Подготовка речи и выступление. Лучшие выступления Всероссийского педагогического форума «Русский язык и литература: новые подходы в развитии системы филологического образования в России

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи

Республики Крым « Школа № 26»

Тема:

«Развитие творческого

мышления на уроках

Составитель: Мельник Г. Г.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2016 г.

Слайд 1

Слайд 2 Тема: «Развитие творческого мышления на уроках

Русского языка и литературного чтения»

Развитие речи, развитие творческого мышления – важная задача обучения языку.

Слайд 3 К.Г.Паустовский

«С русским языком можно творить чудеса»

Не секрет , что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.

В общем положении о начальном образовании сказано, что федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования призван обеспечить выполнение одной из основных

целей:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению , формирование желания и умения учиться.

Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие работы и задания возбуждают «умственный аппетит»

Сухомлинский В.А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!». Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет.

Слайд 4

Актуальность моей темы

  • основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь
  • мы живем в век информации, в обществе происходят бурные изменения, человек вынужден реагировать на них, чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.

Поэтому я считаю, что можно говорить о творчестве, как о способе положительной мотивации учения младших школьников.

Слайд 5

Показатели развития творческих способностей:

  • Высокий уровень интереса к урокам русского языка и литературного чтения.
  • Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
  • Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.
  • Проявление самостоятельности в работе.
  • Умение преодолевать возникшие трудности.

Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, креативностью (от латинского – сотворение, творчество). Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывается с понятиями «способность», «развитие», «одарённость».

Вот поэтому на уроках я использую различные творческие задания, которые оказывают благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся.

В практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ. Вместе с тем нельзя не отметить, что в понятие «творческая работа» отдельные учителя, методисты, психологи вкладывают разное содержание.

Я считаю, что в творчестве должно осуществляться самовыражение, самораскрытие личности ребёнка, оригинальность, выражающая индивидуальные склонности, способности и опыт ученика.

Слайд 6

Творчество можно разделить на несколько уровней - этапов:

  • Подготовительный (элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности, например, игры) - проходит чаще в 1-2 классах.
  • Исследовательский (творчество в изучении языка, например, проходит во 2-3 классах.
  • Самовыражение через различные виды деятельности (например, различные сочинения), проходит больше в 3-4 классах.

Творческое развитие доступно каждому ребёнку.

Слайд 7

Основные приемы развития творческих и познавательных способностей.

  • написание сочинений, изложений;
  • рецензирование творческих работ;
  • различные виды игр;
  • задания на установление ситуативных и причинных связей между предметами и событиями;
  • творческие словари, ребусы, шарады;
  • составление синквейнов;
  • творческие задания на дом;

Я стараюсь разнообразить уроки развития речи, использую различные виды работ.

Слайд 8

Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми:

  • Свободное сочинительство (пиши, что хочешь).
  • «Мой дневник» (пиши о том, что сейчас вспомнил).
  • «Фантазия-картинка» (картинка твоего воображения).
  • Экскурсия в картинную галерею.
  • Сценарий мультфильма (по рисункам на доске).
  • Музыкальное сочинение (под впечатлением прослушанного произведения).
  • Сочинение – продолжение написанного накануне изложения или диктанта.

Творческие задания я даю систематически. В то же время необходимо помнить, что перегружать заданиями нельзя – это отобьёт интерес к ним.

Чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не столько хорошо знать программный материал, но, и это главное, - уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.

Слайд 9 К. Д. Ушинский «Ребёнок мыслит образами»

Прилагаемый материал к презентация можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения.

Главное, чтобы у детей появилось желание творить.

Слайд 10 – 22

Практически каждый раздел курса русского языка начальной школы содержит возможности для включения творческих заданий. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что использование творческих заданий играет важную роль в формировании познавательных интересов младших школьников.

Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю.

Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.

Слайд 23 В. А.Сухомлинский

«Ребёнок должен жить в мире творчества.

Без этого он засушенный цветок».


