План конспект разряды количественных числительных. Отметьте свои достижения в путевом листе

Пиликина Валентина Владимировна

учитель русского языка и литературы

МАОУ лицей № 1 г. Кунгура

Урок русского языка в 6б классе

Тема урока : «Разряды количественных имен числительных».

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Формы работы : индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, конверт с заданиями для групповой работы.

Цель урока : знакомство с отличительными признаками разных разрядов имен числительных, формирование навыка классификации количественных имен числительных на целые, дробные и собирательные.

Задачи:

    выявить степень усвоения обучающимися знаний о признаках имени числительного как части речи, делении на количественные и порядковые, простые и составные;

    формировать умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

    организовать групповую работу с целью развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли, прислушиваться к высказываниям других;

    научить обучающихся опознавать в устной и письменной речи количественные имена числительные, определять их разряд, отличать от порядковых;

    развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности.

Ход урока

    Мотивация (слайд № 1)

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. У нас хорошее настроение. Значит, мы можем работать и делать маленькие открытия. Этим мы сегодня и займёмся на уроке.

    Актуализация знаний.

1. Чтение письма (слайд №2)

— Ребята, мне на электронную почту пришло письмо с пометкой: «Для учеников 6 «б» класса лицея №1».

Учитель зачитывает содержание письма.

«Ребята! Мы откроем вам тайну. Многие части речи так любят маскироваться под имя числительное, что трудно определить, где здесь числительное, а где существительное, прилагательное, глагол, наречие. А вы хорошо знаете все признаки имени числительного? Помогите нам отыскать имена числительные. Особые приметы: характер точный, тесно связаны с числами и счетом. Ждем вашей помощи!!! С уважением, числа».

2. Работа с текстом Ученики читают текст(слайд № 3) .

Задание классу:

Найдите в тексте имена числительные, аргументируйте свое мнение. Дайте характеристику имен числительных.

Вот и закончились XXII зимние Олимпийские игры в Сочи. Российские спортсмены заняли первое место в общекомандном медальном зачете, завоевав тринадцать золотых, одиннадцать серебряных и девять бронзовых медалей.

Первую медаль в копилку нашей команды закинула конькобежка Ольга Граф.

Трижды российский шорт-трекист Виктор Ан выигрывал «золото» .

Фигуристка Аделина Сотникова впервые в женском одиночном катании поднялась на высшую ступеньку пьедестала.

Тринадцатую золотую медаль сборной России принесла четвёрка Александра Зубкова, победившая в соревнованиях по бобслею.

Настоящим триумфом для сборной России стала лыжная гонка на пятидесятикилометровом масс-старте. Победу одержал Александр Легков, Максим Вылегжанин финишировал вторым, а замкнул тройку сильнейших Илья Черноусов.

Предполагаемый ответ (слайд № 4)

Двадцать вторые игры (порядковое, составное), первое место (порядковое, простое) , тринадцать золотых (количественное, простое) , одиннадцать серебряных (количественное, простое), девять бронзовых медалей (количественное, простое) , первую медаль (порядковое, простое ), тринадцатую золотую медаль (порядковое, простое), вторым (порядковое, простое).

Все это имена числительные, так как обозначают количество предметов или порядок предметов при счете, отвечают на вопрос сколько? который по счету?

(Слайд №4)

— Почему не являются именами числительными другие слова? Обоснуйте свой ответ.

Трижды — наречие; выигрывал сколько раз? как часто? обозначает признак действия)

Впервые – наречие; завоевала когда? признак действия)

Одиночном – прилагательное; в катании каком? признак предмета)

Четверка – имя существительное; принесла что? обозначает предмет)

Пятидесятикилометровом – прилагательное; масс-старте каком? признак предмета)

Тройку – имя существительное; замкнул что? обозначает предмет)

III . Постановка проблемы.

    Побуждение к осознанию противоречия

— Ответьте на следующие вопросы, запишите ответы.

— Сколько месяцев в году? (двенадцать)

— Сколько учеников сидит за одной партой? (два, двое)

— А теперь представьте, что в нашей столовой давали яблоки. До звонка вы успели съесть половину яблока. Какую часть яблока вы съели? (одну вторую, ноль целых пять десятых).

Двенадцать, два, двое, одну вторую, ноль целых пять десятых.

А теперь проверьте, все ли это числительные. Почему? (Они все отвечают на вопрос (сколько?) и обозначают число, количество предметов).

