По эмоциональной окраске предложения бывают. Воспользуйтесь формой поиска

Предложения делятся на невосклицательные и восклицательные. Эмоционально насыщенные предложения, произнесенные с особой интонацией, называются восклицательными. Все функциональные типы предложений могут быть восклицательными

Кроме восклицательной интонации, восклицательные предложения характеризуются наличием в их составе междометий, местоимений и наречий (такой, так, как, что за…).

Основное средство выражения – особая восклицательная интонация, тон высокий, напряженный.

Средства выражения: междометия (Ах, злые языки страшнее пистолета ), частицы (Что за горе, что за скука, что за бедное житьё ).

Простое предложение

1. Структурно-семантические типы ПП

2. Предложения утвердительные и отрицательные

Классификация ПП разнообразна.

1. По возможности\ невозможности выделить члены предложения.

2. По составу главных членов предложения.

3. По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.

4. По признаку осложненное/ неосложненное

5. По полноте или неполноте / по представленности всех или не всех членов предложения, необходимых для данного структурно-семантического типа.

6. По характеру выражаемого в предложении отношения содержания к действительности.

1. Все ПП делятся на синтаксически членимые и синтаксически нечленимые. В составе первых можно выделить члены предложения, а в составе нечленимых предложений нельзя выделить никаких членов предложения. (Да. Нет. Неужели).

2. Все ПП делятся на двусоставные и односоставные. В двусоставных предложениях имеется в наличии предикативная основа, состоящая из двух членов предложения. Основа односоставного предложения одночленна.

3. Все ПП делятся на распространенные и нераспространенные. В распространенных предложениях помимо главного члена присутствуют и второстепенные.

4. По наличию или отсутствию в ПП осложняющих компонентов ПП делятся на неосложненные и осложненные. В осложненных предложениях присутствует осложнение.

5. Выделяются полные и неполные предложения. В полных предложениях присутствую все необходимые данному предложению члены.

6. Все ПП делятся на утвердительные и отрицательные.

Деление предложений на утвердительные и отрицательные связано с предикативностью. В одних предложениях говорящий считает, что предикативный признак реально относится к субъекту. Это соответствует действительности, и в этом случае получается утвердительное предложение. Говорящий утверждает наличие предикативного признака субъекту в соответствии с действительностью.

Иванов учится в институте

Если же этого нет – предложение будет отрицательным.

Иванов не учится в институте.

Средства выражения отрицания .

1) Специальные отрицательные слова (не, ни, нет), отрицательные местоимения и наречия, отрицательные слова КС, которые выступают в роли главного члена односоставного предложения:

Мне некуда больше спешить.

Мне некого больше любить.

Здесь нельзя пройти .

Отрицательные предлоги делятся на общеотрицательные (здесь отрицается предикативный признак (сказуемое)) и частноотрицательные (отрицание может относится ко всем остальным членам предложения (подлежащие и второстепенные члены)).

Не всегда формальные особенности ПП (имеется в виду наличие или отсутствие отрицательных слов) свидетельствует о соответствии семантики. Утвердительным, например, является предложение, в котором сказуемое имеет два отрицания.

Я не мог не засмеяться.

В вопросительно-риторических предложениях с местоимениями (кто, что, какой )

Какой же русский не любит быстрой езды.

Предложение по форме может являться утвердительным, а по значению отрицательным.

Ну, кто ж так одевает детей.

1.2 Типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске

По функции, по целенаправленности заключенного в предложения высказывания они делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные. Предложения служат для передачи соответственно трех основных форм мысли – суждения: А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремиться навстречу морю, гремя камнями…(М. Горький); вопроса: А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? (М. Горький); побуждения: А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся (М. Горький). Каждый тип характеризуется соответствующей структурной интонацией и набором формальных показателей – глагольных форм, служебных слов и других факторов. Предложение каждого из трех функциональных типов могут быть эмоционально окрашенными – с использованием средств интонации, а возможно и частиц: Безумство храбрых – вот мудрость жизни! (М. Горький)

В зависимости от цели высказывания различают предложения повествовательные, вопросительные и восклицательные (13, с. 296)

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии. Содержат сообщение или описание, выражают относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение. Законченность мысли выражается в интонации: для повествовательных предложений характерно понижение тона в конце предложения.

Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре, отличаются относительной законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал Пугачева и толпою бежал за ним (А. С. Пушкин). Содержательной сущностью повествовательных предложений в русском языке, является то, что в коммуникативном отношении они сообщают законченную мысль о явлениях действительности, факте, событии.

Интонационно повествовательные предложения произносятся в среднем темпе: тон речи медленно повышается, а ближе к концу предложения постепенно понижается. Повествовательные предложения могут быть нераспространёнными и распространёнными; по составу - двусоставными и односоставными.

Повествовательное предложение может представлять собой:

Описание: Всадник сидел в седле ловко и небрежно (М. Горький); Повествование о действиях, событиях: Старик покойно и бодро шагал с камня на камень и скоро пропал среди них (М. Горький);

Сообщение о желании или намерении совершить действие: Я не так еще бы сыграл бы (А. Твардовский);

Классифицируя повествовательные предложения, П. А. Лекант предлагает различные способы выражения интонации. Как уже говорилось выше, для таких предложений характерно понижение тона в конце. Понижение бывает особенно заметно, когда в середине предложения на каком-либо слове голос значительно повышается. Заметного понижения тона не наблюдается в однословных предложениях, например в безличных или номинативных, однако в этом случае голос не должен повышаться. В распространенных номинативных предложениях голос плавно понижается от начала предложения к концу (11, с. 388)

Также существуют вопросительные предложения. Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, то есть цель их познавательная. Вопросительные предложения заключают в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему. Средствами выражения вопросительности являются: особая вопросительная интонация, вопросительные слова (местоимения и наречия), вопросительные частицы (неужели, разве, ли) и порядок слов.

Вопросительные предложения обычно содержат вопрос, направленный на побуждение собеседника высказать мысль, интересующую говорящего. Оно служит для выражение вопроса. С помощью него говорящий стремиться получить новые сведения о чем-либо, подтверждение или отрицание какого-либо предположения. Вопросительное предложение имеет свою грамматическую форму, которая представлена интонацией, вопросительными словами, частицами, а на письме обозначается вопросительным знаком.

Для вопросительной интонации характерно более или менее значительное повышение тона в конце предложения, что особенно заметно при сопоставлении с повествовательными предложениями. Существенной чертой вопросительной интонации является повышение тона на слове, в котором заключена суть вопроса, выделение этого слова (ср.: Отец приедет этим поездом? – Отец приедет этим поездом?) (9, с. 206-214).

Вопросительное предложение, которое, сохраняя структурные признаки, общие с повествовательным предложением, приобретает вопросительную функцию и может отличаться от повествовательного предложения только интонацией. Это позволяет понимать вопросительное предложение как трансформу повествовательного и противопоставить невопросительные и вопросительные предложения Особенно в текстах художественных произведений можно заметить, что в русском языке вопросительные предложения оформляются с помощью разнообразных средств и активнее всего при помощи вопросительных слов, в качестве которых чаще других выступают вопросительные местоимения, наречия, частицы, вопросительная интонация в устной речи, а также порядок расположения слов в предложении. Так же внимание привлекает тот факт, что вопросительное предложение в русском языке отличается и разнообразием интонационных конструкций, находящихся в прямой зависимости от структуры предложения и содержательной сущности вопроса.

Невсякое предложение, вопросительное по форме, заключает в себе вопрос. Поэтому эти предложения, Павел Александрович Лекант разделяет по целенаправленности высказывания: на собственно вопросительные и на предложения, не заключающие в себе вопрос, но имеющею вопросительную форму, которые в свою очередь, могут быть разделены на четыре группы: вопросительно-риторические, вопросительно-побудительные, вопросительно-отрицательные, вопросительно-утвердительные (11, с. 391-393).

