План Введение. Дискуссия как активный метод обучения

Л 3-4 Дискуссионные методы активного социально-психологического обучения

3.1. Краткая историческая справка о дискуссионных методах обучения

3.2. Дискуссионные методы: назначение, классификация, психологический механизм воздействия

3.3. Методика проведения групповой дискуссии в учебно-воспитательном процессе

3.4. Организация занятий с использованием метода «интеллектуальной разминки»

3.5. Сущность метода анализа конкретных ситуаций и методика проведения занятий с его использованием

3.6. Методика подготовки и проведения «мозговой атаки»

3.7. Особенности методики подготовки и проведения «круглого стола»

3.1. Краткая историческая справка о дискуссионных методах обучения

Начало устойчивого интереса психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами известного швейцарского психолога Ж. Пиаже, в которых было показано, как благодаря механизму дискуссии со свер­стниками, а также старшими и младшими детьми ребенок отходит от эгоцентрического мышления и учится прини­мать точку зрения другого человека.

Важную роль в развитии дискуссионных методов сыгра­ли идеи К. Левина о влиянии групповых обсуждений и си­туативных факторов на изменение социальных установок (отношений). Исследования показали, что групповая дис­куссия повышает мотивацию и эго-вовлеченность участни­ков в решение обсуждаемых проблем. Один из первых экс­периментов состоял в попытке изменить некоторые шабло­ны поведения домохозяек в связи с использованием новых пищевых продуктов. Одной группе испытуемых была про­читана убедительная лекция по данному вопросу, однако только 3% попытались в дальнейшем прибегнуть к советам эксперта. В другой группе была проведена дискуссия на тему преимуществ использования тех же продуктов. Последую­щий подсчет показал, что в этой группе 32% женщин стали применять ранее игнорируемые продукты.

Данный эффект объясняется следующими причинами. Если слушатели лекции в основном занимают нейтраль­ную позицию по отношению к раскрываемой лектором теме, то участники дискуссии в ходе обсуждения форми­руют более полярные мнения. Затем суждения участников могут консолидироваться или, напротив, остаться конф-ронтационными. Но в обоих случаях дискуссия дает эмо­циональный толчок к последующей поисковой активности участников, что, в свою очередь, реализуется в их конк­ретных действиях.

Дальнейшее изучение механизмов групповой дискуссии показало целесообразность ее применения для активизации межличностных процессов в управленческой, обучающей, диагностической, психотерапевтической, творческой и дру­гих видах деятельности.

3.2. Дискуссионные методы: назначение, классификация, психологический механизм воздействия

Дискуссионные методы - это вид методов активного со­циально-психологического обучения, основанных на орга­низационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач. Это методы, дающие возможность путем использования в процессе публичного спора системы логически обоснованных доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии.

Эти методы применяются при обсуждении сложных тео­ретических и практических проблем, для обмена опытом между обучаемыми, уточнения и согласования позиций уча­стников дискуссии, выработки единого подхода к исследо­ванию определенного явления и др. Метод групповой дис­куссии улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, дока­зывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислуши­ваться к мнению других.

В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные про­блемы, но и случаи (по специальной терминологии - казу­сы, или кейсы) из профессиональной практики.

Предметом дискуссии могут быть межличностные отно­шения самих участников группы. В этом случае сеть группо­вых взаимоотношений выступает как реальная учебная мо­дель, с помощью которой обучаемые на личном опыте усваивают особенности процессов групповой динамики, рас­ширяя свои возможности самоопределения и понимания других.

Психологический механизм использования дискуссионных методов обучения позволяет:

    сопоставив противоположные позиции, дать возмож­ность его участникам увидеть проблему с разных сторон;

    уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопро­тивление восприятию новой информации;

    нивелировать скрытые конфликты, поскольку в процессе открытых высказываний появляется возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиций партнеров;

    выработать групповое решение, придав ему статус груп­повой нормы;

    используя механизм возложения и принятия ответ­ственности, способствовать вовлечению участников дискус­сии в последующую реализацию групповых решений; по­высить эффективность отдачи и заинтересованность участ­ников дискуссии в решении групповой задачи, предоставив им возможность проявить свою компетентность и тем са­мым удовлетворить потребность в признании и уважении.

Дискуссия как метод обучения привлекла внимание педагогов и психологов еще в тридцатые годы XX столетия. Сегодня этот метод, принадлежащий к активному обучению, применяется для оживления межличностных процессов в различных видах деятельности: образовании, творчестве, управлении, психотерапии и многих других.

АМО и их виды

Классификация активных методов обучения предусматривает их разделение на два вида -- индивидуальные и групповые. Индивидуальные применимы к отдельному человеку, который осуществляет профессиональную, общую, специальную или другой вид подготовки, не контактируя с другими обучающимися. Групповые методы используются при обучении определенного количества учащихся.

Наиболее оптимальной нам представляется классификация активных методов обучения , предусматривающая разделение их на четыре основные группы, которые объединяют индивидуальные и групповые виды занятий при главенстве вторых.

1) Дискуссия как метод обучения строится на непосредственном и активном общении участников. При этом ведущий занимает отстраненную позицию, способствует организации взаимодействия, обмену мнениями, управляет выработкой и принятием группового решения.

2) Методы, использующие элементы игры, способствующие обретению нового опыта, который человек не мог получить в силу разных причин.

4) Тренинги, позволяющие оказывать на личность и ее поведение стимулирующее, развивающее и корректирующее воздействие.

Дискуссия как один из методов активного обучения

Необходимо отметить, что дискуссия как метод обучения базируется на организационной коммуникации учащихся в ходе работы над решением учебных или профессиональных задач. В качестве дискуссионных методов могут быть избраны «круглый стол», сократовская беседа, анализ определенной ситуации, дискуссия в группе, «мозговой штурм» и другие.

