Первым князем был. Князья древней руси

Первые правители Древней Руси (от образования государства - до периода феодальной раздробленности).

Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь.
Согласно "Повести временных лет" призван на княжение в 862 г. ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель.
Княжил сначала в Ладоге, а затем во всех новгородских землях.
Перед смертью передал власть своему родственнику (или старшему дружиннику) - Олегу.


Первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути "из варяг в греки".
В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира.
Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей.
Упрочил внешнеполитическое положение. В 907 г. совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 г.г.).



Расширил границы Древнерусского государства, подчинив племя уличей и способствовав основанию русских поселений на Таманском полуострове.
Отразил набеги кочевников-печенегов.
Организовал военные походы против Византии:
1) 941 г. - закончился неудачей;
2) 944 г. - заключение взаимовыгодного договора.
Убит древлянами при сборе дани в 945 г.


Жена князя Игоря, правила на Руси в период малолетства сына Святослава и во время его военных походов.
Впервые установила четкий порядок сбора дани ("полюдья") путем введения:
1) уроков определения точных размеров дани;
2) погостов - установления мест сбора дани.
Посетила в 957 г. Византию и приняла христианство под именем Елена.
В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.

Сын князя Игоря и княгини Ольги.
Инициатор и руководитель многих военных походов:
- Разгром Хазарского каганата и его столицы Итиль (965 г.)
- Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией (968 - 971 г.г.)
- Военные столкновения с печенегами (969 - 972 г.г.)
- Договор между Русью и Византией (971 г.)
Убит печенегами во время возвращения из Болгарии в 972 г. на днепровских порогах.

В 972 - 980 г.г. происходит первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава - Владимиром и Ярополком. Владимир побеждает и утверждается на киевском престоле.
980 г. - Владимир проводит языческую реформу. Создается пантеон языческих богов во главе с Перуном. Попытка приспособить язычество к потребностям Древнерусского государства и общества завершилась неудачей.
988 г. - принятие христианства на Руси.
(Причины принятия христианства:
- необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе;
- оправдание социального неравенства;
- необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.
Значение принятия христианства:
- укрепило государство и власть князя;
- повысило международный авторитет Руси;
- способствовало приобщению Руси к византийской культуре.)
При Владимире идет дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства. Владимир окончательно покорил радимичей, совершил удачные походы против поляков, печенегов, основал новые крепости-города: Переяславль, Белгород и др.

Утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным (прозвище получил после убийства своих братьев Бориса и Глеба, в дальнейшем причисленных к лику святых) и Мстиславом Тмутараканским.
Способствовал расцвету Древнерусского государства, покровительствовал просвещению и строительству.
Способствовал возвышению международного авторитета Руси. Установил широкие династические связи с европейскими и византийским дворами.
Осуществил военные походы:
- в Прибалтику;
- в польско-литовские земли;
- в Византию.
Окончательно разгромил печенегов.
Князь Ярослав Мудрый - основатель письменного русского законодательства ("Русская Правда", "Правда Ярослава").



Внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода Первого и Марии, дочери византийского императора Константина Девятого Мономаха. Князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий киевский князь (с 1113 г.).
Князь Владимир Мономах - организатор успешных походов пртив половцев (1103, 1109, 1111 г.г.)
Выступал за единство Руси. Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097 г.), на котором рассматривались вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель.
Был призван на княжение в Киев во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка Второго. Княжил до 1125 г.
Ввел в действие "Устав Владимира Мономаха", где в законодательном порядке были ограничены проценты по займам и запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей.
Остановил распад Древнерусского государства. Написал "Поучение", в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.
Продолжил политику укрепления династических связей с Европой. Был женат на дочери английского короля Харольда Второго - Гите.



Сын Владимира Мономаха. Князь новгородский (1088 - 1093 и 1095 - 1117 г.г.), ростовский и смоленский (1093 - 1095 г.г.), белгородский и соправитель Владимира Мономаха в Киеве (1117 - 1125 г.г.). С 1125 по 1132 г.г. - единовластный киевский правитель.
Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единое Древнерусское государство.
Присоединил к Киеву Полоцкое княжество в 1127 г.
Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославовича.
После его смерти почти все княжества выходят из повиновения Киеву. Наступает удельный период - феодальная раздробленность.

О том, кем были первые князья на Руси, нам известно из трудов летописцев – Нестора, жившего на рубеже XI-XII веков, его современника Сильвестра и полулегендарного Иоакима, о реальности существования которого историки не могут утверждать со всей уверенностью. Именно с их страниц оживают перед нами «дела давно минувших лет», память о которых хранится лишь в глубине немых степных курганов да в народных преданиях.

