Поход русских князей против половцев. На страже мертвых и живых

Половцы остались в истории Руси как злейшие враги Владимира Мономаха и жестокие наемники времен междоусобных войн. Племена, что поклонялись небу, почти два века терроризировали Древнерусское государство.

Кто такие половцы?

В 1055 году Переяславльский князь Всеволод Ярославич возвращаясь из похода на торков, повстречал отряд новых, неизвестных до того на Руси, кочевников во главе с ханом Болушем. Встреча прошла мирно, новые «знакомые» получили русское название «половцы» и будущие соседи разошлись. С 1064 года в византийских и с 1068 в венгерских источниках упоминаются куманы и куны, также до этого неизвестные в Европе. Им предстояло сыграть немалую роль в истории Восточной Европы, превратившись в грозных врагов и коварных союзников древнерусских князей, став наемниками в братоубийственной междоусобице. Присутствие половцев, куманов, кунов, появившихся и исчезнувших в одно время, не осталось незамеченным, а вопросы, кем они были и откуда пришли, по сей день волнуют историков.

Согласно традиционной версии, все четыре вышеупомянутых народа, представляли собой единый тюркоязычный народ, который по-разному называли в различных частях света. Их предки – сары обитали на территории Алтая и восточного Тянь-Шаня, но образованное ими государство в 630 году было разбито китайцами. Остатки ушли в степи восточного Казахстана, где получили свое новое название «кипчаки», что, по легенде, означает «злосчастные». Под этим названием они упоминаются во многих средневековых арабо-персидских источниках. Однако как в русских, так и в византийских источниках кипчаки вообще не встречаются, а схожий по описанию народ зовется «куманами», «кунами» или «половцами». Причем этимология последнего так и остается неясной. Возможно, слово происходит от древнерусского «половь», что значит «желтый». По мнению ученых, это может говорить о том, что этот народ обладал светлым цветом волос и относился к западной ветви кипчаков – «сары-кипчаки» (куны и куманы относились к восточной и обладали монголоидной внешностью). По другой версии, термин «половцы» мог произойти от привычного нам слова «поле», и обозначать всех жителей полей, вне зависимости от их племенной принадлежности.

У официальной версии существует немало слабых сторон. Во-первых, если все вышеупомянутые народы изначально представляли единый народ – кипчаков, то в таком, случае, как объяснить, что ни Византии, ни Руси, ни Европе этот топоним был неизвестен. В странах ислама, где о кипчаках знали не понаслышке, напротив, совершенно не слышали о половцах или куманах. На помощь неофициальной версии приходит археология, согласно которой, главные археологические находки половецкой культуры – каменные бабы, воздвигнутые на курганах в честь воинов, павших в битве, были характерны лишь для половцев и кипчаков. Куманы, несмотря на свое поклонение небу и культу богини матери, не оставляли подобных памятников.

Все эти аргументы «против» позволяют многим современным исследователям отойти от канона изучения половцев, куманов и кунов как одного и того же племени. По мнению кандидата наук, Евстигнеева, половцы-сары – это тюргеши, по какой-то причине бежавшие из своих территорий в Семиречье.

Оружие междоусобиц

Половцы были отнюдь не намерены оставаться «добрым соседом» Киевской Руси. Как и подобает кочевникам, они вскоре освоили тактику внезапных набегов: устраивали засады, нападали врасплох, сметали на своем пути неподготовленного противника. Вооруженные луками и стрелами, саблями и короткими копьями, половецкие воины бросались в бой, на скаку засыпая врага кучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.

Помимо ударной конницы, их сила заключалась еще и в разработанной стратегии, а также в новых, для того времени, технологиях, как например, тяжелые самострелы и «жидкий огонь», которые они позаимствовали, очевидно, у Китая еще со времен жизни на Алтае.

