Почему венгры мадьяры. Венгры

Вопрос, откуда происходит название, которое дают народу его соседи, всегда является предметом споров учёных. Не меньшей тайной обычно окутано и то имя, которым наделяют себя сами представители народа.

В этой статье даны некоторые сведения о том как называет себя народ европы мадьяры, являющийся государствообразующим в Венгрии и как его называют другие европейские народы, а также приводятся интересные факты из истории многовековых странствий венгерского народа, его взаимоотношений с различными государствами и создания собственной страны.

Статья также содержит краткую характеристику национальной культуры Венгрии и её традиций, то есть содержит ответ на вопрос: «Мадьяры - это кто?»

Второе имя

Примеров параллельного существования двух или более названий одной и той же нации великое множество.

Так племена кельтов, обитавших в средневековье на территории современной Франции, жители Римский империи называли галлами. Название Германии также пришло из латыни. Сами коренные жители этой страны называют друг друга "дойч".

Название «немцы» имеет русские корни. Так в древней Руси называли всех людей, говоривших на иностранных, непонятных языках.

Тоже самое произошло и с китайским народом. Сами китайцы, называют свою нацию «хань». Русское же название «китайцы» - это русифицированное название династии, которая правила Китаем во времена первых визитов русских путешественников в эту страну.

Слово «China», которое применяется в Английском языке, произошло похожим образом. Европейские купцы первый раз приехали в Китайскую Империю, когда у власти были правители из династии Чин.

Что такое мадьяры?

Что касается истории происхождения мадьяров и названия этого народа, то существование множества названий для него обусловлено тем фактом, что в течение многих веков венгры вели кочевую жизнь, то и дело, переходя на новое место. Они, то оказывались завоёванными другими племенами, то сами выступали в роли завоевателей. Контактируя с другими народами, каждый из которых давал этому племени имя, соответствующее правилам фонетики данного языка, они продвигались вперёд с берегов реки Волги к месту их нынешнего проживания.

Таким образом, мадьяры - это название венгров, которое употребляют они сами.

Язык до Киева доведёт…

Несмотря на значительное географическое расстояние, которое пришлось пройти этому народу в процессе длительной миграции, язык мадьяров оставался неизменным. И сегодня венгры говорят на том же языке своих предков, который был принят в древние времена в Поволжье. Этот язык принадлежит к фино-угорской группе индоевропейских языков. Самыми близкими родственниками мадьярского языка являются языки, на которых сегодня говорят народности Ханты и Манси, проживающие на территории Российской Федерации.

Конечно же, при столь длительном существовании в условиях кочевой жизни он не мог не впитать в себя некоторых элементов иностранных языков. Известно, что больше всего заимствований в венгерском языке имеют тюркские корни. Причиной этому послужило то, что в средние века на венгров постоянно совершали набеги различные кочевые тюркские племена, в том числе, многократно нападавшие на Русь, хазары.

Башкиры - родственники мадьяр

Интересно, что в средневековых персидских летописях существует упоминание о мадьярах, которые также именуются в этих же документах башкирами. Историки считают, что древние венгры вполне могли быть оттеснены племенами печенегов с их исконной территории в местность, где находится современная Башкирия. В самой же Венгрии ещё в тринадцатом веке сохранялись устные народные предания о том, что в далёкие времена их народ проживал в других краях и имел своё государство, называвшееся Великой Венгрией.

Эта страна находилась в Приуралье. Современные историки говорят о том, что гипотеза происхождение башкир от народностей угорской группы звучит вполне правдоподобно. Башкиры могли изменить свой язык на нынешний, относящийся к тюркской группе, уже после миграции части народа в районы Причерноморья.

Ещё одно переселение

После выхода из Приуралья, мадьяры заселили местность, которая носила название Левадия. Эта территория была до них занята разнообразными племенами, в том числе и славянского происхождения. Возможно, что именно в это время появилось европейское наименование мадьяр - венгры.

За долгие годы странствий и военных конфликтов с соседними племенами, мадьяры превратились в умелых воинов. Случалось, что страны, с которыми у венгров были налажены торговые отношения, обращались к ним и с целью использования их как солдат-наемников.

Известен длительный военный союз мадьяр с хазарами, когда хазарский царь посылал войска мадьяр сначала для усмирения восставших жителей одного из подвластных ему городов в Крыму, а потом для войны с печенегами на территории, где позднее, образовалось Венгерское государство.

Традиционные занятия

Следует сказать несколько слов и о культуре мадьяр и их традиционных занятиях.

Это поможет глубже разобраться в вопросе «кто такие мадьяры?»

В средневековье, когда племена древних мадьяров жили в Поволжье, их традиционными занятиями были рыболовство и охота. В этом они мало отличались от всех других угорских племён. Позже, во времена их переселения, одним из главных занятий венгров стали военные набеги на менее развитые с точки зрения изготовления оружия и военного ремесла народы. Когда Венгры обосновались на нынешней территории, то оседлый образ жизни позволил им заниматься скотоводством и земледелием. Венгры известны как отличные коневоды, а также как опытные виноделы. В двадцатом веке мощнейший скачок в развитии техники позволил множеству венгров оставить труды на сельскохозяйственном поприще и найти себе применение в сфере производства. По данным последней переписи населения Венгрии, большая часть граждан этой страны проживают в крупных и мелких городах.

