Первый в мире пролет под мостом. Реактивный Чкалов или пролет под «Коммунальным» мостом Новосибирска

Наверное, нет в Новосибирске человека, который не слышал бы о пролете под нашим Коммунальным мостом. Этот поступок у разных людей вызывает разные чувства. Одни считают нашего «сибирского Чкалова» героем, другие –хулиганом. Да и сам тогдашний министр обороны СССР маршал Родион Яковлевич Малиновский простил летчика, приказав не наказывать его, а «дать отдохнуть». Даже из коммунистической партии не стали исключать. Он, конечно, авиахулиган, но ведь нашенский!

Фотоколлаж по заказу

И хотя история эта абсолютно правдива, она уже окутана кучей мифов. Помог этому и знаменитый фотоколлаж, показывающий сам момент пролета. Но ведь в 1965 году не было в каждой руке ни мобильных телефонов с камерами, ни «моментальных» фотоаппаратов, специально в засаде никто не сидел и не поджидал. Данную «фотографию» сделал по заказу музея Новосибирска его дизайнер Евгений Социховский. Причем намеренно с нарушениями пропорций, чтобы никто здравомыслящий и подумать не мог, что это реальность. Масштабы самолета относительно моста сильно увеличены, а угол полета предполагает чуть ли не его выныривание из воды. Да и набережная тогда еще не была построена.

Тем не менее, одни в фотографию поверили, а у других, более внимательных, коллаж сразу вызвал ощущение неправды и создания очередного мифа. Но это реальный случай, в отличие от пролета самого Чкалова, якобы выдуманного для фильма «Валерий Чкалов». Во всяком случае в личном деле аса такого случая не зафиксировано. Но вот во время съемок фильма летчик Евгений Борисенко действительно сделал шесть дублей пролета под Троицким мостом в Ленинграде на гидросамолете Ш-2.

Трамвай №13 и летчики под мостами

Но оставим спор про Чкалова петербуржцам. А наш случай был даже зафиксирован советской (!) прессой. У нас же в городе две главные легенды: мстящий автомобилям и летчики под мостами. В августе 1965 года всесоюзная газета «Известия» в статье «Украли трамвай» пишет: «Случай в трамвайном парке здорово задел самолюбие новосибирских авиаторов. «Чем мы хуже трамвайщиков!» - воскликнули они. И вскоре в один из жарких дней…» – ну и далее по тексту…

Капитан ВВС Привалов тоже уже оброс легендами. Во-первых, он не совсем наш. Его часть дислоцировалась в городе Канске Красноярского края, а в Новосибирске он был в командировке. Есть также некоторая путаница в дате полета – называются и 3, и 4, и 14 июня. Версия про покорение девушки на пляже (или на мосту) тоже романтична.

Но главное – мы до сих пор считаем этот пролет под мостом на реактивном самолете единственным в мире и до сих пор не повторенным. Так думал и я, так и другим рассказывал. Но вот с помощью далекого заокеанского друга Миши Юданина в конце 1980-х еще жившего в Новосибирске, удалось выяснить, что за границей, оказывается, тоже есть жизнь, и там тоже есть «безбашенные» летчики.

И первый пролет на реактивном самолете был совершен за 6 лет до нашего, еще 24 апреля 1959 года. Правда, это был не истребитель, а реактивный бомбардировщик. Этот хулиганский пролет совершил успешный, опытный летчик американских ВВС 39-летний капитан Джон С. Лаппо (John S. Lappo). И произошло это в Мичигане, под висячим мостом Маккинак. Лаппо тоже готовился. По его словам, он предполагал пролететь под мостом Золотые ворота в Сан-Франциско, но подвернулся другой.

Ранним утром, также возвращаясь на базу после выполнения учебного задания, над озером Мичиган Лаппо снизился до высоты 23 метров и проскользнул на разведывательном бомбардировщике RB-47E Stratojet под новеньким мостом Маккинак. От воды и пролета моста 60-тонный самолет отделяло по паре десятков метров.