Всякая дискуссия предусматривает обсуждение проблемы, вопроса или темы, в процессе работы над которыми возникли разные суждения. Оно строится на поочередных выступлениях участников, представляющих свою точку зрения. Но дискуссия будет успешной только в том случае, если активность проявляют не только выступающие и спикер, но также и слушатели, задающие вопросы, оценивающие доклады, приводящие контраргументы.

Еще одним из важных условий полемики выступает ее предметность. В связи с этим роль ведущего состоит в умении удерживать ее в рамках означенной темы, не акцентировать внимания на частностях и мелких деталях.

Но дискуссия как метод обучения может быть использована только в том случае, если наукой или практикой еще не выработана единая точка зрения, а над решением проблемы работают несколько школ или существуют разные направления в ее исследовании. Наиболее активно применяется при изучении гуманитарных и общественных наук.

Поэтому дискуссия как метод обучения способствует нестандартности образовательного процесса, она оказывает благоприятное влияние на мышление и поведение обучаемых, способствует развитию у них ответственности и сознательности.

Сущность аналитико-синтетического метода обучения

Для обучения грамоте в школе и на современном этапе используют аналитико-синтетический метод -- метод обучения , разработанный еще К. Д. Ушинским. Он основан на изучении звуков живой речи. Суть этого состоит в выделении из связной речи предложений, из предложений -- слов, из слов -- слогов, из слогов -- звуков. Такие действия являются анализом. Вместе с этим происходит обратный процесс: из звуков составляются слоги, из слогов -- слова, из слов -- предложения, из предложений -- связные тексты. Эти действия представляют собой синтез.

Таким образом, аналитико-синтетический метод -- метод обучения грамоте способствует развитию и воспитанию личности. Благодаря системе речевых, аналитико-синтетических упражнений становится эффективным умственное развитие учащихся. Этот метод позволяет воспитанникам производить более глубокий анализ явлений, происходящих в природе и окружающей жизни, ведь он основывается на их личном опыте.

Дискуссионные методы

Среди современных дидактических поисков одно из ведущих мест принадлежит учебной дискуссии, то есть целенаправленному обмену мнениями, идеями, суждениями ради поиска истины.

Дискуссия – в переводе с латинского – рассмотрение, исследование; это динамическая диалоговая форма, способ и процесс взаимодействия при обсуждении каких-либо проблем, спорных вопросов.

Правильно проведенная дискуссия в отличие от классического метода позволяет видеть, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному; что каждую правду можно рассмотреть с разных точек зрения; что из многих правд в жизни можно выбрать для себя свою собственную, не утверждая, что она единственная и объективная.

Дискуссия оживляет неживой предмет – вместо повторения одинаково сформулированных параграфов, в дискуссии появляются собственные примеры из жизни, актуальные случаи... Дискуссия как метод дает возможность (на основе опыта диалога в классе) убедиться в необходимости принципов применения основных прав и свобод: право на выражение мнения, учет мнения меньшинства, толерантность при столкновении противоположных взглядов. Дети в таких дискуссиях учатся формулировать свое мнение, тем самым способствуя личному самопознанию и умению свободно говорить на общественно важные темы.

“Не существует единого рецепта эффективной дискуссии, какой-то определенной формы выработки мнений в группе. Здесь многое зависит от учителя. Даже если он не вмешивался активно в ход дискуссии, не говорил много, он все равно несет ответственность за эффективность дискуссии. Он должен знать, когда закончить дискуссию, что предоставить решать детям, и на основе этих знаний помочь структурировать дискуссию так, чтобы она имела смысл и давала учащимся наибольшие возможности выявить основные принципы прав и свобод человека. Кроме общего понимания, необходимо на основе собственного опыта понять и прочувствовать эти принципы и ценности”. (Д. Ондрошек).

Итак, отметим еще раз, что нам предлагает дискуссия как форма работы на уроке:

  • ознакомление каждого участника со сведениями, имеющимися у других участников дискуссии;
  • поощрение разных подходов к одному явлению;
  • сосуществование различных, даже противоположных мнений;
  • вместе с тем возможность оспаривать и отвергать любое высказываемое мнение;
  • побуждение участников к поиску общего решения поставленных проблем.

Кроме того, во время дискуссии ребята думают над тем:

  • как убедительно изложить информацию;
  • как обосновать и аргументировать свою точку зрения;
  • как рассмотреть все подходы к проблеме;
  • как попробовать решить ее.

Причины возможных неудач

Какие опасности могут поджидать преподавателя и учеников, решивших организовать дискуссию?

  • Дискуссия превращается в диалог учителя с отдельными учениками – учитель задает вопросы, ученики отвечают.
  • Дискуссия не складывается из-за пассивности учащихся – дети не хотят (не умеют) думать самостоятельно, высказывать свою точку зрения.
  • В дискуссии принимает участие лишь небольшая часть ребят – несколько человек активно обсуждают проблему, в то время как остальные пассивно наблюдают или отвлекаются.
  • Дискуссия перестает быть упорядоченной – ученики не слушают, перекрикивают друга, повторяют то, что уже было сказано.

Организация дискуссии

Время дискуссии:

  • для детей 10-11 лет- 40-45минут

Пространственное расположение:

  • дискуссия может быть организована в любом классе;
  • ребята должны сидеть так, чтобы все время видеть друг друга и не быть слишком далеко друг от друга. Столы можно переставить в круг или подковой, от этого появится более неформальная обстановка в классе, учащиеся настроятся на дискуссию;
  • в пространстве работы группы должны быть условия для размещения материалов работы, видимых для всех участников дискуссии.

Правильная организация пространства позволяет преодолеть один из самых устойчивых школьных рабочих стереотипов: учитель стоит перед классом и задает вопросы, отдельные желающие ему отвечают. Такой стиль работы позволяет устанавливать связи между взрослым и каждым (в идеале) ребенком, но не поощряет диалог между детьми. Если в сферу внимания учащегося, кроме преподавателя, будут включены его одноклассники, то вероятность проведения дискуссии, а не обмена репликами между учителем и учениками повысится.

