Подвиги людей искусства в годы войны. Каким было искусство в годы Великой Отечественной войны? Кинематограф и театральное искусство

Страница 19 из 21

Советское искусство периода Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Часть из них ушли сражаться на фронт, другие – в партизанские отряды и народ-ное ополчение. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем боевое. В течение войны было организовано много выставок.

Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат. Причем явно прослеживаются два этапа его развития. В первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Главной была мысль об отпоре врагу, и она была выражена суровым, лаконичным изобразительным языком, независимо от творческих индивидуальностей. На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется и настроение, и образ плаката, наполненного опти-мизмом, народным юмором.

В годы войны появились значительные произведения станковой графики, причем многообра-зие впечатлений породило многообразие форм. Это и быстрые документально-точные фронтовые зарисовки, разные по технике, стилю и художественному уровню. Особое место в военной графи-ке занимает историческая тема. В ней раскрывается наше прошлое, жизнь наших предков
(гравюры В. Фаворского, А. Гончарова, И. Билибина). Представлены также архитектурные пейзажи прошлого.

Во время войны закономерно наблюдается обострение непосредственных контактов худож-ников с жизненными обстоятельствами и людьми. Господствующим становится чувство ответ-ственности за завтрашний день не только своей страны, но и всего человечества, в результате чего станковые живописные работы начинают приобретать совершенно особое звучание.

Первые произведения живописи этого периода - пейзаж, именно в рамках этого жанра будет создано все самое значительное и принципиально новое в живописи Великой Отечественной войны. Одно из первых мест среди них занимает «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941)
А. Дейнеки, представляющая собой пейзаж с ярко выраженными жанровыми чертами. Живопис-ная манера остается в русле сложившейся ранее стилистики, для которой характерны экспрес-сивность ритмического строя, сдержанный, но напряженный колорит, динамизм композиции. Однако и новая историческая ситуация наложила свой неповторимый отпечаток: во всем чувст-вуется угроза, сопротивление, готовность к отпору, сродни эффекту сжатой пружины. «Оборона Севастополя» (1942) демонстрирует ту же доминанту пейзажного переживания пространства, несмотря на присутствие людей на всех планах. Однако в целом производит гораздо менее силь-ное впечатление, поскольку переживание драматизма оказывается тем слабее, чем больше оно выведено в сюжет. Напряжение создает то, что угадывается, домысливается, раскрывается с тру-дом, с усилием. Внешне проявленный пафос снимает чувство сакральной «утаенности» истинного смысла запечатленных событий.

У Пластова выстраивается совершенно иная система построения образа – не в поддержку происходящего строится пространственная – в данных случаях – пейзажная среда, а по контрасту с ним. «Фашист пролетел» (1942) – одна из характерных работ такого плана: в золоте и серебре сияющего «пышного природы увяданья» нежный лиризм сельской панорамы не сразу позволяет раскодировать трагедию запечатленного. Острота утраты передается не через масштаб и пафос, а через детали и подтекст – испуганное стадо, скорчившийся пастушок, едва заметный силуэт удаляющегося самолета, наводящего на ассоциации с «Падением Икара» великого мастера Север-ного Возрождения Питера Брейгеля Старшего. Художник в полной мере владел способом выраже-ния трагизма ситуации через подтекст, что сказывается и в работе «Жатва», воплощающей испол-ненную труда и забот жизнь как антитезу смерти, драматизированную подспудным присутствием только раненых и совсем молодых мужчин.

Характерно, что первой выставкой 1941 года стала экспозиция «Пейзаж нашей Родины», где было представлено много работ, написанных до начала войны, но сама тема стала знаковой. Это выставка 1942 года «Великая Отечественная война» продемонстрировала со всей очевидностью: «Парад на Красной площади 7 ноября 1942» (1942) К. Юона построен на грандиозном значении среды, заключающей в себе смысл и содержание исторических событий. Они – зримые участники совершаемого подвига. Следы войны в многочисленных работах жанра выступают как нечто чуждое, болезненно уродливое, искажающее родное, любимое.

Люди военной поры изменились и изменилась среда их пребывания. Мир утрачивает лиричес-кую замкнутость, он шире, просторнее, драматичнее и содержательнее. Природа ободряет и слу-жит опорой. Особое место закономерно занимает портрет, демонстрируя естественное желание воплотить идеал героя. Батальный и бытовой жанры оказываются представленными наиболее ярко единственным в своем роде полотном «Мать партизана» С. Герасимова (1943). Особое значение приобретает живопись исторического жанра, как бы предполагая опору на победоносные тради-ции прошлого несмотря на весь его драматизм. Опыт истории переживается через призму его значимости для понимания и истолкования настоящего. Одновременно открывается еще одна характерная черта - очень острое переживание повседневного, открывшегося с новой стороны как совершенно драгоценного и редкого, в то время как повседневным становилось страшное, невооб-разимое, ранее немыслимое и невозможное.

Монументальная живопись, конечно, имела немного возможностей в годы войны. Но даже и в это время тяжелейших испытаний искусство «вечных материалов», фрески и мозаики, продолжало свое существование и развитие. Знаменательно, что в блокадном Ленинграде в мозаичной мастер-ской Академии художеств набираются мозаики для метро по картонам Дейнеки.

Несмотря на более сложные условия труда ваятеля по сравнению с живописцем и графиком, советские скульпторы с первых дней войны активно работали, участвовали и в передвижных выс-тавках. В скульптуре военных лет даже явственнее, чем в живописи, ощутим приоритет портрет-ного жанра. Со временем в скульптурном портрете, как и в живописи, над индивидуально-кон-кретным берет верх идеальное, возвышенно-героическое, нередко откровенно-идеализированное.

В 1941–1945 гг., в годы великой битвы с фашизмом, художниками было создано немало про-изведений, в которых они выразили всю трагедию войны и прославили подвиг победившего народа.



Оглавление
История отечественного искусства.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Искусство Древней Руси. Древнейший период
Древнерусское искусство X - середины XIII веков
Древнерусское искусство XIII–XV веков
Искусство периода московского «собирания земель»

Люди всегда будут помнить войну и подвиги героев. Война затронула каждую семью, испытывая ей духовно и физически. Полное отчаянье от потерь, голод и при этом боевой дух, патриотизм, неистовая радость победы — всё это, конечно, не могло отразиться на творчестве того времени. Впрочем, и сейчас, прошлое находит свое отражение в искусстве, пусть и не так ярко. Выдающиеся художники во время войны создавали шедевры, которые впоследствии прославили их на весь мир.

