Понятие толерантности простыми словами. I

Урок гражданственности Донбасса № 23 для 4 класса

Макросфера 2. "Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной республики"

Микросфера «Учимся жить среди людей»

Тема: Толерантность. Избежание конфликтов с другими людьми

Пояснительная записка

Методическая разработка урока по теме «Толерантность. Избежание конфликтов с другими людьми» для учащихся 4 класса представлена на районный этап конкурса методических разработок (методических материалов) педагогического конкурса профессионального мастерства учителей уроков гражданственности Донбасса «Лучшая методическая разработка уроков гражданственности - 2018». Данный материал был использован на уроке, а так же был приурочен к Международному дню толерантности. Актуальность данной темы обусловлена многообразностью нашего мира, которую нужно молодому поколению принимать с позитивной точки зрения. В современном обществе идет процесс переосмысления и систематизации основополагающих ценностей, на республиканском уровне осуществляется программа воспитания молодежи на основе толерантности, поэтому проведение такого урока и мероприятия имеет целенаправленное значение в воспитательном процессе школы. Также данная тема входит в систему нравственно-патриотического развития, воспитания и социализации, т.е. базовые национальные ценности в соответствии с ГОС.

Цель : помочь учащимся выяснить сущность понятия «толерантность»; объяснить учащимся значение добрых взаимоотношений, их преимущества над конфликтами; учить вести себя так, чтобы избегать конфликтов, а в случае их возникновения - уметь их преодолеть; развивать навыки самоконтроля, воспитывать желание достойно выходить из конфликтной ситуации.

Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстрации к сказкам, таблицы с тестами, задания – карточки для работы в группах.

Основные понятия : толерантность, терпимость, Конвенция о правах ребенка, конфликт, прощение, агрессия.

Ход урока

І. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

- Что такое культура поведения? (Это умение вести себя так, чтобы быть приятным для всех.)

Как трудно, порою, даётся общение,
все право имеют на личную странность.
И, если, привычно расходятся мнения, -
на сцену должна выходить ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Она дополняет собой понимание,
ведёт к расширению границ обозримости.
Душевным теплом наполняет сознание.
Нам просто, порой, не хватает терпимости. Слайд 2

Чтобы вызвать интерес к материалу, который изучается, а также мотивировать учебную деятельность, предлагается игра «Прикоснись ко мне нежно»

Задание. Не разговаривая, необходимо прикоснуться к лицу, руке, волосам и отгадать своего одноклассника, назвать его имя и фамилию. Далее учитель объявляет тему урока.

Что означает понятие толерантность?

Всегда ли мы толерантны к другим?

Кто такой толерантный человек и как воспитать в себе эти качества?

Каждый человек неповторим. Мир поэтому и интересный, потому что мы все разные. В классе у вас есть друг или подруга. Сядьте рядом и составьте следующий перечень «Я и мой друг». Слайд 3

- Мешают ли вашему общению разные черты вашей личности?

Если да, то какие?

Если нет, то почему?

Вывод. Иногда черты характера друга или подруги вас нервируют, иногда помогают принять нужное решение. Невзирая на отличия в характеров, вам интересно вместе.

Толерантность – признание уважения к другим людям, умение жить вместе с другими людьми.

Чтобы помочь учащимся оценить свое отношение к другим людям, предлагается тест для работы в парах «Терпимы ли мы?» Слайд 4

Ты все таки слушаешь его.

Ты не даешь ему говорить.

В классе ты уже ответил…

Тебе хочется ответить еще.

Ты даешь возможность ответить другим.

Товарищ предал тебя.

Ты пытаешься понять его.

Ты ему отомстишь.

2. Слушание стихотворения Деевой Людмилы Ивановны

Ты зачем сломала, Рита,
Распрекрасный мой фонарик?
Ты зачем сломала, Рита? -
Возмущался брат Антон.
- Лишь вчера купил мне папа
Распрекраснейший фонарик,
Лишь вчера купил мне папа
Самый яркий огонёк.
Я его в ночи включал бы
(Очень-очень был мне нужен),
Я его в ночи включал бы:
Даже шёл с ним на горшок.
А, вот, ты его сломала!
Для чего сломала, Рита?
Может, хочешь быть ты битой?! -
Возмущался брат Антон.
- Я его и не ломала,
Я его лишь разобрала:
Посмотреть хотела очень,
Как горит тот огонёк.
А собрать, вот, не сумела.
Потому что не сумела,
Потому что на два года
Младше я тебя, Антон!

- Чем понравилось вам это стихотворение?

-О чем эта история? (Про ссоры, конфликты)

- Что такое, по вашему мнению, конфликт?

Конфликт - противоречие, возникающее между людьми.

- Конфликт приносит пользу или наносит вред?

III. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке вы узнаете, как избегать конфликтов с другими людьми.