Однако до тех пор, пока на Руси держалась централизованная власть, благодаря порядку престолонаследия, установленному при Ярославе Мудром, их набеги оставались лишь сезонным бедствием, а между Русью и кочевниками даже завязались определенные дипломатические отношения. Велась оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах Среди русских князей стали популярны династические браки с дочерьми половецких ханов. Две культуры сосуществовали в хрупком нейтралитете, который не мог долго продолжаться.

В 1073 году триумвират трех сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава, Всеволода, которым он завещал Киевскую Русь – распался. Святослав и Всеволод обвинили своего старшего брата в заговоре против них и стремлении стать «самовластцем», подобно отцу. Это стало рождением большой и долгой смуты на Руси, которой воспользовались половцы. Не принимая до конца ничьей стороны, они охотно выступали на стороне человека, который сулил им большие «барыши». Так, первый князь, прибегнувший к их помощи – князь Олег Святославич, которого дяди лишили наследства, позволил им грабить и жечь русские города, за что и был прозван Олегом Гориславичем.

Впоследствии, призыв половцев в качестве союзников в междоусобной борьбе стал распространенной практикой. В союзе с кочевниками, внук Ярослава Олег Гориславич выгнал Владимира Мономаха из Чернигова, он же заполучил Муром, прогнав оттуда сына Владимира Изяслава. В итоге, перед воюющими князьями встала реальная опасность утраты собственных территорий. В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха, тогда еще князя Переславля, был созван Любечский съезд, который должен был покончить с междоусобной войной. Князья условились, что отныне каждый должен был владеть своей «отчиной». Даже киевский князь, который формально оставался главой государства, не мог нарушить границы. Так, благими намерениями на Руси была официально закреплена раздробленность. Единственное, что еще тогда объединяло русские земли, был единый страх перед половецкими нашествиями.

Война Мономаха


Самым ярым врагом половцев среди русских князей был Владимир Мономах, при великом княжении которого временно прекратилась практика использования половецких войск в целях братоубийства. Летописи, которые правда при нем активно переписывались, рассказывают о нем, как о самом влиятельном князе на Руси, который слыл патриотом, не жалевшим ни сил, ни жизни ради обороны русских земель. Натерпевшись поражений от половцев, в союзе с которыми стоял его брат и его злейший враг – Олег Святославич, он разработал совершенно новую стратегию в борьбе с кочевниками – воевать на их же территории. В отличие от половецких отрядов, которые были сильны во внезапных набегах, русские дружины получали преимущество в открытом бою. Половецкая «лава» разбивалась о длинные копья и щиты русских пеших воинов, а русская конница, окружая степняков, не давала им удирать на своих знаменитых легкокрылых конях. Было продумано даже время похода: до ранней весны, когда русские кони, которых кормили сеном и зерном, были сильнее отощавших на подножном корму половецкий лошадей.

Давала преимущество и излюбленная тактика Мономаха: он предоставлял возможность врагу атаковать первым, предпочитая защиту за счет пеших, поскольку, нападая, противник изматывал себя намного больше, чем обороняющийся русский воин. Во время одной из таких атак, когда пехота приняла на себя основной удар, русская конница обошла с флангов и ударила в тыл. Это решило исход сражения. Владимиру Мономаху было достаточно всего нескольких походов в половецкие земли, чтобы надолго избавить Русь от половецкой угрозы. В последние годы жизни Мономах отправил своего сына Ярополка с войском за Дон, в поход против кочевников, но он не нашел их там. Половцы откочевали подальше от границ Руси, в кавказские предгорья.

«Половецкие бабы», как и другие каменные бабы – не обязательно изображение женщины, среди них много и мужских лиц. Даже сама этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец», и связано с культом почитания предков, а вовсе не с существами женского пола. Хотя, по другой версии, каменные бабы – следы ушедшего в прошлое матриархата, а также культа почитания богини-матери, у половцев – Умай, олицетворявшей земное начало. Единственный обязательный атрибут – сложенные на животе руки, держащие чашу для жертвоприношений, и грудь, которая также встречается у мужчин, и очевидно связана с кормлением рода.