Картины времен отражают идеи и духовный настрой людей, живших в ту драматическую эпоху. Художники показывали в своих полотнах одновременно трагизм жестокой войны и героический подвиг народа, вставшего на защиту родной страны. Созданные в разных направлениях, они объединяют стремление художников отразить эмоциональный фон, основой которого было обострённое чувство патриотизма. Авторы использовали различные стили: бытовой, жанровый, пейзажный, портретную живопись, исторический реализм.

Живопись этого периода

Каждая картина о Великой Отечественной войне - одновременно символ, призыв и отражение эмоций. Многие полотна были созданы непосредственно в военные годы. Они передавали зрителям мощный патриотический посыл.

Например, картина А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942). На холсте - фашистский самолёт, из которого лётчик стреляет по полю со стадом и маленьким пастушком. Картина выражает гнев, понятный любому советскому человеку, ненависть к бессмысленной жестокости врага.

Многие полотна внушали призыв, вдохновляли людей на самопожертвование во имя родной страны. Таково произведение А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя». Написанная непосредственно в ходе военных событий, эта картина о Великой Отечественной войне показывает уличный бой в Севастополе. Противостояние бойцов-черноморцев и фашистов на холсте - символ отчаянного мужества советских людей.

Знаменитое полотно «Таня», созданное Кукрыниксами в 1942 г., изображает подвиг замученной фашистами юной партизанки Зои Космодемьянской. Картина показывает несгибаемое мужество героини, отчаяние крестьян, циничную жестокость немцев.

Жанровая живопись эпохи

Великая Отечественная война в картинах представлена не только батальными сценами. Множество полотен показывают короткие, но пронзительные сюжеты из жизни людей в пору тяжёлых испытаний.

К примеру, полотно «Бегство фашистов из Новгорода» (Кукрыниксы, 1944) показывает сцены вандализма фашистов в древнем Новгородском кремле. Убегая, мародеры поджигают бесценные исторические здания.

Ещё одна о Великой Отечественной войне — «Ленинград. Зима 1941-1942. Очередь за хлебом» (Я. Николаев, 1942).


Измученные голодом люди, ожидающие хлеба, мёртвое тело на снегу - таковы были жуткие реалии блокадного города-героя.

Знаменитое полотно «Мать партизана» (М. Герасимов, 1943) показывает гордость и достоинство русской женщины, её моральное превосходство над фашистским офицером.

Портретная живопись

Портретная тема в сороковых годов несла на себе общую для искусства тех лет идею. Художники писали полководцев-победителей, героических тружеников, солдат и партизан. Простых людей писали, используя средства реализма и символизма. Портреты военачальников были парадными, например, портрет маршала Г. К. Жукова (П. Корин, 1945). Ф. Модоров написал целую серию портретов партизан, а В.Яковлев - изображений простых солдат.

Если обобщить, картина о Великой Отечественной войне в какой-то мере отражает характерную для того времени советскую идеологию. Но главная их мысль - гордость за воинов и тружеников, сумевших ценой огромных жертв победить и сохранить человеческие черты: гуманизм, веру, национальное достоинство.

Литература . Отечественная культура деятелей искусств внесли весомый вклад в победу над фашизмом. Советская литература периода Великой Отечественной Войны имела, открыто агитационный характер, давая, по выражению Вс. Вишневского, "Чудовищный заряд ненависти к врагу". А. Толстой назвал советскую литературу в дни войны "Голосом героической души народа". Эти две характеристики выражают суть, и роль нашей литературы военного времени. Поэзия первых дней войны сыграла особую роль. Она первая откликнулась на трагические события и обращаясь к нравственному опыту нашего народа, говорила о переживаниях человека, оказавшегося лицом к лицу со смертью, понимания своего долга перед Родиной и самоотверженного служения ей. Лирика военных лет передавала облик времени, духовный мир сражавшегося народа в песнях эпического склада.

"Сын" П. Антокольского, "Зоя" М. Алигер, "Василий Теркин" А. Твардовского.

А. Твардовский создал образ советского солдата Великой Отечественной Войны. Он был узнаваем и близок каждому бойцу. Он был прост, доброжелателен, отзывчив, верен дружбе, самоотвержен в служении долгу. В этом образе как бы сконцентрировались характерные для русской литературы качества защитника родины. Василий Теркин сродни русским солдатам из Лермонтовского "Бородина" и тем, кто сражался на бородинском поле в "Войне и мире" Л. Толстого.

Советская литература военных лет развивала гуманистические традиции предшествующих веков, и это был действительный гуманизм, полный воли к жизни и готовности защищать ее. Не удивительно, что крылатые слова из поэмы "Василий Теркин".

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Особое место среде произведений начального периода войны занимает «Наука ненависти» М. Шолохова. Этот рассказ повествует, как мужало и крепло в советских людях чувство любви к Родине, как зрели ненависть и презрение к врагу. В названном рассказе была вынесена одна, из важнейших проблем того времени: как в незлобной душе народа рождается ненависть к врагу, как мирный гражданин становится умелым воином, защитником русской земли. Это священное чувство ненависти к врагу будила и поэзия, описывая зверство фашизма "Убей его!" К. Симонова.

Литература не только показывала чудовищное лицо фашизма, но и призывала к борьбе с фашизмом. В произведениях А. Толстого "Рассказы Ивана Сударева", Н. Тихонова "Черты советского человека", повести В. Василевской "Радуга" и пьесе Л. Леонова "Нашествие" был не только призыв к борьбе, но и рассказ о мужестве советского человека. Способность увлечь за собой людей на подвиг показывается в рассказах Л. Соболева "Морская душа", В. Гросмана "Народ бессмертен", К. Симонова "Дни и ночи" и др.

В 1943 году в газете "Правда" и фронтовой прессе появилось несколько глав из романа М. Шолохова "Они сражались за Родину". Писатель передал сокровенное качество русского характера. В.М. Немирович-Данченко так сказал об этом произведении: "Это героизм, смешанный с самым сильным юмором, не оставляющего русского человека, чуть ли не за три секунды до смерти. Слияние этого есть гений нации". В центре романа - судьбы простых солдат, вынесших на своих плечах все тяжести войны. Оптимизм, выраженный в характерах Лопахина, Поприщенко, Звягинцева сродни жизнелюбию Василия Теркина - любимого народного героя. Однако М. Шолохов не преуменьшал трудности начального этапа войны. С суровой искренностью книга рассказывает о судьбе народа, раскрывая "скрытую теплоту патриотизма" его души.

