По прогнозам в будущем электронное обучение будет. Эссе "какой я вижу школу будущего"

«В Прекрасное Далеко я начинаю путь»


Будущее… Оно всегда притягивает к себе людей… Мы постоянно хотим знать то, что нас ожидает… Мы живем надеждой на будущее, не подозревая о том, что только от нас, от нашего настоящего зависит то, каким оно будет... Вспоминая песню из детского кинофильма, хочется обратиться к будущему и сказать: «Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко…. я начинаю путь». Я действительно начинаю путь молодого педагога. Каким будет этот путь, зависит не только от меня.

Чего мне ожидать в своей профессии? Какой будет и должна быть школа будущего? Должна ли она полностью отойти от сложившейся традиционной системы, быть новаторской или пойти на компромисс? На данные вопросы не может быть однозначных ответов, но одно я знаю точно: без прошлого нет будущего.

Сегодня мы слышим много нареканий в адрес школы. Родители говорят, что учителя плохо учат детей, учителя жалуются на учеников и родителей, а все вместе - на ЕГЭ, органы образования, новые стандарты и образовательные программы. Но еще в середине 20 века известный антрополог Маргарет Мид говорила о том, что «мы сейчас находимся на том рубеже, когда должны преподавать нашим детям то, что еще вчера никому не было известно, и готовить нашу школу к тому, о чем еще никто не знает». По ее мнению школа должна работать с опережением, быть на шаг вперед всего общества. Ведь она не только обучает, но и воспитывает ребенка.

Современные дети очень рано развиваются и взрослеют в связи с постоянным развитием общества, его информатизацией, бесконечным потоком информации. Они могут обладать незаурядными способностями, которые, к сожалению, не всегда проявляются ярко. Часто удивляет стремление авторов наших учебников, учебных программ «запихнуть» в современные программы все последние достижения науки. Это немыслимо. Это невозможно в принципе. Поэтому очень важно дать учащимся определенный уровень знаний. Но такой уровень, который поможет им получать новые знания самостоятельно. Во всяком случае, в период обучения в средних и, особенно, старших классах.

Меня очень волнует, что в современной школе почти не решаются задачи воспитания. Как же в таком случае мы собираемся воспитывать граждан Российской Федерации, формировать у них патриотические чувства? Я считаю, что приоритет в образовании нужно отдать воспитанию, оно должно органично вплетается в общий процесс обучения и развития.

XX век уничтожил традиционную семью, уничтожил целые сословия в нашей стране - дворянство, купечество, да и крестьянство. А ведь сохранить своё лицо, не копируя Запад, мы можем, только восстановив и собрав по крупицам наши русские традиции. Этим и должны заниматься и семья, и школа. Воспитание - непрерывный процесс, поэтому нельзя "свалить" воспитание своего ребенка только на школу. Семья обязательно должна принимать непосредственное участие в этом процессе. Уважаемые бабушки и дедушки, дорогие мамы и папы, давайте сегодня, сейчас начинать с азов, с фундамента. Давайте перед сном читать малышу традиционные русские сказки и предания. Русский школьник должен быть знаком с именами славянских и русских былинных и исторических героев, а не мечтать стать похожим на Бетмена или Человека-паука, должен знать мировоззрение своих кровных предков, должен постигнуть величие родного народа, родной земли, родного языка, а не засорять речь никому непонятными иностранными жаргонизмами. Только в содружестве «школа-родители» мы сможем воспитать гражданина, патриота своей великой страны.

Говоря о школе будущего, нельзя не затронуть личность учителя. Именно он является центральной фигурой, реализующей задачи, поставленные перед школой. Каким мне видится учитель? Каким хочу стать я сама? В первую очередь, эрудированным в различных областях. Учитель, ограниченный только своим предметом, не будет интересен ученикам. Он должен уметь вести диалог с учениками, а с современными детьми это не так просто. Вместе с тем, учитель должен быть бесконечно влюбленным в свой предмет и заражать этой любовью своих воспитанников. Тогда ученики будут ждать его уроки, стремиться быть на них достойным своего учителя.

Успешно сочетая индивидуальную и коллективную работу, используя нетрадиционные формы работы, например, театральные постановки, интеллектуальные игры, творческие проекты, дискуссии, интернет-олимпиады, диспуты, педагоги могут развивать детей. Можно добиться того, что дети будут усваивать гораздо больше информации, научатся работать с ней, научатся применять свои способности, а также знания и умения на благо общества.

Но учитель в школе не должен быть обособлен. Он должен обязательно действовать со своими коллегами. Способов взаимодействия представляется множество. В первую очередь, между предметами. Это взаимодействие покажет школьнику единство окружающего мира. А с другой стороны, обмен информацией между учителями при таком взаимодействии, возможно, снизит нагрузки школьника.

Взаимодействие же во внеурочное время бесценно. Экскурсии и походы школьников с учителями запоминаются на всю жизнь.

Дети - наше будущее. Банально, но факт. А будущего нет без прошлого. Поэтому мне хочется видеть школу будущего на основе школы прошлого, где УЧАТ УЧИТЬСЯ И ГДЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ.

Возвращаясь к образу школы будущего, хочу сказать, что не современное оборудование должно стать ее главным показателем. Оно должно быть лишь необходимым условием ее существования. Атмосфера молодости, любви, творчества, ценности знаний и культуры - вот та среда обитания, в которой бы хотелось находиться. Если обществу необходимы талантливые, умные, профессиональные молодые люди - вчерашние выпускники школ - значит, и школа должна стать современной. И это касается не только обеспечения школы необходимым оборудованием, но ее обеспечение талантливыми, умными, профессиональными специалистами. Ведь именно они развивают и школу и ребенка в школе.

Большинство занятий в школах и институтах сейчас проходит в виде лекций. Учитель рассказывает и показывает, а ученики слушают и записывают. Информация передается вербально и графически.

Казалось бы, все хорошо. Работает визуальная, слуховая и моторная память. Проблемами в донесении материала могут быть лишь форма подачи, да внимание учеников. Система образования существовала сотни лет, но будет ли она существовать и дальше в будущем?

