Песочная терапия юнга исцеление психосоматических недугов. Краткая характеристика юнгианских представлений, имеющих отношение к песочной терапии

Психосоматические расстройства у детей являются довольно частой причиной обращения за врачебной и психологической, психотерапевтической помощью. (Захаров А.И., Андропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С., Николаева В.В., Арина Г.А.). Эти состояния распространены в детском возрасте и во многом это связано с тем, что ребёнок, сталкиваясь с разнообразными внешними факторами, а именно, стрессом, изменением жизненных условий, фрустрирующими ситуациями, и особенно, сталкиваясь с внутренними факторами, а именно, внутрипсихическими конфликтами, связанными со сложностями в эмоционально-личностном развитии, часто использует тело через соматизацию как способ снятия эмоционального напряжения. (Арина Г.А., Николаева В.В., Шур М., Александер Ф., Винникот Д.В. и др.) Поэтому в различных состояниях от бронхиальной астмы и сахарного диабета до моторных тиков и головных болей можно обнаружить и проанализировать психологические причины их возникновения и течения.

Соответственно, метод психотерапии, который позволит проработать и смягчить психосоматические состояния, напрямую должен иметь дело с эмоциональными процессами, позволять различным частям психики, личности, особенно, неосознаваемым проявляться во вне. Юнгианская песочная терапия[i] , наряду с игротерапией , как раз и представляет из себя такой подход, который в невербальной форме с помощью игры с песком и перестановки миниатюрных фигурок, а также через построение песочных картин позволяет проникнуть в глубинные слои психики, в бессознательные эмоции. Метод даёт возможность определить, увидеть в самой постройке, в проявленной художественной форме, эмоциональное состояние самого ребёнка, характер отношений между сознанием и бессознательным, между Эго и Самостью. Работа с песком, как и спонтанная игра, позволяет найти внутри психики силы, движущие её к исцелению и интеграции, разрешению конфликта, стоящего за психосоматическим симптомом.

Такая яркость и образность метода, включающего в себя самостоятельную и никем не навязанную игру ребёнка с песком, дополняется сопровождающими вопросами и комментариями особого рода со стороны терапевта. Техническая простота sandplay не должна вводить в заблуждение, потому что глубина и мощность метода очень велика и необходимо специальное обучение и собственный терапевтический опыт, чтобы интегрирующие символы и энергии психики, выраженные в картине могли бы быть использованы вами как терапевтом для оздоровления, для поддержания трансформации души у вашего клиента, ребёнка или взрослого. Психолог, работая в технике sandplay, должен быть способен создать такое безопасное пространство, в котором ребёнок мог бы проявлять себя сознательно и бессознательное, и все то, что бы он создавал, делала или выражал словами в терапевтическом кабинете в течение сессии шло бы ему на пользу, участвовало бы в разрешении его проблем.

Популярными методами работы психолога с психосоматическими состояниями являются телесно-ориентированная терапия, арт-терапии, гештальт-подход и др. Каждый из них по- своему прорабатывает определённые стороны соматизации. Арт-терапия позволяет образам, сопровождающим соматизацию, быть выраженными во вне, например, на бумаге. Телесная терапия позволяет развернуться тактильному языку и регулярно сбрасывать замороженную и фиксированную энергию психики через освобождение тела. Гештальт-терапевт ориентирует клиента на освобождение от эмоций здесь и сейчас, ведёт клиента к гармонизации его одномоментного состояния, настраивает человека на прислушивание к своим процессам.

Юнгианская песочная терапия сочетает в себе все перечисленные аспекты технически иным образом. Она также включает в себя выражение спонтанных образов, освобождение тела и тактильный контакт, гармонизацию чувств и ощущение, проживание каждого момента построения композиции и игры, при этом все это реализуется на основе бессознательного символизма, целостного психотелесного символизма психики. Укрепление оси Эго-Самость (целостная психика), нормализация её функционирования в процессе прохождения песочной терапии, даёт ребёнку возможность развиваться, находить баланс между инстинктивными, спонтанными и управляющими, направляющими силами души(Нойманн Э.).

Для иллюстрации будут рассмотрены несколько песочных композиций и игровых построек детей с психосоматическими симптомами, проходившими аналитическую психотерапию.

Мы можем видеть, как в каждой символической композиции (на ковре или в песочнице) проявляется проблема ребёнка, внутрипсихический конфликт. В них также отражается стадия трансформации психики, на которой находится ребёнок. Анализируя постройки можно обнаружить интегрирующие силы, факторы исцеления, позволяющие понять, куда движется терапевтический процесс с этим ребенком.

То есть по крайней мере выделяются три пласта анализа символического материала ребёнка:

  • Внутрипсихическая проблема, конфликт, недостаток эмоционального развития
  • Стадия трансформации, зачатки разрешения конфликта или преобразования дефекта
  • Факторы исцеления, описывающие прогноз терапевтической работы и эмоционально-личностного развития (телеологическая, проспективная составляющая).

Мальчик, 9 лет, хронические моторные тики. В терапии находился два года, после полугода работы моторные тики пропали как симптом, аналитическая работа продолжалась с эмоционально-личностной сферой, со структурой Эго и процессами самоидентификации и самоидентичности.

Постройка и игра на ковре. "Дом лягушек". На ковре мальчик построил дом, внутри дома обустроил комнаты, выделил столовую, ванну, спальню. В этом доме живут маленькие лягушата, а снаружи дома находятся две большие лягушки-женщины, которые держат в руках мечи. Большие лягушки охраняют дом. Строительство и обустройство дома-это характерный мотив на определённом этапе терапии данного клиента, когда тики как телесный симптом уже отступили.

О чем же говорит нам эта композиция? Мы видим здесь по крайней мере три важных символа. Это дом сам по себе, маленькие лягушки-дети и большие лягушки женщины-защитники.

Как выражается проблема мальчика на этой картинке?

Построение дома в игре обозначает желание обрести свой внутренний дом, как то укрепить и обустроить своё внутренне пространство, внутренний контейнер для эмоций, ощущений, желаний и мыслей. Этот дом очень женский, очень материнский, что может говорить о ключевой проблеме мальчика-проблеме идентичности. Как будто этот ребёнок не может ответить нам на вопрос, мальчик он скорее или девочка, так как он, вероятно, сейчас бессознательно идентифицирован с матерью, как ребёнок не разрешивший ещё эдипов конфликт. Женская идентичность в нем ещё укоренена и можно сказать, что есть определённые сложности в прохождении эдипальной стадии, а его мужская идентичность находится в тени, она не проявлена в достаточной степени. Если говорить об этиологии его состояния, то конечно, эта особенность связана со сложностями во взаимоотношениях с матерью, прежде всего связана с очень сильным симбиозом, слиянием между ними. Поэтому ребёнок и идентифицирует себя с материнской фигурой.

Ещё одна проблема этого клиента-сложности в управлении и переживании агрессии, агрессивные влечения излишне заблокированы и переживаются как разрушительные. И действительно моторные тики часто сопровождаются подавленной агрессией, агрессивные энергии не могут сублимироваться и укреплять Эго, а соматизируются в телесный симптом. Символически трудности интеграции агрессии выражаются в том, что именно женская фигура наделяется агрессивными элементами и в композиции не представлены персонажи, от которых необходима защита. Можно также сказать, что в композиции мы видим тему непроявленности Тени. Лягушки защищают, но мы не видим врагов, которые нападают. Т.е. не осуществились в достаточной степени теневые проекции на кого-то. Классик психосоматических исследований во французском психоанализе Джойс Макдугалл указывает, что экономия на проекциях есть характерная черта психики с психосоматической структурой, в этом случае архаические бессознательные теневые содержания не могут выразить себя с помощью проекций и поэтому выражаются телесным путём (МакДугалл Дж.). А это препятствует дифференциации, развитию бессознательного, затрудняет эмоциональное становление личности.

Ещё один важный вопрос в том, идентифицирует себя ребёнок с лягушатами или взрослыми лягушками? Это вопрос идентичности, как связаны эти разные части психики, обозначенные маленькими лягушатами детьми и взрослыми лягушками защитниками? Расщепление на такие пары фигур отражает во многом страх взросления, трудности взросления, бессознательный страх перед будущими бурями подросткового возраста.

Давайте посмотрим на эту композицию с точки зрения стадий трансформации. О каких трансформационных психических процессах эта композиция говорит? Ребёнок построил эту композицию уже после того, как соматический симптом угас, но его структура психики все ещё не достаточно крепкая, чтобы гарантировать, что эти тики не вернутся. Поэтому мальчик ещё нуждается в психотерапевтической работе, в проработке различных аспектов внутреннего пространства.