Война углубила чувства Родины. Она расширила и само понятие Родины, предала новое значение "чувство семьи единой". Для русской литературы традиционно отражение единство всего народа перед лицом опасности. Литература военного времени видела свое признание в том, что бы запечатлеть сплоченность народов в годину суровых испытаний. Яркий пример тому А. Бекка "Волоколамское шоссе", первые две повести который были опубликованы во время войны. Это произведение - своеобразный дневник сражения под Москвой. Автор показывает, как и почему вместе защищали Москву русские, казахи, украинцы. Главные герои повести казах Мамыш-Улы так объяснял: "Наши дети бегают вместе в школу, наши отцы живут бок обок, делят лишение и горе тяжелой годины. Вот почему я дерусь под Москвой, на этой земле, где не ступала нога моего отца, моего деда и прадеда".

Постепенно агитационная направленность отходила, все более заявлял о себе реалистический подход порой с элементами романтики. Повесть Б. Горбатого "Непокоренные" одна из первых попыток показать, как в ходе войны менялось отношение человека к происходящему, как росло его сознание и активность, углублялось понимание своего места в жизни.

При этом характеры героев раскрывались уже не в чем то исключительном, а в повседневном, ибо повседневное в войне становилось исключительным, а исключительное - повседневным. В повести К. Симонова "Дни и ночи" автор проводит мысль о том, что на войне люди привыкли к самому страшному, к тому что люди разговаривающие с ним только что, через мгновение переставали существовать. В способности человека привыкать, переносить ужасное сохранилось и возможность героического. Вершиной реализма в литературе военного времени была повесть В. Некрасова "В окнах Сталинграда", где не только показан "обыкновенный героизм наших воинов, но и их способность сохранить в себе человеческое начало".

В литературе звучала романтика, пронизанная атмосферой нравственной частоты. Повесть Э. Казакевича "Звезда" убеждает в том, что победа в этой священной войне добивалась чистыми руками. Лейтенант Травкин, вчерашний школьник, стал опытным воином, смелым, стойким, находчивым. Герой не просто честен - он "ненавидел не правду", непросто справедлив, но отличается "абсолютным бескорыстием". Не просто верен воинскому долгу, но самозабвенно предан делу, не просто смел, но "не знал, что такое паника". Повесть Э. Казакевича трагична, но так же, как в древних русских повестях погибающие войска обретают вечную жизнь, герои повести "Звезда" не погибают, а словно растворяются, обретая бессмертие. Заметим, что в суровые дни писатели были вместе со своим народом, со своими войсками на линии фронта. На фронте находились А. Сурков, Е. Петров, А. Бек, М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, В. Закруткин, М. Джалиль, А. Гайдар. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза.

Театр. В суровых условиях военного времени театральное искусство не только не утратило свою силу, но оно наоборот приобрело особое гражданское звучание. Театр, как никогда прежде становится необходим всем людям, но, пожалуй, особенно бойцам на фронте. О масштабах обслуживания фронта дают представление следующие цифры: за время войны в воинских частях побывало 3685 артистических бригад, в которых участвовало 42 тыс. творческих работников. Ими было дано 473 тыс. спектаклей и концертов.

Организуются и специальные фронтовые театры, которые имели в своем репертуаре не только концертные программы, но и целые спектакли. Многие ведущие театры страны - Малый театр, театр Е. Вахтангова, Большой драматический театр имени Горького - образовывали свои фронтовые финалы, которые прошли боевой путь вместе со своими бойцами. Фронтовыми стали и многие театры городов и областей, временно оккупированных гитлеровцами - Смоленска, Орла, Калинина. К концу 1944 года в действующей армии находилось 25 фронтовых театра.

В освобожденном Ленинграде продолжал действовать театр музыкальной комедии, театр Краснознаменного Балтийского флота. В октябре 1942 года появился "Городской театр". Из театра народного ополчения, организованного в июле 1942 года Н. Черкасовым, образуется Агитвзвод Ленинградского фронта. В самую страшную блокадную зиму 1941-42 г., спектакли в Ленинградских театрах не шли, но представления давались на предприятиях, в воинских частях и на фронте. Учитывая создавшиеся условия, Театр Краснознаменного Балтийского флота был разбит на "пятерки" и актеры в маскировочных халатах, под обстрелом добирались до боевых частей и там выступали с концертами.

Среди драматических произведений, появившихся в первые дни войны,появляется пьеса А. Афиногенова "Накануне", которая рассказывала как война вторглась в мирную жизнь советских людей. Несмотря на трагичность происходивших событий, пьеса была пронизана верой в победу.

В середине 1942 появляются самые замечательные пьесы военного времени. В июле 1942 г. Л. Леонов прочел в Москве свою пьесу "Нашествие" Это философская, психологическая драма. Главная тема - героическое сопротивление русского народа фашистскому нашествию. Центральный герой пьесы Федор Таланов. Это человек с "тяжелым" прошлым, вернувшийся из заключения. Он обозлен на людей, глубоко обижен допущенной по отношению к нему несправедливостью. Но идея пьесы заключается в том, что в момент суровых испытаний не время вспоминать прежние обиды.

В это же время появилась пьеса К. Симонова "Русские люди". Любовь к своей земле, чувство патриотизма преломляется в характере каждого героя пьесы по своему. Командир батальона Сафонов - прежде всего солдат. Его принцип: "Стой Сафонов, и ни шагу назад! Умри, а стой! Десять ран прими, а стой!" Для молодой разведчицы Вали понятие Родина ассоциируется, прежде всего, с ее родными местами. "У нас в Ново- Николаевке изба на краю села стоит и около речка и две березки. Я качели на них вешала. Мне про родину говорят, а я все эти две березки вспоминаю". Дорогой ценой платят герои К. Симонова за свои убеждения, но не изменяют им. В течение одного года спектакли "Русские люди" прошли в 150 театрах страны.

Замечательным событием на театральных сценах был спектакль, поставленный по пьесе А. Корнейчука "Фронт". Спектакль повествует о том, как герой гражданской войны, заслуженный в прошлом человек командующий фронтом Иван Горлов безнадежно отстал от жизни. Окруженный льстецами и подхалимами, он уверовал в свою непогрешимость. Обличая Ивана Горлова,автор показывает людей, которые не только отважны, но и умеют вести войну по-новому.

В годы войны в осажденном Ленинграде А. Крон написал пьесу о моряках подводниках "Офицер флота", которую поставил театр Краснознаменного Балтийского флота и МХАТ.

Мы остановились только на некоторых темах, назвали только некоторые театры, которые сражались на полях Великой Отечественной Войны.

Изобразительное искусство. Будучи верными своему профессиональному и нравственному долгу более 900 художников ушли на фронт. Они были свидетелями, участниками происходящих событий Великой Отечественной Войны. Художники в своих походных альбомах делали наброски. Созданные ими многочисленные зарисовки представляют собой бесценный художественно-документальный материал.