— Что у них общего? (Количественные)

— Все эти числительные количественные, но они отличаются друг от друга. Как думаете, почему? (Обозначают разные числа или одинаковые, но по-разному)

2. Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока.

— Какой у вас возникает вопрос?

Какими бывают количественные числительные, на какие группы делятся.

Какова будет тема нашего урока?

Предполагаемый ответ

— Разряды количественных имен числительных.

Записываем в тетради тему урока (слайд № 5).

Учитель

— Что нам надо узнать, чтобы решить эту проблему, чему мы должны научиться? (формулируют цели урока).

Предполагаемый ответ

— узнать, на какие разряды делятся количественные имена числительные;

— опознавать в устной и письменной речи разряды количественных числительных, отличать их от порядковых.

IV . «Открытие» детьми нового знания (слайд № 6)

    Поиск решения проблемы (открытие нового знания) обучающимися

Работа в группах (7-10 минут)

Мы находимся в лаборатории «Имя числительное». Все вы в данный момент младшие научные сотрудники лаборатории. Вас ждут научные открытия.

(Слайд № 7)

Перед вами схема классификации числительных, которую мы составляли на первом уроке по теме «Имя числительное». Она отражает всю информацию о числительных, которой вы владеет на данный момент?

— Нет. В схеме не указаны разряды количественных числительных. Результатом вашей работы и будет открытие новых знаний «Классификация количественных имен числительных»

Разряды числительных

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕЫЕ

ПОРЯДКОВЫЕ

третий

сто тридцать пятый

третий

сто тридцать пятый

Задание группам (слайд № 8)

Разделите количественные имена числительные на группы.

— По какому принципу вы разделили числительные именно на такие группы?

Сколько групп у вас получилось?

Семь, пятьдесят, пятеро, одна восьмая, пять целых одна десятая, двести, трое, три, три четвертых, шестеро, две пятых, четверо, восемь миллионов.

    Выступление каждой группы о классификации количественных имен числительных (слайд № 9)

Семь одна восьмая пятеро

Пятьдесят пять целых одна десятая трое

Двести три четвертых шестеро

Три две пятых четверо

Восемь миллионов

— Все ли группы так распределили имена числительные? Если у вас так же, поднимите зеленую карточку. Если вы не согласны, поднимите красную карточку.

-Что обозначают имена числительные первой группы? (Целые числа)

— Что обозначают имена числительные второй группы? (Дробные числа)

— Какое значение у числительного третьей группы? Как бы вы назвали такие числительные? Я даю вам варианты: дружественные числительные, собирательные, вместительные.

(Несколько предметов, взятые как одно целое, объединенные чем-то общим. Не пять или шесть, а пятеро и шестеро).

(Собирательные, от глагола собирать)

Таких числительных мало (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро. И оба (обе). Форма оба употребляется с существительными мужского и среднего рода, а форма обе – только с существительными женского рода.

— Итак, какие же разряды количественных числительных мы с вами выделили? (Числительные, обозначающие целые числа, дробные числительные, собирательные).

3. Заполнение таблицы обучающимися самостоятельно (слайд № 10)

Результат работы (продукт)

Разряды числительных

по значению и грамматическим признакам

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ

ПОРЯДКОВЫЕ

Дробные

две пятых

полтора

Собирательные

трое

семеро

Числительные, обозначающие целые числа

три

двадцать пять

третий

сто тридцать пятый

третий

сто тридцать пятый

(Слайд № 11)

— А теперь определите разряд числительных, которые мы записали в начале урока.

Двенадцать — целое , два – целое, двое — собирательное, одну вторую – дробное, ноль целых пять десятых – дробное.

V . Применение нового знания (слайд 12).

Когда я сегодня шла на урок и несла задания вам, пошел неожиданно снег. Он размыл некоторые слова в моей тетради. Давайте восстановим эти слова. Дадим им характеристику.

(Устная работа с доской).

    раз отмерь, … раз отрежь.

    Не имей … рублей, а имей … друзей.

    дерутся – … не суйся.

    Старый друг лучше новых ….

    пашет, а … – руками машут.

    блин комом.

    Сметлив и хитер – … нос утер.

    дня молол, а в съел.

Проверим! (слайд № 13).

    Семь раз отмерь, один раз отрежь.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    Двое дерутся – третий не суйся.

    Старый друг лучше новых двух.

    Один пашет, а семеро – руками машут.

