План работы кружка по географии в школе. Рабочая программа кружка "В мире географии"

Рабочая программа кружка «Олимп» для 8-9 классов

1. Пояснительная записка.

1.1. Обоснованность и цели учебного предмета, курса

Данная программа разработана для учащихся 8-10 классов.

Основные цели курса: углубление знаний по школьному курсу географии, формирование умений применять географические знания на практике, в нетиповых ситуациях, при решении заданий повышенной сложности.

Задачи кружка «Олимп»:

1.Усилить интерес к предмету, повысить познавательную активность учащихся.

2.Развивать у школьников склонность к научному анализу (умение мыслить логически, делать собственные заключения и прогнозы), творческому мыщлению.

Задания различного уровня формируются в блоки по основным темам и прорешиваются после повторения теоретического материала. Олимпиадные задания усложняют базовые знания, облекают их в более занимательную форму. При решении заданий вырабатывается нестандартный подход к проблеме, комплексность мышления, способность к самостоятельным выводам.

Курс реализуется в 8-9 классах с нагрузкой 1 ч в неделю (34 часа в год).

Содержание программы:

План и карта. Карты. Картографические проекции. Форма, размеры и движение Земли. Решение олимпиадных заданий.

Тектоника и рельеф Земли. Тектоника и рельеф Земли. Решение олимпиадных заданий.

Погода и климат. Общая циркуляция атмосферы. Типы климатов мира. Решение олимпиадных заданий.

Гидросфера. Мировой океан и воды суши. Решение олимпиадных заданий.

Биосфера. Природная зональность мира и географическая оболочка. Решение олимпиадных заданий.

Физико- географический обзор южных материков. Физико- географический обзор северных материков. Решение олимпиадных заданий.

Физико-географический обзор России. Общая характеристика природы России. Физико-географическая характеристика регионов РФ. Решение олимпиадных заданий.

Население России. Население России. Решение олимпиадных заданий.

Хозяйство России. ТЭК. Металлургический комплекс. Машиностроительный комплекс. Химико- лесной комплекс. АПК. Инфраструктурный комплекс. Решение олимпиадных заданий.

Хозяйство регионов России. Центральная Россия. Европейский Север. Европейский Юг. Поволжье. Урал. Восточный макрорегион. Решение олимпиадных заданий.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности : словесные (рассказ, диалог), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные с привлечением ИКТ, различных источников географической информации), практические (разбор учебных и олимпиадных заданий), проблемно-поисковые и исследовательские под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

1.2. Предполагаемые результаты освоения курса

Предметные действия:

Научиться извлекать информацию из карт атласа, научиться читать план

Выделять, описывать, объяснять признаки географических объектов и явлений

Личностные действия:

Формирование мотивации учебной деятельности к исследовательской деятельности

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Коммуникативные:

Учитывать различные мнения, аргументировать свое мнение

Познавательные:

Уметь объяснять взаимосвязи, устанавливать причинно-следственные связи

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты

Преобразовывать информацию из одного вида в другой

Решать олимпиадные задания

Регулятивные:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

п/п

дата

Поурочное планирование

Тема занятия

Всего часов

Практическая часть программы и использование ИКТ, РК

Контроль

План и карта. Карты. Картографические проекции.

Решение задач по картам и планам

Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Форма, размеры и движение Земли.

Решение задач по теме

Выполнение олимпиадных заданий.

Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Тектоника и рельеф Земли.

РК

Выполнение олимпиадных заданий

Контроль

Погода и климат. Общая циркуляция атмосферы.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Типы климатов мира.

Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Гидросфера . Мировой океан и его части.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Биосфера. Природные зоны мира и

географическая оболочка.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Физико-географический обзор материков.

Обзор южных материков.

Повторение и углубление теоретических знаний

Обзор северных материков.

Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Физико-географический обзор России . Общая характеристика природы.

Повторение и углубление теоретических знаний

Физико-географическая характеристика регионов РФ.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

РК Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Население России.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Хозяйство России. Общая характеристика. ТЭК.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Металлургия РФ.