Командир экипажа был отдан под военный трибунал. Но прежние боевые заслуги спасли капитана от тюрьмы – 28 боевых вылетов в Корее на бомбардировщике В-29, четыре боевые награды, «Летный крест» за несколько разведрейсов над территорией СССР. Суд объявил Лаппо выговор и присудил денежный штраф. Тогда же всем американским самолетам было запрещено опускаться ниже 500 футов (153 м). Джон Лаппо также удостоился личной благодарности 1-го замначальника штаба ВВС Кертиса Ле-Мея: «Мне жаль, что у меня нет эскадрильи таких летчиков, как вы», но за штурвал военного самолета авиахулиган сесть уже не смог, хотя и прослужил в ВВС еще 13 лет, уйдя на пенсию в звании подполковника.

Длина основного пролета моста Маккинак - 1158 м, просвет от проезжей части до воды – 50 метров. Ширина пролета – 127 метров, высота – 30 метров. Согласитесь, что игольное ушко вдесятеро меньше.

Но у бомбардировщика почти в четырераза больше размах крыльев - 35,4 метра против 9,83 МиГовских. Почти на 100 км выше скорость сваливания -308 км/ч против наших 220-230. То есть лететь он должен быстрее, либо упадет, хотя крейсерная скорость, конечно, в проигрыше. Но кто ж на крейсерной да под мостами!

«Тонкий» английский юмор

Другой пролет реактивного самолета произошел уже после нашего в самом сердце старой, доброй Англии. После полудня 5 апреля 1968 года летчик Королевских ВВС, командир полка 1-й эскадрильи 32-летний Алан Поллок (Alan Pollock) на истребителе Hawker Hunter FGA.9 на скорости 300 миль в час (483 км/ч) пролетел под верхней частью Тауэрского моста. Перед этим он отделился от возглавляемой группы самолетов, ушел в сторону Лондона, с громовым ревом трижды облетел здание Парламента и покружил над мемориалом Королевских ВВС на набережной Виктории. Летчик сделал это в знак протеста на решение лейбористского правительства не проводить над Лондоном воздушный парад в честь пятидесятилетней годовщины ВВС.

Ширина Тауэрского моста меньше Коммунального в Новосибирске более чем в два раза – 61 метр, а высота верхней галереи над основным мостом – 42 метра. Не остановила пилота и то, что по мосту двигался двухэтажный автобус, шли пешеходы.

После приземления Поллок был арестован, а затем, несмотря на поддержку коллег, был уволен из ВВС по состоянию здоровья без права апелляции, что позволило ему избежать военного суда.

Для наглядности я свел самые интересующие нас характеристики самолетов и мостов в таблицы.

Конечно, условия полета зависят и от многих иных условий (ветер, реальная масса самолета, мастерство летчика). Но, как ни крути, риск огромен во всех случаях - небольшое движение штурвала - и ты в опоре моста или в воде, а в нашем случае надо еще грамотно подняться, ведь впереди, через 950 метров, следующее препятствие – железнодорожный мост через Обь.

Надо сказать, что все три летчика в той или иной мере готовились. Англичанин предварительно даже составил карту своего полета над Лондоном. Все трое гордятся своим поступком и красочно его описывают. Но каково было простым людям, находившимся в момент героического пролета на мостах. Не успели понять? Возможно. Пресс-секретарь столичной полиции Лондона в 1968 году подытожил: «Мы не рассматриваем это как шутку, это могло иметь серьезные последствия. На мосту были пешеходы и транспортные средства». Сухо и трезво.

