Понятие академической, прикладной и практической психологии. Бытовая и профессиональная психологическая практика

Введение

В XX столетии психология вступила в период создания научных основ разработки ее важнейших проблем. В настоящее время психология имеет свой особый предмет изучения, свои специфические задачи, свои специальные методы исследования; она располагает сетью психологических учреждений (институтов, лабораторий, учебных заведений, готовящих кадры психологов), журналами и специализированными книжными издательствами. Систематически собираются международные психологические конгрессы, психологи объединяются в научные ассоциации и общества. Значение психологии как одной из важнейших наук о человеке в настоящее время осознается повсеместно. Цель данной работы: сопоставить связь академической и практической психологии и рассмотреть специфику подготовки специалистов-психологов.

Психология как наука

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4--5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные -- выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений. Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.

Общая психология (рис. 1) исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это -- эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Специальные отрасли психологии (рис. 2), тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой.

Рис. 1.


Рис. 2.

Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка. Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Три следующие отрасли психологии -- медицинская и патопсихология, а также психотерапия -- имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки -- объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса.

Основные проблемы, которыми занимается академическая психология.

1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы, -- это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).

2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.

3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.

2. Взаимосвязь научной и практической психологии

Психология является, прежде всего, отраслью научного знания, но в то же время она представляет собой и область профессиональной деятельности специалистов-психологов.

Как отрасль науки психология часто называется академической или теоретической психологией (от франц. academisme - теоретическое направление в науке), как область профессиональной деятельности психология называется практической психологией (от греч. praktikos -- деятельный, активный).

Основными сферами деятельности профессионального психолога являются как академическая психология, и практическая психология (рис. 3).


Рис. 3.

Академическая, или теоретическая, психология представляет собой область психологии, ориентированную на получение новых знаний о законах и закономерностях развития психики. Академическая психология занимается поиском и теоретической систематизацией объективных знаний о психической деятельности и поведении человека и животных, создает научное описание и объяснение фактов и явлений психики. Теоретическая психология как отрасль научного знания является достаточно молодой наукой, хотя имеет древние философские корни. Психология оформилась в самостоятельную область научного знания лишь в конце XIX века, ее признание связано не только с появлением первых доказательных психологических теорий, но и с успехами экспериментальных исследований. В 1879 году немецким психологом и философом Вильгельмом Вундтом в Лейпцигском университете была открыта первая психологическая лаборатория. Лаборатория экспериментальной психологии В. Вундта была затем преобразована в институт, который долгие годы был важнейшим центром научной психологии. За короткий период своего существования психологическая наука проделала большой путь, накопила значительное научное содержание.

Большую роль в этом процессе сыграло развитие научных методов психологического исследования. Первым специфически психологическим методом в истории психологии был метод интроспекции (от лат. intrфspectвre ? смотреть внутрь), представлявший собой исследование психологом собственного психического опыта, содержания собственного сознания путем внутреннего наблюдения. На современном этапе своего развития психология имеет большое число объективных методов, которые во многом определяют содержание и направления психологических исследований. Среди основных психологических методов наибольшую значимость имеют такие методы как наблюдение, эксперимент, опросные методы, изучение продуктов деятельности, психодиагностические методы.

Наблюдение в психологии? это целенаправленное изучение психических явлений на основе непосредственного восприятия действий человека, форм его поведения и деятельности, различных внешних проявлений в естественных ситуациях. Метод наблюдения позволяет собрать множество интересных для исследователя фактов, большой объем информации, получить общее представление об изучаемом явлении. Для некоторых групп испытуемых наблюдение является наиболее желательным методом исследования (изучение младенцев, людей с измененными состояниями сознания).

Эксперимент является основным, ведущим методом психологии, представляющим собой сбор фактического материала в специально организованных условиях, регламентированное изучение психический явлений, форм поведения и деятельности. Преимуществом эксперимента как метода психологического исследования является возможность многократного повторения изучаемого явления.

К опросным методам в психологии относятся беседа, анкетирование, интервью, опросник. Во всех методах этой группы психолог выявляет необходимую информацию путем постановки специально подобранных вопросов. Вопрос должен быть понятен испытуемому, поэтому он должен быть достаточно коротким, не содержать специальных терминов, быть внутренне непротиворечивым.

Метод анализа продуктов деятельности (праксиметрический метод, архивный метод), основан на изучении различных материальных результатов деятельности человека (сочинение, рисунок, изготовленный предмет). Использование анализа продуктов деятельности основано на том, что в них проявляется отношение человека к самой деятельности, отражается уровень развития его способностей, усвоения знаний, умений и навыков.

Наблюдение, эксперимент, опросные методы и анализ продуктов деятельности являются так называемыми исследовательскими методами, не требующими жесткой регламентации процедуры проведения и обработки результатов. Психодиагностические методы (тесты, проективные методы, личностные опросники), напротив, основаны на строгом ограничении процедуры исследования, обработки и интерпретации результатов, проходят обязательную стандартизацию на больших выборках испытуемых.