Повторение и углубление теоретических знаний

Машиностроительный комплекс.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Химико- лесной комплекс.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

АПК.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Инфраструктурный комплекс.

Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

РК Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Хозяйство регионов РФ. Центральная Россия.

Повторение и углубление теоретических знаний

Европейский Север.

Повторение и углубление теоретических знаний

Европейский Юг.

Повторение и углубление теоретических знаний

Поволжье. Урал.

РК Повторение и углубление теоретических знаний

Восточный макрорегион.

Повторение и углубление теоретических знаний

Выполнение олимпиадных заданий.

РК Выполнение олимпиадных заданий.

Контроль

Список учебно-методической литературы:

1. Болысов С.И., Гладкевич Г.И., Зубаревич Н.В., Фетисов А.С. Пособие по географии для поступающих в вузы.- М.: ЧеРо, Genius loci ? 1995.-159 с.

2. География, экология, природопользование: Республиканские школьные олимпиады 2000-2005 гг.: Учебно-методическое пособие. Сост. Кудрявцев А. Ф., Малькова И.Л. Ижевск, УдГУ, 2006.-132 с.

3. Задачи по географии: Пособие для учителей под редакцией А.С. Наумова.- М.: МИРОС, 1993.-192с.

4. Курашева Е.М. География.9-10 кл.Задания на определение географических объектов.-М.: Дрофа, 2011.-106с.

5. Олимпиады по географии. 6-11 кл.: методическое пособие/Под редакцией О.А. Климановой, А.С. Наумова.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.-205 стр.

6. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии.-М.: Просвещение, 1994.-367 с.

7. Физическая география: Справочное пособие для подготовительных отделений вузов. Под редакцией К.В. Пашканга.-М.: Высш. Шк., 1991.-286 с.

Программа кружка по географии

«Вокруг света»

Программу составила

учитель географии

МБСКОУ СКОШ № 34 VII вида

г. Озерска

Челябинской области

Горяйнова Я.О

2. Перечень нормативных документов

    Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993)

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

    Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»

    Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

    Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к образовательным программам для учреждений дополнительного образования детей»

    Письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

    Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-ЗО «Об образовании в Челябинской области»

    Постановление администрации Озерского городского округа от 29.05.2014 № 1554 Стандарт качества предоставления муниципальной услуги «Предоставление дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, подведомственных Управлению образования администрации Озерского городского округа».

    Пояснительная записка

3.1. Курс предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед и анкетирования учащихся школы, изучающих географию. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Вокруг света» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими работами.

3.2. Целями реализации программы являются:

Формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии

Получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;

Ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;

Более глубокое изучение отдельных вопросов физической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе;

Изучение своего края, уникальных объектов, городов, народов, составление туристических маршрутов;

Умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов .

Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются общими целями и задачами обучения по предмету.

Важнейшими задачами являются:

Способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;

Побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;

Обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;

Создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.

Формы проведения занятий кружка

В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видеопутешествия, презентации, деловые игры, практикумы.

Кружок рассчитан на 68 занятий, проводится 2 занятия в неделю.

    1. Возраст учащихся 13-14 лет (7 класс).

Программа разработана с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с задержкой психического развития. У обучающихся отмечается устойчивая сниженная работоспособность вследствие явлений психомоторной расторможенности и повышенной возбудимости, связанных с нарушением эмоционально-волевой сферы. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности, замедленной переработкой информации. Внимание учащихся неустойчивое, память ограничена в объёме, непрочна. В большей мере развито наглядно-действенное мышление и в меньшей степени наглядно-образное и словесно-логическое. Отмечаются функциональные нарушения речи.

Среди коррекционных задач выделены следующие:

Развивать познавательную активность учащихся;

Развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;

Осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки планирования деятельности, самоконтроля, самооценки;

Развивать словарь, устную монологическую речь учащихся в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности.