Развитие технологий дает возможность преподавателям использовать новые инструменты для распространения знаний. Маркеры и проекторы с поверпойнтом, конечно, облегчили труд и даже чуть повысили внимание детей, но по сути ничего нового в саму систему передачи информации они не внесли.

Идея в том, что в будущем должна коренным образом измениться система обучения. Обучаемые не должны пассивно получать идею лектора, они должны сами искать информацию. Задача будет стоят в обучении детей именно поиску информации, ее интерпретации и применению.

Как все происходит сейчас? В течении нескольких месяцев учеников пичкают данными, словно кассетный магнитофон байтами. В конце четверти или семестра проводится контрольное считывание этих данных - проверка знаний через экзамен.

Еще один вид - курсовая работа - по своей сути предполагает как раз именно такой подход, который я описал. Но он сейчас не работает. Во-первых, школьников и студентов этому не учат или учат мало. Во-вторых, это предполагает такой объем самостоятельной работы, который является непомерным для молодого мозга, требующего прогулок.

И тут наступает эра ИТ.

На практике это означает, что все владеющие компьютерной грамотой просто качают рефераты из интернета. Они стремятся упростить процесс. Информационные технологии и устройства позволяют во много раз увеличить скорость обмена информацией. Так вот, самая глупая вещь, которую могут вытворить учителя - это запрещать своим ученикам делать это.

Сколько шуток было в институте на тему того, что нерадивый студент сдал курсач преподу, который тот сам написал будучи студентом. Так ведь это же замечательно! Преподу надо было объявить классу задание найти и сдать именно эту работу, озвучив ряд подсказок о том, что в ней находится. Перерыв яндекс и найдя искомое, студенты будут знать где взять материалы по данной теме, если она им вдруг потом понадобится.

На уроках нужно играть

Если крутить пальцем у виска по поводу последней фразы, то можно прокрутить дырку. Игровое построение учебного процесса не первый год обмусоливается в педагогике, да только что-то никак не применяется на практике. Однако вот прямо сейчас вспомните, какие уроки вам больше всего запомнились из школы? А?

Фишка успешного обучения в системе образования будущего будет заключаться во введении учеников в состояние "потока" (flow), . Вы играли в Counter Strike? Или футбол? Ну или вспомните как смотрели любимую мелодраму, если вы, читатель, женщина? Находясь в потоке, человек теряет чувство времени, предельно сконцентрирован на задаче, не обращает внимание на окружающие предметы, но главное - наслаждается.

Поток - это постоянное раздражение человека морковкой, которую тот захочет съесть. А когда он ее съест, раздражение его большей морковкой. А потом яблоком. Главное чтобы он всегда находился в русле между скукой и чрезмерной сложностью задачи.

Технологии такого обучения готовы уже давно. Например, Джеймс Блок (James H. Block) в своей статье 1984 года Making School Learning Activities More Playlike: Flow and Mastery Learning в обучении детей. В этом состоянии дети наиболее эффективно достигнут поставленных целей обучения. Так как в игре предполагается вознаграждение за достижение результата, ученики будут сами хотеть учиться.

Или внедрять ИТ или будем там же где Африка

Идиллическая картина просиживания умников и умниц в библиотеке над грудой томов их предков - сегодня является бредом. Все научные издания должны быть оцифрованы и доступны ученику из любого места, где бы они ни находился. В памяти человека должен храниться только багаж основных знаний, моральные принципы и базовые культурные ценности. Все остальное он должен получать подключаясь к банкам данных.

Не существует проблемы оболванивания детей - остаточные знания школьных предметов через 10 лет близки к нулю, так что большинство прослушанных лекций все равно у всех пропадают.

Нет моральной проблемы электронного "протеза памяти" - никто ведь не против слуховых аппаратов.

Отсутствует проблема гибели человека от внезапного отключения от банка памяти - современное общество настолько зависит от своей технологии, что таких жизненно важных систем в обществе существует великое множество, и еще одна не изменит никакой картины.

Есть факт, что тот, кто будет двигать прогресс дальше, должен оперировать такими объемами знаний, которые были недоступны его предкам. Только те, кто смогут максимально полезно применять устройства поиска и обработки информации будут являться интеллектуальной элитой. Посмотрите, самые заурядные личности в две минуты могут посрамить начитанных мозговедов, не умеющих искать в яндексе.

Коммуникационные технологии разорвали барьеры общения. Глупо сидеть в своем универе деканом и не заставлять студентов набирать рейтинг на Хабрахабре. "Получить сто комментов" - должно стать условием для автоматического зачета по предмету. Любой малолетний оболтус может отхватить всеобщее признание за два дня начав прямо сейчас. Выложив результаты обычной домашней работы на YouTube, написав на A List Apart или в кучу других мест можно заставить признавать свое учреждение по всему миру, и заинтересовать работодателей в своих учениках.

Вот, например, известная игра flOw, которую создал Йенова Чен (Jenova Chen).

Разработка являлась частью учебного процесса. На его сайте есть вполне себе курсовик по этой игре.

Какие понадобятся устройства

Школа - механизм для выпуска человеческой болванки? Прекрасно! С помощью ИТ можно отлично регулировать уровень ее обработки. ЕГЭ с его возможностью - рраз, и увеличить уровень мозгов у студентов по всей стране путем фильтрации болванов - это прошлый век. В новом веке рычаги управления уровнем знаний будут заложены непосредственно в процесс их получения.

Сегодня у каждого есть мобильник. Смартфон или КПК - небольшая проблема. Субноуты скоро будут стоить рубли, а спонсируемые государством проекты школьных ноутбуков - копейки. Первое что необходимо сделать - максимально широко задействовать их в обучающем процессе. Вайфай по всему учреждению и доступ в крупные репозитории типа jstor.org, acm.org и национальные библиотеки с энциклопедиями - это необходимый минимум. Модификация учебного процесса и специализированный софт - второе.