Выступление на МО по теме самообразования «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.»
учителя начальных классов ГБОУ ШКОЛА №1362
Арутюновой Е.В.
Проблема грамотного письма всегда волновала учителей. Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются непреодолимыми. Часто знание правил не спасает от ошибок. Вероятно, причиной неумелого применения правил является неумение увидеть нужную орфограмму.
Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание.
Как и многих учителе начальных классов меня волнует проблема: безграмотное письмо учащихся; неумение "видеть” орфограммы.
Как помочь учащимся писать грамотно?
Как развивать орфографическую зоркость?
Как добиться грамотного письма у детей?

Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.
Задачи: изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса; изучить приёмы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся; разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма;
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это: 1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. 3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. 4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать. Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:1) увидеть орфограмму в слове;2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет

Какие орфографические умения необходимо формировать у младших школьников?
В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений.
К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования:
1. Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».
2. «Упражнения...должны быть систематическими», т.е.
«всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»
«пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;
«чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».
3. «Упражнения должны быть логические...Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».
4. «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным».
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.
1. Списывание.
Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:
· Внимательно прочитай предложение.
· Повтори его не заглядывая в текст.
· Подчеркни в предложении все орфограммы.
· Прочитай предложение орфографически.
· Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
· Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
· Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.
Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; выпиши побудительное, вопросительное или повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.
Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
Спиши слова определённой части речи.
Выпиши словосочетания.
2. Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
3. Письмо с проговаривание.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
4. Письмо с пропуском орфограмм.Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
5. Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
6. Скоростное письмо.Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).2. Самостоятельное чтение хором.3. Объяснение орфограмм (коллективно).4. Считают количество предложений в тексте.5. Чтение по предложениям.6. Орфографическое чтение.7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.9. Проверка написанного.
7. Письмо по памяти.
Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.
Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:
1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
3. Упражнение в запоминании.
4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.
5. Запись.
6. Проверка.
8. Диктант
· Предупредительный диктант
· Объяснительный диктант
· Выборочный диктант
· Свободный диктант
· Самодиктант
· Зрительно-слуховые диктанты
Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.
· Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.· «Проверяю себя».
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.
· Словарный диктант.
. Орфографические минутки
Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости, которые я провожу на своих уроках русского языка.1. Прочитайте пословицу: Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы. 2. Предлагаю составить предложения по сюжетной картинке на тему «Следы на снегу». Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы. Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить). 3. Часто повожу зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. (Текст закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.) 4. Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода. 5. Провожу различные игры. Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е. Игра «Помоги Незнайке» вставить пропущенные буквы»: пля, мря, сды. Объясни, почему вставили такие буквы. Игра «Подбери буквы»: Красивы русские лса! Лса пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному? Игра «Скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы: Зу сне сугро рука бере ду моро зимний ле гладкий лё Часто использую следующие виды работ: - На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с удвоенной согласной. - При изучении темы «Непроизносимые согласные» предлагаю детям написать по памяти пять слов с непроизносимым согласным и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали 5 слов по памяти, я открываю доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любой темы. - Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записываю предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят туже работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске. - Иногда при работе использую диктант «Проверь себя» (3-4 предложения). Учащиеся записывают предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. В чем заключается моя помощь: предлагаю вспомнить правило, задаю вопрос или объясняю. Но только доброжелательная обстановка даёт желаемый результат. - Ещё один вид диктанта (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Таким образом, включая в работу игровые упражнения, я активизирую познавательную активность учащихся, прививаю интерес к предмету, воспитываю взаимовыручку, чувство коллективизма, товарищества. Начатую в 1 классе работу по развитию орфографической зоркости продолжаю до конца 4 класса, увеличивая её в объёме и сокращая во времени, т.к. у детей уже выработаны определённые умения и навыки. Работа по орфографической зоркости на уроках русского языка всегда доставляет не мало хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, я использую на уроках стихотворные упражнения по орфографии. Например:
Безударный гласный звук причиняет много мук! Как писать г(о,а)ра, тр(а,о)ва и слова м(о,а)ря, д(е,и)ла? Чтобы не было сомненья, ставим звук под ударенье: Горы, травы, море, дело! Вот теперь напишем смело.