    Первый блин комом.

    Сметлив и хитер – пятерым нос утер.

    Три дня молол, а в полтора съел.

    Полтора – это сколько?

Полтора — одна целая пять десятых

Какие пословицы, которые содержат имена числительные, знаете вы? Назовите их.

VI . Рефлексия.

— Какие цели мы ставили сегодня на уроке, на все ли поставленные в начале урока вопросы мы ответили?

— Как вы считаете, что вам сегодня на уроке удалось, а над чем ещё надо поработать?

— Сегодня я узнал…

— Было интересно…

— Было трудно…

— Я понял, что…

V . Домашнее задание:

1. Упражнение 705 (устное высказывание «Разряды имен числительных») стр. 104-105.

2. Выписать из романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» 6 предложений с именами числительными разных разрядов.

Творческое задание (на выбор)

1. Придумайте фантастический прибор. Составьте его характеристику, используя как можно больше разрядов числительных.

«Узелок на память» — подобрать интересные факты об истории происхождения, строении, значении имен числительных.

«Ярмарка заданий» — придумать или подобрать задания по теме «Имя числительное. Разряды имен числительных».

Цели:

  • Продемонстрировать различные формы проверки знаний, умений и навыков учащихся.
  • Проверить уровень сформированности ЗУН по теме.
  • Совершенствовать навыки правильного употребления количественных числительных в речи.

Оборудование:

  • Листки контроля.
  • Тетради для словарных работ.
  • Перфокарты и чистые листы для работы с перфокартами.

Ход урока

Оргмомент.

Словарный диктант.

Предварительно был написан диктант "Проверяю себя", который позволил повторить правописание мягкого знака в словах для обозначения мягкости согласных и форм слов. Проверим, насколько повторение было эффективным. Диктант выполняется в тетрадях для словарных работ.

Тоненькая веточка, меньше напишешь, купишь калач, ночной гонщик, клянчить у мамочки, начнёт цвести, возьми сельдь, сладенькие пончики, киньте здесь, пятнадцать туч, лучше стеречь, восемьдесят один обруч, спрячься подальше, ёж колюч, богатырь могуч.

После написания диктанта тетради сдаются на проверку. Учитель называет вид орфограммы, дети по памяти приводят примеры из диктанта, объясняют написание слов. Таким образом следует проработать все слова. Далее ученики оценивают качество работы, оценки выставляют на листки контроля в колонке "Самоконтроль". Затем дети смогут сравнить свою оценку с оценкой учителя.

Проверка уровня сформированности теоретических знаний.

Учитель. Какие слова в диктанте связаны с темой сегодняшнего урока?

Ученик. Количественные числительные пятнадцать, восемьдесят один.

Учитель. Верно. Проверим, что вы знаете о количественных числительных.

Проводим работу в парах. Ученики, сидящие за одной партой рассказывают друг другу всё о количественных числительных как части речи, если требуется, исправляют ошибки товарища, разъясняют непонятое. Таким образом каждый ученик получает возможность подготовиться к устному ответу. Затем учитель просит оценить свою работу в паре и поставить оценку в листок контроля. Далее учитель и ученики выслушивает устные ответы 3-4 ребят. Причём оценивает и резюмирует ответ сосед отвечающего по парте. Другие ученики могут участвовать в оценивании.

Проверка уровня сформированности практических знаний и умений.

Проверяем умение отличать количественные числительные от других частей речи.

Найдите четвёртое лишнее слово, объясните свой выбор.

Пятёрка, пятиэтажный, пять, пятилетка.

Семь, семьдесят семь, семь восьмых, седьмой .

Три восьмых, пять целых три четвёртых, пятеро , одна вторая.

Придумайте свой вариант четвёрки слов с одним лишним. Слова зачитываются вслух, ученики определяют лишнее слово, аргументируют свой выбор.

Проверяем умение правильно писать безударные гласные в окончаниях числительных в косвенных падежах с помощью перфокарт.

Учитель. Какая орфограмма связывает количественные числительные от 11 до 19 и существительные 3 склонения? (безударные гласные в окончаниях в косвенных падежах ) Что следует писать в таких случаях?

Учитель диктует слова, ученики в окошечки перфокарт вписывают гласные е или и, в зависимости от выбора гласной в окончании числительных и существительных.

