Победа Нурмагомедова и массовая потасовка: Чем закончился «бой века» в UFC.

Мамаево побоище или Побоище на Дону – называли изначально это сражение на Руси. Именно такое название отражало долгие чаяния русских людей на освобождение от монголо-татарского ига. Но по...

Мамаево побоище или Побоище на Дону – называли изначально это сражение на Руси. Именно такое название отражало долгие чаяния русских людей на освобождение от монголо-татарского ига. Но по мере того как это событие отдалялась, современники все больше понимали его роль в становлении, развитии и удержании российской государственности. И через четыре с лишним века историк Н.М. Карамзин определил «побоище» как Куликовскую битву, определив, таким образом, его значение не только для российской, но и мировой истории, поставив в один ряд с такими же судьбоносными битвами других государств и народов.

А недолгое время спустя фельдмаршал М.И. Кутузов подтвердил этот вывод на практике. В трудные дни отступления русской армии и ее подготовки к контрнаступлению против Наполеона в 1812 г. полководец писал, что предстоящие сражения русских воинов, пришедших в Тарутинский лагерь, потомки будут ставить в один ряд с победой на реке Непрядве. Тарутино положило конец нашествию «двунадесяти языков» (европейских) на Россию.

У слияния Дона и Непрядвы, на поле Куликовом, в православный праздник Рождества Пресвятой Богородицы сошлись в смертельной схватке русские полки во главе с князем Московским и великим князем Владимирским Димитрием Ивановичем с многоциональным войском бейлербея Мамая (тур. вeylerbeyi, бек всех беков).

Русские победили армию, численностью превышающую ее минимум в полтора - два раза. Более того, монголы за годы, предшествующие их приходу на Русь, покорили почти весь азиатский континент - от Тихого океана до Урала и Кавказа, - на гигантском пространстве которого было немало мощных государств, стали закаленным в боях войском, абсолютно уверенным в своей победе и несокрушимым в глазах врагов. Но на этот раз потерпели полный крах.

«Велик Бог Христианский!», - воскликнул Мамай, глядя на то, как его воинство, бросая оружие и доспехи, бежало с поля боя.

Так что же это было за сражение, в котором русские хотя и потеряли более трети своего войска, но наголову разбили ордынцев?

Для понимания истинного смысла и значения Куликовской битвы необходимо иметь представление о своеобразии Мамаевой Орды. Со второй половины 1350-х гг. темник (командир 10 000 воинов) Мамай становится наместником Крыма и Северного Причерноморья. С 1357 г. при хане Бердибеке, на дочке которого женился, занимал должность бейлербея - одну из двух главных в администрации Золотой Орды. В его функции входило руководство армией, внешними делами и верховным судом. Власть Мамая была велика, но, не будучи Чингизидом, он не мог стать во главе Золотой Орды и путем дворцовых переворотов назначал послушных ему ханов.

На 1379-1380 гг. приходится апогей его могущества. Все правобережье Волги, Донские степи, Предкавказье и Крым целиком находились под рукой Мамая. Со столь огромной территории ордынских кочевий он мог собрать значительное по численности войско, хорошо подготовленное к конному бою. В летописных повестях о Куликовской битве упоминаются такие участники коалиции Мамая, как черкасы (адыги), ясы (осетины), бесермяне, буртасы и армяне (народы и переселенцы Волжской Булгарии). Однако рассчитывать на победу, имея только перевес в коннице, Мамай не мог. Он прекрасно понимал, что ему будет противостоять хорошо экипированное и обученное русское войско, в котором основной силой является пехота: обе стороны были осведомлены о действиях и состоянии дел друг друга.

При этом центром Мамаевой Орды было не Нижнее Поволжье, а Крым, отделенный от золотоордынского центра тысячекилометровым пространством, фактически это была автономия. Но, главное, Крым тех времен играл значительную роль в геополитическом плане, так как даже на те события, что далеко выходили за пределы региона, решающее влияние оказывали генуэзцы.