Вот такая фотография и история ходит по интернету уже не один год. Не задумывались ли вы над тем, реальная ли она? Может быть как многое то, что пишут в интернете это фейк? Давайте попробуем разобраться …

В книге рекордов Гиннесса мы не найдём ни упоминания новосибирского Коммунального моста, ни фамилии Привалов – это неудивительно, ведь о случае, произошедшем 3 июня (по некоторым источникам – 4 июня) 1965 года, советская пресса не писала.
Слухи облетели всю страну, и даже просочились за границу, обрастая уже какими-то совершенно нелепыми подробностями, но так как не было официального сообщения – не произошло и официального признания. Более того – единственный в мировой истории пролёт реактивного истребителя под мостом не зафиксировала и бортовая аппаратура, кино-фотодокументы тоже вам не получиться обнаружить.

Давайте посмотрим, как описывают это художественно:

Как вспоминают очевидцы, день 4 июня 1965 года выдался жарким. В ленивый пятничный полдень на набережной было людно, а на городском пляже - вообще яблоку некуда было упасть. Молодые новосибирцы - студенты и школьники только-только заступили на каникулы. Тишина, спокойствие и благость - лето в советском Новосибирске.

Город готовился впасть в послеполуденную дрему, как вдруг… с неба донесся рев. Звук нарастал и быстро превратился в угрожающий. На набережной начали встревоженно оглядываться: что шумит?

И вдруг над островом Отдыха (самый ближний к Коммунальному мосту обской островок) возникла серебристая молния. И… начала падать в Обь, но не отвесно, как камень, а по плавной нисходящей. Когда до воды оставалось несколько метров, серебристый болид выровнялся и пошел ровно.

Да это же самолет! Настоящий боевой истребитель! - воскликнул кто-то на набережной.

Толпа замолкла в ужасе: истребитель летел низко над волнами прямо к Коммунальному мосту. Вода под самолетом кипела белыми бурунами - то ли от невероятной скорости машины, то ли от ударов реактивной струи из сопла. Казалось, что над водой летит серебристая лодка, а за ней тянется белый след (его называют кильватерным).

Новосибирцы тревожно молчали: стоит неизвестному хулигану за штурвалом истребителя ошибиться хоть на миллиметр - произойдет трагедия. На мосту - сотни человек в машинах, троллейбусах и автобусах спешат по своим делам. Не дай бог, ас врежется в опору Коммунального…

Самолет нырнул прямо под центральную арку моста и тут же вышел с другой стороны. С берега это казалось невиданным трюком. Кто-то облегченно вздохнул. Но тут реактивный двигатель взвыл дурниной, и там, за мостом, серебристая молния метнулась ввысь.

Люди на другой стороне набережной, там, где сегодня расположен парк «Городское начало», онемели: вынырнувший из-под Коммунального моста серебряный самолет летел прямо на железнодорожный мост. С него начиналась городская история, от него зависит судьба страны, и как раз сейчас по нему идет товарняк с лесом!

Серебристая молния разминулась с железнодорожным мостом лишь на десяток метров. Самолет ушел в небо, и вся набережная, не сговариваясь, зааплодировала.

Кликабельно 2500 рх

Итак, 4 июня 1965 года я в компании друзей направлялся на городской пляж. Тогда с левого берега на правый ходил трамвай 6-го маршрута. Вот на нем-то мы и добирались к месту отдыха. Трамваи ходили не очень часто и потому были битком набиты пассажирами. День 4 июня не был исключением, и не всем удалось выйти на остановке «Пляж». Таким образом, я переехал на правый берег и оттуда, не дожидаясь обратного трамвая, вынужден был пойти по мосту на левый берег Оби. Кроме меня в том же направлении шли еще несколько человек. Первым шагал мужчина атлетического сложения, за ним следовал я, а за мной — ефрейтор внутренних войск в парадной форме. Расстегнув китель и сдвинув фуражку на затылок, служивый мерным шагом двигался к песчаному берегу.