Установка правил ведения дискуссии

Один из способов предотвращения “хаоса” во время дискуссии – это предварительное установление правил. Если учитель и ребята заранее договорятся о том, как вести себя во время обсуждения, гораздо меньше времени потребуется для решения организационных и дисциплинарных проблем, в то время как непосредственно на тему дискуссии останется гораздо больше времени. Четкие правила делают атмосферу класса более доверительной, дружелюбной и безопасной.

Проще всего начать разговор о правилах после неудавшегося, неорганизованного обсуждения, когда ребята ссорились и не проявили большого уважения друг к другу. Учитель может предложить им самостоятельно выработать правила, которые необходимо соблюдать для того, чтобы успешно решать проблемы. Добровольцы предлагают свои варианты, а учитель или кто-то из ребят записывает их на доске. Если ребята что-то не учли, учитель может предложить свой вариант какого-нибудь правила, Каждое из правил совместно рассматривается для того, чтобы все ребята поняли его смысл и разобрались, в самом ли деле оно необходимо. Ребята моего класса приняли правило: “Уважать всех, и в первую очередь говорящего”. Формулировка достаточно абстрактная, я спросила ребят: “Как это – “уважать”? И, подумав, ребята определили: “Не перебивать, не смеяться, внимательно слушать”.

Возможен вариант, когда учитель предлагает классу готовый список “Законов дискуссии “ и последовательно следит за их исполнением. Однако, если ребята осознали необходимость правил и приняли участие в их разработке, они более охотно будут их соблюдать, Так или иначе, очень многое зависит от класса, и преподаватель должен сам решить, какой из методов окажется более эффективным в работе с этими учениками.

К сожалению, просто установка правил не является панацеей (хотя может сильно изменить атмосферу в классе). Ребята могут искренне желать улучшений, но соблюдать правила самостоятельно оказывается для них слишком сложно. Поэтому на первом этапе работы следует уделить большое внимание соблюдению правил. Будет очень хорошо, если удастся написать правила на большом листе и повесить в классе. Учитель может постоянно обращать внимание ребят на то, как они выполняются. Можно совместно выработать некий жест или сигнал, который подаст любой человек в том случае, когда какое-то из правил нарушается. Можно назначить специального “ответственного за правила”, который следит за их соблюдением, указывает, если правила нарушаются, а в конце дискуссии ставит всей группе “оценку”. При желании преподаватель и класс могут заключить договор о соблюдении правил, установив поощрения и наказания.

Кстати, правила поведения при обсуждении можно расширить до правил работы в классе.

Начало дискуссии

От того, как начнется дискуссия, зависит очень многое. Поймут ли ребята тему, заинтересует ли их проблема – все это повлияет на ход обсуждения. Чтобы дискуссия прошла успешно, необходимо эмоционально и интеллектуально настроиться на проблему. Если учитель уверен, что проблема важна, значима или интересна для ребят, они уже задумывались над ней, достаточно просто сформулировать тему или вопрос. Тогда обсуждение начнется само собой.

Если предмет будущей дискуссии может оказаться далеким от ребят, не вызывать интереса, необходимо подготовить более эмоциональное или зрелищное начало. Учитель может прочесть небольшой яркий текст, добровольцы могут разыграть небольшую сценку. Если есть возможность, можно показать ребятам какой-то видеофрагмент (например, эпизод из художественного или специального учебного фильма). Эксперт (приглашенный или кто-то из ребят) может кратко обрисовать проблему и наметить темы для обсуждения.

Так или иначе, с помощью любого из приемов нужно постараться затронуть чувства ребят, вызвать у них интерес, показать связь предмета дискуссии с их жизнью.

Представляя тему, в зависимости от целей учителя можно будет показать несколько разных аспектов проблемы, то есть задать какие-то рамки обсуждения.

“Лучше всего написать тему и важнейшие подтемы на доске. В те моменты, когда дискуссия слишком отклоняется от темы, есть возможность указать на формулировку, возвратиться к проблематике и увидеть, по чему дискуссия отошла от темы. Хорошо, если тема написана и виде вопроса или утверждения, которые предлагают множество возможных ответов.” (Д. Ондрошек).

Приемы для упорядочивания свободной дискуссии

Любая дискуссия может протекать свободно или подвергаться регулированию.

“Если дискуссия “не выровнена”, появляется несколько активно говорящих учащихся, а остальные молчат, не получив слова, Учитель может помочь им, организовав дело так, чтобы активировать молчаливых. Для этого существует много технических приемов (чтобы умерить ораторский пыл одних и активизировать других) “. (Д. Ондрошек).

Когда дискуссия проводится в свободной форме, то есть говорят все, кто хочет высказаться, один за другим, может помочь следующее.

Этот прием подходит для классов, где есть несколько очень активных ребят, которые обычно подавляют остальных.

Каждому участнику дискуссии выдается несколько карточек-голосов. Одна карточка – одно высказывание. Высказался – отдал карточку ведущему. Когда закончатся карточки у самых говорливых, смогут сказать более тихие.

Карточки-сигналы

Для каждого участника дискуссии, готовится целый набор карточек-сигналов: зеленая карточка, покажет согласие с говорящим, красная – несогласие, карточка со знаком вопроса – желание задать вопрос, с восклицательным знаком – высказаться самому. А можно придумать карточку – призыв к тишине, если участники дискуссии говорят все сразу и не слушают друг друга.

Микрофон

“Учитель вызывает учеников, которые изображают, что они говорят в микрофон. Ребята не могут вскакивать и кричать, поскольку право говорить имеет только тот, у кого микрофон (символический)”. (Д. Ондрошек).

Иначе этот прием называется “Жезл оратора”: маленькая игрушка, мячик, палочка – все это может стать “жезлом оратора”. Говорить может только тот, у кого он в руке. Сказал и передал следующему.