Лягушки как герои (героини)-это довольно странный выбор, лягушка не герой победитель, это не рыцарь, не пират, не мальчик. Мы можем только вспомнить сказку о царевне-лягушке, где эта лягушка-одна из главных героинь, а также можно вспомнить немецкую сказку Братьев Гримм "король-лягушонок, или Железный Гейнрих", где лягушонок-это заколдованный принц, который должен быть расколдован девочкой принцессой. Можем ещё вспомнить современный мультик "Принцесса и лягушка".Это странный образ для идентификации и он неантропоморфный (не человекоподобный). Лягушка-это низшее животное, не млекопитающее, а земноводное, т.е. способное жить и на земле и в водной среде. Можно представить себе, что мальчик должен идентифицировать себя со львом, носорогом, драконом, а трудно представить, как идентифицировать себя с лягушкой. Но почему же этот образ появляется?

Лягушка в данном случае представляет из себя такую часть психики ребёнка, которая способна находиться в среде сознания и в среде бессознательного (и на земле, и в воде), и таким образом отражает уже достигнутую определённую степень интеграции психики, пройденную низшую алхимическую трансформацию. Эта интеграция позволяет использовать психике ребёнка энергию и сознания и бессознательного и обмениваться ею.

Что ещё важно указать, что лягушка является и примитивной проекцией телесного образа мальчика, бессознательного образа тела. В алхимии мы встречаем гравюры, где лягушка или жаба участвуют в процессах преображения низшей материи в золото. Это переходный этап, на котором уже некоторая бессознательная и телесная интеграция случилась, поэтому симптом ушёл, но Я ребёнка ещё не крепилось в достаточной степени.

Обустройство дома-говорит о процессе, стадии освоения внутреннего пространства, когда ребёнок узнает себя, как он устроен, что с ним происходит в разные моменты и это процесс такой проработки своего места, своего внутреннего пространства. Этот этап предшествует возможности снова войти в эдипальный конфликт и проработать его, переосмыслить отношения между полами, развить свою самоидентичность, сексуальную идентичность.

Можно сказать таким образом, что эта композиция характерна для фаллической стадии психосексуального развития, она отображает нам внутреннюю фаллическую Мать ребёнка, подготовку к переходу к эдипальной стадии.

В чем мы видим в композиции факторы исцеления? В ней заложено движение на овладение агрессией, появляются фигуры, которые владеют и управляют мечами, на развитие внутреннего пространства, развитие возможности заботиться о себе (укрепление контейнера и внутренней матери, это как большие лягушки заботятся о маленьких) и здесь заложен вектор интеграции примитивных эмоций и ощущений, а не соматизации через тело. Это даёт и будет давать ребёнку возможность лучше понимать, что он испытывает, какие чувства, что он может сделать с этими эмоциями, как он может их назвать, выразить, и самое главное осмыслить-т.е. использовать эмоции как сигналы о том, что с ним происходит, что происходит в его внутреннем мире.

Мы видим таким образом, что использование игрушек и игра сама по себе, позволяют ребёнку создавать такие интегрирующие символы, развивать их. Спонтанная игра показывает, на какой стадии находится ребёнок и она говорит о том, какие интерпретации может сделать психотерапевт, для того, чтобы способствовать развитию ребёнка и преодолению его проблем.

Случай 2. Девочка, 7 лет, нарушение поведения, агрессия во вне, переедание как психосоматический симптом. "Город грязи".

Оральный психосоматический симптом-стремление к еде, неутолимый голод, желание есть. Само по себе переедание часто связано с тем, что пища бессознательно приравнена к хорошему внутреннему объекту, пища является эквивалентом любви. Как будто бы девочка может поглощать хороший объект через пищу, но имеет затруднения делать это не буквально, символически, эмоционально.

Город грязи-это пространство, где живут чёрные женщины. Они чёрные, потому что они все облеплены грязью, в городе находятся их дома и в центре находится источник грязи, куда они регулярно ходят и купаются. Источник находится в кратере потухшего вулкана. Символизм грязи позволяет нам говорить, что эта песочная композиция конечно отражает символы анальной стадии психосексуального развития. Мы видим, что в центре сендплей вулкан, источник грязи, и туда приходят женщины. И грязь здесь воспринимается позитивно. Можно быть грязным, можно получать удовольствие от грязи. Триумф анального удовольствия, которое вероятно в семье и внутреннем мире девочки запретно, табуировано, невозможно. У клиентки мало возможностей для позитивного фантазирования, что она плохая, проживания этого. Как будто картинка отражает такое плохое Я девочки, от которого она получает удовольствие. Но это удовольствие невозможно проявить и интегрировать с другими частями жизни, тк в композиции вся песочница занята городом грязи, другое пространство там не представлено.

Купание в источнике символически представляет из себя обновление, удовольствие, регресс и расслабление, растворение (solutio как алхимическая операция). Этот образ отражает также и возможность получать удовольствие от тела, намекает на скрытую мастурбацию и фантазирование. Это все говорит о большом желании получать удовольствие от тела, о нужности данного удовольствия для психики. Переедание пище тоже намекает нам на запрещённые удовольствия. Жёсткое супер-эго девочки препятствует интеграции её телесности и примитивной сексуальности, и эта клиентка также застряла перед эдипальной стадией, не разрешила эдипальный конфликт, не вышла из него. Поэтому она регрессирует к некоторым компромиссным доступным оральным и анальным удовольствиям (зацикленность на еде, агрессивное поведение). Эти же вещи подтверждаются отсутствием в композиции мужских образов, все фигуры-это женщины. Как будто бы мужской мир не понятен, опасен, не представим. Также ни одна из героинь в этой постройке не является главной, ведущей, т.е. непонятно с какой фигурой может идентифицировать себя девочка, много женских фигур представляют из себя опору для идентификации.

Фактор исцеления в данном примере лежит в области нормализации асоциальности (неправильное поведение, запретные удовольствия). В этой асоциальности находятся возможности выражать и интегрировать агрессию к матери, желание претендовать на отца и тем самым развивать свою женскую идентичность, не боясь потерять опору в отношениях между родителями.

Случай 3. Мальчик 6 лет, атопический дерматит на руках. Очень бедная композиция, кратер в левом нижнем углу песочницы и в нем закопан вытянутый яйцевидный голубой камень, который там спрятан. Мальчик никак не комментирует композицию. Камень в кратере вызывает такие ассоциации как ребёнок внутри материнской утробы и отражает выраженное желание мальчика снова стать маленьким, вернуться к маме в живот. Данное желание ребёнок высказывает спонтанно после постройки в песке. Эта песочница отражает желание мальчика к большому регрессу, к слиянию с матерью, где мать представляет из себя мать-утробу, мать-грудь. Это очень примитивный архаический оральный образ. Быть в животе у матери, никогда с ней не расставаться и разговаривать со всеми из живота-так мальчик озвучивает свои фантазии и их же как мы видим он предварительно выразил в образах песочницы.

Такое желание говорит нам о симбиотическом стремлении и о том, что в течение первого года жизни по каким-то причинам ребёнок был лишён эмоционального материнского пространства, возможно потому что мать находилась в послеродовой депрессии или была зачарована какими-то другими людьми, отдавала свою эмоциональную энергию им, а не сыну, тем самым закрепила это неутолённое, в тот период жизни, нормальное стремление к регрессу и слиянию(Эльячевв К., Штерн Д., Винникот Д.В., Дольто Ф.)

Аллергический дерматит образно говорит нам о том, что как будто бы аллергию вызывает внешний мир, любая возможность отделения от матери. Регрессивное стремление к слиянию отрицает какое-либо разделение с матерью и тогда вероятность потерять мать была бы равна нулю. Как будто бы мальчик не может брать (руки) из внешнего мира, он не хочет отвязаться от матери. (Марти П., Дольто Ф.)

Для такого клиента возможность иметь собственное пространство, внутри терапии, пространство песочницы жизненно необходимо, потому что в своём регрессивном стремлении он готов отказаться от себя. С одной стороны это всемогущество-я буду внутри матери и я буду как мать, а другой стороны это отказ от себя. Психологическая работа с таким ребёнком должна быть связана с укреплением его пространства, с возможностью для него фантазировать, выражать себя в рисунке, игре, песке, создавать такую продукцию бессознательного, которая показывала бы ему самому, что он существует как субъект, давала бы ему возможность приобрести это чувство субъектности.