И вот, когда мы находились где-то на середине моста, случилось то, что нельзя было представить в самом жутком сне. Внезапно из-под моста мелькнул серебристый силуэт самолета и сразу же под большим углом к горизонту взмыл в небо, оголив на секунду дно реки! На пляж пошла волна, смывшая в воду одежду и обувь беспечных купальщиков. Шедший впереди меня мужчина и я остановились и, как завороженные, смотрели на потрясающее действо, а ефрейтор обеими руками крепко прижимал фуражку к голове, боясь утраты казенного имущества. Чуть позже мы ощутили запах керосина.

К вечеру почти все Левобережье знало о происшедшем, хотя имел место «эффект испорченного телефона». Вместо истребителя МиГ-17 уже фигурировал пассажирский Ту-104. Говорили, что под мостом пролетел самолет с завода им. Чкалова, якобы потерявший управление при испытаниях. Но тут были явные нестыковки, так как в те годы завод выпускал уже Су-15, а испытания новых самолетов производились далеко за городом. Местные СМИ ничего не сообщили об инциденте, а любопытные граждане через 2-3 дня из передач заокеанского вражеского радио узнали некоторые подробности. А вот маоистский рупор из Пекина пролет под Коммунальным мостом объявил началом отработки советскими летчиками новой тактики уничтожения мостов и переправ. Не где-нибудь на полигоне, а в центре крупного города!

Конечно, главным событием стал полет, но МиГ-17 — не ракета, а значит, был и пилот. О нем тогда ходило немало слухов. Народная молва сообщала, что отчаянный пролет под мостом — результат спора. Говорили также, что летчик пошел на сверхриск из-за недоступной красавицы.

Аргумент капитана Привалова

Слухи слухами, а все было совсем не так. 4 июня 1965 года тридцатилетний капитан Валентин Васильевич Привалов совершил свой полет под мостом не на спор и не из-за женщины. Причина была другая. Он хотел показать, что есть еще в Вооруженных Силах летчики с большой буквы, что непродуманная лихая «рубка» родной армии во время хрущевской оттепели не искоренила чкаловских традиций и пилотской лихости. Кроме того, это был и своеобразный протест против холуйского подавления новаторства, инициативы и «затирания» боевых летчиков.

Пик «рубки» и сокращения Валентин Васильевич пережил во время службы в морской авиации, в 691-м истребительном авиаполку Краснознаменного Балтийского флота в городе Мамоново Калининградской области. Самый запад СССР, полеты над морем, черная морская форма, и вдруг — перевод в глубь Сибири, смена флотской формы на общеармейскую… Служба в гвардейском Черниговском истребительном авиаполку в г. Канске Красноярского края была намного прозаичнее и, кроме того, Сибирь — не Прибалтика.

В начале июня 1965 года ствольная зенитная артиллерия двух мотострелковых дивизий Сибирского военного округа приступила к сдаче своеобразного боевого экзамена на полигоне возле города Юрги. Для того чтобы все было натурально, как в настоящем бою, из 712-го гвардейского авиаполка в Толмачево переправили звено из четырех МиГ-17. В числе пилотов был и капитан Привалов.
Сухопутные зенитчики из 57-миллиметровых орудий обстреливали зеркальное отражение истребителей, а начальство с большими звездами на погонах делало выводы о степени подготовленности каждого из дивизионов. После такой имитации поражения воздушного врага Привалов, следуя на аэродром в Толмачево, и «покорил» Коммунальный мост.

Как рассказывает в своих воспоминаниях Александр Каманов (новосибирец, который встречался и беседовал с Валентином Приваловым), Коммунальный мост летчик приметил давно. Приехавший из Канска в Новосибирск на летные тренировки ас сразу про себя подумал: «Под этим мостом я обязательно пролечу!».

После одной из тренировок Привалов собирался вернуться на аэродром. Но, пролетая над Обью, решил исполнить данное себе обещание.

На цель заходил по направлению течения Оби, при скорости около 700 километров в час. Страшно было - до потемнения в глазах. Еще бы - на такой скорости попасть в узкое «окно» мостовой арки (30 метров в высоту и 120 в ширину) казалось просто невозможным. Даже слабое прикосновение к ручке управления меняло высоту машины на целые метры.