Речевой этикет

Очень часто, горя желанием высказать свою точку зрения, ребята не слушают друг друга и повторяют то, что уже было несколько раз сказано. Для того чтобы ребята слушали чужие выступления, можно ввести правило. Каждый, кто хочет что-то сказать, должен начать со слов: “Как сказал мой уважаемый коллега...” – дальше кратко изложить суть точки зрения предыдущего оратора. “Я же считаю, что...” – продолжает говорящий и излагает свое мнение. Обращения “мой уважаемый коллега” или “уважаемый предыдущий оратор” обычно очень нравятся детям.

Роли.

Еще один прием, позволяющий включать в работу самых разных ребят, – предлагать участникам дискуссии какие-то роли. Они могут быть как организационными, так и смысловыми.

К организационным ролям можно отнести роль “протоколиста “, кратко записывающего идеи на доске или бумаге; “хронометриста”, следящего за продолжительностью выступления; “ответственного за материалы”, в нужный момент раздающего участникам дискуссии листы с текстами или по мере надобности приводящего факты из этих материалов.

Смысловые роли определяют то, как будут вести себя участники дискуссии: “во всем сомневающиеся”, “всем восторгающийся”, “постоянно задающий вопросы”, “ничего не понимающий” и т. д.

Приемы для упорядочивания структурированной дискуссии.

1. Разговор по кругу

Один из простейших способов структурирования дискуссии – организация разговора по кругу. Предлагаем вам несколько способов организации такой дискуссии.

Карусель

“Учащиеся высказывают свои мнения по кругу, как сидят, и каждый имеет не больше, например, трех минут. Учитель даст инструкцию:

а) назвать вольные ассоциации по теме;

б) высказать одну из возможностей решения заданной проблемы и обосновать свое мнение;

в) окончить мысль, предложенную и начатую учителем”. (Д. Ондрошек).

2. Работа в парах

Общий шум

Каждый участник поворачивается к своему соседу (левому или правому) и за несколько минут обсуждает проблему вместе с ним. Одной из целей этого упражнения может быть “интервьюирование” своего напарника и представление его мнения остальным ребятам.

Колесо

Ребята разбиваются на две равные группы и образуют два круга: внутренний и внешний. Члены внутреннего круга поворачиваются лицом к членам внешнего круга так, чтобы образовались пары. Предлагается вопрос или задание, которое можно обсудить за 30-60 секунд. По сигналу пары начинают говорить друг с другом, второй сигнал – “колесо поворачивается” – члены обоих кругов чуть-чуть подвигаются вправо, так чтобы оказаться лицом к лицу со следующим человеком. Эту форму хорошо использовать для того, чтобы ребята познакомились с мнениями своих одноклассников по какому-то вопросу.

Информация, собранная с помощью этих приемов, может послужить для дальнейшего свободного обсуждения.

3. Работа в группах

Дума (“Аквариум “)

Участники дискуссии делятся на маленькие группы по 3-5 человек и в них обсуждают проблему. Каждая группа вырабатывает свою коллективную точку зрения. Затем группа выбирает своего представителя.

Представители рассаживаются в центре комнаты и начинают обсуждать проблему между собой, руководствуясь точкой зрения своих групп. Остальные участники дискуссии внимательно слушают обсуждение и высказывания своего представителя в частности. Если члены группы не согласны с ними или хотят подсказать своему представителю новые аргументы, он посылают ему записку. Если группе не нравится, как выступает ее представитель, она может заменить его другим. Если же сам представитель в затруднении, он может взять тайм-аут и посоветоваться со своей группой.

Молчаливая дискуссия

Данный способ был предложен Фондом “Образование для Демократии”.

Эту форму можно использовать перед началом обычной дискуссии для того, чтобы выявить разные взгляды, мнения и чувства, вызываемые каким-то понятием или событием. Она позволяет вовлечь в работу всех ребят и обеспечивает независимость суждений.

Ребята делятся на группы по четыре-пять человек. Каждая группа садится вокруг своего стола, на котором лежит большой лист бумаги (а можно расположиться просто на полу). Учитель пишет на доске какое-то понятие (например, “расизм”, “равенство”, “закон”) и просит написать на листе свои ассоциации и вообще все, что приходит в голову, когда думаешь о предложенной теме. Это могут быть отдельные слова или небольшой связный текст, примеры, маленькие рисунки. Все одновременно пишут (лучше фломастерами, а не ручками), соблюдая самое главное правило: “Говорить нельзя, нужно все делать молча”.

После того как кто-то записал свои мысли, он может посмотреть, что делают соседи, и, не говоря ни слова, ответить на что-то, что написано кем-то другим. Между словами можно рисовать связи, задавать вопросы (письменно), предлагать встречные аргументы.

Закончить “молчаливый этап” можно примерно через 10 минут или в тот момент, когда все перестанут писать. Теперь можно рассмотреть листы, представить общую картину и обсудить что-то из написанного.

Диспут

Участники дискуссии сразу же определяют две противоположные точки зрения по обсуждаемому вопросу и делятся на две группы – сторонников одной точки зрения и сторонников другой. Группы рассаживаются по разным концам класса.

После этого на середину выходит один из членов первой группы и приводит аргумент в защиту своей точки зрения. Затем выходит представитель второй группы, опровергает высказанный аргумент и приводит свой довод. Далее опять выходит человек из первой группы, опровергает доводы предыдущего оратора и высказывает новые аргументы. Так происходит до тех пор, пока сторонники какой-либо точки зрения не убедят сторонников другой в своей правоте.

Внутри группы участники дискуссии могут коллективно обсуждать доводы другой группы, могут устанавливать очередь выхода и высказывания аргументов в защиту своей точки зрения или предоставлять это право тому, у кого есть что сказать. Если кто-то из группы в результате дискуссии изменил свою точку зрения, он может перейти в другую группу.