Согласно верованиям половцев, которые исповедовали шаманизм и тенгрианство (поклонение небу), мертвые наделялись особой силой, позволяющей помогать своим потомкам. Поэтому, проезжающий мимо половец должен был принести статуе жертву (судя по находкам, это были обычно бараны), чтобы заручиться ее поддержкой. Вот как описывает этот обряд азербайджанский поэт XII века Низами, жена которого была половчанкой:
«И пред идолом гнётся кипчаков спина...
Всадник медлит пред ним, и, коня придержав,
Он стрелу, наклонясь, вонзает меж трав,
Знает каждый пастух, прогоняющий стадо,
Что оставить овцу перед идолом надо».

О них под 1152 г. вполне определенно говорит Ипатьевская летопись: "Вся половецкая земля, что иже межи Волгою и Днепром". Автор "Слова о полку Игореве" упоминает почти все пограничные половецкие земли: Волга, Поморье, Посулье, Крым (Сурож и Корсунь), Тмутаракань (Северо-Западное Предкавказье). Картографирование находок половецких статуй подтверждает сведения письменных источников.

Появившись в восточноевропейских степях, новые пришельцы неоднократно нарушали границы Руси и опустошали ее земли. Будучи на первой (таборной) стадии кочевания, кипчаки проявляли особую агрессивность. По летописным источникам насчитывается 46 походов половцев на Русь, не считая мелких набегов. В 1061 году половцы впервые пришли воевать Русскую землю. Всеволод Ярославич вышел к ним навстречу, половцы победили его, повоевали землю и ушли.

В 1068 году опять множество половцев пришло на Русскую землю, в результате чего в Киеве сел князь Всеслав Брячиславович. Половцы опустошали Русскую землю, дошли до Чернигова. Святослав Черниговский собрал войско, ударил и одолел половцев, хотя у него было только 3 тысячи, а половцев - 12 тысяч.

Половцы многократно делали набеги на Русь в связи с княжескими усобицами и без всякого повода (1071, 1078, 1092 и т.д.) В удачных битвах с ними начал славится и приобретать народную любовь князь Владимир Мономах (1053-1125+). 12 удачных битв с половцами выдержал он в одно княжение отца своего Всеволода. В 1103 году Владимир Мономах и Святополк Изяславич нанесли западной половецкой группировке сильное поражение на реке Сутени (Молочной). В этой битве погибло 20 половецких князей. Мощь приднепровских половцев была подорвана. Последующие успехи русских вынудили их оставить свои кочевья в Побужье.

В 1109, 1111 и 1116 годах русские князья совершили серию победоносных походов на донских половцев, взяли город Шарухань, Сугров и Балин, где под властью половцев проживало алано-болгарское население, появившееся здесь еще со времен Хазарского каганата. Не выдержав ударов русских дружин, часть половцев во главе с ханом Отроком откочевала в северокавказские степи. На Дону остался хан Сырчан. По пути в Предкавказье половцы в 1117 году разрушили Саркел-Белую Вежу и вынудили его жителей уйти на Русь. Вместе с ними на Руси оказались печенеги и торки, кочевавшие у Белой Вежи.

После смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого (1132) донские и приднепровские половцы редко совершали самостоятельные набеги на Русь. 30-е -50-е годы XII века характеризуются их активнейшим участием в междоусобных войнах русских князей. Русские, только что разгромившие кочевников, вновь сами же помогали им набираться сил. До 60 - 70-х годов XII века половцы были раздроблены на отдельные орды, которые активно участвовали в набегах на русские земли в составе дружин того или иного русского князя. Некоторые племенные наименования их весьма устойчивы, и сведения о них доходили в восточные страны. Так, арабские авторы аль-Мансури и ан-Нувайри упоминают объединения "Бурджоглы" (Бурчевичей) и "Токсоба" (Токсобичей).