В собственно вопросительных предложениях заключается вопрос, обращенный к собеседнику и требующий ответа или предполагающий его. С помощью вопроса говорящий стремиться узнать что-то неизвестное. По способу выражения вопроса эти предложения можно разделить на местоименные и неместоименные. Неместоименные вопросительные предложения предполагают утвердительный или отрицательный ответ, который наиболее кратко выражается нечленимыми предложениями словами Да и Нет. Говорящий, задавая вопрос, ждет лишь подтверждения или отрицания чего предполагаемого. Вопросительное значение выражается главным образом интонацией, причем выделяется слово или группа слов, в котором заключена суть вопроса. Очень часто для подчеркивания значения конкретного слова, его выносят в начало или в конец предложения: Сильно я изменился с тех пор? (А. П. Чехов).

Кроме интонации могут быть использованы вопросительные частицы ли, разве, неужели и другие. Частица ли имеет "чистое" значение вопросительности: "Да еще отдаст ли?". А, например, частицы разве, неужели, кроме вопросительного значения выражают удивление, сомнение, вносят в предложении оттенок неуверенности.

Местоименные вопросительные предложения. Они требуют развернутого ответа, включают в себя вопросительные слова – местоимения и местоименные наречия: что, кто, какой, чей, зачем, откуда. В ответах должны содержаться новые сведения о предметах, признаках, обстоятельствах: "А куда вы идете?" - "Да к вам" (К. Паустовский).

Вопросительно-риторические предложения не предполагают и не требуют ответа. В них выражаются различные чувства и переживания говорящего - раздумья, сомнение, грусть, сожаление: Что день грядущей мне готовит? (А. С. Пушкин). Такие предложения очень часто встречаются в художественных произведениях и создают эмоционально окрашенный, взволнованный тон повествования.

Вопросительно-побудительные предложения служат для выражения побуждения. В них нет собственно-вопросительного значения. Говорящий не намеривается получить новые сведения, а побуждает собеседника совершить какое-либо действие или приглашает сделать что-то совместно: "Синиц идем ловить, дядя?" (М. Горький).

Побуждение часто сопровождается оттенками досады, нетерпения. Поэтому вопросительно-побудительные предложения эмоциональны, экспрессивны и могут употребляться вместо собственно побудительных.

Вопросительно-отрицательные предложения имеют такую же форму, как собственно вопросительные. В них употребляются вопросительные местоимения, наречия, частицы, однако эти предложения не имеют вопросительного значения, а содержат сообщение. Хотя в них нет специальных отрицательных слов, они выражают невозможность какого-либо действия, состояния, невозможность приписать предмету какой-либо признак: Какой вы охотник? Вам в кухне на печи лежать да тараканов давить, а не лисиц травить (А. П. чехов).

Вопросительно-отрицательные предложения выражают разнообразные модальные оттенки (невозможность, нецелесообразность) с помощью так называемых вопросительных слов (они в данных предложениях не содержат вопроса) и интонации, которая отличается от собственно вопросительной меньшем повышением тона в конце.

Вопросительно-утвердительные предложения имеют в своем составе вопросительные частицы, местоимения, наречия в сочетании с отрицательной частицей не. Однако эта частица в данных предложениях не выражает отрицания. Напротив. Предложения с сочетаниями разве не, кто не, куда не. Выражают утверждения, окрашенное модальными значениями неизбежности, уверенности: Кто в детстве не осаждал старинные замки, не погибал на корабле с изодранными в клочья парусами? (К. Паустовский). Вопросительные слова и частицы могут сочетаться с глагольным словом нет; эта конструкция так же имеет утвердительное значение: И где нас только нет?!