Закончиться диспут можно несколькими способами. В результате подробного обсуждения сторонники обеих точек зрения получают много новой информации. Рассмотрев вопрос с разных сторон, они могут склониться к одному из мнений. Одна из групп может переубедить других. В других случаях можно пригласить судей – умных и уважаемых людей, придерживающихся нейтральной позиции. Они присуждают победу группе, чьи аргументы были более убедительны.

Внутренний круг

“Молчаливые ребята, которые в первую половину урока не получили слова, пересаживаются так, чтобы образовался внутренний крут. Им поручается роль наблюдателей. Пока внешний круг, составленный из слишком активных и говорливых участников, спорит, сидящие во внутреннем кругу запоминают и оценивают полемику, а потом должны высказать свое мнение”. (Д. Ондрошек)

Симпозиум

Каждый участник группы выступает со своим сообщением, представляющим его точку зрения, и отвечает на вопросы других, а затем идет обсуждение.

Дискуссии, использующие иерархию ценностей

Там, где для вольной дискуссии тема слишком сложна и широка, лучше использовать возможности, заложенные в упорядочивании, иерархии положений. Проблему можно выразить и в виде множества возможных решений, положений, ценностей и т. д. Перед учениками нужно поставить одну из задач:

а) выбрать одну из возможностей (которая кажется наиболее важной, правдоподобной);

б) выбрать несколько положений, которые находятся для них на первых местах и несколько положений, которые по их оценке, находятся на последних местах;

в) упорядочить все положения (на основе критерия, данного в инструкции).

Положения, которые нужно упорядочить, учитель может выбрать сам исходя из актуальных потребностей класса, на основе информированности и знаний учащихся, а также на основе сегодняшней общественной ситуации, актуального события в классе или в школе. Эти положения учителя надо заранее хорошо обдумать и подготовить. Список должен быть таким, чтобы очередность положений не была очевидной, ясной, не предполагала единое правильное решение задачи. Напротив, они должны быть выбраны так, чтобы заранее предполагалось, что разные люди по-разному будут их оценивать, отсюда – простор для дискуссии. Список положений может пополняться прямо во время урока. Ребята сами выдвинут положения и с помощью учителя, побуждающего их к дальнейшим находкам, могут создавать интересное и мотивированное вступление к дискуссии об упорядочении положений.

Дискуссию такого типа можно разделить на несколько фаз.

1. Ребята создают список положений, о которых будут дискутировать (если учитель не счел необходимым подготовить такой список заранее).

2. Каждый самостоятельно выстраивает эти положения в иерархическом порядке – исходя каждый из своего представлении о предмете.

3. В малых группах ребята посредством дискуссии (15 минут) составляют общий список. По окончании дискуссии его пишут на доске, и ведущий указывает, что, несмотря на одинаковую инструкцию, мнения разделились.

4. Ключевой момент. Учащиеся дискутируют по широкому кругу проблем:

  • что повлияло на разделение мнений в классе (прошлый опыт, информация, предрассудки и т.д.);
  • как происходила дискуссия в малых группах и как группы приходили к окончательному общему решению (все ли участвовали в дискуссии или некоторые доминировали, были ли в группе разные роли, был ли у дискуссии ведущий; как пришли к решению; голосованием, на основе консенсуса, оценкой положений к т.д.);
  • увидели ли ребята во время дискуссии взаимосвязь с правами, гражданскими свободами и принципами демократии “ (Д. Ондрошек).

Приведем примеры вопросов для иерархической дискуссии.

  • Каковы права ученика школы на физическое пространство, на учителя, дающего достойный уровень образования, на отдых от занятий – на перерыв)?
  • Если школа достала бесплатные путевку за границу, кого нужно послать (отличников, тех, кто не может сам поехать, спортсменов, выбранных голосованием, вытянувших жребий)?
  • Какие подарки лучше делать детям на день рождения (из материальной или духовной сферы)?

Мозговой штурм

Это очень распространенная форма, используемая для решения творческих задач. Ее основной принцип – отделение этапа генерации идей от этапа окончательного принятия решения.

Задача этапа генерации идей – предложить как можно больше способов решения проблемы. Принимаются любые идеи, независимо от их серьезности или безумности. Участники должны чувствовать себя абсолютно свободно, тогда освободится дремлющая творческая энергия и среди потока предложений появятся настоящие “жемчужины”. Чтобы никого не смутить, запрещается любая критика. Один из участников назначается протоколистом, его цель – записать все, что будет названо.

На втором этапе (принятие решения) все предложенные идеи подвергаются серьезному анализу. Для начала участники могут выработать некие критерии, по которым будут отбираться подходящие идеи. Второй вариант – критерии сами вырабатываются в процессе обсуждения. Результатом этого этапа будет отбор одного или нескольких подходящих решений.

Задача ведущего дискуссии – постараться уменьшить, значимость своей роли и увеличить значимость ролей участников. Его главная цель – организовывать процесс обсуждения, поощрять ребят принимать участие в диалоге, не становясь то же время главным судьей или “истиной в последней инстанции “.

  • Старайтесь поддерживать атмосферу доверия и уважения в группе.
  • Убедитесь, что все участники дискуссии понимают предложенный вопрос.
  • Вовлекайте в дискуссию максимально большое количество учащихся.
  • Давайте ребятам время на обдумывание ответа. Если ученик не начинает говорить сразу же, дайте ему несколько секунд, чтобы собраться с мыслями (этот совет подходит для более младших ребят).
  • Обращайте внимание на каждый ответ (не игнорируйте никого).
  • Чтобы дискуссия проходила более плодотворно, старайтесь изменить ход рассуждений (расширить мысль, дать ей другое направление).
  • Задавайте ребятам уточняющие вопросы (“Ты сказал, что здесь есть сходство... Сходство в чем?”, “Что ты имеешь в виду, когда говоришь о...”, “Как ты пришел к этам выводам?” и т.п.).
  • Предостерегайте ребят от необоснованных обобщений!