Наиболее популярным занятием у современных мадьяр стала работа в сфере обслуживания и производственный труд.

Костюм

Национальный женский костюм венгров состоит из короткой льняной рубахи с широкими рукавами. Также для национальной женской одежды этой страны характерны просторные юбки, а в некоторых областях надевали даже по нескольку юбок. Обязательными элементами традиционного мужского костюма являются рубаха, узкая жилетка и брюки. В качестве головного убора чаще всего использовали шляпу из соломы в летнее время и меховой колпак зимой. Появление женщин на людях без головного убора считалось недопустимым.

Поэтому, венгерские женщины всегда носили платки или чепцы. Подобный стиль одежды характерен для многих народов Закарпатья. Хорошо описывает то, какой народ мадьяры, народные традиции и быт этого народа Брэм Стокер в своём известном романе «Дракула».

Во многих источниках указано, что наиболее яркой чертой национального менталитета венгров является их гордость за то, что они принадлежат именно к этой национальности.

Музыканты и поэты

Говоря о народной культуре и искусстве мадьяр, стоит упомянуть о многочисленных формах устного творчества: это и лирические баллады и народные придания о храбрых воинах, которые существуют как в стихотворной, так и в прозаической форме. Таким образом, мадьяры - это очень одарённый с поэтической точки зрения народ.

Всемирную известность приобрели также и музыкальные произведения. Созданные венгерским народом. Самыми известными венгерскими национальными танцами, ставшими популярными далеко за пределами страны стали чардаш и вербункош.

Мадьяры - это в высшей степени музыкальная нация.

В венгерских произведениях музыкальной культуры слышатся отголоски влияния музыкальных традиций других народов, в том числе цыганской, французской и немецкой музыки.

Так считает часть венгерских ученых

У казахов, действительно, часто встречается имя Мадияр (Мадьяр)

У венгров - казахские корни

Казахи и венгры - народы-братья, утверждает известный венгерский ученый-востоковед и литератор Михаил Бейке, автор книги «Тургайские мадьяры».

Нам удалось встретиться с известным писателем, взяв у него интервью.

Фрагменты этой беседы мы предлагаем читателю.

О чем Ваша новая книга?

Дело в том, что существующие сегодня в мире научные школы дают совершенно разные интерпретации того, откуда берет свое начало венгерский народ. Одни уверенно причисляют нас к финно-угорской языковой группе, идентифицируя с такими народами, как ханты и манси. Другие ученые, к которым я отношу и себя, предполагают, что общими нашими предками были тюрки древнего мира. Поиски доказательств в конечном итоге привели меня в Казахстан. Но здесь есть и небольшая предыстория.

Само название нашего государство, Хунгария, как называют его венгры, по одной из научных гипотез переводится как страна хуннов, или гуннов - в русской транскрипции. Как известно, именно гунны, вышедшие из степей Центральной и Средней Азии, являются родоначальниками всей семьи тюркских народов, населяющих территории от предгорий Алтая, Кавказа до границ современной Европы. Но это только одна теория. Есть и другие предположения. В самом нашем народе издревле бытует легенда о двух братьях - Мадьяре и Ходеяре, в которой повествуется о том, как охотящиеся за оленем двое братьев в дороге расстались. Ходеяр, устав от погони, вернулся домой, в то время как Мадьяр продолжал преследование, зайдя далеко за Карпатские горы. И вот что интересно. Именно здесь, в Казахстане, в Тургайской области, проживают мадьяры- аргыны, в эпосе которых эта легенда, как в зеркале, повторяется. И мы, и они себя идентифицируем именно как один народ - мадьяры. Дети Мадьяра. Об этом моя книга.

А нельзя ли поподробнее?

Как предполагают ученые, в IХ веке единый народ мадьяр разделился на две группы, одна из которых откочевала на запад, на земли современной Венгрии, другая осталась на своей исторической Родине, предположительно где-то в предгорьях Урала. Но уже во времена татаро-монгольского нашествия эта часть венгерских племен вошла в состав двух больших племенных федеративных союзов аргынов и кипчаков на землях Казахстана, сохранив при этом самоидентификацию. Ученые их так и называют: мадьяры-аргыны и мадьяры-кипчаки. До сих пор на могильных плитах усопших эти люди, по сути во всем казахи, указывают принадлежность покойного к роду мадьяр. Теперь самое интересное. Если бы предки мадьяр, оставшихся на своей исторической Родине, не были родственны по языку, культуре и образу жизни с народами, входящими в эти племенные образования, как вы думаете, приняли бы их туда? И второй вопрос. Почему кипчаки, защищавшие Отрар, бежали от ожидающего их возмездия со стороны Чингисхана в 1241-1242 годах не куда- нибудь, а именно в Венгрию, под защиту короля Бела IУ? Здесь явно прослеживается наличие родственных связей.

Трудно представить себе венгров кочевниками.