Вопросительно-утвердительные предложения эмоциональны, выразительны, они используются в художественных текстах для выражения усиленного утверждения: Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей! А чем не муж? (А. С. Грибоедов)

Так же одним из типов предложений по цели высказывания является побудительные предложения. Они выражают волеизъявление, побуждение к действию. Такие предложения адресованы собеседнику или третьему лицу. Объектом побуждения могут быть несколько лиц: Цветите, юные и здоровейте телом (С. Есенин). Не являются побудительными те предложения, в которых волеизъявление выражается как желание или намерение самого говорящего человека совершить действие.(6, с.210)

Побуждение имеет разную степень категоричности. В зависимости от этого различают виды побуждения: приказания, просьба, совет, разрешение или согласие, призыв. Эти формы побуждения, в свою очередь, могут иметь оттенки повеления – резкого, категорического или мягкого, что достигается с помощью частиц: Ушла бы ты с дороги девчонка! (М. Горький).

Побуждение выражается различными средствами. Побудительным предложениям свойственны интонация побуждения (повышения тона, усиление голоса), а так же специальные грамматические формы слов.

В побудительных предложениях используются формы повелительного наклонения глагола:

1. Формы второго лица единственного и множественного лица. Эти формы могут употребляться с частицей – ка, обычно смягчающие повеление;

2. Аналитические формы третьего лица с частицами пусть, да;

3. Форма первого лица множественного числа, выражающая приглашение совместно с говорящим лицом совершить действие;

Со значением побуждения употребляются формы изъявительного и сослагательного наклонений, а также инфинитив. Побудительные предложения могут строиться без глагола - из наречий или форм косвенных падежей существительного, обозначающих направление движения, объект действия и: В угол! А так же побуждение может быть выражено описательно, без помощи специальных словоформ (11, с. 388-390)

Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения могут иметь эмоциональную окраску, то есть выражать отношение говорящего. Если эмоциональность передаются с помощью интонации или специальных служебных слов, то такое предложение является восклицательным. Восклицательными называются предложения эмоционально окрашенные, что передаются специальной восклицательной интонацией, выражение содержания сопровождается особой чувствительностью.

С помощью восклицательной интонации могут передаваться чувства радости, восхищения, гнева, страха. Возможно, что предложение по цели высказывания повествовательное, но с помощью восклицательной интонации, а так же междометия выражено любое другое чувство: Ну же, Таня, говори! (М. Горький) – предложение побудительное, эмоциональное по интонации – восклицательное, в нем выражено нетерпение, досада.

В восклицательных предложениях эмоциональность создаются с помощью восклицательных частиц как, какой, что за, вот, ну и другие частицы. Восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, придающие высказываемому эмоциональную окраску. В них выражение содержания сопровождается выражением чувства говорящего. Восклицательные предложения могут выражать интеллектуальные состояния (удивление, недоумение, сомнение, презрение), различные чувства (гнев, ненависть, страх) и побуждение (приказ, призыв, просьбу) (11, с 394-395).

Изучая работы П. А. Леканта, Н. Г Гольцова, В. П. Жукова, можно придти к выводу, что классификация предложений русского языка по структуре является ступенчатой: на первом этапе противопоставляются наиболее общие типы, каждый из которых, в свою очередь, представлен определенной системой подтипов и разновидностей, следовательно, самое главное - противопоставление простых и сложных предложений. Дело в том, что простое предложение имеет одно предикативное ядро: В городе стреляли. Ходили с флагами (А. Н. Толстой); сложное - два и более: Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем простом предложении может быть нескольких подлежащих и дышали в небо, и бились волны внизу о камень (М. Горький). В сказуемых, но они составляют одно предикативное ядро: Сегодня молодые и старые веселились и пели.