Обычно полагают, что итальянское внедрение в Крым имело одну цель - торговлю, в том числе рабами. Это далеко не так. По мнению известного историка С.А. Секиринского, «Крым и его приморские города являлись одним из путей экспансии римско-католической церкви на Север и Восток. Отсюда такой интерес папства к крымским делам». В 1320 г. в Кафе (Феодосии) было основано католическое епископство; его границы простиралась от Сарая на Волге до Варны в Болгарии И совершенно не случайно, что генуэзцы оказались в числе вдохновителей и организаторов похода Мамая на Москву.

На подготовку войны генуэзские банкиры выделили такие средства, что Мамай к лету 1380 г. сумел собрать огромное по тем временам войско.

На эти же деньги генуэзцы наняли в Европе 4000 пехотинцев-копейщиков, которые должны были усилить конное войско Мамая.

Этот закованный в сталь отряд был доставлен на генуэзских кораблях через Средиземное, Черное, Азовское моря к устью Дона, откуда двинулся на соединение с основными силами. Вместе с ним к Мамаю прибыли 10 представителей крупнейших генуэзских банков и торговых компаний, финансировавших его поход, для контроля над тем, как расходуются деньги, чтобы вернуть их с избытком. (Для банкиров война всегда была прибыльным делом.)

Мамай шел карать Русь. За то, что в 1378 г. войско князя Московского разбило на р. Воже его отряды. За то, что уже шесть лет князь Дмитрий не платил дань Орде и не намеревался платить. За то, что игнорирует ордынские ярлыки (разрешения)… Да просто за то, что этот народ - православный, русский…

Собираясь на войну против Москвы, Мамай заключил союз с великим князем Литовским Ягайло. Который, кстати, после прихода к власти в 1377 г., видя неуспех экспансионистской восточной политики Ольгерда (своего отца), твердо решил «добиваться ее поддержки католическими державами и папством ценою принятия христианства» (католического). Он, как известно, не пришел на Куликово поле – то ли не успел, то ли предвидел итог… Тем не менее его отряды сумели поучаствовать в общем с Ордой деле: они занялись нападениями на обозы русских полков и убивали даже раненых.

На папском престоле находился тогда Урбан VI (1378-1389), который издал буллу, предписывающую «магистру Ордена доминиканцев назначить специального инквизитора «для Руси и Валахии» (область между Карпатами и Дунаем)». В булле подчеркивалось право и обязанность инквизитора, пользуясь всеми средствами, какими инквизиция располагает, искоренять «заблуждения» на Руси. Папа также предложил насильственно обращать в католичество русских на землях, подвластных Литве, Польше и т.п., применяя со всей строгостью «принудительные меры вплоть до телесных наказаний» (казни).

Россия отвергла католицизм и не приняла систему европейских (западных) ценностей, как тех времен, так и нынешних. Именно в этом, и только в этом, заключается главная причина того, что Запад испокон веков ненавидит Россию.

К 1380 г. Рим создал единый фронт антирусской агрессии (эдакое средневековое НАТО), простиравшийся от Скандинавии до Средиземного моря: на севере - шведы и крестоносцы, в центре - поляки, Литва и крестоносцы, а на юге - Мамай, итальянцы, французы и другие представители католической Европы. Таким образом, на Куликовом поле Русь сражалась с объединенными силами Запада и Востока, которые практически управлялись из Ватикана.

В этой связи надо подчеркнуть, что и Мамай ставил несвойственные в прошлом для Золотой Орды задачи: разгром православной церкви и полное политическое подчинение русских земель. Его заявления, согласно русским летописям, не оставляли сомнений в подобных планах: «Христианство погубим, а церкви сожжем, а законы их изничтожим. Я не хочу так поступить, как Батый… приду на Русь и убью князя их… тут и осядем, и Русью завладеем, тихо и беззаботно заживем». Тогда Русь и весь православный мир впервые в своей истории оказались перед угрозой полного уничтожения (как и сейчас!). В этом контексте значение победы на Куликовом поле обретает уже вселенский и судьбоносный смысл.

Такие же цели ставили перед собой и следующие за Мамаем завоеватели. Скажем, шведский король Карл XII, который намеревался уничтожить православие, заменив его протестантизмом. Наполеон, создавший безбожное (антихристианское) государство, тоже видел врага в православии. Германский император Вильгельм II ненавидел Россию по причине ее приверженности православной вере. Гитлеровские войска несли с собой не только идею геноцида славян, но, прежде всего, принудительного отвращения их от православия к язычеству. Таким образом, война не на жизнь, а на смерть между Московским княжеством и Мамаевой Ордой настолько далеко вышла за рамки своего времени, что не закончилась даже сегодня. Ответом на это предостережение из прошлого и посылом в будущее можно считать слова нашего президента Владимира Путина: а зачем нам нужен такой мир, если в нем не будет России?..

