Половые признаки и гендерные роли. Что такое гендер, или как понять своего анимуса

Наряду с явными женскими признаками организма, принимается во внимание хромосомный набор, так как иногда вместе с женскими половыми органами соседствуют . Это дает спортсменкам преимущества в соревнованиях.

В настоящее время при помощи современной медицины пол можно изменить.

Гендерный признак, в отличие от полового, является социальным, общественным, приобретенным в результате воспитания. На людей оказывает большое влияние культурное бессознательное окружения. Так как гендер – явление социальное, оно претерпевает изменения одновременно с развитием социума и культуры. К примеру, еще в 19 веке считалось, что мужчина обязательно носит короткую прическу и брюки, а женщина - длинные волосы и платье. В настоящее время эти вещи не считаются признаком гендера.

Смысл понятия «гендерный стереотип»

Гендерный признак, приписываемый женщинам и мужчинам, живуч в массовом сознании. В неразвитом обществе он давит на индивидов, навязывая определенные формы социального поведения. Например, считается, что мужчина – это «добытчик», он обязательно должен зарабатывать больше жены. Считается также, что мужчина должен быть агрессивным, напористым, заниматься «мужскими» профессиями, карьеру на работе, увлекаться рыбалкой, спортом. Женщина же должна быть эмоциональной и мягкой, уступчивой и покладистой. Ей «предписывается» выйти замуж, иметь , заниматься «женскими» профессиями, основное время она должна посвящать семье.

В разных обществах гендерные стереотипы могут отличаться. К примеру, в Испании умение готовить является признаком настоящего мачо, тогда как у славян - это чисто женское занятие.

Подобные стереотипы порождают для некоторых гендерные проблемы. То есть, муж, находящийся в декретном отпуске по уходу за , жена, кормящая семью, мужчина, который увлекается вышиванием, женщина, делающая карьеру вместо замужества - все они подвергаются социальному осуждению за несоответствующее полу поведение. Таким образом, гендерный признак является социальным стереотипом, который приводит также к дискриминации по половому признаку, так как руководящие роли в обществе часто отводятся мужчинам. Многими развитыми странами проводится специальная гендерная политика: государство старается услышать проблемы своих граждан и устранить неравенство по половому признаку. В этих целях создается кодекс законов, ведущих к формированию общества, равного для всех людей.

Слово «гендер» в буквальном переводе означает «пол». Тем не менее, смысловое наполнение этих двух терминов различно. Это особенно ярко проявляется в таком понятии, как «гендерная политика».

Оба понятия – и пол, и гендер – характеризуют разделение людей на мужчин и . Но термин «пол» относится к биологическому разделению, а «гендер» – к социальному.

Различие между полом и гендером

Источники:

  • Основные механизмы гендерной политики

Бессознательное и сознательное – два эти понятия входят в концепцию в психологии, характеризующую две тесно связанные стороны представлений человека о собственной личности. Поэтому, если речь заходит о бессознательном, нельзя не затронуть и сознательное. Несмотря на то, что обычно эти аспекты личности противопоставляются, они все же формируют единое целое, хотя и работают на разных уровнях.

Инструкция

Сознание, иначе называемое сознательное, это форма, в которой предстает объективная реальность, отраженная психикой человека. Нельзя сказать, что сознательное и реальность совпадают, но можно утверждать, что между ними есть нечто общее. Именно сознательное и является связью между реальностью и бессознательным, на его основе человек формирует свою картину мира.

Бессознательное иначе называют подсознанием. Это различные процессы в человеческой психике, которые не управляются им самим, чаще всего, они вообще не осознаются и не находят отражения в разумной деятельности. Даже если поместить подсознательное в определенных его аспектах в фокус своего внимания, уловить его чрезвычайно трудно.

Бессознательное может проявляться в нескольких аспектах. В первую очередь, это неосознаваемая человеком мотивация к действию. Может быть так, что истинные причины поведения неприемлемы с точки зрения этики или социальности личности, поэтому они не осознаются. Бывает, что несколько истинных причин поведения вступают в явное противоречие, и хотя они побуждают к одному действию, часть из них располагается в области бессознательного, поэтому противоречия в голове человека не возникает.

Во вторую очередь, к бессознательным относятся различные алгоритмы поведения, которые настолько отработаны человеком, что воспринимать их даже не нужно, чтобы не занимать ресурс мозга. Третье проявление бессознательного – это восприятие. Обычно, чтобы обработать информацию об имеющейся ситуации, мозгу приходится анализировать огромный объем информации, и если бы каждое действие происходило сознательно, человек бы не смог среагировать на раздражитель. Также к бессознательным относят процессы интуиции, вдохновения, озарения и подобные явления. Они тоже базируются на накопленном в бессознательном пласте информации, который используется непонятным для сознания образом.

Первым теорию бессознательного начал разрабатывать Зигмунд Фрейд – австрийский психолог. Его заинтересовал тот факт, что неосознанные мотивации людей проявляются в снах, невротических патологиях и творчестве, то есть, в состояниях, когда человек не особенно себя сдерживает. Фрейд заметил, что противоречие между сознанием и желаниями, диктуемыми подсознанием, нередко приводит к внутренним конфликтам у человека. Метод психоанализа призван разрешить это противоречие и помочь человеку найти приемлемый выход для реализации подсознательного напряжения.

Фрейдовскую теорию подсознательно развивали австрийский ученый Карл Густав Юнг, который выявил бессознательные процессы не только одной личности, но и коллективные, а также Жак Мари Эмиль Лакан, который провел параллель между психоаналитикой и лингвистикой и предлагал лечение пациентов лингвистическими методами. С ним оказались согласны далеко не все психотерапевты, хотя в ряде случаем метод Лакана действительно приводил к успеху.

Видео по теме

17 361

Малыш еще не родился, но мы, узнав его пол, покупаем одежду, коляску, обставляем детскую... Для мальчика мы выбираем сине-голубые тона, для девочки – розовые. Так начинается «гендерное воспитание». Потом мальчик получает в подарок машинки, а девочка – куклы. Сына мы хотим видеть мужественным, смелым и сильным, а дочь – ласковой, мягкой и уступчивой. О том, как влияют на детей наши гендерные ожидания, рассказывает врач и психолог Игорь Добряков.

Слово «гендер» было введено в обращение, для того чтобы отделить социальные значения «мужественности» и «женственности» от биологических половых различий. Пол определяется анатомо-физиологическими особенностями, позволяющими делить всех людей на мужчин и женщин и причислять себя к одной из групп. Иногда при хромосомном сбое или в результате отклонений в развитии эмбриона рождается человек, сочетающий в себе половые признаки как мужчины, так и женщины (гермафродит). Но это случается крайне редко.

Один психолог в шутку сказал, что пол – это то, что между ног, а гендер – то, что между ушами. Если пол человека определяется при рождении, то гендерная идентичность формируется в процессе воспитания и социализации. Быть в обществе женщиной или мужчиной означает не просто обладать определенным анатомическим строением, но и иметь внешность, манеры, поведение, привычки, соответствующие ожиданиям. Эти ожидания задают определенные образцы поведения (гендерные роли) для мужчин и женщин в зависимости от гендерных стереотипов – того, что в обществе считается «типично мужским» или «типично женским».