Выводы по первой главе

Изучив и проанализировав теоретический материал по теме исследования "Типы предложений по цели высказывания в печатной рекламе", мы пришли к следующим выводам:

Во-первых, предложение одна из основных единиц синтаксиса, оно несет в себе какое–либо сообщение, обладает предикатом и строится по определенному грамматическому принципу. Выделяется определенной интонацией, соответствующей типу предложения по цели высказывания. Предложение служит так же для выражения эмоций и волеизъявлений, входящих в сферы чувства и воли.

Во-вторых, следуя из выше рассмотренного, можно сказать, что предложение является минимальной единицей человеческой речи, представляющее собой грамматическое соединение слов (или одно слово), которое обладает смысловой и интонационной законченностью, предикатом, а также грамматической основой.

В-третьих, предложение по цели высказывания может содержать в себе сообщение, вопрос и побуждение (совет, приказ, просьба). Классификация типов предложения по цели высказывания является многомерной, они делятся по принципу заключенного в них высказывания.

В-четвертых, каждый тип характеризуется соответствующей структурной интонацией и набором формальных показателей – глагольных форм, служебных слов и других факторов. А, также предложения могут быть эмоционально окрашенные при помощи интонации или соответствующих частиц.


Глава II Типы предложений по цели высказывания в печатной рекламе


Недели с момента исследования, испытуемым вновь задавались общие вопросы. Их ответы фиксировались и сравнивались с полученными во время первого исследования. Экспертная оценка рекламной продукции на основе двухкомпонентной методики Оценка рекламных продукций производилась нами на основе выделения в них двух компонентов: текста и изображения, т.е. вербально-визуального и визуального уровней. Эти...

Выбора хорошо работает при использовании невербальных средств коммуникации. 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучив литературу по данной теме и проанализировав тексты печатной рекламы, мы пришли к следующим выводам. - При создании слогана огромную роль играют различные средства экспрессивного синтаксиса и специальные приемы, такие как нумерация по пунктам, рифма и др. - Экспрессивный синтаксис...




Позиции. Такая тенденция характерна и для других стран, в том числе с развитой рыночной экономикой. Глава 2. Реклама как средство визуальной коммуникации 2.1. Особенности коммуникативного воздействия в рекламе Рекламные коммуникации, представляя собой часть информационной среды, образовали вместе с массовыми коммуникациями новое информационное коммуникативное поле. Особенно ярко они...

Классификация предложений по эмоциональной окраске.

Классификация предложений по цели высказывания.

План

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Лекция 7

1. Классификация предложений по структуре.

Предложение - многоаспектная единица, следовательно, имеет большую типологию (много классификаций). Все предложения в первую очередь классифицируются по структуре, цели высказывания (функции в коммуникации) и по наличию или отсутствию эмоциональной окраски. Казалось бы, в первом случае учитываются структурные признаки единицы, во втором и третьем – семантические (содержательные) особенности. В действительности в каждой классификации учитывается и то и другое, т.е. ведущим является структурно-семантический принцип. В первом случае на первое место выдвигаются именно структура, а от нее идут к значению. А во втором и третьем случаях на первый план ставится семантика, а от нее движутся к форме, средствам выражения, структуре.

1.Классификация предложений по структурному признаку.

По структуре предложения делят на простые и сложные . Простое предложение состоит из 1 грамматической основы (грамматического ядра), выражает одно значение предикативности. Следовательно, простое предложение – единица монопредикативная .

Шарик улетел в небо. Студенты записывают лекцию.

Сложное предложение состоит из двух и более предикативных центров. Это полипредикативная единица. Когда преподаватель читает лекцию, студенты конспектируют.

Различаются простые и сложные предложения и по содержанию, и по объему передаваемых ими сообщений. В простом предложении часто сообщается об одном событии, а в сложном о нескольких ситуациях и об отношениях между ними. Таким образом, в сложном предложении заключается более сложное суждение.

Хотя сложное предложение строится из простых, однако последние, выступая в составе сложного предложения, теряют свою смысловую и интонационную завершенность, поэтому их нельзя считать предложениями в полном смысле этого слова.