Тесты являются, наверное, самыми знаменитыми психологическими методиками, к ним относятся тесты интеллекта и тесты способностей и достижений. Наиболее известными современными тестами интеллекта являются шкалы измерения интеллекта Д. Векслера, тест структуры интеллекта Р. Амтхауера, прогрессивные матрицы Дж. Равена, тесты интеллекта Г. Айзенка, а также тесты диагностики креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса.

Личностные опросники, также, как и нестандартизированные опросные методы, состоят из вопросов или утверждений, для которых испытуемый выбирает вариант из нескольких предложенных ответов. Среди психологов заслуженной популярностью пользуются такие профессиональные личностные опросники как личностный опросник Р. Кеттела (16 PF), Миннессотский многофакторный личностный опросник (MMPI), опросник реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера, опросник личностных акцентуаций Ф. Шмишека, опросники Айзенка (EPQ и EPI) и другие. психолог учебный обучение

Проективные методы направлены на выявление индивидуальных особенностей отражения действительности, системы субъективных смыслов и значений в восприятии мира личностью. Среди проективных методов наиболее известны такие как тест Г. Роршаха, требующий от испытуемого структурирования неопределенного стимульного материала, придания ему субъективного смысла; Тематический апперцептивный тест (ТАТ), основанный на истолковании изображенной ситуации; тест «Дом-дерево-человек» Дж. Бука, тест «Нарисуй человека» К. Маховер, применяющие анализ рисунка, который делает испытуемый и другие.

В настоящее время все большее распространение получают компьютерные варианты классических психодиагностических методик. Преимуществом их компьютерного применения является быстрая обработка и представление результатов, доступные и простые средства статистического анализа, а также долговременное хранение данных в любой удобной для исследователя форме.

Психологические методы обеспечивают многие направления психологических исследований, способствуют накоплению разносторонних результатов, обобщение которых ложится в основу выявления психологических закономерностей.

Кроме того, все большее значение приобретают относительно недавно появившиеся отрасли психологической науки, число которых постоянно растет. Они выделяются из традиционных направлений исследований, приобретая собственный предмет и содержание.

Число отраслей психологической науки постоянно растет, поскольку психология накапливает и систематизирует все новые данные, по-новому подходит к решению традиционных проблем изучения психики человека. Широкие потребности в психологическом знании порождают новые междисциплинарные области (психолингвистика, этнопсихология, психофармакология, космическая психология, психология компьютеризации и другие).

Практическая психология направлена на применение полученных в теоретической психологии знаний на практике, в работе с людьми. Поэтому иногда ее называют прикладной психологией. Не все полученные в теоретических исследованиях знания могут быть использованы в области практической психологии, поэтому ее разделы не соответствует отраслям теоретической психологии. Основными направлениями практической психологии являются психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психологическая диагностика и психологическое просвещение.

Психологическая диагностика как вид деятельности психолога представляет собой изучение индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека, выявление различных качеств, психологических и психофизиологических особенностей, черт и свойств личности с помощью специальных методик и приемов. Психодиагностика служит начальным звеном любой психологической работы с людьми, поскольку на ее основе разрабатываются программы коррекции, направления консультирования, мероприятия по психологическому просвещению. А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина считают, что психодиагностика определяет успешность протекания других видов деятельности практического психолога. Отмечается также, что психодиагностика во многом основывается на опыте и интуиции практического психолога.

Психодиагностическая деятельность практического психолога предполагает значительную ответственность психолога за соблюдение требований к процедуре исследования, обработке и истолкованию полученных результатов. Овладение той или иной психодиагностической методикой означает не только накопление опыта работы с ней, но и усвоение определенной психологической теории, на которой основана разработка методики.

Психологическое консультирование является направлением работы психолога по оказанию психологической помощи в процессе специально организованного взаимодействия (беседы) в условиях тесного эмоционально-личностного контакта с человеком, установления доверительных отношений. Психологическое консультирование направлено на разрешение конкретной психологической проблемы, психологических трудностей, связанных с общением, межличностными отношениями, с особенностями жизненных ситуаций и возрастными этапами развития личности. Главная цель консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку понять причины трудностей, поддержать самостоятельный поиск личностью адекватных путей выхода из сложной или критической ситуации.

Психологическое консультирование охватывает различные сферы и может быть педагогическим, организационным, профориентационным. Консультирование может быть индивидуальным и групповым, очным и заочным.

Психологическая коррекция - это направление деятельности психолога по устранению и профилактике отклонений в познавательной и личностной сфере, и работа по развитию способностей и возможностей человека. Психолог также раскрывает источники и причины отклонений. В психокоррекции большое внимание придается различным аспектам психологического воздействия на личность, часто с помощью специальных приемов и техник (от англ. technique ? техника (исполнения), мастерство), используемых психологом в индивидуальной или групповой работе с людьми.

Психологическое просвещение представляет собой распространение научных психологических знаний среди широких слоев населения. Как правило, психологическое просвещение затрагивает интересные и необходимые практически для всех людей знания о закономерностях возрастного развития личности, об особенностях общения между людьми в различных группах (в семье, рабочих коллективах, неформальных объединениях), о воспитании и обучении детей. Психологическое просвещение проводится в виде различных форм психолого-педагогической работы с людьми. Такими формами могут быть популярные лекции и беседы, открытые семинары, тематические уроки для школьников, выступления на педсоветах и методических объединениях учителей, на родительских собраниях в школе, доклады и сообщения в других организациях, тематические выставки психологической литературы, выпуск стенгазет, организация кружков, клубов и лекториев, и другие.