На смертный бой вышли все, кто смог. В поход на Дон выступили отряды и полки из городов и волостей великого княжения Москвы — Коломны, Звенигорода, Можайска, Серпухова, Боровска, Дмитрова, Переяславля, Владимира, Юрьева, Костромы, Углича, дружины Белозерского, Ярославского, Ростовского, Стародубского, Моложского, Кашинского, Вяземско-Дорогобужского, Тарусско-Оболенского, Новосильского, Муромского, Елецкого, Мещерского княжеств, Пскова и Новгорода Великого, а также служилого московского князя Романа Михайловича Брянского. Перед последним переходом к Дону к русскому войску присоединились дружины литовских князей Дмитрия и Андрея Ольгердовичей.

В одном строю стояли и князья, и холопы, и профессиональные воины, и ополченцы, и бояре, и крестьяне. После битвы Дмитрию Донскому донесли о гибели 500 бояр, а из 40 князей пало в сече - двенадцать…

Нашествие Наполеона, Бородинское сражение – там тоже «графья», князья сражались бок о бок с простыми крестьянами. На Куликовом поле зачиналась эта традиция! Притом что до этой битвы русские земли почти полтора столетия стонали под игом Золотой Орды - Русь не предпринимала попыток начать войну за освобождение, и, казалось, народ уже никогда не поднимет голову. Моисею 40 лет понадобилось на то, чтобы вытравить раба из душ соплеменников, и он водил их по пустыне. А русские люди поднялись за веру, за землю - за все то, с чего начинается Родина.

Удивительно, но приходилось читать и слышать, что не было никакого ига, а был некий симбиоз – Руси и Орды, так как, дескать, ордынские законы предписывали веротерпимость к покоренным народам. Это неправда, это были отношения унижаемого и бесправного холопа и беспощадного, жадного хозяина. Так, до середины XIV в. на земли северо-восточной и юго-западной Руси было совершено более 20 военных походов золотоордынцев. Последствия такого нашествия были исключительно тяжелыми. Резко сократилось население, множество людей было убито, уведено в рабство. Многие города оказались уничтоженными, запустел Киев, в котором осталось не более 200 домов. Из 74 городов на Руси в XII-XIII вв. около 50 были разорены захватчиками, в 14 из них жизнь в последующем не возобновилась, а 15 превратились в небольшие села. Гардарика (страна городов), как называли Русь варяги, исчезла с лица земли, просто канула в Лету. Учитывая размеры территорий и количество населения тех лет, ущерб и страдания русских людей от монголо-татарского ига вполне сопоставимы с теми разрушениями и народным горем, которые приносили нашей Отчизне войны, развязанные преимущественно Западом, так как именно оттуда совершались все последующие нашествия на Русь.

И еще: ежегодно только Владимирское княжество выплачивало дань Орде сначала 5000 рублей, а потом - и все 7000. А рубль того времени - это 200-граммовый слиток серебра. На Руси не добывали этот металл, его надо было закупать. Дань высасывала из народа все соки. На поле брани, заметим, Нижегородское княжество не смогло выставить боеспособные полки, настолько было обескровлено постоянными набегами ордынцев. Тогда вообще все происходило в условиях еще не сформировавшегося единого русского государства, когда между властителями отдельных русских земель шла неприкрытая борьба за главенство, а ход и итоги этой борьбы определялись в значительной степени извне - политикой Орды и Литвы.

На Куликово поле не пришли рати Михаила Тверского, который выжидал результатов похода Мамая. А также — Олега Рязанского, который формально принял сторону Мамая…

В сознание потомков князь Димитрий вошел, прежде всего, как великий полководец. При этом его государственная деятельность собирателя русской земли («держателя» – у летописца) как бы отошла на второй план. А между тем, не решив эту задачу, он не смог бы вывести на Куликово поле общерусское войско, оказавшееся способным разгромить орды Мамая.