Деление предложений по коммуникативной целеустановке проводилось с самого зарождения синтаксиса. Однако взгляды на эту классификацию менялись. Сначала, например, выделяли предложения повествовательные, вопросительные и восклицательные , тем самым совмещали два различных признака в одной классификации, что, безусловно, неверно. Затем стали выделять повествовательные, вопросительные и побудительные предложения (наиболее распространенный подход в вузовской и школьной практике). В последнее время это деление стали сводить к оппозиции двух типов: вопросительные и невопросительные предложения (В.А. Белошапкова, Н.Ю. Шведова в Академической грамматике).


Сопоставим 2 и 3 точки зрения.

Невопросительные предложения отличаются от вопросительных тем, что их основная цель заключается в передаче слушателям определенной информации.

Цель вопросительных предложений заключается в не передаче информации, а в поиске ее (стремлении получить). Они выражают особую форму мысли – вопрос.

По характеру передаваемой информации невопросительные предложения делятся на 3 типа: а) повествовательные, б) побудительные, в) оптативные (выражающие желание) .

Повествовательные предложения – собственно информирующие предложения. В них повествуется о каких-либо фактах, явлениях, событиях (как реальных, так и нереальных). Это наиболее распространенный тип предложений. Грамматически они, как правило, имеют в предикативной основе формы изъявительного наклонения. Любви все возрасты покорны. Люблю грозу в начале мая. Реже формы сослагательного наклонения. Учился бы сын получше.

Ярким средством выражения значения повествования является специфическая повествовательная интонация: спокойный, ровный тон, повышающийся на наиболее значимом слове и понижающийся к концу предложения.

Побудительные предложения выражают волеизъявление, требование, просьбу, предполагающие исполнение. Побуждение оформляется: а) формами повелительного наклонения глагола: Иди к униженным, иди к обиженным...; б) морфологическими средствами, используемыми в языке для выражения побуждения (частицы да, пусть, давай ; глаголы в форме изъявительного наклонения Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу…; инфинитив Молчать! ); в) разнообразными «безглагольными» средствами: Ни с места! Ко мне! Марш! Айда! Цыц!.

Важным средством оформления выражения побуждения в устной речи является интонация побуждения. Например, при требовании – высокий тон, большая напряженность.

Оптативные предложения выражают значение желания (модальность желательности) , т.е. модально-волевые устремления к тому, чтобы действие осуществилось. Хоть бы зашел кто-нибудь в гости! Если б сегодня мороз! Только бы никто не заболел!

Внешне они обычно выражаются формой сослагательного наклонения глагола, в которых частицы бы сочетается со словами хоть, пусть, если, хорошо и т.д., образуя своеобразные составные частицы (оптитативные частицы) пусть бы, хорошо бы, если бы и т.д.

Значение желания, с одной стороны, похоже на значение повествования, так как оно не содержит обращения к другим лицам с целью побудить их к действию. По этой причине оптантивные предложения некоторыми учеными рассматриваются вместе с повествовательными (см. Современный русский язык. Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000. С.337-338.)

С другой стороны, оно близко к значению побуждения, так как содержит элемент волевого устремления. Поэтому такие предложения рассматриваются вместе с побудительными (школьный учебник под ред. В.В. Бабайцевой).

Как и побудительные, оптантивные предложения не преобразуются в вопросительные.

Вопросительные предложения. Их значение связано с целевой задачей получить информацию: говорящий хочет получить информацию от другого лица и с этой целью задает вопрос. По модальности вопросительные предложения так же, как и невопросительные, могут выражать реальную и нереальную модальность.

Средства выражения (оформления) вопросительности:

1) вопросительная интонация – повышение тона на вопросительном слове или том слове, в котором заключен смысл вопроса;

2) порядок слов: часто слово, заключающее в себе вопрос выносится в начало или в конец предложения Сдал ты экзамен? Экзамен ты сдал? Экзамен сдал ты? ;

3) вопросительные слова: наречия, местоимения, частицы Что ищет он в стране далекой, что кинул он в краю родном?(Лермонтов); Чей это конь неутомимый бежит в степи неукротимый? (Пушкин) .