На каждом занятии предусмотрена коррекция и развитие функций обучающихся по следующим направлениям:

Формирование мыслительной деятельности (стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления, развитие конкретно-понятийного мышления);

Развитие памяти, внимания;

Развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и (или) наглядного моделирования в различных видах деятельности;

Формирование мотивационных, ориентировочно-мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности;

Развитие предметно-практической деятельности;

Формирование пространственно-временных представлений;

Развитие речи;

Развитие эмоционально-волевой сферы (коррекция поведения, развитие коммуникативных навыков);

Обогащение сенсорного опыта;

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях .

    1. Сроки реализации программы – 2015-16 уч. год

4. Общая характеристика (краткое обоснование ценностных ориентиров содержания курса, организация образовательного процесса, воспитательная работа)

Данная программа предусматривает получение следующих воспитательных результатов в ходе изучения курса:

Повышение качества географических знаний и умений школьников;

Повышение интереса к предмету;

Повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественнополезной работе;

Активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;

Рост самостоятельности школьников ;

Приобретение умений работы с различными источниками информации;

Повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет ресурсами;

Повышение общего уровня культуры школьников;

В течение учебного года учащиеся выполняют индивидуальную творческую работу.

Темы индивидуальных и групповых творческих работ

    Русские путешественники, прославившие Россию.

    Мое путешествие по великой реке мира (по выбору учащегося).

    Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины».

    Я – туристический гид по родному Уралу.

    Страна, в которой я мечтаю побывать.

    Этот континент меня удивил.

    Африка (любой другой материк по выбору учащегося) на страницах журнала «Вокруг света».

    Мои кроссворды и викторины по географии.

    Моя презентация (тема определяется учащимся).

5. Примерный учебно-тематический план

Наименование разделов

Количество часов

всего

теория

практика

Введение

Великие путешественники

Семь чудес света Древнего мира

Семь новых чудес света

Чудеса природного мира

Чудеса России

Путешествие по природным зонам

Путешествие по Уралу

Всего:

6. Содержание программы

Раздел 1. Введение

Экскурсия на берег озера Иртяш. Организационные вопросы. Знакомство с планом работы кружка

Знакомство с великими путешественниками из разнообразных источников, просмотр видеофильмов, презентаций, обозначение маршрутов путешествий по контурным картам.

Знакомство с чудесами света Древнего мира. Пирамиды Хеопса. Висячие сады Семирамиды. Статуя Зевса в Олимпии. Храм Артемиды Эфесской. Галикарнасский мавзолей. Колосс Родосский. Александрийский маяк.

Знакомство с новыми чудесами света: Колизей (Италия), Великая китайская стена (Китай), Тадж-Махал (Индия), Петра (Иордания), Мачу-Пикчу (Перу), Статуя Христа-Искупителя (Бразилия), Чичен-Ица (Юкатан, Мексика). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся.

Знакомство с чудесами природного мира: Амазонка и амазонские джунгли (Юж. Америка), Игуасу (водопад) (Юж. Америка), бухта Халонг (Вьетнам), остров Чеджу (Республика Корея), национальный парк Комодо (Индонезия)), подземная река Пуэрто-Принсеса (карстовые пещеры) (Филиппины), национальный парк «Столовая гора» (ЮАР).

Знакомство с чудесами России: озеро Байкал, Эльбрус (Кавказ), долина гейзеров (Камчатка), столбы выветривания (Коми), Петергоф (Санкт-Петербург), собор Василия Блаженного (Москва), Мамаев курган и монумент «Родина-мать» (Волгоград). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Составление коллажей.

(14 ч.)

Зона арктических пустынь («От Арктики до Антарктики), зона тундры («Суровая жизнь в тундре»), зона тайги («Бескрайнее море тайги…»), зона степей («Степь широкая, степь безлюдная...»), зона пустынь («Пройти пустыню – не пустяк…»),зона саванн («Где-то там, на просторе зеленых саванн…»), зона тропических лесов («Тропический лес полон чудес…»). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Изготовление коллажей.

Все чудеса Урала. Озера Челябинской области Рельеф Челябинской области. Заповедники Челябинской области. Туристские маршруты. Города Челябинской области. Народы Урала. Город Озерск. Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся.

7. Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Раздел 1. Введение (2 ч.)

1-2

Экскурсия на берег озера Иртяш

Раздел 2. Великие путешественники (12 ч.)