Первый князь Древней Руси

Летописец Нестор был причислен к лику святых, следовательно, при жизни не лгал, и потому будем верить всему, что он писал, тем более что и выбора-то у нас, признаться, нет. Так вот, в середине IX века новгородцы, совместно с кривичами, чудью и весью, пригласили к себе на правление трёх варяжских братьев – Рюрика, Синеуса и Трувора. Столь странное желание – добровольно отдать себя под власть чужеземцев – летописец объясняет тем, что наши предки потеряли надежду самостоятельно навести порядок в своих обширных землях, и потому решили обратиться за помощью к варягам.

Кстати, во все времена среди историков находились скептики. По их мнению, воинственные скандинавы просто захватили русские земли и стали в них хозяйничать, а легенда о добровольном призвании сложена лишь в угоду попранному национальному самолюбию. Впрочем, эта версия также не доказана и основывается лишь на досужих рассуждениях и домыслах, а следовательно, и говорить о ней не стоит. В общепринятом представлении первый князь Киевской Руси был здесь званым гостем.

Княжение на берегах Волхова

Первым князем-варягом на Руси был Рюрик. Он осел в Новгороде в 862 году. Тогда же его младшие братья стали править в отведённых им вотчинах – Синеус на Белоозере, а Трувор в Изборске. Любопытно, что Смоленск и Полоцк иноземцев к себе не пустили – то ли и без них порядок в городах был образцовый, то ли у варягов просто не хватило сил сломить их сопротивление. Через два года Синеус и Трувор одновременно умирают, как сейчас принято говорить, «при невыясненных обстоятельствах», а их земли присоединяются к владениям старшего брата Рюрика. Это и стало основой для создания впоследствии российской монархии.

Упомянутые выше летописцы относят к этому периоду ещё одно важное событие. Двое варяжских князей, Аскольд и Дир, сопровождаемые дружиной, отправились в поход на Царьград, но, прежде чем достигнуть византийской столицы, овладели небольшим приднепровским городом Киевом, ставшим впоследствии столицей Древней Руси. Задуманный ими поход в Византию не принёс славы, но как первые киевские князья Аскольд и Дир навсегда вошли в нашу историю. И хотя первым князем-варягом на Руси был Рюрик, они также сыграли важную роль в становлении государства.

Вероломный захват Киева

Когда в 879 году, после пятнадцати лет единоличного княжения, Рюрик умер, он оставил наследником княжеского престола малолетнего сына Игоря, и до его совершеннолетия назначил правителем своего родственника Олега, того самого, которого потомки станут называть Вещим. Новый правитель с первых дней показал себя человеком властным, воинственным и лишённым излишней морали. Олег завоёвывает Смоленск и Любеч, везде прикрывая свои действия именем малолетнего князя Игоря, в интересах которого он якобы действует. Начав завоевание приднепровских земель, он хитростью захватил Киев и, убив Аскольда и Дира, стал его правителем. Именно ему летописцы приписывают слова о том, Киев – это мать городов русских.

Завоеватель и покоритель земель

В конце IX века российские земли были ещё весьма разрозненны, и между Новгородом и Киевом простирались значительные территории, заселённые иноплеменниками. Олег со своей многочисленной дружиной покорил множество народов, сохранявших до той поры независимость. Это были ильменские славяне, племена чуди, веси, древлян и многие другие жители лесов и степей. Объединив их под своей властью, он собрал земли Новгорода и Киева в единое мощное государство.

Его походами был положен конец господству Хазарского каганата, долгие годы контролировавшего южные территории. Прославился Олег и удачным походом на Византию, во время которого в знак победы прибил к вратам Царьграда свой знаменитый щит, воспетый и Пушкиным, и Высоцким. Домой он вернулся с богатой добычей. Умер князь в глубокой старости, пресыщенный жизнью и славой. Явилась ли причиной смерти укусившая его змея, выползшая из конского черепа, или это только художественный вымысел – неизвестно, но сама жизнь князя была ярче и удивительней любой легенды.

Массовый приток скандинавов на Русь

Как видно из вышеизложенного, первые князья на Руси, выходцы из скандинавских народов, главную свою задачу видели в завоевании новых земель и создании единого государства, способного противостоять тем многочисленным врагам, которые непрерывно покушались на его целостность.

В эти годы, видя успех своих соплеменников на Руси, в новгородские и киевские земли в большом количестве ринулись скандинавы, возжелавшие урвать свой кусок, но, оказавшись среди многочисленного и жизнестойкого народа, они неизбежно в нём ассимилировались и вскоре становились его частью. Деятельность первых князей Руси, безусловно, опиралась на их поддержку, но со временем инородцы уступили место коренным жителям.

Период княжения Игоря

Со смертью Олега на исторической сцене появился его преемник, повзрослевший к тому времени сын Рюрика – молодой князь Игорь. Он всю жизнь пытался добиться той же славы, что досталась Олегу, но судьба не была к нему благосклонна. Предприняв два похода на Византию, Игорь прославился не столько военной удачей, сколько невероятной жестокостью по отношению к мирным жителям стран, через которые двигалось его войско.