Но самое страшное оказалось впереди. Сразу за Коммунальным мостом - всего через 950 метров - уже железнодорожный мост, важнейшая транспортная артерия России. У Привалова было ровно пять секунд до столкновения. И за это время он успел круто изменить курс и, испытывая дикие перегрузки, ввинтиться в небо.

На следующий день, 5 июня 1965 года, всех четверых летчиков, прикомандированных из Канска, ждал «сюрприз». Согласно ряда приказов и наставлений, о чрезвычайном происшествии доложили по вертикали, и вскоре все, кому было положено по должности, узнали о невиданном со времен Валерия Чкалова случае. Доложили и министру обороны СССР, маршалу Советского Союза Р.Я. Малиновскому.

Предчувствуя многочисленные громы и молнии с генштабовского Олимпа и близкую перспективу отдачи Привалова под трибунал, коммунисты полка спешным порядком исключили отчаянного летчика из рядов КПСС. А это в те годы означало конец авиационной биографии даже при самом благоприятном раскладе.,

Привалов, без самолета, но с парашютом (так полагалось по форме), на поезде отправился обратно в Канск. Ему грозил если не трибунал, то конец летной карьеры. Однако, когда ас прибыл в родную часть, туда же пришла телеграмма: «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили (имеется в виду воспитательная беседа с маршалом. - Прим. ред.). Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части. Министр обороны СССР маршал Р. Малиновский».

Видимо, самоубийственная смелость воздушного хулигана покорила маршала, знакомого и с Чкаловым, и с Покрышкиным. Которые, кстати, тоже были не против продемонстрировать свое воздушное мастерство. И правильно. Что ж, прятать его, что ли?

Сейчас трудно сказать, почему министр обороны принял в отношении Привалова неожиданное решение. Может быть, понял маршал, что подобные пилоты в случае войны будут очень полезны родной авиации, а может, произошло что-то еще, но капитана Привалова приказано было не наказывать, а отправить в отпуск, а если уже был, то предоставить десятисуточный отдых при части! После этого экс-коммуниста быстро вернули в ряды ленинской партии, вскоре изменился и калибр звезд на погонах отчаянного пилота. Стал он командиром эскадрильи и даже заместителем командира полка, но не сразу.

Не забыли о чкаловском последователе и в столице — в начале 70-х майор, а потом и подполковник Привалов продолжил службу в учебном авиаполку в п. Саваслейка Горьковской области. Вскоре учебный полк стал 148-м центром боевого применения и переучивания летного состава авиации ПВО. Лишь в 1977 году сердечно-сосудистое заболевание вынудило Валентина Васильевича покинуть летную службу. Оставаться в рядах армии он не мог и не хотел без любимой работы — пришлось уйти в отставку, хотя имелся вариант дослужить какое-то время на тыловой должности. В конце 80-х он перенес операцию по вживлению электростимулятора сердечной мышцы. В настоящее время Валентин Васильевич Привалов проживает в Москве.

Не каждому дано

Было бы неверно утверждать, что никто больше не пытался пролететь чкаловским маршрутом под мостом. Несмотря на запреты такие попытки в советской авиации имели место. Об одной из них уже можно рассказать. В конце 80-х годов в бомбардировочный авиаполк, дислоцированный возле города Комсомольск-на-Амуре, с запада был переведен старший лейтенант К. Вполне приличный летчик с достойной по тем временам биографией. Уже тогда полеты стали праздником для авиаторов — то керосина нет, то еще чего. В общем, тосковали летчики по небу.

Весной 1988 года упомянутый старший лейтенант следовал в отпуск из Хабаровска в Днепропетровск. Промежуточная посадка в Толмачево затянулась на несколько часов. Для иногороднего человека сидеть в аэропорту и не увидеть столицу Сибири просто недопустимо, поэтому дальневосточный летчик совершил экскурсию на такси. При проезде по Коммунальному мосту таксист рассказал, что, когда он был еще пацаном, пролетевший под фермами моста «МиГ» смыл его брюки в Обь. До этого летчик слышал всякие байки, но тут рассказывал «потерпевший». Сразу возникло желание повторить чкаловский трюк, но не в Новосибирске, а на Дальнем Востоке.

