Полат новые педагогические и информационные технологии. Проблемы образования в канун XXI века

Мы рассматриваем дистанционное обучение в качестве самостоятельной системы, одной из форм обучения. Логично обратиться поэтому к возможным вариантам организации дистанционного обучения, их специфике, чтобы определиться, во-первых, для каких целей тот или иной вариант может быть наиболее приемлем и при каких условиях, во-вторых, какова специфика компонентов каждого из возможных вариантов, а именно: какое влияние оказывает тот или иной вариант на организацию учебного процесса, отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения.

В настоящее время существующая сеть открытого и дистанционного образования в мировой практике базируется на шести известных моделях, использующих различные традиционные средства и средства новых информационных технологий: телевидение, видеозаписи, печатные пособия, компьютерные телекоммуникации, пр.

Мы, в свою очередь, предлагаем следующие модели организации учебного процесса, позволяющие более полно, как нам представляется, реализовать возможности Интернет-технологий:

Интеграция очных и дистанционных форм обучения.

Сетевое обучение:

Автономные сетевые курсы;

Информационно-предметная среда.

Сетевое обучение и кейс-технологии. Дистанционное обучение на базе интерактивного телевидения (Two-way TV)или компьютерных видеоконференций.

Интеграция очных и дистанционных форм обучения.

Это наиболее перспективная модель, как показывает уже накопленная практика, причем применительно, как к школьному образованию (профильные курсы, использование курсов ДО для углубления знаний, ликвидации пробелов в знаниях), так и к вузовскому.

Схематично эту модель (для школы) можно изобразить следующим образом.

Схема № 1.

Совершенно очевидно, что при внедрении в практику обучения в старших классах профильного обучения возможность создания фонда специализированных или профильных курсов по различным направлениям в рамках общеобразовательной программы школы могла бы существенно продвинуть решение проблемы профильного обучения. С помощью курсов дистанционного обучения можно было бы значительно разнообразить направления профильного обучения, давая учащимся возможность более четкой профессиональной ориентации и подготовки к поступлению в соответствующий вуз (хотя официально такая задача и не стоит перед профильным обучением). Такие курсы можно было бы создавать на базе ресурсных центров (других школ, вузов, колледжей) и вести их могли бы преподаватели этих центров на основе интеграции с очной системой обучения указанных выше профилей. Причем разработка таких курсов могла бы вестись на корпоративных основах несколькими центрами, где имеются аналогичные или близкие по профилю направления. У учащихся был бы достаточно широкий выбор профильного направления обучения в старших классах, а разработка и руководство этих курсов квалифицированными педагогами ресурсных центров, ведущими вузами страны гарантировало бы качество такого обучения. Соответственно можно было бы говорить и о создании информационно-предметной среды по данному профилю. Тогда и подготовка к единому государственному экзамена обрела бы более значимую мотивацию. Пока все эти идеи можно излагать лишь в сослагательном наклонении, поскольку никто ни на уровне министерства, ни на уровне конкретных вузов не имеет ясно выработанной в этом направлении позиции, тем более программы действий. А пока все большее число учащихся выпускных классов предпочитают переходить на обучение по экстернату, поскольку не могут совмещать полную сетку часов в школе с углубленным профильным курсом и подготовительные курсы в вузе. Однако, наша задача - показать возможности, пусть и потенциальные использования различных моделей дистанционного обучения.

Интеграция дистанционного и очного обучения весьма перспективна и в части более широкого использования ученического компонента, обучения по индивидуальным программам, которое в последнее время все более широко распространяется в наших школах, особенно в старших классах. Становится все более очевидным тот факт, что классно-урочная система в том виде, как она существует в нашей школе, являетя тормозом в интеллектуальном развитии ученика, особенно в старших классах. 6-7 уроков по 45 минут, в течение которых ученик должен вникнуть в суть каждого нового знания, а затем те же 6-7 домашних заданий не оставляют никаких шансов для углубления в изучаемый материал, более серьезного исследования проблемы, самостоятельного поиска информации для решения проблемы, рассуждения по поводу найденной информации, т.е. главной цели современного образования – формирования умения работать с информацией. Рабочий день ученика уже 8 класса, не говоря о старших школьниках, длится не менее 10-11 часов. Совершенно спокойно можно было бы большую часть информационного материала, не требующего значительных интеллектуальных усилий для его осмысления, перенести на дистанционные формы, включая и возможные формы тестирования, контроля, необходимых консультаций. Замена этих форм классно-урочной деятельности на самостоятельные, реферативные, проектные виды деятельности с последующей презентацией на семинарах, дискуссиях, пр. могло бы не только значительно разгрузить столь драгоценное дневное время ученика, но и создать условия для продуктивной самостоятельной творческой деятельности, а учителю – возможность дополнительных консультаций тем учащимся, которые в этом нуждаются. Таким образом, возможности интегрирования очной и дистанционной форм обучения достаточно перспективны, хотя и требуют определенных организационных и административных решений. Будущее, однако, несомненно, именно за такими формами обучения не только в вузах, но и в школе.