IV. Изучение нового материала

1. Работа в группах

- Нередко нашу жизнь затмевают конфликты. Они, как правило, является следствием неумения общаться.
Рассмотрите иллюстрации к сказкам.

- Что было причиной конфликта между героями сказок?

«Два козлика» (упрямство),«Кирило Кожемяка» (жестокость), «Про дедову та бабину дочек» (неприязнь). Слайд 5

- Что, по вашему мнению, может привести к конфликту, вызвать его?

Составление общего списка причин конфликтов. Слайд 6

Личная неприязнь, разные мнения, характеры, нежелание выслушать друг друга, столкновения интересов, неумение слушать, издевательства над слабыми, неумение дружить, неумение прощать.

2. Сообщение учителя

- Конфликт - это неудовлетворенность, тревога, нежелание общаться с определенными людьми. Конфликтов не избежать, ведь все люди разные, имеют разные мнения, желания, интересы, то есть их столкновения возможны. Ошибочным является мнение, будто во время конфликтной ситуации лучше сделать вид, будто ничего не произошло. Его нужно решать. Слайд 7

Возможны такие формы конфликтов: столкновение мнений, разногласия (конфликт не затрагивает личности), неудовлетворенность (появляются отрицательные эмоции), противодействие, ссора (конфликт затрагивает личность в целом), разрыв (окончательное прекращение отношений).

Возможны следующие способы решения конфликта: «Волшебные» слова, компромисс (соглашение на основе взаимных уступок), проявления заботы, нежности, любви, осознание и признание собственной вины или неправоты в споре, поднятие престижа, самоуважения, гордости противника, шутка, юмор, вера в позитивное разрешение конфликта и добрые отношения, умение поставить себя на место другой стороны конфликта.

- Почему же существуют конфликты между людьми?

Конфликты между людьми существуют для того, чтобы они научились сначала решать их по законам любви и в конце концов научились жить бесконфликтно.

Но любой конфликт - это начало беды, большой или малой. Поэтому нужно избегать конфликтов.

- Если же все-таки конфликта не удалось избежать, тогда, как советуют психологи, необходимо поступить так.

1) У конфликтов не бывает победителей: всегда проигрывают обе стороны.

Итак, не сравнивай степень вины, а сделай первым шаг навстречу - это показатель твоего характера и самоуважения.

Начни разговор с описания конкретной ситуации, которая тебя не устраивает. Старайся быть при этом более объективным.

2) Выскажи то, что ты чувствуешь через конфликтную ситуацию. Множество конфликтов между людьми усложняются наличием невысказанных мыслей и чувств. Иногда только благодаря их выражению можно уладить ситуацию.

3) Старайся выслушать противоположную сторону - это, пожалуй, самое сложное. Необходимо помнить, что ваши мысли являются различными, и именно это повлекло конфликт. Внимательно слушай собеседника, не перебивай, не спорь, не спорь. Продемонстрируй ему, что ты его внимательно слушаешь и стараешься достичь согласия.

4) Воздержись от комментариев, завершая разговор. Обращай внимание на то, в чем мнения совпадают.

5) Вырази свои конкретные предложения, реализация которых может изменить ситуацию, поведение, отношения.

- Запомните важные правила: быть рассудительным и взвешенным лучше, чем ссориться, необходимо всегда искать такие пути, чтобы избежать ссор, обид и конфликтов, никогда сам не делай того, чего бы не хотел, чтобы сделали тебе.

3. Физминутка

Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои
Ты им улыбку подари.
Слева друг и справа друг
А вместе это Дружбы круг,
Другу справа руку пожми,
Передай ему тепло твоей руки.
Мы немного отдохнули, а теперь прошу друзья
За работу нам пора!
Слайд 8

V. Обобщение и систематизация полученных знаний

1. Практические советы «Как побороть гнев» Слайд 9

1) Почувствовав приближение злости, закройте глаза и посчитайте до 10. В следующий раз попытайтесь не считать, а пересчитывать определенные предметы.

2) Испытывая прилив гнева, посмотрите на часы и отложите вспышка гнева на 15 мин. Так можно научиться контролировать себя.

3) Придумайте фразы, которые могли бы ослабить ваш гнев. Например: «Не следует кричать, меня и так все хорошо слышат», «Ему тоже больно. Не стоит усиливать чужую боль ».

- Итак, лучшее лекарство от ненависти и гнева - это прощение. Что значит прощать?

Не держать в сердце гнева. Гнев всегда порождает гнев.

Не обвинять других в плохих мыслях или поступках.

Найти в себе мужество признать свою ошибку.