Первыми кто откликнулся на события войны-художники Кукрыниксы плакатом " Беспощадно разгромим и уничтожим врага". В скоре создает свой плакат И. Таидзе "Родина- мать зовет". Этот плакат стал своеобразным символом Великой Отечественной Войны.

За годы войны были созданы тысячи плакатов, листовок, открыток. И по сегодняйший день живут в нашем сознании плакаты "Воин Красной Армии, спаси" В. Карецкого, "Пьем воду родного Днепра.Будем пить из Прута, Немана и Буга" В. Иванова, "Дойдем до Берлина" Л. Голованова.

Выходили и сатирические плакаты. Нередко, героическое соединялось в них с сатирическим, переплетаясь в единое целое. Особо это проявилось в плакатах "Окна ТАСС", которые, по сути, возродили известных "Окон сатиры Роста". Плакаты пользовались исключительной популярностью не только у нас, но и в других странах мира: в США, Англии, Турции, Китае, Иране, Швеции.

Наряду с документальными и репортажными зарисовками создавались живописные картины, на которых изображались горе и страдания народа, его героизм, смелость, мужество воинов, несгибаемая вера в победу. Одной из таких картин была работа А. Пластова "Фашист прилетел". В ней протест художника против жестокого, бессмысленного убийства, сливается с болью за поруганную землю. Выражением этой боли является образ убитого мальчика-пастушка на фоне печальной красоты родной природы.

Немало было создано картин, изображающих следы варварских бомбардировок мирных городов и сел, убийства, казни, издевательства, творимые фашистами над людьми. Таковы полотна "За что?" Я. Николаева, "Расстрел" В. Серова, "В рабство" Г. Ряжского, "Рабовладельцы" Т. Гапенко. Обратившись к народной жизни военных лет С. Герасимов в картине "Мать партизана" показал народное сопротивление врагу, моральное превосходство советских людей, сохранивших перед лицом смерти силу духа, достоинство. На картине крупным планом изображены две фигуры: простая русская женщина, сын которой через несколько секунд будет расстрелян, а напротив нее - палач эсэсовец. Гордому образу матери, стоящей на родной земле, художник противопоставил образ обреченного на гибель фашиста. Художники показывали не только страдания и бедствия народа, но и силу военного сопротивления врагу. Картина К. Юона "Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года" запечатлела с документальной точностью памятный для наших людей день, когда прямо с площади бойцы уходили на фронт.

Большим событием той поры стала картина А. Дайнеки "Оборона Севастополя". Автор показал не только открытую схватку моряков с врагом, но и дух моряков, их героизм.

Огромный вклад в формировании морального духа, ненависти к врагу сыграли мастера Студии военных художников имени М. Б. Грекова: И. Евстигнеев, К. Финогенов, П. Кривоногов.

В годы войны развивался исторический жанр. В самый разгар войны П. Корин создает картину

Продолжением исторической темы явилась картина А. Бубнова ""Утро на Куликовом поле "". В ней показан тревожный момент битвы. Дмитрий Донской показан на фоне развернутого боевого знамени с изображением Христа. Художник этим самым показывает не только справедливый характер борьбы русского народа, но и бескомпромиссный характер.

Видное место в изобразительном искусстве занял портретный жанр. Художники создали портретную галерею образов военачальников, офицеров, рядовых, партизан, сражавшихся в тылу врага. Всех не перечесть, назовем только некоторых ""Портрет Маршала Советского Союза Г.К Жукова"" Н.Крона, ""Герой Советского Союза гвардии генерал-майор Панфилов"". В. Яковлева. Першудцев запечатлел легендарных участников штурма Рейхстага - сержантов М.А Егорова и М. Кантария.

Музыка. Начало Великой Отечественной Войны мобилизовало всю общественность на борьбу с фашизмом. Большой отряд ушел на фронт. Многие композиторы и профессиональные музыканты участвовали в составе агитбригад в действующей армии.

Творческая деятельность композиторов приобрела конкретную и ясную направленность ""Все для победы!"". В первый день войны была создана ""Песня смелых"" В.Суркова, а на четвертый день войны – над всем миром звучала:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною

С проклятою ордой!

Эта песня А.В.Александрова на слова В.И.Лебедева - Кумача стала гимном народа, вставшего на защиту Отечества. Эта песня была в строю воинов, всего нашего народа. Нельзя переоценить ее роль и в наши дни.

В годы войны массовое значение приобретают лирические песни, становящиеся духовной опорой солдат, музыкальной связью с Родиной, за которую они воюют. ""Ой, туманы мои, растуманы "". В.Захарова, ""До свидания, города и хаты"". В.Соловьева - Седова, ""Вася - Василек"". А.Новикова, "" Заветный камень"". Б.Мокроусова. "" В землянке"" К. Листова, ""Темная ночь"". Н.Богословского и другие.

Значительный вклад в формирование патриотического духа - духовая оркестровая музыка. Создавались марши как непосредственный отклик на происходящее событие. Марши посвящались и подвигам отдельных полководцев ""Капитан Гостелло"" Н.Иванова-Родкевича, ""Рокоссовский"" С. Чернецкого, создавали обобщенный художественный образ борьбы народа с захватчиками. ""Слава гвардейцам"" Н. Чембериджи, ""Народные мстители"" Н.Иванова - Радкевича и др.

Совершенным триумфом - художественным и историческим открытием стала ""Седьмая симфония"" Д. Шостаковича. Она была написана в блокадном Ленинграде. Симфония стала мощным оружием в борьбе с врагом. "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе",своему родному городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию " - писал автор на страницах "Правды" 29 марта 1942 года. После этих слов симфония получила и еще одно название "Ленинградская".

Премьера ее состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, а 9 августа она прозвучала в осажденном Ленинграде. Успех симфонии был огромным. В течении короткого времени она прозвучала во многих странах мира. Ведущие дирижеры мира боролись за право исполнять ее. Только в США за сезон 1942-43 годов она была исполнена 62 раза. Концерты превращались в митинги поддержки воюющей России. Американский писатель М. Гольд писал: "Шостакович, может быть, является самым великим композитором современности". Обращение к героико-патриотической теме отмечено и в симфоническом творчестве других композиторов. Наиболее значительными сочинениями являются: "Вторая симфония" А. Хачатуряна, "С колоколом" и "Пятая симфония" С. Прокофьева. Но самым значительным событием в его творчестве явилось опера "Война и мир" написанная по роману Л. Толстого. Тема ратной истории России стала основой в музыкальном театре. Появились "Суворов" С. Василенко, "Дмитрий Донской" В. Крюкова, "Емельян Пугачев" М. Коваля, балет А. Хачатуряна "Гаянэ".