возле матери, к одиннадцати, у мыши

о двенадцати, о ёлке, о мальчике

без тринадцати, о пятёрке, об аллее

на ладони, около четырнадцати, у поверхности

в троллейбусе, в галерее, у пятнадцати

об идее, в июне, без шестнадцати

без свирели, у семнадцати, о капели

Работы собираются на проверку. Ученикам предлагаем задание для самоконтроля "Хлопушки". Учитель читает текст диктанта ещё раз, ученики поднимают две руки вверх, если в окончании пишется и, хлопают в ладоши, если в окончании следует писать е. При этом учитель помогает разобраться с ошибками, а каждый ученик подсчитывает количество ошибок, допущенных при работе с перфокартой. Затем ученики выставляют себе оценку за работу с перфокартой.

Проверяем умение склонять количественные числительные. Игра "Один за всех, все за одного".

Класс делится на две команды (по вариантам). Один из участников команды (по договорённости ребят) выполняет задание у доски. Остальные члены команды работают на местах, не подсматривая на доску. Все получают одинаковое задание. После того, как ребята у доски закончили работу, члены команд проверяют работу своего товарища, по необходимости по очереди помогают, подсказывают, исправляют. Затем работу на доске проверяет учитель, ставит оценку. Эту же оценку получают все участники команды.

Задание: выполните необходимые вычисления, запишите числительными.

(к) 472+257= (729)

(с) 3586+957= (4543)

(от) 657-56= (601)

Проверяем умение правильно употреблять количественные числительные в предложении. Развиваем логическое мышление.

Исправьте ошибки, если они есть, продолжите предложение, подобрав необходимые по смыслу и логике слова.

Корзину с девяносто троими сливами я нёс обоими руками (возможно продолжить "полтора километра", т.к. в предложении употреблены целое и собирательное числительное, а дробного нет ).

Придумайте и запишите предложение, в котором встретились бы числительные всех трёх разрядов. Затем предложения зачитываются вслух, если необходимо, корректируются учениками, учителем.

Итог урока.

Учитель. Посмотрите в листки контроля. Какую общую оценку вы можете поставить себе за урок? Кто может поставить "5"? "4"? "3"? "2"? (Ученики поднимают руки в соответствии с выбранной оценкой.) Какую общую оценку мы можем поставить всему классу за урок? Почему? (Аргументы)

Домашнее задание.

Составить задание для проверки знаний по теме "Количественное числительное". Приготовиться провести его на уроке для одноклассников.

Урок русского языка в 6 классе. Тема урока: Разряды количественных числительных.

Тип урока: Открытие новых знаний.
УМК: «Школа 2100».
УУД: познавательные – находить достоверную информацию в учебнике, владеть смысловым чтением, анализировать и обобщать;
регулятивные – определять цель, проблему, планировать деятельность; оценивать степень и способы достижения цели;
коммуникативные – организовать работу в паре, излагать своё мнение, корректировать мнение своё и собеседника;
личностные – осознавать свои эмоции, выбирать. Как поступить и осознавать свой выбор.
Цель урока: ознакомление с разрядами количественных числительных.
Задачи урока:
Образовательные – учиться определять разряд числительных.
Развивающие – совершенствовать коммуникативные умения, развивать устную речь, орфографические и пунктуационные навыки, формировать основы самостоятельной работы с учебным материалом.
Воспитательные – воспитывать уважительное отношение к собеседнику, партнёру в группе и диалоге, прививать любовь к родному языку на материале учебных текстов.
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, в парах, групповая.

Средства наглядности: раздаточный материал (карточки с текстами).
Образовательные технологии: проблемно-диалогическая, эвристическая, технология самооценки.

Ход урока.