3-4

Афанасий Никитин. «Хождение за три моря»

5-6

Христофор Колумб. Открытие Америки

7-8

Фернан Магеллан. Кругосветное путешествие.

9-10

Исследователи полярных широт

11-12

Тур Хейердал. Путешествие на Кон-тики

13-14

Подводная одиссея Ж. И. Кусто

Раздел 3. Семь чудес света Древнего мира (4 ч.)

15-16

Пирамиды Хеопса (Гиза, 2550 г. до н.э.)

Висячие сады Семирамиды (Вавилон, 600 г. до н. э.)

Статуя Зевса в Олимпии (Олимпия, 435 г.до н. э.)

17-18

Храм Артемиды Эфесской (Эфес, 550 г. до н.э.);

Галикарнасский мавзолей (Галикарнас, 351 г. до н. э.);

Колосс Родосский (Родос, III век до н.э.)

Александрийский маяк (Александрия, III век до н.э.)

Раздел 4. Семь новых чудес света (4 ч.)

19-20

Колизей (Италия)

Великая китайская стена (Китай)

Тадж-Махал (Индия)

Петра (Иордания)

21-22

Мачу-Пикчу (Перу)

Статуя Христа-Искупителя (Бразилия)

Чичен-Ица (Юкатан, Мексика)

Раздел 5. Чудеса природного мира (6 часов)

23-24

Амазонка и амазонские джунгли (Юж. Америка)

Игуасу (водопад) (Юж. Америка)

25-26

Бухта Халонг (Вьетнам)

Остров Чеджу (Республика Корея)

Комодо (национальный парк) (Индонезия)

27-28

Подземная река Пуэрто-Принсеса (карстовые пещеры) Филиппины

Национальный парк «Столовая гора» (ЮАР)

Раздел 6. Чудеса России (6 ч.)

29-30

Озеро Байкал

31-32

Долина гейзеров (Камчатка)

Столбы выветривания (Коми)

Эльбрус (Кавказ)

33-34

Петергоф (Санкт-Петербург)

Собор Василия Блаженного (Москва)

Мамаев курган и монумент «Родина-мать» (Волгоград)

Раздел 7. Путешествие по природным зонам (14 ч.)

35-36

От Арктики до Антарктики

37-38

Суровая жизнь в тундре

39-40

«Бескрайнее море тайги…»

41-42

«Степь широкая, степь безлюдная...»

43-44

«Пройти пустыню – не пустяк…»

45-46

«Где-то там, на просторе зеленых саванн…»

47-48

«Тропический лес полон чудес…»

Раздел 8. Путешествие по Уралу (20 ч.)

49-50

Скалы «Семь братьев»

Чертово городище

Парк «Оленьи ручьи»

Порог Ревун и Смоленская пещера

Скала «Каменные ворота»

51-52

Озерный край. Топонимика

53-54

Горы, горы, горы… Топонимика

55-56

Заповедники Урала

57-58

Туристические маршруты Урала

59-60

Города Урала

61-62

Народы Урала

63-64

Любимый город

65-66

Игра «Вокруг света»

67-68

Защита творческих работ

8. Планируемые результаты освоения программы

Личностным результатом обучения географии в основной школе является:

Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

Обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

Гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

Осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.

Метапредметные результаты

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

Готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

Образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

Умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

Умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

Умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Регулятивные УУД:

Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

Умения организовывать свою деятельность, определять е? цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. 5–6-й классы;

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

7-е классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

9.Ожидаемые воспитательные результаты

10. Материально-техническое обеспечение занятий

11. Список литературы для педагога и для обучающихся, другие источники информации

12. Учебно-методическое обеспечение

Программа поможет учителю интересно организовать внеклассную работу по географии. Так как программой предусмотрено вовлечение в работу кружка учащихся разных возрастов с 5 по 11 классы, она может быть с успехом реализована, прежде всего, в сельской малокомплектной школе. Важно также. что работая в таком неоднородном коллективе, учащиеся приобретают коммуникативные черты характера общения в разновозрастном сообществе. Широкое использование ИКТ позволяет приобщать школьников к современному информационному пространству. Выполнение индивидуальных и групповых проектных работ активизирует познавательные интересы обучающихся к учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Жарынская средняя (полная) общеобразовательная школа

«Клуб путешественников «Путешествуем по Белу свету …»

Составил: учитель географии В.Ф.Симаков,

д. Красная Горка

2013/2014 учебный год

Путешествия помогают понять красоту пространства

и бесценность времени.