Школьные библиотеки должны состоять не из тонны бесполезных учебников. Они должны выдавать детям субноутбуки специально разработанные для образования. Они должны быть простыми, надежными и дешевыми.

В красивой и наглядной форме презентация типа PowerPoint крутится не только на проекторе, но и на экране девайса у каждого зрителя. Он становится не пассивным, а активным ее участником, сам щелкает слайды назад и вперед. Не спит, а делает заметки прямо на слайде - вот и весь конспект.

Новые технологии в образовании будущего не только сделают ботанов еще умнее, но и сделают грубиянов сильнее и здоровее. Физра выпрыгнет на новый уровень, если каждый ребенок будет носить на уроке малюсенький беспроводной датчик биометрии, подключенный к школьному медицинскому серверу. Программы обработчики данных смогут выявить отклонения в реакции организма на нагрузки, предотвратить несчастные случаи, выявить болезни, рекомендовать упражнения с уклоном в ту или иную сторону.

Техника может научить людей вещам, которые они не умеют. Она может снизить нагрузку на тренера. Плохой уровень работы плохих тренеров не будет играть решающей роли, а талантливые тренеры смогут еще более эффективно учить своих ребят.

Вот Johanna H?ysniemi (University of Tampere) и Perttu H?m?l?inen (Helsinki University of Technology) соорудили инсталляцию Kick Ass Kung-Fu.

Человек помещается между двумя экранами, на которых видит свой аватар, атакуемый врагами. Аватар генерируется в реальном времени при помощи камеры и надлежащего софта. Движения игрока соответственно отражаются на игровом поле.

Двигаться в такой штуке гораздо интереснее, чем на утренней зарядке. Ведь у тебя есть цель, ты играешь в игру. Авторы уговорили некоторых детей поучаствовать в их эксперименте с Кунг-Фу, так те были настолько воодушевлены, что наприглашали толпу своих друзей.

Это вам не прогуливать занятия на лавочке с пивом.

Когда же все это наступит

Конечно, нынешнее поколение учителей не сможет адекватно проводить подобное обучение. Образование в будущем будет требовать других людей. Учебный процесс изменится только тогда, когда учителями станут те, кто сейчас собирается поступать в пед. Те, кто искал рефераты и курсовые в интернете, кто печатал шпаргалки на весь класс и кто собирал пасьянсы в компьютерной аудитории. До тех пор, пока это поколение не станет само учить других, есть время на оцифровку залежей отечественных библиотек, налаживание инфраструктуры, разработку ПО и проведения экпериментов.

В будущем обучение будет идти быстро, будет давать надежный результат и не будет требовать больших расходов. Очевидно, что указанными свойствами должна обладать идеальная система образования. Как учебные заведения обретут необходимые свойства? Об этом сказано ближе к концу статьи. Ну, а чтобы ответ был обоснованным, в статье будут рассмотрены некоторые аспекты учебного процесса и будут отмечены возможности для модернизации.

Темой конкурса обозначено будущее именно российской системы образования, но сравнивая учебные заведения разных стран нетрудно убедиться, что их проблемы, не зависят от границ. На первом месте в списке проблем, конечно же, стоит недостаток финансирования. Также имеются недоработки в обеспечении качества образования. Ну, а раз проблемы в разных странах близки, то в статье учебные заведения России выделяться не будут.

Говоря о будущем, полезно знать прошлое, а точнее, истоки рассматриваемого явления. Для выполнения общественно-полезных работ человеческому обществу необходимо иметь квалифицированные кадры. Но человеческая жизнь не долговечна и рано или поздно даже занятые рабочие места становятся вакантными. Ну, а приходящие на смену поколения не рождаются с набором необходимых навыков и знаний. Поэтому, молодых людей необходимо обучать.

Также, часто требуется учить и уже не молодых людей, ведь благодаря техническому прогрессу со временем появляются новые сферы деятельности. Поэтому можно уверенно сказать, что в человеческом обществе сфера образования будет существовать всегда.

Метод обучения

За всю историю школ метод обучения никогда не менялся: обучение производилось с помощью учителя. Учитель преподает учебный материал и производит контроль усвоения. Обе учительские функции важны, без первой обучение невозможно, а без второй результат нельзя гарантировать. Поэтому не вызывает сомнения то, что обучение всегда будет производиться с учителем. Другое дело - кто будет учителем, и как учитель будет исполнять свои обязанности?

Например, учитель может работать неявно, или на его место может быть поставлена окружающая среда или ее модель. Также возможно, что на месте учителя человек будет заменен какой-нибудь автоматической системой. Но, при любых раскладах, учительские функции все равно кто-то должен будет исполнять.

Форма обучения

Говоря о работе учителя, следует отметить, что ее можно построить бесчисленным количеством способов. Но какими бы способы ни были, они должны обеспечивать полноценный обмен информацией между учителем и обучаемым.

Сейчас наибольшей популярностью пользуется традиционная форма обучения, при которой учитель очно общается с учениками. Но традиционная форма обучения не лишена недостатков, которые ограничивают возможность вести учебный процесс. Проделав подробный анализ можно будет выявить все эти недостатки, но для уменьшения объема статьи анализ проводиться не будет, а будут просто перечислены некоторые проблемы, и будут указаны возможные решения.

1) Обучение производится в специализированных аудиториях, которые должны быть рассчитаны на размещение достаточно большого количества обучаемых. Необходимость иметь аудитории будет снята, если эффективность дистанционного образования приблизится к эффективности очного.

Так как обучение - это в первую очередь процесс обмена информацией, то и решения должны лежать в информационной плоскости. Необходимо, чтобы появились развитые средства передачи информации и появились средства эффективного вовлечения в учебный процесс. Работы над этим активно ведутся и уже сейчас есть возможность проводить эксперименты над формами заочного обучения.

Например, в Старой Пустыни, что находится в Нижегородской области, на базе летнего лагеря исследуется модель обучения посредством выделенного каждому ученику компьютера. Пользуясь беспроводной связью, ученик обращается к школьному Wiki-сайту и выполняет некоторую работу. Надо сказать, что модель обучения, принятая в Старой Пустыни, очень проста, что является как ее преимуществом, так и недостатком. Большего эффекта присутствия можно было бы добиться организуя вебинары.

