Понятие об агрессивном поведении. Инструментальная (приобретенная, условная) агрессия

Как мы отмечали, агрессия может быть представлена в виде дихотомии (физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая). Завершая обсуждение этой темы, рассмотрим последний вариант дихотомического деления агрессии - агрессию враждебную и инструментальную (Buss, 1961, 1971; Fechbach, 1964, 1970; Hartup, 1974).

Термин враждебная агрессия приложим к тем случаям проявления агрессии, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Люди, проявляющие враждебную агрессию, просто стремятся причинить зло или ущерб тому, на кого они нападают.

Понятие инструментальная агрессия , наоборот, характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда. Иными словами, для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний.

Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и самоутверждение .

В случае принуждения зло может быть причинено с целью оказать влияние на другого человека или «настоять на своем» (Tedeschi & others, 1974). Например, по наблюдениям Паттерсона, дети используют разнообразные формы негативного поведения: стучат кулаками, капризничают и отказываются слушаться - и все это делается с целью удержать власть над членами семьи. Конечно, подобное поведение закрепляется, когда маленьким агрессорам периодически удается вынудить своих жертв пойти на уступки.

Аналогично агрессия может служить цели самоутверждения или повышения самооценки , если такое поведение получает одобрение со стороны других. Например, человек может показаться «несгибаемым» и «сильным» в отношениях с другими, если нападает на тех, кто его провоцирует или раздражает.

Яркий пример инструментальной агрессии представляет собой поведение подростковых банд, которые слоняются по улицам больших городов в поисках случая вытащить кошелек у ничего не подозревающего прохожего, завладеть бумажником или сорвать с жертвы дорогое украшение. Насилие может потребоваться и при совершении кражи - например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий - нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам (Stivens, 1971). Дополнительным подкреплением агрессивных действий в этих случаях может служить восхищение ими со стороны приятелей.

Хотя многие психологи признают существование различных типов агрессии (например, Bandura, 1989; Buss, 1961; Fechbah, 1970; Hartup, 1974; Rule, 1974), везде это положение вызывает полемику. Так, по мнению Бандуры, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией.

В ответ на эту критику некоторые ученые предложили разные определения для этих двух типов агрессии. Зильманн (Zillmann, 1970) заменил «враждебную» и «инструментальную» на «обусловленную раздражителем» и «обусловленную побуждением» .

Агрессия, обусловленная раздражителем , относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего для устранения неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния (например, сильный голод, дурное обращение со стороны других).

Агрессия, обусловленная побуждением , относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего с целью достижения различных внешних выгод.

Додж и Койи (Dodge & Coie, 1987) предложили использовать термины реактивная и проактивная .

Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу.

Проактивная агрессия , как и инструментальная, порождает поведение (например, принуждение, влияние, запугивание), направленное на получение определенного позитивного результата.

Эти ученые провели серию исследований, в которых выявили различия между двумя типами агрессии. Авторы обнаружили, что проявляющие реактивную агрессию учащиеся начальных классов (мальчики) склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников и поэтому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Учащиеся, демонстрировавшие проактивную агрессию, не допускали подобных ошибок в интерпретации поведения своих сверстников.

Исследования Доджа и Койи представили эмпирические доказательства существования двух различных типов агрессии. Независимо от выбора термина, обозначающего эти различные виды агрессии, очевидно: существуют два типа агрессии, мотивированные различными целями.

Удовлетворение самых различных потребностей оказалось бы невозможным, если бы в процессе эволюции не возникла и не получила развития специфическая реакция преодоления, открытая И. П. Павловым и названная им рефлексом свободы. Рефлекс свободы - это самостоятельная форма поведения, для которой препятствие служит не менее адекватным стимулом, чем пища для пищевого поведения, боль - для оборонительной реакции, а новый и неожиданный раздражитель - для ориентировочной. И. П. Павлов в работе «Рефлекс свободы» отмечал: «…рефлекс свободы есть общее свойство, общая реакция животных, один из важнейших прирожденных рефлексов. Не будь его, всякое малейшее препятствие, которое встречало бы животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни».

Позднее В. П. Протопопов, предложивший концепцию стимульно-преградной ситуации, экспериментально доказал, что реакция преодоления, возникающая при наличии преграды и дополняющая потребность, первично инициировавшую поведение (пищевую, половую и т. д.), играет важную роль в формировании приспособительных действий. Именно характер преграды, а не первичный мотив определяет состав действий, перебираемых в процессе организации поведения, способного обеспечить достижение цели.

Рефлекс свободы наиболее выражен у диких животных и часто бывает значимей половых и пищевых потребностей и жажды.