Впрочем, домой он возвращался не с пустыми руками, привозя из походов обильную добычу. Удачными были и его действия в отношении степных грабителей-печенегов, которых ему удалось отогнать в Бессарабию. От природы амбициозный и честолюбивый, князь закончил жизнь весьма бесславно. Собирая очередной раз дань с подвластных ему древлян, он своей неуёмной жадностью довёл их до крайности, и те, взбунтовавшись и перебив дружину, предали его лютой смерти. В его действиях выразилась вся политика первых князей Руси – поиски славы и богатства любой ценой. Не обременённые никакими нравственными нормами, они считали допустимыми все пути, ведущие к достижению цели.

Княгиня, причисленная к лику святых

После смерти Игоря власть перешла к его вдове – княгине Ольге, на которой князь женился в 903 году. Начиная своё правление, она жестоко расправилась с древлянами – убийцами мужа, не щадя при этом ни стариков, ни детей. В поход княгиня выступила со своим малолетним сыном Святославом, желая с ранних лет приучить его к бранному делу.

По мнению большинства историков, Ольга - как правительница - заслуживает похвалы, а обусловлено это прежде всего мудрыми решениями и благими делами. Эта женщина сумела достойно представить Русь в мире. Особая же заслуга ее в том, что она была первой, кто принёс на русскую землю свет православия. За это церковь причислила её к лику святых. Ещё будучи язычницей, она в 957 году возглавила посольство, направившееся в Византию. Ольга понимала, что вне христианства невозможно укрепление престижа государства и правящей династии.

Новокрещенная раба Божия Елена

Таинство Крещения было совершено над ней в храме святой Софии лично патриархом, а в качестве крестного отца выступал сам император. Из святой купели княгиня вышла с новым именем Елена. К сожалению, вернувшись в Киев, она не смогла склонить к принятию Христовой веры своего сына Святослава, как и все первые князья на Руси, поклонявшегося Перуну. Оставалась во мраке язычества и вся бескрайняя Русь, просветить которую лучами истинной веры предстояло её внуку, будущему князю Киевскому Владимиру.

Князь-завоеватель Святослав

Умерла княгиня Ольга в 969 году и была погребена по христианскому обычаю. Характерной особенностью её правление было то, что она ограничила свою деятельность лишь заботами государственного правления, предоставив мужчинам-князьям вести войны и мечом утверждать её власть. Даже Святослав, возмужав и получив все княжеские полномочия, занятый походами, смело оставлял государство на попечение матери.

Унаследовав от матери власть, князь Святослав всего себя посвятил военным походам, желая возродить славу Руси, столь ярко воссиявшую во времена князя Олега. Кстати, он едва ли не первый начал следовать законам рыцарской чести. Князь, например, считал недостойным нападать на противника врасплох, и именно ему принадлежит знаменитая фраза «Иду на вы!»

Обладая железной волей, ясным умом и полководческим талантом, Святослав сумел за годы своего княжения присоединить к Руси множество земель, значительно расширив её территории. Как и все первые князья на Руси, он был завоевателем, одним из тех, кто мечом своим отвоёвывал шестую часть земли для будущего государства Российского.

Борьба за власть и победа князя Владимира

Смерть Святослава стала началом борьбы за власть между тремя его сыновьями - Ярополком, Олегом и Владимиром, каждый из которых, имея свой законный удел, стремился коварством и силой захватить территории братьев. После нескольких лет взаимной вражды и интриг победил Владимир, ставший единоличным и полноправным правителем.

Он, как и его отец, проявил незаурядные полководческие способности, смирив бунты подвластных ему народов и покорив новые. Однако главной заслугой, поистине обессмертившей его имя, стало Крещение Руси, свершившееся в 988 году и поставившее молодое государство в один ряд с европейскими странами, задолго до этого воспринявшими свет Христовой веры.

Конец жизни святого князя

Но в конце жизни крестителю Руси суждено было пережить немало горьких минут. Страсть властолюбия изъела душу его сына Ярослава, правившего в Новгороде, и тот поднял бунт против родного отца. Чтобы его усмирить, Владимир был вынужден послать в мятежный город дружину под командованием другого своего сына Бориса. Это нанесло князю тяжёлую психологическую травму, от которой он не смог оправиться и 15 июля 1015 года скончался.

За свои заслуги перед государством и Русской Православной Церковью князь Владимир вошёл в историю нашей родины с добавлением к его имени эпитета Великий или Святой. Особым доказательством всенародной любви к этому выдающемуся человеку является тот след, который он оставил в народном эпосе, упоминавшем его в былинах об Илье Муромце, Добрыне Новгородском и многих других русских богатырях.

Древняя Русь: первые князья

Так происходило становление России, поднявшейся из мрака язычества и ставшей со временем мощной державой, одной из законодательниц европейской политики. Но с тех пор, как Русь в правление первых князей выделилась из числа прочих народов, утвердив над ними своё превосходство, ей предстоял долгий и трудный путь, включивший в себя и процесс эволюции государственной власти. Он продолжался в течение всего периода российского самодержавия.