Во второй половине XII века половецкие орды стали сплачиваться в новые объединения на основе прежних, разбитых еще Мономахом союзов. Наиболее сильными из них являлись Приднепровское и Донское. Приднепровское объединение орд консолидировалось с Лукоморскими половцами, обитавшими на западном берегу Азовского моря, а Донское - с Приморскими, кочевавшими у Таганрогского залива, и Предкавказскими. Таким образом, в южнорусских степях образовались два союза племен, по территории равные наиболее крупным русским княжествам и западным королевствам. Среди ханов, возглавлявших Приднестровско-Лукоморских половцев, известны Тоглый, Изай, Осолук, Кобяк и другие. Донские половцы в конце концов объединились под властью сына Отрака - Кончака, который в дальнейшем претендовал на власть над всеми южнорусскими степями.

Усилившись, половцы стали препятствовать походу караванов на Русь по торговому пути из "Варяг в Греки", по "Соляному" и "Залозному" путям. Вновь начались их самостоятельные набеги на Русь. В ответ на это русские организовали серию походов в степь. Наиболее известен поход 1184 года, когда русские дружины победили половцев и взяли в плен хана Кобяка. Длительную борьбу русские князья вели и против Донского объединения Кончака. Одним из эпизодов этой борьбы был неудачный поход 1185 года князя Игоря Святославича Северского, послуживший темой "Слова о полку Игореве". Однако к середине 90-х годов XII века всплеск внешней активности половцев прекращается и в дальнейшем они участвуют лишь в междоусобицах русских князей в качестве наемников.

Половцы разгромлены и покорены монголо-татарами в XIII веке (часть их перешла в Венгрию).

Киевское восстание 1068 г. Мир был необходим, чтобы противостоять натиску половцев. Половцы впервые вторглись на Русь в1061 г. Тогда потерпели поражение войска переяславского князя Всеволо­да. А в 1068 г. половцы уже разгромили на р. Альте объединенные дружи­ны Ярославичей, принялись опустошать земли по обоим днепровским бе­регам и приблизились к Киеву. «Дай нам оружие и коней!» - требовали киевляне от Изяслава.

Изяслав медлил. Тогда горожане собрали вече и решили освободить из поруба Всеслава Полоцкого, провозгласить его великим князем и под его предводительством выйти на бой с кочевниками. Бояре советовали Изя­славу убить Всеслава, но князь решил сам бежать из мятежного города.

Всеслав помог киевлянам отразить половцев и правил в Киеве семь ме­сяцев. Но вернулся Изяслав, заручившийся поддержкой польского коро­ля Болеслава II, и Всеслав бежал в Полоцк. Киевляне же познали в пол­ной мере гнев Изяслава, который казнил зачинщиков восстания.

Борьба с половцами. Между тем набеги кипчаков на Русь продолжались. В 1069-1094 гг. «Повесть временных лет» упоминает 46 половецких нападений. Эти набеги совершались совершенно неожиданно и обруши­вались преимущественно на сельское население. «Начнут люди орати (па­хать) и придут половцы, самих убьют, а лошадей их возьмут, а въехавши в село захватят жен и детей, а села пожгут.»

К счастью, кипчаки не умели брать города штурмом. Изредка они захва­тывали небольшие города «изъездом», т.е. врасплох, когда жители не успе­вали затворить ворота. В больших городах горожане могли отсидеться за крепостными стенами.

Степняки захватили пути на юг и мешали внешней торговле. Правление великого князя Всеволода не принесло успехов в противостоянии с полов­цами. В 1093 г. после смерти Всеволода вокняжившийся в Киеве его пле­мянник туровский князь Святополк Изяславич решил дать кипчакам сра­жение. Напрасно опытный воевода Владимир Всеволодович Мономах убеждал Святополка и киевлян, что сил для победы над половцами нет. Битва на притоке Днепра Стугне кончилась жестоким поражением. По­гибло множество воинов, в том числе и юный брат Мономаха Ростислав.