Вопросительные предложения неоднородны по своему значению и по коммуникативной целенаправленности.

Не всякое предложение, вопросительное по форме, содержит в себе вопрос. Поэтому по коммуникативной целенаправленности вопросительные предложения делятся на собственно вопросительные и несобственно вопросительные , не заключающие вопроса.

Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, обращенный к собеседнику и требующий ответа или предполагающий его. По способы выражения вопроса эти предложения делятся на неместоименные (общевопросительные) и местоименные (частоновопросительные) .

Неместоименные вопросительные предложения предполагают утвердительный или отрицательный ответ, который может быть выражен нечленимыми словами-предложениями Да или Нет . Например: Вы читали Пушкина? Знакомы ли вы с творчеством Мураками?

Вопросительное значение выражается главным образом с помощью интонации, причем выделяется слово (или группа слов), где заключена суть вопроса: Вы очень ее любили? Сильно он изменился с нашей последней встречи? Кроме интонации могут быть использованы вопросительные частицы разве, ли, неужели, неужто и т.д.

Местоименные вопросительные предложения требуют развернутого ответа. Они включают в свой состав вопросительные слова – местоимения или местоименные наречия. В ответах на такие вопросы должны содержаться новые сведения о предметах, признаках, обстоятельствах, действиях. Например: В котором часы приходит поезд? Кто пойдет отвечать?

Несобственно вопросительные предложения не направлены на получение информации (не требуют обязательного ответа). Они имеют лишь форму вопросительных предложений. Выделяют вопросительно-риторические и вопросительно-побудительные предложения.

Вопросительно-риторические предложения не предполагают и не требуют ответа. В них могут быть выражены чувства и переживания говорящего. Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни? Что день грядущий мне готовит? (Пушкин). Такие предложения встречаются главным образом в художественной речи и создают эмоционально окрашенный, взволнованный тон повествования.

Вопросительно-побудительные предложения служат для выражения побуждения. В них нет собственно вопросительного значения. Долго я буду тебя умолять съесть кашу? – начала сердиться мама. Побуждение может сопровождаться оттенками нетерпения, досады, негодования.

П.А. Лекант среди несобственно вопросительных предложений выделяет еще две группы – вопросительно-отрицательные предложения и вопросительно-утвердительные предложения. Первые имеют форму, совпадающую с собственно вопросительными предложениями, однако содержат не вопрос, а сообщение. Например: Что есть на свете лучше певчей птицы? =Нет ничего на свете лучше певчей птицы; Какой вы охотник? Вам лучше в кухне на печи лежать да тараканов давить. А не лисиц травить. (Чехов). Вопросительно-отрицательныепредложения выражают разнообразные модальные оттенки (невозможность, нецелесообразность и т.п.) с помощью так называемых вопросительных слов(не выражающих здесь вопроса) и интонации. Которая отличается от собственно вопросительной тем, что тон в конце предложения повышается значительно меньше.

Вопросительно-утвердительные предложения имеют в своем составе вопросительные частицы, местоимения, наречия в сочетании с отрицательной частицей не . Однако в таких предложениях данная частица не выражает отрицания. Например: Кто в детстве не осаждал старинные замки, не погибал не корабле с изодранными в клочья парусами? (Паустовский). Вопросительные слова и частицы могут выступать в сочетании со словом нет , эта конструкция также имеет утвердительное значение. Подобные конструкции очень эмоциональны, выразительны, поэтому активно используются в художественных текстах для выражения усиленного утверждения.