Весьма условным можно считать понятие «первый русский князь на Руси». Весь род князей Рюриковичей, взявший свое начало от легендарного варяга, пришедшего на берега Волхова в 862 году, и закончившийся со смертью царя Фёдора Иоанновича, несёт в себе скандинавскую кровь, и назвать его членов чисто русскими едва ли справедливо. Многочисленные удельные князья, не состоявшие в прямом родстве с этой династией, также в большинстве своём имеют либо татарские, либо западноевропейские корни.

А вот кто первый князь всея Руси, можно сказать с определённой точностью. Из летописей известно, что впервые титула, в котором подчёркивалось, что его обладатель - не просто Великий князь, а именно правитель «всея Руси», удостоился Михаил Ярославович Тверской, правивший на рубеже XIII и XIV веков. Также достоверно известен и первый московский князь всея Руси. Им был Иван Калита. Этот же титул носили и его последователи, вплоть до первого русского царя Ивана Грозного. Основной линией их внешней политики было расширение границ Российского государства и присоединение к нему новых земель. Внутренняя же политика сводилась к всемерному упрочению централизованной княжеской власти.

О первых русских князьях для учащихся начальных классов


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино Курская область
Описание материала: Предлагаю вам литературный материал - справочник о первых русских князьях. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: беседа, классный час, викторина, игровой час, внеклассное мероприятие, виртуальное путешествие и т.д. Материал призван помочь любому ученику ответить на такие вопросы важные вопросы, как:
1) Как жили славяне в древности?
2) Когда образовалось первое русское государство?
3) Кто управлял им?
4) Что сделали первые князья для могущества государства и приумножения его богатств?
5) В каком году состоялось Крещение Руси?
Цедь: создание краткого, красочного интересного справочника о первых русских князьях.
Задачи:
1.Способствовать формированию представлений о роли первых русских князей во внутренней и внешней политике Древней Руси.
2.Вызвать интерес учащихся к истории России, литературе, расширить представление об истории России, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
3.Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию обучающихся.
Оборудование:
Выставка детских книг по истории России:
1.Бунаков Н. Живое слово.С-П.,1863.
2.Вахтеровы В. И Э. Мир в рассказах для детей. М., 1993.
3.Головин Н. Моя первая русская история в рассказах для детей. М.,1923.
4.Ишимова А. История России в рассказах для детей. М., 1990.
5.Петрушевский. Рассказы про старые времена на Руси. Курск,1996.
6.Что такое? Кто такой?М.,1990.
7.Чутко Н.Я., Родионова Л.Е.Твоя Россия: Учебник-хрестоматия для нач.шк.Обнинск. 2000.
8.Тенилин С.А.Династия Романовых.Краткий исторический справочник,Н.Новгород,1990.
9.Энциклопедия.Я познаю мир. История России. Астрель,2000.
10..Энциклопедия для детей. История России.М.,1995.

Ход мероприятия:
Рассказ учителя.
Известно, что основным письменным источником о далеких временах нашей родины являются летописи, в том числе знаменитая «Повесть временных лет», составленная в ХII веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.


Сегодня мы с вами совершим очередное виртуальное путешествие в Древнюю Русь и узнаем, как жили и кто правил нашим народом в древности. Мы соберём с вами основные сведения о жизни первых русских князей и составим свой письменный источник для всех любознательных школьников, который назовём «Краткий исторический справочник о первых русских князьях».
Более тысячи лет прошло с того времени, как Русь приняла Святое Крещение. Это произошло при князе Владимире, которого прозвали в народе Красное Солнышко, – Крестителе Руси в 988 году.

Сегодня мы отмечаем 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира.

Князь Владимир – любимый внук княгини Ольги, которая много сделала для распространения веры Христовой на Руси. Наше далекое прошлое – россов, русских, россиян – связано с племенами древних славян. Славянские племена (кривичи, северяне, вятичи, радимичи, поляне, древляне…) постоянно боялись, что на них нападут враги, разорят поселения, заберут всё, что накоплено трудом людей. Страх заставлял славян объединяться, чтобы вместе защищать свои земли. Во главе такого объединения стоял старейшина, вождь (называли его князем). Но князья никак не могли жить дружно, в мире: не хотели делить богатство и власть. Эти раздоры продолжались долго.
И тогда славянский народ решил :«Поищем себе князя, который бы навёл порядок на нашей земле, был бы справедливым и умным». Так рассказывает летопись.
Обратились славяне за помощью к варягам (жили варяги в северной стране Скандинавии). Славились варяги своим умом, терпением и воинской доблестью.
В 862 году первыми Правителями в Древнем Отечестве стали братья Рюрик, Синеус и Трувор.


Первый русский князь Рюрик привёл своё войско (дружину) в Новгород и стал там княжить.