Схема № 2

Модель интеграции очной и дистанционной форм для вузов

Сетевое обучение.

Сетевое обучение необходимо для тех случаев, когда возникают сложности с качественным обеспечением учащихся очными формами обучения (для детей- инвалидов, для детей Крайнего Севера и сельской местности, а также для студентов и взрослого населения, желающих повысить свой профессиональный уровень, сменить профессию и т.д.). В этом случае создаются специальные, автономные курсы дистанционного обучения, т.е. по отдельным учебным предметам, разделам или темам программы или целые виртуальные школы, кафедры, университеты. Автономные курсы больше предназначены для овладения отдельным учебным предметом, углубления знаний по этому предмету или наоборот, ликвидации пробелов в знаниях. Подробнее об автономных курсах и виртуальных школах мы поговорим в последующих разделах. Здесь же нам важно показать саму модель такого курса.

Схема № 3

Модель сетевого курса дистанционного обучения

Любой курс дистанционного обучения – это полноценный учебный процесс.

Что же касается виртуальной школы, то здесь имеется в виду создание хорошо структурированного информационно-образовательного пространства или среды, в которой содержатся все учебные курсы, предусмотренные учебным планом или программой обучения, библиотека таких курсов (по классам, по разделам программы и т.д.), лабораторные и практические работы, дополнительная информация (виртуальные библиотеки, экскурсии, словари, энциклопедии, пр.). Здесь предусматривается и возможность использования различных педагогических и информационных технологий для организации совместной деятельности учащихся в малых группах сотрудничества на разных стадиях обучения, контакты с преподавателем, обсуждение вопросов в рамках телеконференций, форумов, организация совместных проектов, пр. В сетевой модели дистанционного обучения используются электронные сетевые или на компакт-дисках мультимедийные электронные учебники или учебные пособия. В любом сетевом варианте дистанционной формы обучения важной составляющей является административный блок (регистрация участников курса, мониторинг их обучения, личные дела, пр.).

Эта модель обучения может полностью заменить очную форму обучения и быть самодостаточной для получения качественного образования при условии грамотной ее организации. Востребованность такой модели обучения по данным ЮНЕСКО уже сейчас в России достаточно высока, как среди взрослого населения, так и детей, особенно подростков. Эта востребованность будет с годами расти, поскольку все большее количество людей желают получить полноценное образование или углубить свои знания по отдельным предметам, не имея возможности посещать очные учебные заведения, или будучи не удовлетворены качеством образования на местном уровне. Информационно-предметная среда представляет собой целостную образовательную систему школьного курса (с дифференциацией) или той или иной вузовской специальности с полным набором всего информационного массива, необходимого и достаточного для достижения поставленных задач обучения в данной образовательной системе.

Об этой модели речь пойдет выше.

Сетевое обучение и кейс-технологии.

Модель сетевого обучения и кейс-технологий предназначена для дифференциации обучения. Дело в том, что в большом количестве случаев нет необходимости в создании электронных сетевых учебников, если существуют уже утвержденные МО печатные пособия. Гораздо эффективнее строить обучение, опираясь на уже изданные учебники и учебные пособия и с помощью дополнительного материала, размещаемого в сети либо углублять этот материал для продвинутых учащихся, либо давать дополнительные разъяснения, упражнения, пр. для слабых учеников. При этом предусматриваются консультации преподавателей, система тестирования и контроля, дополнительные лабораторные и практические работы, совместные проекты, пр.

Схема № 4.

Интерактивное телевидение (Two-way TV).

Последняя модель (интерактивное телевидение) связана с телевизионными технологиями и пока очень дорогая. Это трансляция занятий с помощью видеокамер и телевизионного оборудования на расстояние. Эта модель распределенного класса, о которой говорилось выше. Время покажет, что окажется более доступным – интерактивное телевидение или видеоконференции в сетях.

