Петровские реформы. Кратко

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Реформы Петра 1 это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества. По мнению Петра Алексеевича, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Эта уверенность царя еще более подкрепилась после того, как он провел великое посольство. Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками.

В чем состояла реформа центрального управления

Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.

Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.

Сенат и его функции

На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:

  • Законодательная деятельность
  • Распорядительная деятельность
  • Судебные функции в стране
  • Контрольные функции за другими органами

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.

Создание коллегий

Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:

  • Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
  • Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
  • Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
  • Канцелярия юстиции. Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
  • Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
  • Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.

Тайная канцелярия

Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.

Указ о единонаследии. Табель о рангах.

Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям. Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране. Это правитель известен тем, что он мог приблизить к себе человека без роду. После подписания данного закона он мог каждого из них наделить по заслугам.

Продолжилась данная реформа в 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения. Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов). Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.

Все ранги делились на следующие категории:

  • 14-9 уровня. Чиновник, который находился в этих рангах, получал в свое владение дворянство и крестьян. Единственное ограничение заключалось в том, что такой дворянин мог пользоваться имуществом, но не распоряжаться им, как собственность. Кроме того, имение не могло передаваться по наследству.
  • 8 – 1 уровня. Это высшее управление, которое не только становилось дворянством и получало в полное управление владения, а также крепостных, но и получило возможность передавать свое имущество по наследству.

Областная реформа

Реформы Петра 1 затронули многие области жизнедеятельности государства, включая в том числе и работу органов местного управления. Областная реформа России планировалась давно, но была проведена Петром в 1708 году. Она полностью изменила работу аппарата местного управления. Вся страна была поделена на отдельные губернии, которых всего было 8:

  • Московская
  • Ингерманландская (позднее переименовали в Петербургскую)
  • Смоленская
  • Киевская
  • Азовская
  • Казанская
  • Архангелогородская
  • Симбирская

Каждая губерния управлялась губернатором. Он назначался лично царем. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота административной, судебной и военной власти. Поскольку губернии были достаточно большие по размерам, то они делились на уезды. Позднее уезды были переименованы в провинции.

Общее число провинций в России в 1719 году составило 50. Провинциями управляли воеводы, которые руководили военной властью. В результате власть губернатора была несколько урезанной, поскольку новая областная реформа забирала у них всю военную власть.

Реформа городского управления

Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах. Это был важный вопрос, поскольку численность городского населения увеличивалась ежегодно. Например, к концу жизни Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек, которые относились к разным классам и сословиям. Это требовало создать органы, которые будут работать с каждым сословием в городе. В результате была проведена реформа городского управления.

Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы. Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты. Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры. Только в 1720 году была создана Главный магистрат, который занимался контрольными функциями в отношении деятельности бурмистров.

Следует отметить, что реформы Петра 1 в области городского управления ввели четкие разграничения между простыми горожанами, которые делились на «регулярных» и «подлых». Первые относились к высшим жителям города, а вторые - к нижним сословиям. Эти категории не были однозначными. Например, «регулярные горожане» делились: богатых купцов (враче, аптекарей и прочих), а также простых ремесленников и торговцев. Все «регулярные» пользовались большой поддержкой государства, которое наделяло их различными льготами.

Городская реформа была достаточно эффективной, но она имела явный уклон в сторону зажиточных граждан, которые получали максимальную поддержку государства. Тем самым царь создал ситуацию, в которой городам становилось жить несколько легче, а в ответ наиболее влиятельные и богатые горожане поддерживали власть.

Церковная реформа

Реформы Петра 1 не обошли стороной и церковь. Фактически новые преобразования окончательно подчинили церковь государству. Эта реформа фактически началась в 1700 году, со смертью патриарха Адриана. Петр запретил проводить выборы нового патриарха. Повод был достаточно убедительным – Россия вступила в Северную войну, а значит, дела выборные и церковные могут подождать и лучших времен. Для временного исполнения обязанностей патриарха Московского был назначен Стефан Яворский.

Наиболее значимые преобразования в жизни церкви начались после завершения войны со Швецией в 1721 году. Реформа церкви свелась к следующим основным шагам:

  • Полностью был ликвидирован институт патриаршества, отныне такой должности в церкви не должно было быть
  • Церковь теряла свою самостоятельность. Отныне всеми ее делами управляла Духовная коллегия, созданная специально для этих целей.

Духовная коллегия просуществовала меньше года. Ей на смену пришел новый орган государственной власти – Святейших Правительствующий Синод. В его состав входили духовные лица, которых назначал лично император России. Фактически с этого времени церковь была окончательно подчинена государству, а ее управлением фактически занимался сам император через Синод. Для осуществления контрольных функций за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора. Это был чиновник, которого император также сам назначал.

Роль церкви в жизни государства Петр видел в том, что она должна была учить крестьян уважать и почитать царя (императора). В результате были даже разработаны законы, которые обязывали священников вести специальные беседы с крестьянами, убеждая тех во всем подчиняться своему правителю.

