческой и христианской, которая в результате нашествия

Из книги Крестовые походы. Под сенью креста автора Доманин Александр Анатольевич

I. Первый крестовый поход Клермонский призыв (из хроники Роберта Реймсского «Иерусалимская история») Кн. 1, гл. 1. В год воплощения Господня тысяча девяносто пятый, в земле Галльской, а именно в Оверни, торжественно происходил собор в городе, который называется Клермон;

автора Успенский Федор Иванович

2. Первый Крестовый Поход Движение в пользу крестовых походов было уже довольно заметно в рыцарских замках и в деревнях, когда в нем принял непосредственное участие папа Урбан II. Можно даже думать, что первый крестовый поход осуществился бы и без знаменитой Клермонской

Из книги История Крестовых походов автора Мишо Жозеф-Франсуа

КНИГА II ПЕРВЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД: ЧЕРЕЗ ЕВРОПУ И МАЛУЮ АЗИЮ (1096-1097

Из книги История Крестовых походов автора Мишо Жозеф-Франсуа

КНИГА IV ПЕРВЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД: ЗАВЕРШЕНИЕ (1099 г.) Прошло более полугода после взятия Антиохии, а многие из вождей все еще и не помышляли об Иерусалиме. Нетерпением горели лишь рядовые рыцари. Поэтому вынужденное решение Раймунда Тулузского было встречено всеобщим

Из книги История Крестовых походов автора

Глава 2 Первый крестовый поход (1096–1099 гг.)

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Поход рыцарства, или собственно Первый крестовый поход Историки традиционно отсчитывают начало Первого крестового похода с отправления в путь рыцарского войска летом 1096 г. Впрочем, в состав этого войска входило также немалое количество простонародья, священники,

Из книги Босэан. Тайна тамплиеров автора Шарпантье Луи

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1096 Первый крестовый поход, завоевание Иерусалима Это массовое движение рыцарей и простолюдинов на Восток преследовало благую цель – помочь ослабевшей в борьбе с турками Византии, а также освободить Иерусалим и Святую землю – колыбель христианства – от мусульман.

Из книги Крестовые походы автора Нестеров Вадим

Первый крестовый поход (1096–1099) История Первого, самого успешного из Крестовых походов, хорошо известна, поскольку сам поход подробно описан участниками событий в таких, например, документах, как хроника «Деяния франков и прочих иерусалимцев», составленная около 1100 г.

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

Первый крестовый поход Не прошло и трех месяцев после призыва Урбана II, как огромная толпа в 40–50 тысяч человек с женами и детьми двинулась в путь. Ими предводительствовали монах Петр Пустынник и бедный рыцарь Вальтер Голяк. Вышедшие в поход бедняки пересекли не без