2. Анализ ситуаций

Ситуация 1
Ты стоишь на перемене и разговариваешь с друзьями. И вдруг тебе кто-то больно наступает на ногу. Ты рассердился, готов полезть в драку, и вдруг слышишь: «Извини, пожалуйста. Мне очень жаль, я не хотел сделать тебе больно ». Злость сразу прошла, и ты неожиданно для себя отвечаешь: «Да ничего, бывает».

Почему? (Вежливые слова предотвращают конфликта, «гасят» его)

Ситуация 2
Мама дала Диме конфеты, чтобы он угостил своих товарищей. Когда Дима вышел во двор, он увидел, что среди друзей был и его обидчик - Сережа, который часто грубо его толкал, обзывал. Дима задумался, как ему поступить: угощать Сережу, или нет?
- Дайте совет Диме.

3. Чтение и обсуждение рассказов В. Сухомлинского

«Потому что это больно Марии Петровне», « Закрытые глаза», «Собери ее слезы», « Камень за пазухой», «Папа с мамой поссорились» (рассказы в приложении)

4. Работа в группах Слайд 10

Что вы сделаете, если…

Кто-то нечаянно вас толкнул.

Друзья не разделяют ваших взглядов .

Одноклассник тебя обидел.

Степан и Богдан начали драться, а вокруг стоят ребята, которые подбадривают и подстрекают.

Парень намеренно подставил подножку, вы упали и больно ударился.

Девочка (мальчик) не хотят с вами дружить.

5. Работа с пословицами Слайд 11

Какие пословицы помогают разрешить конфликт, а какие - обостряют его?

Око за око, зуб за зуб.

Как аукнется, так и откликнется.

Почитай сам себя, уважать и люди тебя.

Кто сильнее, тот и прав.

Возлюби ближнего своего, как самого себя.

Люди, которые уважают тебя, не будут делать больно другому человеку.

Путем зла не доходят до добра.

В обществе лад – всяк тому рад.

Все хорошее перенимай, а зла избегай.

6. Веселая минутка

- Юмор, шутки, как известно, часто помогают избежать ссор.
Предлагаю вам попробовать решить интересные задачи Г. Остера.

1) Вовчик 10 раз дернул за косичку Машу, 5 раз - Дашу, 7 раз - Клаву и 1 раз, ошибочно, - завуча Маргариту Ивановну. Вопрос: сколько раз дергал за косички Вовчик, и что ему теперь будет за это?

2) Возвращаясь из школы домой, Дима толкнул 9 девочек и подставил ножку 3 девочкам. Половина девочек, обиженных Димой, заплакали. А другая половина погналась за Димой и оказывала ему по шее. Сколько раз Дима получил по шее?

-Что хотел высмеять в этих задачах Г. Остер?

- Почему ссорятся мальчики и девочки?

- Можно ли избежать ссор, оскорблений?

- Как необходимо общаться друг с другом?

VI. Подведение итогов. Рефлексия

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Что означает слово конфликт?

- Почему возникают конфликты?

- Как их избежать?

VII. Домашнее задание
Рассказать, как вы помирились, когда с кем-то поссорились.

Приложение 1.

В.А. Сухомлинский

Потому что это больно Марии Петровне

Это было в последний год войны.
Ученика четвертого класса Володю обидела одноклассница Нина. Она сказала ему на перемене:
Пять платьев с заплатами.
Нина намекала на то, что у Володи пять сестренок, мама часто болеет, отец погиб на фронте, не на что купить новые платья, поэтому у сестренок платья с заплатами...
Володя не мог стерпеть обиды. Он не пошел жаловаться к Марии Петровне. Он ударил Нину, она залилась слезами.
Мария Петровна все слышала и видела. Она, вздохнув, сказала:
- Сегодня я приду к вам домой, Володя.
Мария Петровна пришла к ним недавно, всего две недели назад. До нее нас учила очень строгая учительница Мария Николаевна. Если уж она к кому приходила домой - без ремешка не обходилось.
Мы приуныли. На Володю смотрели с сочувствием: будешь бит сегодня, Володя...
На следующий день Володя пришел в школу радостный. Он несколько раз повторил:
- К нам приходила Мария Петровна...
Потом он рассказал:

Мария Петровна ни слова не сказала о том, что он ударил Нину. Она принесла сестренкам игрушки, а самой старшей - платьице. А когда уходила, тихонько, очень тихонько сказала Володе:
- А драться нельзя...
Я никогда больше не буду драться,- сказал Володя.- Потому что это больно Марии Петровне...
Закрытые глаза
В доме у открытого окна сидела молодая мать. На ее лице - счастливая улыбка. Потому что из дома вышел, стал ворот на зеленой долине ее пятилетний сын. Какой он красивый, какой он умный! Вот к маленькому Вите подходят два мальчика - сына других матерей - Коля и Боря. Они такие же пятилетние ребята, как и Витя. «Но, - полагает Витина мама, - им далеко до ее сына. Ведь Витя и умнее и смелее, и ловкий. » Смотрит иметь детей, улыбается. Вот они заспорили, машут руками, как петушки крыльями. Витя сжал кулачка и... ударил Колю. А Коля стоит и молчит.