Значимость петровских преобразований

Реформы Петра 1 фактически полностью изменили порядок жизни в России. Какие-то из реформ действительно принесли положительный эффект, какие-то создавали и негативные предпосылки. Например, реформа местного управления привела к резкому увеличению количества чиновников, в результате чего коррупция и казнокрадство в стране буквально зашкаливали.

В целом реформы Петра 1 имели следующее значение:

  • Власть государства была усилена.
  • Высшие сословия общества были фактически приравнены в возможностях и правах. Тем самым стирались границы между сословиями.
  • Полное подчинение церкви государственной власти.

Итоги реформ однозначно выделить нельзя, поскольку они имели много негативных моментов, но об этом можно узнать из нашего специального материала.

Реформы в эпоху Петра Великого

Период правления царя Петра Алексеевича был ознаменован глобальными изменениями в жизни русского общества. Это началось в 1696 году и закончилось примерно в 1725.
Петр Первый хотел коренных изменений в России. Она к тому времени была отсталой страной. Поэтому петровские реформы, кратко о которых можно прочитать в энциклопедии, были направлены на достижение прогресса.

Строительство фабрик и заводов

Промышленность в России не была развита хорошо. А между тем, страна вела войну со Швецией, с цель добиться выхода к Балтийскому морю, поэтому нужно было оружие. Поэтому петровские реформы были направлены на поиски полезных ископаемых и строительство фабрик и заводов для создания из них оружия и необходимого инвентаря. Создавались мануфактуры, был основан новый район промышленных учреждений – Урал. Люди, которые занимались промышленностью, получали от царя льготы и привилегии. Для того, чтобы работать с промышленными предприятиями по всей стране, Петр Первый создал Бургмистерскую палату.
При этом хозяин предприятия, который им управлял, и помогал проводить петровские реформы, действительно богател. Простые же работники часто трудились в тяжелых условиях, и получали мизерную зарплату.
Тем не менее, промышленность при Петре Первом сделала резкий скачок в развитии. Русские стали гораздо меньше зависеть от иностранных товаров. И другие страны стали получать от России железо, полотно, пшеницу.

Военная реформа

Петр Первый постоянно участвовал в войнах, и был сторонником военных учений. В период его правления главной задачей русских было завоевание прохода к Балтийскому морю. Война со Швецией, которую в то время возглавлял Карл Двенадцатый, требовала создания регулярной армии.
И Петр создал такую. Петровские реформы кратко сводятся к превращению крестьян в солдат, которые становятся защитниками государства. Возглавляют войско иностранцы. Новая армия получает новое обмундирование, и она получает победы. Шведский король убегает прочь.

Европеизация общества

Петровские реформы кратко сводятся к попытке Петра Первого изменить русское общество, сделать его европейским. Поступает указ боярам брить бороды, потому что западные люди ходят выбритыми. Меняется система летоисчисления. Новый год начинают праздновать 1 января, а не 1 сентября, как раньше.
Бояре в эпоху Петра начинают приобщаться к европейским ценностям. Петр обязывает их изучать грамоту, открывает школы. Начинает издавать газету «Ведомости». Многие книги переводятся с иностранных языков на русский. В обиход вводятся арабские цифры. Алфавит упрощается, многие церковнославянские буквы отменяются.
Отменяется Боярская дума, во главе страны становится Сенат – верховный орган. Он принимает решение по управлению страной.

Крестьяне

Начинает меняться порядок обращения с крестьянами. Многие петровские реформы кратко сводятся к тому, что четко поделить народ на сословия. И до Петра существовало разделение крестьян на холопов и владельческих. При этом холопы не платили податей.
Количество крепостных при Петре только усиливается. Сам Петр хотел бы отменить куплю и продажу людей, но понимал, что это трудно в его время. В это время начинают составляться ревизские сказки, в которых указывается количество людей, которые приписаны к помещику или к земле. Все эти люди облагаются налогом. Теперь крестьяне не могут уйти от необходимости платить налоги. Петровские реформы кратко ставят своей целью закабалить крестьян, лишить их возможности уйти от хозяина.
В это время Петр способствует развитию сельского хозяйства. В 1721 году он дает указ вводить в использование литовскую косу, которая позволяет жать в десять раз быстрее, чем серп. Приезжают немецкие и латышские крестьяне, которые учат русских крестьян пользоваться косой. Были завезены голландские коровы, мериносовые овцы из Испании. Были завезены и высажены тутовые и фруктовые деревья.

Петербург

Во времена царствования Петра многое было направлено на возведение сооружений, которые могли бы защитить русский народ от шведов. Поэтому в 1703 году на Заячьем острове начинается возведение крепости.
Петровские реформы кратко направлены на то, чтобы создать город-форпост. Основание Санкт-Петербурга поэтому закономерно. В самом начале его существования над его постройкой работали тысячи людей. Все они были привезены сюда из других мест. Многие из них болели.
Поэтому люди не любили жить в Петербурге. Многие из них уезжали в Москву и в другие регионы, поэтому и после Петра их приходилось силой возвращать в город. Но уже при Екатерине Второй город стал красивым и блестящим, и многие стремились поселиться здесь. Сейчас Санкт-Петербург составляет славу и украшение России. Сда приезжают гости со всего мира.