Психосоматическая симптоматика говорит о выраженной эмоциональной слабости мальчика, как будто бы мальчик отказывается развиваться, так как развитие представляет из себя смерть слияния с матерью, приравнено к потери матери.

Все эти примеры показывают нам, что психологическая работа должна в своей глубине базироваться на работе с бессознательным, на возможности дать бессознательным конфликтам и фантазиям проявиться и быть понятыми психотерапевтом и на возможности контейнировать их различными способами, через игру, целостные символы, через словестную интеграцию, с помощью процессов переноса-контрпереноса и конечно, через осмысление их в голове терапевта в форме интерпретаций. Именно такая работа даёт возможность понять, что стоит за телесными симптомами у тех или иных пациентов, создать стратегию по проработке сложностей ребёнка и трансформации его психики, сформулировать подходящие рекомендации для родителей. Композиции ярко показывают, что происходит во внутреннем мире ребёнку, куда должно двигать его развитие и как мы как терапевты можем создать им подходящие условия, чтобы их развитие реализовалось, прорабатывать их бессознательные фантазии и конфронтировать их, как например в последнем случае, показывать, что эти фантазии не соответствуют реальности. Композиции учат нас интерпретировать те психические содержания, которые стоят за симптомом, вызывают его и указывают на то, что нужно для укрепления структуры Эго. Ребёнок в процессе психотерапии приобретает такое Эго, которое даёт ему защиту от соматизации в случае стресса, конфликтов, фрустрации или перехода с одного возрастного этапа на другой. Sandplay и игровая терапия дают нам богатые возможности для работы, как и аналитическая интерпретация игры и песочных картин.

Список литературы:

  1. Аммон Г. Психосоматическая терапия. С-П.: Речь, 2000 г.
  2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М.: Эксмо-Пресс, 2002 г.
  3. Андропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. М.,2000
  4. Арина Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры. // Те­лесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991 г.
  5. Баллинт М., Базисный дефект. М.,2002
  6. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. М.1997
  7. Винникотт Д.В. Пигля. М.: Класс, 1999 г.
  8. Винникотт Д.В. Переходные объекты и переходные явления: исследования первого "не-я" предмета. Статья из сборника: Антология современного психоанализа. М.: И-т РАН, 2000 г.
  9. Винникотт Д.В. Использование объекта. Статья из сборника: Антология современного психоанализа. М.: И-т РАН, 2000 г.
  10. Винникотт Д.В. Игра и реальность. М., 2002 г.
  11. Д.В. Винникот и аналитическая психология. Сборник., КДУ, 2009
  12. Вудман М. Страсть к совершенству. М.,2006
  13. Вудман М. Сова была дочерью пекаря. М.,2009
  14. Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб., 1997 г.
  15. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997 г.
  16. Дольто Ф. Бессознательный образ тела.,2006
  17. Дольто Ф. Психоанализ и педиатрия., 2006
  18. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. СПб., 1993
  19. Журнал практической психологии и психоанализа. Вып. С 2000 по 2013 год
  20. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб, 2000
  21. Килборн Б. Исчезающие люди: стыд и душевная боль. М., 2007
  22. Кляйн М. Психоаналитические труды. Тома 1,2,5,6
  23. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. СПб., 1997 г.
  24. Кляйн М. Айзекс С., Райвери Д., Хайманн П. Развитие в психоанализе. М., 2001 г.
  25. Колоскова М.В. Онтогенез телесности и развитие общения: на пути к разделению Я — не-Я. // Телесность человека: междисциплинарные ис­следования. М., 1991, с. 70-80
  26. Кристалл Г. Интеграция и самоисцеление. Аффект. Травма. Алекситимия. М.,2006
  27. Лёйнер Х.: Психотерапия базисных расстройств при помощи символдрамы. (Пер. с англ. Д.Г. Залесского, И.И. Нагорной) Сборник "Из архива Ханскарла Лейнера", Киев, 2000
  28. Лёйнер X.: Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М., "Эйдос" 1996
  29. Лёйнер X.: Основы глубинно-психологической символики, Журнал практического психолога, 1996, №3, 4
  30. МакДугалл Дж. Театр души. Иллюзия и правда на психоаналитической сцене. СПб, 2002
  31. МакДугалл Дж. Театры тела. М.,2007
  32. МакДугалл Дж. Тысячеликий Эрос. СПб.,1999
  33. Мартин П., де М"Юзан М. Оперативное мышление. Статья из сборника: Антология современного психоанализа. М.: И-т РАН, 2000 г.
  34. Марти П. Аллергические объектные отношения//сборник Психология и психопатология кожи, М.,2011
  35. Мать. Дитя. Клиницист. М.,1994
  36. Николаева В.В. О психологической природе алекситимии. // Телес­ность человека; междисциплинарные исследования. М., 1991
  37. Нойманн Э. "Ребёнок", 1970
  38. Нойман Э. Происхождение и развитие сознания. М.,1998
  39. Обухов Я.Л.: Значение первого года жизни для последующего развития ребёнка (обзор концепции Д. Винникотта), "Школа здоровья", 1997, №1
  40. Обухов Я.Л. Символдрама. Кататимно-имагинативноая психотерапия детей и подростков. М., 1997 г.
  41. Психология телесности. Хрестоматия. М., 2005
  42. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. СПб.,1997
  43. Старшенбаум Г.В. "Психосоматика и психотерапия: исцеление души и тела". М., 2005.
  44. Стерн Д. Межличностный мир ребёнка. Спб,2006
  45. Фон Франц М-Л. Феномены тени и зла в волшебных сказках. М.,2010
  46. Фон Франц М-Л. Архетипические паттерны в волшебных сказках. М.,2007
  47. Французская Психоаналитическая школа СПб.,2004
  48. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1,2 тома. М., 1999 г.
  49. Фрейд З. Из истории одного детского невроза.
  50. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. СПб., 2001 г.
  51. Штерн Д. Дневник младенца. М., 2001 г.
  52. Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста. М., 2001 г.
  53. Эльячефф К. Затаённая боль. М., 1999 г.
  54. Юнг К.Г. Конфликты детской души. М.,1995 г.
  55. Юнг. К.Г. Символы трансформации. М.,2008 г.

Юнгианская песочная терапия даёт терапевтическую возможность клиенту выразить свой внутренний мир, а также архетипический мир души с помощью построения символических картин внутри деревянного песочного подноса и игры с миниатюрными фигурками и природными материалами, камнями, водой, песком и др.

Психоаналитическая игровая терапия даёт возможность ребёнку создавать символическую игру, которая представляет из себя актуальную продукцию бессознательного, нуждающуюся в своевременных интерпретациях со стороны аналитика или психолога.

Самость- архетип целостности — наипол­нейшего человеческого потенциала и единства личности как цело­го. Самость представляет из себя регулирующий центр психического.

Подробнее в Блюм Г. Психоаналитические теории личности, М.,1996, Макдугалл Дж. Тысячеликий Эрос. СПб,1999

Данная черта характерна для детей с психосоматичекими состояниями, о чем упоминают различные авторы (Макдугалл Дж., Винникот Д.В. и др.), их агрессия, особенно, агрессия к Матери, длительно остаётся неинтегрированной.

Тень- спрятанные или бессознательные аспекты психологической структуры личности, её негативная сто­рона, обычно отвергаемая сознательным эго, но оказывающая воздействие на мышление и поведение человека. Сумма всех неприятных личностных качеств, что-то примитивное, инфантильное, не приспособленное. Задача аналитической терапии состоит не в исключении Тени из жизни пациента, а в осознании им её наличия, в обретении способности интегрировать её в Я и сосуществовать с ней.

Оригинальное название: The Princess and the Frog, 2009, США, режиссёр: Рон Клементс, Джон Маскер

Лягушка, животное относящееся к луне, связано с дождём, символизирует плодородие, плодовитость, эротизм, олицетворяет также тёмную и недифференцированную первоматерию, элемент водянистости и изначальную слизь, основу сотворённой материи, является женским символом.

Что имеют в виду под названием юнгианские песочницы? Как выяснилось, все что угодно. Я был гостем в различных клубах, кабинетах и студиях песочной терапии. Обычно я видел там одну песочницу классических размеров (50х70х8 см). Реже видел в кабинете 2 классических юнгианских песочницы. Иногда встречаются песочницы малых размеров – например, 40х50 см, или 30х40 см. Встречаются песочницы для групповой работы 70х100 см, и даже 100х140 см. Некоторые производители называют все размеры, в том числе и указанные выше 40х50 см, юнгианскими песочницами.