Мать закрыла глаза... «Ничего страшного в этом нет, - думает мать. Дети же не бьются, играют». Открыла глаза и увидела, как Боря сжал кулачок и ударил Витю. Витя громко заплакал. От ужаса у матери затряслись руки. Она выбежала из дома и закричала:

Что же это вы издеваетесь над беззащитным ребенком? Как вам не стыдно! Вы же видите, что он скромный и приветливый. Она подбежала к группе, взяла сына за руку. Тот расплакался еще сильнее и прижался к маме. На скамейке у соседнего дома сидел дедушка. Он все видел.

Дедушка тихо сказал:

Любовь с закрытыми глазами - почти ненависть. А ложь с открытыми глазами - хуже ненависти.

И мать не слышала этих мудрых слов.

Собери ее слезы

Анатолий дружил с красивой девушкой - Ольгой. Они были одноклассники, но парень был на год от девушки старше. Он хорошо знал математику, и не раз помогал ей, когда было трудно. Вот пришли в школу, как еще никого не было. Ольга и просит помочь по алгебре. Занимались они в классе, увлеклись задачами. Кто-то увидел их вдвоем и стал насмехаться: вот, мол, молодой и молодая. Анатолий побоялся насмешки. Подошел на перемене к девушке и сказал:

Больше не подходи ко мне. Это ты виновата, что надо мной смеются.

Ольга ошеломленно смотрела на Анатолия:
- Что же это я виновата? Не обращай на пустяки внимания - вот и хорошо будет. Здесь Анатолий выпалил девушке грубое слово. Ольга - в плач. Так и простояла у окна целый час, на урок не пошел. Анатолий спохватился: зачем же девушку обидел? Вот досада! Ему заболело. Он пришел домой и не мог успокоиться. Мучили угрызения совести. Из головы не шли слова девушки. Он сейчас видел ее заплаканные глаза. Вечером он рассказал все матери.

Мама, дорогая, ну, скажи, что мне делать, чтобы Ольга забыла то слово?

Скажу. Собери ее слезы. До единой. Только тогда, может, девушка забудет, как оскорбил ее парень.

Камень за пазухой

Были себе два крестьяне – молодой и старый. Вот пригласил Старый крестьянин Молодого в гости.

Пришел Молодой крестьянин к соседу. Правой рукой давит соседу руку, приветствуется, а левую за пазухой спрятал: камень держит.

Бдительным оком заметил Старый крестьянин камень за пазухой у Молодого, и промолчал.

Посадил Старый Молодого за стол, угощает. Ест Молодой и все восхваляет блюда, левой руки из пазухи не убирает.
- А теперь, - говорит Старый крестьянин, - угощу тебя медом. Но обычно у нас такой: из бочки дорогому гостю наливают меда в тарелку, и он берет тарелку и несет в рот обеими руками. Как совесть у гостя чистая - ни одна капля меду не разольется. Побледнел Молодой крестьянин, но что поделаешь - обычай. Налил Старый полную тарелку меда, поставил перед соседом. Вынул Молодой крестьянин левую руку с пазухи, чуть хотел прикоснуться обеими руками к тарелке, а камень выскользнул из-под рубашки, упал и разбил тарелку с медом. Вот что бывает, когда держишь камень за пазухой.

Папа с мамой поссорились

Папа с мамой еще вчера поссорились. Папа что-то говорил маме, а мама, склонив голову, плакала. Потом мама вышла из комнаты, а папа долго ходил из угла в угол.

Сегодня, вернувшись с работы, папа и мама не сели обедать, как всегда, вместе за стол, не посадили рядом с собой маленькую Тину. Сначала сел обедать папа, потом мама. И папа, и мама отдельно просили Тину: «Садись, доченька, обедать...». Но Тени не хотелось есть.

Когда Тина осталась в комнате одна, к ней подходили то мама, то папа, гладили по головке, целовали. Но Тени казалось, что они ласкают ее украдкой. Наступил вечер. Мама села за стол - читает книгу. Папа сел на диван - тоже читает книгу. Тина уселась между папой и мамой. Она взяла мамину руку, опустила ее на диван и положила на папину руку. И в тот момент почувствовала, как и папина, и мамина руки дрогнули. Мама бы хотела оторвать руку от папиной, но Тина не пускала. В детских глазах засияла улыбка. Папа крепко сжал мамину руку.

16 ноября — Международный день толерантности (терпимости)

Классный час о толерантности на тему «Жить как люди»

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться на Земле жить как люди.