  1. Пояснительная записка

Курс предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед и анкетирования учащихся школы, изучающих географию. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Возрастная рамка участников кружка практически не ограничена. Это создает определенные трудности для руководителя, и в то же время способствует активному формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Клуб путешественников «Путешествуем по Белу свету …» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими проектами. Следует отметить, что участие школьников в работе кружка строится строго на добровольных началах. Возраст членов кружка: учащиеся, изучающие географию 5-11 классы.
Целями реализации программы являются:

Формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии и других естественных наук;

Получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;

Более глубокое изучение отдельных вопросов физической и экономической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе;

Ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;

Знакомство с народами и странами мира;

Умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов .

Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются общими целями и задачами обучения по предмету.

Важнейшими задачами являются:

Способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;
- побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;

Обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;

Создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.

Данная программа предусматривает получение следующих учебных и воспитательных результатов в ходе изучения курса:

Повышение качества географических знаний и умений школьников;

Повышение успеваемости по предмету;

Повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе;

Активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;

Рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
- повышение качества знаний по другим предметам;
- приобретение умений работы с различными источниками информации;

Повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет ресурсами;
- повышение общего уровня культуры школьников;

- рост дисциплинированности, повышение ответственности за себя и товарища, гордость за дела коллектива, школы.

В течение учебного года члены кружка выполняют индивидуальную проектную работу.

Темы индивидуальных и групповых проектных работ

  1. Русские путешественники, прославившие Россию.
  2. Современные российские географические средства массовой информации.
  3. Мое путешествие по великой реке мира (по выбору учащегося).
  4. Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины».
  5. Я – туристический гид по родной Смоленщине.
  6. Страна, в которой я мечтаю побывать.
  7. Мировые экологические проблемы человечества.
  8. Этот континент меня удивил.
  9. Эти уникальные животные требуют защиты человека.
  10. Африка (любой другой материк по выбору учащегося) на страницах журнала «Вокруг света».
  11. Моя переписка со сверстником (из страны по выбору учащегося).
  12. Мои кроссворды и викторины по географии.
  13. В этих местах я был(а).
  14. «Семь чудес света» моей Родины.
  15. Моя презентация (тема определяется учащимся).

Формы проведения занятий кружка

В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы.

Кружок рассчитан на 35 занятий, проводится 1 занятие в неделю.

  1. Содержание программы
  1. Введение (1 час)

Организационные вопросы. Знакомство с планом работы кружка. (1 час).

Тема 1. Путешествуем по природным зонам мира (2 часа)

Видео путешествие: Природные зоны мира.

Тема 2. Отправляемся в плавание по Мировому океану (5 часа)

География Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океана.

Видео путешествия: Путешествие в глубины Тихого океана (2 занятия), Тайны островов Тихого океана, Индийский океан.

Тема 3. Знакомимся с великими реками мира (6 часа)

Видео путешествия: Амазонка – великая река мира (2 занятия), Путешествие по Меконгу, Окаванго – загадочная река Африки, Колорадо – река застывшего камня.

Тема 4. Путешествуем по странам и материкам (9 часов)

Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира. Политическая карта мира. Современные международные отношения.

Видео путешествия: Величайшие вулканы и горы мира, Тектоника мировых плит,

Континентальная Азия, Путешествие в Центральную Америку, Ступени цивилизации: Великая Индия, Современный Китай, Жемчужины Австралии, Самые опасные животные африканского континента.