Если идею дистанционного образования развивать смелее, то учеников можно собирать в виртуальных аудиториях. В этом случае традиционные школы можно будет заменить на школы размещенные в виртуальной реальности. К примеру, в игре "Second Life" уже сейчас некоторые западные институты проводят семинары и занятия. Очевидно, что широкое распространение трехмерных очков высокой четкости и распространение средств упрощенного манипулирования сделает эффект присутствия в виртуальном классе достаточно сильным.

Но особые перспективы есть у метода, при котором обмен информацией будет идти минуя органы чувств. Например, уже сейчас производятся искусственные глаза и уши для слепых и для глухих. Возможно, что в будущем эти "гаджеты" будут использоваться для создания прямого канала связи с учителем, некоторого третьего глаза и третьего уха. Возможно даже, что связь с учителем будет происходить уникальным способом и станет некоторым шестым чувством.

2) От профессионализма учителя зависит качество образования, а профессиональных кадров не хватает. По той же самой причине учитель вынужден одновременно обучать несколько десятков учеников, что практически лишает его возможности применять индивидуальный подход. Для искоренения проблемы необходимо увеличить количество высококлассных учителей и максимально автоматизировать работу преподавателей.

В данный момент проблема решается благодаря обучению новых учителей и проведению с ними регулярных курсов повышения квалификации. Но если остроту проблемы сбить получается, то искоренить нехватку хороших учителей при этом не удается. В результате, уровень образования, получаемого в отдаленных регионах и на селе, все еще недостаточно высок, и чем дальше, тем больше увеличивается разрыв между регионами в интеллектуальном потенциале.

Решить проблему можно создав полностью автоматизированную систему обучения с достаточно высоким уровнем обучающего функционала. Выпуская эту систему крупными тиражами можно будет, с одной стороны, ликвидировать разницу между регионами в уровне образования, а с другой - сократить расходы на обучение.

Следует отметить, что уже сейчас создано множество обучающих программ, но еще ни одна из них не смогла полноценно заменить человека. Необходимо и дальше формализовывать преподаваемые знания и процесс обучения, что поможет постепенно автоматизировать работу учителя. Некоторым шагом в эту сторону стало, например, введение системы ЕГЭ. При всех своих недостатках, ЕГЭ позволяет значительно сократить участие человека в проведении контрольных работ.

В дальнейшем можно будет надеяться на появление программ способных проводить полноценное обучение. Конечно, создать эти программы будет не очень просто, но, очевидно, создать их будет возможно. Ну, а люди, после того как они будут освобождены от текущей учебной работы, смогут переориентироваться на развитие обучающих программ.

3) Первоначальная неопытность обучаемых ограничивает возможность проводить практические занятия. Одно неосторожное движение практиканта может стать причиной трагедии. Например, на практических занятиях летчик может разбиться, а студент-медик может погубить пациента. Для того, чтобы избежать непоправимых последствий, практические занятия приходится откладывать на более поздний срок и процесс обучения затягивается.

Для решения проблемы необходимо создавать тренажеры наиболее приближенные к реальности. С их помощью требуется максимально реалистично воссоздавать условия труда и обеспечивать максимальную безопасность участников практики. В будущем количество тренажеров должно быть увеличено, а спектр тренируемых навыков должен быть расширен. Также очевидно, что обучаемый будет больше заинтересован в учебе, если у него расширятся возможности практиковать приобретенные знания.

4) Не все знания удается представить наглядно. Обучаемые зачастую не понимают суть и смысл предлагаемых им знаний. Потеряв нить рассуждения обучаемый теряет возможность сложить полученные знания в цельную картину. В этом случае учеба превращается, в лучшем случае, в зубрежку.

Чтобы избежать недопонимания, необходимо излагать материал в такой форме, чтобы ученик смог выстраивать максимальное количество ассоциативных связей с понятными ему явлениями.

Некоторые учителя так и пытаются вести обучение, но при этом они показывают в основном индивидуальное мастерство. Например, в 30-40-е годы физик Гамов Г.А. публиковал мини сериал о некоем мистере Томпкинсе. В рассказах Гамова физические явления описывались на бытовом уровне, что позволяло наглядно представить и строение ядра атома, и смысл теории относительности, и многое другое. В рассказах мистер Томпкинс помещался в выдуманный мир, где описываемые физические явления можно было сравнить с явлениями обыденными. По сути, Гамов мастерски превращал лекцию в роман. Безусловно, стиль описания способствовал усвоению материала, и нет сомнений, что в будущем процесс обучения должен будет активно эксплуатировать близкие ассоциации.

В частности, эксплуатация причинно-следственных связей позволит визуализировать картину будущего. То, как будет выглядеть обучение с визуализированным будущим, показано в кинофильме 2007 года "Пророк". В этом фильме главный герой как-то видел будущее, и видя это будущее, он мог корректировать свои действия в настоящем.

Список проблем, которые ограничивают возможность производить обучение, можно, наверное, и продолжить. Но, очевидно, список будет слишком длинным, а статься в результате полного перечисления станет излишне объемной, поэтому, чтобы сократить объем статьи, на этом перечисление будет закончено, а работа по восполнению пробела пусть будет проделана при более серьезном исследовании.

Практика обучения

Переходя от теории обучения к учебной практике также можно увидеть перспективы для модернизации. Например, сейчас образовательная система рассчитана на обучение людей. В будущем возможно расширение преподавательской практики на некоторые искусственные системы, например, на искусственные нейронные сети. Не исключено, что в будущем будут создаваться специальные учебные программы для роботов и что в будущих аудиториях роботы будут занимать место рядом с живыми людьми.

Новые категории обучаемых могут появиться и за счет экзотических существ, например, из других планетных систем. Впрочем, экзотики хватает и на Земле, ведь даже на Земле существует огромное количество живых существ способных к обучению. В частности, на обучении обезьян для выполнения неквалифицированного труда построен сценарий кинофильма 1972 года "Покорение планеты обезьян".