3. Классификация предложений по эмоциональной окраске . Все предложения, независимо от цели высказывания и структуры, в русском языке могут быть восклицательными или невосклицательными. Восклицательные предложения обладают эмоциональной окраской, т.е. выражают отношение говорящего к сообщаемому. Например: Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (повеств., воскл. – восхищение); Да замолчишь ты, наконец?! (вопросит., вопр.-побуд, воскл. – возмущение, требование); Руки вверх! (побуд., воскл. – приказ); Если бы я был президентом! (оптантивное, воскл. – мечтательность).

Основное средство выражения восклицательного предложения – особая восклицательная интонация: тон высокий, при этом наибольшее повышение тона приходится на слова, выражающие чувства. В восклицательных предложениях также могут быть использованы междометия Ах, этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства (Грибоедов). восклицательные частицы Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом?! (Грибоедов) .

Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Повествовательное предложение - это такой функциональный тип предложений, содержанием которого является сообщение, констатация бытия или небытия того или иного положения дел в объективной действительности. Повествовательному предложению свойственна особая интонация, предполагающая ровное понижение тона после конечного слова.

Побудительное предложение – функциональный тип предложения, содержанием которого является волеизъявление, побуждение адресата к действию. Этому предложению свойственна специфическая интонация, которая варьируется в зависимости от вида побуждения (приказ, просьба, совет, предупреждение и т.д.).

Побудительное значение обычно задают 3 вида языковых средств:

а) формы императива: Найдите лопатку, сержант! Это очень важно (В. Богомолов); Пойди домой, да и скажи всё, как было (М. Г.);

б) глаголы изъявительного наклонения 1-го лица множественного числа (в контакте с частицей давай и без неё), используя которые говорящий приглашает собеседника к совместному действию: Давай попросим сыграть вальс (В. Шукшин);

в) глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа с частицей пусть , которые возлагают на адресата речи обязанность распространить свои действия на 3-ье лицо или какой-то предмет: Серпилин приказал не будить командира полка: Пусть спит, обойдусь без него (К. Симонов); - Пусть покормят командный состав, - сказал он (В. Богомолов);

Кроме того, используются формы инфинитива со значением приказа или запрещения: - Мы отлично пообедаем по-старому… Подавать! – приказал он Илье (А. Чехов); А вы – стоять на крыльце и не с места! И никого не впускать в дом сторонних, особенно купцов (Н. Гоголь).

Иногда побудительное значение развивают безглагольные конструкции: Молоток! К стене!, вопросительные предложения: Так чего же ты стоишь? (= Иди!), нечленимые междометные предложения: ТСС! Вон!

Вопросительное предложение – функциональный тип предложения, который предполагает запрос информации, т.е. побуждает адресата дать новые сведения о ситуации. Для этих предложений характерна особая интонация, а также наличие специализированных вопросительных слов – вопросительных местоимений, наречий, частиц.

Различают вопросительно-повествовательные предложения , которые выражают сообщение в форме отрицания: Какая в нём гордость может быть? или утверждения: Да, откровенно говоря, кого не трогает искусство? Кого оно не облагораживает? (Ч.). Вопросительно-побудительные предложения обращены к адресату не за ответом, а с приглашением совершить действие или с приказанием: Синиц идём ловить, дядя? (М. Г.); Да замолчишь ты наконец?

Вопросительно-риторические предложения не побуждают к ответу. Они бывают обращены или к нелицу, или к неопределённому адресату, или к самому говорящему, выражают раздумье, сомнение, эмоциональное состояние говорящего: Что день грядущий мне готовит? (П.); Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. (М. Г.).

Восклицательные предложения – функциональный тип предложения, обладающий особой эмоциональной окраской, т.е. передающее чувства радости, удивления, восхищения, недоумения, презрения, гнева и т.д. Все эти значения выражаются особой интонацией, междометиями, частицами: Ах, как ты горько, до зарезу, попозже, молодость, нужна! (Тв.). Восклицательными могут быть все 3 типа предложений. Восклицательному предложению противостоит предложение невосклицательное.