Малая песочница 40х50 см

Малые песочницы не являются классическими в строгом смысле, прежде всего потому, что у них соотношение сторон ближе к квадратной форме. То есть, у классических песочниц соотношение сторон равно 1,4, у малых (40х50 см) 1,25, а у самых малых (30х40 см) 1,33. Это означает, что сеанс песочной терапии в них проходит более центрировано. А меньшие размеры уменьшают поле для работы, в связи с чем работа принимает более укрупненную тенденцию, с меньшей детализацией. Но при всех этих отличиях малые песочницы очень удобны в некоторых ситуациях – например, маленькая площадь кабинета, возможность возить с собой в чемодане песочницу с песком.

Песочницы малых размеров (40х50 и 30х40 см) были впервые анонсированы магазином Песочный мир. Песочницы размера 40х50 см – в 2012 году, песочницы 30х40 см – в 2015 году. Выход на рынок с

Групповая песочница 70х100 см

песочницами такого размера был определенным риском, но он оправдал себя. Практически сразу эти песочницы стали популярными, и сейчас многие производители выпускают модели 40х50 см. Полагаю, читателю ясно, что юнгианскими песочницами можно называть только один размер песочниц – 50х70 см с бортами 8 см, выкрашенными изнутри в голубой цвет, дно выкрашено в синий цвет. Остальные песочницы не являются ни юнгианскими, ни классическими. Их можно называть только песочницами для песочной терапии, и не более. Но я никак не отрицаю полезность таких песочниц для расширения возможностей песочной терапии, адаптированности к реальным условиям работы, и в качестве еще одного инструмента работы.

Интересны песочницы размером 43,3х70 см. Эти песочницы следует выделить отдельно. Соотношение сторон их составляют 1,618. Это число примечательно тем, что является соотношением «золотого сечения». Чем же примечательно это золотое сечение? Его использовали в своих работах признанные гении, например Леонардо да Винчи. Это число постоянно возникает при вычислении пропорций природных объектов. Оно же всплывает в соотношениях частей человеческого тела. Использование этой пропорции в изобразительных работах делает их особенно привлекательными, и порой именно в использовании золотой пропорции кроется гениальность произведений искусства. Много писать про это не буду – достаточно сделать запрос в поисковике по теме золотого сечения, и изучить информацию подробнее.

Встречается много других размеров песочниц, но уже гораздо реже названных. Мне попадались даже квадратные песочницы. Были крашеные и некрашеные. Магазин Песочный мир предлагает даже шести- и восьми-угольные песочницы на заказ, и они тоже пользуются спросом.

Чем все эти песочницы интересны, чем они особенны при проведении сеансов песочной терапии?

В литературе, ставшей уже классическими основами песочной терапии, указываются размеры 50х70х8 см. Считается, что полноценный сеанс проходит именно в песочницах таких размеров. Основания для этого в том, что такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать песочницу взглядом целиком (Большебратская Э.Э. «Песочная терапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Практикум по креативной терапии»).

Есть другие доводы за прямоугольную форму песочницы. Вытянутая прямоугольная форма песочного поля вносит небольшой дискомфорт и провоцирует клиента на движение и преобразование. Говоря языком современных тренингов, такая форма мягко, исподволь выводит из зоны комфорта. В результате клиент направляется на активное решение своих задач в песочнице.

Более квадратная форма, а тем более симметричная 6-8-угольная или даже круглая (такие сейчас стали появляться на фестивалях песочной терапии) не способствуют движению к развитию ситуации на песочном поле, но направляют на структурирование и центрирование картины. Многоугольная форма часто применяется в детских клубах в качестве песочницы для групповой работы.

Симметричные размеры песочниц вполне могут быть использованы для работ по стабилизации личности, так как симметричная форма провоцирует движение к центру. Поэтому в таких песочницах эффективно было бы проводить работу по центрированию и стабилизации личности а так же гармонизации, закреплению каких-то результатов, подведению итогов, работе типа построения мандал.

Песочницы, занимающие промежуточное положение между симметричными и прямоугольными классическими песочницами, например, 40х50 см, будут полезны для диагностической или предварительной работы, связанной с фокусировкой запроса, о чем ранее я уже писал. Особенно для первых сеансов, когда клиент еще не встречался с песочной терапией или не готов глубоко войти в работу.

И в заключение я хочу отдельно поговорить о песочнице с соотношением размеров золотого сечения, или золотой пропорции.

Эта песочница имеет более удаленную от квадрата форму, чем классическая юнгианская песочница, и как следствие обладает еще меньшим децентризмом. Соотношение же золотого сечения добавляет этим песочницам свойство вселенской гармонии, на основе которой построена живая природа. Таким образом, элементом гармонизации является не только натуральный материал дерево, но и геометрическое соотношение размеров, равное золотой пропорции. Говоря словами известного песочного терапевта Галины Эль, «Песочное поле, сделанное по пропорции «золотого» сечения, будет воздействовать на человека гар­моничным образом и способствовать его целостности». То есть у прямоугольной песочницы появляются свойства симметричной песочницы, при этом сохраняются все её прежние преимущества. У песочницы, построенной по принципу соотношения золотой пропорции, есть множество интересных свойств. Очень интересно эти свойства описывает Галина Эль в своих работах и на своих семинарах.

В заключение отмечу, что магазином Песочный мир предлагается вся линейка песочниц для песочной терапии. И конечно же, эти песочницы самого лучшего качества, с длительной гарантией и невероятным сроком службы.

Качество наших песочниц постоянно растет, и мы всегда на пике современных достижений в конструкциях и технологиях песочниц.

Самые свежие новости и много интересной информации публикуются

Кто из нас в детстве не играл в песочнице, не строил замки? На морском берегу словно некая невидимая сила влечёт нас сотворить причудливый замок. Морские волны накатывают, смывают наши строения, а мы продолжаем строить вновь и вновь.

Песок удивительный материал, приятный на ощупь и настолько податливый, что можно создавать целые фрагменты мира, затем ещё, - и так до бесконечности.

Переживая уникальную тайну бытия, человек достигает состояния внутреннего равновесия, освобождаясь от повседневной суеты.
Мы погружаем руки в песок и удивительные ощущения охватывают нас. Он может рассыпаться сквозь пальцы и ему можно придавать форму. Песок - это неведомая и известная вселенная, из которой можно создавать свой неповторимый мир...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Техника Юнгианской песочной терапии

Техника “песочной терапии” возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Автором этого метода, возникшего в 50-х годах прошлого века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф.

Считается, что истоки «песочной терапии» - в книге известного писателя-фантаста Г. Уэллса «Игры на полу» (1911г.). В ней он описывает, как его сыновья, играя с миниатюрными фигурками, находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом. Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, основавшую Лондонский Институт Детской Психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый же ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу, стоявшую рядом и стал играть с ними в песке. Именно это и положило начало «технике построения мира» - диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной Маргарет Лоуэнфельд. Дора Калф, прошедшая обучение у М.Лоуенфельд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуации и развитию трансцендентной функции (психическая функция, возникающая в результате напряжения между сознанием и бессознательным и поддерживающая их объединение), которые она изучала у К.Г. Юнга.

Главным принципом, положенным Дорой Капф в основу работы является “создание свободного и защищенного пространства”, в котором пациент - ребенок или взрослый - может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

“Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым”. (Дора Калф, «Sandplay», 1980г.)

Для работы используются два деревянных подноса с песком размером примерно 60 х 70 х 10 (пространство, которое одномоментно может быть легко охвачено взглядом). Один поднос наполняется сухим песком, а другой используется, если клиент хочет работать с влажным песком. Внутренняя поверхность подносов окрашивается в голубой цвет - таким образом, дно подноса может изображать море или реку, а также служит символом бессознательного. Также необходимо множество разнообразных фигурок, из которых клиент выбирает то, что притягивает или, наоборот, пугает или отталкивает его.

В песочной терапии обычно применяют следующие предметы:

  • люди - разнообразные фигурки людей - дети, взрослые, представители разных профессий, сказочные персонажи (колдуны, ведьмы), боги и богини разных народов, ангелы, и т.п.;
  • животные - рыбы (акула, дельфин, золотая рыбка) и другие водные млекопитающие (морские котики, моржи, киты), земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, домашние животные и хищники, птицы, насекомые (муравьи, мухи, жуки, пауки, кузнечики, бабочки) - т.е. разнообразные представители животного мира;
  • растения - деревья, кустарники, цветы. Можно использовать искусственные и натуральные растения;

® объекты небесного пространства - солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния;

  • объекты среды обитания - заборы, ворота, дорожные знаки, мосты;
  • аксессуары - кусочки тканей, нити, пуговицы, цепочки, небольшие гвоздики, монетки.
  • естественные природные объекты - камешки, кости, кусочки металла и дерева, ракушки, семена, желуди, каштаны, перья, сухие растения, кристаллы, отполированные стеклышки.