Возникновение гендерной идентичности тесно связано и с биологическим развитием, и с развитием самосознания. В два года , но не до конца понимают, что это значит, однако под влиянием примера и ожиданий взрослых уже начинают активно формировать свои гендерные установки, учатся различать пол окружающих по одежде, прическе, чертам лица. К семи годам ребенок осознает неизменность своего биологического пола. В подростковом возрасте происходит формирование гендерной идентичности: бурное половое созревание, проявляющееся изменениями тела, романтическими переживаниями, эротическими желаниями, его стимулирует. Это оказывает сильнейшее влияние на дальнейшее формирование гендерной идентичности. Происходит активное освоение форм поведения и становление характера в соответствии с представлениями родителей, ближайшего окружения, общества в целом о фемининности (от лат. femininus – «женский») и маскулинности (от лат. masculinus – «мужской»).

Гендерное равенство

За последние 30 лет идея гендерного равенства получила широкое распространение в мире, легла в основу многих международных документов, нашла отражение в национальных законах. Гендерное равенство подразумевает равные возможности, права и обязанности для женщин и мужчин во всех сферах жизни, в том числе равный доступ к образованию и здравоохранению, равные возможности работать, участвовать в государственном управлении, создавать семью и воспитывать детей. Гендерное неравенство создает благоприятную почву для гендерного насилия. Сохранившиеся с архаических времен стереотипы приписывают женщинам и мужчинам разный сценарий сексуального поведения: для мужчин допускается большая сексуальная активность и агрессивность, от женщин ожидается пассивное послушание и подчинение мужчине, что легко превращает ее в объект сексуальной эксплуатации.

Равные в различии

И женщина, существовали всегда, но различались в разные эпохи и у разных народов. Более того, в разных семьях, живущих в одной стране и принадлежащих к одному классу, представления о «настоящих» мужчине и женщине могут значительно различаться.

В современных странах западной цивилизации постепенно возобладали идеи гендерного равенства между мужчинами и женщинами, и это постепенно уравнивает их роли в обществе и семье. Избирательные права для женщин были законодательно закреплены совсем недавно (по историческим меркам): в США в 1920 году, в Греции в 1975 году, в Португалии и Испании – в 1974 и 1976 году, а один из кантонов Швейцарии уравнял женщин и мужчин в избирательных правах лишь в 1991 году. В некоторых государствах, например Дании, создано особое министерство, занимающееся вопросами гендерного равенства.

В то же время в странах, где сильно влияние религии и традиций, чаще встречаются взгляды, согласно которым признается право мужчин доминировать, управлять женщинами, властвовать над ними (так, например, в Саудовской Аравии женщинам обещали предоставить право голоса лишь с 2015 года).

Мужские и женские качества проявляются в рисунке поведения, во внешнем виде, в предпочтении тех или иных увлечений, занятий. Есть различия и в ценностях. Считается, что женщины больше ценят человеческие отношения, любовь, семью, а мужчины – социальную успешность, независимость. Однако в реальной жизни окружающие нас люди демонстрируют сочетание и фемининных, и маскулинных личностных черт, значимые для них ценности могут существенно варьироваться. Кроме того, проявляющиеся ярко в одних ситуациях маскулинные или фемининные черты в других могут быть незаметны. Подобные наблюдения привели австрийского ученого Отто Вейнингера (Otto Weininger) к мысли о том, что у каждой нормальной женщины и у каждого нормального мужчины есть черты и своего, и противоположного пола, индивидуальность человека определяется преобладанием мужского над женским или наоборот*. Он использовал термин «андрогинность» (греч. ανδρεία – мужчина; греч. γυνής – женщина) для обозначения сочетания мужских и женских черт. Русский философ Николай Бердяев назвал идеи Вейнингера «гениальными интуициями»**. Вскоре после публикации работы Вейнингера «Пол и характер» были открыты мужские и женские половые гормоны. В организме мужчины вырабатываются вместе с мужскими половыми гормонами и женские, а в женском организме наряду с женскими – мужские. Их сочетание и концентрация оказывают влияние на внешний облик и сексуальное поведение человека, формируют его гормональный пол.

Поэтому в жизни мы встречаемся с таким разнообразием проявлений мужского и женского. У некоторых мужчин и женщин преобладают соответственно маскулинные и фемининные качества, у других наблюдаются баланс тех и других. Психологи считают, что личности андрогинного типа, у которых сочетаются высокие показатели и маскулинности и фемининности, обладают большей гибкостью поведения, а потому наиболее адаптивны и психологически благополучны. Поэтому воспитание детей в жестких рамках традиционных гендерных ролей может оказать им плохую услугу.

Игорь Добряков – кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. Член редакционных советов журналов «Перинатальная психология», «Вопросы психического здоровья детей и подростков», «Детская медицина Северо-Запада». Автор десятков научных работ, а также соавтор книг «Развитие личности ребенка от рождения до года» (Рама Паблишинг, 2010), «Детская психиатрия» (Питер, 2005), «Психология здоровья».

В плену стереотипов

Большинство людей считают, что женщине присущи такие свойства, как чувствительность, нежность, заботливость, чуткость, терпимость, скромность, уступчивость, доверчивость и т. п. Девочек приучают быть послушными, аккуратными, отзывчивыми.

Настоящими мужскими качествами считаются смелость, настойчивость, надежность, ответственность и т. п. Мальчиков учат полагаться на собственные силы, добиваться своего, быть независимыми. Наказания за проступки для мальчиков, как правило, более суровы, чем для девочек.

Многие родители поощряют у своих детей поведение и игры, традиционно свойственные их полу, и сильно переживают, когда замечают обратное. Покупая мальчикам машинки и пистолеты, а девочкам – куклы и коляски, родители, часто не сознавая этого, стремятся воспитывать сильных мужчин – добытчиков и защитников, и настоящих женщин – хранительниц очага. Но в том, что мальчик готовит обед на игрушечной плите и кормит плюшевого медвежонка, а девочка собирает конструктор и играет в шахматы, нет ничего плохого. Подобные занятия способствуют многостороннему развитию ребенка, формируют у него важные черты (заботливость у мальчика, логическое мышление – у девочки), готовят к жизни в современном обществе, где уже давно женщины и мужчины одинаково успешно овладевают одними и теми же профессиями и во многом играют одинаковые социальные роли.

Говоря мальчику: «Дай сдачи, ты же мальчик» или «Не реви, ты не девочка», родители воспроизводят гендерные и невольно, а то и сознательно закладывают основу для будущего агрессивного поведения мальчика и ощущения превосходства над девочками. Когда взрослые или друзья осуждают «телячьи нежности», они тем самым запрещают мальчику, а потом и мужчине проявлять внимание, заботу, ласку. Фразы типа «Не испачкайся, ты же девочка», «Не дерись, дерутся только мальчишки» формируют у девочки чувство собственного превосходства над грязнулями и драчунами, а призыв «Веди себя тише, будь скромнее, ты же девочка» ориентирует играть вторые роли, уступая пальму первенства мужчинам.

Мифы о мальчиках и девочках

Какие широко распространенные мнения основываются на твердых фактах, а какие не имеют под собой надежной экспериментальной основы?

В 1974 году Элеонора Маккоби и Кэрол Джэклин развеяли многие мифы, показав, что люди разного пола имеют больше сходства, чем различий. Чтобы выяснить, насколько близки к истине ваши стереотипные представления, подумайте, какие из приведенных ниже утверждений истинны.