П. В. Симонов в книге «Мотивированный мозг» пишет, что при наличии потребности препятствие на пути к ее удовлетворению активирует у высших животных и человека два самостоятельных мозговых механизма - нервный аппарат эмоций и структуры реакции преодоления. В организации целенаправленного поведения эти два механизма играют разные роли. Положительное значение эмоций заключается в гиперкомпенсаторной мобилизации энергетических ресурсов, а также в переходе к тем формам реагирования, которые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов (доминантные реакции, имитационное поведение и т. д.). Достоинства эмоций диалектически оборачиваются их уязвимыми сторонами. Дело не только в расточительности, неэкономичности эмоционального реагирования: генерализуя поиск выхода из положения, эмоции всегда содержат опасность ухода от цели, опасность «слепого» перебора вариантов методом проб и ошибок. В этом отношении сосредоточение на преодолении препятствия купирует уязвимые стороны эмоционального возбуждения, препятствуя его дезорганизующей генерализации, способствуя удержанию первоначальной цели. Вместе с тем само преодоление может стать источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель: потребность в преодолении препятствия удовлетворяется самим фактом преодоления даже в том случае, если конечная цель остается по-прежнему далекой.

Преодоление как элемент поведения играет важную роль в жизнеобеспечении организма. Не имея механизмов преодоления боли, усталости, отрицательных эмоций, страха, не прилагая усилий, вряд ли можно удовлетворить витальные потребности, т. е. остаться в живых. Так, во время пищедобывательного поведения жертва всегда не только сопротивляется, но часто причиняет боль охотнику, а то и травмирует его. Да и во время преследования добычи необходимо преодолевать усталость. В борьбе за полового партнера, за выгодное место в иерархической структуре, комфортное место отдыха, да и просто за обладание игровым предметом необходимо преодолевать как сопротивление оппонентов, так и собственные возможности. Преодолевая, в прямом смысле этого слова, физические преграды на пути к удовлетворению различных потребностей часто приходится действовать на пределе своих физических и психических сил.

Учитывая важность способности к преодолению, природа предусмотрела механизмы совершенствования этой способности путем тренировки, что ярко демонстрируют в игровой борьбе с неодушевленными предметами и социальными партнерами наши собаки. Они любят играть не только в игру «А ну-ка, догони!», но и часто предлагают игру «А ну-ка, отними!»: приносят нам игрушку, тут же отнимают ее, а, отняв, снова тыкают ею в наши руки. В борьбе с фигурантом собака не только борется за обладание рукавом как игровым предметом, ей доставляет удовольствие и сама борьба. В данном случае сама возможность борьбы служит подкреплением необходимых инструментальных навыков.

Выраженная способность к преодолению и ее механизмы на поведенческом уровне зависят, с одной стороны, от вида преграды, а с другой - от ее величины и вероятности удовлетворения базовой потребности. На характер поведения влияют особенности темперамента и опыт, а также особенности поведения преграды, если она биологическая (какая-нибудь особь). Например, представим себе модельную ситуацию - пес лежит и грызет мясную кость, т. е. пытается удовлетворить свою пищевую потребность. В этот момент появляется еще один пес, который при виде кости тоже ощущает непреодолимое желание ее погрызть.

Пес, грызущий кость, при появлении конкурента может встать и унести кость в безопасное место. Если же конкурент заведомо слаб, можно и не уходить, а остановить его с помощью пантомимических или мимических сигналов, но если тот продолжает претендовать на кость, нужно вскочить и предупредить более выразительно. Когда и это не помогает, приходится, рыча, толкнуть конкурента. Как следствие реакции на угрожающее поведение и толчок со стороны оппонента может возникнуть и драка.

Это пример того, что собака обладает достаточно хорошей наследственностью, опытом и противника оценивает, как не очень опасного. Однако главное в этом примере то, что агрессивное поведение возникает на основе потребности в преодолении преграды и представляет как бы высшую фазу механизма преодоления. Возникает оно не сразу и зависит от нескольких составляющих.

Единой точки зрения на природу агрессивного поведения пока не существует. Под агрессивным поведением подразумевается специфическое сочетание демонстративных и физических действий, направленных на представителей своего (внутривидовая агрессия), реже другого (межвидовая агрессия) вида животных в ситуациях угрозы удовлетворению доминирующих потребностей. Обязательно доминирующей потребности, потому что если потребность невысока, то с точки зрения экономии сил, целесообразней отказаться от борьбы за ее удовлетворение.

Демонстративные действия - это соответствующие ситуации вокализация (рычание, лай), мимическая (оскал, постав ушей, положение головы, взгляд) и пантомимическая (положение тела, хвоста, а также соответствующие ситуации движения телом и хвостом) реакции. Под физическими действиями подразумевают непосредственное нападение собаки, сопровождающееся ударами лап, корпуса и нанесением укусов. Выраженность агрессивного поведения варьирует от слабой (оскаливание или порыкивание) до максимальной (атака с укусами).

Биологическое значение агрессивного поведения заключается в сохранении и поддержании жизни организма. Каким образом? Путем борьбы за удовлетворение тех самых потребностей, о которых уже говорилось выше. Например, лежит себе собака на брюхе и обгладывает удивительно вкусный мосол, как вдруг появляется некто, претендующий на него же. Но если отдать мосол, сам останешься голодным, а быть голодным - значит быть слабым и завтра, например, уже не догнать того, кого можно съесть. Угроза неудовлетворения потребности создает состояние фрустрации (психического конфликта), включающее и агрессивное поведение.