Бернард Шоу

Цели: закрепить понятия «толерантность», «толерантная личность»; воспитывать у детей чувство ответственности за свои поступки.

Подготовительная работа: попросить 2 учеников подготовить информационное сообщение (по материалам сценария).

Оборудование : фотографии последствий экологических катастроф.

Оформление : написать на доске эпиграф классного часа, нарисовать таблицу.

План классного часа

I. Вступительная беседа.

II. Информационный блок «Истоки толератности».

III. Работа с таблицей «Толерантная и интолерантная личность».

IV. Проблемные ситуации. 1. «В семье».

2. «В школе».

3. «На улице».

V. Заключительное слово.

Ход классного часа

I. Вступительная беседа

Классный руководитель. Внутренний мир каждого человека неповторим. Нет двух людей с одинаковым мироощущением. Вступая во взаимоотношения с другими людьми, мы часто забываем об этом и поэтому обижаемся, что нас не понимают, да и сами неправильно толкуем слова и поступки других людей. Но самое страшное случается, когда мы теряем контроль над своими эмоциями.

Обратите внимание на наш эпиграф. Как вы понимаете эти слова?

(Дети высказываются.)

Некоторое время назад общественности стала известна скандальная история, которая произошла в одной из элитных школ: группа учеников издевалась над несколькими ребятами, унижала, била их и все это фотографировала на мобильник.

Чем вызвано такое, можно сказать, нечеловеческое поведение этих школьников?

Как предотвратить подобные ситуации?

Что делать, если мнение другого человека не совпадает с твоим?

(Учащиеся высказывают свое мнение.)

Давайте вспомним, что мы знаем о понятии «толерантность».

(Школьники высказываются, учитель дополняет ответы.)

II. Информационный блок «Истоки толерантности»

Ученик 1. Во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. был широко известен князь Талейран Перигор. Он отличался тем, что вне зависимости от политической ситуации в стране (и при революционном правительстве, и при Наполеоне, и при Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Этот человек был талантливым во многом, но более всего - в умении чувствовать настроение окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом Талейран не поступался собственными принципами, стремился к тому же управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «толерантность».

Классный руководитель. Как вы считаете, есть ли в истории России столь же значимые, авторитетные личности?

(Дети высказываются.)

Что ж, послушаем еще одно информационное сообщение.

Ученик 2. Каждому православному христианину известно имя Сергия Радонежского - основателя и игумена Троице-Сергиева монастыря. Будучи приверженцем чистоты духа и помыслов, преисполненный смирения и любви, Сергий Радонежский стал духовным авторитетом как для простых людей, так и для князей. В наиболее сложные моменты истории он не раз помогал князьям услышать друг друга, убеждал их прекратить кровопролитные усобицы. Преподобный Сергий Радонежский - один из самых почитаемых русских святых, своей жизнью он доказывал окружающим - жизнь можно устраивать только добром и любовью.

III. Работа с таблицей «Толерантная и интолерантная личность»

Классный руководитель. Как вы думаете, какого человека называют интолерантным?

(Дети высказывают предположения.)

Действительно, слово «интолерантный» противоположно по значению слову «толерантный». Сейчас мы попробуем разобраться, какие черты характеризуют человека толерантного, а какие - интолерантного.

(На доске таблица. Учитель предлагает детям ее заполнить - распределить характеристики по двум колонкам.)

Характеристики:

1. Человек, который много знает о своих достоинствах и недостатках.

2. Человек, который обычно чувствует себя в безопасности.

3. Человек, который во всех бедах стремится обвинить окружающих.

4. Человек, который считает, что происходящие события зависят от него.

5. Человек, которому трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми.

6. Человек, который в проблемных ситуациях склонен винить себя, а не окружающих.

7. Человек, который делит мир на две части: черное и белое.

8. Человек, который умеет посмеяться над собой.

9. Человек, который не считается с чужим мнением.

10. Человек, который причиняет другим людям вред и совершает над ними насилие.

Ответы: толерантная личность (1; 2; 4; б; 8), интолерантная личность (3; 5; 7; 9; 10).

Классный руководитель. Конечно, деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает и толерантные, и интолерантные поступки. Главное - какие из них преобладают.

IV. Проблемные ситуации

(Учитель делит класс на три группы. Каждая группа разыгрывает проблемную ситуацию. Затем учащиеся обсуждают, как сделать поведение в таких ситуациях толерантным.)

1. «В семье»

Мама увидела в окно, что ее дочь общается с девочкой Валей, о которой окружающие плохого мнения. Когда дочка вернулась домой, между ней и мамой состоялся разговор. Мама сказала, что она не хочет, чтобы ее дочь общалась с Валей, так как боится, что о ней (дочке) станут говорить тоже плохо. Как поступить девочке? Что сказать в ответ?