Победа на Куликовом поле потрясла до основания Золотую Орду, ордынцы перестали смотреть на русских как на безответных рабов и данников. После битвы Русь необратимо начала усиливаться, зависимость ее от Орды все более ослабевала, хотя и продержалась еще целый век.

В укреплении единодержавия великий князь опирался на поддержку святителя Алексия Московского и преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Сергий явился тем духовным основанием, на котором было создано современное российское общество. Сегодня его назвали бы главным идеологом государства Российского. (Но нынче мы существуем без всяких идеологий, потому и болтаемся в междувременьи как в воде поплавок без грузила.) На все свои деяния великий князь получал благословение Церкви. Собирая силы для сражения с полчищами Мамая, Димитрий посетил обитель Живоначальной Троицы и поведал преподобному Сергию о своих сомнениях ввиду малочисленности дружин.

Преподобный вознес молитвы к Богу и благословил князя, предсказав победу его христианскому воинству. Старец воодушевил князя и его ратников, направив им в помощь двух Троицких схимников - Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). Зачем он дал этих иноков, коим надлежало пребывать в монастыре, постах и молитвах?

Они стали зримым свидетельством того, что поход благословлен преподобным Сергием. И значит, их ждет не просто сражение, а священная война за веру. И кто погибнет на этой войне, тот получит венец мученика. А кто на войну не пойдет - предатель и богоотступник. «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15.13). Но преподобному явно было известно нечто такое, что нам приоткрылось лишь спустя столетия после битвы…

По обычаю тех времен сражения начинались поединком двух воинов, который имел большое моральное значение. Орда выставила облаченного в броню, при полном вооружении, непобедимого доселе богатыря Челубея, на счету которого было более 300 побед в единоборствах. Со стороны русского войска на бой вышел человек, облаченный не в стальные доспехи, а в монашескую схиму с нашитыми крестами и даже без щита - лишь с одним копьем. Оба на полном скаку ударились копьями, и Челубей замертво упал на землю, а смертельно раненого Пересвета конь донес до русского строя, где он и скончался на руках боевых побратимов. Смерть его видели немногие, и московское войско воспрянуло духом, ордынское же приуныло.

Через шестьсот лет во время путешествия нашей спортивной делегации на Тибет, неожиданно выяснилось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где тибетцы фиксируют важнейшие духовные события. Противником Пересвета был не просто монгольский богатырь, а тибетский монах, освоивший древнейшую практику боевой магии - Бон-по. Причем Челубей достиг вершин посвящения и обрел статус «бессмертного». Возможности такого бойца возрастают за счет привлечения путем магических заклинаний могучих сущностей потустороннего мира - демонов (бесов). В результате он впускает в себя «силу зверя», превращаясь в некий симбиоз человека и беса. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая после смерти не сможет освободиться от этих жутких объятий сил тьмы. Итак, победа Пересвета над Челубеем стала не просто вдохновляющим примером для всего войска: монах-схимник принял вызов темных сил и одолел их.

На Куликовом поле произошло воистину духовное сражение. Армия Мамая воплощала собой вселенское зло, и его нужно было остановить.

В ночь на 8 (21) сентября русские полки форсировали Дон. А утром изготовились к бою, имея за спиной Дон и р. Непрядву: для того, чтобы защитить водными преградами тыл и фланги. Но не только. Решением военного совета при князе Димитрии именно таким образом все пути назад были отрезаны, и стоять надо было только насмерть. (Вспомним 1941-й, политрука Василия Клочкова и его навечно вписанный в нашу историю призыв к воинам: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!..») О самой битве столько написано и сказано, что повторяться не хочется. Остановлюсь лишь на нескольких существенных моментах.

Первый и самый мощный удар принял на себя Передовой полк. Он весь полег под напором ордынской конницы, но с места не сошел. Об него как о скалу разбился ордынский строй и утратил свою первоначальную силу.