В связи с этим традиционно различают агрессию игрового, пищевого, полового, оборонительного, охотничьего, территориального, иерархического и родительского поведения. Особо выделяют условную, или инструментальную, агрессию, которую можно выработать на основе любой наследственной формы агрессивного поведения. Такое деление не совсем правомерно, т. к. на самом деле причинами агрессии в поведении могут быть угроза удовлетворению какой-либо потребности и непосредственно удовлетворение потребности через преодоление.

Различают также истинную и мнимую формы агрессивного поведения. Считается, что истинная агрессия возникает между хищником и жертвой. Именно в этой ситуации у собаки есть цель нанести обездвиживающие жертву укусы и, разорвав на части, съесть ее. Проявление агрессивного поведения к животным своего вида относится к мнимой, или ритуализированной, агрессии. Ее главная цель - напугав, отстоять свои интересы. Травмирование и смертельный исход при этом носят случайный характер. Однако, если оборонительная потребность велика, целью обороны становится нанесения травм противнику, причем даже своего вида.

Ведущую роль в выраженности агрессивного поведения играет наследственность. Например, такие породы, как кавказская, среднеазиатская и южнорусская овчарки, доберман, акита и ротвейлер, потенциально более агрессивны, чем золотистые ретриверы и лабрадоры. Охотничьи терьеры были выведены специально для убийства небольших зверей, они тоже склонны к частой демонстрации агрессивного поведения.

Неудачное близкородственное разведение (инбридинг) может привести к появлению неустойчивого темперамента и гормонального статуса, что выражается в склонности к агрессивному поведению у кобелей, сук в течке, состоянии ложной беременности или при наличии щенков.

Условия воспитания и содержания тоже влияют на частоту проявления и форму выраженности агрессивного поведения. Условия жизни, характеризующиеся недостаточной социализацией (недостаток общения с возможными социальными партнерами), чрезмерными наказаниями, драками с собаками, неправильной и неоправданной похвалой владельцев, недостатком общения с людьми, незащищенностью от нападок невоспитанных детей, гиподинамией - все это может привести к извращенной выраженности агрессивного поведения. В то же время непродуманное запрещение любых форм агрессии во время воспитания снижает возможность использования такой собаки в качестве защитной.

Рассмотрим случаи использования собакой агрессивного поведения как способа удовлетворения насущных потребностей.

Иерархическая агрессия

В дикой природе собаки живут стаями, где взаимоотношения определяются по принципу доминирования–подчинения. Доминирующее животное, или доминант, имеет эксклюзивные права на пищу, безопасное и удобное место отдыха, на внимание течной суки. Более того, он имеет право первым удрать в случае опасности и при этом не будет считаться трусом. Но самое главное: доминирующее животное может управлять поведением подчиненных ему животных. Те кто подчинены доминанту, т. е. субдоминанты, имеют значительно меньше прав.

Во главе любой стаи стоит лидер - главный доминант. Как правило, это животное среднего возраста, физически сильное, в драках доказавшее свое превосходство. Лидер регламентирует агрессивное поведение стаи по отношению к чужакам и внутри стаи. Он решает, когда нужно начинать драку, и нетерпим к дракам между членами стаи - в последнем случае он всегда помогает более слабому (более субдоминантному) животному. Лидер может физически наказывать субдоминантов, а те принимают это как должное. Агрессивное поведение, наблюдаемое во взаимоотношениях членов стаи и направленное на регулирование внутристайных взаимоотношений, получило название иерархической агрессии.

Иногда в стае есть вожак. Вожаком может быть старое опытное животное, которое обычно большую часть времени отдает воспитанию молодняка. Но в ситуациях опасных, новых или нестандартных вожак может повести за собой стаю и руководить ею. Когда ситуация разрешается, лидер снова занимает свой «трон».

Обычно взаимоотношения членов стаи представляются в виде иерархической структуры, или схемы доминирования–подчинения. Линейную структуру называют еще иерархической лестницей, вершину которой занимает лидер, за которым располагаются субдоминанты соответственно своим иерархическим рангам.

Реальные взаимоотношения в стае очень динамичны и определяются многими факторами. Иногда животное может вести себя как доминирующее, тогда как реально занимает невысокую ступень на иерархической лестнице. Так бывает, например, когда приходится защищать любимую косточку.

Иерархические взаимоотношения чрезвычайно важны для организации совместного поведения, а оно у стайных животных достаточно сложное (оборонительное, охотничье, территориальное и т. п.). Успех такого поведения, а следовательно, выживание стаи и каждого из ее членов, зависит от четкой координации действий членов стаи, что и обеспечивается ее иерархической структурой.