2. «В школе»

Между двумя мальчиками завязалась драка, один из них случайно ударил оказавшегося рядом одноклассника - удар предназначался не ему. Как поступить обиженному?

3. «На улице»

Девочка пришла в магазин и встала в очередь. Через некоторое время в магазин зашла пожилая женщина явно не в настроении и начала громко возмущаться: «Что за молодежь пошла, ты им слово, а они тебе сто в ответ. Грубые, невоспитанные, места никогда не уступят. А вот мы совсем другими были». Как себя вести девочке?

V. Заключительное слово

Классный руководитель (демонстрирует фотографии последствий экологических катастроф) Некоторые современные ученые утверждают, что катастрофы, происходящие сейчас на Земле, как техногенные, так и климатические, - это плата за то, что люди враждуют, ненавидят друг друга.

Психологи отмечают повышенную агрессивность и раздражительность у большинства людей. Происходит интенсивный выброс в окружающую среду отрицательной энергии. Накапливаясь, эта энергия способна разрушительно воздействовать на природу, среду обитания человека.

Все наши поступки возвращаются к нам бумерангом. Так давайте же будем радовать окружающих, совершать добрые поступки, от этого мы сами станем счастливее, а наш мир - чуточку светлее! Преумножайте доброе!

Внеклассное мероприятие

«Что такое толерантность»

Учитель: Серегина В. И

Толерантность– нерусское малознакомое слово обозначает терпимость, что как раз присуще русскому народу.

Учитель.

Здравствуйте, дорогие ребята, родители, гости.

Я очень рада, что вы все сегодня собрались вместе. Ведь совсем скоро мы отравимся в путешествие в страну Знаний. А в этой стране ценятся доброта, взаимопонимание , уважение к окружающим тебя людям - то есть одним словом - толерантность. Толерантность-это слово не русское, а латинское, обозначает

терпимость, что как раз присуще русскому народу. А чтобы нам в пути подружиться, давайте споем песню «Вместе весело шагать».

Ребята, на Земле живет около трех тысяч народов. Каждый из них отли чается друг от друга своей культурой, то есь ть песнями, танцами, костюмами, традициями, а так же языком, на котором люди думают и говорят.

Краснодарский край называют краем ста народов. Наш район Красноармейский, тоже многонациональный и в нашей школе учатся дети различных национальностей.

У каждого народа есть свои игры. Вот,например, украинские ребята предлагают вам поиграть в их национальную игру, которая называется «Перепелочка». Поднимитесь, пожалуйста, все. - Ой, у перепелочки да головка болит.

Да, головка болит.

Припев. Тут была, тут была перепелочка,

Ой, у перепелочки да коленки болят.

Да коленки болят.

Тут была, тут была перепелочка,

Тут была, тут была сизокрылая.

Ой у перепелочки крылья не болят,

Да крылья не болят.

Учитель. Понравилась вам игра?

Вот видите, мы все вместе играли в эту игру и русские, и татары, и армяне и ребята других национальностей.

Нельзя судить о человеке по его принадлежности к той или иной расе или народу. Судить надо о человеке по его поступкам.

Человечество часто делило людей на своих и чужих по расовым или национальным признакам. Многие европейцы гордились своей белой кожей и презирали тех, у кого она была другого цвета. Они считали, что такие люди могут быть только рабами.

В двадцатом веке фашисты утверждали, что германский народ самый умный, сильный и непобедимый.

В наше время общечеловеческое правило – закон - утверждает, что люди всех рас и всех народов равны между собой. Это очень важный закон, поэтому в 1966 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам ежегодно отмечать международный день толерантности – терпимости.

На Земле под синим небосводом,

Создано немалое народом

Разных стран, обычаев, культур,

И любой народ велик и мудр.

Русскому, японцу, эфиопу

«Шведу или немцу из Европы,

Или папуасу – жизнь дана,

Чтоб умела радовать она.

И терпимость – не пустяк.

Но это то, в чем нуждается планета,

Потому что только мир людей

Главное сокровище на ней.

Пусть всегда друг к другу уваженье

Будет знаком нашего движенья.

Через разногласий океан

К подлинному счастью всех землян.

Толерантность – это не только терпимое, уважительное.

отношение к людям другой национальности, но и умение понимать друг друга, жить среди людей, в одном классе. Как часто ребята дают одноклассникам клички, прозвища, потому что их товарищи чем-то не похожи на остальных. Это очень обидно и некрасиво. Об этом всегда думали мудрые люди.

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».

Ч. Айтматов.

«Добру человек у человека учится».

«Умение прощать – свойство сильных, слабые никогда не прощают.»

Золотое правило этики.

«Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой».

И вот мы снова в нашем классе говорим о дружбе.

Шире круг, шире круг

Музыка зовет

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод.