Тем не менее, это так. До XI века венгры придерживались кочевого образа жизни. Наш народ жил в юртах, доил кобылиц, разводил скот. И только позже, с принятием христианства, наши предки переходят на оседлый образ жизни. Те же кипчаки, живущие сегодня в Венгрии, с сожалением приходится констатировать, в своей массе не знают народных обычаев, забыли родной язык. Но вместе с тем в среде венгров растет интерес ко всему, что связано с нашей далекой историей. Сборник казахских народных песен, составителем которого является Янош Шипош, вызвал огромный резонанс в нашей стране. Множатся публикации о современном Казахстане, его истории. О казахах, казахах-мадьярах. Еще в далеком XIII веке впервые предпринял попытку отыскать свои исторические корни монах Юлиан, снарядив две экспедиции на Восток. К сожалению, обе они не принесли результатов. Новая волна интереса к поискам своей исторической прародины вспыхивает в венгерском обществе на рубеже восемнадцатого века. Поиски ведутся в различных регионах планеты, включая в себя значительную часть Азии, Тибет и Индию. И только в 1965 году известный венгерский антрополог Тибор Тот обнаруживает селение мадьяр в Тургайской области Казахстана. К сожалению, провести серьезные исследования ему тогда не позволили. Тургайская область в те времена была закрыта для посещения иностранцев. И только с распадом СССР и обретением Республикой Казахстан независимости стали возможны продолжительные научные экспедиции венгерских ученых в вашу страну.

Вам потребовалось около двух лет, чтобы закончить свою, насыщенную фотографиями, книгу. Не могли бы Вы нам рассказать о самой поездке в Тургайскую степь? И что лично Вам в этой поездке особо запало в душу?

Мы, я и сопровождавший меня в поездке Ученый секретарь Центрального музея Республики Казахстан Бабакумар Синаят улы, побывали там в сентябре. Разговаривали со многими людьми. Посетили могилу известного казахского политического деятеля Миржакупа Дулатова из рода мадьяров-аргынов, отдав дань почести человеку, выступившему открыто против творимого в сталинские времена произвола. И вот что поразило меня до глубины души - сколь много мадьяров-аргынов в те годы попали под каток репрессий. И как мало их на сегодня осталось. Многие из этих людей отсидели в сталинских лагерях по семнадцать, по двадцать пять лет и научились хранить молчание. Очень трудно было их разговорить. И я считаю для себя подлинной научной находкой услышанную здесь, в степях Тургая, легенду о двух братьях, Мадияре и Ходеяре, изложенную мне старыми людьми. Повторяющую слово в слово ее венгерскую версию.

Это уже Ваша четвертая книга на казахскую тему?

Да. Ранее у меня выходила переведенная на венгерский язык книга вашего Президента «На пороге двадцать первого века». В 1998 году увидела свет книга «Кочевники Средней Азии» Нурсултана Назарбаева. В 2001 г. книга «По следам монаха Юлиана». И наконец, мой последний научный труд «Торгайские мадьяры» был издан в 2003 году издательством ТIМР КFt в Будапеште.

Р.S. Добавим от себя, книга эта издана на четырех языках: венгерском, английском, русском, казахском, и выпущена пробным тиражом в 2500 экземпляров. Надо полагать, будет переиздана.

Их около десятка миллионов жителей. Также они населяют Румынию (около 2 млн чел.), Словакию и многие иные территории не только на евразийском континенте, а также в Америке и Канаде.

Сколько же их?

Итого мадьяров на земном шаре порядка четырнадцати миллионов человек. Основным языком для них является венгерский. Существует также множество диалектов, которые делают речь разнообразной в зависимости от территории.

Мадьяры - это очень древний народ, в чьей истории можно долго и увлекательно разбираться. Письменность развивалась уже с десятого века. Наиболее распространенной религией считается католицизм. Большинство остальных - последователи лютеранской и

Откуда они пришли?

Современные мадьяры происхождение свое описывают следующим образом: ранее это были кочующие мелкие племена, в основном занимавшиеся разведением скота. Они пришли с земель на востоке от Урала.

На заре первого тысячелетия эти люди последовали к бассейну Камы, потом обосновались на северном берегу Черного моря. В это время им приходилось повиноваться правящим на той территории народам. В конце девятого века мадьяры поднялись к и поселились на берегах реки Дунай.

Здесь они задержались надолго, ведь на данной территории было все для оседлого образа жизни. Мадьяры - это, по сути своей, земледельцы. В одиннадцатом веке эти люди стали частью венгерского государства и приняли католицизм.

Таким образом, древние мадьяры влились в венгерский народ, создавая анклавы. Местные жители приняли их. Стоит отметить, что в тогдашней Венгрии и без мадьяров было множество разных народностей, которые взаимно обогащались культурно и духовно.

Официально для письменности использовалась сначала латынь, а потом уже немецкий. Именно из них и почерпнул множество терминов. Мадьяры - это часть огромного бурлящего котла, содержимое которого менялось и перетекало из одних мест на другие на протяжении столетий.

Также некоторые представители этого народа покидали территорию Венгрии для того, чтобы основаться в прекрасных краях Восточного Прикарпатья. В XVI веке царило османское иго, оно затронуло и Венгрию, так что её гражданам приходилось спасаться бегством в сторону севера и востока.

Людей в государстве стало значительно меньше. Когда закончилась австро-турецкая война и освободительное движение было подавлено, землями венгров завладели Габсбурги. На территорию Венгрии подселяли немецких колонистов. Со временем как народ менялись мадьяры. История и культурное наследие пережили ощутимые перемены в то время, ведь национальные противоречия только нарастали.