Страна, в которой они поселились, стала называться Русь.
С этого времени Русью начали называть земли, на которых правил Рюрик и после него - другие варяжские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности.

Рюрик (ум. 879) - варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

В одном из походов в чужие земли Рюрик погиб. Вместо него стал княжить его родственник – князь Олег.

Олег Вещий (882 –912)

«Пусть этот город будет матерью городам русским!» - так сказал князь Олег про Киев-град.Олегу очень понравился г. Киев и он остался княжить там (так повествует летопись, в 911 году, в самом начале X века).


Город был окружен рвом и крепкими бревенчатыми стенами.


При Олеге Киев не только богател, но и сильно укреплялся. Укреплял свою власть князь при помощи военных походов, приносивших большие богатства. Олег получил в народе прозвище «вещий», то есть всеведущий, знающий то, что другим знать не дано. В этом прозвище отражены его прозорливость, мудрость.
Существует легенда о смерти князя Олега. Рассказывают, будто нагадал ему кудесник (предсказатель), что примет смерть он от своего любимого коня. С тех пор не садился Олег на этого коня.


Как-то раз через много лет вспомнил князь о своём любимце, но узнал, что он мёртв.
Посмеялся Олег над предсказанием кудесника и вздумал посмотреть на кости коня. Князь наступил на череп коня и засмеялся: «Не от этой ли кости умереть мне?»
Вдруг из черепа выползла змея и ужалила Олега. От этого укуса он и умер.


Репродукция картины В.М.Васнецова «Прощание Олега с конём»
Эти картины Васнецов написал к произведению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»


(Демонстрация книги. Зачитывается отрывок.)
Ученик:
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Олег был храбрый князь, в народе любили его и жалели, когда он погиб. Был Олег не только храбр, но и умен, победил много соседних народов, управлял государством 33 года.

Игорь - сын Рюрика. (912-945)

Игорь принял власть над Русью после смерти Олега. Когда умер Рюрик, Игорь был совсем маленьким ребенком и не мог сам управлять народом. За него княжил его дядя, Олег, который очень любил племянника и заботился о нём. Правление Игоря ознаменовалось несколькими крупными военными походами русских войск. Помимо Византии, руссов привлекали берега Каспийского моря, которые манили своими богатствами, ведь по Волге через море шёл знаменитый торговый путь ("из варяг в греки"), который связывал Русь со странами арабского Востока.

Отличался князь Игорь своей жадностью. Собирал он дань со славянского племени древлян, живших в густых лесах. Игоревы дружинники отбирали у них мёд, кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но всё князю было мало. Тогда решили древляне убить Игоря, чтобы освободиться от непосильной дани и наказать князя за жадность. Так и сделали.

Ольга Святая (945 –ок.965 гг.) – великая княгиня,вдова князя Игоря.

Княгиня Ольга – одно из самых интересных лиц древней русской истории. Своеобразие ее положения состоит уже в том, что из всех правителей «империи Рюриковичей» она – единственная женщина. Происхождение ее неизвестно. Вероятно, она была «от рода же ни Княжеска, ни Вельможеска, но от простых людей».
В период ее правления Русь не воевала ни с одним из соседних государств.
Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры. 957 г. – крещение княгини Ольги в Константинополе в храме Святой Софии. Высокие нравственные идеалы христианства, главные заповеди Божии "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и ближнего твоего, как самого себя", – стали близкими сердцу княгини Ольги. Ольга прославилась на Руси делами благочестия, построила один из первых русских христианских храмов –деревянный храм Святой Софии в Киеве.


Летопись называет Ольгу «мудрейши всех человек» и рассказывает о неустанных заботах княгини по «устроению земли». Крещение же всея Руси произошло лишь при внуке Ольги – князе Владимире. Ольга прожила очень долго и оставила о себе самую добрую память.

Князь Святослав Игоревич (957 – 972)

Святослав с малых лет отличался волей, благородством и мужеством. Он постоянно упражнялся в верховой езде, учился владеть копьем, стрелял из лука и вырос могучим богатырем. Одевался Святослав не как князь, в дорогие одежды, а как простой воин. Святослав был живым воплощением могучей силы. Князь-воин прожил всего 27 лет, но он успел совершить шесть победоносных походов и остался в памяти русичей молодым и отважным. В походах не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, нарезав тонкими ломтями конину, либо «зверину» (дичь), либо говядину, жарил ее на углях и ел. Не имел он и шатров, а спал на земле. Мрачный и свирепый, он презирал любые удобства, спал под открытым небом и вместо подушки клал под голову седло.
Отправляясь в поход, посылал сначала гонцов сказать: «Иду на вы».

Великий князь Владимир – внук св. Ольги, сын Святослава.

Ученик:
Выбор веры – луч в оконце,
Словно солнца поворот.
В простоте сердечной Солнцем
Звал Владимира народ.
Благодать сошла Господня.
Озарился свет Христов.
Веры свет горит сегодня,
Став основой из основ.