Первая четверть XVII века - важная эпоха в российской истории, когда произошли существенные сдвиги в жизни, экономике, развитии производительных сил, государственном строе и культуре России. Но особенно значительные изменения наметились в международных отношениях. Именно в этот период Россия вошла в число сильнейших держав Европы. К концу XVII века обширное Русское государство, территория которого простиралась от Каспийского моря на юге до Полярного океана на севере и от Польши на западе до Тихого океана, Камчатки и Китая на востоке, занимало в международных отношениях малозначительное место.

Конечно, в XVII веке и даже до начала XVIII века, начиная примерно со второй половины XV века, Русское государство росло, расширялось, накапливало силы и постепенно все более привлекало внимание сначала соседних, а затем и более отдаленных государств. Но вплоть до начала XVIII века, до Петра I, сфера участия России в европейских международных отношениях ограничивалась соседними странами Восточной и Юго-Восточной Европы - Польшей, Швецией и вассалом Оттоманской империи - Крымским ханством. Участие в западноевропейских делах Россия не принимала, а ее политические контакты со странами Западной Европы были эпизодическими. Правительства западноевропейских стран в свою очередь принимали в расчет силы и возможности России только в тех случаях, когда дело касалось пограничных с Россией государств - Польши, Швеции и, в конце XVIII века, Турции. Да и взаимные познания России и стран Западной Европы друг о друге были весьма ограниченными. Наша страна интересовала в то время некоторые из этих государств, прежде всего Англию и Голландию, как торговый партнер, источник дешевых товаров и хороший рынок сбыта.

В середине XVII века правительство России сделало попытку вернуть себе выход к Балтийскому морю. Но Швеция была в то время сильной военной державой, и для успешной борьбы с нею силы России оказались пока еще недостаточными, тем более что одновременно шла война с Польшей за Украину. Ликвидировать условия Столбовского договора, пробиться к Балтийскому морю в XVII веке не удалось. Это была самая трудная проблема, важнейшая задача русской внешней политики, и, давно уже став традиционной, она никогда не снималась с повестки дня, но решать ее пришлось уже Петру I в первые десятилетия XVIII века.

Третьим соседом России в Европе было в XVII веке Крымское ханство - вассал и форпост Оттоманской империи. Россия в XVII веке ежегодно выплачивала крупные суммы крымской феодальной верхушке. Однако это не обеспечивало безопасность ее южных границ. Почти каждый год с наступлением весны татарские орды глубоко проникали в пределы русской земли, жгли, грабили, убивали, угоняли население и скот. Постоянные татарские набеги тормозили развитие производительных сил, мешали вовлечению в хозяйственный оборот наиболее плодородных земель, создавали непреодолимые препятствия развитию земледелия и скотоводства на обширных просторах значительной части Русского государства. Военные столкновения с Турцией и Крымом в 70-80-х годах XVII века не принесли заметных успехов, которые позволили бы улучшить позиции России относительно ее южных соседей. Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба.

Когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, в России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставали от передовых европейских армий.

Внешняя торговля в то время либо шла через соседние страны, оказываясь под контролем Швеции и Польши, либо велась по Белому морю и Ледовитому океану, вокруг Северной Европы, путем трудным, далеким, опасным для тогдашних небольших парусных кораблей. Едва ли нужно упоминать, что и те немногочисленные суда, которые приходили в северные порты России, были судами иностранными, так как собственного торгового флота у России не было.

Отчетливо представив себе международное положение России к концу XVII века, можно по достоинству оценить то новое, что появилось в ходе последующего развития событий, развития производительных сил страны, ее экономики, связанных в первую очередь с реформами Петра I.

Исторические условия и предпосылки петровских реформ. Каковы же были предпосылки петровских реформ? Отметим, что Россия была крайне отсталой страной, что представляло серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Страна не имела регулярной, боеспособной армии и флота. Государственный аппарат управления не отвечал требованиям времени и потребностям России. Значительным было отставание в области культуры, просвещения, науки и т.д. В результате Россия в начале XVIII века была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также изменения в области культуры и быта. Эти реформы проводились в течение всего правления Петра I.

Военная реформа. В этот период в России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами. Главными из них были воинский (1716 год) и морской уставы (1720 год)6, в разработке которых Петр I участвовал лично. Развитие металлургии способствовало значительному росту производства новых систем артиллерийских орудий. На Дону и на Балтике начал создаваться военно-морской флот, строительство которого осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени.