Половцы вмешивались и во внутренние дела Руси. В 1094 г. Олег Свято­славич, оспаривающий у Мономаха Черниговский удел, пришел с полов­цами из Тмутаракани и вынудил Владимира Мономаха уйти из Чернигова в Переяславль.

Успехи русских войск во главе с Владимиром Мономахом . Успешной борьба с половцами стала лишь со второй половины 90-х гг. XI в. Большая заслугав том была Владимира Мономаха. Он убеждал князей вместе выступать против степняков, громил кипчаков, разорял их кочевья. В 1095 г. Владимир уничтожил войска ханов Итларя и Кытана. В 1096 г. им были разбиты силы хана Тугоркана, погиб и сам Тугоркан. О по­беде над Тугорканом (Тугариным Змеевичем) народ сложил былину. Образ Владимира Мономаха вошел в древнерусский эпос, где по сути слился с образом его прадеда Владимира Красное Солнышко.

В 1103, 1107 и 1111 гг. войска многих русских князей под верховным ко­мандованием Владимира Мономаха совершили победоносные походы в половецкую степь против ханов Шарукана, Боняка, Урусоба и Сугра. Те­перь половцы были вынуждены оборонять свои кочевья, а не совершать набеги на Русь.

Половцы относились к кочевым племенам. Согласно разным источникам, у них были и другие названия: кипчаки и команы. Половецкий народ относился к тюркоязычным племенам. В начале 11 века, они изгнали печенегов и торков из причерноморских степей. Затем направились на Днепр, а дойдя до Дуная стали владельцами степи, которая стала называться Половецкой. Религией половцев являлось Тенгрианство. Эта религия основана на культе Тенгри-хана (вечного сияния неба).

Повседневный быт половцев практически не отличался от других племенных народов. Их главным занятием являлось скотоводство. К концу 11 века тип кочевания половцев сменился от таборного до более современного. За каждой отдельной частью племени крепились участки земель - под пастбища.

Киевская Русь и половцы

Начиная с 1061-ого и вплоть до 1210-ого года, половцы совершали постоянные набеги на русские земли. Борьба Руси с половцами длилась довольно долго. Насчитывалось около 46 крупных набегов на Русь и это без учета более мелких.

Первая битва Руси с половцами была 2 февраля 1061 года под Переяславлем, они спалили окрестности и ограбили ближайшие деревни. В 1068 году половцы разбили войска Ярославичей, в 1078 году в битве с ними погиб Изяслав Ярославич , в 1093 году половцы одержали победу над войсками 3-х князей: Святополка , Владимира Мономаха и Ростислава, а в 1094 году заставили Владимира Мономаха оставить Чернигов. В дальнейшем, было совершено несколько ответных походов. В 1096 году половцы потерпели первое поражение в борьбе с Русью. В 1103 году были разгромлены Святополком и Владимиром Мономахом, затем служили на Кавказе царю Давиду Строителю.

Окончательный разгром половцев Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией произошел в результате крестового похода в 1111 году. Чтобы избежать окончательного уничтожения, половцы сменили место кочевания, перебравшись за Дунай, а большая часть их войска вместе с семьями ушли в Грузию. Все эти «общерусские» походы против половцев, возглавил Владимир Мономах. После его смерти в 1125 году, половцы принимали активное участие в междоусобных войнах русских князей, участвовали в разгромах Киева в качестве союзников в 1169 и 1203 годах.

Очередной поход на половцев, так же именуемый как побоище Игоря Святославовича с половцами, описанное в «Слово о полку Игореве» состоялся в 1185 году. Этот поход Игоря Святославовича, был примером одних из числа неудавшихся. Спустя некоторое время, часть половцев приняли христианство, и в половецких набегах наступил период затишья.

Половцы прекратили свое существование как самостоятельный, политически развитый народ после европейских походов Батыя (1236 - 1242 гг.) и составили большую часть населения Золотой Орды , передав им свой язык, легший в основу формирования других языков (татарский, башкирский, ногайского, казахского, каракалпакского, кумыкского и других).