1. Организационное начало.
Упражнение «Комплименты». Каждый ученик делает комплимент соседу по парте. В начале урока также назначается дежурный консультант.
2. Актуализация изученных знаний . Верное - неверное утверждение.
1) По составу количественные числительные бывают простыми, сложными и составными (+)
2) Простые числительные состоят из одного сложного слова, в состав которого входят два корня (-)
3) Сложные числительные состоят из одного слова, в состав которого входит один корень (-)
4) Составные числительные состоят из двух и более слов (+)
5) Деление на простые, сложные и составные числительные – это непостоянный морфологический признак (-)
6) Триста – это простое числительное (-)
7) Сто сорок – это составное числительное (+)
8) Десять – это простое числительное (+)
3. Формулировка темы и целей урока.
4. Введение в новые знания.
Ученики рассматривают материал для наблюдения на с.93
Беседа по пословицам. Письменное задание: выписать количественные числительные. Работа с предложениями в учебнике. 1) Одна десятая секунды отделяла спортсмена от победы. 2) Две третьих пути все ехали молча.
Как обозначены числительные в этих предложениях?
Работа с теорией учебника. Самостоятельное смысловое чтение правила и дальнейшее обсуждение его в парах: задаём вопросы по правилу друг другу.
5. Воспроизведение нового знания.
Первичное закрепление: Далее выполнение упражнения 195. На обратной стороне доски учителем подготовлен эталон – выполненное упражнение с ответами. На данном этапе проверяется умение учеников сверяться с образцом.
Тренинг: Упражнение для закрепления: учитель диктует числительные, ученики по группам записывают (первая группа записывает целые, вторая – дробные, третья – собирательные). Трое, две пятых, четыре, сто сорок пять, одиннадцать, две третьих, две целых три четвёртых, семеро, триста пятьдесят, пятеро, шестеро, семь восьмых, восемьсот.
6. Подведение итогов, обобщение . Также в группах: первая группа рассказывает про целые числительные с примерами, записанными до этого; вторая группа – про дробные, третья – про собирательные.
7. Рефлексия деятельности.
У каждого на парте есть три карточки со смайликами: грустным, равнодушным, весёлым. Дети выбирают тот, который соответствует их настроению в связи с успешным или неуспешным уроком, и прикрепляют на доску.
8. Домашнее задание на выбор.
1) Выписать в тетрадь 10 предложений учебно-научного стиля с числительными различных разрядов и указать их.
2) Подобрать к каждому разряду числительных по 6-7 примеров и записать их группами.

Муниципальная общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования с.Самбург


Урок русского языка

Класс: 6

Тема: Знакомство с разрядами количественных числительных.

Тип урока: объяснение нового материала

Форма урока: урок - презентация урок - экскурсия

Технические требования к уроку: компьютер, программа Power Point, мультимедийный проектор, интерактивная доска, экран.

Оборудование: презентация, приложение, раздаточный материал.

Цели урока:

Обучающие: закрепить понятие о числительном как самостоятельной части речи, раскрыть его семантику, познакомить с разрядами количественных числительных, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические их особенности, показать речевую функцию.

Развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя различные формы работы, развивать интерес учащихся с помощью дополнительной информации.

Воспитательные: формирование уважения к родному языку, привитие чувства гордости за школу.

Ход урока

    Организационный момент.

1.1.Объявление темы и целей урока.

Сегодня у нас необычный урок. Видите, у нас сидят гости, которые прибыли издалека. Они хотят познакомиться с вами, но, прежде всего, хотят многое узнать о нашей школе. Я предлагаю вам стать экскурсоводами и рассказать очень коротко о нашей школе. Вы согласны? Наш урок сегодня – путешествие по школе. А начнем мы с вами нашу экскурсию с небольшой орфографической разминки, чтобы узнать, слова какой части речи нам сегодня будут помогать. Но вначале запишите число, классная работа. И еще давайте узнаем, какое определение слова «экскурсия» дает нам словарь Ожегова:

(Слайд 3) Экскурсия – поездка (поход) куда-нибудь с образовательной (увеселительной) целью. Значит, сегодня в ходе нашей экскурсии мы еще многое нового узнаем для себя.

1.2.. Разминка. Орфографический диктант на пройденные орфограммы в 6 классе (дети записывают только вставляемые буквы) (слайд 4)

1.Умелый ре(з,ч)ик

2.Ч(и,е)стота в классе

3. (з,с)бор урожая

4. Ко(л,лл)есо истории

5.Выб(и,е)раешь ответ

6.Весело улыбае(ть,т)ся

7.Свеж(е,о)го ветерка

8.Паралле(л,лл)ьно

9.Свист солов(ъ,ь)я

10.Ю(н,нн)ый герой

11.Плохой роз(ы,и)грыш

12.Сп(е,и)шил на урок

Ребята, правильно вписанные буквы (орфограммы) помогут нам определить, о какой части речи мы с вами будем сегодня говорить. Что у нас получилось? (Числительные) Итак, в ходе нашего путешествия по школе нам будут помогать имена числительные. Эпиграфом к уроку пусть служат слова: (слайд 5)

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты с числительным будь дружен.