Правописание ЖИ-ШИ: Лыжи, мыши и ужи Шины, ёжики, чижи, ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ- С буквой И всегда пиши.
Мягкий знак – показатель мягкости. Мягкий знак, мягкий знак – Станут «пенками» «пеньки», Без него нельзя никак! «уголками» - «угольки», Без него не написать «банька» в «банку» превратится. Тридцать, двадцать, десять, пять. Вот, что может получиться, Вместо «шесть» получим «шест», Если будем забывать Вместо «есть» получим «ест». Мягкий знак в словах писать. Я убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка.
Словарная работа.
В течение четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память. Приведу несколько примеров, которые помогают детям лучше запомнить непроверяемые написания. Словарные слова вывешиваю в классном словарике, но орфограммы, которые написаны крупнее и выделены красным цветом, закрываю полосками бумаги. На каждом уроке провожу словарную работу, используя разнообразные виды заданий. Вот некоторые из них: 1. Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю, открывая полоски бумаги. 2. Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные а, о, и, е, я. Я называю слова из словаря, дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой. 3. Предлагаю выписать из словаря слова с непроверяемыми безударными гласными по вариантам (1в – с гласной а, 2в – с гласной о). 4. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?). 5. Выписать слова, в которых два слога (три слога). 6. Выписать слова на тему «Животные», «Школьные принадлежности» и тек далее. 7. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось. 8. Ответить на вопросы. Кто живет в лесу? Кто следит за чистотой в классе? Какие овощи растут на огороде? И т.д. 9. Дописать предложение. Весело чирикает. (воробей0. Дети катаются на. (коньках). 10. Отгадать загадку: Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз) Жидко, а не вода, бело, а не снег.(молоко) Все учащиеся с интересом выполняют предложенные задания. Очень любят ребята игру «Найди лишнее слово». Например, я предлагаю учащимся следующий словарный диктант: Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока. Дети называют «лишние» слова: 1. Москва – так как это слово пишется с большой буквы; 2. суббота – так как это слово на правописание двойного согласного в корне слова; 3. тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове букв больше, чем звуков; 4. сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова черный); 5. чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные; 6. карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или из трёх. Такой вид работы дети очень любят. Здесь развивается внимание, сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм. При работе со словарными словами пользуюсь этимологическим словариком, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарик содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький. Слово урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка – у. Урожай – род с приставкой - у. Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся. Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты. Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление. Работу над орфографическими ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания, а также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Предлагаю детям завести у себя индивидуальные словарики «Мои ошибки», где дети записывают слова, в которых были допущены ошибки. Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками, предлагаю памятку, которая есть у каждого учащегося. Она подскажет, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить ошибку. Таким образом, к концу четвёртого года обучения большая часть учащихся, усваивает основные виды орфограмм и умело применяет нужные правила при письме. Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

Выступление

на информационно-методическом совещании

учителей русского языка и литературы

Об изменениях в ЕГЭ-2015 по русскому языку

Тихонова Н.В.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ№8 г.Нурлат РТ»

Изменения в ЕГЭ по русскому языку 2015

Несмотря на то, что в сегодняшнем виде ЕГЭ просуществовал всего лишь несколько лет, министр науки и образования Дмитрий Ливанов уже заявил, что изменения в ЕГЭ 2015 году- дело решенное, что выпускное тестирование будет усовершенствовано.

Минобразование приняло решение о введении в 2015 году значительных изменений в процедуру и содержание единого государственного экзамена: По указанию Путина планируется ввести в качестве обязательного экзамен по литературе в форме сочинения, успешная сдача которого станет допуском к остальным экзаменам. Сдача единого госэкзамена может растянуться на 2 года. Руководителями российского образования озвучены предложения сдавать ЕГЭ по русскому языку после 9 класса, когда фактически заканчивается изучение предмета. В этом случае логично перенести проект-сочинение и его защиту на 10 класс и считать его успешную сдачу допуском к остальным ЕГЭ

Другой, менее кардинальный, вариант - расширить часть «С» в экзамене по русскому языку. Официально заявлено, что обязательные предметы егэ в 2015 году (математика и русский язык) станут двухуровневыми. Чтобы иметь возможность поступить в технический вуз, выпускники будут сдавать математику на профильном уровне, а русский язык - на базовом. Гуманитарные ВУЗы, напротив, потребуют от абитуриента сертификат профильного экзамена по русскому и базового - по математике. Отработка технологии запланирована на 2014 год, а в 2015 двухуровневый экзамен станет повсеместной нормой.