,
Владимир Мономах , Святослав Всеволодович ,
Роман Мстиславич и др.

Русско-половецкие войны - серия военных конфликтов, длившихся на протяжении примерно полутора веков между Киевской Русью и половецкими племенами . Была очередным столкновением интересов древнерусского государства и кочевников причерноморских степей. Другой стороной этой войны было усиление противоречий между раздробленными русскими княжествами, правители которых нередко делали половцев своими союзниками.

Как правило, выделяется три этапа военных действий: начальный (вторая половина XI века), второй период, связанный с деятельностью знаменитого политического и военного деятеля Владимира Мономаха (первая четверть XII века), и заключительный период (до середины XIII века) (его частью был знаменитый поход новгород-северского князя Игоря Святославича , описанный в «Слове о полку Игореве»).

Обстановка на Руси и в степях северного Причерноморья к началу столкновений

К середине XI в. в рассматриваемом регионе произошёл ряд важных перемен. Властвовавшие на протяжении столетия в «Дикой степи» печенеги и торки , ослабленные борьбой с соседями - Русью и Византией , не сумели остановить вторжение на причерноморские земли пришельцев из алтайских предгорий - половцев, именуемых также куманами . Новые хозяева степей разбили врагов и заняли их кочевья. Однако им пришлось принять на себя и все последствия соседства с соседними странами. Долгие годы столкновений восточных славян со степными кочевниками выработали определенную модель отношений, в которую были вынуждены вписаться и половцы.

Между тем, на Руси стартовал процесс распада - князья начали вести активную и безжалостную борьбу за уделы и прибегать при этом к помощи сильных половецких орд для борьбы с конкурентами. Поэтому появление новой силы в Причерноморье стало тяжелым испытанием для жителей Руси.

Соотношение сил и военная организация сторон

О половецких воинах известно не столь много, однако их военную организацию современники считали довольно высокой для своего времени. Основной силой кочевников, как и у любых степняков, были отряды легкой кавалерии, вооруженной луками. Половецкие воины, помимо луков, имели также сабли, арканы и копья. Богатые воины носили кольчуги. По всей видимости, половецкие ханы имели и собственные дружины с тяжелым вооружением. Известно также (со второй половины XII века) о применении половцами тяжелых самострелов и «жидкого огня», заимствованных, возможно, у Китая ещё со времен жизни их в районе Алтая, либо в более поздние времена у византийцев (см. греческий огонь). Половцы использовали тактику внезапных нападений. Они действовали, в основном, против слабо защищенных деревень, но редко атаковали укрепленные крепости. В полевом бою половецкие ханы грамотно разделяли силы, использовали летучие отряды в авангарде для завязки боя, которые затем подкреплялись атакой основных сил. Таким образом, в лице куманов русские князья столкнулись с опытным и умелым противником. Не зря давний враг Руси - печенеги были наголову разбиты половецкими войсками и рассеяны, практически перестав существовать.

Тем не менее, Русь имела огромное превосходство над своими степными соседями - по подсчетам историков, население древнерусского государства составляло в XI веке уже свыше 5 миллионов жителей, кочевников же было несколько сот тысяч Успехи половцев были обусловлены, прежде всего, разрозненностью и противоречиями в стане их противников.

Древнерусское войско по своей структуре в эпоху раздробленности значительно изменилось по сравнению с более ранним периодом. Теперь оно состояло из трех основных частей - княжеской дружины, личных отрядов аристократов-бояр и городских ополчений. Военное искусство русских стояло на довольно высоком уровне.

Первый период войн (вторая пол. XI в.)