Завершение дискуссии

“В конце необходимо еще раз вспомнить и обобщить принципы и выводы, которые учащиеся сделали во время дискуссии. В идеальном варианте их могли бы формулировать сами дети, а учитель только подтверждал бы их решение, помогал бы им найти лучшее выражение и примерную всеобъемлющую формулировку”. (Д. Ондрошек).

Преподаватель может поблагодарить всех участников дискуссии, отметить вклад активных членов группы, сказать отдельное спасибо тем, кто внимательно слушал товарищей или вовлекал в дискуссию молчаливых. Тем самым ребята получат положительную “обратную связь “, которая поможет им закрепить цивилизованные навыки участия в дискуссии.

Для того чтобы поощрять сознательное отношение ребят к участию в дискуссии и стремление следовать установленным правилам, можно предложить им оценить проведенное обсуждение, опираясь на такие вопросы.

  • Довольными вы дискуссией?
  • Что было в ней удачно?
  • Что, по вашему мнению, не удалось в обсуждении? Почему?
  • Какие разногласия и конфликты возникли? Как их решили?
  • Все ли имели шанс принять участие в обсуждении? Если нет, пытались ли их вовлечь в дискуссию?

Существует несколько форм организации оценки – краткое обсуждение по каждому пункту, самостоятельный ответ на вопросы с последующим подведением итогов, обсуждение отдельных параметров оценки. Вопросы для оценки можно написать на большом плакате и повесить на стену в классе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ондрошек Д. Воспитание в духе прав человека. – Братислава, 1994.
  2. Кульневич С. Совсем необычный урок. – Воронеж, 2006.
  3. Классные часы в 3-4 классах.
  4. Евтеева О. Учебная дискуссия. – // Литература, №31/2003.
  5. Метод дискуссии.- // Завуч. Управление современной школой, №2/2006.

Дискуссионные методы обучения.

Современное общество диктует новые требования к обучающимся и выпускникам школы. «Новый» ученик– это активная творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и навыки, действовать и решать проблемы.

Как сформировать такую личность? Какие методы обучения помогут решить задачу?

Метод - это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил. Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обуче­ния по ее достижению, намеченный результат.

Различают две группы методов обучения: традиционные и активные методы обучения. Традиционное обучение носит репродуктивный характер и направлено на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности. Задача обучаемого- выучить заданное и воспроизвести его при контроле.

Активные методы обучения - форма обучения, направленная на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности решать нестандартные задачи. Цель обучения - не просто знания, а умение мыслить, размышлять, осмысливать свои действия. Знания усваиваются не «про запас», учат не культуре исполнительского действия, а культуре мыслительной творческой деятельности. Они рассчитаны на самостоятельную поисковую дея­тельность учащихся,

Самое главное в жизни- это собственный опыт.

Экспериментально установлено, что в памяти человека запечатлеется до 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, и до 90 % того, что он делает.

Одна из главных задач учителя на современном уроке развивать у детей самостоятельное, критическое мышление, так как обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни. Сложность поставленной задачи предъявляет особые требования к её реализации. Следовательно, педагогу необходимо активно осваивать и применять методы, которые способствуют формированию таких качеств как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения . Я считаю, что именно дискуссионные методы обучения создают особую среду взаимодействия, где ученик может быть активным и компетентным.

Дискуссионные методы - это группа активных методов обучения, пришедших на смену уже сложившимся традиционным, поскольку в их основе лежит доминирующая продуктивная деятельность.

Дискуссионные методы развивают коммуникативную компетентность участников: умение доказывать, апеллировать, дебатировать,выражать свою или групповую точку зрения, слушать оппонентов, формулировать и задавать вопросы, оценивать и критиковать.

Основными характеристиками учебной дискуссии являются:

Актуальность, проблемность, противоречивость.

В основу любой дискуссии положена проблема, выбор которой определяется актуальностью, злободневностью с одной стороны, и удобством и уместностью для учебного процесса, с другой. Поэтому основными ориентирами при выборе темы должны стать:

Соответствие темы (проблемы) дидактическим задачам;

Значение, своевременность, значимость для всех членов общества;

Подготовленность (моральная, эмоциональная, психологическая,) участников дискуссии.

Мотив, целенаправленность.

Проблемная ситуация сопровождается интеллектуальным затруднением, пробуждением познавательной активности, желанием разобраться, высказаться. Так возникает мотив дискуссии . Формулировка проблемы, её анализ, поиск путей решения происходят в ходе группового обсуждения, результатом которого должно стать формулирование выводов, их обсуждение, проверка, возможно даже достижение окончательного единственного решения.

Применение дискуссионных методов способствует частичному или полному решению следующих задач:

    осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;

    развитие самостоятельного мышления учащихся, предполагающее знание и учет различных, зачастую диаметрально противоположных точек зрения, отказ от доктринерства (идеи превосходства какой-либо концепции);

    выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;

    развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;

    развитие умения воспринимать критические замечания в свой адрес;

    развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, слушать, не перебивая, вести полемику;

    развитие умения работать в группе единомышленников;

    способность продуцировать множество решений;

    формирование навыка говорить кратко и по существу;

    развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту;

    формирование личностной гражданской позиции.

Особенности организации дискуссии в учебном процессе.

дискуссионные методы обучения: групповая дискуссия, метод «мозгового штурма» и кейс-метод.

    Групповая дискуссия - метод организации совместной коммуникации в интересах интенсивного и продуктивного решения групповой задачи.

Как активный метод обучения групповая дискуссия применяется при обсуждении сложных теоретических проблем. Основная задача, решаемая данным методом, - это обмен мнениями между слушателями, уточнение и согласование их позиций, выработка единого подхода к проблеме. Этот метод позволяет успешно закрепить знания, расширить их и сформировать умение вести диалог.