Схема № 5.

Эта модель дистанционного обучения полностью имитирует очную форму. С ее помощью стены класса как бы раздвигаются, и аудитория расширяется за счет удаленных студентов, с которыми учитель и учащиеся могут вступать в контакт (по типу телемоста). Соответственно данная модель требует присутствия студентов (как и в очной форме) в определенное время, в определенном месте.

Как видно из представленных выше моделей, каждая из них имеет свою специфику и предназначена для решения конкретных дидактических задач. Каждая модель имеет своего пользователя. Поэтому трудно отдать предпочтение той или иной модели. Специфика каждой модели дистанционного учебного процесса обусловливает отбор и структурирование содержания обучения, методов, организационных форм и средств обучения. Прежде чем перейти к собственно дидактическим проблемам организации учебного процесса в дистанционной форме, рассмотрим более подробно наиболее сложную и вместе с тем, одну из наиболее востребованных и перспективных моделей дистанционной формы обучения – виртуальную школу и виртуальный университет повышения квалификации учителей.

Учебное пособие является обобщением исследовательской и практической работы коллектива сотрудников лаборатории дистанционного обучения Института общего среднего образования Российской академии образования более чем за 10 лет в области дистанционного обучения. В пособии рассмотрены теоретические основы дистанционного обучения, зарубежный и отечественный опыт, даны рекомендации по разработке курсов дистанционного обучения, организации и проведению дистанционного обучения в школьной практике и системе повышения квалификации педагогических кадров.
Для студентов и преподавателей педагогических вузов, аспирантов, учителей общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, а также для системы повышения квалификации педагогических кадров.

Анализ зарубежного опыта дистанционного обучения.
Дистанционное обучение в его современном понимании уже широко распространилось по многим странам мира. В начале 1990-х гг., когда дистанционная форма обучения делала лишь первые робкие шаги, многие сводили его к возможности использования удаленных информационных ресурсов или обучению с помощью электронных средств. В настоящее время практически все специалисты в области дистанционного обучения понимают под этим термином учебный процесс под руководством преподавателя, будь то в вузе или в школе, полностью сетевой или интегрированный с традиционным обучением. Основа его - компьютерные телекоммуникации, интернет-технологии.

С их распространением идет и достаточно интенсивное внедрение новой формы обучения в университетах, системе повышения квалификации, в школах. М. Эстон из Великобритании отмечает весьма характерный факт: для того чтобы привлечь 50 млн слушателей, радио потребовалось 38 лет, телевидению - 13 лет, чтобы привлечь такое же количество зрителей, Интернету понадобилось всего 4 года, чтобы привлечь те же 50 млн пользователей по всему миру. В 1994 г. Интернет имел 4 млн пользователей, в 1998 г. - уже 148 млн, из них 52 млн - в США. В 1999 г. в Китае насчитывалось 4 млн пользователей. Трафик в Интернете удваивается каждые 100 дней.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теория и практика дистанционного обучения, Полат Е.С., Кухаркина М.Ю., Моисеева М.В., 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Практикум по педагогике, Казимирская И.И., Торхова А.В., Бычковский П.М., 1999
  • Развитие читательских навыков у детей, Иншакова О.Б., Иншакова А.Г., 2014
  • Если Праздник, то Праздник-Праздник, Зима, Часть 3, Галянт И.Г., 2019

Следующие учебники и книги.

по выполнению индивидуальных проектов студентов I курса

Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Вовлеки меня - и я научусь.

Китайская пословица

Проект – (от лат. projectus, в буквальном переводе – брошенный вперед),

1) реалистичный замысел, план о желаемом будущем;

2) совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания какого-либо продукта, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления;

3) метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении.

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.

В настоящее время существует несколько видов классификации проектов.

Классификация проектов по Е.С.Полат

1. По доминирующей деятельности

1.1. Практико – ориентированный проект нацелен на решение социальных задач. Формой продукта проектной деятельности могут быть: выставка; действующая фирма; оформление кабинета, холла и пр. Мультимедийный продукт; учебное пособие; Web-сайт; атлас, карта; видеофильм и др.