А знаете, почему Пересвет вышел на бой не в доспехах, а в одежде схимника? Оказалось, длина его копья была намного меньше, чем у противника. И Пересвет посчитал, что если копье врага ударит его в незащищенную доспехами грудь, то настолько войдет вглубь, что позволит продлить удар своего копья и достанет супостата! Доспехи могли помешать, как утверждают исследователи Куликовской битвы…

Божий человек Пересвет шел на смертный бой – и, смертью смерть поправ, сделал первый шаг к русской победе на поле Куликовом. А за ним в бессмертие шагнуло все воинство. Протоиерей Владимир Силовьев, настоятель московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове, в котором покоятся мощи погибших героев битвы Александра Пересвета и Андрея Осляби, говорил, что благодаря Куликовской битве наш народ стал «удерживающим», то есть он позволяет человеческой истории продолжаться, отодвигая конец света.

Битва была поистине народная, и чашу горькую испили все. Народной была и победа. И с тех пор государственной традицией на Руси стала народность. Православие органически вплелось в саму основу государства, стало его духом. Поворот в русской истории, связанный с Куликовской битвой, отмечен утверждением независимости Московской митрополии, а также поучительным уроком смирения великокняжеской власти перед Церковью. На Куликовом поле зародилась будущая Российская империя на принципах, на которых она существовала и на которых только и держится прочно. Самодержавие как эффективная власть государства. Православие как священная душа государства. Народность как могучая сила государства.

Битва получила широкий международный резонанс. Далеко не случайно германский историк XV века, иерарх католической церкви Альберт Кранц назвал эту победу русских «величайшей в памяти людей».

По емкому выражению историка В.О. Ключевского, именно на Куликовом поле родилось Московское государство. Но сейчас, судя по всему, нас ожидает новая Куликовская битва.

И русская земля опять призовет к своей защите и нового преподобного, и второго Пересвета, и, главное, востребует князя-объединителя, князя-защитника… Она уже их требует.

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.

Прямо перед главным боем вечера в октагоне прошел невероятно зрелищный поединок Тони Фергюсона и Энтони Петтиса.

В драматичной схватке Петтис сломал руку, а Фергюсон упал на колени в слезах счастья после победы. Образцовый поединок завершился трогательным жестом Фергюсона, который поблагодарил своего соперника и вскинул его руку — разделяя с ним свой триумф.

Казалось, что этот бой может даже затмить предстоящий поединок Нурмагомедова и Макгрегора, но настоящее шоу еще было впереди.

Первый раунд прошел в партере. Нурмагомедов с ходу уложил соперника в свою коронную позицию и не отпускал до конца первой пятиминутки. Бойцы осыпали друг друга ударами в положении лежа.

Второй раунд Макгрегор начал с серии ударов и пытался удержаться на ногах, но Нурмагомедов снова уложил соперника на спину и неустанно колотил его по лицу, пытался использовать болевые и удушающие приемы.

К концу второго раунда дагестанский борец, казалось, был в шаге от победы. Но Макгрегор продержался до удара гонга и поединок продолжился.

В третьем раунде ирландцу чаще удавалось попадать по сопернику. Нурмагомедов все же прижал его к сетке октагона и сильно давил на диафрагму, но Макгрегор снова сумел устоять на ногах.

В четвертом раунде Нурмагомедов снова уложил ирландца в партер и применил удушающий прием. Макгрегор не выдержал и дал сопернику сигнал на сдачу боя.

Нурмагомедов выиграл, но ему показалось этого недостаточно. Дагестанец кинулся через сетку на трибуны к команде Макгрегора, а в октагон вбежали его товарищи — выяснять отношения с ирландским спортсменом.

Образовалась потасовка, которую прибежала разнимать вся охрана, что была на арене.

Нурмагомедова вернули в октагон, а Макгрегора увели в подтрибунное помещение. Дагестанец требовал чемпионский пояс, но глава UFC Дейна Уайт решил, что сейчас не время и не место и отправил российского спортсмена вслед за соперником под трибуны.

В окружении охраны Нурмагомедов и его команда попали под шквал недовольства ирландских болельщиков, которые в преддверии боя заполонили Лас-Вегас. На спортсмена полетели кружки с пивом и вообще все, что оказалось в руках у озлобленной публики.

В конце концов Нурмагомедова провозгласили чемпионом, но уже в его отсутствие.

Самый ожидаемый бой последних лет обернулся в шоу, которого так ждали болельщики.