В качестве отрасли науки, студенты изучают теоретическую психологию в виде системы учебных дисциплин. Особенности практической психологии как сферы деятельности психолога становятся понятными во всех деталях лишь после окончания учебного заведения, с началом самостоятельной профессиональной деятельности, хотя с отдельными ее элементами студенты-психологи знакомятся в ходе теоретического обучения и учебных практик.

По замечанию Е.А. Климова, между академической и практической психологией «существует полезное (с точки зрения перспектив развития науки в целом и психологического образования в частности) противоречие между теорией и практикой», которое порождает тесную взаимосвязь и взаимозависимость между ними (рис. 4).


Рис. 4.

Характеризуя отношения между теоретической и практической психологией, Ф.Е. Василюк отмечает, что в гуще психологической практики возникает жизненная потребность в психологической теории, и психологическая практика, в свою очередь, может стать краеугольным камнем психологии как науки.

Психологи-профессионалы работают в разных областях народного хозяйства, на различных рабочих местах. Поэтому неодинаковы выполняемые ими функции и содержание профессиональной деятельности, специфика работы психолога определяется типом профессиональной специализации.

Классификация психологических профессий может быть проведена по различным основаниям: по отношению к основным сферам деятельности психолога (академической и практической психологии) и по отношению к существующим отраслям психологии.

1. Психологические профессии по отношению к академической и практической психологии. В соответствии с выделением в качестве сфер деятельности психолога академической и практической психологии, психолог-профессионал может работать преимущественно в одной из этих областей. В сфере академической психологии, психолог может быть теоретиком-исследователем, научным работником. Психологи-теоретики занимаются научными исследованиями, они работают в научно-исследовательских институтах, лабораториях в должности научных сотрудников. В нашей стране работают два государственных научно-исследовательских института, занимающихся психологическими исследованиями: Психологический институт РАО и Институт психологии АН РФ. Психологические научно-исследовательские лаборатории открываются не только в научно-исследовательских институтах психологического профиля, но и в смежных областях. Кроме того, значительное число таких лабораторий работает в высших учебных заведениях, которые, помимо обучения студентов, как уже упоминалось, занимаются научно-исследовательской деятельностью.

В сфере практической психологии психолог непосредственно работает с людьми, используя специальные психологические знания и методики, приемы, техники. Практическими психологами являются школьные психологи, семейные психологи-консультанты, психологи-консультанты в центрах психологической помощи и других организациях. Чрезвычайно востребованы в настоящее время психологи - специалисты в области тренинговой работы, занимающиеся поведенческими тренингами («тренеры» для ведения тренингов продаж, тренингов для повышения квалификации персонала и др.).

В последнее время практических психологов с высшим психологическим образованием все чаще приглашают на работу, связанную с управлением персоналом, отбором, проведением собеседований с кандидатами на должности, комплексной оценкой персонала всех уровней, для психологического сопровождения персонала организаций. В этом случае психологи работают совместно с менеджерами по работе с персоналом, сотрудниками отделов кадров. Кроме того, практические психологи в организациях занимаются психологическим обеспечением деятельности сотрудников, созданием благоприятного психологического климата, реализацией программ обучения для сотрудников, оказывают помощь в процессе вхождения новых сотрудников в сложившийся коллектив организации, разрабатывают рекомендации для административных работников по управлению персоналом.

Между теоретической и практической сферами деятельности психолога не существует непроницаемой границы. Нередко современные психологи, занимаясь теоретическими исследованиями, одновременно ведут практическую работу в каком-либо учреждении или организации, работают консультантами, школьными психологами, ведут тренинги. Практические психологи, в свою очередь, накопив интересные и значимые результаты в своей работе, обобщают их в виде теоретических научных трудов, которыми могут быть диссертационные исследования, научные статьи и книги, выступления на научных конференциях и семинарах.

Промежуточное положение между психологами-теоретиками и психологами-практиками занимает психолог-преподаватель. Преподаватель психологии, с одной стороны, работает с людьми, однако предметом его деятельности является передача теоретических знаний обучающимся. В связи с этим в своей работе преподаватель психологии выполняет педагогические функции, занимается педагогической деятельностью. В качестве преподавателя психолог может работать в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, в учебных планах которых имеются какие-либо психологические дисциплины. Например, в педагогических вузах на всех факультетах, занимающихся подготовкой учителей, студенты изучают общую, социальную, возрастную и педагогическую психологию. Помимо перечисленных дисциплин, при получении специальности 030800 - «Изобразительное искусство», студенты слушают такие курсы как «Основы психологии семьи и семейного консультирования» и «Психология личности». На специальности 061500 - «Маркетинг» читается курс «Социология и психология управления». Таким образом, освоение будущей профессии по многим направлениям подготовки требует изучения психологических дисциплин, для чтения которых нужны психологи? преподаватели психологии.