Целью был избран железнодорожный мост у поселка Пивань Хабаровского края. Средством — родной Су-24. На совершение трюка старлей уговорил и друга, капитана Р., ведь экипаж самолета должен был состоять из двух человек. Больше месяца друзья рисовали схемы, высчитывали параметры, углы захода и прочее. Не поленились съездить к Пиваньскому мосту, но осмотреться на месте помешали моряки из подразделения внутренних войск, охранявшие важный объект.

Покорение моста решили совместить с полетом на полигон в районе Хабаровска. За сутки до предполагаемого полета нашлись «добрые» люди, доложили куда надо и даже приложили копии схем и расчетов при пролете моста, целых четыре варианта в зависимости от скорости ветра и прочих факторов. В итоге вместо аэродрома пилоты оказались в особом отделе авиадивизии, где после ряда профилактических мероприятий отказались от рискованного мероприятия. В начале 90-х годов старлей, не получив очередной звезды, подался в военную авиацию независимой Украины и даже дослужился до полковника, а капитан, уволившись в запас, организовал частную фирму.

Прошли годы, Коммунальный мост больше никто не покорил. Не появилась и памятная табличка, рассказывающая о событиях июня 1965 года.

Виктор МИНИН, специально для «Г-С»
Автор выражает признательность за помощь в подготовке материала полковникам в отставке Л.А. Агафонову (Новосибирск), Г.Ф. Селиванову (Москва), Ю.П. Макарову (Н. Новгород)

Да, стати, настоящее ли фото? Конечно нет, вот и тут написано, что это коллаж (смотрите правый нижний угол центрального фото):

Да и в интернете вы легко найдете 100500 причин того, что именно это фото — монтаж.

КСТАТИ

«Мост самоубийц» или «мост - ангел-хранитель»?

Увы, но в последние годы за символом Новосибирска закрепилась дурная слава. Дескать, превратился он в «мост самоубийц». Сколько всего было случаев, когда горожане пытались, прыгнув с него, свести счеты с жизнью, не считал никто. Мы попытались это сделать и выяснили, что все известные случаи заканчивались… счастливо.

Как говорят рабочие, обслуживающие мост, активнее всего самоубийцы прыгают в период с десяти вечера до часу ночи.

  • Летом 2001 года на середине моста остановилась машина. Из нее вышел человек и, сделав несколько шагов к парапету, прыгнул в воду. Спасатели с городского пляжа заметили несчастного и вытащили его из воды. А натерпевшийся страху мужчина решил прыжок не повторять.
  • Чуть позже - зимой с моста на лед прыгнул другой человек. Рассказывают, что он здорово повредил кости, но, слава небесам, выжил.
  • На День города-2002 с моста прыгнула отчаявшаяся тридцатилетняя женщина, но уже в воде передумала сводить счеты с жизнью и сама выплыла на правый берег реки.
  • Случай, который произошел осенью 2002-го, и по сей день считается уникальным. Тогда с Коммунального моста в Обь, спасаясь от несчастной любви, прыгнул двадцатилетний парень. Вода не смягчила его падения - молодой человек ударился о дно. Позже, когда его спасли и доставили в больницу, врачи долго удивлялись: юноша упал с высоты 12-этажного дома (учитывая падение, которое он продолжил под водой) и отделался только парой синяков.

А вот как действительно реактивные самолеты летают над водой.

Краевед, историк, сотрудник Музея города Новосибирска Константин Голодяев специально для сайт рассказал о юбилее события в Новосибирске, ставшего "супермемом" в социальных сетях спустя многие годы.