Тема 5. Туристические маршруты по России (10 часов)

Знакомимся с природными красотами России (видео путешествия): Карелия – край озер, Великий Кавказ, Седой Урал, Уникальный Байкал, Богатство Сибири, Удивительное Приморье, Неспокойная Камчатка, Старинные русские города Центральной России. В гостях у русского народного хора имени Пятницкого.

Конференция. Защита членами кружка проектных работ и подведение итогов.

  1. Тематическое планирование

Тема занятия

Форма занятия

Дата

Введение – 1 час.

Организационное занятие. Мир моих увлечений. Знакомство с планом работы кружка

Круглый стол

Сентябрь/ 1

Тема 1. Путешествуем по природным зонам мира – 2 часа

Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система. Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности.

Сентябрь/ 2

Природные зоны мира.

Видео путешествие.

Сентябрь/ 3

Тема 2. Отправляемся в плавание по Мировому океану – 5 часов

Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана.

Занятие-викторина знатоков океанологов.

Сентябрь/ 4

5-6.

Путешествие в глубины Тихого океана

Видео путешествие.

Октябрь/ 1-2

Тайны островов Тихого океана, Индийский океан.

Видео путешествие.

Октябрь/ 3

Индийский океан.

Видео путешествие.

Октябрь/4

Тема 3. Знакомимся с великими реками мира – 6 часов

Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира.

Занятие-презентация учащихся.

Ноябрь/ 2

10-11.

Амазонка – великая река мира

Видео путешествие.

Ноябрь/ 3-4

Путешествие по Меконгу

Видео путешествие.

Декабрь/1

13 .

Окаванго – загадочная река Африки

Видео путешествие.

Декабрь/2

Колорадо – река застывшего камня

Видео путешествие.

Декабрь/3

Тема 4. Путешествуем по странам и материкам – 9 часов

Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира.

Занятие-практикум (работа с картой, к/к)

Декабрь/4

Величайшие вулканы и горы мира

Видео путешествие

Январь/3

Путешествие в Центральную Америку

Видео путешествие

Январь/4

Ступени цивилизации: Великая Индия

Видео путешествие

Февраль/1

Современный Китай

Занятие-деловая игра, презентация

Февраль/2

Жемчужины Австралии

Видео путешествие

Февраль/3

Самые опасные животные африканского континента.

Видео путешествие

Февраль/4

Политическая карта мира. Современные международные отношения.

Занятие-политическая информация «Сообщают наши корреспонденты …» Деловая игра

Март/1

Как я знаю и умею работать с географической картой

Занятие-практикум.

Март/2

Тема 5. Туристические маршруты по России – 9 часов

Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России.

Занятие-практикум

Март/ 3

Знакомимся с природными красотами России: Карелия – край озер.

Презентация, сообщения членов кружка

Март/ 4

Знакомимся с природными красотами России: Великий Кавказ

Презентация.

Март/ 1

Знакомимся с природными красотами России: Седой Урал. Уральские самоцветы.

Видео путешествие,

презентация

Март/ 2

Знакомимся с природными красотами России: Уникальный Байкал

Видео путешествие

Март/ 3

Знакомимся с природными красотами России: Богатство Сибири

Видео путешествие,

презентация

Март/ 4

Знакомимся с природными красотами России: Удивительное Приморье

Видео путешествие

Апрель/ 1

Знакомимся с природными красотами России: Неспокойная Камчатка.

Видео путешествие

Апрель/ 2

Старинные русские города Центральной России. Смоленск .

Видео путешествие,

презентация

Апрель/ 3

В гостях у русского народного хора имени Пятницкого.

Видео концерт

Апрель/4

Как я знаю свою Родину

Практикум, викторина

Май/1

Заключительные занятия – 2 часа

34-35.

Защита членами кружка проектных работ. Подведение итогов. Награждение лучших кружковцев.

Конференция

Май/ 2-3

Итого – 35 занятий

  1. Методическое обеспечение работы кружка

Оборудование:

1. Географические карты, глобусы, контурные карты.

2. Видеоматериалы:

3. Презентации:

4. Компьютерные фото-альбомы:

5. Ноотбук, мультивидеопроектор, экран.

6. Телевизор

- Литература для учителя:

1. Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.