Создание регулярных армии и флота потребовало новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами перед другими имевшимися в то время формами комплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для него обязательна была военная или гражданская служба. В результате армия постепенно становилась всесословной, так как она пополнялась боярскими, посадскими, дворовыми, стрелецкими и даже поповскими детьми. Служить в регулярной армии Петра I стало престижно, хотя и опасно, так как армия постоянно находилась в сражениях и походах. Рекрутов холостых в возрасте от 15 до 20 лет, а потом и женатых от 20 до 30 лет распределяли по "станциям", сборным пунктам в ближайших городах партиями человек в 500-1000, расквартировывали по постоялым дворам, назначали из них же капралов и ефрейторов для ежедневного пересмотра и надзора или отдавали их отставным (из-за ран и болезней) офицерам и солдатам. С этих сборных учебных пунктов рекрутов рассылали, куда требовалось, "на упалые места", для пополнения старых полков, для формирования новых. По объяснению самого Петра, цель таких армейских питомников состояла в том, что "когда спросят в дополнку в армию, то всегда на упалые места были готовы". Это и были "бессмертные" рекруты и солдаты, как их тогда прозвали. Указ гласил, что кто из них на учебной станции или уже на службе умрет, будет убит или сбежит, вместо того брать нового рекрута с тех же людей, с которых взят выбывший. Первый рекрутский набор в российскую армию был произведен в 1705 году по единой норме - по одному рекруту с 20 тяглых дворов, что составило до 30 тысяч рекрутов. Такой порядок пополнения армии и флота продолжался до конца 1709 года.

Для управления, комплектования, обучения, содержания и обмундировки российской регулярной армии был создан сложный военно-административный механизм с Военной и Адмиралтейской, Артиллерийской и Провиантской канцеляриями. Кроме этого, был образован для руководства армией и флотом Генеральный штаб во главе с генералитетом, который по табели о рангах 1712 года состоял из двух генерал-фельдмаршалов - князя Меншикова и графа Шереметева, и из 31 генерала, в числе которых было 14 иностранцев.

Реформа промышленности и торговли. В XVII веке была осознана идея коренного подъема производительных сил страны как необходимого условия обогащения казны, что и легло в основу экономической политики Петра. В решении этой задачи Петр I лично контролировал разработку полезных ископаемых, оснащение предприятий техникой и новыми орудиями производства, развитие земледелия, скотоводства, хмелеводства, виноделия, рыболовства, обрабатывающей промышленности, мануфактур, особенно горного дела, как наиболее нужного для армии и флота.

Познакомившись с Западной Европой, Петр внимательно изучал работу ее фабрик и заводов, особенно таких промышленных центров, как Амстердам, Лондон, Париж. Он познакомился с Западной Европой, когда там в государственном и народном хозяйстве господствовала система, основная мысль которой, как известно, состояла в том, что каждый народ для того, чтобы не беднеть, должен сам производить все им потребляемое, не нуждаясь в помощи чужестранного труда, а чтобы богатеть, должен ввозить как можно меньше, а вывозить как можно больше. Усвоив себе такой же взгляд по наблюдениям или самобытно, Петр старался завести в России всевозможные производства, не обращая внимания на то, во что обойдется их организация. Петр руководствовался двумя соображениями: 1) Россия не уступает другим странам, а превосходит их обилием разных природных богатств, еще не тронутых и даже не приведенных в известность; 2) разработку этих богатств должно вести само государство принудительными мерами. Завести новое полезное производство, шелковицу, виноградарство, отыскать нетронутую доходную статью и разработать ее - это стало главным предметом народнохозяйственных забот Петра.

В целях развития новых отраслей промышленности, строительства новых городов, заводов и фабрик Петр I в 1698 году пригласил в Россию иностранных фабрикантов, мастеров и ремесленников7. В 1702 году в Германии был опубликован манифест Петра, приглашавший в Россию иноземных капиталистов, фабрикантов, ремесленников на выгодных условиях. С тех пор начался усиленный прилив в Россию заграничного фабричного и ремесленного люда; иностранцы соблазнились выгодными условиями, какие им предлагались, и точным исполнением данных обещаний со стороны русского правительства. Ни за кем из своих Петр не ухаживал так, как за иностранными мастерами.

Одновременно Петр I решал и другую задачу. Под его руководством за границу отправлялись сотни русских людей для обучения важнейшим ремеслам и мастерствам. В результате в продолжение царствования Петра по всем главным промышленным городам Европы были разосланы сотни русских учеников, за обучение которых Петр дорого платил иноземным мастерам. Особенно заботило Петра обучение мануфактурам. Срочнонаемные иноземные мастера, обязавшиеся обучать русских, делали это неохотно и небрежно и, отложив сроки, уезжали, оставляя "учеников без совершенства их науки", возбуждая подозрение, не дают ли они на то присяжного обязательства своим цехам на родине. Петр предписывал Мануфактур-коллегии посылать за границу склонных к мануфактурному обучению молодых людей, обещая им казенное содержание за границей и всевозможные привилегии.