1.2. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование: обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. Формой продукта проектной деятельности могут быть: сравнительно-сопоставительный анализ по теме исследования; анализ данных социологического опроса; публикация в СМИ; Web-сайт; атлас, карта; справочник молодежного английского сленга и др.

1.3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком – либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Формой продукта проектной деятельности могут быть: видеофильм; газета, журнал; экскурсия; коллекция; мультимедийный продукт; прогноз; справочник; Web-сайт и др.

1.4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Формой продукта проектной деятельности могут быть: костюм; модель; музыкальное сочинение; сборник сочинений, стихов, рисунков; видеофильм; выставка; праздник; игра; коллекция.

1.5. Ролевой проект – разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в ней, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений чрез игровые ситуации.

2. По комплексности (предметно – содержательной области) можно выделить три типа проектов.

2.1. Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета.

2.2. Межпредметные проекты выполняются на интегрированных уроках, во внеурочное время под руководством нескольких учителей или специалистов разных областей знаний.

Начиная работу над проектом, надо ответить на вопросы:

Зачем я (мы) разрабатываю проект;

Что я для этого делаю;

Как я это смогу сделать;

Что у меня получится.

ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Этапы работы над проектом

1 этап - Проблематизация . Из проблемы проекта следует его тема , которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы. Выбирая тему, необходимо помнить следующее:

ü Эта тема должна быть вам действительно интересна.

ü Результаты вашей проектной деятельности должны иметь реальное практическое значение (то есть, если это сценарий, то по нему можно сделать постановку, если это разработка участка, то он действительно должен быть разработан и засажен по вашему плану).

ü Материал собранный вами по теме должен быть полезен другим людям, заинтересованным в этом вопросе.

Для этого целесообразно продумать ответы на следующие вопросы:

1) Какова сфера вашего исследования?

2) В чем вы видите проблему, которую необходимо решить?

3) Как, исходя из этого, будет звучать формулировка темы?

4) Какова идея проекта? Что будет представлять собой конечный результат вашего проектирования?

5) Как и кем этот проект может использоваться в дальнейшем?

6) С кем вы собираетесь работать над проектом?

7) Какая помощь вам потребуется?

2 этап – Планирование . Важно ответить на следующие вопросы: Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи .

Как ты будешь решать эти задачи? – определение способов работы на каждом этапе.

Когда ты будешь это делать? – определение сроков работы.

Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – выявление имеющихся ресурсов .

Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? – выявление недостающих ресурсов . На этом же этапе необходимо определить, каким будет проектный продукт , решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута

3 этап - Поиск информации, ее анализ, сбор и уточнение, обсуждение альтернатив ("мозговой штурм"), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы, наблюдения. Цель информационного поиска - быстро и своевременно отыскать необходимую информацию, полезную при создании конкретного проекта.

Полат Евгения Семёновна , докт.пед.наук, профессор, зав. лабораторией дистанционного обучения ИОСО РАО, г. Москва

Меняются времена, меняются поколения. Каждое новое поколение стремится быть умнее предыдущего, усвоить его опыт и двигаться дальше в своем развитии и самосовершенствовании. Без этого нет прогресса. Но очевидно и то, что без стремления заглянуть вперед, осознать стратегические пути развития нового поколения невозможно развиваться и поколению, живущему в настоящее время. Все в этом мире взаимосвязано: прошлое, настоящее, будущее; культура, духовное наследие разных народов; экономика, политика и экология. Теперь мы уже знаем, что невозможно отгородиться, изолироваться от мира. Любые катаклизмы в одной части земного шара неизбежно влияют на судьбы народов в других частях.

Именно поэтому первая и возможно самая значимая проблема для системы образования будущего - это интеграция, создание единого образовательного и информационного пространства. Эта проблема сформулирована в философии образования многих стран мира (Велихов Е. П. Гершунский Б.С., Ellis A., Cogan J., Howey K., Ron Miller, др.). Это стратегическая проблема, нацеленная на перспективное развитие систем образования разных стран мира, осознающих единство и целостность мироздания, взаимозависимость и взаимообусловленность частей его составляющих.