В пятницу, 4 июня 1965 года было облачно, но очень тепло. Кто-то из праздных горожан сидел на берегу Оби, открывая пляжный сезон, кто-то ехал по Коммунальному мосту, а кто шёл по нему пешком. И вот около полудня все они услышали страшный рёв, и увидели как из-под этого моста (а, некоторые утверждали, что из-под воды) выросли волны, вынырнуло большое серебристое "нечто" и стремительно унеслось вдаль. На берега накатилось цунами.

К вечеру почти весь город потихоньку обсуждал происшедшее. Никто уже не сомневался, что стремительным "нечто" являлся самолёт. Правда, истории расходились от потерявшего управление пассажирского Ту-104 (печально прославившегося своей аварийностью) до испытаний новейшего авиационного вооружения. Не обошлось и без любимого слуха "Cherchez la femme". Радиосеть хранила молчание, газеты назавтра тоже ничего не прояснили. А вот владельцам УКВ-приёмников сквозь треск глушилок удалось услышать западные размышления о будущем бреющих полетов и истеричные маоистские выкрики об отработке русскими новой тактики уничтожения китайских мостов и переправ.Лишь годы спустя город узнал о том, что его Коммунальный (официально Октябрьский) мост теперь является ни много ни мало, а мировой достопримечательностью.

И остаётся ей до сих пор, поскольку никто в мире ещё не повторил полёт под мостом на РЕАКТИВНОМ самолёте.

Да, правда была в том, что этим "подводным" серебристым болидом оказался реактивный истребитель МИГ-17, на котором от "скуки и безысходности" пролетел в арку моста тридцатилетний капитан советских ВВС Валентин Васильевич Привалов. Не замечало его начальство, не присваивало очередного звания, дважды был отклонён рапорт об отправке в командировку на помощь братскому Вьетнаму. А лётчик он неплохой и характер заводной – кипит, недаром сослуживцы "Валетом" прозвали. Вот и припёрло.



Приписан был лётчик в Канске, а здесь четыре красноярских истребителя находились в расположении 712-го гвардейского авиаполка в Толмачево. На учения округа прибыли. И вот, возвращаясь с Юргинского полигона, с отработки "условной цели" для зенитчиков, Привалов увидел перед собой наш красавец-мост. И необходимо сказать, что случайность тут не при чём: лётчик уже присматривался к нему, будучи недавно с ребятами на пляже.

Встав в русло реки, Привалов погасил скорость до 700 километров в час, снизился к воде, потом притормозил ещё и направил машину в центральную арку моста.

Ширина арки 120 метров, размах крыльев – менее 10. Двенадцатикратный запас. Но с учетом высоты моста в 30 метров, а главное, скорости самолёта в момент прохождения, оцененной специалистами в 400 км/час, и времени для последующего манёвра пролёт был снайперским. Сразу после пролёта, от которого, как рассказывают очевидцы, бывшие на мосту, обнажилось дно реки, машина стала резко набирать высоту. Между Коммунальным и железнодорожным мостами 950 метров. Причём, второй выше. 400 км/час. 111 м/сек. С учётом ускорения в запасе менее 8-9 секунд. Говорят, самолет прошел почти впритирку над фермами второго моста.

По большому, да и по малому счёту, фокус Привалова был преступным. Ладно бы он рисковал только собственной жизнью, что уже было в его биографии. Ладно бы он разрушил один из мостов, остановил Транссиб. Но ведь на Коммунальным мосту были люди, автомобили, общественный транспорт.

О ЧП немедленно было сообщено в Москву. Вся канская группа лётчиков была арестована.

Привалова срочно исключают из рядов КПСС. Сидя на гаупвахте, он ждёт расставания не только с небом, но и со свободой. На третьи сутки что-то "щелкнуло". Летчика освободили, вручили документы на поезд и приказали немедленно отбыть в Канск, в расположение части. Без конвоя. Туда уже приходит телеграмма министра обороны СССР маршала Малиновского: летчика не наказывать, дать отдохнуть. Привалова восстанавливают в партии, но всё же влепляют строгач с занесением.