Куликовская битва - одно из важнейших сражений между русским народом и Золотой Ордой. Она является решающей битвой, которая поставила точку в борьбе с тёмным войском Мамая. Сражение закончилось безоговорочной победой русского народа. Дата Куликовской битвы - 8 сентября 1380 года по старому календарю.

Происходили эти страшные события у берегов реки Дон, Красивая Меча и Непрядва, непосредственно на Куликовом поле. Но конкретное место битвы до сих пор досконально не установлено. По этому поводу ведётся много дискуссий среди историков. Искрой для начала данного сражения поспособствовал разгром ордынского отряда Бегича в 1378 году.

Дата Куликовской битвы по новому стилю имеет иную дату.

Русское и ордынское войска

В битве приняло участие огромное количество человек. Со стороны русского войска - до 70 тысяч воинов, со стороны Мамая - до 150 тысяч.

Несмотря на количественное превосходство противника, потери русской армии составили около 20 тысяч человек, в то время как Орда потеряла практически всё своё войско. Те, кто выжил, попали в плен либо спасались бегством.

Сбор русских отрядов состоялся в Коломне 15 августа. Всё войско выдвигалось из Москвы по трём разным путям.

Когда вся армия приехала в точку сбора - Коломну - князья сформировали боевой порядок. Центральный полк был под командованием Дмитрия Донского, правый фланг взял на себя Владимир Андреевич, а левый фланг достался Глебу Брянскому.

Причины битвы

Исходя из древних источников, формальным поводом для Куликовской битвы послужило то, что ордынский хан потребовал увеличить размер дани. Мамай пошел на этот шаг, так как рассчитывал, что сможет договориться с князем литовским Ягайло и Рязанским Олегом об объединении сил против Московского княжества. Хан ошибся в расчётах, по которым предполагал, что Донской займёт со своим войском оборонительные позиции. Дмитрий, понимая всю опасность ситуации и возможность объединения Мамая и Ягайло, решил вывести войско на устье Лопасни. Дата Куликовской битвы стала одним их самых значимых событий в военной истории.

Из-за того что для битвы с Мамаем к войску Донского присоединилось также несколько полков из других городов, хан оказался в трудной ситуации. Приближённые к Мамаю люди предупреждали, что его армия ослабла и у нее недостаточно сил для борьбы. Это не остановило Мамая. Таким образом, он выделил большую часть денег для найма военных из других городов. Вследствие этого в битве приняло участие большое количество наёмников, таких как генуэзская пехота, черкесы и другие. На флангах в момент битвы находилась конница орды. Участие в бою Мамай не принимал, а наблюдал с соседнего холма с двумя тёмными князьями.

Указать точную цифру количества человек в рядах орды сложно. Есть несколько оценок учёных по этому поводу. Б. Урланис утверждает, что войско Мамаево насчитывало около 60 тысяч человек. Другие учёные, такие как Тихомиров, Черепнин и Буганов, доказывают, что их было гораздо больше, а именно 100-150 тысяч военных.

Подготовка к битве

Какая дата Куликовской битвы, обязан знать каждый человек, так как она очень важна для истории россиян. Подготовка к сражению также была весьма серьёзной. Перейдя берег Дона, русское войско уничтожило за собой мосты. Это было сделано с той целью, чтобы обезопасить себя от удара с тыла.

Накануне битвы командиры сделали обход всей армии, дабы проверить полную боеготовность. В то же время разведчики подбирались как можно ближе к противнику, анализировали его и свои позиции.

Дата Куликовской битвы - это сражение, которое помнит не только каждый взрослый, но и ребёнок, проживающий в России.

Хитрость Донского

Дмитрий Донской пошел на небольшую хитрость, тем самым подставив под удар своего соратника. Перед началом битвы он поменялся с Бреноком одеждой. Вследствие чего сам Дмитрий получил возможность совершить больше манёвров для ведения битвы, а значительная часть орды охотилась на переодетого в князя Бренока. Во время битвы Бренок был убит, а рядом с ним крутилось большое количество боярынь, которые безуспешно пытались его защитить.

Дата Куликовской битвы - это начало ожесточённого боя, который, безусловно, никогда не забудется и навсегда останется в памяти всех россиян.