Дружат птицы в вышине,

Дружат рыбы в глубине.

Дружит с небом океан,

Дружат люди разных стран.

Шире круг, шире круг,

Музыка зовет

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

Ребята, давайте споем песню « Солнечный круг».

Ребята, что же такое толерантность?

О чем вы узнали из нашего путешествия?

Будь толерантен (попросту терпим)

К культурам и обычаям иным:

Все в мире важно,

Все его лицо,

И все достойно быть

В конце концов.

Люби того, кто ест не так

И носит странную одежду.

Пусть он иной.

Но он не враг

И занят в этой жизни тем же.

Он любит, создает семью

И строит дом как все земляне.

«Толерантность - путь к миру»

(4 класс)

Цели: - дать определение толерантности;

Определить качества толерантного человека;

Продолжить знакомство детей с понятием «толерантное отношение»;

Продолжить формирование толерантного, милосердного, терпимого отношения к сверстникам и взрослым людям;

Продолжать формирование стремления оказывать помощь и быть готовым ее принимать;

Ход занятия


1. Организационный момент.

Учитель

(Слайд 1)

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. (Звучит песня «Улыбка)

Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой!

Ребята, сейчас мы единое целое, от работы каждого из нас зависит общее дело. Работать начинаем?

2. Введение в тему.

Учитель

Мир – это Вселенная. Мир – это наша Земля. Мир - это наша страна. Мир – это наш город. Мир – это наша школа. Мир – это я. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худенькие, лысые и с косичками, умные и не очень. Все мы живём в обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово
«толерантность».

(Слайд 2)

Как вы его понимаете?

Вернемся в прошлое. Давайте посмотрим, откуда к нам пришло это слово.

(Слайд3)

3. Знакомство с новым понятием.

Учитель
Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному.

(Слайд 4)

^ В английском языке толерантность – это «готовность и способность воспринимать без протеста личность».
Во французском языке толерантность – это «уважение свободы другого, его образа мысли».
^ В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».
В персидском языке толерантность – это «готовность к примирению».

Русский словарь толерантность трактует как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, терпеть иной образ жизни, иное поведение, чувства, мнения, идеи. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

Учитель
Сейчас мы поработаем в группах У каждой пары положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из религий:

  1. «Не делай другому того, от чего больно тебе».
  2. «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
  3. «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
  4. «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».

(Слайд 5)

Учитель
Передайте эти мысли своими словами.
Какой общий смысл есть в этих высказываниях?


Учитель
- Конечно, ребята, всё верно: «Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу».

Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.

(Слайд 6)

Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?

4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

Определение качеств толерантной личности;

Толерантность – это качество личности.

Но ведь у толерантности должно быть лицо! У толерантности должны быть какие-то свои качества.

Как вы думаете, какими именно качествами должна обладать

Давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением.

Работа в группах

У вас листочки с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку

Конверт 1 : злорадство, ложь, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, прощение, грубость, сердечность.

Конверт 2: доброта, сердечность, терпимость, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество, уважение, великодушие, понимание, злость.

Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, терпимость, вспыльчивость, раздражение, сердечность, конфликт, сострадание.

Учитель
Ребята! Давайте проверим, что у нас с вами получилось (представитель каждой группы зачитывает ответ своей группы, затем карточки с качествами, которые чаще всего встречаются, крепятся на доску).


доброта


миролюбие


сострадание


терпимость


великодушие


сердечность


толерантность


понимание


уважение


прощение


милосердие

Учитель

Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами?

Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга?

Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
А можем ли мы изменить себя?

Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?

Как мы можем это сделать?

Учитель

Для этого мы с вами будем играть в игру «Давайте дарить друг другу комплименты».
Давайте мы с вами докажем друг другу, что мы добрые, понимающие, толерантные люди.

Дети становятся парами, кладут ладошки друг друга и говорят комплименты

Учитель

После того, как все дети сказали друг другу комплименты, учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнении:

  1. Вам понравилась эта игра?
  2. Почему?
  3. Были комплименты одинаковыми или разными?
  4. Почему разные?

Учитель

Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, каждый человек – это индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

(Слайд 7)

Учитель

Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер парты.

(Слайд 8)

1.Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

Понял я, что это – уважение

К мнению не только своему.

Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

Оставайся им всегда и

Будь еще галантен.

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

То вместе мы сделаем толерантным наш мир

Все вместе (хором):

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

5. . Обобщающая беседа

Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все были близкими друзьями. Потому что у нас разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характеры, вкусы и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

Конечно, всеми качествами обладать, наверное, невозможно, так как идеальных людей нет, но каждый человек должен к этому стремиться.

(Слайд 9)

6. Итог «В добрый путь». (Песня «Дорогою добра»)

Учитель

Ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»


Классный час

«Поговорим о толерантности»

Подготовила:

Учитель 4 «а» класса

Шапчиц Е.А.