Следует отметить оперу Д. Кобалевского "Под Москвой" ("В огне "). С большой силой, выразившую ужасы вражеского нашествия, горя и страданий народа. Не представляется возможным перечесть все темы жанра музыкальной культуры Великой Отечественной, и только небольшая часть названных произведений свидетельствует, что вся музыкальная общественность считала себя войнами, оружием которой была музыка.

Киноискусство. Работники киноискуства считали себя мобилизованными и призванными на фронт. Главным содержанием, главной задачей становится духовная мобилизация народа, направленная на борьбу с врагом. Первыми кто откликнулся на события первых дней войны-документалисты. Кинооператоры принимали участие во всех операциях, вели съемки с самолетов, танков, на палубах военных кораблей. Многие из них были заброшены в тыл врага, где они участвовали в рейдах партизанских отрядов, снимали на кинопленку каждодневный подвиг "народных мстителей ".

Первые кинопленки выходят на экраны уже в июле 1941 года: "Подруги на фронт", "Чапаев с нами". Любимые герои с экрана обращались к зрителю с призывом к борьбе с врагом. Создавались "Боевые киносборники". В них принимали участие такие режиссеры как Г. Александров, Б.Бернет, С. Герасимов, Вс. Пудовкин и другие. Зрители видели на экранах своих любимых актеров - Л. Орлову, Б. Бабочкина, М. Ладынину, Н. Крючкова, Н.Черкасова и многих других.

В "Боевых киносборниках" было много несовершенного, поверхностного. Однако ленты рассказывали о народном гневе, о народе который поднялся на защиту своей страны. В частности в фильме "Пир в Жиримунке" рассказывалось о подвиге старой женщины крестьянки, которая осталась в деревне оккупированной фашистами, чтобы отомстить фашистам за все совершенные ими злодеяния. Она угощает незваных гостей отравленной пищей, а чтобы усыпить их бдительность, ест эту пищу вместе с ними и вместе с врагами погибает. В 1942 году уже стали выходить полнометражные фильмы о Великой Отечественной Войне: "Секретарь райкома" И. Пырьева, чуть позднее "Она защищает Родину" Ф. Эрмлера, "Радуга" М. Донского. "Она защищает Родину" - история простой русской женщины Прасковьи Лукьяновой, потерявшей при вторжении фашистов мужа и сына,и возглавившей партизанский отряд народных мстителей.

Огромной популярностью пользовались фильмы"Два бойца" Л. Лукова, "Парень из нашего города", "Жди меня" А. Столпера, "В шесть часов после войны" И. Пырьева, "Новые похождения Швейка" С. Юткевича и другие. Киноискусство сражалось вместе со своим народом. Оно смогло раскрыть патриотизм людей, потому что героем был участник, сражавшийся на фронте и в тылу еще и потому что главной целью было служение своему народу. Ушли в историю фильмы о великом сражении великой страны с фашизмом, но чем дальше уходит время, тем ценнее они для нас. Художественные ленты становятся "документальными" ибо они запечатлели время. Актеры не играли своих героев, они были частью их жизни.

Выводы

Вовремя войны по сообщению Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистких захватчиков, опубликованной в " Правде" в сентябре 1945 года, всего было разрушено и разграблено 430 музеев из 991, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Были осквернены дома музеи Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, А. С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовиневе, П. И. Чайковского в Клину. Безвозвратно утраченными для отечественной культуры, оказались фрески 12 века в Софийском соборе в Новгороде. Погибли картины Репина, Серова, Шишкина, Айвазовского. Все это не смогло не сказаться на развитии советской художественной культуры после войны.

Великая Отечественная Война сплотила всех работников искусства, они создавали свое "художественное оружие", которое было рядом со своим народом защищавшим свою родину. Оно формировало мужество и ненависть к врагу. Придя в фашистcкое логово, воины писали свою ненависть на колоннах рейхстага. Среди них написаны и имена работников искусств. И пусть сегодня их имена закрашены, но не сотрется людская память запечатленная в произведениях искусства.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные черты героико-патриотической литературы Великой Отечественной Войны.

2. Назовите литературные произведения Великой Отечественной Войны.

3. Перечислите произведения изобразительногоискусства А. Даинеки, А. Пластова, Кукрыниксов.

4. Назовите имя композитора «Седьмой Симфонии»

5. Перечислите имена композиторов создавших симфонические произведения в годы Великой Отечественной Войны.

6. Назовите кинофильмы, созданные в годы Великой Отечественной войны, раскрывающих подвиг советских людей.

Дата публикования: 2014-11-28 ; Прочитано: 1805 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Вооруженная до зубов гитлеровская армия, несмотря на мужественное сопротивление советских войск, продвигалась вперед. Смертельная опасность нависла над нашей Родиной. От каждого советского гражданина, на каком бы посту он ни находился: в траншее переднего края или у доменной печи, за штурвалом боевого самолета или за рулем трактора, - требовалась беспредельная самоотверженность, честное служение Родине.

«Все для фронта, все для победы!» Эти слова стали девизом жизни и работы советских людей.

По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом.
Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»

В первые же дни Отечественной войны были созданы «Окна ТАСС». В них сотрудничали поэты Д. Бедный, Маршак, Лебедев-Кумач, Кирсанов, художники Ефимов, Кукрыниксы, Горяев, Черемных. Плакаты «Окон ТАСС» знала вся страна; толпы москвичей собирались у витрин, ожидая нового выпуска. Размноженные в уменьшенном формате, они доставлялись на фронт, самолеты в виде листовок разбрасывали их над оккупированными городами и селами, внушая людям веру в нашу победу. Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет».

Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката - Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг - защитить Отечество.

Тяжелы были первые месяцы войны. Враг теснил нашу армию, захватил Белоруссию, Украину, Прибалтику, кольцом блокады окружил Ленинград, подбирался к окрестностям Москвы. На занятой территории гитлеровцы истребляли советских людей, жгли деревни, насильно увозили молодежь на немецкую каторгу.

С плаката художника Д. Шмаринова «Отомсти» смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках - тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование - отомсти!

Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!»

Многократно повторенный на фанерных щитах у фронтовых дорог, на стенах домов, на почтовых открытках этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий.

Женщина держит на руках прильнувшего к ней мальчика. Из-под белого платка выбились волосы, ненавистью и болью сведены брови, страдальчески опущены уголки губ. Ребенок в страхе крепко прижался к матери. Слева наискосок к центру, прямо в сердце матери направлен штык гитлеровского солдата. Ни одной лишней детали. Даже кулачок ребенка упрятан под платок. Фигуры матери и сына даны в погрудном изображении, как бы выплывающими из тьмы в неверном колеблющемся свете пожарища.