Цель нашей экскурсии, вспомнить пройденный ранее материал об имени числительном. А в ходе нашей экскурсии мы познакомимся с разрядами количественных числительных и научимся употреблять их в речи.

1.3. Фронтальная беседа по теории. (слайд 6)

Перед началом экскурсии давайте вспомним некоторые правила числительных:

    Что такое имя числительное?

    На какие вопросы отвечает числительное?

    Какие разряды числительных вы знаете?

    На какой вопрос отвечают количественные числительные?

    На какие – порядковые?

    Какие числительные бывают по составу?

    Каким членом предложения является имя числительные?

      1.4. Синтаксическая минутка. Ребята, я предлагаю вам разобрать четыре предложения по членам, чтобы подтвердить сказанное вами правило. (слайд 7)

Три и два пять.

Первый блин комом.

Доброе дело три века живет .

Семеро одного не ждут

    Актуализация опорных знаний.

Мы начинаем нашу экскурсию (текст лежит на партах перед каждым учеником или проецируется на доску): (слайд 8)

Наша школа – это красивое современное трехэтажное здание. Двери школы распахнулись для детей в две тысячи третьем году.

Школу мысленно можно разделить на три части: просторные учебные кабинеты, уютный спальный корпус и строгие кабинеты администрации.

На каждом этаже учебного корпуса размещено по шесть кабинетов. На нижнем этаже занимаются ученики с первого по четвертый классы. В начальной школе одиннадцать классов, поэтому занятия для детей проводятся в две смены. На следующих двух этажах обучаются школьники пятых - одиннадцатых классов. Всего в старшей школе занимается двести учащихся.

2.1. Задание: найдите, найдите и выпишите числительные в две группы: порядковые и количественные. (слайд 9)

Порядковые:

Количественные:

в две тысячи третьем году

одиннадцать

четвертого

одиннадцатый


А мы пойдем дальше знакомить гостей с нашей школой и приглашаем всех в спальный корпус. (слайд 10) На трех этажах в спальном корпусе размещаются сто восемьдесят шесть воспитанников. Они проживают в тринадцати семьях по четырнадцать ребятишек в каждой. На третьем этаже живет пять семей. Это самый дружный этаж. За прошедшее время ребята провели двадцать одно совместное мероприятие. Отличаются все дети и хорошей успеваемостью. В этих семьях десять хорошистов, а пропусков уроков у всех вместе взятых всего девяносто семь часов в четверть.

2.2. Задание: Выпишите числительные в два столбика, простые и составные, а потом поменяйтесь с соседом по парте и проверьте с доской: (слайд 11)

Простые

Составные

сто восемьдесят шесть

тринадцать

двадцать один

четырнадцать

девяносто семь

Ну а мы приглашаем гостей дальше, и хотим показать им наш великолепный спортзал. (слайд 12) Его площадь шестьсот семьдесят пять квадратных метров. В спортзале размещены восемь баскетбольных колец. На огромных подоконниках стоят мягкие модули, их тридцать штук. Ежедневно в этом спортзале проходит пять-десять уроков. Уроки физкультуры проводятся традиционно. Сначала пробежка, девочки бегают по шесть кругов, а мальчики - восемь. Затем девочки на скакалках прыгают пятьдесят раз, а мальчики отжимаются по тридцать раз. В конце урока учитель у одного-двух учащихся проверяет пульс, его биение должно составлять восемьдесят – восемьдесят пять ударов в минуту.

2.3. Выпишите все числительные, объясните, каким общим правилом они объединены? (слайд 13)

Ь на конце числительных

Ь в середине числительных

пятьдесят

тридцать

шестьсот семьдесят (пять)

восемьдесят

восемьдесят (пять)

тридцать

2.4. Занимательный материал: Знаете ли вы, почему четыре десятка называются сорок? Ведь это числительное не похоже на тридцать или пятьдесят. (слайд 14, 15)

Слово “сорок” вначале было существительным и обозначало “мешок с четырьмя десятками собольих шкурок (на полную шубу)», которые раньше заменяли деньги. А потом существительное стало числительным вместо “четыре-десять”. Этого же корня и слово сорочка, представлявшая собой вначале примитивный мешок с разрезами для головы и рук.

Физкультминутка. (слайд 17 )

Все ребята встают. На слух определить правописание Ь в числительных.

Если Ь пишется в середине - хлопнуть в ладоши;

Если Ь пишется в конце - присесть.