Несмотря на то что иерархическая структура устанавливается в результате борьбы, она призвана уменьшить количество и выраженность вооруженных зубами конфликтов. На самом деле, когда отношения выяснены и роли распределены, достаточно лишь косого взгляда, рычания или оскаленных зубов, чтобы напомнить субдоминанту о его месте. Иногда неопытному наблюдателю может показаться, что в стае и вовсе отсутствует иерархия, так как при устоявшихся взаимоотношениях конфликты могут возникать только в провоцирующих их ситуациях (например, при наличии течной самки, дележе пищи, претензиях на комфортное место отдыха и т. д.) и чаще между животными, имеющими близкие ранги.

За многие годы развития рода собачьих это полезное свойство - иерархия - не только стало признаком поведения стайных или стадных животных, но и закрепилось генетически, т. е. превратилось в потребность. Так что, если человеческая семья, с точки зрения собаки, лишена необходимой структуры, такой важной для совместных действий, собака начинает строить их сама.

Наличие иерархической структуры в сообществах животных дало человеку возможность управлять их поведением в любом возрасте. Например, кошачьи легко управляемы только в детстве. Покинув семью, они становятся очень независимыми. Вспомните наших домашних кошек! А в собаках заложена готовность подчиняться и в то же время способность управлять поведением стаи, т. е. быть лидером. Если настоящий солдат должен мечтать быть генералом, то настоящая собака мечтает если и не стать лидером, то максимально к нему приблизиться. Быть максимально доминирующим - значит иметь больше прав и льгот!

Место животного в стае определяется его физической силой, агрессивностью, особенностями нервной системы, полом, возрастом, а может быть и просто нахальством. На ранг подрастающих щенков может влиять ранг их родителей. Совсем же молодые щенки находятся вне иерархической структуры, по крайней мере им прощается очень многое. Предполагается, что снисходительное отношение взрослых животных к щенкам вызвано, с одной стороны, «щенячьим» запахом, а с другой - их специфическими позами подчинения: опрокидыванием на спину, облизыванием брылей взрослых животных, поджатыми хвостом и задом, опущенными ушами. Щенки очень старательно демонстрируют позу подчинения, подчеркивая свой социальный статус неприкосновенности, но называется это почему-то щенячьей трусостью.

Человеческая семья тоже имеет иерархическую структуру. Приглядитесь! И иерархические взаимоотношения в семье могут быть очень разнообразными: от демократических (просьб) до жестких (крика, подзатыльников). Причем язык взаимоотношений людей очень понятен для собаки: угрожающая интонация и крик - это рычание, шлепки - укусы и т. п., уступил, выслушал, склонив голову, нотацию - принял позу подчинения и т. д. Поэтому собака легко вписывается в человеческую семью и в скором времени начинает активно участвовать в переделе социальной (иерархической) структуры. Если пустить ее построение на самотек, собака может добраться до вершины социальной лестницы. Высокий социальный ранг собаки чреват тем, что управлять ею становится проблематично - как известно, доминирующее животное не подчиняется субдоминантам. Более того, собака будет пытаться управлять поведением двуногих членов семьи-стаи, и, естественно, не без применения клыков.

Послушание собаки в семье, отсутствие агрессивных конфликтов и, в целом, удовлетворенность собакой членов семьи определяется многими причинами: породными особенностями и свойствами высшей нервной деятельности собаки, составом семьи и уровнем взаимоотношений членов семьи между собой и собакой. Но главное здесь - воспитание собаки, во время которого и формируются ее иерархические взаимоотношения с членами семьи. Напомню, что не формироваться они не могут, и если вы не придаете этому должного внимания, собака возьмет инициативу в свои лапы, а то и в зубы.

Доминирующие собаки могут быть прекрасными членами семьи. Зоопсихологи считают, что они более уверенны в себе и более интеллектуальны, чем собаки, занимающие средние и низшие ступени иерархической структуры. Они могут хорошо себя вести и с детьми, и с незнакомыми людьми. Все будет прекрасно до тех пор, пока их интересы не вступят в конфликт с интересами других членов семьи или пока кто-нибудь не заставит их делать то, чего они делать не хотят. В таких ситуациях замечательная собака начинает рычать и кусаться. Субдоминант не имеет права управлять поведением доминанта!

В настоящей стае не каждая конфликтная ситуация завершается дракой. Для того чтобы поставить субдоминанта на место, достаточно специфической позы, косого взгляда или рычания. Если вдруг найдется глупая собака, которой захочется погрызть любимую кость лидера или занять его спальное место, лидер быстро напомнит ей, кто она такая, жестким пристальным взглядом или рычанием. Если собака глупа настолько, что не обращает внимания на эти признаки недовольства, лидер доказывает ее неправоту зубами. Такое поведение очень естественно для собак, это инстинктивное поведение. В человеческой семье оно, конечно, неприемлемо, но если мы будем лучше понимать своих собак, количество конфликтов может быть снижено.