Сила государства крепла, и все подселяемые народы проходили мадьяризацию. Так Венгрия перешла в состояние самостоятельной республики.

Кто из них в чем был хорош?

Начали формироваться различные группы венгров. Мадьяры - это не маленькое скопление жителей, а целый народ, столь же многочисленный, сколь неоднородный. Начиная с восемнадцатого века, эти группы сохраняли свои отличительные черты. Разумеется, у каждого поселения был свой конек, что-то, чем они отличались и в чем преуспевали больше своих сограждан.

Например, жители гор (палоци и матью) отличались большим мастерством в вышивании на коже и полотнах. Народ шаркёза в основном запомнился потомкам своими прекрасными навыками в создании предметов декоративного искусства и одежды. К западу Задунайского края во время средневековья образовались группы на территориях Хетеш и Гёчей. По достижениям в материальной культуре они наиболее походили на своих соседей - словенцев.

На омываемой реками Раба и Дунай территории разместился народ рабакёз. Куманы, они же куны, потомки половцев, ощущая натиск татаро-монголов в тринадцатом веке, а также ясы были удостоены получения земель от королей Венгрии. Подобно губке, они впитали в себя культуру и язык. Так появились и гайдуки.

А что же сегодня?

И вот спустя столетия что собой представляет венгерская нация? Мадьяры происхождение свое не забывают и чтят историю. Сегодня Венгрия считается довольно развитым государством. На высоком уровне функционирует промышленность, а также сфера обслуживания. Однако также большая роль отведена сельскому хозяйству, ведь эти земли все еще благодатны и плодородны, а технологический прогресс лишь открывает новые возможности для ее обработки. Хорошо развито как скотоводство (которое начало кормить венгров первым), так и земледелие.

С чего всё началось?

В древности развитием скотоводства отличались равнинные территории страны на востоке. Особенно популярным было разведение лошадей в южной части Венгрии. Немало пользы и от свиноводства. Знания об искусстве обработки земли венгры почерпнули от тюркоязычных протоболгар, а также славян. Это отражено даже в тогдашней лексике перечисленных выше народов.

Больше всего мадьяров кормила именно пшеница. Основной кормовой культурой была кукуруза. В восемнадцатом веке начали выращивать картофель. Без внимания не осталось виноделие, выращивание садовых деревьев и различных овощей. Обрабатывались лён и конопля. Отдельное внимание можно отвести прекрасной и уникальной вышивке, кружевам, произведениям Также мадьяры отлично управлялись с кожей. Современные венгры уважают свои традиции и стараются сберечь древние обычаи.

В каких условиях они жили?

Сёла венгров были довольно большими, также они селились на хуторах (по большей части в восточной части Венгрии). Сегодня подавляющая часть населения государства - это горожане. Из средневековья до наших дней сохранились такие города, как Печ, Буда, Дьёр и прочие.

Помимо этого, сформировались населенные пункты, кардинально отличающиеся от классического представления о мегаполисах. В прошлом их населяли крестьяне, так что отсюда и название - города сельскохозяйственного типа. Сегодня разница между двумя видами городов чувствуется не так сильно.

В этот период венгры совершали набеги на Германию, Францию, Италию и Балканы. Несмотря на это, они переместились в Италию, тем самым покинув и оставив Карпатский бассейн аварам, которые правили здесь с 567 по 805. В конце 9 в. здесь появились венгры. Более половины венгров живут в городах.


В самой Венгрии проживает около 9,5 млн венгров (перепись 2001), что составляет 93 % от населения страны. Со временем (X-XI век) пришельцы-венгры ассимилировались с местным населением (валахами) и, переняв многие их обычаи, культуру, слова их языков, перешли на оседлое проживание.

Формируется государство Австро-Венгрия (1867), в котором Венгрия получает довольно значительные права для себя, как составной части государства, и для населения, как нации венгров. Так, венгерский язык признаётся официальным наряду с румынским в уездах, где венгры составляют свыше 20 % населения.

Венгры заняты в основном в многоотраслевой экономике, в промышленности и сфере обслуживания

В сельской местности - крупные села и хутора. В это время болгарский царь Симеон вел войну с Византией, но несмотря на это, венгры были разбиты и были вынуждены продолжить движение на запад, за Карпаты - в Паннонию. В течение 3-го тысячелетия до н.э. финно-угры, среди них и предки венгров, оставаясь еще охотниками и собирателями, уже достигли стадии неолита.

Общая численность венгров в мире, по-видимому, приближается к 15 млн. человек. В 830 венгры откололись от ослабевшего Хазарского каганата, но оставались в степях, которые находились под властью Киева с 840 по 878. В середине 9 в. они вторглись в Центральную Европу и на Балканы.

По вероисповеданию большинство венгров - католики, имеется значительное число протестантов и православных. Шлем и щит венгерского гусара. Лингвистическими предками венгров являются воинственные полукочевники-скотоводы, прародиной которых считаются степные области к востоку от Урала. Выделение прото-венгров из праугорской общности обычно соотносится с появлением Саргатской археологической культуры.