1. Девочки более общительны, чем мальчики.

2. Чувство собственного достоинства у мальчиков развито сильнее, чем у девочек.

3. Девочки лучше мальчиков выполняют простые, рутинные задания.

4. Мальчики обладают более выраженными математическими способностями и пространственным мышлением, нежели девочки.

5. У мальчиков более аналитический ум, чем у девочек.

6. У девочек лучше развита речь, чем у мальчиков.

7. У мальчиков сильнее мотивация на достижение успеха.

8. Девочки не столь агрессивны, как мальчики.

9. Девочки легче поддаются убеждению, чем мальчики.

10. Девочки более чувствительны к звуковым, а мальчики – к зрительным раздражителям.

Ответы, вытекающие из исследования Маккоби и Джэклин, не могут не вызывать удивления.

1. Нет никаких оснований считать, что девочки более общительны, чем мальчики. В раннем детстве и те и другие одинаково часто объединяются в группы для совместной игры. Ни мальчики, ни девочки не обнаруживают повышенного желания играть в одиночку. Мальчики не отдают предпочтения игре с неодушевленными предметами перед игрой со сверстниками. В определенном возрасте мальчики даже больше времени проводят в совместных играх, чем девочки.

2. Результаты психологических тестов свидетельствуют, что мальчики и девочки в детском и подростковом возрасте существенно не отличаются по уровню самооценок, однако указывают разные сферы жизнедеятельности, в которых чувствуют себя более уверенно, чем в других. Девочки считают себя более компетентными в сфере взаимного общения, а мальчики гордятся своей силой.

3 и 4. Мальчики и девочки одинаково эффективно справляются с простыми, типовыми задачами. Математические способности у мальчиков проявляются примерно в возрасте 12 лет, когда у них быстро развивается пространственное мышление. В частности, им легче удается изобразить невидимую сторону предмета. Поскольку различие в способностях к пространственному мышлению становится заметным только в подростковом возрасте, причину этого следует искать либо в окружающей ребенка обстановке (вероятно, мальчикам чаще предоставляется возможность совершенствовать это умение), либо в особенностях его гормонального статуса.

5. Аналитические способности у мальчиков и девочек одинаковые. Мальчики и девочки обнаруживают способность отделить важное от несущественного, распознать в потоке информации наиболее важное.

6. Речь у девочек развивается быстрее, чем у мальчиков. До подросткового возраста дети обоего пола не отличаются по этому показателю, однако в старших классах девочки начинают опережать мальчиков. Они лучше справляются с тестами на понимание сложностей языка, отличаются более беглой образной речью, их сочинения более грамотны и лучше с точки зрения стиля. Как и в случае с математическими способностями мальчиков, повышенные речевые способности девочек могут быть следствием социализации, которая мотивирует их на совершенствование языковых навыков.

7. Девочки менее агрессивны, чем мальчики, причем это различие заметно уже в двухлетнем возрасте, когда дети начинают принимать участие в групповых играх. Повышенная агрессивность мальчиков проявляется как в физических действиях, так и в демонстрации готовности вступить в борьбу или в форме словесных угроз. Обычно агрессивность направлена на других мальчиков и реже – на девочек. Нет никаких данных о том, что родители побуждают мальчиков быть агрессивнее девочек; скорее они не поощряют проявления агрессивности ни у тех, ни у других.

8. Мальчики и девочки в равной степени поддаются убеждению и одинаково часто имитируют поведение взрослых. И те и другие находятся под воздействием социальных факторов и понимают необходимость следовать общепринятым нормам поведения. Единственное достоверное различие состоит в том, что девочки несколько легче адаптируют свои суждения к суждениям окружающих, а мальчики могут принимать ценности данной группы сверстников, не поступаясь собственными взглядами, даже если между теми и другими нет ни малейшего сходства.

9. В младенчестве мальчики и девочки одинаково реагируют на различные объекты окружающей среды, которые воспринимаются с помощью слуха и зрения. И те и другие различают речевые особенности окружающих, разные звуки, форму предметов и расстояния между ними. Это сходство сохраняется и у взрослых людей разного пола.

Наиболее объективный подход к выявлению различий между полами состоит в изучении мозга. С помощью электроэнцефалографии можно оценивать реакции мозга на различного рода стимуляцию. Такие исследования позволяют избежать зависимости получаемых результатов от личных мнений или пристрастий экспериментатора, поскольку интерпретация наблюдаемого поведения в данном случае основывается на объективных показателях. Оказалось, что у женщин острее чувства вкуса, осязания и слуха. В частности, их слух в длинноволновом диапазоне настолько острее, чем у мужчин, что звук мощностью 85 децибелов кажется им в два раза громче. У женщин выше подвижность рук и пальцев и более тонкая координация движений, они больше интересуются окружающими людьми, а в младенчестве с большим вниманием прислушиваются к различным звукам. По мере накопления данных об анатомических и физиологических особенностях мужского и женского мозга возрастает потребность в новых нейропсихологических исследованиях, которые могли бы развеять существующие мифы или подтвердить их реальность»*.

* Фрагменты из книги У. Мастерс, В. Джонсон, Р. Коллодни «Основы сексологии» (Мир, 1998).

Как складывается социальный пол

Формирование гендерной идентичности начинается в раннем возрасте и проявляется субъективным чувством принадлежности к мальчикам или к девочкам. Уже в трехлетнем возрасте мальчики предпочитают играть с мальчиками, а девочки – с девочками. Совместные игры также присутствуют, и они очень важны для приобретения навыков общения друг с другом. Дошкольники стараются соответствовать тем представлениям о «правильном» поведении для мальчика и девочки, которые им «транслируют» воспитатели и детский коллектив. Но главным авторитетом во всех вопросах, в том числе гендерных, для маленьких детей являются родители. Для девочек очень важен образ не только женщины, главным примером которой служит мать, но и образ мужчины, так же как для мальчиков важны образцы и мужского, и женского поведения. И конечно же, родители дают детям первый пример отношений между мужчиной и женщиной, который во многом определяет их особенности поведения при общении с лицами противоположного пола, представления об отношениях в паре.

До 9–10 лет дети особенно восприимчивы к внешним влияниям. Тесное общение со сверстниками противоположного пола в школе и на других занятиях помогает ребенку усвоить поведенческие гендерные стереотипы, принятые в обществе. Ролевые игры, начавшиеся еще в детском саду, со временем становятся все сложнее. Участие в них очень важно для детей: они имеют возможность выбирать пол персонажа в соответствии со своим, учатся соответствовать своей гендерной роли. Изображая мужчин или женщин, они прежде всего отражают стереотипы гендерного поведения, принятые в семье и в школе, проявляют те качества, которые считаются в их окружении фемининными или маскулинными.

Интересно, как по-разному родители и учителя реагируют на отход от стереотипов. Девочку-сорванца, которая любит играть в «войнушку» с мальчиками, и взрослые, и сверстники, как правило, не порицают. А вот мальчика, который играет в куклы, дразнят, обзывают «девчонкой» или «маменькиным сынком». Очевидно различие объема требований к «подобающему» поведению мальчиков и девочек. Трудно представить себе, что какое-нибудь нехарактерное для девочки занятие (лазерные бои, автогонки, футбол) вызовет столь же сильное осуждение, как, например, любовь к игрушечной посуде, шитью и нарядам у мальчика (это хорошо показано в фильме 2000 года режиссера Стивена Долдри «Билли Эллиот»). Таким образом, в современном обществе практически не осталось чисто мужских занятий и увлечений, но по-прежнему существуют типично женские.