Ход битвы

Утром 8 сентября погода была совсем неподходящая для битвы. Стоял туман, и лил дождь. Из-за этого войска были вынуждены стоять до того, пока не рассеется туман. Тем временем князья продолжали обход войск, попутно держа связь с Дмитрием. В роли связи выступало перестукивание копьями. Примерно к 12 часам погода улучшилась, и на поле появились татары. Первыми удар на себя приняли передовые отряды. Случались небольшие сражения. Дмитрий сначала принимал бой в сторожевом полку, а позднее перебрался в большой полк. Основные силы татары бросили на удар по левому флангу, который оторвался от центрального большого полка. Силы левого фланга устремились в бегство к реке Непрядве.

Татары погнались за ними, создавая опасность для тыла русской армии. Войска, которые находились у реки и охраняли тыл, нанесли решающий удар по отрядам орды. Татары были загнаны в реку, где и были убиты. Удар в тыл был удачно отбит. В конечном итоге, понимая ужас ситуации, Мамай бежал с небольшим количеством войска. Также силы, которые остались на поле битвы, спасались бегством к реке.

Куликовская битва кратко

Русский мужик долго запрягает, но быстро едет

Русская народная пословица

Куликовская битва случилась 8 сентября 1380 года, но этому предшествовал целый ряд важных событий. Начиная с 1374 года отношения между Русью и Ордой стали заметно осложняться. Если раньше вопросы уплаты дани и главенство татар над всеми землями Руси не вызывали обсуждения, то теперь стала складываться ситуация, когда князья начли чувствовать собственную силу, в которой видел возможность дать отпор грозному врагу, который долгие годы разоряет их земли. Дмитрий Донской именно в 1374 году фактически разрывает отношения с Ордой, не признавая власти Мамая над собой. Такой вольнодумие нельзя было оставлять без внимания. Монголы и не оставили.

Предпосылки Куликовской битвы, кратко

Вместе с событиями, которые описаны выше, произошла смерть литовского короля Ольгерда. Его место занял Ягайло, который первым делом решил наладить отношения с мощной Ордой. В результате монголо-татары получили мощного союзника, а Россия оказалась зажатой между врагами: с востока татарами, с запада литовцами. Это никоим образом не поколебало решимость русских дать отпор врагу. Более того, было собрано войско, во главе которого встал Дмитрий Боброк-Валынцев. Он совершил поход на земли на Волге и захватил несколько городов,. Которые принадлежали Орде.

Следующие крупные события, которые создали предпосылки Куликовской битвы, произошли в 1378 году. Именно тогда по Руси прошел слух о том, что Орда направило крупной войско для того, чтобы покарать непокорных русских. Предыдущие уроки показывали, что монголо-татары выжигают все на своем пути, а значит, пускать их в плодородные земли нельзя. Великий князь Дмитрий собрал дружину и отправился навстречу врагу. Их встреча произошла недалеко от реки Вожи. Маневр русских имел фактор неожиданности. Никогда до этого дружина князя не опускалась так глубоко на юг страны для битвы с врагом. Но бой был неминуем. Татары оказались к нему неготовые. Русское войско достаточно легко одержало победу. Это еще больше вселило уверенность в том, что монголы обычные люди и с ними можно бороться.

Подготовка к сражению – куликовская битва кратко

События у реки Вожи стали последней каплей. Мамай желал мести. Ему не давали покоя лавры Батыя и новый хан мечтал повторить его подвиг и пройтись огнем по всей Руси. Последние события показывали, что русские не так слабы, как раньше, а значит, моголам нужен союзник. Его нашли достаточно быстро. В роли союзников Мамая выступили:

  • Король литовский - Ягайло.
  • Князь рязанский – Олег.

Исторические документы указывают на то, что князь рязанский занимал противоречивую позицию, стараясь угадать победителя. Для этого он заключил союз с Ордой, но при этом регулярно сообщал в другие княжества информацию о передвижении монгольского войска. Сам Мамай собирал сильное войско, в которое вошли полки со всех земель, которые были подконтрольны Орде, в том числе и крымские татары.