Пятнадцать, пятьдесят пять, шестьсот семьдесят четыре, тройка, восемнадцать, восемьсот сорок, девятьсот семь, пять.

3. Формирование общеучебных умений и навыков.

Сегодня мы должны рассмотреть разряды количественных числительных. На какой вопрос отвечают количественные числительные? Сколько? Что же они могут обозначать? Ответьте мне на вопросы:

    Сколько месяцев в году? (В году двенадцать месяцев.)

    По сколько человек вы дежурите в классе? (Мы в классе дежурим по трое человек.)

    А теперь представьте, что в нашей столовой давали яблоки. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели? (Я успел съесть одну вторую часть яблока.) (Слайд 18)

Количественные числительные

двенадцать трое одну вторую

(целое) (собирательное) (дробное)

А теперь проверьте, все ли числительные, записанные на доске, являются количественными? Почему? (Они все отвечают на вопрос сколько? )

    Что обозначают эти числительные? (Целое число, собирательное, дробное)

    Сформулируйте правило о разрядах количественных числительных. (Ответы учащихся)

Сравните словосочетания: (слайд 19)

пятеро мальчиков и пять девочек

1). Определите разряды количественных числительных и род имен существительных. Как вы думаете, употребление собирательного числительного связано с родом существительных?

2). Сформулируйте правило об употреблении собирательных числительных.

3). Можно ли определить, о ком говорится в предложении? (Используйте правило об употреблении собирательных числительных.)

Нас (их) было четверо (только лица мужского пола или детенышей животных)

Нас было четыре (только лица женского рода)

4. Закрепление нового материала:

    Но мы еще не окончили свою экскурсию. Следующий пункт нашего посещения – столовая. (слайд 20) В нашей столовой одновременно могут пообедать сто десять человек. Для всех детей вкусную еду готовят пятеро поваров. Обедают ежедневно две третьих учеников от всех школьников. А завтракают и ужинают три четвертых от всех детей, проживающих в интернате. Сегодня на полднике не накрытыми осталось двенадцать столов. Восьмеро ребят уехали на призывную комиссию. Они пробудут в районном центре трое суток.

Определите разряд количественных числительных, записав их в соответствующую колонку (Слайд 21):

Целые

Дробные

Собирательные

сто десять

три четвертых

двенадцать

восьмеро

Две третьих

Занимательный материал. Прочтите фразу (Слайд 22):

Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блистающий чи100тою. Сес3цы-40ки е2 ухи3лись пре2варительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир. (Вскоре семья опять сядет за стол, блистающий чистотою. Сестрицы-сороки едва ухитрились предварительно приготовить обед, отыскать вместо осетрины столько устриц, что предстоит целый пир).

Запомните: Что? Где? Когда? (слайд 23)

За тридевять земель. Это сколько? 27

В старину существовала народная система счета девятками, поэтому тридевять значило 3 по 9, т.е. 27

Осложненное списывание: заменить числа словами. (слайд 24)

Тюмень – город-труженик. 85 % населения занято в сфере материального производства; 6,9 % - в просвещении, науке, культуре; 5 % в здравоохранении. Более 120 тысяч жителей – постоянные читатели библиотек.

5. Выводы по теме.

Вот и закончилась наша экскурсия по школе с помощью имени числительного. Но это было только первое ознакомительное путешествие. Вы еще не раз отправитесь в это царство, ибо “Имя числительное” - один из самых интересных разделов в языкознании. Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты. Считаем количество прочитанных страниц, число забитых на футбольном поле голов. И нам постоянно необходимы числительные. А они таят столько загадок. Вот в этом мешке загадки с числительными. Ваша задача не только отгадать загадку, но и найти числительные в них.

(если останется время)

Две плетёнки, две сестрёнки

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять, так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня.

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три меньше станет?

6. Итоги урока:

В завершении нашей встречи мне хотелось бы задать вам всего три вопроса.

Когда мы отправились в путешествие?

    Какое числительное порядковое или количественное поможет нам не забыть об этом дне? (дата проведения урока)

    Как долго мы были на экскурсии? (40 минут)

    Какие оценки я могу вам выставить? (Четыре, пять)

Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

Упр. 356, правило на стр.144.

Хакимова Ираида Джурабаевна, учитель русского языка и литературы МОШИ с.Самбург

Гуманитарно – экономический колледж

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

теоретического занятия

Дисциплина: «Современный русский язык»

Тема: Разряды числительных. Стилистические свойства и особенности

употребления числительных.