В последнее время психология в качестве учебного предмета вводится и в средних школах. В нашей стране психология была школьным предметом с начала XIX века (1804 г.) до начала XIX века (1917 г.), затем с 1947 года и почти до конца пятидесятых годов XX века. Сейчас эта традиция возобновляется, но в учебные планы общеобразовательной школы психология еще не вошла. Можно предположить, что в скором времени в школах появится учитель психологии, который будет вести соответствующий учебный предмет. За рубежом психология также преподается в средней школе. Например, в школах Великобритании активно вводятся учебные предметы, имеющие психологическое содержание (курс по самосознанию для подростков и другие дисциплины).

Следующим основанием классификации психологических профессий является их разделение в зависимости от того, с какой именно психологической наукой преимущественно связано содержание профессиональной деятельности психолога.

Существует множество подходов к выделению видов и подвидов научного знания, в том числе - психологического. Например, теоретическое, прикладное и практическое знание, гуманитарный и естественнонаучный подход к построению психологии и т.д. Об этом открыто говорят, пишут в книгах. Но есть одно важное деление внутри науки психологии, которое сегодня активно устно обсуждается, которое для многих очевидно, но о котором отчего-то не принято говорить официально. Это деление психологии на так называемую академическую и практическую.

В книгах и словарях вы не найдете определения этих понятий, но это не мешает им сосуществовать и вступать друг с другом иногда в легкую, а иногда и в непримиримую полемику. Каждый школьный психолог время от времени становится вольным или невольным ее участником. Многим знакомо это тревожное внутреннее раздвоение: теоретически в проблеме все ясно, а что делать на практике - непонятно.

И еще. Многие из нас время от времени испытывают то более, то менее ощутимые удары по профессиональной самооценке: в книгах и умных речах лектора все было так понятно, почему же никак не удается применить теоретические знания на деле? Наверное, если бы на моем месте был тот самый лектор, у него проблем бы не возникло... Справедливо ли это самоуничижение? Какую позицию целесообразно занять практику по отношению к академическому знанию?

ОСНОВА ОСНОВ

Прежде всего, дадим некоторые рабочие определения.
Академическая психология - система представлений о предмете, задачах, ценностях и средствах профессиональной деятельности, сформулированная, в лучшем случае, определенной научной школой, в худшем случае - возникшая из расплывчатых теоретических ориентаций сотрудников учебных и научных учреждений.
Практическая психология - система представлений (чаще всего, полувербализованных, интуитивных) о предмете, задачах, ценностях и средствах профессиональной деятельности, на которую опирается психолог в той или иной сфере социальной практики - образовании, управлении, медицине, социальной помощи и др.

Академическая психология сегодня обладает статусом официальной науки. Именно она доминирует на рынке специальной литературы (мы не берем в расчет популярную психологическую продукцию, рассчитанную на непрофессионалов), ее преподают в вузах и излагают на страницах уважаемых научных периодических изданий, ее рассматривают как обязательный фундамент практической работы психолога.

Любая конференция по практической психологической проблематике начинается с пленарных встреч, где основное слово принадлежит все той же академической психологии в лице докторов и кандидатов наук.

Преобладающее большинство профессиональных психологов по своему первому образованию - академические специалисты. Они обладают некоторым запасом знаний о том, что такое психика и каково ее абстрактно-научное строение (общая психология), каково устройство человеческих взаимоотношений с точки зрения теоретических моделей (социальная психология), как в общем и целом выглядит психологический онтогенез (возрастная психология) и т.д. Они знают о том, что такое научная и прикладная психодиагностика и какие серьезные требования предъявляются к настоящей диагностической процедуре с точки зрения валидности, надежности и устойчивости. В целом, у них есть научная картина того, как по большому счету устроен психический мир человека. Человека вообще.

Что же происходит потом, когда обладатель этого «вообще знания человека», сразу после вуза или на каком-то этапе своей личной судьбы, решает работать в практической сфере?

ТО В ЖАР, ТО В ХОЛОД

На этот вопрос трудно ответить в академическом ключе, обобщенно. Я скажу о себе, тем более что мой профессиональный путь в этом смысле весьма тривиален.

Я получила хорошее образование, стала кандидатом наук и пошла работать школьным психологом. Первые годы было невероятно тяжело. Субъективный авторитет академического знания был настолько высок, что его содержание долгое время было вне критики и осмысления. Собственно, других знаний я и не имела: так, немного личного опыта, но какой же «серьезный» ученый ему доверяет?

Обвинения предъявлялись самой себе (недоучила, не поняла) и школе. Школе же доставалось больше всего (себя-то жалко, опять же, красный диплом). И ничего-то им, педагогам, не нужно, и не хотят они припасть к живительному источнику научного познания в моем лице, и родители у моих детей неправильные, нет им до чад своих никакого дела, и администрация необразованная и т.д.

Потом наступила «парадоксальная фаза»: мне вполне серьезно стало казаться, что стать хорошим практиком можно только основательно забыв все, чему учили в университете, поверив своей интуиции и опыту и научившись видеть в собеседнике конкретного человека. Помню период, когда многие книги по психологии вызывали раздражение: своим языком, подходом к анализу проблем, отсутствием реальных примеров...