В целях стимулирования промышленного и сельскохозяйственного производства Петр I ввел льготы - казенные субсидии и ссуды, но при этом требовал правильного их расходования на благо российского Отечества. Насмотревшись на приемы и обычаи западноевропейских капиталистов, Петр старался и своих капиталистов приучить действовать по-европейски, соединять капиталы, объединяться в компании. До Петра Русь выработала несколько видов или форм соединения промышленных сил. Так, среди крупного купечества обычной формой такого соединения был торговый дом.

В дальнейшем Петр I издал указ, запрещающий фабрикантам и заводчикам возвращать беглых крестьян, работающих у них, их хозяевам. Он дал мужику-капиталисту дворянскую привилегию, право владеть землей с крепостным населением. Таким образом, на смену старого боярства теперь рядом с вельможами в табели о рангах становились новые фабриканты и заводчики из числа простого народа.Фабрика и завод при Петре являлись преемниками древнерусского монастыря, подобно последнему, они имели значение нравственно-исправительных учреждений. Целым рядом указов Петр предписывал "виновных баб и девок" отсылать на фабрики и заводы для исправления.

Социальная политика Петра. Смысл и цель социальной политики Петра I заключались в усилении роли, места и значения класса феодалов в государстве. В 1714 году был издан "Указ о единонаследии", по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ укреплял дворянское землевладение и знаменовал слияние двух сословий в единый класс, феодалов стали называть дворянами (помещиками, шляхтой). Чиновник, достигший восьмого класса (коллежский асессор), или офицер (майор) получали пожизненное дворянство (так было до середины XIX века). Таким образом, господствующий класс укреплялся за счет включения в свой состав наиболее талантливых представителей других сословий. В 1718-1724 годах была проведена подушная перепись всего мужского населения. Единицей налогообложения населения взамен крестьянского двора становилась "душа мужского пола". Все мужское население, от грудных детей до дряхлых стариков, записывалось в "ревизские сказки" (списки) и было обязано платить ежегодно денежный налог - подушную подать. От него освобождались лишь дворяне и духовенство. Результаты переписи позволяют сказать, что население России насчитывало тогда примерно 15 млн. человек. Перепись населения не учитывала такую категорию населения, как холопы. Они были обязаны платить налог наряду с крепостными крестьянами, частью которых стали холопы.

Введение подушной подати привело к росту доходов казны и усилению налогового гнета по сравнению с предшествующим временем. Это повлекло за собой массовое бегство крестьян. Петр, исходя из интересов помещиков, издал в 1724 году указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без письменного разрешения. Так было положено начало паспортной системе в России. "Соборное уложение" 1649 года закрепляло жителей за посадами русских городов. Правительство Петра продолжило эту линию. Все ремесленники были обязаны жить в городах и записываться в цехи. Городских жителей разделили на две категории - регулярных и нерегулярных граждан. В регулярные зачислялись купцы, промышленники и ремесленники. Нерегулярными считались горожане, не имевшие собственности.

В соответствии с указом 1720 года суд, сбор налогов и городское благоустройство были переданы городским магистратам, избиравшимся регулярными гражданами. Для руководства магистратами был создан Главный магистрат. Таким образом, в своей политике относительно города правительство руководствовалось прежде всего фискальными соображениями. Горожане, хотя и подразделялись на отдельные категории, по-прежнему оставались одним из сословий феодального общества.

Реформы органов власти и управления. Для их осуществления в первой четверти XVIII века была проведена перестройка центральных и местных органов власти и управления. С 1708 года Петр I начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми. После окончания Северной войны Петр I получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, а взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий8, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий, были созданы конторы, канцелярии, департаменты, приказы, функции которых были также четко разграничены. В 1708 - 1709 годах была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу. В свою очередь, губернии в 1719 году были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) во главе с воеводой рангом ниже уездного. После введения подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство, а иногда и явное сопротивление.

Реформа сословного устройства русского общества. Петр I ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собой император. Между тем дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению. Петр требовал, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом, своим призванием, умело бы править страной и войсками. Для этого нужно было прежде всего распространить среди дворян образование. Петр установил новую обязанность дворян - учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться. Указами 1712, 1714 и 1719 годов был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военный или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но даже и люди "подлого" происхождения выдвигались Петром I на видные государственные должности.

Церковная реформа. Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700 году умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 году патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан Святейший правительствующий Синод, или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымало значительную их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени "княжескую" систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшем известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.

Реформы в области культуры и быта. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемые в плане европеизации. Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным. Петр I в 1708 году ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702 года систематически выходила первая русская газета "Ведомости".

В этот период правления Петра I был написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России.

Логическим итогом реформ в области развития науки и просвещения было основание в 1724 году Академии наук в Петербурге.

С первой четверти XVIII века осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стала определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии.

В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII века относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения.

Изменения все более внедрялись и в быт населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой, европеизированной. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всех распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызывало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.

Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению иностранного, преимущественно французского, языка.

Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII века, имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождались широким распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.

Итоги реформ. В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями как в экономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени.