Княгиня Ольга, часто беседуя с внуком, рассказывала о своем путешествии в Царьград, о землях чужих, неведомых, о народах. А все больше о Боге своем – Христе и Матери Его, Деве Марии. От природы мудрый, предприимчивый, отважный и воинственный, он вступил на престол в 980 г.
Будучи язычником, Владимир был властолюбивым, ревностным приверженцем идолопоклонства.
Языческие боги славян


Славяне-язычники воздвигали идолов, около которых не только приносили жертвы, но давали клятвы, устраивали ритуальные пиршества.


Нестор-летописец перечисляет имена языческих кумиров, которых князь Владимир, будучи еще язычником, поставил на холме за великокняжеским теремом: «деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь.


И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей».
Самым древнейшим верховным мужским божеством у славян был Род. Уже в христианских поучениях против язычества ХII-ХIII вв. о Роде пишут как о боге, которому поклонялись все народы. Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Он был повелителем земли и всего живого, являлся языческим богом-творцом.


Такой была Русь накануне Крещения…
В свои молодые годы князь Владимир знал, что может объединить людей, сделать одним большим народом великой державы. Это единая вера, та вера, которой жива душа. Та вера, что не продается и не покупается, но за которую и не жалко и жизнь отдать.
Кто же и как предлагал выбрать князю Владимиру веру?
Волжские булгары – магометанскую веру, немцы – католицизм, хазары – иудейскую веру, византийцы - христианскую веру.Христианскую веру князь Владимир познал от одного греческого философа.
В 988 г. принял он крещение в городе Корсуни и наречен был именем Василий. Перед этим событием князя поразила слепота, от которой он внезапно получил исцеление во время совершения над ним таинства крещения. Возвратившись в Киев, великий князь крестил, прежде всего своих детей на реке Почайне, что впадает в Днепр. То место, где они были крещены, до сих пор называется Крещатиком. Затем, уничтожив в городе идолов, обратил в православную веру киевлян и тем самым положил начало распространению христианской веры на Руси.


Крещение Руси
1 ученик:
Полдень, зноем прогретый,
Пышет жаром земля.
Волны теплого света
Заливают поля.
Над зеленым простором,
Где петляет река,
Словно снежные горы,
Вдаль плывут облака.
Я стою над обрывом,
Золотой вижу плес,
Треплет ветер лениво
Пряди белых берез.
Серебрится теченье,
Струи, как из стекла,
Здесь Святое Крещенье
Наша Русь приняла.
Кружат белые птицы
Над Днепром в вышине,
И слова летописца
Вдруг припомнились мне.

2 ученик:
Нестор точно и живо
День святой описал:
Все спешили к обрыву,
Шел к Днепру стар и мал.
Ликовала природа,
Даль прозрачно светла!
И собралось народу
На Днепре без числа.
Солнце только всходило,
Розовел небосвод.
С образами, с кадилом
Шел к реке крестный ход.
Ризы ярко сверкали,
Украшали кресты
Жемчуг, камни, эмали
Неземной красоты.
Шли священники с пеньем
И несли крест святой,
Погрузили с моленьем
В воду крест золотой.

3 ученик:
Над днепровскою кручей
Наблюдал за крещеньем
Князь Владимир могучий
В дорогом облаченье.
В воду шли киевляне
И входили по грудь.
И отныне славяне
Новый выбрали путь.
С неба ангелы пели,
Серебрилась река,
Та, что стала купелью
Для Руси на века.
Распахнулось на небе
Золотое окно:
В благодатный молебен
Много душ спасено!

Повелел князь Владимир всюду крестить народ и строить деревянные церкви, ставя их в тех самых местах, где прежде стояли идолы.Прекрасные произведения греческого зодчества появились в России. Храмы украшались живописью, серебром, золотом. И с той поры вера Христова стала распространяться всюду по русской земле и проникать в самые отдаленные ее окраины.


Святой Владимир заботился о своем народе, открывал и благоустраивал училища, больницы и богадельни.Нищие, бедные и слабые находили у него отеческую защиту и покровительство.
Так прожил князь Владимир до своей кончины и умер в любимом своем селе Берестове,
близ Киева, 15 июля 1015 года. Церковь Русская по достоинству оценила великий подвиг князя Владимира и причислила его к лику святых, наименовав его Равноапостольным. Память его чтится Церковью в день его кончины.
В этом 2015 году мы чтим память 1000-летие преставления Великого Святого.