Ещё одно новшество ЕГЭ 2015 года - планируют разрабатывать разные варианты КИМов для регионов с учётом разницы во времени. 19 февраля 2014 года на заседании коллегии Минобрнауки РФ обсуждался вопрос о возможности сдачи единого госэкзамена в течение всего учебного года в специально для этого открытых независимых центро

Об изменениях в демоверсии ЕГЭ-2015

Теперь тест состоит из 2 частей:

    часть 1 содержит 24 задания (без чёткого деления на уровень А и В),

    часть 2 - 1 задание под номером 25 (сочинение по прочитанному тексту).

ИСКЛЮЧИЛИ задания по таким разделам лингвистики, как словообразование , морфология ,синтаксис :

А4 (По­стро­е­ние предложения с деепричастием).
А6 (Замена придаточной части СПП причастным оборотом).
А7 (По­сле­до­ва­тель­ность предложений в тексте).
А9 (Грам­ма­ти­че­ская основа предложения).
А10 (Слож­ные предложения с раз­ны­ми видами связи).
А11 (Части речи).
А20 (Пунк­ту­а­ция перед союзом И в слож­но­со­чи­нен­ном предложении и пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами).
А24 (Знаки пре­пи­на­ния в бес­со­юз­ном слож­ном предложении).

В1 (Ос­нов­ные способы словообразования).
В2 (Части речи).
В3 (Под­чи­ни­тель­ная связь в словосочетании: согласование, управление, примыкание).
В4 (Грам­ма­ти­че­ская основа предложения, дву­со­став­ные и од­но­со­став­ные предложения).
В5 (Про­стое осложненное предложение).
В6 (Слож­ное предложение).

Таким образом, количество тестовых заданий сократилось на 14 .

Если соотнести вопросы обновлённой версии с вопросами прошлогоднего теста, то получится такая картина:

задание № 1 соответствует заданию А27 (Смысл текста),
№ 2 - А8 (Сред­ства связи пред­ло­же­ний в тексте),
№ 3 - А12 (Лек­си­че­ское зна­че­ние слова),
№ 4 - А1 (Орфоэпические нормы),
№ 5 - А2 (Употребление паронимов),
№ 6 - А3 (Образование форм слова),
№ 7 - А5 (Нарушение синтаксических норм),
№ 8 - А14 (Правописание гласной в корне),
№ 9 - А15 (Правописание приставок),
№ 10 - А17 (Пра­во­пи­са­ние суффиксов (кроме -Н-/-НН-)),
№ 11 - А16 (Пра­во­пи­са­ние лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов и суф­фик­сов при­ча­стий на­сто­я­ще­го времени),
№ 12 - А18 (Пра­во­пи­са­ние НЕ и НИ),
№ 13 - А19 (Слитное, дефисное, раз­дель­ное написание слов),
№ 14 - А13 (Пра­во­пи­са­ние -Н- и -НН- в суффиксах),
№ 15 - А23 (Знаки пре­пи­на­ния в про­стом предложении с од­но­род­ны­ми членами),
№ 16 - А21 (Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с обособ­лен­ны­ми членами),
№ 17 - А22 (Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями),
№ 18 - А25 (Знаки пре­пи­на­ния в слож­но­под­чи­нен­ном предложении с придаточным определительным),
№ 19 - А26 (Знаки пре­пи­на­ния в слож­ных предложениях с раз­ны­ми видами связи),
№ 20 - А28 (Соответствие высказывания содержанию текста),
№ 21 - А29 (Функционально-смысловые типы речи),
№ 22 - А30 (Лек­си­че­ское значение слова),
№ 23 - В7 (Сред­ства связи пред­ло­же­ний в тексте),
№ 24 - В8 (Язы­ко­вые средства выразительности).

Задания 1-6, 8-13, 15, 20, 21, 24 имеют варианты ответа , но они не пронумерованы , поэтому вместо номера выбранного ответа выпускникам нужно будет грамотно написать сами слова.

Изменилось и количество вариантов ответа , их теперь не 4, как было раньше, а 5 .