В конфликтных ситуациях доминантные собаки выглядят очень уверенно. Они стоят прямо, во весь рост, подняв уши, высоко держат хвост и слегка покачивают им из стороны в сторону, смотрят прямо, угрожающе и издают низкое рычание, сопровождаемое оскалом. Они кладут лапу на плечо другой собаки, наступают на ноги людям, отталкивают детей, проходя в дверь. Доминантные собаки не ждут внимания, они настаивают на нем. Они не просят, а требуют пойти на улицу, желают повышенной заботы, защищают территорию, где они спят, и настороженно прекращают есть, когда к ним приближаются. Многие из них плохо подчиняются командам. Часто кобели задирают лапу на все, что угодно, причем и дома, даже если были недавно выгуляны.

Территориальная агрессия

Воспринимая семью человека как свою стаю, собака «особачивает» и свои взаимоотношения с ее членами и с посторонними, причем взаимоотношения с чужими определяются прежде всего территориальностью.

Территориальность - свойство и потребность собачьих родственников занимать ограниченную территорию - предполагает своеобразное территориальное поведение, направленное на сохранение площади территории, мечение ее границ и недопущение на нее посторонних животных своего вида. Представитель своего вида, появляющийся на занятой территории, как правило, изгоняется хозяином.

Территории, занятые разными стаями, отграничиваются друг от друга буферными зонами - ничейным пространством (схема 1). Встреча животных из разных стай в буферной зоне в большинстве случаев заканчивается мирно. Активно обнюхав друг друга и обменявшись информацией, гордые и довольные собой, они расходятся на свои территории. Существует закономерность: чем дальше от собственной территории находится животное, тем оно менее агрессивно. Например, цепные собаки, охраняющие двор, в котором они выросли, редко бывают агрессивными за его пределами.




Схема 1. Территориальная агрессия стаи

Члены стаи по периметру своей территории вывешивают пахучие «флаги» - очень тщательно метят ее капельками мочи или калом, причем регулярно обновляют пахучие границы.

Территориальное поведение выполняет чрезвычайно важную биологическую функцию, так как территория - это прежде всего большая, но далеко не бездонная кормушка: тут и для себя пищи может не хватить, так что чужим нечего и соваться. К тому же детей надо где-то выращивать, т. е. иметь удобные места для логова и отдыха, а их тоже немного.

Для собаки, живущей в городе, ее территорией могут быть, помимо квартиры, лестничная клетка, лестница, двор и место постоянного выгула, а для той, что живет на приусадебном участке, - двор.

Территориальная агрессия характеризуется повышенной агрессивностью к посторонним людям и собакам. Иногда ее ошибочно называют спонтанной агрессией, т. к. она проявляется без видимых причин и какой-либо активности со стороны «мишени».

Оборонительная (защитная) агрессия

Жизнь такова, что все так и норовят воспользоваться тобой как пищевым объектом или устранить тебя как возможного конкурента. Поэтому, для того чтобы жить, надо уметь себя защищать. Это знаем не только мы, это знают и наши собаки.

Для целей самозащиты природа предусмотрела несколько форм оборонительного поведения. Например пассивно-оборонительную реакцию - это когда чувствуешь опасность, ложишься в ямку и прикидываешься ветошью - может, и пронесет! Активно-оборонительная реакция заключается в том, что мы уходим из сферы действия опасного раздражителя. Нет, мы не трусим, но по некоторым причинам у нас нет желания именно сейчас вступать в непосредственный контакт с опасностью. Но опасности можно избежать, уничтожив ее или напугав! В этом и заключается смысл агрессивно-оборонительной реакции.

То, какую форму оборонительного поведения выбрать, определяется несколькими причинами и прежде всего наследственностью. В одной и той же конфликтной ситуации служебные собаки, например, выбирают агрессивно-оборонительный путь чаще, чем декоративные. Очень большое значение в частоте проявления и выраженности агрессивно-оборонительной реакции играют воспитание и дрессировка. Именно во время воспитания закладываются представления об опасности, как по отношению к живым объектам в процессе социализации, так и по отношению к факторам неживой природы, благодаря экологическому импринтингу. А во время дрессировки собаку обучают бороться и побеждать. Если собаку выращивали и содержали изолированно (может быть на территории, окруженной забором), да еще и «травили», она может все незнакомое ей живое рассматривать как врагов и вести себя по отношению к ним соответственно своему опыту.

Собака, у которой в результате наследственных причин сила ЦНС невысока, может вести себя трусливо-агрессивно. Она всегда преувеличивает реальную опасность, очень боится и демонстрирует позу подчинения (уши обращены назад, голова опущена, она избегает прямого взгляда, старается казаться меньше, прячет хвост между ногами, часто мочится), лижет руки и переворачивается на спину, подставляя живот. Такая собака не любит, чтобы ее касались руками, например, во время ветеринарных процедур, боится, когда касаются ее лап, не любит ласк и шарахается от протянутой руки. Такая собака кусается от страха, защищаясь, то же делает, когда попадает в безвыходное положение (с ее точки зрения) или когда человек поворачивается к ней спиной и уходит.

Иногда собаки, воспитываемые женщинами, могут быть агрессивными к мужчинам - это называется неполной социализацией.