Проверь себя: «Первые русские князья»

1.Установите хронологическую последовательность правления первых русских князей
(Рюрик, Олег. Игорь, Ольга, Святослав, Владимир …)
2. Назовите князя, провозгласившего Киев столицей древнерусского государства.
(Олег. В 882 г. князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства.)
3.Укажите имя князя, который всегда предупреждал своего противника о наступлении фразой «Иду на Вы» (Князь Святослав-сын Игоря и Ольги)
4.Древние славяне поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам. Эта вера получила своё название от слова «народ». Как называлось это верование?
(Язычество. «Народ» – это одно из значений древнеславянского слова «язык».)
5. За то, что сделал он такое великое и святое дело - крестил в истинную веру свой народ - стал он после смерти святым и угодным Богу. Теперь его так и называют - святой князь. Какой князь крестил Русь? (Святой князь Владимир – внук княгини Ольги).
6. На какой реке состоялось Крещение Руси? (На реке Почайне, что впадает в Днепр)
7.Где приняла свое Крещение Христово Великая княгиня Ольга? (В Царьграде,в 957 г)
8.В каком веке отмечалось 1000-летие Крещения Руси? (В 20-м, а точнее в 1998 году.)

Учитель:
Как Вы думаете, дети, к чему призывает народы образ святого князя Владимира некогда единой Руси?

Объединиться вновь под покровом Православной Церкви, призывает строить и укреплять Святую Русь.

Наш век пройдёт. Откроются архивы,
И всё, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.

Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.
Н. Тихонов

Вопрос о том, кто являлся первым князем варяжского происхождения, остается актуальным и в наши дни. Ответом может послужить «Повесть временных лет», принадлежавшая перу известного летописца.

Согласно данным исторического памятника править многочисленными восточными племенами славян вызвался военный вождь по имени Рюрик вкупе с младшими братьями примерно в 862 году.

Варягам в историографии приписывали датские, шведские и даже скандинавские корни. Летописец, причисляя Рюрика к варягам, имел в виду территории южнее Балтийского моря, граничащие с областями Ангельн и Гольштейн.

На сегодняшний день это регион на севере Германии, Мекленбург, народности которого в древние времена не являлись немецкими по происхождению. К кому они имели отношение можно судить по следующим названиям – Руссов, Варин и пр.

Полемичной является версия о принадлежности Рюрика к шведским корням, пользующаяся особой популярностью у европейских исследователей. Однако подобная гипотеза носит политический характер и не имеет никаких научных обоснований.

Данная концепция получила новый виток развития во времена Ливонской войны между Россией и Швецией. По мнению Ивана IV Юхан III не принадлежал к голубым кровям. В ответ иноземный властитель апеллировал к вышеупомянутой версии о происхождении древнерусской княжеской династии из шведских корней.

Окончательное утверждение эта концепция получила в начале семнадцатого столетия при очередной попытке шведов предъявить свои права на земли Новгорода, тогда они опять опирались на данные исторического памятника, свидетельствующие о варяжском происхождении Рюрика.

Высказывалась мысль, что якобы народности, населяющие эти территории, должны отправить гонцов в Швецию, как это было много веков назад. Под понятием «варяги» в те времена подразумевались все, кто пересек Балтийское море. Данные земли ассоциировались в большинстве случаев с государством Юхана III.

«Норманнская теория»

В первой половине 18 столетия это научное изыскание было преобразовано в «норманнскую теорию».

Академики из Петербурга немецких кровей, стараясь ратифицировать подобие неких стереотипов, признали за варягами, возглавившими восточнославянские племена, немецкое происхождение.

Родом из Швеции они, безусловно, позиционировались как «иностранцы», то есть по представлениям того исторического периода – как немцы. Так в науке закрепилась известная теория.

Истоки антинорманнской теории

Естественно, что подобное научное обоснование вызвало полемику в российской науке. В частности, Михаил Васильевич Ломоносов не находил никаких исторических реалий, соответствующих «норманнской теории».

По его мнению, представители шведских народностей не в состоянии были организовать какие-либо признаки государственности на Руси, поскольку сами не имели представления об этой форме общественного образования. Также в истории русского языка и культуры не наблюдалось никаких скандинавских отражений.

После неоднократного прочтения «Повести» становится очевидно, что летописец четко дифференцировал такие этнические дефиниции, как варяги, шведы, норманны, англы и другие готы.

Вследствие этого при заключении различного рода договоров с будущим Константинополем дружина древнерусских князей, чье варяжское происхождение по мнению норманнов восходит к шведскому, славила и чтила Перуна и Велеса, а вовсе не скандинавских Одина и Тора.

Варяжское происхождение Рюрика в народных преданиях

Имеется и ряд других версий и концепций, в большинстве случаев неапробированные и существующие на уровне легенд и сказаний.

Так, путешественник родом из Франции, К. Мармье, связывал варяжские корни Рюрика и его кровников Синеуса и Трувора с королем Годлавом.

Три брата, пересекшие Балтийское море, были призваны на восток и положили начало известному государству с городами Псков и Новгород. Несомненно, данная легенда мало чем отличается от общепринятой «норманнской теории».

Древнерусские летописи и немецкие источники о первом князе

Эта историческая концепция не признается достоверной самими немцами, но полностью отрицать преемственность между краткими сведениями о первом князе в историческом труде Нестора и записями в немецких источниках нельзя.