Решать эту глобальную проблему предстоит посредством педагогических и информационных технологий. Для этого важно осознать уже на уровне педагогического знания, в том числе социальной педагогики, дидактики, что же для этого важно предусмотреть. Прежде всего необходимо осознать, что в век информационных технологий, постиндустриальный период развития многих стран мира человек сталкивается с лавинообразным потоком информации. Информация буквально захлестывает его через публикации, через электронные средства, в первую очередь Интернет, компакт-диски, через средства массовой информации. Чтобы быть способным достаточно квалифицированно выполнять ту или иную профессиональную деятельность нынешнему человеку, а тем более человеку будущего недостаточно закончить соответствующий вуз. Проблема непрерывного образования, а отсюда преемственности разных систем и ступеней образования переходит из плоскости теоретического осмысления в чисто практическую плоскость: как человеку на протяжении жизни, в любой ее отрезок получить свободный доступ к образованию, получению профессии, смене профессии, повышению своей квалификации и т.д. Таким образом, проблема практической, т.е. уже технологической проработки системы непрерывного образования можно считать второй весьма значимой проблемой в стратегическом и тактическом аспектах.

Обозначенная проблема напрямую связана с приоритетами в области дидактики. Дело в том, что при подобном рассмотрении перспектив развития образования оказывается недостаточным ориентироваться на необходимость передачи и усвоение опыта, накопленного человечеством, как это было обозначено ранее в дидактике. Важно умение самостоятельно приобретать знание, уметь работать с информацией, анализировать ее, видеть и решать возникающие в разных областях проблемы.

Другими словами, задачи, многие годы выдвигавшиеся учеными педагогами разных стран мира, в том числе и в нашей стране (Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Махмутов И.И., Пидкасистый П.И. и многие другие) задачи интеллектуального и нравственного развития личности (одно без другого весьма опасно, как мы имели возможность неоднократно в этом убедиться) приобрели особую актуальность. Не просто усвоение знаний, а умение их творчески применять для получения нового знания, развитие самостоятельного критического мышление школьника - вот проблема, реализация которой требует принципиального иного взгляда как на технологию обучения, так и на теорию.

Речь идет о необходимость развития личности, а не некоего среднего ученика. Следовательно, приоритет должен быть за личностно-ориентированной педагогикой, личностно-ориентированными педагогическими технологиями. Такой взгляд на систему образования предполагает смену парадигмы образования. Ранее осуществлявшаяся в нашей системе образования более жестко, чем в других странах парадигма - учитель-учебник-ученик, в которой приоритет был совершенно очевидно за деятельностью преподавания явно не отвечает велению времени, курсу на личностно-ориентированный подход к образованию, разрабатывавшийся в рамках гуманистического направления в философии, психологии и педагогике. На смену ей должна придти новая парадигма образования: ученик-учебник-учитель, в которой приоритет должен быть за самостоятельной познавательной деятельностью ученика. Роль учителя от этого не становится менее значимой, напротив.

Организация личностно-ориентированного обучения требует высокого профессионализма со стороны педагога. Таким образом, стратегические направления развития образовательных систем в современном обществе очевидны:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЕГО В РАЗНООБРАЗНУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЦЕЛЕСООБРАЗНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ЗНАНИЯ.

Задача отнюдь не новая, но в настоящее время свободы выбора педагогических технологий, с широким внедрением в образовательный процесс новых информационных технологий создаются новые, ранее не существовавшие возможности для успешного ее решения.

Отсюда и задача отбора педагогических и информационных технологий для реализации обозначенных выше, отнюдь не всех, но как нам представляется, наиболее значимых проблем образования, которые нам всем предстоит решать не спеша, без революционного жара, но последовательно и системно.

Для этого весьма полезно определиться со средствами, которые будут способствовать успешному решению указанных проблем. Если говорить о педагогических технологиях, то следует говорить о таких, которые были бы по своим функциям адекватны специфике личностно-ориентированного, гуманистического подхода. Я бы приоритет отдала таким технологиям, как обучение в сотрудничестве (cooреrative learning), метод проектов, разноуровневое обучение, модульное обучение. В этой короткой статье можно лишь ограничиться перечислением педагогических технологий, которые могут оказать существенную помощь в решении поставленных здесь задач. Это вовсе не значит, что методы и технологии традиционного обучения полностью отрицаются.

В педагогике, в дидактике всегда следует проявлять особую осторожность и принцип целесообразности и искать место наиболее продуктивным способам достижения поставленных целей. Хотелось бы только обратить внимание на тот факт, что есть существенная разница между проектом, в том числе и учебным, познавательным как таковым и методом проектов, т.е. способом достижения намеченного результата, который предусматривает технологическую проработку всего пути. Метод проектов предполагает наличие проблемы, которую учащиеся решают в совместной творческой, исследовательской, поисковой или игровой деятельности в зависимости от типа проекта.