Заполнение частей песочницы и ее секторов расскажет много интересного о человеке. Например, если заметно смещение действия в песочнице к верху, перед нами человек, склонный к мечтаниям. Если у него нет уравновешивающих фигурок внизу, нужно проработать аспект реализации задуманного, составление планов. Люди «приземленные» заполняют нижние секторы песочницы. В этом случае развитие фантазии на занятиях песочной терапии станет уравновешивающим моментом. Смещение в левую или правую часть покажет человека, которым владеет либо прошлое, либо будущее. Также анализ «песочных картин» происходит исходя из схемы разделения подноса: прошлое - настоящее - будущее (с лева на право) и осознанное - бессознательное (сверху в низ); анализируются и выбранные фигуры исходя из символического значения, как они расположены, повернуты, в том числе по отношению друг к другу, что находится рядом с ними и т.д.

Использование миниатюрных фигурок в песочной терапии, объединение их в некоторый сюжет наводит на мысль о спектаклях внутреннего театра личности. Фигурки могут символизировать субличности (некое «мини Я», у которого есть определенный набор характеристик - страхов, потребностей, убеждений и т.д.) автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. В этом случае основной акцент делается на построении диалога с фигурками. Получается, что в процессе песочной терапии клиент строит новые взаимоотношения с самим собой. Однако фигурки, использованные в песочнице, могут не только отражать субличности человека, но и символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включен клиент. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности. В этом случае песочная терапия представляет собой миниатюру психодрамы. Преимущество психодраматического подхода здесь заключается в том, что для создания спектаклей не требуется помощь группы, - все роли исполняют игрушечные фигурки. Таким образом, песочница создает условия для спектакля не только в групповом режиме, но и в индивидуальном.

а Ритуальные предметы.

  • Миниатюрные часы, весы, маятник.

и Ларцы, коробочки.

И Миниатюрные музыкальные инструменты.

а Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.

3. Технические устройства

Фотоаппарат, набор фотопленок.

Процесс песочной терапии

Продолжительность одной сессии песочной терапии с подростками и взрослыми в среднем 50-60 минут. Продолжительность одной консультации зависит от возраста клиента и особенностей его интеллектуального развития.

Периодичность консультаций зависит от остроты проблемы. Рекомендуется 1-2 раза в неделю.

Полный курс песочной терапии может составить 12-15 сессий.

На первой консультации, если принято положительное решение об использовании песочной терапии, необходимо познакомить клиента с тем, как организован ее процесс.

  1. Демонстрация песочницы. Обычно клиенту говорят следующее: «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет: если мы с вами «раздвинем песок», то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Однако если вы почувствуете, что символической воды вам недостаточно, пожалуйста, воспользуйтесь кувшином с водой. Сухой песок легко превращается во влажный. Вы можете создать любой ландшафт - и горный, и холмистый, и равнинный. Словом, здесь все подвластно воле вашей фантазии.
  2. Демонстрация коллекции фигурок. Обычно клиенту говорят следующее: «Посмотрите - здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».
  3. Построение песочной картины. Инструкция: «Выберите, по

> шуйста, все те фигурки, какие привлекают вас или отталкивают избирайте столько фигурок, сколько хочется. У нас есть один час, М им можете сами определить себе время для выбора. Все, что вы (■мберете, вы должны разместить на подносе (в песочнице)».

  1. Обсуждение песочной картины. При обсуждении с клиентом ю картины и связанных с ней переживаний психолог не дает ин- | 1 >нретаций или рекомендаций. Он только «отзеркаливает» кли-
  • шу его собственные переживания. Основные вопросы психоло- ы акцентируют для клиента значимость опыта создания им пе-

очной картины и место этого опыта в общей картине жизни | шента.

Основные вопросы психолога к клиенту

Основные вопросы психолога к клиенту могут быть следующими:

  • Если бы поднос был картиной, какое бы название имела эта картина?
  • Каковы ваши впечатления, ощущения от процесса создания песочной картины?
  • Что является для вас особенно важным или полезным в этой картине?
  • Как сюжет или герои вашей композиции могут помочь вам в вашей жизни?
  • Быть может, вы сделали для себя некое открытие или важное наблюдение: если это так, хотели бы вы об этом рассказать?

Таким образом, стратегия психолога заключается в максимальном содействии клиенту в процессе понимания самого себя и осмысления закономерностей собственной жизни .

Ключевые характеристики песочных картин

Среди ключевых характеристик песочных картин выделяют:

  1. Энергоинформационное поле песочной картины.
  2. Основную идею песочной картины.
  3. Сюжет (или сюжеты) песочной картины.
  4. Конфликтное содержание песочной картины.
  5. Ресурсное содержание песочной картины.
  6. Символическое поле песочной картины.
  1. Энергоинформационное поле песочной картины

Чаще всего у психолога возникает адекватный ответ на энерге- J | тику картины, то есть включается некое «рабочее состояние». Его первым признаком является искренний интерес к картине, желание узнать о ней как можно больше.

Мы еще слишком мало знаем об энергоинформационном поле песочной картины, но понимаем всю важность этой ключевой I характеристики. Фактически энергоинформационное поле песочной картины и является главным хранилищем знаний о композиции, однако нам пока еще трудно формализовать это знание. Поэтому на помощь приходят другие ключевые характеристики.

  1. Основная идея песочной картины

Основная идея песочной картины отражает актуальные жизненные ценности, потребности, «зону ближайшего развития» автора. Иными словами, основная идея расскажет нам о том, что является для клиента наиболее значимым в данный момент. Над чем он сознательно или бессознательно работает, к чему стремится. Узнать основную идею песочной картины можно, как минимум, тремя способами.

  1. Попросить клиентадать название миру, созданному в песочнице.
  2. Предложить клиенту ответить на один из вопросов:

в Что это за мир?

а Что это за страна?

® Что самое главное жители этой страны могли бы сказать жителям других стран и миров?

Я Чему нас может научить опыт путешествия по этой стране, по этому миру?

  1. Предложить клиенту описать песочный мир.
  1. Сюжет (или сюжеты) песочной картины

Сюжет песочной картины отражает динамику некоторого внутреннего процесса. Иногда бывает, что внутри картины имеются два и более связанных между собой сюжета. Например, две

фаны, три мира, два и более главных героя. Бывает, что сюжеты посвящены одному действующему лицу, но описывают разные иозрастные промежутки его пути: детство, юность, зрелость.

Условно можно разделить картины по сюжетной динамике пи фи вида:

  1. динамичные;
  2. статичные;
  3. смешанные.

Динамичные картины, как правило, имеют героя (или героем), который куда-то идет, стремится, чего-то хочет, что-то ищет. 11л картине мы застаем таких героев на определенном отрезке пут Мы можем увидеть их прошлое (мир, из которого они вышли) и их будущее (мир, куда они стремятся).

Преимущество динамичных картин для психолога состой i и том, что фактически клиент уже сам рассказывает о целях консул!, шрования (правда, в зашифрованном виде). Он знает, к чему он должен прийти, что получить, какие средства для этого исиомь ювать.

Статичная картина - это стоп-кадр некоего сюжета. В ста гич ной песочной картине время остановилось. Герои таких картин, как правило, ведут оседлый образ жизни. Или мы застаем их и мо мент какого-то действия (работа, игра, трапеза, купание, загорл ние, охота и пр.). Но в любом случае это привычный для них и ид деятельности. Чтобы выявить сюжет в статичной картине, можно дать клиенту такие задания: «Расскажите историю этой страны. С чего все начиналось, кто ее создавал, как это происходило? Что ожидает эту страну в будущем? Представьте себе, что первы й день творения в этой стране закончился, наступила ночь, аза ней и но вый день. Расскажите, что произошло в этой стране».

Если в стране не происходит никаких значимых событий, сюжетная динамика проявляется только в смене видов деятельности героев, это может означать, что человек нашел для себя некую «зону стабильности» и пока не стремится ее покидать. По-видимому, ему нужно некоторое время «пожить» в этой стране, чтобы набраться сил для путешествий и приключений.