Групповые дискуссии целесообразно использовать при изучении тем, которые не имеют однозначной исторической оценки. Например…(лит. 10 класс)

В мировом педагогическом опыте получили распространение ряд приемов организации групповой дискуссии обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий. К их числу относятся:

симпозиум конференция – формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса).

- круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так с «аудиторией» (остальной частью класса). «Круглый стол» предназначен для того, чтобы не только глубоко раскрыть теоретические или практические проблемы, но и дать обучаемым большой объем научной информации;

заседание экспертной группы («панельная дискуссия») (обычно четыре-шесть учеников, с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. При этом председатель высказывает наиболее популярную, общепринятую точку зрения, затем каждый участник выступает с сообщением, которое четко регламентируется. Экспертные группы могут заседать по одной теме или по разным проблемам, выделенным из одной общей.

- судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела), в ходе которого происходит «защита» своей точки зрения. (Пример 7 кл. лит.)

дебаты – явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), – и опровержений.

(лит.10 кл.)

Любая дискуссия имеет три этапа :

1 – подготовительный , в ходе, которого происходит формулировка проблемы, определение основных вопросов для обсуждения, устанавливаются правила, условия, регламент, распределяются роли, раздается дидактический материал;

2 – ход дискуссии;

3 – этап подведения итогов , в ходе которого делается резюме, суммируются высказанные мнения, обсуждаются варианты дальнейшей работы или способов применения полученных выводов, а затем оценивается ход обсуждения, участие каждого в решении проблемы.

Для введения в дискуссию можно использовать разные приемы:

Изложение проблемы или описание конкретного случая;

Ролевая игра;

Демонстрация кинофрагмента;

Обсуждение представленного наглядного материала (объекты, иллюстрации);

Обсуждение текущих новостей.

Как организатору дискуссии, учителю приходится придерживаться определенной стратегии:

1) воздерживаться от собственных суждений;

2) стимулировать продуктивность идей с помощью вопросов;

3) менять ход обсуждения с помощью вопросов или обобщенных суждений;

4) уточнять, пояснять высказывания учащихся с помощью вопросов, перефразирования;

5) не игнорировать ни одного вопроса и ответа;

6) давать время для обдумывания ответов;

7) наблюдать за соблюдением правил ведения дискуссии:

Выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего); повторные выступления могут быть только отсроченными; недопустима перепалка между участниками.

Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами. В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться.

Каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены.

В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т. п.

При ориентации на задачу метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умение пользоваться своим интеллектом.

Методические приемы организации метода «мозгового штурма».

«Мозговой штурм» («мозговая атака») - первичная форма инновационной игры, род дискуссионных методов, который характеризуется отсутствием критики поисковых усилий, сбором всех гипотез, рожденных в поиске. «Мозговой штурм» - это метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Пять правил проведения мозгового штурма:

1. Отсутствие всякой критики.

2. Поощрение идей.

3. Равноправие участников.

4. Запись всех идей.

Применение метода «мозгового штурма» на этапе объявления темы и постановки УЗ, обеспечивает нестандартность организации данного этапа.

Преимущества мозгового штурма

1. Поощрение креативного мышления.

2. Выход за пределы стандартного мышления.

3. Простота.

Методика организации кейс-метода.

Использование метода кейсов в качестве средства обучения стало чрезвычайно популярно в последние годы.

Кейс-метод - род дискуссионных методов обучения, основанный на изучении анализа конкретных ситуаций. Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Условия, необходимые для организации кейс-метода.

1. Выбор подходящего материала.

2. Наличие альтернатив.

3. Небольшое число участников в группе.

Преимущества метода кейсов:

1. Реализм.

2. Минимизация давления.

3. Активное взаимодействие.

Метод помогает решать следующие задачи:

а) обучать участников анализу реальных ситуаций, а также навыку отделять важное от второстепенного и формулировать проблемы;

б) прививать умение слушать и взаимодействовать с другими участниками;

в) моделировать особо сложные ситуации, когда самый способный специалист не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы; здесь важно показать, что именно коллектив является основой в принятии большинства решений;

г) продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность возможных решений.

На ЕГЭ задания части «С» направлены на проверку умения высказывать и аргументировать свое мнение, давать оценочные суждения, сравнивать и обобщать. Решить эту задачу и помогают дискуссионные методы обучения.

Внедрение дискуссионных методов обучения обеспечит решение проблем, связанных с формированием компетенций обучающихся, обеспечит развитие их способностей для жизни в современном обществе и творческую самореализацию, они станут более уверенными, способными выражать и отстаивать свое мнение.

Применяя в своей педагогической практике различные дискуссионные методы обучения, я выделила общие достоинства и недостатки.

2. Дают возможность представить, услышать и сопоставить разные точки зрения.

3. Побуждают к самоанализу.

4. Возможность использования дополнительных материалов.

5. Воспитывается терпимость, умение слышать других.

6. Позволяют углубить знания по предмету.

7. Позволяют организовать учебный процесс в новых нестандартных формах.

1. Занимает много времени.

2. Требуется предварительно объяснить правила.

3. При узко поставленной теме возможны повторения.

4. Требует дополнительной подготовки и учителя и учеников.

Дискуссионные методы социального обучения являются гибким инструментом в развитии социальной адаптации подростка, самопознания, развития креативности, а также решают многие внутриличностные проблемы.

Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности их успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Знаменитая фраза «В спорах рождается истина» относится к дискуссионным методам.

Но какие бы методики не использовал учитель на своем уроке, всегда нужно помнить, что любые методики пусты и мертвы без любви к своему делу.

Активные формы обучения

1.1 Дискуссионные методы

Начало устойчивого интереса психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами крупнейшею швейцарского психолога Жана Пиаже, в которых было показано, как благодаря механизму дискуссии со сверстниками, а также старшими и младшими детьми ребенок отходит от черт эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения другого.