В детских сообществах женственные мальчики подвергаются насмешкам, их обзывают «слабаками», «слюнтяями». Нередко насмешки сопровождаются физическим насилием. В подобных ситуациях необходимо своевременное вмешательство учителей, нужна моральная поддержка ребенка со стороны родителей.

В препубертатном периоде (примерно от 7 до 12 лет) дети с самыми разными личностными качествами стремятся объединяться в социальные группы, при этом избегая представителей другого пола. Исследования белорусского психолога Якова Коломинского*** показали, что при необходимости отдать предпочтение трем одноклассникам мальчики выбирают мальчиков, а девочки – девочек. Однако эксперимент, поставленный нами, убедительно доказал, что если дети уверены, что их выбор останется в тайне, то многие из них выбирают лиц противоположного пола****. Это свидетельствует о значимости усвоенных ребенком гендерных стереотипов: он опасается, что дружба или даже общение с представителем другого пола могут заставить окружающих усомниться в правильном усвоении им своей гендерной роли.

В период полового созревания подростки, как правило, стараются подчеркивать свои гендерные качества, в перечень которых начинают включать и общение с противоположным полом. Мальчик-подросток, стремясь показать свою мужественность, не только занимается спортом, проявляет решительность, силу, но и активно демонстрирует интерес к девочкам и вопросам секса. Если же он избегает этого и у него замечают «девчачьи» свойства, то он неизбежно становится мишенью для насмешек. Девочки в этот период беспокоятся о том, насколько они привлекательны для противоположного пола. При этом под влиянием традиционных они замечают, что их «слабость» и «беспомощность» привлекает мальчиков, которым хочется проявить свои уменья и силу, выступить в роли защитника и покровителя.

В этот период авторитет взрослых уже не так высок, как в детстве. Подростки начинают ориентироваться на стереотипы поведения, принятые в их среде и активно продвигаемые массовой культурой. Идеалом девушки может стать сильная, успешная и самостоятельная женщина. Все реже доминирование мужчины в любви, в семье и в коллективе воспринимается как норма. Подвергается сомнению гетеросексуальная нормативность, то есть «правильность» и допустимость влечения только к представителю противоположного пола. Все большее понимание находит «нестандартная» гендерная самоидентификация. Сегодняшние подростки и молодые люди более либеральны в своих взглядах на сексуальность и сексуальные отношения.

Усвоение гендерных ролей и становление гендерной идентификации происходит в результате сложного взаимодействия природных задатков, индивидуальных особенностей ребенка и его окружения, микро- и макросоциума. Если родители, зная закономерности этого процесса, не навязывают ребенку свои стереотипы, а помогают ему раскрыть свою индивидуальность, то в подростковом и более старшем возрасте у него будет меньше проблем, связанных с половым созреванием, осознанием и принятием своего пола и гендера.

Без двойных стандартов

Двойные стандарты проявляются в самых разных областях жизни. Когда речь идет о мужчинах и женщинах, они прежде всего касаются сексуального поведения. Традиционно за мужчиной признается право на сексуальный опыт до вступления в брак, а от женщины требуется, чтобы до замужества. При формальном требовании взаимной верности обоих супругов внебрачные связи мужчины не осуждаются так строго, как измены женщины. Двойной стандарт предписывает мужчине роль опытного и ведущего партнера в сексуальных отношениях, а женщине – пассивной, ведомой стороны.

Если мы хотим воспитать ребенка в духе гендерного равенства, необходимо показывать ему пример одинакового отношения к людям независимо от их пола. В разговорах с ребенком не связывайте то или иное занятие или работу по дому или профессию с половой принадлежностью – папа может мыть посуду, а мама – ездить на машине за продуктами; бывают женщины-инженеры и мужчины-повара. Не допускайте двойных стандартов в отношении мужчин и женщин и будьте нетерпимы к всякому насилию, от кого бы оно ни исходило: девочка, задирающая мальчика, заслуживает того же порицания, что и мальчик, отбирающий у нее игрушку. Гендерное равенство не отменяет половых и гендерных различий и не отождествляет женщин и мужчин, девочек и мальчиков, но позволяет каждому человеку найти свой способ самореализации, определить свой жизненный выбор независимо от привычных гендерных стереотипов.

* О. Вейненгер «Пол и характер» (Латард, 1997).

** Н. Бердяев «Смысл творчества» (АСТ, 2007).

*** Я. Коломинский «Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений» (Народная Асвета, 1984).

**** И. Добряков «Опыт исследования гетеросексуальных отношений детей препубертатного возраста» (в книге «Психика и пол у детей и подростков в норме и патологии», ЛПМИ, 1986).

Возможны варианты

Не делайте из мальчика «настоящего мужчину», советует родителям социолог и сексолог Игорь Кон*.

Все настоящие мужчины разные, единственные поддельные мужчины те, которые притворяются «настоящими». Андрей Дмитриевич Сахаров так же мало похож на Арнольда Шварценеггера, как Кармен на мать-героиню. Помогите мальчику выбрать тот вариант маскулинности, который ему ближе и в котором он окажется успешнее, чтобы он мог принимать себя и не жалеть об упущенных, чаще всего лишь воображаемых, возможностях.

Не воспитывайте в нем воинственность.

Исторические судьбы современного мира решаются не на полях сражений, а в сфере научно-технических и культурных достижений. Если ваш мальчик вырастет достойным человеком и гражданином, умеющим отстаивать свои права и выполнять связанные с ними обязанности, он справится и с защитой Отечества. Если же он привыкнет видеть кругом врагов и решать все споры с позиции силы, ничего, кроме неприятностей, ему в жизни не светит.

Не учите мальчика относиться к женщине с позиции силы.

Быть рыцарем красиво, но если ваш мальчик окажется в отношениях с женщиной не ведущим, а ведомым, это станет для него травмой. Разумнее видеть в «женщине вообще» равноправного партнера и потенциального друга, а отношения с конкретными девочками и женщинами выстраивать индивидуально, в зависимости от их и своих ролей и особенностей.

Не пытайтесь формировать детей по собственному образу и подобию.

Для родителя, не страдающего манией величия, гораздо более важная задача – помочь ребенку стать самим собой.

Не пытайтесь навязать ребенку определенный род занятий и профессию.

К тому времени, когда он будет делать свой ответственный выбор, ваши предпочтения могут морально и социально устареть. Единственный путь – с раннего детства обогащать интересы ребенка, чтобы у него был возможно более широкий выбор вариантов и возможностей.

Не заставляйте детей реализовать ваши несбывшиеся мечты и иллюзии.

Вы не знаете, какие черти сторожат тропинку, с которой вы когда-то свернули, и существует ли она вообще. Единственное, что в вашей власти, – помочь ребенку выбрать оптимальный для него вариант развития, но право выбора принадлежит ему.

Не пытайтесь изображать из себя строгого отца или ласковую мать, если эти черты вам не свойственны.