Естественно, все эти изменения происходили на феодально-крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития. Более того, темпы и размах освоения им новых территорий, новых сфер экономики и производительных сил значительно возросли. Это позволяло ему решать давно назревшие общенациональные задачи. Но формы, в которых они решались, цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращается в главный тормоз для прогресса страны.

Уже в период правления Петра Великого прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны. Но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы действия крепостничества, образование рынка вольнонаемной рабочей силы, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Замедленность формирования буржуазии и превращения ее в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра I и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития. Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых различных слоев, вызывала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением.

1682-1689гг - правление царевны Софьи

1689-1725гг - царствование Петра I

Предпосылки реформ: - экономическое и военное отставание России от европейских стран

Служилое сословие ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны

Социальная нестабильность порождала необходимость укрепления позиций правящего сословия и совершенствования государственного аппарата управления и армии

Внешнеполитическая и культурная изоляция

Духовный кризис общества

Структурный кризис

Возможность петровских преобразований создавалась в результате изменений, происходивших в стране в течение XVIIв: 1. В социальной сфере. Сближение поместного и вотчинного землевладения, отмена местничества, рост числа служилых людей.

2. В экономической сфере. Развитие ремесел, появление первых мануфактур, развитие торговли и политика протекционизма.

3. В политической сфере. Проявление черт абсолютной монархии.

4. Во внешней политике. Присоединение Левобережной Украины и преодоление дипломатической изоляции (вступление в Священную Лигу).

5. В духовной сфере. Обмирщение культуры, преобразования в религиозно-церковной области, европеизация быта верхов общества.

Характер реформ: 1. Методы проведения - насильственные ("революция сверху").

2. Социальные последствия - обновление и европеизация сочетались с укреплением самодержавия и крепостничества.

3. Социально-политическое содержание - реформы укрепили самодержавие, создали бюрократию и, преобразовав служилое сословие, превратили его в дворянство, ставшее опорой абсолютизма.

4. Основные черты: - поверхностное и выборное заимствование у европейских стран технических достижений для военных целей

Ужесточение эксплуатации народа традиционными методами

Растущая централизация и бюрократизация управления

По традиции наследовать Федору должен был его брат Иван. Однако 15-летний царевич был болезненным, полуслепым и мало годился для роли царя. Собравшиеся во дворце патриарх Иоаким и бояре решили, что царем следует провозгласить сына второй жены Алексея Михайловича Н.К.Нарышкиной - Петра. Опираясь на стрельцов, группировка Милославских, среди которых была сестра Ивана Софья, решительно повела борьбу за власть.

В 1682г по Москве был пущен слух, что Иван задушен. Вооруженные стрельцы, давно уже недовольные потерей привилегий, вступили в Кремль. Нарышкина вывела на дворцовое крыльцо обоих царевичей - Петра и Ивана. Однако, это не успокоило стрельцов, они продолжали буянить три дня. По их требованию первым царем был провозглашен Иван, вторым - Петр, а до их совершеннолетия царевна Софья назначалась регентшей. Ее правительством руководил В.В.Голицын, человек с европейским образованием, имевший планы реформ но не получивший возможности их осуществить.

Русская армия под командованием Голицына предприняла два неудачных похода против Крымского ханства. Во время похода 1687г татары подожгли степь и армия Голицына вынуждена была вернуться не дойдя до Крыма. В 1689г более чем 100-тысячное войско достигло Перекопа, но вступить в пределы Крыма не решилась.

В годы правления Софьи Петр и его мать жили преимущественно в подмосковных селах - Преображенском, Коломенском, Семеновском. Грамоте Петр научился с трех лет, но систематического образования не получил. В начале 1689г Петр женился на боярской дочери Евдокии Лопухиной, что означало его совершеннолетие и давало право на самостоятельное правление.

Ночью в августе 1683г Петр был разбужен в Преображенском одним из своих сторонников сообщением о том, что стрелецкие полки подняты по тревоге и готовы схватить его. Петр бежал в Троице-Сергиев монастырь, туда же вскоре подошли Преображенский и Семеновский полки. Петра поддержали многие бояре и дворяне, московский патриарх и несколько стрелецких полков. Софью заключили в Новодевичий монастырь в Москве, руководитель стрельцов был казнен, Голицын отправлен в ссылку. Трон перешел к Петру. Иван V, реально не участвовавший в управлении государством, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1696г.

Азовские походы.

В 1695г был организован первый Азовский поход, но из-за отсутствия флота крепость взять не удалось. В 1696г благодаря действиям построенных на верфях Воронежа галер удалось взять Азов.

"Великое посольство" в Европу 1697г.

Цели: - укрепление и расширение антитурецкого союза

Приглашение на русскую службу специалистов, закупка и заказ вооружения

Личное ознакомление с политической обстановкой, экономическими и культурными

достижениями

Западной Европы

В условиях подготовки европейских стран к войне за "испанское наследство" Петру не удалось решить главную дипломатическую задачу и предотвратить подписание сепаратного мира Австрии с Турцией. Зато он сумел пригласить на службу иностранных специалистов, оставить для обучения за рубежом русских дворян, закупить вооружение. Вернувшись из Европы Петр под страхом штрафов и порки приказал служилым людям брить бороды и носить европейскую одежду.