Кстати, сейчас былая острота чувств пропала, но некоторые вещи не приемлю до сих пор: не люблю, когда человека называют индивидом, когда используют сложную терминологию там, где можно выразиться просто, когда предлагают практические рекомендации, основанные не на реальном опыте, а на материале диссертаций.

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ

Не так давно на смену описанной выше стадии пришла следующая (дай Бог, не последняя). Пришло понимание несомненной ценности некоторых аспектов собственного академического образования.

Так, мне очень помогает одна фундаментальная установка, сформированная под воздействием педагогов еще в годы обучения. Звучит она примерно так: «Всегда начинай с постановки целей и вопросов на личностный смысл». То есть прежде чем что-то делать, ответь себе на вопрос, для чего ты это делаешь (что хочешь увидеть на выходе) и зачем тебе это надо (какие ценности, какие личностные смыслы за твоими действиями незримо стоят).

Эта установка актуализируется у меня сама по себе во многих ситуациях, если же происходит какой-то сбой на неосознаваемом уровне, я применяю ее сознательно. Какая бы ни стояла задача - диагностическая, консультативная, организационно-методическая - прежде всего необходимо поставить вопрос на смысл (это выражение А.Н. Леонтьева) и задать цель.

Особенно важна такая постановка вопроса, когда речь идет об использовании уже готового, «чужого» приема. В любую методику, любую процедуру диагностического, коррекционного и прочего толка их создателями вложены определенные цели и внесены некоторые ценности, некоторое отношение к миру, объекту воздействия и к тому, кто будет использовать это средство.

В редких случаях создатели открыто предъявляют свои цели и ценности. А между тем, применяя средство, вы автоматически вносите в свою деятельность заложенные в него цели и ценности. Конечно, иногда удается, не меняя тот или иной прием по сути, использовать его для решения своих задач, переориентировать его в ценностном аспекте, но это большая редкость.

Так, если опросник выстроен в клиническом ключе, он работает на выявление отклонений. И он будет это делать даже в том случае, если вы примените его для отбора кадров при приеме на работу (что сегодня делается повсеместно).

Если проективная методика «Несуществующее животное» предполагает, что исследователь формирует не столько объективное «досье» на исследуемого, опираясь на критерии, сколько субъективный личный взгляд на его рисунок в целом, то без этой целостной субъективной оценки метод работать не будет, сколь бы изощренные критерии вы ни вводили.

Если традиционные коррекционные методики предполагают тренинг познавательных процессов, то вам не удастся с помощью этих методик сформировать личностную позицию ребенка по отношению к своей деятельности. И так далее.

Второй важнейший вклад академического образования в мое профессиональное «Я» - это умение строить деятельность от постановки цели до оценки результата. Работать, не теряя поставленной цели. Не плыть по течению, отслеживать этапы, ограничиваться некоторым четким курсом, понимая, что всего не сделаешь, необъятного не обымешь. Это последействие научно-исследовательской работы, которая здорово способствует формированию этого навыка. В школе без этого мгновенно утонешь в море проблем и запросов.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «МедиКлаб». В широкий спектр предложений медицинского центра «МедиКлаб» входит такая косметологическая процедура, как криолиполиз. Посетив официальный сайт компании «МедиКлаб», располагающийся по адресу http://medi-club.ru, Вы сможете получить купон на криолиполиз и записаться на прием к врачу медицинского центра. Выгодные цены, самое современное оборудование и эффективные методики лечения, большой опыт работы и профессионализм специалистов медицинского центра «МедиКлаб» являются гарантами того, что Вы будете полностью удовлетворены всеми предоставляемыми услугами. А так же на сайте компании представлены отзывы пациентов, прошедших лечение в медицинском центре «МедиКлаб», а раздел сайта «вопрос-ответ» позволит задать вопрос квалифицированному врачу по любому интересующему Вас заболеванию или косметологической процедуре.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Но есть вещи, от которых я решительно отмежевалась. Например, от отношения официальной психологической науки к «настоящей» психодиагностике. Да, то, что я сегодня понимаю под школьной практической диагностикой, с точки зрения точной науки - язычество, профанация и депрофессионализация. Ни один из применяемых методов не прошел проверки на надежность и обоснованность. Не прошел не потому, что несовершенен, а потому, что мне и в голову не приходит этим заниматься.

Диагностика в моей работе решает задачи совершенно иного уровня и значения. То, что я применяю, позволяет мне достигать моих целей. Все остальное - суета. (Жуткая крамола, но так и есть.) Я плохо отношусь к тому значению, которое сегодняшняя академическая психология вкладывает в слово «объективность». Объективность как безоценочность, отстраненность психолога от проблемы, исключение его личных ценностей из процесса диагностики и последующих этапов работы.

Ценности и смыслы пронизывают отношение любого человека к миру внутри и вокруг него, его взгляд обязательно оценочен, другого не бывает. Иначе это уже что-то другое. Например, подсматривание за миром в малюсенькую дырочку. Либо школьный психолог - «объективный исследователь», видящий крошечный кусочек другого человека, которого он именует индивидом, испытуемым, обследуемым, либо он - пристрастный участник общения, имеющий дело с конкретным человеком во всех его биологических, личностных и индивидуальных проявлениях.