Адвокат из Мекленбурга Иоганн фон Хемниц апеллировал к исторической легенде, по сведениям которой первый русский князь был потомком вышеупомянутого властителя Годлава, сложившего голову в войне с датчанами в 808 году. Логично думать, что Рюрик родился не позже 806 года, т.к. у него было еще два младших кровника.

Согласно немецким историческим материалам варяги были призваны из южнобалтийских земель в 840 году. Из этого можно сделать вывод, что в древней Руси появились уже опытные, повидавшие жизнь князья.

Об этих же фактах свидетельствует обнаруженное Рюриково городище, находившееся в непосредственной близости от современного Новгорода, и представляло собой исторический центр государства, а также имело место быть уже до 862 года.

Позволяя себе некоторые хронологические неточности, авторы немецких источников точнее определяют, чем русские место прибытия. Скорее всего подразумевался не Новгород (как предполагалось в вышеупомянутых исторических документах), а Ладога, основанная варягами в середине 8 века.

Как таковой Новгород, то есть Рюриково городище, древнерусский князь объединил позднее, включая территории, принадлежавшие погибшим братьям. Это и демонстрирует именование города.

Генеалогическое древо родоначальника русской княжеской династии

Генеалогическому древу князя-варяга мекленбургские исследователи приписывали родство с королем Витславом, главным военным союзником предводителя франков Карла Великого в борьбе против саксов.

Родственные связи Рюрика восходят и к легендарному старейшине ильменских словен Гостомыслу, о чем свидетельствуют северогерманские родословные и исторические документы, в которых последний упоминается как враг Людовика Немецкого.

Причины миграции варягов на восток

Возникает следующий закономерный вопрос: каковые причины в основе миграции князя варяга с братьями на восток? На самом деле вся проблема заключалась в традиционной системе наследования, которую потом и переняла древняя Русь.

Все права на престол переходили только старшему представителю славного рода. При этом все младшие отпрыски оставались ни с чем. Вследствие подобной приоритетной очереди для старших Рюрику с братьями ничего не оставалось, как покинуть южнобалтийское побережье и последовать на восток.

Таким образом, очень сложно представить первого князя-варяга иностранным властителем, коим хотят видеть все, кто позиционирует историю России под иноземным владычеством.

На сегодняшний день существует много средневековых мифов о немецких корнях великого князя, поддерживаемые европейскими псевдоисследователями и аналитиками.

Но еще больше исторических фактов о реальном властителе Рюрике, появившемся на свет в знаменитой и влиятельной династии в русской Прибалтике 1200 лет тому назад.

Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании . Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании - третьего крупного объединения славян - точно не установлено.

1) 941 г. - закончился неудачей;

2) 944 г. - заключение взаимовыгодного договора.


Убит древлянами при сборе дани в 945 г.

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (1019 - 1054 г.г.)

Утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным (прозвище получил после убийства своих братьев Бориса и Глеба, в дальнейшем причисленных к лику святых) и Мстиславом Тмутараканским.

Способствовал расцвету Древнерусского государства, покровительствовал просвещению и строительству. Способствовал возвышению международного авторитета Руси. Установил широкие династические связи с европейскими и византийским дворами.

Осуществил военные походы:

В Прибалтику;

В польско-литовские земли;

В Византию.

Окончательно разгромил печенегов.

Князь Ярослав Мудрый - основатель письменного русского законодательства ("Русская Правда ", "Правда Ярослава").

ВЛАДИМИР ВТОРОЙ МОНОМАХ (1113 - 1125 г.г.)

Сын Марии, дочери византийского императора Константина Девятого Мономаха. Князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий киевский князь (с 1113 г.).

Князь Владимир Мономах - организатор успешных походов против половцев (1103, 1109, 1111 г.г.)

Выступал за единство Руси. Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097 г.), на котором рассматривались вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель.

Был призван на княжение в Киев во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка Второго. Княжил до 1125 г.

Ввел в действие "Устав Владимира Мономаха", где в законодательном порядке были ограничены проценты по займам и запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей.

Остановил распад Древнерусского государства. Написал "Поучение ", в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.
Продолжил политику укрепления династических связей с Европой. Был женат на дочери английского короля Харольда Второго - Гите.

МСТИСЛАВ ВЕЛИКИЙ (1125 - 1132 г.г.)

Сын Владимира Мономаха. Князь новгородский (1088 - 1093 и 1095 - 1117 г.г.), ростовский и смоленский (1093 - 1095 г.г.), белгородский и соправитель Владимира Мономаха в Киеве (1117 - 1125 г.г.). С 1125 по 1132 г.г. - единовластный киевский правитель.

Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единое Древнерусское государство. Присоединил к Киеву Полоцкое княжество в 1127 г.
Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославовича. После его смерти почти все княжества выходят из повиновения Киеву. Наступает удельный период - феодальная раздробленность.