А через некоторое время его переводят в Горьковскую область, в учебную часть, потом присваивают майора, потом подполковника, назначают командиром эскадрильи, заместителем командира полка. Сам Валентин Васильевич так и не проникся сомнительной ценностью своего поступка. Он говорил: "Мост - это всего лишь случайность. Если бы не мост, то было бы что-то другое в том же роде".



Открыли тему полётов под мостами французы. Ещё в начале прошлого века.

Следом у нас Славороссов, Фриде, Грузинов, Чкалов, Борисенко. Ушел под мост от преследования фашистов лётчик Рожнов. Уже в наше время неоднократно пролетали под мостами на спортивном самолете и моторном Яке. В Вильнюсе даже вверх тормашками. Безумств в мире хватает, но ни один другой лётчик на планете не торопится повторить подобный трюк на реактивном самолёте.

Естественно, фотографии происшествия нет. Да и быть не могло.

Никто даже фотоаппарат поднять бы не успел. Но есть широко растиражированный коллаж, который несколько лет назад выполнил сотрудник музея нашего города Евгений Социховский. На мой взгляд, очень искусно, хотя и математически неверно.

Понравилось? Расскажи друзьям!

На следующий день, 5 июня 1965 года, всех четверых летчиков, прикомандированных из Канска, ждал «сюрприз». Согласно ряда приказов и наставлений, о чрезвычайном происшествии доложили по вертикали, и вскоре все, кому было положено по должности, узнали о невиданном со времен Валерия Чкалова случае. Доложили и министру обороны СССР, маршалу Советского Союза Р.Я. Малиновскому.

Предчувствуя многочисленные громы и молнии с генштабовского Олимпа и близкую перспективу отдачи Привалова под трибунал, коммунисты полка спешным порядком исключили отчаянного летчика из рядов КПСС. А это в те годы означало конец авиационной биографии даже при самом благоприятном раскладе.,

Привалов, без самолета, но с парашютом (так полагалось по форме), на поезде отправился обратно в Канск. Ему грозил если не трибунал, то конец летной карьеры. Однако, когда ас прибыл в родную часть, туда же пришла телеграмма: «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили (имеется в виду воспитательная беседа с маршалом. - Прим. ред.). Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части. Министр обороны СССР маршал Р. Малиновский».

Видимо, самоубийственная смелость воздушного хулигана покорила маршала, знакомого и с Чкаловым, и с Покрышкиным. Которые, кстати, тоже были не против продемонстрировать свое воздушное мастерство. И правильно. Что ж, прятать его, что ли?

Сейчас трудно сказать, почему министр обороны принял в отношении Привалова неожиданное решение. Может быть, понял маршал, что подобные пилоты в случае войны будут очень полезны родной авиации, а может, произошло что-то еще, но капитана Привалова приказано было не наказывать, а отправить в отпуск, а если уже был, то предоставить десятисуточный отдых при части! После этого экс-коммуниста быстро вернули в ряды ленинской партии, вскоре изменился и калибр звезд на погонах отчаянного пилота. Стал он командиром эскадрильи и даже заместителем командира полка, но не сразу.

Не забыли о чкаловском последователе и в столице - в начале 70-х майор, а потом и подполковник Привалов продолжил службу в учебном авиаполку в п. Саваслейка Горьковской области. Вскоре учебный полк стал 148-м центром боевого применения и переучивания летного состава авиации ПВО. Лишь в 1977 году сердечно-сосудистое заболевание вынудило Валентина Васильевича покинуть летную службу. Оставаться в рядах армии он не мог и не хотел без любимой работы - пришлось уйти в отставку, хотя имелся вариант дослужить какое-то время на тыловой должности. В конце 80-х он перенес операцию по вживлению электростимулятора сердечной мышцы. В настоящее время Валентин Васильевич Привалов проживает в Москве.