Любой практически значимый результат, полученный в результате той или иной разработки можно назвать проектом (например, марафон, олимпиаду, неделю бизнеса или неделю английского языка в школе и т.д.). И это будет верно, но только если речь не идет о методе проектов. Метод проектов предполагает определенный путь достижения результата. Основные требования к использованию метода проектов можно сформулировать кратко следующим образом:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, пр.).

Особую роль в аспекте предмета обсуждения могут и должны сыграть новые информационные технологии. В данном случае мне хотелось бы остановиться на возможностях, которые несут в себе телекоммуникационные технологии. Речь идет о глобальных телекоммуникациях, которые помогают распахнуть окна в широкий мир, организовать диалог культур. Вот когда создаются предпосылки, условия для подлинной интеграции образовательных систем, для создания единого образовательного и информационного пространства (с использованием глобальной сети Интернет, технологий Microsoft, Netscape эта проблема приобретает реальные очертания).

Учащиеся имеют доступ к различным информационным банкам данных во всех уголках мира, могут работать совместно над интересующим их проектом с учащимися из других стран, в рамках телеконференций - обсуждать проблемы практически со всем миром. Дистанционное обучение на базе компьютерных телекоммуникаций еще в большей мере расширяет эти возможности интеграции. Человек действительно в любой период своей жизни обретает возможность дистанционно получить новую профессию, повысить свою квалификацию, расширить свой кругозор, причем практически в любом научном или учебном центре мира.

С помощью глобальных сетей преодолеваются границы. Человек входит в единое образовательное пространство. При совместной работе над проектами, в курсах дистанционного обучения создается сильнейшая мотивация для самостоятельной познавательной деятельности учащихся в группах и индивидуально. Подобная совместная работа стимулирует учащихся на ознакомление с разными точками зрения на изучаемую проблему, на поиск дополнительной информации, на оценку получаемых собственных результатов. Учитель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту.

Обсуждение промежуточных результатов в классе, дискуссии, мозговые атаки, доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов мира, полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений. Телекоммуникации (электронная почта, телеконференции, в том числе аудио- и видео-конференции) позволяют учащимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями. Это элементы глобального мышления. Это путь к познанию общности человеческого бытия и эволюции развития.

Глобальные телекоммуникации способствуют развитию критического мышления, лаконичности и логики в выражении точек зрения. Школьные сочинения, написанные учениками совместно по сети, оценивались независимыми экспертами значительно выше, чем написанные для учителя как по содержанию, грамотности, так и по композиции, стилистике языка. Результаты многих совместных экологических, естественнонаучных телекоммуникационных проектов используются серьезными научными центрами, социологическими службами в разных странах мира.

Наши учащиеся завтра - это люди, призванные принимать важные решения. Они должны осознавать все сходства и различия в их взглядах на проблемы войны и мира, загрязнение окружающей среды, радиоактивное заражение, бездомность и безработицу, прочие глобальные проблемы. Мы хотим, чтобы выпускники школ во всех странах изучали мир не только по телевизору и учебнику, чтобы они могли общаться друг с другом ежедневно, задавая друг другу самые разные вопросы, делясь своими идеями, участвуя в совместных делах, исследованиях, творческих работах.

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по

---
Для ссылок:
Полат Е.С. Проблемы образования в канун XXI века // Интернет-журнал "Эйдос". - 1998. - 11 ноября. http://www..htm..

Полат Евгения Семёновна (1937 -2007) Доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией дистанционного обучения ИОСО РАО, г. Москва

Биография Евгения Семеновна Полат родилась 12 февраля 1937 года в Ленинграде. Окончила факультет иностранных языков ЛГПИ (1959). Доктор педагогических наук (1989), профессор (1995), академик Международной академии наук по информатизации, информационным процессам и технологиям. Работала преподавателем английского языка в Суворовском училище (1962– 1972), научным сотрудником лаборатории средств обучения Академии педагогических наук (1972– 1980), ученым секретарем НИИ средств обучения и учебной книги АПН (1980– 1984).