Как бы то ни было, но успешность обучения зависит от того, насколько хорошо известны реакции обучаемого на те или иные воздействия. Поэтому, необходимо будет собирать практический материал и составлять на его основе модель поведения обучаемого. Ориентируясь на составленную модель, можно будет выбирать наиболее эффективные учебные стратегии, и чем больше индивидуальных особенностей будет учтено, тем продуктивнее можно будет провести учебу. Поэтому, в будущем учеба будет начинаться с максимально полного изучения индивидуальных особенностей ученика.

Особые ситуации

Обучение не всегда бывает успешным. Иногда ученик не может или не хочет осваивать материал. Причин этому может быть много, но одни из них преодолеть возможно, а другие нет. В школе будущего все предпосылки ведущие к ухудшению успеваемости необходимо будет выявлять и, по возможности, преодолевать.

Сейчас для выявления проблем с учебой используется метод контроля успеваемости. Периодически проводятся контрольные работы, а также проводится выборочная оценка усвоения материала. На основе полученной информации делаются определенные выводы и производятся некоторые внушения.

Очевидно, что применяемый метод не позволяет осуществлять полноценный контроль, а поэтому можно легко пропустить момент, когда у отдельных учеников начинается отставание по успеваемости. Необходимо восполнить недостаток контроля и создать комплекс полноценного мониторинга, чтобы ни один из значимых факторов не остался упущенным.

Также в будущих школах потребуется расширить спектр методов повышения успеваемости. Сейчас мотивирование неуспевающего практически полностью возложено на совесть учителя, на сознательность ученика и на участие родственников. Очевидно, что эти меры недостаточны. В учебном процессе необходимо будет использовать более действенные методы стимулирования к учебе. Очевидно, что необходимо будет взять на вооружение весьма тонкие и весьма изощренные технологии. Ну, а существенную помощь в стимулировании окажет знание реакции обучаемого на те или иные воздействия.

В идеале, все препоны мешающие освоению материала должны будут преодолеваться. В этом случае результат обучения можно будет гарантировать и можно будет проводить продуктивное обучение вне зависимости от желания обучаемого. Появление в образовательной практике принципа гарантирования качества должно сократить спектр выпускных отметок до двух значений: "материал усвоен" и "материал не усвоен".

Вопрос цены

Сейчас учеба - это практически всегда обременительный процесс. Если подсчитать, сколько времени уходит на цикл обучения грамотного специалиста, то оказывается, что требуется потратить порядка 10-20 лет, чтобы человек смог стать профессионалом в некоторой узкой области. Получение всесторонних знаний и навыков, зачастую, оказывается задачей попросту непосильной. Но даже 10-20 лет - это колоссальное количество времени, оно составляет существенную часть средней продолжительности жизни человека. Велики затраты на обучение и в денежном измерении. Очевидно, что все расходы на получение хорошего образования необходимо будет существенно сократить.

Как это можно будет сделать? Путь сокращения издержек известен издревле: необходимо учесть все траты, и, по возможности, заменить расточительные элементы на более экономные, но не менее надежные и не менее функциональные.

Чем дальше будет идти прогресс, тем больше будет инструментов для оптимизации расходов. Некоторые элементы образовательной системы, которые поддаются оптимизации, рассмотрены выше, но очевидно, что в образовательной системе существуют и другие гибкие места. Выявить все эти места поможет подробный анализ учебного процесса.

Надо сказать, что удешевление стоимости образования происходит практически постоянно. Если в древние времена хорошее образование могли оплатить только редкие единицы, то сто лет назад учиться могли уже очень многие люди. К середине же XX века во многих странах образование стало всеобщим, а зачастую даже и обязательным.

Если говорить о финансовой стороне дела, то сейчас, например, в России средние расходы государства на обучение одного школьника составляют 2835 рублей в год. Высшее образование, конечно же, требует на порядок больше расходов, но и они не предельно велики.

Тем не менее, прогресс не стоит на месте, со временем появляются все новые и новые инструменты, которые оказывают помощь в уменьшении стоимости образования. Поэтому не вызывает сомнения то, что реальные затраты на обучение будут снижаться и далее. Другое дело, что лучшее - это враг хорошего, но это проблема скорее хорошего, чем лучшего. Очевидно, что современная образовательная система будет сопротивляться приходу обновленного конкурента. Но как только новая форма обучения покажет свое неоспоримое преимущество традиционные школы и ВУЗы будут вынуждены уйти в прошлое.

Как далеко можно продвинуться на пути сокращения расходов? Ответ зависит от тех пределов, в которых будет существовать система образования. С одной стороны, образовательные учреждения действуют в человеческом обществе и должны мириться с границами человеческих возможностей. С другой стороны, учебные заведения действуют в правовом поле и должны соответствовать нормам закона. Анализ указанных факторов, собственно, и даст ответ на искомый вопрос.

Но если учесть, что границы человеческих возможностей интенсивно расширяются, и что законы принимаются для регулирования жизни общества, а не для нанесения ему вреда, можно уверенно сказать, что все до сих пор существующие ограничения со временем будут сняты, и что расходы на учебу удастся сократить до весьма незначительных величин.

Что мы увидим в результате оптимизации? Здесь уместно вспомнить сцену из фильма "Матрица", в которой Нео обучался техникам восточных единоборств. Если современные школы борьбы потребовали бы от Нео потратить на обучение большую часть жизни, то в фильме процесс шел в автоматическом режиме и завершился за несколько часов.

Перспективы, которые нас ждут после появления компактных и очень эффективных обучающих систем, конечно же впечатляющие. Имея набор образовательных программ можно будет быстро менять сферу деятельности и быстро перепрофилировать людей на новые виды работ.

Также можно будет получать навыки только при необходимости. Ну, а курсы повышения квалификации будут проходить подобно обновлению программ на компьютере. Возможно, что обучение со временем станет столь же простым, как и копирование данных на компьютере. Возможно будет разработана технология непосредственной записи знаний в мозг человека, и история показанная в кинофильме 1990 года "Вспомнить все" может оказаться реальной.