В смешанных песочных картинах статическое благополучие нарушается динамизмом некоего героя.

Смешанные картины могут содержать два мира: статичный и динамичный. Но в любом случае смешанная картина говорит о внутреннем противоборстве, противоречии и поиске стабильности. Данный вид картин проливает свет и на конфликтное содержание песочных композиций [ 18].

  1. Конфликтное содержание песочных картин

Конфликтное содержание песочных картин отражает внутреннее напряжение человека. Оно бывает явным и скрытым.

Конфликтное содержание песочной картины может быть описано следующими характеристиками:

  1. уровень агрессии;
  2. направленность агрессии;
  3. адресность агрессии;
  4. динамика проработки внутреннего конфликта.

Уровень агрессии может быть высоким, средним и низким.

Уровень агрессии высокий, если в песочнице разворачиваются баталии или имеется персонаж, по отношению к которому проявляются активные агрессивные действия.

Если герои картины только готовятся к войне или во внешне спокойном мире есть некоторое количество вооруженных фигур, не задействованных в активных военных действиях, - можно говорить о среднем уровне агрессии. Если песочная картина представляет собой мирное зрелище, мы наблюдаем низкий уровень агрессии.

Направленность агрессии может проявляться как аутоагрессия и гетероагрессия. Аутоагрессия видна в разрушительных действиях по отношению к главному герою песочной сказки, в неприятностях, которым подвергает его автор. Гетероагрессия выражается через противоборство армий в песочнице, а также в активных агрессивных действиях главного героя по отношению к другим персонажам и элементам композиции.

Адресность агрессии показывает адресата агрессивных действий. Фигурка (или фигурки), на которую направлен агрессивный поток, может ассоциироваться у клиента с конкретным лицом из реальной жизни (мать, сестра, отец, бабушка, муж, жена, ребенок, начальник, подруга и пр.).

  1. Ресурсное содержание песочной картины

Ресурсное содержание песочной картины служит опорой для т ихологического консультирования и является интегральной мрактеристикой .

Проявление ресурсного содержания:

  1. Наличие особой позитивной энергетики в картине. Какой- 1 о участок картины или композиция в целом греет душу. Если попросить рассказать об этом подробнее, можно актуализировать ресурсные ипостаси личности.
  2. В картине или рассказе о ней имеется созидательная идея,
  • гремление. Если психолог на этом акцентирует внимание клиента, можно актуализировать его ресурсные возможности.
  1. Сюжет песочной картины жизнеутверждающий - и на этом можно построить линию консультирования.
  2. Ощущение освобождения от напряжения после отыгранного конфликта. Теперь, когда добро одержало победу над злом, можно «начинать новую жизнь».
  3. Гибкость и изобретательность героя композиции в поиске способов преодоления трудностей. Обычно это можно установить из рассказа клиента о картине. Если герой комбинирует прямую агрессию, хитрость, покровительство, избегание, взаимопомощь и другие способы для преодоления трудной ситуации, можно го- норить о его адаптивных ресурсах. У него имеется высокий потенциал, для того чтобы приспособиться к различным условиям, а также для успешного разрешения сложных ситуаций.
  4. Потенциальные ресурсные возможности человека проявляются в его песочной картине в качестве чудесных предметов, несущих избавление или счастливое разрешение ситуации. Впоследствии мы сможем к ним обращаться для поддержки и усиления Я клиента.
  5. Наличие фигур-помощников.
  1. Символическое поле песочной картины

Символическое поле песочной картины отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах. Для исследователя эта ключевая характеристика, быть может, является наиболее привлекательной .

Для удобства понимания мы условно разделим символическое поле песочной картины натри части. В символическое поле войдут:

3 Зак. 635

  1. символизм пространственного расположения предметов в песочнице;
  2. символизм ландшафта песочной картины;
  3. символизм предметов, использованных в песочной картине.

Мы последовательно рассмотрим каждую часть символического поля песочной картины. Условно разделяя его натри части, будем помнить о том, что они существуют в единстве друг с другом.

Важным условием для проведения символического анализа является фиксация местоположения клиента относительно песочницы.

Поверхность песочной картины можно условно разделить на три равные части по вертикали и три равные части по горизонтали, как в кубике Рубика. Таким образом, «песочный лист» размечается на девять секторов. Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение. Мы приводим его для тех, у кого ведущая рука - правая. У левшей все будет зеркально.

Разделение по вертикали.

«Женская» часть. Символизирует прошлое, взаимоотношения со значимыми женщинами, матерью, связь с домом.

Левая часть - это то, что человек уже имеет, на что может опираться.

Левая часть также может символизировать внутренний мир человека; отражать его глубинные личностные процессы.

Настоящее. Центральная часть символизирует актуальные в данный момент процессы человека. О чем он думает, к чему стремится, что является для него значимым. Особенно это касается фигурки, которая поставлена в центр картины. Нередко она символизирует Я клиента, тот образ, с которым он себя бессознательно ассоциирует в данный момент

«Мужская» часть. Символизирует будущее. Социальные процессы. Взаимоотношения в социуме: детский сад, школа, институт, работа. Может отражать взаимоотношения с партнером по браку. Также символизирует планы на будущее, тревоги, связанные с будущим.

Взаимоотношения со значимыми мужчинами, отцом, братом, мужем, другом. Иногда символизирует ограничения в реализации задуманного.

Разделение по горизонтали.

Верхняя часть символизирует ментальные процессы. О чем человек думает, фантазирует, что планирует, вспоминает.

Центральная часть символизирует эмоциональные процессы. Что человек переживает, что он чувствует, о чем беспокоится, чему радуется.

Нижняя часть символизирует сферу реальных действий, поступ ков человека. То, что он сделал, что делает, что хочет сделать. Зем ля, почва под ногами. Как видим, интерпретация символического значения многозначная, многоуровневая. Поэтому психолог ище г гот смысл, который более всего соответствует состоянию клиента и идее картины.

Даже беглый взгляд на пространственное расположение фигу рок в песочнице может дать важную информацию об особенное тях клиента. Для этого нужно ответить на вопрос: «Какие части песочницы наиболее заполнены, а какие оказались пустыми?» Если наблюдается определенная дисгармония в заполнении песоч ницы фигурками, психолог может определить для себя наиболее общие задачи консультирования.

Фигурки песочной картины.

Попавшие в левый верхний угол фигурки символизируют про цессы, связанные либо с прошлыми воспоминаниями, либо с мыслями одоме, о матери, о другой значимой женщине.

Фигурки, находящиеся в центральной верхней части, могут от ражать то, о чем в данный момент думает, фантазирует клиент.

В правый верхний угол, как правило, попадают фигурки, отражающие мечтания, планы на будущее, мысли о взаимодействии в социуме: от детского сада, школы до работы. Взаимодействие с отцом, другими значимыми мужчинами.

Попавшие в центральную левую частьфигурки могут символизировать прошлые эмоциональные переживания, связанные с домом, матерью, значимой женщиной.

В центральной части сосредотачиваются самые важные фигурки. Описывают они, с одной стороны, актуальное эмоциональное состояние. С другой стороны, ценностные устремления, нечто значимое, неважно, осознаваемо оно или нет.

Фигурки в правой центральной части отражают стремления, желания автора песочной картины, а также эмоции по поводу будущего, мужчин, социальной самореализации.

1. О методе в целом.

Песочная терапия (Sandplay) один из самых интересных методов аналитической психологии, основанный на идеях М. Левенфельд, Д. Калф, К.Г. Юнга. Именно на эту методологическую основу указывает в своем Регламенте работы Международное общество Сэндплей-терапии (юнгианской песочной терапии).

Это увлекательное путешествие в глубины себя, возможность не просто увидеть, но понять и принять свои чувства и состояния. Все мы нуждаемся в развитии диалога с собой, в освоении внутреннего пространства. Именно такое путешествие дает возможность совершить песочная терапия, где вы сами создаете, наблюдаете и проживаете свой мир, а терапевт позволяет справиться с возникающими чувствами, понять смысл, связать с реальными проблемами и сложностями в жизни.

Это творческий процесс, который помогает соприкоснуться со своим бессознательным, с глубинным и подлинным «Я», возвращает человека к его травматическим переживаниям, прокладывает мост между внутренней и внешней реальностью, что способствует движению к целостности и развитию личности.

2. Немного истории.

В 20-е годы прошлого столетия английский врач Маргерет Ловенфельд использует в своей работе два цинковых подноса с водой и песком и миниатюрные фигурки. И, совместно со своими маленькими пациентами, она создает «технику мира», которая становится предметом ее увлекательного исследования.