Обагренный кровью безжалостный фашистский штык и молодая мать, готовая своим телом прикрыть сына, производили неизгладимое впечатление. Не случайно художник Корецкий получал от незнакомых ему фронтовиков сотни взволнованных писем, в которых солдаты клялись изгнать врага из советской земли, освободить свой народ из фашистской неволи.

Корецкий в этой работе мастерски использовал возможности фотографии с тем, чтобы придать изображению характер подлинной достоверности. Ему удалось избежать натурализма, излишней детализации, свойственной многим фотомонтажам.

Лаконичность, строгость в отборе выразительных средств, суровое черно-красное цветовое решение, огромная сила эмоционального воздействия сделали этот плакат значительным произведением советского изобразительного искусства, не имеющим себе равных среди плакатов военного времени.

После неудач и поражений первого года войны наша страна познала и радость побед.

Изменилась тематика советского военного плаката. Больше стало в нем светлых и радостных настроений, вызванных предчувствием близкой победы, все чаще звучал призыв не только освободить советскую землю от врага, но и принести свободу народам Европы. Участникам войны хорошо памятен плакат художника В. Иванова «Пьем воду родного Днепра».

Широко и привольно течет Днепр по родной земле. Пламенеет в зареве дымных пожарищ предрассветное небо, отраженное в темной и спокойной водной глади. Вдали виднеется только что наведенная саперами переправа. По ней нескончаемым потоком движутся на правый берег танки, автомашины. На переднем плане - крупная фигура советского воина. Он зачерпнул каской прохладную, пахнущую лозняком и речной свежестью днепровскую воду, бережно поднес ее ко рту и медленно пьет, наслаждаясь каждым глотком.
Искренняя взволнованность и лиричность, сыновняя любовь к матери-Родине, звучащие в этом плакате, сделали его любимым произведением народа.
Последние плакаты Отечественной войны посвящены победоносным завершающим сражениям. Они прославляют героический подвиг советского народа, ценой великих жертв спасшего человечество от фашистского рабства.
Советские художники-плакатисты выполнили в годы войны свой патриотический долг, создав замечательную по своим художественным и идейным достоинствам летопись борьбы и побед, которая никогда не забудется нашим народом.

Не только средствами идеологического оружия сражались с врагом художники нашей страны. Многие из них стали солдатами Советской Армии. Они участвовали в борьбе с фашистами в составе боевых частей действующей армии, партизанских отрядов, народного ополчения. Но и на фронте они не переставали быть художниками. В свободное от боевых операций время они не расставались с походными альбомами, делая беглые зарисовки, набрасывая эскизы, композиции будущих картин.

Портреты героев-воинов, сатирические рисунки, фронтовые наброски, появляясь в газетах и боевых листках, способствовали укреплению боевого духа советских воинов.

За годы войны выросло много новых талантливых художников, активно включившихся в творческую работу.

В самые суровые дни 1942 года, когда враг подходил к столице, в Москве и Ленинграде были открыты художественные выставки. Идеи патриотизма определяли содержание искусства этого периода. Пафос героики, прославления советского человека-победителя звучал в живописных полотнах художников военных лет.

О стойкости и мужестве советских людей, о героизме и бесстрашии советской женщины-матери рассказал художник С. В. Герасимов в картине «Мать партизана» (1943).

Бессмертный подвиг Зои Космодемьянской вдохновил художников Кукрыниксов на создание картины «Таня».

О зверствах фашистов, об их надругательстве над советскими людьми поведали художники А. А. Пластов в картине «Фашист пролетел» (1942),

Г. Г. Ряжский «В рабство» (1942), Т. Г. Гапоненко «После изгнания немцев» (1943-1946).

О простых советских людях, скромных тружениках, честно и преданно выполняющих свой долг, рассказал молодой художник Б. М. Неменский в картине «Мать» (1945). Он создал образ матери, для которой каждый воин Советской Армии - родной сын.

Образ женщины-матери поднимается до символического звучания матери-Родины в картине Ф. С. Богородского «Слава павшим героям».

Война заставила по-новому, более глубоко и серьезно ощутить ценность всего того, на что посягал враг, что он хотел отнять и уничтожить.
Для того чтобы отразить самоотверженную и героическую борьбу народа, искусству нужны были особая глубина и сила выявления чувства, повышенная эмоциональность, проникновение во внутреннюю жизнь человека, в смысл явлений. Надо было не просто иллюстрировать отдельные факты и события, а создавать образы, несущие в себе большие чувства, переживания, отвечающие высокому патриотическому подъему советского народа.

В годы Великой Отечественной войны у советских художников, как и у всего народа, с особенной силой проявилось патриотическое чувство, интерес к национальному прошлому нашей Родины, к ее лучшим вековым традициям.
Исторической победе русского народа в Куликовской битве посвятил свою картину «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943) известный баталист М. И. Авилов.

Ряд картин на исторические темы написал в годы войны художник П. П. Соколов-Скаля. Самая значительная из них - «Иван IV в Ливонии. Взятие крепости Кокен Гаузен» (1940- 1942) - посвящается победе русского народа над ливонскими псами-рыцарями.

Старейший советский художник Н. П. Ульянов создал образ великого русского полководца М. И. Кутузова в картине «Лористон в ставке Кутузова» (1945).

Народный художник РСФСР Е. Е. Лансере написал гуашью серию небольших картин, объединенных общим названием «Трофеи русского оружия». Автор задумал показать великие победы русского оружия в различные исторические эпохи: «После Ледового побоища», «На Куликовом поле», «Полтавская победа», «1812 год» и т. д. Смерть помешала художнику завершить эту интересную работу.

Благородную задачу воплотить в искусстве образы наших великих предков, чьи исторические подвиги вдохновляли советских людей на борьбу с врагом, поставили перед собой многие мастера искусства.

Образ Александра Невского, человека могучей воли, глубоко преданного Родине, создал художник П. Д. Корин (1942).

«Я писал его, - рассказывает художник, - в суровые годы войны, писал непокорный гордый дух нашего народа, который «в судный час своего бытия» встал во весь свой гигантский рост».

Темы исторического прошлого тесно переплетались с темами героического настоящего. Художники были свидетелями и непосредственными участниками стремительных атак и боевых штурмов, тяжелых военных походов и кровопролитных сражений. Время не ждало. Надо было писать по живым впечатлениям. Художники работали, напрягая все силы. Картины не всегда удавались, некоторым из них не хватало глубины раскрытия темы, силы обобщения. Но ни у одной из них нельзя было отнять главного - искренности и страстности, сознания высокого патриотического долга.

Картину победоносного наступления советских войск запечатлел в одном из первых батальных полотен военных лет художник В. Н. Яковлев («Бой под слободой Стрелецкой», 1942).