Возможен и другой вариант, при котором к человеческому мозгу будет непосредствено подключено хранилище знаний и навыков. При необходимости они будут извлекаться из хранилища и применяться для того или иного дела. Развивая идею еще смелее можно допустить, что благодаря непосредственному подключению к мозгу, личность человека сможет мигрировать в искусственное тело, которые будет иметь улучшенные возможности к мышлению и усвоению информации.

Завершая статью про обучение следует отметить, что хорошая учебная программа всегда должна иметь завершающую стадию. Если оказывается, что во время практической работы человеку требуются постоянные консультации, то это свидетельствует о том, что учитель не дал полноценные знания или не привил достаточный набор навыков. Если между учителем и учеником не перерезать пуповину, то это породит проблемы обеим сторонам. Ученик не сможет избавиться от зависимости от учителя, а учитель и в дальнейшем будет вынужден тратить время и силы на консультирование уже обученных людей.

Учитывая, что мир со временем меняется, и что практически всегда может найтись место для освоения чего-нибудь нового, то оказывается, что учиться требуется всегда и всегда есть потребность в учителе. Решение проблемы заключается в том, чтобы давать обучаемому навыки самообразования. Если после окончания учебы человек для себя сам сможет выступать учителем, то это позволит ему обрести полную самостоятельность, а также не оставит его без возможности к самостоятельному развитию.

При определенных условиях, не останутся в накладе и учебные заведения. Давая полноценное образование они смогут избавиться от лишней работы и смогут рассчитывать на благодарность со стороны своих выпускников. Правда, во время учебы необходимо будет позаботиться о том, чтобы благодарность выпускников была соответствующей.

Рассказываем, каких предметов не хватает в школьной программе, как онлайн-образование поможет традиционному, и даём советы, с чего ребёнку начать обучение важным навыкам.

Школьное образование - важнейший социальный институт, который даёт фундаментальные знания. Сейчас большую роль играют информационные технологии и автоматизация, а это значит, что школы должны адаптироваться к новым реалиям. Мы выяснили, какие предметы стоит ввести в школьную программу, а также спросили у основательницы рекрутингового агентства Pruffi Алёны Владимирской, как должна меняться современная школа.

Вводить предметы в школе исходя из текущих потребностей рынка труда опасно. Среднестатистический школьник выйдет на рынок труда минимум через пять лет. Поэтому вводить предметы в школу нужно с перспективой, с «горочкой».

Сложность заключается в том, что, когда школьник выйдет на рынок труда, его базовое образование сильно устареет. Как и устаревало, например, наше базовое образование во время очередной научно-технической революции, которая наступила в начале XXI века. Прогресс развивается скачками, накапливается критическая база знаний, умений и открытий.

Алёна Владимирская

Чему учить

Дроны, VR, интернет вещей и другие замечательные технологии не появились бы без программирования. Спрос на программистов на рынке труда велик, многие компании в кризис стараются уходить в интернет и автоматизировать процессы, чтобы идти в ногу со временем.

Текущий школьный курс информатики явно рассчитан не на сегодняшний день. Дети с малых лет знают, как обращаться с компьютером, пользоваться интернетом и совершать другие базовые действия. Нужно привести школьную программу в соответствие и ввести курс базового программирования.

Конечно, не все дети в будущем станут ИТ-специалистами. Но как минимум понимать, как устроены эти процессы, нужно. Многие вузы уже сейчас открывают специальные курсы по программированию для школьников, есть множество обучающих онлайн-программ. Почему бы не ввести этот курс в школы на постоянной основе?

На Западе об этом задумались несколько лет назад. Например, в статье Should Everybody Learn to Code? («Стоит ли каждому учиться программированию») обсуждается повсеместное введение программирования в американских школах.

«Каждый должен освоить computational thinking (математическое мышление. - Прим. ред.). Оно развивает абстрактное мышление и учит разделять задачи на мелкие части. Программирование - один из способов приобрести этот навык», - говорит Жанетт Винг (Jeannette Wing), корпоративный вице-президент Microsoft Research.

Надо обязательно учить программировать, особенно на начальном уровне, даже если ты девочка-гуманитарий и никогда не будешь программистом и инженером. Это очень систематизирует мышление, даёт понимание системности и структурности, и в мире, в котором мы будем жить, это очень важно.

Алёна Владимирская
Что делать
  • «1C» проводит курсы базового программирования для школьников по всей России. Попробуйте записать своего ребёнка туда.
  • Воспользуйтесь нашей для тех, кто хочет научиться программировать. В ней мы рассказали, с чего начать и где ещё можно освоить базовые вещи.
  • Просмотрите образовательных платформ для обучения программированию.

В 2015 году российское Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) изучило уровень финансовой грамотности подростков. Эксперты выяснили, что российские подростки имеют смутное представление о кредитах и депозитах. Только в старшей возрастной группе (14–17 лет) смогли дать определение понятиям «вклад» и «сберегательная книжка», но почти никто не смог объяснить, что такое депозит.

По мнению экспертов, столь низкий уровень грамотности связан с тем, что и родители не имеют должных навыков управления финансами. По данным опроса, проведённого НАФИ в 2015 году, 34% взрослых россиян оценили свой уровень финансовой грамотности как неудовлетворительный, ещё 46% - как удовлетворительный.

Согласно исследованию Standard & Poor’s, лишь 38% россиян финансово грамотны. Это уровень таких стран, как Зимбабве и Монголия. По этому поводу мы даже сделали , который поможет определить ваш уровень финансовой грамотности.

Очевидно, что в школах необходимо внедрять основы финансовой грамотности и объяснять детям, что такое деньги, как ими распоряжаться, что такое депозит и кредит, что такое процентная ставка, курс валют и прочее.

С финансовой грамотностью тесно связана и грамотность правовая. Мало знать названия кодексов и главы конституции. Необходимо учить прикладным вещам, которые пригодятся детям в будущем: составлению договоров и других типовых документов, базовым правилам оформления страховок, кредитов и вкладов.