Оборонительная агрессия может инициироваться болью. В этом случае боль вызывает инстинктивную оборонительную реакцию. Мы, например, если не можем прекратить боль отдернув руку, отталкиваем то, что служит источником боли. В сходной ситуации так же ведут себя собаки.

Оборонительная агрессия может возникнуть не только в результате самообороны. Часто собаки защищают членов своей стаи, т. е. нас. Замечено также, что чем ближе находится собака от владельца, тем ее реакция более агрессивна. Смелость собак зависит, даже больше чем у людей, от наличия группы («эффект группы»), особенно если владелец взволнован. По мере удаления от владельца такие собаки становятся менее агрессивными.

Половая агрессия

К этому виду агрессивного поведения относится агрессия кобелей к кобелям и сук к сукам, и проявляется она, как правило, после полового созревания собак. Чем она вызвана? Вероятно, все дело в половой конкуренции. Чтобы увеличить свой шанс оставить потомство (а это главная задача всего живого), надо уменьшить количество возможных конкурентов. Особенно ярко половая агрессия проявляется во время «собачьих свадеб».

Собаки прекрасно отдают себе отчет в физических возможностях своего противника и редко сразу же бросаются в драку. Кстати, большинство встреч кобелей заканчивается только демонстрацией угроз. При этом доминирующие в своих стаях собаки нарочито медленно кружатся, широко расставляют и выпрямляют ноги, уши у них подняты и направлены вперед, шерсть на холке встает дыбом, голова высоко поднята, глядят они прямо и пристально, оскаливаются, рычат на низких тонах и демонстративно метят ближайшее подходящее место. Если владельцы при этом уходят от собак, то и собаки расходятся, догоняя их. Драка может начаться, если один из владельцев попытается ее предотвратить (!). Приближение союзника придаст силы одной из собак: «Ну сейчас мы тебе вдвоем устроим!». Драку легко может начать собака, имеющая за плечами опыт побед.

Считается, что этот вид агрессии контролируется уровнем половых гормонов, поэтому кастрация значительно снижает степень ее выраженности.

На практике нелюбовь собак друг к другу представляет собой совокупность территориальной, иерархической и половой агрессивных реакций и в разной степени выраженности характерна для всех пород собак. Данные опроса владельцев о наличие агрессивности у их собак разных пород к себе подобным приведены в таблице10.

Таблица 10



Игровая агрессия

Игра для собак больше чем времяпровождение. Во время игры они обучаются тому, что понадобится в отдаленном будущем: отражать нападение, побеждать противника, догонять жертву, отстаивать пищу и т. п. Поскольку игра - это моделирование удовлетворения соответствующих потребностей, она может сопровождаться и моделированием соответствующей агрессивной реакции, ведь ее тоже нужно тренировать, чтобы эффективно использовать тогда, возникнет в ней реальная потребность. Во время игр собаки делают еще и далеко идущие выводы: по исходам их корректируются иерархические отношения. Если в играх один из партнеров постоянно выигрывает, то самооценка его возрастает. Особенно это характерно для силовых игр.




Игровая агрессия может продолжаться в «собственнической агрессии», которая проявляется в охране игровых предметов.

Инструментальная (приобретенная, условная) агрессия

Собака, которая удовлетворяет какую-либо свою потребность при помощи агрессивного поведения, легко запоминает такой способ достижения цели и при случае воспроизводит его снова. Этот эффект подчиняется обычным законам научения и сознательно используется для дрессировки собак по защитным видам служб. Но такого же результата можно достичь, не желая того, бессознательно. Например, вы расчесываете собаку, а она, естественно, сопротивляется, рычит и даже щелкает зубами. Вы хоть и не тщательно, но уже достаточно расчесали шерсть и думаете: «Ну и ладно. На сегодня хватит, тем более и ей не нравится». Оставив собаку в покое, вы считаете, что поступили разумно. Она же считает, что вы перестали ее донимать только потому, что она рычала и щелкала зубами. В следующий раз вы уже столкнетесь с инструментальной агрессией, которой, не желая того, научили собаку. Другой пример: собака лежит на диване, а ваш ребенок пытается ее согнать. Она, конечно, сопротивляется, ворчит. Вы, проходя мимо, строго просите оставить собаку в покое. Покой восстановлен, но вы уже заложили первый кирпичик в пирамиду ее агрессивного поведения. Если собака удовлетворит 2-3 потребности таким образом, то в дальнейшем, использовав уже приобретенный опыт, она может воспользоваться таким же успешным способом решения проблем и в других случаях.

Механизмы контроля агрессивного поведения во время дрессировки

Агрессивное поведение, конечно, наследуется и контролируется многими генами. Однако его проявление определяется совокупностью внутренних и внешних факторов.

Ключевым раздражителем для проявления агрессии служит появление конкурирующей особи при наличии имеющейся у собаки доминирующей потребности. В случае оборонительной агрессии угрожающее поведение конкурирующей особи (нарушение личного пространства, демонстративные и физические действия, боль) вызывает оборонительную потребность. Дополнительные условия возникновения агрессии - внутреннее состояние (например, гормональный статус), инструментальная подготовленность (навыки борьбы) и оценка животным возможного результата борьбы (вероятность победы данного соперника).