В 50-е годы Дора Калфф, юнгианский аналитик обучается у Ловенфельд, развивая идеи, соединяя технику с юнгианскими идеями и восточной философией, так рождается песочная терапия (Sandplay).

Таким образом, «песочная терапия» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития.

Сначала этот метод применялся в детском психоанализе, так как детям сложно словами описать свои переживания, как это, обычно, могут делать взрослые. Но вскоре он стал использоваться и в работе с взрослыми клиентами, помогая выразить тяжелые переживания, боль от потерь, внутренние конфликты и какие-то непереносимые чувства, о которых невозможно было говорить. Невидимая боль и страдания души с помощью картины на песке из внутреннего пространства переносится во внешнее пространство и становится видимой и осязаемой. С помощью образов, символов и метафор с миром травмы уже не так страшно иметь дело, говорить о ней и трансформировать во что-то другое, что даст ресурс для дальнейшего роста и развития.

Песочная терапия обращается к детской части, к внутреннему ребенку каждого человека, используя ее творческую и исцеляющую способность.

3. Что необходимо для работы

В песочной терапии используются два деревянных лотка — с сухим и мокрым песком, выкрашенные в голубой цвет, как модель воды и неба. Вода и коллекция миниатюрных фигурок. Они должны быть как природные (ракушки, шишки, желуди, камни, веточки), так и сделанные руками человека из разных материалов (железа, стекла, глины, пластмассы…), которые будут отображать всю сферу жизни человека и окружающую среду (люди, дома, машины, животные, деревья, цветы, инструменты, предметы обихода, мифологические образы и многое другое). Важно присутствие как красивых светлых и добрых образов, так и страшных темных и ужасных. Чем больше фигурок, тем больше возможностей у клиента себя выразить.

Обычно, терапевт не дает никаких инструкций. Клиент может строить свой уникальный мир в песке с помощью фигурок, может наливать воду и моделировать различные ландшафты своей души или создавать образы из мокрого песка. А можно, просто, играть с сухим песком, создавая волны, дорожки, ветер, бурю в пустыне, песочный дождь.

Прикасаясь к сухому песку, можно ощутить забытые прикосновения заботливых материнских рук или другого, очень близкого человека и наполниться любовью и успокоением. У каждого будут свои чувства, в зависимости от их детского опыта и их травмы. Можно восполнить эти чувства и наполниться ими, если их, по каким-то причинам, не удалось пережить раньше, создавая образ заботящейся внутренней матери. Это видно по детям из детских домов, как они буквально целиком хотят погрузиться в этот песок с блаженством на лице. А других он пугает, и они долго не хотят к нему прикасаться, пока не произойдет доверие к миру в образе терапевта.

Песочная терапия обеспечивает безопасное пространство для проработки бессознательного материала в игровой форме. Она уменьшает сопротивление клиента в способе выражения собственных аффектов и помогает их связать с образами, за счет символизации.

4. Где применяется:

Родной дом песочной терапии — юнгианский анализ. Но, со временем, интерес к методу растет и продвигает его по новым путям развития.

Благодаря простоте манипуляций и огромным возможностям метод находит применение в самых разных областях и не только психотерапии. Педагоги и социальные работники используют песочную терапию для развития творческих способностей и навыков. Невероятно красиво смотрится песочная живопись. Песочные шоу и создание скульптур из песка стали отдельным видом искусства.

Песочная терапия используется в консультировании, краткосрочных методах психотерапии, как вид арт-терапии, в работе с семьями. Парами. Клиентами практически всех возрастов.

И конечно метод успешно развивается в родном пространстве аналитической психологии.

Песочные картины можно сопоставить с серией сновидений, о которых, к сожалению, мы часто забываем. Картины, как сны наяву, которые можно анализировать, сфотографировать, а потом наблюдать как за изменением содержания самих картин, так и за динамикой изменений в психике их создателя.

В песочных картинах детей, часто можно наблюдать спроецированное бессознательное их родителей, которым заполнен ребенок, что не дает ему спокойно развиваться. С помощью образов и последующего их выражения на песке он освобождает свое внутреннее пространство для себя самого, чтобы наполнить его своими помогающими и поддерживающими фигурами (внутренними объектами). В песке, без страха, уничтожается старый мир и создается новый мир. С персонажами песочной картины можно проигрывать конфликты, находить способы их преодоления, отыгрывать эмоции и смотреть, как будут к этому относиться окружающие персонажи, то, что не решаются сделать в обычной жизни. Здесь можно проиграть много ролей, и выбрать для себя подходящую твоему внутреннему состоянию и твоему подлинному «Я».

Постепенно боль потери, разрушения и травмы становиться меньше, так как в психику встраивается внутренний образ героя, создателя, творца своего мира, своей жизни. Этому способствует уникальная идея Песочной терапии.

5. О песочных терапевтах:

Для песочного терапевта очень важно развивать в себе способность быть в хорошем контакте с детской частью, понимать и разговаривать на забытом языке образов. Уметь ориентироваться в символическом поле помогает знание мифологии фольклора, литературы по аналитической психологии. Этот с виду простой метод требует постоянного профессионального и личностного развития. Помимо соблюдения Этического закона помнить про особую бережную позицию по отношению к клиенту и его работе. Личный опыт работы в песочнице, осознание собственного процесса индивидуации дает возможность создавать для своих клиентов свободное, защищенное пространство. Дора Калфф пишет, что именно при таких условиях возможно активизация архетипа Самости, который и ведет по пути индивидуации.

6. Обучение.

Развитие в этом направлении предполагает постоянный процесс развития.

Обучение в школе аналитической психологии дает базу для понимания процесса песочной терапии:

— структуры и динамики психики;
— механизма психокорекционного воздействия;
— теории комплексов и архетипов.

Далее, конечно, обучающие программы непосредственно по Песочной терапии, где мы можем через знакомство с подходом разных специалистов почувствовать и двигаться к собственному способу использования песочницы, ведь мы имеем дело с творческим методом, где копирование убивает идею. Важно знакомиться с другими арт-методами, методами аналитической психологии работы с образами, такими как активное воображение, амплификация. Для развития символического мышления очень важно изучать культурологию, мифологию, фольклор.

Личная терапия и супервизии позволяют на собственном опыте прожить и осознать историю в пространстве песочнице, понять трудом своей души.

В завершение, хотелось бы сказать, что использование метода Песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как с сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений. Меня не перестает удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуации.

Sandplay. Юнгианская песочная терапия. Психотерапевтический метод сэндплей-терапии (юнгианской песочной терапии): теория, практика, обучение, специалисты-психолог — песочные терапевты

Наша почта:
jungian.sandplaytherapy
@gmail.com

Наша страница на Фейсбуке:

Евгения Трошихина
к.пс.н., доцент СПбГУ, песочный терапевт

Юнгианская песочная терапия

Безграничность и живость фантазии рождает многообразие методов и техник психотерапии. В качестве средств при работе с клиентами можно использовать рисование, лепку, игру, инсценировки, кукольный театр, теневой театр, музыку, танец, рассказывать и сочинять истории, применять притчи, сказки, создавать коллажи, мастерить кукол и многое другое. Психотерапевт и клиент совместно ищут соответствующие средства самовыражения. Для одних людей таким средством служит игра с песком, для других – драма, для третьих – инсценировка фантазий. Одних привлекает рисование, других – глина, а третьих – сочинение историй. В продуктах творчества находят символическое выражение трудности и проблемы, а в процессе регулярных встреч происходит продвижение образов фантазии и в результате возникает возможность разрешения конфликтов и исцеления. Как пишет Э.Ф. Эдингер, «настроения и чувства сотрясают нас до тех пор, пока не образуют нечто зримое и осязаемое, и тогда мы уже вступаем с ними во взаимодействие как с реальными объектами».

Творчество открывает пространство для жизни образов, что переживается как ощущение глубокой реальности взаимодействия внутреннего и внешнего мира. Только символическая жизнь способна выразить повседневные чаяния души.

Песочная терапия корнями связана с символической игрой детей. Дети любят играть в песок. Летом мы часто наблюдаем, как они строят запруды у ручейков, песочные замки на пляже, а дети помладше лепят куличи в песочнице. В игре дети проживают свои чувства, разбираются во взаимоотношениях, фантазируют. В случае неудач, обид, встреч с сильными чувствами такая игра позволяет им восстановить равновесие в своей душе и разобраться в окружающем мире. Играя в свои игры, дети идут именно туда, куда они должны идти.