Художник А. А. Дейнека в картине «Оборона Севастополя» (1943) показал небывалую отвагу и стойкость моряков - защитников города-героя.

Им же были написаны картины «Сбитый фашистский ас», «Авиационный десант на Днепре» и другие.

В тяжелые дни блокады художники Ленинграда ни на один день не прекращали работы. О мужестве, необычайной силе воли, исключительном упорстве и терпении ленинградцев, героически переносивших непомерные тяготы жизни в условиях осажденного города, рассказывали они в своих полотнах.

Торжеством великой победы Советской Армии над врагом проникнута большая батальная картина «Прорыв блокады 18 января 1943 года», написанная коллективом ленинградских художников в составе А. А. Казанцева, И. А. Серебряного, В. А. Серова.

Картина изображает радостный момент соединения войск двух фронтов. Она была создана художниками вскоре после прорыва блокады, когда в памяти людей еще свежи были недавние переживания и горести, когда сама земля еще хранила следы ожесточенных сражений.

В годы Отечественной войны выдвинулись многие молодые художники, для которых работа над батальными темами явилась большой и плодотворной школой идейного и творческого роста.

В числе их наиболее ярко проявили себя воспитанники студии военных художников имени Грекова. Основанная в 1934 году как учебная, в дни войны она превратилась в боевой коллектив военных художников-профессионалов. Их работа протекала на передовых линиях фронта. Студийцы были непосредственными участниками подмосковных боев, великой битвы на Волге, форсирования Днепра и штурма Берлина.

Среди этой талантливой молодежи особенно выдвинулся живописец-баталист П. А. Кривоногов. В 1945 году он создал картину «Корсунь-Шевченковский», в которой запечатлел одно из больших сражений в районе Правобережной Украины, во время которого было окружено и уничтожено 11 немецких дивизий. Художник был свидетелем этой операции, что обусловило жизненную достоверность и документальную точность картины.

Наряду с историческим, батальным и бытовым жанрами видное место в советской живописи военных лет принадлежало портрету и пейзажу.
Высокого расцвета достигло искусство художника А. М. Герасимова. В 1944 году им было написано одно из лучших произведений - групповой портрет старейших русских художников В. Н. Мешкова, И. Н. Павлова, В. К. Бялыницкого-Бируля и В. Н. Бакшеева.

Целую галерею портретов белорусских партизан оставил нам художник Ф. А. Модоров. Здесь люди различных возрастов и званий, известные прославленные командиры и рядовые участники партизанских рейдов. Художник сосредоточил внимание на раскрытии внутреннего мира каждого, любовно написал их мужественные простые лица.

Новыми чертами отмечена также пейзажная живопись. В военный пейзаж художники вложили взволнованные чувства советских патриотов. Они показали сожженные врагом мирные села и города, варварски разрушенные памятники культуры. Грозное дыхание войны наполнило эти пейзажи героическим звучанием.

Во всенародной борьбе с врагом приняли участие не только живописцы, но и мастера скульптуры.

Отечественная война поставила перед ними чрезвычайно сложную и благородную задачу - увековечить для потомства образы защитников, советской страны, героев фронта и тыла, отважных партизан. Поэтому одним из ведущих жанров скульптуры стал портрет, в котором раскрывались лучшие качества советских людей, их духовное благородство и мужество.

Образы героев войны получили наиболее яркое воплощение в творчестве В. И. Мухиной. При внешней скромности и сдержанности композиционных решений Мухиной всегда удавалось раскрыть богатство внутренней жизни портретируемого, создать настоящий героический портрет. Таковы портреты полковников Б. А. Юсупова (1942), И. Л. Хижняка (1942), портрет партизанки.
В годы войны получила развитие и новая форма монументального героического портрета-бюста, предназначенного для установления на родине героя.

Скульптором Е. В. Вучетичем создана целая серия бюстов крупнейших полководцев. Сохраняя портретное сходство, художник добивается выразительной передачи наиболее ярких черт характера человека. Композиции его бюстов всегда динамичны, лица изображенных людей полны энергии и отваги.

Одна из наиболее удачных работ Вучетича - бронзовый бюст генерала армии И. Д. Черняховского (1945). Энергичный поворот головы, развевающиеся пряди волос, крупные складки плаща на плечах - все проникнуто бурным порывом, полно движения. Художнику удалось передать страстность характера, отвагу и мужество прославленного полководца.

Годы Великой Отечественной войны явились одним из значительных этапов в истории советского искусства.

В этот период окрепла общественно-политическая сила нашего искусства, его коммунистическая идейность и народность. Советские художники своим боевым искусством внесли достойный вклад в общее дело разгрома врага.

В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"

Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.

Введение

О Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. написано немало картин, которые возвращают нас (поколение которое знает о войне по фильмам) в то время, когда на долю военного поколения выпали тяжелые испытания.

Много художников сражались с врагом в партизанских отрядах, в разведке, в пехоте. В перерывах между боями они старались запечатлеть для нас потомков всё то, что им пришлось пережить в эти долгие годы войны.

Мы знакомимся с войной на примере художников М.Б. Грекова, и т.д.

Они отразили в своих картинах ратный подвиг и героизм солдат.

1. Военная живопись 1941-1945 гг.

Батальный жанр (от фр. bataille -- битва) -- это жанр изобразительного искусства, посвященный темам войнам, битвам, походам и эпизодов военной жизни. Он может изображать современную художнику жизнь армии и флота, а также быть составной частью исторического и мифологического жанра. Батальный жанр может включать в себя жанры -- быт, портрет, пейзажи, изображение конницы.

Тяжелейшим испытанием для страны стала ВОВ. Когда разразилась вторая мировая война, история искусства мира пережила чрезвычайные времена.

С началом ВОВ художники принимали самое активное участие в борьбе. Часть из них ушли на фронт, другие - в отряды партизанов и ополчение. Между боями они выпускать карикатуры, газеты и плакаты. Художники были пропагандистами, устраивали выставки, они сделали, так что искусство стало оружием против врага. Во времена войны было много выставок, среди них две всесоюзные «Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл». В зажатом в кольцо блокады Ленинграде художники выпускали журнал литографических эстампов «Боевой карандаш» и вместе со всеми ленинградцами показали всему миру беспримерное мужество и силу духа.

Художники были свидетелями величайших исторических событий.

Духом военного времени было проникнуто творчество художников и скульпторов. В годы войны получили широкое распространение такие формы оперативной наглядной агитации, как военный и политический плакат, карикатура. Многотысячными тиражами выходили такие памятные всему военному поколению советских людей плакаты: «Воин Красной Армии, спаси!» (В. Корецкий), «Партизаны, мстите без пощады!» (Т. Еремин), «Родина-мать зовет!» (И. Тоидзе) и многие другие. Более 130 художников и 80 поэтов принимали участие в создании сатирических «Окон ТАСС».