2.Раковская Э.М. География: природа России. Методическое пособие для учителя. М.: 1999.

3.Николина В.В., Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. М.: Просвещение, 1997.

4. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.: Просвещение, 2005.

5.Интернет ресурсы.

Литература для учащихся:

1.Владимиров А.В. Рассказы об атмосфере. М.: Просвещение, 1974

2.Романиченко П.Д. Викторины по географии. Минск.: Народная асвета, 1981.

3.Тарасов А.К. Веселый урок. География. Смоленск.: Русич, 1999.

4.Магидович И.П., Покопцев Ю.М. Отечественные и зарубежные путешественники и исследователи. М.: Просвещение, 1980.

5.По родной стране. Книга для чтения для учащихся 8 класса. Составитель

А.А.Шибанова, М.: Просвещение, 1986.

6.По материкам и странам. Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, М.: Просвещение, 1981.

Кружок “Юный исследователь” рассчитан на обучающихся среднего и старшего звена (6- 11кл.), т.к. в начальной школе обучающиеся не имеют достаточных знаний в области географии, биологии, экологии и других дисциплин, необходимых для занятий исследовательской деятельностью.

Цель кружка: привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.

Исследование предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе, умение работать с метеорологическими, гидрологическими приборами и оборудованием.

Задача кружка : последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках природоведения, географии, биологии; развитие навыков исследовательской деятельности.

Важное место на занятиях кружка уделяется навыкам оформления исследовательских работ и умениям работать с научно- популярной и художественной литературой, со статистическими материалами. Данные навыки и умения обучающиеся могут применять на уроках.

Теоретическая часть программы состоит из 5 разделов:

I. Введение

II. Оформление исследовательских работ

III. Исследования в области экологии

IV. Исследовательская работа в природе

V. Изучение своего края

На занятиях кружка используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.

Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности, проведение экскурсий, полевых практик. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания исследовательских работ и во внеклассной работе по географии.

Программа кружка рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Однако руководитель кружка вправе вносить коррективы в программу в соответствии с учебно- методическими и материально- техническими возможностями образовательного учреждения, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ, экскурсий.

I. Введение (4 ч.)

Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.

Экскурсия в библиотеку.

Учащиеся должны знать:

  • формы и методы исследовательской деятельности;
  • правила работы с источниками получения информации;
  • особенности чтения научно- популярной литературы;
  • особенности и приемы конспектирования.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать научно-популярную литературу;

2. Оформление исследовательских работ (11 ч.)

Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.

Практические работы: 1 . Оформление исследовательских работ для участия в районной экологической конференции и других конкурсах по проблемам охраны окружающей среды. 2. Выступление с результатами исследований перед обучающимися своей школы. 3 .Конспектирование научно- популярной статьи.

Учащиеся должны знать:

  • требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;
  • вклад каждого участника группы (если работает несколько авторов) в работу.

Учащиеся должны уметь:

  • оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;
  • логически выстраивать текстовой материал;
  • обрабатывать результаты экспериментальной деятельности.

3. Исследования в области экологии (18 ч.)

Предмет и задачи экологии. Экология- синтез естественных наук.

Краткая характеристика экологической ситуации в России, Смоленской области, Вяземском районе. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование.

Нормативно- правовые документы, действующие на территории России в области экологии. “Красная книга” Смоленской области. Охрана редких растений, животных и мест их обитания.

Биосфера, границы биосферы. Основные формы организации жизни. Биосфера, биоценоз, популяции, организм - ступени организации жизни. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера.

Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха.

Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Шум. Воздействие шума на биологические объекты. Меры предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду. Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению.

Особенности охраны природы в городах и сельской местности. Общность, различия природоохранных мероприятий в городе и сельской местности. Необходимость объединения совместных усилий городских и сельских организаций в области охраны природы.

Наблюдения, эксперименты, другие виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в области экологии. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практические работы:

1. Составление картосхемы предприятий своей местности, влияющих на окружающую среду.2 . Сбор материалов по охране природы своего края.

3. Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта.

4. Обмен опытом природоохранной работы между городскими и сельскими школьниками.