С 1699г началось комплектование регулярной армии путем насильственного набора "даточных людей" (с 1705г утверждается термин "рекруты"). Указ 1699г о создании Бурмистерской палаты (позже - Ратуши) вводил в городах выборное самоуправление.

В хозяйственный оборот вводились новые земли южных уездов, Поволжья, Сибири. Благодаря вмешательству государства расширились посевы технических культур (льна, конопли, табака), насаждались новые породы овец, развивалось коневодство.

За годы царствования Петра I в России было основано свыше 200 мануфактур, не считая горных заводов. С 1699-1670гг расширялись железоделательные заводы в Туле Кашире и строились новые в Карелии и на Урале. Легкая промышленность развивалась за счет строительства мануфактур, выпускавших продукцию для военных нужд и в меньшей степени - для внутреннего рынка. Были созданы десятки кожевенных, винокуренных, стекольных и др. заводов. С конца первого десятилетия XVIIIв казеные предприятия передавались в частные руки. Поощрялось частное предпринимательство. Создание купеческих компаний, предоставление им ссуд и льгот укрепляло положение ведущих заводчиков. Контроль над ними осуществлялся через систему казеных заказов. В начале века на предприятиях работали, в основном по найму, люди разного социального положения, в т.ч. свободные и беглые крестьяне. С ростом промышленности обнаружился острый дефицит рабочей силы, и на мануфактуры стали ссылать осужденных и пленных и приписывать крестьян. С 1721г Петр разрешил мануфактуристам покупать к заводам крепостных, которые позже стали называться посессионными.

Во внутренней торговле ведущую роль в оптовых операциях продолжали играть ярмарки. Крестьянская торговля облагалась дополнительными налогами, но после того как в результате подобной политики доходы казны упали, в 1711г было разрешено всем сословиям торговать везде и любыми товарами с обычными сборами. Торговля солью, табаком, вином была объявлена государственной монополией и отдавалась в откупа отдельным купцам.

Внешняя торговля постепенно была переведена из Архангельска в Петербург, что вызвало разорение многих старых купеческих фамилий. Для русских купцов пошлины были в два раза ниже, чем для иностранных. В 1724г был введен таможенный протекционистский тариф. На экспорт вводились низкие пошлины, на ввоз устанавливалась высокая пошлина, если эта продукция производилась в России, и низкая, если она не производилась и была необходима для отечественной промышленности (краски, шерсть, сахар и др.)

Изменения в социальной сфере.

В начале правления Петра I насчитывалось около 15 тысяч дворян. Политика правительства была направлена на укрепление их рядов, увеличение и сплочение русского дворянства, и в результате его численность увеличилась в пять раз.

Указ 1714г о единонаследии юридически уравнял поместья и вотчины, объявив все числившиеся за дворянами имения их наследственной безусловной собственностью. Закон в то же время допуска наследование собственности только одним из сыновей, что должно было предотвратить дробление имений и распыление дворянского сословия. Т.е. у основной массы дворянства возникла материальная заинтересованность в служении государству. Младшие дворянские дети теперь вынуждены были служить в армии, на флоте или в бюрократическом аппарате. Запрещалось производить в офицеры дворян, не прошедших службу рядовыми в гвардейских полках, жениться дворянским "недорослям", не овладевшим азами математики, покупать имения тем, кто нигде не служил и т.д.

24 января 1722г был принят "Табель о рангах" - государственный закон, определявший порядок прохождения службы и устанавливавший иерархию служебных разрядов. Принцип занятия государственных должностей по знатности заменялся бюрократическим. В трех разрядах службы - гражданской, военной и дворцовой - все должности разделялись на 14 рангов - от 1го, высшего (например, канцлера в гражданской службе), до 14го, низшего - коллежского регистратора. При Петре чиновники уже с 14 ранга получали личное, а с 8го - потомственное дворянство. Для военных потомственное дворянство предоставлялось уже с 14 ранга - низшего офицерского чина прапорщика.

Более всего от насильственной модернизации страдало крестьянство, составлявшее 92% населения России. Сотни тысяч крестьян, мобилизованных государством, строили верфи, крепости, заводы, возводили на болотах новую столицу - Петербург. Государство, проводя с 1718г перепись населения, перешло к подушному налогообложению. С 1724г многообразные налоги были заменены единой подушной податью, которая составляла 80, затем 74 копейки с крестьянина мужского пола и 80 копеек с посадского. Кроме того, помещичьи крестьяне отдавали владельцу натуральную, денежную и отработочную ренту, а государственные - платили дополнительные 40 копеек "оброчной" дани и исполняли натуральные повинности, поставляли хлеб, лошадей, людей на строительство и пр.

В итоге: - общий объем налогообложения вырос в 2-3 раза.