Также количество ответов по указанным вопросам может быть более одного. Поэтому выпускники должны внимательно читать формулировку задания.

Вопросы под номерами 14, 16 - 19, 22, 23 представляют собой задания открытого типа, т.е. без указания возможных вариантов ответа.

Ответами к заданиям 14, 16 - 19, 23 являются числа .

Ответом к заданию 22 являются слова .

Значительно изменилась формулировка вопроса 7 , где теперь нужно установить соответствия.

Кроме того, в КИМах после каждого задания появилась строка для ответа .

Задание25 (сочинение) осталось без изменений .

Максимальный балл
, который можно набрать за всю экзаменационную работу , теперь 55 :

    22 балла за часть 1 (по 1 баллу за задания 1 - 6, 8 - 14, 16 - 23; 5 баллов за задание 7; 2 балла за задание 15; 4 балла за задание 24),

    23 балла за сочинение.

ВЫВОД:
1. изменилось количество частей и заданий;
2. изменён формат заданий;
3. изменён максимальный первичный балл.

Подготовьтесь к публичному выступлению.согласны ли вы с тезисом,который высказал В.Кожинов (упр. 385), или вы придерживаетесь иной точки зрения? К кому бы

вы обратились с этим публичным выступлением (к одноклассникам, младшим или старшим школьникам, к тем, кто любит или не любит песню, музыку)? Используйте самые различные доказательства (факты, примеры, ссылки на авторитет), но при этом не будьте категоричны(используйте вводные и вставные конструкции).каким призывом можно закончить ваше выступление?
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА РУССКИЙ ЯЗЫК:(

помогите годовая по русскому желательно все решить просто очень надо!

А1. Найдите словосочетание с главным словом – существительным.
1) служащие Родине;
2) разведанная геологами;
3) освещённая луной;
4) растаявшие льдины;

А2. В каком предложении причастный оборот надо выделить запятыми?
1) Рассеявший все сомнения и подозрения товарищ быстро удалился.
2) Убежавший от лисы заяц был счастлив.
3) Архитектор создавший необычный дом гордился своей работой.
4) Хорошо вымытые стекла пропускали много света.
А3. В суффиксе какого страдательного причастия пишется Е?
1) невид_мый;
2) исправля_мый;
3) неслыш_мый;
4) движ_мый.
А4. Укажите причастие, которое пишется с не слитно.
1) картина (не)окончена;
2) еще (не)окрепший после болезни;
3) (не)крашеный забор;
4) письмо (не)отправлено.
А5. В суффиксе какого слова пишется одна буква Н?
1) вяза(н,нн)ые варежки;
2) подреза(н,нн)ые деревья;
3) завоева(н,нн)ые призы;
4) получе(н,нн)ое задание.
А6. Найдите словосочетание с деепричастием.
1) выкрашенный краской;
2) выкрасив краской;
3) выкрасить краской;
4) закрытый дома.
А7. Найдите предложение с деепричастным оборотом.
1) Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.
2) Не замечая меня, лебеди спокойно плавали в озере.
3) Когда начал дуть сильный ветер, тайга ожила.
4) Я забыл о ружье, залюбовавшись необыкновенным зрелищем.
А8. Найдите словосочетание, в котором не с деепричастием пишется слитно.
1) (не)подготовив доклада;
2) (не)продумав маршрута;
3) (не)отрывая глаз;
4) (не)навидя ложь.
А9. Найдите словосочетание, в котором не с наречием пишется раздельно.
1) забрести (не)чаянно;
2) (не)подвижно сидеть;
3) вовсе (не)интересно;
4) приехать (не)ожиданно.
А10. Найдите наречие, в суффиксе которого надо писать букву а.
1) обидеть сгоряч_;
2) посмотреть влев_;
3) убежать направ_;
4) прятать испуганн_.
А11. Найдите наречие, в суффиксе которого надо писать букву о.
1) рассказать сбивчив_;
2) начать сначал_;
3) узнать издалек_;
4) замерзнуть досин_.
А12. Найдите слово, которое пишется через дефис.
1) шли (по)зимнему лесу;
2) (по)новому методу;
3) (по)русскому обычаю;
4) встретили (по)русски.
А13. Найдите наречие, которое ошибочно написано через дефис.
1) точь-в-точь;
2) как-нибудь;
3) давным-давно;
4) как-будто.
А14. Найдите наречие, которое пишется без Ь.
1) наотмаш_;
2) проч_;
3) невтерпеж_;
4) навзнич_.
А15. Найдите предложение с сочинительным союзом.
1) Нам необходимо было лететь самолетом до места назначения.
2) Очень приятно беседовать с интересным человеком.
3) Если Сашка волнуется, его тяжело успокоить.
4) Мне нравится получать хорошие оценки, но не очень нравится много заниматься.
А16. Найдите предложение с подчинительным союзом.
1) Все народы мира хотят, чтобы жизнь была счастливая и достойная.
2) Лето – любимое всеми школьниками время года.
3) Пусть никогда не закончится этот вечер!
4) Надо же было так влипнуть!
А17. Найдите производный предлог.
1) около дома;
2) вместо товарища;
3) на том берегу;
4) из-за болезни.
А18. Найдите производный предлог, пишущийся слитно.
1) (в)виду дождя;
2) (в)продолжение года;
3) (на)встречу с другом;
4) идти след (в)след.
А19. Найдите предложение, в котором есть частица.
1) Задремал и услышал тихий голос.
2) Смотрит – никого.
3) И надобно ж беде случиться!
4) Он глядит и видит русалочку на ветвях.
А20. В каком случае пишется частица НЕ?
1) н_ жив н_мертв;
2) н_ свет н_ заря;
3) отнюдь н_ хорошо;
4) н_ пуха н_ пера.
А21. Укажите слово, которое пишется раздельно.
1) разговаривать(то) умеешь;
2) как(будто) слышал;
3) откуда(либо) узнает;
4) пойди(ка) за соком.