Поскольку агрессивное поведение возникает в результате удовлетворения доминирующей потребности, то при устранении конкуренции оно исчезает, т. е. животное-конкурент убегает или перестает атаковать, принимает позу подчинения или демонстрирует спокойствие. Но это следует рассматривать как подкрепление агрессивного поведения.

Общая схема процесса дрессировки собаки с целью использования агрессивного поведения:

Создание доминирующей потребности;

Конструирование ситуации конкуренции, чтобы вызвать агрессивное состояние у собаки;

Создание условий, при которых собака совершает нужные нам действия;

Подкрепление поведения путем удовлетворения доминирующей потребности или «победой» над конкурентом.

В процессе дрессировки формируются прежде всего классические условные связи между специфической обстановкой, ситуацией, сигналами (командами), видом и поведением конкурента (человека). Один из главных компонентов этого процесса - формирование классических условно-рефлекторных связей с состоянием.

Нужное нам поведение собаки - ее действия по отношению к противнику (мимические и пантомимические сигналы, укусы, манера, интенсивность и продолжительность борьбы) - формируется по законам оперантного научения.

Инструментальная агрессия Этимология.

Происходит от лат. aggressiо - нападение.

Категория.

Форма агрессивного поведения.

Специфика.

Агрессивные действия не являются выражением эмоциональных состояний, а служат каким-то позитивным целям.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Инструментальная агрессия

Разновидность агрессии, когда главной целью является не причинение страданий жсртве, а достижение какойто иной цели, которой сопутствует агрессивное поведение. Когда один ребенок отталкивает другого, чтобы первым подойти к Деду Морозу, он проявляет инструментальную агрессию.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "инструментальная агрессия" в других словарях:

    Инструментальная Агрессия - агрессивное поведение, в котором агрессивные действия не являются выражением эмоциональных состояний, а служат каким то позитивным целям … Психологический словарь

    Инструментальная агрессия - агрессия, при которой причинение вреда другим не является самоцелью, а является средством достижения какой либо иной цели … Психология человека: словарь терминов

    ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ - См агрессия, инструментальная … Толковый словарь по психологии

    - (instrumental aggression). Агрессия, целью которой является не причинение вреда, а получение чего то от другого человека … Психология развития. Словарь по книге

    Словарь-справочник по педагогической психологии

    - (отлат. aggredi нападать) 1) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев… … Словарь по педагогической психологии

    - (от лат. aggredi нападать) целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или… …

    АГРЕССИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ - англ. aggression, instrumental; нем. Aggression, instrumentelle. Агрессия ненаправленная Враждебные действия, не являющиеся целью сами по себе, а служащие достижению других целей, удовлетворению других интересов. Antinazi. Энциклопедия социологии … Энциклопедия социологии

    Поведение агрессивное, в коем агрессивные действия не являются выражением состояний эмоциональных: цель действий субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и агрессия применяется лишь как средство достижения этой цели. Словарь практического… … Большая психологическая энциклопедия

    АГРЕССИЯ - – импульс или намерение, предопределяющие такое поведение человека, которое характеризуется разрушительностью и деструктивностью. В психоаналитической теории и практике уделяется значительное внимание агрессивности человека. Вместе с тем… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Помимо этого рассмотрим еще один вариант деления агрессии - агрессию враждебную и инструментальную.

Термин враждебная агрессия приложим к тем случаям проявления агрессии, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Люди, проявляющие враждебную агрессию, просто стремятся причинить зло или ущерб тому, на кого они нападают. Понятие инструментальная агрессия , наоборот, характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда. Иными словами, для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний.

Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и самоутверждение. Яркий пример инструментальной агрессии представляет собой поведение подростковых банд, которые слоняются по улицам больших городов в поисках случая вытащить кошелек у ничего не подозревающего прохожего, завладеть бумажником или сорвать с жертвы дорогое украшение. Насилие может потребоваться и при совершении кражи - например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий - нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам. Дополнительным подкреплением агрессивных действий в этих случаях может служить восхищение ими со стороны приятелей.

Агрессия как инстинктивное поведение:
врожденное стремление к смерти и разрушению

Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому довольно распространенному подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально "запрограммированы" на подобные действия.

Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход

В своих ранних работах Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса , инстинкта жизни, чья энергия (известная как либидо ) направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия как таковая не трактовалась ни как неотъемлемая, ни как постоянная и неизбежная часть жизни.

Пережив опыт насилия первой мировой войны, Фрейд постепенно пришел к более мрачному убеждению в отношении сущности и источника агрессии. Он предположил существование второго основного инстинкта, танатоса - влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между соВхранением жизни (то есть эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (например, смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от "Я".



Взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только врожденное, берущее начало из "встроенного" в человеке инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызывать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшать вероятность появления более опасных действий. Этот аспект теории Фрейда (положение о катарсисе ) часто интерпретировался следующим образом: совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения более опасных поступков.


Взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода

В этом разделе мы рассмотрим три взгляда с позиций эволюционного подхода на человеческое агрессивное поведение. Данные в поддержку этих теорий были получены прежде всего в результате наблюдений за поведением животных. Три подхода, о которых пойдет речь, сходятся в признании того, что предрасположенность человека к агрессии является следствием влияния естественного отбора. Утверждается, что агрессия обеспечивала биологические преимущества нашим доисторическим предкам.

Этологический подход. Лоренц, лауреат Нобелевской премии, выдающийся этолог, придерживался эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя неожиданное сходство с позицией Фрейда.

Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы. Наконец, сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства.

Несмотря на то что Лоренц, как и Фрейд, считал агрессию неизбежной, в значительной степени являющейся следствием врожденных сил, он более оптимистично смотрел на возможность ослабления агрессии и контроля подобного поведения. Он полагал, что участие в различных действиях, не связанных с причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной энергии до опасных уровней и таким образом снизить вероятность вспышек насилия. Можно с некоторым преувеличением сказать, что угроза всплеска насилия у человека может быть предотвращена посредством тысячи других действий. Лоренц утверждал также, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявление.

Охотничья гипотеза. Ардри, сценарист из Голливуда, "археолог-любитель", написал несколько книг, благодаря которым многие люди познакомились с популярной версией эволюционной теории. Ардри утверждает, что в результате естественного отбора появился новый вид - охотники: "Мы нападали, чтобы не голодать. Мы пренебрегали опасностями, иначе перестали бы существовать. Мы адаптировались к охоте анатомически и физиологически". Эта охотничья "природа" и составляет основу человеческой агрессивности.

Социобиологический подход. Социобиологи доказывают, что индивидуумы, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (то есть родственников), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, то есть у кого наименее вероятно наличие общих генов. Они будут пользоваться любой возможностью, чтобы навредить им и, возможно, ограничить возможности последних иметь потомство от членов собственного клана.

Критика эволюционных подходов. Во-первых, сторонники эволюционного подхода не представляют прямых доказательств в пользу тех концепций, на которых базируются их аргументы. Например, не обнаружено генов, напрямую связанных с агрессивным поведением. Другая сторона проблемы доказательств связана с тем, что доводы основываются на наблюдениях за поведением животных. Критике подвергается и опыт обобщения наблюдений за теми живыми существами, чей мозг устроен более примитивно и на которых менее, чем на людей, влияет общественный и культурный контроль.

Некоторые критики упрекали этологов и социобиологов в том, что в своих теоретических построениях они склонны забывать об изменчивости человеческого поведения. Гоулд утверждает, что наша биологическая наследственность составляет потенциальную основу для весьма широкого спектра поведенческих проявлений, который включает в себя агрессию и насилие, но не сводится исключительно к ним.

"Почему предполагается наличие генов агрессии, доминирования или злости, когда известно, что необычайная гибкость мозга позволяет нам быть агрессивными или миролюбивыми, доминирующими или подчиняющимися, злыми или великодушными? Насилие, сексизм и повсеместная распущенность имеют биологическую природу, поскольку представляют собой одну подсистему широкого ряда поведенческих моделей. Но уж миролюбие, равенство и доброта точно биологического происхождения. Таким образом, моя критика выдвигает концепцию биологической потенциальности в противовес концепции биологического детерминизма - мозг осуществляет регуляцию широкого диапазона человеческого поведения, и он не обладает исключительной предрасположенностью к какой-то одной из форм поведения..."

Агрессия как инстинктивное поведение: итоги и выводы

Ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарождения и проявления агрессивных импульсов. Самое большее, чего можно достичь, - это временно не допускать подобных проявлений или ослабить их интенсивность. Поэтому, согласно данным теориям, агрессия в той или иной форме всегда будет нас сопровождать. И в самом деле, агрессия является неотъемлемой частью нашей человеческой природы.

Агрессивное побуждение: заключительные комментарии

Теоретики, занимающиеся проблемой мотивации, достаточно оптимистично рассматривают возможности предотвращения агрессивного поведения или контроля над ним, так как приписывают агрессию скорее влиянию особых условий окружающей среды (то есть фрустрирующих, аверсивных или возбуждающих событий), нежели врожденной предрасположенности к совершению насильственных действий. Другими словами, они предполагают, что устранение всех внешних источников возбуждения или аверсивной стимуляции из окружающей среды не приведет к мгновенному исчезновению опасных случаев человеческой агрессии. К сожалению, аверсивные условия в той или иной форме встречаются настолько часто и повсеместно, что их тотальное устранение совершенно нереально. Поэтому и теории, посвященные агрессивным побуждениям, подразумевают действие неиссякаемого и, в общем, неизбежного источника агрессивных импульсов. И хотя подобные влияния предположительно имеют большей частью внешнее, а не внутреннее происхождение, они все еще слишком распространены, и потому у нас нет оснований для особого оптимизма.