Игра с песком как методика консультирования была впервые описана в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. В специальном подносе, заполненном песком, дети создавали композиции, используя воду, а также понравившиеся им миниатюрные фигурки и предметы из коробок или с полок. Полученные композиции дети часто называли «мой мир», и свою технику Ловенфельд назвала «Построение мира». В настоящее время игра с песком и композиции в песке используются многими направлениями психотерапии, в организационном консультировании и глубинной психотерапии, в индивидуальной и групповой работе, при работе с детьми и взрослыми.

Теоретические принципы юнгианского подхода для песочной терапии сформулировала швейцарский юнгианский детский психотерапевт Дора Калфф в конце 50-х годов ХХ века, после того, как она, по совету Юнга, прошла обучение лично у Ловенфельд. Она использовала поднос размерами 49,5х72,5х7,0, выкрашенный изнутри в голубой цвет, символизирующий небо и воду, и наполовину заполненный песком, а также кувшин с водой и сотни миниатюрных фигурок и предметов, расположенных на полках. Она изменила размеры подноса и расположила его на столе для того, чтобы клиенту было удобно удерживать в поле зрения всю свою композицию. Свою технику она назвала “Sandplay”, в наши дни она получила широкую известность как “Песочная терапия”.

В юнгианской песочной терапии клиенту предлагается создать что-либо в подносе, при этом обращается внимание, что при желании можно использовать воду, фигурки, предметы, а после завершения композиции ему предоставляется возможность дать название построению, как «если бы это была картина», и рассказать что-нибудь о композиции. Четкой инструкции нет, она определяется обстоятельствами. Дора Калфф обычно говорила так: «Посмотрите на полки, найдите то, что представляет для вас наибольший интерес, поставьте в песочницу, а затем, если захотите, добавьте любые другие предметы». Джун Атертон, президент Международной Ассоциации юнгианской песочной терапии, предпочитает использовать корзину, в которую клиент, разглядывая фигурки на полках, складывает те из них, которые его притягивают. Она говорит об этом так: «клиентом выбирается все то, что нравится или пугает, как бы «просится» быть взятым или отталкивает. Здесь нет давления того, каких и как много следует брать фигурок, и как их использовать. Клиент может просто расположить их на песке, а может создать картину».

Набор фигурок и предметов отражает, по-возможности, разные стороны существования человека: люди, животные, растения, дома и другие сооружения, транспорт, мебель, продукты питания, оружие, музыкальные инструменты, небесные тела и явления, камни, раковины, сундуки и драгоценности, символы разных религий, боги и богини, мифические и сказочные персонажи, символы любви, смерти и возрождения, пространства и времени, геометрические формы, архетипические символы и т.д.

В течение всего времени общения с клиентом терапевт обеспечивает «свободное и безопасное пространство», а именно, является внимательным сопровождающим лицом, старающимся понять клиента и доносящим по возможности свое желание понять. Его позиция – это «активное присутствие», он не руководит процессом, а только следует за развитием фантазии клиента. Он слуга процесса.

По словам Д. Калфф, построение мира на песке высвобождает внутреннее бессознательное содержание психики. Оно выплескивается на поднос, обретя символическую форму в виде гротов и мостов, холмов и рек, людей, животных, мифических существ, драгоценностей в сундуках и закопанных скелетов. Все построенное, «свой мир», человек может охватить одним и тогда становится зримым и доступным осознанию то, что было заблокировано на вербальном уровне. Построение открывает возможность уникального доступа и для клиента, и для терапевта в исследование сознательного и бессознательного мира создателя песчаной картины, возможность «увидеть мир в одной песчинке».
Интегрирование бессознательного материала приводит к усилению чувства целостности, внутренней силы Эго.

Д. Калфф считает, что Эго ребенка начинает развиваться с самого рождения, что Эго черпает силу из глубокого внутреннего ощущения единства младенца с матерью, которое развивается постепенно и достигает пика во второй – третий год жизни ребенка. Дискретная связь с матерью травмирует внутреннее чувство целостности и препятствует нормальному функционированию Эго. В условиях терапии специалист создает «свободное защищенное пространство», что является условием появления ощущения единства у обоих участников, по своей природе похожего на взаимоотношения «мать – ребенок», и тогда клиент имеет возможность проживания заново эмоционального отношения в переносе и достижения психической интеграции.

При построении в песке проявляется способность человека создавать символы. Психика спонтанно производит символы, и эта способность активизируется, когда человек теряется и не может справиться с внутренней или внешней ситуацией. Символическая функция открывает доступ к глубинным ресурсам психики. Способность символизировать развивается у человека с рождения. Образ матери – это тот первый символ, который позволяет ребенку ощущать безопасность даже тогда, когда мать исчезает из поля зрения, понимать, что при этом она все равно существует.

М. Фордхам считает, что способность к образованию символов происходит в результате тесного эмоционального общения матери и младенца. Способность удерживать образ матери развивается постепенно и этому способствует поведение матери. Например, издревле мамы играют со своими детьми в хорошо всем известную игру «Ку-ку», когда мать прячется за тканью или спинкой кроватки, и, спустя некоторое время, появляется снова. С течением времени у маленького ребенка накапливается опыт возвращения матери. Затем способность к образованию символов продолжает развиваться, когда родители обогащают, в психологическом смысле, жизнь ребенка. У ребенка появляются любимые игрушки, с которыми он спит, книжки, зачитанные от корки до корки, коврик над кроваткой, первые красивые ботинки. Мать постоянно обращается к истории его жизни: «Помнишь, как мы приезжали сюда прошлым летом и ходили на озеро…». Так, с помощью самых близких людей выстраивается внутренний мир ребенка, и, став взрослым, человек вспоминает сонм вещей, с которыми связаны нежные чувства, идущие из детства.

Недостаток способности к образованию символов, по словам М. Фордхама, происходит из-за нарушения эмоциональной связи матери и ребенка, в случае отсутствия матери, а также в результате серьезного заболевания ребенка. В свою очередь, сильные психологические травмы могут нарушить уже сформировавшуюся способность к символизации. С этой точки зрения, процесс построения на песке в ходе терапии может способствовать развитию или восстановлению данной функции.

Создание песочной композиции может помочь клиенту придать смысл происходящему с ним. Как отмечает Дж. Атертон, «многие из символических предметов имеют универсальные, мифологические значения, и могут показать клиенту универсальные истины или прояснить его личный миф. Фигурки и символы, предоставляемые терапевтом, обеспечивают значительное облегчение блокированным или «затемненным» частям души. Песочная терапия как объясняет, так и раскрепощает, привнося глубину визуального понимания в то, что так часто бывает блокировано вербально. И даже если увиденная правда ужасна, или миф трагичен, – сама работа в подносе с песком приносит облегчение и примирение. Иногда для терапии достаточно просто позволить невидимому стать видимым. Тогда ночные страхи и привидения испаряются освещенные работой с песком».

Метод песочной терапии подходит для работы с людьми, имеющими негативный эмоциональный опыт и перегруженными непроработанными эмоциями. Сюда можно отнести детей и взрослых из дисфункциональных семей, переживших физическое, сексуальное и эмоциональное насилие, столкнувшихся с травматическими событиями, травматических личностей, имеющих поведенческие проблемы, невротические проявления, зависимости. По словам Дж. Атертон, «это те люди, которые слишком часто чувствует, что их «не слышат». Те, кто и отчаялся, и потерял связь с глубинными страданиями и потребностями».
В принципе, построение в песке может быть использовано со всеми желающими и не знает возрастных границ. Исключение составляют лишь психотические больные.

Песочная терапия – это обманчиво простая техника. При всей кажущейся простоте проведения метода, он является глубинным и тонким инструментом и требует от терапевта постоянного профессионального развития и шагов на пути индивидуации. Важной заботой терапевта является создание отношений, которые ощущаются двумя людьми как уникальный опыт живой связи, именно он необходим для развития. Такое отношение терапевта приводит к возникновению пространства, в котором клиент чувствует себя настолько свободным, и в то же время защищенным, что позволяет себе исцелиться. Это терапевтическое пространство удерживается терапевтом. В добавление, сам поднос является еще одним символическим контейнером, способным удерживать.

К.Г. Юнг полагал, что установление терапевтического альянса активизирует целительный потенциал, заложенный в человеческой психике. Он рассматривал этот потенциал как составную часть «архетипа самости», который ведет по пути индивидуации. При активизации с помощью терапевтического альянса архетип приводит клиента туда, куда ему необходимо было прийти.