Венгры совершали набеги на Западную Европу. Образовалось Венгерское государство, которое за свою историю имело различные размеры и содержало в себе различные территории. К XVII веку Венгрия попадает под власть Австрии, но получает определённое самоуправление.

В средние века Венгрию долго называли королевством гуннов, так она упоминается в романе «Песнь о Нибелунгах». Происхождение второго компонента неясно; скорее всего в нём скрыто финно-угорское слово, этимологически тождественное фин.yrkö «мужчина».

В основном это регионы Северной Трансильвании. Общая численность венгров в Румынии - 1,4 млн человек (6,6 % населения страны или 19,6 % населения Трансильвании). К западу от Будапешта группа венгров Шаркёз - декоративным искусством и одеждой.

Часть булгар, предков казанских татар и чувашей, а также часть башкирских родов Юрматы, Еней, Кесе ушла в своё время в Паннонию. Долгое время (до XVII-XVIII вв.) куны и ясы сохраняли язык и культурные особенности. В окрестностях г. Дебрецен сложилась этническая группа гайдуков. В растениеводстве главная культура - пшеница (с XVII века), с XVIII века выращивается картофель.

В Карпатском бассейне, родине венгров, зародились многие древние европейские культуры

Города средневековые (Буда, Дьёр, Печ и др.), но есть и т. н. сельскохозяйственные города (мезёвароши), где население - крестьяне, например, в Альфёльде. Также на материальную и духовную культуру венгров оказали влияние такие народы, как половцы, влахи, немцы, французы, итальянцы, цыгане, евреи, селившиеся на этнической территории венгров. Происхождение венгров и их первоначальная прародина остаются спорным вопросом из-за скудости письменных материалов и отсутствия привязки к археологическим культурам.

Хазарии, в местности, называвшейся Леведия - по прозвищу их первого воеводы. В те времена они не назывались турками, а именовались по неведомой причине савартами-асфалами. В год 6406 (898). Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской, пришли к Днепру и стали вежами: ходили они так же, как теперь половцы. Появление венгров на днепровском правобережье привело к конфликту с Болгарией.

Уже в это время венгры становятся активной военно-политической силой в Европе, участвуя в войнах на территории Балканского п-ва и в Моравии

Так близнецы Гунор и Магор оказались прародителями своих собственных народов - гуннов и мадьяр. Эта идея пережила рационализм эпохи Просвещения и позднее сыграла свою роль в процессе становления национального самосознания. С точки зрения антропологии и даже культурологии понятие «венгры» далеко не однозначно. Так что выражение «чистокровные венгры» лишилось всякого смысла уже в незапамятные времена.

Он включает в себя северную часть Урала и Западной Сибири. Это были охотники, в основном на лосей и северных оленей, и собиратели. Венгерские слова, связанные с охотой и рыболовством, относятся к самому древнему, «уральскому» пласту лексики. Угры также узнали медь, а около 1500 г. до н.э. - и бронзу.

Поэтому возможно, что те «авары», которые, мы знаем точно, оставались на этих землях, в действительности могли быть венграми

Таким образом, угорские племена были вполне подготовлены к переходу к кочевому образу жизни, когда они в самом конце 2-го тысячелетия до н.э. оказались в степях. А между 1250 и 1000г. до н.э. утры вновь разделились. Протомадьяры, напротив, решили остаться в степях и учились выживать в изменившихся условиях.

Но сохранилась языковая основа и каким-то чудом (стоит только задуматься о всех перипетиях дальнейшей судьбы этого народа) также - финно-угорские религиозные представления. Но, быть может, переселение произошло значительно позднее - между 350 и 400 г. в результате массовой миграции народов, вызванной появлением гуннов. Или еще позднее - в середине VI в., когда степь накрыла волна тюркских народов. Но и после того, как утры осели в Предуралье, история протомадьяр состоит из одних гипотез.

В Словакии венгры являются вторым и самым большим по численности национальным меньшинством, венгерское население в 2011 году составило 458 467 человек или 8,5 % населения. Вскоре венгры, численность которых насчитывала в то время приблизительно полмиллиона человек, ассимилировали большинство славянских и аварских групп, разбросанных по всей этой территории.

Как много этносов и этнических групп, кроме самих мадьяр, "работали" в течение многих веков, чтобы в итоге появился венгерский народ!
Фото Reuters

Талантливые поэты иногда могут одной-двумя строчками сказать очень много о предметах, которым ученые посвящают бесконечное число научных докладов, статей, книг. Сергей Есенин, который, думаю, ни об одной дискуссии по проблеме взаимоотношений славянских и финно-угорских племен в период раннего русского Средневековья и слыхом не слыхивал, двумя краткими строчками внес, однако, свой художнический вклад в ее (проблемы) осмысление: «Затерялась Русь/ в Мордве и Чуди…»

Дунайское междуречье

Толчком к написанию этого очерка стали неожиданно вспомнившиеся стихи известного советского поэта Евгения Долматовского: «Европа, полная тревог,/ А здесь, в Дунайском междуречье,/ Здесь Венгрия, как островок,/ С такой неевропейской речью…» «Дунайское междуречье» – так поэт обозначил местоположение этой страны в бассейне Среднего Дуная и его главного притока р. Тисы. Ну а «речь», язык венгров (самоназвание – magyar(ok), мадьяры) – действительно, очень «неевропейская». И в пограничных с ней странах (Австрия, Румыния, Словакия, Сербия, Хорватия, Словения, Украина), и в большинстве других государств Европы основное население говорит на языках, относящихся к индоевропейской семье. Венгерский же (мадьярский) язык входит в угорскую подгруппу финно-угорской группы уральской языковой семьи.

Самые близкие к венграм по языку народы – живущие в основном в Западной Сибири обские угры – ханты и манси. Как говорится, где Венгрия, а где Ханты-Мансийский автономный округ в азиатской части России. Однако – родственники, и весьма близкие. Более дальние – по языку, а не географически – финноязычные народы: удмурты, коми, мордва, марийцы, карелы, эстонцы, финны. Но ведь языковая близость народов говорит об их когдатошнем едином происхождении, об их генетическом и историческом родстве.

Около 60% всех слов современного венгерского языка – финно-угорские по своему происхождению (остальные – заимствования из тюркских, славянских и других языков; много, в частности, иранских и немецких). Финно-угорскими являются такие базисные глаголы, как жить, есть, пить, стоять, идти, смотреть, давать и другие; многие слова, описывающие природу (например, небо, облако, снег, лед, вода), относящиеся к общинно-родо-племенной и генеалогической лексике.

По сей день венгры готовят свой знаменитый рыбацкий суп холасле так же, как делали и делают это ханты и манси – не удаляя кровь из рыбы. Ни у какого другого европейского народа вы этого не найдете; некоторые другие блюда у венгров готовятся так же, как это делают, например, коми или карелы (известно, что пища и ее приготовление относятся к самым консервативным сферам народной культуры).

Как же западносибирские угорские племена стали центральноевропейским народом, венгерской нацией?

Распад угорской общности

Многие реалии ранних этапов этнической и социально-политической истории мадьярского этноса очень гипотетичны до наших дней: источники немногочисленны и фрагментарны, первые письменные данные появляются лишь на исходе I тыс. н.э. Отсюда все оговорки – «возможно», «предположительно», «не исключено» и т.п.

Большинство исследователей сходится на том, что прародина уральских народов – это северная часть Западной Сибири, территория между Уральским хребтом и нижним течением Оби. В IV–III тыс. до н.э. протоуральская общность распалась; финно-угорские племена, отделившись от самодийских (будущих ненцев, энцев, нганасанов, селькупов и др.), заняли земли по обеим сторонам Уральских гор. Это были охотники, рыболовы, собиратели, которые пользовались каменными орудиями труда и оружием; но лыжи и сани уже были в их обиходе (об этом нам рассказывают наскальные рисунки, обнаруженные на Урале).

В современном венгерском языке слова, относящиеся к сфере охоты и рыболовства, – из самого древнего общеуральского пласта лексики. Предположительно в начале II тыс. до н.э. финно-угорские племена тоже начали расходиться, обосабливаться. Приблизительно в конце II – начале I тыс. до н.э. распалась до того времени более или менее единая угорская общность: предки мадьяр отделились от обских угров.

Постепенно они мигрируют в южную зону Западной Сибири, кочуют по обширной территории между р. Урал и Аральским морем. Здесь протомадьяры вступили в контакт с народами иранского происхождения (сарматами, скифами), под влиянием которых начали осваивать такие формы хозяйствования, как скотоводство и земледелие (венгерские слова, означающие лошадь, корова, молоко, войлок и ряд других из этой сферы, – ираноязычные по происхождению).

Особенно важную роль в жизни протомадьяр (включая их религиозные представления) начинает играть лошадь. Об этом свидетельствуют раскопки угорских захоронений, в частности такой многозначительный факт: в могиле богатого угра археологи почти непременно находят и останки коня, который должен был служить своему хозяину и в инобытии. Те же иранские народы, по-видимому, познакомили будущих венгров с металлами – медью и бронзой, а позднее и с железом.

Не исключено, что какое-то время они находились в сфере влияния Сасанидского Ирана. Возможный след этого этапа в исторической памяти венгров – легенды, которые говорят о том, что какие-то «родичи мадьяр живут в Персии». Этих-то сородичей искал в 1860-х годах в своих странствиях по Ирану и Средней Азии Арминий Вамбери, выдающийся венгерский путешественник и востоковед еврейского происхождения.

В степной зоне, на равнинах восточнее Южного Урала, мадьяры становятся кочевыми скотоводами (номадами), с примитивным земледелием и охотой в качестве подспорья в хозяйстве. В первые века н.э. они все еще живут здесь, но около середины I тыс. н.э. мигрируют на запад, на земли нынешней Башкирии или в бассейн нижнего течения Камы, переместившись, таким образом, в Европу (в левобережье Камы, в ее низовьях, были открыты древнемадьярские могильники).

Эта территория в венгерской исторической традиции называется «Magna Hungaria» – «Великая Венгрия». Память о далекой прародине сохранялась в венгерском народе в течение веков. В 30-х годах XIII века венгерский монах-доминиканец Юлиан отправился на ее поиски и отыскал-таки на Урале людей, понимавших его мадьярский язык, рассказал им о Венгерском королевстве на Дунае, проповедовал среди них христианство.

Однако вскоре «восточной Венгрии» не стало: земли уральских мадьяр были разорены сокрушительным татаро-монгольским нашествием во главе с Батыем. Часть мадьяр (молодых мужчин-воинов) была включена в армию завоевателей; остальное мадьярское население Приуралья (точнее, та его часть, что уцелела) постепенно смешалась с соседними народами, главным образом с башкирами, с которыми мадьяры были тесно связаны в течение предшествующих веков. Об этом свидетельствуют идентичные географические названия в Башкирии и современной Венгрии; что еще показательнее – три из семи мадьярских племен, пришедших на Дунай в конце IX века, имели те же названия, что и три из двенадцати известных науке башкирских родов. Кстати, в записках некоторых арабских путешественников XII века башкиры называются «азиатскими мадьярами».

Венгры вместо мадьяр

Между тем в VII–VIII веках происходило движение основной части мадьярских племен на запад, в причерноморские степи. Здесь они живут вперемежку с тюркоязычными булгарами, хазарами, оногурами, которые были более «продвинутыми» в социально-культурном отношении. От тюрков в мадьярский язык перешли слова, обозначающие такие понятия, как разум, число, закон, грех, достоинство, простить, писать; как плуг, серп, пшеница, бык, свинья, курица (и многие другие).

У мадьяр постепенно усложняются социальная структура, правовые нормы, религиозные представления. Частичное смешение с оногурами имело еще одно существенное следствие: кроме этнонима мадьяры (как издревле называлось одно из их племен, а также и вся соплеменность) у них появляется новый этноним – венгры: в европейских языках он происходит именно от этнонима оногуры: лат. ungaris, англ. hungarian(s), франц. hongroi(s), нем. ungar(n) и т.д. Русское слово «венгр» – заимствование из польского языка (wegier).

В раннесредневековых европейских текстах мадьяр называли turci или ungri (тюрки или оногуры). Именно так – ungri – они именуются в византийских хрониках от 839 года, где речь идет об участии мадьяр в болгаро-византийском конфликте 836–838 годов. В это время они проживали на землях между р. Дон и низовьями Дуная (эта территория называлась по-венгерски Этелькёз).

В середине VI века мадьяры вместе с оногурами, жившими тогда в низовьях Дона, были включены в Тюркский каганат. Через столетие они стали подданными Хазарского каганата, от власти которого мадьяры избавились около 830 года.

А миграция на запад продолжалась. В Приднепровье мадьяры-венгры живут по соседству со славянскими племенами. Их активно вовлекает в орбиту своего влияния Византия, они участвуют в ее войнах. В 894 году в союзе с Византией мадьяры совершили опустошительный набег на Болгарское царство на Нижнем Дунае. Но уже через год болгары в союзе с печенегами жестоко отомстили, разорив земли мадьяр и уведя в плен почти всех молодых женщин (мужчины в это время были в очередном походе).

Когда мадьярские дружины возвратились и увидели, что осталось от их страны, они решили уйти из этих мест. В конце IX века (895–896 годы) мадьяры переходят через Карпаты и оседают на землях по среднему течению Дуная. Вожди семи мадьярских племен связали себя и свои племена клятвенным договором о вечном союзе.

Х век, когда венгры завоевывали и осваивали новую территорию, в венгерской историографии торжественно называется временем «Обретения родины» (Нonfoglalas); так же называется и весь этот многотрудный, многокомпонентный процесс. Тогда же, в Х веке, у венгров появилась письменность на основе латиницы.

Именно здесь, на Среднем Дунае, был центр огромной, но очень непрочной державы гуннов, а позднее – Аварского каганата.

Вслед за Аттилой

По легендам мадьяр, приход их предков на земли по Среднему Дунаю был отнюдь не случайным. В старинных мадьярских хрониках утверждается, что мадьяры – близкие родственники гуннов, так как прародителями этих народов были братья-близнецы Гунор и Магор (Мадьяр). В другом варианте легенды этим братьям удалось захватить двух дочерей аланского царя (аланы – один из ираноязычных сарматских народов): от них-то и произошли гунны, «они же венгры» (то есть здесь уже говорится об идентичности этих народов).

Есть даже легенда о том, что Аттила (?–453), знаменитый предводитель гуннского союза племен, был родоначальником мадьяр. По его, мол, следам и пришли мадьяры в конце IX века (напомню, что кочевой народ гунны сложился в первые века нашей эры в Приуралье из местных угров и сарматов и тюркоязычных хунну. Их массовое переселение на запад с 70-х годов IV века стало толчком к Великому переселению народов).

Венгерские историки, как и все другие, отклоняют допущение о мадьярско-гуннском родстве. Некоторые венгерские ученые считают, что отдельные группы мадьяр откочевали в карпато-дунайский регион еще в VII веке, так что спустя два века мадьярские племена шли на запад по пути их сородичей-первопроходцев.

В Х веке мадьяры на земле Среднего Подунавья становятся оседлым народом. Хорошо организованные, с огромным военным опытом, они сравнительно легко и быстро подчинили себе местное население – славян и тюрок, смешались с ними, переняли очень много из их хозяйственной, социальной, бытовой культуры. Так, очень много слов в венгерском языке, которые относятся к земледельческому труду, жилищу, пище, быту, – славянского происхождения. К примеру, эбед (обед), вачора (ужин, вечеря), удвар (двор), ведер (ведро), лопат (лопата), касза (коса), сзена (сено), почти идентично со славянскими звучат слова «кукуруза», «капуста», «репа», «каша», «жир», «шапка», «шуба» и многие другие.

Однако венгры не только сохранили свой язык (точнее, основной словарный состав и грамматику), но и навязали его подчиненному населению. Считается, что пришедших на Дунай венгров было 400–500 тыс.; в X–XI веках они ассимилировали около 200 тыс. человек. Так формировался венгерский этнос, который в 1000 году создал свое государство – раннефеодальное королевство Венгрия. Помимо территории современной Венгрии в него входили земли нынешних Словакии, Хорватии, Трансильвании и ряд других придунайских областей.

Венгерские короли

Арпад, вождь племени медьер, сильнейшего из семи племен, стал первым королем и основателем династии Арпадовичей (1000–1301); имя его племени перешло на весь народ. Между тем все новые этнические группы приходили на земли королевства. В XI веке венгерские властители разрешили селиться здесь тюркам-печенегам, которых изгнали из Северного Причерноморья половцы (тоже тюрки по языку); а в XIII веке уже половцы бежали в придунайские долины от монгольского нашествия (часть их позднее перебралась в Болгарию и другие страны). До сих пор в венгерском народе сохраняется этнографическая группа палоцей – потомки тех самых половцев.

Венгерские короли имели свой резон для такого «гостеприимства» – им нужны были храбрые, преданные, обязанные им воины (которыми охотно становились мужчины – печенеги и половцы) – как для отражения внешних угроз, так и для усмирения крупных феодалов внутри государства. Кочевников же привлекали сюда придунайские степные просторы, знаменитая пушта.

В XI веке (при короле Иштване Святом) венгры приняли христианство (католицизм). В XVI веке, в процессе Реформации, часть венгров стали протестантами, кальвинистами в основном, и лютеранами.

В Средневековье были периоды, когда Венгерское королевство становилось одной из самых сильных, крупных, влиятельных стран Европы. При короле Матьяше Корвине (вторая половина XV века, время расцвета средневековой Венгрии) в стране проживало около 4 млн. человек, из них не менее 3 млн. венгров. Население росло как за счет выходцев из европейских стран (немцев, французов, валлонов, итальянцев, валахов), так и переселенцев с востока (цыган, ираноязычных аланов-ясов, разных тюркоязычных групп). Значительная часть их была ассимилирована венграми.

Разумеется, совместная – в составе одного государства, одной страны – жизнь с разными по культуре и языку народами сказывалась и на культуре и языке основного народа. Очень сложная этническая история Венгрии и венгров, особенности природных условий разных регионов страны обусловили формирование ряда субэтнических и этнографических групп в составе венгерского народа.

Тысячелетия миграций, смешение с многими народами в разных регионах Евразии не могли не сказаться на антропологическом типе мадьяр. Сегодняшние венгры относятся к среднеевропейской расе большой европеоидной расы, лишь у небольшой их части отмечается монголоидная примесь. Но их предки – угры, которые когда-то ушли из Западной Сибири, имели многие (и выраженные) монголоидные черты. В своем долгом пути на запад мадьяры теряли их, смешиваясь с европеоидными племенами. Ко времени их прихода на Дунай они были уже вполне европеоидами: это демонстрируют венгерские могильники Х века на Среднем Дунае.

Однако какую одиссею во времени и в пространстве проделали мадьяры, пока обрели, уже навсегда, свою нынешнюю родину… Как много этносов и этнических групп, кроме самих мадьяр, с их культурами и языками, внешними особенностями и ментальностями (и т.д. и т.д.) «работали» в течение многих веков, чтобы в итоге появился, «получился» венгерский народ – трудолюбивый, красивый, талантливый, создавший прекрасную страну, столица которой, Будапешт, стоящий на обоих берегах голубого Дуная, по праву считается одним из самых красивых городов мира. Народ, давший человечеству великих композиторов и музыкантов Ференца Листа и Белу Бартока, великих поэтов Шандора Петефи и Яноша Араня, многих других замечательных людей.

В завершение – резюме, которое сделал, итожа очень интересные заметки о венграх и их языке (в одной из своих книг о народах мира), большой знаток этого народа и этого языка (как и многих других народов и языков), талантливый этнограф, писатель и научный журналист Лев Минц (увы, ушедший от нас в последний ноябрьский день 2011 года): «…Венгры – народ, происшедший от разных племен и народов. Один из них – очень важный, конечно – кочевники-мадьяры, пришедшие с востока и принесшие свой язык (…), как мельничный жернов, перемоловший корни и слова других языков (…) Перемолотые суровой угро-финской грамматикой, они стали совершенно венгерскими. Но не меньше предков нынешних венгров ни из какой Великой Венгрии не приходили: они жили здесь задолго до того, как конь праотца Арпада испил воды из Дуная.

Но все они – плюс множество еще компонентов – вместе венгры потому, что считают себя таковыми и другие их считают венграми. Все ведь сложно в этом мире. Этногенез венгров тут не исключение».

Лев Миронович цитат, особенно длинных, не любил. Но мне захотелось, в память об этом очень незаурядном человеке и хорошем товарище, закончить данный текст его словами.