Во-первых, обмануть ребенка невозможно. Во-вторых, на него влияет не абстрактная «полоролевая модель», а индивидуальные свойства родителя, его нравственный пример и то, как он относится к ребенку.

Не верьте, что в неполных семьях вырастают неполноценные дети.

Это утверждение фактически неверно, но действует как самореализующийся прогноз. «Неполные семьи» – не те, в которых нет отца или матери, а те, где недостает родительской любви. Материнская семья имеет свои дополнительные проблемы и трудности, но она лучше, чем семья с отцом-алкоголиком или где родители живут как кошка с собакой.

Не пытайтесь заменить ребенку общество сверстников,

избегайте конфронтации с их средой, даже если она вам не нравится. Единственное, что вы можете и должны сделать, это смягчить связанные с нею неизбежные травмы и трудности. Против «плохих товарищей» лучше всего помогает доверительная атмосфера в семье.

Не злоупотребляйте запретами и по возможности избегайте противоборства с ребенком.

Если на вашей стороне сила, то на его стороне – время. Краткосрочный выигрыш может легко обернуться долгосрочным поражением. А если вы сломаете его волю, в проигрыше окажутся обе стороны.

Никогда не применяйте телесных наказаний.

Тот, кто бьет ребенка, демонстрирует не силу, а слабость. Кажущийся педагогический эффект полностью перекрывается долгосрочным отчуждением и неприязнью.

Не слишком уповайте на опыт предков.

Мы плохо знаем реальную историю повседневности, нормативные предписания и педагогические практики никогда и нигде не совпадали. Кроме того, сильно изменились условия жизни, а некоторые методы воспитания, которые считались полезными раньше (та же порка), сегодня неприемлемы и неэффективны.

Сведения и материалы, содержащиеся в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За предоставленную информацию несут ответственность авторы.

В современном мире, шагающем в ногу со временем и находящемся в гонке за равноправием людей, часто проскакивают выражения и недовольства, связанные с гендерной принадлежностью. Недовольства связаны и с дискриминацией по этому признаку. Давайте разберёмся в этих понятиях и узнаем, откуда идут корни .

Врождённые и приобретённые качества

Кажется, что понятие гендера и пола – это одно и то же, нет никакой разницы в них. Однако это не так, различия всё-таки существенны. Попробуем узнать, что такое гендерный признак и определение «пола».

Мужчиной вы родились или женщиной – это определяется уже при рождении. Разница и разделения при этом очевидны. Этот фактор является биологическим. В данном случае это положение не меняется и не зависит от воли человека.

Однако медицина шагнула вперёд давно. Теперь разработки, инновации, пластическая хирургия шагнули на более высокий уровень. Медицина способна менять пол.

В некоторых случаях его даже невозможно точно определить. Случаются инциденты, когда есть признаки и мужских и женских гормонов, половых признаков, поэтому это осложняет суждение.

Как гласит Википедия, половой признак связан с биологическими и анатомическими особенностями организма, а вот гендерный признак с:

  • обществом
  • социальной жизнью
  • воспитанием

Проще говоря, мальчики и девочки рождаются, а вот мужчинами и женщинами становятся в процессе жизнедеятельности. Это касается не только воспитания, но и в целом как на людей влияет жизнь в обществе, культура, самосознание .

Время не стоит на месте, поэтому понятие «гендер» меняется. Когда на дворе был 19-й век мужчин и женщин различали следующим образом: у дам были длинные косы, они носили платья. А мужчины были коротко-стриженными и носили брюки. Однако сейчас это не есть определение гендера.

В прошлых столетиях женский пол не мог занимать высокопоставленные посты в политике, заниматься бизнес-проектами. Это считалось чем-то аморальным и невозможным, однако, с течением времени и прогрессом это стало обычным делом. И сейчас никого этим не удивишь. Однако по гендерному признаку по-прежнему судят и разделяют мужчин и женщин.

Различие диктует массовое сознание

Многие факторы зависят от уровня культуры и развитости общества. Социальное поведение можно навязывать только тем личностям, которые неправильно мыслят и недостаточно просвещены.

Например, что-то должен мужчина и что-то должна женщина. Отличие и разделение мужчины и женщины связано с их обязанностями. Например, мужчина должен:

  • быть главой семьи
  • получать больше денег
  • иметь целый набор характеристик – мужественность, твёрдость, агрессивность
  • выбирать профессии мужского характера
  • любить спорт
  • быть рыболовом
  • стремиться подняться по карьерной лестнице

Точно такой же перечень есть и для женского пола. Например, женщина должна быть, как говорится «настоящей», выйти замуж, родить детей, быть мягкой и уступчивой и выбрать профессию женской направленности. А всё остальное время, которого должно быть много, посвящать семье.

Конечно, у бунтарей данные стереотипы вызывают бурную и эмоциональную реакцию. Ведь сейчас всё перемешалось: многие пары не хотят обременять себя отношениями, браком, а тем более детьми. А всю энергию направляют для продвижения в карьере, для работы и жизни в своё удовольствие.

Из такого рода мышления рождаются проблемы гендерного характера. Нередко кормящим женщинам приходится содержать всю семью, зарабатывать деньги на хлеб и на пропитание, при этом мужчина может не работать, а, наоборот, уйти в декретный отпуск. Либо другой вариант: жертвы ради карьеры, либо мужчины, в душе чувствующие себя женщиной. Они увлекаются вышивкой. Получается, ни этот, ни другой случай не соответствуют своему полу.

Все люди равны

Так что получается гендерный признак – это стереотип? В разных странах эту проблему трактуют по-своему .

Например, в обществе Испании тот представитель сильного пола, который хорошо готовит, приравнивается к «настоящему мачо». А вот у славян это женская работа и вовсе не мужское дело. Отсюда развиваются проблемы, женщины чувствуют такую дискриминацию, пытаются доказывать своё равенство, отстаивать права и заявлять о себе, как о личности. А руководящие посты чаще всего отводятся представителям сильного пола.

Чтобы решить эту проблему, некоторые страны ведут гендерную политику. Это значит:

  • государство ответственно за установление равенства между полами и ликвидацию различий
  • создаются правовые нормы
  • создаётся равноправное общество без запретов

Все эти действия направлены на уничтожение стереотипов, связанных с гендером.

Гендер: определение

Понятие «гендер» означает социальный пол. Он определяет, как себя будет вести человек в определённой роли мужчины или женщины. Сюда входят и запреты на то или иное поведение.

Гендерное значение в обществе говорит о том, какую профессию должен выбирать человек по своему биологическому половому признаку.

К примеру, очевидны различия между православными и мусульманскими женщинами. С анатомической позиции они равны, однако, по гендеру они будут занимать разную нишу в социуме.

Итак, понятие «гендер» появилось по следующим причинам:

  • как часть исследования нового самосознания
  • изучалось в годы активизации феминистических настроев

Все эти понятия, так или иначе, разделяют людей по половому признаку.

Ещё 60 лет назад известный врач того времени изучал различия полового характера. Он и назвал такой вид дифференциации гендером. Тогда изучения были спровоцированы появлением новых типов людей – транссексуалов и интерсексуалов. Однако тогда этот термин так и остался просто научным понятием.

А вот после, 10 лет спустя, появились феминистки. Они отстаивали своё равенство и права. У них был свой устав и идеология. Сторонники и участники активно лавировали понятием гендера.