5. Проведение опытов и наблюдений по выявлению растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха. 6 . Подготовка сообщений о растениях и животных “Красной книги”. 7 . Обработка результатов исследований.

Учащиеся должны знать:

  • экологическое состояние природной среды в России, своем крае;
  • основные нормативно- правовые документы в области экологии;
  • растения и животных своего края, находящихся под охраной;
  • понятия “ноосфера”, “биосфера”, границы биосферы;
  • основные формы организации жизни;
  • влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;
  • новые типы загрязнений;
  • особенности охраны природы в городах и сельской местности;
  • виды исследований;
  • главные источники загрязнения воздуха;
  • меры по предотвращению загрязнения воздуха;
  • роль растительности в охране и оздоровлении воздуха.

Учащиеся должны уметь:

  • давать характеристику экологической ситуации в России, своем крае;
  • приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
  • определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу;
  • прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;
  • осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;
  • обладать навыками исследовательской деятельности;
  • выявлять растения, наиболее и наименее устойчивые к загрязнению воздуха.

3. Исследовательская работа в природе (22 ч.)

Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система.

Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований.

Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения.

Общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Состояние численности водных животных на водоемах своего края.

Значение воды в круговороте веществ. Физические и химические свойства воды.

Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года.

Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.

Особенности рельефа своей местности. Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы.

Практические работы:

1. Гидрологические исследования на водоемах своего края.

2 . Изучение физических и химических свойств воды.3 . Ведение дневника погоды. Обработка результатов наблюдений. 4. Изучение режима реки по сезонам года.

5. Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур.6. Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами.

6. Наблюдения за деятельностью природных факторов (воды, ветра, температуры воздуха) в местных условиях, их роль в формировании рельефа.7. Сбор образцов полезных ископаемых.

Экскурсии на местный водоем; на метеостанцию своего района, на производства по добыче и переработке горных пород.

Учащиеся должны знать:

  • гидрологические и гидробиологические методы исследования водных объектов;
  • меры по охране вод от загрязнения;
  • состояние численности водных организмов на водоемах своего края;
  • метеорологические явления по сезонам года, характерные для своей местности;
  • влияние температуры воздуха на жизнь растений и животных;
  • преобладающие виды осадков по сезонам года;
  • особенности рельефа своей местности;
  • свойства местных горных пород, их хозяйственное использование;
  • процесс образования почвы.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить гидрологические и гидробиологические исследования на водоеме;
  • определять физические и химические свойства воды;
  • давать краткосрочные прогнозы погоды;
  • проводить метеорологические исследования с помощью приборов и подручными средствами;
  • обрабатывать результаты наблюдений и измерений;
  • строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений;
  • определять свойства горных пород, добываемых в своей местности;
  • прогнозировать разрушение горных пород под действием природных факторов.

5. Изучение своего края (13 ч.)

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения территории. Топонимика.

Изучение истории, культуры, своего края. Знаменитые земляки. Рекреационные (природные и антропогенные) объекты, мероприятия по их охране.

Население: численность, рождаемость и смертность, национальный, религиозный, половой и возрастной состав, причины, влияющие на эти показатели. Демографическая ситуация на современном этапе. Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта. Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время.

Практические работы:

1. Участие в охране, восстановлении и озеленении исторических и природных памятников.

2 . Составление карты или плана местности с нанесением памятников природы (усадебные парки, растительные сообщества, устья рек, родники, отдельно стоящие деревья и др.).

3. Сбор материала и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея.

4 .Написание статей и заметок в районные периодические издания об истории, культуре, природе своего края.

5. Встречи со знаменитыми земляками (ветеранами войны и тыла, литераторами, руководителями предприятий).

Экскурсия в краеведческий музей.

Учащиеся должны знать:

  • особенности географического положения и природы своего населенного пункта;
  • состояние исторических, культурных, природных памятников своего края;
  • основные демографические характеристики населения своей местности;
  • традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности.

Учащиеся должны уметь:

  • определять географическое положение своего населенного пункта;
  • принимать участие в мероприятиях по охране исторических, культурных, природных памятников.