1. Тест по русскому языку «Частица. Разряды частиц».1. Укажите частицу. 1) на2) за 3) ни 4) над2. Укажите слово, которое может быть не только частицей, но

и другой частью речи.1) давай2) вон3) почти4) вряд ли 3. Укажите формообразующую частицу.1) неужели2) пусть3) уж 4) же 4. В каком предложении выделенное слово является формообразующей частицей? 1) Траншея обрывалась у САМОГО склона оврага. (Ананьев А.) 2) Нина Семёновна опустилась на стул у САМОЙ двери. (Тендряков В.) 3) Это был огромный корабль, САМЫЙ мощный броненосец Черноморского флота. (Рыбаков А.) 4) Шубин ворвался в САМУЮ гущу боя. (Платов Л.) 5. Укажите смысловую (модальную) частицу, выражающую усиление.1) что за 2) ли 3) именно4) даже6. Укажите модальную частицу, выражающую сомнение.1) как 2) только 3) вряд ли 4) ведь 7. Укажите модальную частицу, выражающую ограничение.1) всё 2) лишь 3) вон 4) -ка 8. Укажите модальную частицу, выражающую уточнение.1) едва ли 2) как раз 3) только 4) разве 9. В каком предложении слово ЭТО является указательной частицей?1) Царёв чувствовал, что запаздывает, и ЭТО тоже раздражало его. (Ананьев А.)2) ЭТО означало, что бомбы рвутся очень близко.(Платов Л.) 3) ЭТО матросы осматривали свой отсек. (Платов Л.) 4) Доктор пояснил, что ЭТО всплытие вынужденное. (Платов Л.)
10. В каком предложении нет частицы? 1) Неужели и от "Летучего Голландца" осталась только бесформенная груда железа? (Платов Л.)2) Но Шура, как настоящий артист, даже виду не подал, что ему больно. (Рыбаков А.)3) В Испанию Шубина всё-таки не послали, к его величайшему негодованию.(Платов Л.) 4) Виктория очень медленно шла по городу, опустив голову. (Платов Л.)
2. Тест по русскому языку «Частица. Разряды частиц». 1. Укажите частицу. 1) тоже2) ни 3) когда 4) несмотря на 2. Укажите формообразующую частицу.1) не2) пусть3) ведь4) только3. Укажите модальную частицу. 1) бы 2) давай 3) ни 4) лишь 4. Укажите отрицательную частицу. 1) именно 2) -ка 3) не 4) да 5. Укажите ряд, в котором все слова являются модальными частицами.1) ли, неужели, бы2) же, исключительно, и3) не, разве, вон4) почти, б, даже6. Укажите ряд, в котором все слова являются усилительными частицами. 1) -таки, ни, что за2) даже, едва ли, отнюдь не3) же, ведь, уж4) как, и, только7. Укажите ряд, в котором все слова являются указательными частицами.1) вот, вон, это2) что за, ну и, как3) неужели, разве, ли (ль)4) именно, как раз, прямо8. Укажите ряд, в котором все слова являются вопросительными частицами. 1) почти, единственно, -то 2) прямо, точно, точь-в-точь 3) неужели, разве, ли (ль) 4) только, лишь, едва ли 9. Укажите ряд, в котором все слова являются восклицательными частицами. 1) уж, всё-таки, ну 2) что за, ну и, как 3) почти, единственно, -то 4) же, ни, ведь 10. Укажите ряд слов, в котором все частицы служат для образования формы повелительного наклонения глагола. 1) да, пускай, давай 2) –ка, бы, пусть 3) не, бывало, мол 4) дескать, неужели, давайте