2. Произведения мастеров Великой отечественной войны

Митрофан Борисович Греков - выдающийся художник-баталист, основоположник советской батальной живописи. Митрофан Борисович Греков родился на Дону. Мать была крестьянкой, а отец - небогатым помещиком и происходил из старинной казачьей фамилии. Несомненные способности мальчика побудили родителей отдать его в Одесское художественное училище. Здесь на него большое влияние оказал известный художник-педагог К.К. Костанди. В 1903 году по рекомендации училища Грекова зачислили в петербургскую Академию художеств. Он учился у И.Е. Репина и профессора батальной живописи Ф.А. Рубо. В 1911 году Греков окончил Академию и был призван на действительную военную службу. Едва началась империалистическая война, он попал «нижним чином» на Западный фронт, а в 1916 году тяжело заболел и был демобилизован из армия.

Во время войны Грекову не удавалось работать систематически, но все же он создал картину «Бой под Берзалупами» (1916) и ряд акварелей, передающих отдельные боевые эпизоды («Отстреливаются», «Волки у проволочных заграждений», «Дозоры, вперед!» и др.).

Революция застала Грекова на родине в Донской области. 1918 и 1919 годы, проведенные художником на Дону, в районе жесточайших классовых битв гражданской войны, дали обильный материал для его творчества.

В небольших картинах запечатлевает Греков сцены бесславного похода и отступления Добровольческой армии Корнилова и Деникина («Корниловцы на привале», 1919; «Отступают», 1919; «Отверженные», 1922), взятие красноармейскими частями белоказачьей столицы («Вступление полка им. Володарского в Новочеркасск», 1920). Эти картины явились первыми художественными документами эпохи гражданской войны, определив для Грекова и на будущее тематику его произведений.

С первых же дней установления Советской власти на Дону Греков был тесно связан с Красной Армией, а в ноябре 1920 года добровольно вступил в ее ряды. В армии Греков стал руководить занятиями в художественных кружках. Одно за другим на выставках появляются его произведения -- «В отряд к Буденному» (1923), «Ночная разведка» (1924), «Красное знамя в Сальских степях» (1924) и, наконец, знаменитая «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед!»*. (1925). Во всех этих картинах атмосфера героической борьбы Красной Армии получила яркое выражение. В полотне «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед!» художник с великолепным мастерством сумел передать героику и романтику боя. Здесь все слилось в едином бурном движении: мчащиеся лошади, тачанки, люди. Напряженный колорит картины повышает ее эмоциональное звучание. Темперамент художника заражает зрителя, превращает его в непосредственного участника этой бурной, динамической сцены. Кажется, что степные кони только мелькнут перед вашими глазами и скроются вдали.

Картина «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед!», экспонированная на 7-й выставке АХРР, закрепила за Грековым ведущее место в советской батальной живописи. После этой выставки Греков вступил в АХРР и возглавил новочеркасский филиал объединения молодежи Ассоциации. В 1926 году художник демобилизовался из армии. На выставке «10 лет РККА» Греков продемонстрировал ряд новых картин: «Бой за Ростов у Генеральского Моста» (1927), «Бой под станцией Б. Егорлык» (1927--1928), «Отступление деникинцев от Новочеркасска в 1920 году» (1927) и другие. Проникнутые страстностью и пафосом сражений, полные динамического движения эти произведения свидетельствовали о высоком мастерстве советского баталиста. Для сбора материалов (а Греков очень щепетильно относился к исторической достоверности) приходилось выезжать на места боев, беседовать с очевидцами, изучать архивы. Даже обладая грековским композиционным даром -- несравненным умением рисовать «от себя» и по памяти, -- нельзя было при создании огромных многофигурных полотен обойтись без натуры, без сменяющих друг друга эскизов и вариантов. Неустанный вдохновенный труд сопутствовал успеху художника.

Стремление к монументальным композициям, к широкому охвату событий привело Грекова к панорамной живописи. Еще в юношеские годы он помогал своему учителю Ф.А. Рубо в работе над панорамами, теперь его захватывает мечта о возрождении этого искусства. В 1929 году Греков создает диораму «Взятие Ростова», некоторые из его новых картин напоминают эскизы к панорамам («Чертов мост», 1931), другие непосредственно являются частями будущих диорам («Разоружение деникинцев», 1933).

В последние годы своей жизни Греков создал ряд фундаментальных произведений: «Конармейская тачанка» (1933), «Трубачи Первой Конной Армии» (1934), «На Кубань» (1934) и др. По этим последним работам можно судить о возросшем колористическом мастерстве Грекова. Снимается некоторая монохромность охристо-серой гаммы ранних его картин. Краски приобретают богатство оттенков.

В 1934 году Греков, полный новых творческих замыслов, с группой художников выехал в Севастополь для работы над панорамой «Штурм Перекопа». Но внезапная смерть от сердечного приступа оборвала все планы.

Тысячи трудящихся и воинов Красной Армии хоронили Грекова. В приказе народного комиссара обороны К.Е. Ворошилова, посвященном памяти Грекова, говорилось: «Он старался показать только историческую правду, как он видел ее собственными глазами, и он знал, что эта правда настолько прекрасна, так насыщена подлинным героизмом восставших масс, что она не нуждается ни в каком искусственном приукрашивании. И поэтому полотна художника Грекова с их беспредельными южными степями, охваченными революционным пожаром, красными всадниками, в дыму кровавых схваток мчащихся навстречу смерти и победе, -- навсегда останутся ценнейшими живыми документами суровой и величественной эпохи классовых битв...»

После кончины Грекова в Москве была создана Студия военных художников его имени.

художник война живопись

Заключение

Завершилась работа по теме. Нельзя сказать, что цель достигнута, потому что тема очень широка и многогранна.

Суть в том, что каждая война не проходит бесследно. И находятся люди, которые могут ее запечатлеть такой, какая она есть на самом деле. Художники всегда поднимали дух в людях, теми же плакатами, рисунками. Их вклад был бесценен. Передавая на холсте или даже на кусочке бумаги то что они видя и чувствуют, способно передать нам дух того времени, как жили и что происходило.

Список иллюстраций


Рис 1 А. Чернышов. М.Б. Греков в Первой Конной армии. 1958


Рис 2 А.Семёнов. М.Б.Греков с группой студентов в мастерской Ф.Рубо. 1974

Рис 3 Г.И. Прокопинский. К.Е. Ворошилов и члены РВС в мастерской М.Б. Грекова.1955г.