Налоговая реформа укрепила крепостничество (крепостные составляли 60% всех крестьян). Побочным результатом стала ликвидация холопства. усиливалась власть помещика над крепостными.

Был образован новый разряд крестьян - государственные. В него вошли черносошные и пашенные крестьяне Севера и Сибири, ясашные люди Поволжья и Сибири.

Была создана паспортная система. Крестьянин, уходивший на заработки далее 30 верст от места жительства, должен был иметь паспорт - бумажку от помещика с указанием срока возвращения домой.

Сумма штрафа за укрывательство беглого увеличилась до 100 рублей.

Петровские указы приказывали отстранять от управления имением помещика, разорявшего крестьян непомерными повинностями, обязывали помещиков кормить крестьян в голодные годы, крестьяне теперь не отвечали за долги своего господина. Помещик также был обязан следить за тем, чтобы крестьяне регулярно посещали церковь, вовремя вступали в брак и т.п.

Народные волнения.

Наиболее распространенной формой протеста стало бегство крестьян. К концу правления Петра I было зафиксировано около 200 тыс беглых душ.

Причинами восстания в 1705г в Астрахани стали произвол местного начальства, введение новых повинностей, сокращение жалованья стрельцам, насильственное приведение в жизнь приказов о брадобритии и ношении европейской одежды. В восстании приняли участие верхи и низы посада, стрельцы. После расправы с воеводой, приказными людьми, офицерами и иностранцами восставшие создали земское управление. В марте 1706г Б.П.Шереметьев штурмом взял город и расправился с восставшим.

Центральная власть стремилась ограничить автономию Дона. В результате в 1707г "новопришлые люди" под руководством Кондратия Булавина напали на отряд, направленный на Дон для возвращения беглых, и уничтожили его. Верные правительству домовитые казаки разбили мятежников, вожак их сбежал в Запорожье. В феврале 1708г, используя тяжелую внешнеполитическую ситуацию, Булавин вновь собрал значительные силы и захватил Черкасск - столицу Войска Донского. Атаман был казнен, а Булавина на казачьем круге избрали на его место. После неудачной осады Азова Булавин был убит казацким старшиной. Его сподвижник, И.Некрасов, увел остатки повстанческих отрядов на Кубань, а затем во владения турецкого султана, где они основали свою колонию, просуществовавшую до 60х гг XXв.

С 1705г по 1711г происходили волнения башкирского народа, вызванные налоговым, административным и национальным гнетом.

Реформы центральных органов управления.

Отправляясь в Прутский поход, Петр I оставил в 1711г для управления страной Сенат. Позднее он превратился в высший распорядительный, судебный и законосовещательный орган. Первоначально состоял из 9 человек, назначавшихся царем.

В 1717-1722гг на смену изжившим себя приказам пришли коллегии. Высшей коллегией был Сенат. Первейшие три - Военная, Адмиралтейская и Иностранная. Три экономические - Берг-коллегия (тяжелая промышленность), Мануфактур-коллегия (легкая промышленность) и Коммерц-коллегия (внешняя торговля). Три финансовые - Камер-коллегия (сбор налогов), Штатс-коллегия (расходы) и Ревизион-коллегия (контроль за расходами и доходами), вскоре влившаяся в Сенат. Юстиц-коллегия. Вместо Поместного приказа была создана Вотчинная коллегия. Городами управлял Главный Магистрат. Политическим сыском ведал Преображенский приказ, усиленный в дальнейшем Тайной канцелярией. Две коллегии было создано для управления Украиной и Прибалтикой. В 1721г в соответствии с "Духовным регламентом" была создана Духовная коллегия, состоявшая из православных архиереев, вскоре переименованная в Синод. В результате церковная иерархия полностью подчинилась государству.

Для борьбы со злоупотреблениями чиновников в государственных, военных и церковных учреждениях в 1711г были созданы органы негласного надзора, который осуществляли фискалы во главе с обер-фискалом.

В 1722г была учреждена должность генерал-прокурора Сената. В его обязанности входило наблюдение за выполнением законов и правил, он мог приостановить и оспорить решение Сената, ему были подчинены фискалы. Первым прокурором был П.И.Ягужинский. Прокуроры назначались во все государственные учреждения.

Структура и функции новых органов власти были подробно разработаны в Генеральном Регламенте и регламентах отдельных коллегий.

В ходе областной реформы 1708-1710гг страна была разделена на 8 губерний (позже - 11) во главе с генерал-губернаторами, назначаемыми царем. Они сосредоточили в своих руках высшие военные и гражданские функции и всю полноту судебной власти на местах. В подчинении губернаторов находились обер-комендант (военное ведомство), обер-комиссар и обер-провиантмейстер (денежные и хлебные сборы), ландрихтер (судебные дела). К губерниям приписывались полки. С 1719г губернии стали делиться на 50 провинций, а последние - на уезды.

В 1722г появился Устав о наследии престола, давший императору право назначить себе преемника по своему усмотрению Его появление во многом вызвано делом царевича Алексея, который в 1718г был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни.