Подчинительные сочинительные бессоюзные связи. Сложные предложения с разными видами связи - примеры

Бессоюзным сложным предложением называется такое предложение, в котором образующие его части связаны между собой^

1) по смыслу,

2) интонационно,

3) порядком расположения частей,

4) видо-временными формами глаголов-сказуемых.

Смысловая связь выражается в том, что части предложения, входящие в состав бессоюзного сложного предложения, образуют единое целостное высказывание.

Например: Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (М. Г.). В этом сложном предложении рисуется общая картина, детали которой обозначены посредством перечисления частей предложений.

Интонационная связь частей сложного предложения имеет различный характер:

Это может быть интонация перечисления.

Например: Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес, ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес. (Н.)

Интонация противопоставления.

Например: Служить бы рад - прислуживаться тошно. (Гр.);

Интонация пояснения.

Например: Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (П.)

Интонация предупреждения.

Например: Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (Т.)

Интонация обусловленности.

Например: (посл.) и др.

Порядок расположения частей в составе бессоюзного сложного предложения является средством выражения смысловых отношений между ними.

Сравните: Стало прохладно: наступил вечер (причина указывается во второй части, следствие - в первой; между частями можно вставить причинный союз потому что). - Наступил вечер - стало прохладно (при перестановке причинно-следственные отношения с временным оттенком выражены по-другому: причина указана в первой части предложения, следствие - во второй; между ними можно вставить наречие поэтому).

Средством связи частей предложений в составе бессоюзного сложного предложения служат также формы времени, вида и наклонения глагола в них. Так, для обозначения временной или пространственной связи между явлениями обычно употребляются однородные глагольные формы.

Например: По дереву лодки неугомонно стучал дождь, мягкий шум его наводил на грустные мысли (М. Г.); В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой, светит месяц, тройка мчится по дороге столбовой (П.); Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохраняющем последний отблеск зари (Л.).

Виды бессоюзных сложных предложений

Различаются две основные разновидности бессоюзных сложных предложений: соотносительные с союзными сложными предложениями и несоотносительные с ними .

Предложения второго типа встречаются сравнительно редко, гораздо распространеннее предложения первого типа, которые в свою очередь подразделяются на две группы:

а) бессоюзные сложные предложения однородного состава (с однотипными частями)

б) бессоюзные сложные предложения неоднородного состава (с разнотипными частями).

В первую группу входят предложения, приближающиеся по выражаемым ими значениям и по некоторым структурным признакам к сложносочиненным предложениям : как в тех, так и в других выражаются временные отношения (одновременность или последовательность явлений, событий), отношения сопоставления или противопоставления действий и т.п.; как тем, так и другим присуща перечислительная интонация, интонация сопоставления и др.; как у тех, так и у других входящие в их состав части предложения обычно имеют однородные формы сказуемых и т.д.

Например: ...Отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Т.).

Части предложения, входящие в состав этого бессоюзного сложного предложения, связаны между собой одновременностью описываемых явлений, характеризующих наступление утра, перечислительной интонацией, однотипными видо-временными формами глаголов-сказуемых.

Сравните: сложносочиненное предложение: Отсырела земля, и запотели листья . Возможность вставки союза и между частями бессоюзного сложного предложения этого типа свидетельствует о наличии соединительных отношений между ними, что характерно для аналогичных сложносочиненных предложений. Однако далеко не всегда стилистически приемлема такая вставка; сравните приведенное выше бессоюзное сложное предложение Наступал вечер, шел дождь.. . (М. Г.), которое звучало бы неудачно, будучи превращенным в сложносочиненное (Наступал вечер, и шел дождь ).

Однородность видо-временных форм глаголов-сказуемых в бессоюзных сложных предложениях, выражающих одновременность действий, не является обязательной; сравните: Редел на небе мрак глубокий, ложился день на темный дол, взошла заря (П.) (в первых двух частях сказуемое выражено глаголом в форме несовершенного вида, в третьей части - глаголом в форме совершенного вида); ...Вдруг гром грянул, свет блеснул в тумане, лампада гаснет, дым бежит, кругом все смерклось, все дрожит... (П.) (разные времена глаголов-сказуемых).

Бессоюзные сложные предложения этого типа могут выражать последовательность действий или явлений.

Например: Ветка закачалась, с нее посыпался снег (Пауст.).

Сказуемые частей бессоюзных сложных предложений с временными (или пространственными) отношениями могут быть разноформенными: наряду с глагольными формами в них могут быть именные и причастные формы с тем или иным временным значением.

Например: Двери и окна отворены настежь, в саду не шелохнется лист (Гонч.); Цветы полевые завяли , не слышно жужжанья стрекоз... (Бл.).

В первую группу бессоюзных сложных предложений входят и такие, в которых выражаются отношения сопоставления или противопоставления.

Например: Ноги носят - руки кормят (посл.); Трижды громкий клич прокликали - ни один боец не тронулся... (Л.).

Возможность вставки союзов а, но между предикативными частями этих предложений свидетельствует о близости их к сложносочиненным предложениям, выражающим противительные отношения.

Часто в предложениях этого типа наблюдается структурный параллелизм образующих их частей.

Например: Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи - Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Н.); Один за всех - все за одного (погов.).

Вторую группу бессоюзных сложных предложений образуют такие, которые в смысловом отношении приближаются к сложноподчиненным предложениям : между частями этих бессоюзных предложений существуют отношения объектные, определительные, причинно-следственные, условно-следственные и т.д.

Сближает бессоюзные сложные предложения этого типа со сложноподчиненными также и то, что обычно в этих случаях одна из частей предложения, входящая в состав бессоюзного предложения, содержит основную часть высказывания (условно ее можно было бы приравнять к главной части в составе сложноподчиненного), а другая (или другие) поясняет, раскрывает содержание первой (условно ее можно было бы приравнять к придаточной части).

Например: Жилин видит: дело плохо. (Л. Т.) (вторая часть имеет объектное значение).

Ей представлялась картина: хрупкая ладья несется по течению. (Вересаев) (вторая часть имеет определительное значение).

Одно было несомненно: назад он не вернется. (Т.) (вторая часть выполняет функцию субъекта по отношению к первой части, поскольку слово одно, выступающее в роли формального подлежащего, лишено конкретного значения).

А мой совет такой: берись за то, к чему ты сроден. (Кр.) (вторая часть раскрывает неконкретное значение местоимения-предиката такой в первой части).

Не удалось Артему устроить брата учеником в депо: моложе пятнадцати лет не брали. (Н. Остр.) (вторая часть указывает на причину).

Любишь кататься - люби и саночки возить. (посл.) (первая часть указывает на условие).

Пашню пашут - руками не машут. (посл.) (первая часть указывает на время).

Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк. (Кр.) (вторая часть раскрывает неконкретное значение местоименного наречия - обстоятельства образа действия так в первой части).

Не было никакой возможности уйти незаметно - он вышел открыто, будто идет на двор... (Фад.) (вторая часть имеет значение следствия).

...Посмотрит - рублем подарит (Н.) (вторая часть имеет значение сравнения).

Между бессоюзными сложными предложениями обоих типов имеются переходные случаи, сочетающие в себе элементы смыслового и структурного сочинения и подчинения.

Возможность переходности объясняется тем, что бессоюзные сложные предложения, лишенные таких четких грамматических показателей, какими являются союзы и относительные слова, менее поддаются определенной классификации. Подразделение их на отдельные типы основано в первую очередь на сходстве выражаемых ими смысловых отношений с теми отношениями, которые существуют в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Смысловые различия тесно связаны с различными типами интонации, которая служит важной формальной стороной разграничения отдельных типов бессоюзных сложных предложений.

Имеется несколько типов переходных бессоюзных сложных предложений.

1. Переходными являются бессоюзные предложения с пояснительными отношениями (между двумя частями можно вставить слова а именно), напоминающими отношения между обобщающим словом и однородными членами предложения.

Например: Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.. . (П.).

Основная часть высказывания содержится в первой части, но вместе с тем предложения второй части обладают известной смысловой самостоятельностью.

2 . Переходный характер имеют бессоюзные сложные предложения с присоединительными отношениями.

Например: Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских,- это неоспоримо (М. Г.); Бросится женщина в омут головой от любви,- вот актриса (А. Остр.).

Независимость второй части в подобных случаях ущемляется наличием в начале ее слов это, то, вот что и др., понятных только из контекста.

Особую группу бессоюзных сложных предложений с присоединительными отношениями образуют такие, у которых между обеими частями отсутствует связующее звено (сочетания «и увидел, что », «и услышал, что », «и почувствовал, что » и т.п.).

Например: Он оглянулся: перед ним стоял Василий (Т.); Он подумал, понюхал: пахнет медом (Ч.).

Переходный характер этих предложений обусловлен тем, что вторая часть, относительно независимая, содержит вместе с тем оттенок объектного значения при сказуемом первого предложения.

3. К переходным относятся также бессоюзные сложные предложения с противительно-уступительными отношениями (сравните такой же характер предложений с союзами хотя - но , образующими пару, состоящую из подчинительного и сочинительного союзов).

Например: Шестнадцать лет служу - такого со мной не было (Л. Т.); На образ взглянешь - свят не станешь (М. Г.).

В этих примерах возможна вставка противительного союза (а, но ) и вместе с тем использование союзов, оформляющих присоединение придаточного уступительного (хотя - но ).

Наряду с бессоюзными сложными предложениями, образующими смысловое и синтаксическое единство, существуют бессоюзные сочетания предложений, сохраняющих относительную смысловую и синтаксическую самостоятельность и интонационную законченность.

Например: Вокруг меня щелкают любопытные синицы; они смешно надувают белые щеки, шумят и суетятся, точно молодые кунавинские мещанки в праздник; они хотят все знать, все потрогать и попадают в западню одна за другой (М. Г.).

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

Схема разбора бессоюзного сложного предложения

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Выделить грамматические основы, определить количество частей (простых предложений), найти их границы.

4. Определить смысловые отношения между частями (перечислительные, причинные, пояснительные, пояснительно-изъяснительные, сопоставительно-противительные, условно-временные, следствия).

5. Разобрать каждую часть как простое предложение.

6. Составить схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) [Вся кожа его дрожала от жажды боя], [глаза налились кровью], [ноздри трепетали ], [лёгкий парок от дыхания сносило ветерком]. (Ю. Казаков)

[ - = ],[ - = ],[ - = ],[ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное бессоюзное, состоит из четырёх частей, отношения между частями перечислительные (одновременности). Каждая часть разбирается как простое предложение .

2) [Всё вокруг него опустело ]: [одни померли ], [другие ушли ]. (М. Салтыков-Щедрин)

[ - = ]:[ - = ],[ - = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное бессоюзное, состоит из трёх частей; вторая и третья части вместе раскрывают причину того, о чём говорится в первой (причинные отношения); между второй и третьей частями отношения сопоставительно-противительные. Каждая часть разбирается как

На вопрос Как найти сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью? заданный автором ростепель лучший ответ это






Например:


например:




Ответ от Ruslan Kurbanov [новичек]
плюс 2 балла


Ответ от Best Friend [новичек]
И вам не стыдно? человеку действительно непонятно, а вы....


Ответ от Косогор [эксперт]
бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
Учитель заболел, урока не будет.
Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
Главный признак сл подч. предл:
- от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
Например:
Учитель заболел, поэтому урока не будет.
в отличие от сложноподч. предл. в сложносочинённых обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочинённом предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
например:
учитель заболел, и урока не будет.
теперь сравните все три варианта.
учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет - сложносочинённое. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчинённое. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.


Ответ от Евровидение [новичек]
пи (д) рилы


Ответ от ыупу кпу4пку [новичек]
бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
Учитель заболел, урока не будет.
Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
Главный признак сл подч. предл:
- от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
Например:
Учитель заболел, поэтому урока не будет.
в отличие от сложноподч. предл. в сложносочинённых обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочинённом предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
например:
учитель заболел, и урока не будет.
теперь сравните все три варианта.
учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет - сложносочинённое. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчинённое. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.


Ответ от Денис Ларионов [активный]
э бля


Ответ от Алексей дементьев [активный]
Ваще офигели!


Ответ от Диана Жилова [новичек]
БРАВО! УМНЫЕ ТАКИЕ, ПОДРЯД ОДНО И ТО ЖЕ СКОПИРОВАЛИ


Ответ от рэпер [новичек]
но


Ответ от Олег Олегов [новичек]
да


Ответ от XxxNGxxx [новичек]
кря


Ответ от Дмитрий Кондаков [новичек]
бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
Учитель заболел, урока не будет.
Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
Главный признак сл подч. предл:
- от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
Например:
Учитель заболел, поэтому урока не будет.
в отличие от сложноподч. предл. в сложносочинённых обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочинённом предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
например:
учитель заболел, и урока не будет.
теперь сравните все три варианта.
учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет - сложносочинённое. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчинённое. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.


Ответ от Никита малафеев [новичек]
ну


Ответ от Лиза Багадурова [активный]
зачем одно и то же?


Ответ от Ripper [новичек]
бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ.


Ответ от Наталья Тимошкина [новичек]
бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
Учитель заболел, урока не будет.
Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
Главный признак сл подч. предл:
- от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
Например:
Учитель заболел, поэтому урока не будет.
в отличие от сложноподч. предл. в сложносочинённых обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочинённом предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
например:
учитель заболел, и урока не будет.
теперь сравните все три варианта.
учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет - сложносочинённое. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчинённое. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.


Ответ от Марсель рахманов [новичек]
бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
Учитель заболел, урока не будет.
Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
Главный признак сл подч. предл:
- от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
Например:
Учитель заболел, поэтому урока не будет.
в отличие от сложноподч. предл. в сложносочинённых обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочинённом предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
например:
учитель заболел, и урока не будет.
теперь сравните все три варианта.
учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет - сложносочинённое. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчинённое. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.


Ответ от Денис Столяр [активный]
бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
Учитель заболел, урока не будет.
Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
Главный признак сл подч. предл:
- от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
Например:
Учитель заболел, поэтому урока не будет.
в отличие от сложноподч. предл. в сложносочинённых обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочинённом предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
например:
учитель заболел, и урока не будет.
теперь сравните все три варианта.
учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет - сложносочинённое. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчинённое. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.


Ответ от Елена Тен [новичек]

бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
Учитель заболел, урока не будет.
Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
Главный признак сл подч. предл:
- от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
Например:
Учитель заболел, поэтому урока не будет.
в отличие от сложноподч. предл. в сложносочинённых обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочинённом предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
например:
учитель заболел, и урока не будет.
теперь сравните все три варианта.
учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет - сложносочинённое. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчинённое. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел.

В этой статье мы рассмотрим, что такое сложные предложения с разными видами связи, примеры которых будут приведены и проанализированы. Но чтобы было понятно, начнем издалека.

Что называют сложным предложением

В синтаксисе предложение - это слова, объединенные общим смыслом и связанные с помощью законов грамматики, обладающие общей темой, целью высказывания и интонацией. С помощью предложений люди общаются, делятся своими мыслями, излагают какой-либо материал. Мысль можно выразить кратко, а можно развернуто. Соответственно и предложения могут быть лаконичными или распространенными.

В каждом предложении есть его "сердце" - грамматическая основа, т.е. подлежащее и сказуемое. Это предмет речи и его основная характеристика (что делает, каков он, что он такое?). Если грамматическая основа в предложении одна, это простое предложение, если их две или более, то сложное.

(СП) могут включать в себя две части, три, четыре и даже больше. Отношения по смыслу между ними, а также средства связи их друг с другом могут быть различными. Есть сложные союзные предложения и бессоюзные. Чтобы узнать об их многообразии, читаем следующий раздел.

Какими бывают СП

Мы уже начали говорить о том, что СП могут быть союзными или бессоюзными. Все очень просто. Если части СП связаны союзом (либо и интонацией, то связь между ними называют союзной, а если одной лишь интонацией, то, соответственно, бессоюзной.

В свою очередь, союзные предложения подразделяются на сочинительные и подчинительные - в зависимости от того, находятся ли их части в "равноправном" положении или одна зависит от другой.

Скоро наступит весна . Это простое предложение. мир снова заиграет яркими красками. Это предложение - сложное, при этом его части связаны интонационно и союзом "когда" . Мы можем задать вопрос от главной предикативной части к придаточной (мир заиграет яркими красками когда ? - когда наступит весна ), значит, это Скоро наступит весна, и природа расцветет . В этом предложении тоже две части, но объединены они интонацией и сочинительным союзом и . Нельзя сформировать вопрос между частями, зато легко можно разделить это предложение на два простых. Это предложение - сложносочиненное. Скоро наступит весна, расцветут цветы, прилетят птицы, станет тепло. В составе этого СП четыре простых части, но все они объединены только интонацией, союзов на границах частей нет. Значит, это бессоюзное Чтобы составить сложные предложения с разными видами связи, потребовалось бы объединить в одном предложении и союзную, и бессоюзную связь.

Сколько простых предложений может быть в сложном?

Чтобы некое предложение считалось сложным, в него должно быть включено как минимум два простых, две предикативных части. Сложные предложения с разными видами связи (примеры увидим чуть ниже) содержат не менее трех частей, а бывает, насчитывают и около десяти. Но в этом случае предложение может тяжело восприниматься. Такие предложения совмещают в себе союзную и бессоюзную связь, сочинительную и подчинительную в любых комбинациях.

Он был удивлен; каким-то странным чувством были полны голова и грудь; вода бежала с пугающей быстротой, неукротимо прорываясь между камней, и с такой силой падала с высоты, что казалось, не выдержит этого напора гора, по склонам которой пестрили горные цветы...

Вот замечательный пример. Здесь представлены части сложных предложений с разными В этом предложении 5 предикативных частей, между которыми представлены все из возможных видов связи. Каковы их особенности? Давайте вспомним более подробно.

Союзная сочинительная связь

Сложные союзные предложения бывают сложносочиненными (ССП) или сложноподчиненными (СПП).

Сочинительная связь (СС) соединяет "равноправные" простые предложения. Это значит, что нельзя сформировать вопрос от одной предикативной части сложного предложения к другой, между ними нет зависимости. Части ССП легко можно сделать самостоятельными предложениями, и смысл фразы от этого не пострадает и не изменится.

Для связи частей таких предложений используются сочинительные союзы и, а, но, или и т.д. Море было неспокойным, и волны разбивались о скалы с бешеной силой .

Союзная подчинительная связь

При подчинительной связи (ПС), как и видно из ее названия, одна часть предложения "подчиняет" себе другую, несет основной смысл, является главной, тогда как вторая (придаточная) лишь дополняет, конкретизирует в чем-либо, к ней можно задать вопрос от главной части. Для подчинительной связи используются такие союзы и союзные слова как что, кто, когда, который, потому что, если и т.д.

Но грустно думать, что напрасно была нам мо-лодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она... (А. Пушкин). В этом предложении одна главная часть и три придаточных, зависимых от нее и отвечающих на одинаковые вопросы: "Но грустно думать (о чем?), что напрасно... "

Если попытаться разделить СПП на отдельные простые, то в большинстве случаев будет видно, что главная часть сохраняет свой смысл и может существовать без придаточных, а вот придаточные становятся неполными по смысловому наполнению и полноценными предложениями не являются.

Бессоюзная связь

Еще один вид СП - это бессоюзное. Сложное предложение с разными видами связи чаще всего и сочетает связь без союзов с одним из видов союзных или с обоими видами сразу.

Части БСП связаны только интонационно. Но такой вид СП считается самым сложным с точки зрения пунктуации. Если в союзных предложениях между их частями ставится только один знак - запятая, то в данном случае нужно сделать выбор одного из четырех знаков препинания: запятую, точку с запятой, тире или двоеточие. В этой статье мы не будем вдаваться в подробности этого нелегкого правила, так как наша задача сегодня - сложные предложения с разными видами связи, упражнения в их грамматически правильном составлении и пунктуационном оформлении.

Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела (А.С. Пушкин). В этом предложении три части, соединенных интонацией и разделенных запятыми.

Итак, мы коротко дали характеристику каждому из возможных видов связи частей СП, и теперь снова вернемся к основной теме статьи.

Алгоритм разбора СП с разными видами связи

Как правильно расставить знаки в СП с множеством частей и разными видами связи? Самое главное - определить, сколько в нем частей и где именно проходят их границы. Для этого нужно найти грамматические основы. Сколько их - столько и предикативных частей. Далее выделяем все второстепенные члены, относящиеся к каждой из основ, и таким образом становится понятно, где заканчивается одна часть и начинается другая. После этого нужно определить, какие виды связи между частями (посмотреть на наличие союзов или их отсутствие, попытаться задать вопрос или попробовать сделать каждую из частей отдельным предложением).

И наконец, остается только правильно расставить знаки препинания, ведь без них на письме очень трудно воспринимаются сложные предложения с разными видами связи (упражнения учебников как раз и направлены на развитие этого навыка).

Как же не ошибиться в выборе знаков препинания?

Пунктуация сложного предложения с разными видами связи

После того, как предикативные части выделены и виды связи установлены, все становится очень понятным. Знаки препинания расставляем в соответствии с правилом, относящимся к конкретному виду связи.

Сочинительная (СС) и подчинительная связь (ПС) требуют постановки запятой перед союзом. Другие знаки препинания в этом случае очень редки (при сочинительной связи возможна постановка точки с запятой, если одна из частей осложнена и содержит внутри себя запятые; возможна постановка тире, если части резко противопоставлены или одна из них содержит неожиданный результат).

При бессоюзной связи, как уже упоминалось выше, может стоять один из четырех знаков препинания, в зависимости от того, какие смысловые отношения между частями предложения.

Составление схем сложных предложений с разными видами связи

Этот этап можно выполнить до расстановки знаков препинания, а можно после, чтобы проверить их правильность. Схемы используются в пунктуации, чтобы графически объяснить выбор того или иного знака препинания.

Схема помогает написать без пунктуационных ошибок сложные предложения с разными видами связи. Примеры расстановки знаков препинания и составления схемы приведем прямо сейчас.

[День был прекрасный, солнечный, на диво безветренный]; [слева надвинулась уютная тень], и [трудно стало понимать], (где заканчивается она, тень) и (где начинается изумрудная листва деревьев) .

В этом предложении между первой и второй частью легко прослеживается бессоюзная связь, между второй и третьей - сочинительная, и третья часть является главной по отношению к следующим двум придаточным частям и соединена с ними подчинительной связью. Схема этого СП такова: [__ =,=,=]; [= __], и [=], (где = __) и (где = __). Схемы сложных предложений с разными видами связи могут быть горизонтальными и вертикальными. Мы привели пример горизонтальной схемы.

Подведем итоги

Итак, мы выяснили, что такое сложные предложения с разными видами связи (примеры их очень распространены в произведениях художественной литературы и деловом общении). Это предложения, содержащие более чем два простых в своем составе, а их части соединены разными видами синтаксической связи. В СП с разными видами связи могут входить СПП, ССП и БСП в различных сочетаниях. Чтобы не ошибиться в знаках препинания, нужно обозначить простые предложения внутри сложного и определить виды синтаксической связи.

Будьте грамотными!

Школьникам и взрослым людям для правильной формулировки и изложения собственных мыслей нужно научиться грамотно расставлять смысловые акценты в письменной речи. Если в жизни мы чаще пользуемся простыми конструкциями, то на письме используем сложные предложения с разными видами связи. Поэтому важно знать особенности их построения.

Классификация

Какие виды связи предложений используются в русском языке:

  • сочинительная с союзами и без них, когда компоненты синтаксической конструкции являются независимыми, равноправными относительно друг друга;
  • подчинительная связь, бессоюзная и союзная, когда одна часть конструкции главная, а вторая зависимая;
  • союзная, сочинительная и подчинительная , выражается с помощью сочинительных или подчинительных союзов и союзных слов;

Сложные предложения состоят из нескольких простых, потому имеют больше двух грамматических основ. Встречая их, не удивляйтесь и помните, что частей может быть не только 2 или 3, а в среднем до 10-15. В них постоянно комбинируются разные типы связи.

Основные виды сложных предложений с примерами :

  1. Бессоюзные.
  2. Сложносочинённые.
  3. Сложноподчинённые предложения.
  4. Конструкции с разными видами связи.

Пример бессоюзной связи : Ветер гонит тучи на край небес, ель надломленная стонет, что-то шепчет зимний лес.

Необходимо отметить главную особенность конструкций с сочинительной связью. Функция сочинительной связи — показывать равноправие частей внутри сложного предложения, производится при помощи интонации и использования сочинительных союзов. Также может использоваться бессоюзная связь.

Как строятся сложносочиненные предложения, примеры со схемами:

Небосвод очистился от нависавших туч — и выглянуло яркое солнце.

Поля опустели, осенний лес стал темным и прозрачным.

Предложения четвертого типа обычно состоят из трёх и более частей , которые соединены между собой разными способами. Чтобы лучше понять смысл подобных конструкций, как усвоить, как строятся и группируются сложные предложения с разными видами связи. Часто предложения разделяются на несколько блоков, соединённых бессоюзно либо при помощи сочинительной связи, при этом каждая из частей представляет простое или сложноподчиненное предложение.

Зависимые части могут иметь разное смысловое значение, по этому признаку сложноподчинённые предложения подразделяются на несколько групп.

Определительные

Служат для характеристики и раскрывают признак определяемого существительного из главного предложения. Присоединяются при помощи и : где, откуда, куда, который, что. Находятся только внутри главного или после него. К ним можно поставить вопросы: какой?, чей?

Примеры :

Как томительно жарко в те часы, когда полдень завис в тишине и зное.

Долго любовался он, улыбаясь, капризной любимой дочкой своей, которая задумалась, не замечая ничего вокруг.

Изъяснительные

Относятся к словам, имеющим значение мысли (размышлять), чувства (грустить), речи (отвечал, сказал), чтобы подробно раскрыть смысл главного слова, уточнить, дополнить. К ним относятся также указательные слова – та, тот, то, к которым и присоединяется зависимая придаточная часть. Соединяются союзами что, чтобы, будто, как будто.

Примеры :

Парень быстро смекнул, что родители подруги не особо умны, и продумывал дальнейшую стратегию.

Это можно было заметить из того, что он несколько раз прокатил со своим возом по двору, пока не обнаружил избы.

Обстоятельственные

Имеют отношение к или к словам, обладающим обстоятельственным значением. Назовем их разновидности и способы присоединения к главному слову:

  • времени, уточняют период времени, когда совершается действие, для связи используются подчинительные временные союзы: когда, до какого времени (Когда речь шла о войне, незнакомец опускал голову и задумывался);
  • места, говорят о месте , соединяются с главным словом союзными словами-наречиями: где, куда, откуда (Листья, куда ни взгляни, были желтые или золотые);
  • условия, раскрывают при каких обстоятельствах возможно то или иное действие, присоединяются придаточными союзами: если, если…, то. Могут начинаться с частиц — так, то (Если пойдет дождь, то палатку надо будет перенести выше);
  • степени, уточняет меру или степень действи я, о котором идет речь, к ним можно поставить вопросы: до какой степени? в какой мере? (Дождь прекратился так быстро, что земля не успела промокнуть.);
  • цели, сообщают какую цель преследует действие и соединяется целевыми союзами: чтоб, чтобы (Чтобы не опоздать, он решил выйти пораньше);
  • причины, для присоединения используется союз — потому что (Он не выполнил задание, потому что заболел);
  • образа действия, указывают как именно было совершено действие, присоединяются подчинительными союзами: как будто, словно, точно (Лес стоял весь в снегу, словно его кто-то заколдовал);
  • следствия, служат для уточнения результата действия, к ним можно задать вопрос — в следствие чего? Присоединяются союзом — так что (Снег блестел на солнце все ярче, так что болели глаза);
  • уступки, для их присоединения применяются союзы: пускай, хотя, несмотря на. Могут использоваться союзные слова (как, сколько) с частицей ни (Сколько ни старайся, а без знаний и навыков ничего не получится).

Построение схем предложений

Рассмотрим, что такое схема предложения. Это графический рисунок, показывающий структуру предложения в компактном виде.

Попробуем составить схемы предложений, в составе которых находятся два или несколько придаточных. Для этого обратимся к примерам с разными склоняемыми частями речи.

Сложноподчиненные предложения могут состоять из нескольких придаточных частей, у которых наблюдается разное соотношение друг с другом.

Существуют следующие виды связи предложений:

  • однородная или ассоциативная;
  • параллельная (централизованная);
  • последовательная (цепная, линейная).

Однородная

Характеризуется следующими признаками :

  • все придаточные можно отнести ко всему главному либо к одному из слов;
  • придаточные одинаковы по значению, отвечают на один вопрос;
  • связваются сочинительные союзами или применяется бессоюзная связь;
  • интонация при произношении перечислительная.

Примеры и линейные схемы предложений :

Я заметил, как звёзды стали расплываться (1), как лёгким дуновением пронеслась прохлада (2).

, (как…), (как…).

Иногда придаточные представлены каскадом изъяснительных предложений, зависящтх от одного слова, находящегося в главной части:

Неизвестно, где она жила (1), кто она была(2), почему римский художник написал ее портрет (3) и о чём она задумалась на картине(4).

, (где…), (кто…),(почему…) и (о чём…).

Параллельная

Такие сложноподчинённые предложения имеют придаточные с разными значениями, принадлежащие к нескольким типам

Приведем примеры предложения со схемами:

Когда наша лодка поплыла от корабля на берег, мы заметили, что из поселения стали убегать женщины и дети.

(Когда…),, (что…).

Здесь от главного предложения зависят два придаточных: времени и изъяснительное.

Конструкции могут создавать цепочку , которую можно изобразить на схеме следующим образом:

В некоторых местах теснились домики, которые по цвету своему были похожи на окружающие скалы, что надо было находиться ближе, чтобы их различить.

, (которые…), (что…), (чтобы…).

Возможен и другой вариант , когда одно предложение находится внутри другого. Иногда конструкции комбинируются, связываясь с одним придаточным внутри другого.

Сначала страшно испугался кузнец, когда поднял его чёрт так высоко, что ничего уже не было видно внизу, и промчался под самой луной так, что мог бы зацепить её шапкой.

, (когда…, (что…), и …), (что…).

В предложениях используются различные знаки препинания :

  • запятая, пример: Финальная реплика свояченицы заканчивалась уже на улице, куда отправилась она по своим срочным делам;
  • точка с запятой: Некоторое время спустя на селе все крепко спали; только месяц висел высоко в роскошном украинском небе;
  • двоеточие: Это произошло так: ночью танк завяз в болоте и утонул;
  • тире: Густые кусты орешника будут преграждать тебе путь, поранишься о колючий терновник – упрямо иди вперёд.

Последовательная

Простые конструкции соединяются одна с другой по цепочке:

Известен сучок на стволе дерева, на который ставишь ногу, когда хочешь влезть на яблоню.

, (на который…), (когда…).

Процедура определения

По какому плану определяют виды связи предложений на письме. Предлагаем пошаговое руководство, которое подойдет для любого случая:

  • внимательно прочитайте предложение;
  • выделите все грамматические основы;
  • поделите конструкцию на части и пронумеруйте их;
  • найдите союзные слова и союзы, при их отсутствии учитывайте интонацию;
  • определите характер связи.

​Если имеются в наличии две независимые части , то это предложение с сочинительной связью. Когда одно предложение называет причину того, о чём идет речь в другом, то это сложное предложение с подчинением.

Внимание! Придаточные конструкции можно заменить или деепричастным оборотом. Пример: По чёрному небосклону, усеянному мириадами маленьких звёздочек, возникали там и тут беззвучные молнии.

Учим русский язык — сложные предложения с разными видами связи

Виды связи в сложных предложениях

Вывод

Виды связи предложений зависят от их классификации. В них используются . Схемы очень разнообразны, существует множество интересных вариантов. Графический рисунок предложения позволяет быстро определить построение и последовательность всех составных частей, выделить основы, найти главное и правильно расставить знаки препинания.