Правовая и финансовая грамотность, безусловно, тоже важны. Я бы это определила, скорее, как гражданскую сознательность, которая выражена в правовой, финансовой составляющих, толерантности. Это умение жить в разнообразном обществе и не воспринимать это как угрозу и как некую форму насилия. Школа может дать и финансовую, и правовую грамотность, основы толерантности.

Алёна Владимирская
Что делать
  • Скачайте бесплатную книгу «Дети и деньги », которая познакомит ребёнка с азами личных финансов.
  • Если ваш ребёнок - подросток, предложите ему пройти курс Сбербанка «Финансы просто ».
  • Прочитайте на тему личных финансов, многие из которых будут полезны и понятны детям.

Умение учиться

Сейчас российское образование много критикуют, однако оно остаётся на высоком уровне. По мнению Алёны Владимирской, российская школа даёт хорошие фундаментальные знания, но плохо учит учиться . Что это значит? Это значит, что в российских школах мало объясняют, как добывать знания, обрабатывать и анализировать информацию. Особенно важно научить детей находить знания в неочевидных источниках.

В английском языке есть понятие intellectual curiosity . Его суть в том, чтобы учить ребёнка не просто зубрить материал, а разбираться в нём и отвечать на вопрос «почему?». В целом похоже по смыслу на то, о чём говорит Алёна Владимирская.

Главное, чему надо учить школьника, - учиться. На самом деле российское образование даёт очень хорошие фундаментальные знания. И в этом смысле мы действительно впереди планеты всей.

Но, в отличие от европейской и американской школ, мы не учим учиться. Это значит, мы не учим критически смотреть на знание, не учим добывать знания, особенно из неочевидных источников. Умение учиться - это самое важное, потому что сегодняшние школьники будут жить в другом мире, и умение адаптироваться, быстро учиться на основе тех фундаментальных знаний, которые есть, - это очень важно.

Алёна Владимирская
Что делать
  • Альберт Эйнштейн говорил: «Я не имею никаких особенных талантов. Я просто чрезвычайно любопытен». Это лишний раз подтверждает, что ваш ребёнок может добиться успехов, если будет любознательным. Познакомьте его с одного из величайших учёных XX века, возможно, они его замотивируют.
  • Дети любят задавать самые разные вопросы взрослым. Отвечайте на них , чтобы не погасить огонь любознательности, но в то же время не раскрывать всех карт. Пусть ребёнок проводит собственные исследования.

Уметь представлять информацию, продавать себя в широком смысле слова - очень важно. Об этом написано много книг, есть курсы по сторителлингу и оформлению презентаций, множество , но базовые навыки лучше получить ещё в школе. По мнению Алёны Владимирской, в современном мире это играет определяющую роль.

Школьникам надо давать презентационные навыки. С этим проблемы. Мы не умеем продавать ни себя, ни проекты, мы в ту или иную сторону обязательно врём - либо в плюс, либо в минус. Мы не умеем говорить, аргументировать, спорить качественно, не переходя на личности и оскорбления. Это чрезвычайно важно в мире инноваций, где ценится понятийный аппарат и умение правильно аргументировать.

Алёна Владимирская
Что делать
  • Посоветуйте ребёнку книгу « » Алексея Каптерева. В ней раскрываются многие аспекты публичных выступлений: правильное оформление слайдов, выстроенная история, вербальное и невербальное общение с аудиторией.
  • Сет Годин (Seth Godin) даёт простые , как сделать презентацию лучше. Его рекомендации поймёт даже ребёнок.

Профориентация

Как определить будущую профессию и специальность школьника? В школах проводят короткие курсы профориентации, но для полной картины этого недостаточно. Зачастую они заточены под профессии прошлого и сегодняшнего дня. Но важно смотреть на перспективу, правильно?

Во-первых, профессию школьник должен выбирать сам. Это значит, что он должен изучать то, что ему действительно интересно. Во-вторых, ему нужна помощь сведущих в этом вопросе людей. Они помогут составить «карту профессии», где будут чётко расписаны шаги. Если вы думаете, что эти две линии - школьника и эксперта - не пересекаются, то очень ошибаетесь. Профессий гораздо больше, чем вы думаете.

Сейчас вся профориентация нацелена на настоящее и прошлое. То есть, даже если вашего ребёнка профориентируют, то, вероятнее всего, его загонят в те профессии, которых к моменту окончания вуза уже не будет.

Да, юристов старого формата не будет. Точно не будет маркетологов старого формата. И экономистов старого формата не будет. И переводчики в том виде, как сейчас, исчезнут.

Мы сами толкаем наших детей в будущую безработицу. Сами толкаем. Своими руками.

Алёна Владимирская
Что делать
  • Недавно запустился курс «Профориентация для школьников ». Он состоит из шести этапов. Сначала ребёнок проходит тест, где определяются его интересы и подходящие профессиональные сферы. Затем он общается с ментором, вместе они подбирают профессию и специализацию. Следующий шаг - подбор вуза с учётом места проживания, результатов ЕГЭ, предпочтений ребёнка и финансовых возможностей родителей.
  • Если ваш ребёнок по какой-то причине не любит посещать кружки и секции, наша поможет разобраться в проблеме.
  • Не обязательно воспитывать ребёнка как будущего предпринимателя, но точно не помешает привить ему . Они, скорее, про здравый смысл в целом.

Онлайн-образование в тренде. Судите сами: в последние несколько лет запустились и раскрутились такие платформы, как Coursera, Codeacademy и другие. Алёна Владимирская считает, что онлайн-образование сможет если не заменить, то точно помочь традиционному стать лучше и сделает обучение доступнее.

Онлайн не должен быть основной обязательной формой образования. Он не заменит офлайн. Но, конечно, онлайн будет заменять некоторые куски образования. Например, мы сталкиваемся с тем, что у нас в далёких районах дефицит учителей. Учитель преподаёт сразу несколько предметов и учит плохо, из-за этого очень плохой уровень английского языка, математики. Для детей из отдалённых районов важно сделать уроки частично онлайн.