Требования научно-технического прогресса поставили перед психологией задачу изучения процессов принятия управленческих и творческих решений в группе. Здесь важную роль сыграли идеи Курта Левина о влиянии групповых обсуждений и ситуативных факторов на изменение социальных установок (отношений). Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем. Один из первых экспериментов состоял в попытке изменить некоторые шаблоны поведения домашних хозяек в связи с использованием новых пищевых продуктов. Одной группе испытуемых была прочитана убедительная лекция по данному вопросу, однако только 3% женщин попытались в дальнейшем прибегнуть к советам эксперта. В другой группе была проведена дискуссия на тему преимуществ использования тех же продуктов. Последующий подсчет показал, что в этой группе 32 % женщин стали применять ранее игнорируемые продукты.

Данный эффект объясняется следующими причинами. Еели слушатели лекции в основном занимают нейтральную позицию в отношении раскрываемой лектором темы, то участники дискуссии формируют более определенные мнения, поляризующиеся в ходе обсуждения. Затем суждения участников могут консолидироваться или, напротив, остаться конфронтальными. Но в обоих случаях дискуссия даст эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что, в свою очередь, реализуется в их конкретных действиях

Дальнейшее изучение механизмов групповой дискуссии показало целесообразность ее применения для активизации межличностных процессов в управленческой, обучающей, диагностической, психотерапевтической, творческой и других их видах деятельности.

В качестве объекта дискуссионного обсуждения могли выступать не только специально сформулированные проблемы, но и случаи (казусы или кейсы) из профессиональной практики. Примером такого дискуссионного разбора может служить деятельность так называемых балинтовских групп по обмену терапевтическим опытом. Английские врачи Майкл и Энид Валинты в 50-е гг. организовали постоянно действующий семинар врачей-практиков с целью углубления взаимопонимания и взаимодействия между ними и пациентами. Основную свою задачу Балинты видели в преодолении субъективного профессионального апломба врача, который может привести его к «апостольской» позиции непогрешимого диагноста и клинициста.

Помимо профессиональных, управленческих и научно-технических проблем предметом дискуссии могут быть межличностные отношения самих участников группы. В этом случае сеть групповых взаимоотношений выступает как реальная учебная модель, с помощью которой обучаемые усваивают особенности групподинамических процессов на личном опыте, расширяя свои возможности коллективистического самоопределения и понимания других.

Некоторые элементы игры, например соперничество и воспроизведение действительности, наличествуют также и в дискуссионных методах. И, напротив, дискуссия выступает как непременный элемент всех форм активного обучения. Поэтому следует еще раз подчеркнуть условность классификации активных групповых методов по принципу используемых ими социально-психологических феноменов.

Дискуссионные методы - вид групповых методов обучения, основанных на организационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач.

Дискуссионные методы могут быть в виде диалога, сократовской беседы, групповой дискуссии или «круглого стола», «мозгового штурма», анализа конкретной ситуации или инцидента и других.

Влияние лидерских качеств баскетболисток 13-15 лет на эффективность тренировочной деятельности

Для решения поставленных перед нами задач были использованы следующие методы исследования: 1. Теоретический анализ научно-методической литературы. 2...

Возрастная и гендерная специфика социализации в подростковом возрасте

Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики: модифицированная методика семантического дифференциала (СД) для изучения степени дифференцированности самосознания; методика свободного самоописания для...

Изменение доминирующих методов психологии в генезе науки

Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает, с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой -- достаточно объективными, точными и надежными методами, позволяющими проверять эти идеи...

Методы исследования возрастной психологии

Проективные методы (лат. projectio -- выбрасывание вперед) -- совокупность методик, направленных на исследование личности с помощью использования неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов...

Методы оценки деловых и личных качеств руководителей и специалистов

Количественные оценки, например деловых и организатор-ских качеств работника, производятся, как правило, с помо-щью экспертных оценок...

В группу организационных методов входят: - сравнительный; - лонгитюдный; - комплексный. Организационные методы, судя уже по их названию, призваны определять стратегию исследования...

Методы психологического исследования

Наименее разработанными и исключительно важными являются интерпретационные методы, которые включают в себя различные варианты генетического и структурного методов...

Нейролингвистическое программирование

Воздействие на себя или на другого человека происходит только через его систему восприятия, называемую в НЛП репрезентативной системой...

Оценка умственной работоспособности человека

Для решения поставленных задач курсовой работы, применялись следующие методы исследования: 1. Анализ и обобщения данных учебной и научной литературы; В ходе исследования были изучены материалы учебно-методической и научной литературы...

Память и ее значение

В настоящее время разработано множество приёмов и методов запоминания информации. Так, Д. Лапп предлагает следующие способы запоминания и воспроизведения информации: 1. Осознание...

Профессиографическое исследование деятельности инженера-проектировщика аэродромов

Для сбора данных были использованы следующие методы: 1) Социологические (метод экспертной оценки: анкета, направленная на наиболее полное описание профессии инженер-проектировщик аэродромов, состоявшая из 22 вопросов...

Психологические аспекты социальной адаптации учащихся средних специальных учебных заведений

Тест-опросник «Механизмы психологической защиты» (МПЗ). Автор: тест-опросник «Life Style Index» был разработан Р. Плутчиком, Г. Келлерманом, Х.Р. Контом (1979), адаптирован Е.С. Романовой и Л.Р. Гребенниковым в 1991 г...

Суицидальное поведение как общественный феномен

Методы самоубийства очень разнообразны. Кто-то бросается под поезда, кто с моста, а кто банально мешает алкоголь с лекарствами. По статистике мужчины-самоубийцы выбирают "насильственные", "силовые" способы - веревка...

Теории и виды ощущений

Экспериментальные Методы изучения ощущений связаны с экспериментами в основном физиологическими или психофизиологическими. Болевые ощущения имеют одну особенность, подметить которую можно, легко уколов палец...

Технология воспитания

Под методами воспитания понимается совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного педагогического результата. Средства воспитания - все то...