Специальности: 0111023 «Учитель русского языка и литературы»

семестр: II

курс: I

группа: 114.

Талдыкорган – 2017 г.

Составил преподаватель

______ Нурлан Н. Р.

«___» __________ 20__г.

Количество часов – 2

Цели занятия:

обучающая: прививать знания учащихся по теме занятия;

находить в предложениях имена числительные.

развивающая: развить аналитизм мышления, речь, память, кругозор

учащихся.

воспитательная: воспитывать любовь к изучаемому предмету.

Тип обучения: комбинированный.

Оснащение: 1. Учебное пособие по русскому языку для студентов

неязыковых вузов. КазНМУ имени С. Д. Асфендиярова,

Алматы, 2009г.;

2. Учебник по предмету «Русский язык для 10 класса, авторы

У. А. Жанпейс, Ш. Т. Кожакеева. Алматы «Мектеп», 2014г.

3. Классификатор специальностей, карточки, таблица.

Что должен освоить студент: роль и разряды числительных числительных,

а также его правописание в речи; лексико –

грамматические признаки числительных;

Что должен уметь студент: использовать имена числительные в речи и

находить их в предложениях; уметь писать

числительные в предложениях.

План занятия: 1. Организационный этап – 3 мин.

2. Актуализация – 20 мин.

3. Изложение нового материала – 30 мин.

4. Закрепление нового материала – 15 мин.

5. Подведение итогов занятия – 5 мин.

6. Этап информации о домашнем заданий – 5 мин.

7. Комментирование оценок – 2 мин.

I . Организационный этап

Приветствие. Проверка присутствующих на занятий. Запись на доске даты и названия темы занятия.

II . Актуализация

Проверка домашнего задания

(устный опрос учащихся по предыдущей теме занятия)

III . Изложение нового материала

Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? какой? который?

В русском языке есть количественные (один, два, пять), порядковые (первый, второй, третий) и собирательные (двое, трое, четверо, пятеро) числительные.

Количественные числительные определяют количество предметов и отвечает на вопрос сколько?

Числительные один, два, одно согласуются с существительным в роде, числе и падеже.

Числительное два относится к существительным мужского и среднего рода. Числительное две относится к существительным женского рода. Остальные числительные не изменяются по родам:

Например: три аппарата, три открытия, три карты, два аппарата,

два открытия, две карты.

В числительных 5 – 20, 30 мягкий знак (Ь) пишется в конце числительного, в числительных 50 – 80 и 500 – 900 – в середине слова.

Числительные могут быть:

1. простыми, состоящими из одного слова: 2 – два, 100 – сто;

2. сложными , состоящими из двух корней: 50 – пять – десять, 200 – двести;

3. составными , состоящими из нескольких отдельных числительных:

2 202 – две тысячи двести два.

Простые количественные числительные от пяти до тридцати склоняются как существительные 3 – го склонения. В родительном, дательном и предложном падежах от 11 до 19 в окончании пишется буква и : к одиннадцати часам.

У числительных 40, 90, 100 две формы:

И., В. сорок, девяносто, сто.

Р., Д., Т., П. сорок а , девяност а , ст а .

У сложных слов – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.

К количественным числительным относятся слова полтора, полтораста . Полтораста обозначает количество предметов, равное ста пятидесяти.

Дробные числительные называют не целые числа. Они обычно состоят из двух частей – количественного числительного (числитель дроби) и порядкового числительного (знаменатель дроби).

Например: две третьих, три пятых.

Задание 1: составьте с данными словосочетаниями предложения; напишите

числительные прописью.

50 карточек, 70 элементов, 300 граммов, 700 метров, 900 километров.

Задание 2: Перепишите, раскрывая скобки и заменяя числа словами.

Укажите числительные с Ь в конце и середине.

12 (приборы, открытия), 10 (наброски, таблицы), 500 (грамм, метры), 15 (килограммы, литр), сила тока в 5 (амперы), напряжение в 127 или 220 (вольты), площадь в 870 (гектары), расстояние в 430 (километры).

V . Подведение итогов занятия

1. Что такое имя числительное?

2. На какие виды делятся имена прилагательные? Приведите примеры.

3. Как склоняются имена числительные.

4. Расскажите о правописании имен числительных.

VI . Этап информации о домашнем заданий

2. Подобрать материалы из СМИ из сети Интернет о своей специальности.

VII . Комментирование оценок