Во-вторых, есть передовые вещи, которым надо обучать. Школьники из далёких регионов, к примеру, вообще не могут изучать робототехнику. Это удел лишь нескольких крупных городов. Чертовски обидно, что талантливые ребята в малых городах фактически должны повторять подвиг Ломоносова. На уровне средней школы это очень странно.

В-третьих, должно быть больше дополнительных предметов. Есть основной каркас, есть дополнительные знания и навыки, которые нужно приобретать. Например, девочка хочет участвовать в мюзиклах, живя в маленьком городе. Или, например, ребёнок хочет заниматься у конкретного преподавателя за рубежом.

Алёна Владимирская

Российские онлайн-проекты

Мы выбрали три самых интересных образовательных проекта, которые позволяют освоить профессию, получить дополнительную специализацию, больше узнать о гуманитарных науках и лучше понимать российскую историю и культуру.

От развития новых технологий выиграет самая интеллектуальная часть населения земного шара, а низкоквалифицированным работникам будет трудно. У них возникнет необходимость искать менее развитые страны, куда еще не пришли инновации. Массовый рост безработицы может вызвать новые социальные взрывы, поэтому имущественное неравенство в мире будет только расти.

Изменения, которые происходят в мире, требуют оперативного реагирования. Четвертая индустриальная революция привнесет в нашу жизнь немалое количество перемен. И крайне важно позаботиться об изменении подходов к образованию. Пришло время ломать психологию существующих образовательных процессов. Ведь нам так или иначе придется столкнуться с действительностью, которая уже не за горами.

Если в XIX веке ремесло передавалось от одного поколения к другому, если в XX-м были приняты семейные династии врачей, юристов, инженеров, то сегодня молодому поколению приходится привыкать к необходимости несколько раз менять профессию в течение жизни. Система высшего образования должна в этом помогать. В современном университете недостаточно просто давать человеку знания и навыки по какой-то одной узкой специальности. Вузы должны давать человеку «удочку», при помощи которой он сможет в будущем расти и развиваться. Ведь существует огромная вероятность того, что сама профессия изменится, модернизируется или преобразуется за те пять лет, которые студент проведет в университете.

Современная система образования должна строиться таким образом, чтобы человек в этой системе обрел уверенность и готовность к изменениям, стал менее зависимым от фактов и узких знаний, научился развиваться вместе с технологиями. Школа и университет должны учить:

  • Оперативно и комплексно решать поступающие задачи.
  • Мыслить критически и делать ставку на творческие способности.
  • Развивать талант управления.
  • Координироваться с коллегами и работать в команде;
  • Развивать эмоциональный интеллект.
  • Развивать умение принимать решения.
  • Развивать навыки ведения переговоров и когнитивную гибкость.

Система образования будущего впитает в себя все технические, маркетинговые и управленческие достижения. Через считанные десятилетия вещи научатся сами общаться с центрами для их изготовления и доставки. По мере исчерпания ресурса или устаревания устройство само будет подавать сигнал производителю. И через некоторое время потребитель будет получать новый продукт с индивидуальными настройками. Причем так будет происходить не только с гаджетами, но и с нашими любимыми шампунями, зубной пастой, продуктами питания, одеждой... Глобальная база данных, которая будет включать персонализированные медицинские показатели и все наши предыдущие действия, будет помогать нам эффективнее заниматься, заботиться о своем здоровье и учиться.

С другой стороны, новые модели бизнеса все чаще ставят совершенно . В будущем людям остается только творческая работа, креативность станет основным инструментом развития и будет ключевой точкой дифференциации людей. И система образования должна ответить на эту тенденцию.

Какая модель бизнеса уже сегодня объединяет самые успешные компании? Uber придумал план эффективного управления миллионами автомобилей. Airbnb построила сетевую платформу управления огромным количеством разнообразного жилья, сдаваемого в аренду. Не имея ни одного собственного ресторана, у Subway больше точек фаст-фуда, чем у сети McDonald"s , причем персонала в 500 раз меньше. С появлением компании Lyft знания, которые были абсолютно необходимы для таксистов Лондона, чтобы эффективно передвигаться по сложной сети городских улиц, стали совсем ненужными. Все это тоже нужно учесть.

Мичио Каку , известный американский физик, футуролог, основатель теории струн Каку, таким видит будущее образовательной сферы :

  • Обучение не будет базироваться на запоминании. Наш мозг не нужно загружать лишней информацией, а освободившийся ресурс можно использовать для развития навыков анализа, аргументации и принятия решений.
  • Обучение станет индивидуальным и автономным . Мы будем сами нести ответственность за свое образование и выбирать, что на данный момент нам нужно усвоить и с кем общаться. Профессия учителя полностью исчезнет из нашей жизни.
  • Дипломы учебных заведений потеряют всякое значение. Популярность приобретут персональные учебные и сертификационные портфолио, которые будут определять возможность кандидата занимать соответствующую должность.
  • Учебники будут иметь искусственный интеллект , который сможет менять содержание каждой последующей страницы с учетом интересов читателя. Они будут в автоматическом режиме осуществлять апдейт всей учебной информации.
  • Для достижения успеха нужно будет развивать только те способности, которые недоступны роботам: воображение, креативность, инициативность и лидерство. Общество перейдет от товарной экономики к интеллектуально-креативной. Страны, которые будут ориентироваться исключительно на сырье, обеднеют и придут в упадок.
  • Знания как таковые будут стоить немного: их легко можно будет найти в свободном доступе. Но придется активно развивать навыки переработки знаний. Цениться будут люди, умеющие создавать новое на основе общедоступных фактов. В самом деле, вся наука движется не к сложности, а к упрощению. Истина лежит не на глубине, а на поверхности: об этом говорят многие нобелевские лауреаты. Однако до сих пор мало кто способен увидеть простоту.

Очень многое будет зависеть от того, насколько хорошо мы научимся оперировать новыми данными, сгенерированными другими. Кто-то продвинется в программировании. И затем один человек использует его достижения в экономике, затем другой – в физике... Такой будет наука будущего.