И я очень плохо отношусь к той позиции «сверху», которую представители «большой науки» нередко занимают по отношению к практикам. Недоверие к их личному опыту, их интуитивным обобщениям, пренебрежение их собственными теоретическими построениями, берущими начало не из постулатов некоторой устоявшейся традиции, а из собственной деятельности; снисходительно-высокомерное отношению к языку, на котором говорят практики, - все это есть и не делает чести представителям научных школ и направлений.

Наверное, когда-нибудь это противостояние уйдет в прошлое. Возможно, что его и сейчас не все замечают. На мой взгляд, оно существует, но вполне может быть преодолено за счет сближения позиций академической и практической психологии. Нужно использовать преимущества каждого из подходов.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

В оформлении использована гравюра современного американского художника Антонио Фрескони «День и ночь»

Глава 4 Отрасли академической психологии

Любопытно, что каждый, кто хочет писать о психологии, все еще вынужден начать с предварительного изложения своей собственной точки зрения… Когда предлагается тема, содержащая слово «психология», никто не может с уверенностью сказать, какая именно область фактов - или вымысла - будет исследоваться, и какой метод будет принят за основание.

Фредерик Бартлетт

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

Из книги Век толп автора Московичи Серж

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Из книги Беседы Свобода - это Все, Любовь - это Все Остальное автора Бендлер Ричард

Глава 23. Обманы Психологии. «То, во что вы не верите, так же важно, как и то, что вы делаете» Ричард Бэндлер. В психологии есть своя польза. Как психолог, я изучил многие вещи, имеющие определенную ценность в этой области. Я также столкнулся со многими разочарованиями в

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

2 ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ, ЕЕ ОТРАСЛИ К основным функциям психологии относят изучение адаптационной роли психики человека и животных в условиях современной жизни; изучение развития познавательных процессов на каждой стадии психического развития. Как

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том I. Мировой трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

Глава III. Трансперсональный проект в глубинной психологии: научно-психологические предпосылки трансперсональной

Из книги Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений автора Коломинский Яков Львович

9. Гипноз и парапсихология: вызов академической науке На протяжении всей истории научной психологии внимание к таинственным аспектам человеческой личности проявлялось самыми великими мастерами психологической науки: Фрейдом, Юнгом, Райхом и многими другими. Вне

Из книги Социальная психология автора Почебут Людмила Георгиевна

Глава 2. Методы психологии Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты – это воздух ученого. Без него вы никогда не сможете взлететь. И. П. ПавловМетоды, пути, средства, с помощью которых добываются научные факты,

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

Часть I История и предмет социальной психологии Становление социальной психологии Направления зарубежной социальной

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

13. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ И САМОНАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.Существуют определенные требования к организации и проведению

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

14. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Принцип детерминизма. Этот принцип означает, что психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни. Если говорить о психике животных, то считается, что ее развитие определяется естественным

Из книги Творчество в рамках автора Голденберг Джекоб

Глава I ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Из книги автора

Глава II МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Методика и методология Наука - это прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее метода. Методы, т. е. пути познания, - это способы, посредством которых

Из книги автора

Глава I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ §1. Общее понятие о психике Психология - наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также

Из книги автора

Эволюция целой отрасли благодаря умножению Многим невдомек, что целый ряд удивительных инноваций обязан своим появлением именно принципу умножения. Взять, к примеру, фотографию. Само происхождение фотографии и многие важные достижения в данной области построены на

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисципли­ны, во втором - для описания поведения или психических особенностей отдель­ных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знако­мится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Чем же отличаются житейские психологические знания от научных? Существует пять таких отличий.

1) Первое: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

2). Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.

Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Уже упоминалось об их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно "вить веревки", а из кого нельзя.

В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

3). Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи.

В науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

4). Четверное различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

5) Пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология.

Таким образом, житейская психология - это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни.

Научная психология – это устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных.

Научная и житейская психология не являются антагонистами, они сотрудничают, дополняют друг друга. Т.е. научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Житейская и обыденная психология

Научная психология

Практическая психология

Объект конкретен

Объект исторически изменялся

Объект в каждом конкретном случае реален

Знания конкретны, приурочены к конкретным ситуациям

Знания стремятся к обощению

Обобщенные знания предельно конкретизируются

Характеризуются ограниченностью задач и лиц, на которые распространяются

Поиск общих тенденций и закономерностей развития личности

Отрефлексирование научных знаний и соотнесение с реальным поведением конкретного человека

Носят интуитивный характер

Рациональны и вполне осознанны

Осознанны

Передаются с трудом и в незначительной степени

Знания аккумулируются и передаются

Знания обобщаются и передаются

Методы ограничены

Множество методов

Совокупность различных методов

Материал ограничен, не происходит накопление

Располагает обширным материалом, который накапливается и осмысливается в специальных отраслях психологической науки

Располагает обширными знаниями, которые используют, исследуя конкретную жизненную ситуацию конкретного человека

Язык изложения ненаучный, понятный всем

Специфический язык изложения

“Перевод” научных знаний на язык понятный человеку

Проверка на достоверность собственным опытом

Проверка на достоверность с помощью специальных методов

Главный показатель - решены ли проблемы, которые беспокоили клиента

Рассматривается конкретный человек в конкретной ситуации

В каждом направлении изучается одна сторона личности человека

Рассматривается личность в целом

Нет концептуального аппарата

Концептуальный аппарат служит для объяснения психологических феноменов и для коммуникации внутри научного сообщества

Концептуальный аппарат предназначен для понимания проблем клиента и заказчика и для коммуникации с ним же

Сегодня можно выделить два подхода к рассмотрению психологии. Одним из них, научным, занимаются специалисты-психологи. В него входят академическая, прикладная и практическая психология.