Перемирие длилось недолго. Половцы готовили новый удар по Руси, но в этот раз Мономах их упредил. Благодаря вылазке в степь рати под началом воеводы Дмитра выяснив, что несколько половецких ханов собирают воинов в большой поход на русские земли, переяславский князь предложил союзникам самим напасть на врага. На сей раз выступили зимой. 26 февраля 1111 года Владимир Мономах и Святополк Изяславич во главе большой армии двинулись вглубь половецких кочевий. Войско князей проникло так далеко в степи, как никогда ранее - до самого Дона. Были захвачены половецкие города Шарукань и Сугров . Но основные силы хан Шарукан вывел из-под удара. 26 марта, надеясь на усталость русских воинов после долгого похода, половцы обрушились на союзную армию на берегах речки Салницы . В кровопролитной и ожесточенной битве победа вновь досталась русским. Враг бежал, княжеская рать беспрепятственно вернулась домой.

После того, как Владимир Мономах стал великим князем Киевским, русские войска совершили очередной крупный поход в степь (во главе с Ярополком Владимировичем и Всеволодом Давыдовичем) и захватили у половцев 3 города (). В последние годы жизни Мономах отправил Ярополка с войском за Дон против половцев, но он не нашёл их там. Половцы откочевали подальше от границ Руси, в кавказские предгорья.

Третий период войн (до сер. XIII в.)

Со смертью наследника Мономаха Мстислава русские князья возвращаются к практике использования половцев в междоусобицах. Один за другим возвращались половецкие ханы в донские кочевья. Так, Юрий Долгорукий пять раз приводил половцев под стены Киева во время войн с князем Изяславом Мстиславичем . Делали это и другие князья.

Возобновление походов русских князей в степи (для обеспечения безопасности торговли) связано с великим киевским княжением Мстислава Изяславича ( -).

Обычно Киев координировал свои оборонительные действия с Переяславлем (находившимся во владении ростово-суздальских князей), и тем самым создавалась более или менее единая линия Рось - Сула . В связи с этим значение штаба такой общей обороны перешло от Белгорода к Каневу . Южные пограничные заставы Киевской земли, расположенные в X веке на Стугне и на Суле, теперь продвинулись вниз по Днепру до Орели и Снепорода-Самары

В первой половине XIII века и русские, и половцы стали жертвами монгольских завоеваний. При первом появлении монголов в Европе в -1223 годах русские князья объединили свои усилия с половецкими ханами, хотя монгольские послы предлагали русским князьям действовать вместе против половцев. Битва на реке Калке закончилась неудачно для союзников, но монголы вынуждены были отложить завоевание Восточной Европы на 13 лет. Западный поход монголов -1242 годов , именуемый в восточных источниках также кипчакским , то есть половецким, не встретил совместного сопротивления русских князей и половецких ханов.

Итоги войн

Итогами русско-половецких войн стала потеря русскими князьями контроля над Тмутараканским княжеством и Белой Вежей , а также прекращение половецких вторжений на Русь вне рамок союзов с одними русскими князьями против других. Вместе с тем сильнейшие русские князья стали предпринимать походы вглубь степей, но и в этих случаях половцы предпочитали отступать, избегая столкновения.

Рюриковичи породнились со многими половецкими ханами. На половчанках были женаты в разное время Юрий Долгорукий , Святослав Ольгович (князь черниговский) , Рюрик Ростиславич , Ярослав Всеволодович (князь владимирский) . В половецкой элите получило распространение христианство: например, из упомянутых русскими летописями под 1223 годом четырёх половецких ханов двое носили православные имена, а третий крестился перед совместным походом против монголов.

Список городов на Руси, взятых половцами

  • - в союзе с Олегом Святославичем . Чернигов . Владимир Мономах принял решение о сдаче города Олегу со словами не хвалиться поганым . В оплату за помощь Олег отдал на разграбление половцам окрестности города.
  • - Юрьев в Поросье . Гарнизон, выдержавший долгую осаду и не получивший помощи из Киева, принял решение об оставлении города. Половцы сожгли пустой город.
  • - в союзе с Андреем Боголюбским . Киев . Защитники сказали своему князю : Что стоишь? Езжай из города! Нам их не перемочь