подготовьтесь к публичному выступлению согласны ли вы с тезисом который высказал кожинов или вы придерживаетесь иной точки зрения?к кому бы вы

обратились с этим публичным выступлением?используйте самые различные доказательства,но при этом будьте категоричны.каким призывом можно закончить ваше выступление?(песня-это именно абсолютно необходимое явление духовного бытия России)

ПОМОГИТЕ РЕШИТЬ ПО РУССКОМУ 8 КЛАСС! очень надо,буду благодарна;3 1. Укажите неверные утверждения.

А. Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.
Б. На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже – тире.
В. Обособляются определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного.
Г. Не обособляются определения и приложения, если они относятся к личному местоимению.

2. Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).
А. Он нетерпеливо теребил снятую с левой руки перчатку.
Б. Стали отчетливо слышны приближающиеся с реки звуки.
В. Он вышел на палубу заставленную ящиками.
Г. Женщина бросилась к шедшему впереди раненому солдату.
Д. Свившие себе гнездо ласточки кружились около дома.
Е. Измученный и продрогший я едва добрался домой.

3. В каком примере нужно обособить одиночное определение?
А. Власть над землей вам молодым дана.
Б. Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу.
В. Испытанная мною тревога разогнала мой сон.
Г. Изумленный прохожий о чем-то спросил.

4. Укажите, в каких предложениях допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений.
А. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
Б. Изумленный он не сразу нашел подходящий ответ.
В. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой..
Г. В тяжелой меховой шубе она не могла идти дальше.
Д. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.

5. Найдите, в каких предложениях приложение надо обособить.
А. Геолог он исколесил всю северную часть Камчатки.
Б. Писала мать учительница из небольшого волжского городка и сестра из Москвы.
В. В квартире машиниста Гладышева было людно и шумно.
Г. И он несравненный художник был против искусства как господской эгоистической забавы.
Д. В этом городе (Тарусе) жил незадолго до смерти замечательный наш поэт Заболоцкий.
Е. Наш повар Климов заболел.

6. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.
А. Он медлит с ответом мечтатель-хохол.
Б. Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
В. Брат Кирилла Илья уже второй год жил в Париже.
Г. Старший из них, Миша, учился с нами в одном классе.
Д. Смышленые звери, бобры зимуют разумно.
Е. Мой друг лучший ученик по русскому языку примет участие в городской олимпиаде.

7. В каком примере надо поставить запятую перед союзом как?
А. Почему ты ходишь как в воду опущенный?
Б. Брат похож на отца как две капли воды.
В. Встала в небе радуга цветная как ворота на конце шоссе.
Г. Куда ты бежишь как на пожар?
Д. Как сейчас помню это было в самом начале июня 1999 года.
Е. Это звучит совсем как правда.

8. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки.
А. Лето я как обычно я провожу на даче
Б. После такой стирки кофточка была мягкой, как пух.
В. Дожди начнутся в сентябре как обычно.
Г. Все знают Петрова как хорошего слесаря.