Подготовка русских войск

Назревавшие события требовали от Великого князя решительных действий. Именно в этот момент надо было собрать сильное войско, которое сможет дать отпор врагу и покажет всему миру, что Русь не покорена окончательно. Около 30 городов выразили готовность предоставить свою дружину в объединенное войско. Многие тысячи воинов вошли в отряд, командование над которым принял сам Дмитрий, а также другие князья:

  • Дмитрий Боброк-Волыниц
  • Владимир Серпуховский
  • Андрей Ольгердович
  • Дмитрий Ольгердович

Вместе с тем вся страна поднималась на борьбу. В дружину записывались буквально все, кто мог держать в руках меч. Ненависть к врагу стала тем фактором, который объединил разобщенные русские земли. Пусть только на время. Объединенное войско выдвинулось на Дон, где было решено дать отпор Мамаю.

Куликовская битва – кратко о ходе сражения

7 сентября 1380 года русская армия подошла к Дону. Позиция была довольно опасная, поскольку удерживание раки имело, как преимущества, так и недостатки. Преимущество – легче было воевать против монголо-татар, поскольку тем пришлось бы форсировать реку. Недостаток – в любой момент к полю битвы могли подоспеть Ягайло и Олег Рязанский. В этом случае тыл русской армии был бы полностью открыт. Решение было принято единственно правильное: русская армия переправилась через Дон и сожгла после себя все мосты. Этим удалось обезопасить тыл.

Князь Дмитрий прибегнул к хитрости. Основные силы русской армии выстроились в классической манере. Впереди стоял «большой полк», который должен был сдерживать главный натиск противника, по краям располагались полк правой и левой руки. Вместе с тем было решено использовать Засадной полк, который был скрыт в лесной чаще. Этот полк возглавили лучшие князья Дмитрий Боброк и Владимир Серпуховский.

Куликовская битва началась ранним утром 8 сентября 1380 года , едва только над Куликовым полем рассеялся туман. Согласно летописным источникам битва началась сражение богатырей. Русский монах Пересвет сражался с ордынцем Челубеем. Удар копий богатырей был настолько силен, что оба они умерли на месте. После этого началась битва.

Дмитрий, несмотря на свой статус, одел на себя доспехи простого война и встал во главе Большого полка. Своим мужеством князь заражал солдат на подвиг, который им предстояло совершить. Стартовый натиск ордынцев был страшный. Всю силу своего удара они бросили на полк левой руки, где русские войска стали заметно сдавать позиции. В момент, когда армия Мамая прорвала оборону в этом месте, а также когда начала совершать маневр с целью зайти в тыл основным силам русичей, в бой вступил Засадный полк, который со страшной силой и неожиданно ударил в тыл самими атаковавшим ордынцам. Началась паника. Татары были уверены, что сам Бог против них. Убежденный в том, что убили всех позади себя, они говорили, что это мертвые русские восстают для сражения. В таком состоянии сражение было ими проиграно достаточно быстро и Мамай со своей ордой был вынужден спешно отступать. Так завершилась Куликовская битва.

В бою полегло много людей с обеих сторон. Самого Дмитрия очень долго не могли найти. Ближе к вечеру, когда разбирали с поля трубы убитых, обнаружили тело князя. Он был жив!

Историческое значение Куликовской битвы

Историческое значение куликовской битвы переоценить невозможно. Впервые был сломлен миф о непобедимости армии Орды. Если раньше удавалось различным армиям в незначительных сражениях добиваться успеха, то главные силы Орды еще никому не удавалось победить.

Важный момент для русских людей заключался в том, что Куликовская битва, кратко описанная нами, позволила им почувствовать веру в себя. Более ста лет монголы заставляли их считать себя людьми второго сорта. Теперь с этим было покончено, и впервые начались разговоры о том, что власть Мамая и его иго можно сбросить. Эти события нашли выражения буквально во всем. И именно с этим во многом связаны те культурные преобразования, затронувшие все аспекты жизни Руси.

Значение Куликовской битвы заключается так же и в том, что эта победа была воспринята всеми, как знак того, что Москва должна стать центром новой страны. Ведь только после того, как Дмитрий Донской начал собирать земли вокруг Москвы, случилась крупная победа над монголами.

Для самой орды значение поражения на поле Куликовом было также крайне важным. Мамая потерял большую часть своего войска, а вскоре и вовсе был разгромлен ханом Тахтомышем. Это позволило Орде вновь объединить силы и почувствовать собственную силу и значимость на тех просторах, которые раньше и не думали ей сопротивляться.