Медицина основана на том же принципе

, различия по половым особенностям существуют и в медицинской практике. Даже существует целый вид науки «Гендерная медицина». Это значит то, что определённую болезнь будут лечить по-разному у мужчин и женщин. Это касается даже тех случаев, если представители находятся в одинаковых возрастных категориях. Такое различие обусловлено тем, что организмы устроены по-другому.

У мужской и женской половины разница не только по гендеру, полу, но и по физиологии:

  • у мужчин ярко выражен тестостерон – это сугубо им присущий гормон
  • у женщин – эстроген и прогестерон

Поэтому на разные ситуации происходит различная реакция, в том числе эмоциональная.

И болезни одни присущи больше мужчинам, другие – женщинам. Такое же различие существует в стрессовых ситуациях и во время проявления боли. Например, если женщина на что-либо жалуется, её сперва необходимо проверить на гормоны, ведь они оказывают влияние на весь организм в целом.

Такой гендерный признак может проявиться и в моральном состоянии и эмоциональном здоровье. Допустим, женщины себя прекрасно чувствуют, если будут говорить в день не меньше 20 тысяч слов, а мужчинам достаточно всего 8 тысяч.

Ни для кого не секрет, что различие и полов, и гендера заключается в реакции на то или иное обстоятельство. Женщины в основном руководствуются чувствами и эмоциональностью, а вот мужчины ведут себя более сдержанным образом и руководствуются в основном логикой.

Поэтому даже у психологов разные подходы к людям по половому признаку, потому что внутри люди разные.

Проявление гендера в современном обществе

Итак, понятие «гендера» было рассмотрено выше, теперь рассмотрим конкретные примеры, чтобы лучше понимать, о чём идёт речь .

Почему говорят, что гендерные суждения – это стереотипы? Наверное, потому что встречаются женщины, которые таковыми являются только внешне. И различий между другими особых нет. Однако под всей внешней мишурой – макияжем, париком, одеждой и каблуками скрывается мужчина. Разница только в том, что по биологическому признаку он мужского пола, а морально ощущает себя женщиной.

Другой пример – . Этот термин активно упоминался в 2000-х годах. Сейчас этим понятием абсолютно никого не удивить. Это стало нормой жизни. Метросексуалов полно: в журналах, кино, музыкальных клипах, в ночных клубах. Под это описание конкретным примером является мужчина, который очень внимательно к себе относиться, ухаживает за своей внешностью, соответствует модным тенденциям. Можно такую личность противопоставить так называемому «настоящему мужчине», который особо не заморачивается по поводу своей внешности и обладает более волевыми и твёрдыми качествами характера.

Как определить из толпы метросексуала:

  • он любит ходить по магазинам
  • весь шкаф забит модными вещами
  • носит множество аксессуаров к одежде – шарф, очки, часы, браслеты, кольца, значки, украшения
  • не стесняется красить ногти, волосы, удалять волосы с волосистых участков кожи

Поэтому и существует такое разделение, всё зависит от предпочтений и самоощущения. При этом метросексуал может быть и геем, и нормальным мужчиной. Здесь не угадаешь .

Как бы там ни было, даже такая черта как метросексуальность оставляет мужчину мужчиной. Ведь эта черта не влияет на пол. Например, в 18 веке такая мода была. Мужчины красились, носили каблуки, надевали парики и украшали себя обильно аксессуарами.

Другой пример – мужчины Шотландии. Они по своей культуре носят юбки, а арабы – и вовсе платья. Были в истории и упоминания о любви самураев друг к другу, греки передавали свою нетрадиционную сексуальную наклонность в произведениях искусства. При этом мужчины сражались, участвовали в войнах, заводили семьи и оставляли после себя потомство.

Например, различие по гендеру заключается и в логике. Мужчины подсмеиваются над женской, а женщины над мужской. Всё это также относится к гендерным стереотипам, навязанным обществом и культурой.

Андрогинность это прогресс в сознании?

Всё больше общество интересует такое понятие как «андрогинность» . Проще говоря, это двойственность полового признака. Она проявляется как внешне, так и внутренне. О 2-полости или бесполости говорят не только духовные практики, но и религии. Например, в Библии сказано, что ангелы бесполые существа также как и наша душа не имеет половой характеристики.

В человеке андрогинность проявляется, когда есть:

  • ощущение двух полов внутри
  • дополнение одной личности другой
  • существование в одном теле двух личностей

Об этом шла речь еще в период античности. Даже в древнегреческих писаниях обсуждали этот феномен.

Сейчас же андрогинность является частью психологического состояния человека. Получается, при андрогинности у человека есть и мужские, и женские особенности. Причём это касается внешности, в том числе. Однако начинается это всё с духовного: как человек рассуждает, как себя ведёт, какие имеет привычки и манеры. Бывает мальчики очень похожи на девочек, даже голос говорит о женском поле. Анрогинность не говорит о том, что у человека проблемы с ориентацией.

Человеку быть андрогином в современном мире тяжело. Поскольку необходимо выбрать, кто ты. Поэтому всегда нужно соблюдать баланс в своих состояниях. Как показывает практика, пол здесь совсем не играет роли. И выбор может быть сделан не в его пользу. Всё это может вызвать насмешки и упрёки со стороны общества. В крайних случаях – осуждение и насилие над этим человеком.

Андрогины, как правило, выбирают для себя определённый стиль, в котором им комфортно. Необязательно для этого делать операцию, можно выбрать одежду, причёску, манеру поведения, которая максимально близка к личности.

Например, в Америке свобода в этом плане очевидна. Там существует более 30 видов гендерной личности, которую может выбрать человек. И всё это закреплено законом.

Есть ли равенство

В мире, во многих странах, даже сред мусульман, где женщина находится на нишу ниже мужчин тоже говорят о гендерном равенстве. Эти споры поменяли многие законы и расширили права человека. Что значит равенство?

Идея состоит в том, что люди имеют одинаковые возможности в различных областях жизнедеятельности. Это касается систем образования и науки, медицины и здравоохранения, закона и порядка. Это значит:

  • беспрепятственный выбор той или иной работы, вне зависимости от пола
  • доступ к государственной деятельности
  • создание семьи
  • воспитание детей

Если говорить о неравенстве , то здесь возникает масса проблем, в том числе насилие. Потому что в современном мире уже отказываются от стереотипов, которые существовали в прошлом. Например, то, что мужчина – это агрессивный самец, а женщина – послушная и терпеливая самка. Такие характеристики и «эхо прошлого» допускает мужчинам иметь беспорядочные сексуальные связи, а что касается женского пола здесь, наоборот, полное подчинение. Это рождает рабское отношение.

Никто не говорит, что за равенство необходимо бороться, создавать конфликты, однако, общество уже поменялось в корне. Например, всё больше женщин занимают посты, которые присущи мужчинам – идут в ряды полицейских, спасателей, водителей, чиновников. С другой стороны мужчины могут быть танцорами, деятелями культуры. И здесь нет ничего зазорного.

Кроме того, всё чаще складываются ситуации, когда женщина не может себе позволить быть домохозяйкой и заниматься исключительно бытом и домохозяйством. Она наравне с мужчиной трудится, при этом воспитывает детей и ухаживает за домом. Хотя гендерные стереотипы противоречат такому распорядку жизни.