Биография С 1984 по 1995 годы была зав. лаб. научнотехнической информации НИИ средств обучения и учебной книги АПН, зав. лаб. дидактики школьного оборудования, зав. лаб. средств обучения иностранным языкам Российской Академии образования. В последние годы (1996– 2007) дистанционного заведовала обучения лабораторией Российской Академии образования. Читала лекции в Московском педагогическом государственном университете, Московском городском педагогическом университете, преподавала на курсах повышения квалификации, в том числе в регионах и в странах ближнего зарубежья.

Биография Была экспертом ИИТО ЮНЕСКО (вела там и преподавательскую работу), Института «Открытое общество» , Программы Фулбрайт, Программы «Межрегиональные исследования в общественных науках» , членом диссертационных советов (РАО, МПГУ), экспертом ВАК РФ по специальности педагогика и психология. Евгения Семёновна Полат была основателем лаборатории дистанционного обучения ИСМО РАО http: //distant. ioso. ru/. Лаборатория была организована по приказу директора института в 1995 году на базе лаборатории средств обучения иностранным языкам.

Бывшие аспиранты и докторанты, защитившие кандидатские и докторские диссертации по проблематике лаборатории: Порталь Доминго, Бухаркина М. Ю. , Моисеева М. В. , Акшалов Б. К. , Воловик А. К. , Дмитриева Е. И, Соловьева И. Ю. , Гавриченков А. Н. , Виноградова О. С. , Иванова Е. Г. , Четвернина М. И. , Шаповалова Т. Р. , Федотовская Е. И. , Татаринова М. А. , Палаева Л. И. , Позднякова Н. А. , Жарковская Т. Г. , Иванишина В. П. , Северова Н. Ю. , Бутенкова Е. В. , Мыльцева Н. А.

Научные интересы Основная сфера научных интересов – дистанционное обучение, информационные технологии в образовании, телекоммуникационные проекты. Внесла большой теоретический и практический вклад в решение проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования, работала над теоретическими и практическими проблемами дистанционного обучения. Она разработала и апробировала дидактическую систему личностноориентированного подхода, реализованного, в частности, с помощью использования проектной деятельности учащихся.

Библиографические сведения об основных опубликованных трудах Более 250 печатных работ Полат Е. С. , Моисеева М. В. Интернет в системе обучения иностранным языкам/ Тезисы докладов на VII Международной конференции " Информационные технологии в образовании" (ИТО)-98 -М. , Дистанционное обучение на базе компьютерных телекоммуникаций //Дистанционное обучение - МЭСИ, М, 1998. E. Polat , A. . Hannanov, J. I. de Morentin, J. M. Ferreras Оrbegozo, M. Moiseeva, Internet in Education. Support Materials for Educators – UNESCO Institute For Information Technologies in Education – Moscow, 2003 Интернет в гуманитарном образовании/ под ред. Полат. Е. С. - М. , Владос, 2001.

Библиографические сведения об основных опубликованных трудах Более 250 печатных работ Современная гимназия. Взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е. С. Полат - Владос, 2000 Кабинет иностранного языка/ ред. Полат Е. С. - Владос, 2003 Теория и практика дистанционного обучения/ Под ред. Е. С. Полат - Академия, М. , 2004 Полат Е. С. К вопросу определения эффективности дистанционной формы обучения - Доклад на Международной конференции «Качество дистанционного образования» - М. , 2004. Полат Е. С. Интеграция очных и дистанционных форм обучения в старших классах общеобразовательной школы. - «Иностранные языки в школе» - № 2, 2005. .

Ссылки на полнотекстные материалы Жизнь как постоянное учение Педагогические технологии дистанционного обучения Метод Проектов Теория и практика дистанционного образования

Ссылки на полнотекстные материалы Дистанционное обучение в профильной школе Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Современные педагогические и информационные технологии в системе образования

Примеры современных исследований Панченко Лариса Владимировна «Методика формирования у студентов иноязычной социокультурной компетенции на основе интернетресурсов (английский язык, специализированный вуз)» . Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Москва 2012 год Мыльцева Нина Александровна «Система языкового образования в неязыковых специализированных вузах (на материале английского языка)» . Автореферат диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Москва 2008 год.

Примеры современных исследований Козленкова Елена Александровна «Методические основы создания курса дистанционного обучения письменному переводу в системе дополнительного образования (английский язык, неязыковой вуз, квалификация «переводчик в сфере профессиональной коммуникации»)» . Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Москва 2009 год.

27 мая 2007 года Евгении Семёновны не стало. Светлая память осталась в сердцах всех, кто ее знал и с ней работал.