Продукт академической и прикладной психологии - исследование проблемы с последующими рекомендациями по их решению, практической - воздействие с целью решения психологической проблемы.

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев выделяют два по­нимания «практической психологии»:

1) практическая психология как «прикладная дисципли­на», особенностью которой является «ориентация на акаде­мическую исследовательскую психологию естественнонауч­ного типа»;

2) практическая психология как «особая психологиче­ская практика», где главная ориентация не на исследование психики, а на «работу с психикой».

Практическая психология - психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.

Другой подход - так называемая житейская психология. Представления о ней формируются на основе повседневного общения с другими людьми. Суть житей­ской психологии в том, чтобы объяснить проблему через внешние обстоятельства, а решить ее надо, соответственно, через изменение этих внешних факторов.

Научная психология считает наоборот: внешние обстоятельства жизни человека являются следствием внутренних психологических причин. Поэтому, если человек хочет разобраться в свой жизни, то ему надо сначала познакомиться с особенностями своей психики. Психолог работает в невидимом субъективном мире, который от этого не менее реален, чем объективный. На этом уровне другая логика.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2015, том 36, № 3, с. 81-90

ДИСКУССИЯ

ПСИХОЛОГИЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ: АКТУАЛЬНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ1

© 2015 г. В. А. Мазилов

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, город Ярославль; e-mail: [email protected]

Прослеживается история взаимоотношений между академической и практической психологией2. Доказывается, что исторически они имеют различные корни. Показано, что разрыв между ними, зафиксированный Л.С. Выготским (1927), существовал и имеет место до сих пор, однако это не кризис, а нормальное состояние науки. В научной психологии происходит соперничество между естественно-научной и герменевтической парадигмами. Академическая и практическая психологии не являются конкурентами, поскольку каждая занимает свою нишу и решает разные задачи. Доказывается, что парадигмального противостояния между академической и практической психологией в современной психологической науке нет: это замаскированное "классическое" соперничество между естественно-научной и герменевтической парадигмами.

Ключевые слова: академическая психология, практическая психология, естественно-научная парадигма, герменевтическая (гуманитарная) парадигма.

Возможно, наступила пора вернуться к обсуждению "вечных" для психологов вопросов - о соотношении академической психологии и практики. Представляется, что проблема заключается в наличии разных составляющих в общем комплексе знаний о психическом, а в самой психологии -разных потоков.

Поскольку у психологии много разных корней, в качестве времени ее зарождения исследователи могут выбрать разные моменты. Во всяком случае, у Аристотеля мы можем найти и элементы психологической теории, и элементы психологической практики, а значит, в той или иной форме и их оппозицию. В самом деле, в IV веке до н.э. термина "психология" еще нет (он появится лишь через 18 столетий), учение о душе - logos peri psyche - уже есть, а Платон ввел термин "психагогия" для обозначения практики, реализуя которую, хороший оратор может вести за собой своих слушателей. Чем не оппозиция ликейского и академического,

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РНФ (грант №14-18-01833).

2 Статья продолжает дискуссию, развернувшуюся на страницах "Психологического журнала" в работах Журавлева А.Л., Ушакова Д.В. (2011. № 3. С. 5-16; 2012. № 2. С. 127-132), Жалагиной Т.А., Короткиной Е.Д. (2012. № 1. С. 137-140), Орлова А.Б. (2012. № 2. С. 124-126), Юреви-ча А.В. (№ 1. С. 127-136), Розина В.М. (2012. № 2. С. 119123). - Прим. ред.

да еще и с иронией истории? (Кажется, это порадовало бы Юнга: замечательно соответствует принципу энантиодромии, по Гераклиту).

Следует специально отметить то, что, по нашему мнению, оппозиция между разными потоками внутри психологического знания естественна и неизбежна.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПРАКТИКА НА ДОНАУЧНОМ,

ФИЛОСОФСКОМ И НАУЧНОМ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

Исторически психология начинается с донаучной психологии, которую, по известному выражению П. Жане, "народ создает еще до психологов" . С психологии, которая не осознает себя наукой (и ею, в общем-то, не является), а существует, обслуживая деятельность и общение людей. По характеристике М.С. Роговина, это психология, в которой знание и деятельность слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека в процессе совместного труда, необходимостью правильно реагировать на его действия и поступки . "Человек развивался и познавал свой субъективный мир по мере того, как овладевал внешним миром. Внутреннее

становилось доступным через практическое взаимодействие с окружением" . Не анализируя здесь в высшей степени увлекательный вопрос о происхождении и начальном развитии донаучной, имплицитной психологии, отметим только, что не подлежит, по-видимому, сомнению то, что основным методом такой психологии было житейское наблюдение.