Однако в странах Саудовской Аравии по-прежнему действует определенная иерархия в отношениях между мужчиной и женщиной. Это происходит из-за менталитета, религии и вековых традиций. Например, там мужчина по-прежнему стоит на голову выше женщины и может управлять ею. Это считается нормой, к такой ситуации приучены с детства.

Если говорить о различиях между мужчинами и женщинами, бытует мнение, что дамы ценят больше семейные ценности, а мужчины – независимость, успешность. В настоящее время, всё перемешалось и мы видим, что ценности у всех разные. И это не зависит от половой принадлежности .

Другая гендерная проблема заключается в двойственных стандартах . Она может проявляться в равной степени в любой области или сфере жизни, даже в личных отношениях. Например, сексуальное поведение.

Мужчинам свойственно разнообразие сексуальной жизни. И чем было больше партнёрш до свадьбы, тем лучше. Приобретение опыта полезно и необходимо для будущих отношений.

Что касается женского пола, они должны выходить замуж невинными, иначе это считается дурным тоном. Собственно, раньше на это обращали большее внимание, нежели сейчас. Поскольку всё больше пар живут в гражданском браке, то есть по закону они друг другу никто. Получается, связи мужчины не осуждаются так яро, как измена женщины.

По двойному стандарту мужчина может главенствовать в сексуальной жизни, по своему усмотрению, в то время как женщина может выполнять роль ведомой личности.

Поэтому если речь идёт о воспитании, решать только вам. Если вы стремитесь к гендерному равноправию, ребёнку необходимо показывать соответствующий пример поведения и общения друг с другом. И не дискриминировать людей в зависимости от пола. Когда речь идёт о профессиях, необязательно подчёркивать, что соответствует сугубо мужчинам, а что сугубо женщинам. Можно показать, что папа тоже может заниматься домашними делами, готовить пищу, а мама работать и любить футбол, ездить вместе с папой на рыбалку. И не поощряйте насилие. Подчёркивайте, что плохо, когда мальчик обижает девочку, а когда девочка отвечает и обижает вслед мальчика – это тоже оскорбительно и неправильно.

Гендерное равенство не меняет историю, половую принадлежность или черты характера, оно всего лишь помогает найти свой жизненный путь, не опираясь на стереотипы – кому что можно, а кому что нельзя.

Введение

Мужчина и женщина - представители одного и того же биологического рода, относящиеся к разному полу - мужскому и женскому. Это знает и понимает каждый школьник. Однако в последнее время все чаще и чаще приходится слышать такое понятие, как гендерный признак. Что означает данное понятие, и в каких аспектах его можно рассматривать? Попробуем разобраться.

Гендерный признак в медицине

В медицинской литературе можно встретить понятие гендерной медицины. Уже давно известно, что хороший врач не будет одинаково лечить от одной и той же болезни мужчину и женщину (даже одного возраста). Почему? Потому что организмы представителей разного пола устроены по-разному. В первую очередь это связано с гормонами. Мужским организмом управляет тестостерон, а женским - эстроген и прогестерон. Именно из-за работы гормонов женский и мужской организмы реагируют на воздействие раздражителей по-разному. У мужчин чаще встречаются одни болезни, а у женщин - другие. Они по-разному переносят стресс и боль. Если терапевт при жалобах женщины на мигрень отправляет ее к гинекологу, это не значит, что это неквалифицированный врач. Скорее, наоборот. Изменение гормонального фона женщины может повлиять буквально на любые процессы в ее организме.

Кроме того, гендерный признак проявляется в эмоциональной реакции и поведении человека. Так, женщинам, для того чтобы нормально себя ощущать, нужно в день выговорить более двадцати тысяч слов, а мужчинам - всего шесть-восемь тысяч. Женщины более эмоциональны, а мужчины более сдержаны. У профессиональных психологов алгоритмы работы с пациентами разных полов кардинально отличаются, так как их «внутреннее устройство» также очень разнится.

Гендерный признак. Социальный и политический аспекты

Интересоваться и серьезно заниматься вопросами гендерного равенства во всем цивилизованном мире начали достаточно давно. Гендерная политика - это важное направление работы многих ученых и политиков в настоящее время. Женщины и мужчины населяют планету примерно в равном соотношении и имеют равные интеллектуальные способности, однако права у них не всегда и не всюду равные. Времена матриархата давно ушли в прошлое, и сегодня очень часто именно женщины не получают доступа ко многим правам и свободам. Исследования в данном направлении показали, что в странах с равными правами для обоих полов все хорошо и с экономическим развитием. А в государствах, где права женщин в большей или меньшей степени ущемляются, очень заметно экономическое отставание. Конечно, это не основная причина, однако сильная зависимость от отношений к "слабому" полу здесь имеет место.

Во многих странах Азии и Африки девочек не пускают в школы, а женщинам не дают доступа к высокооплачиваемым должностям или за ту же работу платят значительно меньше. В некоторых слаборазвитых странах женщина считается собственностью мужа и обязана выполнять большую часть работ по дому и на земле. В то время как мужчина большую часть заработка тратит на свои развлечения. Во многих странах женщины ограничены в юридических правах (право голоса на выборах, права на детей и другие), а также не допускаются в политику. Решать эти и другие гендерные проблемы призвано большое количество общественных организаций по всему миру. Регулярно проводится большое количество кампаний, направленных на прекращение ущемления прав женщин во всех странах. Однако большую роль здесь играют традиции, которые передавались из поколения в поколение и которые почти невозможно перебороть. Поэтому о скором решении существующих проблем речь не ведется.

Ге́ндер (англ. gender , от лат. genus «род») - социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Иными словами, гендер обозначает те культурные и социальные значения, которые приписываются биологическим различиям между мужчинами и женщинами, которые характеризуются маскулинностью и фемининностью соответственно.

Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.

Со временем пол человека из биологической характеристики трансформировался в характеристику социально-психологическую. Таким образом, возникло понятие «гендер».

В 1958 работавший в университете Калифорнии (Лос-Анжелес, США) психоаналитик Роберт Столлер ввел в науку термин «гендер» (социальные проявления принадлежности к полу или «социальный пол»). В 1963 он выступил на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме, сделав доклад о понятии социополового (гендерного) самоосознания. Предложение Р.Столлера о разведении биологической и культурной составляющих в изучении вопросов, связанных с полом, и дало толчок формированию особого направления в современном гуманитарном знании – гендерным исследованиям.

Американская исследовательница Дж. Скотт в середине 1980-х гг. продолжила исследования с понятием гендера, которое хотя и не завоевало всеобщего признания, но, во всяком случае, получило весьма широкую популярность. В отличие от термина "пол" ("sexsus"), обозначающего чисто биологические отличия мужчин и женщин, и термина "род" ("genus"), обозначающего грамматическое явление, термин "гендер" ("gender") в понимании Дж. Скотт, не снимая и не отрицая половых различий, делает упор на те социальные особенности мужчин и женщин, которые возникают у них в результате их общественной деятельности и которые, в конечном счете, определяют своеобразие их социального поведения. Используя это понятие, можно подробнее и детальнее осветить сосуществование мужчин и женщин в обществе, показать соотношение "мужественного" и "женственного" в экономике и политике, в общественной и личной жизни.