Нефтеюганск – 2013 г.

Цель: сформировать у обучающихся представление о толерантности.

Задачи:

Формировать у детей понятие о толерантности;

Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий;

Воспитывать чувство уважения друг к другу;

Способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.

Оборудование и наглядность:

Презентация к классному часу «Поговорим о толерантности»

Мультипликационные фильмы: «Ежик должен быть колючим?», «Гадкий утенок».

Песня «Улыбка», «Если добрый ты», «Дорогою добра».

Листы бумаги и цветные карандаши.

Ход занятия:

1)Организационный момент.

Дети входят в класс под песню «Улыбка».

2) Вступительная беседа.

Под какую песню вошли в класс? («Улыбка»).

Что такое улыбка? (Выражение на лице, мимика).

А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…)

Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.

Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).

Очень часто при чтении журналов, газет можно встретиться со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова. Толерантность – имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость .

А теперь давайте посмотрим мультфильм о необычном ежике.

(Просмотр м/ф «Ежик должен быть колючим?»)

Ребята, скажите, виноват ли ежик в том, что он родился с кудряшками вместо колючек? (Нет)

А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? (Нет)

А знаете, как называют людей, которые не похожи на других, которые выделяются в своем коллективе? (Нет)

Таких людей называют «Белая ворона». А как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей.)

Да, вы правы. Белая ворона – это человек, который сильно выделяется в коллективе (толпе).

Ребята, а как вы думаете, хорошо, что все мы разные и не похлжи друг на друга? (Да).

3)Мы все разные.

Ребята, на какой планете мы живем? (Земля).

Сколько материков на Земле? (6).

Как называется наша страна? (Россия).

А какой народ живет в России? (Русские, ……….).

Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кто изображен? (Люди).

Похожи ли они между собой? (Нет, есть молодые, пожилые, русские и нет, с разным цветом кожи, есть дети…).

Совершенно верно, все люди разные, живут в разных уголках нашей планеты.

А как же появились люди на Земле? Человечество всегда пыталось выяснить свое происхождение и свое различие. Когда не было научных знаний, люди складывали легенды. Такие легенды есть у каждого народа. И у народов, которые живут на территории России. Вот послушайте одну из них.

Происхождение башкир

Давным-давно в этих местах, богатых лесом и горами, жили старик со старухой из кыпчакского рода. В те времена на земле царили мир и покой. На необозримых просторах степей бегали ушастые косоглазые зайцы, косяками паслись олени и дикие лошади-тарпаны. В водах водилось множество бобров и рыбы. А в горах находили себе пристанище красавицы-косули, степенные медведи, соколы-белогорлики.

Старик со старухой жили, не тужили: пили кумыс, держали пчел, занимались охотой. Много ли, мало ли прошло времени, родился у них сын. Старики только им и жили: берегли его, поили рыбьим жиром, заворачивали в медвежью шкуру.

Мальчик рос подвижным, шустрым, и скоро медвежья шкура стала ему мала - так он вырос и возмужал. Когда умерли отец с матерью, он отправился куда глаза глядят. Однажды в горах джигит встретил девушку-красавицу, и они стали жить вместе. У них родился сын, когда вырос - тоже женился. Появились дети и у них. Род увеличивался, умножался.

Шли годы. Эта родовая ветвь постепенно превратилась в большой род. Отец их был главой этого рода. Слово «башкорт» происходит от баш (голова), - кор (род), т. е. оно означает «главный род».

Если вы хотите, то можете взять в библиотеке книги с легендами народов России и узнать об их происхождении.

4) Не будь таким, как все.

Ребята, хотите поиграть в игру? (Да)

Сейчас мы с вами сядем в круг и будем называть положительные качества своего соседа, но только те, которые показывают его индивидуальность, то, чем он отличается от остальных.

(Проводится игра)

Молодцы, ребята! Теперь вы поняли, что быть не таким, как все – это хорошо? (Да)

Но не стоит забывать, что все мы все же должны при этом обладать общим качеством: быть толерантными. И наша индивидуальность ни в коем случае не должна быть направлена против окружающих нас людей.

5)Подведение итогов. Чтение и обсуждение высказываний великих людей.

« Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством». (Конфуций)

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». (Л. Н. Толстой)

Так что значит быть толерантным? (Это значит бережно относиться ко всем, понимать друг друга.)

А сейчас я предлагаю вам немного порисовать. Тема рисунков «Как мы умеем дружить».

(Дети рисуют под музыку «Дорогою добра» и «Если добрый ты»)

В завершении нашего классного часа мне бы хотелось, чтобы вы посмотрели еще один мультипликационный фильм о том, как непросто быть не таким, как все. Это м/ф «Гадкий утенок».

(Просмотр м/ф)