На наш взгляд, было бы неправильно сводить "начальную" донаучную психологию только к вышеописанной. Психология "вырастала" одновременно из различных источников, на что совершенно справедливо указывал еще Макс Дессуар, один из первых историков психологии. Он видел три корня психологии: религиозный (психософия); связанный с жизнедеятельностью (психобиология); связанный с практическим познанием особенностей характера и т.д. (психогностика) . Нельзя не учитывать также опыта переживания измененных состояний сознания: во время танцевальных оргий, экстаза, приема в пищу определенных веществ и т.д.

Роль донаучной психологии не должна недооцениваться. Житейские представления о психическом существуют у каждого человека, они составляют ту основу, на которую проецируются научные построения. Имплицитные представления (так называемые имплицитные теории личности, мотивации, психики в целом и т.д.) человека, определяющие в значительной степени его взаимодействие с миром, должны учитываться как одна из предпосылок формирования психологической теории. Здесь уместно вспомнить о понятии мезокосма, используемом в эволюционной эпистемологии Г. Фолльмера . «Мезокосм -это когнитивное окно, которое открывается перед человеком, обремененным своей биологической природой. Это мир средних измерений, к которому адаптировался человек в ходе биологической эволюции. Мезокосм - это "когнитивная ниша" человека» . Г. Фолльмер анализирует интуитивные представления современного человека о движении, констатируя сходство с физическими теориями Средневековья. Утверждается, что эти предрассудки практически неустранимы . Остается только выразить сожаления о том, что особенности интуитивных представлений человека о собственной психике не исследованы пока в достаточной степени. Возможно, прогресс в этой области будет достигнут, когда научная психология ассимилирует опыт, накопленный в трансперсональной психологии.

Важным признаком донаучной психологии является то, что ее "объект по существу не меняет-

ся (это всегда те люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся)" . Донаучная психология, таким образом, имеет "объектное" происхождение. Для нее важен сам человек. Можно сказать, что донаучная психология была лично-стно-ориентированной. Для нее важны практично сть (возможно сть использования) и цело стно сть (предсказание поведения, поступков целостного человека). Так, донаучная психология требует "заземления", практического знания. Ее роль в современной психологии состоит, по-видимому, в том, чтобы отстаивать тенденцию к целостному ("объектному") и практически-ориентированному познанию. К сожалению, особенности донаучной психологии изучены пока явно недостаточно.

Расчленение психологического знания (и, соответственно, трех видов психологии - донаучной, философской и научной) представляется полезным для анализа интересующей нас темы. При этом хотелось бы обратить внимание на существенное различие между этим членением психологии и многочисленными трехчленными делениями, которые были популярны в позапрошлом и прошлом столетии. В качестве примера можно взять известный закон трех стадий О. Конта , в соответствии с которым в развитии любой науки могут быть выделены теологическая, метафизическая и научная стадии. Согласно Конту, имеет место смена одной стадии другой: переход к следующей "отменяет" предыдущую. В психологии дело обстоит иначе. Для нашего исследования важно, что указанные течения в психологии и виды психологического знания сосуществуют в культуре и, следовательно, могут оказывать взаимное влияние.

Как известно, внимание к проблеме разрыва между психологической теорией и психологической практикой привлек Л.С. Выготский в своей известной работе "Исторический смысл психологического кризиса" (1927). Работа была опубликована лишь в 1982 году, до того была известна лишь узкому кругу специалистов по копиям в самиздате. По этому поводу написано очень много, интересующихся отошлем к нашим публикациям , а сами обратимся к современной психологии.

Известно, что классическая трактовка связи теории, эксперимента и практики была осуществлена Б.Ф. Ломовым в статье "Теория, эксперимент и практика в психологии" в первом номере "Психологического журнала" , а затем в известной монографии . Как отмечал автор, "взаимодействие... теории, эксперимента и практики есть необходимое условие развития всей системы психологических наук" .

Напомним, что мы обсуждаем соотношение академической и практической психологии, и в данном случае точка отсчета проблемы определяется, как представляется многим, совершенно однозначно: в 1996 году появилась известная статья Ф.Е. Василюка . В статье утверждалось, что существует схизис между академической и практической психологией. Как нам представляется, не стоит все же забывать, что О.К. Тихомиров первым в новейшей истории отечественной психологии поставил проблему соотношения академической и практической психологии, причем он рассматривал это как проблему мировой психологической науки. О.К. Тихомиров писал: «Соотношение теоретической, или академической, психологии и психологии практической. Две области разорваны в структуре мировой психологической науки. Этот разрыв организационно оформлен. Существуют две международные ассоциации. Одна называется "Ассоциация научной психологии", другая "Ассоциация прикладной психологии". Они собираются в разных городах, с разным составом (иногда он может частично совпадать)» . В результате практическая работа психологов строится без опоры на теории, развиваемые в академической психологии. Академическая психология, в свою очередь, недостаточно анализирует и ассимилирует опыт практической психологии. Нельзя не заметить, что соотношение академической и практико-ориентированной психологии сегодня обсуждается в периодической печати очень широко, проблема и сегодня актуальна.