Вначале термин "гендер" противопоставлялся категориям "род" и "пол", которые были естественными, природными, стабильными. "Гендер" же конструировался, создавался обществом, предписывался институтами социального контроля и культурными традициями. Это был придуманный людьми и постоянно меняющийся (вместе с изменением общества) фактор.

Так половые различия, ранее опиравшиеся только на биологические особенности человека, стали рассматриваться и как "идеологический продукт", как следствие определенных идеологических изменений, как "социальная категория".

По мнению Пушкаревой Н.Л.(российский историк, антрополог, основоположник исторической феминологии и гендерной истории в советской и российской науке), в философии "гендерным концепциям" предшествовали следующие направления:

1) теория социального конструирования. Суть концепции состояла в том, что окружающий нас мир скорее (и в большей степени) “сконструирован" и структурирован людьми, нежели предопределен природой.

2) теория социализации Т. Парсонса и Р. Бейлса - была значима именно тем, что ее авторы призвали исследователей проанализировать, как усваиваются общественные (в том числе половые) роли и как индивид “обучается” им.

3) теория интеракционизма И. Гоффмана поставила ученых перед необходимостью анализа источников и результатов всех социальных взаимодействий (англ. interaction - взаимодействие). И. Гоффман придал новый смысл понятию идентичности (самосознания) и ввел в общественные науки понятия агентов и институтов социализации, проблему “значимых других” и пр.

Многое из этих концепций позаимствовали сторонники феминизма.Кажущееся естественным различие между мужским и женским не имеет биологического происхождения, заявили они. Лучше всего эту концепцию выражает знаменитый тезис Симоны де Бовуар: "Женщиной не рождаются, женщиной становятся”.

В начале 1980-х годов гендерная концепция, отвоевав свое место под солнцем в социологии,лучше всего иллюстрируется в статье Дж. Скотт “Гендер - полезная категория исторического анализа”. Эта американская исследовательница, блистательный педагог и популяризатор, же предложила видеть в понятии четыре группы “подсистем":

    комплекс символов и образов, характеризующих “мужчину” и “женщину” в культуре;

    комплекс норм - религиозных, педагогических, научных, правовых, политических;

    социальные институты, которые формируют гендер (семья, система родства, домохозяйство, рынок рабочей силы, система образования, государственное устройство);

    проблему самовыражения, субъективного самовосприятия и самоосознания личности, т.е. проблему половой идентичности.

В 1990-х годах положение гуманитарного знания этой области изменилось. Во главу понятия становится идея различия и множественности, проблему нетипичного и единичного.

Гендерные роли.

Гендерные роли - одни из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для людей того или иного пола (чаще социального пола или гендера), представителей определённой сексуальной ориентации. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции.

В широком смысле существует 2 основных гендерных роли:

    Феминная гендерная роль предписывает женщинам быть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к интересам и проблемам других людей.

    Маскулинная гендерная роль требует от мужчин активности, агрессивности, доминирования, амбициозности.

Так, согласно Б.М. Бим-Баду и С.Н. Гаврову

«Разделение труда по принципу половой принадлежности и традиционной гендерной роли, которые играют мужчина и женщина, распределение, в результате которого внешняя по отношению к семье хозяйственная деятельность была делом мужчин, а домашнее хозяйство – делом женщин, привело к экономической зависимости женщин от мужчин, что нашло отражение в характере распределения обязанностей между ними».

Гендерные различия традиционно считались проявлением внутренних сущностных различий в характерах и интересах женщин и мужчин. Хотя маскулинность/феминность и относящиеся к ним черты считаются противоположными, исследования чётко показывают, что люди, независимо от их биологического пола, в различной степени обладают обоими наборами характеристик.

В настоящее время не существует единой теории социальных ролей как таковой. Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, психологических и биосоциальных теорий. Но имеющиеся исследования позволяют сделать вывод о том, что на их формирование и развитие у человека оказывают влияние общество и культура, закрепленные в них представления о содержании и специфике гендерных ролей. А в ходе исторического развития общества содержание гендерных ролей подвергается изменениям. Удар по убеждению о том, что мужчины и женщины от природы созданы для выполнения определенных ролей, нанесла Маргарет Мид (M.Mead) в своей книге "Пол и темперамент". Ее наблюдения за жизнью племен в Новой Гвинее убедительно это опровергают. Наблюдаемые ею женщины и мужчины исполняли совершенно различные роли, иногда прямо противоположные принятым для каждого пола стереотипам.

Одна из идей, декларируемых женским движением 70-х годов, состояла в том, что традиционные гендерные роли сдерживают личностное развитие и реализацию имеющегося потенциала. Она послужила толчком для концепции Сандры Бем (S.Bem), в основе которой лежит понятие андрогинии, согласно которой любой человек, независимо от его биологического пола, может соединять в себе традиционно мужские и традиционно женские качества (такие люди получили наименование андрогины). И это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм и свободно переходить от традиционно женских занятий к традиционно мужским и наоборот.

Развивая эту идею, стали говорить о расщепленности, или фрагментарности гендерных ролей. Нет единой роли мужчины или женщины. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей, например, жены, матери, студентки, дочери, подруги и т. д. Иногда эти роли не совмещаются, что ведет к ролевому конфликту. Конфликт между ролью деловой женщины и ролью матери всем хорошо известен. Сейчас имеются данные о том, что выполнение многих ролей способствует психологическому благополучию человека.

Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу гипотезы о том, что наши гендерные роли формируются культурой. Согласно теории Хофстеда (Hofstede), различия в гендерных ролях зависят от степени гендерной дифференциации в культурах или степени маскулинности или фемининности той или иной культуры. На основании кросс-культурных исследований Хофстед показал, что люди маскулинных культур имеют более высокую мотивацию достижения, смысл жизни видят в работе и способны много и напряженно работать. В ряде кросс-культурных исследований установлено также, что фемининные культуры с низкой дистанцией власти (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция) имеют личностно-ориентированные семьи, которые способствуют усвоению равенства в гендерных ролях. В то время как культуры с высокой дистанцией власти и ярко выраженной маскулинностью (Греция, Япония, Мексика) - имеют семьи, ориентированные на жесткие гендерные ролевые позиции. Такие семьи способствуют, в конечном итоге, жесткой дифференциации в гендерных ролях.

Гендерные роли зависят не только от культуры, но и от исторической эпохи. И. С. Кон отметил, что традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов фемининности-маскулинности отличалась следующими характерными чертами: женские и мужские виды деятельности и личные качества отличались очень резко и казались полярными; эти различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись нерушимыми; женские и мужские функции были не просто взаимодополнительными, но и иерархическими, женщине отводилась зависимая, подчиненная роль.

Из вышесказанного складывается мнение - Для полноценного развития и самореализации человеку необходимо избавиться от ограничений, накладываемых традиционным стереотипом мышления на поведение мужчин и женщин, и которые представляют собой лишь условность. Свобода от подобных стереотипов дает человеку возможность обрести душевное и физическое здоровье и способность жить полной жизнью.

Гендерная асимметрия - непропорциональная представленность социальных и культурных ролей обоих полов (а также представлений о них) в различных сферах жизни. Например, в населении большинства стран женщины составляют более половины (от 51% до 54%), в то время как среди политиков национального и регионального уровней их число значительно меньше.